Меню

Оборудование группы раннего возраста условия для физического развития и оздоровления



Организация условий для физического развития детей раннего возраста

Надежда Тишина
Организация условий для физического развития детей раннего возраста

Организация условий для физического развития детей раннего возраста.

Одной из главных задач детских дошкольных учреждений является поддержание и укрепление здоровья детей. Эта задача является важной для достижения определяющей цели – формирование гармонически развитой личности, как со стороны физического, так и духовного развития ребенка. От чего зависит здоровье? Считают,что вклад различных влияний в состояние здоровья следующий:

• Окружающая среда – 20%

• Уровень медицинской помощи – 10%

• Образ жизни – 50%

Из этого следует, что формировать позитивные отношение к здоровому образу жизни необходимо с раннего возраста. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития; высокой работоспособности; в эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств.

У нас в детском саду созданы благоприятные санитарно-гигиенические мероприятия: соблюдается режим дня, организуется полноценное питание, ежедневные пребывания на свежем воздухе, проводятся закаливающие мероприятия. Согласно расписанию по понедельникам, средам и четвергам проводится нормативно-образовательная деятельность – физическое развитие. Занятие организуется в игровой форме, с использованием воображаемых ситуаций и игровых образов, подражательных действий («прыгаем, как зайчики», «ходим, как мишка» и др.). Физкультурные занятия и подвижные игры сопровождаем музыкой, чтением стихов, потешек – это поддерживает интерес малышей к занятиям, облегчает выполнение трудных для них элементов упражнений. Дети учатся ходить группой друг за другом, маршировать, формируются навыки обращения со спортивным инвентарем (например: мяч, обруч, развивается координация, внимание. Помимо спортивной деятельности проводится физминутки, дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика; проводим подвижные игры с ходьбой, ритмическими движениями, прыжками и бегом. Эти игры проводятся как в групповом помещении, так и на прогулке. Также проводим физические упражнения после сна – это ходьба босиком по пуговичным дорожкам, для профилактики плоскостопия.

Для реализации задач и целей здорового образа жизни и всей системы учебно-воспитательной работы в группе раннего возраста я использую современные нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей.В процессе работы мною были поставлены главные цели и задачи: забота о здоровье; эмоциональное благополучие и создание в группе атмосферы доброжелательного отношения ко всем воспитанникам. Что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными; воспитание культурно-гигиенических навыков; привлекать родителей к формированию у ребенка ценностей здорового образа жизни.

Для развития спортивных навыков и физических качеств мы совместно с родителями приобрели мягкие модули, дуги для подлезания, игровой конструктор. Игровые модули предназначены для организации игровых занятий и развития двигательной активности детей. Посредством игры взрослый дает задания, которые не только поддерживают интерес к игре, но и активизируют познавательную деятельность, двигательную сферу, коммуникативные навыки. Модули так же способствуют развитию координации движения, повышает уровень двигательной активности, учат ориентироваться в пространстве. С мягкими модулями могут играть сразу несколько детей, что способствует не только развитию мелкой моторики, но и развитию умения договариваться, уступать.

Родители не только наблюдают за своими детьми, но и участвуют в спортивных мероприятиях,таких как: «Мама, папа, я – спортивная семья», «Мы — смелые, умелые»; активно оказывают нам свою помощь в приобретении пособий для физкультуры, подвижных игр (делают своими руками массажные коврики с использованием пуговиц, авторучек, ракушек; разноцветные мешочки с песком, которые очень эффективно помогают нам в работе по закаливанию детского организма).

В группе создан спортивный уголок,он включает:

• Спортивный инвентарь (мячи, обручи, ленточки)

• Спортивные атрибуты (флажки, погремушки)

• Настенную мишень для бросания мячей

• Массажные коврики, массажные мячи

• Картотека подвижных игр, пальчиковые игры

Весь инвентарь и картотека используются в свободное время; дети находят всему применение.

На занятиях у нас нет прямого обучения, малыши усваивают движения в результате многократного повторения движений. Упражнения хорошо развивают внимание, проводятся в игровой форме,с использованием предметов или игрушек: «Иди по дорожке к мишке», «Пройди по мостику к мишке».

Воспитатель заранее знакомит малышей со свойствами предметов.Например: мячик подскакивает, катится. При многократном повторении малыши с заданием успешно справляются. Движения с предметами требуют некоторого напряжения, но выполняются малышами точнее, чем имитационного характера. Взрослый выполняет упражнение вместе с детьми.

