Меню

Покупка оборудования за счет источников финансирования



Приобретение основных средств за счет двух источников финансирования

Когда возникает необходимость использовать средства двух источников, чтобы приобрести основное средство?

Как правильно отразить приобретенные за счет разных источников финансирования активы в бухгалтерском учете бюджетных учреждений?

Как платить налог на прибыль и НДС в таких случаях?

Источники финансирования

Необходимость приобретения основных средств (ОС) за счет двух источников финансирования возникает в случае, если у учреждения на лицевом счете недостаточно субсидии, выделенной из соответствующего бюджета на покупку основных средств. Тогда учреждение оплачивает недостающую часть денежных средств за счет средств, полученных им от иной приносящей доход деятельности (т. е. предпринимательской).

При приобретении учреждением актива надо учитывать тот факт, что бюджетное законодательство РФ допускает возмещение бюджетных расходов за счет средств от предпринимательской деятельности. Возмещение внебюджетных расходов за счет бюджетного финансирования временно допускается с разрешения главного распорядителя с последующим восстановлением средств на счете при получении бюджетных ассигнований (субсидии на этот вид расходов).

Обратите внимание!

Оплачивать товары (в том числе активы), работы, услуги за счет выделенных субсидий можно в том случае, если они необходимы для выполнения государственного задания в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности.

Оплачивать за счет средств субсидий товары, работы, услуги, которые будут использоваться только в предпринимательской деятельности, недопустимо, так как субсидии в виде ассигнований выделяются учреждению на конкретные цели, в частности на возмещение нормативных затрат, на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением учредителем или приобретенного за счет средств учредителя (п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ).

Номер счета бухгалтерского бюджетного учета включает источник финансирования. Постановку на баланс учреждения объекта, приобретенного за счет нескольких источников финансирования, необходимо отражать на нескольких счетах бухгалтерского учета.

Так, активы, приобретенные за счет выделенных субсидий на их приобретение и предназначенных для использования в целях выполнения государственного задания, будут отражаться по коду вида финансового обеспечения (КФО) 4. Активы, приобретенные за счет предпринимательской деятельности, отражаются по КФО 2.

Но если один и тот же объект основных средств отражается на нескольких счетах бухгалтерского учета (принятие к учету основных средств по частям), возникают проблемы при инвентаризации, переоценке, начислении амортизации, внутреннем перемещении и списании таких объектов с баланса.

Объектом основных средств является объект со всеми его частями и приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций (пп. 41, 45 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (далее — Инструкция № 157н), утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (в ред. от 16.11.2016)).

Поэтому один объект основного средства не может числиться как отдельные инвентарные объекты, учтенные с разными кодами вида финансового обеспечения (КФО).

Важно!

Один объект основных средств может учитываться только на одном счете бюджетного бухгалтерского учета.

Порядок учета ОС

Порядок учета основных средств, приобретенных за счет разных источников финансирования, не установлен ни Инструкцией № 157н, ни Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений (далее — Инструкция № 174н), утвержденной Приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (в ред. от 16.11.2016).

Поэтому учреждение должно самостоятельно разработать и утвердить порядок принятия на учет таких объектов в своей учетной политике.

Кроме того, необходимо запросить разрешение на проведение таких операций у главного распорядителя.

Порядок отражения в бухгалтерском учете операций по приобретению ОС за счет нескольких источников финансового обеспечения в бюджетных учреждениях зависит от того, в какой деятельности основное средство будет использоваться — в основной бюджетной деятельности по выполнению государственного задания либо в предпринимательской.

Рассмотрим порядок постановки на учет ОС, приобретаемых за счет двух источников финансирования.

Ситуация 1

Перевод нефинансовых активов с внебюджетной деятельности на бюджетную

Учреждение приобретает лабораторный прибор «Иономер» стоимостью 59 000 руб. для использования в основной бюджетной деятельности по выполнению государственного задания.

На момент оплаты актива денежных средств на лицевом счете в ОФК у учреждения недостаточно, так как финансирование в виде бюджетных ассигнований на статью КОСГУ 310 получено в сумме 40 000 руб., т. е. меньше, чем необходимо для покупки прибора.

Недостающая часть будет оплачена за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности.

Бухгалтерские проводки:

1. Произведена частичная оплата за основное средство (прибор) за счет субсидии:

Дебет счета 4.302.31.830 Кредит счета 4.201.11.610 — 40 000 руб.

