Меню

Оборудование причала для швартовки

14.3. Швартовное оборудование пирсов и гаваней

14.3. Швартовное оборудование пирсов и гаваней

Пирсы, стенки и причалы для швартовки к ним кораблей оборудуются тумбами, палами, рымами и другими причальными приспособлениями. Они должны быть рассчитаны на определенные тяговые усилия швартовных концов (в зависимости от водоизмещения швартующихся кораблей) и обеспечивать надежную стоянку при сильном ветре, волнении и течении. В зависимости от длины кораблей и судов, их осадки и глубины у причала устанавливается определенное (рассчитанное) количество тумб для швартовки кораблей и судов (расчет ведется на один корабль) в обычных и штормовых условиях (табл. 14.2).

Т а б л и ц а 14.2. * Тумбы обычные применяются для швартовки и стоянки кораблей и судов при тихой погоде; тумбы штормовые – при шторме.

Гавани для швартовки кораблей кормой к причальной линии оборудуются швартовными бочками.

Читайте также

5.5.1. Оборудование

5.5.1. Оборудование *Обязательное оборудование*. Не приобретайте ненужных приспособлений. Новинки, продаваемые на рынке, и есть новинки. Некоторые на самом деле могут поставить вас в опасное и затруднительное положение. Обязательное оборудование включает прочный

Оборудование

Оборудование Фильтр для воды;мини–плита на пропане;топорик;пила (2);лопата(2);отмычка;молоток;напильник;отвёртка;бурав;лом;винты;гвозди;шурупы;металлический резервуар;6–галлоновые фляги воды;пропановые

6. Оборудование

6. Оборудование Есть с десяток портов в мире где маршруты пересекаются, и где яхта идущая вокруг света, рано или поздно должна пройти. Залив Колона в Панаме, например, это место где все проходящие через канал должны остановиться на несколько дней для оформления. Порт

Оборудование для ЭЛС:

Оборудование для ЭЛС: • высоковольтный выпрямитель;• стабилизатор ускоряющего напряжения;• блок накала катода;• модулятор;• источник питания электромагнитных линз;• электронно-лучевая пушка;• вакуумная камера с вакуумной системой и люками загрузки;• механизмы

Бортовое оборудование

Бортовое оборудование Авиастроение всегда находилось (и находится) на самых передовых рубежах науки и техники, оно использовало новейшие разработки и открытия во всех областях человеческой деятельности. Особенно быстрыми темпами шло совершенствование бортового

Разведывательное оборудование

Разведывательное оборудование С первых шагов военной авиации и до настоящего времени одной из ее основных функций является воздушная разведка. В отличие от многих других задач военной авиации, сбор разведывательной информации с помощью авиации осуществляется

Глава 2. Оборудование верхней палубы надводного корабля и подводной лодки 2.1. Швартовное устройство

Глава 2. Оборудование верхней палубы надводного корабля и подводной лодки 2.1. Швартовное устройство Швартовное устройство – совокупность приспособлений и механизмов расположенны х на верхней палубе и предназначенных для надежного удержания корабля у причала (пирса),

Раздел шестой. Оборудование рейдов и гаваней. Докование Глава 14. Оборудование рейдов и гаваней 14.1. Рейдовые бочки и бридели

Раздел шестой. Оборудование рейдов и гаваней. Докование Глава 14. Оборудование рейдов и гаваней 14.1. Рейдовые бочки и бридели Стоянка кораблей на рейдовых бочках обеспечивает более быструю съемку, чем с якоря, большую надежность стоянки, возможность стоянки большего

Кухонное оборудование

Кухонное оборудование В наше время обустройство кухни должно позволять быстро и без особого напряжения заниматься приготовлением пищи. Чтобы работа на кухне была хорошо организована, необходимо правильно спланированное и оборудованное кухонное помещение, а также

Учебное оборудование

Оборудование для бани

Оборудование для бани Оборудование должно напоминать о старой русской бане, быть простым и удобным, выполняться из естественных материалов. В наше время продаются наборы деревянных ковшиков, кадушек, ведерок, мочалок из растений и т. д. Деревянные детали конструкции и

Источник



Швартовно-причальное оборудование для морских и речных портов

Швартовно-причальное оборудование служит для закрепления судна к причальной стенке, пирсу или другим плавучим средствам.

В перечень швартового оборудования входят:

  • стальной швартовый трос;
  • парная тумба;
  • клюзы;
  • и прочие дополнительные инструменты.

Элементы швартового оборудования

Швартовно-причальное оборудование представляет собой сложную судовую систему для обеспечения безопасного подхода и надежности крепления к причальной стенке, пирсу или другому судну.

