Меню

Реестр российского программного обеспечения и оборудования



Что нужно знать про реестр российского ПО

Что такое реестр российского ПО?

Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (реестр отечественного ПО) – единая система учета программного обеспечения, которое было произведено в России и соответствует стандартам Минцифры. В реестре перечислены информационные системы, которые были разработаны на территории Российской Федерации и могут использоваться государственными органами и компаниями с государственным участием.

Создание реестра было обосновано политикой импортозамещения ПО. Реестр вступил в силу 1 января 2016 года, но первые три продукта были включены в него только 1 февраля. Это система управления базами данных компании “РЕД СОФТ”и два продукта 1С для учреждений среднего образования. Чуть позже, 18 февраля, в реестр было включено еще 84 продукта, в том числе продукты наших партнеров, например, система электронного документооборота Docsvision. Пик подачи заявлений и включения продуктов в реестр пришелся на год запуска реестра, когда было подано более 3000 заявлений и более 2000 из них было одобрено. В дальнейшем ежегодно в реестр включалось не более 1500 информационных систем, а 2018 и 2019 годах их было менее 1000.

Что такое политика импортозамещения программного обеспечения в России?

Программа импортозамещения программного обеспечения предполагает постепенную замену иностранных продуктов на его российские аналоги в государственных органах управления. Согласно действующим методическим рекомендациям для госорганов (существуют отдельные рекомендации для федеральных и региональных органов власти) практически все используемое ими программное обеспечение должно быть российским. Рекомендации распространяются на различные виды ПО, и для каждого из них установлен свой индикатор доли российских программных решений. Так, например, антивирусное ПО как федеральных, так и региональных органов власти должно быть на 100% российским уже в 2020 году.

Помимо необходимости следовать плану и методическим рекомендациям по переходу на российское ПО, на органы власти также распространяется ограничение на закупку ПО, не входящего в реестр отечественного программного обеспечения. Теперь им в первую очередь необходимо внедрять российское ПО из реестра и отдавать ему предпочтение при проведении закупки. Но госорганы не ограничены только российским ПО из реестра. Они могут выбрать и другие решения, если в реестре нет ПО с необходимой функциональностью.

Для чего нужен реестр?

Основная цель создания реестра – поддержка российских разработчиков программного обеспечения и расширение использования информационных систем в органах государственной власти. Несмотря на то, что требования использовать ПО только из реестра распространяется только на госорганы, многие компании с государственным участием, решая автоматизировать бизнес-процесс, также изначально ориентируются на российский софт из реестра.

Вендоры и интеграторы, как и СМИ, отвечают на запрос заказчиков различными подборками российского софта из реестра. Мы собрали наши решения на отдельных страницах здесь (наши собственные продукты из реестра) и здесь (продукты наших партнеров из сфер ИТ-инфраструктуры и информационной безопасности).

Какие продукты входят в реестр?

Если кратко, в реестр попадают продукты, исключительные права на которые принадлежат российским физическим или юридическим лицам, не подконтрольным бенефициарам из других стран. Если изучать правила подробно, то в них есть много тонкостей определения, какое ПО является российским, а какое нет. Также в правила отбора продуктов периодически вносятся изменения. Например, в апреле 2019 года Правительство внесло изменение в правила включения ПО в реестр: его технической поддержкой должны также заниматься российские компании. Окончательное решение о включении в реестр принимает Экспертный совет. Подробно с правилами можно ознакомиться на портале https://reestr.minsvyaz.ru/.

На сегодняшний день в реестре уже более 5000 продуктов, разделенных на 27 классов. Наибольшую долю в нем занимают информационные системы, рассчитанные на решение специфических отраслевых задач, к которым относятся все уникальные решения, разработанные под узкие задачи, например системы для автоматизации претензионно-исковой работы или автоматизации внутреннего аудита. Также многие решения в реестре относятся к классам «Системы управления процессами организации» и «Прикладное ПО общего назначения». Полный список информационных систем, входящих в реестр, доступен здесь: https://reestr.minsvyaz.ru/reestr/.

Есть ли еще реестры ПО в России?

Помимо реестра российского ПО Минцифры в России существует «Государственный реестр сертифицированных средств защиты информации», который курируется Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК). ФСБ также проводит сертификацию средств защиты информации и ведет собственный перечень сертифицированных средств. Отличие этих реестров от реестра российского ПО в том, что в него попадают не только разработки российских вендоров. В нем также могут находиться иностранные решения, которые соответствуют требованиям ФСБ и ФСТЭК относительно хранения и передачи данных. Более 20% продуктов, включенных в реестр ФСТЭК, были разработаны иностранными компаниями (данные на конец 2018 года).