Обучение движениям – воспитательный процесс, поэтому во время игр-занятий стараемся не только приучать детей активно выполнять задания, но и заинтересовать, увлечь их, развиваем выдержку, самостоятельность, умение слышать и выполнять указания воспитателя.

Выполнение нового упражнения,которому обучают ребенка должно быть доступным ему: внимание со стороны воспитателя, поддержка, помощь, положительные эмоции является основным в работе с детьми 2-3 годов.

Предлагаю вашему вниманию игры-занятия, где малыши учатся ходить в определенном направлении,менять способ и скорость и направление движений:

«Ходим вереницей», «Слоны и мыши», «Идем в лес», «Идем по лесенке» и т. д.

Прыжки: «Лягушата и жучок», «Ловкие котята», «Ручеек» и т. д.

Бег: «Вертушки», «Лошадки», «Птички летают», «Самолеты», «У медведя во бору».

Общеразвивающиеигры с использованием спортивного инвентаря: мячей, обручей, гимнастических скамеек, стенки и др. : «Догоните мячики», «Воротца», «Деревья большие и маленькие», «Обезьянки».

Дыхательные упражнения,которые мы с малышами проводим несколько раз в день: «Пыхтим как ежики», «Ветерок», «Радуга улыбается», «Солнышко и луна».

Игровые упражнения и подвижные игры открывают широкие возможности для воспитательной работы с детьми, создают благоприятные условия для совершенствования основных движений, способствуют умственному и физическому развитию ребенка.

Создание условий для физического развития дошкольников Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом, рассказать, как можно разнообразить и повысить эффективность работы с дошкольниками по физическому.

Опыт работы «Создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет» «Создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет и психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям.

Задачи физического воспитания детей раннего возраста и особенности их физического развития Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №24 «Березка» Старооскольского городского округа.

Анализ воспитательно-образовательной работы по созданию психолого-педагогических условий для физического развития Целью рабочей программы, по которой работает наше дошкольное учреждение является создание психолого-педагогических условий для физического.

Формирование условий для развития физического здоровья ребенка Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Новосибирска «Детский сад №373 комбинированного вида «Скворушка» Формирование.

Организация образовательной деятельности в центре сенсорного развития для для детей раннего и младшего дошкольного возрастаОрганизация образовательной деятельности в центре сенсорного развития для для детей раннего и младшего дошкольного возраста Ранний и младший дошкольный возраст является тем ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности,.

Проект по здоровьесберегающему воспитанию «Оздоровительная дорожка как средство физического развития детей раннего возраста»Проект по здоровьесберегающему воспитанию «Оздоровительная дорожка как средство физического развития детей раннего возраста» роект по здоровье сберегающему воспитанию детей раннего возраста на тему: «Оздоровительная дорожка как средство физического развития детей.

Создание условий для раннего развития детей в возрасте до 3 лет В нашем детском саду 245 воспитанников из них 62 ребенка в возрасте до 3 лет, в том числе с 1 сентября начнет функционировать группа для.

Создание условий для развития самостоятельности детей раннего возраста в предметной деятельности 1 слайд Здравствуйте, уважаемая комиссия, разрешите представиться: я – Селина Вера Николаевна, воспитатель 1 квалификационной категории.

Закономерности физического развития школьников в зависимости от условий окружающей среды Физическое развитие отражает процессы роста и развития организма на отдельных этапах постнатального онтогенеза (индивидуального развития,.

Источник

ОЗДОРОВЛЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
статья на тему

Хохлова Ираида Михайловна

Опыт работы по организации оздоровления и физического развития детей раннего возраста в детском саду в свете современных требований к организации образовательной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Скачать:

Вложение Размер
Опыт работы организации оздоровления и физического развития детей раннего возраста. 24.88 КБ

Предварительный просмотр:

ОЗДОРОВЛЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Автор: И.М.Хохлова, старший воспитатель частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №208 ОАО «РЖД».

  1. Обоснование актуальности.

«Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Василий Александрович Сухомлинский

Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. Одна из задач образовательной деятельности – «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия» (ФГОС ДО, п. 1.6.).

Понятие «здоровье» вмещает в себя характеристики физического и психического развития ребенка, адаптационные возможности его организма и социальную активность. Здоровый образ жизни должен быть задан той средой, в которой живет малыш – в семье, в дошкольном учреждении.

« Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам», – гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину.

  1. Цели и задачи.

