Меню

Поисковое оборудование для вертолетов



Спасательные и пожарные вертолеты МЧС: основные модели и область применения

На вооружении МЧС России много различных мобильных технических и спасательных средств, о которых мы писали ранее. Данный материал будет посвящен спасательным-пожарным вертолетам, которые применяются в связке с другим техническим оборудованием при проведении спасательных и разведывательных операций, подробнее остановимся на технических характеристиках каждой летательной машины:

Бк-117

Используется как для перевозки грузов, так и пассажиров. Выполняет разноплановые задачи. Активно применяется в спасательно-поисковых мероприятиях, эвакуации населения, осуществляет разведку, наблюдение. Способен, при необходимости, задействуется в антитеррористических операциях.

Присутствует возможность дополнительного присоединения лебедки к вертолету, при выполнении спасательных мероприятий. Она оснащена тросом длиной до 300 метром. С ее помощью на борт могут быть подняты одновременно 2 человека. Лебедка имеет поворотную стрелу, которая позволяет транспортировать пострадавшего прямо в салон вертолета.

Бк-117 способен совершать вылеты в любое время и при любых погодных условиях суток. Это возможно благодаря современному пилотажному оборудованию. Вертолет оснащен дополнительно системой навигации «Лоран». Борт вмещает не более 9 пассажиров.

Максимальная скорость Бк-117 составляет 278 км/ч. Он способен подниматься на высоту более 5000 м, и преодолеть расстояние в 450 км. Продолжительность полета не превышает 3 часов.

Бо-105

Используется в военной и гражданской авиации. В зависимости от модификации, выполняет следующие задачи:

  • Воздушная поддержка подразделений;
  • Разведывательные мероприятия;
  • Наблюдение и обеспечение связи.

Летно-технические характеристики: Салон обладает вместимостью до 3 пассажиров. Экипаж 4 человека. Б0-105 может развивать скорость полета максимум до 268 км/ч. Дальность полета ограничена 574 км. Этот вертолет способен набирать высоту до 5182 м, может находится в воздухе до 5 часов. Масса транспортируемого груза не должна превышать 0,6 т. Взлетная масса составляет 2,5 т.

Ми-26Т

Прототипом вертолета Ми-26Т стала военно-транспортная модель Ми-26. Сейчас этот транспорт незаменим при перевозке крупногабаритных грузов. Используется он как на территории России, так и за рубежом.

Способен транспортировать грузы до 20 тонн, как внутри грузового отсека, так и по воздуху с использованием специальной подвески. Лебедка установленная на летательном средстве способна поднять на борт груз массой до 500 кг.

Модель транспортно-десантного назначения обладает вместимостью – 82 человека, включая вооружение. Модель вертолета МИ-26Т в “санитарном исполнении” способна вместить 50-60 носилок с пострадавшими.

Главными задачами являются:

  • Выполнение разведовательных задач;
  • Участие в поисково-спасательных операциях;
  • Тушение пожаров;
  • Транспортировка грузов.

Скорость полета составляет до 275 км/ч. Высота полета достигает 6500 м. Способен преодолевать расстояние 800 км без посадки. Вместимость пассажирской кабины – 82 человека. Максимальная масса при взлете не должна превышать 56 тонн.

Ми-6ПЖ

Пожарный вертолёт Ми-6ПЖ разработан в ОКБ-329 М.Л. Миля в 1967 году на базе транспортного вертолёта МИ-6. В этом же году он демонстрировался на авиасалоне в Ле Бурже. В 1971 году изготовлен второй вариант – Ми-6ПЖ2, который успешно прошёл испытания. Ми-6ПЖ отличался от базового вертолёта отсутствием крыла. Внутри фюзеляжа были установлены бак на 12 т воды с центральной сливной горловиной, бак для пенообразователя, насосы, спасательное оборудование.

Ми-6ПЖ2 в работе

Ми-6ПЖ2 в работе

Для забора воды из водоёма служили опускаемые штанги на поворотно-распределительных опорах. На внешней подвеске вертолёт мог доставлять к месту пожара в специальной сетке 6 мягких полуторатонных баков с огнегасящей жидкостью.

Ми-8МТВ-1

Популярен вертолет из-за массового использования. Имеет 2 двигателя с мощностью 2000 л.с. Оснащен Ми-8МТВ-1 современной метеорадиолокационной системой. Он предназначен для выполнения различных задач гражданского и военного характера:

  1. Разведка.
  2. Патрулирование местности.
  3. Перевозка грузов и пассажиров.
  4. Доставка подразделений МЧС в зону ЧС.
  5. Спасательные мероприятия.
  6. Санитарные работы.
  7. Тушение пожаров.

Вертолет Ми-8МТВ-1

Способен выполнять стоящие перед ним задачи в ночное время суток и при плохих метеоусловиях. Это возможно благодаря тому, что модель вертолета оснащена громкоговорителями, световыми прожекторами и лебедками.

Экипаж составляет 3 человека. Салон рассчитан на 24 человека, внутри можно разместить 12 носилок. Дальность полета до 590 км. Развивает скорость до 250 км/ч. Грузоподъемность не более 4 тонн.

Ка-32А

Активно применяется для осуществления поисковых операций, спасательных мероприятий, медицинской эвакуации раненых, патрулирования и наблюдения местности, тушения пожаров на высоте. С его помощью создаются пенные полосы при борьбе с лесными пожарами. В некоторых случаях может оказывать поддержку и принимать участие в специальных операциях.

Пожарно-спасательный вертолет Ка-32А

Пожарно-спасательный вертолет Ка-32А

Комплектация вертолета содержит все необходимое оборудование для эффективного выполнения аварийных, спасательных, а так же мероприятий направленных на борьбу с огнем.

Максимальный вес при взлете, составляет 11 тонн. Подъем груза массой до 5 тонн. Развивает скорость до 250 км/ч. В воздухе может находиться до 5-6 ч, при этом дальность полета – 900 км. Достигаемая высота максимум 6000 метров.

Водопенные пушки имеют дальность струи 45 метров, их производительность составляет 40 л/сек. Объем сбрасываемой воды – 3200 литров. При добавлении в воду пенообразователя образуется до 200 тысяч литров огнетушащего вещества (пены).

