Меню

Рабочее оборудование тракторов назначение и классификация



Новые технологии в сельском хозяйстве

AGRARY.RU

Все самое новое и интересное о сельском хозяйстве

Авторизация

поиск

Опрос

Кто вы, посетители нашего сайта?

Меню сайта

  • Агроновости
  • Мероприятия
  • Доска объявлений
  • Животноводство
  • Птицеводство
  • Растениеводство
  • Рыбоводство
  • Агротуризм
  • Переработка
  • Альтернативная энергетика
  • Сельский быт
  • Вакансии в АПК
  • Ветеринария
  • Библиотека с/х
  • Реклама
  • Обратная связь

Главная Механизация животноводства Тракторы Рабочее оборудование тракторов

Рабочее оборудование тракторов

В качестве основных рабочих средств являются: гидравлическая система, механизм навески, вал отбора мощности и прицепное устройство.

Гидравлическая навесная система предназначенная для соединения навесных сельскохозяйственных машин и орудий с трактором, перевода их из рабочего положения в транспортное и обратно. Она состоит из гидравлической системы и механизма навески.

Гидравлическая система предназначена для обеспечения подъема и опускания навешиваемых на трактор машин и орудий. Гидросистема состоит из масляного насоса, распределителя, масляного бака с фильтром, основного и выносных цилиндров, трубопроводов с арматурой (соединительные и разрывные муфты, запорные клапаны). Рабочей жидкостью для гидросистемы служит моторное, дизельное или трансмиссионное масло.

Масляный насос шестеренчатого типа состоит из корпуса с крышкой, ведущей и ведомой шестерни, втулок и уплотнений. Всасывающая полость насоса соединена с масляным баком, а нагнетательная полость — с распределителем.

Действует насос следующим образом. При вращении шестерен их зубья вращаются противоположные стороны и, захватывая жидкость из полости всасывания, подают ее в полость нагнетания.

На тракторах устанавливают насосы марок НШ-10, НШ-32, НШ-46. Буквы НШ означают «насос шестеренчатый», а цифры — теоретическую подачу жидкости в куб.см на один оборот вала привода насоса.

Распределитель предназначен для управления работой основного и вспомогательного цилиндров. Он состоит из секций, количество которых соответствует числу цилиндров. Так, например, на тракторе типа Т-25А и самоходном шасси Т-16М ставят двухсекционные распределители, а на всех остальных тракторах — трехсекционные с раздельным и независимым управлением гидроцилиндрами.

Секции распределителя объединены в общем корпусе. В расточенных отверстиях корпуса размещены золотники, перепускной и предохранительный клапаны. Вверху шарнирно укреплены рукоятки управления золотниками.

Масло от насоса под давлением подводится по трубопроводу к нагнетательной полости >распределителя. От распределителя масло по трубопроводам может поступать вз верхнюю и нижнюю полости цилиндра. Каждый из цилиндров соединен с каналом двумя трубопроводами распределителя попарно. Перепускной клапан закрывает отверстие, сообщающее нагнетательную полостьсо сливной полостью. При чрезмерном повышении давления в системе предохранительный клапан срабатывает и сбрасывает масло через сливную полостьв бак.

Рассмотрим схему действия распределителя при различных режимах работы гидравлической навесной системы. Распределитель обеспечивает четыре режима работы — положения «подъем», «нейтральное», «опускание», «плавающее». Каждому из этих режимов соответствует определенное положение (позиция) рукоятки, а следовательно, и золотника.

Если поставить рукоятку распределителя в положение «подъем», золотник открывает доступ масла из нагнетательной полости в канал, который соединен трубопроводом с нижней полостью силового цилиндра.

Поршень силового цилиндра со штоком перемещается в направлении, соответствующем подъему орудия. Из противоположной полости цилиндра масло вытесняется поршнем по трубопроводу в другой каналраспределителя и далее через сливную полость — в бак. После того, как поршень упрется в переднюю крышку силового цилиндра и давление жидкости начнет повышаться, устройство автоматически передвинет рукоятку в положение «нейтральное». При этом жидкость начнет перекачиваться насосом под небольшим давлением из бака в бак, а обе полости силового цилиндра будут заперты, удерживая поршень со штоком в неподвижном положении.

Аналогичное действие произойдет, если рукоятку поставить в положение «опускание». В этом случае золотник открывает доступ масла из нагнетательной полостив другой канал, который соединен трубопроводом с верхней полостью силового цилиндра. Поршень силового цилиндра через шток действует на навесное устройство и принудительно опускает орудие. Одновременно масло из нижней полости силового цилиндра вытесняется по другому каналу распределителя и далее через сливную полость — в бак. По окончании хода поршня рукоятка также автоматически встанет в положение «нейтральное». При установке рукоятки в положение «плавающее» золотник направляет масло, подаваемое насосом, обратно в бак и одновременно соединяет между собой обе полости силового цилиндра, что дает возможность поршню свободно перемещаться в цилиндре — «плавать».

Силовые цилиндры разделяют на основные и выносные. Все цилиндры по устройству аналогичны и различаются лишь размерами и грузоподъемностью. Цилиндр состоит из корпуса, штока с поршнем, крышек, уплотнений и клапана. Масло из распределителя поступает в полость цилиндра слева или справа от поршня. Под действием давления масла, поступающего из распределителя, поршень со штоком перемещается в ту или другую сторону. Величину перемещения штока с поршнем регулируют положением упора, закрепляемого на штоке, который воздействует на стержень клапана цилиндра и прекращает воздействие масла на поршень.

Масляный бак с фильтром служит резервуаром для масла, поступающего в гидросистему.

В верхней части бака расположена заливная горловина с сетчатым фильтром, поступая от распределителя, просачивается через фильтр и сливается в бак. При засорении фильтра срабатывает имеющийся в нем предохранительный клапан, но сливается в бак, минуя фильтр. Уровень масла в баке определяют при помощи масломерной линейки.

Соединительные маслопроводы и арматура служат для соединения агрегатов гидросистемы. Маслопроводы могут быть стальными или резиновыми. Между собой маслопроводы соединяют при помощи соединительных муфт. Два шариковых клапана в корпусе соединительной муфты свободно пропускают масло при затяжке муфты и не пропускают его при ослаблении или разъединении.

Маслопроводы, присоединяемые к выносным цилиндрам, укрепленным на прицепных машинах или орудиях, которые могут вследствие каких-либо причин отцепиться от тракторов, соединяются разрывными муфтами с шариковым замком. Последние при отцепке машины автоматически срабатывают и препятствуют вытеканию масла из шлангов.

Механизм навески предназначен для соединения трактора с навесными и полунавесными сельскохозяйственными машинами и орудиями. Конструкция навесного устройства представляет собой следующую схему. На поворотный вал надеты рычаг, соединенный со штоком силового цилиндра, и два поворотных рычага, которые связаны регулируемыми раскосами тягами с нижними продольными тягами. Концы тяг с осью и с рамой навесной машины. К корпусу заднего моста — трактора шарнирно прикреплена регулируемая по длине центральная тяга.

Различают трехточечную и двухточечную схему навесного устройства.

Вал отбора мощности (ВОМ) предназначен для привода рабочих органов, агрегатируемых с трактором сельскохозяйственных машин и орудий.

По месту расположения на тракторе различают ВОМ задние, боковые и передние. Наибольшее распространение получили задние ВОМ. Ими оборудованы все тракторы, за исключением самоходного шасси Т-16М. Универсальные колесные тракторы, кроме заднего, имеют боковые ВОМ.

