Меню

Осуществление контроля за кассовым оборудованием



Статья 7. Контроль за применением контрольно-кассовой техники

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ статья 7 изложена в новой редакции

Статья 7. Права и обязанности налоговых органов при осуществлении контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 7 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 238-ФЗ

1. Контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляются налоговыми органами.

В рамках отношений по контролю и надзору за оборотом маркированных товаров налоговые органы осуществляют контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники в части ведения реестра контрольно-кассовой техники и реестра фискальных накопителей, а также выдачи и аннулирования разрешений на обработку фискальных данных.

В случае, указанном в абзаце втором настоящего пункта, налоговые органы вправе осуществлять контроль и надзор за соответствием контрольно-кассовой техники и фискальных накопителей установленным требованиям.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 3 июля 2018 г. — Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 192-ФЗ

2. При осуществлении контроля и надзора, указанных в пункте 1 настоящей статьи, налоговые органы:

ведут (в том числе с помощью автоматизированной информационной системы) мониторинг расчетов с применением контрольно-кассовой техники и полноты учета выручки, проводят анализ данных;

осуществляют наблюдение за применением контрольно-кассовой техники;

проводят проверки применения контрольно-кассовой техники, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, а также проверки осуществления деятельности операторами фискальных данных, в том числе по месту нахождения налоговых органов, на основе информации, имеющейся у налоговых органов (удаленные проверки);

проводят проверки оформления и (или) выдачи (направления) организацией и индивидуальным предпринимателем кассовых чеков, бланков строгой отчетности и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники и подтверждающих факт расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), в том числе путем приобретения товаров (работ, услуг), оплаты этих товаров (работ, услуг), совершения платежей (получения выплат) с использованием наличных денег и (или) в безналичном порядке, — контрольные закупки;

запрашивают необходимые пояснения, справки, сведения и документы, в том числе через кабинет контрольно-кассовой техники. При этом датой получения запроса налогового органа о предоставлении пояснений, справок, сведений и документов считается день размещения такого запроса в кабинете контрольно-кассовой техники либо шестой день со дня отправки заказного письма в случае направления налоговым органом запроса по почте заказным письмом;

получают, в том числе с использованием технических средств, беспрепятственный доступ к контрольно-кассовой технике проверяемого лица, в том числе для считывания фискальных данных, хранящихся в фискальном накопителе контрольно-кассовой техники;

получают беспрепятственный, в том числе дистанционный, доступ к фискальным данным, содержащимся в базе данных оператора фискальных данных;

проводят проверку правильности учета наличных денег при применении контрольно-кассовой техники;

выносят предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники;

взаимодействуют с органами внутренних дел и органами федеральной службы безопасности при осуществлении функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Информация об изменениях:

Статья 7 дополнена пунктом 2.1 с 3 июля 2018 г. — Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 192-ФЗ

2.1. Уполномоченный орган в случае подачи изготовителем, экспертной организацией и оператором фискальных данных неполных либо недостоверных сведений о руководителе, главном бухгалтере, членах коллегиального исполнительного органа и учредителях организации, о выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах руководителя, главного бухгалтера, членов коллегиального исполнительного органа, а также о выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, учредителях (участниках) учредителей такой организации принимает решение о прекращении приема сведений об изготовленных экземплярах контрольно-кассовой техники, изготовленных экземплярах фискального накопителя до устранения такой организацией причин, послуживших основанием для принятия решения о прекращении приема указанных сведений, и передачи в налоговые органы достоверных сведений об организации, аннулирует разрешение на обработку фискальных данных оператора фискальных данных, исключает из реестра экспертных организаций экспертную организацию.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 3 июля 2018 г. — Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 192-ФЗ

3. Банки обязаны предоставлять налоговым органам справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций и индивидуальных предпринимателей, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в случаях осуществления налоговыми органами контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, а также за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей.

Запросы в банк направляются налоговыми органами в электронной форме. Форма (форматы) и порядок направления налоговым органом запроса в банк, форма и порядок представления банками в электронной форме информации по запросам налоговых органов утверждаются уполномоченным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Форматы представления банками в электронной форме информации по запросам налоговых органов утверждаются Банком России по согласованию с уполномоченным органом.

4. Налоговые органы выполняют обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

5. Органы внутренних дел и органы федеральной службы безопасности взаимодействуют с налоговыми органами при осуществлении ими функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Информация об изменениях:

Статья 7 дополнена пунктом 6 с 3 июля 2018 г. — Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 192-ФЗ

6. Налоговые органы в рамках межведомственного информационного взаимодействия вправе передавать сведения о расчетах, перечень которых утверждается уполномоченным органом, с учетом требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных».

