Меню

Производство машин и оборудования в республике беларусь

Промышленность Беларуси — структура, отрасли и виды предприятий

Общая характеристика

В последнее время промышленность Белоруссии находится на подъеме и продолжает развиваться быстрыми темпами. Причем выросли доли высокотехнологических и низкотехнологических производств в общем объеме на 1,2 и 8,4% соответственно.

В экономической структуре промышленность занимает около 40%, где задействована третья часть всего населения. К ведущим отраслям промышленности Беларуси относятся:

  • Машиностроение и металлообработка — основные источники ВВП республики, доля вклада около 30%.
  • Пищевая и табачных изделий — функционирует около 760 предприятий с долей 25,3% от общего объема промышленного производства.
  • Продукция нефтепереработки и кокса — 34 организации, доля 12,8%.
  • Производство электроэнергии, газа, пара и горячей воды — более 190 предприятий, доля 11,5%.
  • Выпуск химической продукции — заняты 343 организаций, объем товара составляет 5,4%.
  • Металлургия — 1412 заводов и предприятий, доля 6%.
  • Текстильная отрасль — 1571 предприятие, доля 4%.
  • Деревообрабатывающее и бумажное производство — общее количество организаций составляет 2156, доля 3,9%.
  • Добывающее производство в горной отрасли — занято 36 предприятий, на которых работает более 10 тыс. человек.

Большая часть промышленных предприятий сконцентрирована в Минске и Минской области. Доход от реализации продукции небольших организаций в 2016 году составил более 8 трлн рублей. Наибольший вклад, около 31%, внесли организации по бумажному и полиграфическому производству.

Развитие машиностроения

Структура современного машиностроительного комплекса страны была сформирована в индустриальный период Советского Союза. Его основу составляют автомобилестроительные заводы, предприятия машиностроения сельского хозяйства Беларуси, приборостроения и радиоэлектроники.

Всего в этой отрасли задействовано более 330 предприятий, на которых работает свыше 300 тыс. человек. В машиностроение республики входят:

  • автомобилестроение;
  • тракторостроение;
  • станкостроение;
  • приборостроение;
  • радиотехническое и электронное производство;
  • производство строительно-дорожных машин.

Большинство организаций находятся в ведении Министерства промышленности, причем доля государственных предприятий составляет более 80%. Широко известна во всем мире автомобильная промышленность, которую сейчас представляют 38 предприятий.

Сюда же входят НИИ автомобилестроения и конструкторские бюро. Наиболее известные предприятия в этой отраслевой специализации:

  • Минский автомобильный завод;
  • Белорусский автомобильный завод;
  • Могилевский автомобильный завод;
  • Минский завод колесных тягачей.

Перспектива роста развивающейся отрасли напрямую зависит от инвестирования, применения новых технологий и современных методов управления. Так, на базе Минского завода создано совместное с Германией предприятие по выпуску большегрузных автомобилей «МАЗ-MAN».

Здесь же планируется начать выпуск автобусов для различных целей. Сейчас на этом предприятии выпускается около 250 модификаций автомобилей, некоторые из них идут на экспорт. Со времен СССР известны карьерные самосвалы «БелАЗ», около 70% которых и сейчас реализуется в России.

Сегодня основной задачей отрасли считается создание техники, которая будет соответствовать нормам Евро-5. Производством тракторов и сельхозмашин в стране занимаются более 30 заводов, обеспечивающих сельское хозяйство Белоруссии. Самые крупные из них — Минский тракторный завод и РУП ПО «Гомсельмаш». Причем предприятие МТЗ считается самым крупным на территории СНГ.

Завод в Гомеле выпускает технику для сельскохозяйственных организаций и предприятий лесной промышленности. В основном «Гомсельмаш» старается удовлетворить потребности собственного рынка, но в будущем завод планирует расширить экспорт до 40−50%.

Сельское хозяйство страны

Важное значение для экономики республики имеет развитие сельскохозяйственной отрасли. Благодаря эффективному развитию животноводства и аграрного сектора Беларуси удалось полностью обеспечить свой народ пищевой продукцией. Кроме того, некоторые виды продукции страна экспортирует в страны СНГ и Европы.

