Меню

Рациональная эксплуатация оборудования это

Рациональная эксплуатация оборудования это

Управление эффективностью использования оборудования начинается с понимания, из чего это оборудование состоит и какой подход в обслуживании и ремонте к нему применять.

Можно провести аналогию с уходом за здоровьем человека. Быть более работоспособными и производительными нам помогает поддержка здоровья на нужном уровне. Для этого надо много делать: следить за питанием, получать витамины, обеспечивать организм физическими нагрузками и т.д. Для оборудования это ежедневный контроль работы основных узлов, периодическая проверка износа деталей, своевременная смазка и т.д. Если человек простудился, он купит лекарства, возможно, раньше уйдет с работы, чтобы отдохнуть дома. По оборудованию тоже видно, когда оно «простудилось». Если человек не может вылечиться самостоятельно, значит, он обратится к врачу. То же самое и с оборудованием. Важно не забывать внимательно следить за оборудованием, как за своим организмом. Если человеку нужна хирургическая операция, он уже обратится к хирургу. Соответственно какие-то ремонтные работы операторы могут сделать сами, а некоторые только с помощью ремонтного персонала.

Отсюда в программе участвуют и операторы, и ремонтники, которые вместе обеспечивают повышение надежности оборудования.

effective10-1443432222.png

Данная программа была реализована в компании как отдельный проект по повышению эффективности использования оборудования. Основные этапы проекта:

  1. Создание и развитие нормативно-технической базы по ТОиР.
  2. Контроль состояния и превентивное обслуживание.
  3. Планирование, анализ и управление работами по ТОиР.
  4. Оптимизация процессов снабжения ТМЦ и управления складами.

На первом этапе очень важно было провести классификацию всего оборудования по степени критичности и определить методику технического обслуживания и ремонтов (ТОиР). Укрупненный цикл принятия решения о выборе методики ТОиР:

effective1-1443429041.jpg

Рисунок 1. Укрупненный цикл принятия решения о выборе методики ТОиР

Основная задача в проекте была научиться не «тушить пожары», т. е. останавливаться на аварийные простои, а предотвращать появление этих простоев, затем последовательно сокращать как аварийные, так и плановые простои. Мы кардинально изменили свой подход к техническому обслуживанию и ремонту, снизив долю ремонтов «по событию», когда ремонт оборудования производится только в случае отказа или повреждения составных частей оборудования, и увеличив долю ремонтов «по состоянию», когда контроль технического состояния выполняется с периодичностью и в объеме, установленном в нормативно-технической документации, а момент начала ремонта и объем восстановления определяется техническим состоянием составных частей оборудования:

effective2-1443429093.jpg

Рисунок 2. Перераспределение долей плановых простоев ТЕХНОНИКОЛЬ при разных подходах к организации ТОиР

effective3-1443429143.jpg

Рисунок 3. Сравнение времени простоя при разных подходах к организации ТОиР

Установить причины снижения производительности до того, как это приведет к полной остановке производства, помогает процедура документирования данных о полной эффективности оборудования (ОЕЕ, Overall Equipment Effectiveness). В большинстве случаев целесообразно регистрировать три параметра работы оборудования: готовность (процент времени, в течение которого оборудование в порядке и может начать работу в любой момент), производительность (скорость работы) и качество выхода.

effective4-1443429227.jpg

Рисунок 4. Взаимосвязь составляющих ОЕЕ и производственных потерь

Итак, общая эффективность оборудования (Overall Equipment Efficiency, OEE) — показатель, позволяющий комплексно оценить эффективность построения производственного процесса, за исключением входной и выходной логистики.

OEE = Доступность X Производительность X Качество

Доступность определяется как отношение между фактическим временем производства продукции и запланированным временем.

effective7-1443429397.jpg

Производительность определяется как отношение между количеством выпущенных изделий и произведения номинальной скорости и рабочего времени.

effective8-1443429413.jpg

Качество определяется как отношение количества произведенных изделий, исключая брак, и общим количеством изделий.

effective9-1443429413.jpg

Подставив все значения в общую формулу, получаем:

effective5-1443429413.jpg

После математических сокращений видим, что достаточно трех значений для определения показателя ОЕЕ, но мы собираем информацию по всем, чтобы четко понимать, за счет чего мы можем повысить свою эффективность.

Записи о полной эффективности оборудования должны быть понятны каждому, поэтому удобно использование в них диаграмм. Операторы должны регистрировать все фактические случаи остановки, независимо от их длительности и причин. Когда график ведется долго и без ошибок, регистрация повторяющихся проблем позволит выявить тенденции и наметить пути предотвращения производственных потерь.

Рисунок 5. Динамика OEE производственных подразделений ТЕХНОНИКОЛЬ в 2011-2014 гг.

На некоторых заводах Компании для автоматизации процессов управления эффективностью оборудования используют информационную систему EAM 1 класса, в которой заложен цикл Деминга 2 . Бизнес-логика системы нацелена на предотвращение возникновения поломок путем автоматичного формирования заказ-нарядов на профилактическое обслуживание по расписанию или по отклонениям от нормативных показателей по результатам диагностики оборудования. Очень важным моментом в работе информационной системы является также то, что без анализа и указания коренной причины отказа невозможно закрыть заказ-наряд или забыть о нем.

effective6-1443429413.jpg

Рисунок 6. Цикл Деминга, встроенный в бизнес-процесс управления эффективностью использования оборудования

1 EAM от англ. Enterprise Asset Management- управление фондами и активами предприятия.

2 Доработанная Уильямом Эдвардсом Демингом кольцевая или спиралевидная схема «этапов динамичного научного процесса получения знаний» Уолтера Эндрю Шухарта, означает: P (plan) — планируй, D (do) — делай, C (check) — проверяй, A (act) — воздействуй, известна также как колесо или цикл Деминга.

