Меню

Оборудование спортивного зала для детей с овз



Авторский проект Создание и совершенствование, развивающей предметно-пространственной среды спортивного зала для детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС ДО
проект по физкультуре на тему

Савенкова Людмила Викторовна

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…

Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени.

Среди нее ребенок будет жить — развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…

Скачать:

Вложение Размер
proekt_razvivayushchaya_predmetno_-_prostranstvennaya_sreda_dlya_detey_s_ovz.docx 89.84 КБ

Предварительный просмотр:

структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы «Образовательный центр» имени Героя Советского Союза Ваничкина Ивана Дмитриевича с. Алексеевка муниципального района Алексеевский Самарской области — детский сад «Светлячок»

Телефон 8(84671) 2-15-24/факс 8(84671) 2-25-99, е-mail: mdou7svet@mail.ru

Создание и совершенствование, развивающей предметно-пространственной среды спортивного зала для детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС ДО

Савенкова Людмила Викторовна,

инструктор по физической культуре

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…

Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени.

Среди нее ребенок будет жить — развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…

Из многообразия проблем дошкольного образования, главной и стержневой, мы выделили именно эту проблему, так как в опрос организации развивающей предметно-пространственной среды на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению развивающей среды.

В нашем дошкольном образовательном учреждении существует проблема неоднородности контингента воспитанников: это дети с общим недоразвитием речи, с задержкой психического развития, с нарушением зрения, с сочетанными патологиями.

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья направлена на обеспечение условий, открывающих им возможность усвоения окружающего мира, полноценного общения со сверстниками и взрослыми.

Актуальность Вопрос создания развевающей предметно — пространственной среды на сегодняшний день стоит особо актуально.

Это связано с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Организация жизнедеятельности детей с отклонениями в развитии во многом зависит от того, насколько целесообразно создана среда, так как она является фактором преодоления недостаточности психофизического развития детей.

Процесс преобразования не может быть оторван от той развивающей среды, в которой он должен воплощаться. Развивающая предметно-пространственная среда физкультурного зала является важным средством воспитания и развития детей с отклонениями в развитии, соответствующих задачам для детей с ОВЗ.

На современном этапе встаёт необходимость в модернизации развиващей предметно пространственной среды в соответствии с новыми стандартами в образовании с учётом особенностей детей с ОВЗ. Поэтому цель данной работы является совершенствование развевающейся предметно -пространственной среды для детей с ограниченными возможностями

здоровья в условиях ФГОС ДО.

Объект изменений — процесс организации развевающейся предметно — пространственной среды для детей с ОВЗ.

Предмет изменений — развевающая предметно — пространственная среда спортивного зала в условиях ФГОС ДО, как средство повышения эффективности усвоения материала детьми с ОВЗ и формирование всестороннего развития личности. совершенствования в условиях ФГОС ДО.

Особенности организации развивающей предметно — пространственной среды спортивного зала.

Предметно-развивающая среда в ДОУ выполняет следующие функции: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникационную, социализирующую и другие .

Она направлена на развитие инициативности, самостоятельности, творческих проявлений ребёнка, является открытой системой, способной корректировке и развитию. Окружающий предметный мир пополняется и обновляется в соответствии с возрастными возможностями ребёнка.

Среда планируется и выстраивается совместно педагогами, специалистами и воспитателями при участии родителей в процессе выявления потребностей, особенностей развития и наблюдения за самостоятельными действиями, интересами детей. Там, где специалисты отмечают сложности и препятствия, возникающие у ребёнка в освоении окружающего мира, они предлагают ему способы, позволяющие преодолеть эти препятствия.

Цель проекта: Совершенствование развивающей предметно — пространственной среды спортивного зала для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС ДО.

1. Повысить психолого-педагогическую компетентность в вопросах формирования и использования развивающей предметно — пространственной среды в воспитательно-образовательных целях;

2. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации развивающей предметно — пространственной среды , обеспечивающей полноценное развитие детей с ОВЗ;

3. Создать развивающую предметно — пространственную спортивного зала для детей с ограниченными возможностями здоровья

4. Вовлечь родителей в процесс создания развивающей предметно — пространственной среды для детей с ОВЗ.

5. Создать максимально комфортные условия с учётом возможностей и индивидуальных и физических особенности детей с ОВЗ.

6. Сформировать развивающую предметно — пространственную среду с учетом принципов ФГОС для детей с ОВЗ.

Решение данных задач позволит расширить и совершенствовать развивающую предметно — пространственную среду и повысит эффективность коррекционно — педагогической работы

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает :

  • максимальную реализацию образовательного потенциала пространства дошкольной организации (физкультурного зала),(уголка), участка);
  • наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в разных видах детской деятельности;
  • охрану и укрепление их здоровья, учёт особенностей и коррекцию недостатков их развития;
  • возможность общения и совместной деятельности детей дошкольного возраста и взрослых со всей группой и в малых группах;
  • двигательную активность детей;
  • учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • учёт возрастных особенностей детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов Наполняемость развивающей предметно-пространственной среды отвечает принципу целостности образовательного процесса.

