Назначение и устройство стрелочного перевода
При маневрах, а также приеме, отправлении или проследовании поездов через станции, разъезды и обгонные пункты необходимо переводить движущийся подвижной состав с одного пути на другой. Делают это с помощью особых путевых устройств, называемых стрелочными переводами, которые позволяют:
- объединить два или три рядом расположенных пути в один (или, наоборот, один путь разветвить на два или на три пути);
- соединить параллельно расположенные и пересекающиеся пути.
Стрелочный перевод состоит из стрелки, крестовины с контррельсами, соединительных путей между ними и комплекта переводных брусьев.
Рисунок 12 – Общий вид стрелочного перевода
Рисунок 13 – Одиночный обыкновенный стрелочный перевод (схема): 1 – рамные рельсы; 2 – остряки; 3 – переводной механизм; 4 – контррельсы; 5 – усовики; 6 – сердечник
Рамными называют рельсы, к которым прижимается остряки. Поскольку остряки – элементы подвижные, занимающие по отношению к рамным рельсам прижатое или отведенное положение, они не могут самостоятельно преодолевать боковое давление от реборд движущихся колес подвижного состава. Поэтому к рамным рельсам прикрепляют упорные болты или упорные накладки, через которые это давление от прижатого остряка передается на рамный рельс. Длина рамных рельсов обычно 12,5 м, а на станциях, где предусмотрено высокоскоростное движение поездов, – 25 м.
С помощью остряков изменяют направление движения подвижного состава. Изготовляют их из специальных рельсов различной высоты симметричного и несимметричного профиля
Крестовины обеспечивают проход колес подвижного состава в местах пересечения рельсовой нити одного пути рельсовой нитью другого. Основная часть крестовины – сердечник с двумя усовиками (рисунок 14, а, б). Боковые грани сердечника пересекаются под углом α, называемым углом крестовины. Он характеризуется отношением 1:N где N – число, показывающее, во сколько раз длина сердечника L, измеряемая от математического центра крестовины (точка пересечения боковых граней сердечника), больше его ширины d. Это отношение называют маркой крестовины. С маркой крестовины связаны длина стрелочного перевода и радиус переводной кривой, по которой подвижной состав отклоняется на боковой путь; чем больше марка крестовины, тем меньше длина перевода и радиус переводной кривой и соответственно тем меньше допускаемая скорость движения подвижного состава при отклонении на боковой путь. Желоба между усовиками и боковыми гранями сердечника предназначены для беспрепятственного проследования гребней колес, расположенных ниже поверхности их катания (рисунок 14, в). Самое узкое пространство между рабочими гранями усовиков в месте их изгиба называется горлом крестовины. Точка пересечения рабочих граней сердечника представляет собой математический центр или острие крестовины. Практически острие не совпадает с математическим центром, так как боковые грани сердечника обрывают и скругляют раньше точки их пересечения.
Рисунок 14 – Сборная крестовина с литым сердечником в виде общей отливки с изнашиваемой частью усовиков: а – план; б – сечение крестовины; в – направление колес в желоб крестовины контррельсом; l в – «вредное пространство»
В комплект крестовинной части стрелочного перевода входят и два контррельса, направляющие гребни колес в соответствующие желоба крестовины.
К соединительным путям относят отрезки пути от задних стыков рамных рельсов до конца стрелочного перевода и внутренние пути от корневых стыков до крестовины.
Переводные брусья объединяют отдельные основные части стрелочного перевода в единую конструкцию, воспринимают через рельс давление от колес подвижного состава и передают эти давления на балластный слой. Наиболее широко распространены деревянные переводные брусья.
Типы стрелочных переводов
Как правило, для соединения путей должны применять наиболее простые по устройству стрелочные переводы. Однако различные условия эксплуатации были причиной того, что на сети железных дорог появились стрелочные переводы, отличающиеся по конструкции и имеющие разные очертания в плане.
Имеются три основных типа стрелочных переводов:
- одиночные;
- двойные;
- перекрестные.
1) Одиночные стрелочные переводы соединяют два пути в один. Они в свою очередь подразделяются на:
- обыкновенные, у которых один путь прямой, а второй ответвляется вправо или влево (правосторонний или левосторонний перевод);
- симметричные и несимметричные – криволинейные.
2) Двойные стрелочные переводы изготавливаются по индивидуальным проектам для соединения трех путей в один в особо стесненных местах.
3) Перекрестные стрелочные переводы представляют собой комбинацию из одного правостороннего и одного левостороннего переводов.
Теперь давайте рассмотрим более подробно каждый из типов стрелочного перевода.
