Меню

Выбор оборудования для труда как условие организации труда детей

УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ДЕТЕЙ

Решение задач трудового воспитания осуществляется при со­блюдении ряда условий: систематическое включение каждого ре­бенка в труд, учет нагрузки на ребенка, учет индивидуальных пред­почтений ребенка в сочетании с принципом обязательности труда, подбор оборудования для труда, создание в группе трудовой атмо­сферы.

6.1. СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ КАЖДОГО РЕБЕНКА В ТРУД

Систематическое включение ребенка в труд обеспечивает фор­мирование привычки, а потом и потребности трудиться. Ребенок привыкает к данного рода деятельности, совершенствует трудовые действия и уже все чаще выполняет их автоматически или более уверенно.

Становясь привычными, трудовые действия превращаются в умения и навыки, а ребенок — становится более самостоятель­ным, независимым от взрослого, смелее берется за освоение но­вых дел.

Участие детей в труде достигается разными способами: в процес­се выполнения поручений, обязанностей дежурного по занятиям, по уголку природы. Конечно, труд по самообслуживанию требует от ребенка постоянных трудовых усилий. Важно систематически включать в режим жизни ребенка организованный воспитателем ручной, бытовой труд в разных формах. Так создаются естествен­ные условия для включения каждого ребенка в разные виды труда и , формы его организации.

Для того, чтобы к участию в труде привлекались все дети, вос­питателю следует планировать эту работу, заранее намечать кому из детей какое дать поручение, как выстроить очередность в дежур­ствах и т.д., еженедельно планировать в группе или на участке об­щий, совместный или коллективный труд.

6.2. УЧЕТ НАГРУЗКИ НА РЕБЕНКА

Труд детей, конечно же, не подменяет труда взрослых. Ребенок участвует в труде взрослых, выполняет какую-то доступную ему часть работы.

Воспитатель, организуя труд детей, оценивает его не столько по объему выполненного, сколько по отношению к труду, прояв­лению ответственности, добросовестности, умению доводить дело до конца.

В труде ребенок сталкивается с нагрузкой. Это естественно, так как сущность труда — усилие, нагрузка, напряжение. Недостаточ­ная нагрузка делает труд чрезмерно легким, не требующим прило­жения усилий. Ребенок привыкает трудиться без усилий и поэтому в последующем не хочет принимать такие трудовые задания, кото­рые требуют приложения усилий.

Вместе £ тем отрицательно сказывается и чрезмерная нагрузка. Перегрузка вызывает переутомление и появление отрицательного отношения к труду.

Дети по-разному относятся к нагрузкам. Так, малыши, которые пока еще не могут определить заранее степень нагрузки, могут взять на себя очень большую нагрузку, но выполнить ее, конечно, не могут. С. Н. Теплюк проводила исследование по приучению детей раннего возраста к труду. Одной из задач было определение допу­стимой нагрузки. Исследователь проводила такой эксперимент: де­тям предлагалось перенести песок в песочницу. Они должны были сами выбрать ведерко, насыпать в него песок и отнести. Как прави­ло, все дети в возрасте от 2,5 до 3 лет брали самое большое ведро, насыпали в него песок до верху и старались нести. Не получалось. Брать маленькое ведро они отказывались (они же уже «большие»!). Тогда исследователь предложила детям такие же большие ведра, но другие. Дети насыпали в них песок до верху, не обращая внимание, что до верху насыпалось значительно быстрее, чем раньше, и с не­большим усилием выполняли задание. Они были счастливы. В чем дело? В том, что во второй раз им предложили ведра с двойным дном и песка вошло значительно меньше, но «Я-сам» ребенка не было ущемлено. Постепенно, по мере овладения навыком и с увеличе­нием возраста и физической силы детей ведро становилось более «вместительным», второе дно уменьшалось, а ребенок мог носить песок, уверенный в своих силах, но без перегрузки.

В наибольшей мере чувствуется физическая нагрузка при убор­ке детьми снега или вскапывании земли на огороде. Очень важно научить детей этому труду. Воспитатель должен показать, сколько снега можно брать на лопату, как высоко ее поднимать, как забра­сывать снег на обочину дорожки или как сгребать снег к одному месту. Взрослый всегда находится рядом с детьми и следит за вы­полнением таких условий, чтобы дети трудились с доступной их возрасту нагрузкой. Взрослый должен помнить, что сгребать с деть­ми можно лишь свежевыпавший снег.

Есть правила и по вскапыванию земли. И с ними следует прежде ознакомить детей: дети вскапывают только рыхлую землю, пра­вильно берут лопату, копают не глубоко, переворачивают лопату с землей, не поднимая ее высоко.

