Меню

Занятие по окружающему миру оборудование



Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада на тему «Инструменты и бытовые приборы»

1. Организационный момент. «Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Сейчас мы поиграем! Пусть каждый скажет о себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая». Но перед тем как сказать, давайте немножко потренируемся. Сначала произнесем слово «Я» шепотом, потом — обычным голосом, а затем — прокричим его. Теперь давайте таким же образом поступим со словами «очень» и «хороший» (или «хорошая»). И, наконец, дружно: «Я очень хороший(ая)!» Молодцы! Теперь каждый, начиная с того, кто сидит справа от меня, скажет, как захочет — шепотом, обычным голосом или прокричит, например: «Я — Таня! Я очень хорошая!» или: «Я — Саша! Я очень хороший!» Замечательно! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем: «Мы очень хорошие!» — сначала шепотом, потом обычным голосом и прокричим.
Ой, послушайте! Что это? Тук-тук… Кто же пришёл к нам в гости? Да, это Фиксики! Они что-то нам принесли! Правильно, это «помогатор»! Что же в нём?» (из рюкзачка достаются игрушечные инструменты). Что это? А что же они чинят? Какие помощники есть ещё в доме? Правильно! Послушайте стишок!»
«Помощники есть в квартире у мамы,
Много работ они делают сами:
В комнатах пыль пылесос собирает,
Машина стиральная вещи стирает,
Потом эти вещи гладит утюг,
Новый компьютер — он тоже наш друг.
Микроволновка готовит обед,
Даёт мясорубка фарш для котлет,
А холодильник продукты хранит,
Только при этом немножко гудит.
Варит плита наша вкусный компот —
У этих помощников много забот.
Все бытовые приборы нужны,
Но всё же мы быть осторожны должны:
Если залезть в холодильник случайно
Можно замёрзнуть — что очень печально.
Если в машину стиральную прыгнуть,
От электричества можно погибнуть!
И с телевизором та же беда —
Не ковыряйтесь вы в нём никогда!
С приборами будьте всегда осторожны —
Правило это запомнить несложно!»
(А.Валевский)
«Какие приборы вы запомнили? Молодцы!»

2. Д/и «Сложи картинку». «Ребята, Фиксики принесли нам картинки. Их надо починить… Поможем им? Что тут изображено? Как это можно назвать одним словом?» Детям индивидуально выдаются разрезные картинки с изображением бытовых приборов и инструментов. Они собирают картинки и по очереди называют, что на них изображено. Далее называют обобщающие понятия.

3. Д/и «Расскажи, что это». Составление описательного рассказа по собранной разрезной картинке с опорой на схемы Ткаченко Т.А. «Ребята, а сейчас каждый из вас загадает Фиксикам свой прибор или инструмент. Смотри на схему и рассказывай». Примерный ответ: «Это пылесос. Пылесос – это бытовой прибор. Он бывает разных цветов. Пылесос небольшой величины. Нужен, чтобы убираться в доме». Также педагогом в течение занятия обязательно обговариваются правила безопасности.

4. Д/и «Разложи». На ковре лежат игрушки-инструменты или картинки, на которых изображены бытовые приборы и инструменты. «Ребята, нужно помочь Фиксикам прибраться. Инструменты в чемоданчик, а приборы в коробку».

5. Логоритмические упражнения (физкультминутка).
Танцы под «Фиксипелки».

6. Упражнение на развитие мелкой моторики. «Собери». Детям индивидуально выдаются пособия — конструкторы. «Ребята, кто-то разобрал все конструкторы, давайте соберём и узнаем, что получилось».

7. Д/и «Один-много». Педагог предлагает поиграть с мячиком: «Я буду каждому кидать мячик и называть 1 прибор или инструмент. А вы должны будете кинуть мячик обратно и назвать много. Например: один молоток – много молотков и т.д.» (заданное каждому ребенку слово не должно совпадать с тем, которое было у него на разрезной картинке).

8. Итог. «Ребята, кто к нам сегодня приходил в гости? Как мы помогали Фиксикам? Вы очень старались, все большие молодцы! Увидимся на следующем занятии!»
В конце занятия можно всем вместе посмотреть мультфильм про Фиксиков «Инструменты» или про любой электроприбор.

Источник

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Бытовые электроприборы» в подготовительной группе

Виктория Митрофанова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Бытовые электроприборы» в подготовительной группе

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

«Бытовые электроприборы» подготовительная группа

Цель: расширять знания детей об электроприборах, об их значении в жизни человека.

— учить правилам безопасного поведения с электробытовыми приборами. Предостеречь от опасности. Учить действовать при необходимости;

— учить набирать номера экстренных служб: пожарная служба — 01; скорая помощь – 03;

познакомить с правилами оказания первой помощи при ударе током, пожаре;

— способствовать воспитанию бережного отношения к своему здоровью, ответственности за свои поступки.

Материал и оборудование: иллюстрации, предметные картинки с изображением электроприборов, телефон, мяч, зеленые и красные картонные кружки, раскраска «электроприборы».

