Меню

Рабочее место водителя и его оборудование



Рабочее место водителя

Рассмотрены устройство и антропометрические характеристики рабочего места водителя, способы его настройки. Даются рекомендации по оптимизации посадки водителя на рабочем месте, позволяющие повысить безопасность труда и предотвратить развитие профессиональных заболеваний.

Рабочее место в соответствии со ст. 209 ТК РФ — это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Рабочее место водителя — это часть пространства в салоне автомобиля, предназначенная для размещения водителя и оборудованная для исполнения его водительских функций. Здесь размещены: сиденье водителя; органы управления автомобилем; приборы и индикаторы; органы управления системами, с помощью которых поддерживаются благоприятные условия деятельности водителя и передается информация другим участникам движения.

Автомобилями управляют люди, имеющие индивидуальные рост и телосложение. Чтобы каждый водитель имел возможность удобно разместиться на своем рабочем месте, сиденье водителя снабжается регулировками статического прогиба системы подрессоривания, высоты и наклона подушки сиденья, положения сиденья в продольном направлении, наклона его спинки, кривизны спинки сиденья в поясничной области, высоты подголовника.

Сиденье современного грузового автомобиля и автобуса имеет полный набор регулировок. При уменьшении их числа водители, антропометрические характеристики которых отклоняются от «среднего» показателя, не смогут разместиться на рабочем месте с максимальным комфортом.

На современных грузовых автомобилях и автобусах сиденье водителя для уменьшения передаваемых ему вибраций подрессоривают. Если система подрессоривания механическая (пружинная или торсионная), предварительное сжатие упругого элемента регулируется с помощью рукоятки под вес водителя.

При отсутствии шкалы натяжения упругого элемента регулировка выполняется так, чтобы под действием веса водителя сиденье переместилось на одну треть своего полного хода. Если статическое перемещение сиденья будет меньше, вибронагруженность водителя возрастет. При увеличении статического прогиба сиденье будет сильно раскачиваться, что также создаст серьезные неудобства при управлении автомобилем. При пневматическом подрессоривании сиденья статический прогиб устанавливается автоматически на заданную величину независимо от веса водителя.

Источник

Рабочее место водителя

Рабочее место водителя

Безошибочность управления автомобилем зависит не только от психофизиологических особенностей человека, но и от условий, в которых совершается процесс управления. К таким условиям следует отнести в первую очередь условия на рабочем месте водителя — в кабине автомобиля.

Большое влияние на работоспособность оказывает правильная посадка водителя за рулем автомобиля, которая определяет его спокойное положение в состоянии готовности. При правильной посадке водитель должен сидеть прямо, а его спина полностью прилегать к спинке сиденья, ноги должны легко доставать до педалей, а руки, лежащие на рулевом колесе, должны быть слегка согнуты в локтях. Такая посадка дает возможность принять наиболее естественное положение, не испытывать утомления от длительной поездки, а также обеспечивает максимальный обзор, требует наименьших усилий при работе рулевым колесом, педалями и рычагами.

Ноги на педаль сцепления, тормозную педаль и педаль управления дроссельной заслонкой ставятся так, чтобы каблук опирался на пол кабины. Во время движения правая нога находится на педали управления дроссельной заслонкой, а во время торможения — на педали тормоза. Левая нога опирается на пол слева от педали сцепления и при необходимости переносится на педаль сцепления или на кнопку ножного переключателя света.

Как отмечалось выше, одним из основных условий обеспечения безопасности движения на дороге является правильное восприятие водителем дорожной обстановки.

Понятно, что водитель должен видеть дорогу не только перед собой. Для обеспечения безопасности движения на каждом автомобиле устанавливается зеркало заднего вида, с помощью которого водитель может просматривать дорогу позади своего автомобиля. Опыт показывает, что водитель, не наблюдающий за дорогой позади автомобиля, в условиях интенсивного движения не может обеспечить безопасности движения, особенно при маневрировании и обгоне транспортных средств. Кроме того, на работу водителя влияет ряд факторов, которые ускоряют наступление утомления и переутомления. К ним могут быть отнесены недостатки в оборудовании рабочего места водителя, микроклимат кабины.

