НДС: особенности учета в закупках
—>
- On 12.02.2019 0 Комментарии 223-ФЗ, 44-ФЗ, НДС
Эксперт по торгам Станислав Грузин на вебинаре Контур.Школы поведал об особенностях учета НДС в закупках государственных и корпоративных заказчиков. На основе его рекомендаций подготовлен материал о сложных моментах, связанных с НДС, и их типовых решениях.
НДС в закупках по закону 44-ФЗ
Правила закона о госзакупках весьма строги, но об НДС прямо они ничего не говорят. Поэтому то и дело возникают вопросы: нужно ли включать налог в НМЦК, учитывать при оценке заявок и стоимости контракта, если поставщик не платит НДС?
НМЦК: с НДС или без
Правила формирования начальной (максимальной) цены контракта установлены в статье 22 закона. При этом прямо не сказано о том, входит ли в нее НДС. Минфин в письме от 29.08.2014 № 02-02-09/43300 говорит о том, что заказчик может формировать цену с учетом всех расходов, включая обязательные платежи.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
Сложилась практика, в соответствии с которой цена контракта указывается с учетом всех расходов. То есть, формируя цену, заказчику следует включать в нее НДС. Ценовые предложения участников также должны содержать полную сумму затрат на приобретение предмета закупки, в том числе НДС.
Но есть ряд товаров и услуг, которые не облагаются НДС. Примером может служить программное обеспечение. Запрашивая его закупку, заказчики не включают налог в цену. Поставщики также предлагают цену без учета налога.
Как учитывать НДС при оценке заявок
Часто участники, в особенности малый бизнес, применяют налоговые спецрежимы и не являются плательщиками НДС. Они могут позволить себе более низкие цены, ведь им не нужно уплачивать 20% в бюджет в виде налога. Должно ли это обстоятельство как-то учитываться при оценке заявок?
Закон о госзакупках не устанавливает таких особенностей. Более того, он требует, чтобы все поставщики имели равные права, и указывает на недопустимость дискриминации. В том числе и по применяемой системе налогообложения.
Цена, указанная в заявке поставщика, является окончательной. Недопустимо при оценке заявок увеличивать ее на размер НДС.
Учет НДС при заключении контракта
Закупку выиграл субъект на упрощенной системе. В его заявке указана цена 100 000 рублей. На какую сумму будет заключен контракт? Ведь исполнитель не платит НДС. Значит ли это, что стоимость контракта нужно уменьшить на 20%?
Конечно же, нет. Контракт в любом случае должен заключаться строго по цене, указанной в заявке победителя. То есть контракт будет на 100 000 рублей. Если исполнитель не платит НДС, тем лучше для него — доход будет на 20% больше.
В статье 34 закона 44-ФЗ сказано, что цена является твердой и устанавливается на весь срок исполнения. Есть случаи, когда ее можно изменить — они прописаны в статье 95. Однако тот факт, что контракт заключается с неплательщиком НДС, среди таких оснований не значится.
Оплата контракта и НДС
Сумма, которая фигурирует в контракте, должна быть уплачена поставщику полностью. Не имеет значения, какой налоговый режим он применяет. Заказчик не может удержать 20% от стоимости контракта на том основании, что поставщик не платит НДС.
Поставщикам же нужно внимательно изучить положения контракта об оплате. В частности, обратить внимание на то, требует ли заказчик выставлять счет-фактуру. Ведь если неплательщик НДС выставит этот документ и выделит в нем сумму НДС, налог придется уплатить в бюджет, а также подать декларацию (статьи 173, 174 НК РФ).
НДС в закупках по закону 223-ФЗ
Закон 223-ФЗ не устанавливает жестких рамок и дает заказчикам право решать многие вопросы самостоятельно. Они сами определяют в своих Положениях о закупке, когда будут начислять налог. Встречаются разные варианты:
- налог включается в цену договора, предложения сравниваются по полной стоимости;
- НДС входит в цену, но при оценке сравнивается цена без НДС.
Практика показывает, что у контролеров нет единого мнения о том, какой подход верный. Можно выделить несколько позиций.
Оценку нужно проводить по ценам в заявках
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.07.2015 № Ф03-3011/2015 по делу № А73-14973/2014
Судьи пришли к выводу, что увеличение или уменьшение стоимости договора в зависимости от налогового режима недопустимо. Это приводит к созданию преимущественных условий для участников, которые платят НДС. Ведь их цены в таком случае становятся на 20% ниже, тогда как цены участников на УСН и других спецрежимах не меняются. А это является ограничением конкуренции.
Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 12.08.2015 по жалобе № Т02-405/15
В Управлении ФАС считают, что оценивать заявки неплательщиков НДС нужно исходя из цен, которые они указали. Увеличивать их на размер НДС недопустимо.
Оценку нельзя проводить по ценам без НДС, если это не прописано в документации
Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 15.04.2016 по жалобе № Т02-226/16
Комиссия УФАС постановила, что заказчик неправомерно сравнивал предложения, откинув НДС, поскольку такой порядок не был прописан в документации к закупке. Договор должен заключать по цене, включающей все затраты, в том числе налоги. И предпочтительным будет предложение с наименьшей ценой вне зависимости от того, какую налоговую систему применяет участник.