Ход занятия:

— У ваших родителей дел дома немало,

Надо квартиру прибрать,

А пыль папе кто поможет собрать? …. (пылесос).

Белье вашей маме поможет стирать:(стиральная машинка).

Оладушки ваша бабушка готовит на?. (на электроплите).

А продукты, принесенные из магазина, кладут для хранения куда? (в холодильник)

А одежду мама чем гладит?. (утюгом)

А вечером мы что включаем для просмотра кино? (телевизор).

— Молодцы, правильные ответы. Как называются все эти приборы? (электроприборы).

2. Загадывание загадок

— На плите стоит — пыхтит.

В нём вода бурлит – кипит.

Из — под крышки выйдет тучка,

Носик есть и с боку ручка.

Чайных чашек всех начальник.

Называется он… (чайник!

— С легкостью каждый сейчас угадает:

Вещи она неустанно стирает.

Полоскает и выжимает

Брюки, рубашки, носки и белье.

(стиральная машина)

— Пол в квартире изучает,

За порядок отвечает.

Хоть имеет длинный нос,

Он не слон, он… (пылесос)

— Угадай, кто ветром дует

И над головой колдует?

Смыв с волос густую пену,

Сушат их все люди … (феном)

— Он не ест и не пьет,

Чужим голосом поет.

Только вот обидно,

Кто поет — не видно!

Полюс северный внутри!

Там сверкает снег и лёд,

Там сама зима живёт.

(Холодильник.)

Через поле и лесок подаётся голосок.

Он бежит по проводам —

Скажешь здесь, а слышно там.

Она висит под потолком,

Ее плафоны из стекла,

Ее мы включим вечерком,

И станет комната светла. (Люстра.)

— Загадки вы хорошо отгадываете. Эти предметы помогают человеку в быту и называются бытовыми электроприборами. А кто знает, что общего у всех электроприборов? (электрический шнур, вилка). Без подключения к розетке с током, они не работают.

— Какие еще приборы работают от электричества? — А узнаете вы их на картинках? Давайте поиграем в игру

2. «Собери, не ошибись».

(Дети получают картинки с частями стиральной машины, пылесоса, утюга, посудомоечной машины и собирают из них целый предмет, по ходу работы Незнайка уточняет, как называются части).

3. Беседа о правилах пользования электроприборами.

Для того, чтобы электроприбор заработал, его надо подключить к электричеству. Это делают только взрослые, включают вилку в розетку.

Обращаться с ним бережно, аккуратно! Использовать только по назначению!

Электроприборы бывают опасны для человека. Когда они неисправны (старые, неправильно собранные, перебитый шнур, плохая розетка, обгоревшая вилка, когда в чайнике нет воды, когда ребенок берет то, что запрещают).

— Давайте сформулируем правила безопасного обращения с электроприборами, чтобы не ударило током.

1. Не включайте неисправные электроприборы.

2. Не пользуйтесь электроприборами, если у них перекручен шнур.

3. Не прикасайтесь к оголенным проводам.

4. Никогда не трогайте провода и электроприборы мокрыми руками.

5. Не вынимайте вилку из розетки, дергая за шнур.

6. Не пользуйтесь электроприборами в ванной.

4. Игра «Можно – нельзя!»

— Давайте поиграем в игру «Можно- нельзя!». Я вам буду называть действия с предметами, а вы мне будете поднимать зеленый кружок, если можно, и красный – если нельзя.

* Изучить инструкцию с родителями и действовать по инструкции? (Зеленый кружок, можно.)

* Мыть в воде машинку, в которой есть батарейка? (Красный. Нельзя, потому что батарейка разрядятся в воде и машинка не будет работать).

* Играть с электроприбором как с игрушкой, баловаться? (Нет)

* Включать малышу вилку в розетку? (Красный. Нельзя)

* Бросать электроприбор, трясти его? (Нет! Можно поломать)

* Изучить какие кнопки что обозначают? (Да, нужно)

* Включать и выключать электроприборы без взрослых? (Нельзя)

* Лить воду на электроприборы? (Нет, будет короткое замыкание. Опасно! Красный кружок)

* Пользоваться пультом? (можно, если родители разрешают)

* Совать внутрь посторонние предметы? (Нет)

— Молодцы! Вы знаете правила обращения с электроприборами.

5. Физкультурная пауза — игра «Для чего это нужно»

— Ребята, вставайте полукругом на ковре, я вам буду бросать мяч, и называть электроприборы, а вы мне говорите, для чего нужен тот или иной электроприбор.

Электроплита…для приготовления пищи,

— Утюг …для глажки белья

— Миксер … для взбивания крема

— Феном … сушат волосы.

— Лампой … освещают книгу.

— Пылесосом – пылесосят ковры.

— Вентилятором – охлаждают воздух.

— В холодильнике – хранят продукты.

— В микроволновке – готовят, разогревают еду.

— В чайнике – кипятят воду.

— По телефону – звонят.

— На магнитофоне – слушают музыку.

