Меню

Предоставить оборудование в количестве

Предоставить оборудование в количестве

В июне 2018 года вступили в силу изменения в СанПиН-134, утверждённые приказом Минстроя РФ от 26.12.2017 № 1718/пр. Изменения касаются организации мест для установки телекоммуникационного оборудования в новостройках и в домах после капремонта. Поговорим об основных тезисах документа и его значении для УО.

Доступ к общему имуществу дают собственники, а не УО

Согласно ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», операторы связи вправе размещать оборудование в многоквартирных домах на возмездной основе. Решение о пользовании общим имуществом МКД иными лицами принимается на общем собрании собственников помещений (п. 3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ). За доступ компании к общему имуществу должно быть отдано не менее ⅔ голосов от общего их числа в МКД (п. 1 ст. 46 ЖК РФ).

Несмотря на это, споры между владельцами телекоммуникационного оборудования и управляющими домами компаниями нередко переносятся в залы судов. Операторы связи пытаются через суд получить доступ к общему имуществу многоквартирных домов для предоставления услуг жителям.

Верховный Суд РФ при разборе подобного дела отметил, что управляющая многоквартирным домом организация в этих правоотношениях не рассматривается как самостоятельный хозяйствующий субъект. Следовательно, УО не может заключать договоры с операторами связи на пользование общим имуществом МКД без согласия общего собрания собственников.

Таким образом, ВС РФ дал УО право отказать провайдерам в доступе. Это, по мнению интернет-компаний, тормозит развитие услуг связи и кабельного телевидения.

О праве управляющих организаций отказать провайдеру в доступе в МКД

Поправки в ЖК РФ об упрощённом доступе к общему имуществу отклонены

В 2016 году Минкомсвязи РФ предприняло попытку внести изменения в ЖК РФ, чтобы упростить операторам связи доступ к общему имуществу дома. Ведомство подготовило проект Федерального закона, который бы отменил необходимость вынесения вопроса о доступе провайдеров к общедомовому имуществу на общее собрание собственников помещений в МКД.

Авторы законопроекта предлагали отнести такие правоотношения к передаче оборудования и линий связи в пользование собственникам, а не к использованию интернет-провайдером общего имущества МКД. Контроль за размещением оборудования должен был лечь на лиц, ответственных за содержание общего имущества МКД.

Но проект закона не прошёл этап оценки регулирующего воздействия (ОРВ): Минэкономразвития РФ проект закона отклонил.

Провайдер должен платить собственникам за монтаж оборудования в МКД

Изменения в СанПиН об организации мест для оборудования связи

Изменения № 1 в СанПиН 134.13330.2012, утверждённые приказом Минстроя РФ от 26.12.2017 № 1718/пр, делают первый шаг в сторону упрощённого доступа интернет-провайдеров к общедомовому имуществу. Они регулируют техническую подготовку МКД к установке оборудования для предоставления услуг связи.

Согласно приказу № 1718/пр, СП-134 дополнен разделом 8, который касается проектирования сетей широкополосного, или высокоскоростного, доступа (ШПД) к услугам связи в строящихся многоквартирных домах. Требования СП-134 относятся и к работам по капитальному ремонту МКД и реновации.

Нормы, прописанные в новом разделе, предназначены для строителей и проектировщиков. Выполнение новых требований позволит разместить в многоквартирном доме современную инфраструктуру связи.

Инженерные сети, согласноп. 8.1.4 СП-134, должны быть готовы к подключению к услугам связи не менее одной абонентской точки в каждой квартире. Скорость ШПД не может быть менее 100 Мбит/с (п. 8.1.5 СП-134). Для доступа жителей дома к интернету СП-134 позволяет использовать сеть телефонной связи (п. 8.1.1 СП-134).

Согласно п. 8.2.1 СП-134, для доступности жителям МКД современных услуг связи при проектировании многоквартирного дома предусматриваются места для размещения телекоммуникационного оборудования. СанПиН предлагает для этих целей пол, стены, потолки, межэтажные или стеновые ниши, шкафы и коробки на стенах.

Подобные места следует разместить на каждом этаже многоквартирного дома и даже на чердаке при его наличии. Места для оборудования должны иметь свои электрические кабели, электрощиток и приборы учёта электроэнергии (п. 8.2.8 СП-134).

Если есть технические условия и доступ к оборудованию для его обслуживания и ремонта, разместить инфраструктуру связи можно на верхних этажах, крышах и других конструктивных элементах МКД. При этом должны быть соблюдены требования к уровню шума, к климатическим условиям, нормы пожарной безопасности (п. 8.2.2 СП-134).

