Меню

Вынос оборудования за пределы



Как «перенести» объекты сетевого хозяйства при строительстве. Часть 1

Если инвестор – застройщик коммерческого объекта промышленного или жилого назначения (далее – застройщик) получил разрешение на строительство на участке, на котором находятся объекты сетевого хозяйства (электро-, тепло-, водо-, газоснабжения, телефонии и т. п.), принадлежащие другим организациям, то, как правило, застройщик на основе соглашений с этими организациями и полученных от них технических условий «переносит» за свой счет мешающие строительству объекты.

Операционно-технически – это означает ликвидацию имеющихся и строительство новых объектов сетевого хозяйства (далее – перенос объектов), с юридически-экономической точки зрения происходит возмещение ущерба, связанного с изъятием земельного участка не для государственных или муниципальных нужд (ст. 15 ГК РФ).

Обычно потери собственника, связанные с уничтожением его имущества, возмещаются главным образом в натуральной и частично в денежной форме – путем передачи в его собственность новых объектов инженерных сетей и сооружений с приложением документов, необходимых для государственной регистрации права на недвижимое имущество, и перечисления денег в размере, необходимом для уплаты налога на прибыль со стоимости полученного имущества.

Ниже будут рассмотрены вопросы бухгалтерского учета и налогообложения указанных фактов хозяйственной жизни у застройщика и собственника объектов (далее – собственник).

Учет и налогообложение у застройщика

Согласившись осуществить перенос объектов собственника за пределы зоны застройки на условиях собственника, Общество приняло на себя обязательства соблюсти технические условия, выданные собственником, включая условие о передаче перенесенных объектов собственнику. Но не всегда технические условия предусматривают обязанность застройщика передать перенесенные объекты собственнику. Однако по нашему мнению, и в этом случае у застройщика возникает обязанность передать собственнику перенесенные объекты.

Согласно статье 304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Указанное право принадлежит также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором (ст. 305 ГК РФ).

Осуществляя строительство, Общество частично или полностью разрушает объекты, проложенные через зону застройки, нарушая, таким образом, права их собственника. Данное нарушение может быть устранено восстановлением разрушаемого объекта (его части) путем его переноса за пределы зоны застройки. Очевидно, что перенесенный объект, будучи частью недвижимой вещи – комплексного сетевого объекта, должен принадлежать собственнику последнего.

Таким образом, полагаем, что обязанность передать собственнику перенесенный объект возникает у застройщика в силу закона и в тех случаях, когда она не предусмотрена техническими условиями.

Если собственник уклоняется от принятия перенесенных объектов

Закон прямо не предусматривает ситуацию, в которой застройщик, осуществивший вынос инженерных коммуникаций, принадлежащих другому лицу, за пределы зоны строительства, сталкивается с отказом собственника коммуникаций принять вновь проложенные коммуникации.

Согласно статье 6 ГК РФ, в случае когда отношения, регулируемые гражданским законодательством, прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.

Полагаем, что отношения между застройщиком, осуществляющим вынос инженерных коммуникаций за пределы зоны строительства, и собственником инженерных коммуникаций аналогичны отношениям между заказчиком строительных работ и подрядчиком, осуществляющим перестройку принадлежащего заказчику сооружения самостоятельно или с привлечением субподрядчиков.

Согласно пункту 4 статьи 753 ГК РФ, сдача результата строительных работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.

Таким образом, в качестве выхода из сложившейся ситуации мы полагаем возможным направить фактическому собственнику перенесенных объектов, уклоняющемуся от их приемки, по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, акт о приеме-передаче с просьбой подписать акт и направить его обратно в определенный срок, по истечении которого застройщик будет рассматривать ситуацию как уклонение собственника от подписания акта и считать односторонний акт, подписанный со своей стороны, действительным подтверждением передачи перенесенных объектов их собственнику.

При этом, согласно пункту 7 статьи 720 ГК РФ, если уклонение заказчика от принятия выполненной работы повлекло за собой просрочку в сдаче работы, риск случайной гибели изготовленной (переработанной или обработанной) вещи признается перешедшим к заказчику в момент, когда передача вещи должна была состояться. В рассматриваемом случае это будет последняя дата срока для подписания акта собственником, предложенная застройщиком при направлении акта собственнику.

Отсутствие односторонней передачи застройщиком перенесенных объектов их фактическим собственникам повлечет, как увидим ниже, риск отказа в учете для целей налога на прибыль расходов на создание данных объектов и отказа в вычете НДС, предъявленного при их строительстве. Избежать проблем, связанных с приемкой перенесенных объектов их собственникам, поможет полное и четкое описание прав и обязанностей сторон в соглашении о компенсации ущерба.