Воспитатель следит за темпом работы: темп может быть как слишком медленным, так и слишком интенсивным. И то и другое плохо. Умеренный темп продлевает работоспособность детей, за­держивает утомление. Важно учитывать особенности детей и ру­ководить процессом выполнения задания. При организации со­вместного, коллективного труда, можно допускать смену характе­ра работы через 5 — 8 минут: сначала один ребенок мыл игрушки, а другой их вытирал, а потом дети поменялись обязанностями. Усталость не наступила и интерес к трудовым действиям повы­сился.

6.3. ВЫБОР ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ТРУДА

Прежде всего, следует помнить, что оборудование для труда и игрушки, изображающие трудовое оборудование — это разные вещи, с разным назначением. Объединять их может только цвет — яркий, привлекательный для ребенка. Оборудование для труда (ло­патки, грабли, метла, лейки и др.) должно соответствовать росту ре­бенка, но быть таким, чтобы ребенок мог выполнить трудовое, а не игровое действие, т. е., например, не как-будто бы вскопал землю, а вскопал ее так, как необходимо для последующего использования в . посадке растений.

Оборудования для труда должно быть достаточно по количеству на всех детей группы, чтобы воспитатель мог организовать общий труд, дав детям разные трудовые поручения, но одновременно. Если же детям приходится ждать, когда освободится оборудование, то у них постепенно пропадает интерес к труду и говорить о трудовом воспитании уже не приходится.

Важно продумать, как и где расположить оборудование для труда. Оно должно быть всегда в одном и том же месте, о кото­ром дети знают и в которое они всегда размещают оборудование после труда. Это может быть полка, шкаф, специально отведен­ное место и т.д., но всегда одно и то же. Инвентарь должен быть чистым, всегда готовым к тому, чтобы дети могли использовать его в труде. Поэтому детей сразу нужно приучать протирать ин­вентарь после его использования. Совершенно не обязательно располагать все оборудование на виду, важно, чтобы дети знали, где оно лежит, и могли самостоятельно его брать при необходи­мости.

6.4. СОЗДАНИЕ В ГРУППЕ ТРУДОВОЙ АТМОСФЕРЫ

Одним из важных условий трудового воспитания является созда­ние и поддержание в группе трудовой атмосферы. Необходимость в труде возникает постоянно: убрать игрушки после игры, полить комнатные растения, убрать вещи в шкаф после прогулки, поста­вить стульчики на место и т.д. Детей приучают замечать неполад­ки и исправлять их самостоятельно. Воспитатель постоянно пока­зывает детям пример такого отношения к окружающей среде. Это не значит, что он сам исправляет неполадки, он делает это вместе с детьми, дает им поручения, обращает их внимание на результат, приучая детей к порядку, который они сами вместе с воспитателем поддерживают в группе.

Воспитатель обязательно подчеркивает, как хорошо, когда в группе чисто, все вещи после их использования лежат на месте.Как приятно жить в такой группе! Очень важно вести подобную
работу с родителями, привлекая их к тому, чтобы дети и дома небросали свои вещи, помогали родителям в уборке квартиры. Такая совместная работа взрослых будет способствовать закреплению у детей привычки жить в аккуратной, красивой среде и для этого тру­диться.

Такая трудовая атмосфера не должна быть тягостной для детей, не должна ограничивать их желание играть, рисовать, заниматься любой другой интересной для них деятельностью, она должна быть естественной для ребенка и восприниматься как необходимость. Дети должны испытывать радость от труда, поэтому, когда орга­низуется общий труд, можно включать тихую, приятную для детей музыку. Когда ребенок выполняет индивидуальные поручения, он должен испытывать чувство ответственности и важности от пору­ченного ему дела, когда дети дежурят, они делают это с чувством радости, так как выполняют приятную и нужную работу для това­рищей. Хорошо, если воспитатель в процессе организации труда не забывает вспомнить пословицу, поговорку, которой подбодрит ребенка («Терпенье и труд все перетрут!», «Труден день до вечера, когда делать нечего!»).

Привыкая с детства жить в хорошей трудовой атмосфере, ребе­нок не будет воспринимать трудовые действия как тяжелую неже­лательную обязанность, а приучит себя выполнять трудовые обя­занности легко и с понимаем их необходимости.

6.5. ЭЛЕМЕНТЫ ТВОРЧЕСТВА И СВОБОДЫ В ВЫБОРЕ ТРУДОВЫХ ДЕЙСТВИЙ

Важным условием организации труда является стимулирование детей к проявлению творчества. Конечно, труд — это обязательная деятельность, основанная часто на точном выполнении трудовых действий. Но в то же время трудиться интересней, если можешь привнести в эти действия что-то свое, что-то улучшить, рационали­зировать, если использовать элементы экспериментирования, если решать трудовую задачу с помощью умственного труда.

Так, воспитатель предлагает детям в процессе дежурства по за­нятиям самим решить, как дежурные будут раскладывать каран­даши — каждому ребенку сразу весь набор, или один дежурный разложит всем красные карандаши, а другой — зеленые. При этом дети сами определяют, как они именно сегодня будут работать. Это вызывает у них интерес, создает своеобразную игровую ситуацию, дети выполняют задание с удовольствием. Воспитатель наблюдает за детьми, а потом, после окончания дежурства, может побеседо­вать с дежурными на тему, какая форма выполнения задания им показалась более рациональной, быстрой. Пусть дети сами проана­лизируют избранный метод и примут решение.

