Размещение оборудования участковой избирательной комиссии
от 29 января 2014 года N 214/1405-6
(с изменениями на 28 апреля 2021 года)
Документ с изменениями, внесенными:
1. Утвердить нормативы технологического оборудования для участковых комиссий при проведении выборов, референдумов в Российской Федерации (прилагаются).
2. Осуществить приобретение стационарных и переносных ящиков для голосования в соответствии с утвержденными нормативами технологического оборудования для участковых комиссий при проведении выборов, референдумов в Российской Федерации (далее — нормативы) и замену стационарных и переносных ящиков для голосования, не отвечающих требованиям, установленным Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21 декабря 2013 года N 364-ФЗ), до 31 декабря 2014 года за счет средств федерального бюджета, выделенных Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
3. Обеспечить использование стационарных и переносных ящиков для голосования, отвечающих требованиям, установленным Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21 декабря 2013 года N 364-ФЗ), на выборах и референдумах, назначенных после 1 июня 2014 года.
4. Избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации:
обеспечить соблюдение нормативов при приобретении технологического оборудования и оснащении избирательных участков;
замену кабин для тайного голосования и оборудования для оснащения специально оборудованных мест для тайного голосования, не отвечающих нормативам, осуществить до 1 января 2016 года за счет средств, выделенных на подготовку и проведение соответствующих выборов, референдумов;
осуществлять учет и инвентаризацию технологического оборудования в порядке, установленном нормативными и правовыми актами Российской Федерации;
обеспечить хранение технологического оборудования после проведения голосования на выборах и референдумах.
5. Возложить контроль за соблюдением нормативов, учетом технологического оборудования и его сохранностью на председателей избирательных комиссий субъектов Российской Федерации.
6. Контрольному управлению Аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (М.Н.Артамошкин) при проведении проверок использования федеральных средств, выделенных на подготовку и проведение федеральных выборов и референдумов, осуществлять проверку реализации пунктов 2 и 4 настоящего постановления.
8. Возложить контроль за исполнением настоящего постановления на секретаря Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Н.Е.Конкина.
9. Опубликовать настоящее постановление в журнале «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации».
Председатель
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
В.Е.Чуров
Секретарь
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
Н.Е.Конкин
УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
от 29 января 2014 года N 214/1405-6
Нормативы технологического оборудования для участковых комиссий при проведении выборов, референдумов в Российской Федерации
(с изменениями на 28 апреля 2021 года)
Нормативы технологического оборудования для участковых комиссий при проведении выборов, референдумов в Российской Федерации устанавливают основные требования к кабинам для тайного голосования, стационарным и переносным ящикам для голосования и специально оборудованным местам для тайного голосования.
Технологическое оборудование должно обеспечивать тайну голосования избирателя, участника референдума.
1. Кабины для тайного голосования
Кабина для тайного голосования должна представлять собой сборно-разборную конструкцию, не требующую для сборки или разборки наличия специальных инструментов. Она может состоять как из одной, так и из нескольких смежных, примыкающих друг к другу, изолированных секций (многосекционная кабина).
Для обеспечения гарантий, предусмотренных пунктом 10 статьи 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», когда избиратель, участник референдума, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, реализует свое право воспользоваться для этого помощью другого избирателя, участника референдума, кабина для тайного голосования должна быть достаточно свободной для размещения в ней двух избирателей, участников референдума.
Кабина для тайного голосования (секция многосекционной кабины) изготавливается высотой не менее 180 см от уровня пола и должна быть оборудована местом для заполнения бюллетеня (столиком, полкой, подставкой и т.п.) шириной не менее 40 и глубиной не менее 30 см, расположенным на высоте от уровня пола не более чем на 100 см. Кабина для тайного голосования должна иметь размер не менее 60 см в ширину и не менее 80 см в глубину.
В помещениях для голосования, где предполагается голосование избирателей, участников референдума с нарушениями опорно-двигательного аппарата, пользующихся креслами-колясками, может устанавливаться специальная кабина для тайного голосования, имеющая размеры не менее 180 см высоты от уровня пола, 80 см в ширину и 100 см в глубину, которая должна быть оборудована местом для заполнения бюллетеня (столиком, полкой, подставкой и т.п.) шириной не менее 40 и глубиной не менее 30 см, расположенным на высоте от уровня пола не более чем на 80 см.
Кабина для тайного голосования закрывается стенками (драпируется) и имеет с одной стороны шторки для входа и выхода из кабины.
Шторки кабины для тайного голосования могут изготавливаться из жесткого (жалюзи) или мягкого (ткань) материала, исключающего визуальное наблюдение за заполнением избирателем, участником референдума бюллетеня для голосования.
Шторки кабин для тайного голосования избирателей, участников референдума с нарушениями опорно-двигательного аппарата, пользующихся креслами-колясками, должны обеспечивать самостоятельный свободный въезд в кабину и выезд из нее избирателя, участника референдума в кресле-коляске.