Информация об изменениях:

Статья 7 дополнена пунктом 7 с 3 июля 2018 г. — Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 192-ФЗ

7. Налоговые органы информируют организации, индивидуальных предпринимателей и физических лиц по вопросам применения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Источник

Контроль и надзор за соблюдением требований к ККТ

Контроль и надзор за соблюдением требований к ККТ

Административный регламент исполнения ФНС России государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения утвержден Приказом Минфина РФ от 17.10.2011 № 132н (далее – Регламент).

Согласно п. 2 Регламента государственную функцию по контролю за применением ККТ исполняют специалисты Инспекций по месту осуществления деятельности организации (кроме кредитных организаций) или индивидуального предпринимателя.

Проверяемыми объектами (лицами, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю, надзору) являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт.

Срок проведения проверки в каждом конкретном случае устанавливается руководителем (заместителем руководителя) Инспекции и не может превышать пяти рабочих дней. Срок исчисляется с даты выписки поручения руководителя (заместителя руководителя) Инспекции (п. 19 Регламента).

Последовательность административных процедур

Процедура налогового контроля за применением ККТ включает в себя следующие этапы (п. 20 Регламента):

а) проверка выдачи кассовых чеков, бланков строгой отчетности, выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу));

б) предъявление проверяемому лицу (организации или индивидуальному предпринимателю) поручения на проведение проверки;

в) рассмотрение проверяющими документов;

г) проверка соблюдения требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения;

д) оформление результатов проверки.

Первый этап: проверка выдачи чеков (БСО)

Проверка выдачи кассовых чеков включает в себя приобретение товара (работ, услуг), оплату этих товаров (работ, услуг) наличными денежными средствами и (или) с использованием платежных карт, установления факта оформления (неоформления) документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Указанные действия (процедуры проверки) проводятся в следующих формах:

форма контроля, основанная на визуальном наблюдении, с применением (без применения) способов видео-, аудиофиксации фактов приобретения и оплаты товаров покупателями (клиентами);

аналитические процедуры, направленные на выявление фактов выдачи или невыдачи кассовых чеков, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

На указанную процедуру отводится 1 рабочий день от даты поручения (п. 24 Регламента).

Второй этап: предъявление поручения

Налоговые инспекторы предоставляют проверяемому лицу поручение на проведение проверки и служебные удостоверения. Проверяемое лицо подписывает поручение с указанием своей должности и даты предъявления поручения. Проверяемое лицо может также написать на поручении отказ от ознакомления с поручением. В случае отсутствия проверяемого объекта или уклонения от ознакомления и подписания поручения налоговые инспекторы делают в нем соответствующую запись.

Пунктом 29 Регламента на этот этап отведено не более 2 рабочих дней от даты поручения.

Третий этап: рассмотрение документов

В зависимости от проверяемого периода и особенностей осуществления наличных денежных расчетов налоговые инспекторы рассматривают следующие документы (п. 34 Регламента):

— акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам;

— журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста;

— распечатки отчетов из фискальной памяти контрольно-кассовой техники и использованных накопителей фискальной памяти;

— контрольные ленты контрольно-кассовой техники на бумажном носителе и (или) распечатки контрольной ленты, выполненные на электронном носителе;

— информацию из автоматизированной системы о выпущенных документах;

Читайте также:  Каталог энергетического оборудования том 1

— сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации;

— бланки строгой отчетности, копии бланков строгой отчетности, корешки документов;

— карточку регистрации контрольно-кассовой техники;

— паспорт контрольно-кассовой техники;

— договор о технической поддержке ККТ, заключенный проверяемым объектом и поставщиком (центром технического обслуживания) контрольно-кассовой техники;

— документацию, связанную с приобретением, регистрацией, перерегистрацией, проверкой исправности, ремонтом, техническим обслуживанием, заменой программно-аппаратных средств, вводом в эксплуатацию, применением, хранением и выводом из эксплуатации контрольно-кассовой техники.

Документы для проверки представляются в виде оригиналов или заверенных должным образом копий. При этом налоговые инспекторы не вправе требовать у проверяемого объекта документы и сведения, не относящиеся к предмету проверки, а также нотариального удостоверения копий документов, представляемых в Инспекцию (п. 35 Регламента).

Срок рассмотрения документов не может превышать 1 рабочий день с даты предъявления проверяемому лицу поручения (п. 36 Регламента).

Четвертый этап: проверка соблюдения требований к ККТ

Этот этап включает в себя контрольные действия по документальному и фактическому изучению финансовых и хозяйственных операций, совершенных проверяемым лицом в проверяемый период.

Контрольные действия по документальному изучению проводятся по документам проверяемого объекта, в том числе путем анализа и оценки полученной из них информации.

Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы и т.п.

Контрольные действия проводятся сплошным или выборочным способом.

Сплошной способ — проведение контрольного действия в отношении всей совокупности финансовых и хозяйственных операций.

Выборочный способ — проведение контрольного действия в отношении части финансовых и хозяйственных операций.

Налоговые инспекторы в обязательном порядке проверят соответствие контрольно-кассовой техники, кассовых чеков, бланков строгой отчетности, документов, выполненных на бланках строгой отчетности, документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) установленным требованиям. Перечень обязательных действий, которые должны выполнить проверяющие, приведен в пункте 41 Регламента.