Организационные требования к созданию развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовании.

1. Развивающая предметно-пространственная среда должна полностью соответствовать настоящим стандартам.

2. В соответствии с ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна в количественном и качественном отношении отражать возрастные особенности, наличие приоритетных направлений деятельности, специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий осуществления образовательного процесса.

3. Развивающая предметно-пространственная среда должна отвечать:

— критериям оценки материально-технических и медико-социальных условий пребывания детей в ОУ.

Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья.

— положение о родительском комитете

— договор между ОУ и родителями воспитанников

1. Отсутствие материального обеспечения для создания развивающей развевающейся предметно-пространственной среды.

Методическая работа: Проведение консультаций Изучение методической литературы по данной теме самообразование Заинтересованность родителей

Недостаточная активность родителей Профессиональная занятость

Целевые участники проекта:

— Дети с ОВЗ дошкольного возраста (5-7 лет).

— Педагоги 3 групп.

— Родители (законные представители) воспитанников.

— Инструктор по физической культуре.

Основные принципы создания среды: При создании развивающей предметно — пространственной среды необходимо руководствоваться следующими принципами:

-Принцип информативности , предусматривает разнообразие оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;

-Принцип вариативности , определяется видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями;

-Принцип полифункциональности предусматривает обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих развивающей предметно — пространственной среды;
-Принцип трансформируемости среды связан с её полифункциональностью — это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию.

— Принцип интеграции образовательных областей: материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

— Принцип педагогической целесообразности позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;

Работа по созданию — развивающей предметно- пространственной среды:

— Работа совместно с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ;

— Разработка проектов в соответствии со спецификой и принципами построения развивающей предметно — пространственной среды в

соответствии с ФГОС.

Работа по созданию развивающей предметно — пространственной среды подразделяется на несколько позиций, а именно:

1. Наблюдение. Учет интересов и потребностей детей имеющих ОВЗ с учётом возрастных особенностей и специфики.

2. Планирование. Совершенствование среды на принципах развития и интеграции образовательных областей.

3. Методическая помощь и контроль , когда после изучения характерных особенностей состояния работы по данному направлению намечаются основные пути, определяем конкретное содержание и адекватные формы методической помощи.

С целью активного вовлечения родителей в процесс создания развивающей предметно – пространственной среды для детей с ОВЗ используются различные формы взаимодействия, наиболее яркими и эффективными из них являются:

Познавательный: семинары — практикумы, родительские собрания в нетрадиционных формах, с использованием ИКТ: круглый стол «Спортивный праздник», и пр.

Досуговый: совместные досуги, праздники, участие родителей в выставках и конкурсах, совместные проекты и т. д. Это самая популярная форма работы. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду. Как правило, любой проект, как маленький, на уровне ДОУ, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле.

Наглядно-информационный: Дни открытых дверей, родительские уголки, фотовыставки, паспорт здоровья, открытые занятия. В сочетании выше изложенных форм работы с родителями следует отметить положительные результаты в развитии коррекционно-развивающей среды физкультурного зала. Родители активно включаются в работу и понимают значимость коррекционной развивающей среды физкультурного зала. Без родительской поддержки процесс физического воспитания, по крайней мере, был неполноценный. Поэтому особое внимание должно уделяется внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей и дифференцированный подход к семьям

— Заинтересованность планировать работу в тесном взаимодействии с родителями.

— Обучение навыкам и умению ставить конкретные задачи в работе по созданию индивидуального проекта предметно — развивающей предметно – пространственной среды в физкультурном зале с учетом специфики ОУ и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ.

— Установление делового взаимодействия между педагогом и семьей, общение и взаимопонимание.

— Повышение педагогической компетентности по реализации данного проекта

II. Родители воспитанников:

— Повышение заинтересованности к совместному созданию максимально комфортных условий для детей в группе с учётом возможностей каждого ребёнка.

Этапы реализации проекта по созданию развевающей предметно — пространственной среды, соответствующей федеральным государственным общеобразовательным стандартам, для дете с ОВЗ.

Сроки реализации данного проекта: 2015-2016 г.г.

Источник

«Организация предметно-пространственной среды в спортивном зале для детей с ОВЗ»

Содержимое публикации

Автор : Киняева Елена Викторовна

Структурное подразделение ГБОУ СОШ №13 г. о. Чапаевск – «Детский сад №29 «Кораблик», реализующее основные общеобразовательные программы дошкольного образования.