Если собственник переносимых объектов не установлен

С точки зрения гражданского законодательства подлежащий переносу объект, собственник которого не установлен, следует рассматривать как бесхозяйную вещь. Согласно пункту 1 статьи 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника, или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законом, от права собственности на которую собственник отказался.

Обязанности по выносу такого объекта за пределы зоны строительства перед кем-либо у застройщика не возникает. Но это не лишает застройщика права включить затраты на ликвидацию такого сетевого объекта в первоначальную стоимость объекта строительства.

Расходы на ликвидацию сетевых объектов

Формирование первоначальной стоимости объекта строительства регулируется Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденным письмом Минфина России от 30.12.1993 № 160 (далее – Положение). Поскольку, не имея, согласно пункту 1.1 статьи 30 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», статуса ФСБУ для целей указанного закона, оно тем не менее является вполне действующим и применяемым в силу пункта 1 той же статьи (разумеется, впрочем, как и все остальные ПБУ, в части не противоречащей закону и более поздним нормативным правовым актам по бухгалтерскому учету – см. об этом абзац 2 раздела «Правила ведения бухгалтерского учета» Информации Минфина России № ПЗ‑10/2012 «О вступлении в силу с 01.01.2013 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», письмо Минфина России от 07.12.2011 № 03–03–06/1/810).

Согласно пункту 3.1.7 Положения, расходы, связанные с возмещением стоимости строений и посадок, сносимых при отводе земельных участков под строительство, не включаются в первоначальную стоимость объектов строительства. В то же время, согласно пунктам 7–8 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина от 30.03.2001 № 26н, основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которой признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, включающая в себя, в частности, «иные» затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.

Из этого логически следует, что если затраты на перенос объектов является необходимым условием строительства объекта застройщика, то они должны считаться «иными» затратами, непосредственно связанным с сооружением объекта застройщика.

Дополнительно это подтверждается Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1 (далее – Методика). Согласно пункту 4.78 данной Методики при составлении сметы на строительство в главу «Подготовка территории строительства» подлежат включению:

— затраты на освобождение территории строительства от имеющихся на ней строений, лесонасаждений, промышленных отвалов и других мешающих предметов, переселение жильцов из сносимых домов, перенос и переустройство инженерных сетей, коммуникаций, сооружений, путей и дорог, снятие и хранение плодородного слоя почвы и т. п.;

— компенсация стоимости сносимых (переносимых) строений и насаждений, принадлежащих организациям и (или) физическим лицам.

Поскольку при описании первой группы затрат не уточняется, кому должны принадлежать сносимые строения, переустраиваемые инженерные сети и коммуникации – застройщику или иным лицам, то, следовательно, данное обстоятельство не имеет значения для включения соответствующих затрат в стоимость строительства. Это во‑первых.

Во-вторых, как уже отмечалось, компенсация стоимости сносимых (переносимых) строений, принадлежащих организациям (не застройщику), может осуществляться как в денежной, так и в натуральной форме, что в случае принадлежности переносимых объектов иным организациям объектов практически стирает различие между первой и второй группой перечисленных затрат застройщика.

Таким образом, пункт 3.1.7 Положения в рассмотренной части не применяется как противоречащий более позднему ПБУ 6/01, и затраты застройщика на перенос объектов других собственников включаются в стоимость строительства объекта застройщика, формируя его первоначальную стоимость (аналогичной позиции придерживается Минфин России, например, в отношении затрат на снос собственных зданий в письме от 07.03.2013 № 03–03–06/1/6914).

Учет указанных затрат полностью или частично в ином порядке (например, в письме Минфина России от 11.09.2009 № 03–05–05–01/55 было предложено считать расходы на снос мешающих строительству зданий и сооружений расходами отчетного периода) чреват налоговыми спорами по налогу на имущество.

В учете затраты на перенос объектов застройщик ведет на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» (п. 2.3 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденного письмом Минфина России от 30.12.1993 № 160, План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению, утвержденный Приказом Минфина России от 31.10. 2000 № 94н).

Читайте также:  Оборудование без учета амортизации

При этом, согласно Плану счетов на субсчете 08–3 «Строительство объектов основных средств», учитываются все расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство, что еще раз косвенно подтверждает необходимость учета расходов на перенос объектов, включаемых в сводный сметный расчет в соответствии с пунктом 4.78 Методики, в составе расходов на строительство объекта застройщика (косвенно, потому что План счетов, как известно, является ненормативным правовым документом по бухгалтерскому учету – см. Письмо Минфина России от 15.03.2001 № 16–00–13/05 «О применении нового плана счетов бухгалтерского учета»).

