Меню

Оборудование транспортного средства мотоцикла



Мотоэкипировка: как собрать комплект для начинающих

Задача этого текста — рассказать про минимальный комплект мото­экипировки для начи­нающих. С одной стороны, «мини­мальный набор» одно­значно описан в п. 2.1.2 ПДД (Общие обязан­ности водителей), который гласит, что при управ­лении мотоциклом водитель должен быть в шлеме. И это всё, что требуют Правила. Но даже один из бывших началь­ников россий­ской ГИБДД любил повторять, что ездить нам с вами прихо­дится по дорогам, а не по правилам. И на дороге одного шлема, пожалуй, будет маловато! Пред­лагаем собрать базовый комплект, который удобен в быту, обеспе­чивает прием­лемый уровень защиты и стоит максимально недорого.

Stage 1: Необходимый минимум

То, без чего вообще нельзя выезжать на дорогу — ни по ПДД, ни по минимальным соображениям безопасности.

О том, как и какой мотошлем следует покупать, мы уже рассказы­вали — берите закрытый шлем-интеграл по той цене, которая вам кажется прием­лемой. Например, бюджетную модель, изготов­ленную из поликар­боната: что-то типа корейского HJC CS-15 или китайского LS2 модели FF320. Первый чуть дешевле, зато второй оснащён внутренним солнце­защитным визором. Оба, правда, тяже­ловаты — около 1,6 кило­грамма (и даже чуть больше, в зависи­мости от размера), но жить можно. Если свериться с британским рейтингом безопас­ности на сайте, то видишь, что обе эти модели получили по четыре звезды из пяти возможных. Хороший результат!

Такая покупка обойдётся в 6000–7000 рублей. Ну, может быть, в 8000, если выбрать красивую расцветку. За неё, кстати, имеет смысл немного пере­платить: шлем должен радовать владельца и быть заметным для других участ­ников движения. Заметность на дороге — вообще один из важных факторов безопас­ности. Поэтому подумайте о покупке экипировки ярких цветов.

Следом надо выбрать перчатки. Кисти — первое, что страдает при падении с мотоцикла.

Текстильные или кожаные?

Хорошо, когда у вас две пары перчаток: одна на тёплую погоду, вторая на холодную. Да, и на случай дождя иметь запасные сухие перчатки тоже полезно. Но сейчас мы собираем базовый комплект, поэтому ограни­чимся одной парой.

В жару удобнее ездить в лёгких матер­чатых перчатках, но наиболее универсаль­ными будут всё же кожаные. В них теплее, они не сразу промокают под дождём и в целом обеспе­чивают лучший уровень защиты. Поэтому берём кожаные.

Защитные накладки: какие, где и сколько

Изучите, есть ли у понравив­шихся вам перчаток жёсткие защитные накладки. Они могут быть резино­выми, пластико­выми или карбоно­выми. По большому счёту, материал особой роли не играет. Главное, чтобы накладки были. И были на нужных местах!

Накладки на костяшках пальцев выглядят очень эффектно, поэтому большин­ство произво­дителей старается ими не прене­брегать. На самом деле хороши они только в драке, но при аварии толку от них немного. Падая на землю, человек инстинк­тивно выстав­ляет руки перед собой, стараясь смягчить падение, и первое, что входит в контакт с поверх­ностью, вовсе не костяшки, а тыльная сторона ладони. То самое место, которым десант­ники и каратисты эффектно ломают кирпичи на показа­тельных выступ­лениях. Выходит, что самая важная защита должна быть именно там.

Желательно, чтобы и на самой ладони был допол­нитель­ный (усиленный) слой кожи или, ещё лучше, замши. «Правильные» произво­дители снабжают им даже самые лёгкие перчатки-сеточки. Такое покрытие помогает руке не скользить по рукоятке руля, а также защищает ладонь при падении. На самых серьёзных моделях имеется ещё и усиление мизинца — вплоть до того, что иногда его даже скрепляют с безымян­ным пальцем. Но это чаще всего встреча­ется на профес­сиональ­ных спортивных перчатках.

Какая застёжка надёжнее

Обязательно обратите внимание на то, чем и как именно перчатка фикси­руется на руке. Обычно это застёжки-липучки. Все остальные варианты — кнопки, молнии, какие-либо крючки и т.д. — будут хуже. Застёжки должны быть надёжными и в идеале находиться на верхней части запястья. Иначе велика вероят­ность, что при сколь­жении по асфальту «липучка» рас­стегнётся или оторвётся. Какой смысл во всей защите, если при ударе перчатка просто слетит с вашей руки?

Что делать, когда жарко или холодно

Очень часто перчатки делают из перфориро­ванной кожи. Хорошо это или плохо? Дело вкуса. Без дырочек руки будут потеть, а с дырочками — момен­тально намокать даже при небольшом дожде. Поэтому решайте сами, с какими неудоб­ствами вам проще смириться.

Куда важнее то, какую модель вы выберете — короткую или длинную. Короткие пер­чатки проще надевать, в них не так жарко летом. Но длинные, на мой взгляд, практичнее. Если заправить их раструбы в рукава, то встречный ветер будет задувать под куртку и охлаждать вас в жару. А если выпустить наружу, то вы избавитесь от сквозняков и лучше сбережёте тепло тела в прохладную погоду.

Сколько стоят хорошие перчатки

Итак, решили — покупаем длинные кожаные перчатки. Будьте готовы к тому, что стоят они недёшево! Лучшие спортивные модели обойдутся в несколько сотен долларов. Но мы сейчас экономим: лично я уже много лет езжу в перчатках француз­ской марки Five, поэтому не стал бы изменять любимому бренду. Длинные кожаные перчатки этой фирмы (например, модель RFX4) обойдутся в 5000–6000 руб. За 3000–4000 рублей можно купить нечто похожее, под маркой MCP (это новый бренд бюджетной мото­экипировки, который принад­лежит россий­ской компании «Байк Лэнд»). Очень хорошие перчатки делают Dainese, Alpinestars или, например, Revit. Но все они будут стоить заметно дороже.

