Меню

Вариант проведения закупки компьютерного оборудования



Как закупать программное обеспечение

—>

    On 31.10.2018 0 Комментарии 223-ФЗ, 44-ФЗ, Объекты закупок

В сфере закупки программного обеспечения действует национальный режим — запрет на приобретение ПО, разработанного в иностранных государствах. Рассмотрим, как правильно проводить такие закупки.

Правила национального режима по 44-ФЗ

Иностранное ПО запрещено закупать с 2015 года постановлением № 1236. Это относится к закупкам, которое проводится по закону 44-ФЗ. Заказчик имеет право закупать программное обеспечение, удовлетворяющее одному из условий:

  1. Оно входит в Единый реестр российских программ, который ведет Минкомсвязи.
  2. Оно входит в аналогичный реестр ЕАЭС. Его также должно сформировать Минкомсвязи.

Еще есть постановление № 325 от 13 марта 2017 года, которое устанавливает дополнительные требования к ПО из российского реестра.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Итак, программы иностранного производства закупать по 44-ФЗ запрещено, причем вне зависимости от способа, а именно:

  • приобретение в электронном виде либо на носителе;
  • аренда, пользование;
  • поставка компьютерной техники с установленным ПО;
  • разработка и доработка такого ПО;
  • приобретение услуг по техподдержке, сопровождению и обновлению, если это повлечет передачу прав на такое ПО заказчику.

Когда и как можно приобрести иностранное ПО

Приобрести иностранные программы или базы данных можно лишь в том случае, если ПО такого класса нет в реестрах — российском или ЕАЭС. Или же оно есть, но не отвечает требованиям заказчика по своим характеристикам. Чтобы закупить такое ПО, необходимо подготовить обоснование того, почему нельзя соблюсти установленный Правительством запрет.

Что должно быть в ТЗ такой закупки, рассмотрим на примере антивирусной программы. Итак, в техзадании нужно указать:

  • объект закупки: услуги по предоставлению неисключительных пользовательских прав на программное обеспечение (продление лицензии на антивирус);
  • ОКПД 2 58.29.50.000 — услуги по предоставлению лицензий на право использовать ПО (берется из классификатора программ для ЭВМ, утвержденного приказом Минкомсвязи РФ от 31.12.2015 № 621);
  • название антивируса;
  • прочие параметры — сколько компьютеров и каких (персональный либо сервер) должно быть защищено, срок продления лицензии.

Обратите внимание! Если закупка ПО производится у единственного поставщика, требования национального режима также должны быть соблюдены. В подзаконных актах не делается каких-либо оговорок насчет неприменения запрета в таких закупках.

Правила закупки по 223-ФЗ

Заказчики по 223-ФЗ могут закупать ПО иностранного происхождения, однако отечественная продукция в приоритете, равно как и ПО из ЕАЭС. Он установлен постановлением Правительства № 925 от 16 сентября 2016 года. Этот приоритет предоставляется следующим образом:

  1. Когда проводится конкурс или иной тип процедуры, где оценивается не только стоимость. Цена заявки с предложением ПО, которое входит в один из реестров, признается уменьшенной на 15%. По остальным критериям изменения нет.
  2. Когда проводится аукцион или иная процедура, в которой критерием служит исключительно цена. Если победила заявка с иностранным ПО, то контракт заключается по цене, на 15% ниже предложенной поставщиком.

Приоритет российскому и приравненному к нему ПО должен предоставляться всегда, за исключением случаев:

  1. Объявлена конкурентная процедура, но она признана несостоявшейся. Закупка произведена у единственного поставщика.
  2. Объявлена конкурентная процедура, однако не подано ни одной заявки с предложением программного обеспечения из обоих реестров.

