Меню

Показатели оценки надежности оборудования



ПОКАЗАТЕЛИ НАДЕЖНОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ

date image2020-01-15
views image779

facebook icon vkontakte icon twitter icon odnoklasniki icon

Одной из важных характеристик, учитываемых при проектировании, разработке и эксплуатации машин и аппаратов, является их надежность.

Надежность — свойство объекта сохранять во време­ни в установленных пределах значения всех параметров, харак­теризующих способность выполнять требуемые функции в за­данных режимах и условиях применения, технического обслужи­вания, хранения и транспортирования.

При проектировании машины надежность закладывается в конструкцию и зависит от ее технологичности, применяемых ма­териалов, методов защиты от различных вредных воздействий, приспособленности к ремонту и техническому обслуживанию (ТО), а также от многих других конструктивных особенностей.

Основные показатели надежности

Любой анализ надежности системы должен основываться на точно определенных понятиях. Известно, что даже у одинаковых систем, работающих в аналогичных условиях, отказы происходят в случайные различные моменты времени, т.е. отказы могут быть описаны только в терминах теории вероятностей. Таким образом, основные определения надежности должны основываться главным образом на понятиях теории вероятностей.

Вероятность безотказной работы Р(t) – это такая функция времени, которая определяет вероятность того, что невосстанавливаемая система будет выполнять требуемую функцию в заданный момент времени t. Ее можно записать в виде

Где N – число единиц одинакового оборудования, работающего в одинаковых условиях; n(t) – число отказов в контрольной группе. Вероятность отказа Q(t) – это вероятность того, что система выйдет из строя к моменту времени t. Она связана с вероятностью безотказной работы Р(t) простым соотношением

Тогда вероятность отказа

Таким образом, в простейшем случае, при определении вероятности отказа и вероятности безотказной работы к заданному моменту времени необходимо знать в качестве исходных данных число единиц оборудования в контрольной группе в начальный момент времени, а также количество вышедших из строя образцов.

В процессе эксплуатации показатели надежности машин по­степенно ухудшаются. Изучением закономерностей изменения показателей надежности различных объектов при эксплуатации занимается теория надежности.

Различают следующие виды технического состояния объек­тов: исправное, неисправное, работоспособное, неработоспособ­ное, предельное.

Исправное состояние (исправность) состояние объекта, при котором он соответствует всем требованиям нормативно­технической и (или) конструкторской (проектной) докумен­тации.

Неисправное состояние (неисправность) — состояние объекта, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.

Работоспособное состояние (работоспособность) — состояние объекта, при котором значения всех параметров, характеризую­щих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.

Неработоспособное состояние (неработоспособность) — со­стояние объекта, при котором значение хотя бы одного парамет­ра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.

Различают два случая неработоспособного состояния маши­ны — устранимое и неустранимое. В первом случае работоспо­собность машины может быть восстановлена выполнением ком­плекса ремонтных работ, во втором это технически невозможно или экономически нецелесообразно.

Предельное состояние — состояние объекта, при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, либо восстановление его работоспособного состояния невозмож­но или нецелесообразно. Переход объекта в предельное состоя­ние влечет за собой временное или окончательное прекращение его применения по назначению.

В теории надежности все объекты делят на следующие клас­сы: обслуживаемые и необслуживаемые, восстанавливаемые и невосстанавливаемые, ремонтируемые и неремонтируемые.

Обслуживаемый объект — объект, для которого проведение технического обслуживания предусмотрено нормативно-техни­ческой и (или) конструкторской (проектной) документацией.

Необслуживаемый объект — объект, для которого проведение технического обслуживания не предусмотрено нормативно-техни­ческой и (или) конструкторской (проектной) документацией.

Ремонтируемый объект — объект, ремонт которого возможен и предусмотрен нормативно-технической, ремонтной и (или) кон­структорской (проектной) документацией.

Перемонтируемый объект — объект, ремонт которого не воз­можен или не предусмотрен нормативно-технической, ремонтной и (или) конструкторской (проектной) документацией.

Восстанавливаемый объект — объект, для которого в рассмат­риваемой ситуации проведение восстановления работоспособного состояния предусмотрено в нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.

Невосстанавливаемый объект — объект для которого в рас­сматриваемой ситуации проведение восстановления работоспо­собного состояния не предусмотрено в нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.

Повреждение — событие, заключающееся в нарушении исправ­ного состояния объекта при сохранении работоспособного со­стояния.

Отказ — событие, заключающееся в нарушении работоспособ­ного состояния объекта.

Отказы классифицируют по различным признакам:

— конструкционный — отказ, возникший по причине, связанной с несовершенством или нарушением установленных правил и (или) норм проектирования и конструирования;

— производственный — отказ, возникший по причине, связанной с несовершенством или нарушением установленного процесса изготовления или ремонта, выполняемого на ремонтном пред­приятии;

— эксплуатационный — отказ, возникающий по причине, связан­ной с нарушением установленных правил и (или) условий экс­плуатации;

— внезапный — отказ, характеризующийся скачкообразным изме­нением значений одного или нескольких основных параметров объекта;

— постепенный — отказ, возникающий в результате постепенно­го изменения значений одного или нескольких параметров объ­екта;

— сбой — самоустраняющийся отказ или однократный отказ, устраняемый незначительным вмешательством оператора;

— перемежающийся — многократно возникающий самоустра­няющийся отказ одного и того характера;

— явный — отказ, обнаруживаемый визуально или штатными методами и средствами контроля и диагностирования при подго­товке объекта к применению или в процессе его применения по назначению;

— скрытый — отказ, не обнаруживаемый визуально или штат­ными методами и средствами контроля и диагностирования, но выявляемый при проведении технического обслуживания или специальными методами диагностики;

— непрогнозируемый — отказ, который заранее нельзя предви­деть;

— прогнозируемый — отказ, который можно заранее предвидеть, например, по числу проработанных изделием часов или по изме­нению одного или нескольких параметров изделия;

— ресурсный — отказ, в результате которого объект достигает предельного состояния;

— деградационный — отказ, обусловленный естественными про­цессами старения, изнашивания, коррозии и усталости при со­блюдении всех установленных правил и (или) норм проектиро­вания, изготовления и эксплуатации.

Источник

Показатели надежности оборудования

Показатели надежности имеют вероятностно-статистическую при­роду и исследуются методами теории вероятностей и математической статистики, изучающими случайные события и величины.