Нашей целью является сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста путем формирования убеждений и привычки к здоровому образу жизни, развития разнообразных двигательных и физических качеств, укрепления психического здоровья детей и обеспечение их психологической безопасности.

На основании целей мы решаем следующие задачи:

  • Развивать адаптационные процессы, способность организма противостоять неблагоприятным воздействиям;
  • Формировать на доступном уровне необходимые знания в области гигиены, физической культуры;
  • Повысить общий жизненный тонус ребёнка, сопротивляемость, закалённость и устойчивость его организма к заболеваниям дыхательной системы.
  • Обогащать двигательный опыт.
  • Воспитывать положительное отношение и устойчивый интерес к самостоятельной двигательной деятельности.
  1. Направления работы

В соответствии с целями и задачами нами были определены следующие направления работы:

  • Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей групп раннего возраста.
  • Сотрудничество с медицинским персоналом.
  • Создание развивающей предметно-пространственной среды.
  • Определение исходных показателей состояния здоровья и психического развития детей, на основе сбора антропометрических данных, характеристики двигательной подготовленности ребенка, психолого-педагогических критериев здоровья (личностные и поведенческие особенности ребенка, отмеченных воспитателем вместе с родителями).
  • Создание условий для успешной адаптации детей к детскому саду путём использования комплекса психогигиенических и психопрофилактических средств и методов, направленных на снижение стрессовых реакций, профилактики нарушений эмоционального состояния детей.
  • Рациональная организация двигательной активности детей в течение дня в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.
  • Организация закаливания детей, реализуемая как комплекс оздоровительно-профилактических воздействий благоприятных для становления аппарата физической терморегуляции, плохо функционирующей в периоде раннего детства с использованием технологии оздоровительного игрового часа.
  • Взаимодействие с родителями в целях консультативной поддержки по вопросам образования и охраны здоровья детей, а так же предоставления возможности участвовать в образовательном процессе.
  1. Практическая часть.

Комплексный системный подход к оздоровлению и физическому развитию детей, выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от профессиональной компетентности педагогов. В этом направлении используются разнообразные формы работы: интерактивные консультации, семинары-практикумы, тренинги, мастер-классы, фестивали инноваций.

Вопрос организации развивающей предметно — пространственной среды на сегодняшний день стоит особо актуально. Для детей раннего возраста образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, для организации образовательной и оздоровительной деятельности. Для обеспечения двигательной активности в группах оснащены физкультурно-оздоровительные уголки, наполненные современным спортивным оборудованием, пособиями и нестандартным оборудованием (дорожки, массажные коврики) для профилактики плоскостопия, развития правильного физиологического дыхания, мелкой и крупной моторики, что позволяет не только решать оздоровительные задачи, но и способствует поддержанию интереса детей к занятиям.

Деятельность дошкольного учреждения, где ребенок проводит большую часть активного времени, по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должна начинаться с момента поступления его в детский сад, с раннего возраста. Поэтому на организационном этапе работы (как правило, это летний период) основное внимание мы уделяем обеспечению условий для успешной адаптации детей к дошкольному учреждению: изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка, составление и апробацию режима, заполнение и анализ не обходимой документации. Для того, чтобы это период прошел для ребенка максимально безболезненно, в группе создаётся комфортная среда, наполненная разнообразным игровым и развивающим материалом, постоянно поддерживается положительный микроклимат. Для создания эмоционально – положительного климата в группе нами реализуется «План работы на адаптационный период», задачами которого являются:

  • создание условий для охраны здоровья детей;
  • формирование навыков здорового образа жизни, содействие полноценному физическому развитию;
  • закладывание основ будущей личности.

Одним из основных условий, обеспечивающих оптимизацию физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста, является организация оптимальной модели двигательного режима в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями каждого ребёнка.

В целях активизации двигательной активности детей, укрепления и сохранения их здоровья во вторую половину дня после дневного сна организуется оздоровительный игровой «час». Инновационная направленность прослеживается в организации этой деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Технологичность заключается в чёткой проработке алгоритма оздоровительно-игрового часа и системе его проведения в рамках основной образовательной программы дошкольного образования.

Грамотно организованная эмоционально-насыщенная, разнообразная деятельность способствует поднятию мышечного и психического тонуса, положительно сказывается на самочувствии, развивает ловкость, подвижность, эмоциональную сферу,даёт детям массу приятных и полезных впечатлений,а следовательно, является основой для решения не только оздоровительных задач, но и всех задач образовательной области «Физическое развитие».

