Меню

Закончился срок эксплуатации оборудования

Периодичность экспертизы промышленной безопасности

4,35 (Проголосовало: 21)

Картинка Периодичность экспертизы промышленной безопасности

Безопасность в работе крупных промышленных предприятий обеспечивается в том числе своевременным проведением экспертизы. Нормативная периодичность экспертизы промышленной безопасности установлена приказом Ростехнадзора № 538. Этот документ устанавливает сроки последующих обследований в зависимости от типа объекта, по отношению к которому они проводятся.

Безопасность в работе крупных промышленных предприятий обеспечивается в том числе своевременным проведением экспертизы. Нормативная периодичность экспертизы промышленной безопасности установлена приказом Ростехнадзора № 538. Этот документ устанавливает сроки последующих обследований в зависимости от типа объекта, по отношению к которому они проводятся. Согласно закону 116-ФЗ на опасных объектах производства (ОПО) экспертизе подлежат следующие категории объектов:

  • проектная документация для техперевооружения, консервации или полной ликвидации объекта;
  • иная документация, предусмотренная актуальным законодательством, например, декларация промбезопасности;
  • здания, конструкции и сооружения, применяемые в рамках производственного цикла;
  • используемое оборудование и техника.

Периодичность экспертизы оборудования

  • Периодичность экспертизы оборудования
  • Периодичность экспертизы промышленной безопасности зданий
  • Информация о сроках (Дополнено 19.09.2019)

Сроки проведения экспертизы для техники и оборудования, применяемых на производстве, определены разделом I приказа № 538. Так, в п. 6 данного нормативного документа указывается исчерпывающий перечень оснований для выполнения обследования конкретной единицы оборудования. Среди прочих оснований содержится указание на истечение двадцатилетнего срока с момента запуска в эксплуатацию. Это условие применяется в случае, если производителем в эксплуатационной или технической документации не указан иной срок ревизии. Он может быть как больше, так и меньше этой продолжительности. В таком случае срок очередной экспертизы устанавливается в соответствии с требованиями производителя. Соблюдение этого условия является обязательным в целях достижения требуемого уровня промбезопасности на предприятии, включая безопасность кранов и иной спецтехники.

Периодичность экспертизы промышленной безопасности зданий

Для зданий и сооружений частота проведения экспертизы установлена положениями п. 7 приказа № 538. Этот раздел нормативного документа указывает, что проводить обследование таких конструкций необходимо в следующих случаях:

  • истечение нормативного срока эксплуатации, предусмотренного проектной документацией;
  • истечение срока безопасной эксплуатации, определенного в ходе предыдущей экспертизы;
  • особые обстоятельства, например, утеря проектной документации либо авария на объекте.

Таким образом, во всех случаях при определении периодичности такой экспертизы необходимо руководствоваться указаниями имеющихся документов на здание.

Периодичность экспертизы промышленной безопасности зданий

Стоит также обратить внимание и на сроки проведения экспертизы промышленной безопасности, ведь от этого тоже зависит своевременность проведения ЭПБ. Некоторые организации могут долго составлять заключение и выдать его только через 3 месяца, обратите внимание на работу экспертов данной организации. Также могут повлиять времена года, например, только зимой лучше проводить экспертизу участка подземного промыслового нефтепровода. И обратите внимание на компетентность экспертов, поскольку это влияет на работу и качество экспертизы. Ростехнадзору необходимо примерно 5 дней для внесения заключения в реестр.

Источник



Роспотребнадзор (стенд)

Роспотребнадзор (стенд)

О сроке службы и сроке годности товаров — Защита прав потребителей

О сроке службы и сроке годности товаров

О сроке службы и сроке годности товаров

Установление срока службы товара, как и срока годности, является одним из средств обеспечения его надлежащего качества и безопасности.

Срок службы — это период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки.

Срок службы устанавливается изготовителем и начинает действовать со дня приобретения товара, при этом продавец обязан довести информацию до потребителя об установленном изготовителем сроке службы товара.

Обязанность по установлению срока службы лежит на изготовителе товаров длительного пользования, которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде.

Перечень товаров длительного пользования, на которые устанавливается срок службы утвержден Постановлением Правительства РФ от 16.06.1997 г. № 720.

