Меню

Спутниковая система глонасс оборудование

Спутниковое слежение за транспортом: что представляет собой система ГЛОНАСС

Когда-то единственной полноценной системой, предоставляющей сведения о позиционировании объектов на земной поверхности, была американская GPS (Global Positioning System), Глобальная Система Позиционирования . Однако, в начале века в космосе появилась группировка российских спутников в количестве 24 штук и это событие ознаменовало появление альтернативны. ГЛОНАСС расшифровывается как Глобальная Навигационная Спутниковая Система .

Очевидно, что навигационная система облегчает любым транспортным средствам ориентирование на местности и упрощает в разы их трекинг, нахождение на карте в любой момент времени. Хорошей иллюстрацией важности такой информации служит государственная система экстренного реагирования при авариях ЭРА-ГЛОНАСС.

ЭРА-ГЛОНАСС позволяет быстро среагировать службам спасения в ситуации, когда дорога каждая секунда.

Для чего предназначена система ГЛОНАСС

Главная цель системы – точное определение координат, движущихся или неподвижных объектов на поверхности земли.

Областей деятельности, в которых требуется измерять расстояния между точками на плане местности, получать представление о размерах больших объектов или отслеживать перемещение транспорта – великое множество. Особенно велика потребность в такой системе для выполнения задач навигации. Это и ориентирование отдельных людей в незнакомой местности, и прокладка маршрута с помощью различных карт для автотранспорта. Еще более востребована ГЛОНАСС для судоходства и организации авиасообщения.

На самом деле ГЛОНАСС имеет даже более широкое применение в народном хозяйстве, чем предоставление контроля за транспортными средствами. Да, отслеживание автомобилей, кораблей, самолетов на трассе, маршруте – важнейшая задача системы. Однако, спутниковая навигация используется и в строительстве, и в геологоразведке, и аварийными службами, и службами спасения, при картографировании и обычными пользователями для определения места на карте города. Вот примерный перечень задач:

  • построение геодезических сетей;
  • кадастровый учет;
  • работы по землеустройству;
  • научные исследования (сейсмоактивность, геотектоника, вулканизм, археологические и палеонтологические раскопки);
  • геомониторинг (техногенные и природные процессы);
  • навигация;
  • геодезическая поддержка строительных, предупредительных, спасательных работ;
  • информационное обеспечение диспетчерских служб;
  • автопилотирование.

Принцип работы ГЛОНАСС

Не все знают, как спутники способны указать наземному объекту его местоположение. А многие считают, что все дело в том, что сверху космическому аппарату открывается обзор большей территории. Правда значительно более любопытна. Определение координат происходит посредством измерения расстояний от точки до нескольких видимых спутников. Вычисляется результат по времени прохождения сигнала от спутника до позиционируемого приемника.

Чем больше спутников, тем с большей точностью удается вычислить координаты.

Наличие 24 спутников ГЛОНАСС на орбите позволяет распределить их поровну на каждое из полушарий. Таким образом, в любой точке на земле над горизонтом видны как минимум четыре космических аппарата, не считая запасных. Резервные спутники в случае выхода из строя одного из штатных могут быстро его заменить. Будучи резервными, они, все же работают и образуют, используя инженерию терминологию, «достаточную избыточность», повышая точность позиционирования.

Навигационные сигналы

Магнитные волны, посредством которых осуществляется связь, представляют собой непрерывный спектр частот. Специфическая стратегия использования отдельных свойств волнового диапазона с помощью передающего оборудования позволяет организовать множественный доступ в рамках определенного стандарта связи. Всего различают три основных подхода, получивших названия в соответствии с применяемым способом разделения каналов:

  • частотный – FDMA;
  • временной – TDMA;
  • кодовый – CDMA.

Последние три буквы схожие, в названиях, – это аббревиатура от Division Multiple Access – Разделение Множественного Доступа, а первые характеризуют технологию и понятны без перевода Frequency, Time и Code.

