Меню

Обязательное оборудование кабинетов по фгос

Обязательное оборудование кабинетов по фгос

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 3 сентября 2019 года N 465

В целях предоставления субсидий из федерального бюджета, включая предоставление субсидий за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, мероприятия которых направлены на создание новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения, на решение приоритетных задач по ликвидации сменности обучения, переводу обучающихся в общеобразовательных организациях (далее — обучающийся) из зданий, находящихся в аварийном состоянии, и зданий, требующих капитального ремонта, в рамках реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», в соответствии с подпунктом «г» пункта 5 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», приведенных в приложении N 3 к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст.375; 2019, N 5, ст.372),

перечень средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимый при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях (приложение N 1);

критерии формирования перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, и требования к функциональному оснащению (приложение N 2).

2. Определить норматив стоимости оснащения одного места обучающегося средствами обучения и воспитания, необходимыми для реализации образовательных программ в соответствии с уровнем общего образования, соответствующими современным условиям обучения, в размере 198 тыс. рублей.

в Министерстве юстиции

25 декабря 2019 года,

регистрационный N 56982

Приложение N 1

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 3 сентября 2019 года N 465

Перечень средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимый при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях

ПЕРЕЧЕНЬ
средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимый при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях

Раздел 1. Комплекс оснащения общешкольных помещений

Подраздел 1. Входная зона

Основное оборудование

Специализированная мебель и системы хранения*

* Количество посадочных мест определяется мощностью школы, в первую очередь количеством учащихся начальных классов.

Места для сидения, отдыха и ожидания во входной зоне (диван модульный, кресло модульное/пуф, банкетка)

Стойка модульная ресепшн/охрана

Кресло администратора/службы охраны

Технические средства*

ЖК-панель с медиаплеером

Интерактивная стойка со встроенным планшетом

Дополнительное вариативное оборудование

Стойка для зарядки мобильных устройств

Источник бесперебойного питания

Система охраны здания и оповещения*

Основное оборудование

Видеокамера внутреннего наблюдения

Электронное табло (бегущая строка)

Электронная проходная через турникет

Преграждающие планки и стойки

АРМ оператора системы охраны и видеонаблюдения, лицензионное программное обеспечение

Дополнительное вариативное оборудование

Пособия наглядной экспозиции по охране зданий и оповещения

Подраздел 2. Гардероб

Специализированная мебель и системы хранения

Основное оборудование

Секция вешалок/крючков для одежды

Ячейки для хранения обуви

Скамейка для переодевания

Зеркало большое травмобезопасное

Подраздел 3. Библиотечно-информационный центр (с возможностью проведения онлайн-трансляций)

Основное оборудование

Специализированная мебель и системы хранения

Стол библиотекаря с ящиками для хранения/тумбой

Шкаф закрытый для хранения учебного оборудования

Шкаф для газет и журналов

Стол для выдачи пособий

Шкаф для читательских формуляров

Стол ученический для читального зала с регулируемой высотой

Стол ученический модульный регулируемый по высоте для коворкинга

Стул ученический поворотный регулируемый по высоте

Кресло для чтения/места для сидения в зоне релаксирующего чтения

Технические средства

Основное оборудование

Мобильная электронная библиотека

Компьютер библиотекаря с периферией (лицензионное программное обеспечение, образовательный контент, система защиты от вредоносной информации, автоматизированная информационно-библиотечная система (АИБС)

Дополнительное вариативное оборудование

Стойка для зарядки мобильных устройств

Оборудование для проведения онлайн-трансляций

Основное оборудование

Интерактивный программно-аппаратный комплекс мобильный или стационарный (интерактивная доска, проектор, крепление) с возможностью проведения онлайн-трансляций

Тележка-хранилище ноутбуков/планшетов с системой подзарядки в комплекте с ноутбуками/планшетами (лицензионное программное обеспечение, образовательный контент, система защиты от вредоносной информации) / Компьютер ученика (лицензионное программное обеспечение, образовательный контент, система защиты от вредоносной информации)

Наушники для прослушивания аудио и видеоматериалов

Дополнительное вариативное оборудование

Планшетный компьютер (лицензионное программное обеспечение, образовательный контент, система защиты от вредоносной информации) для коворкинга

Подраздел 4. Многофункциональный актовый зал

Специализированная мебель и системы хранения

Источник



Оснащение школьных классов по ФГОС

Правовая база, нормативные акты

Министерство образования и науки РФ утвердило Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) основного общего образования от 17 декабря 2010 года №1897, назначение которого – систематизация и стандартизация учебных процессов и обеспечение их высокого качества в школах.

