Меню

Оптимальный срок эксплуатации оборудования

Оптимальный срок эксплуатации оборудования

Управление сроками службы машин производится с целью получения заданных показателей функционирования парка специальной техники с учетом условий эксплуатации и системы обеспечения его работоспособности. Показатели могут быть надежностными (интенсивность отказов, коэффициент готовности) и технико-экономическими (объем выпущенной продукции, затраты, прибыль, рентабельность).

Значения показателей изменяются по мере старения техники. Так, наработка машин и коэффициент Кг готовности снижаютcя, а эксплуатационные затраты Z растут с интенсивностью порядка 1,5…4 % в год. Эти изменения достаточно хорошо (с адекватностью 0,88…0,92) описываются экспоненциальной зависимостью с параметром, равным 0,012…0,048 год-1 (параметр старения по наработке и по затратам ) [1]:

(1)

(2)

, (3)

где , – продолжительность периодов времени пребывания машины в работоспособном и неработоспособном состоянии;

– переменная составляющая эксплуатационных затрат;

Т0, Z0 – наработка и затраты за первый год работы новой машины;

t – возраст машины, год.

Параметры и зависят от качества изготовления техники, условий эксплуатации и уровня совершенства системы технической эксплуатации (СТЭ). Затраты имеют весьма сложную структуру. В упрощенном виде состав затрат на содержание и эксплуатацию парка машин можно представить выражением вида

, (4)

где i – порядковый номер единицы техники в парке; – амортизационные отчисления; Зi – зарплата машинистов; – затраты на содержание производственно-эксплуатационной базы; – отчисления в вышестоящую организацию, учредителям и т.п.; – налоги; – прочие отчисления (на страховки, банковские проценты по кредитам, лизинговые платежи, разрешения, техосмотры и пр.); – затраты на горюче-смазочные материалы и рабочие жидкости; – затраты на техническое обслуживание и ремонт, в том числе на запчасти и быстро изнашивающиеся части; Zперi – затраты на перебазировку техники.

Первое слагаемое выражения (4), в квадратных скобках, рассматривают как условно-постоянные затраты , не зависящие от количества выпущенной продукции (отработанных машино-часов) за расчетный период, но это не значит, что не зависят от среднего возраста парка машин. Второе слагаемое – переменные затраты , возрастающие пропорционально объему продукции.

Прибыль П(t) представляет собой разницу выручки В(t) и затрат Z(t)

. (5)

Выручка зависит от цены машино-часа и наработки ТР(t)

. (6)

Оптимальный срок службы машины может быть определен по минимуму удельных затрат, приходящихся на машино-час работы машины, максимуму удельной прибыли и заданному уровню рентабельности.

Удельные затраты, приведенные к машино-часу эксплуатации, определяются по формуле

. (7)

Рассмотрим динамику накопленной за срок службы машины прибыли. По мере старения машины значение выручки будет снижаться, т.к. согласно формуле (2) уменьшится наработка машины в единицу времени. При этом затраты будут возрастать в соответствии с выражением (3). В течение срока службы суммарная выручка и суммарные затраты составят суммарную (накопленную) прибыль от эксплуатации машины (рис.1, а)

(8)

Прибыль

а)б)

Рис.1. Динамика накопленной прибыли SП(t) (а) и удельной прибыли (б) за срок службы машины:

SB(t), SZ(t),STP(t) – накопленные выручка, затраты и наработка; См – стоимость новой машины; tок – срок окупаемости; – срок службы по максимуму накопленной прибыли; tSП=0 – срок службы, при котором затраты на поддержание работоспособности машины «съедят» всю прибыль; – оптимальный срок службы по максимальному удельной накопленной прибыли.

График суммарной прибыли SП(t) имеет четыре характерные точки в моменты времени: 0, tок, и tSП=0. При t=0SП(t)= — См. До момента времени окупаемости tок значение суммарной прибыли остается меньшим нуля. Максимум SП(t) достигает при . В этот момент становятся равными величины годовой выручки и затрат. Эксплуатация машины должна быть прекращена раньше времени . Дальнейшее использование машины будет приносить убытки, и к моменту tSП=0 затраты на поддержание работоспособности машины будут несоизмеримо большими.