FDMA-сигналы

Этот способ применяют не только сотовые операторы. Он широко распространен и в других устройствах связи. Суть состоит в разделении электромагнитного спектра линии по частоте на равные или неравные полосы пропускания, симметричные или асимметричные каналы. Каждому передатчику выделяется свой частотный ресурс, который не имеет ограничений по времени использования. Для недопущения создания помех каждый канал ограничивается свободным частотным интервалом.

CDMA-сигналы

Технология использует не временной и не частотный принцип разделения ресурса. Каждому подключенному устройству, участвующему в передаче данных, выделяется индивидуальный код известный принимающей стороне, которая выделяет его из общего трафика полосы пропускания. Недостаток CDMA – необходимость для обмена информацией в сложном дорогостоящем оборудовании.

ГЛОНАСС для контроля транспорта, как работает мониторинг транспорта

Основными элементами системы являются оборудование для коммуникации со спутниками или для сотовой связи, логическое устройство обработки сложной информации и цифровые карты, на которые проецируется положение отслеживаемого транспортного средства. С помощью передачи сигнала от движущегося объекта к спутникам и, наоборот, периодически обновляются его координаты. На протяжении всего маршрута автомобиль, судно или самолет накапливает информацию о своем местонахождении в заданные моменты времени и либо передает ее диспетчерским службам, либо сохраняет в постоянной памяти до прибытия в пункт назначения.

В случае, когда мониторинг в реальном времени не обязателен, установка дорогостоящего оборудования и оплата услуг оператора сотовой связи не требуется. Появляется возможность обойтись более недорогим модулем обмена данными со спутником напрямую.

Применяется мониторинг предприятиями для решения вопросов логистики, автоматизации контроля и управления перевозками и подвижным составом.

Основные задачи:

  • помощь водителю в прокладывании маршрута;
  • отчетность соблюдения графика движения;
  • накопление статистической информации;
  • определение положения транспорта в случае аварии или угона.

Что входит в передаваемый сигнал

Прежде всего, терминалом, установленным на транспортном средстве, передается запрос на спутник. Именно так определяются координаты в пространстве. При работе в режиме реального времени через сотового оператора передается также информация с датчиков автомобиля. Так, большинство систем экстренного реагирования получают сведения о состоянии транспортного средства от установленных на нем сенсоров.

В автомобиле устанавливаются датчики:

  • расхода топлива;
  • нагрузки на оси;
  • состояния корпуса;
  • температуры.

Если речь идет о ЭРА-ГЛОНАС, обязательно передаются следующие сведения:

  • Координаты аварийного транспорта.
  • Скорость на момент ДТП.
  • Вид сигнала тревоги (сработал датчик, нажата кнопка).
  • Информация о автомобиле (марка, технические характеристики; номер).
  • Наличие и количество ремней безопасности.

Требования к системе ЭРА-ГЛОНАСС – единый стандарт ГОСТ Р 54620–2011

Согласно нормативам ГОСТ, в автомобилях, вмещающих до 9 человек, то есть в автомобилях категории М1,1 обязательно должно быть установлено оборудование, способное различать и передать данные о типе столкновения при аварии: лобовой, боковой или задний удар, наличие опрокидывания. Также передатчик таких транспортных средств должен в случае ДТП уметь отправлять необходимые сведения в автоматическом режиме. Другие виды автомобильной техники могут быть оснащены оборудованием лишь с поддержкой ручного режима экстренной связи со спасательной службой.

Читайте также:  Оборудование для автоматизации систем вентиляции и кондиционирования

Преимущества применения системы мониторинга ГЛОНАСС

Система позволяет с высокой точностью определять свое местоположение или координаты автомобиля в любой момент времени в автоматическом режиме или по запросу, не заменима для прокладки маршрута в незнакомой местности. На основе ГЛОНАСС имеется хорошо отработанная технология оповещения об аварии для экстренного реагирования ЭРА. Имеется возможность отслеживать координаты автомобиля и в случае угона.

