Меню

Сообщение о научном оборудовании

Технические средства научного труда

date image2015-05-26
views image1235

facebook icon vkontakte icon twitter icon odnoklasniki icon

Материально-техническая база науки — комплекс средств и предметов труда в сфере научных исследований и разработок, выступающих в материально-вещественной форме.Материально-техническая база науки является важной составляющей научного потенциала страны (наряду с трудовыми, финансовыми и информационными ресурсами), обусловливающей как саму возможность проведения научных исследований и разработок, так и их результативность. Она включает основные и оборотные средства научных исследований и разработок. К основным фондам (средствам) научных исследований и разработок относятся: здания и сооружения; передаточные устройства; машины и оборудование, в том числе опытно-экспериментальные установки (научно-исследовательские суда, радиотелескопы и т.д.), научные приборы, средства автоматизации и вычислительная техника и т.д.; транспортные средства; инструмент, инвентарь и прочие основные фонды, состоящие на балансе научных организаций и их опытных баз и используемые в их основной деятельности.

В зависимости от степени участия в проведении научных исследований и разработок выделяется основное исследовательское оборудование и вспомогательное оборудование, непосредственно не участвующее в этом процессе, а служащее для выполнения вспомогательных функций:Исследовательское оборудование охватывает технику, специально создаваемую для выполнения опытов, автоматизации эксперимента, обработки научной информации и т.п., а также применяющиеся при этом измерительные и регулирующие приборы и лабораторное оборудование общего назначения. Рассматривая данную группу оборудования с точки зрения его использования для выполнения тех или иных видов научных исследований и разработок, в его составе следует выделить машины и оборудование для проведения опытно-экспериментальных работ.К вспомогательному относятся общепроизводственное оборудование научных организаций и их опытных баз, в том числе предназначающееся для обслуживания и ремонта исследовательской техники, инженерного обеспечения (энерго-, тепло-, водоснабжения), связи, природоохранных целей и т.д.; средства механизации проектно-конструкторских работ, оргтехника; оборудование объектов социальной инфраструктуры науки. Подобная классификация оборудования научных организаций дополняется другими группировками, например по стоимости, возрасту, степени износа, уровню автоматизации.

29.Кадровая составляющая научного потенциала
Кадровая составляющая – совокупность кадров, участвующих в научном производстве; способных вырабатывать и реализовывать новые научно-технические идеи и находить новые области применения научно-технических результатов, выполняющих научную, педагогическую, организационную, информационную работу. Кадровая составляющая – важнейший специфичный компонент научного потенциала, так как живой творческий труд играет особую роль в научной деятельности. Ведь эффективное использование научного потенциала во многом зависит от рациональной структуры научных кадров, от их квалификации, степени подготовленности, творческих интеллектуальных способностей. Именно кадры своим трудом приводят в движение остальные элементы потенциала, которые зависят и формируются в тесной связи с кадровым элементом. В России– тенденция к снижению численности и ухудшению возрастной структуры научных кадров. Решение проблемы – обеспечение притока молодежи в науку, максимально длительный период работы опытных ученых старших возрастов, являющихся носителями знаний. Кадровая политика: должна носить упреждающий и долговременный характер, обеспечивать оптимальный баланс процессов обновления и сохранения численного и качественного состава научных кадров.Характеристики кадрового потенциала: численность научных кадров, демографическая (средний возраст) и квалификационная (число кандидатов наук, докторов наук) структуры, объем публикаций и т.д. 4 сектора науки:1)Академический (система институтов и научных организаций РАН)2)Вузовская(научно-исследовательские организации высших учебных заведений)3)Отраслевая (научно-исследовательские, конструкторские, проектные и проектно- изыскательские организации министерств и ведомств)4)Внутризаводская(научно-исследовательские и конструкторские подразделения промышленных предприятий).Большая доля кадров находится в центральном и северно-западном регионах, так как здесь сосредоточены научно-технические организации и производство.