  1. Кнехты. Они представляют собой промышленное изделие на основе полого профиля постоянного сечения – сварные или пустотелые трубы. Кнехты крепятся на палубе, а их главное предназначение состоит в креплении швартов. Как правило, применяются кнехты с несколькими трубами на общем основании.
  2. Клюзы. Это одно из главных швартовно-причальных оборудований. Они представляют собой металлические отливки с закругленными отверстиями. Их основное предназначение состоит в том, чтобы обеспечить надежность эксплуатации швартовых тросов, предотвратить перетирание и перегибы, задать направление.
  3. Киповые планки, представляющие собой приспособления для пропуска и направления судовых швартовных тросов. Они также применяются для пропуска швартовов с судна на берег. Их применяют только в тех местах, где нет фальшборта. Данное оборудование может обладать отличными друг от друга характеристиками. В частности, они могут быть закрытыми и с роульсами. Первые служат для швартовки к причалам больших размеров, а вторые – для уменьшения трения, возникающей при соприкосновении швартовых механизмов.
  4. Вьюшка судовая с ножным тормозом. Оборудование предназначено для хранения швартовых тросов. Как и кнехты, они располагаются в передней части судна. К этой же категории можно отнести банкеты – барабан горизонтальный, который предотвращает сход троса со специальных дисков.

Основные детали оборудования – швартовые тросы. Они изготавливаются из металлоконструкций и подаются одновременно в нескольких направлениях: передней и задней оконечности судна. Помимо металлоконструкций они могут изготавливаться из растительных и синтетических материалов.

Источник

Основное оборудование для причала

Причальное оборудование – необходимый элемент причального комплекса, назначением которого является обеспечение безопасности швартовки, погрузочно-разгрузочных работ и нахождения на причале.

Компания Пирс предлагает широкий выбор оборудования для пирса, причала или пристани, а также для оснащения плавучих платформ, наплавных дорожек, понтонных мостов и площадок.

Любое указанное оборудование для причала можно заказать по индивидуальным размерам, либо купить из имеющейся в наличии продукции.

разделители для причалашвартовые разделители для причала

Балки-разделители

Назначение данного элемента причальной конструкции – обеспечение безопасной швартовки катеров и лодок. Балка представляет собой сварную раму, выполненную из стали, оцинкованной в заводских условиях. Внешним концом она установлена на полиэтиленовый герметичный опорный буй. К причалу балка-разделитель крепится подвижным образом при помощи оцинкованных петель. Позволяет швартовать маломерные суда небольшого водоизмещения, резиновые и рыбачьи лодки, катамараны, моторные лодки и катера. Подходит для оборудования причалов для гребли, байдарок и каяков. Идеальны для использования на турбазах, в детских оздоровительных лагерях, санаториях, расположенных на озерах или реках (например, на Вуоксе в Ленинградской области, либо в условиях ладожских шхер в Карелии).

В зависимости от размером швартующихся судов, модели балок-разделителей различаются по длине, а также могут быть усилены дополнительным буем.

швартовые пальцы гостевой яхтенный причал

Причалы-разделители (причальные пальцы)

Причальные или швартовые пальцы предназначены для обеспечения безопасной швартовки маломерных судов к причалу или пирсу и хранения судов на акватории. Представляют собой рамную конструкцию с палубным настилом из доски хвойных пород (сосна), установленную на опорный модуль плавучести (поплавок). К причальному комплексу разделитель крепится подвижным образом при помощи оцинкованных петель. Ширина причала-разделителя позволяет передвигаться по нему, высаживать пассажиров, осуществлять посадку на борт, а также проводить текущий ремонт судна. Для обеспечения надежного крепления судна швартовый палец оборудуется кнехтами или утками. Это швартовое оборудование подходит для яхтенных причалов, лодочных причалов, частных пристаней и пирсов, где производится стоянка моторных катеров, средних и крупных яхт, пассажирских судов. Устанавливаются на крупных судоходных реках в Ростовской, Астраханской области. Швартовыми пальцами оборудуются спортивные школы и клубы по водным видам спорта.

Длина причала-разделителя зависит от длины швартующихся судов. При необходимости он может быть усилен дополнительными поплавками.

лесенка для спуска в воду с причала

Лесенка для спуска в воду

Главным назначением лесенки является облегчение спуска в воду и подъема из воды для купающихся. Особенно удобна такая лесенка при организации купальных комплексов.

Также лесенка незаменима при использовании причала для посадки и высадки пассажиров или погрузки/разгрузки из небольших резиновых лодок. Если у вас яхтенный, а не лодочный причал, лесенка облегчит высадку вашим гостям на судах небольшого размера.

