Меню

Транспорт и оборудование околоствольного двора



Общие сведения об околоствольных дворах с гидравлическим транспортом

При гидродобыче уголь в околоствольный двор транспортируется в виде пульпы либо по трубам при напорном гидротранспорте, либо по желобам при самотечном гидротранспорте. В последнем случае уклон почвы выработки, по которой движется пульпа, принимается равным 0,05..0,07. В связи с этим доставка материалов и оборудования на участки осуществляется монорельсовым транспортом. Это, в свою очередь, требует устройства в околоствольном дворе пункта перегрузки с рельсового транспорта на монорельсовый.

Поступающая в околоствольный двор пульпа направляется в специальный пульпосборник, из которого она выдается на поверхность чаще всего углесосами. Применяются также эрлифты. Если пульпа поступает по желобам, уголь предварительно измельчается в дробилках и затем направляется в пульпосборники. При напорном гидротранспорте дробление угля производится на участках. Емкость приемного пульпосборника в околоствольном дворе должна составлять не менее 10% суммарной часовой производительности агрегатов (углесосов).

Кроме приемного пульпосборника в околоствольном дворе предусматривается и аварийные пульпосборники, которые примыкают к приемному колодцу камеры гидроподъема двумя изолированными друг от друга ветвями (по аналогии с обычными водосборниками).

В околоствольных дворах гидрошахт располагаются те же камеры, что и в шахтах с обычной технологией угледобычи, за исключением камеры главного водоотлива, которая заменяется камерой центрального гидроподъема.

Вопросы для самоконтроля

Перечислите основные требования, предъявляемые к околоствольным дворам.

Укажите, как классифицируются околоствольные дворы:

Источник

Транспорт и оборудование околоствольного двора

9.4. ОКОЛОСТВОЛЬНЫЙ ДВОР ШАХТЫ

Околоствольным двором (рис. 9.5) называют комплекс капитальных горных выработок, расположенных непосредственно у ствола, связывающих ствол с главными выработками транспортного горизонта и предназначенных для обслуживания горных работ в соответствие с назначением ствола. Околоствольный двор состоит из служебных камер, транспортных ветвей и вспомогательных выработок Если по ветви подают уголь или

Рис. 9.5. Схема околоствольного двора:

1 — склад ВМ; 2 — сбойка для проветривания склада ВМ, 3 — зарядная камера; 4 — ремонтная мастерская; 5 — камера стоянки электровозов; 6, 8 — преобразовательные подстанции.; 7 — главный скиповый ствол; 9 — угольная разгрузочная яма; 10 — породная разгрузочная яма; 11— медпункт; 12 — вспомогательный клетевой ствол; 13 — санузел; 14 — камера ожидания; 15 — водотрубный ходок; 16 — место посадки людей в пассажирские составы; 17 — насосная камера,; 18 — центральная электроподстанцня; 19 — водосборники; 20 — осветляющий резервуар

породу, то такую ветвь называют грузовой, если производят откатку порожних вагонеток — порожняковой. Ветвь, служащую для объезда ствола, называют обгонной. Расстояние между транспортными ветвями в околоствольном дворе при вертикальных стволах принимают равным 35—60 м, между камерами и вспомогательными выработками — 20—30 м,

В зависимости от того, к какому стволу примыкает ветвь, она носит название скиповой или клетевой. Ветвь, по которой производят транспортировку угля, его разгрузку и откатку порожних вагонеток, называют главной ветвью околоствольного двора. Она делится на грузовую и порожняковую части. При полной конвейеризации порожняковая часть главной ветви отсутствует.

По направлению примыкания главной ветви околоствольного двора к главной выработке транспортного горизонта различают параллельные, перпендикулярные и косонаправленные около-ствольные дворы (рис. 9 6). В последних грузовые ветви расположены под углом 45 или 60° к главной выработке.

По характеру движения груженых и порожних вагонеток околоствольный двор может быть круговым и Челноковым. Для

Рис. 9.6 Схема параллельного (а), перпендикулярного (б) и косонаправленного (в) околоствольных дворов:
1 — магистральная выработка транспортного горизонта; 2 — грузовые ветви; 3 — порожняковые ветви; 4, 5, 6 — направление движения вагонеток соответственно груженых углем, углем и породой и порожних

кругового двора (см рис. 9.6, б, в) характерно поточное движение вагонеток, при котором они заходят во двор и выходят из него одним и тем же торцом (т. е. не меняют своей ориентировки относительно направления движения). Такую схему обычно используют в перпендикулярных и косонаправленных дворах. Разновидность кругового двора — петлевой двор (см рис. 9.6, в), в котором главная ветвь является продолжением главной выработки транспортного горизонта (обычно откаточного квершлага).