  • товары для детей: игрушки; коляски и велосипеды детские, узлы и детали к ним; видеоигры; персональные бытовые компьютеры детские;
  • товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях: инструменты, приборы и аппараты медицинские; очки и линзы для коррекции зрения;
  • оборудование и приборы для отопления и горячего водоснабжения, сантехника: аппараты (печи) отопительные; котлы отопительные;
  • водонагреватели и колонки водогрейные;
  • оборудование санитарно-техническое из металлов и полимеров, фаянса, полуфарфора и фарфора;
  • арматура и гарнитура санитарно-технические;
  • предметы обстановки дома: диваны, кушетки, тахты, кресла-кровати, диваны-кровати, матрацы, шкафы, мебельные гарнитуры, наборы мебельных изделий;
  • хозяйственные товары: электробытовые товары (кроме элементов и батарей первичных); станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые;
  • оборудование бытовое для обеззараживания, очистки и доочистки питьевой воды, насосы и компрессоры бытовые;
  • аппаратура газовая бытовая, в том числе, работающая на жидком и твердом видах топлива; емкости для хранения и транспортирования продуктов;
  • культтовары: бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; музыкальные инструменты;
  • спортивные товары, прогулочные суда и плавсредства: изделия спортивного назначения; прогулочные суда и плавсредства бытового назначения, агрегаты, узлы и детали к этим судам и плавсредствам;
  • технические средства для домашнего содержания животных и по уходу за растениями: принадлежности для домашнего содержания рыб, птиц и зверей;
  • средства малой механизации садовоогородные.

Изготовитель обязан обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы, в том числе:

ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.

Срок службы имеет важное значение при предъявлении потребителем требований в случае обнаружения существенных недостатков товара. В таком случае потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены:

  • по истечении 2 лет со дня передачи товара потребителю, в течение установленного срока службы;
  • в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю в случае не установления срока службы.

Срок годности –это период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению.

Обязанность устанавливать срок годности на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары возложена на их изготовителей. Причем производители самостоятельно определяют этот срок, исходя из индивидуальных характеристик товара, влияющих на период сохранения им своих свойств.

Срок годности товара определяется периодом, исчисляемым со дня изготовления товара, в течение которого он пригоден к использованию, или датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.

Потребитель имеет право на получение полной достоверной и необходимой информации о товаре, обеспечивающей возможность его правильного выбора, в том числе о сроке годности. При покупке товара необходимо внимательно изучить потребительскую упаковку (этикетку, ярлык, лист-вкладыш и т.д.), срок годности должен быть доведен в наглядной и доступной форме на русском языке, ни в коем случае не может быть нанесен шариковой ручкой или фломастером, он, как правило, выбивается специальным станком или печатается штампом на этикетке.

Образец.

Если всё же потребитель попал в ситуацию, когда приобрел просроченный товар, прежде всего, рекомендуем обратиться к продавцу за возвратом уплаченных денег, предоставив чек и купленный товар. Отсутствие кассового чека у потребителя не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований потребителя, и не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.

Потребитель также вправе потребовать от продавца возмещения вреда здоровью, причиненного употреблением некачественного товара, компенсации морального вреда, а также полного возмещения понесенных в связи с данными обстоятельствами убытков. Следует знать, что право требовать возмещения вреда признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял ли он в договорных отношениях с продавцом или нет.

За продажу товаров с истекшим сроком годности продавец несет административную ответственность.

Читайте также:  Оборудование для лте сетей

Источник

Закончился срок эксплуатации оборудования

Безопасность машин и оборудования

ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ И ПРОДЛЕНИЯ НАЗНАЧЕННЫХ РЕСУРСА, СРОКА СЛУЖБЫ И СРОКА ХРАНЕНИЯ

Safety of machinery and equipment. Procedure of establishment and extension of the appointed resource, service life and period of storage. Basic provisions

Дата введения 2016-07-01

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом «Научно-производственная фирма «Центральное конструкторское бюро арматуростроения» (ЗАО «НПФ «ЦКБА»)

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 119 «Надежность в технике»

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 29 мая 2015 г. N 77-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 октября 2015 г. N 1684-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33272-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2016 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты» (по состоянию на 1 января текущего года), а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на машины и оборудование, предназначенные для промышленного применения на опасных производственных объектах (технические устройства, оборудование, машины, системы, комплексы), их составные части и комплектующие изделия, материалы и вещества (далее — объекты), для которых в технической документации (ТЗ, КД) устанавливают назначенные ресурс, срок службы, срок хранения, в том числе до ремонта, переконсервации или списания (далее — назначенные показатели).