В Положение о закупке можно предусмотреть оценку по ценам без НДС
Письмо Минэкономразвития России от 17.02.2016 № ОГ-Д28-2554
В Минэкономразвития придерживались мнения, что в Положении о закупке заказчик может предусмотреть порядок сравнения цен с учетом системы налогообложения. В том числе допустимо сравнивать цены без учета НДС. Если же выделить налог из стоимости договора сложно (например, часть продукции не облагается НДС), тогда можно сравнивать цены с учетом налогов.
Учитывая практику и разъяснения, закачку по 223-ФЗ следует:
- Принять решение, какие цены он будет сравнивать при оценке предложений. Будут ли это цены, указанные в заявках с учетом НДС, либо налог будет отброшен.
- Закрепить свое решение в Положении о закупке.
- Формируя документацию каждой процедуры, включать в нее это правило.
Источник
НДС на торгах и тендерах, расчет нмцк методические рекомендации 2021 г.
Содержание
1. НМЦК тендера, расчет стоимости контракта с налогами или без
Изначальная наивысшая стоимость нужна для образования извещения и закупочных документов, а также для рассмотрения и оценки заявлений, которые были присланы для участия в подобной закупке. Для того чтобы разобраться во всей сути процесса и понять, что такое НМЦК тендера, расчет стоимости контракта с налогами или без, следует более детально рассмотреть этот вопрос.
Подпишитесь и работайте с предоплатой от заказчика, не замораживайте свои средства!
2. Особенности расчета начальной максимальной цены контракта
Закон нам говорит, что налоговое урегулирование предпринимательской сферы деятельности – это обязательный момент.
Одним из инструментов регулирования является НДС – плата в казну на прибавочную цену, что предусмотрена по структуре налогообложения. Его суть заключается в том, что компании, что продают товары, изделия и накручивают на себестоимости продукции дополнительную сумму, обязаны направить в бюджет определенную долю от этой добавленной суммы. Как правило, ставка такого обложения составляет восемнадцать процентов. НМЦК тендера, расчет стоимости контракта с налогами или без – это важные вопросы, которые требуют внимания.
Можно отметить следующие этапы, где используется данный тип налога.
Стоимость заключения договора.
Отправьте запрос и получите в распоряжение целый штат экспертов с оплатой за результат!
3. Что говорит закон об НДС в государственных контрактах
Заказчик начальную, то есть наибольшую, цену определяет по правилам действующего законодательства. Представленный закон не заставляет организатора вносить или не вносить эти платежи в цену договора. Организатором могут быть установлены условия образования цены документа с учетом или без трат на перевозку, оформление страховки, плату таможенных пошлин, взысканий и остальных обязательных платежей. Стоит заметить, что судьями было принято, что если в договоре не было указано «без учета НДС» или же на месте поставлен был прочерк, то полагается, что в цену НДС уже был внесен.
Надо отметить, что если был произведен подсчет суммы документа без НДС, то эта сумма будет дополнительной прибылью для победителя торгов.
Кроме высшей изначальной суммы на договор, заказчик также обязан указать требования к формированию цены договора. Таким образом, должны иметься сведения, что в содержании заявки кандидат пишет цену с учетом или без учета взысканий и других обязательных платежей.
Как правило, большая часть организаторов составляют цену с НДС, и здесь не имеется никаких правонарушений.
По закону 44-ФЗ нет определения того, что делать заказчику, если победитель конкурса применяет или переходит на упрощенную систему налогов. Сведений о применяемой структуре кандидатам закупок не имеется в пакете документов и данных, что предоставляются конкурсантами в заявке на участие в тендере.
Таким образом, договор подписывается по цене, что предлагается победителем тендера. Стоимость не меняется ни в каких ситуациях, кроме тех, что прописаны законодательством. И это не зависит от испытуемой системы налогов победителем.
Сумма, что указана в документе за поставленные изделия, работы, услуги, уплачивается победителю торгов в установленном по договору объеме.
4. Основания для расчета цены контракта
НМЦК тендера, или расчет начальной стоимости контракта с налогами или без, должен быть указан в нескольких случаях.
При произведении открытого торга и запросов котировок предлагаемых сумм: в уведомлении и помещении заказа, в закупочных документациях.
При осуществлении закрытых торгов: в приглашениях, которые направляют кандидатам на участие, в бумагах о закупках.
Примерная, то есть ориентировочная цена товара, рассчитывается еще при планировании процесса приблизительно за год или полтора до тендера.
Заключайте выгодные контракты как единственный поставщик, напрямую без участия в тендерах!
Предварительный подсчет стоимости тендера, производится при приготовлении различной технической документации на момент планирования закупки и включает средне-арифметическую стоимость работ, услуг или товаров, которые будут являться предметом договора. Для этого заказчик обязан запросить не менее трех коммерческих предложений у случайных поставщиков.
Способ подсчета начальной суммы может быть рыночным, по аналогии, ресурсным (сметным, индексным, затратным), а еще делают по удельным параметрам с применением шкалы. В действительности зачастую используют производные или же смешанные варианты подсчета на базе выше описанных.