Нижний край шторки кабины для тайного голосования должен располагаться не выше 60 см от уровня пола.
Кабина для тайного голосования должна быть укомплектована изготовленной из прочного материала сумкой (контейнером) с ручками для компактного хранения и транспортировки (в разобранном виде) к месту использования.
2. Специально оборудованные места для тайного голосования
Специально оборудованные места для тайного голосования оборудуются в случаях невозможности установки в помещении для голосования кабин для тайного голосования и (или) необходимости оборудования таких мест для избирателей, заполняющих бюллетень сидя в силу физического состояния или возраста.
Специально оборудованные места для тайного голосования — это столики с настольными ширмами, стенками, перегородками или иное аналогичное оборудование высотой не менее 160 см от уровня пола, местом для заполнения бюллетеня, расположенным на расстоянии не более 80 см от уровня пола, шириной не менее 60 см и глубиной не менее 40 см. Для обеспечения голосования избирателей, участников референдума с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, пользующихся креслами-колясками, высота места для заполнения бюллетеня в специально оборудованном месте для тайного голосования также не должна превышать 80 см от уровня пола.
3. Стационарные ящики для голосования
Стационарные ящики для голосования предназначены для голосования в помещении для голосования с применением комплекса обработки избирательных бюллетеней (далее — КОИБ-2010) или без его применения.
Стационарный ящик для голосования должен иметь сборно-разборную конструкцию с формованным (литым) основанием, формованной крышкой и боковыми ручками, удобными для переноса ящика. В креплении формованной крышки к корпусу должна быть предусмотрена возможность опломбирования пломбами различного исполнения.
Размеры стационарных ящиков для голосования должны составлять 60х60х100 см ( 1 см).
Крышка стационарного ящика для голосования должна выдерживать нагрузку до 10 кг.
Стенки стационарного ящика для голосования должны изготавливаться из легкого прозрачного или полупрозрачного материала с коэффициентом светопропускаемости для прозрачного ящика — не менее 90 процентов, а для полупрозрачного — не менее 25 процентов.
Основания, крышка и угловые профили стационарного ящика для голосования должны изготавливаться из легкого ударопрочного материала.
В центре крышки стационарного ящика для голосования должно быть предусмотрено технологическое отверстие размером 25х25 см ( 1 см), предназначенное для проведения голосования с применением КОИБ-2010, края которого должны быть параллельны краям крышки.
Для опломбирования и соединения сканирующего устройства КОИБ-2010 с крышкой стационарного ящика для голосования должны быть предусмотрены приспособления с отверстиями для опломбирования пломбами различного исполнения, расположенные на расстоянии 13,5 см ( 0,3 см) по диагонали от каждого угла технологического отверстия. На площади крышки, ограниченной приспособлениями для опломбирования, не допускается наличие выступов.
При голосовании без применения КОИБ-2010 технологическое отверстие в крышке стационарного ящика для голосования должно закрываться съемной накладной пластиной и иметь возможность опломбирования пломбами различного исполнения.
В съемной накладной пластине должна быть предусмотрена прорезь длиной 23 см ( 1 см) и шириной 0,3-0,5 см с возможностью ее закрывания и опломбирования пломбами различного исполнения.
Конструкция стационарного ящика для голосования в собранном виде должна обеспечивать его устойчивость от деформирования при применении КОИБ-2010.
В стационарных ящиках для голосования не допускается наличие вкладных мешков или иных емкостей.
Вес стационарного ящика для голосования не должен превышать 15 кг.
Стационарный ящик для голосования должен быть укомплектован сумкой (контейнером) с ручками для компактного (в разобранном виде) хранения и транспортировки к месту использования.
3_1. Требования к накопителю бюллетеней комплекса обработки избирательных бюллетеней 2017 (КОИБ-2017)
При использовании в качестве стационарного ящика для голосования технического средства подсчета голосов — комплекса обработки избирательных бюллетеней 2017 (далее — КОИБ-2017) накопитель бюллетеней (далее — накопитель КОИБ-2017), на который устанавливается сканирующее устройство КОИБ-2017, должен изготавливаться из легкого ударопрочного материала. Конструкция накопителя КОИБ-2017 в собранном виде должна обеспечивать его устойчивость к деформации.
Накопитель КОИБ-2017 должен иметь высоту не менее 90 см и не более 110 см, объем — не менее 0,28 м , но не более 0,50 м . Вес накопителя КОИБ-2017 не должен превышать 15 кг. Накопитель КОИБ-2017 может иметь технологические отверстия для использования трамбовочных приспособлений, максимальная длина которых не должна превышать 30 мм, ширина — 4 мм.
Корпус накопителя КОИБ-2017 должен иметь приспособления для опломбирования его крепления со сканирующим устройством КОИБ-2017, а при наличии съемной крышки накопителя — приспособления для опломбирования ее крепления с корпусом накопителя КОИБ-2017 и со сканирующим устройством КОИБ-2017.
