Меню

Оборудование по программе модернизации образования



12 проектов, которые изменят образование в России (по задумке Вышки и Алексея Кудрина)

Высшая школа экономики и Центр стратегических разработок, которым руководит бывший министр финансов Алексей Кудрин, выпустили доклад «12 решений для нового образования». В нём подробно расписано, что нужно изменить в системе российского образования. По сути, этот доклад — проект реформы образования России. Рассказываем, что и как собираются менять в образовании (чтобы вы были в курсе).

Руководили разработкой проекта-реформы ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, руководитель Института образования ВШЭ Исака Фрумина и эксперты ЦСР. Главное, что, по их мнению, нужно сделать — это увеличить финансирование образования. А деньги распределить по 12 проектам-решениям — на раннее развитие детей до трёх лет, развитие колледжей, цифровизацию школ и учебников, повышение квалификации педагогов, строительство учебных центров по модели «Сириуса», ремонт школ и школьных автобусов и доступ к интернету всем и во всех школах. Для реализации всех этих проектов, по оценкам экспертов, понадобится до 4,5 триллионов рублей.

Авторы доклада считают, что невозможно говорить об эффективной экономике XXI века в отрыве от сферы образования. А в российском образовании, опять же, по мнению авторов, много проблем: недостаточная поддержка талантов, разрывы в качестве профессионального образования.

«Более 25% российских школьников заканчивают 9 класс, не обладая минимальным набором функциональных умений, необходимых для успеха в жизни. Как правило, в дальнейшем отставание — только усиливается. Для страны это означает потери минимум 15% ВВП, и несет риски подрыва социальной устойчивости. Причина — отсутствие современных инструментов адресной поддержки отстающих и социального выравнивания в системе образования. В странах-лидерах соответствующие потери в два-три раза ниже: доля функционально неуспешных там — не более 8-10%», — комментирует доклад ректор Вышки Ярослав Кузьминов.

Рассказываем подробнее о 12 проектах из доклада, которые должны изменить и улучшить российское образование.

1. Поддержка раннего развития

В России недостаточно развита система дошкольного образования. Но если выделять ресурсы на её развитие, то можно получить максимальный (хоть и отложенный) эффект для успешной карьеры. К тому же проблемы в раннем образовании мешают вовремя выявить и снять риски развития у детей. Авторы доклада предлагают создать службу сопровождения физического, психического и социального развития (патроната) для всех детей от 0 до 3 лет (и для детей с ограниченными возможностями здоровья от 0 до 6 лет). В рамках проекта семьи будут регулярно консультировать специалисты по детскому развитию.

2. Школа цифрового века

Традиционные технологии не решают всех проблем современной российской школы, поэтому нужно сделать три вещи. Первое — разработать, апробировать и начать использовать цифровые учебно-методические комплексы. Второе — внедрить в образовательный процесс обучающие игры и цифровые симуляторы — они помогут вовлечь школьников в учебный процесс. Третье — создать, регулярно обновлять и продвигать открытые онлайн-курсы лучших учителей и профессоров вузов по базовым и профильным предметам основной и старшей школы, а ещё дисциплинам дополнительного образования. В том числе для детей, у которых нет возможности изучать соответствующие предметы в школе.

3. Современная материальная инфраструктура образования

Для реализации этого проекта нужно выполнить пять шагов:

1. Подключить все школы к интернету c такой скоростью, чтобы одновременно в сеть могла выходить как минимум половина школьников, и формировать современную цифровую инфраструктуру школ.

2. Создать современную образовательную среду с помощью дизайна, оборудования и мебели.

3. Ежегодно создавать 70 тысяч дополнительных мест для детей ясельного возраста.

4. Построить две тысячи новых современных школьных зданий для решения проблемы третьей и второй смены и сделать капитальный ремонт пяти тысяч школ, которые не обеспечивают минимально необходимые условия для обучения.

5. Модернизировать образовательную инфраструктуру в сёлах за счёт создания культурно-образовательно-спортивных организаций и заменить или отремонтировать не менее 12 500 школьных автобусов.

4. Равные образовательные возможности и успех каждого

Во-первых, каждому ребёнку дошкольного возраста нужно дать возможность пройти программу подготовки к обучению в школе (она длится год). Во-вторых, детям школьного возраста из малообеспеченных семей и семей, которые находятся в трудной жизненной ситуации, нужно помогать адресно и обеспечить доступ ко всем образовательным ресурсам. Кроме того, необходима специальная программа улучшения результатов школ, которые работают в сложных социально-экономических условиях. Данный проект также включает модернизацию общеобразовательной подготовки в среднем профессиональном образовании. Чтобы снизить неравенство образовательных возможностей в высшем образовании, нужно реформировать стипендиальную систему.

