Оборудование по родовым сертификатам
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 2 апреля 2020 г. № 266н «О Порядке расходования средств, перечисленных медицинским организациям на оплату услуг, оказанных женщинам в период беременности (услуг по оказанию медицинской помощи и по оказанию правовой, психологической и медико-социальной помощи), услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также услуг по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни и критериях качества медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период»
В соответствии с пунктами 8 и 9 Правил финансового обеспечения расходов на оплату медицинским организациям услуг, оказанных женщинам в период беременности (услуг по оказанию медицинской помощи и по оказанию правовой, психологической и медико-социальной помощи), услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также услуг по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. № 1233 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 2, ст. 394; 2020, № 1, ст. 97), приказываю:
Порядок расходования средств, перечисленных медицинским организациям на оплату услуг, оказанных женщинам в период беременности (услуг по оказанию медицинской помощи и по оказанию правовой, психологической и медико-социальной помощи), услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также услуг по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни, согласно приложению N 1;
критерии качества медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, согласно приложению N 2.
2. Признать утратившими силу:
приказ Минздравсоцразвития России от 1 февраля 2011 г. N 72н «О Порядке расходования средств, перечисленных медицинским организациям на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни» (зарегистрирован Минюстом России 16 марта 2011 г. N 20126);
приказ Минздравсоцразвития России от 25 января 2012 г. № 51н «О внесении изменения в Порядок расходования средств, перечисленных медицинским организациям на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. N 72н» (зарегистрирован Минюстом России 24 февраля 2012 г. № 23325).
Министр | М.А. Мурашко |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 мая 2020 г.
Регистрационный № 58299
Приложение N 1
к приказу Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
от 2 апреля 2020 г. № 266н
Порядок расходования средств, перечисленных медицинским организациям на оплату услуг, оказанных женщинам в период беременности (услуг по оказанию медицинской помощи и по оказанию правовой, психологической и медико-социальной помощи), услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также услуг по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни
1. Настоящий Порядок устанавливает правила расходования средств, перечисленных медицинским организациям и иным организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, участвующим в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее — медицинские организации), на оплату услуг, оказанных женщинам в период беременности (услуг по оказанию медицинской помощи и по оказанию правовой, психологической и медико-социальной помощи), услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также услуг по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на учет (далее — средства на оплату услуг).
2. Расходование средств на оплату услуг, перечисленных региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации, осуществляется медицинскими организациями, оказывающими услуги женщинам в период беременности (услуги по оказанию медицинской помощи и по оказанию правовой, психологической и медико-социальной помощи) в амбулаторных условиях, медицинскую помощь женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период в стационарных условиях, а также осуществляющими проведение профилактических медицинских осмотров ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на учет.
3. Средства на оплату услуг за оказанную женщинам в период беременности медицинскую помощь в амбулаторных условиях направляются в соответствии с приказом по медицинской организации на:
а) оплату труда врачей-специалистов и среднего медицинского персонала в размере 35-45 процентов от суммы перечисленных средств;
б) обеспечение медикаментами женщин в период беременности в размере 20-33 процентов от суммы перечисленных средств;
в) оснащение медицинским оборудованием, инструментарием, мягким инвентарем и медицинскими изделиями.
Средства на оплату услуг по оказанию женщинам в период беременности правовой, психологической и медико-социальной помощи в амбулаторных условиях направляются в соответствии с приказом по медицинской организации на оплату труда юристов, медицинских психологов (психологов) и специалистов по социальной работе в размере 100 процентов от суммы перечисленных средств.
4. Средства на оплату услуг за оказанную медицинскую помощь женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период в стационарных условиях направляются в соответствии с приказом по медицинской организации на:
а) оплату труда врачей-специалистов, среднего и младшего медицинского персонала в размере 40-55 процентов от суммы перечисленных средств;
б) оснащение медицинским оборудованием, инструментарием, медицинскими изделиями, мягким инвентарем, приобретение медикаментов и дополнительного питания для беременных и кормящих женщин.