30. Информационное обслуживание научного процесса
Для научной работы очень важно иметь доступ к новинкам научной информации. Все виды документов для исследовательской работы условно можно разделить на две группы: документы первичной информации: монографии, периодические издания, диссертации, отчеты о научных исследованиях, и так называемые документы вторичной информации, классическим примером которых являются сборники реферативных журналов, все возможные тематические указатели. Как правило, ученому, занимающемуся исследованием научной темы, очень важно оперативно получать новые материалы по изучаемой им проблеме. Для этого необходимо владеть основами информационного поиска традиционных документов в библиотеке, т.е самостоятельно находить необходимые для научной работы книги, журналы, сборники и указатели. Последние10-15 лет в библиотеках России активно ведутся работы по автоматизации основных библиотечных процессов. Активно продолжается в настоящее время процесс накопления библиографической информации в электронном виде – создание электронных каталогов и тематических библиографических баз данных. С развитием интернета эти информационные ресурсы становятся доступны всем желающим. Последние 3-5 лет зарубежные и российские библиотеки начали работы по созданию полнотекстовых электронных ресурсов – цифровых коллекций книг из фондов библиотек, полнотекстовых баз данных периодических изданий, к которым также предоставляются возможности доступа через интернет. Активную роль на рынке электронной информации играют издательства, предоставляющие на выбор в виде доступа к своей информационной продукции: традиционный печатный или электронный. Электронная информация в настоящее время стала одной из самых оперативных форм научной информации, поэтому, для современного исследователя очень важно научиться пользоваться этим неоценимым информационным источником.

31. Результаты научного труда: открытия, изобретения
Результатом деятельности научного сообщества являются: открытия, ноу- хау, изобретения, лицензии, полезная модель, промышленные образцы, информационные технологии, предложения и рекомендации в области социально-экономической деятельности.
По сути их можно объединить в две большие группы: открытия и изобретения.Открытия — это наиболее существенные результаты научной деятельности, выступающие как не известные ранее, но объективно существующие закономерности свойств и явлений материального мира, вносящие коренные изменения в существующие научные знания. Как правило, открытия связаны с проведением фундаментальных исследований в теоретических и прикладных науках. В них отражаются объективно-реальные существенные отношения и свойства явлений действительного мира.Часто результаты открытий не могут быть оценены современникам, только в последствии фундаментальным исследованиям находится практическое применение.Изобретения — это продукты творческой деятельности, позволяющие решать технические задачи, обладающие новизной, имеющие изобретательский уровень и промышленно применимые. Изобретение имеет изобретательский уровень. Уровень техники включает любые сведения, ставшие общедоступными в мире до даты приобретения изобретения. Изобретение является промышленно применимым, если оно может быть использовано в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и других отраслях деятельности. Объектом изобретения могут быть устройства, способ (включая микробиологический, а также способ лечения, диагностики, профилактики), вещество (включая химическое и лечебное), штамм микроорганизма, культуры клеток растений и животных, а также применение известного ранее устройства, способы, вещества по новому назначению.

Источник



Что такое научный аппарат научного исследования?

Наука как процесс познания основывается на исследовательской деятельности. Она направлена на достоверное и всестороннее изучение явления или объекта, их структуры, взаимосвязей на базе определенных методов и принципов, на получение результатов и реализацию их на практике. На начальном этапе определяется научный аппарат научного исследования. Рассмотрим его особенности.

Специфика деятельности

Ключевыми особенностями научных исследований считаются:

  • Вероятностный характер получаемых результатов.
  • Уникальность деятельности, в связи с чем использование типовых приемов и методов существенно ограничивается.
  • Комплексность и сложность.
  • Трудоемкость, масштабность, связанные с необходимостью изучить большое количество объектов и проверить полученные результаты экспериментальными способами.
  • Наличие связи исследования и практики.

Характеристика научного аппарата исследования

Любая исследовательская деятельность имеет объект и предмет. Они считаются основными компонентами научного аппарата исследования. Объектом выступает виртуальная или материальная система. Предметом называют структуру системы, закономерности взаимосвязей как внутренних, так и внешних элементов, их развития, свойств, качеств и пр.

Читайте также:  Капитальном ремонте лифтового оборудования перечень работ

Научный аппарат научного исследования также включает в себя:

  • Замысел.
  • Актуальность темы.
  • Проблему.
  • Цель.
  • Гипотезу.
  • Задачи.
  • Методику изучения.
  • Новизну, практическую значимость результатов.

Замысел

Он представляет собой идею, посредством которой связываются все элементы научного аппарата научного исследования. Замысел определяет порядок и этапы деятельности.

Как правило, он связан с обнаружением противоречия в какой-либо сфере, порождающего проблему. Формирование замысла – важнейший этап научного исследования. Научный аппарат деятельности выстраивается вокруг идеи. Субъект, изучающий объект или явление, должен четко представлять проблему и важность ее разрешения. От этого во многом будет зависеть строгость и логика научного аппарата исследования и, следовательно, успешность всей деятельности.

