Меню

Ремонт оборудование при спуске

РЕМОНТ СКВАЖИН, ОБОРУДОВАННЫХ ШТАНГОВЫМИ СКВАЖИННЫМИ НАСОСАМИ

ТЕХНОЛОГИЯ ТЕКУЩЕГО РЕМОНТА

ОБЩИЙ ХАРАКТЕР РАБОТ

Текущий ремонт скважин — комплекс работ по проверке, частичной или полной замене подземного оборудования, очист­ке его, стенок скважин и забоев от различных отложений (пес­ка, парафина, солей, продуктов коррозии), а также по осу­ществлению в скважинах геолого-технических и других меро­приятий по восстановлению и повышению их добывных воз­можностей. .

Цель текущего ремонта — устранение различных неполадок и нарушений в режиме эксплуатации скважин и подземного оборудования, а также проведение работ по подготовке к опро­бованию и освоению новых скважин различного назначения (разведочных, эксплуатационных, нагнетательных и др.), полу­ченных после бурения и капитального ремонта.

Все работы по текущему ремонту скважин независимо от способа добычи нефти связаны со спуском и подъемом подзем­ного оборудования (труб, штанг, насосов, их узлов и т. д.), а также инструментов и приспособлений. Поэтому к основным при текущих ремонтах скважин относятся работы по спуско-подъемным операциям, монтажу и разборке устьевого оборудования.

Обычно за счет своевременного и качественного текущего ремонта удается восстановить нормальную работу добывающих и нагнетательных скважин.

Все текущие ремонты скважин подразделяют на планово-предупредительные (профилактические) и восстановительные.

Планово-предупредительный — текущий ремонт скважин, запланированный заблаговремено, предусмотренный соответствующими графиками (декадными, месячными и т. д.).

В результате профилактического ремонта предупреждаются различные отклонения от установленного технологического ре­жима эксплуатации скважин — снижение их дебитов и полное, прекращение подачи жидкости, вызываемые отложением пара­фина, солей, пескопроявлением, износом и другими неполад­ками в работе подземного оборудования и самой скважины.

Восстановительный — текущий ремонт скважин, вызванный непредвиденным резким ухудшением установленного технологического режима их работы или внезапной их останов­кой по различным причинам (пробкообразование, забивание труб парафином, солями, обрыв штанг, труб, пропуск клапана при газлифтной добыче и др.).

От качества и своевременного проведения текущего ремонта во многом зависит продолжительность работы скважины на заданном технологическом режиме.

Межремонтным периодом работы скважины (МРП) назы­вается продолжительность ее эксплуатации на установленном режиме (в сутках) от предыдущего до следующего ремонта.

МРП определяется делением числа скважино-суток, отрабо­танных в квартале, на число текущих ремонтов за то же время в данной скважине. Обычно он исчисляется в среднем за год

по отдельной скважине, по цеху по добыче нефти и газа (про­мыслу), нефтегазодобывающему управлению (НГДУ), объеди­нению в целом (в среднем) и по способам эксплуатации.

Различают плановый и фактический межремонтные периоды.

Плановый межремонтный период каждой сква­жины проектируют, исходя из запланированного числа плано­во-предупредительных ремонтов, с учетом средней продолжи­тельности (в часах) каждого вида ремонта.

фактический межремонтный период исчисля­ется исходя из фактических ремонтов данной скважины.

В связи с неизбежными остановками скважин для произ­водства текущего ремонта и по другим причинам время, фак­тически отработанное каждой скважиной за достаточно дли­тельный период работы (квартал, год), часто оказывается меньше календарного. Отношение фактически отработанного скважиной времени к календарному (выражаемых, соответст­венно, в скважино-месяцах, отработанных и числившихся) на­зывается коэффициентом эксплуатации. При хоро­шей организации производства этот коэффициент достигает 0,95—0,98, а по фонтанному способу добычи нефти — 0,99—1,0.

К текущему ремонту скважин относят виды работ, представ­ленные в табл. IV. 1.

В зависимости от способа эксплуатации, глубины и геолого-технической характеристики ремонтируемой (или вновь вводи­мой в эксплуатацию) скважины, а также цели ремонта и его вида технология текущего ремонта скважин бывает различной. Основной объем работ при этом связан со спуском и подъемом подъземного оборудования (труб, штанг, насосов, их узлов и деталей), а также различных инструментов и приспособлений.

Спуско-подъемные операции трудоемки и в зависимости от характера работ занимают от 50 до 80% всего времени, затра­чиваемого на ремонт, т. е. фактически эти работы определяют общую продолжительность текущего ремонта. Поэтому механи­зация и автоматизация обязательны для ускорения ремонта. Свинчивание и развинчивание НКТ при спуско-подъемных опе­рациях выполняются с помощью автоматов АПР-2ВБ с приво­дом от электродвигателя. АПР-ГП с гидроприводом, механиче­ских ключей КМУ-32 и КМУ-50, КМУ-ГП с гидроприводом.

Для свинчивания и развинчивания насосных штанг приме­няют штанговые ключи АШК-Г и АШК-Т.