Кстати, перчатки — это, пожалуй, единственный предмет мото­экипировки, который вполне можно поискать на Aliexpress. Смотрите копии популяр­ных моделей от известных брендов, почитайте отзывы. Степень похожести оцени­вайте с помощью картинок с ориги­нальных сайтов. Практика показы­вает, что если вам повезёт, то по качеству такая покупка будет мало отличаться от оригинала, а цена вас определённо порадует!

Так называется художественный приём, когда музыкаль­ное произве­дение, казалось бы, близится к своему концу, приостанав­ливается на мгновение… и затем продол­жается дальше. Вот и у нас финал ложный. Имея шлем и перчатки, в принципе, можно сесть на мотоцикл и поехать. Правилам это не противо­речит, и ни один инспектор ДПС не сможет упрекнуть вас в отсут­ствии экипировки. И некоторые опытные мото­циклисты в сильную жару позволяют себе такие воль­ности. Но новичкам делать этого не советуем — уж больно дорого стали теперь стоить медицинские услуги.

Но если вы всё же надумаете рискнуть, то хотя бы допол­ните свой гардероб плотными и прочными брюками и курткой — хотя бы обычной джинсовкой. А менее легко­мысленных и более осторожных мото­циклистов приглашаем на следующий уровень.

Stage 2: Защищаем туловище

Защитив руки и голову, следует подумать о защите тела. Майка, рубашка и даже обычная джинсовка вряд ли спасут вас при падении. Нужна специали­зированная мото­циклетная куртка. Лучше, конечно, чтобы их тоже было несколько — на разную погоду, под разный стиль и под разное настроение. Но мы собираем базовый набор, поэтому постараемся купить одну — недорогую и максимально универсальную.

Как выбрать хорошую куртку

Как бы эффектно ни выглядел мотоциклист в кожаной куртке, это самый бестолковый предмет его экипировки. В жару в коже нестерпимо жарко, под дождём она пропиты­вается водой и очень долго сохнет, а в холод не особо-то и греет. Главное достоин­ство кожи в том, что она хорошо защищает при падении на большой скорости и длительном сколь­жении по асфальту. Именно поэтому все спортс­мены ездят по треку в кожаных комбине­зонах. В них вполне можно доскользить до так называемой зоны вылета, а потом как ни в чем не бывало подняться, отряхнуться и пойти искать свой мотоцикл. Но при аварии в городе или на дороге общего пользо­вания, как правило, скользить просто некуда. Машины, бордюры, отбойники, разде­лители, столбы, дорожные знаки и т.д. быстро вас остановят. А от сильного удара о жёсткое препят­ствие не спасёт никакая куртка.

Поэтому оставьте кожу профессиональ­ным гонщикам и купите себе хорошую текстильную куртку! Лучше всего — удлинен­ную туристи­ческую модель. Она не будет задираться и оголять поясницу, когда вы садитесь на мотоцикл. Это наиболее универсаль­ное, «всепогодное» решение. Хорошие произво­дители с уверен­ностью заявляют, что их модели достаточно комфорта­бельны в диапазоне температур примерно от 5 и до 30 градусов. А что вам ещё надо? В средней полосе России весь наш короткий мото­циклетный сезон гарантиро­ванно уклады­вается в этот интервал.

Как добиваются такой универсальности? Очень просто! Точнее, очень сложно. Ведь хорошая мото­циклетная куртка пред­став­ляет собой хитрое инже­нерное сооружение — этакий много­слойный пирог. Верхний слой защищает вас от ветра и возможных механи­ческих повреж­дений. Для этого он делается из плотной синтетиче­ской ткани типа Cordura или Oxford. По большому счёту, и то, и другое — это очень плотный нейлон, допол­нительно простёганный в наиболее уязвимых местах и усиленный вставками из натураль­ной кожи, искус­ственной замши, резины, пластика или карбона. На самых дорогих моделях могут быть даже накладки из алюминия или титана. Но это пока не наш вариант. Поэтому просто убедитесь в том, что плечи и локти вашей куртки чем-то усилены. Это необходимый минимум.

Вторым слоем в куртке идёт непродуваемая и непромока­емая вставка. Лучше всего, когда она выпол­нена из мембранной ткани, пропуска­ющей воздух и влагу наружу, но не внутрь. Эта вставка часто делается съёмной. В случае необходи­мости её можно носить отдельно — как лёгкую ветровку. Если вы не на мотоцикле, конечно. И третьим слоем, тоже съёмным, идёт тёплая подкладка. Чаще всего тонкий простёганный синтепон. Он отвечает за то, чтобы вы не пере­охлади­лись. Все эти слои можно снимать, надевать и комбини­ровать таким образом, чтобы вам было комфортно при любой погоде.

Что будет, если пойдёт дождь

А рано или поздно он непременно пойдёт. Можете даже не сомневаться. Многие удивляются: почему непромока­емый слой находится внутри куртки, а не снаружи? Так задумано специально, чтобы его можно было отстегнуть в сухую и тёплую погоду — без него вам будет не так жарко. А с ним намокнет только верхний слой куртки, который потом так же момен­тально просохнет на ветру, как только дождь кончится. Сам же водитель останется практически сухим. Если, конечно, у куртки не будут протекать молнии и застёжки.