Правительство республики постоянно уделяет внимание национальным хозяйствам, которые производят сельхозпродукцию. Регулярно осуществляются различные финансовые влияния в развитие отрасли, которая приносит 8% в ВВП страны. Развитие экономического сектора осуществляется за счет территориального расширения земель, пригодных для возделывания.

Одновременно проводится их распределение под конкретные виды культур для получения эффективного урожая. В сельском хозяйстве Беларуси задействовано почти 10% трудоспособного населения республики. Особую роль в отрасли народного хозяйства играет растениеводство, которое ориентировано на выращивание зерновых, кормовых культур и корнеплодов.

Постоянно проводится распространение зернобобовых и эфиромасличных растений. Страна занимает второе место по размеру площадей в мире, на которых выращивается гибрид пшеницы и ржи — тритикале. Вообще в Беларуси сельскохозяйственные земли занимают 45% всего фонда, из них под пашню задействовано 30%.

Немалый доход приносит животноводческий сектор, который устойчиво занимает первое место среди стран СНГ. Всего в республике функционирует 150 комплексов, которые занимаются разведением крупного рогатого скота, свиней и домашней птицы. Так как скотоводство является основной отраслью животноводства, поэтому в стране много внимания уделяется пастбищам.

В Беларуси на промышленную основу переведено свиноводство, которое работает на экспорт. В птицеводстве выделяется производственное объединение «Белптицепром», в котором выращивается около 50% всего поголовья птиц. Здесь же находятся цеха, обрабатывающие продукцию сельскохозяйственной отрасли.

Источник



Машиностроение Республики Беларусь

Современное машиностроение Б. — это 348 предприятий 20 подотраслей, взаимосвязанных производственной кооперацией между собой и с предприятиями за пределами страны при изготовлении конечной продукции. Ведущими отраслями бел-го машиностроения являются: автомобильная промышлен­ность (удельный вес около 29 %), тракторное и сельскохозяйственное машиностроение (около 23 %) и наукоемкие отрасли — приборостроение, радиоэлектронная и средств связи — около 28 % продукции машиностроения. Развиты также станкостроение и инструментальная, электротехническая, подшипнико­вая, строительно-дорожная отрасли, машиностроение для легкой и пи­щевой промышленности, производство санитарно-технического и газо­вого оборудования, бытовых приборов.

Основными факторами формирования машиностроительного комплекса в Б. за годы советской власти явились: выгодное экономико-географическое положение республики на кратчайших путях в Зап. Европу, в непосредственной близости к металлургической базе Украины и Центр. России, к научно-исследовательским центрам страны; развитая транспортная инфраструктура; высокая обеспеченность респ. трудовыми ресурсами и квалифицированными кадрами при наличии сети профессиональных, средних специальных и высших учебных заведений, проектных, опытно-конструкторских и научно-исследовательских организаций.

Машиност-ные предприятия размещались во всех областях респ., но самым крупным центром маш-ния стал г. Минск, концентрирующий в настоящее время около 50 % всей машиностроительной продукции, производимой в стране. Крупными центрами маш-ния стали Гомель, Витебск, Могилев, Брест, Гродно, Бобруйск, Борисов, Барановичи, Орша, Жодино, Молодечно-города, имеющие выгодное транспортное положение для осуществления разветвленных производственных связей.

Авт-ная пром. в рес-ке представлена 38 предприятиями на самостоятельном балансе. Среди них самыми крупными являются: Минский автомобильный завод (МАЗ),; Белорусский ав­томобильный завод (БелАЗ) в г. Жодино; Минский завод колесных тягачей; Могилевский автомобильный завод (МоАЗ). Около 80 % производимых в Б. автомобилей экспортируются более чем в 80 стран мира. К автомобильной промышленности относится и крупнейший Мин­ский мотовелосипедный завод.