Документ составлен на основе перечней специализированных требований, среди которых:

  • Приказ Минобрнауки РФ от 4 октября 2010 года №986 о минимальном техническом оснащении учебных процессов в ученических классах;
  • САНПИН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010 №189 (актуализированная на сегодняшний день версия) о санитарно-эпидемиологических требованиях к учебным помещениям и организации процесса обучения.

Для начальных школ ФГОС определён приказом того же Министерства России от 6 октября 2009 г. № 373. Последняя редакция от 22 сентября 2011 г. № 2357.

Основной документ, на который сегодня опираются учебные заведения при комплектовании – Приказ Минобрнауки России от 30.03.2016 N 336.

Учебные организации в праве вносить изменения и уточнять заданные нормы и правила, придерживаясь установленного регламента, не менее 1 раза в 10 лет.

Общие требования

В первую очередь оборудование школьных кабинетов должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям САНПИН. Оно должно быть изготовлено из экологически безопасных материалов, поддающихся незатруднительной уборке, быть пожаробезопасным, отвечающим нормативам охраны труда.

Читайте также:  Профессиональное оборудование для очистки воды

Мебель должна быть сертифицирована на основании таможенного регламента ТР ТС 025/2012 и допущена для использования в школьных классах.
Испытательное оборудование для исследовательской деятельности должно соответствовать ГОСТ 8.568 «Аттестация испытательного оборудования». Техника для интерактивного обучения для школ не сертифицируется,
но обязательно сопровождается технической документацией качества от производителя.

Компания Комплектант при подборе оснащения школ и детских садов проверяет товары на соответствие всем существующим на сегодняшний день нормам.

Место преподавателя

Для учителя в кабинете предусмотрены:

  • Рабочее место (стол и стул/кресло). Теперь это не просто стандартная мебель: столы могут быть оснащены дополнительными полками, ящиками,
    иметь различную конфигурацию. Обычный стул сегодня заменяют ортопедические удобные кресла в разном исполнении.
  • Технические средства передачи информации – интерактивный программно-аппаратный комплекс.
  • Мебель для хранения обучающих материалов (шкафы, стеллажи) с необходимым количеством секций и полок, в любой конфигурации и габаритах.
  • Устройства экспозиции.
  • Для каждого специализированного класса в зависимости от дисциплины – наглядные пособия, приспособления и инструменты.
  • Доска для письма мелом с антибликовым покрытием по тёмному фону. Пожалуй, это единственный предмет, которого не коснулись изменения.

В кабинете разрешается установка интерактивных досок с условием их гигиеничности и безопасности. Экраны таких должны быть равномерно освещены и видны
в любого ученического места без образования бликов. Об этом можно узнать из технического описания устройства, кроме того производители нередко указывают
о допуске техники к использованию в учебных классах.

Места учеников

Места для учеников – это парты. Они должны соответствовать росту учащихся и быть правильно установленными в кабинетном пространстве. Классические парты
на сегодняшний день целесообразно заменять на специализированную мебель повышенного удобства, учитывающую анатомию детей, например, растущие парты, параметры которых подгоняются под
каждого ученика. В столешнице могут быть предусмотрены дополнительные ящики, регуляция наклона рабочей поверхности и т. д.

Стулья с колёсиками, с возможностью поворота и регулирования высоты, откидной спинкой, мягкой обивкой – для современных школьников есть возможность обеспечить комфортное сидение в течение дня.