Подъем НКТ. Прежде чем начать подъем колонны «КТ, необходимо убедиться в том, что они не прихвачены. Прихват труб определяют по индикатору веса.

При подъеме колонны труб из скважины следует соблюдать следующие правила:

а) первую трубу колонны следует поднимать при помощи

специального подъемного патрубка; во время ремонта глубоких скважин необходимо применять подъемный патрубок с термо-обработанным резьбовым концом;

б) нельзя допускать резких переходов с одной скорости
подъема на другую и превышения нагрузки более 20% собст­
венной массы колонны труб, что может возникнуть вследствие
трения муфт об эксплуатационную колонну, особенно в искрив­
ленных и наклонно-направленных скважинах;

в) поднимать отвинченную трубу можно лишь тогда, когда
имеется полная уверенность в том, что она полностью вышла
из резьбы муфты;

г) не рекомендуется ударять ручниками по муфте в целях
ослабления, резьбового соединения перед отвинчиванием труб;

д) перед подачей поднятой трубы на мостки следует на ее
резьбу навинтить предохранительное кольцо, а затем ниппель­
ный конец установить на специальный лоток или клапан, мед­
ленно опуская при этом талевой механизм, подтаскивать трубы
на мостки следует при помощи специальных вилок.

Подъем НКТ из скважины начинают с ввинчивания подъем­ного патрубка в муфту посадочной планшайбы, на который на­девают элеватор. Затем планшайбу вместе с подъемным па­трубком приподнимают до выхода из скважины первой муфты спущенных в скважину труб, под которую подводят элеватор. Закрыв элеватор, сажают на него трубы, отвинчивают план­шайбу и, оттащив ее в сторону, приступают к подъему труб.

Спуск НКТ. При спуске колонны НКТ в ремонтируемую или вновь осваиваемую эксплуатационную или нагнетательную скважину рекомендуется соблюдать следующее:

а) при подъеме с мостков не допускать раскачивания трубы
(двухтрубки) и ее ударов о детали вышки, станка-качалки, фон­
танного оборудования или другие предметы, находящиеся внут­
ри фонаря вышки; а при работе двухтрубками — не допускать
задевания средних муфт о первый пояс вышки;

б) посадку навинчиваемой трубы в муфту предыдущей тру­
бы следует производить плавно, без резких ударов, соблюдая
строгую вертикальность трубы и соосность талевого механиз­
ма с осью устья скважины;

в) при свинчивании труб автоматами АПР-2БВ или меха­
ническими ключами КМУ необходимо добиваться полного их
завинчивания на всю длину резьбы;

г) не допускать вращения колонны труб при их свинчива­
нии; во избежание этого на муфте необходимо устанавливать
контрключ;

д) подъем колонны труб для снятия нижнего элеватора или
освобождения от клинового захвата, а также спуск колонны и
посадку ее на устьевой фланец или фланец тройника следует
производить плавно, без рывков и ударов, на малой скорости;

е) при спуске ступенчатой колонны, составленной из труб
разных марок сталей, следует замерять их длины по типораз-

мерам; нельзя допускать смешивания труб различных типов,, марок’и размеров (колонна труб различных марок сталей и размеров предварительно должна быть соответствующим обра­зом укомплектована); при переходе от труб меньшего диаметра к большему следует применять соответствующие переводники;

ж) отбракованные трубы убирают с мостков с пометкой
«брак»;

з) на верхний конец колонны спущенных НКТ в планшайбу
или в нижнюю часть тройника следует навинчивать подъемный,
патрубок;

и)при спуске труб, помимо надежного завинчивания очеред­ного резьбового соединения, следует докреплять муфту, а прж спуске двух трубок — промежуточные муфтовые соединения;

к) рекомендуется после 10—12 ремонтов поменять местами расположение труб в колонне: нижние использовать для верх­ней части колонны, а верхние — для нижней (если эти трубьг одной марки), для чего при подъеме половину труб укладывают на одну сторону мостков, а другую — на другую сторону.

Спуск и подъем насосных штанг. Процесс-спуска и подъема насосных штанг такой же, что и для труб.. Так как масса поднимаемых штанг значительно меньше массы труб той же длины, спуско-подъемные операции производят на больших скоростях, чем труб, и .при меньшем числе струн ос­настки. Поднятые штанги укладывают на мостках рядами, про­кладывая между ними специальные деревянные рейки. Во избе­жании изгиба запрещается поднимать сдвоенные штанги (ко­лена) при отсутствии оборудования по новой технологии спус­ка-подъема штанг (НТСПШ). Перед свинчиванием резьбу их очищают и смазывают, а затем крепят до отказа. Стучать, ударять по муфте и телу штанг ручниками, ключами, металли­ческими предметами и инструментами запрещается.