Одновременно делается запись по забалансовому счету:

Кредит счета 18 (КОСГУ 310) — выбытие денежных средств с лицевого счета учреждения.

2. Произведена частичная оплата стоимости прибора за счет средств, заработанных по предпринимательской деятельности. Образуется дебиторская задолженность в части оплаты за основное средство за счет внебюджетной деятельности:

Дебет счета 2.304.06.830 Кредит счета 2.201.11.610 — 19 000 руб.

Кредит счета 18 (КОСГУ 310) — отражено выбытие средств.

3. Принимается к учету кредиторская задолженность в сумме, полученной учреждением за счет средств от предпринимательской деятельности по исполнению обязательств по бюджету — в рамках выполнения государственного задания:

Дебет счета 4.302.31.830 Кредит счета 4.304.06.730 — 19 000 руб.

4. Отражены затраты на приобретение прибора по бюджетной деятельности (счет 4.106.31.310 «Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»):

Читайте также:  Подметальное оборудование для трактора

Дебет счета 4.106.31.310 Кредит счета 4.302.31.730 — 59 000 руб.

5. Принято к учету основное средство — прибор «Иономер» по первоначальной стоимости по бюджетному виду деятельности (счет 0.101.34.000 «Машины и оборудование — иное движимое имущество учреждения»):

Дебет счета 4.101.34.310 Кредит счета 4.106.31.310 — 59 000 руб.

Из проводок видно, что основное средство принято на учет по КФО 4 (бюджетное финансовое обеспечение) и будет использоваться для выполнения государственного задания.

Разбираем записи по восстановлению денежных средств, израсходованных на приобретение основного средства (прибора), предназначенного для использования в бюджетной деятельности.

После того как на лицевой счет учреждения поступило финансирование в виде субсидии на выполнение государственного задания по статье 310 (КОСГУ):

6. Восстанавливаем на лицевом счете сумму средств по предпринимательской деятельности, временно израсходованную на приобретение прибора «Иономера» в части недостающей стоимости на его приобретение:

Дебет счета 2.201.11.510 Кредит счета 2.304.06.730 — 19 000 руб.

По Дебету забалансового счета 18 (по КОСГУ 310) отражаем поступление средств на лицевой счет за счет восстановления полученными бюджетными ассигнованиями.

7. Уменьшаем задолженность средств от предпринимательской деятельности, временно привлеченных на покупку основного средства, за счет поступивших субсидий на лицевой счет:

Дебет счета 4.304.06.830 Кредит счета 4.201.11.610 — 19 000 руб.

По Кредиту счета 18 (по КОСГУ 310) отражаем выбытие средств со счета по учету субсидий.

При принятии всей оплаченной суммы за основное средство на бюджет учреждение не вправе рассчитывать на возмещение НДС.

С. С. Велижанская,
заместитель главного бухгалтера

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 6, 2017.

Источник

Приобретение объекта ОС за счет двух источников финансирования

Прежде всего, отметим, что один объект основных средств может учитываться только на одном счете бюджетного учета.

Как известно, номер счета бюджетного учета включает источник финансирования. Соответственно, оприходование объекта, приобретенного за счет нескольких источников финансирования, необходимо отразить на нескольких счетах бюджетного учета. Однако в случае отражения одного и того же объекта основных средств на нескольких счетах бюджетного учета (при оприходовании основных средств по частям) возникают проблемы при начислении амортизации, проведении инвентаризации и переоценки, при внутреннем перемещении и списании таких объектов.

По разъяснениям, которые дают сотрудники Минфина России на семинарах по ведению бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, всю стоимость основного средства надо отнести на бюджет, если хоть часть его оплачена за счет средств бюджета. И это понятно, так как действующее бюджетное законодательство позволяет возмещать бюджетные расходы за счет внебюджетных средств, однако восстановление внебюджетных кассовых расходов за счет бюджетных средств запрещено. Иначе будет признано нецелевое расходование бюджетных средств.

Таким образом, стоимость одного объекта не может учитываться по нескольким источникам финансирования. Как включить в стоимость объекта, который будет учитываться в составе средств бюджетной деятельности, расходы, произведенные за счет средств приносящей доход деятельности?