Таким образом, оптимальный срок службы машины находится в интервале времени от tок до . Более конкретно можно прогнозировать оптимальный срок службы по модели динамики удельной накопленной прибыли (рис. 1, б).

Дополнительную информацию по выбору срока службы может дать анализ уровня рентабельности эксплуатации машины

(9)

Модели определения сроков службы по минимуму удельных затрат и максимуму удельной прибыли (оптимальные значения примерно совпадают) целесообразно применять в случае наличия у эксплуатирующей организации средств для обновления парка машин. В этом случае можно выручить значительные суммы от продажи машины (рыночная стоимость снижается примерно на 20 % в год от текущего значения рыночной стоимости). Модель минимума уровня рентабельности применима для предприятий, испытывающих дефицит средств для приобретения новой техники.

Задавшись нижним значением Rmin, например 0,3 (рис. 2), получаем максимальный срок службы по условию нижнего предела уровня рентабельности, меньший . Нетрудно заметить, что намного превышает оптимальный срок службы, рассчитанный по минимуму удельных приведенных к машино-часу затрат.

Рентабельность

Рис. 2. Динамика уровня рентабельности за срок службы машины:

– максимальный срок службы по минимально допустимому уровню рентабельности Rmin; – оптимальный срок службы по максимальному уровню рентабельности Rmах; линии 1 и 2 соответствуют равномерному и ускоренному (с коэффициентом два) методам расчета амортизационных отчислений.

Следует отметить, что срок службы машин определяется также требуемым уровнем работоспособности для выполнения заданной работы. Так, на менее ответственных объектах можно применять и менее надежную технику, и, наоборот, если при выполнении работы простои машины вследствие внезапных отказов чреваты серьезными экономическими или другими последствиями, то следует использовать более надежные машины. Тогда с учетом возможного экономического ущерба У(t) от простоев техники (или других видов ущерба, выраженных через экономический эквивалент) выражение (5) для прибыли будет выглядеть следующим образом:

. (10)

Процесс обновления парка машин включает в себя не только оптимизацию замены старых машин на новые. При этомвозможна покупка машин, обладающих выгодным соотношением цена/качество, их замена на более производительные и т.д.[3].

Для управления сроками службы машин согласно предложенной методике необходимо учет большего количества данных:по наработке, простоям, динамике технического состояния машин, затратам материальных и финансовых ресурсов на обеспечение эксплуатации, рыночным ценам на технику, на проведение капитальных ремонтов и т.д. Сбор этих данных вручную, в бумажной форме, является весьма трудоемким, а в некоторых случаях не представляется возможным. Использование первичных средств автоматизации, например, электронные таблицы Excel, не позволяет организовать сбор информации от нескольких источников. Как правило, первоисточники необходимых данных находятся в различных подразделениях предприятия, территориально удаленных от головного офиса. Поэтому процессы сбора и обработки могут быть организованы только средствами автоматизированной системы управления технической эксплуатацией (ИАСУ УТС), обеспечивающей единое информационное пространство для всех участников УТС, независимо от места их расположения.

Комплекс TRIM является специализированным программным продуктом, ориентированным на нужды ремонтно-эксплуатационных служб предприятий транспорта, промышленности и энергетики, возможности которого позволяют реализовать информационную систему в масштабе всего предприятия, в том числе имеющего территориально удаленные филиалы. По западной классификации TRIM принадлежит к программным продуктам класса EAM (EnterpriseAssetManagement), предназначенным для управления процессами технического обслуживания, ремонта и эксплуатации оборудования, техники, зданий и сооружений, инженерной инфраструктуры.

Таким образом, АСУ содержит: программные модули комплекса TRIM, осуществляющие планирование и учет мероприятий обеспечения работоспособности машин, расчет показателей в соответствии с методикой, оптимизацию процессов, в том числе и определения срока службы; электронный каталог запчастей, базы данных поставщиков продукции и услуг, заказчиков, персонала, рынка техники и т.д. Функционирование АСУ в целом представлено на рис. 3.