— Как все эти приборы называются одним словом? – Электроприборы.

— Видите, как много электроприборов нас окружает. Они наши лучшие помощники. Все они делают нашу жизнь удобной и разнообразной. Без них человеку было бы трудно.

Молодцы, все сегодня хорошо отвечали, садитесь на свои места.

6. Раскраска «Бытовые электроприборы»

Спасибо за внимание!

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Планета земля»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Планета земля» «ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Б»Цели:1. Углубить представления о том, что.

Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Чистый воздух» Цель. Обобщить представления детей о явлениях природы. Систематизировать знания о значении воздуха для жизни, использовании свойств воздуха.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Опыты с водой» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (опыты с водой). В подготовительной группе. Цель: -учить детей проводить опыты с водой,.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Деревья нашего леса» Цель: углубление и совершенствование знаний детей о деревьях наших лесов. Образовательная задача: учить детей различать и узнавать деревья.

Читайте также:  Продажа торгового оборудования для розничного магазина

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Наш дом — планета Земля» Цели: 1. Углубить представления о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой. Кроме воды есть материки.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Наши защитники Отечества» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Наши защитники Отечества» Программное содержание: Углублять.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Почва и ее свойства» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Почва и ее свойства» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Вода и лёд» в подготовительной к школе группе Цель: Уточнение и расширение представлений детей о разных свойствах воды. Задачи: 1. Закрепить знания детей о воде и её качествах. 2. Познакомить.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Вот так Африка!» Задачи: — Дать понятие, что такое «жаркие страны; рассказать о природных зонах Африки, их обитателях; рассказать, как животные приспособились.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Народы мира» с применением презентации в подготовительной группе Конспект занятия в подготовительной группе. Воспитатель Коваленко Елена Борисовна. Цель: формировать представление о многообразии стран.

Источник

Использование учебно -лабораторного оборудования на уроках окружающего мира
статья по окружающему миру (3 класс) по теме

Тершукова Елена Игоревна

Использование учебно — лабораторного оборудования на уроках окружающего мира для достижения метапредметных результатов в системе «Школа России»

Скачать:

Вложение Размер
statya_ispolzovanie_uchebno-laboratornogo_oborudovaniya.doc 58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование учебно – лабораторного оборудования на уроках окружающего мира (УМК «Школа России») для достижения метапредметных результатов .

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Следовательно, эффективное достижение соответствующих метапредметных результатов невозможно без использования учебно — лабораторного оборудования.

В своей работе я использую следующие инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения:

Программа УМК «Школа России под редакцией А.А.Плешакова, учебники А.А. Плешаков «Окружающий мир» 1- 4 класс, рабочие тетради, хрестоматии.

Детская справочная литература: справочники, атлас-определитель «От земли до неба»; «Зелёные страницы», «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики» — книги для учащихся начальной школы; энциклопедии об окружающем мире

Плакаты по основным темам естествознания

Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.).

Географические и исторические настенные карты.

Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения

Ноутбуки для детей

Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме).

Электронные приложения к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир»

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Модульная система экспериментов PROLog

Термометры для измерения температуры воздуха, воды.

Часы с синхронизированными стрелками.

Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта.

Модель «Торс человека» с внутренними органами.

Коллекции полезных ископаемых.

Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания

Коллекции плодов и семян растений.

Настольные развивающие игры по тематике предмета Окружающий мир

(лото, игры-путешествия и пр.).

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: «Дом»,

«Зоопарк», «Ферма», «Транспорт», «Магазин», и др.).

Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования и др.

С помощью соответствующих пособий учащиеся младших классов овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Формируется фундамент экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.

Учебный эксперимент в школьном курсе окружающего мира в начальной школе — это отражение научного метода исследования. Сформированные в ходе проведения экспериментов метапредметные универсальные учебные действия являются важным аспектом для положительной мотивации обучающихся на практико — ориентированную деятельность.

Метапредметные УУД формируются значительно быстрее, если при проведении учебного эксперимента наряду с традиционным используются цифровые измерительные приборы и системы, к которым относится модульная система экспериментов PROLog.

В качестве примера, рассмотрим лабораторную работу « Измерение температуры воздуха», проведенную во 2 классе (УМК «Школа России»)

Тема: Измерение температуры воздуха

 способность регулировать собственную деятельность, направленную на

познание окружающего мира;

 способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; осознание правил и норм взаимодействия с педагогами и сверстниками в классе;

 способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

 готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

 ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам

здоровьесберегающего поведения; учебно-познавательная мотивация учебной деятельности;

 самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

 навыки сотрудничества в учебной ситуации.

Познавательные логические УУД: анализ; сравнение; классификация по заданным критериям; установление причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД

 уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

 определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

 договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

4. Регулятивные УУД

 выделять и формулировать то, что усвоено,

 определять качество и уровень усвоения;

 устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

 соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

Характеристика деятельности обучающихся

Наблюдать простейшие опыты по изучению воздуха.