Должность: инструктор по физической культуре

Тема: «Организация предметно-пространственной среды в спортивном зале для детей с ОВЗ»

Автор : Киняева Елена Викторовна, инструктор по физической культуре

«Нет такой стороны воспитания, на которую

обстановка не оказывала бы влияния,

нет способности, которая не находилась бы

в прямой зависимости от непосредственно

окружающего ребенка конкретного мира»

I. Вводная часть

1.Актуальность:Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды на сегодняшний день стоит особо актуально. В центре развивающей предметно-пространственной среды стоит ребенок с его запросами и интересами, а образовательное учреждение (педагогический коллектив) предлагает качественные образовательные услуги, нацеленные на развитие самобытности, самостоятельности, уникальности и индивидуальности каждой личности.

Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества.

В нашем дошкольном образовательном учреждении комбинированной направленности существует проблема неоднородности контингента воспитанников: это дети с общим недоразвитием речи, с задержкой психического развития, с нарушением зрения.

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья направлена на обеспечение условий, открывающих им возможность усвоения окружающего мира, полноценного общения со сверстниками и взрослыми.

2.Цель: Преобразование развивающей предметно-пространственной среды спортивного зала для детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО, как мощного фактора развития самостоятельности и индивидуальности.

1.Изучить и внедрить в практику инновационные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих полноценное физическое развитие детей с ОВЗ.

2. Определить сущность развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ и основные принципы ее организации.

3.Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному благополучию детей с ОВЗ, с учетом их потребностей и интересов.

4.Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной предметно-развивающей среды в спортивном зале.

4. Новизна : заключается в особенностях построения развивающей предметно-пространственный среды в соответствии с ФГОС ДО для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Наш детский сад посещают дети с общим недоразвитием речи, с задержкой психического развития, с нарушением зрения, поэтому особенности построения РППС для данного контингента воспитанников учитывают имеющиеся нарушения:

 в спортивном зале в достаточном количестве разработано схем, алгоритмов, пиктограмм, картотек по речевому развитию;

для работы с детьми с задержкой психического развития в оснащении имеются различные мнемотаблицы, для разучивания считалок и слов к подвижным играм, а также схемы и алгоритмы действий;

для детей с нарушением зрения размер материалов подобран в зависимости от остроты зрения, с учетом цветовой гаммы и размера предметов.

5. Ожидаемые результаты :

1. РППС способствует эмоциональному благополучию детей с ОВЗ, с учетом их потребностей и интересов.

2. Развивающая предметно – пространственная среда насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.

3. Спортивный зал оснащен современным спортивным оборудованием, детскими тренажерами.

II. Основная часть

1.Описание изменений в образовательном процессе:

При проектировании развивающей предметно – пространственной среды в спортивном зале являются:

— всестороннее развитие детей;

— психологический и физический комфорт детей и взрослых.

Физическое состояние детей во многом определяется их эмоциональным комфортом. Вместе с тем удобство и соответствие возрасту предметов мебели, пособий, игрушек и пр., обеспечивающих достаточное освоение окружающего пространства, постепенное овладение основными видами движений и более утонченными действиями рук, – все это составляет первоначальную основу здоровья и своевременного физического развития детей с ОВЗ. Очень важно для своевременного созревания костно-мышечной системы, которая формируется длительнее по сравнению с другими функциями организма, чтобы ребенок активно двигался.

Заполнение развивающей среды подбиралось таким образом, чтобы обеспечить возможность решения педагогических и коррекционных задач в физкультурном развитии.

В стандарте говорится, что предметно-пространственная развивающая среда должна быть вариативной, насыщенной, полифункциональной, доступной и безопасной.

В детском саду предметно-пространственная среда соответствует:

санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, описанным в СанПиН2.4.1.3049-13;

правилам пожарной безопасности;

требованиям ФГОС ДО к предметно-пространственной среде;

требованиям к материально-техническому обеспечению программы .

Развивающая предметно-пространственная среда спортивного зала является:

1.Содержательно-насыщенной — включает средства обучения (в том числе технические и информационные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую и творческую активность всех категорий детей; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях.

2.Полифункциональной — предусматривает возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды.

Так, нестандартное многофункциональное пособие «Берёзка» используется при выполнении ОВД, эстафет; при равновесии, перешагивании, перепрыгивании, подлезании , перелезании.

3. Трансформируемой — обеспечивается благодаря возможности изменить оснащение физкультурного зала в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Рациональное размещение значительно повышает эффективность его использования. При расстановке разных предметов оборудования строго учтены их габариты и предназначение.