Автожир Калидус

Осуществляет охрану лесопосадок с воздуха и контроль за паводковой активностью, участвует в разведывательных операциях, оказывает помощь в спасательных операциях МЧС.

Визуальная разведка осуществляется только днем. Вместимость топливного бака составляет 68 литров. На одной полной заправке, вертолет может осуществлять полет на протяжении 3,5 часа.

Имеется только 2 посадочных места для экипажа, оборудованные привязными ремнями безопасности. Кабина имеет специальную защиту из поликарбонатного стекла. Дальность полета ограничена 560 км.

Вес автожира Калидус без груза 262 кг. Грузоподъемость при взлете не должна превышать 188 кг.

Источник

Поисково-спасательные вертолёты

За последние годы в печати ряда капиталистических стран, и особенно США, было опубликовано много материалов о боевых действиях американской авиации в период агрессивной войны в Юго-Восточной Азии. Только по официальным данным Пентагона, с 1961 года по 25 июля 1969 года военная авиация США потеряла во Вьетнаме 5656 самолётов и вертолётов и большое количество лётного состава. Иностранные специалисты считают необходимым предпринять ряд мер по обеспечению выживаемости экипажей, поврежденных самолётов и вертолётов. Для этого рекомендуется оснащать экипажи более современными индивидуальными спасательными средствами, повышать живучесть и надежность самолётов и вертолётов, совершенствовать силы и средства поисково-спасательной службы.

Экипажи самолётов и вертолётов снабжаются индивидуальными средствами спасения, которые размещаются в спасательном жилете и носимом аварийном запасе. Состав этих средств зависит от климатических условий и характера местности района планируемых боевых действий. В состав снаряжения лётчика могут входить:

  • спасательная лодка, автоматически заполняемая воздухом при ударе о водную поверхность;
  • радиомаяк, начинающий автоматически работать при раскрытии парашюта;
  • световые (многоцветные) и дымовые ракеты, способные пробивать густой слой листвы;
  • трассирующие патроны для обычного пистолета;
  • проблесковый сигнальный фонарь с питанием от портативной батареи;
  • зеркало для подачи сигналов с помощью отраженных солнечных лучей;
  • нейлоновый трос (длина 50 м), применяемый для спуска в случае зависания парашюта на деревьях;
  • портативная радиостанция.

В ходе учебно-боевой подготовки лётный состав учится пользоваться всеми спасательными средствами.

В настоящее время поисково-спасательные службы имеются в составе ВВС и авиации ВМС основных капиталистических стран. Ведущее место по оснащённости этих служб новой техникой занимают США.

Для проведения поисково-спасательных операций командования ВМС и ВВС основных капиталистических стран используют однотипные вертолёты, переоборудованные из многоцелевых. Они отличаются по конструкции и составу средств спасения. В ВМС, исходя из особенностей базирования, применяются, как правило, более лёгкие вертолёты, обладающие положительной плавучестью, что позволяет производить посадку на воду. Они оснащёны снаряжением для спасения потерпевшего бедствие непосредственно из воды. На спасательных вертолётах устанавливаются специальное поисковое и спасательное оборудование, радиосвязная аппаратура, средства оказания медицинской помощи и т. д. Некоторые вертолёты имеют вооружение и броневую защиту. Кроме летного состава, в экипаж вертолёта входят специалисты, прошедшие соответствующую подготовку по ведению поисково-спасательных операций, и медицинский персонал.

Основные тактико-технические характеристики поисково-спасательных вертолётов ВМС США, Великобритании, Франции, Италии и Японии приведены в таблице.

Основные тактико-технические характеристики поисково-спасательных вертолётов

Основные тактико-технические характеристики поисково-спасательных вертолётов

Поисково-спасательные вертолёты США

Командование ВМС в спасательных операциях использует в основном вертолёты HH-3A, HH-3F, HH-52 и HH-2С и D.

Вертолёт НН-3А (вариант противолодочного вертолёта SH-3A) может действовать с палубы корабля и с поверхности воды. Нижняя часть фюзеляжа водонепроницаемая, выполнена в виде днища летающей лодки (рис. 1). Силовая установка состоит из двух газотурбинных двигателей фирмы «Дженерал электрик». Двигатели приводят во вращение основной несущий и хвостовой пятилопастные винты. Лопасти основного винта, а также хвостовая часть фюзеляжа вместе с закреплённым на киле винтом для удобства размещения вертолёта на корабле автоматически складываются с помощью гидравлической системы.

Общий вид американского вертолёта НН-3АРис. 1. Общий вид американского вертолёта НН-3А

Вертолёт оснащён трёхколесным шасси, основные стойки которого убираются в поплавки, закрепленные на спонсонах левого и правого бортов фюзеляжа и обеспечивающие остойчивость вертолёта на поверхности воды. Нормальный запас топлива 2615 л обеспечивает дальность полёта 860 км при 10% резерва топлива. Под спонсонами могут подвешиваться два дополнительных топливных бака.

Сверху правого борта фюзеляжа установлена гидравлическая лебёдка (грузоподъёмность 272 кг, длина троса около 70 м). К тросу лебёдки крепятся различные средства спасения: нейлоновые лестницы, канаты, специальное снаряжение для подъёма тяжелораненых и другие. Применение того или иного вида снаряжения зависит от местности (море, лес, джунгли и т. д.) и состояния спасаемого. За спонсонами смонтированы две турельные установки ТAТ-102 с пулеметом «Миниган» (калибр 7,62 мм) в каждой. Стрельбу ведёт лётчик или стрелок. Вертолёт оборудован поисковой РЛС AN/APN-130 и радиовысотомером.

Вертолёт HH-3F «Пеликан» (вариант транспортного вертолёта S-61R «Сикорский») рассчитан на ведение поисково-спасательных операций в открытом море на большом удалении от берега (рис. 2). Вертолёт выполнен в амфибийном варианте и может действовать с береговых площадок и с поверхности моря. Шасси трёхколесное. Стойки основного шасси (кроме передней) убираются в ниши спонсонов. Каждая стойка имеет два колеса (562X165 мм, давление в пневматиках 6,7 кг/кв.см.). Днище фюзеляжа водонепроницаемое.