Нужно заметить, что если расход в цене в зависимости от способа составляет не больше пяти или семи процентов, то такие подсчеты считаются правильными.
Таким образом, становится ясно, что законодательство четко регулирует систему налогообложения при расчетах НМЦК тендера. При этом организатор вправе подобрать вариант сам: указывать цену контракта с учетом налогов или без них. Налог в казну в любом случае платится, только если составляется документация без учета НДС, то это делает заказчик, и победителю конкурса будет это выгодно. В ином случае организатору тех или иных торгов придется предпринимать дополнительные манипуляции, дабы не потерять свои средства.
5. Видео-инструкция Формирование цены контракта
Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!
Источник
НДС в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ: как быть, если вы находитесь на УСН?
Что делать в ситуации, когда вы нашли интересную для себя закупку, а заказчик работает с НДС, а вы на УСН? Кто из участников в результате окажется в более выгодных условиях: «упрощенец» или тот, кто работает на общей системе налогообложения? Практически все поставщики задаются этими болезненными вопросами и не понимают, как правильно поступить. В статье мы собрали материал, который поможет поставщикам сориентироваться еще до участия в закупке и не допустить ошибок.
- «НДС» — что это такое?
- НДС при заключении госконтракта
- Госконтракт с поставщиком на УСН
- Госконтракт с физическим лицом
- Рекомендации участнику закупок
- НДС в 223-ФЗ
- Рекомендации заказчику по 223-ФЗ
«НДС» — что это такое?
НДС — это 20%-ный налог (в большинстве случаев) на добавленную стоимость. Им облагаются организации, работающие по общей системе налогообложения (ОСНО) и создающие дополнительную рыночную стоимость. Проще говоря, это когда организации добавляют к себестоимости дополнительную сумму, а потом часть от этой суммы возвращают в бюджет. Организации предлагают товар, выполняют работы, оказывают услуги по более высокой цене, чем их себестоимость.
С 2020 г. для общих случаев ставка составляет 20% (0% — для международных перевозок, 10% — при продаже продовольствия, газет, журналов, медизделий и др., об этом говорится в ст.164 НК РФ).
Разница между себестоимостью продукции и ценой, по которой она реализовывается, и будет считаться таким налогом.
В нашей стране НДС применяется с 01.01.1992 г. Изначально он исчислялся в порядке, утвержденном законом «О налоге на добавленную стоимость», с 2001 г. подчиняется гл.21 Налогового кодекса России.
Рассчитать НДС можно на сайте http://www.ndscalc.ru/, воспользовавшись онлайн калькулятором. Расчет НДС является ключевым критерием бухгалтерии любой организации, работающей с ОСНО. Начинающие бизнесмены и руководители недостаточно разбираются в процедуре выделения НДС. Однако ошибки здесь недопустимы, плата может оказаться очень высокой. Онлайн калькулятор поможет выделить и начислить налог на добавленную стоимость, не углубляясь в математические сложности.
НДС при заключении госконтракта
Если контракт заключается по 44-ФЗ, то в роли заказчика выступает наше государство.
Условия, по которым заключается контракт, определены ч.1 ст.34 44-ФЗ. Они предусмотрены извещением о проведении закупки или приглашением принять участие в процедуре определения исполнителя, закупочной документацией, заявкой, окончательным предложением участника, с которым подписывается договор, кроме случаев, в которых согласно с 44-ФЗ извещение или приглашение, закупочная документация, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В ч.2 ст.34 44-ФЗ говорится, что при заключении контракта, его цена является твердой и определяется на весь срок исполнения обязательств.
При этом в извещении о проведении закупки обязательно должна указываться начальная максимальная цена контракта (НМЦК). При составлении обоснования цены организатор вправе устанавливать условия формирования цены договора (лота), например, с учетом или без учета затрат на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и иных обязательных платежей. Такого мнения придерживается Минфин в своем Письме от 29.08.2014 г. № 02‑02‑09/43300.
Принимать участие в закупке может любое юридическое лицо (независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала) или любое физлицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, применяемый налоговый режим не влияет на количество участников. Участвовать могут наравне организации и ИП, работающие по спецрежимам налогообложения (ЕСХН, ЕНВД, УСН, ПСН) и участники на ОСНО. 44-ФЗ в этом отношении никого не ограничивает. Следовательно, заказчик не вправе требовать пересчета предложенной потенциальным исполнителем цены. В ч.1 ст.95 44-ФЗ говорится, что цена может быть уменьшена заказчиком только с согласия исполнителя.
Если заказчик устанавливает запреты и ограничения, это может быть поводом для привлечения его к административной ответственности на основании ч.4 ст.7.30 КоАП РФ.
Только договорившись с участником, заказчик может составить допсоглашение об уменьшении цены контракта на размер НДС, тем самым сэкономив средства в бюджете.
Госконтракт с поставщиком на УСН
Применение налога происходит на 2-х этапах:
- Формирование начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК).
- Цена заключения контракта.