Рыбакам особенно понравится такая лесенка, ведь по ней очень удобно спускаться на лед во время зимней рыбалки.

Но даже, если вы не планировали использовать причал для купания, крепкая и удобная лестница точно пригодится, ведь наш опыт показывает – нет такого причала, с которого не хочется прыгнуть в прохладную воду жарким днем.

Подобное оборудование незаменимо на реках, где часты перепады уровня воды из-за работы ГЭС (Волга, Дон), либо в районах с каменистыми или заболоченными берегами, где причал необходимо располагать на удалении от береговой линии (Карелия, Астраханская, Ростовская области).

Читайте также:  Оборудование для производства соков из пюре

Лесенка сварена из стальной трубы и обработана от коррозии горячим цинкованием в заводских условиях. Также возможно изготовление деревянных лесенок.

Сервисные колонки

Сервисная колонка

Сервисная колонка или стойка – это специализированное оборудование для организации подачи технической и питьевой воды, электричества и других коммуникаций к судам. Сервисные колонки устанавливаются на причалах и пирсах и оснащаются всеми необходимыми разъемами, а также подсветкой для освещения причала. Пресная вода позволяет быстро очистить судно и инвентарь от водорослей, чешуи и прочего мусора.

Также сервисную колонку устанавливают на понтонных площадках для прогулок и отдыха, при плавучем кафе или ресторане на воде для обеспечения надлежащего ухода за оборудованием для водных прогулок и вспомогательным инвентарем.

Основное требование к этому оборудованию – гидроизоляция, ведь сервисные колонки устанавливаются на открытом воздухе в окружении водной среды. Также колонки должны быть хорошо закреплены.

Дополнительно на колонку можно установить счетчики, крюки и шланги, источники WiFi сигнала.

кнехты и утки на причале

Швартовные устройства

Основной задачей пирса или причала является швартовка плавательных средств. Именно поэтому главным оборудованием любой причальной конструкции будет организация надежного закрепления судов.

Для удержания судна у пирса или причала применяются:

  • кнехты обыкновенные и крестовые
  • швартовые утки

Для безопасного нахождения у пирса или причала

  • швартовые кранцы (резиновые или пластиковые)

Это оборудование легко монтируется и может перемещаться по конструкции причала по желанию заказчика. Количество кнехтов и уток определяется количеством швартовых мест на причале, а тип и длина кранцев – позицией судов при швартовке, особенностями акватории (волновые, ветровые нагрузки), типом швартующихся судов.

Освещение пирса или причала

Для удобства пользования причальными сооружениями организуется система освещения различного назначения.

  • Габаритные огни. Их задача – повышение видимости пирса и причала в ночное время.
  • Фонари. Служат для повышения комфорта во время отдыха на пирсе или причале в темное время суток, а также для обеспечения безопасности пришвартованных судов.
  • Декоративное освещение. Используется для украшения пирса, причала для мероприятия, либо для создания эффектной ландшафтной доминанты.
  • Рабочее освещение. Дополнительные прожектора и фонари, устанавливаемые на пирсе, причале для поддержания круглосуточной активности порта, либо для проведения разовых работ различного характера.

перильное ограждение лодочного причалаПерильное ограждение

Ограждение

Устанавливается для обеспечения безопасности людей и имущества, находящихся на пирсе или причале.

Основные виды ограждения пирса, причала

  • Перильное (жесткая конструкция из столбов и перекладин)
  • Леерное (гибкое ограждение из тросов или канатов)

пост безопасности лодочный пирс

Пост безопасности на причале

Для обеспечения безопасности на причале устанавливаются специальные стойки со спасательным оборудованием – посты безопасности.

Стандартные требования к посту безопасности на причале:

  • размещение через каждые 150 метров;
  • установка максимально близко к кромке причала;
  • покраска в установленный цвет;
  • имеют четкие инструкции по оказанию первой медицинской помощи пострадавшему;
  • регулярные проверки ответственным лицом.

Стандартная комплектация поста безопасности на причале:

  • металлическая стойка, устойчивая к волновой и ветровой нагрузке;
  • линь не менее 27,5 м;
  • лестница не мене 3 м;
  • крюк/багор не менее 5 м;
  • кошка;
  • спасательный круг;
  • огнетушитель (опционально).

калитка на причале для катеров

Калитка ограничения доступа

Это специальное ограждение, которое устанавливается на лодочный или яхтенный причал для того, чтобы предотвратить несанкционированное проникновение. Калитка ограничения доступа позволяет надежно защитить транспортные средства и имущество владельцев судов, позволит регулировать пассажиропоток, контролировать перемещение людей по причальным конструкциям, значительно повысить уровень безопасности причального комплекса.

