Меню

Профессиональное оборудование для школ профориентация

Оснащение и оборудование методического кабинета по профориентации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации по оформлению уголка по профориентации

Просмотр содержимого документа
«Оснащение и оборудование методического кабинета по профориентации»

В кабинете концентрируются материалы о местных и других учреждениях образования (перечень специальностей, по которым осуществляется подготовка, условия приёма и учёбы, распределение после окончания учёбы и т.п.).

Сведения об организациях округа (о технике, технологии, экономике и организации производства, выпускаемой продукции, условиях труда и быта), характеристики рабочих профессий этих организаций (назначение, условия труда, требования, предъявляемые профессией к работнику, возможности профессионального и должностного роста).

Справочная, научно-популярная и другая литература о профессиях, профессиональных учебных заведениях, различных отраслях народного хозяйства.

Методические рекомендации органов образования по вопросам профориентации, образцы планов профориентационной работы классных руководителей, руководителей кружков, трудовых объединений школьников.

Примерная тематика профориентационных бесед, лекций для учащихся и их родителей (значение правильного выбора профессии, требования, предъявляемые различными профессиями к личностным качествам работника, пути получения профессии и др.);

Методические разработки уроков по различным предметам с рекомендациями по обеспечению их профориентационной направленностью, разработки бесед о профессиях, встреч с представителями различных профессий – рабочими и специалистами.

Кабинет профориентации целесообразно оснастить следующим оборудованием:

Мебелью для учащихся и учителя;

Мебелью для хранения предметов учебного оборудования, материалов наблюдений за развитием личности учащихся, документации кабинета (шкафами, стеллажами, ящиками, полками);

Комплектом технических средств обучения и воспитания;

Приспособлениями для использования ТСО (экранами, подставками под аппаратуру и т.д.);

Учебно-наглядными пособиями, в которые входят натуральные объекты (образцы сырья, полуфабрикаты и продукция базового предприятия, инструменты, средства труда представителей различных профессий, образцы изделий производительного труда школьников); объёмные макеты и модели технических установок, устройств; портреты, репродукции картин, фотографии, схемы, карты, плакаты, таблицы, диаграммы и т.п.; аудиовизуальные пособия (фонозаписи, кино- и видеофильмы, кинофрагменты); научно-популярная, художественная и справочная литература для учащихся, их родителей и педагогов школы; методические пособия по профориентации.

Рекомендации по оформлению уголка по профориентации.

Наглядное отражение профориентационной работы с учащимися в школе окажет неоценимое воздействие на активизацию работы как самих учащихся, так и педагогического коллектива и родителей. Желательно, чтобы был изготовлен стенд (минимальный размер 1м. х 1 м.), который бы содержал следующие разделы и материалы:

Список совета уголка.

Информация районного центра занятости населения.

График проведения индивидуальных и групповых консультаций.

График проведения справочно-информационных консультаций.

Информация Центра профориентации округа.

Сведения об организациях округа.

Материалы об учебных заведениях.

Литература по профориентации.

Мир профессий (знакомство учащихся с профессиограммами).

«Познай себя» (тесты на определение личностных особенностей учащихся).

Стенд должен регулярно обновляться (ежемесячно, ежеквартально); быть интересным и актуальным по содержанию. Ответственность за создание и поддержание в актуальном состоянии уголка профориентации возлагается на специалиста, отвечающего за профориентационную работу в школе.

Источник



Интерактивный кабинет профориентации (Базовый)

ВОЗМОЖНА ЛЮБАЯ КОМПЛЕКТАЦИЯ КАБИНЕТА ПОД ВАШИ УСЛОВИЯ. (Замена моноблока на более продвинутую модель, проектор с улучшенными характеристиками, более полная комплектация методическим обеспечением и профориентационным тестированием)

Стандартная комплектация кабинета :
1. Интерактивный проектор InFocus IN112xv — 1 шт.
2. Компьютер моноблок с предуставновленной операционной системой (Windows). клавиатурой и мышкой — 1 шт.
3. Мультимедийный комплект для кабинета профориентации (психолога) (8DVD+14CD) — 1 шт.

Проектор IN112xv — невероятная польза благодаря сверхдолгому сроку службы лампы, высокой яркости и отличному качеству изображения.

Этот недорогой проектор, обладающий высокой контрастностью и технологией BrilliantColor™, легко настроить для работы через HDMI-вход. Кроме того, компактный дизайн и легкий вес позволяют легко перемещать его во время установки.