Обыкновенный одиночный стрелочный переводприменяют при отклонении бокового пути от прямолинейного основного пути. Такие переводы, как правило, укладывают на главных и приемо-отправочных путях и они имеют наибольшее распространение на сети железных дорог (составляют 95% общего числа стрелочных переводов на станционных путях всех категорий);
Рисунок 15 – Обыкновенный одиночный стрелочный перевод типа Р65 марки 1/11
Несимметричный – криволинейный стрелочный перевод применяют в стесненных условиях проектирования, когда отклонение двух соединяемых путей от основного прямолинейного направления в одну сторону нельзя осуществить обыкновенным переводом, может быть односторонним и разносторонним;
Рисунок 16 – Одиночные не симметричные стрелочные переводы: а – односторонний; б – разносторонний
Симметричный стрелочный перевод применяют при разветвлении основного прямолинейного пути на два, например, на территории локомотивного и вагонного хозяйств, грузовых дворов, а также при проектировании сортировочных парков. Допускается также укладывать симметричные стрелочные переводы при переустройстве станций в стесненных местах, когда необходимо максимально сократить горловину приемо-отправочных парков. Применение симметричных переводов позволяет сократить длину соединений вследствие того, что эти переводы благодаря меньшему углу поворота на переводной кривой могут иметь при радиусе переводной кривой той же величины, что и в обыкновенном переводе, меньшую длину этой кривой, более крутую марку крестовины и вследствие этого меньшую ее длину. Длина симметричного перевода по сравнению с обыкновенным короче примерно на 8– 11 м;
Рисунок 17 – Симметричный стрелочный перевод типа Р50 марки 1/6
Двойной симметричный и несимметричный стрелочный перевод разветвляет основной путь на три направления и его применяют в особо стесненных местах станции, когда последовательная укладка двух обыкновенных переводов невозможна ;
Рисунок 18 – Двойные стрелочные переводы: а – несимметричный односторонний; б – несимметричный разносторонний; в – симметричный
При пересечении путей, когда не требуется переход подвижного состава с одного пути на другой, устраивают глухие пересечения.
На наших дорогах глухие пересечения рельсовых путей применяются только на станциях и промышленно-заводских путях, в других странах, например в США, и на перегонах.
Глухие пересечения разделяют на две основные группы:
- прямоугольные;
- косоугольные.
1. Ознакомиться с краткими теоретическими сведениями: назначение, составные элементы верхнего строения железнодорожного пути (балластный слой, шпалы, рельсы, рельсовые скрепления, противоугоны, стрелочные переводы, глухие пересечения, мостовые и переводные брусья) и опознать их на полигоне.
2. Вычертить на миллиметровой бумаге основные части стрелочного перевода.
1. Название и цель практического занятия.
2. Чертеж основных элементов стрелочного перевода.
Источник
Стрелочные переводы: схема, типы, элементы. Неисправности стрелочного перевода
Пересечения и соединения рельсов чаще всего снабжены специальными устройствами, которые лежат на железобетонных или деревянных переводных брусьях, отличающихся по длине от любых шпал, а в остальном им аналогичных. Это стрелочные переводы, существующие для того, чтобы изменять путь поезда, переведя его ход с одной железнодорожной ветки на другую.
Классификация
Места переводов при пересечении или соединении рельсов можно классифицировать по расположению и по количеству, по типу рельсов, по конструкции и маркам крестовин. Это могут быть одиночные стрелочные переводы, а также перекрёстные, глухие пересечения, съезды, стрелочные улицы и сплетения путей, если рассматривать с точки зрения количества и расположения. Обыкновенные стрелки состоят из двух рельсов (рамных), двух комплектов корневого устройства, двух остряков, одного комплекта самого переводного механизма, стрелочных тяг, упорных и опорных устройств, а также более мелких деталей.
Стрелочные переводы отличаются друг от друга и рамными рельсами, и остряками, и конструкциями переводных устройств, и креплениями рамных рельсов. Могут быть и разнообразные второстепенные отличия: поперечные связи между рамными рельсами и остряками, конструкция упорного устройства, также различными могут быть и специальные стрелочные подкладки. Устройство стрелочного перевода теснейшим образом связано с размерами колёсных пар и конструкцией подвижного состава.
Стальная ось колёсной пары наглухо держит колёса с направляющими гребнями, чтобы исключить сход вагона с рельсов. Все элементы стрелочного перевода рассчитаны на взаимодействие с определённых размеров колёсными парами.
Подразделения
Переходит на другой путь подвижной состав посредством специального устройства, которое пересекает и соединяет пути по верхнему их строению. Пересечение путей осуществляется глухими пересечениями, а соединить их помогают стрелочные переводы. Таким образом создаются соединения, которые называются стрелочными съездами и улицами. Типы стрелочных переводов:
- одиночные;
- двойные;
- перекрёстные.
Одиночные подразделяются, в свою очередь, на:
- обыкновенные;
- симметричные;
- несимметричные.
Также соединяющий два пути перевод может быть лево- и правосторонним, и применяется в том случае, если боковой путь отклоняется в какую-либо сторону от прямолинейного. Это самый распространённый вид перевода.
Состав
Основные стрелочные переводы состоят из собственно стрелки, крестовины с контррельсами, соединительной части, которая расположена между ними, и переводных брусьев. Стрелку составляют два рамных рельса, переводной механизм и два остряка, с помощью которых подвижной состав меняет направление на боковой или на прямой путь.