Читайте также:  Оборудование для водоснабжения челябинск

Производители знают об этом, поэтому стараются оснащать свои изделия герметич­ными молниями и допол­нительно защищать их от влаги специ­альными клапанами-накладками на застёжках-липучках. Всё то же самое относится и к карманам. Обычно на лейбачках курток пишут, что такой-то и такой-то карманы у них непромока­емые, но не стоит этому безого­ворочно доверять: в сильный дождь деньги, документы и телефон лучше спрятать под куртку.

Рассматривая приглянувшуюся вам куртку, обяза­тельно обратите внима­ние на то, чтобы помимо карманов на ней были вентиляци­онные клапаны — в жару их можно открыть и пустить освежающий ветерок внутрь. Чем таких клапанов больше, тем лучше. Но в закрытом состоянии они тоже должны быть водо­непроницаемыми.

Также на хорошей куртке непременно должны присут­ствовать ремешки, позволя­ющие подогнать её по размеру и утянуть лишнее. Это важно! Если куртка будет на вас болтаться, хлопать и парусить на ветру, радости вам это не доставит. Да ещё и ткань быстро придёт в негодность.

Полезными будут и вставки из свето­отража­ющего материала. В тёмное время суток они сделают вас заметнее в свете фар. Чем их больше, тем тоже лучше. И ещё раз — если есть возмож­ность, выбирайте яркие цвета. Хотя если вы мужчина в самом расцвете сил и весом за центнер, то вам, скорее всего, придётся смириться с разно­образием оттенков черного. Увы, это гримасы маркетинга: почему-то считается, что пёструю одежду любят только девушки и подростки. А ведь мото­циклисты — они же как дети.

Нужна ли защита в куртке

Да, от лобового удара с КАМАЗом не спасёт даже глубоко­водный водо­лазный скафандр, но в менее серьёзных авариях вас смогут защитить специ­альные энерго­поглоща­ющие вставки. В хорошей куртке их пять: на плечах, на локтях и на спине. Первые четыре, как правило, идут в комплекте. Убедитесь, что они есть, а потом, надев куртку, проверьте, чтобы они были на своих местах. Чаще всего проблема бывает с локтями. Вставка в рукаве должна быть строго напротив сустава, а не болтаться где-то посередине предплечья. Часто защитные вставки регулиру­ются по высоте, но в довольно небольшом диапазоне. Поэтому если рукава вам изначально велико­ваты, то регули­ровки может не хватить. Это значит, что придётся искать другую модель куртки.

Обычно вставки делаются из относительно мягкого материала, чем-то напомина­ющего упругий пластик или резину. Такая защита стоит недорого, но способна эффективно поглощать энергию удара при столкно­вении. Более дорогой вариант — вставки из инноваци­онного материала D3O. При сжатии, изгибе или растяжении он остаётся мягким, а при резких ударах момен­тально твер­деет по всей своей поверх­ности, перерас­пределяя и, таким образом, поглощая энергию. И даже если на бирке куртки не написано, что она снабжена модными D3O-вставками (что, конечно, вряд ли), их легко узнать по характерному оранжевому цвету. Обычная защита чаще всего чёрная или серая!

Не забудьте про защиту спины!

На всех «ездовых» куртках всегда есть специ­альный карман, в который встав­ляется защита спины и позвоноч­ника. Но когда вы покупаете куртку, в нём, скорее всего, будет лежать лишь тонкая пластина из пористого материала. Сама по себе она вас ни от чего не спасёт, а предназ­начена только для того, чтобы её вынули. и взяли с собой в магазин, где по её форме вам подберут подходящую защиту. Да-да, практически всегда защиту приходится докупать отдельно! Но без защиты спины куртка почти полностью теряет свой смысл.

Защита спины может быть сделана из такого же материала, как и вставки на плечах или на локтях. В более дорогих моделях применя­ется D3O. Ну а высшим классом (в том числе и по уровню защиты) считаются составные вставки, представ­ляющие собой сэндвич из различных материалов. Какую выбрать — решать вам. В любом случае, покупая куртку, будьте готовы отдать ещё от 2000 до 5000 рублей за эту полезную опцию.

Спортсмены наверняка скажут вам, что вставка на спине — это «не то» и что максимальную степень защиты обеспечи­вают только специали­зиро­ванные защиты, которые надеваются под куртку или комби­незон отдельно. И в принципе они правы. Но тут на первое место выходит уже цена. Хорошая спортивная «спина» обойдётся вам примерно в 8000–10000 рублей. Готовы платить? Покупайте. Но мы рассматри­ваем бюджетный вариант, поэтому удоволь­ствуемся недорогой вставкой. Только сперва убедитесь, что она достаточно гибкая и не стесняет движений (тут модели из D3O просто вне конкуренции). И ещё: хорошо, когда защита доходит до самого низа спины. Буквально до крестцо­вого отдела позвоноч­ника. Чем длиннее — тем лучше.

Сколько стоит приличная куртка?

Раз уж мы заговорили про цены, то неплохо было бы опреде­литься, сколько будет стоить базовая куртка? И тут вас ждут не самые приятные новости. Действи­тельно хорошая туристиче­ская куртка может стоит 50, 60 и даже 100 тысяч рублей. Именно поэтому некоторые мото­циклисты страхуют по КАСКО не только свои мото­циклы, но ещё и экипировку! Сделать это сложно, но, в принципе, возможно.

Источник

Дополнительное оборудование для мотопутешествий и ежедневной эксплуатации

Рынок дополнительного оборудования для мотоциклов пестрит разнообразными товарами, способными сделать езду на мотоцикле более комфортной и безопасной.

Дополнительное оборудование для мотопутешествий и ежедневной эксплуатации

Подножки

Этот аксессуар вместо штатных подножек может использоваться как для езды по грязи, так и на шоссе. В первом случае используют подножки с «зубастой» поверхностью, во втором — с резиновой.