По типу привода различают ВОМ с зависимым, независимым, полунезависимым, синхронным и несинхронным приводами.

Зависимый привод ВОМ передает вращение на рабочие органы машины только при включенной главной муфте сцепления и отключается вместе с нею.

Такого типа вал обычно имеет привод от валакоробки передач. Включают вал рычагом, воздействующим на кулачковую муфту или передвижную шестерню редуктора.

Невисимый привод непосредственно связан с коленчатым валом двигателя и позволяет приводить в действие механизмы сельскохозяйственных машин или орудий как во время движения трактора, так и при его остановке. Он связан с коленчтым валом двигателя через промежуточный вал и муфту сцепления или планетарный механизм. Муфту сцепления ВОМ располагают либо совместно с главной муфтой сцепления на маховике двигателя, либо непосредственно у хвостовика вала.

Полунезависимый привод ВОМ, в отличие от независимого, не допускает включения и выключения на ходу тракторов, но может работать при остановленном тракторе. Чтобы выключить полунезависимый привод ВОМ, необходимо предварительно выключить главную муфту сцепления.

У синхронного привода ВОМ частота вращения зависит от поступательной скорости трактора.

Несинхронный привод ВОМ обеспечивает постоянную частоту вращения, не зависящую от скоростного режима трактора.

Приводной шкив предназначен для привода от тракторного двигателя через ременную передачу различных стационарных сельскохозяйственных машин. Он может устанавливаться только на колесных универсально-пропашных тракторах. Шкив обычно размещается сбоку или сзади трактора, но в любом случае он включается в трансмиссию после муфт сцепления.

Приводной шкив состоит из двух валов с коническими шестернямями. Валы установлены в подшипниках в корпусе. Для регулирования зацепления конических шестерен служат регулировочные прокладки.

Шкив тракторов типа МТЗ, например, может быть установлен на крышке редуктора заднего вала отбора мощности и от него приводится во вращение.

Включают и выключают шкив рычагом управления заднего ВОМ.

Прицепное устройство предназначено для буксировки различных сельскохозяйственных машин и орудий. Оно состоит из прицепной скобы, закрепленной в кронштейнах остова трактора, и прицепной серьги, присоединенной к скобе штырем. Изменять положение прицепной серьги трактора позволяют отверстия на скобе. Обычно на тракторах, снабженных навесным устройством, прицепную скобу с серьгой укрепляют на концах продольных тяг навесного устройства, а высоту точки прицепа регулируют с помощью гидравлической навесной системы трактора.

У тракторов типа МТЗ жесткое прицепное устройство собрано с механизмом задней навески гидравлической системы.

Приработе трактора с одноосными тележками применяют гидрофицированные прицепные крюк и скобу-защелку, работающие от механизма навески.

Гидрофицированный крюк позволяет трактористу, не выходя из кабины, зацеплять полуприцеп и другие агрегатируемые машины. Для этого он опускает крюк в нижнее положение и, подъехав к полуприцепу, заводит крюк под петлю дышла полуприцепа. Затем, включив механизм навески на подъем, заводит крюк в петлю, при этом скоба-защелка под действием пружины запирает зев крюка.

Вспомогательное оборудование. К вспомогательному оборудованию тракторов относят кабины, сиденья, устройства для обогрева, вентиляции и увлажнения воздуха в кабине и облицовку.

Так как трактор эксплуатируется круглый год и в тяжелых условиях, то на большинстве современных тракторов устанавливают закрытые, хорошо вентилируемые и герметизированные кабины.

Кабину устанавливают в виде самостоятельной сборочной единицы. Для уменьшения вибрации от остова трактора ее устанавливают чаще всего на четырех опорах-амортизаторах. Переднюю панель, пол и крышку кабины покрывают шумоизоляционной мастикой слоем в 2-3 мм. Поверх мастики приклеен шумоизоляционный картон, а на передней стенке — два слоя асботкани. С внутренней стороны крышки устроен экран из водонепроницаемого картона.

В кабине размешают мягкое сиденье тракториста, регулируемое, с подвеской параллелограммного типа, снабженное гидравлическим амортизатором. Кроме того, сиденье подрессорено пружиной, жесткость которой можно изменять в зависимости от массы тракториста. Сиденье можно также регулировать по высоте в пределах +/- 40 мм. Для обогрева воздуха кабины используют атмосферный воздух, нагретый при прохождении его через специальный радиатор. В кабинах тракторов устанавливается комбинированная вентиляция: естественная — через передние (боковые) окна и опускающиеся стекла дверей и принудительная — от специального вентилятора-пылеотделителя. Вентилятор обычно устанавливают в верхней части кабины или, чаще всего, на его крыше.

На некоторых тракторах устанавливают воздухоохладители испарительного типа. Воздухоохладитель состоит из вентилятора, установленного на крыше кабины трактора, фильтра тонкой очистки и каплеуловителя, установленного внутри воздухоотвода.

Под сиденьем тракториста устанавливается бак для воды и насос для подачи к соплу-распылителю.

На пульте управления перед сиденьем тракториста располагают все органы управления трактором и контрольные приборы для проверки работы его механизмов.

Для защиты механизмов от загрязнений, безопасности работы и придания обтекаемой внешней формы на тракторе, кроме кабины, крепят облицовку, закрывающую двигатель и ходовые органы.

На рисунке — схема раздельно-агрегатной гидравлической навесной системы: 1 — масляный бак; 2 — масляный фильтр; 3 — масляный насос; 4 — распределитель; 5 — основной цилиндр; 6 — механизм навески.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Источник

Общее устройство гусеничных и колесных тракторов

Лекция на тему «Общее устройство тракторов»

Лекция на тему: «Общее устройство тракторов».

Трактором называется самоходная колесная или гусеничная машина, предназначенная для выполнения сельскохозяйственных, дорожных, землеройных, транспортных и других работ путем буксировки прицепных машин и повозок или при помощи навесных сельскохозяйственных орудий и других приспособлений. Для повышения эффективности работы тракторов необходимо, чтобы их конструкция соответствовала условиям эксплуатации, поэтому отечественная тракторная промышленность выпускает тракторы разных типов и конструкций Тракторы классифицируют

по назначению, типу ходовой части, типу двигателя, типу остова, по мощности и номинальному тяговому усилию. I. Классификация тракторов по назначению.

По назначению тракторы делятся на сельскохозяйственные и специальные (трелевочные, бульдозеры и др.) Сельскохозяйственные тракторы подразделяют на тракторы общего назначения — КД-35, ДТ-54, ДТ-54А, С-80, С-100; пропашные (универсальные) — У-2, У-4, ДТ-24-2, ДТ-24-3, Т 28, МТЗ-1, МТЗ-2, МТЗ-5М, МШ, КД11-35, Т-38; садово-огородные — ДТ-14, ДТ-20 и самоходные шасси — ДСШ-14, ДВСШ-16 и др. Тракторы общего назначения