При оценке надежности оборудования в качестве случайного со­бытия рассматривается отказ, в качестве случайной величины — время безотказной работы Т. Поэтому в качестве одного из основных показа­телей безотказности принимается вероятность безотказной работы Р(t) за время эксплуатации t.

Вероятность безотказной работы — вероятность того, что время безотказной работы Т будет больше времени эксплуатации t

Вероятность Р(t) является функцией времени (рис. 6.2) и пред­ставляет собой функцию распределения случайной величины — вре­мени безотказной работы.

Распределение случайной величины подчиняется определенным законам. При оценке надежности часто используются известные из теории вероятностей экспоненциальный и нормальный законы распре­деления случайной величины. Приведенное на рис. 6.2 распределение случайной величины Р(t) можно описать экспоненциальным законом.

По аналогии с вероятностью безотказной работы, вероятность отказа Q(t) — это вероятность того, что время безотказной работы Т будет меньше времени эксплуатации t

один из основных в теории надежности.

Показателем безотказности невосстанавливаемых элементов явля­ется средняя наработка до отказа То. Этот показатель, представляю­щий собой математическое ожидание случайной величины — нара­ботки оборудования до отказа, выражается через вероятность безот­казной работы зависимостью

Геометрически величина То равна площади фигуры под кривой ве­роятности безотказной работы Р(t) (рис. 6.2).

Статистически средняя наработка до отказа определяется отноше­нием суммы наработок однотипных элементов до отказа к количеству N этих элементов, если к концу интервала наблюдения все элементы
отказали,

Характерная для большинства восстанавливаемого оборудования зависимость интенсивности отказов от времени эксплуатации показана на рис. 6.3,а. Эта зависимость, называемая «кривой жизни» техниче­ского изделия, имеет три характерные временные области 1, 2 и 3.

Область 1 — период приработки оборудования после монтажа или ремонта, когда интенсивность отказов достаточно высокая.

Область 2 — период нормальной эксплуатации оборудования
с практически неизменной интенсивностью отказов. Это область ха­рактеризуется внезапными отказами случайного характера.

Область 3 — период старения отдельных узлов и оборудования
в целом. Эта область характеризуется увеличением интенсивности из­носовых отказов.

Рис. 6.3. Зависимость интенсивности отказов от времени эксплуатации (а) и распределение вероятности безотказной работы оборудования (б)

Эксплуатация оборудования систем электроснабжения должна быть организована таким образом, чтобы не допустить отказов оборудования по причине его износа.

В период нормальной эксплуатации восстанавливаемое оборудо­вание систем электроснабжения последовательно пребывает в состоя­нии работоспособности и ремонта, обусловленного случайным отка­зом. Последовательность отказов, происходящих один за другим в случайные моменты времени, образует поток отказов, основным по­казателем которого является параметр потока отказов w (t).

Этот параметр представляет собой плотность вероятности возник­новения отказа в рассматриваемый момент времени. Иными словами, это математическое ожидание числа отказов в единицу времени.

Статистически параметр потока отказов определяется как

где m — количество отказов за время t;

N — количество однотипных элементов.

Поток отказов может иметь различный характер. Наибольшее рас­пространение в практике нашел простейший поток, характеризуемый свойствами: ординарности, стационарности и отсутствия последействия.

Ординарность выражается в том, что за малый промежуток вре­мени (t®0) вероятность появления двух и более отказов стремится
к нулю, то есть в системе не произойдет более одного отказа.

Стационарность заключается в том, что параметр потока отказов является постоянным, то есть w(t)=w=const.

Отсутствие последействия состоит в том, что отказы, проишед­шие ранее, не влияют на возникновение последующих отказов.

Если поток отказов в период нормальной эксплуатации рассмат­ривать как простейший, то в период нормальной эксплуатации распре­деление вероятности безотказной работы будет определяться экспо­ненциальным законом (см. рис. 6.3,б)

Наработка на отказ восстанавливаемого оборудования в период его нормальной эксплуатации при экспоненциальном законе распреде­ления отказов составит

В качестве основного показателя ремонтопригодности восстанав­ливаемого оборудования используется среднее время восстановления Tв, представляющее собой математическое ожидание времени восста­новления.

Статистически среднее время восстановления определяется как

где tвi — время восстановления оборудования после i-го отказа;

m — количество отказов.

В качестве показателя долговечности используется средний срок службы Тсл — математическое ожидание срока службы от начала экс­плуатации до достижения предельного состояния.

Статистически средний срок службы определяется отношением суммы сроков службы tслi однотипных элементов к количеству N этих
элементов:

Основным показателем сохраняемости восстанавливаемого и невосстанавливаемого оборудования является средний срок сохраняе­мости — математическое ожидание срока сохраняемости. Для оценки влияния условий хранения оборудования этот показатель оп­ределяется как

где wt, t — параметр потока отказов и интенсивность отказов обо­рудования при определенных условиях его хранения в течение срока t.

По приведенным выше показателям надежности можно опреде­лить комплексные показатели надежности оборудования:

Комплексные показатели надежности связаны соотношением

Рассмотренные выше показатели позволяют не только разносто­ронне оценить надежность оборудования, но и обосновать комплекс технических, организационных и экономических мероприятий, повы­шающих надежность и эффективность эксплуатации оборудования.

Вот некоторые из мероприятий:

• накопление статистических данных по надежности оборудова­ния и организация обратной связи с проектными организа­циями и заводами-изготовителями;

• выбор оптимальной продолжительности ремонтного цикла и цик­ла технического обслуживания с целью использования оборудова­ния до предельного состояния, но исключения его работы в об­ласти износовых отказов;

• выбор рациональной системы технического обслуживания и ре­монта оборудования;

• рациональное обеспечение обслуживания и ремонтных работ ма­териалами и запасными частями;

• совершенствование системы контроля и диагностирования обо­рудования, позволяющей: выявлять дефекты на ранней стадии их развития, достоверно прогнозировать состояние оборудова­ния, эффективно уменьшать время отыскания дефектов и устранения отказов за счет совершенствования технических и диагностических средств;

• вынос режима послеремонтной приработки оборудования в ре­монтную зону;

• повышение квалификации эксплуатационного персонала;

• своевременная замена (утилизация) физически и морально изно­шенного оборудования.

Ниже рассматривается качественная оценка некоторых из указан­ных мероприятий повышения надежности и эффективности эксплуа­тации оборудования.