Для определения возможности выявления корректировки или фальсификации информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, регистрируемой контрольно-кассовой техникой, осуществляется проверка реквизитов, отпечатанных на кассовом чеке, в том числе в соответствии с документацией применяемой модели контрольно-кассовой техники. Проверка осуществляется с использованием реквизитов, фактически отпечатанных на кассовом чеке.

Непосредственно на месте установки контрольно-кассовой техники производится сверка фактического места установки контрольно-кассовой техники с данными, зафиксированными в документах о регистрации контрольно-кассовой техники.

В ходе проверки проверяемое лицо обязано давать необходимые письменные объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверки, документы и заверенные копии документов, необходимые для проведения контрольных действий.

Максимальный срок выполнения четвертого этапа не может превышать 5 рабочих дней с даты выписки поручения (п. 42 Регламента).

Пятый этап: оформление результатов проверки

По результатам проверки составляется Акт, который подписывают налоговые инспекторы и проверяемое лицо. В случае если проверяемый объект или его представитель отсутствуют либо уклоняются от подписания Акта проверки, этот факт отражается в Акте, который направляется по почте заказным письмом по месту нахождения или месту жительства проверяемого объекта.

В Акте проверки указываются (п. 47 Регламента):

1) дата составления Акта проверки специалистами Инспекции;

2) полное наименование либо фамилия, имя, отчество (при наличии) проверяемого объекта, его идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет;

3) фамилии, имена, отчества (при наличии) лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования Инспекции;

4) дата и номер поручения на проведение проверки;

5) перечень документов, полученных Инспекцией в ходе проверки;

6) даты начала и окончания проверки;

7) адрес места нахождения или места жительства проверяемого объекта;

8) документально подтвержденные факты нарушений, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых. В описании нарушений должны быть указаны положения нормативных правовых актов, которые были нарушены.

Проверяемое лицо может изложить по фактам нарушений, отраженным в Акте проверки, свои замечания (возражения), сделав при этом запись в Акте проверки или в отдельном письменном объяснении.

Максимальный срок выполнения процедур данного этапа не может превышать 5 рабочих дней с даты выписки поручения (п. 50 Регламента).

В случае выявления фактов нарушений законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники специалисты Инспекции возбуждают и осуществляют производство по делу об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП Российской Федерации.

Административными правонарушениями являются (п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ):

— неприменение в установленных федеральными законами случаях ККТ;

— применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям;

— использование ККТ с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения;

— отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Ответственность за указанные правонарушения установлена в виде:

б) или наложения административного штрафа:

— на граждан в размере от 1 500 до 2 000 рублей;

— на должностных лиц — от 3 000 до 4 000 рублей;

— на юридических лиц — от 30 000 до 40 000 рублей.

Источник

Как осуществляется аудит кассовых операций

Наличные средства, циркулирующие в организации, должны подвергаться постоянному учету. Одной из самых распространенных форм аудита, касающихся операций с наличными средствами, является проверка кассы и кассовых операций. Она проводится для того, чтобы удостоверить точность, всесторонность и истинность данных о проведении кассовых операций, которые предоставлялись в регулярной отчетности.

Рассмотрим подробнее задачи, которые ставятся перед кассовым аудитом, внесем ясность по поводу лиц и органов, имеющих право его проводить, а также проанализируем процедуру, предусмотренную законодательно, со всеми ее особенностями, тонкостями и «подводными камнями».

Ревизия, проверка, аудит

Контролировать движение наличности по кассе необходимо для того, чтобы у предпринимателя имелась реальная финансовая картина, корректно отраженная в финансовых и бухгалтерских документах.

Если в компании функционируют значительные средства, то тем самым увеличивается вероятность допущения ошибок, неточностей, некорректного отображения, а иногда и сознательных злоупотреблений недобросовестных сотрудников. Для этого и должна проводиться регулярная проверка кассовых операций, как правило, осуществляемая представителями самой организации (бухгалтером, кассиром и др).

Особенности ревизии

Ревизия кассы отличается от проверки своей комплексностью. Ревизия подразумевает контроль не какого-то отдельного элемента или применение одного метода, а особую процедуру, имеющую целью проверку всей кассовой системы организации. Она может проводиться как собственными силами, так и сторонними органами, по плану или внезапно.

Суть аудита кассы

Аудит кассовых операций позволяет дать ответ на вопрос, правильно ли ведется учет наличности в организации. Независимые специалисты по аудиту, привлеченные собственником организации, совершенно точно установят степень благонадежности ответственных за кассу сотрудников организации. Также процедура аудита обязательна для фирм, занимающихся определенными видами деятельности, например, продажей ценных бумаг.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Самое важное отличие аудита от остальных контролирующих процедур – отсутствие установки на поиск виновных лиц. Аудит имеет целью лишь констатировать наличие определенных нарушений в кассовых операциях и определить степень их существенности.