Формулировать противоречие необходимо четко и научно. В противном случае будет выбрано неверное направление деятельности.

Проблема исследования

Научный аппарат исследования формируется при выявлении противоречия, которое должно быть разрешено в процессе познавательной деятельности. При формулировании проблемы, однако нужно учесть важный нюанс.

Надо понимать, что далеко не каждое противоречие может разрешиться исключительно средствами научного аппарата исследования. К примеру, могут возникнуть кадровые, материальные сложности. Более того, познание не разрешает практические противоречия. Оно формирует предпосылки, показывает способы решения проблем. Примером можно считать научно-педагогическое исследование. Аппарат такой деятельности может включать в себя все необходимые компоненты, однако разрешить проблему можно только при сочетании научной и практической деятельности.

Как правило, проблему формулируют в виде вопроса. К примеру, «какие условия необходимы для формирования компетентности специалиста туристической сферы?».

Противоречия, сложившиеся в той или другой области человеческой деятельности, порождают проблему и во многом обуславливают актуальность научного исследования.

Она является обязательным элементом научного аппарата. Тема должна быть актуальной. Необходимость разрешения той или иной проблемы необходимо обосновать.

На начальном этапе субъект намечает цель, определяет объект, предмет изучения, выдвигает гипотезу, ставит задачи, решение которых позволит ее подтвердить или опровергнуть.

Нецелесообразно начинать исследование издалека, неуместными будут и лирические отступления. Актуальность темы должна быть обоснована лаконично.

Она представляет собой своего рода спрогнозированный результат исследования. Соответственно, цель должна быть отражена в формулировке темы. Она, в свою очередь, характеризует основные черты поставленной перед исследователем проблемы.

Правильно сформулированные цель и тема уточняют проблему, конкретизируют, очерчивают рамки деятельности, позволяют правильно выбрать и понятийный аппарат научного исследования.

Особенности разграничения предмета и объекта

Чаще всего эти элементы соотносятся как целое и часть целого или общее и частное. При таком подходе объект охватывает предмет исследования. К примеру, объект научной деятельности – обучение как осознанная потребность, а предмет – комплекс факторов, оказывающих влияние на формирование потребности в обучении.

Определение предмета имеет ключевое значение при формировании понятийного аппарата научного исследования. Ведь именно на его основе формулируется тема, цель деятельности, решаются задачи. В зависимости от направленности исследования субъект познания будет использовать те или иные термины, категории, определения.

Гипотеза

Она представляет собой предположение, которое выдвигается для объяснения конкретного явления или свойства объекта. Гипотеза – неподтвержденная и неопровергнутая формулировка. Она может быть:

  • Описательной. В этом случае исследователь предполагает существование определенного явления.
  • Объяснительной. Такая гипотеза объясняет причины существования феномена.
  • Описательно-объяснительной.
  • Включать в себя обычно одно (реже больше) основное положение.
  • Соответствовать фактам, быть проверяемой с помощью существующих методов и приспособленной для большого числа явлений.
  • Включать в себя однозначные понятия. В ней не должно быть неуточненных терминов, ценностных суждений.
  • Быть логически простой, стилистически правильно оформленной.

Выбор методики

Методологический аппарат научного исследования формируется совокупностью приемов, способов познания. Исследователь должен правильно определить порядок их применения. Выбор зависит от цели исследования, профессионализма самого субъекта познания.

В научных изданиях предлагается множество разных классификаций методов по самым различным основаниям. К основным группам можно отнести:

  • Экспериментальные методы, способы обработки эмпирических исследований, построения и проверки теорий, изложения результатов.
  • Философские, специальные, общенаучные приемы.
  • Методы количественного и качественного исследования.

Эмпирические и теоретические приемы

Эмпирическая научная деятельность направлена непосредственно на объект. Методы, которые используются в ней, основываются на данных, полученных при наблюдении и экспериментах. В ходе эмпирического исследования собирается, накапливается и обрабатывается информация, фиксируются факты, внешние общие признаки изучаемых объектов.

При теоретическом исследовании ключевым направлением является совершенствование понятийного аппарата. В ходе него субъект познания работает с разными концепциями и моделями.

Теоретическое и эмпирическое исследование тесно взаимосвязаны.

Этапы исследования

На начальном этапе деятельности выбирается тема. От того, насколько удачно она выбрана и сформулирована, будет зависеть возможность исследования.