Классификационными признаками, по которым определяют необходимость выбора для объектов номенклатуры назначенных показателей, является тяжесть последствий при потенциально возможном критическом отказе (высокое значение риска) при функционировании и использовании после хранения.

Стандарт устанавливает общие требования к организации и порядку проведения работ по установлению и продлению назначенных показателей объектов.

Стандарт не распространяется на объекты специального назначения (технические устройства, оборудование, машины, системы, комплексы):

— для подводных работ;

— для спасательных работ, в т.ч. горноспасательных.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 2.102-2013 Единая система конструкторской документации. Виды и комплектность конструкторских документов

ГОСТ 27.002-89 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ 27.301-95 Надежность в технике. Расчет надежности. Основные положения

ГОСТ 27.310-95 Надежность в технике. Анализ видов, последствий и критичности отказов. Основные положения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным стандартом). Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины и определения в соответствии с ГОСТ 27.002, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 назначенный ресурс до ремонта определенного вида: Суммарная наработка, при достижении которой эксплуатация объекта должна быть прекращена независимо от его технического состояния и объект направлен в ремонт определенного вида

3.2 назначенный ресурс до списания: Суммарная наработка, при достижении которой эксплуатация объекта должна быть прекращена независимо от его технического состояния и объект списан

3.3 назначенный срок службы до ремонта определенного вида: Календарная продолжительность эксплуатации, при достижении которой эксплуатация объекта должна быть прекращена независимо от его технического состояния и объект направлен в ремонт определенного вида

3.4 назначенный срок службы до списания: Календарная продолжительность эксплуатации, при достижении которой эксплуатация объекта должна быть прекращена независимо от его технического состояния и объект списан

3.5 назначенный срок хранения до списания: Календарная продолжительность хранения, при достижении которой хранение объекта должно быть прекращено независимо от его технического состояния и объект списан

3.6 критический отказ: Отказ объекта или его элемента, тяжесть последствий которого в пределах данного анализа признана недопустимой и требует принятия специальных мер по снижению вероятности данного отказа и/или возможного ущерба, связанного с его возникновением

3.7 критическое предельное состояние: Состояние объекта, при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима из-за возможности наступления критического отказа

3.8 риск: Сочетание вероятности причинения вреда и последствий этого вреда для жизни или здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений

3.9 верификация: Подтверждение посредством представления объективных свидетельств того, что установленные требования были выполнены

Примечание — Деятельность по подтверждению требования может включать в себя:

— осуществление альтернативных расчетов;

— сравнение спецификации на новый проект с аналогичной документацией на апробированный проект;

— проведение испытаний и демонстраций;

— анализ документов до их выпуска.

3.10 валидация: Подтверждение посредством представления объективных свидетельств того, что требования, предназначенные для конкретного использования или применения, выполнены

Примечание — Условия применения могут быть реальными или смоделированными

4 Обозначения и сокращения

В настоящем стандарте применяются следующие обозначения и сокращения:

Тр.н. — назначенный ресурс;

Тр.н.р. — назначенный ресурс до ремонта определенного вида;

Тр.н.сп. — назначенный ресурс до списания;

Тсл.н. — назначенный срок службы;

Тсл.н.р. — назначенный срок службы до ремонта определенного вида;

Тсл.н.сп. — назначенный срок службы до списания;

Тхр.н. — назначенный срок хранения;

Тхр.н.пк. — назначенный срок хранения до переконсервации;

Тхр.н.сп. — назначенный срок хранения до списания;

АВПКО — анализ видов, последствий и критичности отказов;

ВБР — вероятность безотказной работы;

ТД — техническая документация;

ЗИП — запасные части, инструменты и принадлежности;

КД — конструкторская документация;

НД — нормативные документы;

ОКР — опытно-конструкторские работы;

ТЗ — техническое задание;

ТУ — технические условия;

ЭД — эксплуатационная документация.