Управляющим организациям на заметку

Изменения, внесённые в СП-134 приказом Минстроя РФ, актуальны для организаций, принимающих в управление новостройки. Уже эксплуатируемых домов нововведения не касаются до момента проведения в них капитального ремонта или реконструкции. В таком случае в проект работ заносится подготовка инфраструктуры к размещению современного оборудования связи.

При этом управляющие организации должны помнить, что в состав общего имущества МКД будут включены все элементы созданной согласно СП-134 инженерной инфраструктуры: электрощитовые, счётчики, кабели, шкафы и др. Нести ответственность за их содержание и ремонт будет УО, что следует учесть при определении тарифа на услуги.

При этом приказ № 1718/пр никаким образом не меняет правовую сторону вопроса: доступ к общему имуществу МКД по-прежнему регулируется Жилищным кодексом РФ и утверждается на ОСС в доме. Собственники устанавливают плату по договорам пользования общим имуществом МКД или решают вопрос о безвозмездной установке оборудования связи.

За вопросом допуска операторов связи в МКД пристально следит Федеральная антимонопольная служба. Недопуск провайдера к общему имуществу дома рассматривается как нарушение требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Ведомство привлекает управляющие организации к административной ответственности за злоупотребление доминирующим положением по ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ. Статья предусматривает для организаций наказание в виде штрафа от 300 000 до 1 000 000 рублей.

Проведите общее собрание собственников помещений в МКД с помощью сервиса «ОСС на 100%» и установите плату по договорам пользования общим имуществом МКД или решите вопрос о безвозмездной установке оборудования связи.

Источник



Передача подрядчику материалов и оборудования, не требующего монтажа: бухучет и документальное оформление

Оборудование, не требующее монтажа, и материалы, являющиеся собственностью заказчика, передаются подрядчику для достройки объекта незавершенного строительства. В каком порядке осуществляются бухгалтерский учет и документальное оформление таких операций, разъясняют эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Т. Никифорова и В. Горностаев.

С позиций документального оформления и бухгалтерского учета операций анализируется ситуация, когда для достройки объекта незавершенного строительства подрядчику передаются оборудование и материалы, являющиеся собственностью заказчика.

В соответствии со ст. 740 ГК РФ подрядчик по договору строительного подряда обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Согласно п. 1 ст. 745 ГК РФ обязанность по обеспечению строительства материалами (в том числе деталями и конструкциями) или оборудованием несет подрядчик, если договором строительного подряда не предусмотрено, что обеспечение строительства в целом или в определенной части осуществляет заказчик. Иными словами, договором строительного подряда может быть предусмотрено, что обеспечение строительства материалами и оборудованием осуществляет заказчик.
В рассматриваемой ситуации как оборудование, не требующее монтажа, так и материалы приобретает заказчик.

Читайте также:  Сборка оборудования документы для заказчика

Передача оборудования, не требующего монтажа

К оборудованию, не требующему монтажа, относится оборудование, которое не требует для ввода его в действие предварительной сборки или установки на опоры, фундаменты. Это локомотивы, вагоны, тракторы, сельскохозяйственные машины, строительные и дорожные машины, автомобили, морские и речные суда, двигатели, приборы и т.п.
Если оборудование, не требующее монтажа, приобретается заказчиком, то бухгалтерский учет его приобретения, монтажа и ввода в эксплуатацию осуществляется только заказчиком. В бухгалтерском учете расходы по формированию стоимости такого оборудования формируются непосредственно на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 08-4 «Приобретение объектов основных средств». В отличие от учета оборудования, требующего монтажа, счет 07 «Оборудование к установке» при этом не используется.
Согласно п. 39 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н 1 , машины и оборудование, не требующие монтажа (транспортные передвижные средства, строительные механизмы и т.п.), а также машины и оборудование, требующие монтажа, но предназначенные для запаса (резерва) в соответствии с установленными технологическими и иными требованиями, принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств на основании утвержденного руководителем акта приемки-передачи основных средств.

В рассматриваемой ситуации право собственности на передаваемое подрядчику оборудование остается у заказчика, следовательно, в учете заказчика стоимость такого оборудования списанию со счета 08 не подлежит. Необходимо отметить, что оборудование, не требующее монтажа, как правило, устанавливается на законченный строительством объект.