применяются для выполнения полевых работ: пахоты, культивации, посева, уборки урожая и т. п. Пропашные тракторы главным образом используют для посева, обработки и уборки пропашных и технических культур, а также для других сельскохозяйственных работ, поэтому их часто называют универсальными. Пропашные тракторы имеют характерные конструктивные особенности: высоко поднятый остов (раму), меньшую ширину гусеничной цепи (КДП-35, Т-38), возможность регулировки высоты дорожного просвета, сближенные передние колеса для увеличения дорожного просвета и уменьшении радиуса поворота (МТЗ-1), Мощность двигателей пропашных тракторов сравнительно небольшая—12—40 л. с. Пропашные (универсальные) тракторы снабжены специальными приспособлениями для крепления навесных орудий и для управления ими без помощи прицепщика. Универсальные тракторы новых марок имеют широкий диапазон скоростей; например, трактор Т-28 от 0, 5 до 25,1 к м / час, а трактор МТЗ-50 от I,35 до 22,0 км час. «Но позволяет рационально использовать мощность двигателя как на различных сельскохозяйственных работах, так и на транспорте. Садово-огородные тракторы имеют малые габариты, особенно высоту, У тракторов ДТ-14 и ДТ-20 можно изменять дорожный просвет, т. е. приспосабливать трактор для обработки высокостебельных культур, а также для работы в садах под низкими кронами плодовых деревьев. Самоходные шасси ДСШ-14 , ДВСШ-16 и др. применяются для полевых, транспортных и стационарных работ в сельском хозяйстве.
Специальные тракторы.
Для выполнения лугомелиоративных работ служат болотные тракторы ДТ-55 и С-100Б, имеющие уширенную гусеницу, ходоуменьшитель и другие приспособления. Крутосклонный трактор марки ДТ-57 применяется для работы на крутых склонах. Этот трактор приспособлен для работы челночно — реверсивным способом без поворотов в концах загонов. На лесоразработках используют трелевочные тракторы ТДТ-40 и ТДТ-60 На строительстве дорог и земляных работах работают тракторы, имеющие приспособления для крепления и привода навесных орудий и для управления ими: бульдозеры, экскаваторы, скреперы, погрузчики, корчеватели, кусторезы и др. Классификация тракторов по типу ходовой части. По типу ходовой части тракторы разделяют на колесные и гусеничные. Колесные тракторы выпускаются в большинстве с четырьмя колесами, из которых два задних колеса обычно ведущие, а передние — направляющие: ХТЗ-7, ДТ-20, МТЗ-5М и ДТ-24-2. Тракторы У-1 и МТЗ-1 тоже четырехколесные, но передние колеса у них сближены. Трехколесными являются тракторы У-3, У-4 и ДТ-24-3. Ранее выпускавшиеся колесные тракторы имели стальные ободья и шпоры (У-1, У-2). Современные колесные тракторы имеют пневматические шины (ХТЗ-7, ДТ-14, ДТ-24, ДТ-24-3, МТЗ-1, МТЗ-2. МТЗ-5М и МТЗ-7). Колесные тракторы с пневматическими шинами по сравнению с тракторами на стальных колесах со шпорами имеют следующие преимущества:

Читайте также:  Аудио конференц связь оборудование

а) уменьшаются затраты мощности на самопередвижение трактора, вследствие чего увеличивается его производительность и уменьшается расход топлива на единицу работы; б) уменьшаются толчки, поэтому условия работы тракториста, а также механизмов трактора более благоприятны;

в) уменьшается распыление почвы;

г) значительно расширяется возможность использования тракторов в качестве тягачей. Тракторы с четырьмя ведущими колесами имеют меньшие потери мощности на буксование, обладают большей проходимостью и продольной устойчивостью, а также меньшим удельным давлением на почву. Минский, Владимирский и Липецкий тракторные заводы разработали конструкции и выпустили опытные образцы тракторов с четырьмя ведущими колесами. В гусеничных тракторах поддерживающим и ведущим механизмом служат гусеничные движители. Гусеничные тракторы имеют малое удельное давление на почву и хорошее сцепление с ней. Это повышает проходимость и тяговые качества тракторов. Гусеничные тракторы весьма эффективны при вспашке почв с повышенным удельным сопротивлением, целинных и залежных земель, полей при орошаемом земледелии и расположенных на крутых склонах. Вследствие того что опорные катки гусеницы катятся по стальному полотну гусеничной цепи, затраты мощности на самопередвижение и потери на буксование меньше. Поэтому к. п. д. гусеничных тракторов по сравнению с колесными выше. К. п. д. гусеничных тракторов (на стерне средней влажности) равен 72—75%; колесных тракторов со стальным ободом — 50—55%; колесных тракторов на пневматических шинах с двумя ведущими колесами — 62— 65%, а к. п. д. тракторов с четырьмя ведущими колесами приближается к к. п. д. гусеничных тракторов. Гусеничные тракторы наряду с преимуществами имеют следующие недостатки:

а) в 1,5—2 раза большую металлоемкость;

б) более сложное устройство, уход и ремонт ходовой части;

в) повышенный износ деталей гусеничных движителей, особенно на песчаных почвах. В СССР и РФ гусеничные тракторы ранее составляли преобладающую часть в выпуске тракторов: в 1953 году 90,2%.

Классификация тракторов по типу двигателя. По типу двигателя тракторы разделяют на три группы: с двигателями внутреннего сгорания, электрические и паровые. В настоящее время тракторы выпускаются исключительно с двигателями внутреннего сгорания. Тракторы с электрическими двигателями не получили распространения из-за ограниченной маневренности, высокой стоимости электрического кабеля и малого срока его службы. Паровые тракторы не применяют вследствие пониженной эффективности и ряда эксплуатационных недостатков (повышенный расход воды, транспортировка топлива и др.).

Тракторостроение в СССР

После революции в России наконец получило свое развитие промышленное оснащение экономики. В 1918 году вышел декрет, согласно которому было запущено производство первых гусеничных тракторов. В 1924 году на Обуховском машиностроительном заводе в Санкт-Петербурге сошел с конвейера первый трактор, он гордо носил имя «Большевик».
В основу «Большевика» лег макет американского трактора «Холт». Все недочеты в проекте американского прототипа были доработаны, а сам конструктив трактора претерпел некоторые изменения. Позже «Большевик» был модернизирован на базе российских танков.

Трактор С-60 был выпущен под именем «Сталинец»

Массовое производство гусеничных тракторов было запущено в СССР в 1933 году. Первый трактор С-60 был выпущен на Челябинском тракторостроительном , а позже за создание гусеничных машин взялись Харьковский и Сталинградский тракторостроительные заводы. К этому времени тракторостроение в СССР достигла небывалого уровня: половина всех тракторов в мире производилась на территории СССР.

Во время Великой Отечественной Войны, когда рабочих рук на производстве и в сельском хозяйстве катастрофически не хватало, остро встал вопрос о необходимости повышения производительности и проходимости гусеничных тракторов. В 1942 году был дан старт строительству Алтайского тракторостроительного завода, а уже через полгода первый экземпляр ДТ-54 начал бороздить просторы Советского Союза. Именно трактор ДТ-54 прослужил без каких-либо дополнительных доработок сельскому хозяйству и промышленности СССР последующие 40 лет.

Завод имени Кирова в городе Ленинград выпускал знаменитые трактора КТ-12, которые позже в 1951 году были сняты с производства, доработаны и выпущены уже на колесах под знаменитым именем «Кировец».

Так же свой вклад в развитие тракторостроения в СССР внесли тракторные заводы: Липецкий и Владимирский, выпустив модели КДП-35 и Т-38, Т-40.

Механизмы трансмиссии трактора и их назначение

Строительные машины и оборудование, справочник

Механизмы трансмиссии трактора и их назначение

В том случае, если трансмиссия состоит только из одних механизмов с шестернями, она называется механической трансмиссией. Если же в состав трансмиссии входят механизмы с шестернями и гидродинамические преобразователи (гидротрансформатор, устройство его будет описано ниже), она называется гидромеханической трансмиссией.