Также 10 апреля 2019 года был запущен «Единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных государств — членов Евразийского экономического союза». Правила его наполнения схожи с реестром российского ПО, но в него могут входить и информационные системы, разработанные на территории государства-членов ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия). Продукты, входящие в этот реестр, могут участвовать в госзакупках ПО наравне с российскими решениями. Реестр доступен по ссылке http://eac-reestr.digital.gov.ru/.

Есть ли в других странах аналоги реестра российского ПО?

Нет. Как инструмент поддержки локальных производителей софта, реестр российского ПО – уникальное решение.

В других странах используются другие инструменты поддержки местных разработчиков: лицензирование, ограничение закупок иностранного ПО госорганами, преференции в налогообложении. Эти меры не запрещают и не исключают иностранный софт с местного рынка (как и реестр российского ПО), но дают преимущества местным производителям. Где-то такие инструменты используются больше (как в Китае), где-то меньше (как в США) в зависимости от уровня развития IT-индустрии.

Какие продукты Digital Design входят в реестр?

Digital Design активно работает с государственными органами и компаниями, поэтому у нас большой набор продуктов, включенных в реестр Минцифры. Среди них есть, например, узкоспециализированные решения АВАКОР для автоматизации внутреннего аудита или ИСКО «Ареопад» – мобильное решение для автоматизации совещаний и заседаний. Также у нас есть и более комплексные решения, как, например, Система документационного управления «Приоритет» для федеральных и региональных органов власти и крупных территориально распределенных организаций. Помимо собственных решений мы внедряем системы наших партнеров, например систему объединенных коммуникаций CommuniGate Pro.

Со всеми нашими продуктами, входящими в реестр Минцифры, можно ознакомиться здесь, а с продуктами наших партнеров из сферы информационной безопасности и ИТ-инфраструктуры здесь.

Источник

Единый реестр российских программ, как туда попасть, зачем и причем тут НДС

Рейтинг: 434

Начнем с вопроса «зачем, и причем тут НДС».

Как многие, наверное, слышали, с 01 января 2021 года у нас в России для ИТ-бизнеса свершился т.н. «налоговый манёвр». В результате этого манёвра программное обеспечение облагается налогом на добавленную стоимость в размере 20%. Исключение как раз составляет программное обеспечение, внесенное в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

НДС собирается на всех этапах цепочки поставки отдельной неисключительной лицензии на право пользования программным обеспечением от исходного лицензиара к конечному лицензиату. С важной оговоркой: если участник этой цепочки является плательщиком НДС.

Большинство разработчиков программного обеспечения, читающих эту статью скорее всего, как и я, не являются плательщиками НСД в силу применения упрощенной или патентной системы налогообложения, а то и вовсе зарегистрировались как новомодные самозанятые граждане. Но есть один важный нюанс, касающийся нас с вами: наше ПО продается не напрямую конечному пользователю, а через маркетплейсы, например, Инфостарт. А маркетплейсы, будучи организациями немаленькими, применяют общую систему налогообложения и платят НДС. Вот в них он и появляется, они вынуждены или добавить к вашей цене 20%, что бы вы получали столько же, как и раньше, или вычесть 20% на уплату НДС, что бы конечный пользователь платил столько же, как и раньше до этих манёвров.

Наши пользователи в массе своей тоже не плательщики НДС. Получается весьма грустная история, НДС просто увеличивает стоимость ПО на 20% без возможности предъявить его к зачету. С вопросом «зачем» разобрались, перейдем к вопросу «как».

На самом деле это не сложно. Для начала проверьте себя, ответив на простые вопросы:

  1. Кто является правообладателем?
  2. Какая у правообладателя форма (частное лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо)?
  3. Для физика/ИП — какое гражданство? Нужно российское.
  4. Для российского юрлица сложнее. Нужно ответить на вопрос кто его бенефициары (учредители, акционеры) и что у них с гражданством. Нужно российское. У иностранного юридического лица не получится внести свое программное обеспечение в реестр.

С гражданством разобрались, теперь разберемся с программным обеспечением. Нужно подготовить следующее:

