Меню

Работа учителей по новому оборудованию



Принят закон о дистанционной (удаленной) работе. Как это скажется на работе учителей?

8 декабря президент подписал закон, вносящий поправки в Трудовой кодекс. Изменения произойдут в основном в лучшую для работников сторону, так как закон во многом основан на предложениях независимых профсоюзов по результатам дистанционной работы весной 2020 года, а также рекомендациях Совета по правам человека при Президенте РФ, в подготовке которых участвовал в том числе профсоюз «Учитель».

Изменения в ТК РФ вносятся в части регулирования дистанционной работы (Федеральный закон от 08.12.2020 № 407-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной (удаленной) работы и временного перевода работника на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях»). Документ скажется в том числе и на работе педагогического сообщества, так как надежда на ослабление административных мер с началом нового года не слишком велика.

1. Закон определяет новые основания для перехода на дистанционную работу

Теперь работник может стать дистанционным на основании:

• заключения соответствующего трудового договора на дистанционную работу;
• заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, которым работник переводится на дистанционную занятость;
• принятия локального нормативного акта работодателем.

Первые два основания и так присутствовали в Трудовом кодексе, став лишь немного более определенными, поэтому интерес представляет в основном перевод на дистанционную работу на основании локального нормативного акта. В соответствии со ст. 312.9 работодатель может перевести работника на дистанционную работу в одностороннем порядке без его согласия в следующих случаях:

• катастрофа природного или техногенного характера;
• производственная авария;
• несчастный случай на производстве;
• пожар;
• наводнение;
• землетрясение;
• эпидемия;
• эпизотия;
• любые исключительные ситуации, ставящие под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.

Очевидно, что пандемия коронавируса COVID-19 подходит под эти обстоятельства, поэтому работодатели будут активно пользоваться данным инструментом. Перевод может быть сделан как на основе решения органа государственной власти или местного самоуправления, так и без такового. Временный перевод возможен только тот период времени, пока длится обстоятельство, его вызвавшее. При непрерывной дистанционной работе сроком более 6 месяцев следует изменять условия трудовых договоров и заключать дополнительные соглашения с работниками.

Закон устанавливает также ряд обязательных требований к содержанию документа. Такой локальный акт должен приниматься с учетом мнения профсоюзной организации (либо по согласованию, если такие требования установлены в коллективном договоре). Поэтому рекомендуем первичным профсоюзным организациям взять на себя инициативу и, воспользовавшись образцом, который приведен в конце статьи, доработать его для условий и практики работы своего образовательного учреждения, предложив для подписания работодателю с началом нового календарного года.

2. Закон регулирует порядок обмена документами между работодателем и дистанционным работником

Ни для кого не секрет, что иногда обмен информацией и документами с работодателем превращает жизнь работника в ад. Настоящий закон может помочь наладить и урегулировать этот процесс.

Заключение трудового договора и дополнительных соглашений может происходить путем обмена электронными документами, если у работника или работодателя имеется электронная цифровая подпись. При этом бумажный экземпляр договора работодатель обязан выслать работнику по его запросу почтой в течение 3 дней. Другим вариантом может быть обмен бумажными документами по поте. Порядок обмена и ознакомления с другими документами может быть определен в коллективном договоре или локальном нормативном акте. Такой способ может предусматривать простой обмен электронными документами по почте.

Документы, необходимые для заключения трудового договора, также могут быть предъявлены в электронном виде. Работодатель, в свою очередь, может потребовать от работника нотариально заверенных бумажных копий высланных документов, чтобы убедиться в их достоверности в случае сомнений.

Ознакомление работников с локальными нормативными актами также может происходить дистанционно. Способ такого ознакомления с документами необходимо подробно прописать в коллективном договоре или локальном нормативном акте, так как он должен обеспечивать фиксацию факта получения работником (и работодателем, при направлении документов от работника) соответствующих документов. Одним из вариантов может быть наложение на работника и ответственного сотрудника работодателя (например, секретаря директора) подтверждать получение соответствующих документов в течение 3-х рабочих дней. Тогда обеим сторонам достаточно будет направить соответствующий документ на тот канал связи, который указан в трудовом договоре, дополнительном соглашении к нему либо локальном нормативном акте, и дождаться подтверждения получения. Для того, чтобы права работника не оказались нарушенными, в локальном нормативном акте, устанавливающем порядок дистанционной работы, следует оговорить порядок получения работником бумажных версия локальным нормативных актов и иных документов, непосредственно регулирующих его трудовую деятельность и установить срок направления такой информации не более 3 рабочих дней (ст. 62 ТК РФ).