Рассмотрим основные функции автоматизированной системы управления, реализующие описанную выше методику определения сроков службы.

Функциональная схема ИАСУ

Рис. 3. Функциональная схема автоматизированной системы УТС

Основой для функционирования ИАСУ являются базы данных, содержащие информацию по запчастям и материалам каждой единицы техники, видам обслуживания и ремонтов, имеющемуся ремонтному оборудованию, технической и ремонтной документации и т.д. База данных создается в АСУ УТС посредством механизмов ввода и обработки данных, предоставляемых программным продуктом TRIM. В итоге ее создания формируется дерево оборудования объектов технического обслуживания и ремонта (ТОиР). Если выделить какой-либо объект на таком дереве и открыть его свойства, то в появившейся форме будут отображаться как общие параметры объекта, так и присоединенные к объекту типовые работы по его обслуживанию и ремонту, используемые типовые запчасти, текущие значения счетчиков пробега и технические параметры, документация по данному объекту, привлекаемые к работам штатные единицы и т.д.

Читайте также:  Оборудование для проведения шоу программ

Поскольку к каждому объекту ТОиР подключены все регламентные работы по нему и необходимые для них ресурсы, то план предстоящих работ и потребность в запчастях и материалах формируются в АСУ автоматически (рис. 4).

безымянный2

Рис. 4. План-график работ по ТОиР

В процессе работы АСУ УТС ведется учет пробега, выраженный в мото-часах (рис. 5), параметров технического состояния, выполненных работ и израсходованных ресурсов, наличия, исправности, простоев и времени полезной работы транспортных средств с отображением цепочек состояний каждого транспортного средства.

безымянный4

Рис. 5. Учет пробега транспортных средств в АСУ УТС

На основе накапливаемых данных с целью реализации предложенной методики, в АСУ УТС формируются аналитические формы, отражающие итоги, а также прогноз характеристик технической эксплуатации за заданный период времени, в заданном подразделении, по определенному виду техники и т.д. Например, на рис. 6 приведена форма, получаемая из АСУ УТС, в которой отражены прогнозные графики прибыли и затрат на эксплуатацию конкретной единицы техники.

11-1

Рис. 6. Затраты и прибыль от эксплуатации техники

Управление сроками службы машин, оборудования и других объектов основных фондов является одной из возможных задач, решаемых средствами АСУ УТС. При этом система может применяться и для других целей, например, для оптимизации структуры парка машин, контроля и повышения качества ТОиР, реализации методов их планирования, а также для минимизации организационных финансовых издержек и других задач. Предложенная система представляет собой не только программное обеспечение или базу данных, но и гибкий инструмент для совершенствования прогнозов эксплуатации специальной техники.

Рецензенты:

Коломейченко А.В., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой «Ремонт и надежность машин» ФГБОУ ВПО «Орловский государственный аграрный университет», г.Орел.

Гайдар С.М., д.т.н., профессор кафедры «Ремонт и надежность машин» ФГБОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина», г.Москва.

Источник



Срок полезного использования основных средств

Актуально на: 13 февраля 2020 г.

Срок полезного использования основных средств (СПИ) имеет важное значение при расчете налога на прибыль, а также налога на имущество организаций.

Срок полезного использования – это тот период, в течение которого основное средство (ОС) служит организации (п. 1 ст. 258 НК РФ).

От срока полезного использования зависит и сумма списываемой в «прибыльные» расходы амортизации.

Как определить срок полезного использования основного средства

Срок полезного использования конкретного основного средства организация определяет самостоятельно с учетом положений НК РФ и Классификатора, утвержденного Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 N 1).

Срок полезного использования основных средств: классификатор-2020

Данный классификатор делит все основные средства на 10 групп в зависимости от срока полезного использования имущества.

Найдя свое основное средство в этом классификаторе, вы определите, какой срок полезного использования можно установить в отношении данного ОС.

Подробнее прочитать про группы основных средств по срокам полезного использования можно в отдельном материале.

Сроки полезного использования основных средств: классификатор не содержит вашего ОС

Если свое основное средство вы не нашли в классификаторе амортизационных групп, то установите СПИ этого ОС, опираясь на срок эксплуатации, указанный в технической документации или рекомендациях производителя.