Микроклимат кабины — это совокупность температуры, влажности и скорости движения воздуха. Влияние его на организм во многом зависит от состояния здоровья водителя, степени закаленности организма к воздействиям — неблагоприятных метеорологических факторов и рабочей одежды. Основное назначение одежды заключается в поддержании температуры тела на постоянном уровне и защите его от пыли, грязи, микробов и механических повреждений. Вместе с тем необходимо, чтобы ткани одежды были мягкими, эластичными, а вся одежда удобной и не стесняющей работу водителя. Температура воздуха в кабине зависит от температуры окружающей среды, степени нагрева двигателя и обшивки, условий вентиляции. Наиболее благоприятная температура 18 — 20 °C. При слишком высокой температуре в кабине (25 °C и выше) значительно снижаются психофизиологические характеристики водителя, нарушаются функции центральной нервной системы, снижаются внимание, способность к сосредоточению, ослабляется чувство осторожности, увеличивается время реакции водителя, и он допускает больше ошибок. Развитию перегревания способствуют: высокая влажность воздуха, ограничивающая отдачу тепла; непроницаемая для влаги одежда, ожирение, усталость, перенесенные тяжелые болезни. Под влажностью воздуха понимают уровень содержания в нем водяных паров. В воздухе, насыщенном водяными парами, резко затрудняется теплоотдача путем испарения.

Пониженная температура воздуха вызывает усиленную отдачу тепла и сковывает движение рук и ног водителя, снижает быстроту и точность его движений, что может привести к ошибкам при управлении автомобилем.

Воздух кабины автомобиля может содержать пары бензина и вредные примеси отработавших газов: углеводороды, окислы азота, угарный газ, что может привести к отравлению организма. Степень отравления и его проявления чрезвычайно разнообразны и зависят от концентрации угарного газа в воздухе и продолжительности воздействия его на организм водителя. Основными направлениями в борьбе с отравлениями являются: правильная регулировка двигателя; тщательная установка резиновых прокладок, закрывающих отверстия в полу кабины; повышение эффективности системы вентиляции. Предельно допустимое содержание в воздухе паров бензина 0,3 мгл. Повышенная концентрация паров топлива и вредных примесей отработавших газов в воздухе кабины сказывается на ухудшении работы органов зрения и слуха, нарушении координации движения, преждевременном наступлении усталости, появлении сонливости.

Читайте также:  Договор для аренды звукового оборудования

Во время работы водитель воспринимает шум от работающих агрегатов автомобиля, шум от движения автомобиля по дороге и внешний уличный шум. Чрезмерный шум оказывает вредное воздействие на органы слуха и кору головного мозга. Он нарушает нормальные условия работы водителя; отвлекает его, снижает внимание, увеличивает время реакции, затрудняет восприятие звуковых сигналов других транспортных средств и слуховое наблюдение за работой агрегатов своего автомобиля. Длительное воздействие шума ослабляет память. Постоянные громкие и высокочастотные шумы вызывают головные боли, тошноту, головокружение.

Источниками колебаний и вибраций являются неровности дороги, меняющаяся скорость движения, неуравновешенные детали автомобиля. Человек воспринимает колебательную и толчковую нагрузки мышцами и вестибулярным аппаратом. Длительное воздействие вибраций вредно сказывается на организме человека, ухудшает кровообращение, понижает остроту зрения, особенно бинокулярного. Вибрации снижают деятельность нервной системы, уменьшая способность сосредоточения внимания.