Остряки соединяются поперечными тягами, которые подводят нужный плотно к рамному рельсу, а другой одновременно отодвигается от параллельного рамного рельса как раз на то расстояние, которое необходимо для прохода гребней колёс. Неисправности стрелочного перевода практически всегда приводят к аварии. Например, при изломе сердечника, повреждении усовика или контррельса пользоваться стрелкой категорически воспрещено.
Функции
Все типы стрелочных переводов переводят остряки по-разному, но принцип всегда один. Специальные стрелочные приводы осуществляют этот переход через одну тягу, но если стрелочный перевод пологий — с длинными остряками, то через две и более тяги.
Запирающим устройством остряки фиксируются в новом положении, и плотное прилегание их им же и контролируется. Толстый конец остряка называют корнем, а тонкий — остриём. Крепление корня и обеспечивает все повороты остряков по плоскости, а также соединяет их с примыкающими рельсами.
Терминология
Крестовину составляют два усовика, сердечник и желоба, именно она отвечает за пересечение рельсовых головок гребнем колёс, а контррельсы одновременно направляют эти гребни в нужные желоба, чтобы колёсная пара гладко прошла крестовину.
У крестовины есть даже собственный математический центр — в точке пересечения рабочих граней на сердечнике. Самое узкое её место называется горлом крестовины, которое находится между усовиками. А угол между рабочими гранями сердечника — углом крестовины. Так проектируется основной стрелочный перевод, схема которого представлена на иллюстрации ниже.
Крестовина
Самый важный из параметров — марка крестовины. Железные дороги России широко применяют усиленную конструкцию стрелочного перевода — с литой, марки 1.11, крестовиной и гибкими остряками. Эти проекты стрелочных переводов гарантируют продвижение поездов на прямых отрезках пути с огромной скоростью — до ста шестидесяти километров в час.
При отклонении составов от главного пути применяют стрелки пологой марки 1.18, и тогда скорость движения всё равно высока — восемьдесят километров в час. Неисправности стрелочного перевода при таком стремительном движении поезда могут привести к очень тяжёлым последствиям. «Сапсан» между Москвой и Санкт-Петербургом достигает двухсот километров в час по прямому пути, там всюду стоят стрелки с крестовиной марки 1.11. Особенность такой крестовины — подвижной гибкий сердечник. В рабочих положениях он прилегает очень плотно к нужной грани усовика.
Съезды
Это тоже весьма распространённое устройство соединения путей. Съезды различаются в зависимости от расположения путей:
- сокращённые;
- перекрёстные;
- обыкновенные.
Обычный съезд — два одиночных стрелочных перевода и соединительный путь, который укладывается между корнями крестовин. Перекрёстный, значит двойной съезд, имеющий четыре стрелочных перевода и одно глухое пересечение между корнями крестовин. Такая конструкция применяется, когда не позволяет длина участка обустроить два одиночных съезда, стеснённые условия заставляют применять иной конструкции стрелочный перевод. Схема прилагается в статье.
Если перевод с одного пути на другой не нужен, а пути пересекаются, устраивают перекрёстный съезд с глухими пересечениями под острым или прямым углом. На железнодорожных магистралях широко распространены такие съезды под острым углом, где применяются крестовины марок 2.11 и 2.9. Такие пересечения содержат четыре крестовины с контррельсами — две тупые, две острые. Прямоугольные пересечения всегда с одинаковыми крестовинами.
Стрелочная улица
Последовательно расположенные стрелочные переводы с одного пути на параллельные делают этот тернистый путь стрелочной улицей. Так, подвижной состав можно переместить на любой из этих соединённых путей. Если группа путей имеет одно назначение, то стрелочные улицы объединены в парки. Они тоже бывают разных видов, это зависит от расположения их самих и основного пути, а также от угла наклона.
- Простейшие стрелочные улицы, если имеются большие расстояния между осями (более семи метров) путей, обычно очень длинные. Из-за этого для примыкания станционных путей делается сокращённое соединение. Схемы могут быть всевозможными, даже принципиально разными. Хороши такие улицы тем, что прекрасно просматриваются, их удобно обслуживать. Недостаток один — занимают много места, а если количество путей велико, то длина возрастает весьма значительно. Применяются по большей части в небольших парках отправления и приёма, до пяти путей.
- Сокращённые стрелочные улицы покороче, но они неудобны в манёвре на путях с обратными кривыми. Применяют такие улицы на угольных складах, на базах, в крупных грузовых дворах, на промышленных площадках.
- Стрелочная улица под двойным углом крестовины сокращает длину стрелочной зоны, удобна для маневрового рейса, хорошо видны дальние стрелки. Применяется там, где более пяти путей. Это горловины приёмо-отправочных парков, на сортировках при отсутствии горки.
- Неконцентрическая веерная стрелочная улица при укладке с постоянным радиусом всех кривых увеличивает междупутья на головном участке парка, объёмы земляных работ при укладке такой улицы чрезвычайно велики. В этом случае можно увеличить радиусы кривых, однако необходимо внимательно следить за междупутьями, чтобы все параметры соответствовали допуску.