Накопитель КОИБ-2017 должен быть укомплектован сумкой (контейнером) с ручками либо его конструкция должна позволять возможность вставки друг в друга для компактного хранения и транспортировки к месту использования.
4. Переносные ящики для голосования
Переносные ящики для голосования предназначены для голосования вне помещения для голосования.
Переносной ящик для голосования представляет собой конструкцию, состоящую из формованного (литого) основания, неразъемно соединенного с боковыми стенками, и формованной съемной крышки, либо состоит из формованных (литых) частей, имеющих в основании неразъемное крепление.
Соединение частей переносного ящика для голосования должно обеспечивать невозможность помещения в него через места соединения любых инородных предметов.
Размеры переносного ящика для голосования должны составлять по длине и высоте 38 см ( 3 см), а по ширине — 20 см ( 3 см).
В верхней части переносного ящика должна находиться прорезь для опускания бюллетеней длиной 23 см ( 1 см), шириной 0,3-0,5 см. Необходимо наличие приспособления для закрытия и опломбирования пломбами различного исполнения.
Переносной ящик для голосования должен иметь ручку и (или) наплечный ремень для его переноса.
В местах крепления крышки переносного ящика для голосования с его боковыми стенками либо в местах соединения составных неразъемных частей должны быть предусмотрены приспособления для опломбирования пломбами различного исполнения.
Стенки либо формованные (литые) неразъемные части переносного ящика для голосования должны изготавливаться из прозрачного или полупрозрачного материала с коэффициентом светопропускаемости для прозрачного ящика — не менее 90 процентов, а для полупрозрачного — не менее 25 процентов.
Все элементы переносного ящика для голосования должны изготавливаться из легкого, ударопрочного, водостойкого, устойчивого к низким температурам материала.
Источник
Документы ЦИК России
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва
О нормативах технологического оборудования для участковых избирательных комиссий при проведении выборов, референдумов в Российской Федерации
В соответствии с подпунктом «б» пункта 9 статьи 21 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить нормативы технологического оборудования для участковых избирательных комиссий при проведении выборов, референдумов в Российской Федерации (прилагаются).
2. Считать утратившим силу постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 20 декабря 2006 года № 192/1207-4 «О нормативах технологического оборудования для участковых комиссий при проведении выборов, референдумов в Российской Федерации».
3. Избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации обеспечить соблюдение нормативов технологического оборудования для участковых избирательных комиссий при проведении выборов, референдумов в Российской Федерации.
4. Опубликовать настоящее постановление в журнале «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации».
Председатель
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
Секретарь
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
от 31 мая 2007 г. № 13/102-5
Нормативы
технологического оборудования для участковых
избирательных комиссий при проведении выборов,
референдумов в Российской Федерации
Нормативы технологического оборудования устанавливают основные требования к кабинам, ящикам и специально оборудованным местам для тайного голосования.
Технологическое оборудование должно обеспечивать тайну голосования, исключая возможность визуального наблюдения за волеизъявлением избирателя, участника референдума.
В этих целях кабина для голосования закрывается (драпируется) стенками и имеет с одной стороны шторки для входа и выхода из кабины.
Шторки кабины могут изготавливаться из жесткого (жалюзи) или мягкого (ткань) материала, исключающего визуальное наблюдение за заполнением избирателем, участником референдума бюллетеня для голосования.
Кабина для голосования может состоять как из одной, так и из нескольких смежных, примыкающих друг к другу изолированных секций (многосекционная кабина). Кабина для голосования (секция многосекционной кабины) изготавливается высотой от 140 до 200 см от уровня пола и должна быть оборудована местом для заполнения бюллетеня (столиком, полкой, подставкой и т.п.), расположенным на высоте от уровня пола не более чем на 100 см.
Кабина для голосования должна быть достаточно свободной для размещения в ней двух избирателей, участников референдума (для случаев, предусмотренных пунктом 10 статьи 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», когда избиратель, участник референдума не имеет возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень — двух избирателей, участников референдума) и иметь размер не менее 80 см глубины и 60 см ширины.
В помещениях для голосования, где предполагается голосование избирателей, участников референдума — инвалидов, в том числе с нарушениями опорно-двигательного аппарата, пользующихся креслами-колясками, может устанавливаться специальная кабина для голосования, имеющая размеры не менее 100 см глубины и 80 см ширины, которая должна быть оборудована полкой (столиком) для заполнения избирательного бюллетеня. Шторки указанной кабины должны обеспечивать самостоятельный свободный въезд в кабину и выезд из нее избирателя, участника референдума в кресле-коляске.
В случае отсутствия кабин для голосования в помещении, где проводится голосование, устанавливаются специально оборудованные места для тайного голосования.
Специально оборудованные места для тайного голосования — это столики со стенками или перегородками, ширмы или иное аналогичное оборудование высотой не менее 140 см от уровня пола и высотой места для заполнения бюллетеня не более 100 см от уровня пола. Для обеспечения голосования избирателей, участников референдума — инвалидов, в том числе с нарушениями опорно-двигательного аппарата, пользующихся креслами-колясками, высота места для заполнения бюллетеня в специально оборудованном месте для тайного голосования не должна превышать 80 см от уровня пола.