Если работник не осуществил переход на электронную трудовую книжку, то он может потребовать от работодателя внесения в нее сведений о своей работе, направив такую книжку заказным письмом с уведомлением.

Документы, связанные с предоставлением пособия по временной нетрудоспособности или в связи с материнством, должны направляться дистанционным работником в бумажном виде по почте на адрес, указанный работодателем заказным письмом с уведомлением. Если медицинская организация и работодатель являются участниками системы информационного взаимодействия по обмену сведениями, то направление таких документов возможно и в электронной форме.

3. Закон устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха дистанционных работников

Режим рабочего времени дистанционного работника может устанавливаться как в трудовом договоре, дополнительном соглашении к нему, локальном нормативном акте, так и определяться работником самостоятельно. Таким образом, ситуация, в которой работники должны были оказываться на связи круглосуточно, должна быть пресечена. Теперь ожидать выполнения рабочих поручений, заданий или требовать ответов можно будет только в рабочее время. В свою очередь продолжительность такого рабочего времени не должна превышать установленную для работника продолжительность рабочей недели.

Следует отметить и тот факт, что законом отдельно оговаривается: время взаимодействия дистанционного работника с работодателем включается в рабочее время. Это может стимулировать работодателей к сокращению числа бесконечных «планерок», «совещаний» и «разборов полетов».
Локальным нормативным актом также необходимо предусмотреть процедуру вызова работника на стационарную работу или выход работника по собственному желанию. Это поможет, во-первых, избежать недопонимания между сторонами трудовых отношений, а во-вторых, позволит работодателю соблюдать ограничительные меры, установленные органами власти.

4. Закон гарантирует дистанционным работникам соблюдение всех социальных и трудовых гарантий, предусмотренных трудовым законодательством

Закон подтверждает право дистанционного работника на все гарантии и льготы, предусмотренные трудовым законодательством, и даже отдельно оговаривает ряд ситуаций, в которых трудовое законодательство чаще всего нарушалось на практике. Так, дистанционный работник, как и стационарные работники, имеет право на отдых, может требовать отпуск на общих основаниях. Если дистанционного работника направляют в другую местность, то на него распространяются все правила ТК РФ о служебных командировках. Отдельно оговаривается, что в связи с дистанционной работой сотрудникам не может снижаться уровень заработной платы. Это позволит обеспечить соблюдения принципа «равной оплаты равного труда».
Однако более важной является подробное закрепление того, как работодатель должен исполнять свою обязанность по оборудованию рабочего места своим дистанционным сотрудникам (ст. 21, 22 ТК РФ). В частности, он обязан обеспечить каждого сотрудника:

• оборудованием;
• программно-техническими средствами;
• средствами защиты информации;
• иными необходимыми средствами.

Для того, чтобы сэкономить на закупке дорогостоящего оборудования, работодатель может разрешить работникам использовать их собственные средства (при наличии таковых), но в таком случае он обязан компенсировать их использование сотруднику. Порядок компенсации может быть установлен в коллективном договоре, локальном нормативном акте, трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему.

5. Закон корректирует основания для прекращения трудового договора с дистанционным работником

В связи со спецификой дистанционной работы, в отношении таких работников невозможно использовать увольнение в связи с совершением прогула, ведь рабочее место определяется таким сотрудником самостоятельно. Для этого законом вводится новое основание для увольнения, которое будет применимо только к категории дистанционных работников:

« если в период выполнения трудовой функции дистанционно работник без уважительной причины не взаимодействует с работодателем по вопросам, связанным с выполнением трудовой функции, более двух рабочих дней подряд со дня поступления соответствующего запроса работодателя (за исключением случая, если более длительный срок для взаимодействия с работодателем не установлен порядком взаимодействия работодателя и работника…)».

Таким образом отсутствие на рабочем месте в течение 4 часов или всей рабочей смены заменяется законодательством на отсутствие взаимодействия в течение двух рабочих дней подряд.

Вторым новым условием увольнения станет перемещение работников в другую местность, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору на прежних условиях.

Образец положения о временном переводе работников на дистанционную работу можно скачать на нашем сайте, внести изменения, актуальные для вашего образовательного учреждения, и предложить вашему руководителю принять. Таким образом можно предотвратить возможные случаи нарушения ваших трудовых прав. (docx)

Источник

Доклад на тему » «Использование нового оборудования в процессе обучения по ФГОС»
консультация по теме

Поленичкина Марина Викторовна

Данная тема является очень актуальной для современных школ, так как по новым образовательным стандартам мы должны внедрять новое оборудование в образовательный процесс, а это очень сложная и многоступенчатая задача.