В челноковом дворе вагонетки после разгрузки меняют свое положение относительно направления движения (см. рис. 9.6, а). Груженые вагоны заходят во двор и выходят порожними из двора противоположными торцами. Такую схему часто применяют в параллельных дворах и, в частности — в тупиковых, отличительной особенностью которых является прием груженых вагонеток и выдача порожних происходит с одной стороны от главного ствола. К тупиковому двору главная выработка горизонта примыкает с одной стороны. Поэтому тупиковый двор является односторонним. Тупиковую ветвь в челноковом дворе располагают с противоположной от главной выработки горизонта стороны, где и производят изменение направления движения вагонеток. При наличии подходов грузов к околоствольному двору с двух сторон двор является двусторонним.

Читайте также:  Доп оборудование для сто

Схемы околоствольных дворов шахт с конвейерным транспортом угля приведены на рис. 9.7. Штрихпунктирными линиями показаны рельсовые пути для локомотивной или монорельсовой доставки вспомогательных материалов, оборудования и людей. Такие дворы имеют упрощенную компоновку, более экономичны и производительны, чем околоствольные дворы с рельсовым транспортом угля.

Важным элементом подобного двора является механизированный бункер-накопитель, который служит резервной емкостью. Вместимость таких бункеров составляет 500 м3 и более.

Околоствольные дворы наклонных стволов имеют угольные бункеры над загрузочными площадками скипового или конвейерного стволов, камеры с опрокидывателями при локомотивной транспортировке груза, а также криволинейные наклонные заезды из вспомогательного ствола на одну из ветвей околоствольного двора для спуска-подъема вагонеток с оборудованием и материалами. Посадочные площадки для людей при нескольких доставочных горизонтах устраивают непосредственно во вспомогательном стволе, при одном горизонте — в стволе или в око-лоствольном дворе. Остальные камеры аналогичны камерам в околоствольных дворах при вертикальных стволах.

В гидрошахтах околоствольные дворы имеют существенные особенности. Так как уголь к околоствольному двору транспортируют водой, в состав околоствольного двора входят пульпо-сборник, камера гидроподъема с необходимым оборудованием и пульповодный ходок. Другая особенность околоствольного двора гидрошахты — камера перегрузки оборудования и материалов с рельсового транспорта на монорельсовый.

В зависимости от числа обслуживаемых пластов, взаимного расположения главного и вспомогательного стволов, выбранной схемы вскрытия шахтного поля, горно-геологических и других условий околоствольные дворы могут иметь различную привязку к главной транспортной выработке. При разработке одиночного пологого пласта применяют параллельный круговой или челноковый дворы, используя в качестве транспортной выработки главный откаточный штрек. Такой двор наиболее экономичен. При расположении стволов в лежачем боку свиты пластов используют петлевые и тупиковые околоствольные дворы. При разработке свиты пластов со значительным расстоянием между ними применяют круговой параллельный двор, выработки которого размещают между пластами в устойчивых породах, а при небольшом расстоянии между пластами в свите предпочтение отдают круговому перпендикулярному двору.

Рис. 9 7. Схемы двухстороннего (а) и одностороннего (б, в) околоствольных дворов при конвейерном транспорте угля и транспорте материалов и оборудования монорельсовыми дорогами по параллельным (а), петлевым (6) и комбинированным (б) выработкам:
1 — скипы, 2 — клети; 3 — ленточный магистральный конвейер; 4 — бункер-накопитель с ленточным конвейером

При конвейерной транспортировке угля пропускную способность околоствольного двора определяют по производительности магистрального конвейера и скипового подъема. Пропускная способность околоствольного двора должна быть примерно в 1,5 раза больше производственной мощности шахты.

Для шахт с производственной мощностью до 3 млн. т в год вместимость путей на грузовой ветви околоствольного двора рекомендуют принимать не менее 1—1,5 груженых составов с углем. При этом вместимость угольного бункера определяется из расчета количества угля в двух составах и не должна быть меньше 300 т. Вместимость породного бункера устанавливают из количества породы в одном локомотивном составе и принимают не менее 150 т. Число вагонеток и платформ для транспортировки оборудования принимают в размере 10 % от числа вагонеток с углем.