  1. Экземпляр программного обеспечения без технических средств защиты авторских прав или со средствами законного устранения ограничений использования программного обеспечения, установленных путем применения технических средств защиты авторских прав. Это дистрибутив + пин-коды защиты, если она есть, демо-логины/пароли, если нужно куда-то логинится и т.п.
  2. Документация, содержащая описание функциональных характеристик программного обеспечения и информацию, необходимую для установки и эксплуатации программного обеспечения. Если у вас нет пользовательской документации, займитесь ей. Я всё делал на DokuWiki, не для реестра, а для реальных пользователей. Для подачи заявления в реестр мне достаточно было экспортировать в PDF, что бы прикрепить документ к заявлению. А корневая страница документации отлично подошла в графу заявления «Сайт правообладателя с описанием».
  3. Документация, содержащая описание процессов, обеспечивающих поддержание жизненного цикла программного обеспечения, в том числе устранение неисправностей, выявленных в ходе эксплуатации программного обеспечения, совершенствование программного обеспечения, а также информацию о персонале, необходимом для обеспечения такой поддержки. Вот это у меня вызвало некоторые затруднения. Прикрепил что получилось к этой статье. Если у вас такого нет, скачивайте, меняйте название правообладателя и продукта — пару раз уже прошло, должно пройти и у вас.
  4. Инструкция по установке с целью экспертной проверки. По регламенту перед голосованием экспертного совета пускать или не пускать вас в реестр нужно провести его экспертизу. Здесь нужно описать как эксперту установить ваше ПО и как ввести пин, логин, пароль и т.п. Понимаю, что у многих ПО ставится поверх платформы 1С. На всякий случай напишите в этой инструкции где взять бесплатную версию платформы для обучения и как её установить. Я не знаю, будут ли устанавливать ваше ПО или будут только смотреть документацию. У меня ПО было облачное и аккаунт, переданный на экспертизу один раз дёргался. Ничего не делали, зашли, посмотрели, вышли.
  5. Cведения об основаниях возникновения у правообладателя исключительного права на программное обеспечение на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права. Далее речь пойдет только о собственной разработке. Если вы регистрировали права на программу для ЭВМ в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, достаточно будет прикрепить свидетельство о государственной регистрации права, оно не обязательно, но это вообще самый оптимальный вариант. В моем случае такого свидетельства не было, делать его долго (я делал 6 месяцев на другое ПО, заявление подавал через Госуслуги), поэтому я прикрепил внутренние документы организации:
    — Приказ о начале проекта
    — Приказ о вводе в эксплуатацию НМА
    — Карточку НМА-1
Читайте также:  Страна производитель оборудования сивик

Далее нам потребуется квалифицированная электронная подпись и верифицированная учетная запись на портале Госуслуг (а если у вас есть КЭП, то верифицировать аккаунт на Госуслугах не проблема). Идём сюда https://reestr.digital.gov.ru, нажимаем вверху «Личный кабинет», авторизуемся через портал Госуслуг, открываем вкладку «Мои заявления», жмём «Подать заявление» и начинаем заполнять

Название программного обеспечения и Предыдущие и (или) альтернативные названия программного обеспечения — вот тут важно перечислить все названия. Нужно подать название продукта как в маркетплейсе и как в актах между вами и маркетплейсом, они могут несколько отличатся, в реестре должны быть все названия с точностью до символа.

Основной класс программного обеспечения, которому (которым) соответствует программное обеспечение, Класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) соответствует программное обеспечение и Код (коды) продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности. Выбирайте по смыслу. Если есть сомнения, поройтесь в реестре, поищите похожие на ваш продукты.

Далее заполняйте сведения о правообладателе, там ничего сложного. Обратите внимание, что варианта «индивидуальный предприниматель» нет, если вы ИП, нужно выбрать «гражданин Российской Федерации».

Заполняйте сведения о бенефициарах. В случае с ООО — это учредители.

На последнем шаге прикрепите все подготовленные документы, заполните поля, скачайте заявление, откройте его в Acrobat Reader, поставьте свою ЭЦП и загрузите его обратно. Готово, можно отправлять.

Если по формальным признакам заполнили всё правильно, заявление будет долго висеть в статусе «Новое». Если что-то совсем не так, робот ответит быстро, буквально в течение суток. После робота его должен проверить человек-эксперт. У меня прошло больше месяца, пока заявление сменило статус на «Проверка заявления», потом ещё 3 дня ушло на статусы «Заявление зарегистрировано» и «Заявление размещено на сайте». Потом еще 2 недели до «Назначен ответственный эксперт» (но там надо отметить, что были новогодние каникулы) и «Передано на экспертизу». На экспертизу ушел еще месяц, пару недель на устранение замечаний экспертизы и еще пару недель на «Подготовка голосования» и «Голосование».

Пишем радостное письмо менеджеру маркетплейса, указанному в вашем профиле и просим пометить, что разработка внесена в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и начислять на её продажи 20% НДС более не нужно.

Пишите вопросы в комментариях, постараюсь на все ответить.

Источник

Реестр российского ПО: как туда попасть и зачем?

Реестр программного обеспечения Минкомсвязи — это перечень софта, официально признанного созданным в России. Он создан в соответствии законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», основные цели — подтверждение происхождение и расширение рынка сбыта ПО, а также поддержка компаний-разработчиков.