Источник



Рациональное использование оборудования в Трансмашхолдинге

Руководитель направления по производственной системе ЗАО «Трансмашхолдинг» Андрей Костин делится опытом внедрения системы TPM на предприятиях компании.

Автор: Андрей Костин, Руководитель направления по производственной системе ЗАО «Трансмашхолдинг»

В рамках стратегии развития Трансмашхолдинга вопрос управления производственными мощностями имеет одно из первостепенных значений. Помимо концентрации сборочных производств по ключевым компонентам, повышение эффективности работы высокотехнологичного оборудования – ключевой вектор реструктуризации предприятий.

С целью реализации данного направления на предприятиях компании ТМХ внедряется система TPM.

TPM (Total Productive Maintenance) – это комплексная система обеспечения высококачественной работы оборудования, которая позволяет существенно повысить производственные показатели и сделать процесс работы безопасным, эффективным и приятным. Все это достигается посредством оптимизации взаимоотношений работников с тем оборудованием, с которым они работают.А поскольку внедрение TPM начинают для того, чтобы получить конкретные результаты (улучшить состояние рабочей среды, свести к минимуму аварии и поломки, повысить качество продукции, сократить время перехода на новую продукцию, и т.д.), то у рабочих появляются новые стимулы к работе. Они все более активно включаются в систему TPM и подают все больше предложений о дальнейших усовершенствованиях. Люди начинают считать систему TPM неотъемлемой частью своей работы.

Особенно важно внедрять TPM на высокотехнологичном, ремонтно-сложном и вновь вводимом оборудовании. Всем известно, что затраты на аварийное восстановление значительно выше профилактических мероприятий.

Главная характеристика TPM – стирание границы между эксплуатирующей и ремонтной службой, что позволяет значительно повысить эффективность использования трудовых ресурсов при ограниченном количестве технического персонала.

Основополагающим блоком при построении системы TPM является самостоятельное (автономное) обслуживание оборудования, которое осуществляет эксплуатирующий персонал. Основные цели и мероприятия самостоятельного обслуживания остаются теми же, что и в любой отрасли по производству готовых изделий, и смысл их заключается в том, что необходимо изменить мышление и привычки работников, используя оборудование в качестве учебного пособия. Ключевым вопросом в этом направлении является эффективное осуществление чистки, осмотра, смазки и мероприятий по совершенствованию оборудования. В процессе такой перестройки оборудование доводится практически до оптимального состояния, так как его изношенные узлы восстанавливаются, состояние конролируется, а аномальные факторы (замечания в работе оборудования) своевременно корректируются. По мере того, как восстанавливается оборудование, а причины износа осознаются, объем необходимых работ, соответственно, может изменяться.

В рамках внедрения производственной системыв холдинге разработана дорожная карта, отражающая основные направления внедрения системы TPM.

Примеры реализации методологии TPM нашли широкое применение и хорошо зарекомендовали себя уже на таких заводах компании, как Брянский машиностроительный завод и Тверской вагоностроительный завод.

Основные цели, которые ставят на заводах при внедрении TPM:

  • повышение эффективности использования оборудования;
  • достижение нулевого уровня поломок и брака;
  • качественное и своевременное плановое обслуживание оборудованияв полном объеме;
  • уменьшение издержек за весь срок службы оборудования;
  • воспитание квалифицированных специалистов пооборудованию и формирование заинтересованного отношения как операторов, так и ремонтников к обслуживанию и совершенствованию оборудования.

На заводах ежегодно формируется план развертывания автономного обслуживания, системно ведется учет и анализ показателей надежности оборудования (MTBF, MTTR, уровень поломок), ежемесячно определяются наихудшие единицы оборудования (с целью проведения анализа причин аварийности), проводится оценка выполнения плановых ремонтных работ, разработан и внедрен чек-лист по проведения аудита внедрения системы TPM.

Каждое состояние оборудования визуализировано сигнальными табличками.

Фото 1. Сигнальные таблички.

На всем оборудовании ремонтными службами совместно с эксплуатирующим персоналом разрабатываются регламенты по проведению автономного обслуживания операторами с указанием объема работ, периодичности, методов контроля, используемого инструмента и материалов. Дополнительно это визуализируется на оборудовании блок-схемой с указанием точек контроля и инспекции.

Объемы и график по проведению очистки оборудования и уборке также регламентируются, в форме стандарта рабочего места.

В непосредственной близости к оборудованию (группе оборудования) находятся: инвентарь для автономного обслуживания (для смазки, уборки, чистки, долива, шприцевания и т.д.).

Фото 2. Стандарты.

Фото 3. Инвентарь для автономного обслуживания.

В реальном времени ведется электронный журнал, который отражает не только заявки по поломкам, но и все отклонения/замечания в работе оборудования, которые выявляют операторы станков при осмотрах и проверках оборудования по регламентам автономного обслуживания. В данном журнале отражается также время простоя оборудования и причина формирования заявки.

Фото 4. Электронный журнал.

После выполнения ремонтных работ оформляется «акт выполненных работ». В акте фиксируются: фактически выполненные действия, выявленные дефекты, предупреждающие мероприятия.

Данная статистическая база данных является источником информации для расчета и дальнейшего анализа показателей надежности оборудования.