Кто вправе осуществлять кассовый аудит

Лица, которые могут быть уполномочены на контроль кассовых операций той или иной организации, могут быть как ее внутренними представителями, так и внешними специалистами. Осуществлять аудиторскую проверку кассовых операций могут:

  • представители внутреннего контроля самой организации (кассир, бухгалтер, специалист финансового отдела и др.);
  • уполномоченные специалисты из Росфиннадзора;
  • органы ФНС;
  • частные аудиторы;
  • сотрудники аудиторских фирм.

ВНИМАНИЕ! До недавнего времени право на аудиторскую проверку кассовых операций имели также кредитные организации (банки). Новый Порядок № 373-П упразднил их полномочия на осуществление подобных проверок.

Что проверяют в ходе аудита кассы

С документальной точки зрения, результат аудита позволяет оценить корректность заполнения формы № 1 из бухгалтерской отчетной документации, а именно поля 1250 «Денежные средства и денежные эквиваленты». В этом поле баланса учитываются фактически оставшиеся на конец отчетного периода финансы. Если цифра окажется очень высокой (существенной), это реальный повод для аудиторской проверки. Степень «существенности» рассчитывается по специальной методике.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Аудит кассовых операций в каждом текущем году может осуществляться только в отношении показателей предыдущего отчетного года.

Чтобы установить соответствие кассовых операций законодательным нормам, аудиторы проверяют:

  • соблюдение правил ведения операций с наличными денежными средствами;
  • корректность использования кассовых аппаратов;
  • соответствие остатков наличности в кассе законодательно установленным лимитам;
  • выдерживание предельных сумм для наличного расчета;
  • общие положения учетной политики организации относительно кассового учета;
  • доказательства правильного отражения в балансе сальдо по счету 50 «Касса»;
  • углубленный анализ источников финансовых поступлений и направлений их расхода в организации;
  • изучение первичной документации (кассовых ордеров, ведомостей и пр.) на противоречивость и правильность ведения;
  • проверка на возможность «отмывания» доходов и действия коррупционных схем (в рамках действия ФЗ № 115 от 7 августа 2001 года «О противодействии легализации доходов…» и ФЗ № 273 от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции»).

Нюансы внутреннего кассового контроля

Для собственной информированности о корректности движения и фактических остатков наличности каждое юридическое лицо вправе разработать собственные положения процедуры внутреннего аудита по кассе. Обязательно прописать этот порядок во внутренних нормативных актах, указав существенные моменты:

  • сроки проведения ревизий по кассе;
  • лица (должности), которые уполномочены осуществлять проверку;
  • список кассовых документов, подлежащих контролю;
  • объекты аудита;
  • образцы документального оформления результатов ревизии;
  • ответственность за возможные выявленные расхождения и лица, ее несущие;
  • порядок внесения рекомендаций по устранению найденных нарушений.

К СВЕДЕНИЮ! Если кассовый учет на предприятии автоматизирован, то, помимо обычных проверок, следует произвести контроль корректности работы соответствующего программного обеспечения.

Итоги ревизии излагаются в проверочном акте. Если обнаруживается излишек или недостаток наличности, в акте нужно указать подробно обстоятельства, при которых их обнаружили, и привести точную сумму.

Читайте также:  Кислородное оборудование для больниц ковид

Аудит производит Росфиннадзор

Представители Росфиннадзора при проведении кассового аудита действуют в согласии с п. 5.14.1 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278, Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от 11 июля 2005 г. № 89н.

В ходе ревизии или проверки кассовых операций Росфиннадзор (его территориальные подразделения) проводит комплекс действий, направленных на изучение документальной и фактической стороны кассовой дисциплины организации в конкретный период. Проверка может быть полной или выборочной, плановой или внеплановой. В ее ходе осуществляется:

  • анализ информации, полученной из финансовой, бухгалтерской, кассовой и другой отчетности;
  • осмотр;
  • инвентаризация;
  • пересчет и др. методы фактического контроля.

Срок проведения аудиторской проверки Росфиннадзором не может быть больше, чем 45 дней. Каждый раз он устанавливается индивидуально.

План проверки включает в себя различные действия, направленные на установление правильности проведения кассовых операций, а именно:

  • проверка отражения в договоре с кассиром его материальной ответственности;
  • наличие подписей об ознакомлении уполномоченных лиц с правилами ведения кассовых операций и материальной ответственности;
  • особенности хранения денег, чековых книжек, кассовой книги;
  • бумаги, касающиеся оформления денежных операций (прихода и выдачи);
  • вовремя ли и в полном ли объеме сдаются деньги в ОФК;
  • непревышение лимита по наличным расчетам и кассовому остатку;
  • отделение собственных средств от не принадлежащих данной организации (если таковые имеются на момент ревизии);
  • правильность ведения реестра депонированных сумм и контроль сдачи их в банк вовремя;
  • корректность ведения накопительных ведомостей;
  • истинность бумаг, содержащих основания для списания кассовых расходов;
  • изучение документов, имеющих отношения к кассовым операциям (кассовой книги, балансовой документации, финансовой отчетности, чековых книжек, журналов регистрации приходных и расходных ордеров, инвентаризационных описей, ведомостей и др.).