Зачем это нужно? Это обязательно?

Нет, в реестр принудительно не включают. Но есть нюансы 🙂

По существующему порядку проведения госзакупок, у заказчика ПО один путь — в реестр. Именно из него выбирается подходящее решение — и только если его нет, то можно смотреть на заграничных поставщиков. Иными словами, государственный заказчик должен попробовать все возможные меры по поиску отечественного поставщика.

Поэтому если вы поставляете софт в государственные структуры, то вам без этого не обойтись, как ни крути.

Как туда попасть?

Процесс не очень быстрый, но в целом логичный и прозрачный. И сразу же первая хорошая новость: заявление подаётся бесплатно. Хотя времени на то, чтобы собрать все необходимые документы и правильно заполнить, потребуется немало. Поэтому первая точка бифуркации — решить, что для вас важнее: воспользоваться услугами стороннего эксперта с опытом или сэкономить деньги и осознанно принять риски, связанные с возможным отказом.

Ещё одна хорошая новость — никуда ходить не надо, заявку можно подать онлайн на сайте министерства . Удобно, сервисно и без бюрократии.

Этап 0

Необходимо авторизоваться в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Для этого нужно:

  • Проверить наличие ключа ЭЦП, выданного центром, аккредитованным Минкомсвязи. Если ключа ЭЦП нет – нужно получить, обычно на это требуется несколько дней 5-10 тысяч ₽.
  • Убедиться, что у руководителя есть личная учётная запись в ЕСИА. По сути, это аккаунт на Госуслугах, который есть сейчас почти у всех. Но если нет, то надо создать, это бесплатно.
  • Создать учетную запись юридического лица в ЕСИА, процедуру можно посмотреть здесь .

После этого надо зайти на сайт https://reestr.minsvyaz.ru и нажать на «Подать заявление» (справа в нижней части страницы). Затем – заполнить онлайн-форму, интерфейс весьма дружелюбный.

Этап 1

Укажите название вашего ПО. Если оно раньше называлось по-разному или есть несколько альтернативных названий одновременно, то укажите и их тоже.

Этап 2

Теперь ПО надо классифицировать по двум классификаторам, можно относить сразу к нескольким классам (на всякий случай сслыка на общероссийский классификатор ). Также есть смысл заглянуть в каталог Ассоциации российских производителей программ — там можно увидеть возможные аналоги вашей программы, претендующие на попадание в реестр.

Этап 3

Укажите все основные данные: наименование компании, ОГРН, ИНН, доли физлиц-собственников. Приложите копию Устава в действующей редакции. На этом этапе надо проявить особую бдительность, потому что исправление ошибок возможно только по специальному запросу.

Специалистам министерства, принимающим решение о включении той или иной разработки в реестр, также будет интересно, кем является правообладатель ПО — гражданин РФ или коммерческая организация. При этом доля участия российских граждан, организаций, субъектов РФ, РФ в коммерческой организации должна быть более 50%. Само ПО должно быть введено в гражданский оборот на территории России, а сведения о нём не могут составлять государственную тайну (иначе откажут).

Что касается бухгалтерии, то может потребоваться подтверждение того, что общая сумма выплат за календарный год по лицензионным и иным договорам на предоставление прав на ПО в пользу иностранных лиц составляет менее 30% выручки от реализации софта.

Минкомсвязи также потребует данные о статусе лица, подписавшего заявление, и документ, подтверждающий его полномочия. Таким лицом может быть представитель правообладателя, действующий по доверенности (надо загрузить скан доверенности), директор или же сам правообладатель.

Наконец, необходимо указать адрес телефон для связи и электронную почту — на неё будут направляться уведомления и запросы о предоставлении дополнительной информации. После этого сведения о правообладателе вносятся в реестр — уже есть повод для радости.

Этап 4

Внесите сведения о программе. Требуется страницу сайта правообладателя, на которой размещена документация с описанием функциональных характеристик программного обеспечения, а также сведения, необходимые для эксплуатации и совершенствования программы.

Читайте также:  Оборудование автоматической противопожарной сигнализации

Также надо прикрепить ссылку на скачивание дистрибутива. К ней следует приложить инструкцию по скачиванию и установке и обеспечить для экспертов возможность анализа вашего ПО — например, предоставить тестовый лицензионный ключ.

Повышенное внимание уделите пункту об основаниях возникновения у заявителя исключительного права на программу (это может быть, например, собственная разработка, служебное произведение, приобретение исключительного права). Это поле можно заполнить в произвольной форме, но так, чтобы экспертный совету смог разобраться, действительно ли вы имеете права на данное ПО. Большим плюсом в этом случае будет свидетельство Роспатента о регистрации этой программы, так как оно имеет юридическую силу — действует презумпция достоверности сведений.