Читайте также

Рабочее время

Рабочее время В офисе пунктуальность соседствует с благочестием, хотя только боссам надлежит приходить на работу рано и засиживаться допоздна. Большинство немцев заканчивают работу ровно в 17.00. Если вы задержитесь, это будет доказательством того, что вы не справляетесь

Рабочее место и визитная карточка, или C чего все начинается

Рабочее место и визитная карточка, или C чего все начинается Тем, кто гордится идеальным порядком на своем рабочем столе, незнакомо ощущение радости, когда вдруг находишь вещь, казалось бы, безвозвратно потерянную. Хелен Эксли Праздник в нашем ауле! Наконец-то тебе

Глава 2 РАБОЧЕЕ МЕСТО

Глава 2 РАБОЧЕЕ МЕСТО Теперь можно взяться за организацию рабочего места. Необходимо оно не только резчику – каждый мужчина должен иметь дома свой рабочий угол с небольшим столом, шкафчиками для необходимых в домашнем хозяйстве столярных, слесарных и

Рабочее движение

Рабочее движение Развитие капитализма в России в пореформенный период проходило в «диких» формах. Не было рабочего законодательства, продолжительность рабочего дня не регламентировалась, не соблюдалась техника безопасности, условия труда и быта рабочих находились на

Рабочее место и визитная карточка, или С чего все начинается

Рабочее место и визитная карточка, или С чего все начинается Тем, кто гордится идеальным порядком на своем рабочем столе, незнакомо ощущение радости, когда вдруг находишь вещь, казалось бы, безвозвратно потерянную. Хелен Эксли Праздник в нашем ауле! Наконец-то тебе

Рабочее время

Рабочее время РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ — 1) установленное законодательством или в соответствии с ним необходимое количество часов и минут в день, неделю и другой календарный период, которое работники обязаны трудиться на предприятии или в учреждении (например, в ст. 42 КЗоТ

Рабочее место

Рабочее место РАБОЧЕЕ МЕСТО — место выполнения работником функций, обусловленных трудовым договором. Администрация предприятия, учреждения, организации обязана обеспечивать надлежащее техническое оборудование всех P.M. и создавать на них условия работы,

1. Рабочее место

1. Рабочее место При постоянной работе рекомендуется организовать свое место. Примером может служить рабочая кабина размером 2 ? 2,5 м с приточно-вытяжной вентиляцией с воздухообменом не менее 40 м3/час. Стены выполняют из железа, кирпича, брезента, бетона, фанеры. Причем

Ваше рабочее место

Ваше рабочее место Сиденье. При правильной посадке водитель должен сидеть прямо, а его спина полностью прилегать к спинке сиденья. Кроме того, его ноги должны легко доставать до педалей, а руки, лежащие на рулевом колесе, быть слегка согнутыми в локтях (рис. 5). Такая

Возвращение собаки на место (команда «Место!»)

Возвращение собаки на место (команда «Место!») Это необходимый и очень полезный навык для пастушьих и служебных собак. Его необходимо отрабатывать после усвоения собакой навыка лежать по команде. Уложив собаку, оставляют около нее какую-либо вещь. Дрессировщик отходит от

Источник

Рабочее место водителя

Требования предъявляемые к рабочему месту водителя:

2. Все оборудование должно быть закрыто крышками на которых нанесены соответствующие надписи;

3. Посторонние предметы и инструменты не должны загромождать пульт, ограничивать обзор.

Оборудование раб, места водителя:

Кабина водителя оборудована дверьми.

Кабина водителя должна иметь кресло водителя, которое должно иметь регулировки в горизонтальной и вертикальной плоскости, обеспечивать максимальный комфорт и удобства для повышения работоспособности.

Обзор водителю обеспечивают лобовые стекла, которые должны очищаться стеклоочистителями и в холодное время обогреваться печкой.

Устанавливается омыватель лобовых стекол.

В холодное время должен иметь обогрев (печки с вентиляторами).

Перед водительским местом располагается панельная доска.

Освещение салона водителя и освещение приборной доски.

Рядом с местом водителя люк для гидроусилителя (для долива жидкости).

Кабина должна иметь солнцезащитный козырек (устройство).

Оборудование должно быть подписано.

Зеркала заднего вида (с подогревом).

Должны иметься знаки эл. опасности на крышках шкафов.

Должен иметь вешалку для одежды.

Все оборудование должно быть заземлено.

Табличка с графиком движения.

Обязательно наличие резинового коврика на полу и педалях.

