Меню

Оборудование компьютерного кабинета в школе



Кабинет информатики в школе

Кабинет информатики в школе — учебно-воспитательное подразделение, на территории которого осуществляется реализация Государственной программы информатизации и вовлечения учащихся в мировое информационное пространство.

Реализация Государственной программы информатизации школьного образования повысила роль кабинетов информатики в образовательных учреждениях, которые должны стать центрами освоения информационных технологий, формирования информационной культуры, которая будет основой успешного использования учителями в профессиональной и школьниками — в учебной деятельности.

Кабинет информатики — школьное учебно-воспитательное подразделение, которое:

  • повышает уровень образования;
  • реализует государственный курс на информатизацию;
  • приобщает учащихся к эффективному использованию мирового информационного пространства.

Коротко о главном в справочнике ОУ

(Пошаговая инструкция в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения» )

(скачать учебно-методические планы в журнале «Справочник заместителя директора»)

Кабинет информатики в школе

Содержание и оснащение школьного кабинета информатики, которые опираются на государственный образовательный стандарт, санитарно-гигиенические и требования к учебным кабинетам (СанПиН 2.4.2. 178-02 и 2.2.2/2.4.1340-03), непосредственно влияет на портрет выпускника. Кабинет информатики в школе выполняет ряд функций:

  • создание у учеников информационной картины мира и навыков применения информационных технологий в повседневной и специализированной деятельности;
  • обучение принципам работы и устройству современной вычислительной техники;
  • развитие творческих способностей, стимулирование воображения, памяти и теоретического мышления;
  • воспитание высокой нравственности и морали, патриотизма в подрастающем поколении.

Учебная нагрузка кабинета информатики не должна превышать 36 часов в неделю, а оставшееся время может быть использовано для проведения внеклассной работы и уроков по другим предметам, требующим средств ИКТ. В кабинете информатики традиционно проводятся:

  • профильные курсы и базовые занятия по информатике;
  • практические работы;
  • занятия по базовым учебным предметам, требующим использования вычислительной техники;
  • самостоятельная работа учеников по подготовке рефератов, презентаций, написанию программ;
  • интегрированные внеклассные занятия с применением информационных технологий и вычислительной техники;
  • кружковые, факультативные и внеклассные занятия.

Интегрированные уроки проводятся при взаимодействии учителей-предметников и преподавателей информатики. Первые обеспечивают содержательную часть урока, а вторые — технологическую часть и использование средств ИКТ (применение электронных учебников, интерактивной доски, видеокамер и других программно-аппаратных средств).

Оснащение школьного кабинета информатики

Чтобы обеспечить максимальную безопасность в кабинете информатики, его размещают на любом этаже здания школы, кроме подвального и цокольного, вдали от помещений с повышенным уровнем вибраций и шума (спортивный зал, кабинет музыки).

Температура воздуха в кабинете информатики не должна превышать 18-21 градусов по Цельсию, для чего в помещении оборудуют систему кондиционирования и регулярно проветривают, чтобы предупредить критическое повышение температуры воздуха. Ежедневно должна проводиться влажная уборка. На одну персональную электронно-вычислительную машину должно приходиться не меньше 6 кв.м площади кабинета, в котором должно быть искусственное и естественное освещение (естественный свет должен падать слева, а окна выходить на север). В качестве искусственного освещения должны использоваться равномерно распределенные по площади потолка двумя сплошными линиями люминесцентные светильники со светорассеивающей арматурой. Должно быть устройство защитного отключения электроснабжения, а электрическое напряжение подведено скрыто и стационарно.

Оснащение компьютерного класса

Школьный кабинет информатики должен быть надежно защищен, для чего на окнах устанавливаются решетки, используется местная сигнализация и прочные металлические двери. Его площадь должна соответствовать нормативным требованиям. Передняя стена кабинета оснащается экраном или классной доской, а вдоль задней монтируются шкафы, предназначенные для хранения носителей информации и учебного оборудования. На противоположной от окон стене на экспозиционных щитах размещают стендовый материал с правилами техники безопасности и принципами поведения в кабинете. Научно-популярную, справочную и методическую литературу хранят в шкафах, а диски с программным обеспечением — в компактных ящиках с высоким индексом пыле и светозащиты.

Рекомендации по оснащению кабинета:

  • Для облегчения подготовки педагога к уроку стоит сформировать в кабинете базу данных или картотеку учебно-методических материалов с алфавитным или иным принципом размещения и указанием мест хранения.
  • Не следует перегружать помещение обилием схем, справочных таблиц и информационных плакатов.
  • Самые интересные и важные пособия и материалы необходимо разместить перед входом в кабинет.
  • Демонстрационный и справочный материал на стендах и плакатах следует регулярно обновлять, стимулируя интерес учащихся к теме.