Изменение срока полезного использования

Организация может увеличить СПИ основного средства, если после его модернизации/реконструкции/технического перевооружения срок полезного использования увеличился. Правда, новый срок должен быть установлен в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую это ОС было включено изначально (п. 1 ст. 258 НК РФ). То есть после, например, модернизации основное средство не может сменить амортизационную группу.

Срок полезного использования при приобретении ОС, бывшего в употреблении

Если организация применяет линейный метод начисления амортизации, то, приобретя бэушное основное средство, она может установить срок его полезного использования, как СПИ по классификатору, уменьшенный на количество лет/месяцев эксплуатации данного ОС экс-собственником. Можно взять СПИ, установленный предыдущим собственником, и уменьшить на количество лет/месяцев эксплуатации ОС этим собственником (п. 7 ст. 258 НК РФ).

Если же полученный таким образом СПИ будет иметь нулевое или отрицательное значение, то организация вправе сама установить срок полезного использования ОС с учетом требований техники безопасности и других факторов.

Срок полезного использования в бухгалтерском учете

Срок полезного использования основного средства для налоговых целей может не совпадать со сроком полезного использования, определенным для целей бухгалтерского учета.

В бухучете СПИ устанавливается исходя из ожидаемых сроков использования и износа (п. 20 ПБУ 6/01). Т.е. при установлении срока полезного использования ОС ориентироваться на классификатор организация не обязана.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс .

Источник

Десять лет — не срок

Глава Минприроды РФ Александр Козлов предложил продлить срок службы бытовой техники и электроники до десяти лет. Главное условие — обязать производителей изготавливать детали для ремонта аппаратуры на протяжении всей гарантии. Эксперты «РГ» объяснили, как новая инициатива изменит существующий на российском рынке порядок вещей.

Подобные правила уже действуют на европейском рынке и ограничивают желание производителей стимулировать покупку новой техники потребителями. Сегодня новые модели того или иного прибора выходят по несколько раз в год. В результате объемы электронного мусора растут и их тяжело оперативно утилизировать. Условно старое оборудование заведомо делается неремонтопригодным из-за того, что поставщики снимают с производства все необходимые детали.

Если инициатива Минприроды будет одобрена, то производители будут вынуждены пересмотреть подходы как минимум к качеству.

— Гарантийные случаи, уж будем говорить откровенно, совсем невыгодны производителю. Что касается изготовления деталей для ремонта, то десять лет — это не такой огромный срок. У нас, например, он 20 лет. И распространяется вообще на все оборудование, даже на то, которое уже не производится, — комментирует Вероника Кулешова, глава российского отделения компании Frisquet.

Однако такая гарантия — скорее исключение, чем правило, уверен эксперт. Несмотря на то что многое оборудование, произведенное 20-30 лет назад, до сих пор работает надежно, в современных моделях все чаще приходится менять конструктивные части чуть ли не раз в два-три года.

Ключевой вопрос — хочет ли производитель, чтобы его оборудование исправно работало двадцать лет? На него может ответить только компания. Формально, если бренд продвигает себя как «надежный», срок эксплуатации — это вопрос репутации. Если же как «инновационный» — то, вероятно, в первую очередь бренд продает технологии.

Однако как быть потребителю, который платит за модную «инновационность» слишком дорого, как это обычно происходит на рынке смартфонов? Фактически покупатель, переплачивая за модную модель смартфона, становится инвестором компании, вкладывая лишние деньги не только в логотип на устройстве, но и еще в НИОКР, в научные разработки компании, обеспечивающие надежность производимых устройств. Другими словами, в сознании потребителя между «технологичностью» и «надежностью» стоит знак равно, а в сознании производителя «технологичность» прежде всего ассоциируется с «новизной». Но законы рынка не терпят сентиментальности.

