Меню

Подвижные игры для младшей группы с целями и оборудованием



Подготовка и проведение подвижных игр в первой младшей группе детского сада

Пятеро анимационных человечков, мальчик и девочка держат мяч

Только поступившие в дошкольное образовательное учреждение дети требуют повышенного внимания не только к развитию их физических способностей, но и социализации, формированию умения взаимодействовать в коллективе. Наиболее доступным средством для этого выступают игры. В частности, подвижные забавы как самый доступный способ увлечь и заинтересовать малышей познанием себя и окружающего мира. Для их подготовки и проведения от педагога требуется методически грамотно осмыслить теоретические и практические тонкости подвижной игровой деятельности.

Цели и задачи проведения подвижных игр

В первой младшей группе особое внимание уделяется играм, требующим разной степени подвижности малышей. Такие забавы являются основной формой выполнения миссии образовательного процесса, заключающейся в:

  • обеспечении разностороннего развития детей (физического, эмоционально-волевого, духовного);
  • укреплении здоровья;
  • развитии навыка следовать правилам игры;
  • стимулировании желания играть с товарищами, взрослыми;
  • воспитании потребности быть частью коллектива.

Одиннадцать детей стоят в паровозике в группе

Подвижные игры — это коллективный вид работы, воспитывающий в малышах дух сотрудничества

Реализация поставленных целей в первой младшей группе возможна при систематическом и последовательном решении задач проведения игр подвижного типа:

  • укрепление опорно-двигательного аппарата;
  • освоение навыка выполнять вместе с воспитателем и сверстниками несложные двигательные упражнения, сопровождающиеся простым сюжетом;
  • совершенствование базовых движений (бега, ходьбы в разном темпе, бросания и катания мяча, прыжков);
  • обучение выразительности движений через имитацию (прыгать, как зайчики, пить водичку, как цыплята и пр.);
  • тренировка умения не терять ориентацию в игровом пространстве;
  • отрабатывать навык двигаться друг за другом и завершать движение по определённому сигналу ведущего (педагога);
  • воспитание навыка согласовывать свои действия с правилами игры и другими участниками;
  • поощрение самостоятельности.

Классификация подвижных игр

Разнообразие задач проведения этого типа забав обуславливает необходимость систематизации подвижных игр по видам, а именно:

  • на развитие умения бегать и прыгать (младшим дошкольникам сложно координировать свои движения, в частности, двигаться в одном направлении);
  • на ориентирование в пространстве;
  • на развитие равновесия (к примеру, в забавах на ходьбу по ограниченной поверхности под ритмичные строки);
  • на укрепление мышц туловища, спины, позвоночника, свода стопы;
  • на подражание;

Мальчик и две девочки сидят на мягких пуфиках и крутят фонарики руками

В играх на подражание дети не только пытаются повторить движения животных, взрослых, но и имитируют разные звуки

По месту в образовательном процессе игры для детей 1,5–3 лет можно разделить на четыре вида:

  • забавы на прогулке (проводятся на улице);
  • физкультпаузы (организуются в процессе занятий для релаксации и смены видов деятельности);
  • досуговая активность (для времяпрепровождения вне занятий — на прогулке, на утренниках, в процессе самостоятельно деятельности);

На прогулке воспитательница хлопает в ладоши, дети стоят в кругу, некоторые повторяют её движение

В тёплое время года подвижные игры — основной вид деятельности на прогулке

Исходя из видов, можно сделать вывод о том, что подвижные забавы проводятся на каждом занятии не только в форме физкультпаузы, но и на отдельных уроках: физкультуре, хореографии (если эта дисциплина включена в программу ДОУ), музыкальном занятии.

Приёмы

Для успешного проведения подвижной игры используется комбинация трёх групп приёмов.

Словесные

Несмотря на то что в 1,5–5 года ещё не все дети разговаривают, воспитатель должен как можно больше внимания уделять именно словесному объяснению. Во-первых, дети обогащают словарный запас (пусть пока пассивный), во-вторых, взрослый представляется речевой моделью, побуждающей малышей на собственные речевые акты, в-третьих, воспитанники учатся выполнять словесные инструкции. Среди словесных приёмов особенно продуктивными являются два.

  1. Объяснение. Единственно подходящий приём в течение первого полугодия, когда дети только вникают в новую роль воспитанников детского сада, получают первые представления о роли взрослого в новом коллективе, а также привыкают друг к другу.
  2. Загадки. Их использование возможно со второго полугодия, когда дети накопят не только знания, но и словарный запас. При этом желательно подбирать загадки с договорками, чтобы ребятам было легче подбирать ответы под рифму и ритм строк. Например, перед игрой «Кот и воробушки» воспитатель загадывает загадки: «Ночью он совсем не спит, Дом от мышек сторожит, Молоко из миски пьёт, Ну конечно, это – … (кот)» и «Эта птичка не шагает, Призывает: «Не робей!» Забияка самый главный — Серо-бурый … (воробей)».

Воспитательница держит зонт и что-то рассказывает детям

Загадки используются в качестве мотивационного приёма перед началом игры

Наглядные

Зрительное восприятие для детей, почти не владеющих речью, является необходимым средством для понимания поставленной задачи. Для подвижных игр используются:

  • картинки (изображающие героев игры — кошек, собачек и др., играющих детей);
  • игрушки, от лица которых забава проводится;
  • демонстрация (участие педагога во всех забавах — обязательное условие игровой деятельности в первой младшей группе, поэтому воспитатель сначала показывает действия всех участников сам, а затем уже ребята их повторяют).

Воспитатель в шапочке курочки сидит на корточках с детьми-цыплятами

Воспитатель показывает все роли и оставляет за собой миссию водящего

Практические

К этой группе приёмов относятся собственно игровые действия, которые малыши выполняют вместе со взрослым.

Это интересно. Для развития самостоятельности с каждым последующим повтором игры воспитатель оставляет за собой всё меньше игровых действий. Так, если первые несколько раз взрослый берёт на себя функции ведущего, то при повторах забавы эта роль переходит к детям.