Стандартные калитки изготовлены из стали, обработанной горячим цинкованием в заводских условиях. Габариты калиток могут быть изменены согласно ТУ заказчика.

Компания Пирс предлагает качественное оборудование для любых причалов: лодочных, яхтенных, бетонных пирсов, понтонов и плавучих площадок.

пост безопасности на причале для катера

  • причальные комплексы и причальные линии;
  • пирсы, понтоны;
  • причальное оборудование: балки-разделители, причальные пальцы, трапы, сходни, кнехты, утки, сервисные колонки, перила и леерное ограждение, лесенки для спуска в воду, освещение;
  • плавучие площадки;
  • хаусботы, плавдачи, плавбани.

Собственное КБ — спроектируем яхтенный порт, причальную линию, купальный комплекс под ваши ТУ.

Собственное ротоформовочное оборудование — изготовим все точно в срок.

Доставим и смонтируем, есть услуга шеф-монтажа.

Заказать балки-разделители, швартовые пальцы, кнехты, сервисные колонки, леерное ограждение, калитку или пост безопасности можно прямо сейчас:

Источник

Назначение и составные части швартовного устройства

Турачка брашпиля

Турачка брашпиля Швартовное устройство предназначено для крепления судна к причалу, швартовным бочкам и палам или к борту другого судна.

В состав устройства входят: швартовные тросы, кнехты, клюзы, киповые планки, роульсы, вьюшки, швартовные механизмы,

а также вспомогательные приспособления — стопоры, бросательные концы, кранцы, швартовные скобы.

Швартовные тросы , (швартовы) могут быть стальные, растительные и синтетические. Количество швартовных тросов на судне, их длина и толщина определяются Правилами Регистра.
Основные швартовные тросы подаются с носовой и кормовой оконечностей судна в определенных направлениях, исключающих. как перемещение судна вдоль причала, так и отход от него.

В зависимости от направлений, по которым они поданы, швартовные тросы получили свое название (рис. 39). Тросы 1 и 2, поданные с носа и с кормы, удерживают судно от перемещения вдоль причала и называются соответственно носовым и кормовым продольными.
Тросы 3 и 4 называются шпрингами (носовым и кормовым соответственно). Шпринг работает в направлении, противоположном своему продольному концу, а в паре с другим шпрингом он» выполняют ту же работу, что и продольные.
Наконец, тросы 5 и 6, поданные по направлению, перпендикулярному к причалу, называются соответственно носовым и кормовым прижимными. Они препятствуют отходу судна от причала при отжимном ветре.

Кнехты (рис. 40) представляют собой литые или сварные пустотелые вертикальные тумбы, установленные на палубе, и служат для крепления швартовных тросов. На транспортных судах обычно устанавливают парные кнехты с двумя стальными или чугунными тумбами на общем основании.
Тумбы имеют обычно приливы, которые удерживают нижние шлаги троса, и шляпки, не позволяющие верхним шлагам соскакивать с тумбы. Устанавливаются также кнехты с тумбами без приливов и кнехты с крестовиной. Последние удобны для крепления швартовных тросов, направленных сверху под углом к палубе.
Кнехты устанавливаются в носовой и в кормовой частях судна по обоим бортам симметрично. Имеющиеся на крупнотоннажных судах кнехты в средней части используются в основном для швартовки к борту судна мелких плавсредств. Кнехты надежно крепят к коробчатым, закрытым со всех сторон фундаментам, приваренным к палубе.

рис. 39 Швартовные тросы

Швартовные тросы

Иногда на транспортных судах устанавливаются однотумбовые кнехты — битенги, которые используются при буксировке. Битенги представляют собой массивные тумбы, основания которых крепятся к верхней палубе или пропускаются через нее и крепятся к одной из нижних палуб. Для лучшего удержания троса на битенгах имеются краспицы.

Большое удобство для производства швартовных операций представляют специальные кнехты с вращающимися в подшипниках тумбами, снабженными стопорным устройством. Закрепленный на причале швартов кладут «восьмеркой» двумя-тремя шлагами на тумбы кнехта, а затем на турачку брашпиля. При выборке троса тумбы вращаются и свободно пропускают трос. В нужный момент снимают трос с турачки и накладывают дополнительные шлаги на тумбы кнехта. При этом стопорное устройство удерживает тумбы от вращения.

