Меню

Оборудование кружка умелые ручки



Рабочая программа кружка «Умелые ручки»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Марасан Ирина Александровна

Пояснительная записка

Кружок «Умелые ручки» рассчитан на детей дошкольного возраста 6 — 7 лет. Основной идеей кружковой работы является развитие художественного и творческого потенциала детей через использование различных материалов и техник.

«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» (В.А. Сухомлинский)

Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности.

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.

Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата.

Новизной и отличительной особенностью программы является развитие у детей творческого характера, исследовательского интереса, заключающегося в знакомстве и познании свойств разнообразных, необычных материалов, используемых в работе, а также использование нетрадиционных методов в развития детского художественного творчества.

Ребенок узнает мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения. У ребенка особая острота восприятия. Восприятие красивого, формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству. Основным помощником ребенка в этом важнейшем для него деле, является художественный труд.

Художественный ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетичные значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда и отдыха). Такой труд является декоративной, художественно – прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетичные качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях в детском саду.

Цель кружка: развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.

Основные задачи:

Обучающие:

— формировать креативное мышление дошкольников с помощью ознакомления с методами и приемами, применяемыми в художественно-конструктивном дизайне;

— создать условия для формирования знаний, умений, навыков для достижения определенных результатов.

Развивающие:

— развивать интерес к художественно-конструктивной деятельности;

— развивать художественный и творческий потенциал;

— развивать образное мышление, воображение, устойчивое внимание, наблюдательность, аккуратность.

Воспитывающие:

— формировать способности последовательно осуществлять свой замысел, умело обращаться с материалами и инструментами;

— развивать интерес у детей усидчивость, старательность в работе, трудовые умения;

— учить работать вместе, уступать друг другу, договариваться о совместной работе.

Источник

Программа кружка «Умелые Ручки»

Екатерина Уржумова
Программа кружка «Умелые Ручки»

ПРОГРАММА КРУЖКА

«Умелые ручки»

Ручное творчество – вид деятельности, благодаря которой особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие. У детей с хорошо развитыми навыками мастерства быстрее развивается речь, так как мелкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма. Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются именно в этом виде деятельности. Ведь малыш имеет неограниченную возможность придумывать свои конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. В процессе ручного труда повышается работоспособность, улучшается кровообращение, развивается координация движений руки и глаза. Изготавливая поделки, дети активно действуют инструментами, по назначению их используют, учатся узнавать свойства материалов, сравнивать их по форме, величине в зависимости от цели, размера поделки. У ребенка формируется представление о таких категориях, как величина, форма. Он на опыте познает конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познает законы гармонии и красоты. Детей увлекающихся ручным трудом, отличают богатая фантазия и воображение, желание экспериментировать, изобретать. У них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.

Цель кружка:

Развитие познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей детей в процессе создания поделок, используя различные материалы и техники.

Обучать детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материалов.

Формировать умения учитывать конкретные свойства материалов при выполнении поделок из них.

Учить предварительно, планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки).

Учить определять приемы работы и инструменты, самостоятельно ориентироваться в задание.

Развивать творческое воображение, фантазию, сообразительность, умение устанавливать причинно-следственные связи, познавательные интересы и творчество, конструктивные умения, эстетический вкус.

Развивать мелкую моторику руки, общую умелость руки, координацию движений руки и глаза.

Развивать сенсорные эталоны формы, величины, цвета.

Совершенствовать коммуникативные навыки.

Активизировать и обогащать словарь детей. Обогащать игровой опыт и создавать условия для самовыражения и расширения социального опыта.

Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.

Создать условия для положительных эмоций.

Методы и приемы обучения.

1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).

2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок, беседа, рассказ, сказка).

3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).

Подготовка предметно–развивающей среды:

Бумага разного формата, цвета, качества, цветной картон;

Краски, клей, ножницы, лак, пластилин, фломастеры, карандаши, кисточки;

Природный материал: зерна, горох, семечки и пр.