5 Общие положения

5.1 Назначенные показатели относятся к показателям безопасности и определяют период эксплуатации (хранения) объекта, в течение которого не должно произойти его критического отказа (потери свойств) с вероятностью, близкой к единице. Значение вероятности безотказной работы в течение назначенных показателей характеризует безопасность объекта и должно учитываться при оценке риска объекта (системы, в которую входит объект).

Примечание — Близким к единице считается значение ВБР, удовлетворяющее, с учетом тяжести последствий, требованию в части приемлемого риска при отказе (потере свойств) объекта.

5.2 При установлении назначенных показателей выполняют комплекс работ, проводимых разработчиком (проектантом) и заказчиком объекта, по результатам которых в ТЗ и КД на объект устанавливают номенклатуру и значения назначенных показателей.

5.3 При продлении назначенных показателей выполняют комплекс работ по определению возможности эксплуатации объекта за пределами установленных в ТЗ и КД значений назначенных показателей, разработке и реализации мероприятий по обеспечению эксплуатации (хранения) объектов на продлеваемый период (с установлением новых назначенных показателей).

Работы по продлению назначенных показателей объектов, поднадзорных Ростехнадзору, осуществляются экспертными организациями на основании договоров с эксплуатирующими организациями.

К работам по продлению назначенных показателей, по решению экспертной организации, могут привлекаться разработчики и изготовители объектов и другие специализированные организации.

Работы по продлению назначенных показателей объектов, не поднадзорных Ростехнадзору, осуществляется разработчиками или изготовителями объектов или другими специализированными организациями на основании договоров с эксплуатирующими организациями.

Читайте также:  В оборудование как найти камеру

Источник

Акт вывода оборудования из эксплуатации

Для того чтобы по всем правилам и с соблюдением установленной процедуры вывести из эксплуатации какое-либо оборудование, сотрудники предприятия должны составить соответствующий акт.

Какого оборудования может касаться документ

По большому счету, акт о выводе из эксплуатации можно составлять в отношении любого оборудования, используемого работниками организации для осуществления своей деятельности. Это может быть оборудование с производственных линий, из обслуживающих систем (водопроводной, канализационной, вентиляционной, отопительной) и прочих устройств и конструкций.

Под «выводом из эксплуатации» понимается обычно прекращение применения какой-либо техники или приборов в силу их повреждений, поломок, морального износа и прочих причин, препятствующих их дальнейшему использованию. Оборудование может выводиться из эксплуатации как временно (например, для проведения ремонтных мероприятий), так и навсегда.

Как вывести оборудование

В разных организациях вывод оборудования из эксплуатации может производиться по-разному. Тем не менее, существует некоторый общий порядок действий, который рекомендуется соблюдать всем компаниям.

Для начала отдельным приказом директора фирмы следует создать комиссию. В ее состав требуется включить работников предприятия из разных отделов, в том числе технического специалиста, бухгалтера и, к примеру, юриста.

В рамках исполнения поставленных задач, комиссия осматривает оборудование, проверяет его состояние, а затем формирует акт, в котором указывает его характеристики, а также причины, по которым оборудование подлежит выводу из эксплуатации.

На основе результатов деятельности комиссии, директор предприятия пишет еще один приказ и уже после этого проводится вся необходимая процедура по завершению работы и демонтажу техники.

Как составить акт

Формат документа законодательно не установлен, что обозначает то, что акт можно писать в свободном виде, исходя из особенностей организации и ее потребностей (за исключением тех случаев, когда форма акта утверждена в учетной политике предприятия). Единственное, что следует учитывать при создании произвольного документа: чтобы по своему составу он отвечал нормам, принятым для деловых бумаг.

То же самое касается и оформления акта: для него можно взять обыкновенный листок или же бланк с фирменным логотипом и реквизитами. Заполнять акт можно вручную или на компьютере (с последующей распечаткой).

Акт допустимо сделать в одном оригинальном экземпляре, но лучше все же его размножить, заверив все копии необходимыми подписями, – чтобы каждому члену комиссии достался свой экземпляр акта и один остался в организации.

Печать на акте ставить надо только в том случае, если ее применение указано в нормативно-правовых бумагах фирмы.