Ниже (на фото 5) представлен интерфейс «Рабочего стола» Директора по эксплуатации БМЗ.

«Рабочий стол директора» предназначен для мониторинга:

  • состояния критичного, определяющего и основного технологического оборудования;
  • основных производственных показателей: OEE, MTBF, MTTR, уровня поломок оборудования.
Читайте также:  Производство оборудования по пере

Время обновления данных – ежеминутно.

Система позволяется отображать показатели по оборудованию в разрезе любых временных интервалов.

Фото 5. Интерфейс «Рабочего стола» Директора по эксплуатации БМЗ (кликните на изображение для увеличения).

Дополнительно в рамках системы TPM ведется работа по автоматизации бизнес-процессов в области учета материальных и трудозатрат на плановые и аварийные ремонты. Частный пример реализации данного направления – в создании автоматизированного поста раздачи масла и смазки на БМЗ.

Фото 6. Автоматизированный пост раздачи масла и смазки на БМЗ.

Пост раздачи масла и смазки предназначен для долива и замены масла на оборудовании. В посту раздаются жидкие масла, густые смазки, СОЖ, чистящее средство. В зоне хранения расположены емкости хранения масел, СОЖ и чистящего средства, используемые на оборудовании в цехе. Перечень масел, используемых цехом, унифицирован с 54 наименований до 20. Данный пост позволяет в автоматическом режиме учитывать остатки масел в емкостях, а также расход на каждую единицу оборудования.

Помимо улучшения показателей надежности оборудования, в рамках Бизнес-плана на 2015 г. перед заводами ТМХ поставлены цели в области управления оборудованием – это показатель OEE (Overall Equipment Effectiveness – Общая Эффективность Оборудования).

ОЕЕ – ключевой показатель в методологии ТРМ. Он высвечивает скрытые возможности, раскрывает потенциал для повышения эффективности оборудования и процессов. При этом ОЕЕ не является оценкой эффективности работы ремонтной службы. На этот показатель влияют как производственные процессы, так и то, как обслуживается и эксплуатируется оборудование. Таким образом, ОЕЕ является интегральным показателем, дающим объективную оценку состояния и работоспособности оборудования (процессов), и создает всеобщую основу для измерения производственной эффективности.

Ожидаемый эффект от внедрения ОЕЕ и мероприятий по его улучшению:

  • Повышение отдачи от инвестиций в оборудование предприятий;
  • Оптимизация межзаводской кооперации за счет дозагрузки оборудования;
  • Увеличение загрузки и оптимизации сменности работы оборудования;
  • Снижение стоимости нормочаса работы оборудования;
  • Расшивка узких мест (оптимизация инвестиций в поддержание мощностей).

Расчет показателя ОЕЕ осуществляется по следующей формуле:

Фото 7. Расчет показателя ОЕЕ.

Общее количество единиц оборудования на заводах ТМХ исчисляется тысячами, поэтому было важно правильно поставить приоритеты по внедрению данной методологии. На каждом заводе был сформирован список критического, лимитирующего и дорогостоящего оборудования. Именно эти единицы и стали первоочередными для учета на них ОЕЕ.

Специалистами по производственной системе ТМХ разработана и внедрена единая для всех заводов методика оценки и повышения эффективности работы оборудования (процессов). Методика регламентирует единую для всех заводов методологию учета работы оборудования, расчет и порядок анализа OEE, постановку целевых значений. Ежемесячно на всех заводах формируется сводный анализ работы по всем единицам оборудования, где отражаются все потери в работы оборудования, OEE и показатель TEEP (total effective equipment performance) – общей эффективности производительности оборудования. Ниже (на фото 8) представлен фрагмент ежемесячного анализа работы оборудования на ТВЗ.

Фото 8. Ежемесячный анализ работы оборудования на ТВЗ (кликните на изображение для увеличения).

Очень важно отслеживать все три множителя формулы: готовность, производительность и качество.

Дело в том, что наблюдение за значением OEE является условно отправной точкой. Обнаружив, что значение ОЕЕ отличается от целевого (например, оно упало по сравнению с предыдущем периодом), необходимо определить, что повлияло на это падение. Анализируя значения каждого из трех коэффициентов и сравнивая их, например, со значениями за предыдущие периоды, мы постепенно локализуем причину потери эффективности.

Сбор данных для расчета OEE начинается с фиксации всех простоев оборудования на специальном бланке и направлен на выявление и тщательный анализ потерь эффективности и производительности с целью их дальнейшей ликвидации. Дополнительно указывается номенклатура производимых деталей на оборудовании и количество бракованных деталей.

Фото 9. Формат бланка учета простоев оборудования (кликните на изображение для увеличения).

Фото 10. Формат бланка учета производимых деталей (кликните на изображение для увеличения).

По данным из бланков специалистами цехов проводится ежемесячный расчет показателя OEE и проводится анализ потерь в работе оборудования и процессах. Потери идентифицируются по всем трем коэффициентам в структуре OEE.

В случае с коэффициентом готовности – строится диаграмма Парето, в которой отражаются все возможные потери, связанные с простоями оборудования (включая плановые и внеплановые остановки оборудования). На основании диаграммы Парето проводится дополнительный анализ корневых причин доминирующих простоев оборудования, с применением инструментов решения проблем (Ишикава, 5 Почему), по результатам которого разрабатывается план мероприятий по их снижению в будущем, например, проводится SMED (быстрая переналадка), с целью сокращения времени переналадок.