Бросовый материал: нитки, пуговицы, стразы, бисер, бусы, перья, вата, спички, ткань и

1. Формирование положительной мотивациии трудовой деятельности;

2. Рассматривание образцов, обсуждение;

3. Выстраивание плана действий («что сначала, что потом»);

4. Выбор материала;

5. Пальчиковая гимнастика;

6. Самостоятельная работа детей;

7. Анализ готовой работы;

8. Физкультурная минутка или игра с поделкой.

Занятия проводятся с сентября по май, длительность занятия – 25-30 минут.

Работа с родителями:

Ознакомление родителей с целью и задачами кружка, с планом работы.

Оформление для родителей папок раскладушек, информационных стендов, проведение

индивидуальных консультаций с целью расширения знаний, о работе, проводимой с детьми.

Организация выставок детских работ

Дети будут знать:

— о разнообразии материалов, из которых можно делать поделки;

— о свойствах и качествах различных материалов;

— о способах соединения деталей между собой (при помощи клея, проволоки, иголки и т. д.)

— о технике безопасности во время работы с ножницами, клеем, проволокой и т. д.

Дети будут уметь:

— планировать свою работу;

— договариваться между собой при выполнении коллективной работы;

— анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;

— создавать индивидуальные работы;

— использовать различные материалы и способы создания предметов;

— аккуратно и экономно использовать материалы.

Список использованной литературы

1. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Уроки оригами в школе и дома. –Москва: Просвещение, 1996 г.

2. Гульянц Э. К. Что можно сделать из природного материала. –Москва: Просвещение,1984 г.

3. Журнал «Дошкольное воспитание» №3 1990 г.

4. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. –Москва: Карапуз-Дидактика, 2009 г.

5. Тарловская Н. Ф. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду. –Москва: Просвещение, 1996 г

Тема занятия Программное содер. Материал

1-я неделя Вводное занятие.

Развивать у детей положительную мотивацию в деятельности кружка. Предоставить детям возможность увидеть разнообразие материала, из которого можно изготовить поделки, вызвать желание поэкспериментировать с ним, выявляя свойства и связи Бумага, картон, пластилин, ткань,семена и плоды растений: жёлуди, каштаны, кора, ветки, семена, листья, ракушки, перья.

«Овощная ярмарка»

Продолжать учить детей лепить разные по форме овощи /шарообразные, овальные, конусообразные/, передавать их характерные признаки. Закрепить прием приглаживания. Пластилин, дощечка, стека,натуральные овощи: огурец, помидор, картофель, лук, морковь, свекла.

«Осенние картины» Учить детей создавать сюжетные композиции, воспитывать желание сохранять красоту природы в аранжировках и флористических композициях. Листья разных деревьев и кустарников, травы, лепестки цветов, семена, цветной картон, клей, кисточки, салфетки, клеёнки, варианты композиций.

Тема занятия Программное содер. Материал

1-я неделя «Осенние деревья» Познакомить детей с одним из видов мозаики – «мозаика из карандашных стружек» закреплять представления о приметах осени; продолжать учить детей совмещать разные способы в работе, для достижения наибольшей выразительности; Бумага, гуашь, кисти, клей ПВА, карандашные стружки.

2-я неделя «Букет осенних листьев» Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.

Воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца Картон, пластилин, стека.

3-я неделя «Сказочные герои леса» Продолжать учить детей работать с природным материалом. Учить детей делать поделки по рисунку, соединять различный материал в одной поделке, скреплять при помощи палочек и пластилина. Развивать творческое воображение, фантазию, воспитывать художественный вкус, терпение, внимание, наблюдательность. Шишки еловые, сосновые, ольхи, каштана, жёлуди, ракушки, крылатки ясеня, скорлупа грецких орехов, пух и перья птиц, косточки слив, оливок, абрикосов, мох, различные семена.

Читайте также:  Спортивное оборудование для скалолазания

4-я неделя Моделирование игрушек по замыслу детей. Учить детей самостоятельно подбирать тему для работы, используя имеющийся опыт создания поделок из природного материала. Разнообразный природный материл, пластилин, проволока, стеки, дощечки.