Длительность эксплуатации околоствольного двора составляет от 15—20 лет до полного срока службы шахты.

Важное значение имеет правильное ориентирование ветвей околоствольного двора. Оси прямолинейных участков грузовых ветвей должны быть строго параллельны продольным осям клетевых стволов, а оси рельсовых путей во дворе и клети совпадать. Продольные оси клетей располагают обычно параллельно или перпендикулярно к железнодорожным путям промплощадки.

Источник

Проектирование транспортных выработок околоствольного двора

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ ВЫРАБОТОК ОКОЛОСТВОЛЬНОГО ДВОРА

Околоствольные дворы современных шахт представляют собой сложный и многообразный комплекс транспортных выработок и камер, предназначенных обеспечить выполнение разнообраз­ных производственных функций шахты в период ее эксплуата­ции.

Основное назначение околоствольных дворов — создание условий бесперебойной механизированной работы по приемке: 1) полезного ископаемого, поступающего из очистных и подго­товительных работ, а также породы от проведения выработок и их ремонта; 2) материалов и оборудования, поступающих с земной поверхности, и отправке их на эксплуатационные участ­ки шахты, а также оборудования, выдаваемого на поверхность для ремонта; 3) воды, притекающей из подземных выработок, и выдаче ее на поверхность; 4) по безопасному приему людей, спускающихся на работы в шахту и поднимаемых на поверх­ность после окончания работ; 5) по распределению энергии для питания подземных машин и установок и др.

Многообразие производственных функций околоствольных дворов вызывает необходимость иметь в его системе различные по размерам, форме сечения и положению в пространстве вы­работки и камеры.

Особо важное значение имеют транспортные выработки, расположение которых в околоствольном дворе должно обес­печить минимальные по продолжительности маневры с соста­вами вагонеток, прибывающих на околоствольный двор, и ми­нимальные пробеги электровозов, а также исключить встречные потоки грузовых и порожних составов вагонеток.

Камеры и околоствольные дворы.

Камерами называют подземные горные выработки, имеющие зна­чительное поперечное сечение при сравнительно небольшой длине. Камеры, предназначенные для установки машин, хранения запас­ного оборудования, инструментов и материалов, а также для хозяй­ственных, санитарных и ремонтных целей, называют служебными. Камеры, образующиеся в результате ведения очистных работ, называют очистными.

Читайте также:  Поставщики промышленного оборудования москва

К числу служебных камер относятся: сопряжение околостволь­ного двора со стволом, насосная и машинные камеры, склад взрывчатых материалов, электровозное депо, камера для ожидания, медпункт, диспетчерская, камера для противопожарного поезда.

Околоствольный двор представляет собой совокупность вырабо­ток около шахтного ствола, предназначенных для обслуживания подземного хозяйства и соединяющих ствол (или стволы) с главными откаточными или вентиляционными выработками (рис. 1).

Сопряжением околоствольного двора со стволом называют камеру, примыкающую непосредственно к стволу шахты , в которой производятся все операции по погрузке и разгрузке дви­жущихся по стволу подъемных клетей или скипов.

При подъеме груза в клетях в околоствольном дворе произво­дится расцепка прибывающих груженых составов, погрузка в клеть отдельных груженых вагонов, выгрузка из клети порожних вагонов, составление порожних составов и отправка их к пунктам погрузки.

При подъеме груза в скипах в околоствольном дворе, кроме маневровой работы электровоза, производится разгрузка вагонеток в скиповой бункер или непосред­ственно в скип.

В зависимости от производ­ственной мощности шахты около­ствольные дворы бывают односто­ронние (рис. 2, а), при которых порожняк выгружается из клети в ту же сторону от ствола, откуда подается груз, и двусторонние (рис. 2, б), при которых порожняк выходит из клети в противоположную сторону.

В зависимости от схемы движения в околоствольном дворе и гео­логических условий конфигурация двора может быть различной.

Насосная камера обычно устраивается в районе околоствольного двора (см. рис. 1), недалеко от ствола, в котором устанавливаются водоотливные трубы.

К насосной камере примыкает водосборник 11 — одна или группа выработок, куда стекает вода из выработок шахты, соединяющийся с камерой вертикальными колодцами, в которые опускают всасыва­ющие трубы насосов. Для предотвращения затопления подземных выработок водосборник устраивают на 3—4 м ниже уровня около ствольного двора с таким расчетом, чтобы глубина всасывания воды насосом не превышала 5,5 м.