Воспитатель просит детей разложить в игрушечном уголке игрушки так, чтобы всем детям было удобно брать игрушки. Делать это можно по-разному: можно традиционно, а можно и поменять что-то местами. Даже если избранный детьми вариант не очень правилен с позиции воспитателя, не нужно сразу говорить об этом детям, они сами сделают нужный вывод позже.

Предлагая детям совместную работу по уборке помещения, им предоставляют возможность самим определить, какие материалы потребуются для работы, где их взять, кто возьмет, решить, с чего начать работу и т. д.

Такая свобода выбора создает у детей ощущение доверия к ним, а также они приобретают практику разнообразного выполнения одной и той же работы, что делает выполнение более привлекатель­ным, самостоятельным и ответственным.

Читайте также:  Гема порошковое оборудование официальный сайт

В содержание любого детского труда можно вносить ситуации для проявления творчества, выдумки, принятия собственных реше­ний. Важно только обсуждать с детьми их действия, просить их объ­яснять причину избранного решения, анализировать результаты и эффективность способов выполнения задания. Такое выполне­ние трудовых заданий и их последующее обсуждение делают труд осмысленным, самостоятельным и приносящим ребенку радость.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Объясните, как влияют на эффективность решения задач трудо­вого воспитания условия организации труда детей.

2. Как связаны между собой учет нагрузки на ребенка и выбор обо­рудования для труда?

3. Какие особенности возраста детей важно учитывать при соз­дании условий для проявления творчества и свободы в выборе трудовых действий?

4. Какие еще условия организации труда детей вы могли бы пред­ложить?

Источник



Подбор оборудования для труда.

Немаловажное значение имеет и наличие удобного оборудования для труда, соответствующего возможностям детей. Хорошо подобранный инвентарь, имеющий привлекательный внешний вид, дающий возможность ребенку выполнить задание аккуратно, получить результат, располагает его к деятельности, вызывает желание трудиться.

Подбирая оборудование, воспитатель непременно учитывает возраст и содержание труда детей своей группы. Так, в младших группах, где дети только начинают принимать некоторое участие в труде, возможно использование предметов труда, имеющих сходство с игрушкой.

Для малышей нужен особенно удобный инвентарь. Так, раскладывая ложки, кисточки, карандаши, дети часто роняют их на пол, если воспитатель не приобретет для них небольшие подносы, стаканчики (небьющиеся) и не научит ими пользоваться.

Предлагая детям среднего возраста собирать листья и относить их на носилках в отведенное место, следует сразу предусмотреть, чтобы ветер не сдувал их с носилок (например, легкая рама, затянутая металлической сеткой, которая кладется на носилки сверху).

Для старших детей оборудование должно помочь им получить реальный результат. Не следует давать детям лопаты, которыми нельзя, допустим, вскапывать землю или сгребать снег. Пользуясь такой лопатой, они затратят много усилий и не получат видимого результата. Желание трудиться пропадает.
Необходимо также продумать наличие предметов труда, позволяющих детям приводить себя в порядок: щетки для обуви, одежды, небольшие венички для сметания снега с валенок, другие — с одежды; иголки и нитки, пуговицы разного размера и цвета и т. д.

Большую заботу проявляет воспитатель и о размещении оборудования. Надо разместить его так, чтобы детям было удобно его взять, использовать, привести в порядок и положить на место. Совершенно не обязательно располагать все оборудование на виду; достаточно, чтобы дети знали, где что лежит, и могли самостоятельно пользоваться орудием, чистить или вытирать его после работы. Тогда в процессе овладения трудовыми умениями одновременно будет приобретаться и навык использования и ухода за предметами труда.

Создание в группе трудовой атмосферы.

Повседневная жизнь ребенка в детском саду наполнена трудовой деятельностью: чтобы начать то или иное занятие, надо приготовить рабочее место; закончив игру, убрать за собой игрушки; каждый день надо приготовлять ко сну и убирать после сна постель — аккуратно складывать одежду, приводить в порядок свой внешний вид.

Все это требует от ребенка трудовых усилий, а от воспитателя — постоянного внимания к тому, насколько тщательно и своевременно выполняют все эти дела его воспитанники, какое отношение при этом проявляют к вещам, порядку, сверстникам.

Если в группе установлен постоянный порядок, то в таких условиях легче заметить любое его нарушение и детям не приходится напоминать, подсказывать, требовать, ибо у них легко формируется правильный навык, уважение к правилу: «Каждой вещи — свое место».