Тема занятия Программное содер. Материал

«Рыбки в аквариуме» Продолжать знакомить детей с японским искусством оригами и формировать к нему интерес; развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев под контролем сознания; развивать пространственное воображение (учить читать чертежи); закреплять умение следовать устным инструкциям; развивать концентрацию внимания и творческие способности. Цветная бумага, ножницы, карандаши.

2-я нед «Утка с утятами на озере» Цветная бумага, ножницы, карандаши.

3-я нед. «Зайцы в лесу» Цветная бумага, ножницы, карандаши.

4-я нед «Снегири на ветке рябины» Цветная бумага, ножницы, карандаши.

Тема занятия Программное содер. Материал

1-я неделя «Долгожданная гостья» Учить детей делать объёмную ёлочку из конуса и цветных полосок одинаковой длины Цветная бумага (зелёная, ножницы, клей.

2-я неделя «Новогодние игрушки» Закреплять у детей полученные ранее навыки работы с бумагой, клеем, ножницами; развивать чувство формы, цвета и композиции; развивать творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу. Цветная бумага; шаблоны геометрических форм; ножницы; тесьма для изготовления петелек; клей; кисточки; гуашевые краски; баночки с водой; салфетки

3-я неделя «Гирлянды для праздника» Развивать интерес к совместному труду, воспитывать желание доставлять радость другим детям. Цветная бумага, клей, кисти, ножницы, клеёнки, салфетки, шаблоны.

4-я неделя «Звонкие колокольчики» Учить детей создавать объёмные полые поделки из солёного теста; учить лепить колокольчик из шара путём вдавливания и моделирования формы; показать разные приёмы оформления фигурок. Образец, готовое тесто, стеки, ленточки, дощечки, салфетки, материал для украшения (бусинки, крупа)

Тема занятия Программное содер. Материал

1-я неделя «Подружим иголку с ниточкой»(вдевание нитки в иголку; пришивание пуговиц)Продолжать знакомить детей со швейными принадлежностями: иголкой, ниткой, игольницей; учить отмерять нужную длину нитки; учить вдевать нитку в иголку и завязывать узелок на конце нитки; учить крепко, пришивать пуговицу с разным количеством дырочек (2и4) к лоскутку ткани; закреплять знания правил техники безопасности при работе со швейными принадлежностями и ножницами; Ножницы, иголка с игольницей, катушка с нитками, лоскуток ткани, пуговица.

2-я неделя Знакомство со швом «вперёд иголка» Учить детей свободно пользоваться иглой,шить швом: «вперёд иголка», по направлению справа налево. Образец шва «Вперёд иголка», нитки, ножницы, иголка с игольницей, лоскуток ткани.

3-я неделя Знакомство с новым швом «через край» Продолжать учить детей шить, познакомить с новым швом «через край», учить шить снизу наверх, двигаясь слева направо, продолжать учить правильно обращаться с иглой. Образец шва «Через край», нитки, ножницы, иголка с игольницей, лоскуток ткани.

4-я неделя Знакомство с «Двойным швом»

Познакомить детей с новым «Двойным швом», помочь понять, что он выполняется на основе шва «Вперёд иголка»; продолжать учить детей шить ровными и одинаковыми стежками. Образец «Двойного шва», нитки, ножницы, иголка с игольницей, лоскуток ткани.

Тема занятия Программное содер. Материал

1-я неделя «Волшебные тарелочки Развивать чувство формы, цвета и композиции; творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу. Бумажная тарелка, цветная бумага, клей, ножницы

2-я неделя Поздравительная открытка ко Дню Защитника Отечества. Учить задумывать содержание открытки, использовать разнообразные приёмы вырезания. Учить красиво располагать изображение на листе. Листы плотной бумаги, шаблоны, цветная бумага, ножницы, клей, кисточка, клеёнка, образец.

3-я неделя Изготовление игрушек «Ворона» и «Филин»

Учить детей делать объёмную игрушку на основе цилиндра, совершенствовать навыки работы с ножницами. Цветная бумага, ножницы, клей.

4-я неделя Подарок для мамы. «Макаронный букет» Продолжать учить детей делать аппликацию из макарон, основными способами приклеивания, правильно располагать мелкие детали на поделке; воспитывать у детей желание доставлять родным радость, изготовляя подарок своими руками. Цветной картон 15*20, цветная бумага, макаронные изделия в форме цветка, клей, гуашь, глубокие миски, кисточка, вода, газета.