Дополнительное оборудование для мотопутешествий и ежедневной эксплуатации

Некоторые производители предлагают универсальные модели, которые можно использовать и на грунте, и на асфальте: для трансформации подножек с асфальтовых в грязевые достаточно снять резиновые накладки. Подножки могут изготавливаться не только из стали или алюминия, но и из титана. Как плавило, подножки продаются в комплекте «платформа+адаптер», но этот момент (как и совместимость аксессуара с вашей моделью мотоцикла) необходимо уточнять в каждом конкретном случае.

Некоторые аксессуары хорошо известны мотоциклистам и широко используются во многих странах мира, другие — относительно новые и нуждающиеся в популяризации.

Кофры и сумки

Кофры и сумки — самые распространенные доп.товары, приобретаемые для использования в «дальнобое». Они могут иметь жесткий или мягкий корпус. Первые чаще всего изготовляют из пластика или алюминия, вторые — тканевые или комбинированные (ткань + каркас). Для крепления могут использоваться как штатные крепежные места на мотоцикле, так и устанавливаемые дополнительно.

«Плюшки», на которые принято обращать внимание, выбирая кофр или сумку, — наличие светоотражателей, непромокаемость, быстросъемность, количество дополнительных карманов и отсеков, возможность изменения объема, вес изделия, допустимая нагрузка, полезный объем, безопасность зоны заднего колеса, ограничение по максимальной скорости, на которой можно двигаться с кофрами/сумками.

Крепление

Дополнительное оборудование для мотопутешествий и ежедневной эксплуатации

Рулевые проставки и конвертеры

Рулевые проставки и конвертеры позволяют сделать положение ручек руля более удобным для длительной езды (высота и расстояние до рукояток руля). Конвертеры позволяют устанавливать в мотоцикл другой руль, например, переменного сечения. Несколько сантиметров «вверх-назад» или в другом направлении могут существенно снизить утомляемость райдера и предотвратить затекание рук.

Осветительное оборудование

Дополнительное оборудование для мотопутешествий и ежедневной эксплуатации

Дополнительное осветительное оборудование помогает при езде ночью. Нередко такие аксессуары покупают не только для лучшего освещения дороги, но и для «усмирения» водителей автомобилей, не желающих вовремя включать ближний свет фар. Сегодня на мотоциклы устанавливают ксеноновый свет или светодиодные фары. Последние — самые прогрессивные: они потребляют в несколько раз меньше электроэнергии, обеспечивая при этом лучшее освещение. Выбирая свет, необходимо обращать внимание на тип рассеивателя аксессуара: существенная разница в угле рассеивания светового пучка может сделать невозможной нормальную эксплуатацию определенной фары в привычных для байкера условиях.

Тюнинговые сиденья

Дополнительное оборудование для мотопутешествий и ежедневной эксплуатации

Тюнинговые сиденья могут кардинально изменить физическое восприятие мотоцикла в определенных условиях. Мягкий широкий тюнинговый «трон», например, позволит использовать в долгих путешествиях даже типично городские мотоциклы с узким «насестом» в стоке. В некоторых случаях стоковое сиденье заменяют с целью подогнать байк под рост райдера.

Защита картера двигателя

Дополнительное оборудование для мотопутешествий и ежедневной эксплуатации

Защита картера двигателя и боковых крышек позволяет без страха атаковать встречающиеся на пути бревна, камни, а в городе – высокие бордюры. Ограждающими конструкциями чаще всего служат алюминиевые или стальные пластины, а также конструкции из труб. Выбирая защиту, необходимо обращать внимание на геометрическую совместимость с мотором мотоцикла и надежность крепления. Немаловажный фактор — удобство доступа к мотору при обслуживании.

Защита фары

Дополнительное оборудование для мотопутешествий и ежедневной эксплуатации

Защита фары может понадобиться вне дорог или на плохих дорогах. Массовое распространение получили две группы защиты для фар: «стекла» и «сетки». Для изготовления первых используется стекло (редко) или пластмасса (поликарбонат, капролон). Вторые представляют собой прочные рамки, затянутые сеткой из металлических или полимерных прутов. Пластиковая защита в жестких условиях может быстро сломаться, зато она легко очищается и защищает фару от мелкого мусора, песка, насекомых. Металлическую защиту сложно сломать, а в случае необходимости ее можно выровнять и покрасить.

Предпочтение

Рулевые щитки

Рулевые щитки (защита рук) призваны защищать руки райдера от встречающихся на пути веток, камней, а также от ветра. Чаще всего щитки изготавливают из эластичного пластика. Каркасные модели усиливают металлом. Одинаковое распространение получили открытые (т.н. «лопухи») и закрытые (замкнутые с обеих сторон на руль) щитки.

Дополнительное оборудование для мотопутешествий и ежедневной эксплуатации

Антирадар

Может окупить себя буквально за одну длительную поездку. С целью вовремя заметить ДПС с радаром можно использовать соответствующим образом защищенное от попадания влаги автомобильное устройство или разработанный специально для установки в мотоцикл радар-детектор. Последние могут иметь автономное питание, предполагать размещение в шлеме светодиодного индикатора.

Дополнительное оборудование для мотопутешествий и ежедневной эксплуатации

Стоп-сигнал торможения двигателем

Стоп-сигнал торможения двигателем — полезная современная разработка, способная сделать более безопасным передвижение и в городе, и на трассе.

Дополнительное оборудование для мотопутешествий и ежедневной эксплуатации

Устройство распознает интенсивное торможение двигателем, информируя об этом невнимательных соседей по потоку, едущих сзади. Благодаря этому снижается вероятность столкновения.