Действующая Инструкция по бюджетному учету (утв. приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н) не содержит бухгалтерских записей для отражения приобретения объектов основных средств за счет двух источников финансирования. По нашему мнению, для отражения приобретения основных средств за счет двух источников финансирования можно воспользоваться записями, аналогичными записям по переводу нефинансовых активов с внебюджетной деятельности на бюджетную, приведенным в письме Минфина России от 25.05.2006 № 02-14-10а/1354 (далее — Письмо).

В указанном Письме отмечается, что решение по переводу нефинансовых активов с внебюджетной деятельности на бюджетную деятельность принимает главный распорядитель бюджетных средств, на которого в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» распространяются указанные полномочия, при условии наличия утвержденных объемов ассигнований, необходимых для содержания данных активов.

Согласно Письму, операции по переводу нефинансовых активов с внебюджетной деятельности на бюджетную, в рамках которой указанные активы используются, оформляются с применением счетов 240101241 и 140101180:

а) на сумму балансовой стоимости:

б) на сумму начисленной ранее амортизации на объект основных средств:

Несмотря на то, что Письмо утратило силу, поскольку оно было разработано в соответствии с утратившим силу приказом Минфина России от 10.02.2006 № 25н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету», действующей Инструкцией по бюджетному учету предусмотрено принятие к учету основных средств и капитальных вложений с применением счета 040101180 «Прочие доходы» (корреспонденции № 3, 4 Приложения 1 «Корреспонденция счетов бюджетного учета» к Инструкции по бюджетному учету), а выбытие (безвозмездная передача в рамках приносящей доход деятельности) — с применением счета 040101241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям» (в соответствии с п. 22, 78 Инструкции по бюджетному учету).

Решение использовать средства для приобретения основного средства или на строительство объекта за счет двух или нескольких источников, передачу с «внебюджета на бюджет» принимает главный распорядитель. При этом должны быть предусмотрены лимиты бюджетных обязательств на содержание этого имущества.

При принятии всей уплаченной за основное средство суммы на бюджет учреждение не вправе рассчитывать на возмещение НДС, поэтому основное средство принимается к учету по стоимости, включающей соответствующие суммы НДС.

Бухгалтерские записи, отраженные в учете учреждения в рассматриваемой ситуации, рассмотрим на конкретном примере.

Читайте также:  Как передать оборудование в монтаж сторонней организации

Пример

Бюджетное учреждение приобрело основные средства за 354 000 руб. При этом 174 000 руб. заплатили из бюджетных средств, 180 000 руб. — из средств от приносящей доход деятельности.

Порядок отражения операций в бюджетном учете представлен в таблице 1.

Источник

Источники финансирования для бизнеса

Источники финансирования для бизнеса

Ни один бизнес не будет работать и развиваться, если в него не вкладывать деньги. Дополнительное финансирование требуется постоянно – на закупку товаров и сырья, оплату услуг, инвестиции в новые направления бизнеса или расширение имеющихся, приобретение основных средств. Сегодня мы поговорим о том, какие у компаний имеются возможные источники финансирования и о том, какое место среди них занимает факторинг.

Внешние и внутренние источники финансирования

Любой источник финансирования – это некий субъект, который готов предоставить бизнесу средства для ведения деятельности или развития. Говоря простым языком, деньги в бизнесе могут появиться двумя путями – либо они придут «со стороны», либо их вложит собственник бизнеса или само предприятие. Тот, кто вкладывает в бизнес деньги, и будет источником финансирования.

Исходя из этого, все источники финансирования бизнеса можно разделить на две большие группы:

Внешние источники – это средства «со стороны». Сюда входят инвестиции частных лиц или компаний, субсидии от государства, кредиты, займы, лизинг от финансовых учреждений, доходы от выпуска облигаций, продажи акций компании и т.д.

Внутренние источники – те, которые возникают в самом бизнесе. Сюда относят все, что принадлежит собственникам предприятия – прибыль (ее можно отвлечь из оборота, а можно оставить в бизнесе), личные средства владельца, а также собственность компании — амортизационные отчисления, фонд оплаты труда, активы предприятия (которые можно реализовать при необходимости), резервный капитал.

На стыке внешних и внутренних источников финансирования находится факторинг – пополнение оборотного капитала под уступку денежных требований по контракту. Такую услугу предоставляют специализированные факторинговые компании, поэтому такое финансирование можно считать внешним. Но так как в основе факторинга лежит уступка обязательств по контракту, то факторинговое финансирование это скорее внутренний источник – бизнес реализует один актив, чтобы получить другой (денежные средства).