ГЛОНАСС обладает повышенной надежностью, как система, созданная, прежде всего, для военных нужд.

Отличие системы ГЛОНАСС и системы GPS

Спутники GPS синхронизированы с вращением земли, а ГЛОНАСС перемещаются независимо. Аппараты американской системы располагаются ближе к экватору, в то время как российская более полярная. В силу таких орбит ГЛОНАСС превосходит GPS по качеству сигнала на севере. Страны, расположенные в высоких широтах, например, Швеция, Норвегия, Финляндия особенно интенсивно используют спутники российской группировки.

С 2014 года выводятся усовершенствованные спутники Глонасс-М, позволяющие работать с оборудованием поддерживающем стандарт CDMA.

Система непрерывно совершенствуется, и в ближайшее время ее точность будет повышена до 1 м. В перспективе, с выводом на орбиту новых спутников погрешность позиционирования ГЛОНАСС будет уменьшена до 10 см, в то время как GPS лишь расширяет спутниковую группировку.

В целом в мире используются обе системы одновременно, что позволяет значительно увеличить точность позиционирования. Таким образом, наземному оборудованию удается исправить отдельные недостатки одной системы за счет другой приемом и сопоставлением спутниковой информации из двух источников. Этот факт учитывают и производители радиооборудования снабжая свою технику способностью работать с двумя навигационными системами.

Источник



Бортовое оборудование ГЛОНАСС

Бортовое оборудование ГЛОНАСС устанавливается на транспорт и входит в состав системы мониторинга транспорта или подвижных объектов.

Как работает трекер ГЛОНАСС:

  • определяет координаты транспортного средства с помощью спутниковой системы навигации;
  • собирает информацию с датчиков, установленных в автомобиле;
  • пересылает ее через спутниковую связь на сервер;
  • последний предоставляет полученную информацию ответственным лицам.

Наша компания устанавливает бортовое оборудование, соответствующее распоряжениям, нормам права РФ об обязательном оснащении транспорта бортовым навигационным оборудованием ГЛОНАСС, межсистемном взаимодействии и передаче данных в диспетчерские центры контроля и надзора. Наши терминалы бесперебойно работают даже в сложных климатических условиях, зонах с плохим покрытием сети GSM.

Преимущества бортового оборудования ГЛОНАСС

Часто с помощью дополнительных датчиков проводится контроль следующих параметров:

  • уровень и расход топлива;
  • открытие/закрытие кузова, двери, контейнера;
  • моточасы;
  • вращение или движение механизмов;
  • температура;
  • угол наклона (для специализированной автотехники);
  • пассажиропоток;
  • тревожная кнопка;
  • блокировка двигателя;
  • давление в шинах;
  • идентификация водителя;
  • голосовая связь диспетчера с водителем;
  • обнаружения устройств глушения поступающих сигналов и др.

Благодаря установке терминала ГЛОНАСС/GPS в реальном режиме времени организуется:

  • контроль местоположения, скорости и направления движения автотранспорта;
  • оптимизация маршрута;
  • контроль соблюдения графиков;
  • сокращение нецелевого применения автомобиля;
  • отслеживание расхода топлива, обнаружение сливов;
  • повышение безопасности автотранспортного средства, перевозимого груза;
  • спутниковая навигация;
  • идентификация водителя;
  • документирование событий.

Компания «Навигационные системы» производит установку и техническое обслуживание бортового ГЛОНАСС оборудования, а также переподключение уже установленного оборудования на наш сервер.

Наш товар сертифицирован и с бессрочной гарантией качества.

Наши тарифы

Эконом

Терминал: от 3 000 руб.

Абон. плата: 250 руб./мес.*

За год: 3 000 руб.

* при условии предоплаты за 1 год

Абон. плата включает:

  • Круглосуточно ТП (консультации в телефонном режиме)
  • Хранение на сервере
  • Обновление ПО

Стандарт

Терминал: 8 000 руб.