При больших потерях, связанных с производством брака и переделок, проводится анализ возможных причин производства дефектной продукции.

При потерях связанных с низкой производительностью, проводится анализ возможных причин снижения скорости работы и кратковременных остановок, не связанных с поломками оборудования.

Ниже представлен пример формата учета и анализа показателя OEE на двухстоечном продольно фрезерным станке SHW-6L на БМЗ, а также динамика OEE за период февраль-июль 2014 г.

Как видно из графиков, был проведен анализ OEE, выявлены доминирующие потери в работе оборудования (переналадка, содержание рабочего места, поломки), по результатам анализа которых, были предложены решения и разработан план мероприятий. Как результат – OEE увеличился на 20%.

Фото 11. Учет и анализ показателя OEE (кликните на изображние для увеличения).

Еще раз отмечу, что OEE позволяет выявить потери и причины неэффективности работы. В результате выявляются не только простои из-за поломок, но и потери из-за неэффективной настройки оборудования, снижения производительности его работы или ожидания поступления материалов. В конечном итоге OEE позволяет проследить, каково влияние текущей производительности отдельной единицы оборудования на эффективность работы целого производства. Наличие достоверных результатов измерения производительности основных фондов позволяет принимать взвешенные решения о капитальных вложениях, обеспечивающих более быстрый возврат инвестиций. На основе данных OEE делается вывод, возможно ли улучшение производительности на существующем оборудовании или же его возможности фактически исчерпаны и для увеличения производительности необходимо новое.

А благодаря внедрению системы TPM безнадежно устаревший и запущенный завод, заросший грязью из жидкой и твердой смазки, пролитых жидкостей, может буквально восстать из праха и стать предприятием, работать на котором приятно и безопасно. Заказчиков продукции такие изменения просто поражают, а их доверие в продукции такого предприятия возрастает.

Источник

Планово-предупредительный ремонт (ППР)

ИА Neftegaz.RU. Система планово-предупредительных ремонтов (ППР) это комплекс организационных и технических мероприятий по уходу, надзору, эксплуатации и ремонту технологического оборудования, направленных на предупреждение преждевременного износа деталей, узлов и механизмов и содержание их в работоспособном состоянии.

Сущность системы ППР состоит в том, что после отработки оборудованием определенного времени производятся профилактические осмотры и различные виды плановых ремонтов, периодичность и продолжительность которых зависят от конструктивных и ремонтных особенностей оборудования и условий его эксплуатации.

Система ППР предусматривает также комплекс профилактических мероприятий по содержанию и уходу за оборудованием.

Она исключает возможность работы оборудования в условиях прогрессирующего износа, предусматривает предварительное изготовление деталей и узлов, планирование ремонтных работ и потребности в трудовых и материальных ресурсах.

Положения о планово-предупредительных ремонтах разрабатываются и утверждаются отраслевыми министерствами и ведомствами и являются обязательными для выполнения предприятиями отрасли.

Основное содержание ППР внутрисменное обслуживание (уход и надзор) и проведение профилактических осмотров оборудования, которое обычно возлагается на дежурный и эксплуатационный персонал, а также выполнение плановых ремонтов оборудования.

Системой ППР предусматриваются также плановые профилактические осмотры оборудования инженерно-техническим персоналом предприятия, которые производятся по утвержденному графику.

Грузоподъемные машины, кроме обычных профилактических осмотров, подлежат также техническому освидетельствованию, проводимому лицом по надзору за этими машинами.

Системой ППР предусматриваются ремонты оборудования 2 х видов: текущие и капитальные.

Текущий ремонт оборудования включает выполнение работ по частичной замене быстроизнашивающихся деталей или узлов, выверке отдельных узлов, очистке, промывке и ревизии механизмов, смене масла в емкостях (картерных) систем смазки, проверке креплении и замене вышедших из строя крепежных деталей.

При капитальном ремонте, как правило, выполняется полная разборка, очистка и промывка ремонтируемого оборудования, ремонт или замена базовых деталей (например, станин); полная замена всех изношенных узлов и деталей; сборка, выверка и регулировка оборудования.

При капитальном ремонте устраняются все дефекты оборудования, выявленные как в процессе эксплуатации, так и при проведении ремонта.

Периодичность остановок оборудования на текущие и капитальные ремонты определяется сроком службы изнашиваемых узлов и деталей, а продолжительность остановок временем, необходимым для выполнения наиболее трудоемкой работы.

Для выполнения планово-предупредительных ремонтов оборудования составляются графики.

Каждое предприятие обязано составлять по установленной форме годовой и месячный графики ППР.

Система ППР предполагает безаварийную модель эксплуатации и ремонта оборудования, однако в результате изношенности оборудования или аварий проводятся и внеплановые ремонты.

Преимущества использования системы ППР:

  • контроль продолжительности межремонтных периодов работы оборудования,
  • регламентирование времени простоя оборудования в ремонте,
  • прогнозирование затрат на ремонт оборудования, узлов и механизмов,
  • анализ причин поломки оборудования,
  • расчет численности ремонтного персонала в зависимости от ремонтосложности оборудования.

Недостатки системы ППР:

  • отсутствие удобных инструментов планирования ремонтных работ,
  • трудоемкость расчетов трудозатрат,
  • трудоемкость учета параметра-индикатора,
  • сложность оперативной корректировки планируемых ремонтов.