Читайте также:  Оборудование для безопасности в газоснабжении

Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение объединяет 58 предприятий и производств. Прежде всего, это ПО «Минский трактор­ный завод» (МТЗ). Крупнейшим и старейшим предприятием сельхозмашиностроения (построено в 1930 г.) является ПО «Гомсельмаш», которое раньше специализировалось в основном на производстве кормоуборочных комбай­нов, а в конце 1990-х гг. здесь начали выпускать зерно­уборочные роторные комбайны (КЗР). Крупными производителями сельхозмашин являются также «Бобруйскагромаш» и «Лидсельмаш», спец-ся на производстве машин для механизации сельхозработ.

Станкостроение и инструментальная промышленность. В стране действуют 32 предприятия, специализирующиеся на производстве металлорежущих станков, автоматических линий для машиностроения, кузнечно-прессового и литейного оборудования, металло- и деревообрабатывающего инструмента, технологической оснаст­ки, гидроаппаратуры.

Основными центрами станкостроения являются Минск, Гомель, Ви­тебск. В Минске расположено 4 круп. пред-тия: Минский завод ав­томатических линий им. П. М. Машерова, Минский завод Октябрьской ре­волюции, станкозавод им. С. М. Кирова, инструментальный завод. В Гомеле также 4 завода отрасли: завод станочных уз­лов, Гом-кий станкозавод им. С. М. Кирова, Гом-кое ПО «Гидроав­томатика», завод «Центролит». В Витебске — 3 завода: станкостр-ные «Вистан» и им. Коминтерна, арендное предприятие «ВиЗАС».

Электротехническая промышленность, производящая 5,3 % про­дукции машиностроения и металлообработки, представлена предпри­ятиями по выпуску электродвигателей, трансформаторов, электроаппа­ратуры для промышленных и бытовых нужд, кабельной продукции. Это Минский электротехнический завод им. Козлова, Могилевский и Лунинецкий заводы по производству электродвигателей, Лидский завод электроизделий, Бре­стский электроламповый завод, кабельные заводы (в Гомеле, Мозыре, Щучине) и др.

Особое место в современном и перспективном машиностроении Бела­руси занимают предприятия наукоемкого комплексаприборостроения, радиотехнической, электронной, средств связи, оптико-механической подотраслей. Крупнейшими предприятиями наукоемкого комплекса страны яв­ляются: Минское НПО «Интеграл», БелОМО, «Планар», Минское ПО вычислительной техники, которое выпускает программно-технические средства, универсальные ЭВМ се­мейства «Минск», АТС; Минское ПО «Горизонт» и Витебское ПО «Ви­тязь», выпускающие современные конкурентоспособные телевизоры; Минский приборостроительный завод («Белвар»); Мин­ский часовой завод «Луч».

Важными отраслями машиностроительного комплекса Б. яв­ляются строительно-дорожное и коммунальное машиностроение, производство оборудования для легкой и пищевой промышленности, бытовых приборов, санитарно-технического и газового оборудова­ния. В качестве круп. предпри­ятий здесь можно назвать: ОАО «Амкадор»; Могилевские заводы «Стромавтолиния» и лифтостроительный; завод «Белкоммунмаш»; Мозырский завод мелиоративных машин; Кохановский завод экскаваторов. Определенное развитие в Б. получили и другие отрасли ма­шиностроения: подшипниковая (Минск и Гомель), судостроение и судо­ремонт (Речица, Пинск, Бобруйск, Гомель и др.).

Хим. пром-ть РБ

Хим. комплекс РБ объединяет ≈ 60 пред-й хим. и нефтехим., химико-фармацевтич. и микробиолог-й пром-ти (> 30 специализированных отраслей). В составе хим. пром-ти выдел. отрасли: горно-хим. (добыча мин-го сырья), основная химия (получ. кислот, солей, мин-х удобрений), химия органического синтеза (произ-во углеводородного сырья, полуфабрикатов), химия полимеров (получ. пластмасс, каучука, различных волокон), переработка полимерных мат-лов, тонкая химия, фармацевтика, парфюмерия и косметика, быт. химия. Развитию хим. комплекса в Бел. способствовал ряд факторов: наличие богатых отложений калийных солей; нефтяных месторождений; газо- и нефтепроводов, кот. проходят по терр-и РБ; источники воды; наличие высококвалифицир-х труд-х ресурсов; выгодное ЭГП, кот. заключ. в близости к портам Балтийского моря и Европ.; мощная строит. база; развитая сеть автомоб-х и железных дорог; большой спрос хоз-ва на хим. продукцию. Хим. и нефтехим. пром-ть Бел. специализир-ся на выпуске мин-х удобрений, синтетич. волокон, автомоб-х шин, резинотехнических изделий, пластмасс, лаков и красок. На долю горно-хим. и основной химии в РБ прих-ся > 1/3 выпускаемой продукции, затем идет произ-во хим. волокон и нитей (30,2%).