Если в одном классе предусмотрены парты разных размеров, меньшие по размеру располагают ближе к доске и далее по габаритам. При
этом необходимо соблюдать размеры проходов и учитывать удобство выполнения детьми заданий, проведения исследовательских, лабораторных и других видов работ. Эти требования
прописаны в САНПИН.

При планировке кабинета нельзя забывать о требованиях техники безопасности, в том числе пожарной.

Техническое оснащение

ФГОС определяет комплекс аппаратуры, которая рекомендуется для установки в каждом ученическом классе общеобразовательной школы для усовершенствования образовательного процесса:

  • Плейеры мультимедиа и магнитофоны (на выбор, это могут быть комплексные устройства);
  • Телевизор;
  • 808и;
  • Экран для проектора (проецирование изображений на стену не допускается);
  • Компьютеры или планшеты для коворкинга.

Для просмотра телефильмов и передач рекомендуется планирование отдельной зоны с обеспечением необходимых безопасных расстояний для глаз.

Согласно Приказу Минобрнауки России от 30.03.2016 N 336 для каждого специализированного кабинета могут быть выбраны разные наборы интерактивного и научного оборудования.

Применяйте современные решения

Как выглядят большинство классов в школах? Это привычные пастельные цвета стен и преимущественно светлая мебель в скучной расцветке «Бук Бавария». А ведь обстановка напрямую влияет на интерес детей к науке и получению знаний. Комплектант предлагает необычные, яркие решения для комплектования школьных классов.

Ученические парты и столы, а также мебель, могут быть изготовлены в ярком, приятном глазу цветовом оттенке из надёжного МДФ. Теперь дизайн помещения можно моделировать, а не отталкиваться от стандартов.

Парты классические для двух человек или одиночные, растущие – для производителей мебели нет ничего невозможного. То же касается шкафов и
стеллажей: нужны закрытые места для хранения? Они могут быть оснащены глухими или стеклянными дверцами, это могут быть полки разного размера
и цвета. Сочетайте их с интересным оттенком стен и кабинет заиграет красками, станет уникальным и посещаемым детьми с удовольствием.

Поиском интересных и необычных решений занимаются наши специалисты, готовые помочь в комплектовании школьных классов по всей стране.

Комплексное планирование кабинетов под ключ

ТД Комплектант предлагает комплексное оснащение школьных кабинетов согласно Приказу № 336 Министерства Образования РФ и ФГОС от проектирования планировки до поставки сертифицированного оборудования, в том числе под ключ.

При подборе компонентов учитываются нормы безопасности, удобства и гигиены, а также особенности интерьера. По каждой категории мы предлагаем выбор наиболее оптимального варианта мебели и учебного оснащения по потребности каждого отдельного класса и даже школьной программы.

Компания сотрудничает с производителями парт и мультимедийного оборудования для обучения, поэтому поставки необходимой техники и мебели осуществляются в короткие сроки на выгодных условиях, что особенно важно для бюджетных учреждений. Работаем по всей России.

Проводим бесплатные демонстрации оборудования и обучение преподавателей.

Чтобы заказать комплектацию кабинета, демонстрацию или прайс оставьте заявку на сайте или позвоните по телефону 8 (800) 200-75-40.

Как происходит компьютерное оснащение школы?

Преподавание цифровых дисциплин и проведение уроков с привлечение инновационных технологий требует оборудование специализированного учебного помещения – кабинета информатики. В аудитории следует организовать рабочие места для преподавателей и школьников, установить периферийные цифровые устройства и настроить локальную сеть.

По стандартам материально-технического оснащения школы, количество компьютеров должно быть равным половине классного коллектива. На площади в 70 м 2 должно быть около 10 компьютеров.

Все модели компьютерной техники должны соединяться в единую рабочую сеть, в которой один будет главным. Обычно, это рабочее место для учителя с подключенными дополнительными устройствами.