Железнодорожному транспорту и его бесперебойной работе в зимних условиях нужна надёжная защита от снега и своевременная очистка стрелочного перевода на каждом участке пути. Средства и способы борьбы с последствиями метелей и снегопадов зависят от общей интенсивности осадков. Лучшая защита — лесополосы на всём протяжении трудных участков, которые насаждаются параллельно железной дороге. Также используются передвижные щиты, стационарные железобетонные заборы (особенно в черте города). На станциях со снегопадами борются снегоуборочные поезда и машины СМ-2М, СМ-4М и так далее до модели СМ-7М. Перегоны разгребают снегоочистители СДП-М2, если же заносы очень велики, то используются роторные и фрезерные машины.
Стрелочные переводы имеют свои специальные механизмы — это стационарные пневматические устройства для обдувки. У них дистанционное управление. Также применяют газо- и электрообогревательные устройства.
Песок
В районах пустынь и полупустынь предусматривается защита путей и стрелочных переводов от заносов песком. Прилегающие к железной дороге участки закрепляют с помощью растительности, покрывают битумом, суглинком или суспензией с полимерами. Ещё один выход — строить защитные сооружения.
Первый способ наиболее эффективен. Лучше всего с песчаными заносами борются деревья — саксаул, лох, акация, черкез и другие, но неплохи и кустарники — селюга, джузгун, гребенщик. Трава тоже бывает для этой цели полезна, поэтому на протяжении всего пути по пустыне выращиваются песчаный овёс, селин, елякилад, чагер и другие травы, способные выжить в данном климате. Искусственная защита малоэффективна и применяется в основном как временная мера.
Возможные неисправности
Запрещается эксплуатация стрелочных переводов при следующих неисправностях:
- Если стрелочные остряки разъединены с тягами.
- Если остряк отстаёт от рамного рельса более чем на четыре миллиметра.
- Если остряк раскрошился до степени опасности набегания гребня.
- Если остряк понизился на два миллиметра и более относительно рамного рельса.
- Если случился излом рамного рельса или остряка.
- Если рамные рельсы и остряки получили вертикальный износ.
Неисправность второго пункта опасна в противошерстном направлении, четвёртого пункта — в пошерстном, остальные — в любом движении.
Если крестовина стрелочного перевода без подвижного сердечника, для неё характерны и другие неисправности, при которых эксплуатация механизма запрещена:
- Если случился излом контррельса, усовика или сердечника.
- Если сердечник или усовик достигли вертикального износа.
- Если расстояние между гранями сердечника крестовины и головки контррельса меньшее 1472 миллиметров.
- Если расстояние между гранями усовика и головки контррельса более 1435 миллиметров.
- Если контррельсовый болт получил разрыв.
Неисправности первого и второго пунктов грозят сходом состава, третьего и пятого — контррельс не удержит колёсную пару, четвёртого — колесо будет зажато между усовиком и контррельсом.
Переводной механизм
Переводными механизмами, включёнными в централизацию автоматических или ручного действия устройств, стрелки переводятся в другое положение. Широко применяется централизация электрическая. Ручное управление — у механизма, представляющего собой простое рычажное устройство с противовесом-балансиром. Переводной механизм устанавливают в вертикальное положение, соответствующее среднему положению остряков внутри пространства между рамных рельсов.
Перевод остряков в другое положение осуществляется посредством специальных переводных устройств, чаще включаемых в электрическую централизацию, но существует ещё и ручное управление. Электроприводы могут быть различных конструкций — как врезные, так и неврезные. Применяются приводы СПГ и СП, которые имеют нераздельный ход, две контрольные линейки и один шибер, посредством которого замыкаются контрольные контакты, в то время как линейки контролируют остряки, поскольку перемещаются с ними вместе. Если остряк до рамного рельса не доходит, переброс ножевого рычага не осуществляется.
Источник
Из чего состоит стрелочный перевод: устройство и конструкция элементов, описание, неисправности
При проектировании железной дороги необходимо правильно выбрать не только рельсы и шпалы, но и путевые устройства. Поэтому подробно рассмотрим стрелочный перевод: из чего состоит, зачем нужен, какими особенностями обладает, какие неисправности могут возникнуть в процессе эксплуатации – все эти важные моменты мы хотим всесторонне осветить. Постараемся дать вам верное представление и максимум актуальной информации для принятия верных решений в процессе строительства ЖД-линий.
Сразу же отметим, что они являются обязательной частью ВСП (верхнего строения пути) и играют ключевую роль в приеме, отправке, следовании промышленного и пассажирского транспорта через станции, обгонные пункты, разъезды. Они оптимизируют логистику, благодаря им локомотивы, вагонетки, дрезины быстрее преодолевают расстояния.
Для чего предназначены стрелочные переводы
Подобные устройства повсеместно используют для путевых соединений. Предназначены для переведения поездов и другого рельсового транспорта с одной жд ветки на другую.
Это элементы особой длины, уложенные на деревянные или железобетонные шпалы, которые нужны для решения следующих задач:
- объединение двух или трех колей, идущих рядом;
- разветвление одной линии на несколько соседних;
- состыковка параллельно расположенных или пересекающихся путей.