При этом в аналитическом учете затрат на строительство объекта застройщика на счете 08 целесообразно, как увидим ниже, вести обособленный учет затрат на перенос объектов.

Налог на прибыль

Согласно пункту 1 статьи 257 НК РФ, первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования.

В данной норме в отличие от ПБУ 6/01 нет перечня возможных затрат на сооружение основных средств, в том числе «иных» непосредственно с ним связанных. Но это не меняет сути дела – экономического характера затрат на перенос «чужих» объектов как условия строительства объекта застройщика, и в этом смысле их непосредственной связи с созданием последнего.

С учетом этого, а также приведенного выше пункта 78 Методики регулирующие органы и арбитражные суды считают, что и для целей налогообложения необходимые для осуществления строительства затраты застройщика на ликвидацию перенос и компенсацию стоимости ликвидируемых объектов, принадлежащих другому собственнику, включаются в стоимость строительства, формируя первоначальную стоимость возводимого объекта (письма Минфина России от 17.06.2010 № 03–03–06/1/418 от 25.01.2010 № 03–03–06/1/18, от 28.05.2008 № 03–03–06/1/338, от 28.05.2007 № 03–03–06/1/333, от 16.10.2006 № 03–03–04/1/692, от 27.02.2006 № 03–03–04/1/145, от 25.01.2006 № 03–03–04/1/56, УФНС России по г. Москве от 07.08.2012 № 16–15/071535@, постановления ФАС Уральского округа от 07.03.2013 № Ф09–1109/13 по делу № А60–29907/2012, ФАС Северо-Западного округа от 22.03.2011 по делу № А21–5028/2010, ФАС Северо-Кавказского округа от 06.02.2009 по делу № А53–7005/2008-С5–37, ФАС Западно-Сибирского округа от 04.06.2010 по делу № А46–23695/2008).

И как представляется, отсутствие в последние годы судебных споров по данному вопросу показывает, что в целом эта позиция принимается и не оспаривается налоговыми органами, то есть сама по себе не содержит налоговых рисков.

В то же время следует иметь в виду, что в отсутствие такой формы налоговой отчетности, как баланс, первоначальная стоимость основных средств «интересует» налоговый учет исключительно в качестве будущих расходов в виде амортизации, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Соответственно, эти расходы должны отвечать общим требованиям статьи 252 НК РФ, в частности быть экономически оправданными.

Поэтому в составе затрат на перенос объектов, включаемых в амортизируемую первоначальную стоимость объекта застройщика, следует различать затраты на ликвидацию мешающих строительству объектов и затраты на возведение новых объектов взамен переносимых. И если первые (а следовательно, и амортизация их) всегда экономически оправданы, то вторые – не всегда, а только в случае передачи перенесенных объектов их фактическому собственнику в силу договора или закона.

Когда же такая передача, как это имеет место в случае бесхозяйных, мешающих строительству объектов, невозможна, то и экономическая оправданность затрат застройщика на создание новых объектов взамен ликвидированных с включением их в амортизируемую первоначальную стоимость объекта застройщика (а следовательно, и расходы в виде их амортизации) может быть поставлена налоговыми органами под сомнение.

В бухгалтерском учете в силу требования об оформлении каждого факта хозяйственной жизни первичным учетным документом и регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета (п. 1, 3 ст. 9 Закона «О бухгалтерском учете»), затраты на перенос бесхозяйных объектов подлежат обязательному отражению (отдельный вопрос где – в составе первоначальной стоимости объекта застройщика или в составе прочих расходов). Но оправданность уменьшения на эти затраты в любом случае чистой прибыли собственников застройщика может быть подвернута сомнению как его контрольными органами, так и общим собранием при утверждении промежуточных дивидендов в АО (промежуточного распределения прибыли в ООО) и (или) годовой бухгалтерской отчетности.

Иногда, кроме затрат, непосредственно связанных с переносом мешающих строительству сетевых объектов других собственников, у застройщиков возникают и другие обусловленные договором с собственниками затраты, например, на независимую оценку переносимых объектов, в отношении которых также встает вопросы о порядке их бухгалтерского и налогового учета.

Источник

Штрафуют машины за нештатное оборудование, это законно?

Происходит следующее: сотрудники ГИБДД останавливают автомобили, которые выделяются на дороге, и обнаруживают в них изменения, которые установил владелец и которых не было в автомобиле с завода. Далее выписывают штраф по ст. 12.5 ч. 1 — 500 рублей — и постановление на повторное прохождение техосмотра. В противном случае автомобиль автоматически снимается с регистрации через 10 дней.