5. Средства на оплату услуг по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на учет, за первые и вторые шесть месяцев проведения профилактических медицинских осмотров ребенка направляются медицинскими организациями на:
а) оплату труда врачей-специалистов и среднего медицинского персонала, участвовавших в проведении профилактических медицинских осмотров детей;
б) оплату труда медицинских работников медицинских организаций, привлекаемых для проведения профилактических медицинских осмотров детей, в соответствии с договорами, заключаемыми медицинскими организациями, осуществляющими проведение профилактических медицинских осмотров детей, с медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление недостающих видов работ (услуг).
6. Средства на оплату услуг, направляемые на оплату труда, распределяются в соответствии с положением об оплате труда:
а) между врачами-специалистами и средним медицинским персоналом, непосредственно оказывающими медицинскую помощь женщинам в период беременности в амбулаторных условиях, между врачами-специалистами, средним и младшим медицинским персоналом, непосредственно оказывающими медицинскую помощь женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период в стационарных условиях, в зависимости от качества оказанной медицинской помощи, оцениваемого в соответствии с критериями качества медицинской помощи, предусмотренными приложением N 2 к настоящему приказу;
б) между врачами-специалистами и средним медицинским персоналом, участвовавшим в проведении профилактических медицинских осмотров детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на учет, в первые и вторые шесть месяцев со дня постановки на учет, и на оплату труда медицинских работников медицинских организаций, привлекаемых для проведения профилактических медицинских осмотров этих детей в соответствии с договорами, заключаемыми медицинскими организациями, осуществляющими проведение профилактических медицинских осмотров детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на учет, с медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление недостающих видов работ (услуг);
в) между юристами, медицинскими психологами (психологами) и специалистами по социальной работе, оказывающими услуги женщинам в период беременности по правовой, психологической и медико-социальной помощи в амбулаторных условиях.
7. Расходование средств на оплату услуг, направляемых на обеспечение медикаментами женщин в период беременности, осуществляется медицинскими организациями, оказывающими медицинскую помощь женщинам в период беременности в амбулаторных условиях, за фактически полученные женщинами медикаменты.
Обеспечение медикаментами женщин в период беременности осуществляется по медицинским показаниям по рецептам врача.
8. Расходование средств на оплату услуг, направляемых медицинскими организациями, оказывающими медицинскую помощь женщинам в период беременности в амбулаторных условиях, на приобретение медицинского оборудования, инструментария, мягкого инвентаря и медицинских изделий, и медицинскими организациями, оказывающими женщинам и новорожденным в период родов и послеродовой период медицинскую помощь в стационарных условиях, на приобретение медицинского оборудования, инструментария, мягкого инвентаря, медицинских изделий, медикаментов и дополнительного питания для беременных и кормящих женщин, осуществляется в зависимости от их потребности.
Приложение N 2
к приказу Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
от 2 апреля 2020 г. № 266н
Критерии
качества медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период
1. Критерии качества медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период (далее — критерии), используются в целях определения размера средств, направляемых на оплату труда врачей-специалистов и среднего медицинского персонала за оказанную женщинам медицинскую помощь в период беременности в амбулаторных условиях и на оплату труда врачей-специалистов, среднего и младшего медицинского персонала за оказанную медицинскую помощь женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период в стационарных условиях.
2. Распределение средств, направляемых на оплату труда врачей-специалистов и среднего медицинского персонала, непосредственно оказывающих медицинскую помощь женщинам в период беременности в амбулаторных условиях, и на оплату труда врачей-специалистов, среднего и младшего медицинского персонала, непосредственно оказывающих медицинскую помощь женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период в стационарных условиях (далее — распределяемые средства), осуществляется руководителем медицинской организации (структурного подразделения) в зависимости от качества оказанной медицинской помощи.
3. При оказании женщинам медицинской помощи в период беременности в амбулаторных условиях качество медицинской помощи оценивается отсутствием следующих критериев:
а) антенатальная гибель плода;
б) врожденные аномалии развития, не выявленные во время беременности;
в) разрыв матки до госпитализации;
г) несвоевременная госпитализация при преэклампсии средней степени тяжести;
д) несвоевременная госпитализация при переношенной беременности.