Их практическую роль сложно переоценить, так как они минимизируют затраты на строительство железных дорог, а также сокращают общую их протяженность, плюс, с ними нет необходимости в прокладке окружных маршрутов. Залог максимально быстрого перемещения ЖД-транспорта из точки А в точку Б – вот что собой представляет стрелочный перевод: определение такого рода, возможно, не самое научное, зато очень точно отражает важность данных конструкций.
Классификация, обозначения
Существуют следующие конструкции:
Одиночные – разветвляют 1 колею на 2, могут быть следующих видов:
- обыкновенные – как минимум один вектор у них отличается полной прямолинейностью;
- симметричные – оба направления отклоняются в разные стороны с идентичными углами и радиусами, что уменьшает длину рассматриваемого элемента ВСП (при минимальном R кривой);
- несимметричные – идут в ту же сторону (но под отличными друг от друга углами) или смотрят в разные стороны.
Двойные – 2 их стрелки в непосредственной близости, а путь разветвлен на 3, бывают:
- симметричные – два вектора расположены также как и в предыдущем случае, а третий прямолинеен; распространенное название – «тройник»;
- несимметричные – разные по своему направлению и/или отклонениям.
Перекрестные – монтируются в точках пересечения двух колей под определенным углом, могут быть следующих типов:
- одиночные – с парой комплектов остряков и таким же количеством управляющих механизмов; по каждой из 4 его веток транспорт может проходить прямо, по 2 из 4 – еще и с поворотом;
- двойные – уже с четырьмя наборами участков, но с двумя устройствами контроля, а также с парами остроугольных и тупых крестовых систем; часто встречающееся сленговое название – «крокодилы» и «американки».
Похожие новости
В России и странах бывшего СССР их характеризуют маркой крестовины – натуральной дробью, численно равной тангенсу угла, под которым пересекаются пути. Например: 1/9 или 1/11. Среди обыкновенных наиболее типичны и распространены конструкции с обозначениями 1/11 и 1/9.
К используемым рельсам на линиях добавляются (р65, р50, р24 и т.д). К примеру, общее обозначение бывает таким: стрелочный перевод типа р65 марки 1/9 правый проект 2434.00.000.
Марка определяется классом и, как следствие, скоростным режимом движения на данном участке.
Фото обыкновенный (1/11 правый)
Изображение двойного устройства
Состав и принцип работы
При любой конфигурации в него входят:
- Сама стрелка – это конструкция из 2 наружных элементов жд проката (неподвижных рамных) и 2 внутренних, скрепленных друг с другом, с остряками, переводным механизмом и тягами, выполняющими функцию соединителей. Отвечает за непосредственный переход транспорта с прямой колеи на ответвление и наоборот.
- Крестовина – деталь с двумя усовиками, сердечником (треугольным компонентом), или цельнолитая и желобом и, что важно, с контррельсами. Обеспечивает надежный переезд колес локомотивов, дрезин, мотовозов, вагонеток с одной рельсовой нити на другую. Имеет различные марки (1/9, 1/11 и т.д в зависимости от проекта)
- Система контроля, а также – кривые, крепежные, опорные и упорные.
- Рельсы (рубки) по типу (р65, р50 и т.д) определенной длины.
- Изоляция.
Общее расположение элементов и краткое описание некоторых их них показано ниже.
Рамные — те, к которым прижимаются остряки, изменяющие направление движения подвижного состава. Они имеют специальный профиль для плавного перемещения локомотива и вагонов. Соединяют их между собой соединительными тягами, число которых зависит от длины остряковых частей. Изготавливаются из специального рельсового профиля.
Усовики — используются для верного и безопасного направления колес при проезде «мертвой зоны». Так называют пространство, где сердечник закончился, а соединительный путь ещё не начался. При правильной регулировке деталей колесная поверхность не должна касаться усовиков или контррельсов (которые крепятся с противоположных сторон у внешних рельсов).
Контррельс — направляет гребни в соответствующий желоб, позволяя пройти вредное пространство, т.е. расстояние от горла крестовины до острия сердечника.
Стрелочные брусья — предназначены для соединения металлических частей, обеспечения необходимой жесткости, горизонтальной и вертикальной устойчивости.
При любом строении его установка осуществляется по следующей схеме:
- Подготавливается балластный слой. На него укладывается крестовинный и закрестовинный брус, на который, в свою очередь, монтируется крестовой элемент.
- Затем с помощью установки рубок колеи соединяются с рамными направляющими жд металлопроката, рихтуются и, посредством укладки дальнейших брусьев, соединяется с основным путем.
- Монтируете серьги с изоляцией.
- Обеспечиваете тяги – переводную, рабочую, контрольную.
- Загибаете стопорные планки, шплинтуете болты, устанавливаете закрутки и фартук.
Мы рассмотрели, что входит в состав стрелочного перевода, теперь давайте взглянем на особенности его работы. Непосредственное перемещение остряков осуществляется разными способами, в зависимости от типа рассматриваемого элемента ВСП, но всегда по одинаковому принципу. Главное, чтобы первый подвижный участок жд металлопроката с нужной плотностью подводился к рамному, а второй – отходил со строго заданным расстоянием, необходимым для беспроблемного прохода колесных гребней. Запирающая деталь механически проконтролирует качество прилегания и дистанцию, а также зафиксирует конструкцию в неизменном положении (вплоть до следующего срабатывания).