Если обратимся к Приказу Минэкономразвития № 567 от 02.10.2013 г., в котором определены способы формирования НМЦК, то увидим, что министерство не дает рекомендаций по включению НДС в НМЦК. Но сообщает, что стоимость должна соответствовать условиям предстоящей закупки. То есть, если предмет заказа входит в перечень объектов налогообложения, организатору торгов надлежит учесть данный взнос в НМЦК (операции, не признаваемые объектом налогообложения, перечислены в ч.2 ст.146 НК РФ).
Фактически, когда заказчик указывает НМЦК, он уже должен учитывать налог на добавленную стоимость.
Если исполнитель, например, работает на «упрощенке» (УСН), то в контракте в графе указания цены ставится прочерк, либо прописывается формулировка «НДС не облагается».
Согласно общему правилу организации и ИП, работающие по упрощенной системе налогообложения, не являются плательщиками НДС. Поэтому, заключая контракт с заказчиком, они не выставляют ему НДС (не выписывают счета-фактуры).
В этом случае сумма налога на добавленную стоимость, которая учтена заказчиком при определении НМЦК, будет являться дополнительным доходом участника закупки. Этой позиции придерживаются:
- Федеральная антимонопольная служба в своем письме от 06.10.2011 г. №АЦ/39173;
- Минфин РФ в письме от 02.02.2011 г. № 03-07-07/02;
- Минэкономразвития РФ в письмах от 27.09.2010 г. № Д22-1740, № Д22-1741;
- ФНС в письме № СД-4-3/21119@ от 08.11.2016 г.
В письме ФАС от 06.10.2011 г. №АЦ/39173 отмечается:
Из текста письма, можно сделать вывод, что организации или ИП, работающие по УСН, находятся в более выгодном положении, в отличие от участников на ОСНО.
Разберемся на практике:
Допустим, на участие в запросе котировок поданы 2 заявки. Первая подана участником, находящимся на УСН с ценой 110 тыс. руб., а вторая — участником на ОСНО с ценой 120 тыс. руб. включая НДС.
Процедуру выиграл участник, предложивший наиболее выгодные для заказчика условия, т.е. участник на УСН с ценой контракта – 110 тыс. руб.
Второй участник сразу заложил в свое ценовое предложение сумму НДС. Если бы не НДС, его цена была бы 100 тыс.руб. и победителем стал бы именно он.
Следует отметить, что сравнение цен без учета НДС пользуется популярностью среди заказчиков по 223-ФЗ.
В Письме Минфина РФ от 02.02.2011 г. № 03-07-07/02 встречаем такое мнение:
В Письмах Минэкономразвития РФ от 27.09.2010 г. № Д22-1740, № Д22-1741 по этому вопросу такая формулировка:
ФНС — письмо № СД-4-3/21119@ от 08.11.2016 г.:
Позиция судебной практики:
Однако судьи не разделяют мнение приведенных выше ведомств. Так, например, в Постановлении АС ВВО от 18.08.2014 г. №А82-3316/2013, Постановлении ФАС ВВО от 15.05.2014 г. по делу №А29-6032/2012, Постановлении АС СЗО от 06.08.2014 г. по делу №А21-9158/2013, Постановлении ФАС СЗО от 20.02.2014 г. по делу №А21-2287/2013, Постановлении ФАС ЗСО от 25.09.2013 по делу №А67-294/2013 суд встал на сторону заказчика, оплатившего исполнителю обязательства в размере стоимости контракта за вычетом НДС.
В Решении Арбитражного суда Краснодарского края по Делу № А32-32818/2015 суд также вынес решение в пользу заказчика, который в проекте контракта указал сумму, предложенную победителем электронного аукциона с учетом НДС, не смотря на то, что победитель находился на УСН.
Вот скриншот фрагмента из этого решения:
Такое же решение вынесено и в Решении Арбитражного суда Курганской области по делу № А34-6052/2015.
Следует отметить, что встречаются примеры, когда решение выносилось в пользу исполнителя, находящегося на УСН. Примером этого служит Постановление ФАС ДВО от 13.08.2013 №Ф03-3381/2013.
Госконтракт с физическим лицом
Руководствуясь положением п.2 ч.13 ст.34 44-ФЗ в текст договора вносятся обязательные условия: об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юрлицу или физлицу, в том числе зарегистрированному в качестве ИП, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ, связанных с оплатой контракта, если согласно законодательству РФ о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы РФ заказчиком.
Если контракт подписывается с физлицом в тексте обязательно нужно отразить условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физлицу, на размер налоговых платежей (НДФЛ — 13%), связанных с оплатой обязательств.
Так, заказчик оплачивает физлицу сумму, уменьшенную на величину налоговых платежей. Сумма налога переводится заказчиком в соответствующий бюджет во исполнение обязанности налогового агента при выплате вознаграждения физлицу (ст. 226 НК РФ).
Речь идет именно о размере выплат физическому лицу, а не уменьшении цены контракта.