Горно-хим. пром-ть явл. осн. отраслью доб. пром-ти, она дает 38% ее валовой продукции и представлена добычей калийных солей ПО «Беларуськалий». Калийные удобрения сост. 84% общего V произ-ва мин-х удобрений РБ. Азотные удобрения выпускает ПО «Азот» в Гродно. Для произ-ва фосфорных удобрений исп-ся привозное сырье. Свои потребности в товарных ресурсах по фосфорным удобрениям Бел. покрывает на 20% за счет произ-ва в Гомеле (Гом. химзавод)

Произ-во хим. волокон и нитей. Хим. волокна б. искусств. и синтетич. На долю синтетич. волокон и нитей в Бел. прих-ся ≈ 80%. V произ-ва хим-х волокон и нитей в 2,5 раза > потребности Бел. в этой продукции. Отрасль представлена ПО «Химволокно» (Могилев, Светлогорск, Гродно), ПО «Полимир» (Новополоцк). > часть сырья для отрасли Бел. ввозит или производит из ввозимых нефти и газа. Это делает продукцию дорогостоящей, неконкурентоспособной, ведет к ↓ V ее выпуска.

Произ-во синтетич. смол, пластмасс и пластмассовых изделий. Пластмассы и применяемые в их производст-ве синтетич. смолы получ. в Бел. из углеводородов нефтепереработки «Полимир». В 1970 г. вступил в строй в Гродно капролактамовый завод (входит в состав ПО «Азот»), исп-й аммиак азотнотукового завода, бензол и др. продукцию Новополоцкого НПЗ. Капролактам – полуфабрикат для произ-ва синтетич. капронового волокна и нитей. На Лидском ПО «Лакокраска» производятся алкидные смолы, исп-е в произ-ве лакокрасочных мат-лов. Пластмассовые изделия произв-ся в Борисове, Гомеле, Светлогорске.

Шинная и резино-техническая пром-ть. Борисовский завод резинотехнических изделий производит > 300 наименований деталей технического назначения для автомоб-х, электротехнических, приборостроительных заводов. В ПО «Беларусьрезинотехника» входят пред-я Минска (шиноремонтный завод) и Бобруйска. Произ-во резиновой обуви осущ-ся на Кричевском, Копыльском заводах резиновых изделий, на Гомельском заводе химизделий, Мозырском НПЗ. На ПО «Белшина» выпуск-ся ≈ 30 типоразмеров шин для автомобилей, тракторов, комбайнов, строительно-дорожных машин, автобусов.

Лакокрасочная пром-ть и произ-во товаров быт. химии. Лакокрасочн. пром-ть предст-на Минским и Лидским лакокрасочными заводами. Всего в РБ ≈ 30 произ-в этой отрасли. На Лидском ПО «Лакокраска» выпуск-ся лаки, эмали на конденсационной смоле, водоэмульсионные краски, олифа и др. лакокрасочные мат-лы. Пром-ть быт. химии выпускает > 100 наименований товаров и товарных групп (моющих, полировальных, клеющих, ср-в для чистки, отбеливания, борьбы с быт. насекомыми и грызунами, охр. растений от вредителей, фотохимикатов, изделий из пластмасс, сухого спирта, свечей и т.д.). Продукцию быт. химии выпускают > 30 пред-й: ПО «Брестбытхим», Барановичский завод быт. химии, ОАО «Борисовский завод быт. химии», Пуховичский завод горного воска, Калинковичский завод быт. химии, а также пред-я др. отраслей, производящие товары народного потребления. (ПО «Нафтан», Мозырский НПЗ, Пинский завод искусственной кожи и др.).

