Меню

Оборудование портов основные виды оборудования



Транспортное оборудование портов

Основная функция морского порта состоит в передаче грузов между морским транспортом и другими видами транспорта. В отдаленных районах Крайнего Севера, лишенных пока желез­нодорожного транспорта, возможно сооружение и развитие портов без железной дороги. В остальных районах РФ сущест­венное развитие любого грузового порта немыслимо без соеди­нения его с сетью железных дорог, в противном случае такой порт может иметь лишь узко местное значение.

Грузооборот портов по перевалке грузов с железной дороги на море и обратно имеет крупные перспективы роста, особенно в связи с развитием перевозок в прямом смешанном сообщении. Целесообразным сочетанием железнодорожных, мор­ских, речных и автомобильных путей создается кратчайший, наи­более выгодный и удобный для клиентуры маршрут следования грузов по единому транспортному документу от пункта отправ­ления до пункта назначения.

Для осуществления функции передачи грузов между морским и железнодорожным транспортом порт должен располагать над­лежащим железнодорожным оборудованием, а работа порта и железной дороги должна быть увязана в едином технологиче­ском процессе.

В отношении схемы путевого развития порты принципиально отличаются от промышленных предприятий, в которых железно­дорожные пути являются так называемыми подъездными путями не общего пользования, соединенными с общей сетью железных дорог РФ в пункте примыкания. Железнодорожные пути и портах, будучи предназначены для передачи грузов с одного ви­да транспорта на другой, относятся к общей сети железных дорог РФ. В соответствии с этим, в отличие от подъездных путей промышленных предприятий, они принадлежат железной дороге и находятся в ее эксплуатационном ведении, что определяет и схему путевого развития порта. В портах нет надобности в ор­ганизации приемо-сдаточных операций и в устройстве обменных парков, также как нет надобности иметь собственное тяговое хо­зяйство. С точки зрения железной дороги порт представляет со­бой грузовую станцию, на которую распространяются все дейст­вующие на железных дорогах правила эксплуатации и техниче­ские условия проектирования. При этом портовые грузовые стан­ции часто обслуживают не только порт, но и близлежащие про­мышленные предприятия Организация маневровой работы железно­дорожного узла по обслуживанию порта в об­щем виде представляется следующей (рис 68). Грузовая порто­вая станция (П) соединена с сортировочной станцией узла (С), которая по отношению к порту является станцией примыкания. Эта станция принимает поступающие из страны поезда, произ­водит основную сортировочную работу и формирует поезда-пе­редачи назначением в порт. Поездные (линейные) локомотивы, доставляющие поезда на станцию С, берут на ней сформированные поезда для следова­ния в страну в обратном направлении. Поезда-передачи в адрес порта доставляются на грузовую портовую станцию специально выделенными для этой цели вывозными локомотивами. Обраще­ние вывозных локомотивов по соединительной ветви между станциями П и С подчиняется всем правилам движения поездов по перегону.

Грузовая портовая станция принимает от сортировочной станции узла (станции примыкания) поезда-передачи и соответ­ственно формирует их в обратном направлении. Портовая стан­ция , производит сортировку поступивших вагонов по районам порта и погрузочно-разгрузочным фронтам и формирует манев­ровые передачи в районные парки порта. Для маневровой рабо­ты между портовой станцией и районными парками выделяются специальные маневровые локомотивы.

Автомобильный транспорт перевозках на короткие расстояния имеет существенное преимущество перед железнодорож­ным, поэтому для соответствующих грузопотоков он должен играть основную роль в работе портов.

Рис. 68 Схема железно­дорожного узла по обслуживанию порта

Для развития автомобильных перевозок необходима органи­зация специальных транспортных предприятий — автомобильных баз, на которые возлагается задача централизованного обслужи­вания порта и клиентуры по доставке грузов в порт и вывозу из порта. В настоящее время автомобильные перевозки между портом, с одной стороны, и предприятиями и складами клиен­туры — с другой, пока еще в значительной мере осуществляются многочисленными автохозяйствами, принадлежащими клиентуре, а частично — самому порту. Такая организация автомобильных перевозок нерациональна: при сосредоточении автоперевозок специализированной транспортной организации достигаются вы­сокие показатели использования автотранспорта, снижается се­бестоимость автоперевозок, улучшается обслуживание клиенту­ры. Вместе с тем создаются благоприятные условия для пере­работки грузов по прямым вариантам судно — автомашина и автомашина — судно, поскольку открывается возможность концентрированного применения автотранспорта при обработка судов.