Подведем итог из вышесказанного:
- закупки проводятся на общих для всех участников основаниях, независимо от налогового режима;
- при оплате работ заказчик обязан руководствоваться ценой, предложенной победителем и указанной в контракте;
- на условия контракта не влияет применяемый выигравшим участником «спецрежим»;
- заказчик не вправе вносить изменения в цену договора без согласования с исполнителем.
Судьи же не пришли к единому мнению по этому вопросу. Некоторые из них разделяют нашу точку зрения и выносят решения в пользу поставщиков на «упрощенке», другие – принимают сторону заказчика.
Рекомендации участнику закупок
- Внимательно изучите закупочную документацию до участия в процедуре на предмет оплаты. Если вы не нашли формулировку «Без НДС», то воспользуйтесь возможностью направить заказчику запрос на разъяснение, попросите уточнить этот момент и добавить необходимые формулировки.
Важный момент! Если закупка проводится на собственные деньги заказчика, а не из бюджета, и об этом говорится в документации, то требование заказчика о заключении контракта с НДС правомерно. Судебные ведомства придерживаются этого мнения.
- Если закупка уже состоялась, и вы получили от заказчика проект контракта с НДС, отправьте ему протокол разногласий с просьбой указать цену «Без НДС», т.к. вы работаете на УСН.
- Если контракт подписан с НДС, не направляйте заказчику счет-фактуру.
- В заявке отмечайте сразу, что находитесь на «упрощенке» и не относитесь к плательщикам НДС. Дополнительно можно подать вместе с заявкой Уведомление о переходе на УСН (форма № 26.2-1) с отметкой налоговой инспекции.
- Если заказчик организовал процедуру за счет собственных средств и указал цену с НДС, то хорошо подумайте над рентабельностью такой работы. В большинстве случаев для упрощенцев такие условия окажутся невыгодными.
НДС в 223-ФЗ
223-ФЗ не дает четких инструкций для определения НМЦК и заключения контракта. В ст.4 говорится только, что в извещении должна быть информация о НМЦК и порядке ее формирования (с учетом затрат или без них на уплату пошлин, налогов и иных обязательных платежей). Положением о закупке должно регулироваться сравнение ценовых предложений потенциальных исполнителей, работающих с разными налоговыми режимами.
Мнения по данному вопросу снова разделились:
- В Решении Санкт-Петербургского УФАС России от 12.08.2015 г. по жалобе № Т02-405/15, Решении Хабаровского УФАС России от 30.09.2014 г. № 157 говорится, что НДС необходимо учитывать при оценке предложений, в противном случае нарушается принцип равноправия и экономически эффективного расходования бюджета.
- В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.05.2015 г. № Ф02-1709/2015 по делу № А33-10428/2014, Определении Верховного Суда РФ от 11.04.2017 г. по делу № 304-КГ16-17592, А27-24989/2015 наоборот сообщается, что оценка без учета НДС не создает неравные условия участия.
Нет единого мнения на расчет стоимости договора, заключаемого с исполнителем на спецрежиме. Уменьшение цены договора на ставку НДС с победителем практически всегда признается неправомерным, однако на практике снижение в случае применения исполнителем договора упрощенной системы признавалось законным (решение Челябинского УФАС от 03.11.2016 г. по жалобе № 77-03-18.1/2016).
Из-за того, что ведомства не имеют четкой позиции по данному вопросу, возникают определенные риски для сторон. Поэтому Положение о закупке – это единственный инструмент урегулирования спорных ситуаций, в нем нужно конкретно обозначать все требования.
Рекомендации заказчику по 223-ФЗ
Исходя из предыдущего пункта настоящей статьи, заказчику можно дать 3 простых совета по оценке предложений потенциальных исполнителей. Их соблюдение поможет избежать некоторых спорных моментов в будущем.
- Определитесь с подходом в оценке заявок будущих поставщиков, какой из них наиболее удобен для вас и оптимален, учитывая сложившуюся практику: учитывать НДС или не учитывать при сопоставлении заявок.
- Пропишите свои четкие требования в положении о закупках и закупочной документации.
- Сопоставляйте ценовые предложения строго в соответствии с условиями документации.
Источник
Госзакупки и НДС
Об особенностях заключения и исполнения контрактов участниками, применяющими специальный налоговый режим.
НДС — это налог на добавленную стоимость, размер которого чаще всего составляет 20%. Этим налогом облагаются предприятия, находящиеся на общей системе налогообложения и создающие дополнительную рыночную стоимость. Простым языком это предприятия, которые реализуют товар (работы, услуги) по более высокой цене, нежели их себестоимость. Налог вычисляется из разницы между себестоимостью товара и последующей ценой его продажи, то есть выручкой.
В России НДС действует с 1 января 1992 года. Порядок его исчисления и уплаты первоначально был определён законом «О налоге на добавленную стоимость», с 2001 года регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ.
Заключение контракта
Согласно части 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт. Исключение составляют случаи, когда в соответствии с Законом № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
При формировании ценового предложения участник закупки предлагает цену контракта с учетом всех налогов и сборов, которые он обязан уплатить согласно НК РФ.
Законом № 44-ФЗ не предусмотрено право заказчика корректировки цены контракта (уменьшения на размер НДС), контракт заключается по цене, предложенной победителем закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта обязательно в его текст включается положение о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения.