Расположение рабочих мест, оснащенных персональными компьютерами, в кабинете должно обеспечивать свободный доступ к ним педагога и учащихся (чаще их размещают по периметру или у глухих стен кабинета). Компьютерная техника устанавливается должным образом, учитывая комфортное для учащихся положение клавиатуры и монитора. Согласно правилам тб в кабинете информатики, в нем не должно быть больше 15 рабочих мест (независимо от числа учащихся, при большой наполняемости класса занятия проводят по группам). Стулья учеников должны поворачиваться и регулироваться по высоте и положению спинки для комфортной работы. В кабинете должны быть двухместные ученические столы для получения теоретических знаний и одноместные столы с компьютерами, предназначенные для индивидуальной практической работы.

Рабочее место учителя оснащают компьютером, графопроектором и тумбами для принтера и располагают на специальном подиуме, с которого его могут видеть все учащиеся. Учитель со своего места включает и выключает электропитание рабочих мест учеников, фиксируя это в соответствующем журнале.

Перечень документов в кабинете информатики

Перед началом учебного года директор школы утверждает состав школьной комиссии, которая проверяет готовность компьютерного класса к учебному процессу, о чем составляется соответствующий Акт приемки. К перечню обязательных документов в кабинете информатики относят:

  1. Правила техники безопасности.
  2. Санитарно-гигиенический паспорт
  3. Инструкция по охране труда.
  4. Правила пользования техническими средствами обучения.
  5. Правила поведения учеников в компьютерном классе.
  6. Журналы инструктажа, учета работы в интернете и технического обслуживания оборудования.
  7. Сертификаты соответствия техники требованиям нормативных документов.
  8. График работы кабинета информатики.

Работа заведующего: инструкции в кабинете информатики

Один из учителей информатики в школе традиционно назначается заведующим кабинетом. Он ведет документацию кабинета информатики, составляет перспективный план улучшения материальной базы, распределяет работу между коллегами и учениками, формирует календарный план, который в дальнейшем утверждается директором.

Заведующий кабинетом информатики выполняет ряд обязанностей:

  • ведет инвентарный журнал, вносит в него новое оборудование и списывает старое;
  • отвечает за целостность и сохранность оборудования, техники, мебели и программно-аппаратных средств в помещении;
  • следит за функциональностью оборудования, регулярно выполняя техобслуживание техники и профилактические работы, а в случае поломки или отказа, регистрирует в соответствующем журнале;
  • регулярно проводит периодические и вводные инструктажи в кабинете информатики по технике безопасности и правилам поведения в классе;
  • контролирует исправность средств пожаротушения, включение и отключение электропитания, регистрирует начало и конец каждого урока.

Заведующему кабинетом помогает лаборант, который находится в его подчинении. В его обязанности входит:

  • контроль за работоспособностью средств пожаротушения и соблюдение школьниками правит техники безопасности, за что он отчитывается перед заведующим;
  • регистрация временных рамок каждого занятия в журнале времени.

Техника безопасности в кабинете информатики

Школьный кабинет информатики должен соответствовать эргономическим, гигиеническим и психологическим нормам. Все в кабинете должно работать на повышение эффективности усвоения знаний учащимися и процесса преподавания для педагога. На уроках информатики у школьников должны сформироваться практические и теоретические знания и умения использования вычислительной техники и периферийного оборудования, работы с информацией и ее ресурсами. На уроках информатики организовывается коллективная, групповая и индивидуальная работа, которая требует от учеников соблюдения требований безопасности в кабинете информатики. Именно поэтому организация работы в кабинете должна обеспечивать безопасность и охрану здоровья учащихся и педагога. Учителю следует целесообразно использовать дорогостоящее оборудование, а учащимся — аккуратно и осознанно использовать программно-аппаратные комплексы, аудиовизуальные и технические средства. Важно следить за оптимальным уровнем шумности и освещенности.

Правила поведения в кабинете информатики

Ученикам важно знать, что запрещено в кабинете информатики, а что разрешено и является обязательным на уроке. Систематическое и намеренное нарушение правил поведения — повод временно запретить учащемуся работать с вычислительной техникой.

Проводя первое занятие в кабинете информатики, учитель распределяет рабочие места между учениками, учитывая особенности их слуха, зрения и роста, проводит первичный инструктаж, знакомя с правилами безопасности в кабинете информатики, через зачет по ТБ, отмечая результаты в журнале инструктажа. Учащиеся должны понимать, что они ответственны за безопасность работы и сохранность оборудования кабинета. В журнале инструктажа учитель отмечает свои имя и фамилию, дату проведения инструктажа и зачета по нему, краткое содержание и перечень фамилий учеников, которые успешно сдали зачет по ТБ.

Ученики имеют право на консультативную помощь преподавателя и отказ от продолжения работы за компьютером, если условия или длительность работы превышает санитарные нормы. Если безопасность окружающих зависит от работы ПК, ученики могут самостоятельно отключить их, приняв во внимание возможные риски.

Безопасность в кабинете информатики: основные требования

К работе в компьютерном классе допускаются ученики, которые не имеют противопоказаний по состоянию здоровья и прошли первичный инструктаж. Правила поведения в кабинете информатики регулируют деятельность всех участников образовательного процесса.

