Украина продавала советские ракеты всем желающим, но накажут за это Иран…
Комбинированная атака хуситских дронов и крылатых ракет на два нефтеперерабатывающих завода в Саудовской Аравии в прошлое воскресенье вызвала лавину непростых вопросов.
Пока американцы, как идиот-следователь из плохого детектива, пытаются выставить Иран крайним в данном инциденте и подвести под монастырь, неангажированные специалисты хотят понять, каким образом технологии производства крылатых ракет большой дальности, способных обойти системы ПВО одной из самых богатых стран мира и удачно поразить цели, попали в руки полунищих йеменских повстанцев, ранее не замеченных в продвинутом техническом творчестве.
Пищу для размышлений военным специалистам дают найденные обломки крылатой ракеты в пустыне, неподалёку от одного из атакованных саудовских нефтезаводов.
Как уже ранее сообщалось, обнаруженная среди обломков хвостовая часть крылатой ракеты практически идентична таковой у ракеты Quids-1, которую хуситы продемонстрировали на выставке военной техники летом этого года.
Постепенно раскручивая ниточку, эксперты приходят к выводу, что следы ведут к советским крылатым ракетам Х-55, доставшимся Украине в конце 1991 года вместе с другим военным имуществом сгинувшего СССР.
Военные эксперты и журналисты моментально припомнили скандал, вспыхнувший в начале 2000-х, связанный с продажей нескольких Х-55 вместе с пакетом документов, подлежащих утилизации в рамках программы по разоружению.
Обвинение Украине выдвинул тогдашний российский министр обороны Сергей Иванов. Он сообщил, что украинская фирма «Прогресс», входящая в государственный концерн «Укроборонэкспорт», в 2000 – 2001 годах продала шесть ракет Х-55 в Иран и столько же ракет Китаю в нарушение закона о нераспространении ракетного вооружения.
Скандалом тут же заинтересовалось правительство США, поскольку оно в 1994 году заключило с Украиной соглашение о передаче определённого количества остающихся на складах советских Х-55 России, тогда как остаток и все причитающиеся документы украинская сторона обязана была уничтожить.
Пикантности ситуации придавало то обстоятельство, что это был единственный случай утечки ракетно-ядерных технологий из республик бывшего СССР.
В 2004 году СБУ возбудила уголовное дело, причём главным его фигурантом был выставлен российский бизнесмен Олег Орлов, проживавший на тот момент в Чехии.
Украина обвинила Орлова в контрабандной поставке осенью 1999 года радиолокационной станции П14Ф в Эритрею и в незаконной продаже Китаю крылатых ракет Х-55СМ (известны также как AS-15, произведены в бывшем СССР и способны нести в том числе ядерное оружие, на расстояние до 3000 км).
До 2004 года Орлов проживал в Карловых Варах (Чехия), после чего попросил предоставить ему политическое убежище. Получив отказ, бизнесмен пытался выехать в Объединенные Арабские Эмираты, но был арестован в пражском аэропорту. Верховный суд Чехии постановил передать Олега Орлова Украине.
В закрытом режиме по делу Орлова проходил бывший сотрудник СБУ, генеральный директор ООО «Укравиазаказ» Владимир Евдокимов, приговоренный летом 2005 года апелляционным судом Киева в шести годам лишения свободы.
В том же ракетном деле фигурировали экс-глава «Укрспецэкспорта» Валерий Малев, очень вовремя погибший в 2002 году в ДТП, а также гражданин Австралии Хайдер Сарфраз, тоже «вовремя» попавший в автомобильную аварию в январе 2004 года.
Пока длилось следствие, украинская сторона пыталась свалить всю вину на российского бизнесмена Орлова, с пеной на губах убеждая всё прогрессивное человечество в своей невиновности.
Однако уже в марте 2005 года под грузом всё новых доказательств и давления перепуганных политиков из Вашингтона, Токио и Тель-Авива, генпрокурор Пискун, а вслед за ним и «оранжевый» президент Ющенко, признали, что в 2001 году имел место факт контрабандной передачи Украиной 12 крылатых ракет Х-55 Ирану и 6 ракет Китаю.
С Ющенко, впрочем, взятки были гладки, поскольку его администрацию этот факт никак не компрометировал, а бил исключительно по «пророссийскому» коррупционеру Кучме и его подручным. Ющенко, наоборот, выглядел весь в белом, идя на сотрудничество, огласку и демонстрируя «полную прозрачность».