Требования к обогревательным приборам в кабине и в салоне:

ü Печи должны быть стационарными (т.е. закреплены и заземлены);

Читайте также:  Пуллайн оборудование для бассейнов

ü Должны быть закрыты кожухами

ü Кожуха должны иметь заземление.

ü Оконные реостаты в кабине должны иметь изолированные шунты и изоляционные колпачки.

Источник

Аттестация рабочего места водителя, тракториста

Наша жизнь уже не представляется без наличия транспортных средств. На момент выпуска первых моделей автомобиля, транспорт считался роскошью. Сегодня это лишь средство комфортного передвижения. Он имеется у многих, и, иной раз, даже не в единственном экземпляре. С одной стороны, удобство, с другой – опасность, которая таит в себе открытая общедоступность в его эксплуатации. В данном случае подразумевается картина аварий. Порой, аварии случаются из-за неисправностей деталей. Подобные случаи можно предупредить с помощью регулярного проведения технических осмотров. А вот у специализированных водителей, которые являются работниками какой-либо организации и для которых транспортное средство считается рабочим местом, проследить подобные изменения и предупредить аварийные ситуации можно также с помощью проведения аттестации рабочих мест (АРМ, – ред.). Благодаря АРМ удается установить, какие негативные факторы влияют на водителя в процессе трудовой деятельности, разработать методы по их устранению (если это возможно), установить медицинские осмотры, компенсации и льготы.

Под рабочим место водителя принято подразумевать кабину транспортного средства. В ней он, как правило, проводит более 50% своего рабочего времени. Кабина транспортного средства должна соответствовать нормативным требованиям безопасности, чтобы исключить влияние вредных и опасных факторов на водителя. Рабочим местом может являться любое транспортное место водителя: начиная от мопеда (часто используется в работе курьеров, разносчиков пиццы), заканчивая самоходными (специальными) средствами (колесными и гусеничными тракторами и т.д.). Все категории работников будут считаться водителями. Поэтому, аттестацию рабочего места тракториста, водителя автобуса и т.д. будем относить к общему понятию – АРМ водителя, потому как процесс, вне зависимости от вида транспортного средства, будет проводиться по единой схеме.

Единая схема – это порядок, в соответствии с которым проводится аттестация. Таковым является Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 2011 года №342н. При аттестации проводится инструментальная и экспертная оценка условий труда. Для того, чтобы начать ее, необходимо определится с составом аттестационной комиссии и аттестующей организацией, в полномочия которой входит проведение инструментальных замеров вредных и опасных производственных факторов (ВОПФ, – ред.). К выбору аттестующей организации работодатель должен подойти серьезно, потому как, любое несоответствие в представленных сведениях в органы государственной инспекции по труду приведет к тому, что АРМ придется проводить заново. А это довольно затратное дело. Подробнее с требованиями и рекомендациями при выборе организаций по аттестации, Вы можете ознакомиться в материале: «Организации, проводящие аттестацию рабочих мест».

При проведении АРМ выделяются наиболее типичные факторы, характерные для рабочего места водителя. При управлении автомобилем водитель подвергается влиянию следующих ВОПФ:

  • шум;
  • вибрация локальная (общая);
  • неблагоприятные климатические условия;
  • загрязнение воздуха кабины различными примесями.

Сила звуков при движении зависит от мощности двигателя и от звукоизоляции в кабине. Предельно допустимые нормы при передвижении легковых автомобилей, автобусов, специальных автомобилей, согласно СН 2.2.4/2.1.8.562-96, равны 60-70 дБА. При превышении показателей шума у водителя повышается уровень утомляемости, ухудшается острота зрения, теряется равновесие. Вибрация существенно снижает качество внимания и точность действий, провоцирует головокружение и головную боль. Особенно сильные величины вибрации и шума наблюдаются в кабинах трактористов, потому как, существует открытый тип кабины и закрытый. При открытом кузове естественный шум машины невозможно изолировать.