Большое внимание в своей педагогической деятельности уделяем сотрудничеству с родителями наших воспитанников.

В совместной деятельности с родителями используем следующие формы работы:

  • мастер-классы с целью обучения родителей конкретным приемам и методам оздоровления детей;
  • родительские конференции с целью обсуждения вопросов сохранения и укрепления здоровья детей и обмена опытом здорового образа жизни среди родителей
  • организация выпусков листовок здоровья, буклетов с целью пропаганды здорового образа жизни, использования общегигиенических правил, рационального двигательного режима, полноценного сбалансированного питания, закаливания и оптимального воздушного и температурного режима в семьях воспитанников.
  1. Вывод.

Таким образом, осуществление деятельности по оздоровлению и физическому развитию детей раннего возраста в соответствии с современными требованиями позволяет нам:

Источник

Физическое развитие ребенка: советы для родителей

В дошкольном возрасте формируется основа для здоровья и полноценного физического развития малыша. Без достаточного уровня физической активности невозможно гармоничное развитие крохи. Физическое воспитание позволяет развить у ребенка такие качества, как сила, выносливость, гибкость, ловкость, скорость, а также способствует укреплению мышц, опорно-двигательного аппарата и организма в целом. О том, в чем особенности физического развития детей раннего и дошкольного возраста, какие двигательные навыки должны быть сформированы в этом возрасте, как заниматься физическим воспитанием с малышами, мы расскажем Вам в нашей статье.

Особенности физического развития детей раннего и дошкольного возраста

По наблюдениям специалистов, дети до 3 лет проводят более 2/3 времени бодрствования, занимаясь активными видами деятельности. Постепенно доля этого времени сокращается, однако нельзя отрицать, что физическая активность – одна из важнейших составляющих гармоничного развития ребенка на протяжении всего дошкольного возраста.

Как правило, к 1 году ребенок умеет сидеть, стоять (с поддержкой), активно ползать и начинает делать свои первые шаги. Годовалые малыши любит ходить вдоль опоры и за ручку, а кто-то даже пытается бегать. Также с помощью взрослого малыш может потихоньку подниматься и спускаться по лестнице, залезать и слезать с дивана. Благодаря способности удерживать вертикальное положение расширяются возможности крохи в исследовании мира. Это очень важный шаг в развитии ребенка. Чтобы ребенок научился ходить уверенно, не навязывайте ему свою помощь, страхуйте его на расстоянии вытянутой руки.

Так как дети этого возраста очень любят покорять всевозможные вершины, необходимо обеспечить ребенку безопасную среду дома.

Двухлетка ходит уже достаточно уверенно. Он может передвигаться и задом и боком, умеет быстро останавливаться и менять направление. Шаг постепенно становится размеренным, руки при ходьбе опущены вниз. Также, двигаясь, ребенок может наклоняться, поднимать руки, крутить головой, держать что-то в руках и т.д. В этом возрасте начинает формироваться навык бега. Малыш теряет равновесие из-за недостаточной сформированности вестибулярного аппарата и смещенного вверх тела центра тяжести. Поэтому не удивительно, что кроха 2 лет часто падает и зарабатывает синяки. Дети этого возраста учатся прыгать на двух ногах, подниматься по лестнице, ездить на беговеле и самокате, трехколесном велосипеде.

В 2 года малыши обожают все, что связано с движением. Дети этого возраста практически без остановки могут бегать, прыгать, лазить на детской площадке. Движение приносят детям большую пользу – они учатся управлять своим телом.

Дети среднего дошкольного возраста (3-5 лет) учатся быстро бегать, меняя направление, прыгать на одной и двух, перешагивать препятствия, ходить на цыпочках. Развитие координации движений позволяет малышам одновременно выполнять движения разными частями тела (например, качать головой и хлопать в ладоши).

В возрасте 3 лет у детей происходит большой скачок физического развития. Малыш уже может быстро бегать, прыгать, приседать, поворачивать корпус. Его движения становятся более точными и скоординированными, увеличивается скорость реакции. Ориентация в пространстве также значительно улучшается (часто у мальчиков она развита лучше, чем у девочек этого возраста).

У четырехлетнего ребенка достаточно хорошо развиты координация движения и равновесие, благодаря чему малышу становятся более доступны различные виды физической активности, такие как танцы, гимнастика, езда на двухколесном велосипеде.