Химико-фармацевтическая пром-ть. — наи> перспективная отрасль хим. комплекса Бел. В стране в настоящ. вр. производятся лекарства практически всех фармакотерапевтических групп. Действует 5 пред-й, входящих в концерн «Белбиофарм». Самое крупное — ОАО «Белмедпрепараты». Оно объединяет завод медпрепаратов и завод эндокринных препаратов в Минске и химико-формацевтический завод в Борисове. Завод мед. препаратов в г. Несвиже Минской обл. специализируется на выпуске суффозионных препаратов. В г. Дрогичин Брестской обл. действует пред-е «Экзон». Оно занимается выпуском гематогена, лекарственных препаратов на основе растит-го сырья, шиповника в сухом виде и сиропа шиповника. В Бел. имеется совместное пред-е «Минскинтеркапс» выпускающее витамины.

Читайте также:  Транспортный налог для авто с газовым оборудованием

Микробиолог. пром-ть. В стр-рном отношении микробиолог. пром-ть включ. 2 осн. группы произ-в: произв-во кормовых белковых в-в (гл. обр. кормовых дрожжей) из углеводородного сырья; произ-во кормовых дрожжей из сырья растит-го происх-я, а также фурфурола и др. продукции, получаемой методом гидролиза древесины и растит-х отходов с/х и лесного хоз-ва. Произ-во дрожжей осущ-ся в Бел. на Новополоцком и Мозырском заводах белково-витаминных концентратов. Гидролизное произ-во кормового белка на отходах древесины происходит на Речицком гидролизно-дрожжевом заводе и Бобруйском гидролизном заводе. К микробиолог. отрасли относятся также: Несвижский биохимический завод, Пинский биохимический завод по произ-ву рибофлавина (витамин В2).

Источник

Гордость за Беларусь. Промышленность. Транспортное машиностроение

«СБ. Беларусь сегодня» продолжает необычный проект (начало в № 10, 20, 30, 35, 40, 45, 51, 55, 60, 65, 70, 75, 80, 84, 89, 93, 98, 103, 109, 114, 118, 123, 127, 132, 137) с руководителем Аналитического центра ЕсооМ, членом общественно-консультативного совета при Министерстве образования, членом правления Союза писателей Беларуси Сергеем Мусиенко. Этапы построения независимой и суверенной Беларуси мы рассматриваем через все стадии жизни рядового белорусского гражданина на основе сухих цифр статистики, авторитетных мнений и непреложных фактов. В основе этого проекта — данные многолетних социологических исследований Аналитического центра ЕсооМ.

Промышленность. Транспортное машиностроение

За 1991—1995 годы в Беларуси производство промышленной продукции упало на 40,9 процента.

Александр Лукашенко тогда перевел ситуацию на ручное управление. Благодаря принятым системным мерам удалось не только восстановить работу заводов и фабрик, значительно нарастить их «советский» потенциал, но и создать новые производства и целые отрасли. 30 сентября 1994 года была принята Программа неотложных мер по выводу экономики республики из кризиса, благодаря жесткому исполнению которой удалось замедлить рост инфляции и потребительских цен. Мы осознанно отказались от политики шоковой терапии и перешли к созданию белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики.

С принятием 20 октября 1996 года на I Всебелорусском народном собрании Программы социально-экономического развития на 1996—2000 годы был определен эффективный курс государства. Его результат: ныне более половины валового внутреннего продукта продается на внешних рынках.

Президент уделял пристальное внимание развитию и модернизации промышленного сектора. Мы учли мировой опыт и сделали выводы из неудач опыта советского. В Беларуси на практике использованы «условия А. Кацеленбогена» (разработчика общей теории экономического неравновесия с учетом военно-промышленного сектора и создателя теории неантагонистических игр): фактическое использование в гражданском секторе конверсионных возможностей ВПК. Стоит отметить и реализацию нами на практике многих идей лауреата Нобелевской премии по экономике «за анализ рынков с асимметричной информацией» Джозефа Стиглица.