Важную роль играют и тяги, которые по своим функциям могут быть переводными (для изменения) и соединительными (удерживают в заданной позиции). Через две-три переключаются длинные остряковые элементы при пологой конфигурации, через одну – специальные (короткие). У каждого перемещающегося есть тонкий конец – острие – и толстый – корень, крепление последнего и делает возможным все повороты. В процессе изменения колеи с основной на боковую или наоборот действуют комбинированные нагрузки, точка пересечения которых находится на «горле», то есть на стыке граней сердечника. Это необходимо учитывать при проектировании.
Рабочее положение рассматриваемых частей меняется с помощью механизма. Поэтому его наличие – ключевая особенность устройства централизованных стрелочных переводов, причем как автоматических, так и ручных. В последнем случае он представляет собой рычаг с балансирующим противовесом, то есть максимально простую конструкцию. Достаточно поднять его в верхнюю позицию, и остряки станут посреди пространства рамных рельсов.
Автоматика управления обычно реализована при электрической централизации – за счет использования приводов как врезных, так и нет, обычно моделей серий СП и СПГ. У них нераздельный ход, с парой линеек (перемещаются синхронно переводящим колеса деталям и поэтому контролируют их) и шибером, замыкающим контакты.
Существует некоторая терминология, относящаяся к данной теме, и мы хотим вас с ней ознакомить.
Стрелочная улица
Так называется большое количество переводов на сравнительно небольшом участке главного пути.
Бывают различными, в зависимости от характера расположения по отношению к основной колее. Но в общем случае это совокупность последовательно обустроенных переводов на боковой путь, обладающих единым назначением. Выделяют следующие ее разновидности:
- Простая – обычно очень протяженная, со значительными расстояниями между осями. В числе преимуществ то, что максимально проста в обслуживании и отлично просматривается. Главный недостаток – габариты: получается длинной и занимает сравнительно много места. Сферы применения – парки отправки и приема.
- Сокращенная – минимизирует участки перехода, но снижает маневренность. Свою нишу нашла на крупных базах и грузовых дворах, на складах и подобных им площадках.
- Неконцентрическая веерная – отличается постоянным радиусом укладки всех кривых. Укладывается для увеличения междупутий основного пути (когда это необходимо), но ее монтаж связан с большим объемом земляных работ.
- Под двойным углом крестовины – минимизирует протяженность зоны, позволяет выполнять различные маневры. Актуальна для сортировочных узлов, горловин парков приема-отправки и других объектов с количеством линий более 5.
Сьезд
Для соединения близколежащих рельсовых путей оборудуют съезд. Этот участок включает в себя два стрелочных перевода и посередине — соединительную линию рельсов (несокращённую или сокращенную). Для перехода поездов, движущихся в разных направлениях, с одного пути на другой укладывают последовательно два съезда, а при определённых условиях — устраивают перекрестный.
Глухое пересечение
Двух пути пересекаются в одной плоскости. В зависимости от угла, под которым происходит скрещивание, их разделяют на прямоугольные и косоугольные.
Песок
Элементы ВСП следует дополнительно защищать от заносов в районах пустынь. Прилегающую к ЖД-полотну почву в таких условиях нужно закрепить – посадить зеленую растительность, покрыть суглинком, битумом полимерной суспензией (или другим подходящим составом), возвести сооружения, предотвращающие оползни.
Лучшим вариантом признан первый – с насаждениями. Деревья (акация, саксаул и так далее), кустарники (гребенщик, селюга, джузгун) и, в меньшей степени, травяные культуры (овес, селин, чагер) не только укрепляют подушку под колеей, но и облагораживают окружение, позитивно влияют на микроклимат.
Возможные неисправности
Если нет гибкого сердечника, со временем могут развиться следующие дефекты:
- излом усовика стрелочного перевода;
- разрыв контррельсового болта;
- износ крестовины, а также рабочих граней рельсов рамного вида и остряковых элементов.
Кроме того, поломки провоцируют расстояния между гранями различных деталей. Также важно не допустить следующих состояний:
- разъединение остряков с тягами;
- неплотное прилегание подвижных участков к рамным (с зазором свыше 4 мм) или их понижение на 2 мм и более;
- выкрашивание, излом, износ какой-либо из вышеупомянутых комплектующих.
При возникновении любой из этих неисправностей запрещается эксплуатация перехода, так как в списке угроз – сход состава, недостаточное удержание частей транспорта, зажатие колес.
Мы рассмотрели разновидности, назначение и устройство ручных и автоматических систем, схему расположения элементов и общие принципы работы. Теперь у вас есть базовое представление о том, что это за часть ВСП, а заказать все необходимое для ее монтажа на своем ЖД-объекте вы можете в компании «ПромПутьСнабжение».