Результат проверки оформляется актом. Обнаруженная недостача взыскивается с материально ответственного лица, излишки подлежат оприходованию. Также необходимо потребовать у кассира письменное объяснение по поводу обнаруженных нарушений и оценить его убедительность.

Проверку осуществляют налоговики

Налоговые органы в рамках кассового аудита сосредотачиваются на проверке использования контрольно-кассовой техники, при этом опираясь на положения п. 1 ст. 7 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», п. 5.1.7 Положения «О Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ» от 30 сентября 2004 г. № 506.

Налоговые органы стараются проверить полноту и достоверность учета денежной выручки, для чего изучают документацию, имеющую отношение к ККТ: ее покупке, регистрации, эксплуатации.

ВНИМАНИЕ! Если предприятию разрешено вместо ККТ применять бланки строгой отчетности, то проверке будут подвергаться документы, имеющие отношение к изготовлению, приемке, выдаче, хранению, инвентаризации и утилизации этих бланков.

Для осуществления проверки ревизоры сличают суммы наличного остатка в кассе с отраженными в документации (фискальном отчете, контрольной ленте ККТ или онлайн-отчетах, записях в журнале кассира-операциониста).

При установлении расхождений проверяющие стремятся выявить их причины путем взятия подробных письменных объяснений у ответственных лиц и анализа полученной в ходе проверки информации.

Срок проверки кассовых операций, производимой налоговыми органами, не может превышать 20 дней. Результат в обязательном порядке отражается в акте установленного образца.

Ответственность за нарушения, выявленные в ходе кассового аудита

В ходе проверки аудитор может установить ряд нарушений, имеющих место при проведении кассовых операций, и степень их существенности, отражающей аудиторский риск (уверенность проверяющего в собственных выводах). Типичные недочеты, которые могут быть выявлены аудиторской проверкой, могут относиться к нескольким сферам кассовых операций.

Общие документальные несоответствия:

  • неправильное заполнение унифицированных форм «первички»;
  • несоответствие документации правилам бухучета;
  • отсутствие необходимых реквизитов;
  • подделка или нехватка подписей на первичной документации.

Проблемы с хранением денежных средств:

  • недостаточное обеспечение сохранности при перемещении наличности в банк и из банка, при выдаче зарплаты и др.;
  • отсутствие сейфа, несгораемого шкафа для хранения остатков наличности;
  • несоблюдение правил хранения ключей от хранилищ для денег;
  • незаключение страхового полиса на кассу;
  • нарушение лимита по остаткам денежных средств на конкретные даты.

Нарушения, связанные с выручкой:

  • выручка не полностью оприходована;
  • наличность из кассы расходуется неправомерно;
  • расхождения записей в кассовой книге и в «первичке»;
  • подотчетные суммы закрыты некорректно.

Нарушения кассовой дисциплины:

  • недостаток первичной документации или ее отсутствие;
  • неправильное оформление кассовой документации;
  • неверное отражение в учетных регистрах операций по кассе;
  • математические ошибки в исчислении остатков и оборотов средств;
  • ошибочные корреспонденции счетов;
  • недостаток или излишек денежных средств в кассе;
  • неоприходование средств, поступивших в кассу;
  • неправомерное или излишнее списание кассовых средств;
  • присвоение, хищение денежных средств;
  • расчеты помимо кассы;
  • неправильность или несвоевременность регистрации ККТ.

Чем чреваты нарушения для виновных

Аудиторы, установившие в ходе проверки какое-либо нарушение, вправе возбудить дело об административном правонарушении. Срок для возбуждения такого дела – 2 месяца со дня установления его факта, а привлечение по такому делу может быть осуществлено в обычные сроки, предусмотренные административным правом.

Нерадивым работникам и предпринимателям придется отвечать по следующим требованиям административного законодательства (п. 1 ст. 15.1 и п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ):

  • нарушение правил операций с наличными денежными средствами, как и кассовой дисциплины, чревато штрафом: для должностных лиц – в размере 4-5 тыс. руб., для предприятий – 40-50 тыс. руб.;
  • за нарушения, связанные с работой ККТ, должностные лица могут быть оштрафованы на 3-4 тыс. руб., а организации – на 30-40 тыс. руб.

Источник

Ревизия и контроль кассовых операций

Галина Кардашян

Автор: Галина Кардашян Главный бухгалтер-методолог 1С-WiseAdvice

Ревизия и контроль кассовых операций

Галина Кардашян

Автор: Галина Кардашян
Главный бухгалтер-методолог 1С-WiseAdvice

Ревизию кассы позволяет обеспечить контроль за правильностью ведения кассовых операций, их оформления и отражения в учете. Подробнее о данном мероприятии — рассказываем ниже.

