Меню

Природа в школе оборудование

Раздел 7. Материальное обеспечение

Раздел 7. Материальное обеспечение

Предмета «Окружающий мир» в начальной школе

Тема 7.1. Материальное оснащение

Предмета «Окружающий мир» в начальной школе

Значение материальной базы в процессе изучения окружающего мира.

Кабинет естествознания и его составляющие.

Наглядные средства обучения в курсе «Окружающий мир».

Уголок живой природы.

Учебная экологическая тропа.

Значение материальной базы

В процессе изучения окружающего мира

Материальная база (обеспечение) – это система материальных факторов, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс. Материальную базу обучения естествознанию составляют:

· кабинет естествознания с учебным оборудованием;

· уголок живой природы;

· пришкольный участок с экологической тропой;

В современной школе обозначились новые подходы к организации материального обеспечения процесса обучения естествознанию.

1. Средовый подход стал одним из ведущих в образовании. Развитие личности ребенка определяется не только биологическим механизмом наследственности и психогенными факторами, но также средой, в которой происходит развитие. Материальная база создает развивающую предметную среду, с которой взаимодействует ребенок. В связи с приемом в школу шестилетних детей усилия педагогов должны быть направлены на организацию такой среды, которая обеспечит сохранение здоровья детей и постепенный переход от дошкольных к школьным формам организации деятельности. Классное пространство структурируется таким образом, чтобы выделить места для отдыха и игры, и превращается в особый мир, в котором ребенок не просто усваивает знания и умения, а полноценно проживает свое детство.

2. На развитие ребенка решающим образом влияют два фактора: взаимодействие с природой на основе познания ее сущности и контакт с культурой, присвоение которой направляется педагогом в процессе обучения. Развивающая предметная среда как система материальных объектов деятельности ребенка должна функционально моделировать содержание его развития. В связи с этим перед начальной школой стоит задача экологизации среды, то есть насыщения природными элементами традиционных предметно-пространственных условий обучения детей (В.Н. Максимова). Создаются новые элементы среды: экологические тропы, зимние сады, экологические комнаты, лаборатории для экспериментирования с природным материалом. Живой уголок в классе, мини-сад на окне, классный музей природы и т.п. создают контрастность условий, привлекают внимание ребенка к окружающей природе, способствуют воспитанию заботливого отношения к ней. Дети получают возможность воспринимать разнообразие элементов природы, самостоятельно исследовать окружающий мир.

В психолого-педагогических исследованиях рассматривается значение природной среды в различных сферах развития и воспитания младших школьников: умственное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое. “Мир, окружающий ребенка, – это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой”, – писал В.А Сухомлинский [7, с. 46].

Природная среда по своему существу реальна, информативна и конкретна. По структурным характеристикам она отличается сложностью, сочетанием консервативных и проблемных элементов, эстетичностью. Ее функциональный потенциал проявляется благодаря активному общению ребенка с природой. Восприятие природной красоты и гармонии возбуждает у детей потребность в гармоничной деятельности, в творческом самовыражении, самореализации. Наблюдения за живыми объектами помогают детям увидеть красоту природы, дают радость открытий, развивают познавательный интерес. Выращивая комнатное растение, ухаживая за аквариумом, ребенок выступает в роли творца, чувствует свою значимость для других.

Познавая и преобразовывая природную среду, младший школьник осваивает ее. Под освоением понимается такое взаимодействие ребенка и окружающей природы, которое активизирует процесс развития эмоционально-перцептивной сферы, способствует формированию разных видов деятельности, обогащает опыт пространственного поведения. В процессе перцептивного освоения природы с помощью органов чувств расширяются фактические знания детей. Движущей силой познания является потребность в новых впечатлениях, побуждающая младших школьников исследовать окружающие предметы и явления. Открытие “новизны” в природе рождает у детей глубокий познавательный интерес. Ребенок выступает как исследователь и активный деятель, самостоятельно выбирающий различные способы воздействия на окружающий мир, при этом у него ярко выражена установка на получение чего-то нового, неожиданного.

В теории и практике педагогики накоплен значительный потенциал знаний об использовании возможностей среды как средства воспитания и развития ребенка. При этом особое внимание уделяется характеру структурирования среды. Выявлены определенные требования к организации среды в школе (гетерогенность, связность, гибкость).

Таким образом, природная среда является мощным фактором, влияющим на развитие ребенка, и в то же время условием, в котором осуществляется саморазвитие личности. В связи с этим возникает необходимость в специально организованной педагогической среде. Гибкость и управляемость средой позволит ребенку максимально широко проявлять свою активность в освоении природного мира, а педагогу – видоизменять структуру и функции различных природных объектов в соответствии с педагогическими задачами. Управление средой может происходить как бы от лица самих природных объектов, явлений, выступающих в роли своеобразных партнеров деятельности детей.

Активное освоение природной среды происходит в практической деятельности. Ребенок учится видеть экологические особенности растений, животных, ухаживать за ними, оберегать, выращивать, трудиться в природе. В результате у детей возрастает самостоятельность, ответственность, развиваются навыки планирования. Ребенок учится не только определять потребности природных объектов, но и удовлетворять их в процессе труда.