Впоследствии выяснилось, что стратегические крылатые ракеты Х-55, комплекты документации по их производству и эксплуатации, специальная контрольно-измерительная аппаратура и компетентные специалисты-ракетчики попали в Иран в результате беспрецедентной спецоперации, в которой участвовали спецслужбы четырех государств, представители нескольких транснациональных корпораций и влиятельных неправительственных организаций.
Одновременно осуществлялась операция прикрытия, в результате которой дезинформация о передаче Ирану технологии производства абляционных (устойчивых к высокой температуре и невидимых для радаров) покрытий боеголовок баллистических ракет заставила Израиль форсировать разработку и производство дорогостоящей системы ПРО, бесполезной для перехвата Х-55. Система ПРО «Хец» (Arrow-2) способна перехватывать ракеты «Шихаб», но была беспомощна против Х-55.
Ставшая на Украине предметом уголовного дела ракетная контрабанда позволила, наконец, найти разумное объяснение поступающим из Ирана сообщениям, что ещё весной 2001 года, на одном из его оборонных предприятий было отмечено появление «неизвестного корпуса, имевшего 5,5 м в длину и 0,7 м в ширину».
А в августе 2005 года, вскоре после проведения выборов президента Ирана, это дело приняло еще более интересный оборот после срыва покровов представителем иранской оппозиционной группировки NCRI Алиреза Джафар-заде, будто бы иранской промышленностью освоены технологии производства Х-55.
По информации, озвученной NCRI в августе 2005 года, две из поставленных в Иран ракет Х-55 были переданы местным специалистам по реверсивному инженерному анализу, или, попросту, пиратскому изучению и копированию.
По мнению военных специалистов, украинские голубые воришки всё-таки побоялись передать Ирану и Китаю образцы боевого советского вооружения, а продали по сходной цене учебное оборудование вместе с контрольным стендом КНО-120 для проверки ракет.
При этом эксперты сомневаются, что Ирану удалось достичь технических характеристик Х-55 для своих «реверсивных» копий. В частности, высказываются сомнения в том, что иранская копия Х-55 способна нести на себе заряд массой 450 кг и поражать цели на дистанции 3000 км.
С другой стороны, открытые источники гласят, что в техническом задании, выданном иранским правительством своим ракетчикам, стоит требование достигнуть дальности полёта 1500 км, чтобы гарантированно дотягиваться до любой точки на территории Израиля.
Далее, по-видимому, Исламская Республика поддержала своих братьев по вере, йеменских хуситов, в их борьбе против саудовских интервентов, поделившись с ними деталями и документацией разработанной «по мотивам» Х-55 собственной крылатой ракеты Soumar. Шутники зубоскалят, будто бы иранцы назвали свою ракету в благодарность Украине и в честь майдановки Виктории Сюмар.
Не следует удивляться, что хуситы умеют запускать ракету воздушного базирования с наземной пусковой установки. В сети можно найти видео и фотографии запусков иранской ракеты Soumar из контейнеров, установленных на наземном мобильном комплексе.
Идеи о необходимости снабдить Вооружённые Силы СССР ударной крылатой ракетой возникли на рубеже 1960-70-х годов. Полномасштабные работы по ней были санкционированы 8 декабря 1976 года соответствующим постановлением правительства о создании маловысотного ракетного комплекса с ракетой Х-55.
Разработка ракеты была поручена дубненскому МКБ «Радуга», в кооперации с более чем 100 предприятиями советского ВПК. Как и американские аналоги – ALCM и «Томагавк», Х-55 должна была иметь систему автономного наведения, включающую в себя инерциальную систему и систему экстремальной навигации, умеющей отслеживать рельеф местности и сравнивать его с эталонными данными. В результате, ракета получила возможность лететь на дальность до 2500 км на предельно малой высоте (40-110 м).
В качестве носителя Х-55 были выбраны бомбардировщики Ту-160 (способный принять на борт 12 ракет) и Ту-95МС (10 – 16 ракет). Также рассматривался, но был отвергнут, вариант размещения и запуска Х-55 с борта тяжелых военно-транспортных самолетов.
В целом, создание Х-55 стало результатом эффективной совместной работы десятков предприятий советской промышленности, причем в тот период, когда советская авиационная наука и производство находились в наивысшей точке своего развития.
Осуждать Иран, Китай или хуситов в сложившейся ситуации вряд ли повернётся язык – эти страны действовали, в первую очередь, исходя из национальных интересов, как действовало бы на их месте любое другое суверенное правительство, стремящееся защитить свою страну и народ всеми доступными способами.