Рис. 62. Схемы трансмиссий: а, б, в, г, д — типы; 1 — конечная передача; 2— дифференциал; 3 — сцепление; 4 — коробка передач; 5 — главная передача; 6 — промежуточное соединение; 7—механизмы поворота; 8, 9— специальные механизмы; Ю — карданные валы.

Механическая трансмиссия устанавливается на большинстве тракторов, что объясняется ее относительно простым устройством и надежностью в работе.

Механическую трансмиссию составляют следующие механизмы.

Сцепление (рис. 62, а, б, в, г, д) -— механизм, передающий крутящий момент от двигателя и позволяющий кратковременно отъединять двигатель от остальных механизмов трансмиссии и вновь его плавно соединять.

Промежуточное соединение 6 предназначено для передачи вращения от вала сцепления к другим механизмам трансмиссии, даже в том случае, если оси валов этих механизмов имеют некоторую несоосность с валом сцепления, появившуюся в результате недостаточно точной сборки трактора, деформации или износа деталей несущей системы трактора.

Коробка передач — агрегат, преобразующий крутящий момент по величине и направлению, т. е. коробка передач позволяет изменять передаточное число трансмиссии, в результате чего меняется скорость движения трактора и его тяговое усилие. Коробка передач позволяет также изменять направление движения трактора, а в некоторых конструкциях, кроме того, и осуществлять его плавный поворот. Наконец, при помощи коробки можно отъединить вал, передающий вращение от двигателя на ведущие колеса, на любое по продолжительности время.

Главная передача — механизм, который уменьшает частоту вращения валов, передающих вращение, и увеличивает крутящий момент. С помощью главной передачи вращение передается также с продольно расположенных валов на поперечные, т. е. происходит разделение потока мощности, идущего от двигателя, на каждое из ведущих колес.

Дифференциал — механизм, распределяющий подводимый к нему крутящий момент между выходными валами и позволяющий им, а следовательно, и колесам вращаться с разной частотой, что необходимо при поворотах трактора. Дифференциал устанавливают только на колесных тракторах.

Конечные передачи понижают частоту вращения и увеличивают передаваемый крутящий момент.

Механизм поворота служит для поворота гусеничного трактора, а также для передачи крутящего момента от главной к конечной передаче.

Специальные механизмы не всегда устанавливают на трактор. В их число входят увеличители крутящего момента, ходоуменьшители, раздаточные коробки и др.

Карданная передача — устройство, состоящее из одного или двух карданных валов и шарниров, предназначенных для передачи крутящего момента между агрегатами трансмиссии, оси валов которых несоосны или приобретают несоосность во время работы.

Источник

Рабочее оборудование тракторов

Современные тракторы агрегатируются с большим количеством сельскохозяйственных орудий и машин различного расположения (переднее, заднее, боковое), которые используют мощность дизеля не только через механизмы отбора мощности (минуя движитель), но и путём создания силы на крюке (через звено – двигатель – рабочее оборудование – движитель — грунт).

Для создания удобства работы при различных эксплуатационных условиях предназначен ряд вспомогательных агрегатов автомобиля и трактора, каких как сиденье и кабина. Рабочее оборудование трактора подразделяется основное и дополнительное.

Основное рабочее оборудование включает в себя гидравлические навесные системы, а также механизмы отбора мощности, такие как задний ВОМ и прицепные устройства.

Дополнительное рабочее оборудование трактора применяется в процессе выполнения специальных работ либо при специфических эксплуатационных условиях. Данное оборудование не входит в комплектацию трактора и поставляется только по заказу, причём отдельные механизмы и агрегаты могут быть смонтированы на тракторе непосредственно на заводе-изготовителе. Дополнительное рабочее оборудование трактора МТЗ-80 включает в себя:

1) – пневматическую тормозную систему прицепов;

2) – предпусковой подогреватель двигателя;

3) – приводной шкив;

6) – полугусеничный ход;

7) – буксирное устройство;

8) – передние балластные грузы;

9) – задние колёса с шинами 9-42 для пропашных работ в узких (45 см) междурядьях;

10) – ограждение карданной передачи переднего ведущего моста;

11) – гидрофицированный прицепной крюк;

12) – выносные цилиндры гидросистемы, а также соединительная арматура.

Поставка приводного шкива, полугусеничного хода и прочего оборудования осуществляется отдельно от трактора.

Источник

Рабочее оборудование тракторов и автомобилей

К основным устройствам рабочего оборудования трактора относятся: механизмы навески, система гидравлического уп­равления механизмами, прицепные устройства и крюки, валы отбора мощности (ВИМ) и приводной шкив.

Рекомендуется обратить внимание на конструкцию при­цепного устройства для буксировки, позволяющего регулиро­вать точку присоединения машин и тележек к трактору. У тракторов МТЗ-100 (102) имеется буксирное устройство с ав­томатом сцепки, устанавливаемое в два положения: при ис­пользовании заднего ВОМ и без использования ВОМ.

В связи с широким применением активных рабочих орга­нов у комбинированных агрегатов возрастает значение меха­низмов отбора мощности. Привод заднего вала отбора мощ­ности может быть независимым с частотой вращения 540 мин- 1 и 1 000 мин -1 при номинальной частоте вращения ко­ленчатого вала двигателя и синхронным — 3,7 оборота на 1 м пути трактора. Задний ВОМ может быть использован не только при работе трактора с агрегатируемыми сельскохозяй­ственными машинами, но и для привода стационарных ма­шин. Привод машин, навешиваемых на трактор спереди и сбоку, осуществляется с помощью бокового вала отбора мощ­ности. У самоходного шасси Т-16М применен передний при­вод ВОМ. По принципу управления ВОМ подразделяют на зависимые, независимые и частично независимые. Зависимый привод ВОМ отключается при включении сцепления (ДТ-75В, Т-4А, Т-25). При непосредственном приводе ВОМ от колен­чатого вала (МТЗ-80, Т-150К, К-701) его называют независи­мым. Частично независимый ВОМ не допускает включения и выключения на ходу трактора, но может работать при оста­новленном тракторе (Т-16М, ЮМЗ-6М).

Для работы тракторов с полуприцепными машинами, ти­па разбрасывателей удобрений, современные тракторы снаб­жаются гидрофицированным крюком, устанавливаемым вмес­то нижних продольных тяг заднего навесного устройства. Уп­равление гидрофицированным крюком осуществляется от рас­пределительной системы заднего навесного устройства.

Для обеспечения использования тракторов на технологи­ческих операциях, требующих «ползучих» скоростей движе­ния, устанавливаются ходоуменынители. Так, например, на тракторах МТЗ-100 (102) применен гидроходоуменьшитель, позволяющий получать дополнительные пониженные скорости движения и бесступенчато изменять их.

К рабочему оборудованию автомобилей относят буксир­ные крюки, приводные лебедки, седельное сцепное устройст­во—для шарнирного соединения тягача с полуприцепом.

Вопросы для самопроверки

1. Перечислите все устройства рабочего оборудования тракторов.

2. Приведите схемы приводов валов отбора мощности.

3. Каковы преимущества независимого привода ВОМ?

4. Опишите конструкции прицепных устройств тракторов.

5. Для каких целей применяется прицепное устройство?

6. В каких случаях используются боковой и передний: ВОМ?

7. Опишите устройство ходоуменынителя.

8. Перечислите все устройства рабочего оборудования ав­томобилей.

Гидравлическое оборудование тракторов и автомобилей

Читайте также:  Минитракторы мтз и прицепное оборудование

В гидравлическое оборудование тракторов входят гидрав­лическая навесная система и усилители механизмов управле­ния.