Вертолёт HH-3F «Пеликан» в море
Рис. 2. Вертолёт HH-3F «Пеликан» в море

Силовая установка вертолёта состоит из двух газотурбинных двигателей T58-GF-5, которые приводят во вращение основной и хвостовой пятилопастные винты (диаметры 18,9 м и 3,15 м). Топливо размещается в переднем баке (ёмкость 1204 л) под полом кабины и заднем баке (1226 л). В составе экипажа вертолёта два лётчика, штурман и оператор спасательного оборудования. В грузовой кабине можно разместить спасательное снаряжение и до 15 носилочных раненых.

Грузовая лебёдка (длина троса 72 м) смонтирована снаружи верхней части фюзеляжа с правого борта. Размеры люка под лебёдкой позволяют применять специальные платформы для спасения тяжелораненых. На вертолёте установлены современная навигационная аппаратура и аппаратура радиосвязи, обеспечивающие проведение операций в плохих метеорологических условиях. Для поиска используется РЛС, антенна которой размещена слева в носовой части фюзеляжа.

Читайте также:  Работу в москве доп оборудования

Дальность (продолжительность) полёта вертолёта планируют увеличить за счёт оснащения его системой дозаправки топливом в воздухе и сбрасываемыми дополнительными топливными баками. Предусматривают увеличить мощность силовой установки, чтобы осуществлять взлёт с большим полётным весом и с большей скоростью перемещаться в районы проведения спасательных операций. Всего до 1974 года было построено около 40 таких машин.

Вертолёт НН-52 (вариант пассажирского вертолёта S-62 «Сикорский») действует с береговых баз и поверхности воды. Во время лётных испытаний сохранял хорошую остойчивость при высоте волн 2,5—3,0 м.

Силовая установка вертолёта состоит из одного газотурбинного двигателя T58-GE-8. Топливо размещается в трёх баках под полом грузовой кабины — переднем (348 л), центральном (689 л) и заднем (523 л). Общий запас вырабатываемого топлива 1560 л.

Нижняя часть фюзеляжа вертолёта водонепроницаемая, выполнена в виде днища летающей лодки. Шасси трёхстоечное. Стойки основного шасси убираются наполовину в ниши поплавков, закреплённых по бортам фюзеляжа; хвостовая стойка не убирается. Вертолёт оснащён стандартной грузовой лебёдкой с тросом и якорем. Бортовой люк, размещенный по правому борту фюзеляжа, позволяет использовать специальные спасательные платформы длиной 1,22 м. Один из членов экипажа в случае необходимости может опустился в платформе и помочь тяжелораненым подняться на борт вертолёта. Вертолёт имеет необходимую аппаратуру радиосвязи и устройства автоматической стабилизации.

Вертолёты HH-2С и D — варианты многоцелевых вертолётов HH-2 «Сиспрай» фирмы «Каман». Вертолёты HH-2С (рис. 3) принимали участие в поисково-спасательных операциях в период агрессивной войны США во Вьетнаме. На них смонтирована турельная установка с двумя пулеметами «Миниган». Кабина экипажа и наиболее важные системы вертолёта бронированы. На вертолётах модификации HH-2D, поставка которых в части началась в 1970 году, нет вооружения и броневой защиты. Силовая установка вертолёта НН-2С состоит из одного газотурбинного двигателя T58-GE-8 максимальной мощности 1350 л. с., а вертолёта HH-2D — из двух двигателей этого же типа. Лопасти несущего винта (диаметр 13,4 м) складываются вручную. Нормальный запас топлива 1016 л. По бортам фюзеляжа могут подвешиваться два дополнительных бака общей емкостью 154 л. Вертолёты оснащены грузовыми лебёдками и разнообразным спасательным снаряжением. Благодаря небольшому взлётному весу они могут использоваться с кораблей малого водоизмещения, оборудованных специальными посадочными площадками. В настоящее время вертолёты HH-2D переоборудуются в противолодочные вертолёты системы «Лэмпс» Мк1.

Размещение грузовой лебёдки иа вертолёте НН-2С и применение с него специальной спасательной сетиРис. 3. Размещение грузовой лебёдки иа вертолёте НН-2С и применение с него специальной спасательной сети

Поисково-спасательные вертолёты Великобритании

Основным типом поисково-спасательного вертолёта, применяемого в ВМС Великобритании, является переоборудованный вариант противолодочного вертолёта HAS. Мк1 «Си Кинг», построенный английской фирмой «Уэстленд» в начале 70-х годов. Вертолёт выполнен в амфибийном варианте. Его силовая установка состоит из двух газотурбинных двигателей «Гном» H.1400 фирмы «Роллс-Ройс». Двигатели приводят во вращение пяти лопастные несущий (диаметр 18,9 м) и хвостовой (3.16 м) винты. Лопасти несущего винта и хвостовая часть фюзеляжа складываются. Топливо находится в баках (суммарная емкость 3636 л) под полом грузовой кабины, в которой могут быть установлены два бака ёмкостью по 800 л.

В грузовой кабине при необходимости можно разместить сиденья или носилки, или то и другое. Например, девять носилок для раненых и два сиденья для медицинского персонала или двое носилок и 14 сидений. Вертолёт (рис. 4) оснащён грузовой лебёдкой (грузоподъёмность до 272 кг), системой стабилизации и автоматической системой управления полётом.

Подъём потерпевшего на борт английского спасательного вертолёта фирмы «Уэстленд»
Рис. 4. Подъём потерпевшего на борт английского спасательного вертолёта фирмы «Уэстленд»

Радиоэлектронная аппаратура вертолёта включает КВ и УКВ радиостанции, радиовысотомер AN/APN-171, доплеровскую навигационную систему AD580 фирмы «Маркони-Эллиот», систему компасов фирмы «Сперри», запросчики систем VOR/1LS, маркерные приемники и обзорную РЛС AW391.

Для поисково-спасательных операций в ВМС у Великобритании закупили вертолёты типа «Си Кинг»: ФРГ — 22 вертолёта Мк41, Норвегия — десять Мк43, Австралия — десять Мк50 и Бельгия — пять вертолётов Мк48.

Кроме того, для поисково-спасательной службы английское командование планирует использовать переоборудованный вариант транспортно-десантного вертолёта «Коммандо» Мк2, построенный на базе вертолёта HAS. Мк 1 «Си Кинг» фирмой «Уэстленд».

Поисково-спасательные вертолёты Франции

Для спасательных операций ВМС страны используют лёгкие вертолёты SA 319В «Алуэтт» 3 и SA 341 «Газель».