5. Новое технологическое образование в школе и среднем профессиональном образовании

Проект предполагает полное обновление технологического образования в школах и дополнительном образовании, включая модернизацию содержания образовательных программ по естественным наукам, информатике и собственно технологиям. Кроме того, необходимо создать современные технологические мастерские, использовать сетевые формы обучения с участием вузов и колледжей. Наконец, нужно внедрить новые формы оценки результатов технологического образования, включая олимпиады и профильные ГИА и ЕГЭ.

6. Развитие и поддержка талантов

Для этого нужно обеспечить ученика каждой школы возможностью освоить любой предмет на углубленном уровне, в том числе онлайн. Планируется создать 40 межрегиональных центров по модели «Сириус», в которых могли бы учиться 192 тысячи школьников ежегодно. Помимо этого, необходимо расширить содержание и возрастные границы предметных олимпиад и конкурсов. Эксперты говорят о необходимости развития системы профессионального самоопределения, профильного и профессионального обучения в старших классах каждой школы. Ещё хотят ввести льготные образовательные кредиты с 50% субсидированием стоимости обучения для студентов ведущих университетов, которые оплачивают своё обучение или живут отдельно от семьи (при условии если сдадут ЕГЭ в среднем на 80 баллов и выше или победят в профильной олимпиаде).

7. Запуск системы непрерывного образования

Непрерывное образование — ключевое условие повышения производительности труда, а значит, и роста ВВП. В рамках проекта на базе предприятий и научно-образовательных учреждений любой взрослый сможет пройти переподготовку или повышение квалификации с объективной оценкой и помощью в трудоустройстве.

8. Вузы как центры инноваций в регионах и отраслях

Универстеты должны стать опорой в технологическом, социально-экономическом, культурном развитии регионов. Для достижения этой цели необходимо передать университетам сложившуюся в регионах и отраслях инфраструктуру поддержки инноваций (бизнес-инкубаторы, бизнес-акселераторы, инновационные парки, технопарки). Повысить качество подготовки в региональных университетах можно за счёт введения онлайн-курсов ведущих университетов и смешанных курсов на их основе (семинары и экзамены проводятся очно). Преподаватели, поддерживающие онлайн-курсы, включаются в «виртуальные кафедры» ведущих российских университетов, формируют конкурентоспособные научные школы в регионах.

9. Фундаментальные и поисковые исследования в высшей школе, глобальные университеты, Российская академия наук

Сегодня у России есть разработки всего в 5% глобальных научных и технологических областей исследований. Это в 3–4 раза меньше, чем в сравнимых по ВВП странах. Для устранения этого пробела необходимо расширить программу повышения международной конкурентоспособности до 40 вузов, на базе которых вместе с исследовательскими центрами будет создана экспериментальная база для крупных международных проектов.

10. Повышение глобальной конкурентоспособности за счёт экспорта профессионального образования

В современном мире образование должно не только обеспечивать конкурентоспособность экономики страны, но и само наращивать экспортный потенциал. Для этого нужно привлекать платежеспособных иностранных студентов с хорошим образовательным заделом, особенно в магистратуры и аспирантуры в технологических областях. Для этого нужно:

  • дружественные миграционные процедуры для иностранных студентов;
  • создание и развитие российскими университетами массовых открытых онлайн-курсов;
  • грантовая и организационная поддержка глобального продвижения российских образовательных продуктов;
  • строительство новых и модернизация действующих кампусов ведущих вузов и общежитий со спортивными комплексами — в пешей доступности от учебных корпусов ещё для 25 университетов.
Читайте также:  Магазин спутникового оборудования красноярск

11. Современное содержание школьного образования: грамотность, воспитание и универсальные навыки для всех

Важный элемент проектов — обновление содержания и методов образования. В рамках проекта предлагают обновить стандарты образования, включая развитие навыков XXI века и новой грамотности, распространение современных воспитательных практик. Кроме того, нужно разработать и внедрить образовательные практики, ориентированные на развитие метапредметных навыков и на повышение самостоятельности и мотивации в рамках действующих образовательных стандартов.