При отсутствии указанных критериев на оплату труда врачей-специалистов и среднего медицинского персонала направляются средства в размере 45 процентов от суммы распределяемых средств.
При наличии одного или более критериев на оплату труда врачей-специалистов и среднего медицинского персонала направляются средства в размере от 35 до 44 процентов от суммы распределяемых средств за каждый конкретный случай.
4. При оказании медицинской помощи женщинам и новорожденным в период родов и послеродовой период в стационарных условиях качество медицинской помощи оценивается отсутствием следующих критериев:
а) эклампсия в родах и послеродовом периоде;
б) случаи родового травматизма новорожденного;
в) разрывы промежности III-IV степени, разрывы шейки матки III степени, расхождение лонного сочленения;
г) разрывы матки;
д) гнойно-септические осложнения в послеродовом периоде;
е) поздняя неонатальная смерть новорожденного (7-27 день);
ж) осложнения послеродового периода, обусловленные задержкой частей плаценты;
з) экстирпация матки при осложненных родах.
При отсутствии указанных критериев на оплату труда врачей-специалистов, среднего и младшего медицинского персонала направляются средства в размере 55 процентов от суммы распределяемых средств.
При наличии одного или более критериев на оплату труда врачей-специалистов, среднего и младшего медицинского персонала направляются средства в размере от 40 до 54 процентов от суммы распределяемых средств за каждый конкретный случай.
Обзор документа
Минздрав определил новый порядок расходования медорганизациями средств, перечисляемых ФСС на оплату родовых сертификатов. Необходимость обновления порядка вызвана увеличением стоимости сертификата с 11 до 12 тыс руб. в связи с включением правовой, психологической и медико-социальной помощи в спектр услуг, оказываемых беременным по сертификату. 1 тыс руб. направляется на оплату труда юристов, психологов и специалистов по соцработе.
Источник
Наиболее часто встречающиеся вопросы по родовым сертификатам
Родовый сертификат выдается гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам при условии их законного пребывания на территории Российского государства ( подтвержденного документами) начиная с 30 недель беременности (в случае многоплодной беременности – с 28 недель) и более, женской консультацией, расположенной по месту жительства женщины, с соответствующей записью в обменной карте беременной и индивидуальной карте беременной.
Условиями выдачи родового сертификата
1. наличие паспорта гражданина Российской Федерации; свидетельства о рождении, если возраст беременной не достиг 14 лет;
2. наличие страхового полиса обязательного медицинского страхования;
3. наличие страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования.
При наблюдении женщины в нескольких женских консультациях, родовый сертификат выдается женской консультацией, наблюдавшей беременную женщину наиболее длительное время, но не менее 12 недель.
При наблюдении женщины в частной клинике, родовый сертификат выдается в женской консультации по месту жительства женщины при предъявлении выше перечисленных документов и выписки из индивидуальной карты беременной и родильницы.
Если беременная женщина одновременно наблюдается в нескольких консультациях, то родовый сертификат выдает учреждение, где женщина наблюдалась большее время, но не менее 12 недель наблюдения.
При отсутствии родового сертификата при поступлении в родильный дом (в случае преждевременных родов, если родовый сертификат не выдавался) родильный дом на основании обменной карты предпринимает меры по получению родового сертификата, в том числе через женскую консультацию.
Может ли женщина обменять сертификат на деньги?
Беременная женщина не может обменять сертификат на деньги, так как это не финансовая помощь матерям, а средство стимулирования медицинских учреждений в условиях конкуренции.
Получит ли родовой сертификат женщина, находящаяся в местах лишения свободы?
Да, получит при предоставлении администрацией исправительного учреждения справки, в которой указаны данные паспорта, приобщённого к личному делу осужденной.
Сумма родового сертификата
Суммарная стоимость всего родового сертификата составляет 12 000 рублей. 4,0 тыс. рублей – услуги женской консультации. В том числе медицинские услуги – 3,0 тыс. рублей, из них 20 — 33% (от 600 до 900 руб.) на лекарственное обеспечение во время беременности, т.е. за все время наблюдения по беременности. Лекарственное обеспечение во время беременности производится по назначению лечащего врача по медицинским показаниям. Так же часть средств идет на закупку оборудования и расходные материалы. Кроме того, 1,0 тыс. рублей за оказание беременным женщинам правовой, психологической и медико-социальной помощи.