Все было бы хорошо, если бы это касалось исключительно автомобилей, которые после модификаций несут угрозу безопасности на дороге, например с установленным газовым оборудованием. Но под наказание попадают автомобили, у которых:

  1. заменена подвеска: занижена или установлена пневмоподвеска;
  2. заменен воздушный фильтр на нештатный;
  3. заменены диски на произведенные не заводом-изготовителем автомобиля;
  4. установлен спойлер или другие декоративные элементы на кузове.

Я хочу купить зимние нештатные колеса, но теперь не могу оценить степень законности их использования.

Каким регламентом в данном случае пользуются сотрудники ГИБДД? Законно ли это?

Буду благодарен за ответ письмом или в вашем журнале!

На самом деле никто не запрещает вносить любые изменения в конструкцию автомобиля. Но их надо узаконить, чтобы избежать штрафов.

Дмитрий Сергеев эксперт по ГИБДД Профиль автора

Расскажу, как это сделать.

Что написано в законе

Закон не запрещает вносить любые изменения в конструкцию машины. Штрафуют владельцев таких машин не за сам факт внесения изменений. Эта норма прописана в ч. 1 ст. 12.5 КоАП: в этой статье написано о несоблюдении определенных условий при эксплуатации автомобиля. Вносить любые изменения своими силами или на СТО закон не запрещает.

Если водитель вносит изменения в конструкцию автомобиля и не получает на них разрешения, ГИБДД может отказать в регистрации автомобиля при изменении собственника либо аннулировать имеющуюся регистрацию до устранения недостатков.

Если я поменяю масло в машине или установлю другие сидения — мне надо получать разрешение в ГИБДД?

Нет, менять запасные части автомобиля на аналогичные можно без ограничений. Обязательное разрешение нужно получать только на определенные существенные изменения: например, изменение типа кузова, установку нештатных колес, замену галогеновых лампочек на ксеноновые. Полный перечень изменений смотрите в приложении № 9 к регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».

Абсолютно точно запрещено без согласования:

  1. Изменять тип кузова. Например, своими силами переделать седан в универсал.
  2. Устанавливать в кузове и салоне специальное несъемное оборудование, не предусмотренное заводом-изготовителем. Например, разные силовые бамперы, лебедки, самодельные элементы подвески, нештатные колеса, так называемые шнорхели — устройства на воздушный фильтр, напоминающие паровозную трубу.
  3. Устанавливать или демонтировать газовое оборудование.
  4. Переделывать фары и лампочки или менять их конструкцию. Класс источников света в фарах просто так тоже менять нельзя. За замену галогеновых лампочек на ксеноновые можно лишиться прав на 6—12 месяцев.
  5. Устанавливать стальные конструкции, выступающие вперед относительно линии бампера. Это требование не распространяется на металлические решетки массой менее 0,5 кг, предназначенные для защиты фар. Важно: брызговики, ветровики и различные декоративные накладки под действие этого пункта не попадают, штрафовать за них нельзя.

Это неполный список запрещенных изменений. Полный — в приложении № 9 к регламенту Таможенного союза.

Ну и что? 13.10.17

Зачем нужны такие ограничения

Эти требования связаны с безопасностью дорожного движения. Газобаллонное оборудование, установленное вашим знакомым слесарем в гараже, может взорваться, прикрученный на саморезы к кузову нештатный бампер может отвалиться, машина на нештатной резине может непредсказуемо повести себя на дороге. Как себя поведет нештатная подвеска — вообще никто не знает, она может развалиться на ходу.

Владельцам авто кажется, что ничего серьезного они не изменяют, — ну подумаешь, поставили колеса размером побольше. Но колесная арка рассчитана на определенный размер резины. Только при таком размере производитель гарантирует, что колесо не будет цепляться за элементы кузова. Иначе гарантии нет. Представим, что машина на высокой скорости попадает в яму на дороге колесом нештатного размера. Подвеска отрабатывает нормально, но резина рвется от контакта с внутренней частью крыла. Хорошего в этом мало.

Есть еще скрытые минусы, которые напрямую к безопасности не относятся. Например, пробег автомобиля считается по числу оборотов вала коробки передач, фактически — по числу оборотов колеса. Нештатные колеса большего или меньшего диаметра будут искажать данные по пробегу. Это скажется и на сроках обслуживания автомобиля. Но этого может и не случиться — если все сделано правильно.

Ну и что? 27.06.18

Как правильно внести изменения в конструкцию транспортного средства?