В каких случаях нужна проверка

Напомним, ревизию кассы можно проводить как по плану, так и нет. Законодательство устанавливает ряд ситуаций, когда хозяйствующий субъект обязан провести плановую проверку (приказы Минфина № 34н и № 49 ):

  • на должность материально-ответственного лица заступает новый сотрудник;
  • в случае хищения наличности;
  • перед формированием годовой бухотчетности;
  • в случае реорганизации (ликвидации) фирмы;
  • при наступлении ЧС (это могут быть природные катаклизмы, аварии, техногенные катастрофы).

Количество внеплановых проверок кассы и кассовых операций в течение года может быть любым. Периодичность, основания, сроки и порядок их проведения утверждаются руководителем, исходя из потребностей конкретной организации, и закрепляются в учетной политике организации.

Внеплановая проверка проводится без предварительного уведомления МОЛ, чтобы удостовериться в его порядочности и профессионализме. Часто ревизия вскрывает факты злоупотребления денежными средствами, несоблюдения правил их хранения, некорректного оформления операций, отсутствия первички. И если такие нарушения не будут выявлены и устранены до инспектирования кассовой дисциплины налоговиками, то некомпетентность отдельных сотрудников может повлечь печальные последствия для фирмы в целом.

Найти квалифицированных сотрудников — цель любого кадровика. Найти грамотного и опытного бухгалтера, которому можно доверить финансы компании, это еще и головная боль руководителя предприятия. И даже при наличии в штате завидных специалистов главбуху требуется приложить немало усилий, чтобы отладить бухгалтерский учет и контроль кассовых операций.

Потребительский спрос способствует постепенному внедрению достаточно новой для отечественного рынка услуги — аутсорсинга кассовых операций, которая, несмотря на молодость, успела зарекомендовать себя в качестве эффективной меры снижения затрат компаний на содержание и оплату ошибок некомпетентного персонала и организации образцового документооборота.

Кто проводит ревизию

Проведение надзорных мероприятий возлагается на инвентаризационную комиссию. В качестве членов комиссии могут выступать:

  • административный персонал фирмы;
  • сотрудники бухгалтерии;
  • прочие работники (юристы, экономисты и пр.);
  • внутренние и внешние аудиторы;
  • специалисты аутсорсинговой компании.

Для утверждения состава комиссии директором организации издается постановление (приказ, распоряжение) в свободной форме (в качестве образца можно воспользоваться бланком № ИНВ-22 из приказа Госкомстата № 88). Переиздавать его ежегодно не требуется, если в организации не происходило каких-либо кадровых перестановок (смена МОЛ, увольнение одного из членов комиссии пр.).

Если предприятие достаточно крупное (например, имеет много подразделений в разных регионах), то контроль за ведением кассовых операций проводят единовременно несколько комиссий, сформированных из служащих местного ОП.

При проведении инвентаризации обязаны присутствовать все ревизоры, указанные в приказе. Если хотя бы одно из этих лиц отсутствует — результаты проверки могут быть признаны недействительными.

Источник

Контрольно-кассовая дисциплина для ИП и ООО

Кассовая дисциплина – словосочетание, хорошо знакомое как ООО, так и индивидуальным предпринимателям. Ведь в коммерческой деятельности практически невозможно обойтись без наличных денежных расчетов. И речь не только о доходах, когда вы принимаете оплату, но и расходах.

Например, покупка канцелярии, оплата почты, нотариуса – чаще всего подобные траты оплачиваются наличными. Любые расходы наличных, по Указанию Банка России от 11.03.2014 № 3210-У, должны обязательно фиксироваться в кассовой книге. Простыми словами, соблюдать кассовую дисциплину – значит записывать: какое количество наличных денег вы внесли в кассу и какое количество взяли.

Что за зверь такой – контрольно-кассовая дисциплина, кто обязан ее соблюдать и как, чем грозит несоблюдение предъявляемых к ней требований? Разберемся с этим.

Кассовая дисциплина. Что это такое?

Для начала обозначим разницу между кассовым аппаратом и кассой.

Контрольно-кассовый аппарат представляет собой устройство для работы с денежными средствами, по которому оформляются отчетные документы. А операционная касса (иначе касса предприятия) – это комплекс любых действий с наличными: хранение, осуществление расходов, поступление выручки, сдача инкассаторам для перевозки в банк.

О помещении кассы в требованиях законодательства ничего не сказано. Способ хранения наличных индивидуальному предпринимателю или директору ООО предоставляется определить самостоятельно. В роли кассы может выступить отдельное помещение, а может сейф или ящик стола.

Читайте также:  Оборудование для лечения сном

Работа с наличными деньгами при применении ККТ осуществляется по определенному набору правил. Это и есть кассовая дисциплина.