Размеры стационарных ящиков для голосования должны составлять от 50х50х95 см до 60х60х105 см с прорезью для опускания заполненных бюллетеней длиной 22-25 см и шириной 0,3-1,0 см, а размеры переносных ящиков для голосования — от 30х10х40 см до 40х30х50 см при той же длине и ширине прорези для опускания заполненных бюллетеней. Вес переносных ящиков для голосования не должен превышать 3 кг.
Стационарные и переносные ящики для голосования должны изготавливаться из легкого материала, в том числе полупрозрачного, исключающего визуальное наблюдение за результатом заполнения бюллетеня избирателем, участником референдума и обеспечивающего возможность их перемещения, удобного извлечения бюллетеней для проведения подсчета голосов и опломбирования, при этом материал для изготовления переносных ящиков для голосования должен быть водостойким.
Вид технологического оборудования
Устанавливаемое количество единиц технологического
оборудования для участковых комиссий
с числом избирателей, участников референдума до 1001
с числом избирателей, участников референдума от 1001 до 2001
с числом избирателей, участников референдума
более 2000
Источник
Почему в школах размещают избирательные участки?
Обязанность по обеспечению помещениями для голосования возложена действующим законодательством РФ на главу местной администрации соответствующего муниципального образования, а в определенных случаях — на командира воинской части, капитана судна, руководителя полярной станции, руководителя дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации.
Данная обязанность на них возложена п. 1 ст. 61 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч. 1 ст. 78 Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», п. 1 ст. 66 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».
Помещение для голосования предоставляется безвозмездно в распоряжение участковой избирательной комиссии.
Исключения из этого правила установлены для выборов в органы местного самоуправления согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». Если нет возможности использовать помещения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, помещения арендуются у других собственников. Оплата аренды и возмещение убытков производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на проведение выборов.
Анализ вышеприведенных статей федеральных законов позволяет определить, какие требования предъявляются к помещениям.
Помещением для голосования должен быть зал, который позволит обеспечить размещение кабин или иных специально оборудованных мест для тайного голосования, оснащенных системой освещения и снабженных письменными принадлежностями (за исключением карандашей).
Возможность оборудовать помещения таким образом, чтобы места выдачи избирательных бюллетеней, кабины, иные специально оборудованные места для тайного голосования и стационарные ящики для голосования находились в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
К помещению для голосования должен быть обеспечен беспрепятственный доступ избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами.
Аналогичные требования к помещениям предоставляемых для голосования содержаться в п. 3.1, 3.1.1 Методических рекомендаций по организации голосования отдельных категорий избирателей при проведении выборов на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением ЦИК России от 07.04.2015 № 278/1649-6.
Также следует учитывать положения п. 16 ст. 20 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»: государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности, на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения.
Следовательно, помещения для голосования должны находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности. Для выборов в органы местного самоуправления предусмотрено исключение, когда нет возможности использовать помещения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, помещения арендуются у других собственников.
Под вышеприведенные требования могут подходить образовательные учреждения, в том числе школы, иные общественные здания, здания государственных либо муниципальных органов.
Массовость размещения избирательных участков в помещениях школ можно объяснить соответствием требованиям к помещениям для голосования, формой собственности.
Офисные здания, физкультурно-оздоровительные комплексы, торгово-развлекательные здания, как правило, не относятся к данным формам собственности. Кроме этого, данные здания меньше всего подходят для проведения в них голосования ввиду их другого предназначения и отсутствия помещений, соответствующих требованиям, предъявляемым к помещениям для голосования.
Источник
Как стать членом избирательной комиссии
И зарабатывать на выборах
Выборы в нашей стране проводят каждый год, иногда дважды.
Алексей Кашников член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса Профиль автора
В организации выборов занято много людей: чиновники, полицейские, спасатели, медики. Важную роль играют члены избирательных комиссий — на последних президентских выборах я работал в одной из них.
В этой статье я расскажу, как попасть в избирательную комиссию и сколько можно заработать. Если вы хотели изменить что-то в стране, господь подает вам сигнал через эти строки — вот ваш шанс.
Избирательные комиссии
Выборы федерального уровня организует Центральная избирательная комиссия — ЦИК . ЦИК у подчиняются комиссии в регионах. Под ними находятся ТИК и — территориальные избирательные комиссии. Все три уровня комиссий работают в России постоянно, это обычные государственные учреждения, устроиться туда просто так с улицы сложно.
Во время выборов возобновляет работу и четвертый — нижний уровень — участковые избирательные комиссии — УИК . Каждая обслуживает один избирательный участок. В большом городе может быть несколько сотен таких УИК ов. Они открываются за несколько недель до выборов, и попасть сюда проще, чем в вышестоящую комиссию.