Тема занятия Программное содер. Материал

1-я неделя «Потерявшиеся котята» Продолжать учить детей обводить силуэт по контуру, работать с ватой, равномерно распределяя её по всему контуру. Цветной картон, силуэтное изиизображение котёнка, цветная бумага, ват клей, ножницы.

2-я неделя «Кукла из цветной пряжи» Учить детей простейшему преобразованию пряжи в куклу-сувенир, самостоятельному использованию элементов декоративного оформления поделки. Цветная пряжа, ножницы, цветная бумага, клей.

3-я неделя «Плетёная закладка для книг» Учить детей переплетать бумажную основу полосками цветной бумаги. Цветная бумага, ножницы, клей.

4-я неделя «Мой любимый сказочный герой — Незнайка»

Продолжать учить детей изготавливать поделки в стиле оригами,совмещая в работе приемы: «получение квадрата из прямоугольника», «загибание уголочка», «мятые комочки», «базовая форма оригами – дверь». Цветная бумага, ножницы, клей, карандаш.

Тема занятия Программное содер. Материал

1-я неделя «Весёлый зоопарк» Учить детей самостоятельно, используя различные крупы, передавать характерные особенности внешнего вида животных. Контурные изображения животных, клей, различные виды круп, ножницы.

2-я неделя «Птица Счастья»

На основе полученных впечатлений (в процессе подготовительной работы) предложить создать в аппликации образ сказочной птицы, самостоятельно используя элементы декоративного оформления. Показать способ вырезывания силуэта птицы из бумаги сложенной пополам. Выставка работ на тему «Сказочные птицы» выполненные разными способами. Аудиозапись «Голоса птиц», «Звуки леса» и т. п. Цветной картон, полоски цветной бумаги, конфетти, клей, клеевая кисть, ножницы, салфетка.

3-я неделя «Браслет из бисера» Познакомить детей с таким видом художественного творчества, как бисероплетение, научить изготавливать простейшее украшение из бисера.

Разноцветный бисер, тонкая леска (нить, ножницы.

4-я неделя «Бусы в подарок маме»

Тема занятия Программное содер. Материал

1-я неделя «Игрушка для игры с ветром» Продолжать детей учить складывать бумагу в разных направлениях (оригами, анализировать чертёж и создавать по нему поделку. Бумага (формат А4, полоски гофрированной бумаги, клей, кисти, салфетки, ножницы.

2-я неделя «Берёзка»

Развивать чувство формы, цвета; творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу. Белый картон, черная бумага, двусторонняя цветная бумага – зеленая, клей, ножницы

3-я неделя «Подсолнухи»

Продолжать учить вырезать силуэтные изображения по нарисованному контуру; закреплять навыки самостоятельного изготовления поделки по образцу. Цветная бумага, картон, семечки подсолнуха, клей, ножницы.

4-я неделя «Хризантемы» Познакомить детей с новым способом изготовления цветов в стиле оригами.

Цветная бумага, ножницы, клей.

Программа «Умелые ручки» Цель программы развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания художественных образов,.

Фотоотчет о работе кружка «Умелые ручки». Аппликация из ваты «Пудель» (старшая группа)Фотоотчет о работе кружка «Умелые ручки». Аппликация из ваты «Пудель» (старшая группа) Аппликация из ваты– прекрасный способ сделать объёмную поздравительную открытку или же мягкую рельефную картинку. Для аппликаций можно использовать.

Конспект занятия по пластилинографии «Осенний листок» в рамках кружка «Умелые ручки» Конспект кружка Поделка «Осенний листок» Воспитатель: Балдакова И. В. Цель: Создавать образ осеннего листа, используя.

Перспективный план кружка по лепке «Умелые ручки» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 23 Перспективный план кружка на «Умелые ручки» Вторая младшая группа.

Перспективный план работы кружка по развитию мелкой моторики «Умелые ручки» Перспективный план работы кружка по развитию мелкой моторики «Умелые ручки» Младшая группа Воспитатель: Гонцова Е. В Октябрь. Занятие.