Абон. плата: 320 руб./мес.

За год: 3 850 руб.

Абон. плата включает:

  • Круглосуточно ТП (консультации в телефонном режиме)
  • Хранение на сервере
  • Обновление ПО
  • Бесплатные гарантийные выезды

Премиум

Терминал: от 18 000 руб.

Абон. плата: 2 500 руб./мес.*

За год: 30 000 руб.

Выгода: 6 000 руб.

Абон. плата включает:

  • Круглосуточно ТП (консультации в телефонном режиме)
  • Хранение на сервере
  • Обновление ПО
  • Специализированные отраслевые модули

По интересующим вопросам, звоните сотрудникам компании по телефону со страницы «Контакты», или заполните заявку на сайте.

Источник

Общие сведения о навигационной системе ГЛОНАСС

Отслеживание местоположения

Для определения точных координат интересующих объектов, составления маршрутов транспортных средств используются различные навигационные комплексы. Огромную популярность при этом обретает спутниковая система ГЛОНАСС. Стоит разобраться, каково ее предназначение, узнать про принцип работы, сферы применения.

  1. ГЛОНАСС – что это такое
  2. История развития
  3. Сфера применения
  4. Как работает система
  5. Зона покрытия
  6. Навигационные сигналы
  7. FDMA
  8. CDMA
  9. Формат навигационного сообщения
  10. Сигнал L1OC
  11. Сигнал L3OC
  12. Безопасность и экономическая выгода
  13. Технические средства
  14. Доступность
  15. Наземные элементы
  16. Спутники
  17. Что такое ЭРА-ГЛОНАСС
  18. Сравнение с GPS
  19. Где в машине находится ГЛОНАСС
  20. Выводы

ГЛОНАСС – что это такое

Расшифровка аббревиатуры ГЛОНАСС – «глобальная навигационная спутниковая система». Это отечественная разработка, позволяющая определить местоположение объектов на земной поверхности. Для уточнения их координат применяется специальное оборудование, а также спутники, которые были запущены на околоземную орбиту.

История развития

Проект навигации ГЛОНАСС был предложен советскими учеными в 1976 году. Он стал продолжением ранее реализованной программы «Циклон». Правда, запуск ГЛОНАССа удалось произвести только спустя шесть лет.

Вывод спутников в космос начался в 1986 году. Тогда удалось разместить всего 3 объекта. К началу 1991 года спутников стало 12. Спустя пару лет после этого навигационная система была наконец-то введена в эксплуатацию.

В начале 2000-х программа дальнейшего развития системы была утверждена на государственном уровне. После проведения стартового этапа модернизации точность ее существенно возросла. Спустя десятилетие ГЛОНАСС был подготовлен для «покрытия» всей планеты. На следующем этапе ученые увеличили точность определения сигналов, система стала совместима с комплексом «Байдоу». Финальные испытания завершились в 2015 году.

ГЛОНАСС – глобальная навигационная спутниковая система

Сфера применения

Навигационная система ГЛОНАСС призвана отслеживать координаты движущихся и стационарных объектов. Ее применяют для обнаружения людей на тех территориях, где не ловит мобильная сеть. Мониторинг используется в оборонном и государственном секторе. Его применяют предприятия с целью оптимизации работы транспорта: ГЛОНАСС навигатор устанавливают на коммерческие и частные авто.

Основные функции навигационного комплекса:

  1. Слежение за автотранспортом, передвигающимся по коммерческим маршрутам. Определяются точные координаты, время простоя, возможное отклонение от заданного пути.
  2. Фиксация расходов горючего и состояния наземного транспорта в реальном времени. Используются датчики, которые синхронизируются с навигационной системой.
  3. Непрерывный контроль диспетчера за работой всего автопарка.
Читайте также:  Аалто торговое оборудование красноярск

Также система применяется в фотокамерах. При ее использовании удается получить не обычную картинку, а снимок с указанием местоположения.