Для осуществления приема-передачи грузов на автотранс­порт морской порт должен располагать сетью автомобильных дорог и погрузочно-разгрузочными фронтами обработки авто­машин.

Автодороги порта можно разделить на внешние (подъездные) и внутрипортовые, конечные участки подъездных дорог, проходящие по портовой территории, одновременно при­обретают и функции внутрипортовых дорог.

Одной из современных тенденций развития портов является обеспечение возможности движения автотранспорта по всей тер­ритории порта.

К особенностям работы автодорог в условиях портов относятся следующие:

а) скорости движения транспорта значительно ниже, чем на дорогах общего пользования;

б) на портовых дорогах используются автомашины грузо­подъемностью 5 т и выше, автокраны, автопогрузчики и другие машины с большой нагрузкой на колесо, тогда как для дорог общего пользования количество таких машин относительно невысоко;

в) в составе перевозок, осуществляемых по портовым доро­гам, имеют место как внешние грузопотоки (ввоз и вывоз из порта грузов автотранспортом), так и внутренние (подача гру­зов от судов к тыловым складам или обратно), при этом интенсивность движения достигает значительной величины, осо­бенно в тех случаях, когда автотранспорту отводится основная роль в обработке судна.

Портовые дороги могут быть подразделены на три катего­рии.

К I категории относятся дороги общепортового значе­ния, а также дороги, обслуживающие отдельные районы, в которых по технологии перегрузочных работ автотранспорт имеет большое значение. Интенсивность движения в одном направле­нии — более 100 автомобилей в час.

Ко II категории относятся портовые дороги, обслужи­вающие перегрузочные операции отдельных набережных, пир­сов, линий складов. Интенсивность движения — от 15 до 100 ав­томобилей в час.

Наконец, к III категории относятся портовые дороги, обслуживающие такие эксплуатационные районы, для которых автотранспорт не может иметь существенного значения (нефтегавани, районы навалочных грузов, работающие по транзитной перевалке на железную дорогу, и т. п.). Интенсивность движения на этих дорогих — менее 15 автомобилей в час. К III категории относятся также портовые дороги, предназ­наченные для хозяйственных перевозок порта.

Отнесение автомобильной дороги к той или иной категории определяет ее основные технические показатели: расчетные ско­рости движения, ширину проезжей части, требования к трассе и профилю. Выбор технических показателей портовых дорог производится применительно к нормам и техническим условиям проектирования автомобильных дорог промышленных пред­приятий.

Портовый флот представляет собой совокупность разнообраз­ных плавучих средств, принимающих участие в работе порта. В составе портового флота различают:

а) местный транспортный флот, осуществляющий эксплуата­ционную деятельность по перевозке грузов и пассажиров в ме­стном и пригородном районе плавания;

б) плавучие перегрузочные средства, предназначенные для участия в основных операциях по обработке транспортных су­дов (в перегрузочном процессе);

в) служебно-вспомогательный флот, предназначенный для участия во вспомогательных операциях по обработке транспорт­ных судов, а также в хозяйственно-техническом обслуживании деятельности порта.

Местный транспортный флот состоит из самоход­ных судов небольшой грузоподъемности (обычно до 500 т), не­самоходных судов (морских барж), транспортных буксиров, пас­сажирских катеров. Размеры этого флота определяются объемом местных и пригородных перевозок в данном порту. Основными грузами здесь обычно бывают грузы народного потребления и минерально-строительные материалы. Пассажирские перевозки портовым флотом бывают особенно развиты в крупных городах и на курортах.

Плавучие перегрузочные средства (плавучие перегружатели) включают плавучие краны, углеперегружатели, зерноперегружатели (плавучие элеваторы).

Служебно-вспомогательный флот имеет в сво­ем составе различные типы судов, специализированные соответ­ственно характеру выполняемых операций.

Портовые буксиры являются основным типом судов служебно-вспомогательного флота и предназначены главным образом для обслуживания транспортных судов в их маневровых опера­циях в порту. Портовые буксиры производят также буксировку несамоходных перегружателей, барж, понтонов, участвующих в обработке транспортных судов, в снабжении судов топливом, водой и внутрипортовых хозяйственных перевозках. В отдельных случаях портовые буксиры могут быть использованы для тушения пожаров, спасательных операций в районе порта.