Источник

Управление оборудованием предприятия

4 июля 2012

Управление оборудованием предприятия

Дмитрий Танасичук

руководитель направления «Ремонт-Эксперт» компании «Деснол Софт Проджект»

Поддержание всех технических и технологических систем предприятия в работоспособном состоянии — задача управления оборудованием. Управление оборудованием осуществляется с целью обеспечения:

  • безопасности эксплуатации оборудования;
  • постоянной его работоспособности и поддержания технологических характеристик оборудования;
  • экономической эффективности использования оборудования.

Наиболее распространенной концепцией организации управления оборудованием является управленческая методология, называемая Enterprise Assets Management (EAM) — управление активами предприятия. Основная цель ее применения — поддержание рабочей готовности производственных активов за счет оптимизации управления техническим обслуживанием и ремонтами оборудования, правильной организации материально-технического обеспечения и использования трудовых ресурсов.

Читайте также:  Высокий износ производственного оборудования

Концепция EAM включает методы управления, позволяющие добиться максимального результата максимальной надежности и работоспособности производственных активов — при минимальных затратах. Для этого в качестве инструмента автоматизации используют EAM-системы. Исторически такие системы возникли из систем управления ремонтами (Computerized Maintenance Management System, CMMS), которые, в свою очередь, содержат базу данных оборудования предприятия, модули планирования проведения технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта, оформления заявок на проведение ремонта, модули складского учёта и заявок на покупку материалов, финансового учёта.

Как свидетельствует отечественный и мировой опыт, наиболее эффективны системы управления, в том числе и управления активами предприятия и управления ремонтами оборудования, построенные на основе процессного подхода.

Международные стандарты ИСО серии 9000 редакции 2000 года формулируют смысл и назначение процессного подхода следующим образом: «Желаемый результат достигается более эффективным способом, если соответствующими ресурсами и деятельностью управляют как процессами». Простейший алгоритм действий руководителя по управлению процессом и достижению его целей содержит метод Деминга, согласно которому для управления процессом необходимо непрерывно повторять следующие этапы:

  • планирование: установление целей и процессов, необходимых для достижения целей; планирование работ по достижению целей процесса и удовлетворения потребителя; планирование выделения и распределения необходимых ресурсов;
  • выполнение: выполнение запланированных работ;
  • проверка: сбор информации и контроль результата на основе ключевых показателей эффективности, получившегося в ходе выполнения процесса, выявление и анализ отклонений, установление причин отклонений;
  • воздействие (управление, корректировка): принятие мер по устранению причин отклонений от запланированного результата, изменения в планировании и распределении ресурсов.

То есть, цикл управления начинается с планирования. Результаты процессов регулярно контролируются на предмет соответствия заявленным параметрам. В случае отклонения незамедлительно принимаются соответствующие меры.

Системы управления активами предприятия (EAM) позволяют согласованно управлять (по всему циклу управления) следующими процессами:

  • техническое обслуживание и ремонт (ТОиР);
  • материально-техническое обеспечение (МТО);
  • управление складскими запасами (запчасти для ТОиР);
  • управление финансами (в области ТОиР и МТО);
  • управление персоналом (в области ТОиР);
  • управление документами (в области ТОиР и МТО).

Так, по данным консалтинговой компании «А.Т. Kearney», ЕАМ-системы способствуют:

  • повышению производительности ремонта на 29%;
  • сокращению сверхнормативных запасов — 21%;
  • повышению готовности оборудования — 17%;
  • уменьшению случаев нехватки запасов — 29%;
  • сокращению аварийных работ — 31%;
  • уменьшению количества сверхурочных работ — 22%;
  • уменьшению времени ожидания материалов — 29%;
  • сокращению объема срочных закупок — 29%.

Внедрение любой информационной системы представляет собой сложное организационное изменение, связанное с другими организационными преобразованиями, проводимыми на предприятии. Как правило, все они направлены на получение конкурентных преимуществ, повышение качества продукции, сокращение затрат.

Внедрение ЕАМ-системы требует совершенствования организационной структуры предприятия и бизнес-процессов, что должно коснуться как собственно процессов эксплуатации оборудования, так и процессов управления, которые включают учет оборудования, ведение базы различных нормативов, учет параметров эксплуатации оборудования, планирование ремонтов, управление персоналом ремонтной службы, планирование и учет МТО, учет и анализ выполненных работ.

Улучшение процессов эксплуатации оборудования реализуется организационно-техническими мероприятиями и направлено на сокращение и/или устранение основных эксплуатационных рисков предприятия, таких как:

  • длительные простои оборудования, приводящие к остановке производства и срыву выполнения производственных планов;
  • непредсказуемые поломки оборудования и необходимость проведения дорогостоящих внеплановых аварийных ремонтов;
  • чрезмерное и необоснованное увеличение затрат на ремонт и эксплуатацию производственных активов;
  • снижение производительности труда за счет неэффективной эксплуатации оборудования.

ЕАМ-системы позволяют, кроме того, оптимизировать управление персоналом. Управление распорядительными документами (нарядами-допусками к работам, нарядами на выполнение работ), ведение учета квалификации и компетенций персонала, планирование потребности в трудовых ресурсах на выполнение ремонтных работ, проведение аттестации персонала, определение результатов выполнения работ — все это крайне важно для эффективного управления техническим обслуживанием и ремонтами оборудования предприятий.

Источник

Обеспечение надежной и безопасной эксплуатации оборудования

Настоящей публикацией мы начинаем цикл статей, посвященных вопросам контроля технического состояния, ремонта и наладки оборудования при эксплуатации. Мы постараемся предоставить вам информацию о современных методах и средствах контроля текущего технического состояния оборудования, передовых системах (технологиях) обслуживания, методах устранения наиболее распространенных дефектов. Надеемся, что эта информация поможет сократить эксплуатационные затраты, повысить ресурс и надежность технологического оборудования, избежать убытков, связанных с авариями и простоями оборудования. Первая публикация из этой серии рассматривает вопросы организации обслуживания и контроля технического состояния оборудования во время эксплуатации без его разборки.