Единственная сторона, заслуживающая презрения во всей этой ракетной кутерьме, – это «незалежная» Украина, с самого начала сделавшая ставку в кадровой политике на беспринципных и продажных тварей, весь патриотизм которых сводится к дефиле в шароварах и пускании слезы при первых аккордах «Щеня вмэрла». Но наказывать, в случае чего, будут Иран.
Источник
Отчет ООН о вооружении: что продавала, и что покупала Украина в 2020 году (фото)
2152
Фото: Defense Express
В разные страны мира Украина продавала бронеавтомобили, ПТРК и стрелковое оружие, а покупала пистолеты, винтовки и БМП.
Украина в 2020 году экспортировала ПТРК, бронеавтомобили, огнестрельное оружие и другие виды вооружения в 2020 году. На сайте ООН опубликовали ежегодный отчет «Реестра обычного вооружения ООН» (UNROCA).
ФОКУС в Google Новостях.
Подпишись — и всегда будь в курсе событий.
Согласно отчету, Украина экспортировала 251 ПТРК в Бангладеш (23), Чад (53), Марокко (124) и Катар (51). Конкретные модели и типы ПТРК не указываются, но основным производителем ракетных комплексов является КБ «Луч».
В Индонезию частная компания НВО «Практика» продала две бронемашины «Козак-2», а Уганда приобрела бронированный тягач БТС-4.
Небольшое количество огнестрельного оружия Украина поставила в ряд стран:
- Пистолеты и револьверы — 16 в Польшу и 10 в США.
- Карабины и винтовки — 5 единиц в Объединенные арабские эмираты.
- Пистолет-пулеметы и легкие пулеметы — 21 в Индонезию и 1 в Израиль.
Импорт вооружения.
- Пистолеты и револьверы — 100 единиц из Польши, 1964 из США
- Винтовки и карабины — 1964 единицы из Турции
- Штурмовые винтовки — 164 из США.
37 БМП-1 были приобретены у Чехии.
Ракеты класса «воздух-воздух»
119 ракет из Малайзии и Казахстана, но, вероятно, для ремонта и восстановления.
Отчет ООН не отражает всего объема импорта/экспорта вооружения в Украине. Он отражает частичные объемы поставок.
Напомним, «Укроборонпром» подписал соглашение с канадскими компаниями на строительство патронного завода в Украине.
Военный аналитик Фокуса Игаль Левин написал о том, как построена коммуникация в боевой обстановке Армии обороны Израиля.
Подпишись с другом! -10% каждому
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО «ФОКУС МЕДИА». Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО «ФОКУС МЕДИА» — запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка focus.ua обязательна.
Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.
FOCUS.UA — больше чем просто новости.
Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА «Українські Новини», в каком-либо виде строго запрещены.
Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство «Интерфакс-Украина», не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.
Материалы с плашками «Р», «Новости партнеров», «Новости компаний», «Новости партий», «Инновации», «Позиция», «Спецпроект при поддержке» публикуются на коммерческой основе.
Источник
Киев пригрозил Москве купленными у Турции боевыми дронами
В 2019 году Турция и Украина договорились о покупке беспилотников. Они необходимы для сдерживания России, а также для защиты Украины, если Россия «вступает с нами в крупномасштабный военный конфликт», заявил глава украинского МИДа
Турецкие беспилотники Bayraktar TB2, которые Украина закупила еще в 2019 году, понадобились Киеву для «сдерживания» России и в случае ее агрессии защиты своей территории. Об этом в интервью турецкому агентству Anadolu заявил глава МИД Украины Дмитрий Кулеба.
«Беспилотники необходимы для сдерживания России. Настолько, что России следует дважды подумать, прежде чем планировать крупномасштабное нападение или создание напряженности, направленной против Украины, — пояснил министр. — Это касается не только беспилотников, но и любого военного оборудования, которое Украина покупает. Но, конечно, если Россия вступает с нами в крупномасштабный военный конфликт или нападает на нас, тогда мы будем использовать беспилотники во всех регионах Украины, чтобы защитить себя».
Кулеба также отметил, что власти Украины хотят локализовать производство беспилотников и работают с турецкой стороной по этому вопросу.
О покупке Украиной партии беспилотников стало известно в январе 2019 года. Занимавший тогда пост президента Украины Петр Порошенко сообщал, что эти аппараты могут быть доукомплектованы высокоточным ракетным вооружением «для уничтожения бронетехники, инженерных и фортификационных сооружений, а также морских целей».