а — простые парные; б — парные с приливами; в — парные с крестовиной;

г — с вращающимися тумбами; д — битенг

Кнехты

а — круглой формы; б — овальной формы, в — овальные с рогами; г — панамский;

д — универсальный, е — универсальный поворотный

Клюза

Клюзы (рис. 41) — устройства, через которые пропускаются швартовные тросы при швартовных операциях. Они представляют собой стальные или чугунные отливки с отверстиями круглой или овальной формы, окаймляющие такие же отверстия в фальшборте судна.
Рабочая поверхность клюзов имеет плавные закругления, исключающие резкие перегибы швартовных тросов. Клюзы устанавливают в фальшборте на болтах или заклепках.
Для обеспечения швартовки к борту судна мелких плавсредств клюзы могут иметь приливы—рога. Для этой же цели в непосредственной близости от клюзов к фальшборту или к его стойкам привариваются утки.
В местах, где вместо фальшборта сделано леерное ограждение, применяются специальные клюзы, прикрепленные к палубе у кромки борта. Для подачи швартовов могут использоваться прочно закрепленные на носовом козырьке и на корме судна буксирные клюзы, предназначенные в основном для заводки буксирного троса.
Киповые планки имеют то же назначение, что и швартовные клюзы. Они обычно устанавливаются в тех местах, где имеется леерное ограждение, и крепятся к палубе у кромки наружного борта.

Читайте также:  Транспортная накладная для передачи оборудования

Киповые планки (рис. 42) по конструкции бывают простые, с битенгом, с одним или несколькими роульсами. Для проводки швартовов, подаваемых на высокие причалы, высокооборотные суда и т. п., применяются закрытые киповые планки.
Наибольшее распространение получили киповые планки с роульсами, при вращении которых во время выбирания троса значительно уменьшается трение и усилие на швартовный механизм. Для обеспечения нужного направления троса от киповой планки к турачке брашпиля на палубе устанавливают направляющие роульсы.

рис. 42 Киповые планки

а — простая, б — с битенгом, в — с одним роульсом; г — с двумя роульсами;

д — с тремя роульсами, е — закрытая с двумя роульсами

Киповые планки

Вьюшки предназначены для хранения швартовных тросов. Они имеют стопорные приспособления. Вьюшки устанавливают в носовой и кормовой частях судна не слишком далеко от кнехтов.
Стопоры, служат для удержания швартовных тросов при переносе их с барабана швартовного механизма на кнехты. Стопоры бывают цепные, растительные или синтетические.
Цепной стопор представляет собой отрезок такелажной цепи диаметром 10 мм, длиной 2-4 м, с длинным звеном для крепления скобой к палубному обуху на одном конце и растительным тросом длиной не менее 1,5 м — на другом. Стопоры для растительных и синтетических тросов изготавливают из того же материала, что и трос, но вдвое меньшей толщины.

Бросательные концы служат в качестве проводника для подачи швартовных тросов на берег при подходе судна к причалу. Бросательный конец это растительный линь или плетеный капроновый шнур диаметром 25 мм и длиной 30 — 40 м с заделанными на концах небольшими огонами. Один из них служит для крепления легости — маленького парусинового мешочка, туго наполненного песком и оплетенного шкимушгаром, другой — для удобства пользования бросательным концом.
Бросательный конец, изготовленный из нового растительного троса, предварительно вытягивают, чтобы на нем не образовались калышки. Для этого трос, намоченный в соленой воде, натягивают между двумя вертикальными стойками и к его середине подвешивают груз.
Кранцы предназначены для предохранения корпуса судна от повреждения при швартовке, стоянке у причала или у борта другого судна. Они бывают мягкие и жесткие.

Мягкие кранцы — это парусиновые мешки, туго набитые каким-нибудь упругим недеформирующимся материалом (например, пробочной крошкой) и оплетенные прядями растительного троса.

рис. 43 Крепление огона швартова за рым скобой

Крепление огона швартова за рым скобой

Кранец имеет огон с коушем для крепления к нему растительного троса, длина которого должна обеспечивать крепления кранца за бортом при низких причалах и наименьшей осадке.

Жесткие кранцы — деревянные бруски (бревна) длиной до 2м, подвешиваемые на тросах к борту судна. Для придания кранцу эластичности его оклетнёвывают по всей длине старым растительным тросом. При стоянках судна у причала жесткие кранцы подвешивают горизонтально так, чтобы кранец опирался не менее чем на два смежных шпангоута.

Швартовные скобы применяются для крепления швартовного троса за береговой рым или рым швартовной бочки. Во избежание деформации скобы или ее штыря при сильном натяжении швартовного троса рекомендуется заводить скобу не непосредственно за рым и огон троса, а так, как показано на рис. 43.