Главные правила кассовой дисциплины для ИП и ООО

Вот что к ним относится:

Оформление кассовых документов. На каждое поступление и каждую выдачу наличных составляются соответствующие документы.

Соблюдение лимитов кассы. Нельзя вылезать за назначенный максимальный остаток наличности в кассе в завершении трудового дня. Лишнюю сумму надо обязательно отправить в банк.

Следование правилам выдачи наличных денег сотрудникам. Проще говоря, тратить наличку разрешается только на определенные цели.

Соблюдение лимита расчетов наличными между двумя юрлицами. Размер суммы в 100 тысяч рублей за один договор определен Указанием Банка России от 07.10.2013 № 3073-У.

Кому необходимо соблюдать кассовую дисциплину

Соблюдение кассовой дисциплины предписано всем ИП и ООО независимо от наличия/отсутствия контрольно-кассовой техники и применяемой СНО. Узнать, кто может не применять онлайн-кассы в 2021 году можно из нашей статьи.

С июня 2014 года у ИП появилась возможность вести кассовую дисциплину в упрощенном порядке. Теперь они избавлены от необходимости соблюдать лимит остатка кассы (кстати, это действует и для небольших организаций с годовым доходом не более 800 млн рублей и с численностью работников не более 100), формировать кассовые документы, вести кассовую книгу.

Предпринимателям необходимо только делать оформление документов при выплате зарплаты (расчетно-платежные и платежные ведомости).

Кассовые документы

Все кассовые операции проводит кассир или другой работник, назначенный руководителем юрлица или предпринимателем из числа своих сотрудников. Он наделяется соответствующими полномочиями.

Оформление кассовых документов является обязанностью главного бухгалтера, или сотрудника, с которым заключен договор на ведение бухгалтерского учета. Однако этим может заниматься и руководитель ООО или непосредственно сам индивидуальный предприниматель.

Для всех кассовых документов в 2021 году действуют формы, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 №88.

Приходный кассовый ордер (ПКО)

ПКО формируется в одном экземпляре по форме КО-1, ОКУД 0310001 при каждом поступлении наличных денег в кассу организации, например:

платежи от покупателей, заказчиков,

внесение денег (для выплаты зарплаты, командировочных, от учредителей в уставной капитал).

Ордер 0310001 состоит из двух частей: отрывной квитанции и самого ордера. Квитанция к ПКО подписывается главным бухгалтером, кассиром, заверяется печатью и выдается лицу, сдавшему деньги. Сам ордер остается на хранение в кассе.

Если наличность оформляется фискальным чеком или бланком строгой отчетности (БСО), то согласно п. 4.1 Указания ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У кассиру разрешается составлять один приходный ордер на общую сумму принятых наличных денег за рабочий день, подтвержденную этими документами.

Форма ПКО заполняется от руки, либо на компьютере (тогда распечатывается и подписывается).

В 2021 году почти все организации и ИП при расчетах обязаны применять онлайн-кассы (исключения перечислены в ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ). Поэтому при приеме наличных денег за товары или услуги оформление ПКО не отменяет оформление кассовых чеков.

МТС Касса – это готовое решение для любого бизнеса, соответствующее всем требованиям 54-ФЗ.

Расходный кассовый ордер (РКО)

Каждая выдача наличных денег из касс организаций происходит по расходному кассовому ордеру по форме КО-2, ОКУД 0310002.

РКО формируется в одном экземпляре, подписывается всеми ответственными лицами и сотрудником, получающим денежные средства. Принимая документ, кассир проверяет правильность оформления расходного ордера, наличие всех подписей и документ, удостоверяющий личность сотрудника.

По указанию Банка России наличная выручка расходуется только на строго определенные цели. Ордер 0310002 выдается на:

оплату поставщикам, подрядчикам,

возврат денег (при отказе от товара, оплаченного наличными).

ПКО и РКО действительны именно в день оформления. При их заполнении не допускаются даже самые незначительные исправления и помарки. Организации и ИП должны вести учет приходных и расходных ордеров, т. е. заносить их в специальный журнал регистрации ордеров (форма КО-3).

Кассовая книга

В этом обязательном бухгалтерском документе осуществляется письменное ведение учета всех поступлений и расходов наличных денег, проходящих через кассу организации.

Для кассовой книги утверждена форма КО-4, но можно использовать и свою форму. Документ выглядит как бумажный журнал с титульным листом и листами со специальной таблицей. Книга должна быть прошнурована, пронумерована и заверена печатью.

Записи ведет кассир на основании каждого РКО и ПКО, сформированных за день. По завершении работы кассир обязан соотнести данные книги и ордеров, вывести сумму остатка наличных денег по кассе и закрепить все подписью. Дальнейший контроль осуществляет главный бухгалтер и тоже расписывается в книге. Если за весь рабочий день никаких операций по кассе не происходило, то заполнять документ нет необходимости.