В результате Беларусь первой в СНГ преодолела последствия кризиса, вызванного распадом СССР, заняла лидирующие позиции в темпах наращивания экономического потенциала и расширении экспортных возможностей.

ФОТО ВЛАДИМИРА ШЛАПАКА.

Сегодня наши промышленные предприятия производят всю транспортную линейку, что доступно мало кому в мире: велосипеды, мотоциклы, легковые автомобили, автобусы, аэродромную и шахтную технику, троллейбусы, поезда и вагоны, грузовые автомобили, тракторы, машины специального и сельхозмашиностроения, дорожно-строительную технику и для лесопромышленного комплекса, гиганты в мире карьерных самосвалов — БЕЛАЗы.

На теледебатах 7 июля 1994 года кандидат в Президенты Александр Лукашенко лаконично пообещал: «Запущу заводы». Знаменитая фраза стала лейтмотивом не только избирательной кампании, но и всей деятельности Александра Григорьевича на посту Главы государства.

Вспомним, что представляла собой страна в начале 1990-х? Талоны и купоны, пустые прилавки и полное непонимание власти, что делать. Прогрессирующая безработица. Союз развалился, товары продавать некуда, предприятия, работавшие на оборонку, переходили на выпуск мирных сковородок и церковных колоколов из циркония. Процветал тотальный бартер. Многие в то время работали по три дня в неделю, некоторые вообще простаивали — совершенно без перспектив. Политическое решение о радикальном преобразовании системы материального производства в бывшем СССР, а также пассивное согласие с этим со стороны влиятельной части общества — результат даже не экономического, а мировоззренческого кризиса.

В Беларуси выпускают металлопродукцию, станки, микро- и оптоэлектронику, лазерную технику и электротехническую продукцию и многое другое. Многогранность и многовекторность придают определенную устойчивость промышленному комплексу, но и требуют виртуозного управления. Ориентация в кадровом, материально-техническом и научном обеспечении производств, взаимодействие промышленности с НАН Беларуси и вузовской наукой позволяют активно работать над решением инновационных задач, сохранением и развитием потенциала, расширением рынков сбыта белорусской продукции.

ОАО «БЕЛАЗ» выпускает самую широкую в мире линейку карьерных самосвалов грузоподъемностью от 30 до 450 тонн, удерживает треть мирового рынка. Причем карьерный самосвал БЕЛАЗ — один из брендов Беларуси — в начале 1990-х мы могли потерять. В то время еще главный инженер завода Павел Мариев (будущий генеральный директор и Герой Беларуси) с горечью рассказывал о том, что нет комплектующих, завод лихорадит и даже несколько заказанных машин не из чего собрать. При этом он уже тогда мечтал о самосвале-супергиганте, который был бы вдвое больше прототипа 280-тонного БЕЛАЗа-7550. И знал, как его построить.

Источник

Производство машин и оборудования в республике беларусь

Машиностроение

Машиностроение и металлообработка. В структуре хозяйства Беларуси машиностроение занимает центральное место. Главными факторами развития отрасли в республике выступают выгодное экономико-географическое положение и наличие высококвалифицированных трудовых ресурсов. Большая часть металла завозится из-за границ Беларуси (из России и Украины). Универсальные предприятия размещаются в крупных городах (Минск, Витебск, Могилев, Гомель). На долю Минска приходится половина продукции машиностроения Беларуси. В каждой области машиностроительные заводы сконцентрированы преимущественно в областном центре и втором по численности населения городе.

Формирование структуры машиностроения Беларуси началось в 70—80-х гг. ХIХ в., когда были основаны первые чугунолитейные, механические и машиностроительные заводы. Продукция белорусских машиностроительных предприятий тогда не была сложной, они обеспечивали местные потребности в различных механизмах, металлоизделиях, сельскохозяйственном инвентаре. Предприятия машиностроения и металлообработки прежде всего возникли в Минске, Витебске, Бобруйске, затем — в Лиде, Могилеве, Пинске.