Обнаруженную на мостках или же при подъеме из скважи­ны дефектную штангу бракуют и откладывают в сторону, а no-окончании ремонта убирают с мостков. Укладываемые насосные штанги должны иметь не менее шести опорных точек, равномер­но распределенных по всей их длине. Перед спуском насосных штанг каждую из них тщательно осматривают. Не допускается смешивания штанг разных марок сталей. При спуске ступенча­той колонны следует строго придерживаться указаний наряда на ремонт скважины.

1. Что называется текущим ремонтом скважин и какова его
цель?

Читайте также:  Внутридомовое газовое оборудование назначение

2. Какие разновидности текущего ремонта скважин Вы
знаете?

3. Что понимают под межремонтным периодом работы сква­
жины? Их виды.

Источник



ОБОРУДОВАНИЕ И ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПОДЗЕМНОГО РЕМОНТА СКВАЖИН

Все подземные и капитальные ремонты скважин, а также операции по обработке призабойных зон сопровождаются спуском в скважину и подъемом из нее труб, штанг, различных инструментов. Поэтому над устьем скважины на время проведения ремонтных работ должны быть установлены подъемное сооружение (вышки или мачты) соответствующей высоты и подъемный механизм (механизированные лебедки, смонтированные на тракторах или автомобилях).

На нефтяных и газовых промыслах широко распространены подъемные агрегаты для подземного ремонта скважин, в которых вышка и лебедка размещены на одной транспортной базе — тракторе или автомобиле.

Схема оснащения вышки или мачты для проведения спу-ско-подъемных операций с трубами, штангами и различными инструментами приведена на рис. 108. Аналогично оснащаются и передвижные агрегаты, имеющие собственную мачту или вышку.

Вышка оснащается обычным полиспастом или талевой системой с крюком, на котором при помощи специальных приспособлений подвешивается поднимаемый груз (трубы, штанги). Неподвижные ролики полиспаста, собранные в один узел, называемый кронблоком, устанавливаются на верхней площадке вышки. Обычно все ролики кронблока свободно насажены на один вал, укрепленный на массивной раме. В кронблоке может быть от трех до пяти роликов в зависимости от требуемой грузоподъемности талевой системы.

Подвижные ролики талевой системы также собраны в один узел, называемый талевым блоком. Здесь также все ролики свободно насажены на одном валу.

Талевый блок висит на стальном канате, который поочередно пропускается через ролики кронблока и талевого блока и обратно в том же порядке. Неподвижный конец каната закреплен у основания вышки, а подвижный конец прикреплен к барабану лебедки.

Во избежание опрокидывания вышки при подъеме или спуске колоны труб подвижный конец каната перед закреплением его у барабана лебедки в большинстве случаев пропускается через оттяжной ролик, укрепленный у основания вышки, как это показано на рис. 108.

Таким образом, талевый блок, крюк и подвешенные на нем трубы висят на нескольких канатах (струнах). Число струн составляет от 2 до 8; в соответствии с этим нагрузка на рабочий конец каната и на лебедку в 2—8 раз меньше веса груза на крюке.

При вращении барабана лебедки канат навивается на барабан и происходит подъем труб. Спуск производится под действием веса труб.

При работе с легкими инструментами (желонки при чистке пробок, укороченные колонны насосных штанг и т. п.) канат от барабана лебедки перекидывают через один ролик на крон-блоке непосредственно к подвешиваемому инструменту или крюку. В этом случае система работает без применения талей.

Рис. 108. Оборудование устья скважины для подземного ремонта:

/ — тракторный подъемник; 2 — стальной канат; 3 — оттяжной ролик; 4 — насосно-компрессорные трубы; 5 — элеватор; 6 — штропы; 7 — крюк; 8 — талевый блок; 9 — вышка; 10 — кронблок; // — мостики; 12 — упор для трактора

При работах, связанных с вращением колонны труб (например, при разбуривании цемента), над устьем скважины, как и при бурении, устанавливают ротор.

Эксплуатационные вышки обычно изготовляют из отработанных бурильных и насосно-компрессорных труб высотой 24 и 28 м, грузоподъемностью 50 и 75 т. Нижнее основание имеет размеры 8X8 м, верхняя площадка — 2X2 м.

Мачты имеют высоту 15 и 22 м с соответствующей грузоподъемностью 15 и 25 т. Мачта устанавливается над устьем скважины с небольшим углом наклона и укрепляется оттяжками.

Стационарные вышки и мачты используются только при ремонтах скважин, все остальное время они бездействуют. В общем балансе времени эксплуатируемых скважин подземные ремонты занимают в среднем 2—3%; следовательно, подъемные сооружения используются только около 6—10 дней в году. Поэтому с целью более рационального использования подъемных сооружений и механизмов применяют передвижные мачты, а также подъемники, несущие собственную мачту.

Передвижные мачты устанавливают на тележках и транспортируют от скважины к скважине трактором. Они изготовляются из обсадных труб двуногими, телескопическими.

В подъемниках, несущих собственную мачту, транспортной базой служат трактора и автомобили. Такие подъемники имеют грузоподъемность от 16 до 80 т.

Для спуска в скважину труб и штанг и подъема их из скважины применяется комплект инструмента, состоящий из трубных и штанговых элеваторов и ключей, а также различные приспособления, ускоряющие проведение работ и обеспечивающие их безопасность.