Применение буксиров при маневровых операциях транспорт­ных судов позволяет сократить продолжительность этих операций, способствует лучшей сохранности машинных установок и корпусов судов, а также причальных сооружений и, главное, по­вышает безопасность. Поэтому помощь буксиров является обя­зательной, за исключением тех случаев, когда операция прохо­дит в благоприятных условиях (например, швартовка судов при небольшом прижимном ветре).

Читайте также:  Оборудование для гровинга спб

В отличие от морских (транспортных) буксиров, предназна­ченных для эксплуатационных перевозок между различными пунктами в определенном районе плавания, портовые буксиры действуют в пределах одного порта, имея, однако, право выхода на внешний рейд, поэтому такие буксиры называются иногда рейдовыми.

Портовые ледоколы служат для непосредственного ввода и вывода судов из порта, а также расстановки транспортных судов на акватории порта в период зимней навигации в ледовых условиях. Современные портовые ледоколы имеют дизель-электриче­ские силовые установки мощностью 4000 — 6000 л. с. и снабжены дополнительными носовыми винтами, позволяющими им рабо­тать в различных условиях ледовой обстановки. Для проведения ледовой кампании в районе порта обычно достаточно иметь один ледокол указанной мощности. В крупных портах, кроме, того, должен работать вспомогательный ледокол мощностью порядка 1500 — 2000 л. с. для помощи застрявшим судам, околки льда, маневровых операций. Скорость хода портовых ледоколов в, чи­стой воде составляет 12-14 узлов.

Лоцманские катера предназначены для доставки лоцманов к транспортным судам и снятия их с судов по окончании провод­ки. Район плавания лоцманских ботов — до 20 миль от берега, скорость хода – 10-13 узлов.

Плавучие бункеровочные базы служат для бункеровки твер­дым и жидким топливом судов, стоящих у причалов под погрузочно-разгрузочными операциями или на рейде. Плавучие бункеровочные базы бывают несамоходными и самоходными, в по­следнем случае, они имеют небольшую скорость хода (8-10 узлов) и малый район плавания (удаление от берега до 20 миль). Различают два основных типа плавучих бункеровочных баз: для твердого топлива – углеперегружатели, для жидко­го топлива — наливные бункеровочные суда. Грузоподъемность самоходных наливных бункеровочных судов 500-1000 т, произ­водительность — до 400-500 т/сутки.

Водоналивные суда по размерам и устройству аналогичны наливным бункеровочным судам. Они служат для снабжения во­дой судов, производящих операции на рейде. Кроме того, водоналивные суда должны быть в портах, где по техническим при­чинам возможны перебои в подаче воды с береговых гидрантов, а также, где не обеспечено водоснабжение отдельных портовых районов.

Аварийно-спасательные суда представляют собой мощные морские буксиры, базирующиеся в крупнейших портах и пред­назначенные для оказания помощи судам, терпящим бедствие. Функции аварийно-спасательных судов могут выполняться пор­товыми ледоколами.

Пожарные катера являются специальными судами, несущими в порту постоянное дежурство на случай пожара. Суда этого типа имеют мощные насосные установки производительностью 300 — 400 м 3 /чac и выше.

Спасательные катера, как и пожарные, являются специаль­ными судами, несущими в порту постоянное дежурство. Они находятся в ведении спасательной службы порта и предназначены для оказания помощи судам, терпящим бедствие, и для спасения жизни в портовых водах.

Служебные (разъездные) катера предназначены для служеб­ных поездок административно-технического и оперативного пер­сонала по порту и на суда, стоящие на рейде. Такие катера имеют скорость хода 12 — 20 узлов и небольшую пассажировместимость (до 10 человек). Более крупные служебные катера (на 20 — 30 пассажиров) предназначены для перевозки рабочих и служащих порта в районы, сухопутная связь с которыми отсут­ствует или весьма неудобна, а также для перевозки рабочих между берегом и стоящими на рейде судами.

Швартовные катера предназначаются для подачи на берег швартовных концов при швартовке судов к причалам или при швартовке лагом к другим су­дам. В операции требуется участие одного, иногда двух катеров.

Водолазные станции, служат для регулярного обследования, и ремонта подводных частей портовых гидротехнических сооружений в соответствии с правилами технической эксплуатации гидротехнических сооружений, а также для аварийного осмотра и ремонта судов. Водолазные станции устраиваются преимуще­ственно на самоходных ботах.