Передача подрядной организации оборудования, не требующего монтажа, оформляется актом приема-передачи, составленным в свободной форме. В качестве такого документа можно использовать форму N ОС-15 «Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж», утвержденную Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7 2 . Форму используемого акта (или разработанного самостоятельно организацией документа) рекомендуется утвердить в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета (п. 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» 3 ).
Монтаж оборудования фиксируется наличием расходов в справке об объемах выполненных работ по монтажу этого оборудования (или в акте их инвентаризации), оформленной в установленном порядке.
Согласно ст. 714 ГК РФ подрядчик несет ответственность за несохранность предоставленных заказчиком материалов, оборудования, переданной для переработки (обработки) вещи или иного имущества, оказавшегося во владении подрядчика в связи с исполнением договора подряда. Отсюда следует, что до момента списания полученных от заказчика материалов подрядчик несет за них ответственность.
Оборудование, приемка в эксплуатацию которого оформлена в установленном порядке, зачисляется в состав основных средств (п. 3.2.2 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций 4 ; п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» 5 ).

Передача материалов

Если в соответствии с условиями договора подряда право собственности на материалы остается у заказчика, то передача материалов производится на давальческой основе. Это означает, что реализации имущества не происходит (право собственности на материальные ценности остается у заказчика), следовательно, такая операция не подпадает под действие пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ и не является самостоятельным объектом налогообложения.
При отгрузке материалов заказчик выписывает в двух экземплярах Накладную на отпуск материалов на сторону по форме N М-15, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а 6 , с пометкой «Давальческие материалы».
Форма N М-15 применяется для учета отпуска материальных ценностей сторонним организациям на основании договоров и других документов. Ее выписывает работник структурного подразделения на основании договора на переработку давальческого сырья и предъявления получателем доверенности на получение ценностей, заполненной в установленном порядке. Первый экземпляр остается на складе заказчика как основание для отпуска материалов, второй — передается представителю подрядчика. В графе «Основание» делается запись «На давальческих условиях по договору от_ N_».

В рассматриваемом случае право собственности на материалы остается у заказчика, поэтому учитываться они будут на балансе заказчика, а их передачу в учете можно отразить следующей записью:
ДЕБЕТ 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону» КРЕДИТ 10-8 «Строительные материалы» — переданы материалы подрядчику для переработки на давальческой основе.

В соответствии с п. 157 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов 7 организация, передавшая свои материалы другой организации для переработки (обработки, выполнения работ, изготовления продукции) как давальческие, стоимость таких материалов с баланса не списывает, а продолжает учитывать на счете учета соответствующих материалов (на отдельном субсчете).
Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению 8 все расходы на строительство основного средства собираются на счете 08, для этого к нему может быть открыт субсчет «Строительство объектов основных средств».

Таким образом, после принятия работ от подрядчика в учете необходимо сделать запись:
ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 10-7 — стоимость израсходованных строительных материалов включена в первоначальную стоимость построенного объекта.

При передаче выполненных работ подрядчиком заполняется форма N КС-2 «Акт о приемке выполненных работ», утвержденная Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100 9 , и составляется отчет об использовании переданных материалов (п. 1 ст. 713 Гражданского кодекса РФ). Поскольку унифицированная форма для такого отчета не утверждена законодателем, он может быть составлен в произвольной форме. При этом нужно соблюдать требования к реквизитам, предусмотренные п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Как указывается в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций 8 в разъяснениях к применению счета 10 «Материалы», на субсчете 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону» учитывается движение материалов, переданных в переработку на сторону, стоимость которых в последующем включается в затраты на производство работ.
В данном случае при составлении подрядчиком формы N КС-2 для отражения использованных давальческих материалов заполняется отдельный раздел «Материалы заказчика» с указанием их стоимости. В окончательную сумму выполненных работ стоимость израсходованных давальческих материалов не включается, что отражается записью «За минусом материалов заказчика».
Ситуация, когда условие о передаче материалов на давальческой основе в договоре подряда не предусмотрено, может быть расценена как безвозмездная передача, что чревато отрицательными последствиями.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ эта операция является объектом налогообложения по НДС. При этом в соответствии со статьями 168 и 171 НК РФ получатель данных материалов не будет иметь права на налоговый вычет, поскольку отсутствует факт оплаты. составления и передачи счета-фактуры подрядчику.
При исчислении налога на прибыль организаций предписывается включать стоимость безвозмездно полученного имущества, работ или услуг в состав внереализационных доходов (п. 8 ст. 250 НК РФ). В силу же п. 16 ст. 270 НК РФ стоимость безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) налогооблагаемую прибыль не уменьшает. Вместе с тем, если исходить из норм ст. 254 НК РФ, при реализации безвозмездно полученного имущества, стоимость которого включена во внереализационные доходы, соответствующая сумма не включается в состав материальных затрат (поскольку отсутствует сам факт несения затрат), что приводит к повторному увеличению налогооблагаемой прибыли одаряемой организации. Таким образом, налицо двойное налогообложение.
Кроме того, имеются противоречия в толковании безвозмездной передачи товаров, работ или услуг налоговым и гражданским законодательством.
По нашему мнению, целесообразно, в случае если условие о передаче материалов на давальческой основе в договоре подряда отсутствует, заключить соответствующее дополнительное соглашение.