Гидравлическая навесная система предназначена для уп­равления навесными, полунавесными, гидрофицированными прицепными сельскохозяйственными машинами и орудиями, агрегатируемыми с трактором. Основные сборочные единицы гидронавесной системы: бак, насос, распределитель, золот­ник, силовые цилиндры (основной и выносные), маслопрово­ды, разрывные и соединительные муфты, навесное устройство. На тракторе МТЗ-100 предусмотрены три пары независимых выводов гидросистемы, управляемые тремя рычагами распре­делителя.

Изучая устройство гидравлической навесной системы, сле­дует уделить внимание управлению навесной машиной при ее подъеме, опускании, фиксации в определенном положении, регулированию глубины хода рабочих машин. Необходимо уделить большое внимание изучению устройства и работы регуляторов глубины обработки почвы.

На тракторах МТЗ-100 (102) применена универсальная система автоматического регулирования глубины обработки почвы, состоящая из гидроаккумулятора, регулятора с при­водом управления, смесителя сигналов датчиков регулирова­ния (силового и позиционного), переключателя режимов уп­равления. В зависимости от характера местности, состояния почвы и от заданных агротехнических требований выбирает­ся один из видов регулирования или их комбинация.

Гидроаккумулятор предназначен для поддержания давле­ния подпора и восполнения утечек в полости подъема цилинд­ра механизма задней навески за счет энергии сжатой пружи­ны. У тракторов МТЗ-100 (102) гидроаккумулятор служит датчиком давления для автоматической системы регулирова­ния глубины обработки почвы.

Следует рассмотреть работу гидравлической системы при различных положениях рукоятки управления регулятором: регулятор «выключен», «зона регулирования» и «подъем».

Необходимо подробно ознакомиться с особенностями экс­плуатации гидравлических навесных систем, правилами тех­ники безопасности и операциями ТО гидравлического обору­дования и механизма навески.

Гидравлическая система подъема кузова применяется на автомобилях-самосвалах и самоходных шасси. При этом ра­ма кузова, шарнирно соединенная с рамой автомобиля, под­нимается с помощью рычажного механизма, на который воз­действует гидравлический подъемник с силовым цилиндром одностороннего действия. Источником давления является мас­ляный насос с управляемым краном.

Вопросы для самопроверки

1. Приведите основные элементы раздельно-агрегатной гидравлической системы.

2. Опишите работу распределителя золотникового типа при различных положениях золотника.

3. Объясните работу гидронавесной системы при различ­ных видах регулирования глубины обработки почвы.

4. Как выбирается оптимальный способ регулирования глубины обработки почвы?

5. Объясните принцип работы системы автоматического регулирования глубины обработки почвы.

6. Объясните назначение, устройство и принцип действия гидроаккумулятора.

7. Объясните устройство и работу гидроувеличителя сцеп­ной массы трактора.

8. Приведите схему заднего прицепного устройства трак­тора.

9. Объясните работу гидрофицированного прицепного крюка трактора?

10.Каковы основные операции ТО гидронавесной системы трактора?

11.Приведите схему и поясните работу гидравлической системы подъема кузова автомобиля или самоходного шасси.

3 ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Студентам 4-5 курса специальности 110301 –механизации сельского хозяйства факультета транспортно-технологических машин и сервиса. следует выполнить одну контрольную работу по первому разделу дисциплины «Тракторы и автомо­били».

Каждый студент получает индивидуальное задание конт­рольной работы, состоящее из 8 вопросов (по одному из каж­дой группы).

Выполнению задания должно предшествовать самостоя­тельное изучение разделов и тем дисциплины.

При этом следует руководствоваться методическими ука­заниями и пользоваться литературными источниками, приве­денными на с. 5.

Ответы на вопросы контрольной работы должны быть краткими, ясными и четкими. Недопустимо в качестве ответов переписывать отдельные части учебника. Схемы, эскизы и графики необходимо выполнять четко и аккуратно.

Индивидуальное задание подклеивается в начале выпол­ненной контрольной работы.

В конце работы приводится список использованной лите­ратуры, а в тексте работы ссылки на соответствующий источ­ник.

Выполненная в полном объеме контрольная работа высы­лается на .проверку в институт не позже, чем за месяц до на­чала лабораторно-экзаменационной сессии. В том случае, ес­ли работа окажется незачтенной, студент обязан выполнить все указания рецензента и представить работу на повторное рецензирование.

ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНОГО ЗАДАНИЯ № 1

ПО ДВИГАТЕЛЯМ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

1. Каковы основные направления и тенденции развития поршневых тракторных и автомобильных ДВС?

2. Укажите основные направления улучшения технико-экономических показателей современных и перспективных двигателей.

3. Приведите классификацию автомобильных двигателей и дайте сравнительную оценку.

4. Степень сжатия и ее влияние на работу двигателя. Выбор степени сжатия.

5. Процесс сгорания в карбюраторном двигателе. Периоды процесса сгорания. Факторы, влияющие на процесс сгорания в карбюраторном двигателе.

6. Детонация и ее последствия для двигателя. Внешние признаки. Факторы, влияющие на детонацию и борьба с ней.

7. Процесс сгорания в дизелях. Периоды процесса сгорания. Факторы, влияющие на процесс сгорания в дизелях.

8. Способы смесеобразования в дизелях. Формы камер сгорания, сопоставление.

9. Коэффициент избытка воздуха и его зависимость от различных факторов.

10. Методика испытаний автотракторных двигателей. Оборудование, методы измерений.

1. Объясните принцип устройства четырехтактного кар­бюраторного двигателя и опишите процессы, протекающие в цилиндрах.

2. Опишите процессы, протекающие в четырехтактном ди­зеле за полный цикл работы двигателя.

3. Опишите процессы, протекающие в двухтактном дизе­ле за полный цикл его работы.

4. Опишите процессы протекающие в карбюраторном че­тырехтактном двигателе.

5. Опишите процессы, протекающие в двухтактном кар­бюраторном двигателе.

6. Каковы преимущества и недостатки дизелей и карбю­раторных двигателей?

7. Как осуществляется смесеобразование в дизелях? Пре­имущества и недостатки различных способов смесеобразова­ния.

8. Из каких материалов изготавливаются поршни авто­тракторных двигателей? Основные свойства этих материалов.

9. Как изменяется зазор между цилиндром и поршнем в различных сечениях поршня?

10.Как обеспечивается подвод смазки к коренным и ша­тунным шейкам коленчатого вала?

1. Каковы конструктивные особенности поршневых колец современных дизелей и какие предусматриваются конструк­тивные мероприятия для увеличения их долговечности?

2. Каковы особенности устройства КШМ и V-образных ДВС?

3. Из каких соображений выбирается форма камеры сго­рания у карбю­ра­торных двигателей и дизелей?

4. Какие требования предъявляются к форме камер сго­рания современных двигателей?

5. Приведите требования, предъявляемые к шатунам ав­томобильных и тракторных двигателей. Из какого материала они изготавливаются?

6. Опишите конструкцию и материал современных вкла­дышей шатунных и коренных подшипников автотракторных двигателей.

7. Приведите схемы газораспределения двухтактных дви­гателей.

8. Из каких материалов изготавливаются клапаны, на­правляющие втулки клапанов? Основные требования к этим материалам и их свойства.

9. Из каких материалов выполняются распределительные валы и толкатели газораспределительного механизма? Какой термообработке они подвергаются?

10. Выполните схему и объясните назначение и работу декомпрессионного устройства дизеля.

1. Выполните схему воздухоочистителя тракторного дви­гателя и опишите принцип его работы.

2. Выполните схемы основных типов масляных фильтров автотракторных двигателей и опишите принцип их работы.