Как правило, тема выбирается из перечня актуальных, но недостаточно изученных вопросов. Между тем исследователь может предложить и свою тему. Обычно проблема выбирается на основании фактического материала, собранного в процессе практической деятельности. Новизна и актуальность темы проверяется посредством всестороннего библиографического поиска.

Работа с источниками

На особенности библиографического поиска обращает внимание А. Ф. Ануфриев. По его мнению, на начальной стадии работы с источниками нужно получить ответы на ряд вопросов:

  • Что искать?
  • Где искать?
  • Как искать?
  • Где записывать?
  • Как записывать?

Необходимо понимать, что сведения могут быть представлены и в виде библиографических данных (указание на источники, в которых содержится информация), представленных в виде перечня в документе или его части, и в виде содержания непосредственно самой научной информации (в форме монографий, сборников, статей и пр.). В обоих случаях поиск можно проводить посредством просмотра специальных изданий, справочных систем, тематических указателей, каталогов, словарей, рефератов, компьютерных систем и пр.

Составление программы исследования

Несмотря на то, что этот этап обладает ярко выраженным индивидуальным характером, есть несколько принципиальных нюансов, которые нужно учесть.

В программе исследования необходимо отразить:

  • Явление, которое исследуется.
  • Показатели изучения.
  • Используемые критерии исследования.
  • Правила применения методов.

При реализации этой программы исследователь получит предварительные теоретические и практические результаты. В них будут содержаться ответы на задачи, решаемые в ходе исследования. Выводы, которые будут получены, должны:

  • Быть аргументированными, обобщающими итоги исследовательской деятельности.
  • Вытекать из материала, накопленного в ходе практики, являться логическим следствием анализа и обобщения сведений.

При формулировании выводов наиболее распространенными считаются следующие ошибки:

  • Своего рода «топтание на месте». Речь о ситуациях, когда из большого, емкого объема эмпирической информации исследователь делает поверхностные и ограниченные выводы.
  • Чрезмерно широкое обобщение. В этом случае на основании незначительного объема информации исследователь делает слишком общие выводы.

Литературное оформление

Этот этап считается заключительным.

Литературное оформление информации тесно связано с доработкой положений, уточнением аргументов, логики и устранением пробелов в мотивировке сформулированных выводов. Особое значение на этом этапе имеет уровень индивидуального развития исследователя, его литературные способности, умение правильно оформлять мысли.

Между тем существует несколько общих, в некоторой степени даже формальных, правил.

Читайте также:  Основное оборудование организации понятие содержание

В первую очередь, наименование и содержание глав и разделов должно согласовываться с темой исследования, не выходить за ее пределы. Суть глав должна исчерпывающе раскрывать тему, а содержание разделов – в целом главу.

Материал может излагаться в спокойном или полемическом стиле. Но в любом случае выводы должны быть аргументированы.

Важный момент

Обязательным требованием при литературном оформлении научного исследования является соблюдение так называемой авторской скромности. Субъект, осуществляющий научную деятельность, должен учесть и зафиксировать все, что было сделано его предшественниками при работе над изучаемой проблемой. Безусловно, необходимо отметить и собственный вклад в науку. Однако оценивать свои достижения необходимо объективно.

В ходе литературного оформления исследовательских материалов нужно стремиться к корректным формулировкам, конкретизации положений, идей, выводов, рекомендаций. Они должны доступно, полно и точно отражать результаты, полученные в ходе научной деятельности.

Заключение

Научное исследование – сложная, трудоемкая деятельность. Она предполагает наличие углубленных знаний по самым разным предметам. Существуют темы, исследование которых особенно сложно. В ходе них используются специфические приемы, особое оборудование. К примеру, специально создаются космические аппараты для научных исследований других планет Солнечной системы.

Следует, однако, сказать, что любая научная деятельность требует тщательной подготовки. Субъект познания должен правильно поставить цель и сформулировать задачи исследования. На их основании он будет выбирать приемы, методы, средства работы.

Особое внимание необходимо уделить источникам информации. В работе над проблемой целесообразно использовать материалы современных исследователей, поскольку в своих трудах они уже обобщили весь предшествующий опыт.

Не следует забывать и о практическом подтверждении своих доводов. Во всех случаях, когда это возможно, необходимо проводить эксперименты. Их результаты позволят усилить аргументацию и скорректировать дальнейший ход исследовательской работы.