понятия «опыт», «наблюдение», различие между наблюдением и опытом

как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем

Измерять температуру воздуха с помощью специального измерительного

прибора, обобщать результаты, делать выводы .

Исследовать температуры воздуха индивидуально или в группах.

Обсуждать в группах полученные результаты измерения и исследований.

Сравнивать и различать значения температуры воздуха в комнате и на улице.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию о воздухе и

температуре воздуха из дополнительных источников знаний (словарей,

энциклопедий, справочников, ресурсов сети Интернет) и обсуждать

Работать в парах, группах и самостоятельно с источниками информации о

Объяснять способы измерения температуры воздуха.

Оценивать температуру воздуха для адекватного погодным условиям выбора одежды перед выходом на улицу.

Продолжительность работы : 40 мин.

Сложность эксперимента : простой.

Работа с учащимися

1. В ходе проведения лабораторной работы ты узнаешь:

Что такое температура и как ее измеряют.

2. Что ты научишься делать?

Измерять температуру воздуха с помощью специального прибора.

3. Подготовься к выполнению работы

Температура воздуха является важной характеристикой погоды.

Температуру воздуха можно измерить разными способами. Иногда

для этого достаточно наших собственных ощущений. Например, если тебе

становится холодно, ты надеваешь теплую одежду. Когда мы заходим в

помещение зимой, мы снимаем с себя верхнюю одежду, чтобы чувствовать себя комфортно . Для точного измерения температуры необходимо

использовать специальные устройства. Ты уже знаешь термометр, который наверняка находится за окном класса или в твоей комнате. Сегодня ты будешь учиться определять температуру при помощи измерительного

Найди и выдели в тексте главную мысль . Если ты затрудняешься это сделать, еще раз прочитай название лабораторной работы.

4. Что тебе необходимо для работы:

 модуль отображения информации (графический);

 измерительный модуль «Температура»;

 USB кабель B/M-B/M, 0.185M

 USB кабель А/М-В/М, 1,5М;

5. Памятка о мерах предосторожности при выполнении работы

В ходе работы необходимо строго соблюдать следующие правила:

1. Выполняй все указания педагога, соблюдай дисциплину при подготовке и во время работы.

2. Размещай оборудование и материалы на своем рабочем столе аккуратно, чтобы не допустить их падение или опрокидывание.

3. При подключении измерительных и вспомогательных модулей в цепь не допускай перекручивания соединительных проводов.

4. Начинать работу можно только с разрешения педагога.

1. Начерти в рабочей тетради отчетную таблицу.

1.Нажми на кнопку Инструменты дисплея.

2. Выбери из выпадающего списка параметров пункт Выключение экрана.

3.При помощи стрелок установи продолжительность работы подсветки дисплея на 15 мин.

4.Возьми щуп модуля температуры за верхнюю часть, рядом с проводом.

5.Подожди некоторое время, пока показания температуры станут стабильными (перестанут изменяться). Запиши полученные данные в колонку «Температура воздуха в помещении» отчетной таблицы.

6.Выйди на территорию школьного двора, взяв с собой коробку с модулями.

7.Если ты проводишь наблюдение за погодой в холодное время года – обязательно надень верхнюю одежду и головной убор.

8.Запиши значение температуры воздуха (из блокнота) в колонку «Температура воздуха на улице» отчетной таблицы.

Источник

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада на тему «Инструменты и бытовые приборы»

Римма Карагозян
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада на тему «Инструменты и бытовые приборы»

Образовательные задачи: продолжать знакомить детей с бытовыми приборами и инструментами, расширять представления о них, уточнять и активизировать словарь по данной теме, учить видеть характеристики предмета и обозначать их словами, развивать связную речь (формировать умения отвечать развернуто на вопросы, распространять предложения, строить описательный рассказ, соблюдая его структуру, развивать лексико-грамматическую сторону речи.

Коррекционно-развивающие задачи:развивать эмоциональную сферу и психические процессы: целостное зрительное восприятие, наглядно-образное и словесно-логическое мышление, внимание; развивать фонематический слух, общую и мелкую моторику, формировать умение планировать и организовывать свою деятельность.

Воспитательные задачи: формировать навыки сотрудничества, эмпатии, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

Оборудование: игрушки «Фиксики», «помогатор» (рюкзачок Фиксиков) разрезные и целые картинки с изображением бытовых приборов: телевизор, утюг, газовая плита, пылесос, холодильник, стиральная машина, микроволновая печь, кухонный комбайн; и инструментов: пила, молоток, топор, клещи, лопата, ножницы и т. д. ; схемы Ткаченко Т. А. ; игрушки-инструменты, чемоданчик, коробка или картинки для д/и «Разложи»; MP3-проигрыватель и аудиодиск «Фиксипелки»; пособие конструкторы с инструментами; мячик.

Методы и приемы: словесные (беседа, слово логопеда, речевой образец выполнения задания, параллельное описание, наглядные (демонстрация, практические (упражнения).