3. Выполните схему устройства и опишите принцип рабо­ты диафрагменного топливного насоса.

4. Объясните необходимость качественного изменения смеси в карбюраторе.

5. Выполните схему устройства для обеспечения холос­того хода одного из карбюраторов. Как производится регу­лировка холостого хода?

6. Выполните описание процесса семесеобразования в ди­зелях.

7. Выполните схему и дайте описание работы плунжер­ной пары насоса распределительного типа.

8. Выполните схему всережимного регулятора частоты вращения коленчатого вала двигателя и объясните его прин­цип работы.

9. Выполните схему и опишите конструкцию турбокомп­рессора дизеля.

10. Выполните схему системы питания дизеля.

1. Выполните схему центрифуги и опишите ее работу.

2. Выполните схему и опишите работу ограничителя час­тоты вращения коленчатого вала карбюраторного двигателя.

3. Выполните схему комбинированной смазочной системы двигателя и опишите ее работу.

4. Для чего применяются корректирующие устройства в регуляторе, схемы устройства и принцип работы?

5. Выполните схему и опишите принцип работы ограничи­теля частоты вращения автомобильного карбюраторного дви­гателя.

6. Выполните схему смазочной системы одного из отече­ственных дизелей с указанием назначения отдельных элементов.

7. Выполните схему системы охлаждения одного из отечественных тракторных дизелей.

8. Выполните схему воздушного охлаждения одного из отечественных тракторных дизелей с описанием принципов действия отдельных элементов.

9. Выполните схему системы жидкостного охлаждения двигателя и опишите принцип работы.

10. Объясните назначение термостата в системе охлаждения. Выполните схему термостата и опишите его принцип действия.

1. Объясните принцип действия свинцового аккумулято­ра. Какие химические реакции происходят при разряде и за­рядке аккумулятора?

2. Какие типы генераторов переменного тока применяют­ся на тракторах и автомобилях? Приведите схему одного из них.

3. Объясните устройство и работу генераторов перемен­ного тока.

4. Объясните устройство и работу интегральных регуля­торов напряжения.

5. Приведите схему и объясните работу батарейной сис­темы зажигания.

6. Поясните принцип действия магнето. Как устанавли­вается угол размыкания контактов у магнето?

7. Каковы особенности устройства систем электрического пуска у дизелей и бензиновых двигателей?

8. Приведите устройство и схемы включения основных приборов освещения и сигнализации.

9. Назовите возможные неисправности систем электро­оборудования и основные мероприятия технического обслу­живания.

10. Приведите принципиальную схему генератора перемен­ного тока.

1. Для чего и как меняется момент зажигания рабочей смеси в карбюраторных двигателях?

2. Выполните схему зажигания от магнето.

3. Выполните схему освещения трактора и приведите ос­новные сведения об его элементах.

4. Для чего применяется вариатор индукционной катуш­ки? Приведите схему включения вариатора в системе зажи­гания.

5. Выполните принципиальную схему контактно-транзис­торного реле-регулятора, объясните назначение и работу.

6. Приведите схему включения генератора переменного тока и реле-регулятора в общую схему электрооборудования.

7. Опишите назначение и устройство одного из электри­ческих контрольно-измерительных приборов или сигнализиру­ющих устройств.

8. Выполните схему и объясните принцип работы элек­тростартера с электромагнитным включателем и дистанцион­ным управлением.

9. Характер нагрузки электростартера и его характерис­тика.

10. Изложите сущность зарядки аккумуляторной батареи, ее проверку и обслуживание.

1. Основные неисправности кривошипно-шатунного меха­низма, методы их выявления и устранения.

2. Основные неисправности системы питания карбюратор­ного двигателя и методы устранения; операции ТО.

3. Неисправности генераторов переменного тока и методы их устранения; операции ТО.

4. Основные неисправности системы охлаждения тракто­ров и автомобилей, их устранение; операция ТО.

5. Опишите уход за смазочной системой двигателей трак­торов и автомобилей, укажите основные неисправности, их ус­транение и ТО.

6. Опишите правила ухода за кислотно-свинцовыми ак­кумуляторами в летнее и зимнее время и при их хранении.

7. Опишите проверку и регулировку топливных насосов и форсунок дизеля с кратким описанием приборов и приспо­соблений, применяемых для этой цели.

8. Опишите порядок установки топливного насоса высо­кого давления на дизель.

9. Опишите основные неисправности топливного насоса высокого давления дизеля, методы их выявления и устране­ния.

10. Способы повышения мощности и экономичности двигателей.

Источник

Рабочее оборудование тракторов

Унифицированная раздельно-агрегатная гидравлическая навесная система

К рабочему оборудованию трактора относят гидравлическую навесную систему, прицепное устройство, гидрокрюк, валы отбора мощности, приводные шкивы, увеличители сцепного веса, увеличители крутящего момента.

Унифицированная гидравлическая навесная система служит для управления из кабины тракториста навесными и полунавесными машинами и орудиями, агрегатируемыми с трактором. Система состоит из масляного насоса высокого давления золотникового распределителя с дистанционным управлением, силового гидравлического цилиндра, бака с фильтром, маслопроводов, разрывных и соединительных муфт и механизма навески.

Масляный насос служит для нагнетания масла из бака в рабочие полости силовых цилиндров. На современных тракторах устанавливаются шестеренчатые насосы НШ-50К (тракторы Т-150 и Т-150К), НШ-46У (ДТ-75М), НШ-67К (К-701), НШ-10Е (Т-25А), НШ-32К (МТЗ-82) и другие. Буквы НШ означают, что насос шестеренчатый, цифры показывают его теоретическую производительность (см3/об). Буквы К, У, Е указывают на конструктивные особенности насосов.

Насос НШ-У состоит из корпуса, крышки, шестерен двух пар опорных втулок и деталей уплотнения и крепления. Между крышкой и корпусом установлена сплошная резиновая манжета. На всасывающей стороне корпуса находятся алюминиевый вкладыш и резиновое уплотнение. При вращении шестерен создается разрежение, увлекающее жидкость из бака в камеру всасывания. Шестерни захватывают жидкость между впадинами и корпусом и подают в камеру нагнетания, а оттуда под большим давлением — в распределитель.

Для уменьшения утечки рабочей жидкости из нагнетательной полости во всасывающую опорные втулки поджимаются к торцам шестерен давлением масла. Насосы типа НШ-К конструктивно отличаются от насосов НШ и НШУ. Вместо четырех втулок в корпус вставлены подшипниковая обойма и поджимная обойма, в которых вращаются ведущая и ведомая шестерни. Торцевое уплотнение шестерен достигается постановкой с обеих сторон шестерен уплотнительных пластин (платиков). В пластинах имеются фигурные углубления под резиновые прокладки.

Насос закрыт крышкой с резиновым уплотнительным кольцом. Такая конструкция обеспечивает высокую точность расположения шестерен и их надежное уплотнение, устраняет перекос шестерен, что позволяет повысить рабочее давление до 125 кгс/см2 и максимальное — до 160 кгс/см2. Привод масляного насоса у различных тракторов осуществляется по-разному, но в каждом тракторе имеется устройство, позволяющее отключать масляный насос, когда нет необходимости использовать гидросистему.

Распределитель служит для распределения масла, подаваемого насосом по полостям силового цилиндра, поддержания необходимого давления и автоматического переключения гидросистемы на холостой ход и перепуска масла насоса в бак. На тракторах Т-150, Т-150К, ДТ-75М, ЮМЗ-6Л установлен распределитель Р75-ВЗА клапанно-золотникового типа, трехсекционный, четырехпозиционный, с автоматическим переводом золотника в нейтральное положение после окончания подъема или опускания орудия.