Микроклимат в кабине транспортного средства водителя представлен из совокупности влажности, температуры, движения воздуха. Температура внутренних поверхностей кабины должна отличаться от температуры воздуха в кабине не более 3 градусов. Кабины должны оснащаться системой вентиляции, отопления, кондиционирования воздуха, что позволит устранить запотевание стекол, регулировать направление количества поступающего в кабину воздуха. Эти требования излагаются в «Санитарных правилах по гигиене труда водителей автомобилей» № 4233-86 от 30.12.86.

Рабочее место водителя считается загрязненным за счет сгорания топлива. Выбросы представлены в виде следующих веществ: углеродосодержащие продукты, продукты окисления азота. Токсичные вещества оказывают неблагоприятное влияние на водителя и снижают безопасность движения на дороге.

При АРМ водителя также необходимо выявлять параметры тяжести и напряженности трудового процесса. Для водителей главное – внимание, концентрация, осторожность на дорогах. Находясь за рулем, они являются ответственными не только за свою жизнь, но и за жизнь находящихся людей в салоне и в соседних транспортных средствах. Любое неверное движение по неосторожности, или, к примеру, несвоевременная ориентация при неправильных действиях других водителей на дороге, может обернуться аварийной ситуацией, исход которой, во многих случаях, бывает достаточно плачевным. Наиболее напряженной, в этом плане, является работа водителей-дальнобойщиков. Каждая третья авария на дорогах в России, согласно статистике, происходит по их вине. С одной стороны – погодные условия, плохие дороги, с другой – манера езды водителей. Несомненным фактором является также их утомляемость на дорогах. При перевозке тонн груза им приходится преодолевать тысячи километров. А это, иной раз, занимает, по несколько дней, даже недель. Работник выбивается из нормального ритма жизни, потому как ему приходится передвигаться и в ночное и в дневное время суток.

При экспертной оценке проверяется травмоопасность рабочего места и обеспеченность средствами коллективной защиты на основе нормативных локальных актов организации.

По результатам оценок водителям устанавливают класс условий труда, на основании которых назначаются компенсации, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 г. № 870.

Читайте также:  Монтаж и эксплуатация газового оборудования инфраструктурный лист

Главная цель аттестации, все же, не просто выявление производственных факторов на рабочем месте водителя, а последующее их рационализация. А улучшить условия можно только с помощью проведения рациональных мероприятий. Профилактика рабочей среды позволит сотрудникам чувствовать себя наиболее комфортно на своих рабочих местах.

Источник

СОУТ водителя автомобиля

Каким бы ни было рабочее место, законодательство обязует работодателя проводить СОУТ. Методика предусмотрена приказом Минтруда, однако для отдельных категорий предусмотрен особенный порядок проведения процедуры. Специальная оценка условий труда водителей проводится по общим правилам с одним исключением, под которое попадают водители внутригородского пассажирского транспорта.

Проводить спецоценку условий труда может аккредитованная организация, отмеченная в государственном реестре. Таковой является экспертная лаборатория «Экостар». Обращайтесь за консультацией и получите помощь профессионалов в решении любых вопросов!

Проведение СОУТ водителей

СОУТ водителей автомобиля начинается с определения комиссии, графика, экспертной организации и количества рабочих мест, подлежащих процедуре. Если в штатном расписании более ста человек состоит на должности водителя, то провести замеры можно на двадцати рабочих местах, применив правило аналогичности.

Проведение замеров проходит, когда транспорт или специальная техника работает в штатном режиме. Если речь о спецтехнике, дополнительно оснащенной навесным и прочим оборудованием, то замеряется уровень пыли, вибрации, шума в процессе его использования.

Учитывается также и хронология рабочего дня, проводятся специальные замеры, после чего эксперты составляют отчет и предлагают его на рассмотрение комиссии. Подготовленная на его основе декларация направляется в надзорные органы. Если за пять лет автопарк организации не изменится, документ может пролонгироваться, в противном случае нужна СОУТ новой техники.