Источник

Закупка программного обеспечения

Содержание 1. Закупка программного обеспечения по 44 ФЗ 2. Закупка иностранного программного обеспечения 3. Закупки программного обеспечения для государственных нужд 4. Видео-инструкция программное обеспечение, госзакупки 1. Закупка программного обеспечения по 44 ФЗ В настоящее время современные организации обязательно нуждаются в программном обеспечении, но его требуется закупать. В случае, когда организация не относится к гос или муниципальным, тогда можно использовать только лицензионное ПО. После внесенных изменений, которые произошли в 2014 году на поставщиков интеллектуальной собственности накладывается обязанность по соответствию требованиям 44 ФЗ. В федеральном законе под номером 44 ФЗ происходит рассмотрение всех правоотношений, которые могут возникнуть между двумя сторонами, при проведении государственной закупки ПО: на открытых торгах; на электронных аукционах; в запросе котировок; при сделках, проводимых с помощью закрытого способа. Если вы решили принять участие в торгах или тендерах, тогда мы готовы оказать для вас комплексное сопровождение при участии в торгах. Мы поможем найти интересные закупки и по итогу заключить выгодный контракт. В данном законе происходит рассмотрение различных вариаций действий по проведению закупок ПО основанных на реализации некоторых из видов ТРУ. В самом законе не указывается сведений по ПО, на основании этого происходит отличие использования закона к программным продуктам. Не может относиться к реализации товара, осуществления услуг действие по распоряжению объектами интеллектуальной собственности. Все дело в том, что данное действие будет относиться к самостоятельному правовому отношению, которое регулируется ГК России. На основании этого стоит уделять внимание к использованию 44 ФЗ в области проведения закупок ПО: особенно при действии по оформлению госконтрактов; при действии по оформлению заявок на торги После наступления 2016 года все закупки программного обеспечения регулируются ПП России под номером 1236, на основании чего происходит закупка иностранного ПО. Все ограничения в данном случае осуществляются Единым реестром российских программ для электронных вычислительных машин и на основании баз данных. Если заказчик решит приобрести софт или программу, то прежде всего ему потребуется открыть реестр и найти нужное ПО. Нужна помощь в подготовке тендерной документации? Все подробности о том, как происходит подготовка документации на тендер под ключ смотрите по этой ссылке. Если заказчик не сможет отыскать требующегося ПО, то необходимо будет обратиться к списку аналогов отечественного программного обеспечения. Только при некоторых случаях отказ от закупки, которая входит в Реестр, будет являться неправомерной. Хотите получать контракты с авансами и с короткими сроками расчетов?

Читайте также:  Автогазовое оборудование в воронеже

Оставьте заявку у нас на сайте и наши специалисты с вами свяжутся в самое ближайшее время!

Обратиться за бесплатной помощью 2. Закупка иностранного программного обеспечения Необходимую закупку ПО невозможно найти в реестре, при наличии следующих случаев: Если данное ПО одного класса не имеется в реестре, к которому относится ПО предполагаемое к закупке; Когда аналоги, входящие в реестр не будут носить соответствия требованиям заказчика; Когда заказчик требует закупку особого ПО и не согласен на его замену, тогда ему необходимо будет подготовить и опубликовать в ЕИС обоснование закупки программного обеспечения. Действие по подготовке обоснования требует задействования внимания и сил. Это связано с тем, что данный вид закупок является очень востребованным и интересным из-за наличия особых неоднозначных моментов и нарушений. В подготовку обоснования будет включен ряд действий: Необходимо указать причину для закупки реестра ПО, которого нет; Необходимо отметить один или более классов, к которым и будет относится вид ПО; Требования заказчика к свойства закупаемого ПО; Характеристики, по которым вхождение в реестр ПО не носит соответствия требованиям, которые предъявляются к заказчикам. 3. Закупки программного обеспечения для государственных нужд Как было сказано ранее, для гос и муниципальных организаций требуется приобретение лишь лицензионных ПО. При этом заказчик, которые покупает данный вид ПО покупает не только саму программу, но право на ее применение. Ввиду этого необходимо будет осуществлять заключение лицензионного соглашения, в состав которого будут входить следующие составляющие: границы передаваемых прав; территориальное ограничение действия прав; срок актуальности; обязанности поставщика и заказчика Лицензионное соглашение необходимо оформлять в виде приложения к гос договору или в виде “договора присоединения”. При осуществлении действия по взаимодействию с контролирующими органами, заказчику не стоит выходить за границы реестра. Действие по составлению обоснований не нужно воспринимать как способ, с помощью которого можно будет приобрести необходимо ПО. 4. Видео-инструкция программное обеспечение, госзакупки

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Источник

Правила закупок программного обеспечения по ФЗ №44

Редкая современная компания не нуждается в программном обеспечении, которое необходимо периодически закупать. Если она принадлежит к государственным или муниципальным, то не может применять никакое ПО, кроме лицензионного. С 1 января 2014 года все поставщики интеллектуальной собственности обязаны соблюдать Федеральный закон от 05.04 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Этот документ называют «законом о госзакупках». В последней редакции введены в силу ограничения на определенные группы программных средств. Как реализуются положения ФЗ №44 относительно приобретения интеллектуальной собственности, нашей и иностранной, читайте в этой статье.

Интеллектуальная собственность – товар, услуга или работа?