Так, большая часть оборудования используется как мобильное (особенно для подлезания – перелезания, равновесия, метания, перепрыгивания), поэтому с его помощью предметно-пространственная среда, физкультурного зала мгновенно преобразовывается в необходимый спортивно-оздоровительный комплекс (баскетбольная площадка, футбольное поле, полоса препятствий, тренажёрный зал). В спортивном зале проводятся спортивные секции «Дзюдо», «Футбол», «Акробатика», «Хоккей». Гимнастическая стенка установлена стационарно, прочно крепится к стене. Имеются дополнительные пособия: лесенка с зацепами, доски. Крупные предметы оборудования (мягкие модули, гимнастические скамейки, бумы, маты, татами, туннели, кубы и т. д.) размещены по периметру помещения, благодаря этому остаётся максимальное пространство для активной двигательной деятельности и проведения ННОД. Для досок, лестниц с зацепами предусмотрено место, где они подвешены таким образом, что не мешают детям проявлять двигательную активность. Мелкое физкультурное оборудование: мячи, платочки, колпачки, шары, кольца, мешочки с грузом, гантели, кубики, булавы, обручи, гимнастические палки, скакалки, дуги для подлезания и перешагивания и т. д., хранятся на специальных полках, стеллажах, в ящиках. Корзины и полки снабжены колесами для удобства их транспортировки.

4.Вариативной — возможно разнообразное использование составляющих РППС: лавочек, матов, мягких модулей, стоек и многое другое в разных видах детской деятельности. Использование разнообразного физкультурного и спортивно-игрового оборудования благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья ребенка. Инструктор по физической культуре создает его вариативное содержание для развития произвольности движений детей, их самостоятельности и творческих замыслов. Стремится к комплексному оснащению воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающему возможности физического развития воспитанников. Материалы и оборудование для двигательной активности включают инвентарь для ходьбы, бега и равновесия; прыжков; катания, бросания и ловли; ползания и лазания; общеразвивающих упражнений.

5.Доступной — для воспитанников в том числе, детей с ОВЗ и детей-инвалидов . Осуществлён свободный доступ воспитанников, в том числе, детей с ОВЗ и детей-инвалидов, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающий все основные виды детской активности. Доступен весь спортивный инвентарь.

6.Безопасной – весь спортивный инвентарь РППС физкультурного зала отвечает требованиям нормативной документации, в частности СанПиН и ФГОС ДО.

Физкультурный зал оснащен учебно-методическими средствами:

наглядный материал (плакаты, различные иллюстрации и картинки, пиктограммы);

дидактический материал «Виды спорта», «Загадай-отгадай», Лепбук – «Виды спорта»

подборка различных видов оздоровительных гимнастик;

подборка различных видов физминуток, мнемотаблицы;

подборка стихов, потешек, загадок;

картотека подвижных игр;

подборка музыкальных произведений;

технические средства обучения;

Осуществляется творческий подход при организации РППС спортивного зала. Изготовлено нестандартное многофункциональное оборудование в том числе и авторское:

«Разноцветные бревнышки» из картонных труб диаметром 15 см. для перешагивания, перепрыгивания, для упражнений в равновесии.

«Берёзки» из картонных труб диаметром 15 см. для подлезания, перелезания, перепрыгивания, перешагивания.

«Солнышко» из атласных лент для развития у детей навыков ползания, прыжков, перешагивания, прокатывания, скручивания.

«Тихие тренажёры» изготовленные из шаров и тесьмы, которые способствуют развитию координаций движений, пространственного восприятия и тренировки мышц плечевого пояса, спины, рук и ног.

«Баскетбол» изготовлен из стойки и пластмассовых бутылей. Это оборудование способствует развитию ловкости, координации движений и ориентировке в пространстве.

«Попробуй, поймай» изготовлен из бадминтонных ракеток и ткани, который способствует развитию быстроты движений, ловкости, ориентировке в пространстве.

«Узкие и широкие дорожки» изготовленные из линолеума, способствующие развитию равновесия. Так же используются в играх «Прокати мяч», «Перепрыгни», «Займи место».

«Дуги для подлезания» изготовлены из ДСП.

Осуществляется авторский подход в составлении картотек подвижных игр, эстафет, физминуток, утренних гимнастик и дидактических игр. Оформлен Лепбук «Виды спорта», в котором собраны дидактические игры, способствующие актуализации представлений об окружающей действительности, через ознакомление детей ОВЗ с зимними и летними видами спорта. Содержит такие игры как: «Зимние и летние виды спорта», «Загадай-отгадай», «Спортивная обувь», карточки по системе Глена Домана: «Спорт», «Спортивный инвентарь»; стихи, загадки, сказки, пословицы и поговорки о спорте; ребусы и головоломки; фотографии «Наша гордость».

Даются рекомендации по оборудованию спортивных центров и индивидуальной работе с детьми ОВЗ. Спортивные уголки отвечают всем нормативным требованиям и имеют необходимое оборудование для самостоятельной деятельности детей ОВЗ.