Дата добавления: 2017-09-19 ; просмотров: 3069 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Что такое надежность оборудования

Под надежностью понимается свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования. Надежность является сложным свойством, которое в зависимости от назначения объекта и условий его применения состоит из сочетания безопасности, ремонтопригодности и сохраняемости (рисунок 1).

Читайте также:  Секционное модулированное оборудование что это такое

Рисунок 1 – Надёжность оборудования

Для абсолютного большинства круглогодично применяемых технических устройств при оценке их надежности наиболее важными являются три свойства: безотказность, долговечность и ремонтопригодность.

  • Безотказность — свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени..
  • Долговечность — свойство сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта.
  • Ремонтопригодность — свойство изделия, заключающееся в приспособленности к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем технического обслуживания и ремонта.

В то же время техника сезонного применения (уборочные сельскохозяйственные машины, некоторые коммунальные машины, речные суда замерзающих рек и т.д.), а также машины и оборудование для ликвидации критических ситуаций (противопожарное и спасательное оборудование), имеющие по своему назначению длительный период нахождения в режиме ожидания работы, должны оцениваться с учетом сохраняемости, т.е. показателями всех четырех свойств.

  • Сохраняемость— свойство изделия сохранять в заданных пределах значения параметров, характеризующих способность изделия выполнять требуемые функции, в течение и после хранения или транспортирования.
  • Ресурс (технический) — наработка изделия до достижения им предельного состояния, оговоренного в технической документации. Ресурс может выражаться в годах, часах, километрах, гектарах, числе включений. Различают ресурс: полный — за весь срок службы до конца эксплуатации; доремонтный — от начала эксплуатации до капитального ремонта восстанавливаемого изделия; использованный — от начала эксплуатации или от предыдущего капитального ремонта изделия до рассматриваемого момента времени; остаточный — от рассматриваемого момента времени до отказа невосстанавливаемого изделия или его капитального ремонта, межремонтный.
  • Наработка— продолжительность функционирования изделия или объем выполняемой им работы за некоторый промежуток времени. Измеряется в циклах, единицах времени, объема, длины пробега и т.п. Различают суточную наработку, месячную наработку, наработку до первого отказа.
  • Наработка на отказ — критерий надежности, являющийся статической величиной, среднее значение наработки ремонтируемого изделия между отказами. Если наработка измеряется в единицах времени, то под наработкой на отказ понимается среднее время безотказной работы.

Есть наконец, целый ряд изделий (например, резинотехнические), оценивающийся главным образом сохраняемостью и долговечностью.

Перечисленные свойства надежности (безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость) имеют свои количественные показатели.

Так безотказность характеризуется шестью показателями, в том числе таким важным, как вероятность безотказной работы. Этот показатель широко применяется в народном хозяйстве для оценки самых различных видов технических средств: электронной аппаратуры, теплообменные аппараты систем воздушного отопления, летательных аппаратов, деталей, узлов и агрегатов, транспортных средств, нагревательных элементов. Расчет этих показателей проводят на основе государственных стандартов.

  • Отказ— одно из основных понятий надежности, заключающееся в нарушении работоспособности изделия (один или несколько параметров изделия выходят за допускаемые пределы).
  • Интенсивность отказа — условная плотность вероятности возникновения отказа невосстанавливаемого объекта, определяется при условии, что до рассматриваемого момента времени отказ не возник.
  • Вероятность безотказной работы — возможность того, что в пределах заданной наработки отказ объекта не возникает.

Долговечность также характеризуется шестью показателями, представляющие различные виды ресурса и срока службы. С точки зрения безопасности наибольший интерес представляет гамма-процентный ресурс — наработка, в течение которой объект не достигнет предельного состояния с вероятностью g, выраженной в процентах. Так для объектов металлургического оборудования (машины для подъема и перемещения жидких металлов, насосы и устройства для перекачивания вредных жидкостей и газов) назначают g = 95 %.

Ремонтопригодность характеризуется двумя показателями: вероятностью и средним временем восстановления работоспособного состояния.

Ряд авторов подразделяют надежность на идеальную, базовую и эксплуатационную. Идеальная надежность — это максимально возможная надежность, достигаемая путем создания совершенной конструкции объекта при абсолютном учете всех условий изготовления и эксплуатации. Базовая надежность — надежность, фактически достигаемая при конструировании, изготовлении и монтаже объекта. Эксплуатационная надежность — действительная надежность объекта в процессе его эксплуатации, обусловленная как качеством проектирования, конструирования, изготовления и монтажа объекта, так и условиями его эксплуатации, технического обслуживания и ремонта.

Основные положения надежности будут неясны без определения такого важного понятия, как резервирование.

Резервирование — это применение дополнительных средств или возможностей с целью сохранения работоспособного состояния объекта при отказе одного или нескольких его элементов.

Одной из наиболее распространенных разновидностей резервирования является дублирование — резервирование с кратностью резерва один к одному. В связи с тем, что резервирование требует значительных материальных затрат, его применяют лишь для наиболее ответственных элементов, узлов или агрегатов, отказ которых угрожает безопасности людей или влечет тяжелые экономические последствия. Так пассажирские и грузопассажирские лифты подвешиваются на несколько канатов, самолеты снабжены несколькими двигателями, имеют дублированную электропроводку, в автомобилях применяется двойная и даже тройная система тормозов. Большое распространение получило и прочностное резервирование, основанное на концепции коэффициента запаса. Считается, что понятие прочности имеет самое непосредственное отношение не только к надежности, но и к безопасности. Более того, считается, что инженерные расчеты конструкций на безопасность почти исключительно строятся на использовании коэффициента запаса прочности. Значения этого коэффициента зависят от конкретных условий. Для сосудов, работающих под давлением, он составляет от 1,5 до 3,25, а для лифтовых канатов — от 8 до 25.

При рассмотрении производственного процесса во взаимосвязи его основных элементов необходимо использовать понятие надежности в более широком смысле. При этом надежность системы в целом будет отличаться от совокупности надежности ее элементов за счет влияния различных связей.

В теории надежности доказано, что надежность устройства, состоящего из отдельных элементов, соединенных (в надежностном смысле) последовательно, равна произведению значений вероятностей безотказной работы каждого элемента.

Связь надежности и безопасности совершенно очевидна: чем надежнее система, тем она безопаснее. Более того, вероятность несчастного случая можно трактовать как «надежность системы».