Читайте также:  Спортивное оборудование код окоф

Скачать:

Вложение Размер
novoe_oborudovanie_po_fgos.pptx 2.41 МБ
moy_doklad_ispolzovanie_oborudovaniya_fgos_2015.doc 42 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«Реализация ФГОС ООО: первые результаты и опыт» Подготовила: Поленичкина М.В.

Использование учебно-лабораторного оборудования в рамках ФГОС

Наборы для экспериментов

Изучение работы органов чувств

Интерактивная доска Документ-камера

Датчик температуры Датчик влажности Датчик электропроводности Датчик pH Датчик ЧСС

Реальные сложности при работе с оборудованием: Отсутствие инструкции на русском языке. Не соответствие оборудования тому, которое описывается в инструкции. В комплекте идёт всего один компьютер ( хотя есть ноутбуки), программное обеспечение не установлено, может отсутствовать в комплекте. Одним словом: НЕ ХВАТАЕТ СПЕЦИАЛИСТА по установке и работе с данным оборудованием . 4. В описании экспериментов часто задано дополнительное оборудование, которого нет в наличии у учителя(магнитные мешалки, краны, шланги, источники тока). 5. Некоторое оборудование может не работать или не подключаться, выяснить проблему достаточно сложно ( аккумуляторные батареи импортные, переходники с разными параметрами, нет описания коллибровки некоторых датчиков и т.д.) 6. Расходников в комплекте очень мало, срок службы ограниченный.

Предварительный просмотр:

«Использование нового оборудования в процессе обучения по ФГОС»

Подготовила: Поленичкина Марина Викторовна,

учитель химии и биологии

МОУ сош го Молодёжный Московской обл.

В прошлом году в школе стартовала экспериментальная площадка по внедрению ФГОС в основной школе. Мы стали обладателями оборудования, которое позволяет по-новому организовать образовательный процесс и способствует формированию у обучающихся навыка самостоятельного поиска, отбора и анализа информации, мотивирует детей к учебе, дает возможность разносторонне развивать обучающихся и т.д. Данное оборудование было установлено в кабинете биологии и включает следующие составляющие:

  1. Интерактивная доска
  2. Компьютер
  3. Мультимедийный проектор
  4. 3D принтер
  5. Набор ноутбуков и планшетов
  6. Текстовая система (с пультами)
  7. Документ-камеры
  8. Конструкторы лего
  9. Цифровая лаборатория
  10. Диски с обучающими программами по разным предметам и интерактивными пособиями.
  11. Наборы для проведения экспериментов по разным предметам
  12. Планшеты.

Сегодня мы вам представим часть данного оборудования и о некотором расскажем, как оно работает:

  1. Тестовая система

Тестовая система включает в себя 32 пульта, которые подключаются к общему маяку. В специальной программе «респонд» учитель создает тест по любому предмету, на любую тему. В комплекте прилагаются методические рекомендации на электронном носителе по разным предметам и классам. Дети проходят тест путем голосования, на которое отводится определенное количество времени, указанное учителем. На экране отображается, все ли дети проголосовали. В конце тестирования выводится таблица с номерами пультов, которые правильно и не правильно ответили на вопросы. По результатам можно составить диаграмму, которая отобразит уровень успеваемости учеников, по конкретному предмету или теме.

Данное оборудование уже использовалось в начальной школе, для основной школы был предоставлен также один комплект, который установлен в кабинете биологии.

  1. 3D принтер — э то устройство , использующее метод послойного создания физического объекта по цифровой 3D-модели.
  2. Наборы для экспериментальной деятельности учащихся.

Представляют собой компактно укомплектованные наборы инструментов по определённой теме, например «Органы чувств», «Вещества в повседневной жизни» и т.д. Их можно разделить на темы по конкретным предметам, но в то же время работа с ними – это прежде всего реализация межпредметных связей. В наборы входит руководство по пользованию и описанию различных экспериментов.

  1. Документ-камера

Документ-камера – это специальная видеокамера, оснащенная необходимыми выходами для передачи изображений реальных объектов на большой экран. Тем самым изображение любого предмета со стола учителя, графика или рисунка, страницы книги или тетради становится доступным для просмотра одновременно всем классом.