Основные возможности

  • Разрешение SVGA (800 x 600)
  • Яркость 3800 люмен
  • Длительность работы лампы 15,000 часов
  • Контрастность 26000:1
  • Компактный и легкий для удобства переноски
  • Точная и яркая цветопередача с использованием технологии BrilliantColor™
  • Разъем HDMI
  • 3D-контент с Blu-ray и ПК

Ведущий в отрасли срок службы лампы

Серия IN110xv обеспечивает беспрецедентный срок службы лампы в 15 000 часов при использовании в динамическом режиме.

Высокая яркость и контрастность

Яркие изображения на любой поверхности, в любом свете. Серия IN110xv имеет яркость до 3800 люмен и контрастность 26 000: 1 и общую четкость изображения, делая белое еще белее, а темное — насыщеннее. Предустановленные режимы обеспечивают отличное качество изображения на бежевых стенах, лекционных и классных досках.

Режим 3D

Серия IN110xv поддерживает несколько форм 3D — Blu-Ray, 3D-трансляцию, видеоигры и подключение к ПК. Аудитории понадобятся только 3D-очки DLP Link (продаются отдельно), чтобы наблюдать изображение для потрясающего 3D-впечатления.

IN112xv оснащен AV Mute, тестовыми шаблонами, сменой изображения и другими расширенными функциями, осуществляя вашу презентацию без сложной настройки.

Гарантия: На проектор — 24 мес., на лампу в проекторе — 6 мес., на кабели и пульты управления — 90 дней

Источник

ЛИНЕЙКА ВСЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ
ОТ 3,5 ДО 65+

Цены, описание и заказ в один клик

Нашими клиентами являются:

  • Центры занятости населения.
  • Курсы и центры профориентации, частные проф. консультанты.
  • Школы, дошкольные образовательные учреждения.
  • Детские оздоровительные лагеря.
  • Колледжи, техникумы, учебные комбинаты.
  • ВУЗы.
  • Центры дополнительного развития и образования детей, психологические центры, тренинговые компании и др.
  • Предприятия-работодатели, активно ведущие работу со школьниками и студентами.
  • Родительские комитеты.

Распределение продукции по возрастам

Продукция общим списком

Уважаемые коллеги, партнеры, заказчики. То, что перечислено ниже — это примерно 15% от текущих наших разработок. Другие продукты дорабатываются, тестируются или ждут своего часа. Среди них множество новаторских решений. Пишите нам о своих потребностях, интересах, предложениях, планах, идеях, инициативах — возможно мы уже имеем решение для вас, а наш первый заказчик получит существенные преференции (цены и условия) при заказе нового продукт. Просто пишите, что вам нужно и мы будем это обсуждать. Размер вашей организации не имеет значения.

Профориентационные мультсериалы:

«В мире профессий» (для дошкольников и начальной школы)

«Всеумел» (для взрослых + специальный выпуск для соискателей 50+)

Игры

«Игровая развивающая среда Взросляндия» (для дошкольников и начальной школы) — знакомство с миром профессий и труда.

«Профи Плюс» (для школьников средних классов) — изучаем проф.терминологию, расширяем кругозор о профессиях.

«Карьерная лестница», «Профессионально важные качества» (для школьников средних классов) — важные темы об устройстве мира труда.

«Карта отраслей» (для школьников средних и старших классов) — изучаем отрасли и востребованные (массовые) профессии в них.

«Образ жизни» — (для школьников старших классов и взрослых) — знакомимся с концепцией «образ жизни», который включает в себя больше, чем профессию.

«Моя компания. Монетизация» (для старшеклассников, студентов и взрослых) — полноценные проф.пробы в качестве предпринимателей.

«Думай как эйчар» (для взрослых) — полный тренинг и психологическая поддержка по трудоустройству.

Тесты и компьютерные игры

«Профитип» — определяет склонность к типу профессий.

«Профитип Плюс» — сравнивает личные качества с профессионально важными.

«Работа на каникулах» — компьютерная игра о трудовом законодательстве для несовершеннолетних.

«VR-приложение «Профессии этой реальности»» — мир профессий и отраслей в виртуальной реальности.

«Опросник-навигатор Всеумел» — помогает взрослым людям подобрать профессию, востребованную на рынке труда.

Видеофильмы

«Как и какую профессию выбрать» — это полноценный видеоурок, охватывающий ключевые темы выбора.

«Профессии Будущего» — обзорный фильм о технологических трендах, влияющих на мир профессий.

«История профессий и отраслей» — это ориентация школьников на современном рынке труда.

«Профессии этой реальности» — VR-фильмы об истории профессий и с обзором отраслей.

«Лайфхак по трудоустройству» — видеоинструкция по всем этапам соцадаптации.

«Всеумел» (50+)» — рекомендации и поддержка соискателей предпенсионного и пенсионного возраста.

«Как и какую профессию выбрать» — специальная версия фильма для профориентации взрослых.

Цены на всю продукцию ниже на странице >>>.