3. Существующая в школе кабинетная система требует большей гибкости в соответствии с новой парадигмой образования. Для групповой работы и индивидуальных занятий, организации проектной и игровой деятельности детей необходимы легко трансформируемые помещения разной конфигурации и функционального назначения, нужны мебель и оборудование. В соответствии с требованиями нового времени в начальной школе создаются мини-лаборатории для учебного исследования, телекоммуникационные центры, игротеки и т.д.

Таким образом, важнейшей задачей в обучении естествознанию является создание экологизированной предметно-развивающей среды – комплекса природных, производственных и информационно-культурных условий, обеспечивающих полноценное развитие ребенка.

Уголок живой природы

Уголок живой природы – это место для хранения живых растений и животных, подготовки опытов с ними, проведения внеурочных и внеклассных занятий.

Уголок живой природы может быть в кабинете естествознания и являться его составной частью. Лучше если школа располагает отдельной комнатой для его размещения. Это может быть общешкольный уголок для детей младших и старших классов.

Требования к уголку живой природы.Комната для уголка живой природы должна быть хорошо освещена, отвечать нормам и требованиям для содержания животных и выращивания растений. В уголке живой природы следует поддерживать постоянную температуру: это является оптимальным условиям для роста растений и содержания животных.

Растения уголка живой природыподбираются в соответствии с учебной программой по природоведению.

Комнатные растенияследует выбирать так, чтобы на их примере можно было познакомить учащихся с разными экологическими группами растений, внешним строением органов, способами размножения и проводить практические работы по выращиванию.

Животные уголка живой природы.В уголке живой природы могут содержаться гидры, моллюски (катушки, прудовики, беззубки), дафнии, циклопы, плавунцы, личинки плавунцов, стрекоз, поденок. Из насекомых – шелкопряды (тутовый и дубовый), бабочка-капустница, божья коровка и др. Из позвоночных содержатся рыбы, земноводные (лягушки, тритоны), пресмыкающиеся (ящерицы, черепахи), птицы и мелкие млекопитающие. Младшие школьники осваивают приемы ухода за животными, учатся создавать для них экологически целесообразные условия.

Значение уголка живой природы.Уголок живой природы для начальной школы имеет исключительное значение. Постоянное общение с живыми объектами, проведение наблюдений и опытов, а также выполнение систематической работы по уходу за животными и выращиванию растений приучают детей к самостоятельности, повышают ответственность за выполнение заданий, прививают любовь к природе.

В процессе длительных наблюдений у школьников накапливаются знания, позволяющие правильно понять, отчего зависят рост и развитие, какова взаимосвязь растений и животных с окружающей средой, что способствует формированию научного миропонимания явлений и процессов, происходящих в организмах.

В настоящее время появилась еще большая необходимость в создании уголков живой природы. Вызвано это тем, что значительно ограничен и регламентирован сбор живых объектов для создания гербариев, коллекций и других наглядных пособий.

Важно, чтобы в уголке живой природы и на учебно-опытном участке выращивались растения, занесенные в Красную книгу, и главным образом те, которые подлежат охране в данной местности. Всю внеклассную и внешкольную работу следует направить на охрану, изучение и умножение охраняемых объектов природы.

Уголок живой природы является важной частью материальной базы в учебно-воспитательном процессе. Он способствует наилучшему осуществлению экологического воспитания, формированию научного мировоззрения, привитию детям патриотических и нравственных чувств и любви к Родине. Тщательное планирование работы в уголке живой природы обеспечивает выполнение различных видов практических и исследовательских работ, способствующих подтверждению знаний на практике, а затем использованию приобретенных знаний на уроках природоведения.

На школьном учебно-опытном участке для начальных классов должны быть следующие отделы: овощной, ягодный, цветочно-декоративный, коллекционный, а также плодовый сад. Если для начальных классов нет возможности организовать какой-либо отдел, то учащиеся 1-4 классов могут вести работу на соответствующем участке для старших классов.

Учебно-опытный участок следует спланировать в соответствии с требованиями программы. Площадь дорожек составляет 10% площади под все культуры, т. е. 43,7 кв. м. Общая площадь всего участка 480,7 кв. м.

Для работы учащихся на пришкольном участке необходимо иметь инвентарь, обеспечивающий выполнение всех работ от подготовки почвы до уборки урожая. Орудия должны быть облегченного типа.

Инвентарь надо размещать на подставках и вешалках, систематически чистить. После окончания сезона работ инвентарь необходимо почистить и смазать. От качества хранения инвентаря зависит продолжительность его службы и производительность труда.

Географическая площадка располагается вблизи от школы в освещенном месте на учебно-опытном участке. Она необходима для проведения наблюдений за погодой, для осуществления комплексных наблюдений за неживой и живой природой, для организации и проведения фенологических наблюдений.

Географическая площадка имеет квадратную форму, размером 10´10 м. Обязательный объект географической площадки – гномон. Это прочный шест в 1,5 м длины. Гномон ставят в центре, и по нему школьники наблюдают за движением солнца, длиной тени в зависимости от времени суток и года. С помощью гномона определяют направления сторон горизонта.