12. Кадры для развития образования

Реализация всех проектов потребует переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров и команд всех образовательных организаций. У педагогов будут формировать универсальные компетенции: они должны уметь работать с цифровыми образовательными ресурсами, осваивать новые методики преодоления учебной неуспешности, развивать интерес и мотивацию к учёбе. Для этого будут внедрять новые инструменты продвижения молодых педагогов и грантовую поддержку в регионах. Будут разработаны программы педагогического образования с усиленной практикой, система постдипломного методического сопровождения молодых педагогов, программы стажировок молодых педагогов в лучших образовательных организациях и на базе ведущих университетов.

Полный текст доклада можно прочитать по ссылке.

Презентация доклада пройдёт 11 апреля на Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ.

Иллюстрации: Shutterstock (Depiano, soolima_soolima, Ermakova Marina, Inspiring, Gulman Anya, mimibubu, Maltiase, Mariya Stupak)

Источник

Оборудование по программе модернизации образования

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 17 декабря 2019 года N Р-135

2. Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 января 2020 года.

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Министерства
просвещения Российской Федерации
от 17 декабря 2019 года N Р-135

Методические рекомендации по приобретению средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в целях внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование»

1. Общие положения

Настоящие методические рекомендации по приобретению средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в целях внедрения целевой модели цифровой образовательной среды (далее соответственно — методические рекомендации, обновление материально-технической базы ЦОС) в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» (далее — федеральный проект) разработаны в целях обеспечения исполнения федерального проекта, в том числе в целях установления требований к результатам использования субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта в части развития материально-технической базы, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры образовательных организаций для обеспечения внедрения целевой модели цифровой образовательной среды.

Требования, приведенные в настоящих методических рекомендациях, являются минимальными. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления) при реализации мероприятий по обновлению материально-технической базы ЦОС вправе обеспечивать требования, превышающие установленные настоящими методическими рекомендациями.

Организационно-техническое, методическое и информационное сопровождение реализации мероприятий по обновлению материально-технической базы ЦОС осуществляет федеральное государственное автономное учреждение «Фонд новых форм развития образования», являющееся частью ведомственного проектного офиса национального проекта «Образование» (далее — Федеральный оператор).

2. Порядок реализации мероприятий

Высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации рекомендуется издать распорядительный акт, утверждающий:

— регионального координатора, под которым понимается уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или региональный ведомственный проектный офис, обеспечивающий реализацию мероприятий по внедрению целевой модели ЦОС;

— комплекс мер (дорожную карту) по обновлению материально-технической базы ЦОС в соответствии с Приложением N 1* к настоящим методическим рекомендациям;

* Приложение см. по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.

— перечень общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, в которых осуществляются мероприятия по обновлению материально-технической базы ЦОС.

При формировании перечня общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, в которых осуществляются мероприятия по обновлению материально-технической базы ЦОС, рекомендуется учитывать:

— очередность обеспечения образовательных организаций интернет-соединением со скоростью соединения не менее 100 Мб/с для образовательных организаций, расположенных в городах, 50 Мб/с для образовательных организаций, расположенных в сельской местности и в поселках городского типа, и гарантированным интернет-трафиком в рамках реализации других результатов федерального проекта;

— уровень материально-технического обеспечения средствами вычислительной техники, программным обеспечением и презентационным оборудованием, в том числе износ (устаревание) существующих средств вычислительной техники и обеспеченность обучающихся и педагогических работников средствами вычислительной техники;

— положения Методических рекомендаций по информационно-телекоммуникационной инфраструктуре образовательных организаций, направленных в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации письмом Минкомсвязи России от 12 июля 2019 г. N ОИ-П19-070-15601.

3. Принципы реализации мероприятий по обновлению материально-технической базы ЦОС

Целевая модель цифровой образовательной среды (далее — целевая модель ЦОС) утверждена приказом Минпросвещения России от 2 декабря 2019 г. N 649 и предусматривает реализацию мероприятий по развитию материально-технической базы, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры образовательных организаций.