Источник

Требования к кабинету информатики: общие правила, нормы СанПин и безопасность работы

Чтобы обеспечить безопасность в компьютерном классе школы и создать максимально комфортные условия для проведения учебного процесса, следует опираться на основные санитарно-гигиенические требования к кабинету информатики, установленные Роспотребнадзором. Допуск учащихся к работе с техникой осуществляется после их ознакомления с инструкцией и сводом правил по эксплуатации компьютерного класса. Казалось бы, к чему такие сложности? На самом деле использование стационарных компьютеров нельзя назвать абсолютно безвредным и не способным нанести физический ущерб.

Читайте также:  Оборудование как взнос в уставный капитал

Требования к кабинету информатики установлены двумя блоками СанПиН – это положения 2.2.2.542-96, регламентирующие правила установки видеодисплейных терминалов и персональных электронно-вычислительных машин, и нормы 2.4.2.1178-02 о гигиенических требованиях к процессу обучения в общеобразовательных школах.

Расположение в школьном помещении, площадь

Требованиями к помещениям кабинета информатики установлены правила размещения компьютерных классов в образовательных учреждениях. В соответствии с ними кабинет информационных технологий не допускается оборудовать в подвальных или цокольных помещениях. Рекомендуемая ориентация окон – северная или северо-восточная.

Согласно основным санитарно-гигиеническим требованиям, кабинет информатики должен обладать такой площадью, чтобы на каждое рабочее место приходилось не менее 6 кв. м. Причем данный расчет действует только в отношении маломестных компьютерных классов. Если в помещении размещено всего 2-3 компьютера, это не означает, что 12-18 кв. м для кабинета будет достаточно. В малокомплектных школах действуют другие формулы расчета. Так, на одного ученика приходится не менее 2,5 кв. м. Таким образом, если средняя численность учащихся в классах составляет 10 человек, площадь кабинета информатики по санитарно-гигиеническим требованиям должна быть не менее 25 кв. м.

Отделка компьютерных классов

Напольное покрытие в помещении, где проходят занятия за компьютерами, должно быть твердым и устойчивым. Допускается использование дощатого или паркетного настила, линолеума или другого материала, обладающего антистатическими свойствами. В учебном помещении ежедневно должна проводиться влажная уборка.

К стенам кабинета информатики требования предъявляют аналогичные: они должны иметь гладкую и водоустойчивую матовую поверхность. Причем отражение от стен также должно соответствовать определенным коэффициентам: для потолка – 0,7-0,8, для стен – 0,5-0,6, для пола – не более 0,5. Цвет покрытия должен быть светлым. В процессе строительно-ремонтных работ использовать следует только сертифицированные материалы для отделки, не источающие неприятных запахов и не токсичные.

Освещение и микроклимат в помещении

Если кто-то будет утверждать, что никаких специальных норм и правил в отношении обустройства компьютерных классов не установлено, укажите требования к помещениям кабинета информатики, регламентированные СанПиН. В классе обязательно должны иметь место источники естественного и искусственного освещения. Причем уровень освещенности, достигающей поверхности рабочего стола, в норме составляет 300-500 люкс. В процессе проектирования электрической осветительной системы в помещении необходимо включать в схему возможность раздельного включения линий освещения.

Располагать технику в компьютерном классе необходимо таким образом, чтобы не допустить попадания прямых солнечных лучей, а также чрезмерной контрастности и отражения световых лучей на экраны мониторов. С данной целью оконные проемы закрывают регулируемыми занавесочными устройствами. Допускается установка жалюзи или однотонных занавесок из светлой плотной ткани.

Прежде чем вводить кабинет в эксплуатацию, необходимо убедиться в функционировании систем кондиционирования и вентиляции. В соответствии с требованиями СанПиН, кабинет информатики необходимо проветривать после каждого академического часа или непосредственно перед учебными занятиями, чтобы обеспечить присутствующим более качественный состав воздуха. В теплое время года допускается проведение занятий с открытыми форточками и фрамугами.

Согласно требованиям к кабинету информатики, не менее важное значение имеет и уровень влажности воздуха. Если в компьютерном классе воздух сухой, требуется установка увлажнителей, которые регулярно заправляются дистиллированной или кипяченой питьевой водой. При отсутствии возможности установки увлажнителей допускается использование открытых емкостей с водой. Оптимальным уровнем влажности в классе считается 55-62 % при температуре не более +21 °С, но не менее +19 °С.

Если вас попросят: «Укажите некоторые требования к помещениям кабинета информатики», не забудьте уделить внимание такому нюансу, как уровень шума. Он не должен превышать 50 децибел на рабочих местах, поэтому располагать компьютерный класс в смежном помещении со спортивным залом, кабинетом музыки, мастерскими, актовым залом и другими помещениями, в которых уровень шума и вибрации превышает нормированные показатели, нежелательно. Если же разместить в другом месте класс информационных технологий не представляется возможным, администрация должна позаботиться о снижении уровня шума в кабинете путем применения шумоизолирующих отделочных материалов.