Важно! ГЛОНАСС позволяет защитить автомобиль от угона, повысить безопасность транспортировки грузов, например, если их планируется ввозить из-за рубежа.

Как работает система

Радионавигационный комплекс работает по следующему принципу:

  1. В системе ГЛОНАСС онлайн со спутниковой станции передается сигнал приемнику с указанием необходимых параметров, в частности, времени, долготы, широты, высоты.
  2. Все спутники, расположенные в зоне действия сигнала, передают информацию о точном времени соединения с системой.
  3. Определяется задержка между приемом и излучением сигнала.
  4. Полученные данные выводятся на систему координат.
  5. Показания анализируются, и выдается информация о координатах объекта.

Важно! Погрешность при определении координат составляет 2–6 метров.

Зона покрытия

Система разрабатывалась преимущественно для пользователей стран бывшего СССР. Зона покрытия составляет 60 % всей площади Земли. ГЛОНАСС на 100 % охватывает территорию РФ, а также полноценно работает в странах СНГ.

Навигационные сигналы

Приборы принимают сигналы CDMA и FDMA. Они бывают открытыми и закрытыми, также защищенными.

На всех спутниках применяется идентичная кодовая последовательность, но частота при этом разная. Она отличается в зависимости от диапазона:

  • L1 – 1602 МГц;
  • L2 – 1246 МГц.

Открытый сигнал передается безостановочно со скоростью 50 бит/с. На одно сообщение уходит до двух с половиной минут. Оно состоит из 3 кадров по 15 строк.

Закрытые сигналы используются авторизованными пользователями, например, Вооруженными силами России. Передача сигнала производится в квадратурной модуляции на максимальной скорости. За счет этого точность получаемых координат становится более точной. Сообщение представляет собой 72 отдельных кадров. На передачу такого объемного сигнала уходит 12 минут.

Сообщение передается в форме текстовых последовательных строк. Размер у них переменный, каждый кадр представляет собой шесть строк. Полное сообщение включает 8 таких элементов. В каждой из строк передается метка о системном времени. Представлена она в виде длины битов.

Формат навигационного сообщения

Передается информация в разных форматах. Стоит отдельно рассмотреть сигналы L1OC, L3OC.

Сигнал L1OC

В таблице представлено, как в норме выглядит строка сообщения этого сигнала.

Поле Длина в битах Описание
Временная метка (СМВ) 12 Неизменная
Строка 6 Указывается тип
Номер КА 6 Обозначается номер прибора в системе
Состояние КА 1 0 – в рабочем состоянии, а 1 – неисправен
Достоверность получаемой и отправляемой информации 1 0 – информация правильная, 1 – неправильная
Управление 4 Поле считается служебным
Ориентация 1 0 – на Солнце, 1 – упреждение разворота
Вид корректировки UTC 2 Определяется в полночь последнего дня каждого квартала. Обозначается от 0 до 3
Произведение коррекции 1 1 – ожидается, 0 – не предвидится
Время КА 16 Указывается значение от 0 до 43199
Информационное поле 184 Определяется по типу строки
Код цикла 16 Указываются обнаруженные ошибки

Всего длина строки L1OC составляет 250 бит.

Сигнал L3OC

Расшифровать строку сообщения L3OC также поможет таблица. В ней указаны основные значения и их описание.

Поле Длина в битах Описание
Временная метка 20 Неизменная
Строка 6 Определяется ее тип
Время КА 15 Обозначается от 0 до 28799
Номер КА 6 Идентично L1OC
Состояние КА 1
Достоверность получаемой и отправляемой информации 1
Управление 4
Ориентация 1
Вид корректировки 2
Произведение коррекции 1
Информационное поле 219
Код цикла 24

Длина такой строки больше и составляет 300 бит.