2. Ресурсный блок

1.Гимнастическая стенка (4 пролета);

2.Приставные лестницы к стенке;

3.Приставные доски: ширина -15 см; Ширина- 20см;

4.Комбинированная установка для подвесных снарядов(2)

5.Гимнастические скамейки высота 40см, 50 см;

7.Снаряд для прыжков высоту (2 стойки), шнур с грузом;

8.Кубы(большие и малые);

9.Дуги для подлезания высота –( 40,50 ,60 см)

11.Обручи: диаметр 50см, 70см, плоские обручи;

14.Разноцветные флажки, платочки, ленты, гантели, кубики, косички, кегли, погремушки;

15.Мешочки с песком;

18.Шапочки маски для подвижных игр;

22.Тренажеры для ног;

24.Спортивный комплекс « Альма»:

(опора, палки 1м, палки 0,75 м, защитные шары, шары, скакалки, эстафетные палочки, канат, блинчики, следочки, пяточки, цыпочки, комплект цифр, комплект геометрических фигур, сборная конструкция «Барьер», горка из мягких модулей)

30.Мячи (волейбольные, футбольные, резиновые( малый диаметр — 10см , большой диаметр — 20 -25 см ));

31.Мишени для метания;

32. Игрушки резиновые;

33. Тренажёры детские:

(велотренажёр, для ходьбы-степпер, скамья для жима, гребной тренажёр)

41.Настольный теннис (ракетки, шарики)

44.Ракетки для бадминтона.

1. Продолжить работу по обновлению развивающей предметно- пространственной среды в соответствии с современными требованиями.

2. Привлекать родителей воспитанников, спонсоров к оказанию помощи в организации развивающей среды.

3. Выявлять и распространять передовой опыт педагогов в организации развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ.

Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.

III. Заключение

Вывод: Таким образом, учитывая особенности построения развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ, мы создали условия, способствующие развитию их самостоятельности, индивидуальности, путем сложной, многоплановой и высокотворческой деятельности всех участников образовательного процесса. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную по требованиям ФГОС реализацию образовательного потенциала пространства, в соответствии с особенностями наших воспитанников, охраны и укрепления их здоровья, учета коррекции недостатков их развития.

IV. Информационные источники

1. Аверин, С. А. Навигатор в мире игрушек / С. А. Аверин // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2011. — №6. – С.34-35.

2. Закон «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012 ФЗ №185 от 02.07.2013

3. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г.);

4. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда детства: мир «Квадро» / С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. –1998. –№4. –С.79.

5. Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс -Пресс, 2007. – 119 с.

6. Письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек»);

7. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003. –192 с.

8. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» от 15.05.2013

9. Смирнова, Е. Детский сад: оценка предметно-развивающей среды / Е. Смирнова // Дошкольное воспитание. – 2010. — №4. – С.18-24

10.Степанцова, Г. Создаем развивающую среду / Г. Степанцова // Дошкольное воспитание. – 2007. — №6. – С.100-101.

11. Требования безопасности :

ГОСТ 25779-90 «Игрушки. Общие требования безопасности и методы контроля» (с изменениями)

ГОСТ Р 51555-99 «Игрушки. Общие требования безопасности и методы испытаний. Механические и физические свойства»

Источник

Проект «Универсальная спортивная площадка для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей — инвалидов»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Хакасия «Аскизская школа-интернат»

« Универсальная спортивная площадка для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей — инвалидов»

Конусова А.А. зам.директора по УВР

Чебодаев Э.А., учитель физкультуры

Барашков В.Н., учитель физкультуры

Топоева Т.А., педагог-психолог

Субракова Н.О., учитель-логопед

Алагашева Э.Н., учитель-дефектолог

Субраков А.М., учитель трудового обучения

Актуальность выбранной темы…………………………………………….3

План реализации проекта………………………………………………….15

Ожидаемые результаты проекта…………………………………………..15

Риски и способы их снижения……………………………………………16

Дальнейшее развитие проекта…………………………………………….16

Адресность: Проект устройства и оборудования универсальной спортивной площадки «Доступная среда» разработан для государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Аскизская школа-интернат»

с. Аскиза (далее –Учреждение).

Проект «Универсальная спортивная площадка для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов» предназначен для решения проблемы эффективного использования урочной и внеурочной деятельности, с целью пропаганды и популяризации здорового образа жизни (далее – ЗОЖ), направлен на повышение уровня социализации детей за счёт привлечения в спортивные секции и мероприятия, на помощь в психологической и социальной адаптации к современным условиям жизни, на повышение адаптивной физической культуры и спорта, на привитие желания вести здоровый образ жизни. «Ни один обучающийся не должен быть освобожден от занятий физической культурой, тем более лица с ограниченными физическими возможностями и инвалиды. Вся работа по физическому воспитанию и развитию спорта среди дошкольников, школьников и студентов должна осуществляться с учетом реальных потребностей, занятия должны быть интересными для обучающихся», — говорится в «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года». Мы планируем оборудовать современную многофункциональную универсальную спортивную площадку, в результате создания которой станут возможными организация постоянно действующих спортивных секций и групп общей физической подготовки, а также проведение региональных, муниципальных, общешкольных спортивных соревнований по различным видам спорта, в том числе с участием здоровых сверстников. В рамках школы-интерната уже действуют спортивные секции и кружки: футбол, волейбол, баскетбол. К сожалению, пока эта деятельность ведется в не очень приспособленных условиях, при том, что количество обучающихся школы — интерната за последний год возросло на 10 %. Проект не требует приобретения земельного участка, т.к. реализуется на территории школы-интерната, и не требует капитального строительства зданий/сооружений.