Источник

Дополнительное оборудование для мотоцикла

Дополнительное оборудование для мотоцикла

Дополнительное оборудование для мотоциклов – узнаем новые подробности

Не каждый знает, что практически каждая двухколесная модель имеет ряд дополнительных устройств и приспособлений, призванных облегчить жизнь мотоциклиста. В список востребованных изделий входят чехлы, для накрывания мотоцикла в непогоду, дорожные сумки, багажники, ветровые стекла, дополнительные средства защиты в виде дуг и пр. В данном разделе, мотоциклист сможет найти всю необходимую информацию о том, как сделать свой байк более приспособленным к различным условиям.

Выбор моторезины

Правильный выбор моторезины

Покрышки колес транспорта являются единственным конструктивным элементом, который соприкасается и имеет контакт с покрытием дороги.

Читайте также:  Щетка для очистки оборудования

Именно от контакта зависит сцепление резины с дорогой и уверенность поведения на дорожном покрытии любой техники.

Аксессуары для мотоцикла

Обзор аксессуаров для мотоцикла

Мотоцикл – это предмет гордости своего владельца.

Именно поэтому каждый стремиться сделать его лучше.

Тормозные колодки мотоцикла

Как выбрать тормозные колодки для своего мотоцикла

Тормозные колодки мотоцикла — это запчасть, которую приходится часто заменять. Колодки способны повысить эффективность торможения.

Они состоят из металлической пластины с накладкой, в состав которой входят фрикционные материалы.

Обзор кофр для мотоцикла и скутера.

Кофры для мотоцикла и скутера — обзор

Мотоциклы более 100 лет завоевывали доверие лихих бунтарей, благодаря идеальной концепции чувства свободы и комфорта.

С мототехникой связано много видов спорта, некоторые из которых требуют длительного пребывания в «седле», далеко от обжитых людьми мест.

Гусеница для мотоцикла

Гусеницы для мотоцикла

Не все мотоциклисты могут смириться с тем, что их стальной конь не справляется с настоящим бездорожьем.

И правильно, зачем мириться с чем-то, когда сейчас изобретены специальные приспособления, которые превращают байк в настоящий вездеход.

Видеорегистратор для мотоцикла - обзор

Видеорегистратор для мотоцикла

Автомобилисты уже очень давно пользуются видеорегистраторами.

Сейчас эти устройства создают также и для тяжелых условий езды на мотоцикле.

Источник

Пара слов о мотоциклах с коляской и мотоприцепами в современной России

Актуальность: Февраль 2021 года.
Простое желание узаконить люльку от ижа, прикрученную к современному китайцу заставило меня зарыться в тоннах документов.
Сначала мы попытаемся понять, чем являются трехколесные мотоциклы с точки зрения современного законодательства.
Потом разберем возможности изменения конструкции без согласования
А потом сделаем вывод о возможности постановки на учет такой техники.
Дисклеймер. Я не юрист, просто захотелось разобраться.

Право управления
Для начала попробуем понять, какие документы нам нужны чтобы управлять таким транспортным средством, как мотоцикл с прицепом.

Право управления трициклами (а мотоцикл с коляской очевидно трицикл) определяется категорией B1 (внезапно!) [2]. Причем что интересно B1 в россии есть 2 видов (опять внезапно). Транспортные средства с мотоциклетной посадкой и без таковой. Так вот, если у вас есть категория A, то у вас автоматически открыта категория B1 для транспортных средств с мотоциклетной посадкой. (и только). А если у вас открыта категория B, то автоматически у вас есть B1 для транспортных средств без мотоциклетной посадки. Логика конечно есть, но мягко говоря странная. Не понимаю, в чем проблема привести права в соответствие с категориями транспортных средств. Подробности здесь: п.7 Ст. 25 [2].

Термины. Что такое мотоцикл

Термины чтобы не запутаться:
Одиночка — это двухколесный мотоцикл в общепринятом понимании.
Отдельно коляску к мотоциклу одиночке или «люльку» я буду называть « Боковой прицеп».
А вот мотоприцеп с одним колесом, размещенный сзади от мотоцикла (необязательно одиночки), я буду называть « Мотоприцеп».
У обоих этих прицепов есть одна особенность: крепление «жесткое». Боковой прицеп цепляется вообще без степеней свободы, а мотоприцеп со свободой только в двух плоскостях (лево-право и вверх-вниз).

Разбираем нормативные документы.

Транспортное средство — устройство на колесном ходу категорий L, M, N, О, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем [1]
Транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. [3].

Прицеп — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски. [3]. Определения прицепа в [1] я не нашел. Обращаю внимание, что в термине «прицеп» нет ни слова о том, с какой стороны относительно направления движения ТС должен располагаться этот самый прицеп.

До недавних пор понятие «прицеп» содержало в себе обязательное наличие 2 колес. Сейчас количество колес не является определяющим в термине «прицеп». Т.е. по ПДД сани-волокуши являются прицепом. Равно как и одноколесный прицеп к мотоциклу, Равно как и ватрушка, привязанная сзади. Но не по Техрегламенту
Категория O – Прицепы (полуприцепы) к транспортным средствам категорий L, M, N, в том числе: (замечание АСМАП)
Категория O1 – Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых не более 0,75 т. [1]
На мой взгляд, мотоприцеп однозначно относится к категории О1.