В то же время безопасность и надежность являются родственными, но не тождественными понятиями. Они дополняют одно другое. Так с точки зрения потребителя оборудование может быть надежным или не надежным, а по технике безопасности — безопасным или опасным. При этом оборудование бывает безопасным и надежным (приемлемо во всех отношениях), опасным и не надежным (безоговорочно отвергается), безопасным и не надежным (чаще всего отвергается потребителем), опасным и надежным (отвергается по техники безопасности, но может быть приемлемо для потребителя, если степень опасности не слишком велика).

Требования безопасности часто выступают в качестве ограничений на ресурс и срок службы оборудования или устройства. Это происходит, когда требуемый уровень безопасности нарушается до достижения предельного состояния вследствие физического или морального старения. Ограничения из-за требований безопасности играют особенно важную роль при оценке индивидуального остаточного ресурса, под которым понимается продолжительность эксплуатации от данного момента времени до достижения предельного состояния. В качестве меры ресурса может быть выбран любой параметр, характеризующийся продолжительностью эксплуатации объекта. Для летательных аппаратов мерой ресурса служит налет в часах, для транспортных средств — пробег в километрах, для прокатных станов — масса прокатного метала в тоннах и т.д.

Наиболее универсальной единицей с точки зрения общей методологии и теории надежности является единица времени. Это обусловлено следующими обстоятельствами. Во — первых, время эксплуатации технического объекта включает и перерывы, в течение которых суммарная наработка не нарастает, а свойства материалов могут изменяться. Во — вторых, применение экономико-матеатических моделей для обоснования назначенного ресурса возможно лишь с использованием назначенного срока службы (срок службы определяется как календарная продолжительность от начала эксплуатации объекта или его возобновления после ремонта определенного вида до перехода в предельное состояние и измеряется в единицах календарного времени). В — третьих, исчисление ресурса в единицах времени позволяет ставить задачи прогнозирования в наиболее общей форме.

Начальный импульс к созданию численных методов оценки надежности был дан в связи с развитием авиационной промышленности и низким уровнем безопасности полетов на начальных этапах. Значительное число авиационных катастроф при постоянно возрастающей интенсивности воздушных ресурсов обусловило необходимость выработки критериев надежности для самолетов и требований к уровню безопасности. В частности, был проведен сравнительный анализ одного из многочисленных самолетов с точки зрения успешного завершения полетов.

Показательной с точки зрения безопасности является хронология развития теории и техники надежности. В 40-х годах основные усилия для повышения надежности были сконцентрированы на всестороннем улучшении качества, причем превалирующее значение имел экономический фактор. Для увеличения долговечности узлов и агрегатов различных видов оборудования разрабатывались улучшенные конструкции, прочные материалы, совершенные измерительные инструменты. В частности, электротехническое отделение фирмы «General Motors» (США) увеличило активный ресурс приводных двигателей локомотивов с 400 тыс. до 1,6 млн. км за счет использования улучшенной изоляции и применения усовершенствованных конических и сферических роликовых подшипников, а также проведения испытаний при высокой температуре. Был достигнут прогресс в разработке ремонтопригодных конструкций и в обеспечении предприятий оборудованием, инструментом и документацией для выполнения профилактических работ и операций по техническому обслуживанию.

Одновременно получило распространение составление и утверждение типовых графиков периодических проверок, карт контроля высокопроизводительного станочного оборудования.

В 50-е годы большое значение стали придавать вопросам обеспечения безопасности, особенно в таких перспективных отраслях, как космонавтика и атомная энергетика. Этот период является началом использования многих широко распространенных в настоящее время понятий по надежности элементов технических устройств, таких, как ожидаемая долговечность, соответствие конструкции заданным требованиям, прогнозирование показателей надежности.

В 60-е годы стала очевидной острая необходимость в новых методах обеспечения надежности и более широкое их применения. Центр внимания переместился от анализа поведения отдельных элементов различного типа (механических, электрических или гидравлических) на последствия, вызываемые отказом этих элементов в соответствующей системе. В течение первых лет эры космических полетов значительные усилия были затрачены на испытания систем и отдельных элементов. Для достижения высокой степени надежности получил развитие анализ блок-схем в качестве основных моделей. Однако с увеличением сложности блок-схем появилась необходимость в другом подходе, был предложен, а затем получил широкое распространение принцип анализа систем с помощью дерева отказов. Впервые он использовался в качестве программы для оценки надежности системы управления запуском ракет «МИНИТМЕН».

Впоследствии методика построения дерева отказов была усовершенствована и распространена на широкий круг различных технических систем. После катастрофических аварий на подземных комплексах запуска межконтинентальных баллистических ракет в США официально было введено в практику изучение безопасности систем как отдельной независимой деятельности. Министерство обороны США ввело требование по проведению анализа надежности на всех этапах разработки всех видов вооружения. Параллельно были разработаны требования по надежности, работоспособности и ремонтопригодности промышленных изделий.

В 70-е годы наиболее заметной была работа по оценке риска, связанного с эксплуатацией атомных электростанций, которая проводилась на основе анализа широкого спектра аварий. Ее основная направленность заключалась в оценке потенциальных последствий подобных аварий для населения в поисках путей обеспечения безопасности.

В последнее время проблема риска приобрела очень серьезное значение и до настоящего времени привлекает все возрастающее внимание специалистов самых различных областей знаний. Это понятие настолько присуще как безопасности, так и надежности, что термины «надежность», «опасность» и «риск» часто смешивают.

Среди технических причин несчастных случаев на производстве причины, связанные с недостаточной надежностью производственного оборудования, сооружений, устройств или их элементов, занимают особое место, поскольку чаще всего они проявляются внезапно и в связи с этим характеризуются высокими показателями тяжести травм.

Большое количество видов, используемых в промышленности, строительстве и на транспорте металлоемкого оборудования и конструкций является источником опасных производственных факторов вследствие существующей возможности аварийного выхода из строя отдельных деталей и узлов.

Основной целью анализа надежности и связанной с ней безопасности производственного оборудования и устройств является уменьшение отказов (в первую очередь травмоопасных) и связанных с ними человеческих жертв, экономических потерь и нарушений в окружающей среде.

В настоящее время существует довольно много методов анализа надежности и безопасности. Так наиболее простым и традиционным для надежности является метод структурных схем. При этом объект представляется в виде системы отдельных элементов, для которых возможно и целесообразно определить показатели надежности. Структурные схемы применяются для расчета вероятности отказов при условии, что в каждом элементе одновременно возможен только один отказ. Подобные ограничения вызвали появление других методов анализа.