Я живу в Омске. Выборы в нашем регионе организует избирательная комиссия Омской области, на уровень ниже находятся 39 ТИК ов. Наша территориальная комиссия обслуживает Октябрьский округ города и располагается в местной администрации. Она управляет 73 участковыми избиркомами. В одном из них я и работал.
Трудоустройство
В участковую избирательную комиссию нельзя попасть через вакансию в интернете или центр занятости. Сюда не берут даже по знакомству. В члены избиркома человека выдвигают другие граждане, причем по специальной процедуре, которая описана в законе об основных гарантиях избирательных прав.
Чтобы стать членом УИК а, надо обратиться в вышестоящую комиссию — территориальную. Узнать, где она находится, можно на сайте ЦИК. В ТИК е придется заполнить специальную форму. Выдвинуться можно тремя способами.
От политической партии или общественного объединения. Так сделала моя знакомая, от которой я и узнал про эту работу. Она просто пришла в местное отделение «Справедливой России» и попросила помочь устроиться в комиссию. У многих партий дефицит кадров в регионах, а иметь представителя в комиссии им нужно. Знакомой без проблем подписали заявку. Никаких обязательств у нее не возникло, и никто из «Справедливой России» ее никогда потом ни о чем не просил.
По месту работы или учебы. Обычно, чтобы закрыть потребность в членах участковых комиссий, чиновники по разнарядке спускают в школы, больницы, детские сады и предприятия, сколько надо прислать человек для работы. Я работаю в страховой компании, где на начальство никто не давит, а само оно не заинтересовано в общественной активности сотрудников. Поэтому на работе отказались подписать мне заявку.
срок работы одного состава УИКа
По месту жительства. Жильцы одного или нескольких домов могут выдвинуть своего представителя в УИК . Для этого надо собрать их подписи — меня попросили принести минимум шесть. Я взял подписи у мамы, у соседки, у старшей по подъезду и у трех местных мужиков, которые подошли во дворе и попросили закурить.
Если подавших заявку накопится очень много, то сразу на выборы могут и не отправить. Сначала человека зачислят в резерв, если появится место — привлекут в комиссию. Причем могут послать не на ваш родной участок, а туда, где образовалась вакансия.
Я подавал документы перед выборами в госдуму в 2016 году, но тогда остался в резерве. Зато на следующий год, когда в городе проводили выборы в горсовет, меня позвали в комиссию.
Состав участковой избирательной комиссии формируется на 5 лет. Я попал в основной состав комиссии из резерва и теперь буду работать на всех выборах, которые проводятся на нашем участке. Если по какой-то причине пропущу, то на следующие выборы все равно пригласят. Чтобы не звали, надо прийти в территориальную комиссию и лично написать заявление о выходе из состава УИК а либо, когда истечет 5-летний срок работы нынешнего состава, не подписывать заявление на включение в новый состав.
В состав комиссии входят рядовые члены и руководство — председатель, его заместитель и секретарь. В день выборов в нашей комиссии появлялись еще «члены комиссии с правом совещательного голоса». Они контролировали нашу работу вместе с наблюдателями.
Поквартирный обход
Обычно работа участковой избирательной комиссии проходит в два этапа: дежурство в предвыборный период и работа в день выборов. Но на президентских выборах 18 марта 2018 года появился предварительный этап — поквартирный обход.
За четыре недели до выборов предстояло обойти все квартиры избирателей на участке и пригласить всех на выборы лично. Если человек говорил, что не сможет прийти голосовать, то мы рассказывали ему, как проголосовать на другом участке, где он будет в день выборов.
Сначала мне показалось, что это нереальная задача. Во-первых, я думал, что многих будет сложно застать дома, но оказалось, что после трех безрезультатных визитов квартира считается «отработанной» — можно исключить ее из обхода. Во-вторых, на участке числилось 1700 избирателей — всех обойти казалось сложным. Но в итоге на одного-двух членов комиссии пришлось по многоэтажному дому, а пройти его нужно было за восемь дней. Мне как самому молодому достался самый большой дом — 244 квартиры. Никто не отмечал, сколько на самом деле мы работали, — просто ставилась задача и на нее отводился определенный срок. Я обошел порученный мне дом за три дня.
Еще я боялся, что жители будут грубить и вообще агрессивно относиться. Но выяснилось, что большинство — доброжелательные люди. В случае чего можно было взять с собой участкового и старшего по дому. В моем доме проблемных избирателей не было, и я не слышал, чтобы кому-то из коллег понадобилась помощь.
Дежурства
Следующий этап — дежурства на избирательном участке. Они начинаются как минимум за две недели до дня выборов, когда стартует досрочное голосование или, как на последних выборах, прием заявлений для голосования на другом участке. Еще в эти дни мы готовили помещение, тестировали технику и занимались бумажной работой. Все члены комиссии работали одинаково, вне зависимости от должности.
Загрузка на этапе дежурств невысокая. Часто я брал с собой ноутбук и успевал помимо предвыборных дел заниматься своей основной работой. Правда, потом может выясниться, что не напрягаются и все остальные, и какие-то вещи придется срочно делать за день до выборов.