Правила организации и проведения

  1. Подвижные игры проводятся каждый день.
  2. В первой младшей группе игра не должна длиться дольше 6–8 минут.
  3. В один приём проводится 1–2 подвижные игры, причём одна, требующая более активных движений (например, с бегом), а вторая менее (с ориентированием в пространстве).
  4. При проведении забав в помещении, комнату необходимо проветрить, провести влажную уборку.
  5. Игры проводятся со всеми детьми вместе или в малых группах, чтобы каждый малыш смог поучаствовать.
  6. На прогулке подвижные забавы организуются сразу после выхода.
  7. Нельзя настаивать на участии малыша в игре, если он не хочет. При этом необходимо выяснить причину отказа (возможно, малыш стесняется ошибиться или боится упасть, ушибиться, в этом случае помогут терапевтические сказки по теме, подходящие по проблеме мультфильмы).
  8. Если в первой половине дня есть занятия физкультурой (хореографией, музыкой), то на улице проводится более спокойная игра, а после сна организуются забавы разной подвижности.
  9. В процессе игры педагог оказывает помощь каждому малышу (помогает ловить мяч, крутить обруч). При этом сам остаётся на позиции руководителя, направляющего и показывающего малышам, как нужно играть.
  10. Для сюжета забавы подбираются хорошо знакомые детям персонажи: зайчики, коты, птички. Важно, чтобы персонаж был представлен наглядно: картинкой, игрушкой.
  11. В играх применяются только простые задания: позвонить в колокольчик, догнать мячик, принести кегли и пр.
  12. В сюжет забав включаются не только новые, но и хорошо отработанные упражнения. Например, осваивая движение паровозиком в игре «Поезд», малыши выходят из «вагончиков» и гуляют по «полянке», а затем переходят через «мостик», то есть выполняют хорошо знакомое движение на равновесие.
  13. Перед проведением игры малышей нужно познакомить с правилами, выделяя те сигналы, по которым детям придётся менять характер движения (например, услышав звон колокольчика, присесть, или на хлопок в ладоши ведущего остановиться). А также продемонстрировать атрибуты, которые потребуются для игры (мяч, игрушка, хула-хуп).

Воспитательница и дети в группе размахивают лентами на ходу

После того, как педагог представил малышам атрибуты игры, нужно дать детям несколько секунд попробовать это оснащение в деле

Мальчик в красной футболке бежит через жёлто-голубые препятствия в спортивном зале ДОУ

Педагог должен следить за тем, чтобы дети не переутомлялись в процессе игры

Картотека подвижных игр в младшей группе

В отличие от дидактических игр, планирование которых идёт в соответствии с изучаемой лексической темой, подвижные забавы могут группироваться по трём принципам:

  • по отработке того или иного физического навыка;
  • комплексно, когда в одном блоке реализуется сразу несколько задач (то есть игры берутся разных видов);
  • тематически (забавы подбираются под лексические темы).

Последний принцип группировки игр менее продуктивный, так как сюжеты забав для первой младшей группы настолько незамысловаты, что поменять героев не представляет большого труда. Например, игра на развитие навыков бегать и прыгать «Птички в гнёздышках» (дети стоят на возвышении, по сигналу взрослого, «разлетаются», а затем на слова «Дождь пошёл!» возвращаются обратно) может превратиться в забаву «Кот и мышки» или «Цыплята и лиса».

Семеро детей идут паровозиком

Игра Паровозик может легко превратиться в Автобус, Трамвай или Гусеницу — в зависимости от изучаемой темы

Самым удобным способом составления картотеки игр является следование принципу отрабатываемого умения.

Бег, прыжки

  1. «Солнышко и дождик» (варианты «Дождик», «Солнечные зайчики»). Задачами проведения таких забав является тренировка малышей бегать в разных направлениях, не сталкиваясь друг с другом при этом. А также ходить, приседать по сигналу педагога. Условия: педагог обозначает черту, за которой дети приседают. Когда водящий говорит, что на небе ни тучки и можно пойти прогуляться, малыши бегают по комнате. После слов: «Дождик собирается», снова бегут за черту и присаживаются.
  2. Русская народная игра «Кот и мыши» (по этому же принципу организуется игра «Кот и воробушки»). Задачи: стимулировать двигательную активность малышей. Условия: кот обитает в домике на стуле, у мышей тоже есть домики-стулья. Кот красуется, пока мышки в домиках. Звучит колыбельная песенка, и кот засыпает в доме. Мыши выходят из норок со словами: «Тише, мыши, кот услышит», двигаются по направлению к дому кота. Под громкий звук бубна кот пробуждается и бежит за мышами. Те разбегаются, а кто не успел, становится котом.
  3. «Самолёты». Задачи: отрабатывать умение бегать в разных направлениях, не сталкиваться друг с другом, приучать чётко следовать инструкциям водящего. Условия: педагог показывает, как заводится мотор самолёта (махи руками под звук «р-р-р»), как самолёт летит (руки в стороны) и как садится (присаживаемся на скамейку). Далее воспитатель командует: «Приготовились! Проверяем готовность моторов!», «Полетели!», «На посадку!»
  4. «Бегите ко мне!» Задачи: тренировать умение бегать прямо всем вместе одновременно. Дети и педагог стоят в разных концах площадки. Взрослый говорит: «Бегите ко мне!». Малыши бросаются к нему, а взрослый пытается всех обнять. Потом уходит в противоположный конец комнаты и снова повторяет: «Бегите ко мне!».

Дети на улице с вертушками в руках

Усложнить задание можно условием не только подбежать к воспитателю, а ещё и поднять с земли вертушку, например

Ориентирование в пространстве

  1. «Поезд». Задачи: учить малышей согласованности действий, двигаться строем, менять темп движения по условному знаку. Условия: дети становятся в затылок друг другу, при этом не касаются впереди стоящих руками. Первый ребёнок — паровозик, остальные — вагончики. По условному сигналу педагога паровоз с вагонами начинает двигаться. После слов: «Поезд приближается к станции», дети начинают передвигаться чуть медленнее. Воспитатель предлагает участникам погулять, походить вокруг. По условному знаку нужно как можно быстрее восстановить последовательность вагонов.
  2. «Автомобили». Задачи: учить сохранять направленность движений, не толкаться, развивать внимание. Условия: педагог обозначает черту, за которой находится «гараж». «Автомобили»-дети выезжают на площадку, ездят, соблюдая элементарные правила (например, не толкаться, объезжать, давая сигнал). После слов: «Автомобили, в гараж!», малыши возвращаются за черту.
  3. «Листочки» («Листопад»). Задачи: обучать детей двигаться под рифмованный текст. Малыши берут листья и выполняют следующие действия: машут листочками, меняя направленность движений, кружатся и приседают, кладут листья под ноги.