Использование ДК позволяет решить несколько взаимосвязанных проблем:

— «оживить» процесс преподавания, сделать его более наглядным и убедительным;

— появляется больше возможностей гибко реагировать на ситуацию, привносить в урок необходимый элемент интерактивности диалога;

— упрощается процесс подготовки к уроку;

— ускоряется процесс «подачи» уже подготовленных материалов в аудиторию.

  1. Цифровая лаборатория einstein – это новое поколение школьных естественно-научных лабораторий, позволяющих проводить фронтальные лабораторные работы и практические занятия по физике, химии, биологии, географии и экологии, решающие прежде всего межпредметные задачи – осваивать понятия и методы, относящиеся к статистике, математике, информационным технологиям.

Лаборатория включает в себя планшетный регистратор и несколько видов датчиков: датчик температуры, относительной влажности, освещенности, атмосферного давления и т.д., с помощью которых можно проводить несложные наглядные эксперименты и опыты, сохранять полученные данные и отслеживать изменение каких-либо параметров. К лаборатории прилагаются методические разработки практических занятий в помощь учителю.

Реальные сложности при работе с оборудованием:

  1. Отсутствие инструкции на русском языке.
  2. Не соответствие оборудования тому, которое описывается в инструкции.
  3. В комплекте идёт всего один компьютер ( хотя есть ноутбуки),

программное обеспечение не установлено, может отсутствовать в комплекте.

Одним словом: НЕ ХВАТАЕТ СПЕЦИАЛИСТА по установке и работе с данным оборудованием .

4. В описании экспериментов часто задано дополнительное оборудование, которого нет в наличии у учителя(магнитные мешалки, краны, шланги, источники тока).

5. Некоторое оборудование может не работать или не подключаться, выяснить проблему достаточно сложно ( аккумуляторные батареи импортные, переходники с разными параметрами, нет описания коллибровки некоторых датчиков и т.д.)

6. Расходников в комплекте очень мало, срок службы ограниченный.

Источник

Цифровой учитель: как педагогам вовлекать учеников с помощью технологий

Директор по взаимодействию с вузами Mail.ru Group Сергей Марданов — о том, почему современным учителям важно быть «цифровыми», и какие технологии может использовать в своих уроках каждый

Цифровизация — тренд, который охватывает все новые сферы, и образование — не исключение. Как показали результаты исследования Mail.ru Group и платформы «Учи.ру», 84% российских педагогов уверены: учитель должен в совершенстве владеть цифровыми технологиями. На фоне пандемии, заставившей всех перейти в онлайн, 74% учителей стали использовать их чаще. И больше половины (53%) планируют делать это так же активно и после возвращения школьников за парты.

Все больше учителей понимают важность и полезность технологий в учебном процессе: они мотивируют и вовлекают учеников (об этом говорят 38% педагогов), повышают привлекательность уроков (также 38%) и экономят время (13%).

В образовании, как и в бизнесе, использование технологий дает мощное конкурентное преимущество. У преподавателя, который выходит за рамки меловой доски и домашних заданий из учебника, уроки будут интереснее и эффективнее, чем у его консервативных коллег.

Уже четыре года Mail.ru Group выбирает самого «цифрового» учителя России. Но технологии развиваются стремительно — и важно ничего не упустить в этом быстро меняющемся мире. Каким должен быть «цифровой» учитель сегодня, и главное — как им стать?

1. Любить технологии — искренне

Говоря языком подростков, «цифровой» учитель должен быть ИТ-френдли. Он должен умело жонглировать разными инструментами: создавать обучающие викторины, квесты, делать наглядные презентации, скидывать в «облако» материалы урока, быть доступным в соцсетях и мессенджерах и т.д.

При этом внедрять технологии в учебный процесс нужно нативно. «Цифровой» учитель хорошо понимает, что важно для современных детей и в каком формате это лучше преподносить. Это позволяет доносить до учеников информацию таким образом, чтобы они заинтересовались ею и сами захотели с ней что-то сделать не только на уроке, но и после него. Ведь цель педагога — не только и не столько научить, воспитать и развить ребенка, а сделать так, чтобы он сам захотел научиться, воспитаться и развиться.

Но одного умения правильно пользоваться технологиями мало. Обучение — очень тонкий процесс, потому что он направлен на детей, а дети всегда чувствую фальшь. Настоящий «цифровой» учитель использует технологии не потому что надо, а потому что не может не использовать. Ему самому это нравится. Если преподаватель любит свой предмет, это обычно происходит само собой, поскольку ему важно заинтересовать им своих учеников, и он находится в постоянном поиске новых методик и возможностей. А на этом пути рано или поздно он обязательно придет к применению технологий.