Немаловажное значение имеет и умение педагога своевременно обнаруживать неполадки и в костюмах детей, и в одежде кукол, и в игрушках, и в пособиях, и в местах хранения всего игрушечного хозяйства, находящегося в пользовании. Если педагог сразу принимает меры к их устранению, не откладывая «на потом», это помогает воспитывать и у детей такое же отношение ко всякого рода нарушениям в группе.
И совсем неправильно, когда он сам сразу включается в восстановление порядка, но не привлекает к этому детей. Тогда у них не возникает желания помочь воспитателю или самостоятельно включиться в дело, не требующее отлагательства: дети либо не замечают этого, либо ждут указаний взрослого.

То же происходит, когда педагог сам постоянно находит для себя занятия, связанные с обслуживанием детей: он то расчищает площадку, то приводит в порядок полку с пособиями, то поправляет небрежно поставленные игрушки, т. е. он все делает для детей, но не с ними.

Такой пример воспитателя не побуждает к подражанию. А потому воспитателю следует постоянно помнить о своей роли руководителя группы. Принимаясь за любое дело, он непременно организует и детей на его выполнение. Так он создает в группе атмосферу постоянной занятости, стремления к полезным делам.

Источник

Формирование позитивных установок к труду и творчеству в процессе организации трудовой деятельности дошкольников в ДОУ

Shukina foto Дорогие друзья, мы рады представить вам Щукину Ирину Анатольевну, воспитателя МБ ДОУ «Детский сад № 124» г. Новокузнецка Кемеровской области. Сегодня Ирина Анатольевна поделится своим профессиональным опытом по формированию позитивных установок к труду и творчеству в процессе организации трудовой деятельности дошкольников в ДОУ. Данный материал будет полезен педагогам ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Ирины Анатольевны:

«Подготовить ребенка к труду — это значит сформировать у него психологическую готовность трудиться. Психологическая готовность к труду означает уровень развития личности, который является достаточным для успешного освоения любым видом производительного труда. Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов».

Полезного чтения…

Формирование позитивных установок к труду и творчеству в процессе организации трудовой деятельности дошкольников в ДОУ

Подготовить ребенка к труду — это значит сформировать у него психологическую готовность трудиться. Психологическая готовность к труду означает уровень развития личности, который является достаточным для успешного освоения любым видом производительного труда.

Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов.

Так, интерес к деятельности взрослых, отношение между детьми и взрослыми, бережное отношение к продуктам труда есть не что иное, как гуманизм;

  • осознанное выполнение своих обязанностей — ответственность;
  • сотрудничество ребят, взрослых и детей — коллективизм;
  • умение доводить дело до конца отражает степень сформированности старательности, настойчивости, целеустремленности.

Следовательно, трудолюбие является качеством, которое отражает развитие личности в целом.

Требования к процессу воспитания у детей интереса к труду можно определить следующим образом:

  1. развитие у детей положительных качеств в процессе трудовой деятельности;
  2. обеспечение детей «орудиями» труда с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей и в целях рационального использования;
  3. предварительное формирование у детей умений и навыков, необходимых для выполнения конкретных трудовых заданий, мотивация интереса к предстоящей работе;
  4. организация бесед, направленных на воспитание трудолюбия и развитие нравственных качеств каждого ребёнка;
  5. формирование у детей чувства ответственности перед обществом средствами общественно-полезного труда;
  6. понимание трудовой деятельности детей как неотъемлемой части педагогического процесса и осуществление на этой основе воспитательной работы.

Реализация указанных требований позволит поднять уровень подготовки детей к жизни в современном обществе и вырастить достойное поколение людей труда. Следует отметить своеобразие трудовой деятельности дошкольников :

Труд ребенка тесно связан с игрой

Выполняя трудовую задачу, малыши часто переключаются на игру. Более старшие дети в ходе работы также нередко используют игру. Иногда во время игры у детей возникает потребность в каком-либо предмете. Тогда, чтобы игра стала более интересной, ребята изготавливают его сами. В играх дошкольники любят отражать труд взрослых и их взаимоотношения.

Трудовая деятельность постоянно развивается

Формирование трудовых навыков:

  • в раннем возрасте у ребенка складываются лишь предпосылки к овладению орудийными операциями. Постановка цели: дети младшего дошкольного возраста ещё не умеют ставить цель в труде. Эта способность у малышей развивается постепенно в процессе самообслуживания. Вначале цель ставит педагог
  • старшие дошкольники сами ставят цель, выполняя повседневные обязанности, однако делают это только в привычных ситуациях. При изменении условий им следует подсказать, что надо делать.

Способность детей самостоятельно ставить цель наиболее успешно развивается в тех видах труда, где в итоге получается материальный результат.

У младших дошкольников ярче выражен интерес к внешней стороне труда (привлекательные действия, орудия и материал, результат). У старших все большее значение приобретают мотивы общественного характера, которые проявляются как стремление сде­лать что-то полезное близким людям.