Ход занятия:

1. Организационный момент. «Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Сейчас мы поиграем!Пусть каждый скажет о себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая». Но перед тем как сказать, давайте немножко потренируемся. Сначала произнесем слово «Я» шепотом, потом — обычным голосом, а затем — прокричим его. Теперь давайте таким же образом поступим со словами «очень» и «хороший» (или «хорошая»). И, наконец,дружно: «Я очень хороший (ая!» Молодцы! Теперь каждый, начиная с того, кто сидит справа от меня, скажет, как захочет — шепотом, обычным голосом или прокричит,например: «Я — Таня! Я очень хорошая!»или: «Я — Саша! Я очень хороший!» Замечательно! Давайте встанем в круг,возьмемся за руки и скажем: «Мы очень хорошие!» — сначала шепотом, потом обычным голосом и прокричим.

Ой, послушайте! Что это? Тук-тук… Кто же пришёл к нам в гости? Да, это Фиксики! Они что-то нам принесли! Правильно, это «помогатор»! Что же в нём?» (из рюкзачка достаются игрушечные инструменты). Что это? А что же они чинят? Какие помощники есть ещё в доме? Правильно! Послушайте стишок!»

«Помощники есть в квартире у мамы,

Много работ они делают сами:

В комнатах пыль пылесос собирает,

Машина стиральная вещи стирает,

Потом эти вещи гладит утюг,

Новый компьютер — он тоже наш друг.

Микроволновка готовит обед,

Даёт мясорубка фарш для котлет,

А холодильник продукты хранит,

Только при этом немножко гудит.

Варит плита наша вкусный компот —

У этих помощников много забот.

Все бытовые приборы нужны,

Но всёже мы быть осторожны должны:

Если залезть в холодильник случайно

Можно замёрзнуть — что очень печально.

Если в машину стиральную прыгнуть,

От электричества можно погибнуть!

И с телевизором та же беда —

Не ковыряйтесь вы в нём никогда!

С приборами будьте всегда осторожны —

Правило это запомнить несложно!»

(А. Валевский)

«Какие приборы вы запомнили? Молодцы!»

2. Д/и «Сложи картинку». «Ребята, Фиксики принесли нам картинки. Их надо починить… Поможем им? Что тут изображено? Как это можно назвать одним словом?» Детям индивидуально выдаются разрезные картинки с изображением бытовых приборов и инструментов. Они собирают картинки и по очереди называют, что на них изображено. Далее называют обобщающие понятия.

3. Д/и «Расскажи, что это». Составление описательного рассказа по собранной разрезной картинке с опорой на схемы Ткаченко Т. А. «Ребята, а сейчас каждый из вас загадает Фиксикам свой прибор или инструмент. Смотри на схему и рассказывай».Примерный ответ: «Это пылесос. Пылесос – это бытовой прибор. Он бывает разных цветов. Пылесос небольшой величины. Нужен, чтобы убираться в доме». Также педагогом в течение занятия обязательно обговариваются правила безопасности.

4. Д/и «Разложи». На ковре лежат игрушки-инструменты или картинки, на которых изображены бытовые приборы и инструменты. «Ребята, нужно помочь Фиксикам прибраться. Инструменты в чемоданчик, а приборы в коробку».

5. Логоритмические упражнения (физкультминутка).

Танцы под «Фиксипелки».

6. Упражнение на развитие мелкой моторики. «Собери». Детям индивидуально выдаются пособия — конструкторы. «Ребята, кто-то разобрал все конструкторы, давайте соберём и узнаем, что получилось».

7. Д/и «Один-много».Педагог предлагает поиграть с мячиком: «Я буду каждому кидать мячик и называть 1 прибор или инструмент. А вы должны будете кинуть мячик обратно и назвать много.Например: один молоток – много молотков и т. д.» (заданное каждому ребенку слово не должно совпадать с тем, которое было у него на разрезной картинке).

8. Итог. «Ребята, кто к нам сегодня приходил в гости? Как мы помогали Фиксикам? Вы очень старались, все большие молодцы! Увидимся на следующем занятии

В конце занятия можно всем вместе посмотреть мультфильм про Фиксиков «Инструменты» или про любой электроприбор.

Долгосрочный проект по ознакомлению с окружающим миром «Вокруг света за 90 дней» в старшей группе детского садаДолгосрочный проект по ознакомлению с окружающим миром «Вокруг света за 90 дней» в старшей группе детского сада В предыдущей публикации я рассказывала о нашем краткосрочном летнем проекте «Всем нам знать положено правила дорожные». Наряду с ним мы.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром «День рождения нашего детского сада» Цель: воспитывать уважительное дружелюбное отношение и любовь к детскому саду. Задачи: развивать коммуникативные способности, желание помогать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в первой младшей группе на тему «Овощи и фрукты» «Овощи и фрукты». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в 1 младшей группе. Задачи: Систематизировать и обобщить представление.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему «Зимующие и кочующие птицы» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1583 имени К. А. Керимова» Конспект занятия по Ознакомлению.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Родной край. Жигулевск» Материалы и оборудование:глобус, карта России, ветки клена, бревнышки, крылатки, удочки, пластмассовые рыбки. Цель:уточнение и закрепление.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Насекомые» Образовательные задачи: учить детей преобразованию глаголов единственного числа в множественное число. Развивающие задачи: упражнять детей.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Экскурсия на кухню детского сада»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Экскурсия на кухню детского сада» Цель: познакомить детей с трудом повара; расширить и закрепить знания о кухонной посуде. Предварительная работа: инструктаж детей о правилах.