Закон о госзакупках – ФЗ №44 – рассматривает всевозможные правоотношения поставщика и заказчика:

  • на открытых торгах;
  • в аукционах на электронных площадках;
  • в запрашивании котировок;
  • в сделках путем закрытого выбора.

В Законе рассматриваются все нюансы осуществления закупок, направленных на реализацию определенного товара, работы или услуги. Относится ли к этой триаде интеллектуальная собственность, а именно программное обеспечение?

СПРАВКА! В тексте ФЗ №44 нет прямых утверждений относительно ПО, поэтому трактовки применения этого закона к программным продуктам могут отличаться.

Распоряжение объектами интеллектуального права нельзя в полной мере отнести к реализации товара, оказанию услуги или выполнению работы. Это самостоятельное правовое отношение, точнее, гражданско-правовое, регулируемое Гражданским кодексом РФ. Поэтому нужно особенно внимательно отнестись к применению ФЗ №44 в отношении ПО:

  • при оформлении госконтрактов;
  • при оформлении тендерных заявок.

Заявка на тендер по закупке ПО

Подавая заявку, участник должен выразить согласие с техническим заданием. Форма заявки отличается в зависимости от того, закупается товар или оказываемая услуга. В первом случае обязательно указывать государство, где произведен товар. Как в такой заявке обстоит дело с интеллектуальной собственностью?

Контролирующие органы расценивают лицензионный договор относительно ПО не как договор поставки, а как договор именно на оказание услуг. Однако рекомендуется для перестраховки все же заявить страну происхождения товара, в большинстве случаев это будет Россия или одна из стран ЕЭС.

Госконтракт на закупку ПО

Приобретая лицензионное ПО, заказчик покупает не просто коробку с программой или электронный вариант, а еще и право на временное владение и использование. Поэтому необходимо заключать не просто контракт, а именно лицензионное соглашение, включающее в себя, помимо основных договоренностей, важные моменты касательно интеллектуальной собственности:

  • границы прав, которые передаются;
  • территориальные ограничения их действия;
  • период актуальности;
  • права и обязанности заказчика и исполнителя.

Это соглашение стоит оформить как приложение к государственному контракту или как «договор присоединения» (дополнительные условия прописаны на упаковке приобретаемого продукта или экземпляре программы).

Читайте также:  Оборудование для малого бизнеса производство полуфабрикатов

Ни закупки вне Реестра

В 2016 году программное обеспечение как объект закупок подпало под действие Постановления Правительства РФ от 16 ноября 2016 г. №1236. В этом акте предписывается ограничить приобретаемое ПО тем, что содержится в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Это значит, что жестко лимитируется иностранный софт в пользу отечественного (это делается с целью реализации программы импортозамещения).

Какой софт ограничен как предмет закупок

Постановлением Правительства декларируется, на какие виды программного обеспечения налагается запрет. Согласно данному нормативному акту запрещается приобретать иностранное ПО при наличии отечественного аналога – ни прямо (по контракту), ни путем покупки лицензии. Под лимитирование попали такие иностранные продукты:

  • программы для электронно-вычислительных машин;
  • базы данных иных государств;
  • какие-либо исключительные права на интеллектуальную собственность;
  • право применять ПО.

Иностранные программы не разрешают приобретать ни в электронной форме, ни записанными на любой материальный носитель.

Также действует запрет на закупку некоторых видов иностранной продукции, относящейся к радиоэлектронике, а именно портативных ПК весом до 10 кг (ноутбуков, планшетов, лэптопов, карманные электронных устройств, в том числе совмещенных с мобильниками и т.п.).

Исключения в лимитировании ПО

Действие данного Постановления не включает в себя несколько оговоренных исключений. По-прежнему покупать иностранное ПО и права на него разрешено:

  • дипломатическим представительствам РФ;
  • консульствам;
  • торговым представительствам России при международных организациях на территории других государств;
  • в случае, если само ПО или данные о его закупке относятся к государственной тайне.

Что изменилось в закупках ПО в 2018 году

С 2016 года заказчики искали способ найти обходные пути в запрещающем постановлении, чтобы приобретать привычный софт. Это побудило Правительство пересмотреть регламент и внести в Постановление ряд изменений. Это произошло в конце 2017 года, так что новая редакция стала актуальной с января 2018 года.

Из ЕЭС – теперь можно

Россия разрешила своим заказчикам покупать не исключительно «родной» программный продукт, как это значилось в начальной редакции, а выбирать вдобавок из предложений, исходящих из Евразийского экономического союза (Армения, Беларусь, Киргизия и Казахстан). Их программные средства отныне входят в Реестр наравне с российским.