Ещё несколько моментов:

  • если в составе ПО реализованы функции защиты конфиденциальной информации, потребуется предоставить дополнительные данные;
  • соответствие софта требованиям безопасности информации должно быть подтверждено особым сертификатом системы сертификации средств защиты информации;
  • также следует подтвердить, что правообладатель имеет лицензию на осуществление деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации.

Этап 5

Заявление надо подписать электронной цифровой подписью, о которой мы говорили на нулевом этапе. С этого момента можно отсчитывать 70 дней — именно такой срок отводится на принятие решения о включении ПО в реестр или об отказе.

Резюме

Как видим, процедура понятная, хотя и не самая быстрая. А порядок в документах и бухгалтерии — залог будущего успеха и спокойной жизни. Кнопку, кстати, рекомендуют как раз за это. Подключайтесь 🙂

И подписывайтесь, чтобы всегда быть в курсе новостей и трендов бизнеса, лайфхаков и изменений законодательства.

Источник

Лицо российского софта. Или немного статистики из Единого реестра российских программ для ЭВМ и БД

Можно долго дискутировать, положительно или отрицательно влияет Реестр на развитие отечественного ПО, но все государственные органы обязаны использовать только ПО, входящее в Реестр, либо же обосновывать невозможность соблюдения запрета на допуск иностранного ПО. Наверняка закупки винды, майкрософт офисов и прочих ораклов и айбиэмов будут продолжаться еще очень и очень долго. Однако, потихоньку возникают российские операционные системы типа Альт Линукса, Астра Линукса или ОС Роса, пробиваются ростки офисных пакетов, отечественных блокчейнов . Возникают российские СУБД от достаточно известных ClickHouse или Линтер до абсолютно безвестных разработок. Ну и конечно же не может не быть отечественной Джавы. Чтобы снять возможные вопросы или споры, оговорюсь, что указанное выше ПО, названо в статье российским исходя из факта его вхождения в Реестр, более детальное изучение данного вопроса каждый может провести сам.

Так вот, Реестр функционирует уже почти 4 года и согласно пункту 37 Порядка его ведения сведения, хранящиеся в нем являются открытыми и общедоступными. Ну а если эти сведения открыты и общедоступны, то почему бы не проанализировать их?

В статье приведена небольшая статистика по Единому реестру российского программного обеспечения для электронных вычислительных машин и баз данных. Если вам стало интересно, прошу под кат.

Общие сведения

Реестр формируется на основании решений Экспертного совета по российскому программному обеспечению. В Экспертный совет поступают заявления от правообладателей, совет рассматривает эти заявления в соответствии с административным регламентом и голосует за включение или невключение ПО в Реестр. Вроде бы все просто.

По состоянию на 4 октября 2019 года (все данные в статье актуальны на эту дату) в Реестр включено 5819 программ, при этом было подано 7143 заявления, а также 61 программа была исключена из Реестра. Все ПО в Реестре разделено на 27 классов:

  1. BIOS и иное встроенное программное обеспечение
  2. базы данных (недействительный)
  3. Встроенное программное обеспечение телекоммуникационного оборудования
  4. Геоинформационные и навигационные системы (GIS)
  5. Специализированное ПО органов исполнительной власти Российской Федерации, государственных корпораций, компаний и юридических лиц с преимущественным участием РФ для внутреннего использования
  6. Средства защиты от НСД
  7. Операционные системы
  8. Утилиты и драйверы
  9. Средства обеспечения облачных и распределенных вычислений, средства виртуализации и системы хранения данных
  10. Серверное и связующее программное обеспечение
  11. Системы управления базами данных
  12. Системы мониторинга и управления
  13. Средства обеспечения информационной безопасности
  14. Средства подготовки исполнимого кода
  15. Средства версионного контроля исходного кода
  16. Библиотеки подпрограмм (SDK)
  17. Среды разработки, тестирования и отладки
  18. Системы анализа исходного кода на закладки и уязвимости
  19. Прикладное программное обеспечение общего назначения
  20. Офисные приложения
  21. Поисковые системы
  22. Лингвистическое программное обеспечение
  23. Системы управления проектами, исследованиями, разработкой, проектированием и внедрением
  24. Системы управления процессами организации
  25. Системы управления процессами организации в части«Системы управления отношениями с клиентами „CRM“»
  26. Системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных
  27. Информационные системы для решения специфических отраслевых задач

В Реестр включены программы, принадлежащие 1998 юридическим лицам и 192 физическим лицам. Правообладатели программного обеспечения из Реестра зарегистрированы в 70 регионах Российской Федерации, при этом замечу, что на 2019 год для 71 программного продукта и 60 правообладателей установить место регистрации правообладателя на основе открытых данных не удалось. Объясняется это просто: данные по юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям есть в открытом доступе, по физическим лицам таких данных в открытом доступе нет.