Развитие материально-технической базы, информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры образовательных организаций направлено на внедрение целевой модели ЦОС и включает следующие мероприятия:

— обеспечение образовательных организаций высокоскоростным доступом к информационно-телекоммуникационной сети Интернет со скоростью не менее 100 Мб/с для городской местности и не менее 50 Мб/с для сельской местности и оплата гарантированного трафика;

— создание и модернизация информационно-телекоммуникационной инфраструктуры образовательных организаций, структурированных кабельных систем и локальных вычислительных сетей, системы контроля и учета доступа, видеонаблюдения на объектах образовательных организаций, направленных на обеспечение мер комплексной безопасности и осуществления образовательного процесса;

— оснащение образовательных организаций средствами вычислительной техники, программным обеспечением и презентационным оборудованием.

Обеспечение высокоскоростным доступом к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также создание и модернизация информационно-телекоммуникационной инфраструктуры образовательных организаций осуществляется в соответствии с требованиями к услугам связи, определяемыми Минкомсвязи России по согласованию с Минпросвещения России, в рамках реализации федерального проекта «Информационная инфраструктура» национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации».

Оснащение общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций средствами вычислительной техники, программным обеспечением и презентационным оборудованием осуществляется субъектами Российской Федерации (органами местного самоуправления) за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, а также за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации в рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование».

При реализации мероприятий по обновлению материально-технической базы ЦОС необходимо учитывать следующие принципы:

— обеспечение технологической связанности оборудования и средств обучения и воспитания с федеральными, региональными (муниципальными) информационными ресурсами и сервисами, в том числе федеральной информационно-сервисной платформой цифровой образовательной среды;

— обеспечение полного и эффективного использования закупаемой материальной технической базы, в том числе ее использование (включая перемещение внутри образовательной организации) для различных предметных областей, урочной и внеурочной деятельности, мероприятий (олимпиад) и других целей;

— обеспечение педагогических работников и других сотрудников образовательной организации современными и актуальными цифровыми возможностями, в том числе в целях обеспечения автоматизации их деятельности, снижения административной нагрузки, а также обеспечения возможностей для дистанционного развития профессионального мастерства.

4. Требования к комплектованию набора средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы ЦОС

Минимально необходимые функциональные и технические требования и минимальное количество средств обучения и воспитания (далее — инфраструктурный лист) определяются региональным координатором на основе примерного перечня средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы ЦОС, приведенного в Приложении N 2* к настоящим методическим рекомендациям, а также примерного типового инфраструктурного листа, определяемого Федеральным оператором.

Читайте также:  Инженер по кислородному оборудованию в больнице

* Приложение см. по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.

Количество и комплектность приобретаемого оборудования зависит от количества обучающихся в соответствующей образовательной организации.

Региональный координатор обеспечивает согласование инфраструктурного листа с Федеральным оператором в соответствии с регламентом, определяемым Федеральным оператором.

При проведении закупок средств обучения и воспитания из инфраструктурного листа для реализации мероприятий по обновлению материально-технической базы ЦОС рекомендуется отдавать предпочтение оборудованию отечественных производителей при эквивалентных технологических характеристиках.

При осуществлении государственных и муниципальных закупок необходимо руководствоваться актуальными нормами законодательства Российской Федерации, в том числе:

— об учете требований антимонопольного законодательства в части обеспечения повышения эффективности, исключения ограничения круга поставщиков и поставляемого оборудования, повышения результативности осуществления закупок, обеспечения прозрачности, предотвращения коррупции и других злоупотреблений, в том числе планирование начальных (максимальных) цен исходя из рыночных цен товаров в соответствующем субъекте Российской Федерации.

В целях унификации и обеспечения единых условий осуществления образовательной деятельности субъектам Российской Федерации рекомендуется обеспечивать проведение централизованных закупок для образовательных организаций, в которых реализуются мероприятия по обновлению материально-технической базы ЦОС, с учетом соблюдения требований действующего законодательства.

Электронный текст документа

подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:

официальный сайт Минпросвещения России

Источник

Научно-
образовательный
портал IQ

  • Темы
  • Исследования
  • Колонки
  • Тесты
  • Подкасты
  • Книги
    • Списки литературы
    • Фрагменты
  • Картотеки
  • .

В настоящем издании впервые собраны основные документы и материалы по вопросам модернизации российского образования.В сборнике представлены материалы заседания Государственного совета Российской Федерации по данным вопросам, состоявшегося 29 августа 2001 г., материалы рабочей группы президиума Госсовета Российской Федерации, подготовленные к этому заседанию, и документы Правительства Российской Федерации по проблемам модернизации образования.Для управленцев и специалистов в области образования, руководителей учебных заведений, преподавателей, аспирантов, студентов. Издание может быть использовано при подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров.