Мотоцикл — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа[3].
Теперь сопоставим с [1]:
Категория L3 – Двухколесные транспортные средства, рабочий объем двигателя которых (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см3 (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.
Категория L4 – Трехколесные транспортные средства с колесами, асимметричными по отношению к средней продольной плоскости, рабочий объем двигателя которых (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см3 и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. То есть сюда попадают все мотоциклы с боковым прицепом.
Категория L5 – Трехколесные транспортные средства с колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства, рабочий объем двигателя которых (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см3 и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

С точки зрения ПДД, ТРИЦИКЛ (без уточнения симметрии колес) с мотоциклетной посадкой с точки зрения ПДД и мотоцикл с боковым прицепом — это не одно и то же. Термин «мотоцикл» из [3] объединяет категории L3,L4,L5 из [1].

Теперь подходим к самому вкусному.
Мы берем одиночку (L3) и прицепляем к нему справа боковой прицеп (О1). В соответствии с документом [1] мы получаем транспортное средство категории L4. На которое у нас нет ни документов, ни прав, ни соответственно эксплуатировать по дорогам общего пользования мы не можем. (в соответствии с техрегламентом).
Но вот какая штука. Если мы возьмем мотоприцеп и присоединим его к мотоциклу, то у нас получится транспортное средство L5! Но если с боковыми прицепами народ как-то побаивается открыто ездить, то прицепы сзади — явление повсеместное. Хотя очевидно, что без дополнительных вмешательств в конструкцию (хотя бы в виде переварки багажника) такой прицеп на мотоцикл не установить.

Мне известен только один современный мотоприцеп в россии, где производитель утверждает, что предоставляет ПТС. Но там похоже ребята схитрили и колеса сделали сдвоенные, видимо для формального прохождения испытаний О1.

Может быть мотоцикл с присоединенным транспортным средством без двигателя — это автопоезд?
Автопоезд — механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами). [3] Соответственно по ПДД, автопоезд — это мотоцикл с мотоприцепом. Но самое интересное, что сюда же можно отнести и мотоцикл с боковым прицепом. Это не противоречит определениям. Повторюсь, это по ПДД [3]
Если мы обратимся к [1], то
Автопоезд — транспортное средство, образованное автомобилем и буксируемым им полуприцепом или прицепом (прицепами);
То есть мотоцикл с прицепом НЕ является автопоездом. Равно как не является автопоездом и мотоцикл с боковым прицепом. Ну тут понятно — это категория L4
В терминах [1] одиночка с мотоприцепом — это
Сочлененное транспортное средство — транспортное средство, которое состоит из двух или более жестких секций, шарнирно сочлененных друг с другом, разделение которых выполнимо только с помощью специального оборудования;

В общем бардак и неразбериха.

Попробуем сделать некоторые выводы по терминологии.
По боковому прицепу.
С точки зрения ПДД одиночку с боковым прицепом можно рассматривать и как «мотоцикл» и как «автопоезд».

С точки зрения Техрегламента, одиночка с боковым прицепом — это однозначно категория L4. Тут можно поиграться и вспомнить что есть боковые прицепы с шарнирным соединением. Тогда это будет сочлененное транспортное средство. Но эту ересь мы пока рассматривать не будем.

По мотоприцепу.
С точки зрения ПДД, одиночка с мотоприцепом — это автопоезд.
А вот с точки зрения техрегламента, одиночка с мотоприцепом НЕ является автопоездом однозначно. Однако может рассматриваться как Сочлененное транспортное средство, либо транспортное средство категории L5.

Теперь разберем Вопрос о внесении изменений в конструкцию транспортного средства.
Довольно легко понять, каким требованиям должны соответсовать изменения в конструкции транспортных средств, чтобы пройти легализацию. Обращаемся к документу Правила ЕЭК ООН. Это женевская конвенция о безопасности от 1958 года. Там больше сотни групп документов. Навигацию по ним удобнее использовать через приложение 10 из [1]

Все оборудование, которое вы можете установить без получения дополнительных разрешений описано в документе «Одобрение типа транспортного средства» (далее ОТТС). По идее этот документ выдается на все транспортные средства. Весь каталог доступен здесь : https://www.gost.ru/portal/gost/home/activity/compliance/eva.

И в разделе «оборудование транспортного средства» вы можете найти например такое:
Подогрев рукояток руля. Опционально по заказу: ветровые стёкла, дополнительный щиток на ветровое стекло, крепление номерного знака, алюминиевые накладки на подножки для водителя и пассажира, защита кистей рук, подножки для пассажира, спортивное сиденье, сиденье с подогревом, разъем USB, индикатор заряда батареи, система контроля давления в шинах (TPMS), спинка для пассажира с креплением. (это для Yamaha J430E)
То есть если вы ставите что-то не из этого списка — требуется сертификация. Кстати говоря, в этом одобрении типа четко прописано, к какой категории относится транспортное средство (для одиночек L3).

Например вот что написано для Honda Gold Wing (которая идет с боковым прицепом, на секундочку):
передняя подушка безопасности водителя, передние электростеклоподъемники, система обеспечения курсовой устойчивости (ESP), устройство вызова экстренных оперативных служб, по заказу: кондиционер или климат контроль (хладагент R134a), охранная сигнализация, предпусковой подогреватель двигателя, подогреватели топлива, воздушный отопитель кузова автомобиля, электрический привод сдвижной двери, датчики парковки, дополнительное освещение салона и/или кузова, холодильноотопительное оборудование, бортовой компьютер, рация, CD, MP3 проигрыватель, стерео система, противоугонное устройство, видеоконтроль за эксплуатацией автомобиля, такелажные рейки, полки, стеллажи, выдвижной пол, полосовые силиконовые завесы, фильтро-вентиляционное устройство, дополнительный багажник, защита картера двигателя, защита КПП, регистратор температуры, разделение грузового пространства на отсеки (мультитемпературный фургон), блокировка боковой сдвижной двери (-ей),
Нет тут про боковой прицеп ни слова. Ну хоть про багажник есть информация, и то хорошо.