Безопасность и экономическая выгода

ГЛОНАСС нередко используется для нужд бизнеса. Стоимость ее существенно ниже GPS, а обслуживание бесплатное. На коммерческих автомобилях такие комплексы размещать очень выгодно. Цена техподдержки и самого оборудования доступная, за счет этого навигационная система экономически выгодна.

У пользователей появляется возможность свести к минимуму риск слива горючего, замены его на менее качественное. Такой результат достигается за счет установления топливных датчиков. Владельцы компаний получают информацию о безопасности своих сотрудников и перевозимых грузов.

Технические средства

Первый приемник, способный работать с российской и американской навигационными системами, был выпущен в середине 90-х годов компанией Ashtech. Потребительский навигатор, позволяющий одновременно использовать GPS и ГЛОНАСС, в продаже появился в конце 2007 года. Изготовлен он был компанией Glospace. Сейчас выпуском такой аппаратуры занимается более десяти российских фирм.

Доступность

На сайте аналитического центра навигационного комплекса постоянно публикуется информация о доступности услуг. Представляется она в виде карт. На них можно определить зоны видимости на текущее число с учетом места.

По предварительным прогнозам, ГЛОНАСС должен был догнать по точности GPS еще в 2015 году. Правда, достичь таких результатов ему не удалось. Официально точность уже в 2016 году достигала 2–4 метров. Для получения достоверной информации рекомендуется использовать ГЛОНАСС в комплексе с GPS.

Наземные элементы

Среди наземных элементов выделяют:

  • космодром;
  • центр управления;
  • системный измерительно-командный комплекс.

Космодром призван выводить спутники на орбиты, восполнять их нехватку в случае поломки. Его основными объектами считаются стартовый комплекс, техническая позиция. Предназначение измерительно-командной системы – снабжение размещенных в космосе приборов информацией, проверка проведенных сеансов. Центр управления связан с другими наземными элементами, контролирует их работу.

Спутники

Работа ГЛОНАСС обеспечивается 24 спутниками. Они передвигаются в трех плоскостях орбит. В каждой из них размещено по 8 приборов, находящихся под наклоном к экватору с углом, равным 64,8 градусам.

Что такое ЭРА-ГЛОНАСС

Терминал «ЭРА-ГЛОНАСС» предназначен для экстренного оповещения о произошедшей аварии. Он оснащен сим-картой и тревожной кнопкой, позволяющей вызвать диспетчера. Также в автомобиле устанавливаются датчики, которые реагируют на механические повреждения. Сигнал тревоги будет подан автоматически в случае переворота или удара.

ЭРА-ГЛОНАСС

Главная задача терминала – оповестить об аварии экстренные службы. Координаты происшествия, информация о пассажирах и автомобиле поступает на телефон диспетчера. Он передает ее спасательным службам, находит через спутник ГЛОНАСС авто онлайн. У полиции и медицинских работников будет максимально точная информация.

Сравнение с GPS

Обе навигационные системы способны отслеживать объект, определять его координаты и отправлять отчет на планшет, смартфон на базе «Андроид», iOS или ПК. Регистраторы и трекеры позволяют получить точную информацию о местонахождении транспортного средства. Они соединяются со спутниками благодаря наличию антенны и передают сигнал. Договор при этом ни с какими организациями заключать не нужно.

GPS

Главным преимуществом GPS считается практически стопроцентное покрытие планеты. ГЛОНАСС обеспечить передачу сигнала по всему миру не может. На многих территориях покрытие отсутствует. Чтобы понять разницу между этими системами, нужно изучить их сравнительные характеристики, представленные в таблице.

Однозначно сказать, что лучше – устанавливать модуль GPS или все же воспользоваться системой ГЛОНАСС, нельзя. Оптимальным решением будет их совместное использование.

Где в машине находится ГЛОНАСС

Для фиксации маяков выбирают самые разнообразные места в автомобиле:

  • под крыльями и бампером;
  • под обшивкой сиденья и салона;
  • в багажном и моторном отсеке;
  • внутри конструктивных элементов.

К сведению. Главная задача при установке – чтобы прибор был визуально незаметен.