Первый — сделать все самостоятельно. Нужно найти ближайшую лабораторию с аккредитацией Таможенного союза, которая проведет предварительную техническую экспертизу автомобиля и выдаст заключение о возможности установки дополнительного оборудования. В ГИБДД нужно получить предварительное разрешение на изменение конструкции, установить оборудование, пройти техосмотр, получить диагностическую карту и снова пройти экспертизу — на этот раз уже на безопасность.

За все это придется заплатить госпошлину. Через портал госуслуг это обойдется в 350 рублей за внесение изменений в ПТС. Еще 500 рублей нужно будет заплатить за новое свидетельство о регистрации транспортного средства.

Читайте также:  Противоударные чемоданы для оборудования

Второй путь более простой, но более затратный. Нужно найти станцию техобслуживания, которая сотрудничает с аккредитованными лабораториями. Эта станция техобслуживания не только выполнит сами работы, но и узаконит все изменения. Единого реестра таких СТО не существует — искать придется самостоятельно.

Единого ценника на работы тоже нет: каждый мастер устанавливает цену сам, руководствуясь платежеспособностью клиента. Например, оформление газобаллонного оборудования в разных регионах может стоить от 7 до 10 тысяч рублей — и это только за оформление, без учета самой установки. Для юридических лиц цены на порядок выше. Оформление газобаллонного оборудования на коммерческий автобус, например, будет стоить от 20 тысяч рублей.

Посчитайте, получится ли сэкономить на вносимых изменениях или это будут траты по принципу «понты дороже денег». На мой взгляд, для водителя личного автомобиля будет эффективна только установка газобаллонного оборудования — с ним вы будете тратить на топливо на 30% меньше. В этом случае при больших пробегах окупится как само оборудование, так и оформление изменений в конструкцию автомобиля.

Что делать? 03.08.18

Итак, если вы хотите внести изменения в конструкцию автомобиля, вот последовательность шагов:

  1. Оцениваем экономическую целесообразность вносимых изменений. Если это принесет ощутимую прибыль или тяга к эстетике победила — переходим к следующему шагу.
  2. Находим организацию, готовую взяться за оформление изменений. Проводим предварительную техническую экспертизу.
  3. Обращаемся в ГИБДД, получаем разрешение на внесение изменений.
  4. Устанавливаем оборудование на автомашину.
  5. Проходим техосмотр.
  6. Снова проходим экспертизу.
  7. Платим госпошлину, идем в ГИБДД, получаем новое свидетельство о регистрации транспортного средства и запись в паспорте транспортного средства о том, какие изменения были внесены.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Источник

Застройщик переносит инженерные сети, которые мешают: как учесть расходы без рисков

Подскажем, как учесть затраты на перенос коммуникаций, предупредим о налоговых рисках, поможем их избежать.

  • Важное в статье:
  • Надо ли оформлять передачу сетей
  • Как списать затраты в бухучете
  • Как признать расходы в налоговом учете
  • Нужно ли начислять НДС
  • Можно ли принять НДС к вычету

На участке под строительство дома, завода или торгового центра могут находиться коммуникации других организаций. Например, инженерные сети электро-, тепло-, водо-, газоснабжения, телефонии. Часто застройщик за свой счет переносит эти помехи. Как правило, на основе соглашений с собственниками и полученных от них техусловий.

Технически застройщик ликвидирует старые объекты и вместо них создает новые. Юридически – возмещает в натуральной форме ущерб от изъятия участка для государственных или коммерческих нужд (ст. 15 ГК). Последствия – в статье.

Надо ли оформлять передачу сетей

Акт передачи обязателен. Иначе вы не сможете уменьшить прибыль на затраты по созданию новых сетей и принять по ним НДС к вычету. Обязанность передать перенесенные сети возникает у застройщика в силу закона, даже когда соглашение этого не предусматривает (ст. 304, 305 ГК).

Если собственник уклоняется от приемки, застройщик может составить односторонний акт передачи. В нем надо сделать отметку об отказе другой стороны подписать акт. Риск случайной гибели сетей перейдет к собственнику (п. 7 ст. 720 ГК). Если собственника установить не удалось, объект признается бесхозяйным (п. 1 ст. 225 ГК). Обязанности возвращать сети у застройщика не возникает.

Как списать затраты в бухучете

Затраты на перенос сетей других собственников включаются в стоимость строительства объекта застройщика. Это подтверждает Минфин в ситуации со сносом зданий (письмо от 07.03.2013 № 03-03-06/1/6914). Учитывать такие затраты в расходах отчетного периода опасно – возможен спор по налогу на имущество с нового здания.