Источник

Инструменты для науки: что помогает ученым?

Современное оборудование нужно химикам для изучения структуры и свойств новых соединений, чтобы в будущем создавать из них лекарства, сверхпрочные пластики, умные полимеры, средства для хранения информации и многое другое. В этом материале — рассказ о том, как новое оборудование поможет в исследованиях ученым ИНЭОС им. А. Н. Несмеянова.

В 2019 году Институт элементоорганических соединений Российской академии наук имени А. Н. Несмеянова получил целевую субсидию на обновление приборной базы. Средства были выделены Минобрнауки России по федеральному проекту «Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в РФ» (национальный проект «Наука»). Всего в 2019 году поддержку получили 111 ведущих научно-исследовательских организаций.

ИНЭОС РАН — крупный научно-исследовательский центр, в котором развивается химия элементоорганических и высокомолекулярных соединений. Научная деятельность многих лабораторий института осуществляется на стыке химии и физики. Ученые занимаются разработкой методов направленного синтеза различных соединений и создают вещества с заданными свойствами для высокотехнологичных отраслей промышленности, биотехнологии, медицины и сельского хозяйства. На грант Минобрнауки России институт закупил рентгеновский дифрактометр Bruker D8 Quest и дифференциальный сканирующий калориметр Mettler Toledo DSC 3 с модулем для термомеханического и дифференциального термического анализа TMA/SDTA 2+. В этом году в ИНЭОС планируют закупить еще два масс-спектрометра.

О создании новых соединений

Органическая химия основана на четырех элементах: углероде, водороде, кислороде и азоте. Чтобы химия стала элементоорганической, к вышеперечисленным четырем элементам добавляют другие из периодической таблицы Менделеева. И тогда количество возможных соединений, реакций и материалов, которые можно создать, возрастает практически до бесконечности. Быстро понять, что за новое соединение получилось, можно при помощи физических методов исследования. Именно так химия стала наукой, в которой невозможно работать без современного оборудования: спектрометров, спектрофотометров, дифрактометров и других.

ИНЭОС имени А. Н. Несмеянова стал одним из первых институтов в России, в котором появился Центр коллективного пользования (ЦКП ФИМИС) — структурное подразделение, где собрано передовое научное оборудование. Оборудованием текущего ЦКП — Центра исследования строения молекул ИНЭОС РАН — пользуются сотрудники из десятка организаций, в том числе из Института органической химии имени Н. Д. Зелинского, Института общей и неорганической химии им. Н. С. Курнакова, химфака МГУ.

«Пользоваться оборудованием может любой желающий, прошедший соответствующее обучение. Мы многих обучаем своими силами, проверяем, достаточно ли у них квалификации,— сообщает руководитель ЦКП ИНЭОС РАН, доктор химических наук Юлия Нелюбина.— Основная причина, почему исследователи хотят научиться работать на приборе,— чтобы самостоятельно характеризовать свои вещества в удобном им режиме. У каждого из них есть для этого выделенное время, чтобы ученый мог самостоятельно пользоваться оборудованием, получать данные и продолжать свои синтетические исследования».

Работоспособность пластика

Дифференциальный сканирующий калориметр — один из самых нужных приборов для тех, кто занимается полимерами: синтезирует полимеры, получает новые пластики, резины, композиционные материалы.

«Всем известно, что при нагреве пластика он начнет размягчаться или плавиться, а если погрузить резину в жидкий азот и затем стукнуть по ней молотком, она расколется. Полимеры под воздействием температуры меняют свои свойства. Это связано с тем, что в полимерах, в зависимости от типа и структуры, при повышении или понижении температуры происходят различные фазовые переходы. Самый простой пример — кристаллизация или плавление. В полимерах помимо кристаллизации возможен переход из стеклообразного состояния в эластическое. Температура этого перехода называется температурой стеклования полимера,— рассказывает замдиректора ИНЭОС РАН Валентин Новиков.— Дифференциальный сканирующий калориметр может измерить, при какой температуре в веществе происходит фазовый переход».