Развитие равновесия

  1. «Карусель». Задачи: развивать у детей равновесие, умение менять темп бега. Условия: педагог надевает хула-хуп, на котором привязаны ленточки. Малыши берутся за эти ленты и по инструкции взрослого то убыстряют, то замедляют темп движения.

Воспитательница держит зонт, к спицам которого привязаны разноцветные ленты, за них держатся дети

Вместо хула-хупа в игре Карусель можно использовать зонт

Навык подражания

  1. «Пузырь». Задачи: учить детей действовать по ходу словесной инструкции, развивать подражание, а также согласованность движений. Условия: педагог и дети становятся в хоровод. Воспитатель 2–3 раза повторяет фразу: «Надувайся пузырь, надувайся пузырь да не лопайся». Дети расходятся, не размыкая рук. На слова: «Вот и лопнул пузырь!» малыши расходятся и произносят звук: «Ш-ш-ш».
  2. «Петушок». Задачи те же, что и в предыдущей игре. Условия: в центре круга стоит «петушок», дети ходят вокруг него, а когда он произносит: «Кукареку», разбегаются, и он их ловит.

Развитие ловкости

  1. «Курица и цыплятки» (по такому же принципу организуется игра «Кролики»). Задачи: обучать малышей подлезать под натянутую преграду, быть осторожными, действовать по условному знаку, помогать друг другу, не толкаться. Условия: между стульями натягивается лента на высоте 30–40 см от пола. По одну сторону — «курица» с «цыплятами» (дети), по другую — «орёл» (педагог). Дети перелазят на территорию «птицы» в поисках корма, по сигналу: «Орёл» пролазят под лентой в дом.

Воспитательница в шапочке курочки, дети в шапочках цыплят

Чтобы сделать игры ещё интереснее, стоит подыскать подходящие шапочки, маски

Навык лазанья

Это игры, связанные с упражнениями на гимнастической стенке. В первой младшей группе малыши выполняют задание «Обезьянки», в котором они должны взобраться на 3–4 ступеньки стенки. Остальные участники наблюдают. Выполняют задание по очереди.

Развитие внимания

  1. «Догони мяч». Задачи: обучать малышей ловить мячи двумя руками, стимулировать самостоятельность, развивать внимание. Условия: педагог подзывает малышей по 2–3 человека и в разные стороны раскатывает им мячики. По просьбе взрослого дети несут именно те мячи, что были обозначены для них.
  2. «Флажок». Задачи: отрабатывать навык выполнения действий под словесную инструкцию, тренировать внимательность. Дети стоят по кругу, в центре которого — флажок. Педагог называет малыша, он поднимает флажок, машет им и кладёт в круг. И так по очереди.

Временной план игры

Как отмечалось выше, длительность подвижной игры в первой младшей группе — 6–8 минут. В этот временной промежуток педагог с детьми прорабатывает 5 этапов.

  1. Начало игры, то есть введение в игровую ситуацию, пробуждение интереса к забаве (полминуты). Воспитатель говорит название и основные действия («В этой игре мы будем бегать/прыгать/приседать» и пр.).
  2. Знакомство с правилами (1 минута). Взрослый детально описывает правила игры и показывает действия, которые предстоит выполнять детям.

Воспитательница идёт в хороводе с тремя детьми

Игровым действиям обязательно предшествует детальное объяснение правил

Таблица: пример конспекта подвижной игры «Воробушки и автомобиль» в первой младшей группе

Автор — Романченко Н.В., воспитатель МБДОУ Маньковский детский сад, с. Маньково-Калитвенское, Ростовская область.

Источник

Подвижные игры во второй младшей группе

Подвижные игры для детей 3-4 лет в детском саду

Дружные ребята

Цели: воспитывать у детей дружеские чувства и доброжелательные отношения; научить внимательно слушать воспитателя и выполнять предложенные им действия; закрепить навык обращаться друг к другу по имени; развивать творческие способности и двигательные навыки.

Воспитатель предлагает детям поиграть и внимательно проследить, что он будет говорить. А затем обращается к детям:

Таня, Танечка, дружок,

К нам скорей вставай в кружок!

В хоровод скорей входи,

Плясовую заводи! Под музыку дети исполняют плясовые движения.

Саша, Сашенька, дружок,

К нам скорей вставай в кружок!

За руки возьмем друг друга,

Побежим мы все по кругу!

Лена, Леночка, дружок,

К нам скорей вставай в кружок!

Ты старайся не зевать,

А быстрее мяч поймать! Воспитатель кидает мяч Леночке, затем другим детям.

Что бывает и что не бывает

Цели: развивать у детей познавательные процессы и волевые качества; закрепить знания детей об окружающем мире; работать над формированием грамматического строя речи; стимулировать мыслительные процессы; вырабатывать быстроту реакции. Оборудование: мяч.

Воспитатель предлагает детям встать в круг и тот, кому он кинет мяч, должен что-нибудь рассказать про предмет, который будет назван.

Снег — холодный, белый, пушистый.

Солнце — жаркое, яркое.

Молоко — вкусное, белое, полезное.

Колобок — круглый, румяный, веселый.

Карандаш — красный, зеленый, синий.

Дождик — сильный, мокрый, холодный.

Выигрывает тот, кто больше дал правильных ответов.

Предмет и действие

Цели: закрепить знания детей о свойствах предметов; способствовать обогащению и расширению словарного запаса детей; совершенствовать речь, мышление, память.

Воспитатель предлагает детям встать в круг. Сам стоит в середине круга и, кидая мяч ребенку, называет существительное, а ребенок в ответ должен назвать действие.