Трубные элеваторы служат для захвата трубы под муфту и удержания колонны труб навесу при спуске и подъеме их. Трубный элеватор представляет собой массивный литой или кованый хомут с отверстием посредине под трубу и с боковыми проушинами под штропы. Диаметр отверстия в элеваторе соответствует наружному диаметру поднимаемых или спускаемых труб. Часть одной стенки элеватора раскрывается для ввода в него трубы. После того как труба будет заведена в элеватор, стенка при помощи рычага закрывается.

При подъеме труба опирается заплечиками муфты на торцовую поверхность элеватора. На боковые проушины элеватора надеваются массивные стальные штропы, подвешиваемые к подъемному крюку.

Спуск и подъем насосных штанг также производится с помощью легких стальных хомутов, называемых штанговыми элеваторами.

Для свинчивания и развинчивания труб применяют цепные и шарнирные ключи, а для этих же операций со штангами — штанговые ключи.

§ 2. СПУСКО-ПОДЪЕМНЫЕ ОПЕРАЦИИ И ИХ МЕХАНИЗАЦИЯ

Любой ремонт в скважине сопровождается подъемом и спуском труб или штанг. Такие работы называют спуско-п одъемны ми операциям и.

В зависимости от характера подземного ремонта спуско-подъемные операции занимают от 40 до 80% всего затрачиваемого на ремонт времени, т. е. практически они определяют общую продолжительность подземного ремонта.

Трубы из скважины поднимают после снятия устьевой арматуры. При ремонте же насосной скважины сначала отсоединяют верхнюю штангу (сальниковый шток) от станка-качалки и отводят в сторону головку балансира.

При ручном свинчивании и развинчивании трубы поднимают в такой последовательности. Всю колонну спущенных в скважину труб подвешивают на крюке при помощи элеватора, который поддерживает колонну труб за муфту. После того как трубы подняты на некоторую высоту и муфта второй трубы показалась, над устьем скважины, под эту муфту под-кладывают второй элеватор, который удерживает трубы от падения в скважину при отвинчивании первой трубы. Отвинченную трубу кладут на мостки перед вышкой, после чего процесс подъема труб возобновляется и операции по отвинчиванию труб повторяются. Спускают трубы в скважину в обратном порядке.

При ремонте скважин, эксплуатируемых штанговыми насосными установками, кроме насосно-компрессорных труб спускают и поднимают и насосные штанги. Эти работы выполняют так же, как и при спуске и подъеме труб, но с применением штанговых элеваторов и штанговых ключей.

При спуско-подъемных работах наиболее трудоемкими операциями являются перенос элеваторов с мостков к устью скважины, а также свинчивание и развинчивание труб и штанг.

Для облегчения основных трудоемких работ при спуско-подъемных операциях широко применяют автоматы Молчанова (АПР) (по фамилии их изобретателя).

Автомат АПР с применением комплекса специальных инструментов позволяет осуществлять следующие операции:

1) автоматический захват и удержание колонны труб в специальном клиновом захвате или спайдере; при работе с одним значительно облегченным элеватором последний постоянно висит на крюке;

2) механическое свинчивание и развинчивание труб;

3) автоматическое ограничение усилия свинчивания;

4) автоматическое центрирование колонны труб в скважине.

Комплекс механизмов АПР состоит из следующих узлов и деталей: автомата для свинчивания и развинчивания труб, соединенного в одно целое со спайдером; одноштропного облегченного элеватора; трубного ключа; стопорного ключа; подкладной вилки; центратора, который служит для отжатия трубы до совпадения ее оси с осью скважины.

Автомат АПР (рис. 109) состоит из вращателя 3 с установленным на нем водилом 4 для вращения трубного ключа, который укреплен на отвинчиваемой или завинчиваемой трубе, и слайдера 9, удерживающего на весу колонну труб. Подъем и опускание плашек спайдера автоматизированы; они осуществляются движением трубы вверх или вниз.

При движении вверх труба, увлекая за собой плашки, несколько приподнимает их, а под действием груза подвеска

Рис. 109. Автомат АПР: а — автомат с центратором; б — разрез автомата

с плашками поднимается и устанавливается в нерабочее положение. При спуске трубы элеватор садится на подвеску и она вместе с плашками опускается. Когда плашки касаются трубы, она захватывается ими и заклинивается, а между нижней плоскостью элеватора и верхней плоскостью подвески образуется зазор, что позволяет свободно снять элеватор с трубы.

Вращение водилу передается от электродвигателя 7 через червячную пару 6 и 2. Червячное колесо 2 свободно вращается на корпусе автомата / в кожухе 5. Между автоматом и электродвигателем предусмотрена муфта 8 ограничения момента вращения, отрегулированная на определенное усилие при свинчивании труб. Корпус автомата связан болтами с центратором 10.