В различных отраслях промышленности затраты на техническое обслуживание оборудования составляют от 6 до 18 % стоимости выпускаемой продукции (услуг), что сравнимо с прибылью предприятия. Поэтому совершенствование системы технического обслуживания с целью снижения затрат является важнейшим резервом. Рассмотрим применяемые в настоящее время виды технического обслуживания. Реактивное техническое обслуживание («до поломки») — ремонт или замена оборудования — производится после выхода из строя или выработки ресурса. Имеет следующие недостатки: риск внеплановых простоев, дорогостоящий и продолжительный ремонт из-за серьезности и обширности дефектов. Кроме того, есть вероятность внезапного отказа одновременно нескольких агрегатов, при этом необходимость в ремонтных работах может превысить возможности ремонтных служб. Планово-профилактическое техническое обслуживание (ППР) — работы по профилактическому ремонту различного объема (текущий, средний, капитальный) выполняются через строго определенные интервалы времени, согласно календарного плана. Является сегодня самым распространенным видом ТО, в первую очередь потому, что этот вид появился давно и наиболее обеспечен методически. Несомненным достоинством ППР, по сравнению с реактивным обслуживанием, является более высокий уровень управления обслуживанием и снижение количества внезапных отказов оборудования. Исследования и опыт работы в промышленности показали, что успешная программа ППР может обеспечить, по сравнению с реактивным обслуживанием, более чем 30 %-e снижение эксплуатационных затрат. Основным недостатком ППР является проведение «излишних» ремонтов, т.е. ремонтов фактически исправного оборудования, что ведет к росту эксплуатационных затрат. Основная идея ППР, состоящая в том, что остаточный ресурс механизма определяется только временем его эксплуатации, не находит подтверждения на практике, носит явно выраженный затратный характер, а в сочетании со сдельной оплатой труда ремонтников просто разорительна. Развитие микропроцессорной и компьютерной техники, разработка на их базе методови средств контроля обеспечили возможность не только определять текущее состояние агрегатов путем измерения ряда технических параметров, но и на основе их анализа прогнозировать остаточный ресурс узлов и деталей. Планировать сроки проведения и объемы ремонтных работ, т.е. проводить ремонт только тех агрегатов и узлов, где он необходим. Данный метод обслуживания называется «предупредительным» или обслуживанием по фактическому техническому состоянию (ОФС). Достоинством этого метода является снижение объемов ремонтных работ (исключается ремонт бездефектных узлов) и увеличение на 25–40 % межремонтного ресурса по сравнению с ППР. Наиболее прогрессивным видом обслуживания является проактивное техническое обслуживание (ПАО) — оно направлено на минимизацию требуемых объемов технического обслуживания и достижение максимально возможного межремонтного ресурса путем систематического устранения источников возникновения дефектов. В результате анализа наиболее часто встречающихся дефектов определяются причины их возникновения и влияние на межремонтный интервал, а затем принимаются меры по недопущению возникновения этих дефектов. В частности, проводится анализ работы ремонтных бригад с целью выявления недостатков, проявляющихся на группе агрегатов (например, некачественная сборка, центровка или балансировка), анализ оснащенности (например, оснастка для монтажа и демонтажа подшипников), анализ используемых ремонтных технологий, входной контроль используемых покупных изделий, конструктивные изменения (например, применение износостойких материалов) и др. Каждому этапу экономического и технического развития предприятия соответствует свой вид обслуживания. Предприятие, где основным орудием труда ремонтников является кувалда, обречено на использование технологии «по регламенту» (ППР), которая обычно плавно трансформируется в технологию «до поломки», что как ни странно, устраивает как изготовителей данного оборудования, так и службы предприятий, занимающиеся его обслуживанием. Изготовитель при формировании эксплуатационной документации имеет возможность и естественно закладывает известный только ему «запас», как по срокам, так и по объемам необходимых работ по обслуживанию, защищая себя тем самым от рекламаций. В свою очередь ремонтные службы имеют гарантированные объемы работ и минимум ответственности. В большинстве случаев при поломке механизма к ним нет никаких обоснованных претензий — они вовремя и в полном объеме делают все, что положено по регламенту. Однако механизм как всегда «не вовремя» ломается, причины остаются невыясненными, виновных нет, ждем, что у нас поломается завтра. С целью снижения эксплуатационных затрат на передовых предприятиях начинают применять комбинированный вид обслуживания, который можно назвать обеспечением надежности оборудования (ОНО). На базе информации о текущем техническом состоянии и в зависимости от категории (важности) данного оборудования применяются элементы того вида обслуживания, который обеспечивает достижение максимально возможного межремонтного ресурса при условии обеспечения безопасной эксплуатации, например: 1. Реактивное («до поломки») — вспомогательное или основное технологическое оборудование, имеющее резерв, остановка которого не влечет за собой простоя. В процессе эксплуатации контролируется текущее техническое состояние, но мер не принимается, т.е. дают механизму выработать максимально возможный межремонтный ресурс, при этом резервное оборудование заранее находится в хорошем техническом состоянии. 2. ППР («по регламенту») — 1) оборудование, эксплуатация которого без выполнения регламентных работ запрещена; 2) технологией предусмотрена периодическая остановка предприятия, цеха или участка для производства ремонтных работ. В межремонтный период контролируется текущее техническое состояние, к моменту плановой остановки корректируются объемы ремонтных работ (текущий, средний, капитальный), при этом разрабатываются и внедряются меры по устранению причин возникновения дефектов. Заранее планируется приобретение запчастей, материалов и т.