Если затраты на перенос сетей необходимое условие строительства – это затраты, непосредственно связанные с сооружением объекта (п. 7, 8 ПБУ 6/01). В главу 1 сводного сметного расчета «Подготовка территории строительства» входят в том числе (п. 4.78Методики МДС 81-35.2004):

  • затраты на перенос и переустройство инженерных сетей, коммуникаций, сооружений и т. п.;
  • компенсация стоимости переносимых строений.

Таким образом, затраты на перенос сетей застройщик отражает на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчет «Строительство объектов основных средств». Но в аналитике такие затраты надо отразить обособленно.

Как признать расходы в налоговом учете

Для налога на прибыль необходимые затраты на ликвидацию, перенос и компенсацию стоимости сетей включаются в стоимость строительства. Они формируют первоначальную стоимость объекта (п. 1 ст. 257 НК).

Чиновники и судьи с этим согласны (письма Минфина от 17.06.2010 № 03-03-06/1/418, от 25.01.2010 № 03-03-06/1/18, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 07.03.2013 № Ф09-1109/13 и др.). Свежих споров нет. В целом налоговики данную позицию не оспаривают.

Затраты на перенос сетей, которые вы включаете в стоимость нового объекта, нужно различать по видам. Это затраты на ликвидацию помех и на возведение новых объектов взамен переносимых. Первые всегда экономически оправданны. Вторые – только когда застройщик передает сети собственнику в силу договора или закона.

Иногда такая передача невозможна. Например, в случае переноса бесхозных сетей. Тогда и экономическую оправданность затрат застройщика на новые сети взамен ликвидированных налоговики могут поставить под сомнение. Подготовьте техобоснование на случай споров.

Некоторые бухгалтеры считают, что нельзя списать затраты на сети, которые застройщик передает якобы безвозмездно (п. 16 ст. 270 НК). Но в данном случае у собственника возникает встречное обязательство освободить участок. Компенсация ущерба также не считается безвозмездной. Минфин ни в одном из писем не подтвердил, что передача или получение перенесенных объектов – это безвозмездная операция.

  • На заметку
  • Как учесть передачу перенесенных сетей собственникам

Перенесенные сети застройщик не принимает к учету в качестве отдельных основных средств. Он не будет использовать их в деятельности, чтобы получать экономическую выгоду. А значит, это неосновные средства, амортизировать их не надо (п. 4 ПБУ 6/01, п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК). Сети надо передать собственникам как компенсацию за ликвидированные объекты.

Застройщик передает собственникам сети по стоимости фактических затрат на сооружение сетей. Для этого и нужно учитывать такие затраты на счете 08 отдельно от других затрат на строительство дома или иного объекта. Но в бухучете застройщика передача сетей не отражается – это привело бы к исключению затрат из первоначальной стоимости объекта застройщика.

Посмотрите таблицу, чтобы узнать, что включать в первоначальную стоимость основного средства

Нужно ли начислять НДС

НДС с передачи сетей собственникам безопаснее начислить. В Налоговом кодексе две нормы. Реализация на возмездной или безвозмездной основе – объект налогообложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 39 НК). В то же время под НДС не подпадает безвозмездная передача городу дорог, электросетей, подстанций и других подобных объектов.

То же с передачей по решению властей специализированным организациям (подп. 2 п. 2 ст. 146 НК). Но в данном случае принимающей стороной выступают не власти.

Если застройщик передает сети спецорганизации, то обычно не по решению властей. Перенос не носит обременительного характера.

Передача сетей их собственникам – это реализация, которую застройщик должен облагать НДС. Это подтверждают большинство чиновников и судей (письмо Минфина от 06.12 2016 № 03-07-07/72371, постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 17.04.2012 по делу № А40-109075/10-35-581, Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2012 № 09АП-36900/2011-АК).

Правда, есть отдельные решения, которые выбиваются из общего ряда. Например, налоговики при проверке, наоборот, пришли к выводу, что НДС с передачи сетей начислять не надо, и отказали застройщику в вычете НДС. Суды с этим не согласились – признали, что НДС надо начислить и вычеты надо предоставить (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2017 № 09АП-25174/2017, арбитражного суда Московского округа от 18.10.2017 по делу № А40-234615/2016).

Перенесенные сети застройщик передает собственнику не безвозмездно и учитывает расходы для налога на прибыль. Налоговая база по НДС будет равна сумме фактических затрат на создание сетей, а не рыночной стоимости. Подход к квалификации одних и тех же операций для налога на прибыль и НДС должен быть одинаковым (постановления арбитражных судов Центрального округа от 15.12.2017 по делу № А36-10953/2016, Московского округа от 17.02.2017 по делу № А40-80207/2015).