Факторы, влияющие на класс вредности

В отличие от АРМ, СОУТ водителей теперь предусматривает идентификацию. Процедура проводится представителем аккредитованной экспертной организации, который обязан выявить факторы, влияющие на водителей, и сравнить их с предложенным Минтрудом классификатором. Проводившаяся ранее аттестация рабочих мест предусматривала оценку ряда факторов:

  • особенности освещенности;
  • присутствие в воздухе негативно влияющих на здоровье соединений и параметры микроклимата;
  • уровень вибрации, как общий, так и локальный;
  • напряженность рабочей обстановки;
  • шумность и наличие инфразвука;
  • тяжесть труда.

Согласно предложенному Минтрудом документу:

  • параметры освещенности могут влиять только на особо точные работы;
  • оценка микроклимата применяется, если оборудование на рабочем месте является его источником;
  • виброакустический фактор берется в расчет, если имеется оборудование, которое служит его источником.

Эти особенности проведения СОУТ водителей повлияли на количество льгот, которые раньше получали сотрудники на данной должности.

Как сохранить компенсацию?

Специальная оценка условий труда водителей автомобилей может привести к сокращению количества льгот. Чтобы избежать этого — сохранить класс вредности, а с ним и объем компенсации — нужно выполнить следующие рекомендации:

  1. Внести предложения по коррекции перечня изучаемых факторов. Специалист экспертной организации может не учесть отдельные факторы, руководствуясь общим представлением об идентификации, однако в приложении к приказу Минтруда №31 от 2014 года есть конкретная информация, что конечный список факторов формируется комиссией работодателя, а не экспертом. Потому можно провести оценку тех воздействий, на которые жаловались работники, привлечь факторы, влияющие на развитие профессиональных заболеваний и дополнить предложение ссылкой на СП 4616-88.
  2. Если когда-либо проводилась АМР, следует проанализировать полученный результат. Если уже есть факторы, которым присваивался вредный класс, они должны учитываться и в процессе СОУТ.
  3. Оценить напряженность трудового процесса. В процессе идентификации, при анализе документов, касающихся режима труда и отдыха, нужно уделить внимание среднему количеству сигналов, как звуковых, так и световых, поступающих за час работы. Допустимое число 175 за час, но оно может достигать и четырехсот. Итоговый класс, присвоенный рабочему месту, будет зависеть от количества часов управления за смену.

Следуя таким рекомендациям, можно добиться сохранения вредного класса для сотрудников на водительской должности.

Чего ждать водителям от СОУТ в будущем?

Процесс СОУТ с учетом изменений может привести к негативу со стороны персонала. Рекомендуется, во-первых, всегда оповещать работников о том, что проводится процедура спецоценки, во-вторых, не пренебрегать сбором пакета документов и требовать от экспертной организации изменений, которые помогут сохранить класс вредности. Прежде чем отдать водителям карту СОУТ для ознакомления, стоит проверить ее самостоятельно.

Минтруд отметил особенности СОУТ водителей городского пассажирского транспорта, поэтому сейчас находится в разработке документ, который позволит оценивать их труд иначе. Это позволит работникам не лишится привычной компенсации.

Чем отличается спецоценка водителей от оценки, которая осуществлялась при аттестации?

СОУТ водителя легкового автомобиля отличается от АРМ тем, что не каждый фактор из списка, который раньше рассматривался при определении объема льгот и компенсаций, сегодня учитывается экспертом. Проводится процедура идентификации. Если работодатель не подойдет к вопросу разумно, сотрудник может потерять компенсации, так как рабочие условия будут признаны допустимыми.

Нужна ли специальная оценка условий труда для водителей?

Проведение СОУТ водителей является обязательным, как и специальная оценка рабочих мест в любых других отраслях. Работодатели обязаны проводить процедуру, иначе к ним могут предъявляться штрафные санкции.

Почему же водители лишаются льгот по результатам СОУТ?

Процедура идентификации, которая проводится в рамках СОУТ, требует:

  • не учитывать освещенность, если сотрудник не выполняет точные работы;
  • исключить факторы микроклимата и виброакустики, если они не производятся технологическим оборудованием;
  • исключить эмоциональную и интеллектуальную нагрузку.

Видоизменился учет монотонности труда и сенсорной нагрузки. Все эти изменения привели к тому, что класс вредности не присваивается, а значит, исключаются и компенсации.

Источник