Сформированный акт относится к первичной документации, поэтому подлежит хранению сроком не менее трех лет (если иной период не обозначен в локальных нормативах предприятия).

Образец акта вывода оборудования из эксплуатации

Если вам требуется составить акт вывода оборудования из эксплуатации, посмотрите его пример – с его помощью, а также воспользовавшись приведенными ниже комментариями, вы без труда сделаете нужный вам документ.

  1. Первым делом посередине строки напишите название компании, затем наименование акта, его номер, а также место и дату его формирования.
  2. После этого включите в акт состав комиссии: тут надо указать должности и ФИО работников предприятия.
  3. Далее переходите к описанию оборудования: здесь нужно обозначить его название, тип, марку, номер (серийный, заводской, инвентарный), год выпуска, срок эксплуатации и прочие идентификационные параметры. Не лишним будет указать и его стоимость (на момент приобретения и постановки на учет и на момент вывода из эксплуатации).
  4. Затем укажите причину, по которой данное оборудование исключается из работы.
  5. После этого поставьте в документе все необходимые подписи. Если считаете нужным, можете дополнить акт какие-то другими важными сведениями, а также обозначить в нем все прилагающиеся к нему бумаги.

Источник

Что делать с оборудованием, отработавшим нормативный срок службы, имеющим заключение экспертизы промышленной безопасности?

Оглавление

Что делать с оборудованием, отработавшим нормативный срок службы, имеющим заключение экспертизы промышленной безопасности?

Вид документа:
Консультация

Принявший орган: Эксперт

Тип документа: Ответ на частный запрос
Дата начала действия: None
Опубликован:

  • О промышленной безопасности опасных производственных объектов (с изменениями на 2 июля 2013 года) Федеральный закон
  • Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» Приказ Ростехнадзора
  • О безопасности машин и оборудования Технический регламент Таможенного союза
  • Об утверждении Порядка продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах Приказ Минприроды России (Министерства природных ресурсов и экологии РФ)
  • Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте
  • О промышленной безопасности опасных производственных объектов (с изменениями на 2 июля 2013 года) Федеральный закон

Что делать с оборудованием, отработавшим нормативный срок службы, имеющим заключение экспертизы промышленной безопасности?

Федеральные нормы и правила от 12.11.2013 N 533, пункт 264 предусматривает ПС (подъемные сооружения), перечисленные в пункте 148 Федеральных норм и правил и не подлежащие учету, экспертизе промышленной безопасности не подлежат.

Что делать с оборудованием, отработавшим нормативный срок службы, имеющим заключение экспертизы пром. безопасности? Срок (нормативный) истекает.

Как продлить нормативный срок службы оборудования, не подлежащего учету в Ростехнадзоре после вступления в силу Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, утв. приказом Ростехнадзора N 533 от 12.11.2013?

В соответствии с п.1 ст.7 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании.

Таким образом, требования к техническим устройствам, применяемым на опасных производственных объектах (в том числе требования к эксплуатации оборудования, отработавшего нормативный срок), могут устанавливаться соответствующими техническими регламентами. Так, например, оборудование подъемно-транспортное, краны грузоподъемные относятся к объектам технического регулирования, предусмотренным Техническим регламентом Таможенного союза 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» (см. п.15 Перечня объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» в форме сертификации).

При проведении технического обслуживания, ремонта и проверок машины и (или) оборудования в силу требований п.14 ТР ТС 010/2011 должны соблюдаться требования, установленные руководством (инструкцией) по эксплуатации, программой проведения технического обслуживания или ремонта в течение всего срока проведения этих работ.

Согласно п.19 ТР ТС 010/2011 при проектировании машины и (или) оборудования в руководстве (инструкции) по эксплуатации должны быть определены меры для предотвращения использования не по назначению машины и (или) оборудования после достижения назначенного ресурса или назначенного срока службы.

Согласно п.29 Основных требований к безопасности машин и (или) оборудования в руководстве (инструкции) по эксплуатации машин и (или) оборудования должны быть указаны тип и периодичность контроля и технического обслуживания, требуемые для обеспечения безопасности. При необходимости должны быть указаны части, подверженные износу, и критерии их замены.