У прибора модульная конструкция для ручных или автоматических измерений. Диапазон температур составляет от -150 до 700 °C в одном цикле. Ученый берет два тигля, в один засыпает вещество, второй оставляет пустым. Затем запускает калориметр. Прибор нагревает или охлаждает оба тигля с одинаковой скоростью изменения температуры. В тигле с веществом энергия будет тратиться на нагрев и другие преобразования в образце. Выходные данные записываются в виде диаграммы изменения теплоемкости образца от температуры. Любое изменение в образце, вызванное его нагревом или охлаждением, отразится на этой диаграмме. Ее анализ позволит определить, в каком интервале температур можно использовать полимер, не боясь, что он резко изменит свои свойства: станет хрупким, вместо жесткого пластика превратится в мягкую резину или вообще разложится.

Для чего ученые просвечивают кристаллы рентгеном

Дифрактометры предназначены для определения структуры новых химических веществ, то есть того, как атомы в молекуле связываются друг с другом, а молекулы — с соседними молекулами в кристалле. Это необходимо для понимания свойств новых материалов.

Принцип работы будет понятен всем, кто проходил флюорографию. Аналогично тому, как человеку делают «фотографию» его легких, ученые делают «рентгенографию» кристаллу. Рентгеновские лучи проходят через него и отражаются в разные стороны. Эти отражения ученые собирают с помощью детектора и анализируют.

«Из данных, полученных на этом приборе, мы можем практически “увидеть” атом, понять его тип и то, как он связан с другими атомами в молекуле. Это нужно для того, чтобы подтвердить, что химик получил именно то, что хотел,— объясняет Юлия Нелюбина.— Кроме того, мы можем не только понять, что за химическое соединение у нас получилось, но и попробовать объяснить его свойства. Это важно, например, для фармацевтики, где разное взаимное расположение молекул одного и того же химического вещества приводит к разным свойствам, например скорости растворения таблетки в организме».

Читайте также:  Тмт сибирь швейное оборудование новосибирск каталог

А если настроить дифрактометр на более высокое разрешение, то можно увидеть распределение электронов. Это позволит понять, как они размещаются между атомами, определяя свойства молекул и построенных из них материалов.

Зная, какие силы взаимодействуют между молекулами, ученые могут получать вещества с заданными свойствами.

Источник

Технические средства научного труда

date image2015-05-26
views image1235

facebook icon vkontakte icon twitter icon odnoklasniki icon

Материально-техническая база науки — комплекс средств и предметов труда в сфере научных исследований и разработок, выступающих в материально-вещественной форме.Материально-техническая база науки является важной составляющей научного потенциала страны (наряду с трудовыми, финансовыми и информационными ресурсами), обусловливающей как саму возможность проведения научных исследований и разработок, так и их результативность. Она включает основные и оборотные средства научных исследований и разработок. К основным фондам (средствам) научных исследований и разработок относятся: здания и сооружения; передаточные устройства; машины и оборудование, в том числе опытно-экспериментальные установки (научно-исследовательские суда, радиотелескопы и т.д.), научные приборы, средства автоматизации и вычислительная техника и т.д.; транспортные средства; инструмент, инвентарь и прочие основные фонды, состоящие на балансе научных организаций и их опытных баз и используемые в их основной деятельности.

В зависимости от степени участия в проведении научных исследований и разработок выделяется основное исследовательское оборудование и вспомогательное оборудование, непосредственно не участвующее в этом процессе, а служащее для выполнения вспомогательных функций:Исследовательское оборудование охватывает технику, специально создаваемую для выполнения опытов, автоматизации эксперимента, обработки научной информации и т.п., а также применяющиеся при этом измерительные и регулирующие приборы и лабораторное оборудование общего назначения. Рассматривая данную группу оборудования с точки зрения его использования для выполнения тех или иных видов научных исследований и разработок, в его составе следует выделить машины и оборудование для проведения опытно-экспериментальных работ.К вспомогательному относятся общепроизводственное оборудование научных организаций и их опытных баз, в том числе предназначающееся для обслуживания и ремонта исследовательской техники, инженерного обеспечения (энерго-, тепло-, водоснабжения), связи, природоохранных целей и т.д.; средства механизации проектно-конструкторских работ, оргтехника; оборудование объектов социальной инфраструктуры науки. Подобная классификация оборудования научных организаций дополняется другими группировками, например по стоимости, возрасту, степени износа, уровню автоматизации.