Мусорные баржи служат для уборки мусора от судов и аква­тории порта. В портах, перерабатывающих нефтегрузы, должен быть катер-нефтеулавливатель для очистки акватории порта от нефтепродуктов.

Для регулярного ремонта гидротехнических сооружений в портах содержатся плавучие копры, плавучие краны, а также баржи для перевозки строительных материалов.

Источник

Порты и портовые сооружения

Различают две категории портов:

морские, обслуживающие морское судоходство и сооружаемые на морских побережьях, а также в устьях крупных рек. Эти порты могут быть внешними, имеющими мировое и международное значение, и внутренними, которые имеют местное значение;

речные, обслуживающие судоходство по внутренним водным путям сообщения. Эти порты сооружаются на судоходных реках, каналах, озерах, водохранилищах.

В зависимости о т н а з н а ч е н и я порты бывают:

торговые – для обеспечения грузовых и пассажирских перевозок;

порты-убежища – для укрытия во время шторма и ремонта судов;

промысловые – для обслуживания рыболовного и зверебойного флота.

М о р с к и е п о р т ы . В зависимости от объема работы все морские порты разделяются на разряды с целью установления штатов и т. д. Крупнейшие порты Одесса, Мурманск, Владивосток считаются внеразрядными.

Морские порты в зависимости от места своего расположения по отношению к береговой территории бывают:

береговые, сооружаемые непосредственно на открытом, искусственно защищенном морском берегу;

устьевые, сооружаемые в устьях судоходных больших рек (Ленинград, Лондон, Гамбург и т. д.);

островные, создаваемые в некотором расстоянии от берега на естественном или искусственно образованных островах;

внутренние, находящиеся относительно далеко от моря, либо в низовом участке судоходной реки (Архангельск, Херсон), либо на искусственном канале, прорытом от моря внутрь страны (Манчестер, Амстердам, Брюссель).

Р е ч н ы е п о р т ы . Они бывают:

грузовые и грузопассажирские;

порты-убежища, служат для безопасного отстоя судов во время шторма (на водохранилищах);

затоны, предназначены для зимнего отстоя и производства межнавигационного ремонта судов;

карантинные, предназначены для захода судов из районов, подверженных опасным эпидемиям.

В зависимости от характера водного пути речные порты бывают:

на свободных реках;

на шлюзованных реках и каналах;

· на озерах и водохранилищах.

Основные элементы порта. План порта включает следующие основные элементы: акваторию, территорию, причальный фронт и образующие их гидротехнические сооружения.

А к в а т о р и я – это водные площади, используемые для движения судов, их стоянки при выполнении грузовых операций у береговых фронтов (причалов) и на плаву при перегрузке непосредственно из судна в судно (гавань), а также для стоянки судов в ожидании подхода к грузовым фронтам

или выхода из порта и маневрирования (рейд).

Т е р р и т о р и я – это сухопутная площадь, вдоль которой расположены береговые грузовые фронты (причальные линии), оборудованные для производства всех портовых операций, служебные, хозяйственные и бытовые устройства.

П р и ч а л ь н ы й ф р о н т , служащий для причала (швартовки) судов и обеспечения надлежащих условий производства пассажирских, погрузочно-разгрузочных и прочих операций.

Чтобы судно могло подойти бортом вплотную к портовой территории, на берегу устраивается сплошная вертикальная стена, называемая набережной.

При расположении набережных нормально или под углом к берегу, они называются пирсами.

Широкое распространение на внутренних водных путях получили плавучие причалы (грузовые и пассажирские дебаркадеры).

Оборудование порта. Основным оборудованием порта для производства грузовых операций являются путевое развитие, складские помещения и перегрузочные машины.

П у т е в ы е у с т р о й с т в а порта включают (рисунок 3.28):

портовую станцию, для сортировки вагонов по отдельным районам порта или отдельным причалам;

районные парки, для быстрой замены вагонов у погрузочно-разгрузочных фронтов, на причальных линиях и выполнения маневровой работы по группировке по отдельным точкам причальных линий;

Читайте также:  Магазины для сварочного оборудования воронеж

погрузочно-выгрузочные пути для вагонов, находящихся под грузовыми операциями;

ходовые пути вдоль причальных линий для возможности подачи и уборки вагонов по районам и участкам причальных линий;

соединительные пути, связывающие портовую станцию с районными парками.