Ред.: Эдуард Дмитриевич Днепров
Москва: ГУ ВШЭ, 2002, cерия «Библиотека развития образования», 332 с.

Модернизация образования является в настоящее время ведущей идеей и центральной задачей российской образовательной политики. Модернизация образования— это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования. Это фронтальный пересмотр принципов функционирования системы образования, унаследованных от ушедшей эпохи, равно как и принципов управления данной системой. Это масштабные изменения в содержании, технологии и организации самой образовательной деятельности, которая также несет в себе значительные рудименты прошлого и во многом подчинена задачам вчерашнего дня. Это, наконец, глубокие изменения в образовательном мировоззрении, все еще в немалой степени авторитарном и тоталитарном, в образовательной политике, пока еще оторванной от потребностей личности, общества, страны.

Два центральных направления модернизации образования — кардинальное обновление содержания образования и экономики образования. Ее стержневые задачи — повышение доступности, качества и эффективности образования. Без решения этих задач образование не сможет выполнить свою историческую миссию — стать двигателем поступательного развития страны, генератором роста ее человеческого капитала.

В новейшей истории российского образования все перечисленные выше проблемы были поставлены в ходе образовательной реформы 1990—1992 гг. (в значительной мере опережавшей изменения в других сферах общественной жизни) и отражены в Законе Российской Федерации «Об образовании» 1992 г. Сегодняшняя модернизация образования берет свое начало оттуда, во многом довершая решение обозначенных тогда задач. Вместе с тем она делает существеннейший шаг вперед как в своей экономической и технологической оснастке, так и в постановке новых образовательных задач, отвечающих требованиям времени.

В этом плане модернизация образования предстает как ответ на два вызова: 1) вызов незавершенного исторического действия, предпринятого в ходе образовательной реформы 1990—1992 гг., и 2) вызов современности — актуальных и перспективных потребностей развития страны. Эти потребности новой России в новом тысячелетии — доминанта модернизации отечественного образования.

Настоящий сборник документов и материалов открывает серию «Библиотека развития образования», в которой, по замыслу Государственного университета — Высшей школы экономики, должны получить всестороннее отражение основные проблемы и ход процесса модернизации и развития российского образования.

В данном сборнике помещены материалы заседания Государственного совета Российской Федерации 29 августа 2001 г. «О развитии образования в Российской Федерации», документы и материалы рабочей группы президиума Госсовета Российской Федерации к этому заседанию, документы Правительства Российской Федерации по вопросам модернизации образования.

Последующие книги серии будут посвящены ведущим направлениям и ключевым проблемам модернизации и развития образования. В их числе организационно-экономические и социально-педагогические проблемы модернизации образования, обновление содержания школьного образования и современная организация образовательного процесса, модернизация начальной и основной школы, создание профильной старшей школы, проблемы единого государственного экзамена, модернизация начального и среднего профессионального образования, модернизация высшего образования и педагогического образования, опыт модернизации образования в регионах, зарубежный опыт современного реформирования образования и др.

Задачи данной серии:

во-первых, дать глубокий, системный анализ основных проблем современного образования, путей их решения и тем самым стимулировать процессы модернизации и развития образования;

во-вторых, осуществлять постоянный мониторинг этих процессов с целью их корректировки и повышения эффективности;

в-третьих, обеспечить возможно более полное информирование образовательного сообщества и общества в целом о задачах и ходе данных процессов. Эта третья цель имеет особое значение. Ибо только вовлеченность общества в модернизацию образования — гарантия ее успеха.

Содержание

Заседание Государственного совета Российской Федерации 29 августа 2001 г. «О развитии образования в Российской Федерации»

  1. Вступительное слово Президента Российской Федерации, Председателя Государственного совета Российской Федерации В.В. Путина
  2. Доклад Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.И. Матвиенко
  3. Доклад руководителя рабочей группы президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросам реформы образования, Председателя Правительства Республики Карелия С.Л. Катанандова
  4. Заключительное слово Президента Российской Федерации В.В. Путина

Документы и материалы рабочей группы к заседанию Государственного совета Российской Федерации

  • Доклад рабочей группы президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросам реформы образования 29 августа 2001 г. «Образовательная политика России на современном этапе»
  • Справочно-статистические материалы по системе российского образования. Материалы к докладу «Образовательная политика России на современном этапе»
  • Основы современной образовательной политики России. Стратегические тезисы
  • Российское образование к 2001 г. Аналитический обзор
  • Главы о главном в развитии образования России
  • Проблемы образования. Социологические исследования

    Документы и материалы Правительства Российской Федерации

  • Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу (извлечения)
  • План действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000—2001 г. (извлечения)
  • Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002—2004 гг.) (извлечения)
  • Образовательная политика России на современном этапе. Тезисы доклада заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.И. Матвиенко на Государственном совете Российской Федерации
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.