Перспективный план работы кружка «Умелые ручки» в средней группе на 2018–2019 учебный год Пояснительная записка: В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет.

Программа работы кружка «Умелые ручки» с детьми старшей и подготовительной к школе группе НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ ПЛАСТИЛИНОМ – ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ, КАК ОДНА ИЗ СТУПЕНИЙ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ПОДГОТОВКИ РУКИ ДОШКОЛЬНИКА.

Рабочая программа кружка «Умелые ручки» Содержание 1. Пояснительна записка 2. Актуальность. Цель. Задачи. 3. Формы работы. Сроки реализации. Режим проведения. Ожидаемые результаты.

Рабочая программа кружка «Умелые ручки» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 41 «Ласточка» г. Улан-Удэ Рабочая программа кружка «Умелые ручки».

Рабочая программа кружка «Умелые ручки» для детей 5–7 лет Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности «Умелые ручки» Возраст обучающихся:.

Источник

ПРОГРАММА кружка «Умелые ручки» (Ручной труд)

  • Рекомендации родителям для занятий с детьми дома (50)
  • Образовательный маршрут (6)
  • Кружок «УМЕЛЫЕ РУЧКИ» (3)
  • Творческие проекты (15)
  • Окружающий мир (14)
  • Рекомендации по развитию и воспитанию дошкольников (8)

ПРОГРАММА кружка «Умелые ручки» (Ручной труд)

Пояснительная записка

«Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником. Но, верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и этот потенциал необходимо раскрыть! » А. С. Галанов

Проблема развития детского художественного творчества приобретает все большое значение. Детское творчество реализуется в разных видах художественной деятельности, и дело воспитателей создать все условия для приобщения ребенка к различным видам художественной практики. Ручной труд для ребенка привлекателен, поскольку он удовлетворяет их стремление к самостоятельности, самоконтролю и развитию творческих способностей. В процессе создания поделок формируется настойчивость, старательность, целеустремленность. Детям становится понятна связь между действием и полученным результатом.

Труд – это целенаправленная деятельность, выполняемая в соответствии с определенными правилами и завершающаяся достижением намеченной цели. Посредством трудовой деятельности углубляются знания детей о свойствах, качествах, возможностях использования различных материалов (бумаги, картона, ниток, природных материалов и др.) . Ребенка нельзя научить трудиться никаким другим способом, кроме как участием в труде. Это расширяет кругозор дошкольников, развивает эстетический вкус, эмоции, ощущения, формирует навыки контроля. Самоконтроль позволяет ребенку на основе поставленной цели, анализа образца, намеченного плана следить за своими действиями, результатами, видеть свои ошибки и исправлять их. Контроль формируется у ребенка лишь в деятельности, в процессе которой он поставлен перед необходимостью проверять результаты своей работы, контролировать способы действия по ходу выполнения задания. Развитие самоконтроля приводит к ликвидации детской механической подражательности, к улучшению качества выполнения работы.

Читайте также:  Дополнительное оборудование к пожаротушению

Особенностью работы воспитателя по развитию детского художественного творчества является целенаправленное руководство творческим развитием детей. Первое, на что следует обратить внимание на то, что никто, кроме ребенка не даст «верного» решения стоящей перед ним творческой задачи. Творческие задания носят открытый характер, не имеют одного правильного ответа: ответов столько, сколько детей их выполняют. Роль педагога – понять и принять разнообразные решения.

Работа в кружке «Умелые ручки» — прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Программа кружка «Умелые ручки» рассчитана на детей 5-6, 6-7 лет. Программой предусматривается годовая нагрузка в количестве 28 тематических занятий. Занятия проходят 2 раза в неделю по 30 минут, всего 56 занятия за учебный год. Практические занятия составляют большую часть программы.

Количество детей: 2 группы по 10 человек.

Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ.

Цель программы— Развивать самостоятельность, творчество, индивидуальность детей, художественные способности, путем экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных техник; формировать художественное мышление и нравственные черты личности, эмоциональную отзывчивость к прекрасному.