Мальчик — ходит (прыгает, бежит)

Кошка — спит (царапается, мяукает)

Медведь — ходит (ревет)

Ручеек — бежит и т.д.

Топ-топ

Цель: развивать чувство ритма, координацию движений.

Дети сидят или стоят в кругу. Вместе с воспитателем начинают топать под считалку:

Топ-топ, кто идет,

Хлоп-хлоп, что несет?

Хлоп-хлоп, мы несем. — Что?

Дети поочередно говорят, что они «несли», и пальчиком в воздухе, как карандашом, рисуют то, что они «несли». В эту игру можно и нужно играть с разной скоростью — в разных темпах. Она развивает не только чувство ритма, но и пространственное воображение, координацию движений.

Аист и лягушки

Цель: развивать ловкость, координацию движений.

На земле или на асфальте рисуется игровое поле — большое озеро с бухтами, мысами, островками. «Лягушки» сидят в озере. Они не могут выпрыгивать на сушу. Вокруг озера бегает «аист». Ему нельзя заходить в воду, но он может прыгать с острова на остров. При этом аист пытается поймать лягушку. Каждая пойманная лягушка выходит из игры. Последняя становится новым аистом.

Ниточка — иголочка

Цель: развивать ловкость, координацию движений.

По считалке выбирают водящего — «иголочку». К нему присоединяются по желанию несколько человек — «ниточка». Остальные произвольно размещаются на площадке, стоя по одному. Игроки, составляющие «ниточку» и «иголочку», берутся за руки, образуя цепочку. Впереди — «иголочка».

«Иголочка» бежит между стоящими, делая самые неожиданные повороты, зигзаги, а «ниточка» должна точно повторить ее путь.

Передай

Цели: формировать готовность делиться друг с другом; развивать мелкую моторику рук.

Вы заворачиваете подарок в несколько слоев бумаги. Каждый слой закрепляется липкой лентой, фиксируя бумагу в двух-трех местах. Предложите детям, по очереди разворачивать один за другим эти слои. Разворачивание происходит под музыкальное сопровождение. Когда музыка оборвется, ребенок должен передать «похудевший» сверток малышу по соседству. С каждым разом музыка прерывается все чаще, и дети с трудом передают сверток друг другу, но соблюдение правил строго обязательно. Чтобы дети не чувствовали себя обделенными, подарите в конце игры каждому по маленькому сувениру.

Ярмарка

Цели: развивать координацию движений; формировать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Дети стоят в кругу. Это — «продавцы». Руки держат за спиной, в руках мелкие предметы разных цветов — красный, оранжевый, зелёный, фиолетовый и т.д. Можно использовать кубики, шарики или заготовленные заранее картонные кружки. В центре круга находится ребенок. Он — покупатель. Дети все вместе произносят слова, под которые ребенок-покупатель поворачивается вокруг себя, вытянув вперед руку, наподобие стрелки.

Ваня, Ваня, покружись,

Всем ребятам покажись,

И какой тебе милей,

Укажи нам поскорей! Стоп!

На последнем слове ребенок останавливается.

— Что угодно для души? Все товары хороши!

Ведущий. Хочу фрукт! (или овощ, ягоду, цветок)

Теперь ребенок, «принявший заказ», должен предложить фрукт, цвет которого совпадает с игрушкой, спрятанной у него за спиной.

Продавец (протягивает желтый кубик). На тебе грушу.

Эстафета «Классики»

Цели: развивать ловкость, координацию движений.

Оборудование: обручи (13 шт.), поворотная стойка.

Если любите вы прыгать,

Если сила есть у вас,

Через кочки и мосток.

Ребята, приглашаем вас

Попрыгать в классики сейчас!

На земле (полу) лежат обручи, чередуясь цепочкой: один-два, один-два и т.д. Необходимо выполнить прыжки: там, где лежит один обруч, прыжок на одну ногу, там, где лежат два обруча, прыжок ноги врозь, затем обежать поворотную стойку, тем же путем вернуться к своей команде и передать эстафету следующему игроку.

Эстафета «Снежный ком на лопатке»

Цели: развивать ловкость, координацию движений.

Оборудование: детские лопатки; поворотная стойка (это может быть снеговик или любая снежная фигура).

У первого игрока в руке детская лопатка, на ней небольшой снежный комок. По сигналу надо добежать до поворотной стойки, Удерживая комок на лопатке, обежать ее и вернуться к своей команде, передав лопатку со снежным комком следующему игроку.

Если игрок потерял снежный комок или уронил лопатку, он возвращается к своей команде, кладет на лопатку новый комок и выполняет свое задание сначала.

Хоккей

Цели: развивать ловкость, координацию движений.

Оборудование: клюшка и шайба у каждой команды; поворотные стойки (кегли или снежные комки).

У первого игрока — клюшка и шайба. По сигналу он начинает вести клюшкой шайбу змейкой между стойками до поворотной стойки, огибает ее и тем же путем возвращается к своей команде, передав клюшку и шайбу следующему игроку.

Трамвай

Цели: развивать внимание, координацию движений.

Оборудование: шнур достаточной длины, три разноцветных флажка (желтый, красный, зеленый), колокольчик (привязывают к концу шнура).

Дети построены парами. Свободными руками они держатся за шнур (концы его связаны). Это трамвай. Воспитатель стоит с гремя цветными флажками. Он объясняет, что на зеленый сигнал надо двигаться, на красный и желтый останавливаться. Воспитатель поднимает зеленый флажок — трамвай едет, дети бегут вокруг комнаты. Добежав до воспитателя (светофора), дети смотрят, не сменился ли цвет. Если цвет по- прежнему зеленый, то движение трамвая продолжается, если поднят красный или желтый флажок, малыши останавливаются и ждут, когда появится зеленый, чтобы можно было снова двигаться.

Во время игры детей знакомят с правилами уличного движения. При небольшом количестве участников можно ставить их не парами, а в одну колонну. Сюжет игры можно развернуть — на пути сделать остановку. Пассажиры сидят и ждут трамвая. Подъезжая к остановке, трамвай замедляет ход и останавливается. Одни пассажиры выходят, другие входят. Чтобы войти или выйти из трамвая, дети приподнимают шнур, на конце которого привязан колокольчик. Ребенок, стоящий последним (кондуктор), дает звонок, трамвай трогается.