Планирование детьми трудовой деятельности имеет ряд особенностей:

  • они плани­руют лишь процесс исполнения работы, не включая организацию (что приготовить для работы, какие материалы взять, куда поста­вить и т. п.);
  • намечают лишь основные этапы работы, но не спосо­бы исполнения;
  • они не планируют контроля и оценки своей работы;
  • словесное планирование отстает от практического.

Отношение к результату

Младшие дошкольники ещё не могут самостоятельно уви­деть и оценить результат своего труда. Это делает воспитатель при завершении трудового процесса. В старшем дошкольном возрасте от­ношение к труду меняется. Дети уже до начала работы интересуют­ся, зачем она нужна, кому предназначен результат.

Изменяется и оценочное отношение к результату труда: формируются критерии оценки, преодолевается её категоричность и немотивированность, хотя ребенку легче оценить работу сверстника, чем свою.

Трудовая деятельность детей имеет свою специфику , поэто­му требует особого подхода и руководства со стороны педагога.

Систематичность детского труда

Каждый вид труда способствует всестороннему развитию личности, но вместе с тем позволяет решать и свои специфические задачи. Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы обеспечивалось равномерное распределение всех видов труда и систематическое участие в них каждого ребенка

Постепенность рабочей нагрузки

Читайте также:  Что нужно для торговли медицинским оборудованием

Величина нагрузки влияет на отношение ребенка к труду. Непосильность труда может вызвать лишь отвращение к нему. Но слишком малая нагрузка не доставляет чувства «мышечной радости» (Е. А.Аркин), что также затрудняет воспитание положительного отношения к труду. Чтобы определить оптимальные нагрузки, регистрируют внешние признаки утомления ребенка во время работы: отмечают изменение цвета лица, влажности кожи, определяют частоту пульса и дыхания до и после физической нагрузки в течение 3 минут.

Ответная реакция со стороны сердечно — сосудистой к дыхательной систем говорит о благоприятной допустимой и неблагоприятной физической нагрузке.

Подбор оборудования для труда

Оборудование для труда должно быть удобным, соответствовать возможностям детей. Хорошо подобранный инвентарь, имеющий привлекательный внешний вид, дающий возможность ребенку выполнить задание аккуратно, получить результат, располагает его к деятельности, вызывает желание трудиться. Размещается оборудование так, чтобы детям было удобно его взять, использовать, привести в порядок и положить на место.

Создание в группе трудовой атмосферы

Повседневная жизнь ребенка в детском саду наполнена трудовой деятельностью. Это требует от ребенка трудовых усилий, а от воспитателя — постоянного внимания к тому, насколько тщательно и своевременно выполняют трудовые дела его воспитанники, какое отношение яри этом проявляют к вещам, порядку, сверстникам.

Воспитателю следует постоянно помнить о своей роли руководителя группы. Принимаясь за любое дело, он непременно организует и детей на его выполнение. Так он создает в группе атмосферу постоянной занятости, постоянного стремления к полезному делу.

Во всех возрастных группах детского сада и на игровых площадках созданы оптимальные условия для трудового воспитания и самостоятельной деятельности детей.

Оборудование в группах размещено по видам труда:

  • в природном уголке – лейки, пульверизаторы, корм для животных;
  • в месте, отведённом для ручного труда, — пилы, молотки;
  • принадлежности для хозяйственно-бытового труда – щёточки и совки для уборки мусора размещены на специальных полках в умывальной комнате, а для дежурных по столовой – ближе к буфетной и пр.

Всё оборудование должно быть в достаточном количестве, хорошего качества и соответствовать возрасту детей, иметь привлекательный вид: яркий цвет леек, приятная форма коробок для хранения природного материала, нарядные фартучки и др. – всё это радует детей, способствует формированию культуры труда, вызывает эстетическое удовольствие .

Все групповое пространство доступно детям, что способствует формированию устойчивого интереса к трудовой и самостоятельной деятельности, развитию продуктивно — творческих способностей дошкольника, формированию трудовых навыков и воспитанию трудолюбия.

Оформлены и функционируют центры для трудовой и самостоятельной детской деятельности:

  • художественный
  • конструктивно-строительный
  • природы
  • ручного труда
  • информативности (для саморазвития используются схемы, таблицы, алгоритмы действий, образцы, перфокарты, календари, часы )

Воспитателями в работе с детьми по трудовому воспитанию и самостоятельной деятельности используется разнообразный материал:

  • природный, бросовый;
  • развивающие, дидактические, сюжетно-ролевые игры;
  • материал для развития мелкой моторики рук;
  • различные конструкторы;

В нашем детском саду практикуется проведение смотров по созданию условий для развития творческих способностей и трудового воспитания детей:

  • уголок природы;
  • мини-огород;
  • центр самостоятельной деятельности;
  • уголок ручного труда

Содержание детского труда должно быть значимым для группы, всего детского сада. Тогда и отношение к нему будет более ответственным. Через разнообразные формы работы в разные режимные моменты я планирую разнообразную трудовую деятельность своих воспитанников.

Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми.

В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость. Участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности:

  • отзывчивости
  • заботливости
  • бережливости
  • ответственности

Семья, воспитывает у ребенка общественно ценные мотивы трудолюбия, готовит, тем самым, его к вдумчивому выбору профессии. К поиску дела по душе, интересам, по общественной значимости. Кто, как не родители, лучше других знают склонности своего ребенка, его возможности, кто лучше них сможет умело и ненавязчиво подсказать, убедить.

Воспитывая в детях привычку к труду, мы должны помнить не только о том, чтобы они выросли трудолюбивыми, но и чтобы побуждающие их к деятельности мотивы были высоконравственными. Потому что только высокие мотивы заставляют нас ставить большие и серьезные задачи в жизни, помогают справиться с временными неудачами, преодолевать трудности.

Литература

1 .Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. -2005. — № 4 – с. 16

2. Безруких М.Н., Филиппова Т.А. Профессии. Маленькая энциклопедия для дошкольников. М.: Ювента, 2001. – с.67

3. Бороздин Ю.А. Трудовое воспитание в педагогической системе К. Д. Ушинского : Дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 : Курск, 2001 — 134 c.

4. Буре Р.С., Костелова Л.Д. Развитие теории и методики воспитания у детей нравственных качеств и взаимоотношений в Российской дошкольной педагогике 50-60 годов // Ярославский Педагогический Вестник. — [Электронный источник]. — Режим доступа: yspu.yar/vestnik/index.html

5. Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших

6. Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях / Г. В. Фадина [и др.]. — Балашов, 2004. — 64 с.

7. Комарова Т. Трудовое воспитание в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 48с.

8. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 276с.

9. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А. Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — С. 1-50.

10. Теоретические основы воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста: автореф. дис. . д-ра пед. наук : 13.00.01 / Г.С. Малунова; Бурят. гос. ун-т. — Улан-Удэ, 2001. — 41 с.

11. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста из опыта работы Под ред. М.А. Васильевой. М.: Просвещение, 1984.- 204с../Л.И. Фалюшина. – 2-е изд., испр. и доп. – М,: АРКТИ

Источник

Выбор оборудования для труда как условие организации труда детей

Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на формирование нравственных ориентиров, трудолюбия, осознание полезности труда.
Трудовая деятельность ребенка тесно связана с игрой, постоянно развивается и имеет свою специфику, поэтому требует особого подхода и руководства со стороны педагога

Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно.

Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно — бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий

навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Хозяйственно-бытовой труд дошкольников направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. В младшем дошкольном возрасте воспитатель формирует у детей элементарные хозяйственно-бытовые навыки: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки после игры и мыть их, собирать листья на участке, сметать снег со скамеек и т. д. Он обязательно оценивает нравственную сторону трудового участия детей. В средней группе содержание хозяйственно-бытового труда значительно расширяется: дети полностью сервируют стол, готовят все необходимое для занятий, подметают дорожки на участке и т. д.

Используя их возросшие возможности и учитывая сформированные навыки, педагог приучает детей к тому, что в труде необходимо приложить усилие, развивает самостоятельность, активностей инициативу в выполнении порученных дел.

В старших группах детского сада хозяйственно-бытовой труд еще более обогащается по содержанию, становится систематическим. Особенность хозяйственно-бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его: подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести всё в порядок после работы.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе.

В младших группах дети с помощью взрослых поливают комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена, принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц. Руководя трудом малышей, воспитатель называет растения, их части, производимые в труде действия; это расширяет детский словарь, активизирует его.

Для старшей группы в уголке природы помещаются растения, требующие более сложных приемов ухода, в огороде высаживаются различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим.

В подготовительной группе в процессе труда в природе дети учатся устанавливать связи между отдельными явлениями, обнаруживать закономерности.

Ручной труд — это изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика), бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т, п. — осуществляется в старших группах детского сада. Дети изготавливают необходимые им игрушки, атрибуты для игр: лодочки, машины, корзинки, домики, мебель, животных. Такие поделки могут стать приятным подарком родным, друзьям. Это имеет немаловажное значение в нравственном воспитании, приучая детей оказывать внимание окружающим, потрудиться ради того, чтобы доставить им удовольствие.

Ручной труд развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку. В процессе работы дошкольники знакомятся со свойствами различных материалов, способами их обработки и соединения, учатся пользоваться различными инструментами. Ребенку необходимо проявить настойчивость, терпение, аккуратность, чтобы предмет получился прочным, имел опрятный, нарядный вид.

Все это оказывает большое воспитательное влияние на детей, формирует их эстетические чувства и нравственно-волевые качества.

Читайте также:  Оборудование для мотокультиватора т 800

Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети. Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.
Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной(общей, совместной) трудовой деятельности.

1.Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи.

Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно не сложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.