В связи с данным разрешением важное изменение коснулось структуры Реестра разрешенных к закупке программ. Его разбили на два:

  • включающий в себя отечественные программы и базы данных;
  • программный продукт и базы данных государств ЕЭС.

Какое ПО не включат в Реестр

Новая редакция Постановления сделала более жесткими требования к продуктам и базам данных, которые могут размещаться в Реестре. Помимо отечественного происхождения и других требований, действовавших и ранее, ПО в Реестре:

  • не должно принудительно управляться или обновляться из-за границы;
  • не вправе препятствовать использованию продукта и его распространению на территории РФ и ее субъектов.

Есть и другие существенные изменения:

  • внесены дополнительные условия включения в Реестр офисного ПО;
  • изменен порядок функционирования Экспертного совета по отечественному ПО;
  • пересмотрен вопрос об обязательности сертификата информационной безопасности.

Алгоритм закупки ПО

Как действовать заказчику, желающему заключить контракт на приобретение ПО? Принципы следующие.

  1. Изучить Реестр.
  2. Если требуемый софт в нем наличествует, оформлять заявку;
  3. Если нужного программного обеспечения нет, просмотреть приведенный перечень в поиске отечественного аналога.
  4. Аналог, принадлежащий к тому же классу, нашелся – оформляется заявка на него.
  5. Аналог есть, но он не вполне подходит заказчику по базовым характеристикам, либо аналогов нет – разрешена закупка искомого софта, даже иностранного.

Доводы в пользу требований заказчика

Тонкий момент: для приобретения иностранного ПО заказчику придется доказать, что его организации не подходит ни один из российских аналогов, числящихся в Реестре. Доказательства должны быть вескими, а не просто содержать пожелание руководства или другие подобные аргументы. Для этого в Единой информационной системе (ЕИС) он обязан разместить исчерпывающее обоснование, включающее в себя:

  • подробные и конкретные требования к закупаемой интеллектуальной собственности (свойства, характеристики);
  • причины закупки программного обеспечения, которого нет в Реестре;
  • класс (или несколько классов) ПО, которое требуется купить;
  • сравнение характеристик аналогов ПО, присутствующих в Реестре, с требуемыми заказчиком (должны обнаружиться существенные расхождения).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Опытные заказчики не рекомендуют использовать обоснование как вариант покупки любого ПО в обход ограничений, кроме исключительных ситуаций. Проверяющие зачастую недостаточно компетентны, чтобы адекватно оценить аргументы обоснования, поэтому могут просто признать их недостаточными. В большинстве случаев целесообразнее оставаться в рамках Реестра отечественного софта.

Источник

Возможно ли закупать совместно компьютерное оборудование и программное обеспечение по 44-ФЗ?

С.А. Токмина,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

ВОПРОС

Возможно закупать по 44-ФЗ автоматизированное рабочее место и ПО? И как вместе применять, 1236, 968 и 126н в этом случае?

ОТВЕТ

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон N 44-ФЗ): формирование лотов осуществляется заказчиком по своему усмотрению. При этом в силу ч. 3 ст. 17 Закона N 135-ФЗ запрещается ограничение конкуренции между участниками конкурентных процедур путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой.

Наиболее безопасный для заказчика вариант — закупать компьютерное оборудование (арм) и программное обеспечение (в т.ч. операционные системы) порознь. В тех случаях, когда это технически невозможно (например, если планируемые к закупке компьютеры в принципе не продаются без операционных систем), заказчику нужно быть готовым доказать правомерность формирования «объединенного» лота.

Читайте также:  Установка маркетингового оборудования что это

ОБОСНОВАНИЕ

В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ допускается объединение товаров (работ, услуг) в один лот, если это не приводит к ограничению числа участников закупки. Учитывая, что заказчиком объединены в один лот технологически и функционально связанные товары — компьютеры и программное обеспечение, без которого начало использования компьютерной техники невозможно, — такое объединение соответствует требованиям ст. 8 и п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ.

Таким образом, можно предположить, что допустимо, например, закупать компьютер с операционной системой и недопустимо — с пакетом офисных программ.

Кроме того, при закупке компьютерного оборудования необходимо обратить внимание на запреты, ограничения и условия допуска, установленные в соответствии со ст. 14 Закона N 44-ФЗ .

Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н (далее — Приказ N 126н) утверждены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Что важно, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) товары, указанные в приложении к Приказу N 126н и не указанные в нем.

Постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 N 968 (далее — ПП РФ N 968) утверждены ограничения и условия допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Этот нормативный акт точно так же запрещает делать предметом одного контракта (одного лота) виды радиоэлектронной продукции, включенные в утвержденный перечень и не включенные в него.

Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 (далее — ПП РФ N 1236) установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Закупка иностранного программного обеспечения допускается только при наличии обоснования невозможности соблюдения запрета, предусмотренного ПП РФ N 1236.

В Определении от 20.02.2018 N 306-КГ17-22931 Верховный Суд РФ указал, что если программное обеспечение, входящее в состав приобретаемого заказчиком комплекта товаров, подпадает под действие ПП РФ N 1236 , то заказчик должен указать программное обеспечение отдельным кодом ОКПД2 и распространить на него действие ПП РФ N 1236.

Компьютеры могут быть отнесены к коду ОКПД2 26.20.15.000 «Машины вычислительные электронные цифровые прочие, содержащие или не содержащие в одном корпусе одно или два из следующих устройств для автоматической обработки данных: запоминающие устройства, устройства ввода, устройства вывода». Указанный код ОКПД2 попадает и под действие Приказа N 126н , и под действие ПП РФ N 968, чего нельзя сказать о программном обеспечении (в т.ч. операционных системах).

Соответственно, если рассматривать программное обеспечение как товар, то закупать компьютер вместе с программным обеспечением нельзя (из-за невозможности соблюсти ограничения и условия допуска). Ниже представлено несколько примеров из правоприменительной практики, подтверждающих данный вывод.

Заказчик закупал персональные компьютеры в комплекте (системный блок, монитор, клавиатура, манипулятор типа «Мышь» и операционная система «Windows 10 Pro x 64»).

Объект закупки в целом отнесен заказчиком к коду ОКПД2 26.20.15.000, который подпадает под действие ПП РФ N 968. Однако операционные системы для персональных электронных вычислительных машин относятся к коду ОКПД2 58.29.11.000, не подпадающему под действие ПП РФ N 968.

Таким образом, заказчиком в нарушение п. 5 ПП РФ N 968 объединены в один лот товары, включенные в утвержденный указанным Постановлением Перечень видов радиоэлектронной продукции и не включенные в него.

Кроме того, операционная система, входящая в состав комплекта приобретаемых заказчиком товаров, подпадает под запрет на допуск иностранного программного обеспечения, установленный ПП РФ N 1236, тогда как заказчик указанный запрет не установил (Решение Удмуртского УФАС России от 24.05.2018 N ОП07-06/2018-1393. См. также решения Пермского УФАС России от 16.11.2017 по закупке N 0156200001217000076, Ростовского УФАС России от 03.08.2018 по закупке N 0358100011818000077 (в данном случае подчеркивалась неправомерность одновременной закупки вместе с компьютерным оборудованием программного обеспечения, не являющегося операционной системой, «без которой начало использования компьютерной техники невозможно»). Впрочем, иногда контрольные органы не усматривают нарушений в закупке компьютеров совместно с программным обеспечением — главное, чтобы в отношении последнего соблюдалось ПП РФ N 1236 , т.е. был установлен запрет или обоснована невозможность его установить (см., например, решение ФАС России от 27.08.2018 по делу N 18/44/105/1100).

По Приказу N 126н практика еще не успела сформироваться. Однако механизм действия этого нормативного правового акта схож с тем, который существовал в период действия нормативного акта — предшественника, т.е. Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 (далее — Приказ N 155). Поэтому увидеть, чем рискует заказчик при закупке компьютерной техники с предустановленным программным обеспечением, позволяет практика, сформировавшаяся по Приказу N 155.

Проводилась закупка компьютера с предустановленным программным обеспечением (Windows 7 Professional 64 bit Russian, Microsoft Office 2016). При направлении контракта победителю аукциона заказчик снизил предложенную победителем цену на 15%.

Суд признал указанные действия заказчика незаконными, поскольку, в отличие от собственно компьютерной техники, программное обеспечение не подпадало под действие Приказа N 155(точно так же, как сейчас оно не подпадает под действие Приказа N 126н).

Таким образом, по нашему мнению, наиболее безопасный для заказчика вариант — закупать компьютерное оборудование и программное обеспечение (в т.ч. операционные системы) порознь. В тех случаях, когда это технически невозможно (например, если планируемые к закупке компьютеры в принципе не продаются без операционных систем), заказчику нужно быть готовым доказать правомерность формирования «объединенного» лота.

С.А. Токмина,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

Источник