В разработке

Атлас профессий и должностей — современное описание профессионально важных качеств для тысяч профессий и видов деятельности.

ПрофПробы 360° — модель действий, позволяющая оценить себя сразу в тысячах разных профессий.

УМК «Профориентация» — набор материалов для школ.

«Счастливая старость» — изменяет отношение общества (менталитет) к пожилым людям.

«Умные тесты» — принципиально новый подход профориентационного тестирования.

Вы можете получить общее представление о продукции проекта «НАВИГАТУМ» по возрастам.
Для перехода на подробное описание продукта нажмите на значок «>>>» справа от текста.

Читайте также:  Что относиться к пожарному оборудованию

Профориентационные материалыДЛЯ МАЛЫШЕЙ И ДОШКОЛЬНИКОВ

  • Мультсериал «В МИРЕ ПРОФЕССИЙ» — более 50-ти стихотворений-мультфильмов о самых разнообразных профессиях >>>
  • Развивающая игровая среда «ВЗРОСЛЯНДИЯ» — игровое пространство с картой отраслей, иллюстрации, мультфильмы, профисказки, сюжетно-ролевые игры об устройстве мира и страны об отраслях, производствах и профессиях >>>
  • Методическая программа «Прививка от безработицы» >>>

Профориентационные материалыДЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

  • Карта отраслей «ВЗРОСЛЯНДИЯ», профисказки об отраслях, производствах и профессиях >>>
  • Выпуски мультсериала «НАВИГАТУМ: Калейдоскоп Профессий» >>>
  • Сценарии проведения профориентационных занятий: игры, загадки, общение >>>
  • Развивающая сувенирная продукция («умные» пазлы, мотивационные значки и наклейки на тему профессий и труда) >>>
  • Комиксы о профессиях и труде >>>

Профориентационные материалыДЛЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ

  • Тематические занятия на основе мультсериала «НАВИГАТУМ: Калейдоскоп Профессий» — последовательное погружение в мир профессии, основы выбора своей профессии, личностное и профессиональное самоопределение >>>
  • Видеофильм об истории профессий и современном рынке труда >>>
  • VR-приложение: знакомство с миром профессий и отраслей в виртуальной реальности >>>
  • Профориентационные игры «ПРОФИ ПЛЮС», игровые модули «Карьерная лестница» и «Профессионально важные качества» — знания в областях профессиональной терминологии (должность — профессия — специальность — род деятельности) устройство предприятий и организаций разного типа, представления о горизонтальной и вертикальной карьере, разбор и изучение личных и профессионально важных качеств >>>
  • Иллюстрированные современные тесты и опросники по определению склонности к типу профессии выявлению и развитию личных качеств и компетенций >>>
  • Скетчбуки (дневники самоопределения) >>>
  • Развивающая сувенирная продукция («умные» пазлы, мотивационные значки и наклейки на тему профессий и труда) >>>

Профориентационные материалыДЛЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

  • Специальные занятия по выпускам мультсериала «НАВИГАТУМ: Калейдоскоп Профессий» о профессиях будущего, вопросах карьеры и трудоустройства >>>
  • Видеофильмы для старшеклассников о выборе профессии и жизненного пути в формате «лайфхак» >>>
  • Игра-тренинг «МОЯ КОМПАНИЯ. Монетизация» — профпробы предпринимательской деятельности и тренинг важных качеств и навыков >>>
  • Компьютерная игра «Работа на каникулах» по обучению старшеклассников особенностям трудового законодательства >>>
  • Иллюстрированные современные тесты и опросники по определению склонности к типу профессии выявлению и развитию личных качеств и компетенций >>>
  • Профориентационные и мотивационные ПРИТЧИ >>>

Профориентационные материалы ДЛЯ АБИТУРИЕНТОВ, СТУДЕНТОВ И МОЛОДЫХ СОИСКАТЕЛЕЙ

  • Анимационные и видеофильмы об ожиданиях работодателей >>>, о построении своей образовательной, профессиональной и жизненной траектории >>>
  • Игра-тренинг «МОЯ КОМПАНИЯ. Монетизация» — профпробы предпринимательской деятельности и тренинг важных качеств и навыков >>>
  • Лайфхак по трудоустройству (советы, рекомендации, понятные объяснения) >>>
  • Игра «Думай как эйчар» (как пройти собеседование, написать резюме, даже если нет опыта) >>>
  • Видеофильм «Как и какую профессию выбрать» (адаптация для взрослой аудитории) >>>
  • Опросник-навигатор «Всеумел» — программа подбора профессий, востребованных на рынке труда >>>

Профориентационные материалыОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ В ПРОФОРИЕНТАЦИИ (в разработке)

  • Использование виртуальной и дополненной реальности в образовательных и профориентационных проектах. Проведение виртуальных практических занятий внутри учебного класса >>>
  • Многопараметрическая интерактивная система диагностики («умные тесты») >>>
  • Профессиональные пробы 360 в виртуальной реальности >>>

Профориентационные материалыДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

  • Анимационный сериал для взрослых о смене профессии и перепрофилировании «ВСЕУМЕЛ: Братство труда» >>>
  • Видеофильм «Как и какую профессию выбрать» (адаптация для взрослой аудитории) >>>
  • Игра «Думай как эйчар» (снимает страх перед собеседованиями, формирует навыки; есть кейсы для предпенсионеров) >>>
  • Материалы по социальной адаптации (трудоустройству) для граждан, ищущих работу >>>
  • Имиджевые плакаты, поднимающие престиж рабочей специальности, мотивирующие на работу по профессии >>>
  • Профессиональная проба на предпринимательство через игру-тренинг >>>
  • Опросник-навигатор «Всеумел» — программа подбора профессий, востребованных на рынке труда >>>

Профориентационные материалыПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И МОТИВАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА РАБОТНИКОВ И СОИСКАТЕЛЕЙ

  • Видеопритчи, направленные на борьбу со страхами, поднятие мотивации и др. >>>
  • Упражнения по управлению эмоциями, стрессом и страхом (видеоинструкции, рабочие тетради) >>>
  • Мотивационные видеофильмы >>>
  • Фильм-рекомендации для людей старше 50+ >>>

Для выбора необходимой продукции рекомендуем посмотреть сводную таблицу — этапы, цели, инструменты и результаты «идеальной» современной профориентации.

Проконсультируйтесь с нашими специалистами! 8 (800) 555-41-04 — звонок бесплатный с любого телефона по всей РФ.

Профориентационные материалыПРОДУКЦИЯ И УСЛУГИ НА ЗАКАЗ

НАВИГАТУМ является разработчиком и производителем образовательной и профориентационной продукции любой сложности. Мы разработаем индивидуальную программу, решающую Ваши задачи: локальные и стратегические. В сфере наших возможностей — организация масштабного тестирования продукции, привлечение самых лучших российских экспертов и профессионального сообщества для тестирования и оценки найденных решений.

Мы можем создать для Вас:

  • Мультфильм (или мультсериал);
  • Видеофильм;
  • Комикс;
  • Настольную игру;
  • Компьютерную игру;
  • Сетевую игру для социальных сетей;
  • Компьютерный профориентационный тест;
  • Приложение для мобильного устройства (на базе IOS, Android, Windows);
  • Сценарии занятий (уроки, игры, викторины);
  • Шоу-мероприятие, тематическое событие, фестиваль «под ключ»;
  • Уникальные и необычные «умные» призы;
  • Контент для виртуальной и дополненной реальности;
  • Тематический учебный класс.

Наши цены имеют безусловное конкурентное преимущество за счет постоянно действующего организованного производства полного цикла разработки и создания образовательной и профориентационной продукции. Методисты, сценаристы, психологи, режиссеры, игротехники, программисты (это неполный перечень наших специалистов), которые уже много лет принимают участие в разработках федеральных образовательных программ различной сложности. Это лучшая команда специалистов на нашем рынке.

Для осуществления заказа по телефону свяжитесь с нами 8 (499) 653-83-00 или через форму отправки сообщений с сайта.

Профориентационные материалыЦены на всю продукцию в этом каталоге.

Профориентационные материалыОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ НА ПРОДУКЦИЮ — мы свяжемся и обсудим условия поставки.

Профориентационные материалыЗаказать онлайн:

При заказе материалов выберите, пожалуйста, тип лицензии:

  • Облачная лицензия: материал передается по электронной почте в виде файла-программы с серийным номером для активации. Возможно установить на 2 компьютерах с операционной системой Windows (2 стационарных рабочих места). Срок действия лицензии: 3 года с момента активации.
  • Защищенный USB-носитель: материал передается на USB-носителе (флешке), материал привязан к флешке, его нельзя перенести на компьютер, либо другую флешку. Работает на любом компьютере с операционной системой Windows (1 переносное рабочее место). Срок действия лицензии: бессрочно.

Подробно о типах лицензий, возможностях и ограничениях >>>.

Источник

Карьера как предчувствие: зачем нужна новая система профориентации

Более 70% школьников не знают, чем хотят заниматься в будущем. Как строится новая система профориентационной работы с детьми, рассказала руководитель направления развития подростков MAXIMUM Education Ирина Гришина

MAXIMUM Education — компания, специализирующаяся на сфере дополнительного образования школьников. Занимает четвертое место в рейтинге 35 крупнейших EdTech-проектов России по версии РБК.

По данным Атласа новых профессий, созданного Агентством стратегических инициатив (АСИ) совместно с инновационным центром «Сколково», к 2030 году появятся 186 новых профессий и 57 исчезнут. Даже такие вроде бы вечные специальности, как врач и учитель, меняются под влиянием бурного развития технологий. Как в таком многообразии ребенку выбрать, чем заниматься в будущем?

По результатам исследования, проведенного WorldSkills Russia при поддержке министерства просвещения, более 70% школьников не имеют представления о том, чем они собираются заниматься в жизни. И лишь 5% опрошенных уже определились с профессией. Эти цифры говорят о системной проблеме, которая должна решаться на разных уровнях: государства, рынка, общества и семьи.

Госзаказ на профессионалов

Сегодня основной вектор развития на рынке профориентации задает государство. Нехватка специалистов в конкретных областях, перекос внимания выпускников в сторону «хайповых» специальностей и повышение конкурентоспособности страны в сфере инноваций заставляют государство вкладывать бюджетные деньги в профессиональную ориентацию детей. И у него для этого есть как минимум два больших инструмента.

Самый понятный и очевидный — искусственное создание спроса на те или иные профессии путем регулирования количества бюджетных мест в высших и средних специальных учебных заведениях. Прогнозы по нехватке конкретных специалистов на горизонте от 5 до 20 лет дают возможность властям сделать обучение по проблемным направлениям максимально доступным. Напротив, переизбыток специалистов в той или иной отрасли в перспективе заставляет перераспределять бюджетные места, тем самым «отговаривая» выпускников от выбора этих направлений. Это понятный рабочий инструмент, но он не решает вопроса профессионального самоопределения отдельного человека, хоть и позволяет регулировать рынок труда.

Второй глобальный инструмент — создание и поддержка проектов, которые позволяют школьникам погружаться в различные профессии. Один из масштабных проектов — сеть технопарков «Кванториум». Это площадки дополнительного образования, оснащенные высокотехнологичным оборудованием и нацеленные на подготовку новых высококвалифицированных инженерных кадров, разработку, тестирование и внедрение инновационных технологий и идей. Планируется, что к 2024 году их будет 245 в 85 регионах страны, а также появятся 340 мобильных детских технопарков.

Читайте также:  Завод по производству детского игрового оборудования

Еще один федеральный проект «Билет в будущее» помогает выявить, насколько осознанно подросток выбирает свой профессиональный путь. После прохождения тестирования школьникам предлагается поучаствовать в ознакомительных практических мероприятиях и профессиональных практикумах углубленного формата (например, экскурсии на чемпионаты профессионального мастерства и профориентационные фестивали, а также очные или онлайн-пробы с носителем профессиональных компетенций).

На региональных уровнях также развиваются различные государственные программы. Одной из них является проект департамента образования города Москвы «Профсреда», который предлагает школьнику пройти различные профессиональные пробы для получения не только гипотетического, но и практического представления о будущей работе. Площадки организованы на базах колледжей Москвы, поэтому в большей степени представлены рабочие специальности. Также в рамках проекта проводятся тренинги, мастер-классы и другие просветительские мероприятия.

Частный рекрутинг

Другой игрок — большие корпорации с их программами, нацеленными на формирование узнаваемости и построение HR-бренда у аудитории уже с подросткового возраста. В рамках своих акций, проводимых на федеральном и региональном уровнях, они не только знакомят школьников с конкретными профессиями, но и формируют желание пойти работать в конкретную компанию.

Кроме этого, есть еще и родители, которые переживают за будущее своих детей. При этом цели у них могут быть разные: одни озабочены больше выбором предметов для ЕГЭ, другие хотят помочь детям осознанно выбрать любимое дело.

В связи с этими запросами формируется рынок частных профориентационных услуг. Некоторые из них стараются последовательно развивать осознанный подход к выбору профессии, знакомя подростка с состоявшимися специалистами и профессиями, где можно применить свои качества и умения. Другие делают упор на посещение подростками компаний, банков, лабораторий, где в рамках экскурсии можно расспросить об особенностях их работы и узнать все подробности. Есть программы, заявляющие, что они готовы сделать выбор профессии за ребенка, выявив его интересы и способности, и на основе этого подобрать вузы.

Как измерить эффективность профориентации?

Измерять и оценивать эффективность использования вышеупомянутых инструментов можно с разных позиций. Иногда достаточно задать подростку несколько вопросов:

  • Какую профессию ты выбрал?
  • Что собой представляет эта профессия?
  • Почему ты считаешь, что она тебе подходит?
  • Что ты планируешь делать в ближайшее время, чтобы в дальнейшем стать специалистом в этой области?

Если он отвечает на них уверенно, и его представления соответствуют реальности, значит профориентационная работа прошла успешно. При этом важно понимать, что абсолютной уверенности в выборе на этом этапе не может быть, так как подросток в любом случае выбирает из того, с чем близко еще никогда не сталкивался, а значит, не может со 100% уверенностью сказать, что ему подходит, а что нет.

Умения или призвание

«Только 27% процентов населения России работают по специальности», — таков неутешительный итог опроса Роструда. Как же помочь своему ребенку выбрать будущую профессию? И как понять, какие знания и навыки будут актуальны к моменту, когда он начнет работать?

Большинство родителей рассуждают так: «Мы привели к вам ребенка, заплатили деньги, скажите, какой ЕГЭ сдавать и куда поступать». Это самый популярный подход, который плодит сотни микро-бизнесов с разной степенью качества, отвечающих этим потребностям.

Проблема в том, что выбор, сделанный за ребенка с помощью тестов или экспресс-консультаций, не дает ему представления о будущей профессии и его пути в ней. В результате многие бросают учебу в вузе или, окончив его, идут работать не по специальности.

Поэтому появляется спрос на другой тип профориентации — персонализированный, благодаря которой ребенок сможет узнать свои сильные стороны, интересы, сформулировать жизненные цели, и на этой основе выбрать то, чем реально хочет заниматься.

И как показывает практика современных профориентационных проектов, именно развитие навыков и компетенций поможет ребенку стать конкурентоспособным в стремительно меняющемся мире.

Технологии будущего

Бурное развитие анализа данных, машинного обучения и других новейших технологий в образовании уже сейчас позволяет собирать и анализировать большое количество информации о каждом конкретном ученике. Цифровой образовательный след, который уже совсем скоро начнут собирать, начиная с рождения, поможет строить действительно индивидуальные образовательные траектории, опирающиеся на интересы и склонности ребенка.

Значит ли это, что уже в средних классах он будет понимать, кем станет? Пожалуй, что нет. Но, возможно, у ребенка будет перед глазами некая карта с различными траекториями его профессионального развития, а также инструментарий, позволяющий ему попробовать себя в разных сферах еще до окончания школы.

Источник

Профориентация в школе

Читать: 10 мин.

Сегодня тема космического масштаба. Поговорим о том, как школа помогает в выборе профессии. На какие варианты профориентационной помощи может рассчитывать обычный школьник? И что он может сделать, чтобы эту помощь получить? Дадим свой ответ на вопрос, а кто отвечает за профориентацию подростка сейчас.

Чтобы разобраться, кто и за что отвечает в школьной профориентации, заглянем в законодательство: Федеральный закон об образовании, профессиональный стандарт для педагога-психолога и ФГОСы (Федеральные государственные образовательные стандарты), которые регламентирует требования к образовательному процессу.

В Федеральном законе об образовании (N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года) о профориентации говорится в Ст.42 и Ст.66. В этих статьях сказано, что одна из целей школьного образования — это профориентация, подготовка к самостоятельному жизненному выбору и началу профессиональной деятельности.
И помощь в профориентации оказывают:
А. Специальные Центры для такой помощи (их может создавать каждый субъект РФ по своему усмотрению).
Б. Психологи, педагоги-психологи «организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются», то есть школа, а в дальнейшем колледж и вуз.

Таким образом, по федеральному закону школа выступает одним из важнейших действующих лиц в профориентации. Но более точно что, как и когда должна делать школа, чтобы выполнять такую функцию помощника в профессиональном самоопределении, в законе не написано.

В 2015 году утвердили профессиональный стандарт для педагога-психолога (психолога в сфере образования), то есть, документ, который конкретнее описывает функции психолога в школе, а также, что он должен знать и уметь. Из всех его функций по профориентации определено только то, что педагог-психолог для профориентации школьников проводит «диагностические мероприятия по изучению способностей, склонностей, направленности и мотивации, личностных, характерологических и прочих особенностей в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОСами)».

Хорошо, теперь заглядываем во ФГОСы для 5-9 и 10-11 классов. Тут мы увидим, что они предписывают школе вырастить «идеально профориентированного» человека. После 9 класса школьник должен выйти «ориентирующимся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы». Выпускник 9 или 11 класса должен хотеть выбирать профессию и хотеть работать. Школе рекомендуется проводить мероприятия по профессиональной ориентации по каждому из направлений (ярмарки профессий, дни открытых дверей, экскурсии, предметные недели, олимпиады, конкурсы). Таким образом, во ФГОСах собран список глобальных целей, к которым должна стремиться школа при формировании учебных программ. Давайте посмотрим, что есть на практике.

Как обстоят дела с профориентацией в школе на самом деле

За профориентацию в школах отвечают психологи (если они есть в школе), социальные педагоги или заместители директоров по внеучебной работе (дополнительному образованию). Причем далеко не в каждой школе есть все эти должности. В конкретной российской школе вообще может не быть человека, который помогает школьникам в профессиональном самоопределении, просто потому, что у школы есть более насущные задачи, а ресурсы ограничены.

В российских школах нет единого стандарта, как нужно помочь подростку в выборе профессии и образования, нет утвержденных методик. А что есть в российских школах?

✔ Бывает психодиагностическое или профориентационное тестирование, которое предлагает педагог-психолог. Например, некоторые педагоги дают ссылки на наши бесплатные тесты, а потом обсуждают со школьниками результаты.
✔ В некоторых школах есть уроки профориентации, например, 1 час в неделю. Мы знаем, что такие уроки проводят психологи и педагоги, которые прошли обучение у нас в Центре (Узнать про бесплатные семинары для психологов).
✔ Школа может подключиться к региональным или федеральным проектам по профориентации. Подробнее об этих проектах ниже в статье.
✔ Некоторые школы в партнерстве с госкомпаниями создают «корпоративные классы» для подготовки будущих специалистов. Например, так делают Алроса, Газпром, Роснефть и т.д.
✔ Иногда школы подписывают партнерские договоры с колледжами и работодателями, чтобы учащиеся могли проходить профессиональные пробы.
✔ Бывают экскурсии на предприятия и в компании.
✔ Школьник может поговорить о выборе профессии с классным руководителем, психологом, педагогом.

Читайте также:  Неисправности и то рабочего оборудования трактора

Вероятно, только на 2 последние пункта может повлиять сам школьник или родители. Реализация остальных держится на энтузиазме педагогов, психологов и директора школы.

Расспросили школьных психологов

Светлана Яшина
Психолог в частной школе и профконсультант ЦТР «Гуманитарные технологии».

«Я работаю в частной школе, руковожу психологической службой. В школе 3 психолога, 200 детей, около 15 человек в каждом классе. У нас, конечно, почти тепличные условия для психологической работы, в отличие от общеобразовательных школ. У меня много разной, часто сезонной работы. Например, май — это диагностика готовности детей к школе, собеседования детей. В сентябре адаптация 1, 5 и 10 классов. В октябре я начинаю профориентационную работу с разными классами. В среднем профориентация — это 10-15% моего рабочего времени. Я иногда провожу конкурсы, мастер-классы и тренинги для разных классов, чтобы они могли больше узнать о профессиях. Веду кружок по психологии для 6-8 и 9-11 классов.

Часто использую бесплатные профтесты Центра — тестирую детей. Родителям даю онлайн-анкеты, которые я составляю. Их проще потом анализировать, чем бумажные. У родителей спрашиваю, какие сильные стороны ребенка они видят, какой будет их реакция, если им не понравится профессиональный выбор ребенка и т.д. Большинство детей и родителей открыто для такого разговора.

Я веду статистику для каждого учащегося. С 8 по 10 класс каждый год провожу профдиагностику и пишу им рекомендации: что почитать и посмотреть о профессиях, какие направления, предметы ОГЭ и ЕГЭ, по моему мнению, им подходят. 80% детей потом следуют моей рекомендации по экзаменам.

В частной школе действительно благоприятные условия, здесь можно многое сделать, чтобы помочь ребенку с выбором профессии. Но все равно по глубине и качеству это не сравнится с индивидуальной профконсультацией в нашем Центре».

Анна Сухановская
Психолог, тренер ЦТР «Гуманитарные технологии», 1 год проработала школьным психологом в московской общеобразовательной школе.

«После слияния московских школ у нас было 4 психолога на комплекс, то есть, примерно 1 психолог на 600 детей. Я курировала 2 корпуса (1 школу полностью и часть детей из другой). 85% рабочего времени я и мои коллеги посвящали работе с детьми с ОВЗ. Такие занятия должны проходить индивидуально или в микрогруппах, они требуют не только времени на занятие, но и ведения документации, подробных планов, отчетов и индивидуальных характеристик. Оставшееся время у психолога уходит на работу с родителями, решение конфликтных ситуаций, проверку психологической готовности детей к ГИА (очень формальное тестирование, которое должно измерять уровень тревожности), адаптацию 1, 5 и 10 классов в сентябре. И только 0,001% времени можно было уделить профориентации.

Говорить о системной профориентации в общеобразовательной школе не приходится, нет наставничества, профтестирования и индивидуальной помощи в самоопределении. На это просто нет ресурсов.

Хотя могу сказать, что в нашей школе действовали партнерские отношения с колледжами и работодателями, где ребята могли пройти профессиональные пробы и научиться чему-то новому. Детям предлагали записаться, и те, кто хотели, шел на профпробы».

Мнение профориентологов

Если в вашей школе есть какие-то профориентационные мероприятия, это, вроде, неплохо, правда? Это значит, что профориентационная работа ведется… И несколько старшеклассников все-таки выберут подходящую профессию благодаря усилиям школы. Но некоторые профориентологи со стажем, кандидаты и доктора наук видят опасность несистемного подхода.

Игорь Сергеев
Доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС.

Опубликовал пост в Livejournal, который озаглавил О наших лучших практиках. Не называя конкретные проекты, он описывает примеры авторских методик, которые победили в региональных конкурсах как лучшие профориентационные практики, и при это очень далеки от помощи в профориентации. Они представляют собой набор ярких мероприятий без четкой цели и без опоры на профориентационную методику. В конце статьи он делает парадоксальный вывод: «Начинает казаться, что если мы отменим такую «профориентацию», то ситуация с самоопределением выпускников даже несколько улучшится».

Кирилл Кузнецов
Руководитель отдела профориентации ЦТР «Гуманитарные технологии», кандидат психологических наук.

«Главная проблема в том, что в школе нет ресурсов и методик для системной помощи в профессиональном самоопределении. И даже если профориентационная работа ведется, то она не всегда предполагает итоговый результат. Получается просто кружок по интересам, повальное тестирование «для галочки» и без обратной связи. Или экскурсия, в которой весь класс идет на хлебокомбинат. А если 20% детей не хотят идти на хлебокомбинат? Я считаю, что, если строить систему профориентации, то нельзя перекладывать всю ответственность за профессиональное самоопределение подростка только на школу. Желательно, чтобы школа была одним из элементов системы профориентации, например, своеобразным координационным центром для всех участников процесса профориентации».

Профориентационные проекты

За последние 5 лет тема профориентации поднялась на государственный уровень и шагнула далеко за рамки школьного образования. Проекты стали федеральными и «надшкольными», и каждая школа может к такому проекту присоединиться. Возможно, проведение масштабного конкурса проще, чем выстраивание профориентационной среды в каждой отдельной школе, а возможно, это дает лучшие результаты.
Перечислим государственные профориентационные проекты, в которых можно участвовать индивидуально или от школы.

Проектория — ежегодный форум, на котором обмениваются опытом педагоги и психологи в области профориентации, а подростки участвуют в мастер-классах и готовят проекты по разным профессиональным направлениям.
Билет в будущее — проект создается союзом World Skills Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия). Проходит 1 раз в год. Рассчитан на школьников 6-11 классов. Одна из его целей — популяризация рабочих профессий и поиск талантливых ребят, которые хотят развиваться в профессиях производственно-технологического профиля.
Профессиональное обучение без границ (Москва), Путевка в жизнь школьникам Подмосковья (Московская область), МастерОК (Республике Башкортостан) — взаимодействие школ с колледжами, благодаря которому учащийся еще во время обучения в школе получает свидетельство о профессии рабочего или служащего с присвоением квалификации.
Школа реальных дел — это конкурс проектов и прикладных исследований школьников и студентов на основе реальных задач работодателей.
Всероссийская ПрофДиагностика — комплексное профтестирование учащихся 9-11 классов с обратной связью и рекомендациями для родителей и детей.
Большая перемена — развивающий проект 2020 года для школьников, педагогов и школ, который помогает подростку раскрыть свои способности и поработать в профессиях.

Вместо выводов

Ежегодно публикуются научные статьи и собираются конференции на тему того, какой должна быть идеальная профориентационная среда для подростков. Мы, как и многие специалисты по профориентации, считаем, что в ней должно быть разнообразие точек входа: одного ребенка цепляет секция или кружок, другого школьный преподаватель, третьего — история успешного профессионала, четвертого — экскурсия в IT-компанию и т.д. Для того, чтобы помощь доходила до наибольшего числа подростков, важно развивать профориентационный нетворкинг – систему актуальных и перспективных связей между учебными заведениями и работодателями, которая нужна для профессионального самоопределения и будущего профессионального продвижения учащихся и к которой имеет доступ каждый ребенок и родитель.

Но, если говорить о том, кто сейчас действительно координирует профориентацию подростков, кто сейчас «главное действующее лицо» профориентации, то мы уверены, что это родитель. Только он может помочь своему ребенку с выбором секций, конкурсов, олимпиад, колледжа, вуза, а в конечном счете и профессии.

Автор: Ольга Биккулова, специалист ЦТР «Гуманитарные технологии»

Если вы хотите получать свежие о выборе профессии и образования, подпишитесь на нашу рассылку.

Источник