Складские помещения специализируются для штучных (генеральных) и массовых грузов.

По длительности хранения грузов различают склады краткосрочного (в течение нескольких суток) и долгосрочного (базисные склады) хранения.

Закрытые складские помещения бывают универсальные, приспособленные для хранения разнообразных грузов, и специализированные, предназначенные для хранения грузов определенной категории (элеваторы, холодильники, нефтехранилища и т. п.).

Перегрузочные машины. Для перегрузки штучных грузов у причальных линий и наружных фронтов складов широко применяются портальные и полупортальные краны, конвейеры и др.

Сыпучие грузы перегружаются с помощью транспортеров, мостовых кранов с захватывающими приспособлениями.

Перегрузочные операции на плаву выполняются плавучими перегрузочными машинами.

Источник

МОРСКИЕ ПОРТЫ И ИХ НАЗНАЧЕНИЕ

date image2017-11-01
views image8467

facebook icon vkontakte icon twitter icon odnoklasniki icon

УСТРОЙСТВО И ОБОРУДОВАНИЕ

МОРСКИХ ПОРТОВ

по «Устройству и оборудованию морских портов»

Организация перевозок и управление на морском транспорте»

Рецензенты :

Доцент кафедры управления Дальрыбвтуза, К.Т.Н. Хамаза Е.В.;

Преподаватель Владивостокского морского рыбопромышленного колледжа Мелешко Н.В.

Сысоев С.В.

Устройство и оборудование морских портов; Учебное пособие. Владивосток; ВМРК,2013. С. 211

В учебном пособии, составленном в соответствии с программой обучения студентов специальности «Организация перевозок и управление на морском транспорте» приводятся сведения о портах и их эксплуатации. Рассмотрены вопросы естественного режима, компоновки сооружений порта и влияние их на эксплуатационную деятельность. Изложены сведения о специализированных районах порта, оградительных и берегоукрепительных сооружениях, причальных сооружениях, сооружениях и устройствах на территории порта и их техническая эксплуатация. Приведены мероприятия по предотвращению загрязнения и правила техники безопасности в морских рыбных портах. Рассмотрены основные типы подъемно-транспортных машин, применяемых для погрузо-разгрузочных работ в морских портах, Правила технической эксплуатации подъемно-транспортного

оборудования морских торговых портов (РД 31.1.02-04)

Учебное пособие предназначено для студентов специальности «Организация перевозок и управление на морском транспорте» Владивостокского морского рыбопромышленного колледжа.

Автор выражает глубокую признательность всем авторам учебников, которые были использованы при составлении данного учебного пособия.

Рыбопромышленный колледж, 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Морские порты и их назначение 6