Таким образом, возможность, а также дальнейший порядок эксплуатации оборудования с истекшим нормативным сроком службы должен, прежде всего, определяться руководством (инструкцией) по эксплуатации соответствующего оборудования.

В соответствии с п.8 ст.4 ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» руководство (инструкция) по эксплуатации включает в том числе назначенные показатели (назначенный срок хранения, назначенный срок службы и (или) назначенный ресурс) в зависимости от конструктивных особенностей. По истечении назначенных показателей (назначенного ресурса, срока хранения, срока службы) машина и (или) оборудование изымаются из эксплуатации и принимается решение о направлении их в ремонт, об утилизации, о проверке и об установлении новых назначенных показателей (назначенного ресурса, срока хранения, срока службы).

К сожалению, ТР ТС 010/2011 не определяет форму оценки соответствия и порядок ее проведения на оборудование с истекшим сроком эксплуатации. Так, в соответствии с абз.2 п.1 ст.7 ТР ТС 010/2011 машина и (или) оборудование, бывшие в эксплуатации или изготовленные для собственных нужд их изготовителей, а также комплектующие изделия и запасные части к машинам, используемые для ремонта (технического обслуживания) машин и (или) оборудования, не подлежат подтверждению соответствия требованиям настоящего технического регламента.

Читайте также:  Заказать оборудование для детского участка

В соответствии с п.2 ст.7 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности:

  • до начала применения на опасном производственном объекте;
  • по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;
  • при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает 20 лет;
  • после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.

Однако при реализации п.2 ст.7 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ применительно к подъемным сооружениям, указанным в п.148 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утв. приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 N 533 (далее — ФНП), правоприменитель может столкнуться с определенными проблемами, точнее — пробелами.

Так, в соответствии с п.264 ФНП экспертиза промышленной безопасности проводится только для подъемных сооружений, которые подлежат учету. Подъемные сооружения, перечисленные в пункте 148 настоящих ФНП и не подлежащие учету, экспертизе промышленной безопасности не подлежат.

Возникает вопрос: каким образом и в какой форме проводить оценку соответствия подъемных сооружений, которые указаны в п.148 ФНП, на предмет возможности их дальнейшей эксплуатации и соблюдения требований безопасности по истечении срока службы, учитывая при этом, что ни ТР ТС 010/2011, ни ФНП не регламентируют указанные вопросы?

Проанализируем в связи с этим иные требования Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утв. приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 N 533.

В соответствии с п.23 ФНП, организация (индивидуальный предприниматель), эксплуатирующая ОПО с ПС (без выполнения собственными службами работ по ремонту, реконструкции или модернизации), должны соблюдать требования руководства (инструкций) по эксплуатации имеющихся в наличии ПС и выполнять требования, указанные в настоящем пункте. Среди таких требований — «поддерживать эксплуатируемые ПС в работоспособном состоянии, соблюдая графики выполнения технических освидетельствований, технического обслуживания и планово-предупредительных ремонтов, а также не превышать срок службы (период безопасной эксплуатации), заявленный изготовителем в паспорте РС, без наличия заключения экспертизы промышленной безопасности о возможности его продления.

Среди оснований, при наличии которых в силу п.255 ФНП эксплуатирующая организация не должна допускать ПС в работу, является истечение срок технического освидетельствования ПС, отсутствие экспертизы промышленной безопасности ПС, отработавшего срок службы.

Сравнительно-правовой анализ пунктов 23, 255, 264 ФНП позволяет говорить о том, что эксплуатация подъемных сооружений сверх срока службы возможна только при наличии заключения экспертизы промышленной безопасности о возможности его продления. Ввиду того, подъемные сооружения, указанные в п.148 ФНП, не подлежат экспертизе промышленной безопасности, соответственно отсутствует возможность получения соответствующего заключения о продлении срока его службы, следовательно, можно прийти к выводу о том, что эксплуатация подъемных сооружений, указанных в п.148 ФНП, сверх срока службы невозможна. Вместе с тем, считаем, что такое толкование правовой нормы может значительно ограничить возможности эксплуатации подобных подъемных сооружений. Считаем, что указанная проблема сложилась в результате пробела соответствующих ФНП, которые, с одной стороны, признают подъемные сооружения, указанные в п.148, объектом регулирования ФНП (поскольку они не перечислены в п.4 ФНП), с другой стороны, по смыслу п.п.146, 147, 148 ФНП, выводят их из разряда технических устройств, применяемых на ОПО (поскольку регистрации подлежат те ОПО, где эксплуатируются ПС, подлежащие учету, а, как известно, ПС, перечисленные в п.148 учету в Ростехнадзоре не подлежат).