Распределитель состоит из корпуса, в котором установлены три золотника, перепускной и предохранительный клапаны. Каждый золотник управляет одним цилиндром и может занимать четыре положения: «нейтральное», «плавающее», «подъем» и «опускание». К корпусу крепятся крышка с
отверстием для слива рабочей жидкости в бак и крышка с шарнирно установленными в ней рычагами. Сферический конец рычага входит в нижнее отверстие золотника. На другой конец рычага устанавливаются рукоятки, передвигающие золотник в одно из четырех положений.

Читайте также:  Пожары произошедшие по причине неисправности и неправильной эксплуатации оборудования примеры

В корпусе имеются резьбовые отверстия для присоединения маслопроводов. К отверстию А присоединяется маслопровод, идущий от насоса, к отверстиям Б — маслопроводы от надпоршневого пространства силового цилиндра, а к отверстиям В — маслопроводы от подпоршневого пространства.

Золотники, обработанные с высокой точностью, по наружному диаметру имеют пять поясков и входят в расточки корпуса, обеспечивая плотность прилегания их поверхностей, чем предотвращаются утечки рабочей жидкости. Полая часть золотника, на которой устанавливается фиксирующее устройство, оканчивается осевым каналом, соединенным двумя отверстиями с нагнетательным каналом.

Осевой канал, служащий для подвода масла к автоматическому устройству возврата золотника в нейтральное положение, закрывается шариковым клапаном, поджатым к гнезду плунжером и пружиной. Натяжение пружины регулируется винтом. Фиксирующее устройство золотника состоит из бустера (толкателя), обоймы, шариковых фиксаторов, втулки фиксатора и пружины. Обойма смонтирована на золотнике вместе с пружиной, помещенной между верхним и нижним стаканами, закрепленными на золотнике пробкой.

Силовой цилиндр служит для подъема и опускания навешенных на трактор сельскохозяйственных орудий. На тракторе установлен один основной цилиндр, который связан с механизмом навески. Выносные цилиндры устанавливаются на боковых навесках или гидрофицированных орудиях. Силовой цилиндр поршневого типа состоит из корпуса), передней и задней крышек, штока и поршня. Крышки крепятся к торцам корпуса с помощью стяжных шпилек.

Во фланец передней крышки ввернуты штуцера для присоединения шлангов. Поршень закреплен на штоке гайкой и уплотнен с цилиндром резиновым кольцом с пластмассовыми прокладками. На наружный конец штока навернута или приварена головка (вилка). В расточках верхней крышки установлены стальные шайбы — чистики, закрытые крышкой. При втягивании штока чистики удаляют с него грязь и пыль. В крышке установлен клапан с уплотнительным кольцом, регулирующий ход поршня.

Для уменьшения скорости опускания навешенного орудия и предохранения его от ударов о почву в штуцере установлен за медлительный клапан, который состоит из шайбы с калиброванным отверстием и трех штифтов. При опускании орудия шайба прижимается к седлу и жидкость медленно проходит через калиброванное отверстие в шайбе. При подъеме орудия жидкость движется в обратную сторону, отжимает шайбу от седла и свободно протекает по штуцеру, способствуя быстрому подъему орудия.

На выступающий конец штока установлен упор, который при перемещении его вниз и закреплении на штоке уменьшает ход поршня, так как при движении вниз упор давит на клапан и закрывает выход жидкости из под поршневого пространства. С помощью упора предотвращается опускание орудия при транспортных переездах. В этом случае после подъема орудия упор опускается на клапан и его закрепляют на штоке.

К элементам соединительной аппаратуры относятся запирающие (соединительные) муфты и разрывные муфты. Запирающие муфты позволяют отсоединять шланги, не сливая масла из системы, за счет наличия в них подпружиненных шариковых клапанов. Они устанавливаются в каждом маслопроводе, идущем к цилиндру. Разрывные муфты в случае аварийного отсоединения орудия автоматически разъединяют шланги без их разрыва и без потерь масла из системы, так как шариковые клапаны, установленные в них, надежно закрывают трубопроводы.

Механизм навески служит для присоединения навесных машин и орудий к трактору. Механизм навески располагается в задней части трактора, обеспечивает присоединение машин и орудий по двух- или трехточечной схеме навески. Механизм навески трактора ДТ-75М состоит из верхней оси, закрепленной бугелями в головках стоек. На оси на втулках размещен полый поворотный вал, на шлицах которого закреплены два подъемных рычага.

Концы подъемных рычагов шарнирно соединены с раскосами, длину которых можно изменить винтовыми муфтами. Нижние вилки раскосов соединены шарнирно при помощи пальцев с шаровыми шарнирами телескопических нижних продольных тяг. Внутренние концы тяг присоединяются к боковым кронштейнам при трехточечной схеме навески или к кронштейну при двухточечной схеме.

Кронштейны установлены на задней оси укрепленной в кронштейнах лонжеронов рамы. На оси устанавливается основной цилиндр гидросистемы, головка которого соединена пальцем с поворотным рычагом, свободно надетым на полый поворотный вал.

Механизм навески трактора ДТ-75М (трехточечная схема навески) включает в себя: основной цилиндр; вертикальная стойка верхней оси; поворотный рычаг; верхняя ось; наклонная стойка верхней оси; скоба; поворотный вал; муфта центральной тяги; пружина центральной тяги; винтовая муфта; центральная тяга; правый подъемный рычаг; раскос; фиксирующий штифт; вилка раскоса; нижняя продольная тяга; ограничительные цепи; стопорный штифт продольной тяги; боковой кронштейн продольной тяги; нижняя ось; средний кронштейн продольных тяг; ось основного цилиндра; левый подъемный рычаг; кронштейн.

При подъеме орудия шток цилиндра, выдвигаясь, поворачивает рычаг, который, упираясь при повороте в левый подъемный рычаг, поднимает его вместе со вторым рычагом через поворотный вал. При необходимости принудительного опускания поворотный рычаг соединяют пальцем с подъемным рычагом. Верхняя центральная тяга навески с помощью вилки соединена с муфтой, закрепленной посередине верхнего вала.

Тяга составная с амортизатором и винтовой муфтой для изменения длины тяги. Орудие присоединяется к концам нижних продольных и верхней центральной тяге при помощи шарниров и пальцев. Для устранения раскачивания орудия в транспортном положении, а также при междурядной обработке у пропашных тракторов продольные тяги соединены с кронштейнами ограничительными цепями с регулировочными муфтами. С помощью раскосов и верхней тяги регулируется положение орудия в продольной и поперечной плоскостях.

Работа гидравлической навесной системы

Каждому режиму работы гидросистемы соответствует определенное положение золотника:

а) орудие находится в транспортном положении, а золотник в нейтральном. Масло из бака отсасывается насосом и нагнетается в распределитель в полость. Из полости масло по отверстию перепускного клапана идет в отводной канал и далее на слив в полость. Вследствие тормозящего действия отверстия давление в полости уменьшается и под давлением масла клапан открывается и масло из насоса идет на слив. Полости, соединенные с цилиндром, перекрыты золотником, и выход масла из обеих полостей силового цилиндра будет закрыт. Положение орудия зафиксировано относительно трактора.

б) В положении «плавающее» золотник соединяет обе полости, соединенные с гидроцилиндром, со сливными каналами. Масло из насоса через открытый перепускной клапан сливается в бак, а орудие свободно опускается вниз и его рабочие органы заглубляются. При движении трактора орудие свободно перемещается относительно трактора, копируя рельеф местности с помощью опорного колеса.