Вертолёт SA 319В «Алуэтт» 3 (противолодочный вариант вертолёта SA 316В «Алуэтт») может оснащаться лебёдкой (грузоподъёмность 250 кг) и комплектом спасательного снаряжения. Пол грузовой кабины вертолёта водонепроницаемый и снизу имеет антикоррозийное покрытие. Лопасти несущего винта складываются. Запас топлива 575 л. Для поиска потерпевших бедствие в море применяется обзорная РЛС «Омера» ORB 31.

Вертолёт SA341 «Газель» (многоцелевой) оборудован грузовой лебёдкой (грузоподъёмность 135 кг) и оснащён спасательным снаряжением. В кабине могут разместиться два носилочных раненых. Лопасти несущего винта складываются. Максимальный запас топлива 735 л.

Поисково-спасательные вертолёты Италии

В ВМС для ведения поисково-спасательных операций с кораблей малого водоизмещения используются многоцелевые вертолёты «Агуста-Белл» 204, 205 и 212 (противолодочные варианты). В грузовой кабине размещаются лебёдка с тросом и комплекты спасательного снаряжения. Устанавливать дополнительное связное поисковое и навигационное оборудование не требуется.

В 1974 году фирма «Агуста» по американской лицензии начала производство поисково-спасательного вертолёта «Агуста-Сикорский» HH-3F. Первоначальный заказ 20 машин.

Поисково-спасательные вертолёты Японии

Для ведения поисково-спасательных операций предназначен вертолёт KV-107/II-5, изготовленный по лицензии японской фирмой «Кавасаки» в конце 60-х годов на базе американского транспортного вертолёта «Боинг Вертол» 107. К началу 1974 года было выпущено 20 вертолётов. Вертолёт имеет тандемное расположение двух несущих трехлопастных винтов (диаметр 15,2 м). Он обладает положительной плавучестью, что позволяет ему действовать с поверхности моря. Шасси трёхстоечное, фюзеляж водонепроницаемый.

Силовая установка состоит из двух газотурбинных двигателей фирмы «Дженерал электрик» СТ58-110-1 или «Исакавадзима—Харама дзюкогё» CT58-IHI-101-1C. Максимальный запас топлива с двумя дополнительными баками, расположенными по бортам фюзеляжа, 3790 л. Вертолёт оснащён грузовой лебёдкой с тросом, четырьмя прожекторами и совершенным радиоэлектронным оборудованием. Восемь вертолётов этого типа были закуплены ВМС Швеции. На них были установлены двигатели «Гном» Н.1200 фирмы «Роллс-Ройс», навигационное оборудование английской фирмы «Декка» и другое более современное оборудование, облегчающее ведение поисково-спасательных операций.

Источник

Вертолеты летят на помощь

Вертолеты летят на помощь

Ми-26. Фото: «Вертолеты России»

Уже более полувека вертолеты используются для поисково-спасательных работ. Счет спасенных за это время жизней исчисляется сотнями тысяч. Сейчас ни одна поисково-спасательная служба не обходится без применения вертолетов, особенно в случае работы в удаленных районах, там, где отсутствуют дороги и другие средства сообщения. О том, какие вертолеты сегодня спешат на помощь тем, кто оказался в беде, ‒ в нашем материале.

Винтокрылые спасатели

История отечественной спасательной авиации началась в 1930-е годы, когда при Исполкоме Красного Креста и Красного Полумесяца СССР были созданы первые авиационные подразделения для эвакуации людей, доставки врачей и медикаментов. В 1960-е годы ряды поисково-спасательной авиации пополнились первыми отечественными вертолетами, а модель Ми-2 на долгие годы становится основной летающей машиной скорой помощи. Вертолеты стали незаменимыми помощниками в труднодоступных регионах страны.

Сегодня вертолеты активно применяются в поисково-спасательных операциях. В районах, расположенных вдалеке от крупных населенных пунктов, вертолетные службы выполняют жизненно важные функции. Они помогают искать пропавших людей, спасать потерпевших бедствие на воде, в горах, доставлять пострадавших в медицинские учреждения. Преимущества вертолета в том, что он может садиться на неподготовленные площадки, а в некоторых случаях эвакуировать людей даже без приземления. В условиях городской застройки и плотного трафика вертолет быстрее доберется до места техногенной катастрофы, пожара или дорожно-транспортного происшествия. Вертолетная техника эффективнее других видов транспорта способна укладываться в «золотой час», медицинская помощь в течение которого наиболее результативна.

Mi-2.JPG
Ми-2 полярной авиации

В России существует несколько организаций, применяющих вертолеты для спасения людей. Министерство по чрезвычайным ситуациям по данным на октябрь 2019 года владеет парком из 57 вертолетов. Это модели Ка-32А, Ми-8МТВ-1, Ми-26Т и зарубежные машины Bo 105 и ВК 117. Они используются для авиаразведки, борьбы с паводками и пожарами, участвуют в санитарной эвакуации и перевозят гуманитарные грузы. Вертолетчики МЧС работали в местах вооруженных конфликтов, спасали людей во время землетрясений, сильнейших пожаров и наводнений, участвовали в международных операциях.

В 2003 году в Москве был создан Московский авиационный центр, который обеспечивает ежедневное и круглосуточное дежурство вертолетов легкого класса в столице. Такой режим работы был введен к Чемпионату мира по футболу 2018 года и показал свою эффективность. Специалисты МАЦ летают на вертолетах Ми-26Т, Ка-32А, ВК 117С-2 и Bell 429. В 2019 году более 650 человек воспользовались помощью вертолетов Московского авиационного центра, было совершено 46 вылетов на пожары. Более 12 крупных пожаров Москвы потушены в том числе силами вертолетов МАЦ.

Ежедневно дежурство несут два пожарных и три санитарных вертолета. В управлении центра находится 5 вертолетных площадок на территории городских клинических больниц, одна площадка на МКАД и 21 площадка в Новой Москве. Долететь до любой точки Москвы вертолет может за 7-15 минут. С 2019 года при центре работает служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения (СПАСО), бригады которой круглосуточно находятся в повышенной готовности к работе с применением оборудования и средств спасения в случае возникновения ЧС. Спасатели имеют допуск к беспарашютному десантированию с борта вертолета. С помощью спускового устройства спасатель может опуститься, например, на крышу многоэтажки и в сцепке с собой эвакуировать человека.