Выводы

Глобальная навигационная система нашла широкое применение в различных сферах. Разработка российских ученых чаще всего используется для контроля над передвижением транспорта и обеспечения его безопасности. Применять ГЛОНАСС можно как самостоятельно, так и в комплексе с GPS. Комбинированные трекеры позволяют получить более точную информацию.

Источник

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
координатно-временного и навигационного обеспечения

ПРИКЛАДНОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ГЛОНАСС

  • Главная
  • ГЛОНАСС
    • ЦУС ГЛОНАСС
    • Состав ОГ
    • Эфемериды
    • Текущее положение КА
    • Суточный мониторинг
    • Мониторинг
    • Зоны видимости
    • Расчет зон видимости
    • Интегральная доступность
    • Мгновенная доступность
    • Уточнение координат (RINEX)
    • Потребительский уровень
    • Оценка характеристик
    • Системные документы
  • БЭЙДОУ
    • Состояние ОГ БЭЙДОУ
    • Эфемериды БЭЙДОУ
    • Характеристики ГНСС
    • Российско-китайский комитет
  • GPS
    • Состояние ОГ
    • Эфемериды
    • Мониторинг
    • Оценка характеристик
    • Потребительский уровень
  • Новости
    • Все
    • Новости ГНСС
    • Новости ГЛОНАСС
  • Архив
    • Обзор
    • IAC
    • IGS
    • IERS
    • ILRS
    • FAF
    • MAIL
    • GENERAL
    • SVOEVP
    • REPORTS
  • О навигации
    • История развития ГЛОНАСС
    • История развития ГНСС
    • Принципы навигации
    • Функциональные дополнения
    • Современные ГНСС
    • ГЛОНАСС
    • GPS
    • ГАЛИЛЕО
    • БЭЙДОУ
    • QZSS
    • NAVIC
    • Вопросы потребителей
    • Оборудование
    • Электронные карты
    • Системы мониторинга
    • Полезные ссылки
  • МИДЛ
    • Общие сведения
    • Принцип работы
    • Опыт использования
    • Документы
    • Предоставление услуг
  • Обратная связь
    • Задать вопрос
    • Сообщить о проблеме
  • Об ИАЦ
    • Об ИАЦ
    • Презентации
    • Обзор материалов СМИ
    • Эксперимент Шёлковый путь
    • Антарктическая экспедиция
    • Северный морской путь 2011
    • Северный морской путь 2006
О навигации
Поддержка потребителей

Глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС

О системе ГЛОНАСС
Технические характеристики
Пользователям ГЛОНАСС

О системе ГЛОНАСС

История развития ГЛОНАСС

Впервые предложение по использованию спутников для навигации было сделано проф. В.С. Шебшаевичем в 1957г. Эта возможность была открыта им при исследовании приложений радиоастрономических методов в самолетовождении. Данные исследования были использованы в 1963г. при опытно-конструкторских работах над первой отечественной низкоорбитальной системой «Цикада».
В 1967г. был выведен на орбиту первый навигационный отечественный спутник «Космос-192».
Система «Цикада» была сдана в эксплуатацию в составе четырех спутников в 1979 г.
После 2008 года потребители космических навигационных систем «Цикада» и «Цикада-М» были переведены на обслуживание ГЛОНАСС, и эксплуатация этих систем была прекращена.

Летные испытания высокоорбитальной отечественной навигационной системы, получившей название ГЛОНАСС, были начаты в октябре 1982 г. запуском спутника «Космос-1413». Система ГЛОНАСС была принята в опытную эксплуатацию в 1993 г.
В 1995 г. развернута орбитальная группировка полного состава (24 КА «Глонасс» первого поколения) и начата штатная эксплуатация системы.