    Приложение

    Днепров Э.Д. Модернизация российского образования — императив современной образовательной политики

    Источник

    Российское образование ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

    • Главная
    • Документы
    • № 1313 от 01.04.2003

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    (МИНОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ)

    01.04.2003 Москва № 1313

    О программе модернизации педагогического образования

    В целях реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 1756-р, Министерством образования Российской Федерации подготовлен проект Программы модернизации педагогического образования (далее-Программа), который широко обсуждался педагогической общественностью, был поддержан в целом, доработан с учетом замечаний и предложений, одобрен коллегией Минобразования России.
    Во исполнение решения коллегии Минобразования России от 18.02.2003 №2/1

    1. Утвердить Программу модернизации педагогического образования (приложение).
    2. Департаменту общего образования (А.В.Баранникову) совместно с Управлением среднего профессионального образования (П.Ф.Анисимовым) и Советом по педагогическому образованию при Министерстве образования Российской Федерации (В.Л. Матросовым) в 10-дневный срок:
    2.1. Направить Программу в органы управления образованием субъектов Российской Федерации и образовательные учреждения, реализующие программы среднего, высшего и дополнительного профессионального (педагогического) образования.
    2.2. Подготовить проект распоряжения об утверждении состава совета Программы для обеспечения координации действий исполнителей при реализации Программы.
    3. Департаменту общего образования (А.В. Баранникову) совместно с Управлением развития образования (П.Е. Кондрашовым), Управлением развития и планирования научных исследований (М.Н. Стрихановым), с Управлением информационных технологий в образовании (А. А. Поляковым) Управлением развития материально-технической базы, социальной сферы и имущественных отношений (С.К. Сергеевым) ежегодно, начиная с 2003 года, предусматривать в установленном порядке финансирование и реализацию мероприятий Программы.
    4. Рекомендовать государственным органам управления образованием субъектов Российской Федерации разработать на основе Программы региональные программы модернизации педагогического образования на 2003-2006 годы.
    5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра В.А. Болотова.

    Министр В.М. Филиппов

    УТВЕРЖДЕНА
    приказом
    Министерства образования
    Российской Федерации
    от 01.04.2003 № I3I3

    ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Педагогическое образование, являясь составной частью системы образования России, выполняет актуальную задачу кадрового обеспечения дошкольного, среднего, специального и дополнительного образования, а также начального, среднего и высшего профессионального образования. Необходимость модернизации педагогического образования определяется задачами, поставленными в Концепции модернизации российского образования до 2010 года, внутренними закономерностями развития педагогического образования и перспективными потребностями развития личности, общества и государства. Подготовленные в системе педагогического образования специалисты призваны стать носителями идей обновления на основе сохранения и приумножения лучших традиции отечественного образования и мирового опыта.
    Цель Модернизации педагогического образования — создать механизм эффективного и динамичного функционирования педагогического образования в условиях осуществления модернизации российского образования.
    Результатом модернизации педагогического образования должна стать обновленная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, отвечающая требованиям, предъявляемым обществом к педагогическим кадрам.
    Разработанная система мер по модернизации педагогического образования преемственно дополняет Программу развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001-2010 годы, утвержденную коллегией Министерства образования Российской Федерации в 2001 году.

    ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ
    МОДЕРНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    1. Оптимизация структуры и совершенствование организации
    профессиональной подготовки педагогов

    1.1. Создание системы прогнозирования изменения потребности в педагогических кадрах с учетом имеющегося кадрового потенциала и перспектив развития системы образования.
    1.2. Создание системы регулирования трудоустройства и закрепления выпускников вузов в общеобразовательных учреждениях.
    1.3. Преодоление отставания материально-технической базы и ресурсно- информационного обеспечения педагогических образовательных учреждений от уровня современных требований.
    1.4. Поддержка учебных и учебно-научных педагогических комплексов, обеспечивающих непрерывность педагогического образования.
    1.5. Разработка системы взаимодействия государственных органов управления образованием и педагогических образовательных учреждений разного уровня внутри субъектов федерации и федеральных округов в целях обеспечения доступности и повышения качества педагогического образования.
    1.6. Создание и внедрение современных средств контроля качества образования на всех уровнях и ступенях системы непрерывного педагогического образования.
    1.7. Оптимизация структуры управления, в том числе в субъектах Российской Федерации, педагогическим образованием в целях эффективного решения задач модернизации образования.
    1.8. Обеспечение мониторинга системы педагогического образования и хода ее модернизации.