В своей деятельности авторы проекта руководствуются международными актами в области защиты прав детей, а так же Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. N 1297″Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы», Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г., приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственно образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», приказом от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственно образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», Постановлением от10.07.2015 г. № 26 «Об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-15»

Содержание проекта

Обоснование необходимости реализации проекта (проблема): несоответствие территории спортивно-игровой площадки Учреждения (Приложение №1,2) требованиям к оборудованию детских игровых и спортивных зон, государственной программе «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 года № 1297, федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного и начального общего образования, федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования для обучающихся с ОВЗ.

Актуальность проекта

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г. закрепил основные положения и понятия в части образования детей с ОВЗ. Закон содержит ряд статей (статьи 42, 55, 59. 79), закрепляющих право детей с ОВЗ на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями. В статье 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» закреплено право детей с ОВЗ на создание специальных условий для получения образования.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), в особенности дети-инвалиды, наиболее уязвимая часть населения, нуждающаяся в особой социальной поддержке государства. Одна из приоритетных целей социальной политики России – модернизация образования в направлении доступности и качества для всех категорий граждан с ОВЗ. С учетом роста популяции детей с ОВЗ, детей-инвалидов, особую значимость приобретает задача их интеграции в социум, и образовательные организации первыми начинают решать эти проблемы.

Таким образом, решение вопросов совершенствования качества образования детей — инвалидов и детей с ОВЗ напрямую связано с необходимостью создания доступной среды в обучении и реабилитации этой категории детей. Такой подход позволит создать систему инновационных технологий реабилитации, направленных на социализацию и интеграцию лиц с ОВЗ в общество. В условиях комплексной модернизации сферы образования важной задачей становится продвижение ребенка по пути нормального психического и физического развития, предупреждение и коррекция вторичных по своей природе нарушений, уровень личностного развития, образования, жизненной компетенции, интеграции в социум.

Решением проблемы могло бы стать устройство универсальной спортивной площадки для детей с ОВЗ и детей-инвалидов на территории Учреждения.

Проект разработан с учетом создания специальных образовательных условий для детей с ОВЗ, детей-инвалидов и направлен на:

-создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам;

-эффективность их реабилитации за счет доступности образовательной среды;

-потребности в оздоровлении и в физическом развитии.

Цель проекта

Создание оптимальных условий для физического развития и укрепления здоровья детей с ОВЗ, взаимодействия и равноправного общения между здоровыми детьми, детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ, возможность ранней социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

-провести мониторинг состояние здоровья обучающихся школы — интерната;

-составить перечень необходимого оборудования, спортивного инвентаря для универсальной спортивной площадки;

-разработать проект универсальной спортивной площадки (выбрать место для спортивной площадки);

-реализовать план по организации универсальной спортивной площадки.

Создание универсальной спортивной площадки на территории ГБОУ РХ «Аскизская школа-интернат»

Проект обеспечит:

— создание на территории Учреждения специальных образовательных условий, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей – инвалидов и детей с ОВЗ;

— социальную адаптацию и интеграцию детей – инвалидов и детей с ОВЗ в Учреждении, в социуме;

— реализацию прав детей-инвалидов, детей с ОВЗ, что будет способствовать их полноценному участию в жизни общества;

— безопасность при проведении занятий, спортивных мероприятий с детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ (Приложение №2);

— увеличение числа детей занимающихся мини-футболом, волейболом , баскетболом, общей физической подготовкой;

— пропаганду здорового образа жизни, профилактику безнадзорности, вредных привычек в молодежной среде;

— возможность у детей из детского сада «Жарки», как структурного подразделения ГБОУ РХ «Аскизская школа-интернат», безопасно заниматься физическим воспитанием на загороженной универсальной спортивной площадке с резиновым покрытием;

-сохранность материального имущества детского сада «Жарки», которая расположена рядом с мини-футбольным полем Учреждения (Приложение №3);

-безопасность играющих детей из детского сада «Жарки» от случайного попадания мячей (Приложение №3)

Анализ ситуации

По данным Управления образования администрации Аскизского района в последние годы наблюдается рост количества детей с ограниченными возможностями здоровья.

Так, в 2015-2016 учебном году по адаптированным программам обучались 157 детей, 2016-2017 учебном году-161 детей, в 2017-2018 учебном году-177 детей.