Кроме того, в настоящее время в рамках национального проекта «Здравоохранение» в России реализуется программа развития санитарной авиации, направленная на обеспечение своевременной медицинской помощью граждан, проживающих в труднодоступных районах нашей страны. На сегодняшний день на дежурстве в регионах РФ находится более 100 санитарных вертолетов, основную массу которых составляют машины типа Ми-8 и «Ансат». За время действия программы, запущенной в 2016 году, в медицинские учреждения было перевезено на вертолетах уже более 20 тысяч пациентов.

Поисково-спасательные и санитарные вертолеты России

Ка-27ПС

Поисково-спасательная версия корабельного противолодочного вертолета Ка-27 создана для спасения экипажей морских и воздушных судов, терпящих бедствие. Выпускается с 1980 года. Вертолет оборудован специальной поисковой аппаратурой и различными спасательными средствами. Для поиска в ночное время используются мощные прожекторы. Спуск и подъем грузов до 300 кг и людей осуществляется с помощью электролебедки. Также существует отдельная модификация для поиска спускаемых космических аппаратов и эвакуации космонавтов.

7401e5e742ecb1411c6c15df60f4cb08.jpg
Ка-27ПС

Пилотажно-навигационный комплекс вертолета позволяет осуществлять автоматизированный полет вертолета по запрограммированному маршруту, посадку вертолета на корабль и разгрузку корабля без остановки последнего, автономное висение вертолета над заданной точкой, а совместно с радиолокационной станцией «Осьминог» вывод вертолета в точку, заданную пилотом. Вертолеты Ка-27ПС оснащены системой надувных баллонет, обеспечивающих плавучесть вертолетов в случае их аварийной посадки на водную поверхность. Механизм складывания лопастей позволяет существенно уменьшить габариты вертолетов при их хранении в ангарах кораблей и аэродромов.

Читайте также:  Монтаж оборудование плюс управляющая компания банкротство

Средний транспортник Ка-32 с соосной схемой несущих винтов выпускается с 1985 года в различных версиях и является развитием вертолета Ка-27ПС. Машина отличается высокой для своего класса грузоподъемностью и может поднимать 5 т груза на внешней подвеске. Вертолет как нельзя лучше подходит для спасения людей, тушения лесных пожаров и борьбы с огнем в высотных зданиях. В течение многих лет вертолет с успехом применяется в борьбе с природными и техногенными пожарами в разных точках мира. В зависимости от поставленных задач вертолет может оснащаться внешней подвеской для перевозки грузов, водосливным устройством, спасательной лебедкой, гидравлическим захватом или системой пожаротушения на высотных зданиях. Также на вертолете может устанавливаться инфракрасное оборудование для работы в темное время суток. Благодаря своим компактным размерам Ка-32 может садиться на площадку размером 22 на 22 метра.

Лебедка используется для десантирования спасателей и эвакуации пострадавших из мест, где приземление затруднено. Гидравлический захват применяется для разбора завалов, например при крупных ДТП, когда нужно быстро расчистить трассу от обездвиженных машин. Захват представляет собой большую металлическую клешню, которая может раскрываться на 2,2 метра и переносить груз весом до пяти тонн. Управление такой системой считается высшим пилотажем в гражданской авиации.

A07W7549.jpg
Ка-32. Фото: «Вертолеты России»

Специально для вертолетов Ка-32 создана уникальная система горизонтального, бокового и вертикального пожаротушения. В 2012 году она была успешно применена на тушении пожара высокой сложности в одной из башен комплекса «Москва-Сити». Также используется водосливное устройство, которое за несколько секунд может набрать 5 тонн воды практически в любом водоеме глубиной от 2 метров и сбросить их на очаг пожара.

В настоящее время холдинг «Вертолеты России» ведет разработку новейшей модификации вертолета – Ка32А11М, которая получит систему пожаротушения повышенной емкости, новые двигатели ВК-2500, а также современную авионику, выполненную по принципу «стеклянной кабины».

Многоцелевой вертолет семейства Ми-8 – одного из самых массовых в истории авиации. Эти машины обладают высокими летно-техническими характеристиками и могут круглосуточно применяться в самых сложных климатических условиях.

29e7923bb179934d25aea39770ca4b06.jpg
Ми-8АМТ

Поисково-спасательная версия оснащается специальным оборудованием: прожекторами, лебедками, громкоговорителями и радиолокационными комплексами. Этот вертолет используется специалистами министерств по чрезвычайным ситуациям в разных странах. Противопожарный вариант Ми-8/17 обеспечивает тушение с помощью водосливного устройства на внешней подвеске, которое позволяет доставить до 4000 л воды и осуществить сброс на очаг возгорания с высокой точностью. Вертолет способен доставить в зону тушения пожарные бригады и спецтехнику. Конструкция и оборудование вертолета Ми-8 позволяет эксплуатировать его при автономном базировании на необорудованных площадках.

В рамках программы развития санитарной авиации российским эксплуатантам поставляются вертолеты модификаций Ми-8АМТ и Ми-8МТВ-1, оснащенные медицинским модулем, который позволяет поддерживать основные жизненные функции пациента во время транспортировки.

«Ансат»

Легкий двухдвигательный многоцелевой вертолет, серийное производство которого развернуто на Казанском вертолетном заводе. Эта машина широко используется в России в качестве летающей скорой помощи. «Ансат» развивает максимальную скорость 275 км/ч и способен совершать перелет на расстояние свыше 500 км. С помощью быстросъемного оборудования многоцелевой «Ансат» может быть оперативно переоснащен для выполнения различных задач.

TUS_5635.jpg
«Ансат»

В марте 2020 года Казанский вертолетный завод холдинга «Вертолеты России» получил одобрение Росавиации на установку в вертолет «Ансат» медицинского модуля с комплексом для перевозки неонатальных пациентов. Оборудование позволяет проводить эвакуацию и оказывать медицинскую помощь новорожденным прямо в воздухе. В комплект входит аппарат искусственной вентиляции легких, блок мониторинга, аспиратор, инфузионный насос. Комплекс будет устанавливаться опционально на все «Ансаты», оборудованные медицинскими модулями.