Источник

Строительство причалов: пирсы, причальные конструкции

Строительство причалов

Причалом называется оборудованное сооружение для швартовки плавучих средств разного назначения. Когда появились первые причалы — не совсем понятно: долгое время они соседствовали с необорудованными причальными местами, если лодку можно вытащить на берег руками. Скорее всего, их стали возводить в тех случаях, когда суда имели вес и груз, а также при нестабильной береговой линии: например, если в районе наблюдаются приливы и отливы или сезонные колебания (половодье, муссоны).

Классификация причалов

Причальные сооружения делятся на грузовые и пассажирские, а первые, в свою очередь, подразделяются по виду грузов, которые они принимают. По своей конструкции причалы можно поделить на:

  • набережные;
  • пирсы;
  • рейдовые.

Классификация причалов

Причалы-набережные устраиваются вдоль береговой линии и являются ее продолжением. Если набережная представляет собой каменную или железобетонную стенку, вертикально спускающуюся в воду, то такое сооружение называется причальной стенкой. Когда у набережной есть выносная площадка на сваях, то говорят о причале с оторочкой.

Причал-пирс представляет собой протянутую в акваторию эстакаду или стенку.

Рейдовые причалы являются вынесенными в акваторию и связанными с берегом либо мостиком (пассажирские), либо трубопроводом (для танкеров).

По технологии строительства такие сооружения могут быть стационарными и плавучими (понтонными). Стационарный причал — это в той или иной степени капитальное сооружение, закрепленное на местности. В свою очередь, они бывают гравитационными, в виде сплошных стен, и эстакадными (на сваях). Плавучие причалы удерживаются на воде засчет закона Архимеда. Частный случай такого причала — дебаркадер.

Причалы должны быть оборудованы устройствами для безопасной швартовки. Их называют причальными пушками — именно за них с помощью швартовных концов суда крепят к пирсу или набережной. Для предохранения корпуса судна от повреждений при швартовке снаружи к причалу крепят кранцы, или причальные отбойники. Это могут быть мешки с мусором, старые покрышки или специально изготовленные резиновые изделия. Иногда ими оборудовано само судно.

Выбор типа и конструкции причала при строительстве зависит от:

  • типа и характеристик судов (вес, водоизмещение, назначение);
  • особенностей береговой линии;
  • характера дна водоема;
  • глубин и их перепадов.

Выбор строительства причала

Строительством причалов обычно занимаются специализированные организации мостостроительного профиля, и делается это вместе с постройкой порта, ведь само причальное сооружение тесно связано с терминалом, к которому оно относится.

Но существуют варианты и самостоятельного строительства причала. Согласитесь, мало кому из обычных граждан придет в голову разгружать у своего дачного участка контейнеровозы и заниматься судоремонтными работами. Не по всякой речке ходят круизные лайнеры и даже простые теплоходы. Максимум, что может заинтересовать живущего у озера или речки, — это куда ставить свой катер. Поэтому тема этого обзора — строительство причала для маломерных судов.

Юридическая сторона вопроса

Конечно, если вы живете в глуши, где чиновника последний раз видели по телевизору в прошлом году (если он у вас есть), а ближайший участковый живет километрах в пятидесяти от вас, вы можете спокойно поставить мостки, и никто этого не заметит.

Но если вы хотите, чтобы у властей не было к вам претензий, то причал лучше оформить законодательно.

 Причалы для катеров

Напомним, что 20 метров от верхнего уреза воды водоема считаются государственной собственностью, и вы не можете их выкупить, огородить и каким-либо образом препятствовать людям свободно там ходить. Но вот пользоваться водоемом вы очень даже можете. Начнем с того, что вы можете абсолютно бесплатно брать там воду: платить за это должны только те, кто пользуется водой в коммерческих целях. И причал построить тоже можете.

А вот какие документы для этого нужны, зависит от того, будет ли причал стационарным, временным, капитальным или плавучим. Но в любом случае вам будет необходимо заключить договор водопользования. Как это сделать, можете узнать в органах исполнительной власти в вашем регионе, а сейчас такая услуга может оказываться через сеть МФЦ. Такого договора будет достаточно для понтонной пристани.

Оформление причала юредически

Для постройки понадобится заключать договор аренды участка побережья, а если вы хотите поставить капитальное сооружение на бетонных сваях, то сбор документов и получение разрешения на строительство будет приравнено к строительству порта (с официальным проектом). Масштабы не те, но закон есть закон. Поэтому, если вы не хотите нести все эти расходы (а они будут хотя бы потому, что вы будете ходить с бумажками в рабочее время), договоритесь лучше с соседями и сделайте общественную пристань (так вы еще сможете скинуть бумагособирательную работу на муниципалитет). Удобно, и пользоваться смогут все.