29.Кадровая составляющая научного потенциала
Кадровая составляющая – совокупность кадров, участвующих в научном производстве; способных вырабатывать и реализовывать новые научно-технические идеи и находить новые области применения научно-технических результатов, выполняющих научную, педагогическую, организационную, информационную работу. Кадровая составляющая – важнейший специфичный компонент научного потенциала, так как живой творческий труд играет особую роль в научной деятельности. Ведь эффективное использование научного потенциала во многом зависит от рациональной структуры научных кадров, от их квалификации, степени подготовленности, творческих интеллектуальных способностей. Именно кадры своим трудом приводят в движение остальные элементы потенциала, которые зависят и формируются в тесной связи с кадровым элементом. В России– тенденция к снижению численности и ухудшению возрастной структуры научных кадров. Решение проблемы – обеспечение притока молодежи в науку, максимально длительный период работы опытных ученых старших возрастов, являющихся носителями знаний. Кадровая политика: должна носить упреждающий и долговременный характер, обеспечивать оптимальный баланс процессов обновления и сохранения численного и качественного состава научных кадров.Характеристики кадрового потенциала: численность научных кадров, демографическая (средний возраст) и квалификационная (число кандидатов наук, докторов наук) структуры, объем публикаций и т.д. 4 сектора науки:1)Академический (система институтов и научных организаций РАН)2)Вузовская(научно-исследовательские организации высших учебных заведений)3)Отраслевая (научно-исследовательские, конструкторские, проектные и проектно- изыскательские организации министерств и ведомств)4)Внутризаводская(научно-исследовательские и конструкторские подразделения промышленных предприятий).Большая доля кадров находится в центральном и северно-западном регионах, так как здесь сосредоточены научно-технические организации и производство.

30. Информационное обслуживание научного процесса
Для научной работы очень важно иметь доступ к новинкам научной информации. Все виды документов для исследовательской работы условно можно разделить на две группы: документы первичной информации: монографии, периодические издания, диссертации, отчеты о научных исследованиях, и так называемые документы вторичной информации, классическим примером которых являются сборники реферативных журналов, все возможные тематические указатели. Как правило, ученому, занимающемуся исследованием научной темы, очень важно оперативно получать новые материалы по изучаемой им проблеме. Для этого необходимо владеть основами информационного поиска традиционных документов в библиотеке, т.е самостоятельно находить необходимые для научной работы книги, журналы, сборники и указатели. Последние10-15 лет в библиотеках России активно ведутся работы по автоматизации основных библиотечных процессов. Активно продолжается в настоящее время процесс накопления библиографической информации в электронном виде – создание электронных каталогов и тематических библиографических баз данных. С развитием интернета эти информационные ресурсы становятся доступны всем желающим. Последние 3-5 лет зарубежные и российские библиотеки начали работы по созданию полнотекстовых электронных ресурсов – цифровых коллекций книг из фондов библиотек, полнотекстовых баз данных периодических изданий, к которым также предоставляются возможности доступа через интернет. Активную роль на рынке электронной информации играют издательства, предоставляющие на выбор в виде доступа к своей информационной продукции: традиционный печатный или электронный. Электронная информация в настоящее время стала одной из самых оперативных форм научной информации, поэтому, для современного исследователя очень важно научиться пользоваться этим неоценимым информационным источником.

31. Результаты научного труда: открытия, изобретения
Результатом деятельности научного сообщества являются: открытия, ноу- хау, изобретения, лицензии, полезная модель, промышленные образцы, информационные технологии, предложения и рекомендации в области социально-экономической деятельности.
По сути их можно объединить в две большие группы: открытия и изобретения.Открытия — это наиболее существенные результаты научной деятельности, выступающие как не известные ранее, но объективно существующие закономерности свойств и явлений материального мира, вносящие коренные изменения в существующие научные знания. Как правило, открытия связаны с проведением фундаментальных исследований в теоретических и прикладных науках. В них отражаются объективно-реальные существенные отношения и свойства явлений действительного мира.Часто результаты открытий не могут быть оценены современникам, только в последствии фундаментальным исследованиям находится практическое применение.Изобретения — это продукты творческой деятельности, позволяющие решать технические задачи, обладающие новизной, имеющие изобретательский уровень и промышленно применимые. Изобретение имеет изобретательский уровень. Уровень техники включает любые сведения, ставшие общедоступными в мире до даты приобретения изобретения. Изобретение является промышленно применимым, если оно может быть использовано в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и других отраслях деятельности. Объектом изобретения могут быть устройства, способ (включая микробиологический, а также способ лечения, диагностики, профилактики), вещество (включая химическое и лечебное), штамм микроорганизма, культуры клеток растений и животных, а также применение известного ранее устройства, способы, вещества по новому назначению.

Источник