Дежурства распределяются на общих собраниях. Каждый выбирает удобное ему время, так что их можно и нужно совмещать с основной работой. Некоторые мои коллеги по комиссии вообще не могли дежурить, и их от этой обязанности освободили. В то же время работодатель не имеет права уволить члена избирательной комиссии в период ее работы.
День выборов
Работа в день выборов состоит из двух частей: голосования и подсчета голосов. Голосование проходит с 8 до 20 часов, но прибыть нужно раньше. Здесь уже четко прослеживается разделение труда: председатель, заместитель и секретарь разбираются с жалобами, принимают заявления, отчитываются в ТИК и руководят общим процессом. Рядовые члены комиссии регистрируют избирателей и выдают бюллетени. Мне как самому молодому поручили следить за порядком на участке и близлежащей территории.
В мою задачу входило выявлять нарушения, например агитацию за какого-либо кандидата — в день выборов на территории избирательного участка она запрещена. Но на моем участке был только один такой случай: девушка вслух сказала, за кого она советует проголосовать. Ей сделали замечание.
Часто избиратели пытаются зайти в кабинки по двое: например, муж с женой или дети помогают бабушке. Это тоже нарушение: в кабинке должен находиться один человек. К таким случаям я обычно относился с пониманием, но предупреждал председателя. Он в свою очередь обращался к другим избирателям, чтобы они были свидетелями того, что по двое в кабинку заходят по уважительной причине.
После 14 часов меня как самого молодого отправили проводить голосование на дому. Голосовать на дому можно, если человек болен, пожилой или инвалид. Правда, придется сообщить об этом в УИК заранее.
В 2017 году, на выборах в горсовет Омска, на нашем участке было всего пять таких заявок. Мы справились быстро. Но на президентских выборах в 2018 число желающих выросло до тридцати. Мы вышли в 15:00, а вернулись после 19:00, когда до закрытия участка оставалось уже меньше часа.
По квартирам с ящиком я ходил не один. По правилам голосование вне помещения проводят как минимум два члена избирательной комиссии. С ними идет полицейский или сотрудник ЧОП а. Кроме того, могут присоединиться и наблюдатели.
Подсчет голосов
В 20:00 двери избирательного участка закрываются и начинается подсчет голосов. На это отводится максимум 12 часов — итоги надо подвести до 8 утра. Но обычно удается управиться раньше: на нашем участке зарегистрировано 1700 избирателей, из которых на последних выборах голосовать пришли 1200.
Пять человек подсчитали все голоса минут за двадцать.
Проблемы начинаются, если не сходятся цифры: количество выданных бюллетеней, количество неиспользованных и количество голосов. Тогда придется искать ошибку до тех пор, пока все не сойдется. В прошлом году у нас «потерялся» один голос. Мы пересчитывали все несколько раз, потратили больше двух часов, пока не догадались посмотреть на пол: пропавший бюллетень упал.
На президентских выборах 18 марта 2018 года у нас на участке вместо обычных урн использовались сканеры- КОИБ ы. Это автоматические комплексы обработки бюллетеней, которые считывают информацию о голосовании уже в тот момент, когда бюллетень опускают в урну. КОИБ выдает результат выборов сразу после 20 часов. Если все сходится, то считать голоса не нужно.
Когда голоса подсчитаны и все сошлось, членам комиссии остается выдать копии протоколов всем заинтересованным лицам, погасить неиспользованные бланки, упаковать бюллетени, убрать помещение и ждать. Никто не расходится, пока председатель, заместитель и секретарь не вернутся из ТИК а, сдав результаты. Если все пойдет гладко, освободиться можно уже к 22 часам.
Оплата
У члена участковой избирательной комиссии почасовая оплата. Она рассчитывается исходя из МРОТ , важности выборов и территории. На выборах в горсовет Омска в 2017 году нам полагалась базовая оплата 27 рублей в час, на выборах президента в 2018 — 47 рублей в час. При этом итоговые суммы были выше.
С выплат, связанных с выборами, не взимаются налоги. К базовой ставке сначала применяется территориальный коэффициент, так называемый северный. В Омской области он равен 1,15. За работу в ночное время и в выходные оплата удваивается. Кроме того, по итогам выборов начисляли премию в размере 100—150% от зарплаты, если не было претензий к работе.
Вышло, что на муниципальных выборах я проработал 33 часа, на президентских — 42 часа.
Сколько заработал на выборах в горсовет в 2017 г.
Часов работы | Заплатили | |
---|---|---|
Поквартирный обход в будни | — | — |
Поквартирный обход в выходные | — | — |
Дежурства в будни | 4 | 124 Р |
Дежурства в выходные | 12 | 744 Р |
День выборов | 17 | 1054 Р |
Премия | 1922 Р | |
Итого | 33 | 3844 Р |
Сколько заработал на выборах президента в 2018 г.