Нет ничего страшнее для бизнеса, чем продавать «вечный» продукт, полагает сооснователь консалтинговой фирмы UXSSR Ксения Стернина. Собственно, этот страх и побудил компании пересмотреть подход к производству товаров и сделать ставку на тактику запланированного устаревания. В 1924 году производителями электрических лампочек был создан картель и заключен договор, согласно которому срок эксплуатации изделия был ограничен 100 часами. Это позволило зарабатывать больше, а тратить на производство — значительно меньше. Потом подобная тактика прижилась, она успешно используется всеми известными производителями до сих пор.

Читайте также:  Оборудование для оцифровки кассет

Что будет сейчас? Если после введения принудительных для бизнеса мер товары будут стоить столько же, то хорошо, уверена Стернина, однако вполне возможна и ситуация подорожания. Создать спрос на «вечный» продукт можно «под соусом» заботы об окружающей среде, но это вряд ли актуально для всей России, ведь если базовые потребности людей не закрыты, они, очевидно, не станут думать о сохранении мира и экологичности.

К сожалению, потребители активно ведутся на маркетинговые уловки производителей и поддерживают тактику принудительного устаревания, покупая новую продукцию, ведь новый телефон — это представление о нас, которое мы в первую очередь хотим транслировать окружающим, уверен эксперт.

Есть и другая особенность потребительского поведения: сегодня потребители, как правило, не понимают различий между гарантийным сроком и сроком службы, уверен Иван Лемзяков, председатель Уральской палаты защиты потребителей. Для многих окончание срока гарантии является поводом для новой покупки, в первую очередь — когда речь идет о дорогостоящей электронике.

В технической плоскости данное нововведение может положительно сказаться на качестве продукции, уверен Кирилл Кичигин, эксперт компании «СберСервис». Фактически производитель будет стоять перед выбором: заложить в цену товара создание новых конвейерных лент для деталей и аренду на их хранение или повысить качество продукции, ведь в интересах производителя станет использование качественных материалов и комплектующих, грамотная сборка, для того чтобы снизить риски обращения покупателя за гарантийной поддержкой, тем самым производитель снизит для себя потенциальные убытки.

Вероятно, прогнозирует Людмила Евдокимова, управляющий директор «Горбушкиного двора», после детальной проработки вопроса будут изменены регламенты только для некоторых категорий техники, как это сделано в Европе, — холодильников, посудомоечных и стиральных машин, телевизоров и фенов. Введение аналогичных правил по отношению к быстро устаревающим морально ноутбукам, планшетам и мобильным телефонам не приведет к отказу потребителей от покупки новых моделей.

В любом случае введение в обращение продукции с увеличенным сроком службы повлечет за собой изменения в испытаниях и сертификации, уточняет Ирина Леонова, технический директор группы компаний «Серконс». В настоящее время в сертификатах соответствия указывается срок службы, и, если изготовителей

обяжут его менять, соответственно, продукцию нужно будет заново тестировать в лаборатории, а это может повлечь за собой дополнительные затраты для изготовителей.

Эксперты отмечают, что увеличение срока службы продукции хорошо укладывается в модную концепцию ответственного потребления и экологичности. Компании стремятся увеличить эксплуатационный срок изделий, используют экологические материалы в производстве и упаковке, продлевают гарантийное обслуживание, дают скидки при обмене старых товаров на новые, однако очень часто подобные маркетинговые уловки — это повод получить большую прибыль.

Другой, более важной проблемой становится утилизация электроники, которая в многих странах стала настоящим экологическим бедствием. Только 20 процентов электронного мусора в мире перерабатывается, в 2016 году его мировой объем составил 44,7 миллиона тонн, что сопоставимо с весом 4,5 тысячи Эйфелевых башен. И именно эта причина стала главной, по которой российскими чиновниками было предложено подобное нововведение.

(Подготовлен газетой «Марийская правда», Республика Марий Эл)

Валентин Севастьянов, менеджер продукта:

— В нашем обществе сверхпотребление уже видно невооруженным глазом. Это касается и электроники, и одежды, и упаковочной тары. В случае электроники использование дорогостоящих редкоземельных материалов и ценных металлов на ряду с частым обновлением продуктов может привести к истощению необходимых для их производства ресурсов. В перспективе отсутствие сырья сильно затормозит процесс развития технологий. А обильное присутствие пластика в мусоре пагубно влияет на окружающую среду.