Компания Baykar должна была изготовить шесть беспилотников и поставить их Украине в течение года.
В конце 2020 года Украина подписала соглашение с турецкими компаниями о производстве ударных беспилотников для украинской армии.
В апреле глава российского МИДа Сергей Лавров предостерег власти Турции от «подпитки милитаристских настроений» Киева и рекомендовал Анкаре проанализировать ситуацию.
После этого министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что продажа беспилотников была совершена без предварительных условий и сделка не направлена против России. «Мы продаем беспилотники тому, кто это запрашивает, у нас нет никаких предварительных условий. Эта сделка [с Украиной] не против России», — подчеркнул министр.
Источник
Соломоново решение по «Мотор Сичи»: что ждет жизненно важное для Украины предприятие (Главред, Украина)
Кабмин не планирует национализировать «Мотор Сич», но государство сохранит контроль над предприятием. Не исключено, что удалось найти некое «соломоново решение», которое устроило и Украину, и китайцев, считает автор.
Китайцы очень заинтересованы в предприятии «Мотор Сич» и той продукции, которую оно производит.
Как заявил вице-премьер-министр по вопросам стратегических отраслей промышленности Украины Олег Уруский, Кабмин не планирует добиваться национализации завода «Мотор Сич», речь идет об установлении контроля со стороны государства. В принципе, государственный контроль над предприятием можно осуществлять без смены собственника. Условно говоря, китайцы могут остаться в руководстве «Мотор Сичи», но при этом с ними будут достигнуты договоренности о том, что весь менеджмент предприятия будет украинским и будет подчиняться непосредственно Кабинету министров либо Укроборонпрому. Такой вариант вполне возможен.
Если говорить о китайских инвесторах «Мотор Сичи», то ситуация с ними мегамутная. Ведь тот инвестор, который был ранее, уже якобы обанкротился. При этом «Мотор Сич» является полугосударственным предприятием. К тому же, очень похоже, что вместе с китайскими из этой истории торчат и российские «уши».
Несмотря ни на что, китайцы от «Мотор Сичи» не откажутся, так как их интерес к этому предприятию велик — им интересна продукция, которую производит завод, в первую очередь, двигатели. Ведь сами китайцы, несмотря на технологический подъем Китая, подобных двигателей создать так и не смогли. Для китайцев важно и то, что «Мотор Сич» производит двигатели не только к самолетам, но и к ракетам. Также для китайцев представляют интерес и вертолетные двигатели, ведь Китай сильно провисает по своей вертолетной программе.
Одним словом, китайцы заинтересованы в «Мотор Сичи», как и россияне.
При этом совершенно понятным является вмешательство американцев в наши взаимоотношения с китайскими инвесторами. Именно американцы потребовали от Украины, чтобы вопрос с «Мотор Сичью» был решен путем национализации или другим путем.
В любом случае, решение о сохранении контроля государства над столь важным предприятием можно только поддерживать, это был правильный ход. «Мотор Сич» — это критически важное предприятие для Украины, для ее «оборонки». Ведь все «Нептуны», все двигатели производятся именно на «Мотор Сичи».
Не исключено, что удалось найти некое «соломоново решение», которое устроило и Украину, и китайцев. Возможно, с китайцами была достигнута договоренность о том, что они либо выкупят двигатели, либо загрузят предприятия, а взамен их не выгоняют из акционеров, оставив до лучших времен.
К тому же, уже шли суды по национализации «Мотор Сичи», но пока не понятно, какова их перспектива.
Что касается убытков для Украины из-за судов и ситуации с китайскими инвесторами, то, когда речь идет о национальной безопасности и выживании государства, это не большая беда. Даже если китайцы будут требовать от нас компенсации и выплаты 3 млрд долларов. Впрочем, очень сомневаюсь, что суд их присудит. Что такое 3 млрд в сравнении с, например, построением собственной ракетной программы Украины и укреплением безопасности государства? Сохранив государственный контроль на «Мотор Сичью», мы получим гораздо больше, чем если предприятия не станет, либо оно будет непонятно под чьим контролем.
Так что направление выбрано правильно, и не исключено, что в этой ситуации возможно «соломоново решение». Однако пока что остается открытым вопрос о позиции США, т.е. что скажет Вашингтон на это решение Украины, как будет реагировать. Если американцы объявили Китай своим главным соперником и конкурентом, пока не ясно, дадут ли они нам возможность продолжить в каком-то виде работу с китайцами.
Источник