Требования пожарной безопасности

При организации кабинета информатики, как и любого другого помещения, важно учесть правила пожарной безопасности. Весь компьютерный класс необходимо оборудовать защитным заземлением, которое подводят непосредственно к рабочему месту каждого учащегося и преподавателя (техника, лаборанта). Показатель сопротивления изоляции токопроводимых элементов в норме составляет не менее 0,5 Ом, а для заземляющих устройств – не более 4 Ом.

Поставка электроэнергии в кабинет информатики по требованиям, осуществляется через щиты с распределительными подстанциями. Трансформатор подключают к электрическому вводу через устройство, обладающее защитно-отключающей функцией.

На каждой розетке необходимо сделать отметку о величине напряжения. Такая маркировка является обязательной. Токоведущие элементы электрических приборов подлежат тщательной изоляции. Степень соответствия пожарной безопасности требованиям к оборудованию кабинета информатики путем проведения проверки выясняется лицом, ответственным за хозяйственный блок общеобразовательного учреждения. Им может быть директор или другое назначенное лицо, в обязанности которого входит ежегодная организация проведения замеров сопротивления заземляющих устройств, контроль исправности электрооборудования и приборов. По результатам проверки составляется акт, отражающий все недочеты.

В кабинете информатики обязательно должен находиться огнетушитель. Допускается оборудование компьютерного класса порошковым или углекислотным оборудованием для тушения.

Как правильно расставить мебель и технику

Согласно требованиям СанПиН, кабинет информатики в школе должен быть оснащен только такими персональными компьютерами, которые обладают разрешающими санитарно-эпидемиологическими заключениями. Причем это требование касается не только вновь приобретенной техники, но и той, что уже давно введена в эксплуатацию.

При расстановке рабочих ученических мест первоочередной задачей является обеспечение электробезопасности и защиты от электромагнитного излучения. Кроме того, преподаватель должен иметь свободный доступ к любому из посадочных мест учеников во время занятия. Компьютерные классы принято оборудовать одноместными столами, предназначенными для работы с персональными компьютерами. В санитарных требованиях к кабинету информатики акцент делается на соблюдении расстояния между рабочими местами. Так, видеомониторы друг напротив друга можно размещать на расстоянии не менее двух метров, при этом между боковыми поверхностями мониторов допускается оставлять минимум 1,2 м.

При посадке за рабочим местом педагог должен следить, чтобы экран находился на необходимом расстоянии от глаз учеников. Оптимальным считается 50-70 см.

Число рабочих мест для учеников может равняться 9, 12, 15, что зависит от наполняемости классов. Помимо посадочных рабочих мест за компьютерами классная комната должна быть оборудована двухместными партами, исходя из числа учащихся. Письменные столы размещают в центре кабинета в один или два ряда. Их предназначение заключается в проведении теоретических занятий, индивидуальных, групповых работ, для выполнения которых нет необходимости использовать компьютерную технику.

Если в школе устроен только один кабинет информатики, в котором занимаются ученики младших классов, среднего и старшего звена, наиболее трудным является решение вопроса с подбором мебели, подходящей для всех учащихся. Как правило, выход можно найти, оснастив рабочие места подставками для ног. Убедиться в том, что ученический комплект мебели соответствует росту ребенка, можно по положению тела: ноги, предплечья и спина должны иметь опору, а взгляд — падать на центр экрана или немного выше.

Как должны проходить занятия

Продолжительность работы на компьютерной технике – это особенно важное гигиеническое требование. В кабинете информатики учебное занятие может длиться столько же, сколько и обычные уроки (не более 45 минут), но период непосредственного пребывания перед экраном монитора составляет:

  • не более 10 минут – для первоклассников;
  • не более 15 минут – для учащихся младшей школы (до пятого класса);
  • 20 минут – для учеников шестых и седьмых классов;
  • 25 минут – для учащихся восьмых и девятых классов;
  • 30 минут – для остальных.

Чтобы дети имели возможность снимать статическое напряжение, накопленное во время урока по информатике, рекомендуется делать разминку. Своеобразная физкультпауза включает в себя упражнения для профилактики застойных явлений в нижней части тела, пояснице, шее, плечевом поясе и руках.

Также важно не допускать зрительного утомления учащихся после работы на персональных компьютерах. С данной целью рекомендуется проводить упражнения для глаз в положении стоя или сидя. С детьми младших классов разминку проводят в игровой форме.

Требования безопасности в кабинете информатики

С целью безопасной эксплуатации кабинета информатики учащимся предъявляются некоторые требования. В кабинет информатики вход должен быть воспрещен:

  • в верхней одежде, головном уборе, с большими сумками и едой;
  • в грязной обуви, без бахил или сменной обуви;
  • с включенным мобильным телефоном, личным ноутбуком.

Кроме того, во время занятий в компьютерном классе нельзя шуметь, беседовать на посторонние темы и отвлекать других учеников. Ни в коем случае нельзя прыгать и бегать, передвижение по кабинету возможно только с разрешения преподавателя.

Читайте также:  Аконит оборудование для детского

Приступая к работе, ученик обязан осмотреть свое рабочее место и компьютер. При наличии видимых повреждений или поломок использовать его нельзя, о чем следует незамедлительно поставить в известность педагога. Работать можно только за тем компьютером, который изначально был предоставлен на время проведения занятия. Без преподавателя включать и выключать компьютеры самостоятельно нельзя.