Проведи друга по лабиринту

Цели: развивать пространственное ориентирование, координацию движений, равновесие; закрепить в речи слова, обозначающие пространственное ориентирование.

Из играющих выбираются по одному спасателю, инструктору и пострадавшему. Важно предоставить каждому ребенку возможность быть спасателем и инструктором.

Остальные дети размещаются по группе, имитируя различные препятствия: провалы в дороге, завалы, обрушения и т.д.

«Спасателю» завязывают глаза. Он должен пройти маршрут, не наталкиваясь на препятствия, и добраться до конечной цели — до «пострадавшего», подчиняясь командам «инструктора».

«Инструктор» дает ему распоряжения: «Два шага вперед. Один шаг влево. Повернись направо. Нет, налево». Когда «спасатель» доходит до конечной точки маршрута, «пострадавший» дает команду голосом: «Ты у цели». Это означает, что игра окончена.

Выбираются новые «инструктор», «спасатель», «пострадавший» и «препятствия» по-другому размещаются в игровом пространстве.

Лошадки

Цели: развивать внимание, ловкость, быстроту реакции.

Оборудование: прыгалки или веревочки по количеству детей, ленточка.

Все участники игры делятся на тройки, в каждой тройке кучер и две лошадки. Водящий по ходу игры подает различные команды, лошадки их выполняют, а кучер управляет и внимательно смотрит, точно ли выполняют лошадки все движения.

Лошадки идут шагом, бегут галопом по кругу, поворачивают налево, направо и т.д.

На слова «Найдите своего кучера!» лошадки как можно быстрее находят его.

При повторении игры в каждой тройке кучер меняется.

Лошадки точно должны выполнять все команды. Кучер, чьи лошадки ошибаются, получает штраф — к его вожжам привязывают синюю ленточку.

Самой трудной ролью в этой игре является роль водящего, который придумывает различные движения для лошадок. Поэтому, когда игра проводится впервые, роль водящего выполняет воспитатель. В конце игры, чтобы тройки собрались вместе, можно дать новое задание: «Кучер, найди своих лошадок!»

Игра заканчивается, как только в тройке играющих все выполнят роль кучера. В конце игры отмечается лучшая тройка.

Салка на одной ноге

Цели: развивать внимание, быстроту реакции, координацию Движений, ловкость.

Оборудование: небольшой яркий платок.

Дети расходятся по площадке, закрывают глаза, руки у всех за спиной. Ведущий проходит среди них и незаметно в руки одному из игроков дает платочек. На команду «Раз, два, три — смотри!» дети открывают глаза. Стоя на месте, они внимательно оглядывают друг друга. Ребенок с платком неожиданно поднимает его над головой и говорит: «Я салка!»

Участники игры, прыгая на одной ноге, пытаются уйти от салки. Тот, кого салка коснулся рукой, идет водить. Ребенок берет платок, поднимает его над головой и говорит: «Я салка!» Игра повторяется.

Если дети устали, они могут прыгать то на правой, то на левой ноге. Когда меняются салки, играющие могут встать на две ноги. Салка тоже прыгает, как и все играющие, на одной ноге.

Платок

Цели: развивать быстроту реакции, ловкость, координацию движений.

Оборудование: яркий платочек небольшого размера.

Все участники игры встают в круг. Водящий с платочком идет за кругом, кладет платочек на плечо одному из играющих и быстро бежит по кругу, а тот, кому положили платок, берет его в руки и бежит за водящим. И тот и другой стараются занять свободное место в круге.

Если игрок с платком догонит водящего и сможет положить ему платок на плечо, прежде чем тот займет свободное место в круге, тот вновь становится водящим, а игрок, отдавший платок, становится на свободное место.

Если же убегающий первым встанет в круг, то водящим останется игрок с платком. Он идет по кругу, кому-то кладет платочек на плечо и игра продолжается.

Во время игры дети не должны перебегать через круг. Во время бега не разрешается задевать руками детей, стоящих в круге. Стоящие игроки не должны задерживать бегущих. Играющие не должны поворачиваться в то время, когда водящий выбирает, кому положить платок.

Чем больше детей примут участие в этой игре, тем шире будет круг, а это значит, что надо больше приложить усилий, чтобы занять свободное место. Дети в круге стоят друг от друга на расстоянии шага.

Мячик вверх!

Цели: развивать быстроту реакции, координацию движений, ловкость.

Оборудование: яркий мяч.

Дети встают в круг, водящий идет в его середину и бросает мяч со словами «Мячик вверх!» Играющие в это время должны как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и, поймав, кричит: «Стой!» Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Тот, в кого попали, становится водящим. Если же водящий промахнулся, то он снова водит, и игра начинается снова.

Водящий бросает мяч как можно выше и только после слов «Мячик вверх!», ему разрешается ловить мяч с одного отскока от земли. Если кто-то из играющих после слов «Стой!», продолжал двигаться, он должен сделать три шага в сторону водящего. Убегая от него, дети не должны прятаться за постройки и деревья.

Ребята встают в круг близко друг к другу. Место водящего в центре круга лучше очертить небольшим кружком. Дети в игре должны быть очень внимательны, быстро реагировать на команды.

Листочки

Цель: закрепить знания об осени.

Оборудование: осенние листья.

Начало игры — рассматривание осенних листочков. Каждый ребенок находит себе листок, показывает и называет, какой лист, с какого дерева, какого цвета.

Воспитатель рассказывает о том, что когда дует ветер, листья медленно летят, кружатся, так как они легкие. Когда ветер затихает, медленно опускаются на землю.

Солнечный зайчик

Цели: закрепить понятия «вверх», «вниз», «в сторону».

Оборудование: маленькое зеркальце.

Воспитатель держит в руках маленькое зеркальце и говорит детям, что к ним пришел в гости солнечный зайчик. Он прыгает в разных направлениях: вверх, вниз, вбок. Предлагает поиграть с ним.

Где что найдешь?