Так, пункт 3 статьи 7 определяет возможность применения технических устройств на опасном производственном объекте без проведения экспертизы промышленной безопасности при одновременном соблюдении следующих условий:

  • такая возможность должна быть предусмотрена федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности;
  • указанными федеральными нормами и правилами должна быть предусмотрена возможность, порядок и сроки опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте без проведения экспертизы промышленной безопасности;
  • должны соблюдаться параметры технологического процесса, отклонения от которых могут привести к аварии на опасном производственном объекте.

Принимая во внимание требования ст.7 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» форма оценки технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, может устанавливаться:

  • соответствующим техническим регламентом;
  • статьей 7 указанного Федерального закона — посредством проведения экспертизы промышленной безопасности;
  • федеральными нормами и правилами — посредством опытного применения технического устройства на опасном производственном объекте без проведения экспертизы промышленной безопасности.

При этом оценка соответствия, установленная соответствующим техническим регламентом, имеет приоритетное значение перед двумя другими.

Однако применительно к подъемным сооружениям, указанным в п.148 ФНП, с истекшим сроком службы, ни форма, ни порядок проведения оценки соответствия не предусмотрены.

В то же время следует указать еще на один действующий нормативный правовой акт.

Указанный Порядок устанавливает порядок продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудование и сооружения на опасных производственных объектах, для которых назначенный ресурс или срок службы установлен технической документацией или определяется экспертной организацией.

В соответствии с п.4 Порядка по достижении срока эксплуатации, установленного в технических регламентах, нормативной, проектной и эксплуатационной документации, стандартах, правилах безопасности, дальнейшая эксплуатация не допускается.

Если в документации отсутствует назначенный срок эксплуатации диагностируемых технических устройств, оборудования и сооружений, то принимается срок эксплуатации аналогичного технического устройства, оборудования и сооружения.

В соответствии с п.5 Порядка работы по определению возможности продления сроков безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений осуществляется экспертными организациями на основе договоров с организациями в порядке, устанавливаемом настоящим Положением, с учетом особенностей конструкции и условий эксплуатации конкретных видов технических устройств, оборудования и сооружений.

П.10 Порядка определяет основные этапы продления сроков безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений, находящихся в эксплуатации.

Согласно п.11 Порядка работа по определению возможности продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений проводится по заявке организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты по достижении нормативного (расчетного) срока эксплуатации технического устройства, оборудования и сооружения или по предписанию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля и надзора в области промышленной безопасности, предъявляемому в установленном порядке.

Согласно п.19 Порядка по окончании работ по определению возможности продления срока безопасной эксплуатации экспертная организация составляет заключение экспертизы промышленной безопасности, в котором содержится вывод о возможности продления срока безопасной эксплуатации технического устройства, оборудования и сооружения.

Согласно п.22 Порядка решение о продолжении эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений в пределах продленных сроков эксплуатации, их замене, ремонте или снижении рабочих параметров принимается руководителем эксплуатирующей организации. Решение не должно противоречить выводам экспертизы промышленной безопасности, содержащимся в заключении.

Учитывая вышеизложенные требования, также возможна эксплуатация технических устройств сверх срока службы, но при наличии соответствующего заключения экспертизы промышленной безопасности.

Поскольку Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утв. приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 N 533, не определяют возможность проведения экспертизы промышленной безопасности подъемных сооружений, указанных в п.148 ФНП (в том числе по истечении срока их службы), а дальнейшая эксплуатация таких технических устройств в силу требований п.п.23, 255, 264 ФНП возможна только на основании заключения экспертизы промышленной безопасности о продлении срока службы, считаем необходимым за соответствующим разъяснением обратиться в Ростехнадзор.

Тихомирова Л.А.,
эксперт в области охраны труда,
промышленной безопасности и экологии

Источник