К сожалению, у нас не выстроена система вторичной переработки электроники. Появление новых моделей на рынке вызывает на них ажиотажный спрос, при условии, что она не имеет значительных отличий от предыдущей. Старая могла бы служить владельцу еще много лет, но отправляется в утиль. Безусловно производители заинтересованы в коротком сроке эксплуатации изделий и будут делать все, чтобы срок службы был максимально коротким. За счет этого они искусственно создают спрос на новый товар, деньги от которого пойдут на исследования и создание новых товаров.

Какой прогноз можно построить, если предложение министра осуществится? В первую очередь производители могут перейти на компонентный подход. Когда у устройства будет одна база, а компоненты можно апгрейдить или заменить. Это даст возможность зарабатывать на новом типе сервиса. Кроме того, подобный подход даст возможность пользователю самостоятельно заменять вышедший из строя блок. А дефектные или отказавшие блоки будут ремонтироваться или поступать на переработку через производителя. Второй момент, в таком подходе база на которой собирается устройство, может иметь высокую безотказность, что несомненно увеличит на нее цену. В свою очередь компонентные блоки по внутренним характеристикам и безотказности каждый сможет выбирать себе сам исходя из цены и техтребований, которые ему необходимы.

Источник

Оптимальный срок эксплуатации оборудования

Управление сроками службы машин производится с целью получения заданных показателей функционирования парка специальной техники с учетом условий эксплуатации и системы обеспечения его работоспособности. Показатели могут быть надежностными (интенсивность отказов, коэффициент готовности) и технико-экономическими (объем выпущенной продукции, затраты, прибыль, рентабельность).

Значения показателей изменяются по мере старения техники. Так, наработка машин и коэффициент Кг готовности снижаютcя, а эксплуатационные затраты Z растут с интенсивностью порядка 1,5…4 % в год. Эти изменения достаточно хорошо (с адекватностью 0,88…0,92) описываются экспоненциальной зависимостью с параметром, равным 0,012…0,048 год-1 (параметр старения по наработке и по затратам ) [1]:

(1)

(2)

, (3)

где , – продолжительность периодов времени пребывания машины в работоспособном и неработоспособном состоянии;

– переменная составляющая эксплуатационных затрат;

Т0, Z0 – наработка и затраты за первый год работы новой машины;

t – возраст машины, год.

Параметры и зависят от качества изготовления техники, условий эксплуатации и уровня совершенства системы технической эксплуатации (СТЭ). Затраты имеют весьма сложную структуру. В упрощенном виде состав затрат на содержание и эксплуатацию парка машин можно представить выражением вида

, (4)

где i – порядковый номер единицы техники в парке; – амортизационные отчисления; Зi – зарплата машинистов; – затраты на содержание производственно-эксплуатационной базы; – отчисления в вышестоящую организацию, учредителям и т.п.; – налоги; – прочие отчисления (на страховки, банковские проценты по кредитам, лизинговые платежи, разрешения, техосмотры и пр.); – затраты на горюче-смазочные материалы и рабочие жидкости; – затраты на техническое обслуживание и ремонт, в том числе на запчасти и быстро изнашивающиеся части; Zперi – затраты на перебазировку техники.

Первое слагаемое выражения (4), в квадратных скобках, рассматривают как условно-постоянные затраты , не зависящие от количества выпущенной продукции (отработанных машино-часов) за расчетный период, но это не значит, что не зависят от среднего возраста парка машин. Второе слагаемое – переменные затраты , возрастающие пропорционально объему продукции.

Прибыль П(t) представляет собой разницу выручки В(t) и затрат Z(t)

. (5)

Выручка зависит от цены машино-часа и наработки ТР(t)

. (6)

Оптимальный срок службы машины может быть определен по минимуму удельных затрат, приходящихся на машино-час работы машины, максимуму удельной прибыли и заданному уровню рентабельности.