Требования к кабинету информатики в школе включают в себя свод правил по работе с компьютером, которые запрещают:

  • при включенном в сеть устройстве подключать провода и подсоединять дополнительные приборы;
  • использовать электронно-вычислительную машину, если на ней отсутствуют элементы корпуса;
  • трогать пальцами экран монитора, разъемы, соединительные кабели и токопроводящие части устройств;
  • во время работы с компьютером касаться батарей, труб;
  • пытаться самостоятельно устранить неисправность на клавиатуре;
  • бить по клавишам или продавливать их с помощью какого-либо предмета;
  • самовольно передвигать любой из элементов системы на другое место;
  • работать за компьютерным столом влажными руками, во влажной одежде;
  • проводить занятие при недостаточном освещении;
  • смотреть на экран монитора дольше установленного времени (в зависимости от возраста).

Организация учительского рабочего места

Отвечая на вопрос: «Укажите некоторые требования к помещениям кабинета информатики», следует также рассказать о дополнительном оборудовании в классе. Передняя стена кабинета информационных технологий оборудуется специальными классными досками, на которых можно писать фломастером. Рядом с доской устанавливают экран, шкаф для хранения учебных пособий и электронных носителей информации, а под ней ставят ящики для таблиц. На верхней кромке фиксируют держатели для подвешивания таблиц. Входя в кабинет, учащиеся должны оставлять свои сумки и портфели на пристенных полках (в шкафах). Допускается оборудование встроенных конструкций.

С левой стороны от учебной доски на стене крепят пульт управления для распределения и подачи электричества к рабочим компьютерам преподавателя и учащихся. Находиться он должен исключительно в зоне доступа учителя. Вдоль задней стены разрешается устанавливать дополнительные секционные шкафы, в которых будут храниться учебные материалы и носители информации.

Рабочая зона преподавателя размещается на возвышенном подиуме. Помимо стола, оснащенного компьютерной техникой, рядом ставят две тумбы с принтером и графическим проектором. В санитарно-гигиенических требованиях к помещениям кабинета информатики можно даже отыскать рекомендуемые размеры учительского стола – он должен иметь длину не менее 130 см и ширину не менее 70 см.

Аппаратура и приспособления

В зависимости от средней численности учащихся в классах определяется количество ученических персональных компьютеров. Одно рабочее место, то есть один комплект аппаратуры (системный блок, монитор, клавиатура и компьютерная мышь), может занять только один человек. При этом занятия в кабинете информатики проходят с учетом деления класса на две группы. Также в состав помещения информационных технологий обязательно включается комплекс для учителя. Помимо стандартного оборудования его место оснащается периферийными устройствами.

В каждом кабинете информатики должен быть установлен кодоскоп или диапроектор (сейчас его функции выполняют мультимедийные проекторы), видеомагнитофон, телевизионный экран с диагональю не менее 61 см. Телевизор с демонстрационной целью устанавливают на уровне 1,5 м. Крепят его с помощью кронштейна с левой стороны от классной доски. Графопроектор размещают рядом с учительскими столом на тумбе. Во время демонстрации диафильма и отдельных фрагментов диапозитивов в кабинете информатики основные требования заключаются в соблюдении правильного расстояния до экрана, рекомендуемая ширина которого должна находиться в пределах 1,2-1,4 м: от первых парт до поверхности с проецируемым изображением должно быть не менее 2,7 м, а от последних столов – не более 8,6 м.

Оптимальной зоной просмотра телепередач и видеороликов является такое же расстояние – 2,7 м от первых ученических столов.

Оборудование и сопутствующая документация

Состав использующегося оборудования в компьютерном классе определен требованиями к помещениям кабинета информатики. Некоторые из них устанавливают строгий перечень предметов вычислительной техники, базового и прикладного программного обеспечения в кабинетах информационных технологий в классах учебных заведений общеобразовательной системы. В первую очередь кабинет информатики оснащают:

  • программными средствами базового и профильного типа для учебного пользования по курсу «Основы информатики и вычислительной техники» ;
  • методическими рекомендациями к выполнению индивидуальных заданий на компьютере в процессе обучения, самостоятельных работ и текущих тренировочных упражнений для закрепления навыков;
  • комплектами справочной, методической и научной литературы;
  • держателями для демонстрационных таблиц и стендов, на которых экспонируются работы учеников;
  • аптечкой для оказания первой медицинской помощи с соответствующим набором медикаментов;
  • средствами для пожаротушения (два огнетушителя).

Что касается документации, то ответственным за ее ведение выступает преподаватель. Обязательными являются:

  • журналы проведения инструктажей по технике безопасности с обучающимися;
  • журналы эксплуатации комплектов электронно-вычислительных машин на всех рабочих местах;
  • журнал поломки компьютеров и их ремонта;
  • инвентарная книга для учета всего имеющегося в кабинете оборудования с годовым планом дооборудования кабинета информационных технологий, который утверждается директором школы.