Стрелочные переводы имеют множество проектов в зависимости от условий эксплуатации (скоростного режима) и типа используемого рельса в путях (р65 1/11, 1/9; р50 1/11, 1/9 и прочих). Узнайте их технические характеристики, комплект поставки, схему геометрических размеров, схемы раскладки брусьев отдельного номера проекта на следующей странице нашего сайта.
Источник
Назначение и основные части
Путевые устройства, предназначенные для перевода подвижного состава с одного пути на другой, называются стрелочными переводами. Они позволяют объединить два или три рядом расположенных пути в один или наоборот один путь разветвить на два или три пути;
По количеству и расположению в плане соединяемых путей применяются стрелочные переводы следующих видов: одиночные, двойные и перекрестные. Наибольшее распространение имеют одиночные обыкновенные стрелочные переводы (рис. 1.89)
Основные элементы одиночного обыкновенного стрелочного перевода:
— стрелка с переводным механизмом;
— крестовина с контррельсами (крестовинная часть);
— переводные брусья (или другое подрельсовое основание).
Стрелка направляет движущийся подвижной состав с прямого пути на боковой путь или с бокового пути на прямой.
Стрелка стрелочного перевода состоит из двух остряков, двух рамных рельсов, двух комплектов корневых устройств, комплекта переводного механизма, упорных и опорных устройств;
Рамными называют рельсы, к которым прижимаются остряки. Рамные рельсы являются продолжением путевых рельсов разветвляющегося пути и представляют собой целые рельсы стандартной длины 12,5 м и 25 м (для пологих марок) или несколько короче.
В обыкновенных стрелочных переводах один рамный рельс прямой, а другой изогнут в плане (криволинейный).
Остряки позволяют изменить направление движения подвижного состава. Эти рельсы имеют мощное поперечное сечение. Высота остряка меньше рамного рельса. Передний конец остряка называют острием, задний — корнем.
Один из двух остряков стрелки всегда прижат к соответствующему рамному рельсу, а второй в это время отведен от другого рамного рельса. Расстояние между отведенным остряком и рамным рельсом, называемое шагом остряка, должно быть достаточным, чтобы гребни колес проходящего по стрелке подвижного состава не задевали остряк.
Остряки соединяются между собой тягами , число которых зависит от длины остряков. Тяги подразделяют на стрелочные, переводные и соединительные. Стрелочные тяги 1 связывают остряки, обеспечивая им правильное взаимное расположение. Переводные тяги 3 предназначены для перевода остряков из одного положения в другое.
Перевод остряков из одного положения в другое осуществляется с помощью специальных устройств, включаемых в электрическую или механическую централизацию стрелок, или ручными переводными механизмами.
Корневое устройство служит для укрепления остряка в его корне. Оно должно обеспечивать:
— свободный поворот остряков при переводе их из одного положения в другое;
— препятствовать продольному перемещению остряка (его угону);
— создавать надежное примыкание остряка к рельсу соединительной части;
— сохранять неизменность корня остряка относительно рамного рельса;
— быть прочным и устойчивым, надежным и простым, недорогим и удобным в эксплуатации.
Наибольшее распространение получило корневое устройство вкладыш-
но-накладочного типа (рис. 1.96). Основные детали следующие: вкладыш чугунный или стальной и накладка, отогнута от середины в сторону оси пути.
Крестовины обеспечивают прохождение колес подвижного состава в местах пересечения рельсовой нити одного пути рельсовой нитью другого.
рабочих граней сердечника называется математическим центром. Угол а, под которым пересекаются рабочие грани сердечника крестовины, называется углом крестовины. Тангенс угла крестовины а можно определить как
Комплект крестовинной части состоит из собственно крестовины (сердечника и двух усовиков), двух контррельсов (рис. 1.98). Боковые грани сердечника пересекаются под углом, называемым углом крестовины.
Для определения марки стрелочного перевода на местности нужно измерить длину сердечника и разделить на его ширину в корне. Частное будет равно знаменателю марки.
Чем больше N, тем меньше угол и более плавное движение подвижного состава по крестовине.
Самое узкое пространство между усовиками в месте их изгиба называется горлом крестовины. Расстояние от математического центра до горла крестовины называется вредным пространством, т.к. колесо здесь не направляется рельсовыми нитями. Для направления колеса в нужный желоб крестовины во вредном пространстве служат контррельсы.
На дорогах России применяют стрелочные переводы марок: 1/6, 1/9, 1/11, 1/18. В зависимости от конструкции крестовины бывают сборнорельсовые, сборные с литым сердечником, цельнолитые, сборные крестовины с литым сердечником типа единой отливки с наиболее изнашиваемой частью усовиков.Сборная крестовина с литым сердечником в виде единой отливки с наиболее изнашиваемой частью усовиков принята на наших дорогах в качестве основной.
Контррельсы служат для направления колес при их движении по вредному пространству в соответствующий желоб крестовины (см. рис. 1.98). Контррельс своей средней частью должен перекрывать вредное пространство длиной / от горла крестовины до сечения сердечника 40 мм. На входах и выходах контррельса делаются желоба 88—90 мм. Контррельсы могут изготавливаться как из обычных рельсов, так и из рельсов специального профиля. На рис. 1.101 показан контррельс специального профиля типа Р65. Контррельсы соединяются между собой с помощью вкладышей и горизонтальных болтов.