Кассовая книга ведется в одном экземпляре (даже при разных СНО), но при наличии у компании выделенных подразделений, каждое из них ведет свою кассовую книгу. Копии ее листов передаются в главный офис в нужные сроки, установленные организацией.

Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств

Такая книга заполняется по форме КО-5. Ее надо заполнять в том случае, если трудятся несколько кассиров, и один из них исполняет обязанности старшего кассира. В книге учета фиксируется любой факт передачи наличных денег между старшим кассиром и кассирами в период рабочей смены и подтверждается их подписями.

Расчетно-платежная ведомость и платежная ведомость

Данными документами оформляется выдача сотрудникам заработной платы, премий, стипендий и другие выплаты.

Ведение кассовых документов допускается не только в бумаге, но и в электронном виде. Во втором случае документы оформляются с обеспечением их полной защиты от неправомерного доступа и подписываются электронными подписями.

Стоит сказать, что книга учета БСО, КУДиР, документы, необходимые при использовании кассового оборудования (журнал и отчет кассира), не причисляются к кассовой дисциплине.

Установление лимита по кассе

После расчета лимита остатка, организации надо издать приказ об утверждении его суммы. При желании, в приказе можно указать срок действия лимита, но закон этого не требует. Поэтому, если срок не прописан, утвержденная сумма лимита будет действовать до того момента, пока не будет издан другой приказ.

Установление лимита кассы – дело серьезное. Неустановленный лимит приравнивается к нулю, поэтому любое количество налички в кассе в конце смены будет превышать лимит. А это уже нарушение кассовой дисциплины, за которую привлекают к административной ответственности и штрафу.

Выдача наличных денег подотчетным лицам

Для выдачи финансовых средств на командировки, хозяйственные нужды и другие расходы требуется заявление от работника, составленное в произвольной форме и подписанное руководителем, либо приказ самого руководителя (также в произвольной форме).

В заявлении или приказе обязательно указываются: Ф.И.О. подотчетного лица, цель, сумма, срок. О произведенных расходах сотрудник предоставляет в бухгалтерию авансовый отчет, к которому прилагает документы, доказывающие расходы (кассовые и товарные чеки, распечатанные электронные чеки и др.). Это необходимо для уменьшения НДФЛ, уплачиваемого организацией.

Ограничение наличных расчетов

Соблюдение ограничения наличных расчетов между субъектами предпринимательской деятельности – одно из важных правил кассовой дисциплины. Сегодня эта сумма составляет 100 тысяч рублей (за один договор). Ограничение не действует при взаиморасчетах с физическими лицами.

Наличкой нельзя гасить займы, платить дивиденды и вносить плату за аренду недвижимости.

Деньги на личные нужды

Для ИП существует приятная поблажка – возможность в любой момент снять с расчетного счета или взять из кассы любую сумму наличных, разумеется, оформив необходимые документы, и потратить на личные нужды. В отличие от ИП ООО такого права не имеет.

Налоговая проверка кассовой дисциплины

С 2012 года вместо банков контроль над соблюдением правил кассовой дисциплины выполняют представители ФНС. Проверка кассовой дисциплины, в соответствии с приказом Минфина от 17.10.2011 № 132н, 133н, начинается с даты предъявления поручения и длится максимально 20 дней.

Налоговые инспекторы вправе проверить, как ведется учет наличности в кассе, выдаются ли клиентам кассовые чеки, распечатки из фискальной памяти ККТ, правильность оформления кассовых документов. Будут смотреть, нет ли путаницы в номерах документов, не делали ли вы что-то задним числом, нет ли исправлений. Любые ошибки и недочеты вызовут подозрение у налоговой проверки и приведут к штрафам.

Что будет за нарушение правил кассовой дисциплины

Несоблюдение правил кассовой дисциплины штрафуется по статье 15.1 КоАП РФ:

От 4 до 5 тысяч рублей для должностных лиц и ИП;

От 40 до 50 тысяч рублей для юридических лиц (организаций).

Также согласно статье 14.5 КоАП РФ предусматривается ответственность в виде штрафа за неприменение ККТ:

для должностных лиц – от 3 000 до 4 000 рублей;

для юридических лиц – от 30 000 до 40 000 рублей.

Как контролировать деньги в кассе и работу кассира

Чтобы осуществлять контроль денег в кассе и работу кассира, необходима онлайн-касса с личным кабинетом. При наличии интернета, предприниматель может зайти в личный кабинет через любой браузер и увидеть выручку в кассе за день, сколько денег в кассе на текущий момент, остаток денег в кассе, кому осуществлялись выдачи денежных средств, возвраты, продажи.

Такой личный кабинет есть у всех МТС Касс. Более того, в МТС Кассу сразу встроен товарный учет, что еще больше облегчает работу магазинов и контроль владельцам.

Предприниматели, которые перешли на кассы МТС, отмечают, что практически полностью избавились от постоянных недостач и излишков в кассе. Появился порядок с товарными запасами, каждая позиция учтена и отслеживается, есть прозрачная картина по заказам товаров.

Источник