Кроме того, в кабинете информатики обязательной является картотека, в которой отмечены места хранения учебного оборудования.

Правила размещения оборудования в компьютерном классе

Учебные пособия и многочисленное оборудование необходимо размещать и хранить в секционных шкафах, оснащенных переставными полками. При наличии лаборантской комнаты их устанавливают там. Все демонстрационные комплекты, предназначенные для проведения самостоятельных работ, должны храниться в другом месте.

Носители информации (диски, дискеты, жесткие диски) с программным обеспечением должны находиться в специальных закрытых ящиках, которые защищены от попадания света, проникновения пыли. Причем все диски и прочие носители информации разделяют по классам и учебным группам путем проставления надписей.

С учетом габаритов таблицы помещают для хранения в ящики под учебной доской или в специальные отделения по разделам программы и классам. Их использование является необходимым с точки зрения наглядности и более эффективного усвоения теоретических знаний. Хранение аудиовизуальных пособий осуществляется на полках секционных шкафов, диафильмы и пленки диапозитивов должны находиться в маркированных коробках с разграничительными ячейками.

Любая справочная и учебно-методическая литература, которая может потребоваться в процессе изложения нового материала, должна храниться на полках шкафа. В соответствии с требованиями к оформлению интерьера компьютерного класса, пособия, использующиеся для изучения отдельных тем или разделов курса, экспонируются на стене, которая находится напротив стены с учебной доской. Для размещения книг и иллюстрационных материалов допускается устанавливать съемные стенды.

На стену, размещенную со стороны, противоположной окнам, вешают щиты с таблицами, справочными схемами и прочими пособиями, которые используются при знакомстве учеников с правилами техники безопасности, структурой компьютерных систем, функциями периферийного оборудования и пр. Таблица «Правила работы учащегося за компьютером» должна присутствовать на той же стене, что и стенды. В оформлении щитов и стендов допускается использование различных типов шрифта: печатного и рукописного, арабского и готического. Заголовки и подзаголовки выполняются в едином стиле.

Источник

Нормы и требования к кабинету информатики

Учебно-Материальная База — Кабинет ИВТ

2.10.1.1. Помещения кабинета ИВТ должны иметь естественное и искусственное освещение в соответствии с СанПиН 2.2.2.542-96.

2.10.1.2. Основной поток естественного света должен быть слева. Ориентация оконных проемов должна быть на север или на северо-восток. Не допускается направление основного светового потока естественного света сзади и спереди работающего на ПЭВМ. При двухстороннем освещении при глубине помещения кабинета более 6м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2м от пола.

2.10.1.3. В осветительных установках кабинета ИВТ должна быть использована система общего освещения, выполненная потолочными или подвесными люминесцентными светильниками, равномерно размещенными по потолку рядами в виде сплошных линий с двух сторон о рабочего стола с ПЭВМ или ВДТ. Светильники, а также оконные светопроемы не должны отражаться на экранах ПЭВМ или ВДТ.

2.10.1.4. Освещенность поверхности ученических столов при искусственном освещении должна быть в пределах 300-500 лк. Светильники должны иметь светорассеивающую арматуру.

2.10.1.5. В качестве источников света рекомендуется использовать люминесцентные лампы мощностью 40Вт, 58Вт или энергоэкономичные мощностью 36Вт типа ЛБ, ЛХБ как наиболее эффективные и приемлемые с точки зрения спектрального состава.

2.10.1.6.Для учебных помещений с ПЭВМ и ВДТ следует применять светильники серии ЛП036 с высокочастотными пускорегулируемыми аппаратами (ВЧПРА). Можно допустить применение светильников без ВЧПРА в модификации «кососвет».

2.10.1.7. В помещениях с ПЭВМ по причине загрязнения воздуха антропогенными веществами органической природы и диоксидом углерода рекомендуется иметь приточно-вытяжную вентиляцию, обеспечивающую оптимальный температурно-влажностный режим для всех климатических зон.

2.10.1.8. При отсутствии приточно-вытяжной вентиляции можно организовать кондиционирование воздуха с помощью бытовых кондиционеров.

Расчет кондиционеров должен быть проведен инженером по вентиляции в зависимости от их производительности, количества теплоизбытков от машин, людей, солнечной радиации и источников искусственного освещения.

2.10.1.9. Кабинет ИВТ должен быть оборудован умывальником с подводкой горячей и холодной воды.

2.10.1.10. Электроснабжение кабинета должно быть выполнено в соответствии с требованиями ГОСТ 28139-89 и ПУЭ.

2.10.1.11. Подводка электрического напряжения к столам обучающихся и учителя должна быть стационарной и скрытой.

Читайте также:  Сварочное оборудование электроды сварочные применение

2.10.1.12. Расположение электрощита и Устройства защитного отключения должно давать учителю возможность мгновенного отключения системы электроснабжения. Рекомендуемое размещение — слева или справа от классной доски.

2.10.1.13. Для обеспечения пожарной безопасности кабинет МВТ должен быть укомплектован 2-мя углекислотными огнетушителями (типа ОУ-2).