Помимо мебели, компьютеров и дополнительных цифровых устройств, в кабинете для преподавания информатики необходимо размещать дополнительное оснащение:

  • Комплект программ и методической литературы;
  • Стенды, которые используются для размещения рабочих документов, таблиц и плакатов;
  • Журнал для фиксации инструктажа по основам техники безопасности и применения компьютеров;
  • Документация для записи информации о поломках и ремонте оборудования.

Важной задачей в процессе оснащения школы современным оборудованием является правильное размещение компьютеров. Существует два варианта: установка устройств рядами или по периметру помещения.

При размещении оборудования рядами рабочее место преподавателя вместе с периферийными устройствами размещается за рабочими местами школьников. Возможно размещение оборудования вдоль стен.

Преимуществом такого принципа установки оборудования является рациональное применение полезного пространства и снижение негативного воздействия вредных излучений от работы компьютерного оборудования.

Получить предложение
по оснащению класса

Есть заявка? Хотите скомплектовать класс?

Поберем всё оборудование и мебель, подготовим документы и поставим с отсрочкой 45 дней.

Читайте также:  Организация производства оборудования связи

Источник

Логопедический кабинет: требования, оснащение и оборудование

Речевое развитие – это одно из основных условий формирования личности ребенка. В случае наличия дефектов речи, логопедом проводится коррекционная работа. Задачей специалиста является раннее выявление речевых нарушений, а также проведение необходимых коррекционных мероприятий, направленных на улучшение навыков речи у ребенка.

Современные стандарты, которые предъявляются к качеству образования, заставляют по-новому взглянуть на организацию предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении. ФГОС предъявляет ряд требований, которым должен соответствовать логопедический кабинет. Он должен быть оснащен всем необходимым для создания благоприятной речевой среды – только так дети смогут избавиться от своих дефектов речи, а также подготовиться к дальнейшему обучению в школе.

Роль логопедического кабинета

Кабинет логопеда должен быть разделен на различные функциональные зоны, оснащен современным логопедическим оборудованием, различными методическими пособиями, специализированной литературой и мебелью, соответствующей требованиям СанПиНа.

В таких условиях создается необходимая коррекционно-развивающая среда, целью которой является создание необходимых предпосылок для исправления и преодоления речевых нарушений, а также адаптации детей-логопатов.

При создании этой среды важно учитывать следующие принципы:

  • Доступность. Кабинет логопеда в саду должен быть оборудован таким образом, чтобы все материалы для самостоятельной работы дошкольников располагались в свободном для них доступе (на открытых нижних полках).
  • Системность. Все материалы разделены по темам, для которых должно быть отведено отдельное место.
  • Интеграция. Дидактические материалы и оборудование для одной образовательной области могут применяться и в других областях. Игры и дидактический материал должны быть подобраны в соответствии с возрастом и корригируемым нарушением у ребенка.
  • Мобильность. Столы должны раздвигаться, все настенные материалы можно легко снять и перенести на другие место и т.д.
  • Вариативность. Все материалы, пособия и дидактические игры должны быть многовариантны (в зависимости от целей обучения, возраста детей).
  • Эстетичность. Наглядные материалы, методические пособия и мебель должны быть выполнены из современных материалов, красиво оформлены, чтобы детям было интересно находиться в кабинете.

Логопедический кабинет: требования со стороны ФГОС

Организация логопедического кабинета должна проводиться в строгом соответствии с действующими правилами ФГОС. Площадь кабинета должна составлять не менее 20 м2 для проведения индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий. Освещение и другое оборудование должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Для создания оптимальных условий для организации коррекционно-развивающей среды пространство должно быть разделено на зоны:

  • рабочая зона учителя-логопеда;
  • зона индивидуальной работы;
  • учебная зона.

Оборудование и оснащение кабинета логопеда

Правильное оснащение логопедического кабинета играет очень важную роль в коррекционно-развивающем процессе.

Оборудование кабинета логопеда обязательно должно включать:

  • Большое настенное зеркало (50×150 см).
  • Индивидуальные настольные зеркала для работы с детьми.
  • Мебель (детские столы и стулья, стол и стул для логопеда).
  • Логопедические зонды и шпатели, стерилизатор, медицинский спирт, стерильная вата, салфетки, чистое полотенце.
  • Стеллажи и шкафы для хранения наглядно-методических пособий, развивающих игр и литературы.
  • Настенные часы, секундомер, метроном.
  • Магнитная доска.
  • Фланелеграф.
  • Бактерицидный облучатель.
  • Раковина.