6 тыс.руб. – услуги родильного дома (оборудование, медикаменты, расходные материалы).
2 тыс. руб. — услуги детской поликлиники. Куда включено обследование ребенка до 1 года.
Нельзя использовать родовые сертификаты на погашение платных услуг. Также невозможно получить денежные выплаты вместо родового сертификата – он используется только в медицинских учреждениях.
Источник
Как выбрать роддом в столице
Ближе к дому, больше или комфортнее — беременной женщине не всегда легко понять, какой родильный дом подходит ей и ребенку. А ведь вопрос этот становится одним из главных по мере приближения заветной даты. Разбираемся, чем отличаются акушерские стационары Москвы и какие услуги они предоставляют.
У беременной женщины в столице довольно большой выбор. Только в городской системе здравоохранения 27 акушерских стационаров. Четыре из них имеют статус перинатальных центров. В прошлом году в городских клиниках приняли больше 137 тысяч родов. И это не считая частных медицинских учреждений, которые предоставляют платные медицинские услуги.
В отличие от них, в государственных клиниках за роды платить не нужно. Нужен лишь полис ОМС. Роды оплачиваются из федерального бюджета. С целью поддержки родильных домов дополнительно идет финансирование за счет родовых сертификатов — женщина может получить его одновременно с оформлением декретного отпуска после 30-й недели беременности (или после 28-й, если ждет двойню или тройню), а также получить его после родов (если они не были проведены платно). Это дает женщине право выбора родильного дома.
Роддома по показаниям
Каждый из 27 московских акушерских стационаров имеет не только огромный опыт, но и свою специализацию. Например, есть такие, которые специализируются на конкретных медицинских случаях — заболеваниях матерей и младенцев, осложнениях или экстренных ситуациях. Поэтому при выборе роддома стоит обратить внимание на эти критерии.
Родильные дома при больницах № 1 имени Н.И. Пирогова и № 29 имени Н.Э Баумана специализируются на родах у беременных с сахарным диабетом. В больнице № 15 имени О.М. Филатова помогают женщинам с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Профили больницы имени А.К. Ерамишанцева — патология мочевыводящей системы и психические заболевания. В инфекционных больницах № 1 и 2 принимают женщин с гепатитами, капельными инфекциями, ВИЧ и сифилисом, в Московском научно-практическом центре борьбы с туберкулезом — по своему профилю.
Недавно открывшийся роддом ГКБ № 40 — единственный в России акушерский стационар, где специализированную помощь могут получить беременные с онкологическими заболеваниями. А роддома больниц № 3, 7, 13, 24, 70, 81 и Центр планирования семьи и репродукции специализируются на преждевременных родах.
Полный список роддомов и их профили есть на сайте Департамента здравоохранения Москвы
Какой именно стационар подходит в каждом конкретном случае, подскажет врач женской консультации. Ранняя постановка на учет, регулярное наблюдение у врача акушера-гинеколога — все это позволит правильно выбрать родильный дом.
Важно помнить и о расположении клиники, ведь дату родов редко удается предсказать точно: все может измениться в любой момент. Если роды начнутся внезапно, для путешествия на другой конец города может просто не хватить времени. И бригада скорой помощи отвезет женщину в ближайший стационар.
Что входит в «бесплатный пакет»
На всей территории России экстренная медицинская помощь оказывается бесплатно. Роды относятся к экстренной медицинской помощи. Другое дело, что процесс этот непростой, и женщины, переживая за себя и будущего ребенка, часто готовы отдать любые деньги.
В стационаре оказать качественную медицинскую помощь должны бесплатно. К услугам женщин — новейшее оборудование и самые квалифицированные врачи, всегда готовые провести хирургическую операцию и экстренные процедуры пациенткам и новорожденным. Кроме того, по программе модернизации здравоохранения во всех акушерских стационарах открыты отделения реанимации новорожденных. Ребенку здесь окажут помощь на высоком уровне. Все акушерские стационары являются структурными подразделениями многопрофильных клиник, поэтому матери тоже получают высококвалифицированную помощь, включая высокотехнологичную. Например, если во время беременности у будущей матери разошлось лонное сочленение (симфизит), то ее переводят в травматологию, оперируют, а потом женщина выписывается домой с ребенком. Ранее требовался длительный постельный режим.
Важно, что решение использовать дополнительное оборудование или медикаменты будет принимать врач в зависимости от каждой конкретной ситуации
О том, что помощь становится все эффективнее, говорит статистика. Год от года в московских роддомах снижается уровень младенческой смертности. За несколько лет он упал на 30 процентов — с 8,4 случая в 2010 году до 5,9 случая в первом полугодии 2017-го на тысячу родившихся живыми.
Помимо повышения квалификации врачей, постоянно проводится работа над улучшением условий для пребывания пациенток в акушерских стационарах. Партнерские роды только приветствуются, и данную услугу может получить любая семейная пара. Практически во всех родильных домах есть такая возможность (отдельные родильные боксы). Есть ли эта услуга в выбранном роддоме, надо уточнить заранее. Если, например, отдельных боксов для всех недостаточно, ее могут предоставлять только платно. Не пустить мужа на роды могут и в том случае, если все блоки заняты женщинами, заключившими контракт на платные роды. Или муж имеет острое инфекционное заболевание (как говорят, «простыл»).
За деньги пациентка может заранее выбрать врача, который будет контролировать ее состояние в течение беременности и принимать роды. В этом случае женщине обещают контакт с индивидуальным акушером-гинекологом в круглосуточном режиме. Сейчас набирают популярность роды не только с индивидуальным врачом, но и акушеркой, психологом, доулой и так далее.
Ценовая политика в родильных домах отличается. Это зависит как от квалификации специалиста — самые дорогие роды будут принимать доктора и кандидаты медицинских наук, заведующие отделениями, так и условий (одноместная палата, палата вместе с мужем и так далее).
Стоит помнить, что, если в момент родов врач не сможет по каким-либо причинам приехать в больницу, роды будет принимать другой специалист. На всякий случай с «запасным» специалистом тоже стоит познакомиться заранее
Дешевле будет заключить контракт на роды с дежурной бригадой. Выбрать врача в этом случае не получится, но женщину и ребенка после родов смогут посещать близкие. Есть стационары, где в платные услуги входит послеродовое наблюдение женщины в течение месяца. Кроме того, за дополнительную плату могут предложить более комфортную палату с отдельной туалетной комнатой, телевизором, холодильником и другими удобствами.
А в некоторых частных клиниках палаты, скорее, похожи на номера пятизвездочных отелей с соответствующим сервисом и ценами не хуже элитных курортов. Поэтому выбирать, где именно появится на свет ее ребенок, беременная женщина должна не только из своих потребностей, но и возможностей.
Задача акушерских стационаров — не только безопасное, но и счастливое материнство. Чтобы ничто не омрачило этот день. Чтобы остались только самые счастливые воспоминания.
Источник
Оборудование по родовым сертификатам
Повышение качества жизни населения страны зависит, помимо прочих факторов, от уверенности в будущем детей и качества медицинской помощи [1, С. 233]. Программа «Родовой сертификат» объединяет эти чаяния и способствует решению как финансовых задач учреждений здравоохранения, совершенствованию их материально-технической базы, так и повышению доступности и качества медицинской помощи в сфере охраны здоровья матери и ребёнка.
Исследование практики реализации программы «Родовой сертификат» в рамках конкретного лечебного учреждения нацелено на выявление преимуществ и недостатков для совершенствования деятельности в этом направлении.
Преимуществами для будущих мам в ходе реализации программы являются следующие:
– выбор женской консультации для наблюдения,
– выбор родильного дома для родоразрешения,
– выбор детской поликлиники для наблюдения ребенка,
– беременные обеспечиваются бесплатными медикаментами из государственного Перечня жизненно важных лекарственных средств. Все медицинские услуги во всех вышеперечисленных случаях пациентки получают абсолютно бесплатно [2, ст.3].