Машинные камеры предназначены для установки различных стационарных машин, например подъемных лебедок возле уклонов, для устройства электрических подстанций и пр. Э лектровозное депо 11, или гараж-камера, предназначена для

ремонта, осмотра и стоянки электровозов. При откатке аккумуля­торными электровозами в депо производится также зарядка аккумуляторных батарей.

В камере для ожидания 7 рабочие, выходящие на работу, ожи­дают состав, предназначенный для доставки их к месту работ, а рабо­чие, закончившие работу, ожидают подъема. Камеры для ожидания оборудуются скамейками для сидения.

Медпункт 15 — камера, в которой пострадавшему или заболев­шему рабочему оказывают первую медицинскую помощь.

Камера диспетчера 9 находится вблизи главной откаточной выработки. В ней обычно устанавливается подземный телефонный коммутатор и сконцентрировано все управление подземной сигна­лизацией и движением в районе околоствольного двора.

Камеру для стоянки противопожарного поезда 14 и хранения про­тивопожарных материалов устраивают в околоствольном дворе на расширении откаточной однопутевой выработки в месте, удобном для быстрой, без излишних маневров отправки поезда в любые пункты шахты.

Подземный склад 8 взрывчатых материалов устраивают для хра­нения взрывчатых материалов на всех шахтах, где производятся взрывные работы.

Конфигурация околоствольных дворов угольных шахт.

На околоствольном дворе современных угольных шахт обычно располагают два ствола — скиповой — для выдачи угля и по­роды и клетевой — для выполнения различных вспомогатель­ных операций (спуск и подъем людей, доставка в ствол обору­дования, материалов и др.).

Уголь и породу в околоствольном дворе обычно транспорти­руют в вагонетках, а при весьма большой мощности шахт уголь и горную массу от проведения выработок транспортиру­ют с помощью конвейеров. Вагонетки могут быть применены типа УВГ (вагонетки с глухим кузовом) и саморазгружаю­щиеся вагонетки типов ВД и УВД.

Применение вагонеток типа УВГ несколько усложняет ма­невры в околоствольном дворе, что вызывает необходимость иметь у скипового ствола две транспортные выработки при ус­тановке опрокидывателей для разгрузки вагонеток (с углем и породой), что увеличивает продолжительность маневров. Ваго­нетки типов ВД и УВГ обеспечивают более быструю разгрузку вагонеток без расцепки состава поездов, что позволяет иметь на околоствольном дворе только одну транспортную ветвь у скипового ствола.

Транспортную ветвь при применении вагонеток типов ВД и УВГ оборудуют двумя разгрузочными ямами — угольной и по­родной, располагаемыми последовательно. Ямы оборудуют разгрузочными кривыми и поворотными шинами для раскры­тия и закрытия днищ вагонеток. Поворотные шины породной ямы оборудуют дистанционно управляемым приводом, благо­даря которому при пропуске смешанного состава (вагонетки с углем и породой) над породной ямой оператор перегрузочной станции производит избирательную разгрузку вагонеток с по­родой, отводя шины при пропуске вагонеток с углем.

Читайте также:  Ремень навесного оборудования nissan x trail t31

По принципу движения грузовых и порожняковых составов вагонеток конфигурация транспортных выработок околостволь­ных дворов угольных шахт может быть разделена на две основные группы: круговые и петлевые околоствольные дворы. Реже применяют околоствольные дворы типа челноковый и ту­пиковый.

Источник

Лекция 5. Строительство околоствольных дворов шахт

Околоствольный двор— совокуп­ность горных выработок, служащих для соединения шахтного ствола(ство­лов) со всеми остальными выработ­ками шахты, и специальных ка­мердля размещения некоторых об­щешахтных производственных служб (водоотлива, электроподстанции, элект­ровозного гаража, склада противо­пожарного инвентаря и т. д.).

Главная функция околоствольных дворов – это передача грузов между потоками от магистрального транспорта к подъему, что предопределяет их тип, расположение и размеры основных откаточных выработок, механизацию маневровых и разгрузочных работ.

Выработки околоствольного двора предназначены также для передвижения людей и подачи воздуха, необходимого для проветривания шахты.

Тип околоствольного двора зависит от функции шахтных стволов, их оборудования и от видов подземного транспорта, применяемого для доставки п.и., материалов и др. грузов.