Статистические данные численности детей с ОВЗ по Аскизскому району

В настоящее время в ГБОУ РХ «Аскизская школа-интернат»обучаются 81 ребенок с ОВЗ из них 19 детей — инвалидов .

Легкая умственная отсталость

Умеренная умственная отсталость

Тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР)

Наша школа представляет собой учреждение со штатными единицами для обеспечения образовательного процесса в области физического воспитания и спорта. Инструктор физической культуры и спорта, два учителя физической культуры, учитель ЛФК, педагог-организатор.

Кроме того, имеются спортивные помещения, оборудование для физического развития, оздоровления детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Источник

Использование нестандартного физкультурного оборудования в группе комбинированной направленности с детьми с ОВЗ

Людмила Давыдова
Использование нестандартного физкультурного оборудования в группе комбинированной направленности с детьми с ОВЗ

Годовая задача этого учебного года – совершенствовать систему работы по здоровьесбереженью воспитанников.

Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными — задача каждого дошкольного учреждения. Дети любят свободную двигательную деятельность, но исходя из практических наблюдений,можно отметить снижение интереса детей к организованной двигательной деятельности: их малоподвижность, нежелание принимать участие в подвижных играх и упражнениях с правилами.

Использование нестандартного оборудования – это поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом, не забывая о правилах выполнения упражнений. Постепенно у детей формируется потребность в здоровом образе жизни и удовольствие перейдет в привычку, а привычка – в потребность.

Для привлечение родителей к нам в помощь оформили стенд с методичками и брошюрами о здоровом образе жизни

Использование нестандартного физкультурного оборудования в группе комбинированной направленности с детьми с ОВЗ

А так же лепбук

Игра на поддувание:

Для укрепления опорно – двигательного аппарата используем «Рукоходы», любимое занятие малышни

Умение детей попадать в разной величины отверстия в вертикальной мишени, а это развитие меткости и ловкости.

Для развития внимания и логики сделали пирамидку с заданием найти 4 картинки, подходящие к определенному виду спорта.

Для развития и укрепления сводов стопы, для закрепления ориентировки «правое – левое» используем дорожку со следочками, сложное упражнение, но доступное для детей.

Для закрепления последовательности и названий дней недели сделали игру по принципу классиков.Задача этой игры: 1. Называть порядковые числительные к названию каждого дня недели, вопрос «Какой по счету?», опять же правильное проговаривание.

2. Принцип прямого и обратного счета с проговариванием, и принцип соседей числа, какой день между, после, перед и т. д.

На овалах с одной стороны – цифры; так же прямой, обратный, порядковый счет, так же можно упражнять в нахождении соседа числа.

А на обратной стороне буквы, но только сложные для произношения, а это основная задача нашей группы. Ребёнок ставит одну ногу на один звук, другую на другой, закрепляется понятия «правая», «левая»; произносит слог, можно произносить слог в обратном направлении. Опять же правильное проговаривание.

Ещё одна игра «Загони в туннель». У нас пока не все дети знают буквы, это у нас перспективная игра.Правила игры: загнать шарик в туннель с определенной буквой,далее: определить гласный или согласный звук, произнести правильно звук. Это сложновато, но интерес есть.

Фотоотчёт «Использование нестандартного физкультурного оборудования»Фотоотчёт «Использование нестандартного физкультурного оборудования» Большое внимание в нашем дошкольном учреждении уделяется физическому развитию детей. Согласно ФГОС дошкольного образования образовательная.

Фотоотчёт о моём участии в областной выставке нестандартного физкультурного оборудованияФотоотчёт о моём участии в областной выставке нестандартного физкультурного оборудования Попова Валентина Одной из основных целей дошкольного воспитания является забота о физическом и психическом здоровье ребёнка, его эмоциональном.

Использование нестандартного спортивного оборудования в индивидуальной работе с детьмиИспользование нестандартного спортивного оборудования в индивидуальной работе с детьми Использование нестандартного спортивного оборудования в индивидуальной работе с детьми «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

Изготовление нестандартного физкультурного оборудования «Бильбоке» из бросового материала для дошкольниковИзготовление нестандартного физкультурного оборудования «Бильбоке» из бросового материала для дошкольников Бильбоке — забавная игрушка, которая:- совершенствует умение подбрасывать предмет вверх или ловить его; — развивает глазомер; — быстроту.

Мастер-класс по изготовлению нестандартного физкультурного оборудования в ДОУМастер-класс по изготовлению нестандартного физкультурного оборудования в ДОУ Канат из капсул киндер сюрпризов и другое нестандартное оборудование. Хочу представить Вашему вниманию нестандартное физ. оборудование,.

Мастер-класс по изготовлению нестандартного физкультурного оборудованияМастер-класс по изготовлению нестандартного физкультурного оборудования Тренажер для детей подготовительной группы «Самый меткий». Этот тренажер необходим для развития меткости, точности, ловкости, выработки.