Задачи программы

Обучающие:

  • закрепление и расширение знаний и умений, полученных на НОД художественному творчеству, ознакомлением с окружающим миром, чтением художественной литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;
  • обучение умению планирования своей работы;
  • обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
  • обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.

Развивающие:

  • развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
  • развитие образного мышления и воображения;
  • создание условий к саморазвитию дошкольников;
  • развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.

Воспитательные:

  • воспитание уважения к труду и людям труда;
  • формирование чувства коллективизма;
  • воспитание аккуратности;
  • экологическое воспитание детей;
  • развитие любви к природе.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Ведущая идея данной программы – создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Принципы, лежащие в основе программы:

  • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
  • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
  • «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов дошкольников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Формы и методы занятий

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.);
  • наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа дошкольников.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;
  • индивидуально — фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповой – организация работы в группах;
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе дошкольников:

– научатся различным приемам работы с бумагой, пластилином, природным материалом, фольгой, цветными нитками, тканью;

– научатся следовать устным инструкциям, читать схемы изделий;

– научатся планировать порядок рабочих операций, контролировать свою работу;

– будут создавать композиции с изделиями;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

  • Участие в выставках детских творческих работ, конкурсах в ДОУ.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.

Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.

Программа рассчитана на 1 год.

  1. 1. Работа с природным материалом (3 занятия)

В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность.

Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.

Изделия из природного материала. Технология заготовки природных материалов. Художественные приёмы изготовления поделок и картин из природных материалов.

  1. 2. Работа с бумагой и картоном (5 занятий)

Виды работ из бумаги и картона. Свойства бумаги: (легко режется, мнется, хорошо склеивается.) Художественные приёмы (самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку). Правила пользование ножницами и шаблоном.

  1. Работа с тканью (5 занятий)

Виды работ с шаблонами, тканью, цветовосприятие, составление композиций.

4.Изготовление поделок из бросового материала (8 занятий)

Выкладывание и обклеивание разных коробочек, спичечных коробков и изготовление различных поделок, игрушек.

  1. Работа цветными нитками (3 занятия)

Развитие навыков работы с мелко нарезанными нитками.

  1. Работа с пластилином (7 занятий)

Закреплять умение наносить на бумагу пластилин, составлять сюжетную композицию. Развивать любознательность, расширять кругозор.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КРУЖКА «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

Источник

Рабочая программа кружка «Умелые руки».

Пояснительная записка.

Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования на основе следующего документа: Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 об организации и внеурочной деятельности при введении федерального государственного образования стандарта общего образования.

Успешность современного человека определяют знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». На занятиях внеурочной деятельностью ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Она позволяет в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Главное при этом – осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизмов обеспечения полноты и цельности образования.

Программа внеурочной деятельности для 5-х классов кружка «Умелые руки» будет способствовать:

– развитию разносторонней личности ребёнка, воспитанию воли и характера;

– самоопределению, самовоспитанию и самоутверждению в жизни;

– ознакомлению с новыми технологиями декоративно-прикладного искусства;

– обучению практическим навыкам художественно-творческой деятельности, пониманию связи художественно-образных задач с идеей и замыслами, умению выражать свои жизненные представления с учётом возможных художественных средств;

– созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы.

На занятиях, создавая красоту своими руками, обучающиеся смогут освоить необходимые технологические и дизайнерские способы деятельности, приобрести трудовые умения и навыки.

Актуальность программы определяется не только требованиями ФГОС ООО.

Программа актуальна поскольку предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, навыков художественно-эстетической оценки, которые дадут возможность каждому воспитаннику реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои способности в созидательной деятельности творческих проектов во внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Новизна данной программы в том, что программа является комплексной и вариативной, дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовывать себя в реализации творческой проектной деятельности во внеурочное время.

Основные принципы реализации программы – доступность, добровольность, субъективность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Педагогические принципы

Любовь и уважение к ребенку как к активному субъекту воспитания и развития – главный принцип работы.