Удельные затраты, приведенные к машино-часу эксплуатации, определяются по формуле

. (7)

Рассмотрим динамику накопленной за срок службы машины прибыли. По мере старения машины значение выручки будет снижаться, т.к. согласно формуле (2) уменьшится наработка машины в единицу времени. При этом затраты будут возрастать в соответствии с выражением (3). В течение срока службы суммарная выручка и суммарные затраты составят суммарную (накопленную) прибыль от эксплуатации машины (рис.1, а)

Читайте также:  Оборудование для чпу москва

(8)

Прибыль

а)б)

Рис.1. Динамика накопленной прибыли SП(t) (а) и удельной прибыли (б) за срок службы машины:

SB(t), SZ(t),STP(t) – накопленные выручка, затраты и наработка; См – стоимость новой машины; tок – срок окупаемости; – срок службы по максимуму накопленной прибыли; tSП=0 – срок службы, при котором затраты на поддержание работоспособности машины «съедят» всю прибыль; – оптимальный срок службы по максимальному удельной накопленной прибыли.

График суммарной прибыли SП(t) имеет четыре характерные точки в моменты времени: 0, tок, и tSП=0. При t=0SП(t)= — См. До момента времени окупаемости tок значение суммарной прибыли остается меньшим нуля. Максимум SП(t) достигает при . В этот момент становятся равными величины годовой выручки и затрат. Эксплуатация машины должна быть прекращена раньше времени . Дальнейшее использование машины будет приносить убытки, и к моменту tSП=0 затраты на поддержание работоспособности машины будут несоизмеримо большими.

Таким образом, оптимальный срок службы машины находится в интервале времени от tок до . Более конкретно можно прогнозировать оптимальный срок службы по модели динамики удельной накопленной прибыли (рис. 1, б).

Дополнительную информацию по выбору срока службы может дать анализ уровня рентабельности эксплуатации машины

(9)

Модели определения сроков службы по минимуму удельных затрат и максимуму удельной прибыли (оптимальные значения примерно совпадают) целесообразно применять в случае наличия у эксплуатирующей организации средств для обновления парка машин. В этом случае можно выручить значительные суммы от продажи машины (рыночная стоимость снижается примерно на 20 % в год от текущего значения рыночной стоимости). Модель минимума уровня рентабельности применима для предприятий, испытывающих дефицит средств для приобретения новой техники.

Задавшись нижним значением Rmin, например 0,3 (рис. 2), получаем максимальный срок службы по условию нижнего предела уровня рентабельности, меньший . Нетрудно заметить, что намного превышает оптимальный срок службы, рассчитанный по минимуму удельных приведенных к машино-часу затрат.

Рентабельность

Рис. 2. Динамика уровня рентабельности за срок службы машины:

– максимальный срок службы по минимально допустимому уровню рентабельности Rmin; – оптимальный срок службы по максимальному уровню рентабельности Rmах; линии 1 и 2 соответствуют равномерному и ускоренному (с коэффициентом два) методам расчета амортизационных отчислений.

Следует отметить, что срок службы машин определяется также требуемым уровнем работоспособности для выполнения заданной работы. Так, на менее ответственных объектах можно применять и менее надежную технику, и, наоборот, если при выполнении работы простои машины вследствие внезапных отказов чреваты серьезными экономическими или другими последствиями, то следует использовать более надежные машины. Тогда с учетом возможного экономического ущерба У(t) от простоев техники (или других видов ущерба, выраженных через экономический эквивалент) выражение (5) для прибыли будет выглядеть следующим образом:

. (10)

Процесс обновления парка машин включает в себя не только оптимизацию замены старых машин на новые. При этомвозможна покупка машин, обладающих выгодным соотношением цена/качество, их замена на более производительные и т.д.[3].

Для управления сроками службы машин согласно предложенной методике необходимо учет большего количества данных:по наработке, простоям, динамике технического состояния машин, затратам материальных и финансовых ресурсов на обеспечение эксплуатации, рыночным ценам на технику, на проведение капитальных ремонтов и т.д. Сбор этих данных вручную, в бумажной форме, является весьма трудоемким, а в некоторых случаях не представляется возможным. Использование первичных средств автоматизации, например, электронные таблицы Excel, не позволяет организовать сбор информации от нескольких источников. Как правило, первоисточники необходимых данных находятся в различных подразделениях предприятия, территориально удаленных от головного офиса. Поэтому процессы сбора и обработки могут быть организованы только средствами автоматизированной системы управления технической эксплуатацией (ИАСУ УТС), обеспечивающей единое информационное пространство для всех участников УТС, независимо от места их расположения.