Часов работы | Заплатили | |
---|---|---|
Поквартирный обход в будни | 6 | 324 Р |
Поквартирный обход в выходные | 8 | 864 Р |
Дежурства в будни | 8 | 432 Р |
Дежурства в выходные | 4 | 432 Р |
День выборов | 16 | 1728 Р |
Премия | 5670 Р | |
Итого | 42 | 9450 Р |
Сроки выплаты зарплаты в разных регионах различаются. Где-то рассчитываются в течение нескольких дней, но в Омске платят в ту же ночь, когда считают голоса. Председатель сдает результаты в ТИК , возвращается на участок и сразу раздает всем деньги.
Ожидание может длиться часами, но члены комиссии не имеют права уходить, пока председатель не вернется и не отпустит. Зарплата — дополнительный стимул, чтобы не уйти раньше времени.
я заработал на выборах президента
Мои впечатления
Можно подумать, что это легкая и приятная работа, но нельзя забывать об ответственности. Например, если случайно внести данные избирателя не в ту строчку, возникнет путаница, а потом скандал. Скрыть или тихо поправить ошибку сложно: за происходящим следят наблюдатели и камеры — контрольные числа могут потом не сойтись. Даже из-за одного лишнего бюллетеня выборы могут признать несостоявшимися.
На выборах бывают провокации, представители кандидатов могут ругаться и даже драться, а случайные ошибки членов комиссий раздувать до вбросов и подтасовок. Поэтому важно быть внимательным, перепроверять все за собой и коллегами и точно соблюдать инструкции.
Возможно, есть УИК и, в которых бывают вбросы и подтасовки, но за время работы в моей практике такого не было. У меня на участке что-то подтасовать или вбросить было невозможно: не сошлись бы показания по числу бюллетеней и пришлось бы всю ночь все пересчитывать и искать ошибку.
Я понимаю всеобщую интернетную истерию по поводу подтасовки выборов, но мой опыт работы в УИК говорит об обратном. Кому верить — каждый решает сам.
Источник
Статья 71. Порядок голосования в день голосования вне помещения для голосования
1. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, которые имеют право быть внесенными или внесены в список избирателей на данном избирательном участке и не могут по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) самостоятельно прибыть в помещение для голосования. Участковая избирательная комиссия также обеспечивает возможность участия в голосовании избирателям, которые внесены в список избирателей, но в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения, исключающая возможность посещения помещения для голосования.
2. Голосование вне помещения для голосования, за исключением случаев, предусмотренных статьей 70 настоящего Федерального закона, проводится только в день голосования на основании письменного заявления или устного обращения избирателя (в том числе переданного при содействии других лиц) о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Участковая избирательная комиссия регистрирует все поданные заявления (устные обращения) непосредственно в день подачи заявления (устного обращения) в специальном реестре, который по окончании голосования хранится вместе со списком избирателей.
3. При регистрации устного обращения избирателя в реестре в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи указываются время поступления данного обращения, фамилия, имя, отчество избирателя, заявившего о своем желании проголосовать вне помещения для голосования, его место жительства, а также ставится подпись члена участковой избирательной комиссии, который принял обращение (телефонограмму, сообщение и тому подобное). Если обращение передано при содействии другого лица, в реестре также указываются фамилия, имя, отчество и место жительства этого лица. По прибытии членов участковой избирательной комиссии к избирателю обращение избирателя подтверждается письменным заявлением.
4. В письменном заявлении (устном обращении) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть изложена причина, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования. В заявлении должны содержаться фамилия, имя и отчество избирателя, адрес его места жительства. Участковая избирательная комиссия на своем заседании вправе признать неуважительной причину, по которой избиратель не может самостоятельно прибыть в помещение для голосования, и на этом основании отказать ему в проведении голосования вне помещения для голосования. О принятом решении об отказе в проведении такого голосования избирательная комиссия немедленно извещает избирателя.
5. Заявления (устные обращения), указанные в пункте 2 настоящей статьи, могут быть поданы в участковую избирательную комиссию в любое время в течение 10 дней до дня голосования, но не позднее чем за шесть часов до окончания времени голосования. Заявление (устное обращение), поступившее позднее указанного срока, не подлежит удовлетворению, о чем избиратель либо лицо, оказавшее содействие в передаче обращения, уведомляется устно непосредственно в момент принятия заявления (устного обращения).
6. Председатель участковой избирательной комиссии обязан объявить о том, что члены участковой избирательной комиссии будут проводить голосование вне помещения для голосования, не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для проведения такого голосования, а также предложить членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателям присутствовать при его проведении.
7. Участковая избирательная комиссия должна располагать необходимым количеством переносных ящиков для голосования, изготовленных из прозрачного или полупрозрачного материала в соответствии с нормативами технологического оборудования, утверждаемыми Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии с подпунктом «б» пункта 9 статьи 21 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», для проведения голосования, предусмотренного настоящей статьей. Количество таких ящиков определяется решением соответствующей территориальной избирательной комиссии. При этом максимальное количество используемых в день голосования переносных ящиков для голосования вне помещения для голосования на одном избирательном участке в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, составляет:
1) до 501 избирателя — 1 переносной ящик для голосования;
2) от 501 до 1001 избирателя — 2 переносных ящика для голосования;
3) более 1000 избирателей — 3 переносных ящика для голосования.