При этом в извещении об осуществлении закупки в обязательном порядке должна содержаться информация о начальной (максимальной) цене контракта (НМЦК, пункт 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ).
В соответствии с письмом Минфина России от 27.12.2017 № 24-03-08/87276, Заказчик при установлении НМЦК должен учитывать все факторы, влияющие на порядок формирования цены: условия, сроки поставки, расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона № 44-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, исключение составляют оффшорные компании. Возможность участия в государственных закупках не ставится в зависимость от применяемой системы налогообложения.
Соответственно организации и ИП, применяющие специальные режимы налогообложения (ЕСХН, ЕНВД, УСН, ПСН), вправе участвовать в государственных и муниципальных закупках наравне с участниками, применяющими основную систему налогообложения (ОСНО), поскольку Законом № 44-ФЗ не установлено никаких ограничений для участников закупок в отношении применяемого ими налогового режима.
Таким образом, требовать пересчета предложенной участником цены Заказчик не вправе.
В соответствии с письмом ФАС России от 18.06.2019 № ИА/50880/19 указание в проекте контракта вариативного условия о цене контракта «включая НДС/НДС не облагается» является обязательным и не зависит от волеизъявления заказчика. И на этапе заключения контракта победитель должен сформировать протокол разногласий, которым следует исключить данную вариативность.
Кроме того, рекомендуем обращать внимание на данный пункт проекта контракта, а в случае наличия однозначной формулировки «включая НДС», направить в адрес заказчика соответствующего запроса на разъяснение положений документации с целью ее корректировки.
Исполнение контракта
Согласно положениям, содержащимся в части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ цена не может быть уменьшена Заказчиком без согласия исполнителя.
Статья 95 Закона № 44-ФЗ содержит исчерпывающий перечень случаев, когда цена контракта может изменяться, уменьшение на размер НДС в их число не входит. Кроме того, согласно нормам Закона № 44-ФЗ и ГК РФ любое изменение условий контракта возможно только по соглашению сторон.
Только в случае согласия участника закупок Заказчик может подготовить дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта на размер НДС, тем самым сохранив данную экономию в своем бюджете.
По общему правилу организации и ИП, применяющие УСН, не признаются плательщиками НДС. Поэтому, в ходе исполнения контракта, они не составляют и не выставляют Заказчику счета-фактуры.
В такой ситуации сумма НДС, которая учтена Заказчиком при определении НМЦК, будет дополнительной прибылью участника закупки.
Как следует из письма ФНС России от 08.112016 №СД-4-3/21119@, в случае, если стоимость контракта в соответствующем пункте контракта указана «включая НДС» и при оплате контракта заказчиком в платежном поручении выделена сумма НДС, но счет-фактура участником закупки не выставлена, т.к. он применяет спецрежим, то и обязанность уплатить НДС в бюджет согласно положениям главы 21 НК РФ не возникает.
Однако, на практике зачастую «недобросовестные» заказчики отказываются подписывать документы о приемке исполненных обязательств, если не выставлена счет-фактура с выделением суммы НДС, ссылаясь на условие контакта о том, что цена включает НДС.
Под угрозой одностороннего расторжения контракта и включения в РНП некоторые исполнители, применяющие УСН, вынуждены выставить счет-фактуру и уплатить НДС, что фактически приводит к двойному налогообложению и дискриминации.
Пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ предусмотрена возможность уменьшения суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
Это единственный случай, предусмотренный 44-ФЗ, когда в контракт в обязательном порядке включается условие об уменьшении суммы, подлежащей оплате. В указанной норме речь идет именно о размере выплат контрагенту, а не уменьшении цены контракта.
Обращаем внимание, что данная норма относится только к физическим лицам и иностранным лицам (юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям), так как иные случаи, когда заказчик может быть налоговым агентом своего исполнителя, действующим законодательством не предусмотрены.
Мнение судей по вопросу НДС
Однако позиция судей с вышеприведенными рекомендациями и разъяснениями ведомств не всегда совпадает. Часть судей следуют вышеперечисленным выводам и выносят решения в пользу поставщиков на УСН, а другая часть становится на сторону заказчика.
В решении Арбитражного суда Ростовской области от 01.12.2015 по делу № А53-24060/2015 суд встал на сторону Заказчика, который в проекте контракта указал сумму победителя электронного аукциона с учетом НДС, не смотря на то, что победитель находился на УСН.
Аналогичное мнение отражено и в решении Арбитражного суда Курганской области от 26.01.2016 по делу № А34-6052/2015.
Помимо этого есть решения и в пользу поставщика, находящегося на упрощенной системе налогообложения.
Постановление ФАС ДВО от 13.08.2013 № Ф03-3381/2013: цена работ по контракту определена в соответствии с результатами открытого аукциона в электронной форме, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для изменения цены работ в одностороннем порядке, т.к. заказчик настаивал на уменьшении цены контракта на размер НДС, поскольку подрядчик применяет УСН.