  • Метод предварительного анализа опасности определяет опасности для системы и выявляет элементы для определения видов отказов при анализе последствий, а также для построения дерева отказов. Он является первым и необходимым шагом при любом исследовании.
  • Анализ последствий по видам отказов ориентирован главным образом на аппаратуру и рассматривает все виды отказов по каждому элементу. Недостатки заключаются в больших затратах времени и в том, что часто не учитывается сочетание отказов и человеческого фактора.
  • Анализ критичности определяет и классифицирует элементы для усовершенствования систем, однако часто не учитывает отказы с общей причиной взаимодействия систем.
  • Анализ с помощью дерева событий применяется для определения основных последовательностей и альтернативных результатов отказов, но не пригоден при параллельной последовательности событий и для детального изучения.
  • Анализ опасностей и работоспособности представляет расширенный вид анализа последствий по видам отказов, который включает причины и последствия изменений основных переменных параметров производства.
  • Анализ типа «причина-последствие» хорошо демонстрирует последовательные цепи событий, достаточно гибок и насыщен, но слишком громоздкий и трудоемкий.
Читайте также:  Профили для сборки торгового оборудования

Наиболее распространенным методом, получившим широкое применение в различных отраслях, является анализ с помощью дерева отказов. Данный анализ четко ориентирован на отыскание отказов и при этом выявляет такие аспекты системы, которые имеют важное значение для рассматриваемых отказов. Одновременно обеспечивается графический, наглядный материал. Наглядность дает специалисту возможность глубоко проникнуть в процесс работы системы и в тоже время позволяет сосредотачиваться на отдельных конкретных ее отказах.

Главное преимущество дерева отказов по сравнению с другими методами заключается в том, что анализ ограничивается выявлением только тех элементов системы и событий, которые приводят к данному конкретному отказу системы. В тоже время построение дерева отказов является определенным видом искусства в науке, поскольку нет аналитиков, которые бы составили два идентичных дерева отказов.

Чтобы отыскать и наглядно представить причинную взаимосвязь с помощью дерева отказов, необходимо использовать элементарные блоки, подразделяющие и связывающие большое число событий.

Таким образом, применяемые в настоящее время методы анализа надежности и безопасности оборудования и устройств, хотя и имеют определенные недостатки, все же позволяют достаточно эффективно определять причины различного рода отказов даже у сравнительно сложных систем. Последнее особенно актуально в связи с большой значимостью проблемы возникновения опасностей, обусловленных недостаточной надежностью технических объектов.

Источник

Показатели оценки надежности оборудования

НАДЕЖНОСТЬ В ТЕХНИКЕ

Dependability in technics.
Dependability prediction. Basic principles

МКС 21.020
ОКСТУ 0027

Дата введения 1997-01-01

1 РАЗРАБОТАН МТК 119 «Надежность в технике»

ВНЕСЕН Госстандартом России

2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 7 от 26 апреля 1995 г.)

За принятие проголосовали:

Наименование национального органа по стандартизации

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

3 Стандарт разработан с учетом положений и требований международных стандартов МЭК 300-3-1 (1991), МЭК 863 (1986) и МЭК 706-2 (1990)

4 Постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 26 июня 1996 г. N 430 межгосударственный стандарт ГОСТ 27.301-95 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации 1 января 1997 г.

5 ВЗАМЕН ГОСТ 27.410-87 (в части п.2)

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие правила расчета надежности технических объектов, требования к методикам и порядок представления результатов расчета надежности.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2.102-68 Единая система конструкторской документации. Виды и комплектность конструкторских документов

ГОСТ 27.002-89 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ 27.003-90 Надежность в технике. Состав и общие правила задания требований по надежности

ГОСТ 27.310-95 Надежность в технике. Анализ видов, последствий и критичности отказов. Основные положения

3 Определения

В настоящем стандарте применены общие термины в области надежности, определения которых установлены ГОСТ 27.002. Дополнительно в стандарте применены следующие термины, относящиеся к расчету надежности.

3.1. расчет надежности: Процедура определения значений показателей надежности объекта с использованием методов, основанных на их вычислении по справочным данным о надежности элементов объекта, по данным о надежности объектов-аналогов, данным о свойствах материалов и другой информации, имеющейся к моменту расчета.

3.2 прогнозирование надежности: Частный случай расчета надежности объекта на основе статистических моделей, отражающих тенденции изменения надежности объектов-аналогов и/или экспертных оценок.

3.3 элемент: Составная часть объекта, рассматриваемая при расчете надежности как единое целое, не подлежащее дальнейшему разукрупнению.

4 Основные положения

4.1 Порядок расчета надежности

Надежность объекта рассчитывают на стадиях жизненного цикла и соответствующих этим стадиям этапах видов работ, установленных программой обеспечения надежности (ПОН) объекта или документами, ее заменяющими.

ПОН должна устанавливать цели расчета на каждом этапе видов работ, применяемые при расчете нормативные документы и методики, сроки выполнения расчета и исполнителей, порядок оформления, представления и контроля результатов расчета.

4.2 Цели расчета надежности

Расчет надежности объекта на определенном этапе видов работ, соответствующем некоторой стадии его жизненного цикла, может иметь своими целями:

обоснование количественных требований по надежности к объекту или его составным частям;

проверку выполнимости установленных требований и/или оценка вероятности достижения требуемого уровня надежности объекта в установленные сроки и при выделенных ресурсах, обоснование необходимых корректировок установленных требований;

сравнительный анализ надежности вариантов схемно-конструктивного построения объекта и обоснование выбора рационального варианта;

определение достигнутого (ожидаемого) уровня надежности объекта и/или его составных частей, в том числе расчетное определение показателей надежности или параметров распределения характеристик надежности составных частей объекта в качестве исходных данных для расчета надежности объекта в целом;

обоснование и проверку эффективности предлагаемых (реализованных) мер по доработкам конструкции, технологии изготовления, системы технического обслуживания и ремонта объекта, направленных на повышение его надежности;

решение различных оптимизационных задач, в которых показатели надежности выступают в роли целевых функций, управляемых параметров или граничных условий, в том числе таких, как оптимизация структуры объекта, распределение требований по надежности между показателями отдельных составляющих надежности (например безотказности и ремонтопригодности), расчет комплектов ЗИП, оптимизация систем технического обслуживания и ремонта, обоснование гарантийных сроков и назначенных сроков службы (ресурса) объекта и др.;

проверку соответствия ожидаемого (достигнутого) уровня надежности объекта установленным требованиям (контроль надежности), если прямое экспериментальное подтверждение их уровня надежности невозможно технически или нецелесообразно экономически.