Читайте также:  Оборудование для сварки арматурной сетки

Статья опубликована в журнале
«Налоговая политика и практика» N 7 июль 2009 года.

1 Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств: приказ Минфина России от 13 окт. 2003 г. N 91н (с изм.).

2 Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств: постановление Госкомстата России от 21 янв. 2003 г. N 7.

3 Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008: приказ Минфина России от 06 окт. 2008 г. N 106н (с изм.).

4 Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций: письмо Минфина России от 30 дек. 1993 г. N 160.

5 Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01: приказ Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н (с изм.).

6 Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве: постановление Госкомстата России от 30 окт. 1997 г. N 71а.

7 Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов: приказ Минфина России от 28 дек. 2001 г. N 119н (с изм.).

8 План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению: приказ Минфина России от 31 окт. 2000 г. N 94н (с изм.).

9 Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ: постановление Госкомстата России от 11 нояб. 1999 г. N 100.

Источник

Каким договором оформить тестирование оборудования?

Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:

  • Гражданский кодекс РФ (ГК РФ);
  • Налоговый кодекс РФ (НК РФ);
  • Постановление Правительства РФ 26.12.2011 № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость»;
  • Письмо Министерства финансов РФ 04.02.2008 г. № 03-03-06/1/77;
  • Письмом Министерства финансов РФ от 29 июля 2011 г. N 03-07-11/204;
  • Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 03.06.2013 г. № Ф03-1333/2013;
  • Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2005 г. № 98;
  • Письмо Министерства финансов РФ от 21.03.2006 N 03-04-11/60.

    Исходя из предоставленной информации, считаем необходимым сообщить следующее.

    Согласно ст. 431 ГК РФ стороны свободны в заключении договора и могут заключить любой договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный ГК РФ или иными правовыми актами, на любых условиях, кроме случаев, когда отдельные условия указаны в законе или иных правовых актах. Отношения сторон, описанные в вопросе, урегулированы главой 36 ГК, согласно которой ссудодатель передает, (обязуется передать) ссудополучателю на определенный срок безвозмездно непотребляемую вещь, которую ссудополучатель обязан вернуть по истечение указанного в договоре срока в том состоянии, в котором получил ее (за исключением нормального износа).

    Попытки прикрыть фактическое содержание отношений сторон иной правовой формой договора может повлечь недействительность такой сделки на основании п. 2 ст. 170 ГК РФ, и применение к сделке налоговых последствий заключения договора безвозмездного пользования. Например, в постановлении от 03.06.2013 г. № Ф03-1333/2013 Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа согласился с выводами нижестоящего суда о том, что договор ответственного хранения техники с правом пользования является притворной сделкой, которая прикрывает фактически сложившиеся между сторонами отношения по передаче техники в безвозмездное пользование.

    Рассмотрим налоговые последствия заключения договора безвозмездного пользования.

    Согласно п. 1 ст. 39 НК РФ оказание услуг одним лицом другому является реализацией услуг. А в соответствии с п. 5 ст. 38 НК РФ для целей Налогового кодекса РФ под услугой понимается такая деятельность, которая не имеет овеществленного выражения вовне и результаты которой потребляются в процессе ее оказания. По мнению Министерства финансов РФ, изложенному в письме от 04.02.2008 г. № 03-03-06/1/77, передача имущества в безвозмездное пользование является для целей налогообложения передачей безвозмездно имущественного права. В связи с этим, согласно п. 8 ст. 250 НК РФ полученное ссудополучателем имущественное право является внереализационным доходом в целях исчисления налога на прибыль организаций. Оценка стоимости таких доходов должна быть осуществлена исходя из рыночных цен на аренду аналогичного имущества, которые могут быть подтверждены отчетом независимого оценщика или иными документами. Данную позицию разделяет и Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ (см. информационное письмо от 22.12.2005 г. № 98).

    Согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ безвозмездное оказание услуг является реализацией услуг в целях обложения налогом на добавленную стоимость.

    Таким образом, ссудодатель обязан уплатить НДС. Чтобы исключить начисление НДС на стоимость оборудования, как при его поставке и переходе права собственности, в договоре безвозмездного пользования необходимо особо отметить временный характер договора и обязанность ссудополучателя возвратить товар по истечении указанного в договоре срока.

    Согласно п. 2 ст. 153 НК РФ при безвозмездной реализации услуг цены оказываемой услуги должны определяться аналогично порядку, установленному для определения цен в сделках между взаимозависимыми лицами (ст. 105.3. НК РФ), что подтверждено, например, письмом Министерства финансов РФ от 29 июля 2011 г. N 03-07-11/204.

    В соответствии с п. 19 Правил ведения книги покупок, применяемой для расчетов по налогу на добавленную стоимость (утв. постановлением Правительства РФ 26.12.2011 № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» в книге покупок не подлежат регистрации счета-фактуры, полученные при безвозмездной передаче товаров, работ, услуг. Из этого следует, что ссудополучатель права на вычет по НДС не имеет. Указанный вывод подтверждается письмом Министерства финансов РФ от 21.03.2006 N 03-04-11/60.

    Из вышеизложенного следует следующее. Оформить срочную безвозмездную передачу имущества (оборудования) от одной организации в целях тестирования необходимо, заключив договор безвозмездного пользования (ссуды). Попытки оформить отношения сторон иным договором повлекут риски признания договора ничтожным в связи с его притворностью и последующего доначисления налогов, штрафов, пеней.

    Читайте также:  Договор поставки оборудования роснефть

    В договоре безвозмездного пользования необходимо обязательно указать, что право собственности на оборудование от ссудодателя к ссудополучателю не переходит, а оборудование передается лишь на время, по истечение которого должно быть возвращено в том состоянии, в котором было получено, с учетом естественного износа.

    Ссудополучатель получает внереализационный доход в размере рыночной стоимости аналогичного оборудования в аналогичный период на рассматриваемой территории. Стоимость аренды должна быть подтверждена отчетом независимого оценщика или иным способом документально.

    Так как внереализационный доход входит в объект налогообложения налога на прибыль организаций, ссудополучатель обязан уплатить указанный налог.

    Ссудодатель же должен уплатить налог на добавленную стоимость, исчисленный также исходя из среднерыночной стоимости аналогичного оборудования на данной территории в данное время. В случае несоразмерности использованной для определения дохода цены налоговый орган может доначислить налог.

    Хотите получить юридическую консультацию по Вашему вопросу? Позвоните мне сейчас!

    Источник

    О новых правилах размещения в МКД оборудования операторов связи

    В июне 2018 года вступили в силу изменения в СанПиН-134, утверждённые приказом Минстроя РФ от 26.12.2017 № 1718/пр. Изменения касаются организации мест для установки телекоммуникационного оборудования в новостройках и в домах после капремонта. Поговорим об основных тезисах документа и его значении для УО.

    Доступ к общему имуществу дают собственники, а не УО

    Согласно ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», операторы связи вправе размещать оборудование в многоквартирных домах на возмездной основе. Решение о пользовании общим имуществом МКД иными лицами принимается на общем собрании собственников помещений (п. 3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ). За доступ компании к общему имуществу должно быть отдано не менее ⅔ голосов от общего их числа в МКД (п. 1 ст. 46 ЖК РФ).

    Несмотря на это, споры между владельцами телекоммуникационного оборудования и управляющими домами компаниями нередко переносятся в залы судов. Операторы связи пытаются через суд получить доступ к общему имуществу многоквартирных домов для предоставления услуг жителям.

    Верховный Суд РФ при разборе подобного дела отметил, что управляющая многоквартирным домом организация в этих правоотношениях не рассматривается как самостоятельный хозяйствующий субъект. Следовательно, УО не может заключать договоры с операторами связи на пользование общим имуществом МКД без согласия общего собрания собственников.

    Таким образом, ВС РФ дал УО право отказать провайдерам в доступе. Это, по мнению интернет-компаний, тормозит развитие услуг связи и кабельного телевидения.