Выполнения трудовых поручений способствуют формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно — два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платья для стирки и т.д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.

В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельно разложить кукольное белье, собрать игрушки, подмести дорожки, сгрести ᴨпесок в кучу. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т.п.).

В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается) т.е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и в связи с этим воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.

2.Дежурства — форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходят ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность ᴨеред коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельными при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. В старших группах вводится дежурства по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств.

3.Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возросшие возможности позволяют ᴨпедагогу решать более сложные задачи трудового воспитания: он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок. В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и, когда в конце работы подводится общий итог.

В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

Требования к организации детского труда:

  1. Систематичность детского труда. Каждый вид труда способствует всестороннему развитию личности, но вместе с тем позволяет решать и свои специфические задачи. Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы обеспечивалось равномерное распределение всех видов труда и систематическое участие в них каждого ребенка
  2. Постепенность рабочей нагрузки. Величина нагрузки влияет на отношение ребенка к труду. Непосильность труда может вызвать лишь отвращение к нему. Но слишком малая нагрузка не доставляет чувства «мышечной радости», что также затрудняет воспитание положительного отношения к труду. Чтобы определить оптимальные нагрузки, регистрируют внешние признаки утомления ребенка во время работы: отмечают изменение цвета лица, влажности кожи, определяют частоту пульса и дыхания до и после физической нагрузки в течение 3 минут. Очень важно учитывать нагрузку, которую может испытать ребенок, выполняя трудовые задания. Опасно перегружать детей. Недопустимо, чтобы ребенок поднимал слишком тяжелые для него ведра с водой, песком, долго и много копал, продолжительный отрезок времени находился в одной позе и т. п. Утомление не только снижает интерес к труду, но и вредит здоровью.
  3. Подбор оборудования для труда. Оборудование для труда должно быть удобным, соответствовать возможностям детей. Хорошо подобранный инвентарь, имеющий привлекательный внешний вид, дающий возможность ребенку выполнить задание аккуратно, получить результат, располагает его к деятельности, вызывает желание трудиться. Размещается оборудование так, чтобы детям было удобно его взять, использовать, привести в порядок и положить на место.Существуют определенные требования к трудовому оборудованию – к их размеру, материалу, окраске – и к организации труда дошкольников. С точки зрения нравственного воспитания правильный подбор оборудования также важен. Это обстоятельство способствует более четкой организации труда, своевременному включению в труд.
  4. Создание в группе трудовой атмосферы. Повседневная жизнь ребенка в детском саду наполнена трудовой деятельностью. Это требует от ребенка трудовых усилий, а от воспитателя — постоянного внимания к тому, насколько тщательно и своевременно выполняют трудовые дела его воспитанники, какое отношение при этом проявляют к вещам, порядку, сверстникам. Воспитателю следует постоянно помнить о своей роли руководителя группы. Принимаясь за любое дело, он непременно организует и детей на его выполнение. Так он создает в группе атмосферу постоянной занятости, постоянного стремления к полезному делу.

Для того, чтобы дети трудились с удовольствием необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Когда ребенок видит, что взрослые трудятся с удовольствием, радуются удаче, результату, ему хочется трудиться так же. Важно, чтобы сам процесс труда доставлял детям радость.

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности.

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Источник

«Материалы и оборудование для трудовой деятельности детей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство,

которое может оставить своим детям и бедный и богач».

Просмотр содержимого документа
«»Материалы и оборудование для трудовой деятельности детей»»

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.

Для труда детей по уходу за помещением в распоряжении воспитателя должно быть следующее: Фартуки: белые — для накрывания столов к завтраку, обеду, полднику, ужину и последующей уборки; цветные — для ухода за помещением и вещами; клеенчатые — для мытья игрушек и стирки кукольного белья, для работы в уголке природы. Щетка-сметка, совок. Размеры: щетка-сметка— диаметр ручки—2,3 см; совок—12X12 см, длина ручки— 8—10 см. Щетка половая, совок для мусора. Размеры: щетка — длина 20 см, длина ручки — 100—110 см, диаметр — 2—2,3 см, совок — 12X12 см, длина ручки — 12—14 см.

Для труда детей по уходу за помещением в распоряжении воспитателя должно быть следующее:

  • Фартуки:
  • белые — для накрывания столов к завтраку, обеду, полднику, ужину и последующей уборки;
  • цветные — для ухода за помещением и вещами;
  • клеенчатые — для мытья игрушек и стирки кукольного белья, для работы в уголке природы.
  • Щетка-сметка, совок.

Размеры: щетка-сметка— диаметр ручки—2,3 см; совок—12X12 см, длина ручки— 8—10 см.

  • Щетка половая, совок для мусора.

Размеры: щетка — длина 20 см, длина ручки — 100—110 см, диаметр — 2—2,3 см, совок — 12X12 см, длина ручки — 12—14 см.