Ка-226Т

Экологичность, экономичность и современный комплекс авионики делают легкий многоцелевой Ка-226Т одним из лучших в своем классе. Основной отличительной особенностью этой машины является модульность ее конструкции. Вертолет легко преобразуется в одну из пяти модификаций: Ка-226Т может быть пассажирским, транспортным, медицинским, полицейским или поисково-спасательным.

Ka-226T.jpg
Ка-226Т. Фото: «Вертолеты России»

Благодаря традиционной для ОКБ Камова соосной схеме и отсутствию хвостового винта Ка-226Т очень компактен и может использоваться на площадках небольшого размера, в том числе в условиях городской застройки и в горной местности. Поисково-спасательный вариант вертолета может выполнять задачи в сложных климатических условиях с разным географическим ландшафтом, в том числе в горной местности. Высокая точность висения вертолета позволяет легко и безопасно осуществлять подъем пострадавших на борт.

Ми-26Т

Гражданская версия крупнейшего в мире серийного транспортного вертолета Ми-26Т, серийно производится с 1985 года. Рекордная грузоподъемность этого вертолета пригодилась в самых необычных ситуациях. Например, Ми-26Т использовался для транспортировки 20-тонной глыбы льда с вмерзшим в нее мамонтом. Кроме того, вертолет-тяжеловес неоднократно перевозил авиатехнику, в том числе своих «собратьев». Ми-26Т помогал в освоении газонефтяных месторождений Западной Сибири и в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, участвовал в миротворческих миссиях ООН.

_DSC3745-min.JPG
Ми-26. Фото: «Вертолеты России»

Ми-26Т способен перевозить до 20 тонн техники и крупногабаритных грузов на внешней подвеске или в грузовой кабине. Вертолет вмещает до 60 человек. Он может применяться в тушении особо крупных пожаров. При пожаротушении к вертолету крепится водосливное устройство, способное переносить 15 тонн воды. Дальность полета Ми-26Т – 800 км, скорость полета – 270 км/ч.

События, связанные с этим

«Роствертол»: от самолетов к винтокрылым машинам

Рисков для исполнения госзаказа на фоне эпидемии коронавируса нет

Вертолеты летят на помощь

Вертолетный флот Миля

Ми-171А2: новое поколение легендарной «восьмерки»

Источник

3.17. Поисково-спасательные работы с использованием вертолета

На сегодняшний день ни одна спасательная служба не обходится без использования вертолета, особенно при проведении ПСР в районах, удаленных на большое расстояние от населенных пунктов, там, где отсутствуют дороги, а также в районах с тяжелыми рельефными условиями. Проведение ПСР, особенно в горах, — задача сложная. Большая высота над уровнем моря, узкие долины, окруженные крутыми склонами и высокими вершинами, сильные воздушные течения из-за неравномерного прогрева горных склонов, внезапные изменения направления ветра, уменьшение видимости из-за тумана, снегопада, облачности и многие другие непредвиденные факторы создают большие трудности не только для посадки или зависания вертолета над местом происшествия, но иногда и для выполнения полета вообще.

Решение о применении вертолета принимает начальник ПСС, поисково-спасательного отряда (ПСО), согласовывая все свои дальнейшие действия с руководством авиаотряда и командиром вертолета. Однако вылет вертолета не всегда, к сожалению, является гарантией его эффективного использования. При подлете к месту происшествия метеоусловия могут измениться настолько, что командир вертолета будет вынужден принять решение о возвращении в аэропорт. Поэтому при планировании спасательной операции, кроме использования вертолета, необходимо учитывать и возможность подключения к ней ПСО. Во время ПСР, проводимых с применением вертолета, должно быть достигнуто взаимодействие между членами экипажа вертолета и спасателями, находящимися как на борту вертолета, так и на земле (воде).

Использование вертолетов спасательными формированиями обеспечивает:

  • быструю доставку спасателей, необходимого для их работы снаряжения, инвентаря и оборудования к месту ЧС;
  • доставку пострадавших в ближайшее лечебное учреждение;
  • дополнительную доставку всего необходимого груза в район проведения ПСР, особенно при изолированности района от транспортных и энергетических артерий, населенных пунктов;
  • переброску спасателей из одного района поиска в другой;
  • поисковые облеты по маршруту или обследование района бедствия;
  • искусственный спуск лавин при проведении ПСР в горах;
  • подъем или извлечение пострадавших из труднодоступных мест.

Использование вертолета в ПСР позволяет значительно снизить время на их проведение, сократить число привлекаемых сил и средств, резко увеличить шансы на спасение пострадавших.

Прежде чем принять решение о применении вертолета, следует всесторонне рассмотреть все доводы за и против. Путем анализа полученной первичной информации необходимо определить, какие возможности имеются для транспортировки пострадавших другими способами. Вполне вероятно, что в сложившихся условиях (плохие метеоусловия, отсутствие посадочных площадок, позднее время получения информации и др.) целесообразнее производить транспортировку пострадавших по земле (воде).

При оценке создавшейся обстановки необходимо, в первую очередь, обратить внимание на следующие обстоятельства:

  • состояние здоровья пострадавших, необходимость экстренной медицинской помощи;
  • отдаленность места происшествия от ближайшего населенного пункта, где имеется лечебное учреждение;
  • возможность оказания незамедлительной помощи наземным способом;
  • примерные метеоусловия на месте происшествия и по маршруту полета;
  • возможность оказания помощи без применения вертолета.

Метеоусловия при проведении ПСР с использованием вертолета должны удовлетворять следующим требованиям.

  • Облачность — высота над местом посадки:
    • не ниже 350 м на местности с абсолютной высотой до 2000 м;
    • не ниже 600 м на местности с абсолютной высотой свыше 2000 м.
  • Видимость — по горизонтали на высоте посадочной площадки:
    • не менее 5 км при абсолютной высоте до 2000 м;
    • не менее 10 км при абсолютной высоте свыше 2000 м.
  • Ветер:
    • не более 5 м/с в узких ущельях, в котловинах;
    • не более 15 м/с на открытых перевалах, седловинах, гребнях и плато.

Пасмурная погода или теневые участки склона наиболее неблагоприятны для посадки, так как пилоту вертолета в этих условиях труднее определить расстояние до посадочной площадки и уклон местности.