НОД по теме «Бытовые приборы» в старшей логопедической группе Тема: «Бытовые приборы» Задачи: Образовательные задачи: Закрепить представление о бытовых приборах, об их значении для людей, обобщающее.

Конспект занятия по ОБЖ «Дом, мебель, интерьер, бытовые приборы» Хакунова Светлана Алиевна. город Майкоп. МБДОУ №16. Родителям рекомендуется: Рассмотреть домашнюю мебель, предназначенную для спальни, кухни,.

Источник

Раздел 7. Материальное обеспечение

Раздел 7. Материальное обеспечение

Предмета «Окружающий мир» в начальной школе

Тема 7.1. Материальное оснащение

Предмета «Окружающий мир» в начальной школе

Значение материальной базы в процессе изучения окружающего мира.

Кабинет естествознания и его составляющие.

Наглядные средства обучения в курсе «Окружающий мир».

Уголок живой природы.

Учебно-опытный участок.

Географическая площадка.

Учебная экологическая тропа.

Значение материальной базы

В процессе изучения окружающего мира

Материальная база (обеспечение) – это система материальных факторов, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс. Материальную базу обучения естествознанию составляют:

· кабинет естествознания с учебным оборудованием;

· уголок живой природы;

· пришкольный участок с экологической тропой;

В современной школе обозначились новые подходы к организации материального обеспечения процесса обучения естествознанию.

1.Средовый подход стал одним из ведущих в образовании. Развитие личности ребенка определяется не только биологическим механизмом наследственности и психогенными факторами, но также средой, в которой происходит развитие. Материальная база создает развивающую предметную среду, с которой взаимодействует ребенок. В связи с приемом в школу шестилетних детей усилия педагогов должны быть направлены на организацию такой среды, которая обеспечит сохранение здоровья детей и постепенный переход от дошкольных к школьным формам организации деятельности. Классное пространство структурируется таким образом, чтобы выделить места для отдыха и игры, и превращается в особый мир, в котором ребенок не просто усваивает знания и умения, а полноценно проживает свое детство.

2. На развитие ребенка решающим образом влияют два фактора: взаимодействие с природой на основе познания ее сущности и контакт с культурой, присвоение которой направляется педагогом в процессе обучения. Развивающая предметная среда как система материальных объектов деятельности ребенка должна функционально моделировать содержание его развития. В связи с этим перед начальной школой стоит задача экологизации среды, то есть насыщения природными элементами традиционных предметно-пространственных условий обучения детей (В.Н. Максимова). Создаются новые элементы среды: экологические тропы, зимние сады, экологические комнаты, лаборатории для экспериментирования с природным материалом. Живой уголок в классе, мини-сад на окне, классный музей природы и т.п. создают контрастность условий, привлекают внимание ребенка к окружающей природе, способствуют воспитанию заботливого отношения к ней. Дети получают возможность воспринимать разнообразие элементов природы, самостоятельно исследовать окружающий мир.

В психолого-педагогических исследованиях рассматривается значение природной среды в различных сферах развития и воспитания младших школьников: умственное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое. “Мир, окружающий ребенка, – это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой”, – писал В.А Сухомлинский [7, с. 46].

Природная среда по своему существу реальна, информативна и конкретна. По структурным характеристикам она отличается сложностью, сочетанием консервативных и проблемных элементов, эстетичностью. Ее функциональный потенциал проявляется благодаря активному общению ребенка с природой. Восприятие природной красоты и гармонии возбуждает у детей потребность в гармоничной деятельности, в творческом самовыражении, самореализации. Наблюдения за живыми объектами помогают детям увидеть красоту природы, дают радость открытий, развивают познавательный интерес. Выращивая комнатное растение, ухаживая за аквариумом, ребенок выступает в роли творца, чувствует свою значимость для других.

Познавая и преобразовывая природную среду, младший школьник осваивает ее. Под освоением понимается такое взаимодействие ребенка и окружающей природы, которое активизирует процесс развития эмоционально-перцептивной сферы, способствует формированию разных видов деятельности, обогащает опыт пространственного поведения. В процессе перцептивного освоения природы с помощью органов чувств расширяются фактические знания детей. Движущей силой познания является потребность в новых впечатлениях, побуждающая младших школьников исследовать окружающие предметы и явления. Открытие “новизны” в природе рождает у детей глубокий познавательный интерес. Ребенок выступает как исследователь и активный деятель, самостоятельно выбирающий различные способы воздействия на окружающий мир, при этом у него ярко выражена установка на получение чего-то нового, неожиданного.