Если сети не передать собственникам, а собственники эксплуатируют эти объекты, инспекция решит, что застройщик скрыл передачу сетей, чтобы не платить НДС. Налоговики доначислят налог и выпишут штраф – 40 процентов от неуплаченного налога (п. 3 ст. 122 НК).

Можно ли принять НДС к вычету

Поскольку застройщик начисляет НДС с передачи сетей, он вправе заявить вычеты с затрат на создание сетей. Это справедливо и при безвозмездной передаче сетей (п. 1, 6ст. 171 НК). Если не начислять НДС с передачи сетей, то и вычета быть не может. Налог надо включить в стоимость затрат (подп. 4 п. 2 ст. 170 НК).

Некоторые судьи признали правомерность вычетов при передаче властям обременений несмотря на то, что эта операция не облагается НДС (постановления ФАС Северо-Западного округа от 05.12.2013 № А56-1445/2013, Московского округа от 28.09.2012 № А40-2842/12-20-12 и др.).

Вынос коммуникаций за пределы зоны застройки – обязательное условие строительства. Застройщик создал новые сети не ради того, чтобы передать их собственникам. Конечная цель – построить новое здание, которое будет участвовать в облагаемой НДС деятельности. В его стоимость застройщик включил работы по переносу сетей.

Эта арбитражка пригодится при строительстве нежилых объектов застройщикам, которые не смогут передать сети собственникам. Например, если их не удалось установить. Исход дела предсказать сложно, но шанс на успех есть.

Читайте также:  Акт демонтажа оборудования причины

Источник

ФАС России от 06.05.2014 «По вопросу места установления прибора учета»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

от 6 мая 2014 года

ПО ВОПРОСУ МЕСТА УСТАНОВЛЕНИЯ ПРИБОРА УЧЕТА

ФАС России по вопросу места установления прибора учета считает необходимым сообщить следующее.

В соответствии с пунктом 25.1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее — Правила), в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 Правил, должны быть указаны, в том числе:

а) точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя;

в) требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности.

Как указывает Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (постановление Президиума ВАС РФ N 16008/10 от 18 мая 2011 года), норма подпункта «а» пункта 25 Правил устанавливает пределы возможного расположения точки присоединения в пределах участка заявителя и не позволяет сетевой организации возлагать на заявителя дополнительные не предусмотренные Правилами обязанности по выполнению мероприятий по технологическому присоединению за пределами границ участка.

Указанным постановлением Президиума ВАС РФ N 16008/10 от 18 мая 2011 года также установлено, что распределение мероприятий по технологическому присоединению и обязанностей по их выполнению заявителем и сетевой организацией производится по границе участка заявителя в соответствии с пунктами 16.1, 16.3, подпунктом «г» пункта 25.1 Правил технологического присоединения.

Таким образом, действия сетевой организации по включению в технические условия для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 Правил, сведений и информации о расположении точки присоединения за пределами границ участка заявителя будут противоречить Правилам и могут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Требования к приборам учета электрической энергии (мощности) должны соответствовать требованиям, указанным в разделе X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (мощности), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее — Основные положения).

Согласно пункту 138 Основных положений, для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, а также на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше.

Специальные требования к устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности, Правилами технологического присоединения и Основными положениями не установлены.

Пунктом 19 Правил установлен запрет навязывания заявителю услуг и обязательств, не предусмотренных настоящими Правилами.

Таким образом, включение сетевой организацией в технические условия требований к приборам учета электрической энергии (мощности), не предусмотренных Основными положениями, не допускается, а в противном случае может содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Таким образом, действия сетевой организации по включению в технические условия требований к прибору учета, не соответствующих Основным положениям, будут противоречить Правилам и могут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Пунктом 144 Основных положений установлено, что приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка — потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее — смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.

Таким образом, включение сетевой организацией в технические условия для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 Правил, требования об установке прибора учета электрической энергии на границе балансовой принадлежности заявителя не противоречит Основным положениям.

Необходимо отметить, что при системном толковании пунктов 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии (понятие точки присоединения), пункта 25.1 Правил технологического присоединения, пункта 144 Основных положений, а также постановления Президиума ВАС РФ N 16008/10 от 18 мая 2011 года, ФАС России приходит к выводу, что заявители, предусмотренные пунктами 12.1 и 14 Правил, вправе установить прибор учета электрической энергии (мощности) в пределах своего земельного участка.

Таким образом, действия сетевой организации по навязыванию в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 Правил, требования об установке приборов учета на границе участка заявителя вразрез с желанием заявителя установить прибор учета в пределах границ его земельного участка, могут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства, в части навязывания невыгодных условий (пункт 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

Источник

Законно ли требовать вынести электрический счетчик с территории участка на уличный столб?