При организации учебно-воспитательного процесса учитываются:

Читайте также:  Оборудование для погрузки угля

— комплексное решение задач обучения и воспитания (учебная деятельность и личностное общение на занятиях раскрепощенное, уважительное; поощряется взаимная помощь; разрешается свободное перемещение в кабинете), потребность детей в общении реализуется во внеурочной деятельности, при выполнении коллективной работы и посещении различных мероприятий;

— потребности, интересы обучающихся;

— уровень развития коллектива;

— уровень развития и самооценка ребенка, его социальный статус.

К каждому ребенку применяется индивидуальный подход:

— осознание и признание права личности быть не похожей на других;

— оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;

— учет индивидуально-психологических особенностей ребенка (тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия и памяти, мышление, мотивы, статус в коллективе, активность).

Индивидуальный подход требует дифференцированного обучения. На занятиях предлагаются работы различной степени сложности. Кульминацией деятельности является разработка творческих проектов направленное на развитие и поддержку детских инициатив, приобретение опыта взаимодействия с взрослыми и детьми.

Личностный подход требует от педагога создания на занятиях условий, при которых ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание наставника лично к нему.

Создание ситуации успеха для каждого ребенка – один из значимых принципов, обеспечивающих условия, способствующие самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности.

В рамках данной программы реализуются следующие педагогические идеи:

формирование ценностных основ личности, которая трактуется как гармония культуры знания, чувств и творческого действия;

опора на личностно-ориентированный подход в образовании и игровые технологии;

учет особенностей культуры народа, национального менталитета, а также особенностей местной культуры.

Цель программы : развитие личности обучающихся через творческую деятельность, формирование художественно-творческих способностей детей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений.

Задачи:

  1. Познакомить с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.
  2. Научить владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.
  3. Обучить технологиям разных видов мастерства.
  4. Способствовать созданию оригинальных произведений декоративно-прикладного творчества на основе коллективного труда с учётом индивидуальных особенностей членов коллектива.
  1. Приобщать учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной.
  2. Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности).
  3. Способствовать развитию внутренней свободы ребёнка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.
  4. Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.
  1. Развивать природные задатки, творческий потенциал ребёнка.
  2. Развивать образное и пространственное мышление, фантазию, наблюдательность, воображение, память, глазомер, совершенствовать моторику рук.
  3. Развивать положительные эмоции и волевые качества.
  4. Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленной цели.
  5. Развивать образное восприятие окружающего пространства и эмоциональную отзывчивость к произведениям искусства.

Межпредметные связи программы внеурочной деятельности

с учебными предметами.

Работа по реализации программы внеурочной деятельности «Умелые руки» построена на доверии и общении с учителями-предметниками, носит комплексный характер. В таблице №1 отражены межпредметные связи. Подобная связь содержания программы внеурочной деятельности с учебной деятельностью обеспечивает их единство.

Предмет

Содержание

учебной дисциплины

Содержание программы

«Умелые руки»

Устное народное творчество

Просмотр работ народных умельцев. Подбор пословиц и поговорок

Многообразие растительного мира. Сезонные изменения в природе

Гармония природы и деятельности человека

От замысла к результату. Технологические операции

Таблица сочетания цветов. Понятия: холодные, тёплые цвета

Мир эмоций и чувств. Музыкальное сопровождение (при самостоятельной работе обучающихся)

Для реализации программы «Умелые руки» необходима материально-техническая база:

учебные пособия; книги по декоративно-прикладному творчеству; технологические карты; памятки; таблицы; чертёжные инструменты (линейка, транспортир, циркуль); ножницы; оборудование для демонстрации мультимедийных программ и презентаций (компьютер, мультимедийный проектор). Не менее значимым является состояние экологической и комфортной среды школьных помещений, в которых дети проводят значительную часть дня.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные универсальные учебные действия:

У обучающегося будут сформированы:

  1. широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  2. устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  3. адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

  1. внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  2. выраженной познавательной мотивации;
  3. устойчивого интереса к новым способам познания;
  4. адекватного понимания причин успешности или неуспешности творческой деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия:

  1. принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
  2. учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
  3. планировать свои действия;
  4. осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  5. адекватно воспринимать оценку учителя;
  6. различать способ и результат действия;
  7. вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
  8. выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