Классификация морских портов 9

Характеристики естественного режима побережья 14

Основные природные факторы 14

Метеорологические факторы 16

Гидрологические факторы 18

Геологические и геоморфологические факторы 25

Устройство портов в различных условиях 30

Основные материалы и изделия, применяемые в портовом строительстве 31

План и общее устройство порта 36

Основные элементы порта 36

Определение основных элементов порта 39

Грузооборот и пропускная способность порта 48

Эксплуатационные и производственные характеристики порта 50

Функциональная схема порта 54

Начертание в плане внешних оградительных сооружений 55

Начертание в плане причального фронта 59

Компоновка порта и районирование 61

Конструкция портовых складов 64

Железнодорожный транспорт в портах 71

Автомобильный транспорт в портах 73

Оградительные сооружения 75

Берегоукрепительные сооружения 87

Причальные сооружения 89

Назначение и классификация причальных сооружений 89

Гравитационные причальные сооружения 92

Конструкции свайных набережных в виде тонких стенок

Конструкции сквозных причальных сооружений 99

Узкие и широкие пирсы 106

Швартовные устройства и отбойные приспособления 109

Силы и нагрузки, действующие на причальные сооружения 120

Специализированные районы порта 125

Судостроительные и судоремонтные сооружения 139

Сооружения и мероприятия по предотвращению загрязнения акватории 144

Источники загрязнения в портах 144

Береговые станции по приему и очистке балластных вод с судов 145

Организация и технология очистки акватории порта 146

Техническая эксплуатация портовых сооружений 149

Подъемно-транспортные машины 154

Грузозахватные устройства 156

Механизмы передвижения 160

Передвижные поворотные краны общего назначения 161

Машины периодического действия 164

Вилочные погрузчики 174

Машины непрерывного действия 176

Режим эксплуатации, инженерное обслуживание, содержание и ремонт сооружений 186

Правила технической эксплуатации подъемно-транспортного

оборудования морских торговых портов (РД 31.1.02-04)188

Термины и определения188

Обозначения и сокращения 190

Промышленная безопасность и задачи ПТЭ 191

Подъемно-транспортное оборудование морских портов 192

Техническое обслуживание и использование грузозахватных

Изготовление техническое обслуживание, хранение и

использование грузозахватных приспособлений194

Техническое обслуживание рельсовых крановых путей 197

Особенности технической эксплуатации портовых мобильных

Мероприятия по охране труда 204

Инструктажи по технике безопасности 207

ВВЕДЕНИЕ

В России понятие морского порта определено в статье 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (1999г.): под морским портом понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами и других услуг, обычно оказываемых в морском порту.
Россия – великая морская держава. Поэтому значение морских портов для развития экономики страны чрезвычайно велико. Современный морской порт – это крупный транспортный узел, который связывает различные виды транспорта: морской, речной, железнодорожный, автомобильный, трубопроводный и др. Портовая деятельность является стратегическим аспектом развития экономики государства и одним из ключевых звеньев функционирования транспортной системы. Значительна роль портов в обеспечении транспортной независимости, обороноспособности, внешней торговли, а также в обеспечении перевозок народнохозяйственных грузов, развития и использования транзитного потенциала России. Россия имеет более 100 морских портов, из них основными являются: Архангельск, Мурманск, Выборг, Высоцк, Санкт-Петербург, Приморск, Калининград, Новороссийск, Туапсе, Темрюк, Кавказ, Махачкала, Владивосток, Находка, Восточный, Ванино. В этих морских портах перерабатывается более 90% грузов, перерабатываемых в морских портах России.

Морской порт неразрывно и исторически связан с развитием судоходства, на его местонахождение влияют географические, гидрографические и гидрологические, технические, экономико-политические и иные факторы. Морские порты неразрывно связаны с историей, становлением и развитием судоходства и других видов транспорта. Многие порты имеют более чем тысячелетнюю историю, установившиеся веками традиции, получают уникальное право – на обычай порта, уважающийся и учитывающийся в международных и правовых нормах. Учитываются географические факторы: физико – географические условия побережья, глубины моря, возможности безопасного подхода, наличие фарватеров. Важное влияние на деятельность порта оказывает наличие тяготеющих наземных районов, культурных и промышленных центров, наземных коммуникаций, транспортных путей.

МОРСКИЕ ПОРТЫ И ИХ НАЗНАЧЕНИЕ

Порт (от фр. Porte – дверь, ворота, вход) – морские ворота страны. Из КТМ РФ (Кодекс торгового мореплавания Российской федерации) статья 9 – Под морским портом понимается совокупность объектов инфраструктуры морского порта, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, и других услуг, обычно оказываемых в морском порту, а также взаимодействия с другими видами транспорта.

Порт (лат. portus — гавань, пристань) — место на берегу моря или реки, устроенное для стоянки кораблей и судов, имеющее комплекс специальных сооружений для их обслуживания: причалы, вокзалы, краны, склады, терминалы, вспомогательный транспорт и т. д. В порту может быть несколько причалов, оборудованных для причаливания судов, посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки грузов, заправки топливом и др. работ.

Порты бывают морские, речные, пассажирские, торговые, рыбные и т. п. Для обслуживания пассажиров используются морские и речные вокзалы. Для технического обслуживания и ремонта судов используются сухие и плавучие доки. В международных портах имеются обособленные места — карантины для изоляции прибывших судов в целях предотвращения распространения инфекций.

Порты обычно устраивают в бухтах или гаванях, акватория которых защищена от волн естественными выступами берегов или искусственным оградительным сооружением — молом. Порты устраивают также в устьях рек. Вход в порт, как правило, обозначают маяками.

Порты для военных кораблей называют военно-морскими базами.