2.10.1.14. Для окраски стен и панелей должны быть использованы светлые тона красок (р=0,5-0,6). Состав красок должен исключать возникновение известковой пыли.

2.10.1.15. Поверхности ограждающих конструкций кабинета, классной доски, рабочих столов должны быть матовыми.

2.10.1.16. Поверхность пола должна быть ровной, без выбоин, нескользкой, удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическими свойствами.

2.10.1.17. Содержание вредных химических веществ в воздухе помещений с использованием видеодисплейных терминалов (ВДТ) и персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ) не должно превышать среднесуточных концентраций для атмосферного воздуха.

2.10.1.18. Для внутренней отделки интерьера помещений с ПЭВМ и ВДТ не разрешается применять синтетические материалы, выделяющие в воздух вредные химические вещества и соединения. К ним можно отнести древесно-стружечные плиты, слоистый бумажный пластик, моющиеся обои, рулонные синтетические покрытия и др.

2.10.1.19. Уровень шума на рабочем месте во всех учебных помещениях с ВДТ и ПЭВМ не должен превышать 50 дБА. (Санитарные нормы допустимого шума в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки N 3077-84, п.7.2).

2.10.2. Требования к помещениям кабинета ИВТ

2.10.2.1. Кабинет информатики и вычислительной техники (МВТ) организуется как учебно-воспитательное подразделение средней общеобразовательной и профессиональной школы, учебно-производственного комбината, оснащенное комплектом учебной вычислительной техники (КУВТ), учебно-наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью, оргтехникой и приспособлениями для проведения теоретических и практических, классных, внеклассных занятий по курсу «Основы информатики и вычислительной техники» (ОИВТ) как базовому, так и профильным. Кроме того, КИВТ может использоваться в преподавании различных учебных предметов, трудовой подготовки.

2.10.2.2. Площадь помещений кабинета ИВТ определяется в соответствии с требованиями нормативного документа «Учебно-материальная база образовательного учреждения общего среднего образование» ч. I. «Нормы и требования к учебным зданиям и пришкольным участкам», а также СанПиН 2.2.2.542-96.

2.10.2.3. Размещение КИВТ во всех учебных заведениях в цокольных и подвальных помещениях не допускается.

2.10.2.4. Минимальная площадь, приходящаяся на одну ПЭВМ, должна быть не менее 6 кв.м., а объем — не менее 24,0 куб.м. при высоте не менее 4 м. При меньшей высоте учебного помещения рекомендуется увеличить площадь на одно рабочее место.

2.10. 2. 5. При кабинете ИВТ должна быть организована лаборантская площадью не менее 18 кв.м. Лаборантское помещение должно иметь два выхода: в учебное помещение и на лестничную площадку или в рекреацию.

2.10.2.6. Площадь кабинета должна позволять расставить в нем мебель с соблюдением санитарно-гигиенических норм.

2.10.2.7. Передняя стена КИВТ оборудуется классной доской для фломастеров, экраном, шкафом для хранения учебно-наглядных пособий и носителей информации.

2.10.2.8. При входе в кабинет ИВТ должны быть предусмотрены встроенные или пристенные шкафы (полки) для портфелей.

2.10.2.9. Слева от доски, в рабочей зоне учителя, на стене должен быть закреплен электрораспределительный щит с пультом управления электроснабжением рабочих мест учителя и учащихся.

2.10.2.10. Под доской или отдельно под стендами устанавливают ящики для таблиц. На верхней кромке доски крепятся держатели (или планка с держателями) для подвешивания таблиц.

2.10.2.11. На стене, противоположной окнам, размещаются экспозиционные щиты с постоянной и временной информацией.

2.10.2.12. Вдоль задней стены возможно установка секционного шкафа для хранения учебного оборудования и носителей информации в зависимости от площади кабинета.

2.10.2.13. Верхняя часть задней стены кабинета должна быть предназначена для экспонирования пособий, необходимых для изучения отдельных тем программы.

2.10.3. Требования к комплекту мебели в учебном кабинете

2.10.3.1. Кабинет и лаборантское помещение должны быть оснащены определенным комплектом специализированной мебели, отвечающей требованиям ГОСТ 22046-89, имеющей сертификат соответствия технической документации и гигиенический сертификат.

Кабинет должен иметь мебель для:

— организации рабочего места учителя;

— организации рабочих мест обучающихся;

— для рационального размещения и хранения средств обучения;

— для организации использования аппаратуры.

2.10.3.2. Лаборантское помещение должно иметь следующую мебель: радиомонтажный стол, канцелярский стол; стеллажи для хранения инструментария и сейф.

2.10.3.3. Мебель для организации рабочего места учителя должна включать стол с местом для аппаратуры (графопроектора) и компьютера, тумбу для принтера, стул, классную доску.

2.10.3.4. Мебель для организации рабочих мест обучающихся включает одноместные ученические столы для компьютера (ГОСТ 11015-93) со стульями разных ростовых групп № 4,5,6) с цветовой маркировкой с подъемно-поворотными стульями.

2.10.3.5. Мебель для рационального размещения и хранения учебного оборудования должна состоять из комбинированного шкафа по ГОСТ 18666-95.