Для уборки участка, работы на огороде и в цветнике используется следующий инвентарь: Лопаты для перекопки земли , вскопанной взрослыми. Размеры: лоток лопаты 15—13 см, длина ручки — 75—30 см. Деревянная лопата для расчистки участка от снега. Размеры: длина ее с лотком от 80 см до 1 м, лоток—12—14 см, диаметр ручки — 2 см. Грабли деревянные (для сгребания листьев) и железные (для рыхления, очистки поверхности почвы от камней, выравнивания поверхности гряд). Размеры: примерное количество зубьев — 7, расстояние между ними — 2,3—2,5 см, длина граблей—100—110 см. Метелка для очистки участка от сухих листьев и другого сора. Размеры: длина палки— 1 м, диаметр от 2 до 2,3 см. Носилки с бортиками для переноски земли, песка, опавших листьев. Размеры: длина — 20—25 см, ширина — 20 см, высота бортика — 3—4 см, длина с ручками —100—110 см.

  • Тазы / ведра / подносы.

Для уборки участка, работы на огороде и в цветнике используется следующий инвентарь:

  • Лопаты для перекопки земли , вскопанной взрослыми.

Размеры: лоток лопаты 15—13 см, длина ручки — 75—30 см.

  • Деревянная лопата для расчистки участка от снега.

Размеры: длина ее с лотком от 80 см до 1 м, лоток—12—14 см, диаметр ручки — 2 см.

  • Грабли деревянные (для сгребания листьев) и железные (для рыхления, очистки поверхности почвы от камней, выравнивания поверхности гряд).

Размеры: примерное количество зубьев — 7, расстояние между ними — 2,3—2,5 см,

длина граблей—100—110 см.

  • Метелка для очистки участка от сухих листьев и другого сора.

Размеры: длина палки— 1 м, диаметр от 2 до 2,3 см.

  • Носилки с бортиками для переноски земли, песка, опавших листьев.

Размеры: длина — 20—25 см, ширина — 20 см, высота бортика — 3—4 см, длина с

ручками —100—110 см.

Тачка для перевозки земли, песка, опавших листьев, камешков . Размеры: высота бортов — 20 см, длина вместе с ручками – 100 см, диаметр колеса — 12 см. Санки, корзины или ящики – для перевозки снега. Ведра : вместимостью 1,5—2 л. Лейки : вместимостью до 2 л. Совки – для выкапывания и посадки растений, для окучивания и рыхления почвы. Ручные цапки – «кошки»

  • Тачка для перевозки земли, песка, опавших листьев, камешков .

Размеры: высота бортов — 20 см, длина вместе с ручками – 100 см,

диаметр колеса — 12 см.

  • Санки, корзины или ящики – для перевозки снега.
  • Ведра : вместимостью 1,5—2 л.
  • Лейки : вместимостью до 2 л.
  • Совки – для выкапывания и посадки растений, для окучивания и рыхления почвы.

Предметы для ручного труда детей: Бумага: Плотная бумага (альбомная, обложечная, настольная). Тонкая бумага. Папиросная бумага (разноцветная и белая). Картон. Бытовой материал : разнообразные коробки (спичечные, картонные, из-под сахара, косметических кремов, зубных паст, витаминов и т. д), катушки, пробки. Производственные отходы : поролон, пенопласт, обрезки медной проволоки, шпагат, кусочки меха и ткани. Природный материал : шишки еловые, сосновые; лесные орехи, желуди, каштаны; сосновая кора, птичьи перья, трава, солома, мох, береста, маковые головки, половинки скорлупы грецких орехов, ракушки и т. д.

  • Ручные цапки – «кошки» – для рыхления земли.

Предметы для ручного труда детей:

  • Бумага:
  • Плотная бумага (альбомная, обложечная, настольная).
  • Тонкая бумага.
  • Папиросная бумага (разноцветная и белая).
  • Бытовой материал : разнообразные коробки (спичечные, картонные, из-под сахара, косметических кремов, зубных паст, витаминов и т. д), катушки, пробки.
  • Производственные отходы : поролон, пенопласт, обрезки медной проволоки, шпагат, кусочки меха и ткани.
  • Природный материал : шишки еловые, сосновые; лесные орехи, желуди, каштаны; сосновая кора, птичьи перья, трава, солома, мох, береста, маковые головки, половинки скорлупы грецких орехов, ракушки и т. д.

Предметы и оборудование для работы с тканью:

  • Крахмальный клей / розетки.

Предметы и оборудование для работы с тканью:

Игра: «Кто здесь был и что забыл?»

  • Лоскут разный : ситец, цветной сатин, белая хлопчатобумажная ткань, шелк, шерсть, байка.
  • Выкройки для раскроя платьев, фартучков, кофточек, трусиков для кукол; выкройки игрушек.
  • Иглы / подушечки для иголок .
  • Нитки разных цветов .
  • Пуговицы разных цветов и размеров.
  • Ножницы .

Источник