Читайте также:  Дополнительное оборудование для nissan note

Автомат управляется при помощи реверсивного трехполюсного заполненного маслом пускателя, устанавливаемого на массивной стойке. Пускатель соединяется кабелем через штепсель с электродвигателем и с промысловой силовой электросетью.

Для механизации процессов свинчивания и развинчивания насосных штанг применяют штанговые ключи АШК и МШК (автоматические и механические ключи), принцип действия которых аналогичен автоматам АПР.

Для облегчения труда рабочих при проведении отдельных операций по подземному ремонту скважины используют различные приспособления малой механизации; направляющие воронки для труб и штанг, лотки или салазки для оттаскивания труб на мостки, вилки для подтаскивания труб, перенос- -ные столики для ручного инструмента и т. п.

Источник

Агрегаты, оборудование и инструмент

Подземный ремонт скважин связан с подъемом из скважины и спуском оборудования, инструмента, различных приборов, а также с закачкой в скважину технологических жидкостей.

Для этого применяются следующие способы ремонта:

с помощью скважинного трубопровода, собираемого из отдельных труб;

с помощью скважинного трубопровода из гибких труб, наматываемых на барабан;

с использованием канатной техники или на кабеле.

Для доставки технологических жидкостей используются скважинные трубопроводы, межтрубное (если скважинных трубопроводов несколько) и затрубное пространство. При применении нескольких скважинных трубопроводов, их размещают концентрично по типу “труба в трубе”. Подземный ремонт может проводиться при открытом и закрытом или герметизированном устье.

В первом случае скважину необходимо останавливать путем ее глушения и замещения внутрискважинной жидкости на безопасную жидкость с целью снижения ее агрессивного воздействия на бригаду подземного ремонта и окружающую среду. Глушение скважины, как правило, существенно ухудшает состояние призабойной зоны скважины и может привести к снижению ее дебита.

Во втором случае ремонт производится без глушения скважины, что не приводит к снижению ее дебита после ремонта, улучшает условия работы бригады подземного ремонта и снижает вероятность загрязнения окружающей среды. Но при этом требуется сложное дорогостоящее оборудование, включающее устьевые превенторы и уплотнение устья, способное обеспечивать герметичный пропуск труб с муфтами. Кроме того, в отличие от ремонта при открытом устье, где спуск оборудования происходит под его собственным весом, в этом случае необходимо использование специальных устройств на устье, обеспечивающих создание осевой нагрузки на трубы для проталкивания колонны в скважину при больших давлениях на нем. В последнее время ремонт при герметизированном устье получил широкое распространение при использовании установок с гибкими трубами (рис. 9.1).

Это объясняется: существенным упрощением устьевого оборудования вследствие отсутствия муфт на трубах и выполнения труб, наматываемых на барабан; возможностью быстрого проведения спускоподъемных операций и широкого применения средств автоматизации и контроля. Подобные технологии все больше используются в нашей стране для борьбы с парафиновыми, гидратными пробками. Известно их применение для спуска исследовательских приборов, установки газлифтных клапанов, т.е. в случаях, где необходим быстрый спуск приборов при герметизированном устье. С использованием азотных технологий, т.е. мобильных азотных установок для генерации азота и его применения для различных технологических процессов освоения и ремонта скважин, получили широкое распространение установки с трубами. Азот позволяет обеспечить безопасное ведение работ.

Наибольшее распространение получил подземный ремонт при открытом устье с собиранием колонны НКТ и штанг из отдельных труб и штанг соответственно.

Спуск и подъем различного подземного оборудования и ин­струмента при подземном ремонте осуществляют с помощью подъемной лебедки или подъемной установки, называемой агрегатом для подземного ремонта скважин.

Подъемная лебедка предназначена для работы в сочетании со стационарными вышками, установленными над устьем скважины (рис. 9.2). На верху вышки монтируется кронблок 12, оснащенный талевым канатом с талевым блоком 10. На талевом блоке 10 подвешивается крюк 9, на котором с помощью штро-пов 8 и элеватора 3 крепится колонна насосно-компрессорных труб 6 или штанг. Стальной талевый канат 2 от лебедки трактора-подъемника 1 пропускается через оттяжной ролик 5, расположенный в низу вышки 11, через ролики кронблока 12 и талевого блока 10 и обратно в том же порядке. Неподвижный конец каната прикрепляется у основания вышки, а подвижный — к барабану лебедки. Оттяжной ролик 5 предупреждает опрокидывание вышки при подъеме или спуске колонны труб.

Оборудование для подземного ремонта предусматривает наличие на скважине постоянной эксплуатационной вышки, что не совсем удобно. Поэтому в настоящее время большее распространение получили подъемные агрегаты, на которых смонтированы мачта и все необходимое оборудование для проведения спускоподъемных работ. Подобные работы могут осуществляться как с укладкой труб на мостки, так и с их установкой в вертикальное положение. Последнее обычно предусматривает применение верхового рабочего и более предпочтительнее, так как при этом не происходит износ ниппельных концов труб, что позволяет применять трубы типа НКМ и других, аналогичных этому, у которых уплотнение соединений выполнено за счет специальных проточек на концах или за счет применения различных уплотнительных колец, например, из тефлона. Общий вид агрегата с вертикальной установкой труб представлен на рис. 9.3.