В каких случаях компаниям требуется финансирование

Привлечение любого вида финансирования, как внешнего, так и внутреннего – знак того, что компании потребовались дополнительные средства для ведения бизнеса. При этом не стоит думать, что оформление кредитов, займов, привлечение факторинга и других видов финансирования обязательно говорит о проблемах. Существуют разные причины для привлечения финансирования:

Открытие новых подразделений или направлений бизнеса.

Расширение производства, для которого требуется закупка оборудования, транспорта, сырья и т.п.

Заключение новых крупных контрактов, работа по которым требует увеличения объема оборотного капитала.

Кассовые разрывы – выручка приходит позже срока погашения обязательств (такие ситуации могут быть разовыми, связанными с неисполнением обязательств контрагентами, или постоянными).

Нехватка средств для исполнения обязательств.

Как показывает практика, только в половине случаев привлечение финансирования необходимо по причине возникновения финансовых трудностей. Довольно часто деньги нужны не на решение проблем, а на увеличение объемов бизнеса, выхода на новый уровень работы.

Как нужно привлекать финансирование

Перед выбором финансирования ответьте на несколько вопросов:

Для чего нужны деньги?

Каждый источник финансирования имеет свою специфику – например, за счет кредита нельзя погасить долги по налогам или другой кредит, лизинг используется для приобретения активов, а факторинг – для быстрого превращения кредиторской или дебиторской задолженности в «живые» деньги.

Какая сумма понадобится, нужна ли она сразу или будет осваиваться постепенно?

От графика освоения средств зависит форма финансирования, деньги можно привлекать единовременно или траншами.

  • В какой срок предприятие сможет вернуть полученные деньги?

    Какой график погашения будет оптимальным?

    «Перекрывает» ли выгода от реализации проекта затраты на привлечение финансирования?

    Если внутренние источники для бизнеса, как правило, бесплатны, то за использование средств сторонних компаний необходимо заплатить. В том случае, когда проценты по кредиту оказываются больше, чем прибыль от использования ссуды, следует рассмотреть другие источники финансирования.

    Проанализировав ситуацию, текущее положение в бизнесе и оценив, какие источники финансирования будут оптимальными в конкретном случае, вы сможете эффективно распределить полученные средства и извлечь из них максимум пользы.

    Чтобы узнать индивидуальный лимит факторингового онлайн-финансирования, подайте заявку на сайте GetFinance или свяжитесь со специалистом по телефону 8 (800) 500 55 52

    Источник

    Энциклопедия решений. Учет приобретения основных средств за счет разных источников (для бюджетной сферы)

    Учет приобретения основных средств за счет разных источников
    (для госсектора)

    Бюджетным (автономным) учреждением приобретено основное средство за счет разных источников финансового обеспечения. Как учитывать приобретенное основное средство в бухгалтерском учете и в целях налогообложения?

    Приобретение основных средств производится на основании договора поставки (ст. 506 ГК РФ).

    Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд является разновидностью отношений по договору купли-продажи и регулируется параграфом четвертым главы 30 ГК РФ, применяемым с учетом параграфов первого и третьего данной главы. В части, не урегулированной параграфом четвертым главы 30 ГК РФ, к отношениям, связанным с поставкой товаров для государственных или муниципальных нужд, применяются нормы иных законов, прежде всего Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ).

    Для целей Закона N 44-ФЗ нужды государственных и муниципальных бюджетных учреждений рассматриваются как соответственно государственные и муниципальные нужды.

    Государственные и муниципальные автономные учреждения при осуществлении закупок для собственных нужд должны руководствоваться Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ. Однако в соответствии с ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ на автономные учреждения частично распространяется действие Закона N 44-ФЗ. В частности, автономные учреждения обязаны применять нормы Закона N 44-ФЗ при предоставлении в соответствии с положениями БК РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности (ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).

    Бюджетные учреждения могут воспользоваться правом осуществлять закупки в соответствии с положениями Закона N 223-ФЗ только в случаях, установленных частью 2 статьи 15 Закона N 44-ФЗ.

    В тоже время, на практике у бюджетного учреждения может возникнуть необходимость приобретения объектов основных средств за счет разных источников (смешанное финансирование).