    2. Совершенствование содержания и форм подготовки педагогов

    2.1. Приведение квалификационных требований к педагогическим работникам в соответствие с задачами модернизации образования.
    2.2. Корректировка содержания подготовки учителей с учетом обновления содержания и технологий общего образования, в первую очередь по физической культуре, дисциплинам социально-гуманитарного блока, иностранному языку.
    2.3. Корректировка содержания и форм подготовки учителей начальных классов с учетом вариативных программ и введения раннего изучения иностранного языка, информационных и коммуникационных технологий.
    2.4. Разработка системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для обеспечения профильного обучения в старшей школе.
    2.5. Обучение педагогов использованию информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе.
    2.6. Разработка системы подготовки кадров к педагогической деятельности в полиэтнической и поликультурной среде.
    2.7. Разработка и апробация в образовательных учреждениях современных моделей практической подготовки студентов.
    2.8. Обновление форм и методов подготовки студентов к реализации задач воспитания в образовательных учреждениях всех видов и типов.
    2.9. Разработка подходов к теоретической и практической подготовке педагогических кадров для работы в малокомплектной сельской школе в условиях обновления структуры и содержания общего образования.
    2.10. Разработка содержания дополнительного профессионального образования (стажировка, профессиональная переподготовка, повышение квалификации), обеспечивающего включение действующих педагогических кадров в решение задач модернизации общего образования.
    2.11. Разработка и реализация эффективных форм дополнительного профессионального образования, в том числе на основе интерактивных методов и обучения с применением дистанционных образовательных технологий.
    2.12. Разработка и апробация современного содержания и новых форм повышения квалификации работников педагогических образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования в целях подготовки к решению задач модернизации образования.

    3. Научное и учебно-методическое обеспечение обновления
    педагогического образования

    3.1. Обновление государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального педагогического образования с целью обеспечения преемственности уровней и ступеней образования и усиления его практической направленности.
    3.2. Обновление Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования, Классификатора специальностей среднего профессионального образования в части педагогического образования с учетом перспективных потребностей системы образования, общества и государства.
    3.3. Уточнение перечня специализаций, профилей подготовки, магистерских программ и дополнительных профессиональных образовательных программ педагогического профиля, направленных на подготовку кадров для опережающего решения актуальных задач модернизации образования.
    3.4. Разработка согласованных требований к содержанию и качеству психолого- педагогической и предметной подготовки с учетом специфики уровней и ступеней педагогического образования.
    З.5.Проведение исследований для определения приоритетных научных направлений в педагогике, психологии и методиках преподавания предметов в целях координации научной работы и повышения эффективности использования научного потенциала системы педагогического образования.
    З.6.Реализация мер по поддержке и стимулированию перспективных фундаментальных и прикладных научных исследований, развитию сложившихся научных школ и приоритетных научных направлений в системе педагогического образования.
    З.7.Разработка и апробация новых методик практической подготовки педагогов по вопросам профилактики беспризорности, безнадзорности, социального сиротства, а также психолого-педагогической поддержки личности и семьи.
    3.8. Усиление фундаментальной подготовки педагогов, формирование их способности к исследовательской деятельности в психолого-педагогической и предметной сфере.
    3.9. Подготовка педагогов к использованию новых средств измерения качества обучения.
    3.10. Разработка нового поколения учебников по психолого-педагогической и предметной подготовке для системы педагогического образования.
    3.11. Создание федеральных комплектов учебно-методической литературы, в том числе на электронных носителях, для педагогических направлений и специальностей.
    3.12. Создание комплекта программ и учебно-методических пособий для подготовки педагогов к решению задач воспитания.
    3.13. Разработка учебно-методических комплектов для системы дополнительного профессионального образования, направленных на решение задач модернизации общего образования.

    Первоочередные мероприятия на 2003-2004 гг.

    Источник