    О праве управляющих организаций отказать провайдеру в доступе в МКД

    Поправки в ЖК РФ об упрощённом доступе к общему имуществу отклонены

    В 2016 году Минкомсвязи РФ предприняло попытку внести изменения в ЖК РФ, чтобы упростить операторам связи доступ к общему имуществу дома. Ведомство подготовило проект Федерального закона, который бы отменил необходимость вынесения вопроса о доступе провайдеров к общедомовому имуществу на общее собрание собственников помещений в МКД.

    Авторы законопроекта предлагали отнести такие правоотношения к передаче оборудования и линий связи в пользование собственникам, а не к использованию интернет-провайдером общего имущества МКД. Контроль за размещением оборудования должен был лечь на лиц, ответственных за содержание общего имущества МКД.

    Но проект закона не прошёл этап оценки регулирующего воздействия (ОРВ): Минэкономразвития РФ проект закона отклонил.

    Провайдер должен платить собственникам за монтаж оборудования в МКД

    Изменения в СанПиН об организации мест для оборудования связи

    Изменения № 1 в СанПиН 134.13330.2012, утверждённые приказом Минстроя РФ от 26.12.2017 № 1718/пр, делают первый шаг в сторону упрощённого доступа интернет-провайдеров к общедомовому имуществу. Они регулируют техническую подготовку МКД к установке оборудования для предоставления услуг связи.

    Согласно приказу № 1718/пр, СП-134 дополнен разделом 8, который касается проектирования сетей широкополосного, или высокоскоростного, доступа (ШПД) к услугам связи в строящихся многоквартирных домах. Требования СП-134 относятся и к работам по капитальному ремонту МКД и реновации.

    Нормы, прописанные в новом разделе, предназначены для строителей и проектировщиков. Выполнение новых требований позволит разместить в многоквартирном доме современную инфраструктуру связи.

    Инженерные сети, согласноп. 8.1.4 СП-134, должны быть готовы к подключению к услугам связи не менее одной абонентской точки в каждой квартире. Скорость ШПД не может быть менее 100 Мбит/с (п. 8.1.5 СП-134). Для доступа жителей дома к интернету СП-134 позволяет использовать сеть телефонной связи (п. 8.1.1 СП-134).

    Согласно п. 8.2.1 СП-134, для доступности жителям МКД современных услуг связи при проектировании многоквартирного дома предусматриваются места для размещения телекоммуникационного оборудования. СанПиН предлагает для этих целей пол, стены, потолки, межэтажные или стеновые ниши, шкафы и коробки на стенах.

    Подобные места следует разместить на каждом этаже многоквартирного дома и даже на чердаке при его наличии. Места для оборудования должны иметь свои электрические кабели, электрощиток и приборы учёта электроэнергии (п. 8.2.8 СП-134).

    Если есть технические условия и доступ к оборудованию для его обслуживания и ремонта, разместить инфраструктуру связи можно на верхних этажах, крышах и других конструктивных элементах МКД. При этом должны быть соблюдены требования к уровню шума, к климатическим условиям, нормы пожарной безопасности (п. 8.2.2 СП-134).

    Управляющим организациям на заметку

    Изменения, внесённые в СП-134 приказом Минстроя РФ, актуальны для организаций, принимающих в управление новостройки. Уже эксплуатируемых домов нововведения не касаются до момента проведения в них капитального ремонта или реконструкции. В таком случае в проект работ заносится подготовка инфраструктуры к размещению современного оборудования связи.

    При этом управляющие организации должны помнить, что в состав общего имущества МКД будут включены все элементы созданной согласно СП-134 инженерной инфраструктуры: электрощитовые, счётчики, кабели, шкафы и др. Нести ответственность за их содержание и ремонт будет УО, что следует учесть при определении тарифа на услуги.

    При этом приказ № 1718/пр никаким образом не меняет правовую сторону вопроса: доступ к общему имуществу МКД по-прежнему регулируется Жилищным кодексом РФ и утверждается на ОСС в доме. Собственники устанавливают плату по договорам пользования общим имуществом МКД или решают вопрос о безвозмездной установке оборудования связи.

    За вопросом допуска операторов связи в МКД пристально следит Федеральная антимонопольная служба. Недопуск провайдера к общему имуществу дома рассматривается как нарушение требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

    Ведомство привлекает управляющие организации к административной ответственности за злоупотребление доминирующим положением по ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ. Статья предусматривает для организаций наказание в виде штрафа от 300 000 до 1 000 000 рублей.

    Проведите общее собрание собственников помещений в МКД с помощью сервиса «ОСС на 100%» и установите плату по договорам пользования общим имуществом МКД или решите вопрос о безвозмездной установке оборудования связи.

    Источник