Преимуществами для учреждений здравоохранения является то, что программа «Родовой сертификат» сыграла огромную роль в улучшении материально-технического и кадрового обеспечения учреждений здравоохранения в соответствии со стандартами оснащения.
В настоящее время государственные бюджетные учреждения здравоохранения вправе осуществлять следующие виды деятельности, приносящие доход:
– поступления в системе обязательного медицинского страхования за оказание услуг застрахованным лицам;
– доходы от платных медицинских услуг;
– доходы от сдачи имущества в аренду;
– прочие безвозмездные поступления.
Основным источником финансирования является Фонд обязательного медицинского страхования. Тем не менее, средства от родовых сертификатов стали значительной статьей доходов учреждений родовспоможения, что продемонстрировали расчеты на примере конкретного лечебного учреждения, предоставляющего услуги по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период.
Расчет стоимости одного случая наблюдения по беременности на амбулаторно-поликлиническом этапе по обязательному медицинскому страхованию в Краевом государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Владивостокский клинический родильный дом №3» (КГБУЗ «ВКРД №3») приведен в табл. 1 на основе приказа Минздавсоцразвития № 72н [3].
Стоимость одного случая наблюдения по беременности на амбулаторно-поликлиническом этапе по ОМС
Цена услуги, руб.
Общая стоимость, руб.
Прием врача женской консультации
Анализ крови на сифилис, ВИЧ-инфекцию
Анализ крови на гепатиты
Клинический анализ крови
Общий анализ мочи
Группа крови, резус-фактор
Кровь на сывороточные маркеры беременности 1
Ультразвуковое исследование плода
Кровь ИФА на инфекции
Иссследование крови на гормоны
Стоимость с учетом оплаченного талона №1 родового сертификата (3 тыс. рублей)
Таким образом, на основе расчета (таблица 1) видно, что с учетом средств оплаченного талона №1 родового сертификата, один случай наблюдения по беременности в амбулаторно-поликлинических условиях приводит к удорожанию услуги почти на 21 %.
Непосредственно в родильном доме ситуация складывается еще более выгодно для учреждения. Стоимость неосложненных физиологических родов по ОМС составляет 19291 рубль. С учетом средств, полученных за оплаченный талон №2 – 22291, что на 31 % больше.
Всего за 2014 год КГБУЗ «ВКРД №3» получило средств родовых сертификатов 18.024.000 рублей.
Общий объем средств, полученных за оказание медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и послеродовый период увеличился за 3 года на 11 % и напрямую зависит от количества пациенток, обратившихся за медицинской помощью (востребованность и конкурентоспособность учреждения) и от качества оказанной этим пациенткам медицинской помощи, т.к. есть перечень осложнений, при которых выплаты не производятся (рис. 1).
Распределение всех полученных средств производится в соответствии с Положением о распределении средств от родовых сертификатов. Положение разработано на основании приказов минздравсоцразвития РФ №701 от 28.11.05 «О родовом сертификате», №730 от 25.10.06 «О внесении изменений в приказ МЗСР РФ №701 «О родовом сертификате», постановления правительства РФ от 31.12.2010 №1233 «О порядке финансового обеспечения расходов на оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и послеродовый период, а также по диспансерному наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3х месяцев на диспансерный учет», приказа №73н, №72н, а также решения врачебной комиссии учреждения.
Рис. 1. Динамика средств, полученных медицинским учреждением за оказание медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и послеродовый период за 2012-2014 гг.
Средства, полученные при оказании амбулаторно-поликлинической помощи женщинам в период беременности, расходуются:
• на оплату труда врачей-специалистов и среднего медицинского персонала (в размере 35–45 процентов указанных средств в зависимости от качества оказанной медицинской помощи в соответствии с критериями, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации),
• на обеспечение медикаментами женщин в период беременности (в размере 20-33 процентов указанных средств),
• на оснащение медицинским оборудованием, инструментарием, мягким инвентарем и изделиями медицинского назначения.