Цели: закрепить умение группировать предметы по их назначению.

Оборудование: предметы или картинки, изображающие посуду, мебель, одежду и т.д.

По всей площадке воспитатель расставляет предметы, например, шкафчик для одежды, коробку для игрушек, ящик для инструментов и т.д. и предлагает все разбросанные предметы (картинки) убрать на места.

Когда все вещи разложены, проверить, правильно ли, если нет, то всем вместе подумать, как нужно сделать.

Источник

Подвижные игры для младшей группы с целями и оборудованием

В начале года во второй младшей группе проводятся описанные выше игры, рекомендованные для детей первой младшей группы. Однако в связи с тем, что кругозор детей значительно расширился, движения стали более уверенными, координированными, сюжеты игр, их правила и двигательные задания становятся более сложными и разнообразными.

Птички в гнездышках

Цель. Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

Описание. Дети сидят на стульчиках, расставленных по углам комнаты. Это гнездышки. По сигналу воспитателя все птички вылетают на середину комнаты, разлетаются в разные стороны, приседают, разыскивая корм, снова летают, размахивая руками-крыльями. По сигналу воспитателя «Птички, в гнездышки!» деть возвращаются на свои места.

Указания к проведению. Воспитатель следит, чтобы дети-птички действовали по сигналу, улетали от гнездышка как можно дальше и возвращались бы только в свое гнездышко.

Для гнездышек можно использовать большие обручи, положенные на пол, а на участке это могут быть круги, начерченные на земле, в которых дети приседают на корточки.

Воспитатель приучает детей быть внимательными во время бега, уступать место бегущим навстречу, чтобы не столкнуться; учит детей выпрыгивать из гнездышек (обруча).

Лошадки

Цель. Приучать детей двигаться вдвоем один за другим, согласовывать движения, не подталкивать бегущего впереди, даже если он двигается не очень быстро.

Описание. Дети распределяются в пары по желанию: один — лошадка, другой — кучер, который запрягает лошадку (надевает вожжи) и едет по площадке от одной стороны ее до другой и обратно. Затем по предложению воспитателя дети меняются ролями и игра повторяется.

Указания к проведению. Первое время воспитатель помогает детям надеть вожжи и непосредственно участвует в игре в роли кучера. Целесообразно на первых порах помочь подобрать в пару детей примерно одинаковых по уровню двигательной подготовленности. Вместо вожжей могут быть использованы цветные шнуры или скакалки. По мере того как дети научатся запрягать лошадку и ездить по площадке, можно разрешить играть сразу нескольким парам и не только на площадке, но и на прилегающей дорожке.

Мыши и кот

Цель. Приучать детей бегать легко, на носках, не наталкиваясь друг на друга; ориентироваться в пространстве, менять движения по сигналу воспитателя.

Описание. Дети сидят на скамейках или стульчиках. Это мыши в норках. В противоположной стороне комнаты или площадки сидит кот, роль которого исполняет воспитатель. Кот засыпает (закрывает глаза), а мыши разбегаются по всей комнате. Но вот кот просыпается, потягивается, мяукает и начинает ловить мышей. Мыши быстро убегают и прячутся в норках (занимают свои места). Пойманных мышек кот уводит к себе. Когда остальные мыши спрячутся в норки, кот еще раз проходит по комнате, затем возвращается на свое место и засыпает.

Выбегайте, мышки, кот крепко спит!
Выбегайте, мышки, кот крепко спит!

Указания к проведению. Мыши могут выбегать из норок только тогда, когда кот закроет глаза и заснет, а возвращаться в норки — когда кот проснется и замяукает. Воспитатель следит, чтобы все мыши выбегали и разбегались как можно дальше от норок. Норками, кроме стульев, могут служить дуги для подлезания, и тогда дети — мышки — выползают из своих норок. Когда мышки возвращаются обратно, они могут просто забежать за свой стульчик или дугу и спрятаться, присев за ними.

Лохматый пес

Цель. Учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему и не толкаясь.

Описание. Дети сидят или стоят на одной стороне зала или площадки. Один ребенок, находящийся на противоположной стороне, на ковре, изображает пса. Дети гурьбой тихонько подходят к нему, а воспитатель в это время произносит:

Дети приближаются к псу. Как только воспитатель заканчивает чтение стихотворения, пес вскакивает и громко лает. Дети разбегаются, пес гонится за ними и старается поймать кого-нибудь и увести к себе. Когда все дети спрячутся, пес возвращается на место и опять ложится на коврик.

Не догонит нас пес!
Не догонит нас пес!

Указания к проведению. Место, где находится пес, и место, куда убегают дети, должны располагаться подальше одно от другого, чтобы было пространство для бега. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не трогали пса при приближении к нему и не толкали друг друга, убегая от него.

Конники

Цель. Приучать детей бегать, не наталкиваясь друг на друга, ускорять или замедлять движения, ориентироваться в пространстве.

Описание. Группа детей (5-6 чел.) становится у одного края площадки. Воспитатель дает каждому палку длиной 50-60 см. Дети садятся на палку верхом и скачут на противоположную сторону площадки, изображая конников, стараясь не наталкиваться друг на друга и не задевать предметы, оборудование, находящееся на площадке.

Указание к проведению. Во время игры воспитатель может предложить конникам ехать быстро и медленно, а также в разных направлениях. Когда дети научатся быстро бегать, можно устроить соревнования. Дается задание, кто скорее проскачет на лошадке до определенного места на площадке или дорожке.

Поезд

(Усложненный вариант)

Цель. Учить детей ходить и бегать в колонне по одному, ускорять и замедлять движение, делать остановки по сигналу; приучать детей находить свое место в колонне, не толкать товарищей, быть внимательными.

Описание. Дети становятся в колонну по одному (не держась друг за друга). Первый — паровоз, остальные — вагоны. Воспитатель дает гудок — и поезд начинает двигаться вперед сначала медленно, потом быстрее, быстрее, наконец дети переходят на бег. После слов воспитателя «Поезд подъезжает к станции» дети постепенно замедляют движение — поезд останавливается. Воспитатель предлагает всем выйти погулять, собрать цветы, ягоды на воображаемой поляне. По сигналу дети снова собираются в колонну — и поезд начинает двигаться.