Современный порт – это крупный транспортный узел с комплексом сооружений и устройств, обеспечивающих:

— спокойную стоянку судов;

— быструю и удобную передачу-получение грузов с одного вида транспорта на другой с обеспечением сохранности грузов и безопасность людей;

Читайте также:  Санпин для оборудования площадок тко

— хранение, подготовку и комплектацию грузов;

— обеспечение, находящихся в порту судов всем необходимым (вода, топливо, продовольствие, снабжение).

Условная схема порта

Морской порт в большинстве случаев объединяет ВСЕ виды транспорта (железнодорожный, автомобильный морской).

Порты имеют общегосударственное значение, обеспечивают международные связи и одновременно органически связаны с прилегающими городами, с деятельностью промышленных предприятий и различных видов транспорта.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПОРТА:

— накопление, хранение и сортировка грузов на складах порта перед их отправкой;

— мероприятия санитарно-карантинного характера (карантинная служба);

— обеспечение благоприятных условий движения и отстоя судов на подходах к порту и его акватории;

— выполнение перегрузочных и пассажирских операций;

— бункеровка судов (т.е. снабжение топливом, горюче-смазочными материалами, водой, продуктами питания и другими видами довольствия).

— Прикордонная зона (часть территории порта между причальной линией и ближайшей к ней линии складов;

— склады или складские перегрузочные фронты.

Большое значение имеют перегрузочные операции на причальном фронте: чем быстрее производится погрузка – выгрузка судов, тем меньше простои судов у причалов, следовательно, эффективнее работает порт. Операции на остальных фронтах имеют подчиненное значение и должны быть организованы так, чтобы работы на причальном фронте выполнялись без задержек.

Грузовые операции бывают береговые и рейдовые.

Варианты грузовых операций

Прямой – груз передается с одного вида транспорта на другой, минуя склад (борт-вагон, вагон-борт).

Складской – вагон-склад-борт или наоборот (на складе производится осмотр, комплектация и хранение груза).

Смешанный – часть груза проходит через склад, а остальная часть груза идет по прямому варианту.

При проектировании новых и реконструкции существующих портов должны учитываться:

-сложные навигационные метеоусловия;

-сезонность производства и транспортирование ряда грузов (например, сельхозпродуктов);

-повышение или понижение спроса на отдельные виды продукции (обуславливают неравномерность грузооборота).

По видам плавания различают:

Заграничное плавание – перевозки грузов между Российскими и иностранными портами (экспорт – импорт).

— Большой каботаж – перевозки между Российскими портами в разных бассейнах;

— Малый каботаж – перевозки между Российскими портами в одном бассейне.

Источник

Портовые устройства и их техническая эксплуатация

Основные элементы порта

Рисунок 5.3 – Схема расположения устройств в речном порту ковшового типа:
1 – линия судового хода; 2 – сортировочный рейд; 3 – причальный рейд; 4 – навигационные рейды; 5 – рейд ожидания; 6 – причальная набережная; 7 – подкрановые пути;
8 – укрепленная линия естественного берега; 9 – широкий пирс; 10 – узкий пирс;
11 – портовый железнодорожный парк; 12 – весовой путь; 13 – административные и бытовые здания; 14 – стоянка для автомобилей; 15 – проходные; 16 – ограждение устройств порта; 17 – линия естественного берега; 18 – бункер

Для выполнения основной задачи по передаче грузов и пас­сажиров с одного вида транспорта на другой порт должен рас­полагать комплексом инженерных сооружений и соответству­ющим оборудованием. Так как в порту сочетаются водный и су­хопутные виды транспорта, то любой порт должен иметь водную площадь, называемую акваторией порта , и примыкающую к нему сухопутную площадь – территорию порта .

По составу основных элементов морские, водохранилищные и речные порты несколько различаются между собой. Схематически состав и расположение основных устройств речного внеруслового порта представлен на рисунке 5.3.

У морских или водохранилищных портов выделяются следующие
основные элементы.

Подходный каналнеобхо­дим для обеспечения достаточных глубин на участке от моря или водохранилища до акватории порта. У портов, расположенных на крутых побережьях, подходные каналы отсутствуют благода­ря естественным глубинам, достаточным для прохождения судов в порт и обратно.

Для безопасного направления движения судов при подходе их к порту служит судоходная обстановка .

Внешние оградительные сооружения , как это видно из самого названия, ограждают акваторию порта в первую очередь от вол­нения и отчасти от заносимости и движущегося льда.