На географической площадке необходим флюгер. Его укрепляют на металлическом столбе, высота которого не менее 10 м. По флюгеру ведут наблюдения за направлением ветра. Для проведения наблюдений за погодой необходима метеорологическая будка. Это небольшое деревянное сооружение, которое устанавливается на опорах высотой 1,5-2 м. В ней находится термометр. К метеобудке ставят лестницу, чтобы дети могли свободно подняться при регистрации показаний термометра.

На географической площадке предусмотрена измерительная делянка, на ней должен быть кубический метр с делениями на дециметры. Из измерительных приборов необходим осадкомер, по нему определяется количество выпавших осадков. Осадкомер укрепляется на металлической трубе, высота которой 1,5-2 м. Для выполнения практических работ по измерению толщины снежного покрова необходима снегомерная линейка, длина которой 1,5-2 м, ширина 8-10 см. Лицевая сторона снегомерной рейки окрашивается в белый цвет, на нее наносятся деления через 1 см, а противоположная сторона окрашивается в черный цвет с делениями через 10 см.

Читайте также:  Виста торговое оборудование благовещенск

Стороны географической площадки должны быть равны. Все приборы устанавливается так, чтобы не затенять друг друга. Географическую площадку огораживают штакетником. Его окрашивают (через метр) в разные цвета. Штакетник используют как забор-измеритель. Учащиеся делают записи, на какой участок забора падает тень в различное время суток.

Дорожки на географической площадке необходимо разместить так, чтобы по ним можно было определить основные и промежуточные стороны горизонта. Это способствует наилучшей ориентации учащихся на местности.

На географической площадке выполняются различные практические работы учащихся: определение движения солнца, ориентирование на местности при помощи компаса, измерение толщины снежного покрова, определение направления ветра и др.

Учащиеся разбиваются в звенья по пять-семь человек. Если на географической площадке один гномон, то задание выполняется поочередно, а записи ведут все учащиеся. Перед выполнением задания гномоны проверяют отвесом на вертикальность.

Источник



Уголок живой природы и его организация

Уголок живой природы в школе — это специальные участки класса, биологические кабинеты, станции юннатов, секции и клубы для проведения натуралистических занятий. По способу своей организации и расположения различаются следующие виды уголков живой природы: 1) внутришкольные (расположенные в здании школы): классные (по согласованию с санитарно-эпидемиологической станцией), рекреационные, кабинетные; 2) внешкольные, находящиеся в специально выстроенном помещении.

Современные помещения в школе, предназначенные для натуралистической работы, служат не только для содержания животных и растений в качестве наглядных пособий или раздаточного материала на уроке. В них также оборудуются стенды, хранилище препаратов и муляжей, изготовленных для конкретизации представления об органическом мире, подборки рисунков, фотографий, палеонтологические находки, собрания книг и журналов.

Традиционно уголок живой природы включает в себя следующие отделы:

1) растительный : декоративные представители тропической флоры (комнатные или оранжерейные: кактусы; лиственные растения, как-то: аспидистра, антуриум, аспарагус, аукуба, бамбук, драцена, кливия, нефролепис, плющ обыкновенный, плющ восковой); виды умеренного климата — дикорастущие, культивированные; допускается группировка растений по их родине — растения влажных тропических лесов (бегония, монстера), субтропиков (пеларгония, хлорофитум), пустынь (алоэ древовидное, сансевьера), водные (стрелолист, элодея канадская).

При этом необходимо учитывать, что в последнее время данный отдел («зеленый уголок» или «зимний сад») нередко рассматривается как самостоятельная разновидность живого уголка, наиболее экологически приемлемая форма экологического дизайна школьных интерьеров, где рекомендуется: а) максимальное использование вертикальной плоскости (крепление емкости с растениями на кронштейнах у капитальных стен, колонн, размещение на декоративных решетках; перегородках, экранах); б) создание объемно-пространственных композиций — «копий» природных ландшафтов; в) использование флорариев (стеклянных теплиц большого размера, где микроклимат регулируется с помощью приборов) в слабоосвещенных холлах, нишах; оконной теплички на подоконнике; микроландшафтного садика в круглом аквариуме на столе преподавателя или в углу класса.

2) животный: рыбы (карась, язь, линь, красноперка, верховка (малявка), пескарь, окунеобразные, вьюн обыкновенный, ротан, колюшки), земноводные (шпоровые лягушки, иглистые тритоны), пресмыкающиеся (среднеазиатская черепаха, ящерицы), птицы (чечетка, чиж, щегол, обыкновенная чечевица, обыкновенная овсянка, волнистые попугайчики, канарейка), млекопитающие (бурундук, хомячки, белка обыкновенная, морская свинка, крыса); моллюски, насекомые, паукообразные и др.

3) эколого-краеведческий, в котором учитываются основные требования к минимуму эколого-краеведческих представлений детей 6-9 лет: знание условий своего местожительства, основных геологических объектов края и местных охраняемых территорий, 10-15 видов птиц; умение узнавать охраняемые растения и животных, различать ядовитые грибы и растения.