Зеленый свет - можно ехать!
Зеленый свет — можно ехать!

Указания к проведению. Первое время дети строятся в колонну в любом порядке, а к концу года уже запоминают свое место в колонне — находят свой вагон. Поезд может двигаться, то ускоряя, то замедляя движение, делать остановки по сигналу. Сигналом, кроме слов воспитателя, может служить красный флажок, который он поднимает.

При повторении игры целесообразно внести изменения в ее сюжет. Например, можно предложить детям на остановках поиграть в мяч, ловить бабочек (подпрыгивать, делая хлопки над собой), собирать шишки, желуди и т. п.

Трамвай

Цель. Учить детей двигаться парами, согласовывая свои движения с движениями других играющих; учить их распознавать цвета и в соответствии с ними менять движение.

Описание. 3-4 пары детей становятся в колонну, держа друг друга за руку. Свободными руками они держатся за шнур, концы которого связаны, т. е. одни дети держатся за шнур правой рукой, другие — левой. Это трамвай. Воспитатель стоит в одном из углов комнаты, держа в руках три флажка: желтый, зеленый, красный. Он объясняет детям, что трамвай двигается на зеленый сигнал, на желтый замедляет ход, а на красный — останавливается. Воспитатель поднимает зеленый флажок — и трамвай едет: дети бегут по краям зала (площадки). Если воспитатель поднимает желтый или красный флажок, трамвай замедляет ход и останавливается.

Указания к проведению. Если детей в группе много, можно составить два трамвая. Сюжет игры может быть более развернутым: во время остановок одни пассажиры выходят из трамвая, другие входят, приподнимая при этом шнур. Воспитатель знакомит детей с правилами уличного движения. Он следит за тем, чтобы все играющие были внимательными, не пропускали остановок, следили за сменой флажков и меняли движение.

Воробушки и кот

Цель. Учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего, быстро убегать, находить свое место; приучать детей быть осторожными, занимая место, не толкать товарищей.

Описание. Дети становятся на невысокие скамеечки или кубики (высотой 10-12 см), положенные на пол в одной стороне площадки или комнаты. Это воробушки на крыше. В другой стороне, подальше от детей, сидит кот, он спит. «Воробушки вылетают на дорогу», — говорит воспитатель, и дети спрыгивают со скамеек, кубиков, разлетаются в разные стороны. Просыпается кот, он потягивается, произносит «мяу-мяу» и бежит ловить воробушков, которые прячутся на крыше. Пойманных воробушков кот отводит к себе в дом.

Резвятся воробушки, пока кот спит
Резвятся воробушки, пока кот спит

Указания к проведению. Скамеечки и кубики следует раскладывать подальше один от другого, чтобы детям было удобно стоять и спрыгивать, не мешая друг другу. Воспитатель следит, чтобы дети, спрыгивая, приземлялись мягко, показывает, как это надо делать. Первое время, когда в роли кота выступает воспитатель, кот не ловит воробушков, а только пугает, делая вид, что ловит их. Когда же на роль кота будет выбран ребенок, он может ловить детей.

Кролики

Цель. Учить детей прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, пролезать под ножками стульев, развивать ловкость, уверенность.

Описание. В одной стороне комнаты полукругом расставлены стулья, сиденьями внутрь полукруга. Это клетки кроликов. На противоположной стороне — дом сторожа. Посередине находится лужайка, на которую кроликов выпускают гулять. Дети (по 2-3) становятся сзади стульев, по указанию воспитателя они присаживаются на корточки — кролики сидят в клетках. Воспитатель-сторож подходит к клеткам и выпускает кроликов на лужок: дети один за другим проползают под стулом, а затем прыгают, продвигаясь вперед по всей лужайке. По сигналу воспитателя «Бегите в клетки!» кролики возвращаются на свои места, снова проползая под стульями.

Выбегайте, кролики, на лужайку!
Выбегайте, кролики, на лужайку!

Указания к проведению. Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети, проползая под стульями, старались не задевать за них спинами. Вместо стульев можно использовать дуги для подлезания или положенные на сиденья стульев палки, рейки.

Наседка и цыплята

Цель. Учить детей подлезать под веревку, не задевая ее, увертываться от ловящего, быть осторожным и внимательным; приучать их действовать по сигналу, не толкать других детей, помогать им.

Описание. Дети, изображающие цыплят, вместе с наседкой находятся за натянутой между стульями на высоте 35-40 см веревкой. Это их дом. На противоположной стороне площадки или комнаты сидит большая птица. Наседка выходит из дома и отправляется на поиски корма, она зовет цыплят: «Ко-ко-ко-ко». По ее зову цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют, ищут корм. По сигналу «Большая птица!» цыплята быстро убегают.

Указания к проведению. Роль наседки в первое время выполняет воспитатель, а затем на эту роль можно выделять детей, сначала по их желанию, а потом по назначению воспитателя.

Когда цыплята возвращаются в дом, убегая от большой птицы, воспитатель может приподнять веревку повыше, чтобы дети не задевали за нее.

Такси

Цель. Приучать детей двигаться вдвоем, соразмерять движения друг с другом, менять направление движений, быть внимательным к партнерам по игре.

Описание. Дети становятся внутрь большого обруча (диаметром 1 м), держат его в опущенных руках: один — у одной стороны обода, другой — у противоположной, друг за другом. Первый ребенок — водитель такси, второй — пассажир. Дети бегают по площадке или по дорожке. Через некоторое время меняются ролями.

Вот как быстро едет такси
Вот как быстро едет такси

Указания к проведению. Одновременно могут играть 2-3 пары детей, а если позволяет площадь — то больше. Когда дети научатся бегать в одном направлении, воспитатель может дать задание двигаться в разных направлениях, делать остановки. Можно место остановки обозначить флажком или знаком стоянки такси. На остановке пассажиры меняются, один выходит из такси, другой садится.

Зайцы и волк

Цель. Приучать детей внимательно слушать воспитателя, выполнять прыжки и другие действия в соответствии с текстом. Учить ориентироваться в пространстве, находить свое место (куст, дерево).