2. Искать возможности, а не оборудование

Сегодня нет ни одного предмета, в преподавании которого было бы неуместно применение технологий — как в дистанционном формате, так и в очном. Это касается даже физкультуры. Ведь учитель может, например, мониторить показатели учеников во время разных видов активности — для этого понадобятся только смартфон и фитнес-браслет. Кроме того, можно делать замедленную съемку выполнения упражнений и показывать детям ошибки при беге, подаче мяча и т.д.

Во время самоизоляции, когда уроки физкультуры тоже переехали в онлайн, учителя записывали упражнения и выкладывали их в сеть с тем, чтобы потом получить видеозаписи их выполнения от учеников, или проводили онлайн-трансляции. И это тоже пример внедрения технологий в уроки.

«Цифровой» учитель не обязательно использует суперсовременное дорогое оборудование вроде шлема виртуальной реальности, который, конечно, не каждая школа может себе позволить. Здесь речь скорее об умении работать с доступными устройствами и сервисами — о способности проявить креативность и придумать, как их эффективно встроить в учебный процесс и использовать по максимуму.

Например, у самого «цифрового» учителя 2020 года Дианы Минец есть собственный стикерпак — серия эмодзи, похожих на нее саму, которые она использует в своих презентациях. Подобные вещи привлекают внимание детей и повышают их интерес к учителю и предмету.

Диана Минец, учитель русского языка и литературы, самый «цифровой» учитель года России в 2020 году:

«Мне важно, чтобы на уроках всегда присутствовала визуализация. 90% информации мы получаем зрительно, поэтому любой учебный материал я стараюсь визуализировать: мелом на доске, инфографикой, 3D-макетом, плакатом и другими способами.

Мы недавно изучали «Кому на Руси жить хорошо». Объясняя материал, я мелом на доске рисовала маршрут путешествия некрасовских мужиков. А домашним заданием была расширенная интерактивная карта со всеми символами, персонажами, ключевыми фольклорными деталями, сделанная в графическом редакторе».

3. Использовать разные каналы связи и технологии

Много возможностей бесплатно предоставляют соцсети. Они выходят далеко за пределы групповых чатов с опцией обмена файлами. В них уже есть онлайн-трансляции, видеозвонки, опросы, образовательные игровые тренажеры и многое другое, что «цифровой» учитель может использовать, чтобы сделать свои уроки интерактивными и разнообразными.

Также в интернете есть много инструментов для создания квестов, квизов, опросников и викторин, которые нравятся ученикам. Геймификация помогает им лучше усваивать материал — находиться внутри игры и в ней делать всегда интереснее, чем просто слушать учителя.

Еще один доступный инструмент — чат-боты. Сегодня практически любой более-менее продвинутый пользователь интернета может написать решение под свои нужды — для этого даже не требуется знание языка программирования. Но пока этот удобный инструмент почему-то недооценен учителями. С помощью чат-бота легко проводить опросы среди учеников.

Для отработки навыков командного взаимодействия хорошо подходят интерактивные доски: каждый ученик делает свою часть работы, и из этих кусочков складывается общая картина.

Это те опции, который доступны всем. А если говорить о менее распространенных и более дорогих технологиях, то их возможности вообще безграничны. Например, с помощью технологий виртуальной реальности на уроке истории можно оказаться внутри пирамиды Хеопса, на астрономии — погулять по другой планете, на химии — увидеть, что будет, если смешать реактивы, которые нельзя смешивать, а на ОБЖ — продемонстрировать правильное поведение во время пожара.

4. Помнить о личном обаянии

Важный момент: все эти инструменты — только помощники учителя. 80% эффективности обучения все же определяются личностью педагога.

Чтобы преподавать математику, по сути, нужны только карандаш и бумага. Возможно, хорошему учителю и сегодня этого может быть достаточно. Но если мы хотим, чтобы у учеников появилось желание сделать что-то самостоятельно, погрузиться в тему, то одного знания предмета и харизмы педагога уже может не хватить.

Современные дети не способны концентрироваться на чем-то длительное время, они практически не пользуются бумажными источниками — у них с рождения есть интернет. В этом смысле учителю важно быть в тренде. Человека, который не знает, что такое «Википедия», а за информацией отправляет в энциклопедию с алфавитным указателем, представители поколения альфа и Z будут воспринимать как динозавра, которому едва ли можно доверять.