4.3 Общая схема расчета

4.3.1 Расчет надежности объектов в общем случае представляет собой процедуру последовательного поэтапного уточнения оценок показателей надежности по мере отработки конструкции и технологии изготовления объекта, алгоритмов его функционирования, правил эксплуатации, системы технического обслуживания и ремонта, критериев отказов и предельных состояний, накопления более полной и достоверной информации о всех факторах, определяющих надежность, и применения более адекватных и точных методов расчета и расчетных моделей.

4.3.2 Расчет надежности на любом этапе видов работ, предусмотренном планом ПОН, включает:

идентификацию объекта, подлежащего расчету;

определение целей и задач расчета на данном этапе, номенклатуры и требуемых значений рассчитываемых показателей надежности;

выбор метода(ов) расчета, адекватного(ых) особенностям объекта, целям расчета, наличию необходимой информации об объекте и исходных данных для расчета;

составление расчетных моделей для каждого показателя надежности;

получение и предварительную обработку исходных данных для расчета, вычисление значений показателей надежности объекта и, при необходимости, их сопоставление с требуемыми;

оформление, представление и защиту результатов расчета.

4.4 Идентификация объекта

4.4.1 Идентификация объекта для расчета его надежности включает получение и анализ следующей информации об объекте, условиях его эксплуатации и других факторах, определяющих его надежность:

назначение, области применения и функции объекта;

критерии качества функционирования, отказов и предельных состояний, возможные последствия отказов (достижения объектом предельного состояния) объекта;

структура объекта, состав, взаимодействие и уровни нагруженноcти входящих в него элементов, возможность перестройки структуры и/или алгоритмов функционирования объекта при отказах отдельных его элементов;

наличие, виды и способы резервирования, используемые в объекте;

типовая модель эксплуатации объекта, устанавливающая перечень возможных режимов эксплуатации и выполняемых при этом функций, правила и частоту чередования режимов, продолжительность пребывания объекта в каждом режиме и соответствующие наработки, номенклатуру и параметры нагрузок и внешних воздействий на объект в каждом режиме;

планируемая система технического обслуживания (ТО) и ремонта объекта, характеризуемая видами, периодичностью, организационными уровнями, способами выполнения, техническим оснащением и материально-техническим обеспечением работ по его ТО и ремонту;

распределение функций между операторами и средствами автоматического диагностирования (контроля) и управления объектом, виды и характеристики человеко-машинных интерфейсов, определяющих параметры работоспособности и надежности работы операторов;

уровень квалификации персонала;

качество программных средств, применяемых в объекте;

планируемые технология и организация производства при изготовлении объекта.

4.4.2 Полнота идентификации объекта на рассматриваемом этапе расчета его надежности определяет выбор соответствующего метода расчета, обеспечивающего приемлемую на данном этапе точность при отсутствии или невозможности получения части информации, предусмотренной 4.4.1.

4.4.3 Источниками информации для идентификации объекта служит конструкторская, технологическая, эксплуатационная и ремонтная документация на объект в целом, его составные части и комплектующие изделия в составе и комплектах, соответствующих данному этапу расчета надежности.

4.5 Методы расчета

4.5.1 Методы расчета надежности подразделяют:

по составу рассчитываемых показателей надежности (ПН);

по основным принципам расчета.

4.5.2 По составу рассчитываемых показателей различают методы расчета:

комплексных показателей надежности (методы расчета коэффициентов готовности, технического использования, сохранения эффективности и др.).

4.5.3 По основным принципам расчета свойств, составляющих надежность, или комплексных показателей надежности объектов различают:

структурные методы расчета,

физические методы расчета.

Методы прогнозирования основаны на использовании для оценки ожидаемого уровня надежности объекта данных о достигнутых значениях и выявленных тенденциях изменения ПН объектов, аналогичных или близких к рассматриваемому по назначению, принципам действия, схемно-конструктивному построению и технологии изготовления, элементной базе и применяемым материалам, условиям и режимам эксплуатации, принципам и методам управления надежностью (далее — объектов-аналогов).

Структурные методы расчета основаны на представлении объекта в виде логической (структурно-функциональной) схемы, описывающей зависимость состояний и переходов объекта от состояний и переходов его элементов с учетом их взаимодействия и выполняемых ими функций в объекте с последующими описаниями построенной структурной модели адекватной математической моделью и вычислением ПН объекта по известным характеристикам надежности его элементов.

Физические методы расчета основаны на применении математических моделей, описывающих физические, химические и иные процессы, приводящие к отказам объектов (к достижению объектами предельного состояния), и вычислении ПН по известным параметрам нагруженности объекта, характеристикам примененных в объекте веществ и материалов с учетом особенностей его конструкции и технологии изготовления.

Источник

Показатели оценки надежности оборудования

Для суждения о степени эксплуатационной надежности машин необходимо установить характерный для конкретных изделий критерий надежности. Например, важнейшим критерием транспортных машин является соблюдение графика перевозок и безопасности движения в системе теплоснабжения, газоснабжения (бесперебойность подачи энергоносителей при строгом соблюдении их качественных параметров). Критерием надежности технологического оборудования является непрерывность его работы заданной производительностью при минимальных затратах на ремонт и обслуживание. Каждому критерию соответствуют определенные показатели надежности. Для технологического оборудования показателями надежности могут быть коэффициент работоспособности, коэффициент эксплуатационных издержек и коэффициент эксплуа тационной металлоемкости. [c.170]

В промышленности критерием надежности технологического оборудования является непрерывность его работы с заданной производительностью при минимальных затратах живого и овеществленного труда на ремонт и обслуживание. [c.38]

Относительная эффективность работы оборудования представляет собой среднее геометрическое экспертной оценки качества проекта и оценки эксплуатационной надежности оборудования. Относительную эффективность работы оборудования можно назвать критерием отбраковки, так как он позволяет определить, какой технический уровень имеет оборудование на данном этапе и после какого момента его эксплуатировать экономически нецелесообразно. [c.168]

На базе абсолютных измерителей затрат денежные критерии эффективности оборудования повышенной надежности исчисляют [c.113]