2.10.4. Требования к организации, рабочих мест учителя и обучающихся

2.10.4.1. Рабочее место учителя располагается на подиуме и оборудуется столом, оснащенным аппаратурой в соответствии с «Перечнями», двумя тумбами (для принтера и графопроектора), классной доской, экраном и электрораспределительным щитом с пультом управления. К учительскому столу должно быть подведено электропитание для подключения ПЭВМ, принтера, графопроектора.

2.10.4.2. Размеры стола учителя: длина крышки — не менее 1300мм, мм, ширина — не менее 700 мм.

2.10.4.3. В тумбах должно быть предусмотрено 1-2 ящика размерами 350x500x100 мм для принадлежностей, магнитных носителей и транспарантов из расчета на текущий день занятий.

2.10.4.4. Для кабинета МВТ рекомендуется использовать классную доску, предназначенную для написания фломастером.

2.10.4.5. Рабочие места обучающихся, оснащенные персональными ЭВМ (ПЭВМ), должны состоять из одноместного стола и подъемно-поворотного стула.

Дополнительно кабинет информатики оборудуется двухместными ученическими столами (ГОСТ 11015-93) в соответствии с количеством рабочих мест обучающихся при работе на ПЭВМ или ВДТ. Ученические столы располагаются в центре и предназначены для проведения теоретических занятий. Столы и стулья должны быть разных ростовых групп с цветовой индикацией.

Источник

Какое оборудование должно быть в кабинете информатики

Государственные стандарты в сфере образования регулярно изменяются. И если раньше главные критерии к оснащению учебных кабинетов опирались на санитарно-гигиенические требования СанПиН 2.4.2.178-02 и дополнительные рекомендации к использованию объектов материально-технического обеспечения, то сегодня требования ФГОС продвинулись значительно дальше. Если брать в пример рекомендационные материалы 2005-2010 годов, то оборудование для компьютерного класса в школе должно было обязательно включать демонстрационный экран, комплект компьютеров из расчета 1 ПК для каждого учащегося в классе, а также дополнительные комплекты для фронтальной и практической работы в группах.

Современное компьютерное оснащение школы

Сегодня классы ИКТ выглядят совершенно иначе. Какое оборудование используется? Что необходимо для создания у учеников информационной картины современного мира? Какое компьютерное оснащение позволит полностью познакомить детей с современными стандартами вычислительной техники, стимулируя у них интерес к занятиям и развитию теоретического мышления? В данной статье мы попробуем ответить на эти вопросы на примере наших типовых решений по комплексному оснащению школ компьютерным оборудованием.

Как выглядит современный кабинет информатики

Для полноценной комплектации, оборудование компьютерного класса в школе должно включать:

  • Интерактивные сенсорные панели и проекционные экраны. С помощью панелей преподаватель информатики легко сможет демонстрировать работу с программами и приложениями через свой ПК, транслируя изображения на экран для аудитории. Интерактивное оборудование также повышает интерес и способствует повышению вовлеченности детей в образовательные процессы. Рекомендуется для кабинетов ИКТ выбирать панели с диагональю от 65 дюймов и разрешением 4К, которые позволят детализировано отображать интерфейсы и панели инструментов различных программ.

Компьютерное оборудование для школ

  • Интерактивные пособия. Наборы электронных учебных материалов, а также стенды и комплекты таблиц по темам «Информатика и ИКТ» позволят дополнить учебный процесс и наглядно рассказать про основы компьютерных технологий. Пособия представляют собой электронные плакаты, которые можно демонстрировать на интерактивных панелях или показывать с помощью проекционного оборудования. Также обязательным является наличие в школьном кабинете информационного стенда «Правила безопасной работы с компьютером».
  • Рабочие компьютеры. Сбалансированным вариантом для компьютерного оснащения школы являются комплекты моноблоков с процессорами на базе Intel Core i3 и выше. Для полноценной практической работы требуется выбирать компьютеры с 4 ГБ оперативной памяти, а также жестким диском на 512 ГБ или 1 ТБ. Для педагога рекомендуется выбирать отдельный ноутбук с предустановленным ПО и увеличенными техническими характеристиками для взаимодействия с интерактивными панелями. В качестве мониторов оптимальным выбором будут бюджетные ЖК-модели с диагональю от 21,5 дюйма.
  • Робототехнические наборы. Образовательные конструкторы по типу Arduino, VEX Robotics или MakeBlock являются наглядным инструментом для изучения основ программирования и проведения практических занятий. Такие наборы уже стали неотъемлемым элементом оборудования кабинета информатики в школе. Ученики смогут не только изучать теоретические основы языков программирования, построения алгоритмов и работы отдельных исполнительных устройств (датчики, микропроцессоры и пр.), но и закреплять эти знания на практике, конструируя собственных роботов.

Оборудование для робототехники в кабинете информатики

Как мы видим, современное оснащение кабинета информатики значительно отличается от требований прошлых лет. И нет никаких сомнений в том, что с развитием технологий эти требования продолжат меняться, чтобы дети тоже развивались в ногу со временем.

Источник