Исторические сведения

Посмотрим как пополнялся Реестр по годам.

В таблице приведено количество поданных заявлений (на основании даты подачи заявления), включенных в Реестр программ (исходя из даты решения о включении), отказов во включении ( исходя из даты публикации приказа Минкомсвязи), исключений из Реестра (исходя из даты публикации приказа Минкомсвязи).

Присмотримся к заявлениям и решениям о включении в разрезе кварталов:

И в этом же разрезе построим график, где синим обозначено включение в Реестр, а оранжевым подача заявлений:

Очевидно, что пик подачи заявлений пришелся на 2016 год, т.е на момент создания Реестра, поскольку включение требует времени, то пик включений в Реестр пришелся уже на 2 квартал 2016 года. В 2019 году наблюдается некоторый рост числа заявлений и стабилизация включений в Реестр (за еще не закончившийся год вынесено 329 отказов во включении, в то время как в 2017 и 2018 годах было 238 и 218 отказов).

На текущий момент в Реестр было подано 5900 заявлений, находящихся в следующих статусах.

Замечу, что заявления, по которым вынесены отказы, через сайт Реестра недоступны. Однако информацию по ним можно узнать из приказов Минкомсвязи и протоколов заседания Экспертного совета. Кстати говоря, количество ПО в Реестре и количество заявлений со статусом «Включено в реестр» не сходится. Наверное, на это есть какие-то причины.

Присмотримся к причинам исключения из Реестра:

Как видно, большая часть исключений инициирована самими правообладателями.

А вот причины отказов во включении:

Наверняка за каждым отказом или исключением есть своя маленькая драма, но мы этого не узнаем.

Регионы

Поскольку в Реестре имеются данные о правообладателях, то крайне любопытно будет узнать, а в каких же регионах нашей страны и в каком количестве обитают разработчики российского ПО. Но если формулировать вопрос более корректно, то я исхожу из того, в каких регионах зарегистрированы правообладатели ПО, включенного в Реестр.

Для начала приведу карту, на которой показано, сколько на сегодняшний день в регионе зарегистрированных в Реестре программ.

Карта недвусмысленно намекает, что почти половина российского программного обеспечения зарегистрирована правообладателями из Москвы. Следом идут Санкт-Петербург и Московская область. Замечу, что ведется подсчет зарегистрированных в Реестре программ, а не самих правообладателей. Более детально можно посмотреть в табличке, где отображено количество зарегистрированных программ на конец каждого года. Сортировка проведена по количеству регистраций на 2019 год.

В таблице ничего удивительного нет. Разве что немного удивляет стремительный рывок Саратовской области, обогнавшей в 2019 году по количеству зарегистрированных в Реестре программ такие итшные регионы как Татарстан и Новосибирскую область. О причинах этого рывка чуть позже. Кроме того, не может не радовать, что доля разработок из Москвы в нынешнем году наконец упала ниже 50%. Это говорит, что ИТ в регионах живо (ну хоть чуть-чуть). Нижняя часть таблицы тоже намекает на то, что хоть какие-то разработки да есть в регионах.

Чтобы динамика была нагляднее, посмотрим на график, с отображением количества зарегистрированных программ для первых 16 регионов по годам:

Да, не сильно-то и наглядно. Уберем из графика Москву, Санкт-Петербург и Московскую область.

Сильно нагляднее не стало. Однако еще ярче замечен всплеск в Саратовской области и стабильные позиции Татарстана, Новосибирской и Свердловской областей.

Также приведу распределение правообладателей по регионам:

Для тех, кто интересуется распределением регистраций в Реестре по городам информация приведена в спойлере:

Классы программного обеспечения

Как было сказано выше, в Реестре определены классы программного обеспечения. Посмотрим, как ПО распределено по этим классам:

Большая часть приходится на информационные системы для решения специфических задач, за ними идут системы управления процессами и прикладное ПО общего назначения.

Читайте также:  Какое оборудование сейчас ставит ростелеком

Но не мало в Реестре СУБД, ОС и прочих серьезных вещей, есть даже одна CRM…

Правообладатели

Напоследок немного статистики о правообладателях, чье ПО находится в Реестре. В таблице ниже показаны группы правообладателей по количеству регистраций. Например, из нее видно, что в 2019 году 11 правообладателей имели более 50 зарегистрированных в Реестре продуктов, а 1263 всего по одному продукту.