История развития ГЛОНАСС

Структура ГЛОНАСС

Система ГЛОНАСС в расширенной конфигурации включает в себя следующие составные части:

  • Космический комплекс системы ГЛОНАСС, состоящий из орбитальной группировки, средств выведения, наземного комплекса управления
  • Функциональные дополнения, включая широкозонную систему функционального дополнения ГНСС – систему дифференциальных коррекций и мониторинга, а также региональные и локальные системы мониторинга и дифференциальной навигации
  • Система высокоточной апостериорной эфемеридно-временной информации
  • Средства фундаментального обеспечения ГЛОНАСС – системы оперативного определения параметров вращения и ориентации Земли, системы формирования государственной шкалы всемирного скоординированного времени, геодезической основы РФ
  • Навигационная аппаратура потребителей

Структура ГЛОНАСС

Головная организация по развитию и использованию системы ГЛОНАСС — АО «Российские космические системы».

Головная организация по космическому комплексу ГЛОНАСС — АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва».

Оператор государственной автоматизированной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС» — АО «ГЛОНАСС».

Федеральный сетевой оператор в сфере навигационной деятельности — НП «ГЛОНАСС».

Оперативный круглосуточный мониторинг и подтверждение характеристик навигационного поля ГЛОНАСС осуществляет Информационно-аналитический центр координатно-временного и навигационного обеспечения АО «ЦНИИмаш».

Международная деятельность

За последние годы своего развития ГНСС и их функциональные дополнения стали основой систем координатно-временного и навигационного обеспечения развитых стран, существенным элементом государственных и частных секторов мировой экономики. С одновременным функционированием нескольких ГНСС возрастает необходимость координации программ их развития между странами–владельцами таких систем, а также международными организациями, непосредственно связанными с развитием и использованием ГНСС. Международное сотрудничество в области ГНСС – важнейшая составная часть национальной политики Российской Федерации в области космической деятельности.

С целью обеспечения совместимости и взаимодополняемости системы ГЛОНАСС с другими ГНСС и продвижения ее использования за рубежом специалисты ИАЦ КВНО АО «ЦНИИмаш» участвуют самостоятельно и организуют участие российских представителей в мероприятиях:

  • Международного комитета по ГНСС, созданного по инициативе Генеральной Ассамблеи ООН;
  • Международной службы глобальных навигационных спутниковых систем (IGS), где ИАЦ КВНО является ассоциированным центром анализа службы IGS;
  • Международной службы лазерной дальнометрии (ILRS), где ИАЦ КВНО – ассоциированный центр анализа службы ILRS;
  • Международной службы вращения Земли (IERS), где ИАЦ КВНО – официальный центр анализа IERS;
  • Комиссии по авиационным радиотехническим средствам (RTCA), на заседаниях которой обсуждаются вопросы включения системы ГЛОНАСС в стандарты авиационной навигационной аппаратуры;
  • Международной организации гражданской авиации (ICAO), на заседаниях которой представляется информация о создаваемом в Российской Федерации Стандарте эксплуатационных характеристик открытых услуг системы ГЛОНАСС.

Специалисты ИАЦ КВНО также участвуют в двусторонних переговорах и консультациях с провайдерами зарубежных глобальных и региональных навигационных систем, участвуют в работах по созданию за рубежом наземного измерительного сегмента системы ГЛОНАСС, являющимся одним из важнейших факторов обеспечения ее конкурентоспособности и широкого применения.

Повышение точности навигации

На протяжении всей истории развития спутниковой радионавигации доминирующей была и остаётся проблема повышения точности навигационных определений, что требует совершенствования как аппаратных и программно-алгоритмических средств, так и развития систем функциональных дополнений ГНСС .

Система функциональных дополнений ГНСС представляет собой комплекс технических и программных средств, которая передаёт потребителям навигационных сигналов дополнительную корректирующую информацию для повышения точности и надежности навигационных определений.

В настоящее время в России и за рубежом созданы и развиваются различные функциональные дополнения, ориентированные на различных потребителей и отличающиеся местом размещения, размером зон обслуживания, типом канала доведения корректирующей информации.

Источник