Описание. Дети-зайцы прячутся за кустами и деревьями. В стороне за кустом находится волк. Зайцы выбегают на полянку, прыгают, щиплют травку, резвятся. По сигналу воспитателя: «Волк идет!» — зайцы убегают и прячутся за кусты, под деревьями. Волк пытается догнать их.

В игре можно использовать небольшой текст:

Дети выполняют действия, о которых говорится в стихотворении. С окончанием текста появляется волк и начинает ловить зайцев.

Указания к проведению. Ребенок, исполняющий роль волка, должен быть подальше от кустов, где прячутся дети. Первое время роль волка выполняет воспитатель, при этом он не спешит поймать зайцев, давая возможность детям убежать и спрятаться. Затем можно предложить выполнять роль волка детям по желанию.

Источник

Подвижные игры летом. Подборка для младшей группы

Летом дети много времени проводят на улице. Чтобы эти прогулки проходили весело и полезно, воспитатель может организовать простые подвижные игры. Они помогут развить двигательные навыки ребенка и наладить взаимодействия детей между собой.

Правила безопасности во время проведения подвижных игр летом

Когда дети беспорядочно носятся по площадке, легко упасть и получить травму. Чтобы этого не произошло, воспитатель должен позаботиться о безопасности ребят:

Не проводите игры на площадке, где сильно припекает солнце. Дети должны находиться в тени. Если таких площадок нет, то выпускайте детей, когда нет жары — утром и ближе к вечеру.

Перед прогулкой осмотрите площадку на наличие опасных предметов — стекол, острых палок, пеньков и мусора.

Прежде чем начинать новую игру или упражнение, подробно объясните правила, даже если дети играли в эту игру раньше.

Не оставляйте детей без присмотра. Следите, чтобы они правильно выполняли упражнения.

Учитывайте возраст, физические особенности и ограничения каждого ребенка. Если мальчик быстро устает, не заставляйте его бегать наравне со всеми.

Используйте описанные правила, они актуальны для всех упражнений.

Почему подвижные игры лучше подбирать по возрасту

При планировании занятий важно учитывать возрастные особенности детей. С возрастом у детей меняются интересы, уровень их физического и эмоционального развития. Для детей младшей группы характерны следующие особенности:

Слабая концентрация внимания. Следовательно, игры должны быть максимально простыми и короткими.

Низкий уровень владения своим телом. Поэтому воспитатель должен следить за безопасностью малышей и страховать их во время выполнения заданий.

Силы быстро истощаются. Чтобы их восполнить, нужно делать небольшие перерывы между упражнениями.

Понимание этих возрастных особенностей поможет подготовить наиболее подходящее занятие.

Подборка подвижных игр для самых маленьких

Чтобы спланировать занятие, используйте подборку подвижных игр, которые отлично подходят для малышей. Чередуйте их, чтобы удержать внимание детей.

Курица и цыплята

Цель: развить двигательную активность, умение слушать и слышать.

Воспитатель играет роль курицы, а дети — цыплят. До начала игры воспитатель отгораживает место под «курятник». Для этого он натягивает веревку между двумя опорами на высоте 55 см. Затем разбрасывает в укромных местах площадки несколько игрушек.

Игра начинается с того, что «цыплята» заходят в «курятник», а «курица» отправляется на игровую площадку в поисках корма. Она медленного ходит в пределах площадки. Через пару минут она произносит «Ко-ко-ко». По этому сигналу дети пролезают под веревкой, подбегают к воспитателю и вместе с ним ищут корм (игрушки). Когда воспитатель произносит «Пора домой», дети бегут обратно в «курятник».

Упражнение повторяется, пока дети не найдут все игрушки. Если дети не справляются, воспитатель может помочь.

Дальний бросок

Цель: развить точность и координацию движений.

Воспитатель делит малышей на 3-4 команды. Затем рисует круг, диаметром 1 метр и черту в трех метрах от круга. Раздает каждой команде по 4 мешочка, наполненных песком. Все дети становятся за черту.

По команде «Старт» дети по очереди бросают мешочки в круг: 2 раза правой рукой и 2 раза левой. Затем поднимают их и передают следующему игроку своей команды. Выигрывает та команда, которая быстрее всех справилась с заданием и у которой больше бросков попало внутрь круга. Воспитатель следит, чтобы дети не мешали друг другу, и считает, сколько мешочков каждой команды попало в круг.

Переправа

Цель: развить координацию движений.

Воспитатель условно обозначает два берега реки, нарисовав их на земле или мелом на асфальте. Расстояние между берегами 5-7 метров. Он раскладывает между ними альбомные листы или кусочки фанеры, похожие на кирпичи. Затем он делит детей на команды и дает задание: переправиться с одного берега на другой по «кирпичикам».

Воспитатель подает сигнал, и малыши по очереди начинают переправу. Он следит, чтобы одновременно на переправе было не больше одного человека из команды, и чтобы малыши наступали только на «кирпичики». Если кто-то наступит на «воду», он снимается с дистанции и начинает проходить ее заново. Выигрывает та команда, которая первая переправится на другой берег.

Лягушата

Цель: развить память и умение прыгать.

На детской площадке воспитатель рисует или обозначает веревкой круг диаметром 2 метра. В игре круг играет роль «пруда», в котором живут лягушки. Затем воспитатель делит малышей на две группы. Одна группа садится на скамейку, а другая выстраивается вдоль линии круга в шаге от него.

Малыши, которые сидят на лавочке, повторяют за воспитателем четверостишие:

Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки,

Скачут, вытянувши ножки.

Пока звучит стихотворение, малыши из другой группы прыгают, как лягушата. Как только дети на лавочке замолкают, они начинают громко хлопать в ладоши, чтобы спугнуть «лягушат». Дети из другой группы запрыгивают в круг и тихо садятся на корточки.

Затем группы детей меняются ролями, и игра начинается заново.

Благодарим, что уделили внимание нашей подборке. Теперь вы готовы к веселым, интересным прогулкам с детьми! В следующей рассылке мы расскажем о подвижных играх для детей 4-6 лет.

Источник

Читайте также:  Сорм оборудование что это