Мастер-класс по изготовлению нестандартного физкультурного оборудования. Тренажёр «Бананоед» в соответствии с ФГОС Мастер-класс по изготовлению нестандартного физкультурного оборудования. Тренажёр «Бананоед» в соответствии с ФГОС Дорогие маамовцы! Спешу поделиться с вами моим приобретением, а точнее сказать тренажёром, сделанный своими руками. Дело в том, что работаю.

Мастер-класс по изготовлению нестандартного физкультурного оборудования «Эспандер для малышей — крепышей»Мастер-класс по изготовлению нестандартного физкультурного оборудования «Эспандер для малышей — крепышей» Мастер — класс по изготовлению нестандартного физкультурного оборудования «Эспандер для малышей — крепышей». «Чтобы сделать ребенка умным.

Семинар-практикум «Использование нестандартного физкультурного оборудования в условиях ДОУ»Семинар-практикум «Использование нестандартного физкультурного оборудования в условиях ДОУ» Семинар-практикум – одна из эффективных форм методической работы в детском саду, т. к. позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую.

Статья «Разнообразие двигательной активности детей с использованием нестандартного физкультурного оборудования» Вопрос о физическом развитии дошкольников в настоящее время стоит остро, как никогда. Эпидемия гиподинамии, захватившая взрослое и подростковое.

Источник

Требования к оборудованию помещения для занятий адаптивной физкультурой

Для проведения занятий адаптивной физкультурой выделяется помещение со свободной от предметов разминочно-игровой зоной, размеры которой должны быть достаточными для группы (подгруппы) детей, выполняющей различные комплексы упражнений, для организации подвижных игр. Эта зона должна иметь четкие ограничения (контрастная разметка пола, резиновые коврики, сетка, шнур, рельефный бордюр), чтобы дети, находясь в ней, не боялись столкнуться с предметами спортивного инвентаря и имели возможность самостоятельно ориентироваться и передвигаться. Стационарное оборудование и снаряжение, опасное при столкновении, располагается в 2-3 м от игровой зоны.

Необходимыми санитарно-гигиеническими требованиями к проведению занятий по адаптивной физкультуре в зале являются влажная уборка пола (к моменту проведения занятия пол должен быть сухим), чистый воздух, температура 19-20°С. Освещенность помещения — от 500Лк до 1000Лк.

Для проведения занятий используется следующий инвентарь:

— стандартный комплекс спортивного оборудования, обязательного для проведения физкультурных занятий в массовом детском саду;

— специальное оборудование: напольные и настольные зрительные, звуковые и осязательные ориентиры, обеспечивающие условия для пространственной ориентировки детей с нарушениями зрения;

— комплекс тренажеров, адаптированных для работы со слепыми и слабовидящими дошкольниками: они должны быть стабильно расположены в зале и иметь к себе свободный доступ.

Используется специальное оборудование, способствующее развитию умения правильной ходьбы, развития навыка правильной осанки, профилактики плоскостопия: тележка-трость, дорожка для обучения отдельным элементам шага и прямолинейности ходьбы, ребристые дорожки, горки, ступеньки, деревянные платформы.

Атрибуты занятий (гимнастические палки, обручи, мячи, кегли, мешочки с песком, скакалки, ленточки, флажки) должны быть, по возможности, озвученными. Для детей с остаточным зрением и слабовидящих необходимы яркие, цветные пособия и инвентарь. Все атрибуты должны быть исправны и безопасны для здоровья детей.

Основу оборудования составляют тренажеры, выполнение движений на которых носит циклический характер. Наиболее удобны для дошкольников такие тренажеры: «Беговая дорожка», «велотренажер», «Диск здоровья», «Педаль», спортивный комплекс Рыбакова, а также адаптационная дорожка (состоящая из различных покрытий). Выполняемые на них упражнения развивают практически все основные группы мышц ребенка. Наряду с перечисленными тренажерами в зале целесообразно разместить тренажеры, предусматривающие выполнение движений ациклического характера. Данные тренажеры отвечают сугубо специфическим требованиям физического развития детей с нарушениями зрения (например, тренажеры для развития вестибулярной функции и быстроты реакции).

Для формирования у детей с тяжелой патологией зрения представлений о движении широко применяются средства наглядности: объемная и шарнирная куклы, динамические модели для показа элементов движения, рельефные изображения различных положений частей тела человека в покое и движении. Большое значение придается техническим средствам, позволяющим ребенку самостоятельно проверять качество выполняемого движения (стойка с ограничительной планкой, специальная доска с ограничителями, градуированный экран).

Весь инвентарь, находящийся в помещении, должен иметь яркую окраску, что значительно улучшает пространственную ориентировку детей как слабовидящих, так и с остаточным зрением.

Источник

Читайте также:  Оборудование для шитья автоковриков