Напомним также, что этот порядок не касается территорий национальных парков, заповедников и других охраняемых территорий. Сооружение пристани там (если вам повезло там жить) регулируется документами самой такой территории. Иногда у вас не получится сделать даже простые мостки.

Причалы для катеров и их постройка

Перед тем как выбрать нужный вам вид причала, обследуйте условия, в которых он будет стоять. В первую очередь, это уровень воды, рельеф дна и сезонные изменения этих параметров. Так, если у вас берег с хорошим уклоном, и небольшие перепады уровня воды в половодье, вы можете соорудить причальную стенку с выносом на сваях — и недалеко, и глубина будет вполне достаточной не только для катера, но и для более крупных судов. Но, к сожалению, такие условия у нас далеко не везде.

Читайте также:  Оборудование для лепки из мастики

Выбор причала для катеров

Обычно наши граждане проживают на пологих берегах, где дно заилено и поросло травой. Заход в такой водоем обычно комфортным не бывает, даже если вы собрались просто искупаться. Про лодку и говорить не приходится. И в таких случаях причал сооружают в виде пирса.

Что касается геометрии последнего, то его можно установить перпендикулярно берегу, если речь идет об озере. Если же у вас река с течением, то лучше его строить под углом в сторону течения.

Сваи и их разновидности

Сваи издавна применялись в качестве оснований для сооружений на неустойчивых грунтах и в прибрежных зонах.

Они представляют собой стержни, заглубленные в грунт. Работают сваи по двум принципам: трение и опора на глубоколежащие плотные слои. Иногда используют одну их функцию, иногда обе. Последняя часто применяется при возведении тяжелых зданий — в этом случае сваи забивают дважды: второй раз их добивают до достижения плотного слоя (когда достигли, это можно определить по вибрации во всем микрорайоне).

 Сваи для постройки причала

Сваи делают из разных материалов. Когда-то они были только деревянные (использовалась древесина лиственницы и дуба), потом пришла эпоха бетона. Бетонные сваи выпускаются в виде стержней длиной 6, 9, 12 метров и забиваются в грунт при помощи копровой установки на гусеничном ходу. Более длинные сваи набивают на месте: бурят скважину, вставляют в нее арматуру и заливают бетоном. Такие сваи называются буронабивными. Существуют также сваи в виде стальных труб и комплексные — бетон в трубе.

В последнее время получили распространение также винтовые сваи, широко используемые в частном домостроении и для сооружения небольших объектов, в том числе пристаней. Заворачиваются винтовые сваи в грунт либо с помощью специальной техники, либо вручную, используя рычаг. Для закручивания одной сваи достаточно трех человек — один из них должен контролировать вертикальность вкручивания.

Строительство стационарного причала на сваях

Хочется напомнить, что свайные фундаменты, хотя и хорошо себя зарекомендовали, не годятся в тех случаях, когда у вас в водоеме каменистое дно. Но об этом — в следующей главе.

Стационарный причал на сваях

Но у вас, скорее всего, дно представляет собой песок или ил.

Диаметр винтовых свай и их количество под дом рассчитывается исходя из веса здания. Поскольку дело мы имеем не с домом, а сравнительно легким сооружением, то вес не будет иметь такого значения. Зато на выбор будут влиять такие факторы, как лед и характер дна. Так, толстый лед способен ближайшей весной сломать ваши сваи, что исключено при постройке дома. Поэтому выбирать лучше сваи от 108 мм, а после установки лучше будет залить внутрь бетон.

Длина свай определяется глубиной несущего слоя и уровнем воды с учетом перепада в вашем водоеме. Так, ил не является хорошей опорой для сваи, поскольку подвержен сезонным подвижкам и влиянию течения в реке: чем оно больше, тем сильнее будет смещение сваи. В удерживающий слой свая должна заходить на достаточную глубину. Для песка она составляет 0,5 м, а для глин — 1 м.

Для примера можно привести следующий случай.

Высота от верха сваи до максимального уреза воды 0,3 м. Расстояние от зеркала до дна 1,7 м. Толщина ила 1 м. Внизу песок. Длина сваи, таким образом, получается: 0,3+1,7+1+0,5=3,5 м. В продаже, кстати, такой размер есть. Но, учитывая течение и сход льда, лучше дать запас прочности и заглубить их еще на полметра. И сваи купить, соответственно, по 4 метра. Если вы строите пирс, то длина свай будет разной, в зависимости от изменения глубины. В продаже сваи бывают до 9 метров.