    Если для оплаты контракта планируется привлекать бюджетные средства, то к закупке надо применять положения Закона N 44-ФЗ. При этом не имеет значения ни объем используемых бюджетных средств (пусть это даже 1 рубль или 1 копейка), ни их доля в общей сумме оплаты по контракту (см. письмо Минэкономразвития России от 04.03.2016 N Д28и-545).

    Под бюджетными средствами в данном случае следует понимать любые средства, зачисляемые на лицевые счета бюджетного учреждения в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 78.1, ст. 78.2 БК РФ, и средства ОМС.

    Бюджетное (автономное) учреждение организует ведение бухгалтерского учета в разрезе видов финансового обеспечения (деятельности) (далее — КФО).

    В 18 разряде номера счета бухгалтерского учета указывается КФО, за счет которого учреждением осуществлялись расходы, связанные с приобретением объектов нефинансовых активов (п. 21 Инструкции N 157н):

    — 2 — приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);

    — 4 — субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;

    — 5 — субсидии на иные цели;

    — 6 — субсидии на цели осуществления капитальных вложений;

    — 7 — средства по обязательному медицинскому страхованию.

    В процессе осуществления хозяйственной деятельности у бюджетного (автономного) учреждения может возникнуть необходимость приобретения основного средства за счет нескольких источников. Вместе с тем осуществить постановку на учет одного самостоятельного объекта по нескольким видам деятельности нельзя.

    В случае приобретения объекта основных средств за счет нескольких источников у бюджетного (автономного) учреждения возникает необходимость перевода отдельных операций, осуществленных с целью закупки основного средства с одного вида деятельности на другой.

    Изначально учреждением формируется первоначальная стоимость объекта основных средств с использованием счета 106 01 «Вложения в основные средства» в разрезе КФО.

    Операции по формированию фактической стоимости отражаются по дебету аналитических счетов учета счета 106 01 «Вложения в основные средства» в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 302 00 «Расчеты по принятым обязательствам» или 208 00 «Расчеты с подотчетными лицами».

    Внимание

    Движимое имущество при его поступлении в бюджетное (автономное) учреждение сразу же должно быть отнесено либо к особо ценному, либо к иному движимому имуществу.

    Фактические вложения, учитываемые при формировании первоначальной стоимости основных средств, относящихся к движимому имуществу учреждения, отражаются на счете 106 01 в разрезе аналитических групп синтетического счета объекта учета (п.п. 37, 130 Инструкции N 157н):

    — 20 «Особо ценное движимое имущество учреждения»;

    — 30 «Иное движимое имущество учреждения».

    Движимое имущество бюджетного (автономного) учреждения должно учитываться в составе особо ценного движимого имущества (далее — ОЦДИ) на основании стоимостных и иных критериев, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 538 и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (см., в частности, письма Минфина России от 18.11.2011 N 02-03-10/5026, от 17.01.2013 N 02-06-07/111).

    В случае приобретения нефинансовых активов за счет нескольких источников суммы вложений, сформированные на счете 0 106 01 000, переводятся с одного кода вида деятельности на другой, с использованием счета 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» (п. 146 Инструкции N 174н, п. 174 Инструкции N 183н).

    Следует помнить, что объекты основных средств, приобретенные за счет средств целевых субсидий или субсидий на цели осуществления капитальных вложений, не могут быть приняты к учету по КФО 5 или 6 (письмо Минфина России от 18.09.2012 N 02-06-07/3798, письмо Минфина России и Федерального казначейства от 22.02.2013 NN 02-14-05/5145, 42-7.4-05/5.1-11). Перед принятием к учету в качестве инвентарных объектов фактические вложения, сформированные на счете 106 01 по КФО 5 и (или) 6, подлежат переносу на КФО 4. Указанные операции отражаются также с использованием счета 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами».

    Принятие к учету приобретенных основных средств отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 101 00 «Основные средства» в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 106 01 «Вложения в основные средства».

    Примечание

    В случае, если приобретенные бюджетным (автономным) учреждением объекты основных средств относятся к ОЦДИ, их балансовая стоимость подлежит отражению на счете 210 06 «Расчеты с учредителем».

    Изменение (корректировка) показателей счета 0 210 06 000 осуществляется в корреспонденции со счетом 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» с периодичностью, установленной учредителем, но не реже чем один раз в год (перед составлением годовой отчетности) (письмо Минфина России от 18.09.2012 N 02-06-07/3798).

    Источник