В теории и практике педагогики накоплен значительный потенциал знаний об использовании возможностей среды как средства воспитания и развития ребенка. При этом особое внимание уделяется характеру структурирования среды. Выявлены определенные требования к организации среды в школе (гетерогенность, связность, гибкость).

Таким образом, природная среда является мощным фактором, влияющим на развитие ребенка, и в то же время условием, в котором осуществляется саморазвитие личности. В связи с этим возникает необходимость в специально организованной педагогической среде. Гибкость и управляемость средой позволит ребенку максимально широко проявлять свою активность в освоении природного мира, а педагогу – видоизменять структуру и функции различных природных объектов в соответствии с педагогическими задачами. Управление средой может происходить как бы от лица самих природных объектов, явлений, выступающих в роли своеобразных партнеров деятельности детей.

Активное освоение природной среды происходит в практической деятельности. Ребенок учится видеть экологические особенности растений, животных, ухаживать за ними, оберегать, выращивать, трудиться в природе. В результате у детей возрастает самостоятельность, ответственность, развиваются навыки планирования. Ребенок учится не только определять потребности природных объектов, но и удовлетворять их в процессе труда.

3. Существующая в школе кабинетная система требует большей гибкости в соответствии с новой парадигмой образования. Для групповой работы и индивидуальных занятий, организации проектной и игровой деятельности детей необходимы легко трансформируемые помещения разной конфигурации и функционального назначения, нужны мебель и оборудование. В соответствии с требованиями нового времени в начальной школе создаются мини-лаборатории для учебного исследования, телекоммуникационные центры, игротеки и т.д.

Таким образом, важнейшей задачей в обучении естествознанию является создание экологизированной предметно-развивающей среды – комплекса природных, производственных и информационно-культурных условий, обеспечивающих полноценное развитие ребенка.

Уголок живой природы

Уголок живой природы – это место для хранения живых растений и животных, подготовки опытов с ними, проведения внеурочных и внеклассных занятий.

Уголок живой природы может быть в кабинете естествознания и являться его составной частью. Лучше если школа располагает отдельной комнатой для его размещения. Это может быть общешкольный уголок для детей младших и старших классов.

Требования к уголку живой природы.Комната для уголка живой природы должна быть хорошо освещена, отвечать нормам и требованиям для содержания животных и выращивания растений. В уголке живой природы следует поддерживать постоянную температуру: это является оптимальным условиям для роста растений и содержания животных.

Растения уголка живой природыподбираются в соответствии с учебной программой по природоведению.

Комнатные растенияследует выбирать так, чтобы на их примере можно было познакомить учащихся с разными экологическими группами растений, внешним строением органов, способами размножения и проводить практические работы по выращиванию.

Животные уголка живой природы.В уголке живой природы могут содержаться гидры, моллюски (катушки, прудовики, беззубки), дафнии, циклопы, плавунцы, личинки плавунцов, стрекоз, поденок. Из насекомых – шелкопряды (тутовый и дубовый), бабочка-капустница, божья коровка и др. Из позвоночных содержатся рыбы, земноводные (лягушки, тритоны), пресмыкающиеся (ящерицы, черепахи), птицы и мелкие млекопитающие. Младшие школьники осваивают приемы ухода за животными, учатся создавать для них экологически целесообразные условия.

Значение уголка живой природы.Уголок живой природы для начальной школы имеет исключительное значение. Постоянное общение с живыми объектами, проведение наблюдений и опытов, а также выполнение систематической работы по уходу за животными и выращиванию растений приучают детей к самостоятельности, повышают ответственность за выполнение заданий, прививают любовь к природе.

В процессе длительных наблюдений у школьников накапливаются знания, позволяющие правильно понять, отчего зависят рост и развитие, какова взаимосвязь растений и животных с окружающей средой, что способствует формированию научного миропонимания явлений и процессов, происходящих в организмах.

В настоящее время появилась еще большая необходимость в создании уголков живой природы. Вызвано это тем, что значительно ограничен и регламентирован сбор живых объектов для создания гербариев, коллекций и других наглядных пособий.

Важно, чтобы в уголке живой природы и на учебно-опытном участке выращивались растения, занесенные в Красную книгу, и главным образом те, которые подлежат охране в данной местности. Всю внеклассную и внешкольную работу следует направить на охрану, изучение и умножение охраняемых объектов природы.

Уголок живой природы является важной частью материальной базы в учебно-воспитательном процессе. Он способствует наилучшему осуществлению экологического воспитания, формированию научного мировоззрения, привитию детям патриотических и нравственных чувств и любви к Родине. Тщательное планирование работы в уголке живой природы обеспечивает выполнение различных видов практических и исследовательских работ, способствующих подтверждению знаний на практике, а затем использованию приобретенных знаний на уроках природоведения.

Учебно-опытный участок

На школьном учебно-опытном участке для начальных классов должны быть следующие отделы: овощной, ягодный, цветочно-декоративный, коллекционный, а также плодовый сад. Если для начальных классов нет возможности организовать какой-либо отдел, то учащиеся 1-4 классов могут вести работу на соответствующем участке для старших классов.