Если же педагог хорошо ориентируется в онлайне, это вызывает у его учеников уважение и доверие. А это очень важно не только с точки зрения эффективности обучения, но и с точки зрения авторитета учителя, который с более широким использованием полезных технологий будет только повышаться.

«Я считаю, что, если ты уважаешь собеседника, ты просто обязан быть ему интересным. Это касается и содержания разговора (контента урока), и личности учителя.

Цифровая грамотность важна для современного выпускника школы. Мои ученицы работают в сервисе для графического дизайна Canva, снимают и монтируют видеоролики, озвучивают их, создают квесты, пишут лонгриды. Выпускницы, которые уже учатся в вузах, активно используют свой «цифровой портфель». И это, я считаю, важнее любых наград, потому что переданные мной знания находят применение в жизни».

Источник

Использование современного оборудования как условие повышения качества образования

Екатерина Зварыкина
Использование современного оборудования как условие повышения качества образования

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационно коммуникационных технологий (ИКТ) в системе дошкольного образования.

С каждым годом современные интерактивные технологии все плотнее входят в нашу жизнь, так использование компьютера стало делом совершенно обычным, и нынешнее поколение детей с самого рождения попадает в очень насыщенную информационную среду.

Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию – первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии. Практика показала, что при этом значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.

ФГОС в дошкольном учреждении предусматривает создание интерактивной среды, позволяющей существенно расширить возможности взаимодействий ребенка с информационными ресурсами. С помощью интерактивных и мультимедийных средств обучения дошкольников становится увлекательней, насыщенней и продуктивней, дети с интересом овладевают новыми знаниями. Информационные компьютерные технологии в образовательной деятельности ДОУ расширяют возможности учебной информации, позволяют моделировать различные ситуации из окружающей среды. Дети могут не только увидеть изображение, но услышать звуки, увидеть движение, что в итоге расширяет кругозор ребенка, его познавательную активность, усиливает усвоение материала, вызывает интерес и положительные эмоции. Существуют различные компьютерные средства, направленные на развитие психических функций у детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление, что является эффективным способом повышения мотивации и индивидуализации обучения дошкольников. Использование таких технологий в образовательной деятельности, дает возможность перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельному, что ведет к осознанному усвоению знаний детьми. Образовательный процесс, в основе которого лежит интерактивное обучение, должен быть организован таким образом, что бы практически все дети оказывались вовлеченными в процесс познания.

В интерактивных моделях обучения меняется и взаимодействие с педагогом: его активность уступает место активности воспитанника, задача взрослого — создать условия для их инициативы. В интерактивной технологии воспитанники выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее чем опыт взрослого, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает обучающихся к самостоятельному поиску, исследованию. Опыт обучающегося это центральный активатор учебного познания.

Использование информационно-компьютерные технологии в детском саду позволило модернизировать учебно-воспитательный процесс. ИКТ облегчило работу воспитателям. Используя презентации в работе с детьми в непосредственно образовательной деятельности теперь не так часто нужно использовать традиционный наглядный материал, который иногда не соответствует размерам или вовсе не найти (по теме). По сравнению с традиционными формами обучения презентация позволяет расширить возможность, подготовится к деятельности интересней. А также она является средством развития познавательных способностей детей.

Презентацию можно использовать на протяжении всей непосредственно образовательной деятельности так и как часть её подача нового материала, проверка знаний, демонстрация иллюстративного материала.

При такой подаче материала включаются 3 вида памяти – зрительная, моторная, слуховая. Используя презентацию можно рассмотреть материал поэтапно. Что улучшает восприятие информации. Если материал соответствует возрастным особенностям и подбор материала также соответствует по своему содержанию принципу научности, то это позволит заинтересовать ребёнка и хорошо усвоить ему весь материал, который вы ему дадите. Для использования новых инновационных технологии в работе,потребуются технические ресурсы: компьютер, ноутбук, проектор, интерактивная доска, DVD-плеер, запоминающие устройства.

Использование игровых приемов и четких инструкций позволяет сделать образовательную деятельность увлекательной, достаточно сложной и интересной, из-за чего поддерживается интерес детей от начала и до конца. Например, используя дидактические игры по развитию речи «Цепочка», «Назови одним словом». Мы закрепляем умение подбирать слова на звуки, обобщать их, упражняем в образовании сложных слов и др. На интерактивной доске представляются картинки животных и их детенышей и ребенку предлагается выбрать одно животное, найти детенышей и перенести их к нему, сказать кто у кого есть. При выполнении данного задания дети пользуются компьютерной мышью и маркерами. Смена деятельности не позволяет детям отвлекаться, и дети не устают. Использование интерактивных технологий в условиях ФГОС дошкольного образования очень актуально в наше время.