Содержание

  1. Подробнее о проблеме
  2. Вынесение счетчика из частного дома
  3. Зачем требуют перенести счетчик?
  4. За чей счет выносят счетчик и где он должен располагаться?

Первые подобные требования начали появляться около пяти лет назад. Но до сих пор многие собственники загородных домов и дач не знают, как правильно реагировать на них. Поэтому пришло время досконально изучить законодательную базу, чтобы понять, надо ли выносить счетчик с дачи на уличный столб, либо это незаконное требование?

Подробнее о проблеме

Многие дачники недоумевают, на каком основании председатель СНТ требует вынести счетчики электричества из дома на улицу. Чаще всего это требование обусловлено тем, что так проще бороться с воровством, легче контролировать расход ресурса.

На «ровном месте» председатель СНТ не имеет права требовать выноса счетчиков на улицу. Согласно ФЗ от 15 апреля 1998 года под номером 66 в редакции от 3 июля 2016 года, все решения такого плана должны приниматься общим собранием собственников.

Иными словами, перед требованием вынести счетчик на улицу, должно пройти собрание, на котором большинством голосов принимается такое решение. Если его не было, то требование можно игнорировать. Когда же большинство соседей решили, что счетчики надо выносить на улицу, выбора нет, придется подчиниться.

Вынесение счетчика из частного дома

Собственники загородного дома могут игнорировать это требование. Выносить или не выносить счетчик на улицу, каждый владелец дома решает индивидуально. На вашей стороне закон. И если представители Энергосбыта требуют выноса прибора, то можно смело от них требовать законодательные нормативы, на которые они опираются.

В соответствии с правилами устройства ПУЭ, носящими рекомендательный, а не обязательный характер, приборы учета электроэнергии требуется располагать на границе раздела сети, в сухих помещениях с легким доступом к ним.

Требование о выносе счетчика на улицу нарушает статью 210 ГК РФ, так как вы, оставаясь владельцем прибора, не сможете полноценно его содержать.

В чем же суть всех актов и нормативов? Суть в том, что постановление о выносе счетчика на улице не подкреплено законодательными актами. Организация, поставляющая электричество, может попросить вынести счетчик, но она не имеет права требовать этого. Поэтому можно смело отказываться.

Зачем требуют перенести счетчик?

Рассмотрим подробно, почему появилось такое требование, и какие неудобства ждут собственников.

С одной стороны перенос выгоден для сотрудников Энергосбыта. В первую очередь тем, что специалисты смогут контролировать функциональность прибора, снимать показания без согласования с владельцем дома. А это существенно экономит время. С другой стороны, если человек постоянно проживает в доме, то с ним связаться и согласовать время не составляет проблем.

С другой стороны, вынесенные на улицу счетчики, часто воруют, ломают, они перегреваются под солнечными лучами, их заливает дождем и пр., что приводит к тому, что они могут прийти в негодность раньше времени.

Помимо этого, перепады температурного режима и пр. факторы провоцируют нарушение работы приборов, они предоставляют неверные данные. А при неисправности счетчика его восстановление или замену придется оплачивать собственнику.

Таким образом, требование о выносе счетчика на улицу – незаконно, его можно смело игнорировать. Электроэнергию отключить не имеют право, если вы своевременно оплачиваете счета и не имеете задолженности.

Если угрозы отключения электричества поступают от работников Энергосбыта либо других организаций, то рекомендуется обращаться в суд.

За чей счет выносят счетчик и где он должен располагаться?

Итак, кто должен платить за перенос счетчика? С одной стороны, данное требование выдвигает Энергосбыт, ему и платить, но с другой – счетчик – это собственность владельца, значит, он должен оплачивать его перенос, ремонт и пр.

Если человек соглашается перенести счетчик, то все расходы понесет он. Стоимость переноса счетчика зависит от множества факторов, колеблется от 7 до 12 тыс. рублей.

Когда человек решил прислушаться к энергоснабжающей компании и перенести счетчик, либо у него нет выбора, поскольку такое решение было принято на общем собрании, то следует понимать, что на ближайшем столбе его установить не получится. Размещение прибора должно осуществляться с соблюдением ряда требований.

Установить прибор можно только в специальном изоляционном щитке на фасаде дома с внешней стороны либо на отдельно стоящей опоре, созданной специально. Его располагают от земли на расстоянии 80-170 сантиметров.

Требования о размещении счетчика за границами собственного земельного надела – это нарушение закона, поскольку собственник не сможет контролировать подключение и состояние самого приспособления.

Источник