Учебно-опытный участок следует спланировать в соответствии с требованиями программы. Площадь дорожек составляет 10% площади под все культуры, т. е. 43,7 кв. м. Общая площадь всего участка 480,7 кв. м.

Для работы учащихся на пришкольном участке необходимо иметь инвентарь, обеспечивающий выполнение всех работ от подготовки почвы до уборки урожая. Орудия должны быть облегченного типа.

Инвентарь надо размещать на подставках и вешалках, систематически чистить. После окончания сезона работ инвентарь необходимо почистить и смазать. От качества хранения инвентаря зависит продолжительность его службы и производительность труда.

Географическая площадка

Географическая площадка располагается вблизи от школы в освещенном месте на учебно-опытном участке. Она необходима для проведения наблюдений за погодой, для осуществления комплексных наблюдений за неживой и живой природой, для организации и проведения фенологических наблюдений.

Географическая площадка имеет квадратную форму, размером 10´10 м. Обязательный объект географической площадки – гномон. Это прочный шест в 1,5 м длины. Гномон ставят в центре, и по нему школьники наблюдают за движением солнца, длиной тени в зависимости от времени суток и года. С помощью гномона определяют направления сторон горизонта.

На географической площадке необходим флюгер. Его укрепляют на металлическом столбе, высота которого не менее 10 м. По флюгеру ведут наблюдения за направлением ветра. Для проведения наблюдений за погодой необходима метеорологическая будка. Это небольшое деревянное сооружение, которое устанавливается на опорах высотой 1,5-2 м. В ней находится термометр. К метеобудке ставят лестницу, чтобы дети могли свободно подняться при регистрации показаний термометра.

На географической площадке предусмотрена измерительная делянка, на ней должен быть кубический метр с делениями на дециметры. Из измерительных приборов необходим осадкомер, по нему определяется количество выпавших осадков. Осадкомер укрепляется на металлической трубе, высота которой 1,5-2 м. Для выполнения практических работ по измерению толщины снежного покрова необходима снегомерная линейка, длина которой 1,5-2 м, ширина 8-10 см. Лицевая сторона снегомерной рейки окрашивается в белый цвет, на нее наносятся деления через 1 см, а противоположная сторона окрашивается в черный цвет с делениями через 10 см.

Стороны географической площадки должны быть равны. Все приборы устанавливается так, чтобы не затенять друг друга. Географическую площадку огораживают штакетником. Его окрашивают (через метр) в разные цвета. Штакетник используют как забор-измеритель. Учащиеся делают записи, на какой участок забора падает тень в различное время суток.

Дорожки на географической площадке необходимо разместить так, чтобы по ним можно было определить основные и промежуточные стороны горизонта. Это способствует наилучшей ориентации учащихся на местности.

На географической площадке выполняются различные практические работы учащихся: определение движения солнца, ориентирование на местности при помощи компаса, измерение толщины снежного покрова, определение направления ветра и др.

Учащиеся разбиваются в звенья по пять-семь человек. Если на географической площадке один гномон, то задание выполняется поочередно, а записи ведут все учащиеся. Перед выполнением задания гномоны проверяют отвесом на вертикальность.

Задания учащимся для практической работы необходимо подготовить заранее.

1. Внимательно проверьте вертикальность гномона по отвесу. Подумайте, почему для наблюдений гномон необходимо установить строго вертикально.

2. Измерьте длину тени и на конце ее вбейте колышек. Запишите в тетрадь время первого измерения.

3. Проведите второе измерение через 10 минут и сделайте отметку колышком. Объясните, в каком направлении передвигается тень.

4. Проделайте еще через каждые 10 минут два измерения.

Последующие измерения учащиеся записывают в тетради по результатам наблюдений дежурных.

На уроке обобщаются и анализируются результаты наблюдений. Перед учащимися ставятся следующие вопросы:

1. В каком направлении передвигалась тень от гномона?

2. В какое время тень была самая короткая?

3. Почему тень сначала становится короче, а потом длиннее?

4. Чем объясняется движение тени в определенном направлении?

На географической площадке можно проводить практические работы по моделированию холма, горы, склона, вершины и т. д.

Разнообразные практические работы и наблюдения, проведенные на географической площадке, позволяют осуществлять межпредметные связи, например, с математикой, чтением, сельскохозяйственным трудом и вместе с тем решать одну из важнейших задач школы по связи обучения с практикой.

Учебная экологическая тропа

Учебная экологическая тропа – это педагогически организованный маршрут на местности для проведения учебной и пропагандистской природоохранной работы. Назначение такой тропы – создать условия для целенаправленного воспитания экологической культуры детей.

Учащиеся изучают на тропе объекты и явления природы, познают виды природопользования, приобретают опыт оценок результатов взаимодействия человека и природы, овладевают навыками экологически грамотного поведения в природном окружении, развивают умение пропагандировать идеи охраны природы среди сверстников.

Раздел 7. Материальное обеспечение

Источник