в) В положении «подъем» происходит подъем орудия в транспортное положение. Золотник перекрывает отводной канал, и, следовательно, клапан закрыт. Одновременно золотник сообщает полость с нагнетательным каналом, а полость — со сливом и масло от распределителя через полость подается под поршневое пространство силового цилиндра, давит на поршень и через шток и механизм навески поднимает орудие. Из-под поршневого пространства цилиндра масло через полость сливается в бак. Как только подъем орудия заканчивается, давление масла под поршнем в полости и канале распределителя повышается и, когда он достигает 110-125 кгс/см2, шариковый клапан открывается под давлением масла, толкатель,
перемещаясь вниз, отжимает фиксаторную втулку, шарики фиксаторов выходят из канавок и под действием пружины золотник автоматически переходит в нейтральное положение.

г) При принудительном опускании орудия отводной канал перекрыт золотником. Одновременно надпоршневое пространство цилиндра через полость сообщается с нагнетательным каналом, а надпоршневое через полость — со сливом. Масло из насоса подается в распределитель и далее в
надпоршневое пространство, заставляя поршень и орудие опускаться. По окончании хода поршня золотник автоматически приводится в нейтральное положение так же, как и в конце подъема. Принудительное опускание используется при работе с ямокопателями и другими орудиями. В положениях «нейтральное» и «плавающее» золотник удерживается фиксирующим устройством.

Обслуживание гидросистемы заключается в наблюдении за герметичностью соединений и уплотнений, в своевременной промывке фильтра и замене масла, а также в проведении необходимых регулировок. Уровень масла в гидравлической системе проверяют через 60 ч работы трактора, одновременно смазывают трущиеся поверхности втулок верхней оси и цапфы центральной тяги навески. Масляный фильтр бака промывают в дизельном топливе через 480 ч работы. Смену масла в системе производят через 960 ч работы трактора.

Клапаны распределителя проверяют и регулируют на стендах или с помощью прибора КИ-1097Б с приспособлением КИ-6272. Предохранительный клапан должен срабатывать при давлении 130-135 кгс/см2, а у тракторов МТЗ-80, МТЗ-82 — при давлении 150-160 кгс/см2. Клапан автоматического перевода золотника в нейтральное положение должен срабатывать при давлении 100-110 кгс/см2, а у тракторов МТЗ-80, МТЗ-82 — при давлении 130-140 кгс/см2.

Валы отбора мощности и приводной шкив

Вал отбора мощности предназначен для привода рабочих органов, агрегатируемых с трактором машин и орудий. Все тракторы оборудуются задним валом отбора мощности. Универсальные тракторы МТЗ-80, МТЗ 82 кроме заднего оборудованы и боковым ВОМ. На самоходном шасси Т-16М применен передний ВОМ, размещенный на раме впереди двигателя. По типу привода на тракторе ВОМ могут быть с зависимым, независимым, полунезависимым, синхронным и несинхронным приводами.

Зависимым называют ВОМ, который передает вращение на рабочие органы сельскохозяйственной машины только при включении главной муфты сцепления, останавливается при ее выключении. Он используется на тракторах ДТ-75М, Т-74, Т-25. Независимый ВОМ связан непосредственно с коленчатым валом двигателя и не зависит от работы муфты сцепления. Независимый ВОМ передает вращение на рабочие органы машин как при движении, так и при остановках. Он устанавливается на тракторах МТЗ-80, МТЗ-82, Т-150К.

Конструкция привода ВОМ тракторов МТЗ-82, Т-150К. Полунезависимый ВОМ не допускает включения и выключения на ходу, но может работать при остановленном тракторе (ЮМЗ-6Л, Т-16М). Несинхронный ВОМ имеет постоянные обороты независимо от скорости вращения ведущих колес трактора. У синхронного ВОМ частота вращения пропорциональна поступательной скорости трактора.

У тракторов МТЗ-80, МТЗ-82, Т-150К ВОМ имеется две частоты вращения выходного вала — 570 и 1000 об/мин. У трактора МТЗ-82 задний ВОМ состоит из привода, двухступенчатого редуктора, муфты переключения и планетарного редуктора. У трактора Т-150К механизм ВОМ состоит из редуктора, в котором размещены гидроподжимная муфта с автоматическим тормозом, из агрегатов гидросистемы и понижающей пары шестерен.

Приводными шкивами в основном снабжаются колесные тракторы для работы со стационарными машинами. Увеличители сцепного веса служат для уменьшения буксования трактора и могут быть механические (Т-25А, Т-40) или гидравлические (МТЗ-50, МТЗ-82). Механический догружатель ведущих колес увеличивает нагрузку на ведущие колеса за счет увеличения угла постановки верхней тяги механизма навески и использование для этих целей опрокидывающего момента орудия при его работе.

Гидроувеличитель сцепного веса тракторов МТЗ-82, МТЗ-50 включается в общую гидравлическую раздельно-агрегатную систему. Принцип его действия заключается в том, что в силовом цилиндре создается небольшое давление от 8 до 28 кгс/см2, направленное на подъем орудия. При этом вес орудия передается на задние ведущие колеса, хотя рабочие органы орудия не выглубляются, а опорное колесо копирует рельеф местности. Проходимость агрегатов при этом существенно возрастает за счет уменьшения буксования.

Увеличитель крутящего момента (УКМ) устанавливается на комплектации трактора ДТ-75М-С6 и представляет агрегат, состоящий из муфты сцепления и планетарного редуктора. Он крепится к передней стенке коробки передач трактора и служит для преодоления кратковременных перегрузок без переключения передач.

Прицепное устройство и гидрофицированный крюк

Для работы с прицепными машинами и буксировки транспортных прицепов тракторы оборудуются прицепным устройством и гидрокрюком. Прицепное устройство состоит из прицепной скобы, которая присоединяется к вильчатым кронштейнам бугелей нижней оси механизма навески у ДТ-75М, Т-74, Т-150К, Т-150 или к шарнирам продольных тяг механизма навески у тракторов Т-25А, МТЗ-50, МТЗ-80, МТЗ-82, К-701. Прицепная скоба имеет ряд отверстий, в одном из которых устанавливается прицепная серьга со штырем.

Отверстия в прицепной скобе позволяют изменять точку прицепа в поперечном к трактору направлении. Вправо смещают орудия, у которых ширина захвата меньше ширины трактора. По высоте прицепное устройство регулируется или подъемом гидросистемой продольных тяг механизма навески у колесных тракторов Т-25А, Т-40М, МТЗ-50, МТЗ-82, К-701, или поворотом прицепной скобы и поворотом бугелей у тракторов ДТ-75М, Т-74, Т-150.

Буксирный крюк, управляемый гидросистемой трактора, служит для автоматической сцепки трактора с транспортными полуприцепами и разбрасывателями удобрений и буксировки их. У трактора Т-150К тяговый гидрофицированный крюк прикладывается к трактору и при необходимости устанавливается вместо нижних продольных тяг механизма навески. Гидрокрюк поднимается и опускается рукояткой распределителя гидросистемы.

У трактора МТЗ-82 крюк в сборе крепится к днищу заднего моста болтами и винтовой тягой соединен с подъемным рычагом механизма подвески и, следовательно, также управляется рукояткой распределителя. У трактора К-701 буксирный крюк крепится к нижним тягам механизма навески двумя пальцами, расположенными в отверстиях нижних тяг и проушинах балки крюка.

Источник