В крестовинах при перекатывании колеса через вредное пространство неизбежны удары в сердечник или усовик, что приводит к их быстрому износу. Для уменьшения этих ударов применяют крестовины с подвижным сердечником или усовиками.
Соединительные пути (см. рис. 1.88) представляют собой прямолинейные и криволинейные отрезки пути, которые соединяют стрелку с кресто-винной частью. Соединительные пути включают в себя отрезки пути от задних стыков рамных рельсов до конца стрелочного перевода и внутренние пути от корневых стыков до крестовины. Криволинейный соединительный путь называется переводной кривой, а кривую на ответвленном пути за пределами крестовины — закрестовинной кривой. Переводная кривая в стрелочных переводах начинается от корня остряков и примыкает к прямой вставке перед крестовиной. Чем меньше угол крестовины, тем переводная кривая более пологая. В стрелочных переводах марки 1/11 радиус переводной кривой 300 м, а в стрелочных переводах марки 1/9—200 м.
Переводные брусья представляют собой поперечины, на которых смонтированы стрелка, рельсы соединительных путей и крестовинная часть. Переводные брусья объединяют в единую конструкцию все части стрелочного перевода и передают давление подвижного состава на балластный слой. Наиболее широкое распространение получили деревянные переводные брусья. Они имеют преимущества перед другими видами подрельсовых оснований. Они сравнительно просты в изготовлении, имеют небольшой вес, позволяют сравнительно легко осуществлять электроизоляцию рельсовых нитей, обеспечивают умеренную жесткость пути. Применяются переводные брусья двух видов: обрезные (^4) и необрезные (Б). Поперечные сечения переводных брусьев показаны на рис. 1.103: для I типа Ь = 200, Ъ х = 260, Ъ 2 = 300, h = 180, h x = 150. В зависимости от длины брусья делятся на группы, каждая из которых отличается от соседних на 25 см. Самые короткие брусья имеют длину 3,0 м, самые длинные — 5,5 м. Количество брусьев в одиночном стрелочном переводе зависит от его марки: для 1/9 — 63—68 шт., 1/11 — 75—80 шт., 1/18—135 шт.
Для замены дорогостоящих и дефицитных переводных брусьев, на изготовление которых расходуется особо ценная древесина (в основном сосна) начали применяться железобетонные переводные брусья (рис. 1.104). Они выполнены из предварительно напряженного железобетона с арматурой в виде высокопрочной стальной проволоки. Эксплуатационные наблюдения показали высокую стабильность стрелочных переводов на железобетонных брусьях, возможность применения для их укладки, выправки и рихтовки комплекса машин и механизмов. Стрелочные переводы на железобетонных брусьях — перспективная конструкция. Они начали широко применяться на главных и приемо-отправочных путях. Началась их укладка на участках со скоростями движения пассажирских поездов до 200 км/ч. Применение стрелочных переводов на железобетонных брусьях требует соблюдения ряда условий:
— сварки стыков, как внутри переводов, так и на примыкающих к нему рельсов
обычного пути (для исключения быстрого износа и дефектов рельсов в стыках);
— укладки переводов с высокой точностью, так как выправка перевода
сложная и тяжелая работа;
— применения под подкладками упругих прокладок для обеспечения не
обходимой упругости стрелочных переводов.
Виды стрелочных переводов
Все стрелочные переводы можно разделить на три вида: одиночные, двойные и перекрестные. Одиночные стрелочные переводы соединяют два пути в один. Одиночные стрелочные переводы подразделяются на обыкновенные, симметричные и несимметричные (рис. 1.105). Одиночные обыкновенные стрелочные переводы (рис. 1.105, а) составляют более 90 % от всех переводов, лежащих в сети.
Симметричные стрелочные переводы (рис. 1.105, г) применяются в тех случаях, когда можно обойтись без основного прямолинейного пути, но требуются высокие скорости движения на разветвляющихся путях. У симметричных стрелочных переводов, угол отклонения пути от прямолинейного направления равен половине угла крестовины, а радиус переводной кривой вдвое больше, это позволяет обеспечивать более высокие скорости движения по ответвляющимся путям. Симметричные переводы марок 1/11 и 1/9 применяются на приемо-отправочных путях. В сортировочном парке применяются стрелочные переводы марки 1/6. Симметричные стрелочные переводы применяются также на путях локомотивного, вагонного и грузового хозяйства станции.
Несимметричные — криволинейные (односторонние и разносторонние) стрелочные переводы (рис. 1.105, бив) укладываются лишь при неблагоприятном плане станционных путей в кривых участках пути.
Двойные (тройниковые) стрелочные переводы позволяют соединить три пути в один или разветвлять один путь на три. Двойные стрелочные переводы сложны по конструкции, изготовлению и эксплуатации, менее надежны, чем одиночные, поэтому вновь не укладываются.
Источник