Читайте также:  Оборудование для нейл салона

В последнее время в ряде отечественных и зарубежных работ предлагается использовать в качестве критерия для выбора оптимального варианта надежности оборудования минимум затрат за весь его срок службы [c.113]

Смысл повышения надежности машины заключается либо в экономии затрат, либо в лучшем достижении каких-либо качественных целей (например, в уменьшении перерывов телевизионных передач из-за отказов оборудования). Рассмотренные выше денежные критерии эффективности повышения надежности могут быть успешно применены для выбора наиболее экономичного варианта обеспечения заданной надежности оборудования, а также для выбора оптимального уровня надежности там, где ее повышение преследует цель получить экономию затрат. Однако, когда посредством повышения надежности техники достигается лучшее выполнение определенных качественных задач, далеко не всегда удается ограничиться одними только рассмотренными денежными критериями. [c.116]

Экономические аспекты проблемы надежности оборудования стали в последние годы привлекать все большее внимание. Каков экономический смысл надежности Что такое оптимальная надежность и каковы ее экономические критерии Как производить [c.151]

Возможность применения формулы ( 36 ) к проверке первоначального проекта Hq на надежность обслуживания установки определяется следующим. Как показал статистический анализ результатов фотографий рабочего дня поток требований на обслуживание технологического процесса и оборудования по характеру своего распределения во времени близок к пуассоновскому. Уже при уровне значимости 0,08 по критерию он — пуассоновский. Следова- [c.46]

Учитывая все возрастающие требования к качеству выпускаемых машиностроением машин и оборудования, необходимо найти объективные количественные критерии и показатели, а также надежный методический инструмент анализа, позволяющий на ранних стадиях проектирования правильно оценить технико-экономический уровень и эффективность создаваемой техники и выбрать оптимальный вариант технического решения. [c.4]

Каждому критерию соответствуют определенные показатели надежности. Применительно к технологическому оборудованию такими показателями надежности могут быть [c.38]

Покупки организаций, как и покупки потребителей, можно охарактеризовать с точки зрения технических, экономических, социальных (организационных) и личных критериев. При этом при покупке предприятия или оборудования в качестве основного соображения эффективности закупки может выступать прибыль на вложенный капитал, а в случае приобретения материалов, деталей и компонентов — экономия затрат наряду с качеством, надежностью поставок и технической поддержкой. Поскольку производственные простои обходятся дорого, для многих снабженческих подразделений основной заботой является перспективное развитие системы снабжения в организации. Личные факторы также могут иметь значение, особенно когда предложения поставщиков мало в чем отличаются. В такой ситуации окончательное решение может основываться на особом расположении к торговому персоналу одного из поставщиков. [c.94]

Еще один источник потерь для компании — нарушения производственного процесса. Всевозможные задержки приводят к простоям дорогостоящего оборудования и даже падению объема сбыта. Поэтому требование непрерывности поставок во многих ситуациях, связанных с закупками товаров, приобретает первостепенное значение. Компании, которые не соблюдают этот критерий, терпят неудачу даже в случае конкурентоспособных цен, поскольку в процентном отношении небольшой выигрыш в цене несопоставим с потерями, связанными с ненадежностью поставок. Компании-поставщики, которые гарантируют своевременные поставки и выполняют свои обещания, могут добиться значительного отличительного преимущества на рынке. Организации-потребители испытывают необходимость в тесных отношениях с уполномоченными поставщиками, которые могут обеспечить надежные поставки, в том числе, по принципу «точно в срок». [c.96]

На группу Б, характеризующую реализацию производительности, оказывает влияние большое число факторов. Во-первых, это эксплуатационная надежность основного оборудования (критерий Б1). Этот критерий характеризует уровень научных знаний по механизмам нахождений повреждений и связан с критерием Б2, охватывающим вопросы ремонтопригодности (табл. 3.9). [c.144]

Поскольку критерий изменяется в пределах от 0 до 1, то расчетные значения не очень высокие. Очень низкие значения критериев группы А для реактора и всех пара-метров нагревательной печи указывают на дальнейшие пути повышения эффективности УЗК. Значения обобщенного показателя надежности полностью соответствуют данным по частоте отказов оборудования УЗК (табл. 3.20). [c.167]

Любое, даже самое передовое техническое решение, окажется бесплодным, если не получит удачного технического воплощения. Прогресс техники направлен на повышение производительности труда, поэтому каждая новая машина бывает, как правило, более производительной, но не всякая новая машина оказывается более надежной (вызывается это неудачным конструированием, неправильным выбором параметров). Современная машина выступает как единый комплекс, отдельные узлы которого находятся во взаимодействии. Так, вибрационное воздействие рабочего органа, призванное повысить эффективность машины, передается не только на обрабатываемую среду, но и на раму машины, на ходовое и силовое оборудование, на систему управления, ухудшая условия работы этих узлов. Стремление к полному устранению вредного воздействия на все узлы может привести к существенному удорожанию машины. Удачная конструкция представляет собой оптимальное сочетание параметров всех ее узлов. Выбор параметров, связанный с компромиссом внутри противоречивых факторов, протекает в условиях действия всемирного закона диалектики — закона единства и борьбы противоположностей. Выбор параметров можно отнести к классу задач, которые носят название экстремальных. Тот или иной критерий качества, улучшение которого составляет цель проектирования, представляется в виде функции, подлежащей максимизации или минимизации. Аргументами ее служат параметры машины, допустимые значения которых ограничены некоторой областью. Решить поставленную задачу, значит найти такие значения аргументов из заданной области, при которых целевая функция получает экстремальное значение. По результатам процедуры выбора параметров может быть составлен эскизный проект. Он представляет собой совокупность конструкторских документов, дающих представление в общих чертах о принципе работы машины. [c.57]

Экономическую эффективность использования ВЭР следует определять по критерию минимума приведенных затрат. При этом сравниваются варианты энергоснабжения, обеспечивающие потребность производства во всех видах энергии с использованием или без использования ВЭР. Для обеспечения сопоставимости рассматриваемых вариантов должны соблюдаться следующие условия равенство эффекта энергоснабжения, т. е. одинаковая как по расходу, так и по заданному режиму подача энергии потребителю оптимальные условия реализации, т. е. использование для каждого из вариантов технически наиболее совершенного оборудования одинаковая надежность энергоснабжения, т. е. варианты с пониженной надежностью должны быть приведены к варианту с необходимой надежностью путем ввода дополнительных мощностей. [c.197]