• Средства, полученные при оказании стационарной помощи женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период расходуются:
• на оплату труда врачей-специалистов, среднего и младшего медицинского персонала (в размере 40-55 процентов указанных средств в зависимости от качества оказанной медицинской помощи в соответствии с критериями, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации),
• на оснащение медицинским оборудованием, инструментарием, изделиями медицинского назначения, мягким инвентарем, приобретение медикаментов и дополнительного питания для беременных и кормящих женщин [3, п.3].
Таким образом, реализация программы «Родовой сертификат» крайне выгодна для учреждений здравоохранения и значительно улучшает их финансовое благополучие. Поэтому желательно, чтобы программа, начавшаяся в 2006 году, динамично развивалась и это развитие могло бы происходить по нескольким направлениям (стоимостному, временному, целевому и с учетом исключений).
Сравнивая стоимость талонов родового сертификата, касающихся службы родовспоможения – №1 и №2, можно сделать следующие выводы. В 2006 году стоимость талона № 1 составляла 2000 руб., то есть учреждение здравоохранения, наблюдавшее беременную женщину, получает именно эту сумму в случае благополучного ведения беременности. Стоимость талона №2 составляла 5000 руб., учреждение здравоохранения получит эту сумму в случае благополучного исхода родов. С 2007 женские консультации, акушерско-гинекологические кабинеты поликлиник, и т.п., оказывающие услуги по медицинской помощи женщинам в период беременности на амбулаторно-поликлиническом этапе, получат по 3000 рублей за каждую женщину. Учреждения здравоохранения, оказывающие медицинскую помощь в период родов и послеродовой период (родильные дома и отделения, перинатальные центры), – по 6000 рублей за каждую роженицу. С 2007 года изменений в стоимости родового сертификата не было, в то время как инфляция существенно снизила покупательную способность рубля за прошедшие семь лет. Для учреждений здравоохранения индексация полученных средств родовых сертификатов была бы очень действенной мерой поддержки. Хорошим примером этому служит программа материнский капитал, в которой сумма субсидии ежегодно увеличивается пропорционально величине инфляции. Стартовый размер материнского капитала в 2007 году был равен 250 тысяч рублей, а за восемь лет он вырос более чем на 80 %, составив на 2015 год сумму 453 026 рублей. По результатам инфляции в 2014 году сумма материнского капитала на 2015 год увеличена на 5,5 %.
Программа «Родовой сертификат» ограничена сроками действия. В данный момент не существует документов с указанием даты окончания действия программы. Перевод ее в разряд постоянной позволило бы учреждениям более точно планировать свои доходы и расходы и способствовало стабилизации финансового состояния, особенно в условиях экономического кризиса.
Как уже было упомянуто, цели, на которые расходуются средства от родовых сертификатов, строго определены документально, оправданы и продиктованы стремлением к достижению определенных результатов в оказании доступности и качества медицинской помощи в родовспоможении. Тем не менее, было бы разумно расширение статьи расходов на оснащение медицинским оборудованием, инструментарием, изделиями медицинского назначения, мягким инвентарем, приобретение медикаментов, дополнительного питания для беременных и кормящих женщин и включение тех расходов на усмотрение конкретного учреждения, которые ему сейчас особенно необходимы. Это могли бы быть, например, расходы на ремонтные работы.
Не все талоны родового сертификата могут быть поданы для оплаты в ФСС. Не имеют родового сертификата иностранные граждане, не зарегистрированные на территории Российской Федерации. Также к оплате не подаются талоны №1 пациенток, наблюдавшихся менее 12 недель или получившие во время наблюдения платные услуги. Например, в соответствии с проведенным исследованием за 2012-2014 годы количество родовых сертификатов, оплаченных ФСС (талон №1) в КГБУЗ «ВКРД №3» составило только 91 процент (табл. 2).
Сравнительные данные КГБУЗ «ВКРД №3 об оплаченных и неоплаченных родовых сертификатах
Закончили беременность (наблюдавшиеся в женской консультации КГБУЗ «ВКРД №3»)
Количество родовых сертификатов, оплаченных ФСС (талон №1)
Источник