Схема откаточных путей околоствольного двора состоит из грузовых, порожняковых и соединительных (обгонных) путей в увязке с путями главной откаточной выработки к которой примыкает окол.двор.

Околоствольные дворы при вертикальных стволах разделяются в зависимости:

1) от типа подъемных сосудов — кле­тевые, скипо — клетевые и скиповые;

2) числа въездов в околоствольный двор— односторонние и двусторонние;

3) по схемам движения грузопотоков (расположения и конфигурации вы­работок) — круговые, петлевые, челноковые и тупико­вые;

4) числа путей в основных выработ­ках — одно-, двух- и многопутные.

5) по ориентировке ветвей (по углу между ветвями двора и главной откаточной выработкой ): параллельные, перпендикулярные, диагональные.

Рис 1. Околоствольный двор I—параллельный круговой; II — петлевой односторонний; III— перпендикулярный; IV — тупиковый; V — челноковый.

Околоствольные дворы при наклонных ство­лах разделяются в зависимости от вида транспорта (электровозного, конвейерного) по ним на околоствольный двор при конвейерном, скиповом и вагонеточ­ном подъемах.

Тип околоствольного двора зависит от пропускной способности шахтного ствола (количества выдаваемой руды и породы), спо­соба подъема руды (в скипах или клетях), числа стволов, обслу­живаемых околоствольным двором, принятой схемы проветривания.

Околоствольные дворы современных шахт представляют собой сложный и многообразный комплекс транспортных выработок и камер, предназначенных обеспечить выполнение разнообраз­ных производственных функций шахты в период ее эксплуата­ции.

Лекция 6. Выработки и камеры околоствольных дворов

Виды и способы проведения камер в околоствольном дворе

В околоствольном дворе кроме транспортных выработок распо­лагают также большое число камер. Все камеры околостволь­ного двора по своему назначению можно подразделить на камеры производственного и вспомогательного назначения.

К ка­мерам производственного назначения можно отнести камеру сопряжения клетевого ствола с околоствольным двором и ком­плексы камер загрузочного устройства скипового подъема, главного водоотлива, электровозного депо, склада взрывчатых материалов и центральной подстанции.

К камерам вспомогательного назначения можно отнести ка­меры медицинского пункта, ожидания, противопожарного по­езда, стоянки пассажирского состава, санузла и др.

Камеры с транспортными выработками соединяют ходками. Условия раз­мещения камер в околоствольном дворе определяют их назна­чением.

Основные камеры имеют площади сечения до 20…30 м 3 и протяженность до 150 м. Вспомогательные камеры обычно имеют ограниченные площади сечения 10…14 м 2 и длину до 20 м.

Основные камеры в зависимости от свойств пересе­каемых пород сооружаются различно. В прочных скаль­ных породах возможно сооружение камер сплошным забоем, но для осуществления этой схемы работ необхо­димо иметь специальное оборудование для бурения шпуров в виде бурильных установок, что может послу­жить задержкой при оснащении забоя.

При сооружении камер сплошным забоем возможно использование разборных подмостей для размещения бурильщиков на двух горизонтах забоя. Разборные подмости монтируются из двухдюймовых труб, связанных ригелями, с перекрытием из деревянных щитов. Монтаж таких щитов занимает 10—15 мин. С них бурятся шпуры в забое, а также шпуры для установки анкеров времен­ной крепи. Перед взрыванием шпуров щиты разбивают­ся. Погрузка взорванной породы осущест­вляется погрузочными машинами.

В породах менее прочных, требующих наличия вре­менной крепи, сооружение камер осуществляется уступ­ным забоем. При этой схеме забой камеры делится на два уступа. Обычно в первую очередь на всю длину камеры разра­батывается верхний уступ. Бурение шпуров производит­ся бурильными машинами на пневмоподдержках. По­грузка взорванной породы при небольшой длине каме­ры может быть осуществлена скрепером. Временная крепь может быть принята в виде металлических ярок с затяжкой кровли сеткой или анкеров. После проведе­ния верхнего уступа камеры необходимо приступить к возведению постоянной крени. Конструкция постоян­ной крепи камеры может быть принята из монолитного бетона или в виде комбинированной крепи (анкеры с набрызгбетоном). Разработка нижнего уступа осуще­ствляется в безопасных условиях (кровля камеры за­креплена).

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 545 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник