Меню

Речевое развитие оборудование и содержание

Содержание развивающей среды по речевому развитию

светлана климочкина
Содержание развивающей среды по речевому развитию

Цель: развитие речи посредством предметно — развивающей среды.

Для совершенствования навыков по речевому развитию, учитывая возрастные особенности и интересы детей,оборудованы следующие уголки:

Речевой уголок.

В речевом уголке находятся:

1. Игры для развития речевого дыхания.

Правильное дыхание – залог успеха в освоении труднопроизносимых звуков. Используя дыхательную гимнастику можно обеспечить предупреждение нервного перенапряжения, восстановить правильное речевое дыхание, создать положительный эмоциональный настрой, а также преодолеть речевые расстройства ребёнка.

В этом уголке мы создали картотеку дыхательных упражнений и игр. Например, такие дидактические игры как, «Катись, карандаш», «Воздушный шарик», «Свистульки», «Мыльные пузыри», «Подуй в дудочку», «Ветерок». Также дети очень любят играть в «Футбол», но гол здесь нужно забить не ногами, а воздушной струёй.

2. Для развития речи используем набор предметных, сюжетных картинок;дидактические игры и пособия: «Профессии», «Кто, где живет?»; «Времена года», предметные картинки по лексическим темам; «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме); «Распорядок дня»; «Кем быть», «Мой дом», «В деревне», «Родная природа».

Здесь дети продолжают учиться составлять рассказы по сюжетной картинке, по картинкам с фабульным развитием действия. Описывая предмет, рассматривая иллюстрацию, они учатся самостоятельно составлять план рассказа.

3. В речевомуголке находятся пособия и дидактические игры для обучения грамоте: домики с твердыми и мягкими звуками; индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; игры «Делим слова на слоги»; «Найди себе пару»; «Чтение по слогам», «Я учу буквы»; «Найди место звука в слове»; «Прочитай по первым звукам», «Разложи картинки»; «Один – много», «Многозначные слова», «Антонимы», «Придумай слова со звуком»;, «Четвёртый — лишний», «Цвет и форма», «Говори правильно», магнитная доска; наборы магнитных букв; кубики «Азбука в картинках»; разрезные картинки, домино.

Работа в этом уголке способствует развитию речи, правильному произношению звуков.

Большое влияние на развитие связной речи и речевого творчества оказывает правильно подобранный книжный уголок группы. Дети рассматривают иллюстрации знакомых и не знакомых художественных произведений. Обращение к знакомым произведениям закрепляет память детей, рассказывание по картинкам, иллюстрациям развивает и обогащает речь.

Работа в этом уголке способствует развитию всех сторон речевой системы: это обогащение словарного запаса, умение правильно строить высказывание, пересказывать текст, составлять описательные и творческие рассказы. Также можно работать над интонационной выразительностью речи. Отрабатывается как диалогическая форма речи, так и монологическая.».

С целью речевого развития, развития эмоциональной сферы дошкольников в группе создан театральный уголок с разными видами театра (настольный, пальчиковый, кукольный, схемами-сценариями детских постановок). Здесь расположились сказочные персонажи, выполненные из различных материалов. Дети с удовольствием с ними играют. В инсценировке сказок дети учатся правильно выстраивать предложения, перевоплощаются в разных героев, меняя при этом интонацию, голос. Работа в этом уголке способствует обогащению словарного запаса детей, развивается память и связная речь.

Строительный уголок мы также используем для речевого развития детей. Здесь содержится разнообразный строительный материал, который находится в свободном доступе для детей. Для построек имеются образцы моделей, схемы, рисунки. Дети с большим удовольствием строят.

Проводим такие игры, как «Построй домик для куклы», «Профессия строитель», «Спланируй город», «Построй гараж для машины». Воспитатель при помощи таких наводящих вопросов, как, что находится перед домом? за домом? кто живёт в доме? кто пришёл в гости к кукле? что находится в доме? развивает умение составлять творческие рассказы, развивает фантазию, в процессе таких игр дети учатся понимать значения предлогов и правильно использовать их в речи (в, на, около, перед, под).

Этому уголку отведено светлое в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей мелки, акварель, бумага разной фактуры, картон и т. д.

Дети вначале выполняют работы, а затем о них рассказывают. При этом развивается связная речь, фантазия, воображение. Работа в этом уголке способствует развитию мелкой моторики, развивает речевое творчество детей.

Уголок безопасности дорожного движения

Уголок оснащен необходимыми атрибутами для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки — транспортные средства, светофор, жезл регулировщика, дорожные знаки.

Были приобретены дидактические игры «Внимание дорога!», «Лото: Дорожные знаки» Эти дидактические пособия развивают у детей воображение, связную речь, речевое творчество, обогащают словарный запас.

Также проводим беседы, такие как, «Из чего состоит дорога» (проезжая часть, тротуар, бордюр, пешеходный переход и т. д.); «Светофор» (как правильно переходить дорогу) и т. д.

При этом формируется навык составления короткого рассказа, развивается у детей память, мышление, воображение.

Физкультурно-оздоровительный уголок пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности.

Спортивное оборудование способствуют не только формированию основных движений, но и развитию пространственных ориентировок, свойств внимания, таких волевых качеств, как организованность, смелость, выдержка, инициативность.

Много в этом уголке сделано воспитателями и родителями детей:

Данное оборудование изготовлено из бумаги.

Используется для закрепления понятий: «правая нога», «левая нога», «правая рука», «левая рука». Способствует развитию координации движения, памяти, ловкости, укреплению мышц ног и рук, внимания.

Предназначены для выполнения общеразвивающих упражнений, дыхательной гимнастики, организации подвижных игр, игр-соревнований. Способствуют развитию органов дыхания, мышц туловища.

Изготовлено из пластиковых бутылок, шнурка, пробки, для украшения цветная клейкая бумага.

Предназначено для попадания в цель.

Развивает глазомер, внимание, быстроту реакции, ловкость рук.

Эспандер называют универсальным тренажером.

Занятия с эспандером развивают силу и гибкость, улучшает координацию движений.Такой эспандер можно изготовить самому: из широкой резинки, на концах эспандера — ручки для удобства и лучшего выполнения упражнений.

Эспандеры используются при выполнении общеразвивающих упражнений.

Для развития мелкой моторики рук, массажа пальцев рук, что благотворно влияет на развитие речи.

Изготовлены из плотной ткани, и наполнены пшеном, горохом. Предназначены для выполнения общеразвивающих упражнений, массажа и самомассажа, профилактики плоскостопия.

В нашей картотеке подвижных игр, есть такие игры, которые сопровождаются песнями, стихами, считалками. Детям очень нравятся такие игры, такие как, «Два Мороза», «Мы – весёлые ребята», «Краски», «Почта».

Такие игры пополняет словарный запас, обогащают речь, вырабатывается дикция, развивается память, речь.

В нашей группе есть уголок природы. Он содержит календарь природы, разнообразный материал для экспериментирования, фигурки животных, дидактические игры, картинки и иллюстрации о природе, поделки из природного материала. В процессе выполнения опытов и исследований дети учатся составлять небольшие рассказы, размышлять, рассуждать и доказывать.

Здесь продолжается работа по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря, поощряется проявлений интереса к смыслу слов, совершенствуется умение использовать разные части речи в соответствии с их значением и целью высказывания

Уголки «Сюжетно – ролевых игр»

Мы создали необходимые условия для проведения сюжетно-ролевых игр, таких как, «Поликлиника», «Семья», «Магазин», «Школа», что способствует развитию ролевой речи детей, умению вести диалог с партнером – сверстником, партнером – взрослым.

Уголок «Школа»

Здесь мы помогаем детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты). Способствуем формированию умения творчески развивать сюжеты игры. Воспитываем дружбу, умение жить и работать в коллективе. Учим строить игру по предварительному коллективно составленному плану-сюжету.

Проводим беседы о школьных принадлежностях с использованием иллюстрированного материала.

Уголок «Поликлиника»

В игровом уголке «Поликлиника»собраны разнообразные материалы: ростомер, весы, коробочки, пузырьки, фонендоскоп, шприцы, градусник, микроскоп, медицинский халат. Здесь воспитываем чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Разыгрываем такие ситуации, как «На приеме у лора врача», «На приеме у хирурга», «На приеме у окулиста» и др.

Всё это помогает формировать представление об окружающей среде у детей, умению общаться, обогащать словарный запас словами профессионализмами.

В уголке «Магазин»

В этом уголке дети с удовольствием играют.

В этом возрасте дети уже умеют распределять роли продавца и покупателя, водителя, который привозит продукты. Во время игры составляем с детьми рассказы на тему «Что мы умеем?»: «Как купить хлеб в булочной?», «Как перейти дорогу, чтобы попасть в магазин?», «Где продают тетради, карандаши?» и т. д. Проводим беседы о поведении в общественных местах.

Уголок «Семья»

Здесь решаем игровые проблемные ситуации: «Когда мамы и папы нет дома» (забота о младших, выполнение посильной домашней работы, «Мы готовимся к празднику» (совместные дела с семьей, «Встречаем гостей» (правила приема гостей, поведение в гостях, «Наш выходной день» и др. Всё это служит развитию связной речи.

Уголок с настольными играми и игрушками

Уголок с игрушками (мягкими, деревянными, пластмассовыми) мы используем для составления рассказов. С помощью специально организованной проблемной ситуации активизируем речь детей; вызываем желание проявлять заботу о своих друзьях-игрушках; уточняем представления о месте обитания различных животных.

Таким образом, предметно-развивающая среда построена с учетом развития всех речевых параметров и является эмоционально-комфортной и насыщенной разнообразным развивающим оборудованием и материалами и служит для разностороннего развития личности дошкольника, в соответствии с возрастными особенностями.

Обогащение предметно развивающей среды, способствующей коррекции речи Процес становления у детей первой функции речи,тоесть овладение речью, как средством общения,в течении первых лет жизни проходит несколько.

Влияние развивающей предметно-пространственной среды на развитие детей в летний период в соответствии с ФГОСВлияние развивающей предметно-пространственной среды на развитие детей в летний период в соответствии с ФГОС Каждый год, как и все мои коллеги мы стараемся как можно интереснее оформить наши летние участки. Но в этом году 16 июля в нашем детском.

Анализ развивающей предметно-развивающей среды в группе. «Предметно – развивающая среда» — это система условий, обеспечивающая развитие ребенка. Предметно-пространственная среда выполняет по отношению.

Художественно эстетическое развитие посредством создания развивающей средыХудожественно эстетическое развитие посредством создания развивающей среды Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Василий Александрович Сухомлинский Именно это высказывание.

Организация развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Познавательное развитие» Консультация для педагогов ДОУ «Организация развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Познавательное развитие».

Развитие самостоятельности и инициативы у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей среды Развитие самостоятельности и инициативы у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей среды Самостоятельность – это одна.

Организации предметно-пространственной развивающей среды детского сада с опорой на схему единства характера средыОрганизации предметно-пространственной развивающей среды детского сада с опорой на схему единства характера среды Детский сад сегодня функционирует и развивается в условиях нестабильной социально- экономической и образовательной ситуации. Больших изменений.

Развитие психологической компетентности детей дошкольного возраста посредством развивающей среды Психологическая компетентность ребёнка дошкольного возраста — это знание и понимание ребёнком себя, умение найти способы преодоления своих.

Читайте также:  Оборудование для управления звуком

Роль предметно-развивающей среды в развитии мелкой моторики у детей с нарушениями речи В жизнь педагогов дошкольных учреждений основательно входит ФГОС ДО. Стандарт направлен на позитивное становление ребенка и учёт индивидуальных.

Создание предметно-развивающей среды, способствующей социально-личностному развитию дошкольников Воспитатель: Хлыстова Ольга Алексеевна. Цель:создание комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в самостоятельной и совместной.

Источник



«Оснащение центра речевого развития детей в группах»
консультация по развитию речи

Новаева Юлия Сергеевна

«Оснащение центра речевого развития детей в группах»

Скачать:

Вложение Размер
rechevoy_ugolok.docx 20.48 КБ

Предварительный просмотр:

«Оснащение центра речевого развития детей в группах»

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выдвигают в качестве основной цели педагогической работы – развитие каждого ребенка.

Формирование правильной речи детей является одной из основных задач дошкольного образования.

Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности. Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

Для развития речи дошкольников необходима организация двух центров, стимулирующих речевую активность детей. Это литературный центр (книжный уголок) и центр речевого развития.

Литературные произведения, подбираемые в книжный уголок, должны быть разнообразными по жанру, тематике и содержанию.

Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в ДОУ – правильная организация предметно-развивающей среды. Предметно развивающая среда — есть комфортная, уютная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

Речевые уголки способствуют содержательному общению детей с взрослыми и сверстниками. С их помощью педагоги создают условия для развития детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения.

Критерии оснащения при подборе дидактического материала:

— ведущая игрушка («хозяйка» речевого уголка).

Содержание должно определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, с возрастом детей.

Материал, содержащийся в речевом уголке, имеет многофункциональный характер. Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие (коррекцию) речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в уголке ежемесячно. Необходимо разнообразить деятельность детей в речевом уголке. Дидактическое оснащение должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития. В то же время не следует перегружать уголок оборудованием, так как это затрудняет выбор

Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому уделяется большое внимание эстетике речевого уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Содержание речевого уголка:

1. Картотека артикуляционных упражнений.

2. Зеркало или комплект зеркал (с ручкой).

3. Картотека дыхательных упражнений.

4. Картотека пальчиковых игр.

5. Картотека оздоровительных пауз со стихотворным текстом (динамических).

6. Предметы для поддувания.

7. Дидактические игры на обогащение словаря и развитие грамматического строя речи

8. Картотека словесных дидактических игр по всем разделам.

9. Картотека игр на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.

10. Предметы на развитие мелкой моторики (шнуровки, застёжки и т. д.)

11. Массажные мячики и картотека упражнений с ними.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Движения рук, в частности упражнения для пальцев являются хорошим стимулом не только для своевременного возникновения речи, но и дальнейшего ее совершенствования. Двигательная активность увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. По мнению известного философа Канта, “рука — это выдвинувшийся вперед человеческий мозг”. Поэтому уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев руки человека. Необходимо как можно чаще использовать в занятиях и играх с детьми упражнения для развития мелкой моторики, так называемую пальчиковую гимнастику.

В центре речевого развития при работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуется обращать большее внимание на дидактические материалы и пособия, связанные с развитием лексической стороны речи, формированием словаря и слоговой структуры речи.

Для этого используются комплекты:

— игрушек (дидактические, образные наборы игрушек) ,

— предметных картинок и открыток по основным лексическим темам («Грибы», «Лекарственные растения» «Друзья детей», «Кто это?», «Домашние птицы», «Дикие животные», «Зверюшки-музыканты», «Звери наших лесов», «Зима на носу», «В мире животных», «Животные Севера», «Птицы вокруг нас», «Птичьи следы» и др.) ,

— различного типа лото («Домашние животные и птицы», «Дикие животные», «Ботаническое лото», «Зоологическое лото», «Веселое лото», «Лото на 4-х языках», «Звуковое лото» и др.) ,

— альбом « Говори правильно» , картинки для упражнения детей в правильном звукопроизношении и т. д.

Обязательными элементами содержания центра в среднем и старшем дошкольном возрасте должны быть результаты их творческой деятельности: альбомы детских загадок, книжки детских сказок, портреты литературных героев, сделанные детьми в процессе проектной деятельности книжки и альбомы являются хорошим средством активизации творческих проявлений детей и упражнением для речи: дети «озвучивают», воспроизводят тексты, используя свои средства выразительности речи.

Младший дошкольный возраст

Материалы по развитию речи

1. Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детёнышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода.

2. Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации).

3. Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения).

4. Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей).

5. Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку, — сказочной, социобытовой)

Средний дошкольный возраст

Материал по развитию речи

1. Наборы картинок для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе): животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др.
2. Наборы парных картинок типа «лото» из 6-8 частей.
3. Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия (по внешнему виду), ошибки (по смыслу).
4. Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина).
5. Серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации, литературные сюжеты).
6. Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей).
7. Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата.
8. Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей).
9. Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей).
10. Разрезные контурные картинки (4-6 частей).
11. Набор кубиков с буквами.
12. Набор карточек с изображением предмета и названием.

Старший дошкольный возраст

1. Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки).

2. Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки или магниты).

3. Игры для совершенствования навыков языкового анализа («Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.).

4. Игры для совершенствования грамматического строя речи.

  • «Назови ласково»
  • «Один-много, много-один»
  • «Составь слово из двух»
  • «Добавь слово»

5. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса.

  • «Мяч бросай животных называй»
  • «Кто чем занимается»
  • «Горячий – холодный»

При работе с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание обращается, кроме того, на наличие пособий и демонстрационных материалов по подготовке детей к обучению грамоте. Это могут быть:

  • Классная подвижная азбука.
  • Азбука в картинках.
  • Звуковые линейки.
  • Комплект наглядных пособий “Обучение грамоте” (автор Н. В. Дурова) .
  • Дидактический материал “Ступеньки грамоты” (авторы Н. В. Дурова, Л. Н. Невская) .
  • Наглядно-дидактическое пособие для детского сада “Звучащее слово” (автор Г. А. Тумакова) и др.

6. Организация «альбомов», запись высказываний детей, трансформация высказываний в связные рассказы (по темам) для старшего дошкольного возраста .

В заключение хочется напомнить, что одним из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия являются искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребенку, постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднений.

Если захочет взрослый, то захочет и ребенок. Главное, вооружиться простыми и эффективными средствами для организации речевых уголков, которые таят в себе огромный резерв творческого развития ребенка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оснащение центра речевого развития

Представлены рекомендации для педагогоа по оснащению центра речевого развития в каждой возрастной группе.

Главной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно:развитие связной речи;коррекция произношения;увеличение словарного запаса;развитие фонемати.

Оснащение ЦЕНТРА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ в группе в соответствии с ФГОС ДО

Данный материал поможет воспитателям организовать центр речевого развития (речевой уголок) в группе.

«Оснащение центра речевого развития детей в группах» ( консультация для молодых воспитателей)

quot;Оснащение центра речевого развития детей в группах» (консультация для молодых воспитателей).

«Оснащение ЦЕНТРА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ в группе в соответствии с ФГОС ДО»

Место расположения Речевой центр лучше всего расположить рядом с книжным центром. Для центра речевого развития необходимо свободное место, достаточное для смены положения ребенка: занятий .

Оснащение центра речевого развития в старшей речевой группе.

quot;Оснащение центра речевого развития в старшей речевой группе».

Презентация «Оснащение центра речевого развития»

Этот материал могут использовать воспитатели при оформлении центра речевого развития.

Источник

Речевое развитие оборудование и содержание

Автор: Дюжикова Наталья Викторовна

Организация: МАДОУ ЦРР Д/С №4

Населенный пункт: Межгорье

Одним из важнейших познавательных процессов человека является речь. Выдающийся теоретик и практик дошкольного воспитания Елизавета Ивановна Тихеева писала: «Развитие речи и языка должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду».

Не случайно в ФГОС ДО выделена образовательная область «Речевое развитие», в основе которой лежит решение следующих задач:

— Овладение речью, как средством общения;

— Обогащение активного словаря;

— Развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи;

— Развитие речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

— Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

— Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Но в пустых стенах ребенок не заговорит. Процесс овладения речью – это сложный путь, который осуществляется во всех видах детской деятельности, он не мыслим без познания, без освоения ребенком окружающего мира. Поэтому, насыщая групповое пространство, мы учитываем то, чтобы дети могли удовлетворить свои жизненные потребности в познании, общении, творчестве, движении.

С этой целью в группе созданы условия: предметно-развивающая среда, информационная, образовательные ситуации, которые будут отвечать поставленным ФГОС ДОУ задачам по речевому развитию и придерживаемся следующих принципов:

1. Содержательная насыщенность среды каждой зоны с наличием разнообразного игрового материала, соответственно возрастным особенностям детей и содержанию программ. В такой среде возможно включение в активную познавательно-творческую деятельность детей группы, развитию из интеллекта, представления об окружающем, а значит и развитию речи.

2. Информативность, предусматривающая разнообразие тематики материалов и оборудования для активизации детей во взаимодействии с предметным окружением.

3. Доступность и безопасность среды является важным фактором для самостоятельной детской деятельности, способствует развитию коммуникативных навыков.

4. Вариативность среды определяется художественно-эстетическим направлением в развитии детей, региональным особенностям, культурным традициям.

5. Принцип полифункциональности реализуем благодаря комплексно-тематическому планированию и интеграции образовательных областей.

6. Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений предметно-развивающей среды.

А чтобы ребенок имел возможность реализовать свои способности и речевую активность, необходимо дать ему «инструмент», то есть научить слышать слово, оперировать им, развить соответствующую всем нормам правильную, грамотную, связную речь.

С этой целью в группе созданы центры, зоны, уголки, насыщенные разнообразием дидактического материала, играми, пособиями, направленными на развитие всех компонентов речевой системы. Например, центр речевого развития «АБВГД-ейка». Его эстетичность, привлекательность вызывают у детей живой интерес и стремление к самостоятельной деятельности. Здесь представлен большой выбор наглядного дидактического и раздаточного материала, учебно-методических пособий, наборы картинок, предметные карточки, игры по разным лексическим темам: «Цветы», «Птицы», «Мебель», «Животные и их детёныши», «Наш дом», «Кто у кого» и другое.

С помощью этих пособий и игр дети осваивают способы словообразования, правильное употребление падежных форм, расширение запаса синонимов, антонимов, прилагательных, глаголов.

Для развития связной речи, обогащения и активизации словаря применяются следующие игры: «В мире слов», «Расскажи, кто что делает», «Подбери слова к рассказу», серия игр «Развиваем речь».

Фундаментальным условием развития словесного творчества являются сочинения сказок, рассказов, загадок, стихов. С этой целью используются:

— мнемотаблицы «для составления сравнительных и описательных рассказов»;

— схемы для составления рассказов-описаний по разным лексическим темам;

— мнемосхема для рассказывания сказок;

— тренинги по сказкам для формирования связной речи, обогащения словаря и так далее.

Для составления творческих рассказов собственного сочинения дети используют предметно-схематическую модель, разделенную на 3 части, которая помогает детям пополнить свой речевой «банк» новыми выражениями: 1 часть – начало, со слов: жили-были, однажды, в некотором царстве и так далее; 2 часть – описание того, что было, что есть и что будет, то есть события рассказываются в прошлом, настоящем и будущем времени; 3 часть – заключение: Тут и сказке конец, а… И я там был, мед … и так далее.

Для формирования правильного произношения, фонематического восприятия и слуха дети используют предметные картинки, карточки для автоматизации звуков; составлены картотеки чистоговорок, скороговорок и коммуникативных игр; материалы по звукопроизношению. Для закрепления зрительного восприятия и соотнесения звука с буквой представлена звукобуквенная мнемосхема.

Для артикуляционной гимнастики оформлен уголок с плакатом, картинками и карточками, где есть большое зеркало и индивидуальные маленькие. Подобраны игры и упражнения для артикуляционной гимнастики.

Речевой центр включает в себя игры и пособия для развития речевого дыхания. Например: «Ветрячки», «Султанчики», «Тучка, капельки и ветер», «Подуй на бабочку, листочек, снежинку», тренажеры для дыхания и прочее.

Для развития моторики рук представлены: мозаика, шнуровка, трафареты, пособия на развитие графо-моторных навыков, счетные палочки, массажные шарики, наборы «Бусы, пуговицы», пальчиковый театр, волшебная проволочка.

Для воспитания будущего талантливого читателя и стимулирования самостоятельной речевой деятельности создан книжный уголок, содержание которого периодически меняется и дополняется. Здесь сосредоточена литература на различную тематику, по разделам: о Родине, детях, животных, о жизни, природе; веселые книги С. Маршака, Н. Носова, Э. Успенского; басни, стихи, песенки, потешки с иллюстрациями наших художников и многое другое.

Создана мини-библиотека с учетными карточками и формулярами. Это и место для сюжетно-ролевой игры в «Библиотеку». Здесь дети могут создать свою книгу, попробовать себя в роли художников, писателей, журналистов. При этом развивается диалогическая и монологическая речь, воспитывается бережное отношение к книге, так как в дошкольном возрасте осуществляется работа по профориентации. В группе создан игровой уголок «Кем быть?» с интересным дидактическим материалом и предметами о профессиях. Наши дети – будущие школьники, поэтому в центре уголка – игра «Школа». В рамочке составлены иллюстрации творческих профессии, сделан лепбук по данной теме.

Огромную помощь в развитии речи оказывает зона изодеятельности, потому что для многих мыслей и предложений ребенок не находит подходящих слов и выражает свои мысли через рисование, лепку, аппликацию, а также конструирования. Очень важно, чтобы эти виду деятельности пришли на помощь в речевом развитии ребенка, так как в них развиваются и лингвистические способности, и сенсорные, имеющие особое значение в формировании мыслительной и речевой деятельности.

Зона театрализованной деятельности оказывает яркое эмоционально-психологического воздействие на ребенка, может изменить его отношение к себе и способы общения со сверстниками, способствует формированию внутреннего мира. Желание детей получить роль какого-либо персонажа – мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто, правильно и выразительно.

Театр, словно чародей-волшебник,

Своею палочкой волшебной проведя,

И вот ребенок, скромны и застенчивый,

Сегодня вдруг играет короля!

В театральной зоне мы видим:

-Разные виды театра, игровые персонажи из мультфильмов, наборы наглядно-дидактических речевых пособий, художественную литературу, картотеку хороводных игр.

— Для рассказывания сказок дети с желанием используют мнемосхемы. Последовательно располагая карточки-картинки ребенок пересказывает любимые сказки.

— Сборник «Тренинги по сказкам», прекрасное пособие с небольшими сюжетами, красочными иллюстрациями, интересными заданиями для развития связной, грамматически правильной монологической речи.

«Костюмерная», размещенная в спальне, удобна для переодевания перед зеркалом. Можно оценить наряд, рассказать о нем, примерить на себя новый сказочный образ.

Большое место в группе отведено центру экологии, ведь природа окружает ребенка с ранних лет.

К.Д. Ушинский считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка.

Центр наполнен экологическими развивающими играми, пособиями, литературой о природе. Особый интерес у детей вызывает коллекционирование. Собраны коллекции: «Камни», «Насекомые», «Ракушки», «Бумага», «Значки». С речевой стороны коллекционирование рассматривается, как составление творческих рассказов, стихов, загадок. Это целая система работы в речевой области. И так каждое знакомство с природой – урок развития для ума, речи, творчества и чувств к прекрасному.

В центре экспериментирования и исследования происходит яркий всплеск речевой активности, где формируется монологическая речь. Дети выстраивают собственное действие, рассуждают, делают выводы, а также получают возможность удовлетворить присущую им любознательность.

Хочется отметить, что зоны патриотического воспитания детей, физического развития, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых, конструирования также оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей, их общение в разных видах деятельности.

В работе с родителями по реализации речевых задач в приемной выставляются консультации, папки-передвижки, оформляются тематические уголки, выставки на разную тематику.

Создана мини-библиотека «Читаем вместе», где активно работает буккроссинг, что тоже способствует развитию познавательно-речевых навыков детей и расширению представлений родителей в этой области.

Таким образом, создав такую предметно-развивающую среду, я стремлюсь вовлекать детей в самостоятельную деятельность, чтобы они могли в течении продолжительного времени развернуть игру по интересам, общаться, развивая речь и коммуникативные способности.

1. Анохина Т. «Как организовать современную предметно-развивающую среду»;

2. Новоселова С.Н. «Развивающая предметная среда»;

3. Родионова О.Р. «педагогические условия организации развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении»;

4. Матухина И. «Влияние предметно-развивающей среды на речевое развитие детей»;

5. Матухина И. «Дошкольное воспитание» — №8, 2012. С.95-97.

6. Артамонова О.В. «Предметно-пространственная среда: ее роль в воспитании личности»;

7. Авдулова Т.П. «Насыщенность образовательной среды и ее психологическая безопасность»;

8. Волосовец Т.В. «Разработка спецификаций развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответсвии с ФГОС ДО»

9. Карабанова О.А. , Алиева Э.Ф., Радионова О.Р. и др. «Организация развивающей предмено-пространственной среды в соответсвии с ФГОС ДО.

Источник

Центр речевого развития по ФГОС

Центр речевого развития по ФГОС

Центр речевого развития предполагает проведение занятий индивидуальных и в подгруппах по 2–3 воспитанника. Он также становится одним из центров самостоятельной деятельности детей, им приятно и интересно изучать здесь наглядные материалы и играть.

Цель создания центра речевого развития — оптимальная организация развивающей среды для совершенствования речевых способностей воспитанников.

Задачи центра речевого развития напрямую зависят от возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Оформление центра речевого развития

Центр речевого развития оборудуется и наполняется в соответствии с возрастом воспитанников. Таким образом, ежегодно он трансформируется и обогащается, чтобы детям было интересно и результативно здесь заниматься.

Для младших дошкольников уголок речевого развития может включать зону сенсорики — место для развития мелкой моторики. Как вариант, это столик с развивающими играми: пирамидки, сортер, книжки и игрушки с кнопками, мешочки с семенами и камешками.

Это может быть коврик на стене с пищалками, резиночками, пластиковым зеркальцем, пуговицами, картинками из фетра, лентами, липучками. На сенсорном коврике обычно изображается сюжет знакомой детям сказки («Репка», «Теремок», «Три поросёнка») или изображения природных объектов, животных: цветочки, деревья, бабочки, птицы, зайчики и т. д. Всем известно, что ребёнку первым делом хочется потрогать заинтересовавший его предмет, поэтому развивающий коврик изготавливается из кусочков яркой ткани, лоскутков бархата, принтованной ленты, красочной тесьмы.

Для всех возрастных групп дошкольников в уголке должны быть представлены предметы и игровые наборы для развития речевого дыхания. Для этих целей используется бросовый материал и простые игрушки: пластиковые трубочки и стаканчики, мячики для пинг-понга, ватные шарики, султанчики и вертушки, флажки, воздушные шарики. Воспитатель включает дыхательные упражнения в игровую деятельность.

В речевом уголке старшей и подготовительной группы оформляется место для настольно-печатных игр. Подборка составляется из игр с буквами и словами:

    «Занимательная азбука»: к карточкам с буквами (прописными и печатными) надо подобрать карточки с изображением предметов на эти буквы. «Азбука-лото»: карточки с буками заполняются фишками с животными, названия которых начинаются на эти буквы. «Калейдоскоп букв»: дети учатся распознавать символьные обозначения букв на игровом поле. «Составь слово. Домино»: из карточек складывается изображение и его название. «Кто где живёт»: карточки со словами, животными и местами их обитания.

Для стимулирования речевого творчества детей, проведения игр-драматизаций в уголке оформляется небольшая зона с ширмой, декорациями, куклами. В отличие от уголка театрализованной деятельности, место для инсценировок в речевом уголке ограничено. Например, можно обклеить картонную коробку — это будет сказочный лес для фигурок. Диалог с использованием кукол на руку и бибабо можно разыграть из-за раскладной бумажной ширмы.

Требования к уголку речевого развития по ФГОС ДО

Оптимальное расположение: уголок достаточно освещён, находится в тихом месте рядом с книжным, театрализованным и сенсорного развития уголками. Соответствие возрастным и индивидуальным потребностям детей. Наличие одушевлённого персонажа — куклы или игрушки. Персонаж-хозяин уголка побуждает детей к речевой деятельности: рассказывает забавные истории, приглашает к игре, задаёт вопросы. С помощью одушевлённой игрушки осуществляется демонстрация двигательных упражнений и артикуляционной гимнастики. Эстетичность. Уголок оформляется в одном стиле с зонами художественного чтения и театральной деятельности. Место занятий привлекает не только яркими красками, но и интересными предметами: репродукции на стене, фигурки на полке. Дидактические и игровые материалы располагаются в уголке по темам, воспитанники учатся соблюдать порядок. Безопасность. Воспитанники первой и второй младшей групп самостоятельно упражняются в развитии мелкой моторики под контролем педагога (из-за опасности попадания мелких деталей в дыхательные пути). Не рекомендуется оборудовать речевой уголок навесными полками или шкафами со стеклянными дверцами. Электроприборы и источники питания должны быть недоступны детям.

Названия центра речевого развития

Название уголка развивающей деятельности в детском саду должно быть кратким и понятным. Традиционно центр активности называется по собственно направленности занятий. Поскольку обязательным атрибутом речевого уголка является одушевлённая игрушка, часто в названии используется имя этого фантазийного персонажа. Названия необычные и забавные вызывают дополнительную заинтересованность воспитанников. Можно устроить конкурс для детей и родителей на придумывание названия.

    Классические названия: «Речевой уголок», «Речевичок», «Уголок развития речи», «Учимся разговаривать», «Уроки речевого развития».

Названия с именем хозяина уголка: «Уроки тётушки Совы», «Привет, Незнайка!», «В гостях у Лунтика», «Пуговка приглашает», «Говоруша», «Мушка-болтушка», «Зайка-лопотушка».

Смешные названия: «Поговорим-ка», «Беседка», «Звукарик», «Говоряшка/Говоруша», «Азбукварик», «АБВГДЕйка», «Говорилки», «Логострана», «Посидим-поговорим», «Речецветик».

Содержание центра речевого развития

Особое место в речевом уголке отводится одушевлённому персонажу. С этой игрушкой или картинкой ребята беседуют в игровой форме, он «присылает» им посылки с новыми играми и письма с заданиями.

Для центра детской деятельности выбирается экологически безопасная (пластиковая, деревянная, мягкая) мебель. Шкафы, стулья и столы должны быть удобными, подходить под рост детей. Примерный список мебели для речевого уголка:

    Шкаф/стеллаж с полками. Столик или полка для временных выставок. Рабочий стол и стульчики.

Оборудование в уголке развития речи:

Зеркало. Нужно для выполнения артикуляционных упражнений, ребёнок следить за своей мимикой, учится самостоятельно контролировать и направлять свои действия. Зеркало должно быть надёжно закреплено на стене и находиться за рабочим столом, во-первых, это удобно ребёнку во время занятия, во-вторых, так исключается риск того, что дети случайно заденут зеркало и оно упадёт.

Аудиомагнитофон, телевизор. Одна из составляющих речевого развития в детском саду — обогащение слухового опыта воспитанников. Дети слышат грамотную речь, правильное произношение, логично построенные высказывания — формируется их культура устного общения. С этой целью в речевом уголке прослушивают аудиосказки, записи чтения стихотворений артистами. Просмотр коротких видеороликов служит материалом для построения дальнейшей беседы.

Магнитная доска. Как говорилось выше, такая доска может быть использована для размещения текущей информации, демонстрации фотографий и иллюстраций по теме занятия. Но чаще она используется для выполнения упражнений воспитанниками. Например, в следующих заданиях: «Расположи картинки в правильной последовательности, чтобы получился сюжет сказки. Попробуй пересказать», «Из букв магнитной азбуки сложи слова…», «Распредели картинки по темам, придумай название для каждой из них».

Состав материальной базы уголка речевого развития

Наглядные материалы, пособия

Материалы для сенсорного развития

Предметы для развития дыхания

Материалы для игр-драматизаций

Работа в центре речевого развития

Занятия в речевом уголке строятся в рамках ведущей деятельности дошкольников — игре. Именно поэтому обязательно наличие игрушки-помощника для воспитателя, включение в игровую ситуацию происходит, как только персонаж здоровается с детьми. К речевой деятельности детей часто приходится побуждать. Воспитатель зарождает в воспитанниках интерес к беседе, используя близкие детям темы («Наши игрушки», «Что вам нравится делать на прогулке», «Какие сказки читали вам родители», «Кем ты хочешь стать» и т. д.).

Игры и упражнения в центре развития речи направлены на развитие способностей и коррекцию. Уголок задействуется во время проведения фронтального речевого занятия (со всей группой). Но чаще здесь проводятся занятия индивидуальные и в подгруппе, поскольку наблюдается тенденция сокращения логопедических групп и на воспитателя налагается обязанность осуществлять преемственность с работой логопеда.

Виды и формы деятельности в речевом уголке

Занятие в подгруппе

Индивидуальные занятия в речевом уголке проводятся с детьми, у которых мониторинг выявил низкий уровень речевого развития, и с теми, кому назначены дополнительные занятия специалистом логопункта.

Источник

Уголок развития речи в детском саду

Формирование речи — одна из основных характеристик общего развития ребёнка и в дальнейшем его успешности.

Овладение устной речью является важным процессом в становлении личностных качеств ребёнка. Пополняется активный словарь дошкольника, развивается умение задавать вопросы, формулировать мысли и делать выводы. Формирование и совершенствование речевых навыков осуществляется одновременно с развитием мыслительных и психоэмоциональных способностей. Речь — инструмент в исследовательской и творческой деятельности, возможность общения со сверстниками и взрослыми.

Создание и работа уголка речевого развития в детском саду: роль, значение, цели и задачи

Речь у ребёнка развивается постепенно. К 1,5 годам появляются первые простые предложения: «Дай пить», «Дай мне» и т. д. К трём годам словарный запас составляет примерно 1500 слов, ребёнок составляет сложные предложения, использует союзы, придумывает новые слова. Таким образом, уже в младших группах детского сада уделяется повышенное внимание речевым занятиям с детьми.

Занятие по развитию речи в ясельной группе

Уделять внимание развитию речи необходимо с раннего возраста ребёнка

Процесс овладения речью — сложный процесс, который осуществляется во всех видах детской деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выделяет отдельную область — «Речевое развитие» — и выдвигает требования к работе воспитателя в этой направленности. Помимо разработки и проведения типовых и интегрированных речевых занятий, перед педагогом дошкольного образовательного учреждения поставлена задача в организации предметно-пространственной среды в группе. С целью развития и при необходимости корректировки речевых умений воспитанников всех возрастов оформляются несколько уголков — книжный, логопедический, театрализованный и речевой.

Занятие «Построим избушку для зайчишки»

Речевое развитие воспитанников осуществляется на типовых занятиях

Речевой уголок предполагает проведение занятий индивидуальных и в подгруппах по 2–3 воспитанника. Он также становится одним из центров самостоятельной деятельности детей, им приятно и интересно изучать здесь наглядные материалы и играть. Цель создания уголка речевого развития — оптимальная организация развивающей среды для совершенствования речевых способностей воспитанников.

Уголок развития речи в старшей группе

Материалы и оформление речевого уголка привлекательны для детей и вызывают интерес

Задачи речевого уголка напрямую зависят от возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Таблица: задачи речевого уголка

Артикуляционное упражнение «Варенье»

Цель речевых упражнений — развитие мимических и артикуляционных умений

Оформление речевого уголка своими руками

Центр речевого развития оборудуется и наполняется в соответствии с возрастом воспитанников. Таким образом, ежегодно он трансформируется и обогащается, чтобы детям было интересно и результативно здесь заниматься.

Для младших дошкольников уголок речевого развития может включать зону сенсорики — место для развития мелкой моторики. Как вариант, это столик с развивающими играми: пирамидки, сортер, книжки и игрушки с кнопками, мешочки для с семенами и камешками.

Зона сенсорики (столик)

В речевом уголке младшей группы можно оформить столик с играми на развитие сенсорного восприятия

Или это коврик на стене с пищалками, резиночками, пластиковым зеркальцем, пуговицами, картинками из фетра, лентами, липучками. На сенсорном коврике обычно изображается сюжет знакомой детям сказки («Репка», «Теремок», «Три поросёнка») или изображения природных объектов, животных: цветочки, деревья, бабочки, птицы, зайчики и т. д. Всем известно, что ребёнку первым делом хочется потрогать заинтересовавший его предмет, поэтому развивающий коврик изготавливается из кусочков яркой ткани, лоскутков бархата, принтованной ленты, красочной тесьмы.

Сенсорный коврик

Забавные изображения на коврике привлекают детей и побуждают к активному сенсорному восприятию текстильных образов

Последние годы в качестве оборудования для развития сенсорики популярны бизиборды — доски или стенды с закреплёнными на них объектами, которые обычно маленьким детям запрещают трогать. Бизиборд легко сделать своими руками: на фанерном листе приклеиваются или прикручиваются различные замки (шпингалет, дверной крючок, щеколда), велосипедный и дверной звонки, кнопки и выключатели.

Развивающий стенд

Развитию сенсорного восприятия и мелкой моторики способствует изучение т. н. «бизибордов»

Для всех возрастных групп дошкольников в уголке должны быть представлены предметы и игровые наборы для развития речевого дыхания. Для этих целей используется бросовый материал и простые игрушки: пластиковые трубочки и стаканчики, мячики для пинг-понга, ватные шарики, султанчики и вертушки, флажки, воздушные шарики. Воспитатель включает дыхательные упражнения в игровую деятельность: «Загони мяч в ворота», «Поднять паруса!», «Мели, мели, мельничка!».

Игра на развитие речевого дыхания

Для создания игры использованы простые материалы: картон, цветная бумага и ватные шарики

В речевом уголке старшей и подготовительной группы оформляется место для настольно-печатных игр. Подборка составляется из игр с буквами и словами:

  • «Занимательная азбука»: к карточкам с буквами (прописными и печатными) надо подобрать карточки с изображением предметов на эти буквы.
  • «Азбука-лото»: карточки с буками заполняются фишками с животными, названия которых начинаются на эти буквы.
  • «Калейдоскоп букв»: дети учатся распознавать символьные обозначения букв на игровом поле.
  • «Составь слово. Домино»: из карточек складывается изображение и его название.
  • «Кто где живёт»: карточки со словами, животными и местами их обитания.

Настольные игры в речевом уголке

Такие игры учат детей складывать слоги и слова, а также развивать речевые способности в коллективной игре

Для стимулирования речевого творчества детей, проведения игр-драматизаций в уголке оформляется небольшая зона с ширмой, декорациями, куклами. В отличие от уголка театрализованной деятельности, место для инсценировок в речевом уголке ограничено. Например, можно обклеить картонную коробку — это будет сказочный лес для фигурок. Диалог с использованием кукл на руку и бибабо можно разыграть из-за раскладной бумажной ширмы.

Зона речевого творчества

Куклы и декорации стимулируют самостоятельное речевое творчество детей

Источник