д. 3. ОФС («предупредительное») — ответственное технологическое оборудование, остановка которого влечет за собой простой всего предприятия. Основой системы обеспечения надежной и безопаснойэксплуатации является информация о реальном текущем техническом состоянии оборудования, на базе контроля и анализа соответствующих параметров, наиболее информативные из которых —параметры вибрации. Мониторинг и диагностика роторных машин по вибрации Вибрация — это механические колебания тела около положения равновесия. Идеальная машина не должна создавать механических колебаний, т.к. в ней вся энергия должна превращаться в полезную работу. На практике при работе любых механических и электромагнитных систем возникают колебания, вызванные остаточным дисбалансом, расцентровкой, отклонениями в элементах зацепления, зазорами и т.д., что приводит к рассеиванию энергии в виде механических колебаний. Поэтому вибрация — один из самых информативных параметров, который может быть применен для контроля текущего технического состояния механизмов роторного типа без их разборки в процессе изготовления (испытаний), эксплуатации, ремонта и наладки. Мы уже привыкли к тому, что контролируем, например состояние двигателей внутреннего сгорания по давлению, температуре, расходу масла, компрессии и т.д, т.е. по определенным диагностическим признакам, и только после этого принимаем решение об их техническом состоянии, производстве определенных наладочных или ремонтных работ. Для механизмов роторного типа (турбин, турбокомпрессоров, электродвигателей, генераторов, насосов, вентиляторов и т.д.) сигналы вибрации являются основными источниками диагностической информации, характеризующим текущее техническое состояние механизмов. Это обусловлено тем, что вибрация, являясь следствием взаимодействия различных сил в самом механизме, несет в себе информацию о состоянии как механизма в целом, так и его отдельных кинематических связей, узлов и деталей. При этом теория и практика анализа вибросигналов к настоящему времени столь отработана, что можно получить достоверную информацию практически по любому дефекту монтажа, изготовления или износа (табл.1). При появлении каких-либо факторов, вызывающих отклонения от нормального состояния механизма, мы наблюдаем реакцию на их воздействия по изменению соответствующих вибрационных параметров, которые в силу своей высокой чувствительности отражают происходящие с механизмом перемены. На базе контроля и анализа соответствующих вибрационных параметров, решаются две основные задачи технической диагностики: 1. Мониторинг — распознавание текущего технического состояния механизма; 2. Диагностика — выявление причин и условий, вызывающих неисправности, и принятие обоснованных решений по их устранению. Первая из задач долгие годы успешно решается на базе развития средств измерения основных параметров вибрации. Это обычно достаточно простые приборы для наблюдения за изменениями определенной группы вибрационных параметров во времени и сравнение полученных результатов с пороговыми значениями. При этом объединение их в стационарные системы мониторинга с использованием средств автоматизации позволяет создавать системы автоматического мониторинга. Основные задачи мониторинга — это контроль общего уровня (категории) технического состояния машин и достоверное обнаружение аварийных ситуаций, поэтому системы мониторинга обычно включают в состав средств аварийной защиты машин, отключающие их при возникновении аварийной ситуации. Решению второй задачи способствовало бурное развитие микропроцессорной и компьютерной техники и технологий, развитие на их базе методов и средств диагностики, создание специализированных программ по хранению, обработке и анализу результатов измерений. Задачейсистем вибрационной диагностики как стационарных, так и переносных является обнаружение и идентификация дефектов на ранней стадии развития, их можно назвать системами мониторинга развития дефектов. Система отслеживает все дефекты, возникающие в процессе эксплуатации машин от момента их зарождения (когда они еще не представляют опасности для работы), контролирует скорость их развития во времени и на основе анализа полученных данных прогнозирует остаточный ресурс, т.е. достаточно точно можно планировать работы по ремонту, наладке или замене изношенных деталей. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что внедрение средств диагностирования является одним из важнейших факторов повышения экономической эффективности использования оборудования в промышленности. Поэтому переносные системы технической диагностики на многих предприятиях становятся основой для перехода от технологии планово-профилактических ремонтов (ППР) к технологии обслуживания по фактическому состоянию (ОФС). Данная технология коренным образом меняет систему обслуживания оборудования на предприятии и позволяет: &#10063 избавиться от «внезапных» поломок механизмов и остановок производства; &#10063 контролировать реальное текущее техническое состояние механизмов; &#10063 технически обоснованно определять сроки и содержание ремонтных и наладочных работ, контролировать качество их выполнения; &#10063 уменьшить финансовые и трудовые затраты на эксплуатацию оборудования; &#10063 продлить межремонтный период и срок службы ваших механизмов; &#10063 сократить потребность в запасных частях, материалах и оборудовании; &#10063 повысить общую культуру производства и квалификацию персонала. Используемые при этом технические средства, как правило, позволяют не только контролировать состояние механизмов, но и обеспечивают решение задач по оперативной наладке в процессе эксплуатации и ремонта. В первую очередь это касается динамической балансировки роторов, контроля качества подшипников и их монтажа. Для внедрения современных видов технического обслуживания необходимо