7.1. Решением территориальной избирательной комиссии количество используемых переносных ящиков для голосования вне помещения для голосования, указанное в подпунктах 1 и 2 пункта 7 настоящей статьи, может быть увеличено, но не более чем на 1 переносной ящик при наличии хотя бы одного из условий:
1) избирательный участок включает территории нескольких населенных пунктов, и населенный пункт, где расположено помещение для голосования, находится вне пределов пешеходной доступности до иных населенных пунктов в течение времени голосования;
2) на территории избирательного участка располагается место временного пребывания избирателей, где не образован избирательный участок;
3) на территории избирательного участка зарегистрировано более 50 избирателей старше 80 лет и (или) инвалидов, сведения о которых представлены в соответствии с пунктом 16.1 статьи 20 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
4) при совмещении дня голосования на выборах Президента Российской Федерации с днем голосования на иных выборах избиратель имеет возможность проголосовать одновременно более чем по двум избирательным бюллетеням.
8. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, проводящие голосование вне помещения для голосования, получают избирательные бюллетени и расписываются в их получении в ведомости выдачи избирательных бюллетеней для проведения голосования вне помещения для голосования. Общее число получаемых избирательных бюллетеней не может превышать более чем на 5 процентов число полученных к моменту выезда заявлений (устных обращений) (но не менее двух избирательных бюллетеней). Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в участковой избирательной комиссии переносной ящик для голосования, необходимое число избирательных бюллетеней установленной формы, реестр, указанный в пункте 2 настоящей статьи, либо заверенную выписку из него, содержащую необходимые данные об избирателях и запись о поступивших заявлениях (устных обращениях) избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, поступившие письменные заявления избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, а также необходимые письменные принадлежности (за исключением карандашей) для заполнения избирателем избирательного бюллетеня. В список избирателей вносится отметка о том, что к соответствующему избирателю выехали (вышли) члены участковой избирательной комиссии. Голосование вне помещения для голосования может быть проведено одним членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса при условии, что при этом присутствует не менее двух лиц из лиц, указанных в пункте 13 настоящей статьи.
9. Голосование вне помещения для голосования проводится с соблюдением требований статьи 69 настоящего Федерального закона.
10. На письменном заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования избиратель указывает серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства и удостоверяет получение избирательного бюллетеня своей подписью. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в заявление членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса удостоверяют факт выдачи избирательного бюллетеня своими подписями на письменном заявлении избирателя. В заявлении также делается отметка о получении нового избирательного бюллетеня взамен испорченного.
10.1. В случае, если избиратель вследствие инвалидности или по состоянию здоровья не может самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить избирательный бюллетень, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя в порядке, установленном пунктом 10 статьи 69 настоящего Федерального закона.
11. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, проводящие голосование вне помещения для голосования, вправе выдать избирательные бюллетени только тем избирателям, заявления (обращения) которых зарегистрированы в реестре в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.
12. Серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, избирателя, проголосовавшего вне помещения для голосования, вносятся в список избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, выезжавшими по заявлениям (обращениям) избирателей. Одновременно в соответствующей (соответствующих) графе (графах) списка избирателей делается отметка: «Голосовал вне помещения для голосования», а также ставятся подписи указанных членов участковой избирательной комиссии.
13. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели. При этом участковая избирательная комиссия должна обеспечить не менее чем двум лицам из числа членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, назначенных разными зарегистрированными кандидатами, равные с проводящими голосование вне помещения для голосования членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения голосования. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав граждан, а равно искажения волеизъявления избирателей.
14. Если избиратель, от которого поступило заявление (обращение) о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования, прибыл в помещение участковой избирательной комиссии для голосования после того, как к нему были направлены члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса для проведения голосования вне помещения для голосования, никто из членов участковой избирательной комиссии не вправе выдать ему в помещении для голосования избирательный бюллетень, пока не возвратятся члены участковой избирательной комиссии, проводящие голосование вне помещения для голосования по заявлению (обращению) этого избирателя, и не будет установлено, что указанный избиратель не проголосовал вне помещения для голосования.
15. По окончании голосования вне помещения для голосования участковой избирательной комиссией составляется акт, в котором указываются число избирательных бюллетеней, выданных членам участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, проводившим голосование вне помещения для голосования, число письменных заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования, число выданных избирателям и возвращенных (неиспользованных, испорченных избирателями) избирательных бюллетеней, а также сведения о членах участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, проводивших голосование вне помещения для голосования, о членах участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса и о наблюдателях, присутствовавших при проведении голосования вне помещения для голосования с использованием каждого переносного ящика для голосования.
Источник