Еще выдержка (Motoland Forester)
приборная панель с механическим указателем скорости, багажник, задние боковые подножки с откидными площадками для груза.

Выводы: организовать прицепное устройство у мотоцикла для мотоприцепа, если у него предусмотрен багажник — никаких проблем. Это не является изменением конструкции ТС. Это часть багажника.

Читайте также:  Презентация по оборудованию для поваров

Но вот нюанс. В мотоциклах, импортированных до 2011 в ПТС не создавались документы одобрения транспортного средства. Точно так же, как не создаются они и для единичных импортированных экземпляров (в некоторых случаях). Например у моей Yamaha Serow 1998 г.в. в графе «ОТТС» в ПТС было пусто.
Отсюда другой вывод: вы можете делать все что угодно с импортным мотоциклом, у которого нет в ПТС данных об ОТТС. Благодаря тому, что в ПТС написано «Категория А» и «Мотоцикл», то любое двух и трехколесное транспортное средство с мотоциклетной посадкой легко попадает под это определение. А если у бокового прицепа нет номера (что соответствует данным в ПТС), то и формальных нарушений тоже нет. Безусловно, момент очень спорный.

Но вот если данные об ОТТС присутствуют, или в любом другом виде указан тип ТС (L3 или L4), то халявы не будет.

Порядок регистрации самособранного единичного транспортного средства:
1. Получить VIN в организации НАМИ. Около 10 000 рублей. Прилепить несъемный шильдик с вином на ТС, старые вины не убирать.
2. Получить Свидетельство о безопасности колесного транспортного средства. (СБКТС) В уполномоченной организации. От 10 000 рублей и не каждая лаборатория возьмется дать вам такое свидетельство для L4.
3. Собираем два предыдущих документа, и топаем регистрироваться в ГАИ как будто только что купили технику (осаго, госпошлины и прочее)
(подробности в 2. Проверка выполнения требований к единичным транспортным средствам перед их выпуском в обращение [1])

Регистрация для мотоприцепа

Адекватный вариант.
Мотоприцеп является прицепом категории О1. Значит у него должен быть ПТС. Значит идем в ГИБДД, регистрируем как прицеп, получаем номер и катаемся. Если ПТС нет, то идем по процедуре регистрации единичного ТС.
Недекватный вариант.
Одиночка + мотоприцеп это сочлененное транспортное средство категории L5. Идем по процедуре регистрации единичного ТС.

Регистрация для бокового прицепа
Адекватные варианты
Если мотоцикл у вас был с боковым прицепом с завода — никаких проблем нет: ставь, ездий
Если ОТТС не прописано в вашем мотоцикле, и номера на коляске нет — по идее можно цеплять и гонять почти официально.
Если ОТТС присутствует (и там нет данных о боковом прицепе) то идем по процедуре регистрации единичного ТС категории L4. Предоставляя все необходимые документы на купленные аппараты.

Неадекватный вариант. Так как боковой прицеп — это прицеп. То получив например ВИН и СБКТС на него как на категорию О1 (хз как вы это сделаете), можно получить отдельный номер на него. И цеплять боковой прицеп к любому мотоциклу одиночке. Но скорее всего есть какие-то внутренние регламенты регистрации ТС, которые вам не дадут это сделать. Либо СБКТС не получите, либо регистрацию не пройдете.

По состоянию на февраль 2021 года, из многочисленных сообщений в интернете. Российские мотоциклисты эксплуатируют как боковые прицепы, так и мотоприцепы без какой-либо регистрации, и им ничего за это не бывает.
Суровость законов в России компенсируется необязательностью их исполнения. Думаю до поры до времени.

Выводы глобальные.
1. Такой штуки как «боковой прицеп» в современном законодательстве просто нет. Если вы цепляете боковой прицеп, вы получаете транспортное средство другой категории.
2. По хорошему, мотоприцеп надо регистрировать.
3. ПДД не успевает за изменением других законов и устарело как говно мамонта.
4. На мотоциклистов всем плевать.

Предлагайте исправления, укажите на ошибки и неточности — буду благодарен.

З.ы. о чем не написал:
1. Вроде бы есть возможность зарегистрировать мотоцикл с боковым прицепом через гостехгадзор как самоходное тс. После мне неизвестен.
2. Список статей КоАП по которым могут притянуть за наличие бокового и мотоприцепа (ну кроме очевидных «отсутствие регистрации»)

Источник

Какими способами можно перевозить мотоцикл?

Перевозка мотоцикла, как задача, появляется перед пилотом в случаях:

  • Купли/продажи мотоцикла
  • Поломки мотоцикла
  • Невозможности перемещения по дорогам общего пользования на официальных основаниях
  • При дальних путешествиях, когда мотоцикл не является основным транспортом

Давайте разберем способы перевозки мотоцикла своими силами и несколько важных мелочей, которые могут пригодиться.

На чем перевозят мотоциклы?

  • Мотоэвакуатор/эвакуатор
  • Внутри автотранспорта
  • С внешней стороны на платформе
  • Методом частичной погрузки
  • Перевозка в прицепе
  • Перевозка в боковом прицепе мотоцикла
  • Отправка транспортной компанией

Мотоэвакуатор/эвакуатор

В нашем мире почти все проблемы можно решить деньгами. Если вы застряли по пути из-за поломки или нужно перевезти байк, а нет рабочей лошадки — мотоэвакуатор всегда вам рад. Транспорт у них может быть любой, от обычного эвакуатора, до приспособленного фургона.

Даже обычный эвакуатор вызвать ничего не мешает. Не в любом районе можно отыскать свободный мотоэвакуатор, тогда почему бы не обратиться к простому, главное предупредить, что вы хотите перевезти именно мотоцикл. На эвакуаторе он займет скромное место и его нужно будет надежно закреплять особым образом, чтобы его не опрокинуло. В исключительных случаях получается разместить байк сразу за кабиной водителя и прикрепить его в заветрии.