Включение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс позволяет детям выйти за круг предметов и явлений, доступных ребенку для непосредственного наблюдения, и продемонстрировать то, что удалено территориально, во времени или просто невидимо ребенку. Важная особенность интерактивного обучения – статичность предложенного материала, дающая возможность подробно рассмотреть, описать, установить новые содержательные связи. Это позволяет стимулировать познавательную активность детей и желание участвовать в освоение новых знаний. Таким образом, умелое использование информационно-коммуникативных технологий повышает качество образовательного процесса, социальный статус педагога.

В настоящее время компьютерные технологии стали активно применятся в образовательном процессе. Создается множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания, например «Говорящие картинки», «Игры со словами», «Смотри и говори», способствующие позновательно-речевому, социально-коммуникативному развитию дошкольников, учитывающие возрастные особенности детей. Создается множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором. Существуют различные компьютерные средства, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др., которые можно с успехом применять при обучении детей дошкольного возраста.

Преимущества использования интерактивных технологий в образовательномпроцессе ДОУ неоспоримы и подтверждаются собственным практическим опытом:

• предъявление информации на экране компьютера или на проекционном экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

• несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

• движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;

• стимулирует познавательную активность детей;

• предоставляет возможность индивидуализации обучения;

• в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

• позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Включать интерактивные технологии в дошкольное обучение можно практически во все образовательные области.

При организации и проведении непосредственно образовательной и совместной деятельности с использованием интерактивных технологий в развитии детей дошкольного возраста существуют несколько методических и технологических особенностей, требующих, по моему мнению, своего разрешения.

1 этап – погружение ребенка в сюжет непосредственно образовательной деятельности путем создания игровой мотивации, период подготовки — через развивающие беседы, которые помогут справиться с поставленной задачей.

2 этап – основной.Психические процессы у ребенка включаются в деятельность: восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение.

3 этап –заключительный:необходим для снятия зрительного напряжения: гимнастика для глаз, упражнения для снятия мышечного и нервного напряжений (физкультурные минутки, точечный массаж, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).

Во-первых, внедрение интерактивных технологий в дошкольное образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.

Во-вторых, современные интерактивные технологии, повышая качество обучения, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям.

В-третьих, активное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям информационного общества и процессу реформирования традиционной системы образования.

Подводя итог вышесказанному,можно сделать следующие выводы:

использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении является обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной образовательной среды.

• компьютер и интерактивное оборудование может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.

• рекомендуется применять компьютерные игровые развивающие и обучающие программы, адекватные психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.

• необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики детского сада, т. е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка.

Таким образом, использование интерактивных технологий способствует повышению качества образовательного процесса: в нашей группе НОД различные ее виды используются занятия, разработанные с помощью интерактивной доски. Они влияют на сенсорное развитие, познавательную деятельность, логику. Даются различные речевые и логические задания и дети самостоятельно решают их.

Источник

Школа держит дистанцию

Усилиями профессионального сообщества учителей и преподавателей России в период пандемии и вынужденных ограничений удалось избежать снижения уровня образования. Технологическими предпосылками для этого стало повсеместное внедрение принципиально новых форматов обучения. Инновационные виды взаимодействия затронули также сферу досуга и развлечений юных россиян.

В период пиковых угроз из-за COVID-19 учебные заведения смогли в короткие сроки наладить учебный процесс, используя новые технологии и подходы. Они включили дистанционное проведение уроков, видеокурсов, виртуальных лабораторных работ, образовательных мультимедийных игр. Как отметил президент РФ, полученный опыт и новые компетенции позволят сделать значительный шаг в развитии российской школы и создать по-настоящему современные условия для обучения детей, жизни и работы педагогов.

Так, к 2030 году по всей стране практически полностью должен быть обеспечен доступ к скоростному интернету и соответствующему оборудованию. Уже сегодня в рамках проведения Всероссийского марафона открытий в школах сельских территорий и малых городов России открылось пять тысяч центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» Минпросвещения России. Здесь школьники на самом современном оборудовании изучают предметы «Технология», «Информатика», «Основы безопасности жизнедеятельности», а также занимаются в различных кружках. Всего более 1 600 000 детей получили возможность осваивать общеобразовательные и дополнительные программы на новом оборудовании в центрах «Точка роста».