Постановление АС Дальневосточного округа от 19.08.2019 по делу № А73-22807/2018: суд поддержал позицию УФАС и признал незаконным условие контракта о снижении его цены на сумму НДС, если участник, с которым будет заключен контракт, применяет УСН. При этом суды подчеркнули, что контракт по итогам аукциона заключается по цене, предложенной участником закупки, независимо от того, какую систему налогообложения он применяет.
Постановление АС Поволжского округа от 18.06.2019 по делу № А12-25318/2018: «Контракт должен заключаться заказчиком по цене победителя аукциона вне зависимости от применяемой им системы налогообложения. Корректировка (в том числе, уменьшение) заказчиком цены контракта, в зависимости от применения лицом, с которым заключается контракт упрощенной системы налогообложения, Законом о контрактной системе не предусмотрена, и противоречит принципу твердости цены контракта, установленного частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе».
Данная правовая позиция изложена в Определении Верховного суда Российской Федерации от 30.05.2019 № 305-ЭС19-391 по делу № А40-88142/2018: «установленная контрактом стоимость оплаты соответствующих товаров, работ или услуг не соотносится с налоговыми обязательствами победителя, поскольку является обязательством заказчика оплатить контракт в установленном размере при надлежащем его исполнении. Следовательно, налоговые обязательства участника закупки не могут быть регламентированы ни аукционной документацией, ни законодательством о контрактной системе в сфере закупок».
Незаконность действий заказчика по отказу в приемке исполненных обязательств в отсутствие счета-фактуры и указания на размер НДС в накладной подтверждается судебной практикой. Постановление АС Западно-Сибирского округа от 16.08.2019 по делу № А03-16525/2018: суд обязал заказчика принять товар и подчеркнул: независимо от условий контракта поставщик, применяющий УСН, вправе не выставлять счет-фактуру и не указывать НДС в накладной.
- любой участник закупки, в том числе, применяющий налоговый “спецрежим”, вправе участвовать в закупках на общих основаниях;
- при наличии сомнительных формулировок в проекте контракта использовать право направления запроса на разъяснение положений документации;
- контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя вне зависимости от применяемой последним системы налогообложения;
- применение победителем закупки “спецрежима” не влечет изменения условий контракта;
- корректировка заказчиком в одностороннем порядке цены контракта, предложенной победителем, не допускается;
- ни при каких условиях не формировать и не выставлять заказчику счета-фактуры, если участник закупки применяет специальный режим.
Источник
Как правильно учитывать НДС в закупках по 44‑ФЗ, 223‑ФЗ
Включать НДС в цену контракта? Изменять цену контракта, если исполнитель на УСН? Узнаем позицию экспертов и судов
В Школе электронных торгов прошел вебинар «НДС в контракте и договоре в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ». Эксперт по торгам Станислав Грузин рассказал особенности учета налога на добавленную стоимость (НДС) на этапах:
- формирования начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК);
- оценки и сопоставления заявок, выбора победителя;
- заключения контракта с победителем;
- оплаты контракта.
В этих ситуациях у заказчиков и поставщиков возникают сложности с учетом НДС. Разберем их в статье на основе рекомендаций вебинара.
НДС в закупках по 44-ФЗ
Формирование начальной (максимальной) цены контракта, предложений участников о цене
Начальная (максимальная) цена контракта определяется по правилам статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (Закон № 44-ФЗ). В Законе 44-ФЗ не указано, что заказчик должен включить или не включить НДС в стоимость контракта. Но такая обязанность следует из разъяснений Минфина и сложившейся закупочной практики.
Минфин России в письме от 29.08.2014 № 02-02-09/43300 отмечает: «При обосновании НМЦК заказчик может установить условия формирования цены контракта с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей». Цена контракта должна содержать все потенциальные расходы поставщика, в том числе налоги.
Рекомендация заказчикам: включайте НДС в стоимость и выделяйте в цене контракта.
Заказчик тоже устанавливает требования к формированию цены предложения, которая должна содержать обязательные платежи, в том числе налоги.
Совет поставщикам: учитывайте НДС в цене предложения.
Исключения, предусмотренные Налоговым кодексом
Если продукция не облагается НДС, заказчик не включает налог в НМЦК и не выделяет в стоимости, а поставщик предлагает цену без НДС. Например, при закупке программного обеспечения.
Оценка и сопоставление заявок, выбор победителя
В Законе 44-ФЗ нет норм, которые регулируют порядок и процедуру рассмотрения и оценки заявок, определения победителя среди участников, применяющих различные системы налогообложения.
Закон 44-ФЗ предусматривает равные условия участия в закупках вне зависимости от организационно-правовой формы и системы налогообложения участников закупки. Любой участник закупки, в том числе тот, кто освобожден от уплаты НДС и применяет УСН, вправе участвовать в закупках.
Ценовые предложения участников, которые не являются плательщиками НДС, будут отличаться от остальных. Например, НДС не платят компании на упрощенной системе налогообложения. Поэтому их итоговая цена предложения будет ниже. Но это не значит, что заказчик должен прибавить к цене предложения такого участника сумму НДС.
Вне зависимости от системы налогообложения заказчик использует в расчетах при оценке и сопоставлении заявок или выборе победителя ту цену, которая подана.