Внутри автотранспорта

Вот где размах для фантазии! На чем только не возят мотоциклы. Легко рассуждать о перевозке, когда у тебя пикап или газель, из который ты выкидываешь сиденья ради мотоцикла. Но нужно признаться, не каждый мотоцикл помещается в пикап. Здесь есть одна тонкость: соотношение размеров кабины машины к размерам кузова. Не всегда пикап такой вместительный, как платяной шкаф из «Нарнии». А вот микроавтобусы и фургончики полюбились водителям. Мотоцикл находится в безопасности, дальше фургона не уйдет и не нужно боятся, что выпадет или что-то потеряется по дороге. Кроме того, внутри фургона мотоциклу не страшны погодные условия.

При перевозке мотоциклов внутри автотранспорта хорошо бы иметь крепление под колесо (ловушка), они монтируются к полу и не дают переднему колесу болтаться. Дополнительная фиксация ремнями так же необходима. Но о ремнях и ловушках мы поговорим чуть позже, так как вопрос актуальный для всех типов перевозки.

Перевозка мотоциклов доступна даже при наличии легковой машины, если вы не Honda GL1800 в Kia Picanto утрамбовать пытаетесь конечно. В разумных соотношениях возможно уместить скромный мотоцикл, если подготовить машину и убрать все лишнее, демонтировать сиденье. Иногда приходится частично разбирать мотоцикл, если перевозка внутри легковой машины ограничена рабочим пространством. Но все это частные случаи и рассматриваются отдельно.

Перевозка с внешней стороны на платформе

Удачный способ перевозить технику, чтобы не занимать место в салоне. Почему бы и нет? При этом выбор платформ довольно большой, от части их еще называют багажником на форкоп. Платформы могут иметь разные конструкции и способы крепления. При этом на такую платформу порой умещают несколько мотоциклов!

Изначально вы крепите самый крупный и тяжелый мотоцикл, а после него более легкий. Таким образом вы распределяете вес. Чем ближе мотоцикл к кузову автомобиля, тем меньше нагрузка на крепление платформы, потому что если вы разместите легкий вес ближе к кузову, а только потом на край закрепите тяжеловеса, то во время движения колебания могут излишне раскачивать всю конструкцию.

Некоторые установки предусматривают усиление каркаса, так как штатного строения кузова может быть недостаточно. Крепления позволяют распределить вес равномерно, чтобы не перегружать отдельные части автомобиля.

При наличии сварочника, трубогиба и рук из плечевого пояса многие проявляют смекалку и варят платформы самостоятельно. Зачем платить больше, если в гараже валяются лишние трубы?

Кстати, а кто сказал, что крепление может быть только в задней части авто? С помощью платформы размещают мотоциклы и впереди, но это редкие индивидуалы. Кстати, ходят устойчивые легенды, что автомобили легче переносят установку платформы с мотоциклом со стороны привода автомобиля: на заднем приводе установка сзади предпочтительнее, а на переднем задняя установка воспринимается машиной труднее.

При установке платформы под мотоцикл приходится следить за видимостью номерных знаков и состоянием световых приборов.

Есть форма крепления мотоцикла за двигатель. Платформа предусматривает крепление без подставки колес. Мотоцикл держится на раме под двигателем. Тяжелые мотоциклы так перевозить очень трудно, зато с техникой для кросса, эдуро и питбайками все просто!

Метод частичной погрузки

Название говорит само за себя. Вы крепите переднее колесо, надежно фиксируя его, можно даже снять само колесо, а то и разобрать вилку. Мотоцикл следует за автомобилем, опираясь на заднее колесо. Встречаются способы крепления за заднее колесо. Тогда необходимо дополнительно фиксировать рулевое управление, но этот метод довольно странный. Не стоит так делать.

Во время перевозки методом частичной погрузки мотоцикл находится под наклоном (из-за чего мотоциклы с длинной базой трудно перевозить этим способом, а так же другие виды тяжелых мотоциклов). Все технические жидкости соответственно перетекают и не всегда мотоцикл этому рад по завершении путешествия.

Дополнительным минусом можно назвать опасность подобной перевозки, ведь если неровности дороги пропустить между колесами автомобиля, то вероятность посадить в яму колесо мотоцикла 50/50. Так себе джекпот.

Перевозка в прицепе

Банальный, простой способ транспортировки. Подходит для объемных мотоциклов или перевозки нескольких байков. Для маленького и легкого мотоцикла логичнее установить платформу. У прицепа одинаковое количество сторонников и противников, просто каждый выбирает то, что удобнее лично ему. Кто-то даже возит прицеп на мотоцикле.

Перевозка в боковом прицепе мотоцикла

У мотоциклов с коляской определенно есть свои плюсы. При доле извращения боковой прицеп меняют на платформу, на которую собственно и ставят мотоцикл для перевозки. Но нужно помнить о распределении веса. Такой фокус срабатывает с легкими моделями и скутерами, если перевозимый вами мотоцикл окажется тяжелее, то проблемы в дороге неизбежны.

Транспортная компания

Все ваши проблемы решают за вас другие люди. Иной раз вы вообще односторонний участник, который только принимает или отправляет мотоцикл в путь, а вот как его доставят, уже проблемы перевозчика. У транспортных компаний широкий выбор услуг. Удобный способ, когда вам нет необходимости сопровождать мотоцикл в дороге.

Для полноты картины надо бы всё же упомянуть, что буксировка мотоцикла без бокового прицепа даже методом частичной погрузки незаконна. Так что всё делается на … Читать ещё

Источник