  1. проявлять познавательную инициативу;
  2. самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
  3. преобразовывать практическую задачу в познавательную, самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  1. допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  2. учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  3. формулировать собственное мнение и позицию;
  4. договариваться, приходить к общему решению;
  5. соблюдать корректность в высказываниях;
  6. задавать вопросы по существу;
  7. использовать речь для регуляции своего действия;
  8. контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:

  1. учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  2. с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  3. владеть монологической и диалогической формой речи;
  4. осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия

  1. осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы;
  2. использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
  3. анализировать объекты, выделять главное;
  4. осуществлять синтез (целое из частей);
  5. проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  6. устанавливать причинно-следственные связи;
  7. обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
  8. подводить под понятие;
  9. устанавливать аналогии;
  10. Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  1. осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов сети Интернет;
  2. осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  3. использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Содержание программы кружка (34 часов)

Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.

Вводное занятие (1ч).

Организация работы в кружке. Материалы, инструменты. Техника безопасности в работе. Декоративно-прикладное искусство в современном мире. Требования к художественному оформлению изделий.

Раздел 2. Р абота с бумагой (13)

Тема 1.1. Работа с гофрированной бумагой

Свойства гофрированной бумаги. Идеи изделий из гофробумаги. Практическая работа: изготовление букетов из гофробумаги, изготовление коробочек для карандашей.

Тема 1.2. Плетение из газет

История плетения из лозы. Знакомство с техниками плетения из газет. Подготовка материала для плетения.

Практическая работа: освоение техники плетения из газет. Плетение дна изделия. Плетение по кругу. Плетение по спирали. Плетение шахматкой. Закрепление края изделия. Покраска изделия. Покрытие изделия лаком.

Раздел 3. Лепка из соленого теста. «Мукосолье» (9 часов)

Из истории соленого теста. Закрепление знаний о составе теста. Инструменты и приспособления. Технология изготовления (лепка, сушка, покраска).

Приемы лепки: скатывание в шар, в цилиндр; вдавливание; раскатывание; вырезание по шаблону и др. Стилизация форм. Создание эскизов. Беседа: «Искусство барельефа» (особенности композиции, техники изображения, разнообразие технических приемов).

Практическая работа : лепка животных, цветов, домовенка. Создание композиций.

Раздел 4. Техника папье-маше. (6 часа)

Напомнить приемы выполнения. Использование инструментов и приспособлений.

Обклейка кусочками тонкой бумаги готовой формы – шара, тарелки.

Беседа: «Посуда в твоем доме».

Практическая работа : Изготовление шара и тарелки.

Раздел 4. Индивидуальные занятия. (4)

Изготовление поделок по выбору детей.

Раздел 5. Итоговое занятие (1 час)

Демонстрация работ учащихся. Организация выставки.

К окончанию учебного года обучающиеся должны овладеть умениями:

личностными :

  • оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений, оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
  • называть и объяснять свои чувства и ощущения от изучаемых изделий ДПТ;
  • самостоятельно определять и объяснять общие для всех людей самые простые правила поведения, свои чувства и ощущения от увиденного, уметь рассуждать;
  • делать правильный выбор при совершении какого-либо поступка.

метапредметными:

  • определять цель работы на занятии с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий;
  • объяснять выбор материалов и инструментов для работы с помощью учителя;
  • готовить рабочее место и выполнять практическую работу по образцам;
  • с помощью шаблона выполнять контроль точности разметки деталей;
  • отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • добывать новые знания из различных источников;
  • делать выводы в результате работы;
  • сравнивать и группировать предметы и образы;

предметными:

  • знать виды материалов, их свойства и названия;
  • знать названия и назначения ручных инструментов и приспособлений, правила работы ими;
  • технологическую последовательность изготовления несложных изделий.

Формы текущего контроля:

-участие в конкурсных мероприятиях разного уровня;

-наблюдение учителя за работой учащегося;

-беседа с учащимся.

Формы итогового контроля:

-выставки работ по результатам усвоения темы;

-организация и проведение итоговой выставки.

Источник