Если подъемная установка большой грузоподъемности снабжена дополнительным оборудованием, позволяющим существенно повысить ее функциональные возможности, например, проводить буровые работы, т.е. если в ее состав входят насосный блок, блок очистки и подготовки бурового раствора, передвижные мостки с рабочей площадкой, то такая установка является комплексом подъемного оборудования.

На промыслах России можно встретить агрегаты как отечественного, так и зарубежного производства. Рассмотрим более подробно технику азербайджанского производства, которая сейчас практически не выпускается, но еще вырабатывает свой ресурс и встречается на промыслах.

Подъемник — механическая лебедка, установленная на тракторе, автомобиле или отдельной раме. Приводом лебедки является тяговый двигатель трактора, автомобиля или от самостоятельного двигателя внутреннего сгорания или электродвигателя. Агрегат, кроме оборудования подъемника, оснащен вышкой и механизмом для ее подъема или опускания. Подъемник АзИНМАШ-43П создан на базе гусеничного болотоходного трактора Т-100МЗБКС или обычного трактора Т-100МЗ. Тяговое усилие на канате, равное 75 кН, обеспечивает при оснастке 2×3 подъем или спуск НКТ48х4,0 и НКТ114×7,0 соответственно до 6400, и 1500 м. При оснастке 3×4 и 4×5 подъем НКТ114×7,0 составляет соответственно 2200 и 2800 м.

Источник

ДНАОП 10.0-5.33-76. Инструкция по технике безопасности при техническом обслуживании и ремонте оборудования вертикальных стволов шахт (43048)

МИНИСТЕРСТВО УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР

О ВВЕДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ ОБОРУДОВАНИЯ ВЕРТИКАЛЬНЫХ СТВОЛОВ ШАХТ

(Директивное письмо от 21.07.76 № Д-121)

Направляю, для исполнения Инструкцию по технике безопасности при техническом обслуживании и ремонте оборудования вертикальных стволов шахт, разработанную ИГМТК им. М.М.Федорова в соответствии с приказом Министра и Председателя Госгортехнадзора СССР от 16.04.74 г № 157/42 (приложение).

Обязываю обеспечить контроль за выполнением требований «Инструкции по технике безопасности при техническом обслуживании и ремонте оборудования вертикальных стволов шахт,

3АМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА В.П.ФЕДАНОВ

Приложение к директивному

письму Минуглепрома СССР

от 21.07.76 № Д-121

по технике безопасности при техническом обслуживании и ремонте оборудования вертикальных стволов шахт

Министерство угольной промышленности СССР

О частичном изменении и дополнении инструкции по технике безопасности при

техническом обслуживании и ремонте оборудования вертикальных стволов шахт,

Увеличение мощности угольных предприятий, глубины разработки полезного ископаемого и интенсификация производства определят высокие требования к надежной и безопасной работе подъемного комплекса. Безотказная работа подъемных установок может быть обеспечена своевременным и качественным выполнением необходимого объема работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования ствола и подъемных машин. Особое внимание при этом должно уделяться вопросам безопасности при проведении технического обслуживания я ремонта оборудования вертикальных стволов шахт. К оборудованию вертикальных стволов относится жесткая и гибкая армировка, тормозные канаты, посадочные, загрузочные и разгрузочные устройства, трубопроводы и кабельные линии.

В техническое обслуживание оборудования ствола входит контроль технического состоящая, осмотр, замена отдельных: деталей и узлов крепления, смазка трущихся деталей, уборка посторонних предметов с армировки и устранение других мелких неисправностей.

В состав работ по ремонту включается частичное или полное восстановление оборудования ствола или его замена.

В инструкции определены основные требования к организации и приведению безопасного технического обслуживания и ремонта оборудования вертикальных стволов шахт.

Инструкция разработана на основе требований «Правил безопасности в угольных и сланцевых шахтах», «Правил технической эксплуатации угольных и сланцевых шахт», нормативной литературы опыта работы угольных шахт. Она подготовлена взамен ранее действовавшей «Инструкции по безопасным методам работы для электрослесарей подъемных установок и рабочих по осмотру и ремонту шахтных стволов» (1966 г.).

Инструкция предназначена для инженерно-технических работников и рабочих по техническому обслуживании в ремонту оборудования вертикальных отводов шахт (шахтоуправлений), а также для специалистов, занятых разработкой проектов производства работ в стволах.

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗОПАСНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ОБОРУДОВАНИЯ ВЕРТИКАЛЬНЫХ СТВОЛОВ ШАХТ

1.1. Общие положения

1.1.1.Техническое обслуживание и ремонт крепи, лестничного отделения, зумпфа и других элементов ствола как горнотехнического сооружения со всеми его сопряжениями должна выполнять производственная служба, шахты по планам и графикам, утвержденным главным инженером шaxты.

Читайте также:  Производство машин оборудования челябинской области

Ответственным лицом за безопасное состояние и ремонт ствола, а также за соблюдение графика работы подъемного комплекса является главный инженер шахты.

1.1.2. Техническое обслуживание и ремонт оборудования ствола должны производиться энергомеханической службой шахты.

Ответственным лицом за безопасное состояние, техническое обслуживание и ремонт оборудования отзолов шахты должен быть назначен главный механик шахты.

1.1.3. Техническое обслуживание и ремонт подъемного комплекса шахты необходимо проводить в соответствии с требованиями:

«Правил безопасности в угольных и сланцевых шахтах»,

«Правил технической эксплуатации угольных а сланцевых шахт»,

типовых инструкций по охране труда и других нормативных документов, утвержденных в установленном порядке.

1.2. Обслуживающий персонал и технический надзор

1.2.1. Техническое обслуживание и ремонт оборудования вертикальных стволов шахт должны проводить опытные рабочие, прошедшие обучение при учебных комбинатах шахт или производственных объединений и имеющие соответствующие удостоверение

1.2.2. Электрослесари подземные при назначения или перевода на работу, связанную с техническим обслуживанием и ремонтом оборудования ствола, должны пройти подготовку по соответствующей «Программе предварительного обучения по технике безопасности» с обязательным прохождением стажировки в течение 5 дней непосредственно на рабочем месте.

1.2.3. При ведении ремонтных работ в стволах управлять грузовыми лебедками, электроталями, тельферами, а также специальными грузоподъемными и подъемно-транспортными механизмами должны рабочие, имеющие соответствующие удостоверения. К управлению подъемными машинами эксплуатационных и проходческих стволов, а также аварийными подъемными машинами допускаются лица, имеющие права машинистов подъема.

1.2.4. Техническое обслуживание оборудования стволов должно проводиться под руководством механика подъема.

1.2.5. Ремонтные работы в стволе необходимо производить при постоянном присутствии и руководстве лиц технического надзора, которые назначаются приказом по предприятию для выполнения ремонтов в праздничные дни и по записи в книге распоряжений для выполнения ремонтов в воскресные (выходные) дни.

Указанными документами назначают лиц технического надзора, ответственных за выполнение ремонтных работ, за обеспечение контроля пылегазового режима и противопожарной безопасности, ответственных дежурных по шахте на время производства работ, а также лиц, осуществляющих проверку обеспечения безопасности рабочих мест после окончания ремонтов и докладывающих в письменной форме главному инженеру о готовности шахты к нормальной работе.

1.2.6. Главный инженер шахты не позже чем за двое суток до начала ремонтных работ обязан проработать с руководителями участков, цехов и служб приказ или распоряжение, уточнить отдельные детали и произвести увязку работ, обращая особое внимание на обеспечение безопасности при выполнении ремонтов, Замена назначенных лиц, как правило, не допускается.

1.2.7. Персонал шахты и подрядных организаций, участвующих в выполнении ремонта в стволах, должен быть ознакомлен с планом ликвидации аварий и знать его в части, относящейся к месту их работы и путям передвижения.

1.2.8. Весь персонал по техническому :обслуживанию и ремонту подъемных комплексов обязан:

а) знать ПБ, ПТЭ в разделах, осязательных для данной должности, а также инструкций по охране труда и строго их соблюдать;

б) знать обязательные работы планового технического обслуживания оборудования отвода и безопасные способы их выполнения;

в) уметь выявлять и устранять обнаруженные неисправности, производить ремонт и замену оборудования;

г) иметь отчетливое представление о важности качественного выполнения всех работ в стволе;

д) пройти обучение по оказанию первой медицинской помощи и уметь практически оказать помощь пострадавшему в случае производственного травматизма;

е) уметь пользоваться средствами пожаротушения в стволе;

к) знать и строго соблюдать коды стволовой сигнализации и уметь пользоваться всеми средствами связи.

1.2.9. Периодическая проверка знаний ПБ, ПГЭ и настоящий инструкции должна производиться в следующие сроки:

а) персонала непосредственно обслуживающего оборудование ствола или выполняемого в нем электпромонтажные, ремонтные или наладочные работы, один раз в год;

б) инженерно-технических работников — один раз в три года.

1.3. Работа подъемного комплекса при проведении технического обслуживания и ремонта оборудования ствола

1.3.1. В графике работы подъемного комплекса необходимо предусмотреть все виды работ по техническому обслуживанию и ремонту подъемного комплекса, обусловленные ПБ, ПГЭ и другими нормативно-техническими документами.

1.3.2. Перед техническим обслуживанием и ремонтом оборудования ствола подъем-спуск людей и груза по стволу должен быть прекращен, подъемные сосуды освобождены от груза.

1.3.3. Время, отведенное на проведение технического обслуживания и ремонта подъемного комплекса, запрещается использовать для других работ.

1.3.4. Во время ведения работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования ствола необходимо обеспечить постояннyю готовность к спуску-подъему людей одной подъемной установки шахты.