Вертолет совершает полеты при силе ветра до 15 м/с, зависает и приземляется при силе ветра 12 м/с. Наиболее благоприятная для полетов сила ветра — 5-6 м/с. Безветрие так же нежелательно для полетов, зависания и приземления, как и сильный ветер. Переменный ветер опасен при зависании и приземлении, особенно когда эти действия нужно произвести вблизи скал, пропастей, пологих спусков.

Необходимо также иметь в виду, что зависание над лесом и густым кустарником — весьма трудная и опасная операция, так как ветки деревьев и кусты рассеивают воздушную струю.

Благоприятными условиями для выполнения зависания или приземления являются также следующие:

  • направление ветра совпадает с открытыми подходами;
  • подходы дают нормальную глиссаду для вертолета при снижении или наборе высоты;
  • под зависшим вертолетом находится горизонтальный участок местности.

Спасательные формирования для проведения ПСР применяют, в основном, вертолеты Ми-8 различных модификаций, допущенные к эксплуатации в транспортном и пассажирском вариантах. Пассажирский вариант Ми-8, в зависимости от особенностей салона, способен принять на борт 9-11 или 28-32 пассажира. Транспортный вариант Ми-8 имеет большой грузовой люк, усиленный пол, узлы швартовки грузов, трапы и откидные сиденья на 24 человека. Вертолеты Ми-8 спасательной службы оснащены системой внешней подвески грузоподъемностью 3000 кг и лебедкой с бортовой стрелой, позволяющей поднимать на борт в режиме зависания грузы весом до 150 кг. Максимальная масса груза, перевозимого в кабине вертолета, -4000 кг. Дальность полета с 28 пассажирами на борту — 500 км. Максимальная высота полета — 6000 м. Вертолету разрешена посадка на равнинной, холмистой и горной местности со взлетами и посадками на вертодромах и площадках, расположенных на высотах до 4500 м.

Читайте также:  Сварочное оборудование дуговая и полуавтоматическая сварка

Для перевозки грузов весом до 4000 кг используется вертолет Ми-17. На нем установлены тросовая внешняя подвеска, позволяющая транспортировать крупногабаритные грузы весом до 3000 кг, и бортовая стрела с электролебедкой. На борту вертолета, кроме откидных сидений на 24 человека, имеются узлы для установки 12 носилок. Дальность полета вертолета при максимальной загрузке составляет 550 км.

Вертолет Ка-32Т предназначен для транспортировки грузов весом до 3700 кг внутри кабины и до 5000 кг на внешней подвеске. У спасательного подъемного устройства — максимальная грузоподъемность 300 кг. Вертолет имеет практический потолок полета 6000 м.

Вертолет Ми-26 предназначен для подъема и транспортировки крупногабаритных грузов весом до 20000 кг.

Вертолет Ми-2 можно использовать для проведения ПСР при ликвидации последствий локальных ЧС. Дальность полета вертолета с 8 пассажирами на борту составляет 160км.

Вертолет Ка-226 предназначен для проведения ПСР в больших городах. Грузоподъемность — 1,5 тонн, скорость — 200 км/час, дальность полета — 600 км.

При крупных ЧС возможно привлечение к работе военно-транспортных вертолетов, например, Ми-14, способных совершать посадку на поверхность воды.

На вертолетах транспортного варианта разрешается перевозить в грузовой кабине технику, грузы и служебных пассажиров, то есть спасателей и спасенных людей.

Загрузка вертолета производится через грузовой люк по трапам, а также через переднюю дверь, расположенную на левом борту.

Зоны опасного и безопасного нахождения людей около вертолета:
1 — зона наиболее безопасного нахождения при посадке вертолета на выпуклой или горизонтальной поверхности; 2 — зона допускаемого нахождения при посадке вертолета на выпуклой или горизонтальной поверхности; 3 — опасная зона; 4 — наиболее опасная зона

Перевозимую технику и крупногабаритные грузы необходимо крепить к кольцам на полу грузовой кабины с помощью швартовочных тросов.

Все грузы, размещаемые на вертолете, крепятся так, чтобы исключалась возможность их перемещения в полете. Мелкие грузы необходимо связывать между собой или загружать в специальные ящики и крепить их к полу с помощью швартовочных сеток и тросов.

Разрешается перемещение по кабине одному члену экипажа и одному служебному пассажиру (старшему группы).

Пассажиры (спасатели и участники маршрутной группы) должны быть проинструктированы начальником ПСО или бортмехаником о правилах поведения в полете и аварийного покидания вертолета.

После совершения вертолетом посадки к нему можно приблизиться, как правило, только тогда, когда двигатели будут выключены, а винт остановится.

Следует помнить о том, что даже после приземления командир вертолета (пилот) может изменить положение вертолета по самым различным причинам, например, предпринять взлет.

После приземления руководитель ПСР согласовывает дальнейшие действия с командиром вертолета.

Всех спасателей, особенно работников полевых подразделений, необходимо предварительно предупредить о том, что нельзя касаться руками фюзеляжа вертолета до тех пор, пока заземляющий тросик не коснется поверхности земли.

Если после приземления на временную посадочную площадку двигатель вертолета не будет выключен, то подход спасателей, работников подразделений к вертолету, выход из него, погрузка или выгрузка пострадавшего, снаряжения, приближение или удаление от вертолета осуществляются только со стороны переднего сектора так, чтобы не попасть под хвостовой винт, расположенный с правой стороны машины. Следует помнить о том, что концы лопастей несущего винта опускаются к поверхности земли тем ниже, чем медленнее они вращаются.

Передвигаться, находясь около вертолета, необходимо только в желаемой или допускаемой зонах и никогда — в опасной. Передвижение в опасной или наиболее опасной зонах может закончиться трагически.

Носилки с пострадавшим, а также различное снаряжение нужно переносить как можно ниже и параллельно поверхности земли. Веревки, чтобы их концы не намотались на лопасти винта, должны быть свернуты, легкие предметы снаряжения тщательно упакованы и уложены в рюкзаки или в другую тару. Следует не забывать о правилах переноса лыж, лыжных палок, зондов, пустых носилок — их переносят только в горизонтальном положении. В противном случае выступающие части снаряжения могут попасть между лопастями несущего винта, что опасно не только для человека, но и для вертолета.

В случае вращения лопастей несущего винта нельзя удаляться от вертолета в ту сторону, где местность расположена выше, чем место посадки вертолета, ибо это угрожает попаданием в радиус вращения лопастей, что, в свою очередь, может закончиться трагически.

После приземления спасатели осуществляют выход из вертолета только по распоряжению бортмеханика. Всеми действиями спасателей и работников на посадочной площадке руководит начальник ПСО или специально назначенный им человек.

Спасатели, работающие у вертолета, должны быть в защитных касках, обязательно застегнутых под подбородком, и защитных очках, что предохранит глаза от попадания в них пыли, снега и предметов, поднимаемых с поверхности земли воздушной струей, создаваемой лопастями вращающегося винта.

Во время взлета или посадки спасатели должны находиться на безопасном расстоянии от посадочной площадки, в том числе при запуске двигателя вертолета. Все легкие предметы (лыжные шапочки, рукавицы, репшнуры, посуда и др.) в радиусе 50 м должны быть зафиксированы различными способами во избежание попадания их в винты или турбины вертолета. Кроме того, воздушным потоком, создаваемым вращением винта, легкие предметы могут быть сброшены с посадочной площадки вниз, если операция происходит в горах.

Непосредственно в вертолете все снаряжение укладывается в тех местах кабины, которые укажет бортмеханик и, при необходимости, застраховывается. Спасатели размещаются на сиденьях и застраховываются имеющимися в вертолете специальными ремнями.

Во время полета, приземления, зависания запрещается самовольное передвижение по кабине, ибо это может нарушить баланс вертолета, особенно при подъеме или спуске пострадавшего и снаряжения.

Запрещается также располагаться у открытой двери без применения самостраховки, когда вертолет находится в воздухе, а также курить в кабине вертолета или около него во время стоянки.

В целях оказания помощи пилоту вертолета при приземлении на незнакомую посадочную площадку необходимо корректировать с земли его действия. Корректировка может осуществляться двумя способами: с помощью радиостанции или с помощью сигналов, подаваемых руками одним из спасателей. Возможно также использование ракет, сигнальных костров, флагов, а в вечернее или ночное время — электрических фонарей.

Сигналы должны подаваться заблаговременно, чтобы у сигнальщика был запас времени для отмены, в случае необходимости, первого сигнала и подачи второго сигнала.

Для лучшего и быстрого обнаружения посадочной площадки при появлении вертолета необходимо пускать ракеты вверх и в сторону от направления его движения так, чтобы не попасть в него. Пуск производится, когда до посадочной площадки остается примерно 100-200 м полета. При обнаружении площадки экипажем вертолета следует пускать ракеты по ветру, тем самым указывая экипажу его направление.

Способы указания направления и силы ветра: 1 — дымовая шашка (требуемое расположение); 2 — сигнальный костер; 3 — дымовая шашка (возможное расположение в связи с ограниченным размером посадочной площадки); 4 — место приземлений

Если сигнальных ракет нет, то направление ветра можно показать следующим образом. Спасатели должны стать спиной к ветру, выстроившись при этом в затылок друг к другу в 3-4 м правее центра площадки, расставив руки в стороны. При посадке пилот видит людей, стоящих слева от него и лицом к нему.

При переменном или порывистом ветре необходимо делать вращательные движения туловищем на 80-90° вокруг вертикальной оси.

Для указания направления и силы ветра можно также воспользоваться специальным конусом, укрепляемым на шесте, дымовыми шашками, кострами, флагами. В летнее время в основном используются флаги белого цвета, а зимой — красного или черного. Полотнища закрепляются на палках длиной не менее 1 м и забиваются в землю или укрепляются с помощью камней. Размещаются флаги на ровной поверхности на расстоянии 15-20 м друг от друга по линии приземления, то есть перпендикулярно направлению ветра. Если в наличии имеется только один флаг, то он также размещается на ровной поверхности посадочной площадки справа по направлению ветра (слева от вертолета) и на 15-20 м от точки приземления вертолета.

При использовании дымовой шашки или костра дым не должен застилать посадочную площадку. В противном случае приземление вертолета становится невозможным.

Источник

Дополнительное оборудование

Heliatica является крупнейшим в России поставщиком опционного оборудования, устанавливаемого на воздушные суда в рамках процедуры STC (Supplemental Type Certificate).

Эти изделия имеют одобрения крупнейших национальных авиационных властей, таких как американская Federal Aviation Administration (FAA), европейская European Aviation Safety Agency (EASA), канадская Transport Canada Civil Aviation (TCCA) и бразильская Agencia Nacional de Aviacao Civil (ANAC). Heliatica активно занимается сертификацией STC по нормам Межгосударственного авиационного комитета (МАК) для ряда поставляемого оборудования. Одобрения МАК действуют на территории России, Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Таджикистана и Узбекистана.

Помимо канадской DART Aerospace, нашими эксклюзивными партнерами по данному направлению уже являются:

  • австрийский производитель медицинских модулей, VIP и корпоративных салонов и салонов для корпоративных нужд– компания Air Ambulance Technology GmbH (Австрия);
  • крупнейший независимый производитель автопилотов – компания Genesys Aerosystems (США).

Основным преимуществом опционного оборудования, одобренного по процедуре STC, является его стоимость (сертификация по процедуре STC значительно дешевле, чем одобрение изделия производителем вертолета в составе воздушного судна) и наличие большого разнообразия модификаций STC-изделий, что обеспечивает полное соответствие оборудования выполняемой задаче.

Оборудованием от DART Aerospace уже выбрали для себя не только крупные авиационные корпорации, но и частные пилоты России и СНГ.

В свою очередь, медицинские модули AAT успешно эксплуатируются такими государственными организациями, как ГКУ “Московский авиационный центр” и КГУАП “Пластун-Авиа”. Медмодуль от AAT также установлен на вертолет H135 (EC135 T2) авиакомпании “ПАНХ”.

Genesys Aerosystems за 35 лет своей деятельности поставил уже более 40 000 автопилотов по всему миру и является крупнейшим независмым производителем на современном международном рынке. В 2015 году компания при содействии Heliatica представила в России и СНГ систему автопилотирования нового поколения HeliSAS, ставшую достойной по своим характеристикам альтернативой достаточно дорогим автопилотам от заводов-производителей вертолетов.

Источник