Комплекс TRIM является специализированным программным продуктом, ориентированным на нужды ремонтно-эксплуатационных служб предприятий транспорта, промышленности и энергетики, возможности которого позволяют реализовать информационную систему в масштабе всего предприятия, в том числе имеющего территориально удаленные филиалы. По западной классификации TRIM принадлежит к программным продуктам класса EAM (EnterpriseAssetManagement), предназначенным для управления процессами технического обслуживания, ремонта и эксплуатации оборудования, техники, зданий и сооружений, инженерной инфраструктуры.

Таким образом, АСУ содержит: программные модули комплекса TRIM, осуществляющие планирование и учет мероприятий обеспечения работоспособности машин, расчет показателей в соответствии с методикой, оптимизацию процессов, в том числе и определения срока службы; электронный каталог запчастей, базы данных поставщиков продукции и услуг, заказчиков, персонала, рынка техники и т.д. Функционирование АСУ в целом представлено на рис. 3.

Рассмотрим основные функции автоматизированной системы управления, реализующие описанную выше методику определения сроков службы.

Функциональная схема ИАСУ

Рис. 3. Функциональная схема автоматизированной системы УТС

Основой для функционирования ИАСУ являются базы данных, содержащие информацию по запчастям и материалам каждой единицы техники, видам обслуживания и ремонтов, имеющемуся ремонтному оборудованию, технической и ремонтной документации и т.д. База данных создается в АСУ УТС посредством механизмов ввода и обработки данных, предоставляемых программным продуктом TRIM. В итоге ее создания формируется дерево оборудования объектов технического обслуживания и ремонта (ТОиР). Если выделить какой-либо объект на таком дереве и открыть его свойства, то в появившейся форме будут отображаться как общие параметры объекта, так и присоединенные к объекту типовые работы по его обслуживанию и ремонту, используемые типовые запчасти, текущие значения счетчиков пробега и технические параметры, документация по данному объекту, привлекаемые к работам штатные единицы и т.д.

Поскольку к каждому объекту ТОиР подключены все регламентные работы по нему и необходимые для них ресурсы, то план предстоящих работ и потребность в запчастях и материалах формируются в АСУ автоматически (рис. 4).

безымянный2

Рис. 4. План-график работ по ТОиР

В процессе работы АСУ УТС ведется учет пробега, выраженный в мото-часах (рис. 5), параметров технического состояния, выполненных работ и израсходованных ресурсов, наличия, исправности, простоев и времени полезной работы транспортных средств с отображением цепочек состояний каждого транспортного средства.

безымянный4

Рис. 5. Учет пробега транспортных средств в АСУ УТС

На основе накапливаемых данных с целью реализации предложенной методики, в АСУ УТС формируются аналитические формы, отражающие итоги, а также прогноз характеристик технической эксплуатации за заданный период времени, в заданном подразделении, по определенному виду техники и т.д. Например, на рис. 6 приведена форма, получаемая из АСУ УТС, в которой отражены прогнозные графики прибыли и затрат на эксплуатацию конкретной единицы техники.

11-1

Рис. 6. Затраты и прибыль от эксплуатации техники

Управление сроками службы машин, оборудования и других объектов основных фондов является одной из возможных задач, решаемых средствами АСУ УТС. При этом система может применяться и для других целей, например, для оптимизации структуры парка машин, контроля и повышения качества ТОиР, реализации методов их планирования, а также для минимизации организационных финансовых издержек и других задач. Предложенная система представляет собой не только программное обеспечение или базу данных, но и гибкий инструмент для совершенствования прогнозов эксплуатации специальной техники.

Рецензенты:

Коломейченко А.В., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой «Ремонт и надежность машин» ФГБОУ ВПО «Орловский государственный аграрный университет», г.Орел.

Гайдар С.М., д.т.н., профессор кафедры «Ремонт и надежность машин» ФГБОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина», г.Москва.

Источник