На морях и водохранилищах во время шторма вол­ны достигают высоты нескольких метров. Такие волны не пред­ставляют особой опасности для судов соответствующих разрядов плавания в открытом бассейне, од­нако стоянка судов у причалов при сильном волнении – далеко не безопасна. По­этому, если у порта не имеется естественной защиты от волн, то при его проектировании на море или на водохранилище обязательно преду­сматривают оградительные сооружения.

Акватория порта состоит из рейдов – площадей водной поверхности, отведенных для выполнения судами определенных операций. Площадь акватории, ограниченная окружностью, служащая для разворота судов, и носит название навигационного рейда.

В мор­ских портах, в некоторых случаях, суда перегружаются на аква­тории. Для этой цели имеется особый участок акватории, назы­ваемый перегрузочным рейдом . Здесь, при помощи плавучих пе­регрузочных машин, грузы из крупных судов перегружаются в малые суда (или наоборот). Если морской порт расположен на участке интенсивного движения малотоннажных грузовых или рыболовных судов, то предусматриваются резервы водной пло­щади для отстоя этих судов во время шторма (порты укрытия).

Полоса воды у причалов, где стоят суда при производстве перегрузочных операций, называется причальным рейдом.

Береговая линия, примыкающая к акватории порта, в боль­шей своей части представляет собой причальный фронт , у кото­рого швартуются и обрабатываются суда. Участки берега, не занятые причалами, имеют специальные берегоукрепления , пре­дохраняющие берег от эрозии, результатом которой может быть не только разрушение берега, но и заносимость акватории у при­чалов.

Причальный фронт и берегоукрепления окаймляют тер­риторию порта , на которой размещаются как основное его оборудование и сооружения (склады, погрузочно-разгрузочная техника, нефтехранилища и др.), непосредственно участвующее в передаче грузов с одного вида транспорта на другой, так и вспомогательные здания, сооружения, оборудование, обеспечивающие нормальное функци­онирование всего портового хозяйства (энергетическое оборудо­вание, связь, водоснабжение, канализация, ремонтные и служебно-бытовые устройства).

Речные порты (см. рисунок 5.3) характеризуются, прежде всего, от­сутствием оградительных сооружений. Если все же иногда реч­ной порт имеет оградительные сооружения, то они служат для защиты порта не от волн, а от движущегося льда.

Состав акватории порта на внутренних водных путях слож­нее, чем у морского порта, что объясняется спецификой перевозок, осуществляемых как самоходными, так и несамоходными судами. Составы несамоходных судов, как правило, не могут быть поданы сразу к причалам. Поэтому для размещения прибывающих соста­вов на акватории выделяют сортировочный рейд.

В некоторых портах, расположенных на стыке участков реки с разными гарантированными глубинами, часть судов может пе­регружаться на акватории – на перегрузочном(оперативном)рейде. В некоторых случаях крупные суда выгружаются не полностью, а лишь паузятся, то есть частично освобождаются от груза для того, чтобы их осадка уменьшилась до величины, позволяющей даль­нейшее движение судов по участку с малыми глубинами. Имеют­ся в речных портах и навигационный рейд для разворота судов и причальный рейд.

Портовые устройства и их техническая эксплуатация

Все устройства и сооружения в порту можно разделить на гидро­технические, перегрузочные, складские, транспортные, административ­но-бытовые и специальные.

Гидротехнические портовые устройства обеспечивают непосредственную связь причала и судов, эффективную и долговечную работу всех взаимодействующих узлов. В их состав входят устройства: причальные, отбойные, швартовые, оградительные, берегоза­щитные.

Перегрузочные устройства обеспечивают выполнение грузовых опера­ций на причале и на плаву (на оперативном рейде) и разделяются на береговые и плавсредства, которые обеспечивают соответственно грузо­вые операции по схемам «судно-вагон», «судно-склад» и «судно-судно».

Складские устройства можно разделить по назначению (открытые площадки, крытые склады), характеру и времени использования (времен­ные, сезонные, постоянные), характеру складирования (одноэтажные и многоярусные), месту расположения (прикордонные и тыловые).

Транспортные устройства обеспечивают перемещение гру­зов в зоне порта (внутренний транспорт: автомобили, тележки, электро­кары) и за пределами портовых сооружений (внешний транспорт: авто­мобильный, железнодорожный, речной, морской, трубопроводный, спе­циальный).

Помимо перечисленных устройств немаловажное значение имеют административно-бытовые и специальные портовые устройства .

Источник