Читайте также:  Идеи для бизнеса изготовление оборудования

В 1920—1930-х гг. возникли станкостроение, сельскохозяйственное машиностроение, производство торфяных машин, электродвигателей, радиоприемников. Были построены паровозо- и авторемонтные заводы. В Западной Беларуси, находившейся в составе Польши, развития машиностроения почти не наблюдалось.

Наибольшие изменения в структуре машиностроения Беларуси произошли после Великой Отечественной войны. Уже в 1944 г. началось создание автомобиле- и тракторостроения. Основным фактором развития отрасли становится наличие квалифицированных кадров, которые укреплялись расширением сети научно-исследовательских учреждений и конструкторских организаций.

Сейчас Беларусь является монополистом среди стран СНГ по выпуску ряда станков, автоматизированных комплексов по резке заготовок, большегрузных автомобилей. Приоритетное развитие в машиностроении страны получают наукоемкие отрасли: приборостроение, оптико-механическое производство, электроника, вычислительная техника, связь.

Автомобилестроение. Современное автомобилестроение в Беларуси характеризуется высокой степенью кооперирования и специализации отдельных предприятий. Более 600 предприятий стран СНГ поставляют в Беларусь комплектующие детали и узлы. Предприятиясмежники имеются и в Беларуси: в Жодино (крупногабаритные поковки и литье), Минске (рессоры, подшипники), Гродно (тормозная гидроаппаратура, карданные валы, амортизаторы), Борисове (стартеры, гидроусилители руля), Осиповичах (кабины, литье), Щучине (автопровод) (рис. 106).

15

Минский автомобильный завод (МАЗ) является одним из ведущих в СНГ, основная продукция которого — магистральные автопоезда большой грузоподъемности для дальних междугородных перевозок и автобусы, которые соответствуют стандартам «Евро-3» и «Евро-4». На заводе колесных тягачей в Минске производятся высокопроходимые тягачи «Волат». Они используются в различных сферах хозяйства многих стран: от вооруженных сил до нефтедобычи. Белорусский автомобильный завод (Жодино) выпускает с 1959 г. автомобили особо высокой грузоподъемности и контролирует 30 % мирового рынка этой продукции (рис. 107).

16

107. Белорусский автомобильный завод

Еще один автомобильный завод находится в Могилеве, такой профиль он получил с 1966 г. Производит автоскреперы, автопоезда-рудовозы, автосамосвалы для шахт, автопогрузчики, автомусоровозы. В Лиде и Гомеле налажен выпуск автобусов «Неман» и «Радимич». В деревне Обчак (Минский район) налажена сборка иранских легковых автомобилей «Саманд». Минский завод «Белкоммунмаш» осуществляет выпуск троллейбусов, использующихся не только внутри страны, а и за ее пределами, а также начал производство трамваев современного образца. В Сморгони (Гродненская область) налажен выпуск прицепов к легковым автомобилям. В Минске работают заводы по производству дорожных машин, мотоциклов легкого класса, мотоколясок и велосипедов [1].

Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение. Отрасль тракторного и сельскохозяйственного машиностроения сейчас насчитывает в своем составе 20 предприятий (рис. 108).

17

Среди них особое место принадлежит Минскому тракторному заводу (МТЗ) и «Гомсельмашу». МТЗ производит малогабаритные и универсальные тракторы, выделяющиеся надежностью, маневренностью, большим набором навесных орудий. По набору вспомогательных узлов и оборудования, количеству передач они превосходят зарубежные аналоги.МТЗ начал работать в 1946 г.; с 1950 г. производил гусеничные сельскохозяйственные и пневматические тракторы; с 1953 г. — колесные сельскохозяйственные тракторы «Беларус» на трелевочных шинах. В 1995 г. был выпущен 3-миллионный трактор. Основная продукция: 34 базовые модели мощностью от 20 до 280 л. с. Сейчас завод разрабатывает базовую модель трактора с двигателем мощностью до 350 л. с., а также семейство малогабаритных тракторов «Беларус-422» и «Беларус-622» с двигателем мощностью 58 л. с. Имеет 4 завода-филиала в Витебске, Минске, Бобруйске и Сморгони.