Изучение во взаимосвязи элементов органического и неорганического мира способствует комплексному знакомству с биосферой, выявлению их взаимосвязей между собой и окружающей средой. При этом любой уголок должен преследовать конкретные цели, исходя из общих учебно-воспитательных задач школы.

Целесообразно предусматривать на земельных школьных участках «вольные» уголки живой природы: маленькая заповедная территория с культивируемым ландшафтом, предназначенная для привлечения в него разнообразных диких животных (птиц, мелких зверей, в теплое время — земноводных, некоторых пресмыкающихся) при соблюдении условий, максимально приближенных к естественным.

Почему же так важен непосредственный контакт ребенка с растениями и животными? Работая с ними в уголке живой природы он, узнает, что все живое, в том числе и человек, имеет определенные потребности, удовлетворение которых происходит лишь при наличии определенных внешних условий — среды обитания, пригодной для данного организма. Учителю также необходимо объяснить детям, что таким домом для растений и животных, находящихся в школе, является уголок живой природы, значит, дети должны следить за ним, содержать в чистоте, чтобы животным было уютно и комфортно. Такой подход позволяет пробудить интерес к миру природы, воспитать в детях чувство ответственности.

Безусловно, организация уголка природы в школе требует от учителя много сил и времени. Поэтому сейчас, несмотря на его значимость для правильного развития младших школьников, он существует лишь в некоторых школах. Его обустройство требует специального оборудования, необходимого для нормального существования живых существ; знаний о том, каких животных и растений целесообразнее содержать в уголке; умения ухаживать за каждым отдельным представителем.

Существуют определенные требования к организации и расположению живого уголка: 1) комната для уголка должна быть хорошо освещена, отвечать нормам и требованиям для содержания животных и выращивания растений (постоянный температурный режим, влажность, проветривание и т.д.); 2) выбор растений и животных определяется конкретными условиями школы (наличием помещения, средств по уходу); 3) учет требований программы по природоведению; 4) разнообразие представителей живого уголка и интерес для наблюдения; 5) отсутствие сложностей по уходу: труд должен быть доступен детям младшего школьного возраста (наличие неприхотливых растений и животных, не очень требовательных к организации специфических условий жизни); 6) при отборе растений и животных следует акцентировать внимание на особях с ярко выраженными признаками группы и класса (например, рыбы или птицы с типичным для своего класса строением тела и повадками); 7) размещение в уголке живой природы питомцев в соответствии с их биологическими особенностями и требованиями к условиям жизни, например: птицы в более светлом месте, вдали от сквозняка; аквариум в простенке, чтобы на него не падал солнечный свет. Не следует сосредотачивать разных обитателей в одном месте комнаты, так как детям в таких условиях трудно наблюдать и ухаживать за живыми существами, выделять при необходимости какого-то одного обитателя среди других; 8) учет эстетических требований: различные комнатные растения и аквариум с рыбками должны быть размещены так, чтобы украшать помещение, делать его уютным и привлекательным; 9) следует заранее побеспокоиться об инвентаре, необходимом для ухода за обитателями: за растениями — лейки, щеточки, таз, клеенка, тряпочки, палочки для рыхления земли; за животными — тазы, тряпки, щетки-сметки, терки, миски, разделочные доски, ножи. Весь инвентарь находится в уголке для дежурных, где также хранятся клеенчатые фартуки и перчатки. Оборудование для ухода за аквариумом следует поместить в столике-шкафчике под ним, где можно хранить и банки с кормом. Весь рабочий инвентарь должен иметь свое место и лежать на полках в определенном порядке, к чему приучают детей после окончания работы.

Каковы же особенности содержания различных представителей в уголке живой природы?

Комнатные растения — важное условие организации живого уголка. При их подборе учитываются особенности помещения: если окна выходят на южную сторону, целесообразно размещать на подоконниках светолюбивые растения; на северную — теневыносливые. На примере выбираемых растений учитель должен иметь возможность познакомить детей с внешним строением их органов, способами размножения, проводить разнообразную практическую работу по выращиванию.

Специалисты советуют содержать следующие распространенные и неприхотливые виды: а) аспидистру высокую — субтропическое теневыносливое растение, являющееся прекрасным объектом при показе способа размножения при помощи отрезков корневища с почками (во время ее цветения можно провести опыты по опылению, а после созревания семян — по выращиванию взрослого растения из них); б) aлоэ древовидное (столетник), с которым можно проводить опыты по выяснению степени его потребности в воде (детям необходимо сообщить о его широко используемых лекарственных свойствах); в)бегонию (по характеру размножения — бегонию королевскую, вечнооцветущую, клубневую повислую); г) бальзамин (недотрога); д) колеус (кротон бедняка) – декоративное растение, быстро размножающееся в условиях уголка, влаголюбивое и хорошо растущее при обильном свете; его выращивают в школе для наблюдений за ростом растений, изменением окраски листьев в зависимости от освещения и температуры; е) сансевьеру трехполосную (англ. тещин язык, амер. Змеиная кожа) — тропическое светолюбивое, неприхотливое для выращивания растение, требующее умеренного полива, обладающее ярко выраженным приспособлением к определенным условиям жизни — плотная кутикула листовой платины; на ее примере можно проводить опыты по размножению с помощью корневища и частями листа; ж) монстеру деликатесную; з) пеларгонию зональную (герань обыкновенную).

В уголке живой природы могут содержаться гидры, моллюски, дафнии, циклопы, плавунцы, шелкопряды, бабочка капустница, из позвоночных — рыбы, земноводные (лягушки, тритоны), пресмыкающиеся (ящерицы, черепахи), птицы, мелкие млекопитающие.

Школьные аквариумы подразделяются на демонстрационные, лабораторные и декоративные. Последние больше всего соответствуют целям экологического образования. Работа с декоративным аквариумом, в котором чаще всего содержатся рыбы, вполне доступна и технологически осуществима в любом классе при соблюдении ряда условий:

1) аквариум не следует располагать под прямыми солнечными лучами во избежание цветения воды;

2) температурный режим для большинства обитателей — 20- 25 С.

3) аквариум держать закрытым, периодически производя чистку;

4) при подборе животных следует учитывать их агрессивность, т.к. младшие школьники тяжело переживают гибель питомцев вследствие агрессии других;

5) наличие в уголке живой природы основной информации обо всех обитателях аквариума, требуемых условиях жизни, способах питания и видах подкормок в форме этикеток, специальных табличек, размещенных рядом с аквариумом;

6) при подборе аквариумных рыб необходимо учитывать размеры емкости и возраст детей, для которых они предназначены: для совсем маленьких подходят большие, яркие, неторопливые объекты для наблюдения (вуалехвостые, гурами, меченосцы); для ребят постарше — подвижные, яркие, стайные особи средней величины (барбусы, данио). В условиях школьного аквариума можно содержать холодноводных (карася, красноперку, вьюна, гамбузию) и тепловодных (меченосца, микропода, гарами пятнистого) рыб, некоторых моллюсков, гидр и растения (водокрас, водяной мох, валлиснерию, рдест курчавый);

7) возможны имитации различных природных объектов;

8) при уходе за аквариумом следует научить детей вовремя менять воду, регулярно прореживать растения, оставляя больше места для рыб, кормить обитателей в установленное время, следить за температурой воды.

Читайте также:  Оборудование для нанесения паяльной маски

Наблюдение за подводным царством убеждает детей в том, что в природе все между собой тесно связано, воспитывает художественный вкус, способствует развитию у детей навыков наблюдения и ухода за домашними животными.

На террариум в школе возлагается особая задача – разрушения отрицательных стереотипов в отношении земноводных и пресмыкающихся. Современный террариум — это уже не просто ящик накрытый стеклом, «чтобы жабы не разбежались». Террариум — это сложное биотехническое сооружение, включающее в себя: источник света, систему поддерживания температуры и контроля за ней, вентиляции, укрытие и источник ультрафиолетовых лучей.

В уголке живой природы рекомендуется держать земноводных (амблистому, иглистого тритона, шпорцевых лягушек, например, при наблюдении при изучении темы «Изменения в жизни животных») и пресмыкающихся (черепах). Содержание же птиц, нуждающихся в большем ежедневном уходе, требует создания определенных условий:

а) увеличение частоты кормления: птицы более подвижны (соответственно, более активный обмен веществ), совсем не переносят голодание; чаще всего в уголках природы содержат канареек и попугайчиков;

б) строгий отбор представителей: немногие из птиц, обитающих в конкретной местности, свободно переносят неволю, например чечетки, щеглы, чижи и т.д., а также одомашненные виды (попугаи, канарейки);

в) необходимость научить детей содержательному и правильному общению с птицами, воспитывать познавательно-эстетический интерес: предельно бережное отношение ввиду хрупкости их жизни.

Допустимо содержание ограниченного числа млекопитающих, так как немногие животные свободно переносят неволю: белки, бурундуки, хомяки, ежи и т.Д., в том числе так называемые «лабораторные» (белые мыши, морские свинки). Требуется также создание специальных условий, например четкий подбор клеток (лучше железных). Так, для бурундуков клетки делают небольшие, так как они малоподвижны, особенно зимой. Кормление млекопитающих зависит от особенностей ротового аппарата: в уголке обычно содержится большое количество грызунов, которым необходимо ежедневно давать молодые побеги древесных растений. В целом

содержание животных требует соблюдения санитарно-гигиенических правил, что исключает возможность помещения случайных животных, подобранных на улице. В частности, нужно ежедневно проводить тщательную уборку помещений; в уголке живой природы должны находиться только те лица, которые имеют отношение к уходу и выращиванию; периодически проводится дезинфекция растений и животных.

Наличие школьного живого уголка также дает возможность проведения уроков, факультативных и других внеклассных занятий с привлечением его обитателей.

Наличие в школе уголка живой природы предоставляет широкие возможности не только для проведения наблюдений, выработки навыков по уходу за питомцами, но и для коррекционной терапевтической работы. Однако его организация требует строгого соблюдения санитарно-гигиенических норм и учета возможности существования, исходя из состояния здоровья детей, предварительной работы по информированию о правилах обращения, поведения и ухода, согласования с администрацией и родителями школьников.

Источник

Уголок живой природы

Уголок живой природы – это место для хранения живых растений и животных, подготовки опытов с ними, проведения внеурочных и внеклассных занятий.

Уголок живой природы может быть в кабинете естествознания и являться его составной частью. Лучше если школа располагает отдельной комнатой для его размещения. Это может быть общешкольный уголок для детей младших и старших классов.

Требования к уголку живой природы.Комната для уголка живой природы должна быть хорошо освещена, отвечать нормам и требованиям для содержания животных и выращивания растений. В уголке живой природы следует поддерживать постоянную температуру: это является оптимальным условиям для роста растений и содержания животных.

Растения уголка живой природыподбираются в соответствии с учебной программой по природоведению.

Комнатные растенияследует выбирать так, чтобы на их примере можно было познакомить учащихся с разными экологическими группами растений, внешним строением органов, способами размножения и проводить практические работы по выращиванию.

Животные уголка живой природы.В уголке живой природы могут содержаться гидры, моллюски (катушки, прудовики, беззубки), дафнии, циклопы, плавунцы, личинки плавунцов, стрекоз, поденок. Из насекомых – шелкопряды (тутовый и дубовый), бабочка-капустница, божья коровка и др. Из позвоночных содержатся рыбы, земноводные (лягушки, тритоны), пресмыкающиеся (ящерицы, черепахи), птицы и мелкие млекопитающие. Младшие школьники осваивают приемы ухода за животными, учатся создавать для них экологически целесообразные условия.

Значение уголка живой природы.Уголок живой природы для начальной школы имеет исключительное значение. Постоянное общение с живыми объектами, проведение наблюдений и опытов, а также выполнение систематической работы по уходу за животными и выращиванию растений приучают детей к самостоятельности, повышают ответственность за выполнение заданий, прививают любовь к природе.

В процессе длительных наблюдений у школьников накапливаются знания, позволяющие правильно понять, отчего зависят рост и развитие, какова взаимосвязь растений и животных с окружающей средой, что способствует формированию научного миропонимания явлений и процессов, происходящих в организмах.

В настоящее время появилась еще большая необходимость в создании уголков живой природы. Вызвано это тем, что значительно ограничен и регламентирован сбор живых объектов для создания гербариев, коллекций и других наглядных пособий.

Важно, чтобы в уголке живой природы и на учебно-опытном участке выращивались растения, занесенные в Красную книгу, и главным образом те, которые подлежат охране в данной местности. Всю внеклассную и внешкольную работу следует направить на охрану, изучение и умножение охраняемых объектов природы.

Уголок живой природы является важной частью материальной базы в учебно-воспитательном процессе. Он способствует наилучшему осуществлению экологического воспитания, формированию научного мировоззрения, привитию детям патриотических и нравственных чувств и любви к Родине. Тщательное планирование работы в уголке живой природы обеспечивает выполнение различных видов практических и исследовательских работ, способствующих подтверждению знаний на практике, а затем использованию приобретенных знаний на уроках природоведения.

Источник

Использование учебно -лабораторного оборудования на уроках окружающего мира
статья по окружающему миру (3 класс) по теме

Тершукова Елена Игоревна

Использование учебно — лабораторного оборудования на уроках окружающего мира для достижения метапредметных результатов в системе «Школа России»

Скачать:

Вложение Размер
statya_ispolzovanie_uchebno-laboratornogo_oborudovaniya.doc 58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование учебно – лабораторного оборудования на уроках окружающего мира (УМК «Школа России») для достижения метапредметных результатов .

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Следовательно, эффективное достижение соответствующих метапредметных результатов невозможно без использования учебно — лабораторного оборудования.

В своей работе я использую следующие инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения:

Программа УМК «Школа России под редакцией А.А.Плешакова, учебники А.А. Плешаков «Окружающий мир» 1- 4 класс, рабочие тетради, хрестоматии.

Детская справочная литература: справочники, атлас-определитель «От земли до неба»; «Зелёные страницы», «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики» — книги для учащихся начальной школы; энциклопедии об окружающем мире

Плакаты по основным темам естествознания

Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.).

Географические и исторические настенные карты.

Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения

Ноутбуки для детей

Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме).

Электронные приложения к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир»

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Модульная система экспериментов PROLog

Термометры для измерения температуры воздуха, воды.

Часы с синхронизированными стрелками.

Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта.

Модель «Торс человека» с внутренними органами.

Коллекции полезных ископаемых.

Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания

Коллекции плодов и семян растений.

Настольные развивающие игры по тематике предмета Окружающий мир

(лото, игры-путешествия и пр.).

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: «Дом»,

«Зоопарк», «Ферма», «Транспорт», «Магазин», и др.).

Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования и др.

С помощью соответствующих пособий учащиеся младших классов овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Формируется фундамент экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.

Учебный эксперимент в школьном курсе окружающего мира в начальной школе — это отражение научного метода исследования. Сформированные в ходе проведения экспериментов метапредметные универсальные учебные действия являются важным аспектом для положительной мотивации обучающихся на практико — ориентированную деятельность.

Метапредметные УУД формируются значительно быстрее, если при проведении учебного эксперимента наряду с традиционным используются цифровые измерительные приборы и системы, к которым относится модульная система экспериментов PROLog.

В качестве примера, рассмотрим лабораторную работу « Измерение температуры воздуха», проведенную во 2 классе (УМК «Школа России»)

Тема: Измерение температуры воздуха

 способность регулировать собственную деятельность, направленную на

познание окружающего мира;

 способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; осознание правил и норм взаимодействия с педагогами и сверстниками в классе;

 способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

 готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

 ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам

здоровьесберегающего поведения; учебно-познавательная мотивация учебной деятельности;

 самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

 навыки сотрудничества в учебной ситуации.

Познавательные логические УУД: анализ; сравнение; классификация по заданным критериям; установление причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД

 уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

 определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

 договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

4. Регулятивные УУД

 выделять и формулировать то, что усвоено,

 определять качество и уровень усвоения;

 устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

 соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

Характеристика деятельности обучающихся

Наблюдать простейшие опыты по изучению воздуха.

понятия «опыт», «наблюдение», различие между наблюдением и опытом

как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем

Измерять температуру воздуха с помощью специального измерительного

прибора, обобщать результаты, делать выводы .

Исследовать температуры воздуха индивидуально или в группах.

Обсуждать в группах полученные результаты измерения и исследований.

Сравнивать и различать значения температуры воздуха в комнате и на улице.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию о воздухе и

температуре воздуха из дополнительных источников знаний (словарей,

энциклопедий, справочников, ресурсов сети Интернет) и обсуждать

Работать в парах, группах и самостоятельно с источниками информации о

Объяснять способы измерения температуры воздуха.

Оценивать температуру воздуха для адекватного погодным условиям выбора одежды перед выходом на улицу.

Продолжительность работы : 40 мин.

Сложность эксперимента : простой.

Работа с учащимися

1. В ходе проведения лабораторной работы ты узнаешь:

Что такое температура и как ее измеряют.

2. Что ты научишься делать?

Измерять температуру воздуха с помощью специального прибора.

3. Подготовься к выполнению работы

Температура воздуха является важной характеристикой погоды.

Температуру воздуха можно измерить разными способами. Иногда

для этого достаточно наших собственных ощущений. Например, если тебе

становится холодно, ты надеваешь теплую одежду. Когда мы заходим в

помещение зимой, мы снимаем с себя верхнюю одежду, чтобы чувствовать себя комфортно . Для точного измерения температуры необходимо

использовать специальные устройства. Ты уже знаешь термометр, который наверняка находится за окном класса или в твоей комнате. Сегодня ты будешь учиться определять температуру при помощи измерительного

Найди и выдели в тексте главную мысль . Если ты затрудняешься это сделать, еще раз прочитай название лабораторной работы.

4. Что тебе необходимо для работы:

 модуль отображения информации (графический);

 измерительный модуль «Температура»;

 USB кабель B/M-B/M, 0.185M

 USB кабель А/М-В/М, 1,5М;

5. Памятка о мерах предосторожности при выполнении работы

В ходе работы необходимо строго соблюдать следующие правила:

1. Выполняй все указания педагога, соблюдай дисциплину при подготовке и во время работы.

2. Размещай оборудование и материалы на своем рабочем столе аккуратно, чтобы не допустить их падение или опрокидывание.

3. При подключении измерительных и вспомогательных модулей в цепь не допускай перекручивания соединительных проводов.

4. Начинать работу можно только с разрешения педагога.

1. Начерти в рабочей тетради отчетную таблицу.

1.Нажми на кнопку Инструменты дисплея.

2. Выбери из выпадающего списка параметров пункт Выключение экрана.

3.При помощи стрелок установи продолжительность работы подсветки дисплея на 15 мин.

4.Возьми щуп модуля температуры за верхнюю часть, рядом с проводом.

5.Подожди некоторое время, пока показания температуры станут стабильными (перестанут изменяться). Запиши полученные данные в колонку «Температура воздуха в помещении» отчетной таблицы.

6.Выйди на территорию школьного двора, взяв с собой коробку с модулями.

7.Если ты проводишь наблюдение за погодой в холодное время года – обязательно надень верхнюю одежду и головной убор.

8.Запиши значение температуры воздуха (из блокнота) в колонку «Температура воздуха на улице» отчетной таблицы.

Источник

Экскурсия как форма изучения природы младшими школьниками

Цель исследования: выявить систему экскурсий для изучения природы в 3 классе по программе А.А.Плешакова.

Объект исследования: процесс обучения младших школьников окружающему миру.

Предмет исследования: экскурсия – как форма изучения природы.

Гипотеза: процесс усвоения знаний по окружающему миру будет более успешным, если применить систему мини экскурсий (кратких выходов) на природу.

Экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы. Когда в экскурсии принимает участие весь класс, и материал экскурсии тесно связан с программой по естествознанию, она становится формой общеклассной работы. В этом случае она включается в систему уроков и является важной частью учебного процесса.

Экскурсия объединяет учебный процесс в школе с жизнью: знакомит учащихся с реальными объектами в их целостности, во взаимосвязи с другими явлениями.

Экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют и расширяют знания учащихся. На экскурсиях учащиеся проверяют многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки. Исследовательский подход к изучению конкретных объектов, явлений, процессов, используемый при проведении экскурсий, помимо иллюстративного позволяет организовать активную познавательную деятельность учащихся.

На экскурсиях создаются благоприятные условия для выявления эстетической ценности мира природы, ее научно-познавательного значения, формирование грамотного поведения в природной среде. Восприятие красоты природы, с которой они постоянно соприкасаются, ощущение ее гармонии, влияют на развитие эстетических чувств, позитивных эмоций, доброты, отзывчивого отношения ко всему живому. Во время выполнения совместных заданий школьники учатся сотрудничать между собой.

Ведущий метод изучения природы на экскурсиях – наблюдение. Именно наблюдение позволяет формировать у ребенка полное и четкое представление об окружающем мире, выявлять взаимосвязи.

При изучении курса естествознания в начальной школе экскурсии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе. Они проходят через все классы в любой существующей на сегодняшний день программе по естествознанию

Методика проведения экскурсии.

I этап. Подготовка к экскурсии. Успех экскурсии во многом зависит от ее подготовки. Можно выделить следующую последовательность:

  1. Составление тематического и годового плана, где определяется время и тематика экскурсии.
  2. Изучение учебной и методической литературы.
  3. Предварительное посещение учителем места проведения экскурсии; выбор наиболее интересных объектов, с которыми предполагается познакомиться на экскурсии; изучение и определение маршрута; выбор мест остановок для наблюдений; продумывание характера самостоятельных наблюдений, сбора материала.
  4. Составление плана, конспекта проведения экскурсии, в котором должны быть отражены образовательно-развивающие и воспитательные цели, методы обучения, объекты наблюдения, ход экскурсии.
  5. Подбор оборудования и инвентаря: блокнот (тетрадь) для записей, карандаш, ластик, цветные карандаши, а также и другое снаряжение, которое определяется тематикой и характером заданий.
  6. Продумывание организации познавательной деятельности учащихся.
  7. Подготовка к экскурсии самих детей:
    – знакомство их с целью, задачами экскурсии,
    – постановка вопроса, который они будут решать во время экскурсии;
    – информирование учащихся о правилах поведения во время экскурсии.
  8. Распределение учащихся по группам (бригадам).

II этап. Проведение экскурсии.

1. Вступительная беседа, главная цель которой является создание необходимого эмоционального настроя.
2. Коллективная работа на местности.
3. Работа в группах (бригадах) по изучению намеченных объектов.
4. Обмен полученными сведениями между бригадами.
5. Выводы, обобщение.

III этап. Подведение итогов, анализ.

1. Систематизация полученных знаний учащихся (обрабатываются записи, рисунки, собранные материалы).
2. Оценивание работы учащихся и своей работы.
3. Необходимо сделать соответствующие выводы, учесть все недочеты и положительные моменты в последующих экскурсиях.
4. Использование материалов экскурсии в учебной работе.

Анализ программ по окружающему миру.

Отличительной особенностью естественнонаучного образования в начальной школе на современном этапе является вариативность программ. Своеобразие каждой программы предоставляет учителю возможность выбрать наиболее приемлемый для него вариант учебного курса. В зависимости от профиля школы, уровня подготовки учащихся изучение естествознания может строиться по-разному.

Во всех этих программах экскурсии отводится значительное место.

Рассмотрим некоторые из них.

Программа З.А.Клепининой “Природа и люди”.

Программа “Природа и люди” сохраняет в обновленном варианте все положительное, что было накоплено в многолетней практике преподавания курса природоведения, вместе с тем учитывает идеи развивающего обучения. Ведущими принципами отбора и конструирования содержания по-прежнему остаются классический принцип – краеведческий, сезонности и другие.

Особое место в программе уделяется экскурсиям. Наблюдения в природе ведутся по заданиям учебников и учителя. Порядок и конкретные объекты для наблюдений определяются особенностями природы и последовательностью изменений в природе данной местности. Поэтому учитель вправе произвести перестановку уроков, корректировку их содержания, заданного в учебниках, максимально приближая содержание изучаемого материала к окружающей действительности и ее изменениям.

Программа А.А.Плешакова “Зеленый дом” – система учебных курсов с экологической направленностью. Основные задачи курса – систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, обогащение их нравственного опыта, формирование бережного отношения к природе.

Программа построена с учетом присущих младшим школьникам эмоциональной отзывчивости, любознательности и вместе с тем способности овладевать определенными теоретическими знаниями. Ее экологическую направленность определяют идеи многообразия и экологической целостности природы, единства природы и человека.

Особое внимание уделяется экскурсиям в природу, во время которых учащиеся наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями, происходящими с растениями, поведением животных и т.д.

В результате анализа программ и изучения теории по проведению экскурсий в природе, нами были внесены некоторые дополнения и изменения. Была разработана система кратких выходов в природу и дополнили уже имеющиеся экскурсии, предложенные автором программы.

Так как опытная работа проводилась в 3 классе по программе Плешакова А.А., то и систему разработанных экскурсий мы рассмотрим на примере данного класса.

Источник