При прежней вертикально интегрированной схеме организации электроэнергетики применение указанных мер имело свои особенности. Так, ответственность за надежность сосредоточивалась в интегрированных энергокомпаниях, которые были обязаны поддерживать безотказность своего оборудования, содержать резервные мощности и выполнять все режимные команды системных операторов. Затраты на надежность определялись главным образом на основе технических критериев и в целом не отвечали принципам оптимального распределения ресурсов. Они распределялись между всеми потребителями пропорционально их нагрузкам и оплачивались через регулируемые тарифы. Экономически обоснованного возмещения ущербов от перерывов в электроснабжении практически не было. [c.132]

Например, основными достоинствами генераторов с воздушным охлаждением являются повышенная надежность, упрощенные эксплуатация и ремонт, маневренность, высокая заводская готовность. Для других видов электротехнического оборудования применяются свои критерии. Так, технический уровень силовых трансформаторов отражают показатели потерь холостого хода и короткого замыкания. Обращают внимание также на такие привлекательные качества, как возможность отказаться от капитальных ремонтов в течение всего срока службы, взаимозаменяемость новых трансформаторов со старыми, повышение надежности за счет использования новых вводов и переключающих устройств. [c.308]

Покупки организаций можно охарактеризовать с точки зрения технических, экономических, социальных критериев. При этом при покупке предприятия или оборудования в качестве основного соображения эффективности закупки может выступать прибыль на вложенный капитал, а в случае приобретения материалов, деталей и компонентов — экономия затрат наряду с качеством, надежностью поставок и технической поддержкой. Поскольку производственные простои обходятся дорого, для многих снабженческих подразделений основной заботой является перспективное развитие системы снабжения. [c.219]

При решении задачи максимизируются первый (производительность) и четвертый (надежность) критерии, а минимизируются второй (стоимость оборудования) и третий (энергоемкость) критерии. [c.314]

В ряде случаев экономический эффект, получаемый от повышения надежности оборудования, состоит не в повышении его производительности и экономии денежных затрат, а в лучшем удовлетворении каких-либо качественных потребностей (например, повышение качества телевизионного вещания благодаря устранению перерыЕов, обусловленных непредвиденным выходом аппаратуры из строя), причем достигается оно при одновременном возрастании величины приведенных годовых затрат, а не экономии их. Тогда не удается применить обычные денежные критерии для оценки экономической эффективности внедрения техники повышенной надежности. [c.117]

При рабочем проектировании используется полная информация по НПР, т. е. следящая информационная система. С ее помощью определяют критерии, характеризующие различные свойства объекта (управляемость, регулируемость, устойчивость, системная надежность и т. п.), технико-экономические показатели, капитальные вложения, стоимость строительно-монтажных работ, потребность в материалах, оборудовании и других ресурсах с дифференциацией на создание и эксплуатацию объекта, составляется спецификация чертежей и т. д. [c.53]

В рамках торговой компании ООО Торговый дом Свод осуществляется организация торгово-бытового комплекса Чертаново . За его основу выбран павильон из легких быстровозводимых металлоконструкций турецкой фирмы ЭПЭ . Основными критериями выбора поставщика являлись надежность партнера, высокое качество обслуживания, сжатые сроки поставки комплексные услуги по доставке монтажу оборудования и сдаче объекта под ключ . Поскольку турецкая сторона будет монтировать павильон только на готовый фундамент, для производства фундаментных работ планируется привлечь строительную фирму Синтек , гарантирующую выполне ние работ в соответствии с требованиями. [c.754]

ВЫБОР И ОЦЕНКА ПОСТАВЩИКА ( hoi e and evaluation of supplier) — поиск и отбор фирмой потенциальных поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий и др. оценка поставщика с точки зрения обеспечения поставок продукции требуемого качества, в нужные сроки, по приемлемой цене и других критериев, проводимая как на стадии поиска, так и в процессе работы с уже отобранным поставщиком. Если фирма решила, что производить какое-либо комплектующее изделие собственными силами нецелесообразно (см. Задача MOB), то поиск поставщика производится путем объявления конкурса, изучения соответствующих фирменных каталогов, анализа рекламных объявлений в печати, посещения выставок, ярмарок и т.п. В результате формируется перечень потенциальных поставщиков, по которому ведется дальнейшая работа. Критерии отбора могут быть разные, однако независимо от специфики отрасли важнейшими являются следующие а) качество поставляемой продукции б) надежность снабжения, понимаемая обычно как соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортиментное и количественное соответствие условиям договора поставки в) приемлемая цена. К другим критериям относятся расстояние от поставщика до потребителя, сроки выполнения текущих и экстренных заказов, наличие резервных мощностей у поставщика, организация управления качеством продукции у поставщика, психологический климат в трудовом коллективе поставщика (риск забастовок), способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставленного оборудования, кредитоспособность и финансовое положение поставщика и др. [c.61]

При оценке мероприятий по повышению надежности и долговечности оборудования экономические критерии имеют важное, а часто решающее значение. Так, в качестве самого первого устройства на интегральных схемах для автомобиля был выбран регулятор напряжения. Но когда показавший хорошие результаты на испытательном стенде регулятор был установлен на автомобиле, результаты испытаний оказались неудовлетворительными. Потребовалось усовершенствовать его конструкцию, заэкранировать и сделать более прочным, чтобы выдерживать высокие температуры. А это сделало регулятор напряжения на интегральных схемах слишком дорогим для возможности его практического использования. Лишь посредством длительной упорной работы удалось добиться дальнейшего повышения его надежности при приемлемой цене. [c.151]

Полная цена потребления является, по сути, одним из главным критериев конкурентоспособности товара наиболее конкурентоспособен не тот товар, за который просят минимальную цену на рынке, а тот, у которого цена потребления в течение всего срока службы у покупателя минимальна. Это достигается за счет высокого качества и надежности, применения оригинальных конструкторских решений и современной технологии. Например, закупочная цена бол ыпе грузного автомобиля фирмы Мерседес-Бенц составляет 15%полнойстоимости, которая исчисляется на основе средней продолжительности эксплуатации машин этого типа. Торговые представители фирмы предлагают сделать предварительный расчет, прежде чем выбрать поставщика. При этом они обращают внимание на систему экономии горючего, возможные схемы финансирования покупки автомобиля, высокое качество производства и предпродажного обслуживания, атакже многочисленные учебные семинары по уходу за оборудованием. [c.77]

Источник