Заключение контракта с победителем
« Если в заявке победителя указано 100 рублей, то и в итоговый контракт попадет 100 рублей. Даже если победитель применяет упрощенную систему налогообложения и не является плательщиком НДС. Никаких 20 рублей НДС дополнительно! Цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения.
Случаи, когда цену можно пересмотреть, установлены ст. 95 Закона № 44-ФЗ — там нет ситуации, когда победил неплательщик НДС ».
Оплата цены контракта
Рекомендация заказчикам: контракт оплачивается по цене, предусмотренной в контракте. Режим налогообложения участника не может оказывать влияние как на формирование цены контракта, так и на сумму оплаты по нему.
Совет поставщикам: внимательно анализируйте содержание контракта. Условиями контракта предусмотрено выставление счета-фактуры? Обратите внимание, если «упрощенец» выставит счет-фактуру заказчику с выделенной суммой НДС, то всю сумму налога придется заплатить в бюджет (см. п. 5 ст. 173 НК РФ, письмо Минфина России от 08.12.2016 № 03-11-06/2/73239). Также на указанную сумму представляется декларация по НДС (п. 5 ст. 174 НК РФ).
Важно: по контрактам, которые заключены до 1 января 2019 года и исполняются в текущем году, допускается изменить цену в пределах увеличения ставки НДС. Такое соглашение стороны могут заключить до 1 октября 2019 года.
НДС в закупках по 223-ФЗ
Разберем этап оценки и сопоставления заявок, где возникает больше всего вопросов участников.
Закон № 223-ФЗ не регламентирует, должен заказчик включать НДС в цену контракта или нет. Заказчик может самостоятельно определить в Положении о закупках, на каком этапе он будет начислять НДС:
- включать в начальную (максимальную) цену договора (Н(М)ЦД) и оценивать заявки только по цене предложения участника;
- включать в Н(М)ЦД, но при оценке сравнивать УПЗ на УСН или нет;
- учитывать НДС только при оплате за поставленный ТРУ.
Подходы в порядке оценки заявок участников с различной системой налогообложения и практика их применения
Позиция судов 1: заказчик не вправе в целях оценки заявок уменьшить (увеличить) предложенную участником цену договора на сумму НДС, даже если участники закупки применяют различные системы налогообложения:
- «…Применение при оценке заявок вычета НДС из ценовых предложений участников закупки, являющихся плательщиками указанного налога, может привести к созданию данным участникам преимущественных условий по сравнению с участниками, применяющими упрощенную систему налогообложения и, соответственно, ограничению конкуренции.
- Установленный порядок закупки допускает уменьшение ценового предложения участника, являющегося плательщиком НДС, на сумму учтенного НДС, а ценовые предложения участников, применяющих иной налоговый режим, остаются неизменными». •
- Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.07.2015 № Ф03-3011/2015 по делу № А73-14973/2014.
Позиция ФАС:
- «В соответствии с документацией, в случае если претендент не является плательщиком НДС, то цена не должна превышать установленную начальную (максимальную) цену без НДС. На стадии оценки и сопоставления заявок для целей сравнения ценовые предложения других участников также учитываются без НДС».
- Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 12.08.2015 по жалобе № Т02-405/15.
Вывод: проводить оценку по ценовым предложениям, указанным в заявках.
Позиция 2: заказчик не вправе в целях оценки заявок уменьшить (увеличить) предложенную участником цену договора на сумму НДС, если это не предусмотрено документацией о закупке:
- «Комиссией. УФАС России установлено, что Закупочной документацией не предусмотрен порядок сравнения цен участников без НДС;
- . Ввиду того что. по итогам Закупки договор заключается по цене, включающей все налоги. наиболее предпочтительным. предложением от участников. будет являться предложение с наиболее низкой окончательной ценой вне зависимости от применяемой участником Закупки системой налогообложения как не оказывающей никакого влияния на качество и полноту оказания услуг по договору;
- Комиссия УФАС России усматривает в действиях закупочной комиссии Организатора закупки по неправомерному сравнению заявок участников Закупки по ценам без НДС. нарушения пп. 2, 3 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ».
- Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 15.04.2016 по жалобе № Т02-226/16.
Позиция 3
Письмо Минэкономразвития России от 17.02.2016 № ОГ-Д28-2554:
- «При проведении оценки по критерию «цена договора, цена единицы продукции» заказчик в положении о закупке вправе предусмотреть порядок сравнения ценовых предложений участников закупки с учетом системы налогообложения, применяемой к таким участникам.
- . Заказчик вправе определить в положении и установить в документации правила применения налогового вычета НДС в отношении приобретаемой продукции. В качестве единого базиса сравнения ценовых предложений могут использоваться цены предложений участников без учета НДС.
- В случаях когда результаты анализа не позволяют однозначно заключить о наличии права заказчика применить налоговый вычет НДС либо если налоговый вычет НДС применяется в отношении части приобретаемой продукции, в качестве единого базиса сравнения ценовых предложений возможно использование цены предложений участников с учетом всех налогов, сборов и прочих расходов. ».
Источник