достаточно точное приборноеи методическое обеспечение. Фирма «Сервис технологических машин» совместно с НПП «Контест» производит автономный, микропроцессорный, вибродиагностический прибор — анализатор спектра вибрации 795М. Основные технические характеристики прибора ставят его в ряд современных диагностических средств, высокая разрешающая способность позволяет выявить любой дефект на месте эксплуатации механизма. Возможности выполнения многоплоскостной динамической балансировки в собственных опорах, измерения амплитудо-фазочастотных характеристик (АФЧХ) на режимах разгона/выбега, контроль подшипников по огибающей и методу ударных импульсов существенно расширяют возможности использования прибора при ремонте и наладке. Фирма поставляет прибор и устанавливает программное обеспечение к нему на компьютере заказчика, обучает основам вибродиагностики, работе с прибором и программным обеспечением персонал заказчика. Осуществляет гарантийное (18 месяцев) и послегарантийное обслуживание. Обслуживание насосного и компрессорного оборудования Данные агрегаты являются классическим примером проявления широко распространенных дефектов, возникающих в процессе эксплуатации оборудования, которые невозможно устранить традиционными методами. Кинематика агрегатов на первый взгляд очень проста — это установленные на подшипниках качения два ротора, соединенные муфтой. Однако за этой простотой скрывается множество проблем. В первую очередь это касается устранения дисбаланса рабочих колес, неизбежно возникающего в процессе эксплуатации, точности центровки валов, качества монтажа подшипников. Вызванные дисбалансом или расцентровкой валов, центробежные силы существенно повышают нагрузки на подшипниковые опоры, корпусные детали, фундамент и приводят к резкому сокращению ресурса агрегатов. Технология планово-предупредительных ремонтов, основанная на том, что ресурс механизма определяется только временем его эксплуатации, не находит подтверждения на практике, как правило, создает множество проблем и в конечном итоге ведет к аварийным ситуациям с серьезными последствиями. Например, на одном из предприятий водоочистки выход из строя подшипника турбовоздуходувки, не отработавшего еще свой ресурс согласно требований документации, привел к аварии, в результате чего были: повреждены лабиринтные уплотнения ротора и думмиса; разбиты корпус и крышки подшипниковой опоры со стороны муфты; задрана шейка на валу ротора под подшипником; изогнут вал ротора в районе соединительной муфты. Понесенные предприятием затраты по восстановительному ремонту несоизмеримы с расходами по контролю и своевременной замене подшипника. Анализ данных и опыт производства работ по ремонту и наладке свидетельствует о том, что основными причинами преждевременного выхода их строя подшипниковых узлов и аварий являются: &#10063 Неудовлетворительная центровка валов. Не учитывается тепловая (технологическая) расцентровка, возникающая из-за разности температур в рабочем режиме. &#10063 Дисбаланс рабочего колеса вследствие износа или коррозии. &#10063 Неравномерная передача крутящего момента элементами зацепления соединительных муфт. &#10063 Дефекты монтажа/демонтажа подшипников при ремонте. Несвоевременная замена дефектных подшипников. &#10063 Перекос опорных поверхностей фундаментных рам, как неравномерное крепление лап к фундаменту — «мягкая лапа». Практически все перечисленные дефекты невозможно устранить, а тем более определить без соответствующего приборного и методического обеспечения. Фирма «Сервис технологических машин» на основе технологии обслуживания и ремонта оборудования «по фактическому состоянию» разработала и внедряет в жизнь систему «Бездефектное обслуживание», включающую в себя: контроль текущего технического состояния, определение причин, вызывающих отклонения в работе, принятие мер по устранению выявленных дефектов, контроль после ремонта. А главное, опираясь на личный опыт и данные независимых экспертов о том, что около 70 % дефектов механизмов вызвано производством работ по обслуживанию, мы особое внимание уделяем вопросам обучения персонала и его оснащения приборами и инструментом, обеспечивающим высокое качество обслуживания. Ремонтные бригады оснащены — см.табл.2. Приборы обеспечивают объективный контроль текущего технического состояния и дают возможность производить динамическую балансировку роторов в собственных опорах на эксплуатационных режимах, а также совместную балансировку систем «ротор электродвигателя — муфта — рабочее колесо». При выверке опорных поверхностей фундаментов и центровке валов используются передовые технологии, что в сочетании с применяемой лазерной измерительной системой обеспечивает точность центровки до 0,001 мм. Все работы по ремонту и наладке проводятся по результатам технической диагностики в сроки и объемах, необходимых для поддержания механизма в категории технического состояния «Хорошее». В результате увеличен межремонтный цикл, ресурс подшипников увеличился в 1,5–2 раза, исключены аварийные ситуации и поломки. Заказчик имеет возможность: &#10063 контролировать реальное текущее техническое состояние механизмов; &#10063 контролировать качество выполненных ремонтных и наладочных работ; &#10063 технически обоснованно планировать сроки и содержание ремонтных и наладочных работ; &#10063 планировать сроки приобретения запасных частей по мере их необходимости; &#10063 сократить потребность в запасных частях, материалах и их запасах на складе; &#10063 повысить ресурс, надежность и срок службы оборудования, избавиться от «внезапных» поломок и остановок производства; &#10063 повысить общую культуру производства и квалификацию персонала. Фирма производит вибродиагностические приборы (795 М, 77Д11, 107), лазерный центровщик АВВ 01, имеет специалистов в данной области, располагает необходимыми средствами контроля и методами диагностики, инструментом и опытом проведения работ по обслуживанию. ТАБЛИЦЫ:1

Читайте также:  Оборудование нуга бест что это

Источник