Новые формы в период коронавирусных ограничений приобрели и традиционные образовательные конкурсы. Например, из-за эпидемиологической ситуации командные состязания впервые в истории Международной математической олимпиады для старшеклассников прошли в дистанционном формате, что не помешало командам из 113 стран виртуально собраться на площадке Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена в Санкт-Петербурге.

Свой вклад в непрерывность образовательного процесса так же внесли и российские библиотеки. В рамках проекте «Библиотека — современное общественное пространство», который проводится в Подмосковье, многие из обновленных библиотек устраивают игры, мастер-классы, тематические лекции и кинолектории, в том числе в онлайн-формате. Кроме того, в ближайшее время здесь заработают программы «БиблиоНяня», «БиблиоПродленка», сетевые литературные квизы и встречи без галстуков. Сейчас в этом проекте участвуют 15 локаций, но их число будет расти.

Кроме того, в период летних каникул к мероприятиям учреждений дополнительного образования, культуры и спорта в дистанционном режиме присоединились почти 10,4 миллиона школьников. Не остались в стороне от наполнения качественным образовательным контентом досуга юных россиян и ведущие российские компании. Летом к организации детского отдыха были привлечены крупнейшие отечественные высокотехнологичные корпорации.

Так, в образовательных интенсивах «Сберкампус» Сбербанка приняли участие более 9 тысяч обучающихся из 27 субъектов РФ. К образовательным, творческим, спортивным и патриотическим мероприятиям, которые «Газпром» провел в дистанционном режиме, присоединились более 90 тысяч человек, а к программам с очным присутствием — 1850. Госкорпорация «Росатом» реализовала проект «Юниоры AtomSkills-2020» для 90 участников из 35 городов, а также были проведены более 50 онлайн-мероприятий с охватом 7 тысяч пользователей. Онлайн-проект «Страна железных дорог online», созданный РЖД, объединил более 7 тысяч ребят. А фонд инфраструктурных и образовательных программ Группы «РОСНАНО» организовал «летние школы» различной направленности — «Наноград» и «Стемфорд» — с общим охватом 1275 обучающихся.

В целом, как резюмировала учитель истории и обществознания школы N 18 городского округа Подольск Юлия Шамшурина: «Дистанционное обучение стало для многих школ России большой неожиданностью. Ни я, ни мои коллеги не могли предполагать, что нам так надолго придется расстаться со своими учениками. И первые дни, как это делать правильно, никто даже не предполагал. Но благодаря большой поддержке со стороны государства, поддержке со стороны родителей мы справились. У нас, например, в области проходили онлайн-семинары, на которых мы с коллегами делились друг с другом опытом, наработками, технологиями, как это мы сейчас называем, лайфхаками, некоторые из которых сегодня можно применять».

В то же время, как признают в самом минпросвещения, сегодня на фоне увеличения доли онлайн-обучения одной из актуальных задач становится снижение бумажной нагрузки на педагогов, чтобы они могли уделять больше внимания работе с учениками и заниматься своим профессиональным развитием. Зачастую от учителей требуют кучу отчетов, отнимающих у них значительное время. Как рассказал глава ведомства Сергей Кравцов, важно создать унифицированный план работы со сбалансированной нагрузкой на специалистов. «Отчетность по мероприятиям тоже должна быть, но в разумных пределах», — отметил он. Наряду с этим, по мнению Сергея Кравцова, в обучении важную роль играет непосредственная передача опыта ученику. «Цифровые технологии должны помогать ученикам, но погружаться целиком в цифровую среду нельзя. Прежде всего важна реальная жизнь», — подчеркнул он.

Очевидно, что нынешние реалии системы образования ставят перед учителями новые задачи. Современные ученики свободно чувствуют себя как в офлайн-, так и в онлайн-режиме. Перед учителями и преподавателями стоят серьезные вызовы по завоеванию внимания своих слушателей. Едва ли общение в виртуальной среде способно заменить полноценный обмен знаниями и навыками в форме живого диалога с учителем. Однако наличие дополнительных базовых ресурсов в виде сетевых образовательных площадок такое доверительное общение способно только укрепить. А сочетание онлайн- и офлайн-форматов, новый стимул для развития которого придали меры по сдерживанию нарастания эпидемиологической нагрузки, способно постепенно сформировать современную новую модель обучения, которая принесет максимальный эффект как для ученика, так и для учителя.

Источник