Массовых производителей российского ПО не так уж и много, всего-то у тридцати правообладателей зарегистрировано более 20 программ.

Присмотримся к этой тридцатке повнимательнее:

И… возглавляет список наиболее плодотворных правообладателей корпорация OracleGoogleMicrosoftIBM Диполь. Портфель их программ состоит из электронно-методических комплексов от «Физики» и «Русского языка» и литературы до комплексов «Сварщик» и «Портной». Раскрывая интригу раздела про регионы, скажу, что корпорация Диполь зарегистрирована в Саратовской области. Оттуда и прирост в разделе регионов.
Нельзя не заметить, что на 4,6 и 7 местах идут продукты 1С в различных ипостасях. Что же, это достаточно логично.

В приведенном списке мне встретилось достаточно много знакомых названий: «Барс групп», «Аскон», «Лаборатория Касперского», «Алладин Р.Д.», «Крипто-ПРО», «Р-Стайл» и «С-ТЕРРА». Однако удивляют расположившиеся на 21 и 27 местах физические лица. Их продуктивности можно только позавидовать.

Посмотрим, а чем же занимаются правообладатели? Для этого сгруппируем их по основному ОКВЭД:

Никаких сюрпризов. По большей части правообладатели занимаются разработкой программного обеспечения. Много исследовательских организаций и консультантов.

Источник

Власти исключат из Реестра отечественного ПО софт, несовместимый с российским «железом»

Согласие как продукт непротивления

Российские программные продукты, которые включены в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин, в обязательном порядке обязаны быть совместимы с российскими аппаратными платформами на базе российских процессоров. С таким предложением выступило Министерство промышленности и торговли России, сообщили «Ведомости».

В настоящее время Минпромторг отвечает за ведение Единого реестра российской радиоэлектронной продукции, для включения в который обязательным условием является совместимость с отечественным ПО. В ведомстве считают, что аналогичные требования – по совместимости ПО с российским «железом», стоит распространить и на Единый реестр российского ПО, ведение которого курирует Минцифры.

«Все ПО, обеспечивающее работу российского оборудования, должно быть из реестра отечественного, – заявил «Ведомостям» Василий Шпак, руководитель радиоэлектронного подразделения Минпромторга. – Мы приветствовали бы аналогичное решение от Минцифры по реестру ПО. Наше межведомственное взаимодействие – один из залогов успешного движения. Синхронизация продуктов сейчас – это главное».

Что говорят в Минцифры

Для включения ПО в реестр отечественного софта Минцифры разработчик подает заявление через официальный сайт министерства с использованием учетной записи в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Главным условием для включения в реестр отечественного ПО Минцифры на сегодняшний день является наличие статуса российского разработчика у обладателя прав на программу.

soft1.jpg

«Классы ПО и виды оборудования, которые должны обеспечивать совместимость использования, будут определяться совместно Минцифры и Минпромторгом», – заявили «Ведомостям» в пресс-службе Минцифры. В ведомстве отметили, что в настоящее время работа по обеспечению совместимости с российским радиоэлектронным и телекоммуникационным оборудованием из реестра Минпромторга ведется в отношении тех программ из реестра Минцифры, которые ориентированы прежде всего на внутренний рынок госзаказа.

Реакция производителей «железа» и софта

Директор по развитию «Байкал электроникс» Виталий Богданов заявил «Ведомостям», что считает инициативу Минпромторга своевременной. По его мнению, она станет стимулом для российских разработчиков быстрее адаптировать свое ПО на российские аппаратные платформы.

«Хотя в настоящее время под процессоры Baikal уже фактически готов стек софта под офисное и корпоративное применение, остается немало программных продуктов, которые несовместимы с микроархитектурами российских процессоров», – заявил Богданов.

Российские производители софта в свою очередь отмечают, что потребуются значительные ресурсы и время для обеспечения совместимости их софта с российскими аппаратными платформами в случае одобрения инициативы Минпромторга.

Как заявил «Ведомостям» Алексей Смирнов, гендиректор «Базальт СПО», более 90% софта из этого реестра в настоящее время несовместимо с отечественным оборудованием: «Основная часть ПО из реестра сегодня «собрана» только под архитектуру x86-64 (Intel)»

По мнению Смирнова, обязательную совместимость с отечественными процессорами пока что следует распространить только на софт для госзакупок и использования на объектах критической инфраструктуры (КИИ).

Инициатива разумна, однако для качественного перехода к совместимости нужно закладывать разумное время и ресурсы, считает Ренат Лашин, исполнительный директор АРПП «Отечественный софт». Нынешняя ситуация сложилась из-за «дефицита отечественного оборудования, в частности процессоров». В качестве одного из препятствий он также отмечает тот факт, что многие государственные информационные системы не обеспечивают возможность работы для пользователей, использующих только отечественное ПО, заявил Лашин «Ведомостям».