В Гомеле выпускаются зерноуборочные, кормоуборочные и свеклоуборочные комбайны (рис. 109). Картофелеуборочные машины, зерносеялки и зерноуборочные комбайны производятся в Лиде. В Бобруйске размещаются заводы по производству разбрасывателей органических удобрений, пропашных тракторов и тракторов с навесным оборудованием для коммунального хозяйства. Оборудование для животноводческих и птицеводческих ферм производят в Мозыре и Бресте.

19

Станкостроение. Начало развития станкостроения обычно связывается с созданием Минского металлообрабатывающего завода «Энергия», на котором в 1926 г. были произведены первые токарные станки. Сегодня станкостроительные заводы размещены в Минске, Орше, Витебске, Молодечно, Гомеле, Барановичах, Пинске (рис. 110).

18

Они производят разнообразные металлорежущие станки, автоматические линии, инструмент и технологическую оснастку для станков. Заводы «Центролит» и «Гидропривод» (Гомель) обеспечивают предприятия станкостроения Беларуси чугунным литьем и станочными узлами, а инструментальные заводы Минска, Орши и Кобрина — металлорежущим инструментом.

Приборостроение, радиоэлектроника и электротехническая промышленность. Высокотехнологические отрасли — приборостроение, радиоэлектроника и электротехническая промышленность получили быстрое развитие в Беларуси в конце ХХ в. Главным центром этих производств является Минск — здесь находятся самые крупные предприятия, работающие в области самых современных технологий, в том числе космических и нанотехнологий. Центрами радиоэлектроники являются Гомель, Витебск, Брест, Новополоцк, Молодечно, Слуцк, Лида (рис. 111).

20

НПО «Интеграл» (Минск) выпускает самую разнообразную электронную продукцию, но наиболее известны микропроцессоры, по производству которых объединение занимает 10 % мирового рынка этой продукции. Цветные телевизоры «Горизонт» (Минск) и «Витязь» (Витебск) соответствуют самым современным мировым образцам. Продукцию высокого качества выпускают объединения и предприятия «Планар», «Калибр», «БелВАР», «Агат» (Минск), «Монолит» (Витебск), «Электромодуль» (Молодечно), «Ритм» (Речица), «Камертон» (Пинск), «Измеритель» (Новополоцк), фирма «Лёс» (Барань) и др.

В Гродно, Минске, Поставах, Пинске и Гомеле выпускаются приборы и механизмы для телевизоров и компьютеров, налажено производство электронной медицинской техники в Новолукомле и Речице, оптической техники в Минске, телефонных станций в Барани. Предприятия электротехнической промышленности производят электродвигатели (Могилев, Лунинец, Новолукомль), электролампы (Брест), кабель (Гомель, Мозырь), электрооборудование для автомобильной промышленности (Борисов), электробытовые приборы (Минск, Гродно, Лида). В Минске производятся холодильники и морозильники марки «Атлант» (рис. 112).

21

112. Минский завод холодильников

Машиностроение Беларуси составляют также такие отрасли, как судостроение и судоремонт (Пинск, Петриков, Речица), машиностроение для торфодобывающей промышленности (Гомель), строительное и коммунальное машиностроение, машиностроение для пищевой, легкой промышленности и бытового обслуживания, экскаваторостроение, подшипниковая промышленность.

Основные направления развития — это совершенствование отраслевой структуры и переориентация производства на внедрение гибких автоматизированных систем, которые можно быстро настраивать на выпуск новой продукции. Актуальным стало дальнейшее повышение качества продукции, техническое переоборудование предприятий машиностроения. Приоритетной отраслью становится станкостроение. Важнейшими условиями дальнейшего развития машиностроения выступают повышение технологического уровня и конкурентоспособности продукции, расширение экспорта машин и механизмов, приток иностранных инвестиций и новых технологий.

Список литературы

1. География 10 класс/ Учебное пособие для 10 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения/Авторы:М. Н. Брилевский — «От авторов», «Введение», § 1—32;Г. С. Смоляков — § 33—63/Минск «Народная асвета» 2012

Источник