1.3.5. Во время технического обслуживания подъемного комплекса запрещается прерывать эти работы и выполнять рабочие операции по спуску-подъему грузов и людей.

1.3.6. Запрещается совмещение операций да техническому обслуживанию и ремонту в стволе, на копре, в зумпфе, на приемных площадках и в разных отделениях ствола, кроме условия, указанного в п. 1.3.7.

1.3.7. Допускается совместное техническое обслуживание и ремонт оборудования в смежных отделениях ствола при разности не более 5 метров по высоте между подъемными сосудами, с которых проводятся работы.

1.3.8. Бригаде, окончившей работу в одном из отделений ствола, запрещается выезд до окончания ремонта другой. Выезд бригадам после взаимного согласования разрешает руководитель работ.

1.3.9. Запрещается при нахождении персонала в стволе, зумпфе или на копре выполнение после снятия руки с рукоятки тормоза. Лебедки должны иметь храповый механизм.

2.3.8. Канат, применяемый для спуска-подъема кабеля по стволу, должен отвечать всем требованиям ПБ на подъемные грузовые канаты. Запрещается применение для этой цели канаты закрытой конструкции.

2.3.9. Кабель к канату должен крепиться при помощи жимков, соответствующих диаметру кабеля и каната.

2.3.10. Перед навеской кабеля должны быть разделаны его концы и проверена величина сопротивления изоляция.

2.3.11. На конце каната, предназначенного для спуска кабеля, должен закрепляться конусообразный груз, равный 6-кратному весу одного погонного метра каната.

2.3.12. Спуск кабеля на канате в ствол должен осуществляться со скоростью не более 0,2 м/с.

2.3.13. Для наблюдения за спуском кабеля на подъемном сосуде должны находиться не менее трех рабочих, один из которых должен постоянно дежурить у средств сигнализации.

2.3.14. Кабель при ею спуске в ствол должен сопровождаться рабочими, имеющими крючья из стального прута диаметром 8-10 мм и длиной 1 м. Запрещается прикреплять крючья к спецодежде, предохранительным поясам или к руке,

2.3.15. Допускается навеска кабеля с кабельного барабана, установленного в подъемный сосуд.

2.3.16. Перед установкой кабельного барабана в подъемный сосуд необходимо проверить свободное вращение его на оси.

2.3.17. Запрещается движение клети с незакрепленной тележкой, на которой установлен барабан с кабелем,

2.3.18. Тормоз барабана должен находиться е противоположной стороны от сбегающей струны кабеля.

2.3.19. Не допускается при навеске кабеля движение клети с кабельным барабаном снизу вверх.

2.3.20. При навеске кабеля должен контролироваться сход кабеля с- барабана.

2.3.21. Скорость движения клети при разматывания кабеля с барабана не должна превышать 0,5 м/с.

2.3.22. Смонтированный кабель не должен иметь петель и напусков. Устранение таль и напусков необходимо осуществлять прижатием кабеля к крепи ствола дополнительными скобами.

2.3.23. После окончания замены кабеля все приспособления, инструмент, заземление, должны быть убраны, а люди вывезены на земную поверхность.

2.3.24. После того, как электрооборудование приведено в исправное состояние и получено соответствующее подтверждение бригадира об окончании работ в стволе, руководитель работ должен дать распоряжение о подаче напряжения.

2.4. Дополнительные требования по техники безопасности при замене трубопроводов

2.4.1. Все ремонтные работы на трубопроводах должны производиться только при отсутствии в них давления.

2.4.2. единения труб при помощи сварки должны производиться в строгом соответствии с «Инструкцией по ведению огневых работ подземных выработках надшахтных зданиях» и «Правил пожарной безопасности при проведении «вьючных и других огневых работ на объектах народного хозяйства».

2.4.3. При спуске труб по стволу на нижний фланец плети труб должен устанавливаться направляющий конус. Плеть должны сопровождать рабочие, находящиеся в подъемном сосуде.

2.4.4. Прицепные устройства должны обеспечивать быстрый монтаж и демонтаж труб при исключении самопроизвольного их отщепления.

2.4.5. Запрещается спуск плети труб или отдельной трубы совместно с компенсатором или опорным стулом.

2.4.6. Прицепное устройство от плети трубопроводов должно отсоединяться лишь после полного опускания и закрепления става к ранее смонтированной плети или опорному стулу.

2.4.7. Не разрешается располагать трубопроводы и электрические кабели на одних и тех же опорных конструкциях.

2.4.8. При прокладке трубопровода вблизи силовых, контрольных или телефонных кабелей должны приниматься меры, исключающие их повреждение.

2.4.9. Запрещается производить сварочные работа на оборудовании под давлением.

2.5. Ведение огневых работ в отводах

2.5.1. Огневые работы в стволах действующих шахт должны производиться в соответствии с «Инструкцией по ведению огневых работ в подземных выработках и надшахтных зданиях» и «Правилами пожарной безопасности при проведении сварочных и других огневых работ на объектах народного хозяйства» с предварительным оформлением документов на производство этих работ в установленном порядке.

Источник