Кабинет логопеда в ДОУ должен быть оснащен дидактическим и учебным материалом, который обеспечивает проведение эффективной логопедической работы.

Пространство должно быть визуально разделено на следующие зоны:

  • Артикуляционная – настенное и индивидуальные зеркала, плакаты с артикуляционной гимнастикой и т.д.
  • Зона дыхания – игры, упражнения и материалы для развития речевого дыхания.
  • Зона развития слухового восприятия – музыкальные инструменты, игрушки, картинки с эмоциями.
  • Зона развития общей моторики – пособия, пальчиковые игры на развитие мелкой моторики.
  • Методическая зона – конспекты, библиотека методической литературы.
  • Зона развития лексики и грамматики – серии наглядных картинок для развития связной речи, наглядно-дидактические пособия, настенная азбука, картотеки (чистоговорки, скороговорки и т.д.).
  • Мотивационная зона. Предполагает наличие предметов-поощрений за успехи ребенка. Это могут быть наклейки, медали и т.д.

Кабинет логопеда для детей не должен быть каким-то академическим и официальным местом. Здесь должна быть интересная, игровая атмосфера, т.е. необходимая среда, в которой могли бы развиваться высшие психические функции ребенка. У детей должно быть желание идти в логопедический кабинет, ведь там интересно, необычно и весело.

Источник

Материально-техническое оснащение школы с учетом ФГОС

Материально-техническое оснащение образовательного учреждения играет важную роль в деятельности каждой школы и должно отвечать требованиям ФГОС. В статье рассматриваются особенности оснащения обычных и специализированных учебных классов в соответствии с нормами, а также специфика МТО рабочих мест педагогов и учащихся.

МТО школ строго регулируется законом. В частности, требования, предъявляемые к оснащению специализированных аудиторий и учебных кабинетов, опираются на следующую законодательную документацию:

  • Приказ Министерства образования РФ №986, 2010 год, пункт о минимальной степени оснащенности школьных классов и образовательного процесса техническими средствами;
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010 №189, пункт, в котором прописаны эпидемиологические требования к учебным помещениям и учебной деятельности;
  • Приказ Минобрнауки РФ от 30 марта 2016 года – регулирует материально-техническое оснащение начальной школы.

Образовательные учреждения вправе менять и уточнять нормы и правила в рамках утвержденного регламента минимум один раз в 10 лет.

Основные требования к МТО образовательных учреждений

Самое главное – в классах и кабинетах должно использоваться только определенное оборудование, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам СанПиН и требованиям федерального образовательного стандарта. Все элементы материально-технического оснащения школы по ФГОС должны быть изготовлены исключительно из экологически чистых и безопасных для здоровья материалов, соответствовать требованиям охраны труда и легко очищаться от загрязнений. Установленная в аудиториях мебель в обязательном порядке должна отвечать нормам пожарной безопасности и иметь сертификат таможенного регламента ТР ТС 025/2012.

Отдельного внимания заслуживает МТО класса химии. Оно должно соответствовать ГОСТ 8.568 и пройти аттестацию специально созданной комиссией. Технические средства, которые используются для интерактивной учебы в образовательных заведениях на территории РФ, не сертифицируются. При этом, они должны иметь оригинальный паспорт изготовителя.

Согласно общим требованиям к материально-техническому оснащению школ в 2019 году, образовательные учреждения должны иметь в своем распоряжении следующие средства:

  • учебные кабинеты с автоматизированными рабочими местами преподавателя и учащегося, классы для внеурочной деятельности;
  • информационно-библиотечные центры с медиатекой;
  • цифровые образовательные ресурсы, коммуникационные каналы, ИКТ-оборудование;
  • комплекты оборудования и технического оснащения для всех предметных областей и занятий в рамках внеурочной деятельности.

ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНЫМ КАБИНЕТАМ С УЧЕТОМ ФГОС И САНПИН

Воспользуйтесь образцом плана развития учебных кабинетов на новый год с учетом ФГОС и СанПиН из журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»

Специфика МТО образовательных учреждений

ФГОС задает приоритетные требования к МТО образовательного процесса в школах. На региональном уровне при необходимости утверждаются дополнительные требования в плане СанПиН, строительных норм и оснащенности учебных помещений. В рамках образовательных учреждений разрабатываются локальные нормативные акты, определяющие требования к разным инфраструктурным объектам конкретной школы с учетом требований к минимальной оснащенности процесса обучения. Это касается учебных кабинетов, школьных библиотек, физкультурно-оздоровительных сооружений и культурно-досуговых помещений. В ходе планировки школьных классов необходимо учитывать все требования безопасности, в том числе, и пожаробезопасность.

Читайте также:  Куплю оборудование для производства шпона

Федеральный образовательный стандарт регламентирует виды аппаратных средств, которые можно использовать в школьных кабинетах для обеспечения полноценного учебно-воспитательного процесса. К их числу относятся: телевизоры, компьютеры/планшеты, мультимедийные плееры и магнитолы, интерактивные доски, экраны для проектора (нормами запрещено проецирование изображений с проектора на стену). Согласно нормам, в учебном классе должна быть спланирована отдельная зона для просмотра фильмов или обучающих передач. Она должна располагаться таким образом, чтобы ученики сидели на безопасном для глаз расстоянии от экрана.

В соответствии с Приказом Минобрнауки РФ №336 за 2006 год материально-техническое оснащение школ включает установку специального интерактивного и научного оборудования в специализированных классах (истории, биологии, химии, физики, астрономии).

Организация работы учебных классов школы с учетом их материально-технического оснащения

Для создания оптимальных условий обучения согласно требованиям образовательного стандарта каждый школьный кабинет должен быть укомплектован следующими элементами:

  • традиционная составляющая МТО школы – базовая и вариативная образовательные программы, тематическое планирование, сборники упражнений и задач, наглядные пособия, учебные материалы, справочники, раздаточные и демонстрационные материалы. В классах физики, биологии и химии, кроме перечисленного, должны иметься в наличии инструкции по проведению практических и лабораторных работ;
  • развивающие (методические и технические) средства – экранные пособия, видео- и аудиоматериалы (диапозитивы, диафильмы, кинофрагменты), дидактические пособия для базового и профильного обучения.

МТО учебных кабинетов в образовательных учреждениях также предполагает установку специального шкафа для информационных учебных материалов (газетных вырезок, докладов, рефератов, сочинений учащихся и т.п.). Содержимое шкафа должно быть систематизировано и занесено в отдельную картотеку. Особое место в нем выделяется для творческих и готовых исследовательских работ учащихся. Кроме того, по новому ФГОС в школьном классе должны храниться материалы из справочных и энциклопедических источников.

Обязательное условие – составление расписания школьного класса в урочное и внеурочное время (для проведения занятий по программе дополнительного образования). В расписании также указываются запланированные семинарские занятия, индивидуальные курсы или уроки в рамках онлайн-обучения.

МТО рабочего места учителя в школах

В перечень материально-технического оснащения кабинета преподавателя в школах входят следующие компоненты:

  • непосредственно рабочее место: стол, стул, кресло, дополнительные полки и ящики с эргономичной конструкцией;
  • мебель (шкафы, стеллажи), предназначенная для хранения учебных пособий и материалов – должна содержать необходимое количество секций и полок различной конструкции и размеров;
  • интерактивное программно-аппаратное оборудование, рассчитанное на передачу данных;
  • доска с антибликовым покрытием, предназначенная для письма мелом;
  • приспособления, используемые для оформления стендовых материалов (экспозиции);
  • специальный инструментарий, наглядные пособия и приспособления для проведения занятий в рамках определенной специализации.