Винтовые сваи для причала

Каждая свая диаметра 108 рассчитана на приличную нагрузку — 7 тонн. На причале такой не бывает. Поэтому количество свай рассчитывайте, исходя глубины конкретного участка пирса. На берегу допускается расстояние между сваями и 2 метра, а вот чем дальше от берега, тем они должны быть закручены чаще. Максимальный шаг сваи — 1 м, минимальный — 0,5 м.

Проводить работы по закручиванию свай лучше всего в зимнее время: лед будет служить вам хорошей опорой.

Обвязка и настил

Для обвязки свай чаще всего используют швеллер. Его выбирают из сортамента исходя из геометрических характеристик. Если у нас диаметр сваи 108 мм, то нам подойдут швеллера № 14 и 14П. На углах их можно соединить сварным швом, обрезав каждую на 45 градусов. Стыки между швеллерами должны приходиться на сваю, а не висеть в воздухе. Крепить сваи можно как сваркой, так и с помощью резьбовых соединений.

Настил для причала

Перед тем как окончательно смонтировать швеллерную обвязку, ее следует прогрунтовать: это убережет ее от ржавчины.

Если вы хотите сделать обвязку из бруса, то на углах он соединяется в шип, а стыки также должны быть на сваях. Под брус необходимо уложить гидроизоляцию, а саму деревянную конструкцию тщательно обработать специальными составами, чтобы она не гнила.

Сверху на обвязку монтируются лаги, а наверх — настил.

Лаги таким же образом нужно обработать, а вот к настилу лучше подойти тщательно. Он будет постоянно испытывать на себе погодные капризы и различные нагрузки. Поэтому, если не хотите его часто переделывать, приобретите палубную доску из лиственницы. Если же вы пользуетесь более бюджетной сосной или елью, то хотя бы обработайте ее должным образом — пропитка и лак вполне подойдут.

Понтонные причалы

Встречаются ситуации, когда установка причала на сваях либо нецелесообразна, либо невозможна. Вот несколько таких случаев:

Выходом в такой ситуации может служить капитальное сооружение с ледорезами, на заглубленном фундаменте, с большим объемом выемки грунта — в конце концов, порты и мосты как-то строят. Вопрос весь в том, нужно ли это в случаях, когда вам нужно всего лишь швартовать вашу лодочку, забрасывать спиннинг и купаться.

И тут на помощь приходят понтоны.

Фактически это несамоходные суда, то есть удерживаются на поверхности засчет своей плавучести. Они распространены не только как причалы для маломерных суден: во многих городах к таким сооружениям швартуются теплоходы и даже небольшие грузовые суда. Часто сам речной вокзал находится на дебаркадере.

Модульный понтон

Когда плавучий причал имеет большие размеры, он выполняется на бетонном или стальном основании, которое представляет собой плоскую коробку с пустотами внутри, что обеспечивает плавучесть. Основание небольшого выполняется из пластика (в продаже есть модульные пластиковые понтоны), а в качестве самодельных вариантов распространены причалы на пустых металлических бочках.

Простейший понтон представляет собой квадрат со сторонами 2,5 метра на 4 бочки. Для изготовления нам понадобятся 4 пустых бочки на 200 литров, 10 метров бруса со стороной 100 мм, 25 метров бруса по 50 мм, прочная водоустойчивая веревка и саморезы.

Из большого бруса нужно скрутить квадрат. Внутрь ставим каркас из бруса по 50 мм для удержания бочек. Бочки необходимо тщательно очистить, закрыть на герметик и хорошо окрасить. Если бочки пластиковые, это не требуется. После этого бочки вставляем в каркас по углам и крепим веревкой в трех местах каждую. Веревку закрепляем на большом брусе, хорошо затянув. После этого будущий понтон можно перевернуть и набить сверху дощатый настил.

При желании понтон на бочках можно сделать и большим, и неправильной формы, и с перилами. Вместо бочек неплохо подойдет пластиковая труба большого диаметра, если у вас есть, чем запаять торцы.

Бетонный понтонный причал

В общем, сооружение таких причалов ограничивается только вашей фантазией.

Заход на причал можно сделать в виде подвижной сходни, один конец которой не жестко закреплен на берегу, а второй «гуляет» вместе с понтоном, точнее, с уровнем воды в водоеме.

Важно! Чтобы ваша пристань стояла там, где надо, ее нужно обязательно заякорить. Сколько якорей вам понадобится, зависит от веса и площади вашего понтона, но никак не менее двух. Длину якорных цепей можно регулировать.

Источник