По мнению Романа Мылицына, директора по инновациям группы Astra Linux, поддержка российских процессоров отечественным софтом пойдет на пользу созданию импортонезависимых программно-аппаратных решений, при этом меньшие усилия по портированию придется прилагать разработчикам отечественного ПО на базе Linux. Сложнее всего, пояснил он «Ведомостям», придется разработчикам решений на компонентах Microsoft и ориентированных для работы с операционной системой Windows.

Дмитрий Комиссаров, гендиректор компании «Новые облачные технологии», разрабатывающей пакет «Мой офис», заявил «Ведомостям», что новые требования должны распространяться только на решения для госсектора. Он считает, что инициаторам изменений следует придерживаться взвешенного подхода при определении новых требований, а в плане поставок отечественного оборудования и софта для госнужд необходима согласованность действий обоих министерств по поддержке разработчиков.

Секрет популярности реестра отечественного ПО

Согласно «закону о налоговом маневре в ИТ», принятому Президентом России Владимиром Путиным в конце июля 2020 г., на бессрочное снижение ставки страховых взносов с 14% до 7,6%, ставки налога на прибыль с 20% до 3% и НДС 0% могут рассчитывать российские коммерческие или некоммерческие компании и другие субъекты права России с «российской» долей владельца более 50%.

В числе «выстроившихся в очередь» за льготами, как сообщал CNews, оказались дочерние ИТ-подразделения крупнейших российских корпораций из сферы ритейла, нефтегазовой, телекоммуникационной, транспортной и других отраслей – РЖД, «Газпром нефти», Sollers и др.

Софт, включенный в реестр, должен быть в гражданском обороте и легально продаваться в России, при этом лицензионные выплаты за рубеж за такое ПО не могут превышать 30% из общей суммы. Обслуживание, техподдержка и обновление такого софта должно производиться российской службой разработчика.

Для ИТ-компании с госаккредитацией в Минцифры выручка должна складываться из поставок ПО и услуг по его разработке, интеграции и технической поддержке в размере не менее 90%, а штат должен включать не менее семи сотрудников.

В конце октября 2020 г. CNews сообщил о скачкообразном увеличении числа компаний, претендующих на выключение в реестр ИТ-организаций, аккредитованных Минцифры, и подавших заявки на включение своих продуктов в реестр отечественного ПО.

Так, с июля по октябрь 2020 г. в Минцифры было зарегистрировано свыше 1,2 тыс. заявок на аккредитацию в качестве ИТ-компании, хотя годом ранее таких заявок насчитывалось 447. На регистрацию в реестре отечественного ПО за этот период было подано более 1,4 тыс. заявок.

Для справки: по состоянию на 1 марта 2021 г. в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин было включено 9295 программ различных классов.

В январе 2021 г. CNews сообщил о предложении Минцифры по сокращению на год сроков импортозамещения для субъектов КИИ – до 1 января 2023 г. для российского софта и до 1 января 2024 г. для российского оборудования. Ранее в проекте президентского указа фигурировали 2024 и 2025 гг. соответственно.

В июле 2020 г. премьер-министр России Михаил Мишустин заявил о том, что госкомпании должны до 1 января 2021 г. согласовать планы замещения иностранного лицензионного ПО до 2024 г. В августе 2020 г. Дмитрий Чернышенко, зампредседателя Правительства, уточнил, что «к 2024 г. необходимо увеличить до 60%, а по некоторым классам – до 80% долю используемого отечественного ПО в госкорпорациях и организациях ОПК».

В середине ноября 2020 г. CNews также рассказал о письме Натальи Касперской, председателя правления Ассоциации разработчиков программных продуктов (АРПП) «Отечественный софт», и Ивана Покровского, исполнительного директора Ассоциации российских разработчиков и производителей электроники (АРПЭ) в адрес Владимира Путина с просьбой не откладывать переход объектов КИИ на российское ПО и оборудование.

В феврале 2021 г. CNews сообщил о предложенном Минцифры проекте постановления Правительства России по изменению правил регистрации нового софта в реестре российского программного обеспечения. Согласно документу, ведомство предложило включать в реестр только продукты, исходный текст и объектный код которых локализован на территории России.

Кроме того, все технические средства для выпуска, использования и обслуживания таких продуктов также должны находиться на российской территории. По мнению авторов документа, это позволит «вдвое сократить срок рассмотрения заявок, а также исключить риск включения в реестр продуктов, принадлежащих иностранным компаниям».

Поделиться

Источник