Согласно нормам материально-технического оснащения класса школы, учебное помещение может быть оснащено гигиеничной и безопасной интерактивной доской с антибликовой поверхностью. Она должна хорошо просматриваться из любой точки класса. Также важно, чтобы ее поверхность была равномерно освещена. Если в инструкции по эксплуатации интерактивной ученической доски отсутствует подробное описание всех ее характеристик, использовать такую доску для занятий в учебном заведении запрещено.

Материально-техническое оснащение рабочего места учащегося в школах по ФГОС

Существуют специальные нормы, регулирующие МТО ученических парт в образовательных учреждениях. Рабочие места школьников должны иметь рациональное расположение внутри класса и соответствовать росту учащихся. Согласно актуальным нормам СанПиН, рекомендуется использовать вместо традиционных ученических парт специализированную мебель, учитывающую детскую анатомию и обеспечивающую повышенную степень удобства.

Один из самых оптимальных вариантов – парты с меняющимися габаритами, которые легко подстраиваются под анатомические особенности каждого ученика. Такая мебель имеет регулируемый наклон рабочей поверхности и оснащена встроенными в столешницу дополнительными ящиками для хранения ученических принадлежностей. Кроме того, парты снабжены спинками с откидной конструкцией, имеют мягкую обивку и позволяют регулировать высоту сиденья. Все это обеспечивает школьникам максимальный комфорт на протяжении 5-6 занятий.

Для парт разных размеров предусмотрены отдельные требования в плане их расположения внутри помещения. Небольшая по габаритам мебель устанавливается поблизости от стола преподавателя, а более крупная – к концу учебного кабинета по мере увеличения размеров парт.

В СанПиН также прописана ширина проходов между рядами парт.

Стоит отметить, что на практике учебные учреждения во многих небольших городах РФ лишены целого ряда преимуществ научно-технического прогресса. Из-за недостаточного финансирования многие провинциальные школы не имеют возможности установить в классах современную регулируемую мебель для учащихся из надежных материалов и новую аппаратуру, отвечающую актуальным требованиям.

Материально-техническое оснащение химического кабинета в школах

Кабинет химии – это специализированное помещение, оборудованное комплектом технических обучающих средств, мебелью и специальным оборудованием для проведения лабораторных химических опытов. Полный перечень материально-технического оснащения класса химии в школах приведен в ФГОС.

Оборудование и аппаратные средства, установленные в классе химии, должны полностью соответствовать особенностям преподаваемой дисциплины. В комплект оснащения в обязательном порядке должен входить демонстрационный стол для преподавателя, а на партах учащихся должны быть предусмотрены специальные зоны для размещения лабораторного оборудования и химических реактивов. Поскольку в рамках программ изучения химии ученики проводят различные практические опыты и эксперименты, кабинет обязательно должен быть оборудован вытяжным шкафом.

Администрация образовательного учреждения разрабатывает и утверждает специальную внутришкольную нормативную документацию на открытие и функционирование химического кабинета. Перечень документов включает:

  • Приказ директора учебного заведения о назначении заведующего помещением, лаборанта (для этого разрабатывается соответствующая должностная инструкция);
  • паспорт кабинета химии — оформляется с описанием его функционального назначения и содержит перечень установленного оборудования, технических средств, дидактических материалов, наглядных и учебных пособий;
  • подробные правила техники безопасности при ведении лабораторных и практических работ;
  • план работы кабинета на учебный год, разработанный в рамках перспективного планирования;
  • протокол решения комиссии образовательного учреждения о готовности к соблюдению необходимых условий для успешной реализации программы обучения на предстоящий учебный год;
  • инвентарная и дефектная ведомости на оборудование, технические и инвентарные средства, которые используются в классе химии;
  • акт приемки оснащенного помещения руководством школьного учреждения.

В случае нарушения требований, предъявляемых к школьному классу химии, существует риск возникновения травматических ситуаций среди учащихся в процессе выполнения лабораторных и практических работ. Несоблюдение требований локальных нормативных актов может стать причиной прекращения работы отдельно взятого учебного класса или всего образовательного учреждения.

Источник