Пятилетних детей можно эффективно обучать сложным двигательным навыкам, требующих хорошей физической подготовки, ловкости и скорости движения. В этом возрасте малыш сможет достичь успехов в таких видах спорта, как плавание, гимнастика, фигурное катание, танцы.

Шестилетний ребенок хорошо развит физически. Он умело владеет своим телом, а его движения достаточно скоординированы. В сфере крупной моторики ребенок 6 лет умеет:

  • Ходить по линии и перекладине;
  • Перепрыгивать препятствия;
  • Стоять и прыгать на одной ноге;
  • Попадать мячом в цель;
  • Взбираться по веревочной лестнице и многое другое.

Итак, двигательные навыки маленьких детей несовершенны. Чем старше ребенок, тем лучше развита координация движений, ловкость, точность, быстрота реакции. Знание возрастных особенностей физического развития детей позволяет развивать именно те свойства движений, которые сформированы недостаточно и требуют тренировки.

Методы физического воспитания дошкольника дома

Для того чтобы в семье малыш активно развивался физически, родителям желательно создать для малыша соответствующие условия и следовать ряду принципов.

  1. Соблюдение режима сна и бодрствования;
  2. Правильное питание;
  3. Прогулки на свежем воздухе;
  4. Одежда не должна стеснять движения ребенка;
  5. Закаливание (после консультации с педиатром);
  6. Утренняя зарядка;
  7. Физкультминутки и подвижные игры.

Компактно организовать пространство для физической активности малыша дома помогут спортивный комплекс, сухой бассейн с шариками, массажные коврики и другие спортивные снаряды.

Подвижные игры и упражнения для дошкольников в домашних условиях:

  • «Преодолей препятствие». Разложите на полу различные предметы (подушки, игрушки, стульчики) и предложите малышу преодолеть полосу препятствия.
  • Массажные коврики. Ступни – это одни из наиболее чувствительных частей тела, потому что на них сосредоточено большое количество нервных окончаний. Ортопедические массажные коврики очень полезно использовать на занятиях с детьми, так как они формируют свод стопы, уменьшая риск плоскостопия.
  • «Собери шарики». Если у Вас дома есть сухой бассейн с шариками, вы можете предложить малышу простую и веселую игру, которая поможет развить скорость реакции, ловкость и координацию движений. Рассыпьте по комнате разноцветные шарики и попросите малыша как можно быстрее собрать все шарики определенного цвета.
  • «Забей гол». Из деревянного конструктора соорудите ворота, в которые надо вкатить мячик, не разрушив их. Мяч можно пинать ногой, толкать руками или бить по нему клюшкой, в зависимости от возраста ребенка.
  • «Попади в цель». Поставьте на пол корзину, а малыш должен попасть в нее мячом с достаточного расстояния.

Поддерживайте интерес ребенка к физическим упражнениям. Хвалите малыша за его успехи и старайтесь показывать ему положительный пример.

Увлечь малыша поможет веселая зарядка и физкультминутки. О том, какие упражнения полезны дошкольникам, смотрите на видео:

В какие спортивные секции отдать дошкольника?

Физическое воспитание ребенка должно быть организовано таким образом, чтобы ребенок сразу учился правильному выполнению движений, так как ошибки могут надолго закрепиться. Если родители не обладают достаточными знаниями в области физического развития малышей, лучше чтобы ребенка наблюдал специалист. В настоящее время существует большой выбор спортивных секций и кружков для детей дошкольного возраста.

  • Плавание и фигурное катание позволяют ребенку отлично узнать возможности своего тела, укрепляют мышечный корсет.
  • Фитнес и йога способствуют развитию основных групп мышц, а также формированию и укреплению двигательных умений и навыков, ориентации в пространстве.
  • Конный спорт оказывает благотворное влияние на опорно-двигательный аппарат, формирует правильную осанку и развивает координацию движений.
  • Гимнастика позволяет развить гибкость, координацию и ловкость.
  • Ритмика, танцы имеют большую популярность среди дошкольников. В результате этих занятий у малышей развивается чувство ритма, пластичность и координация движений, а также формируется правильная осанка.
  • Командные виды спорта: футбол, хоккей, волейбол, баскетбол. Занятия в этих секциях развивают все группы мышц, быстроту, выносливость, координацию движения.
  • Боевые искусства подходят детям, которые испытывают трудности контроля своих эмоций и поведения. Помимо физического развития занятия боевыми искусствами, в том числе восточными единоборствами, учат сохранять самообладание, концентрироваться на своих ощущениях и быть внимательным.

Выбирая спортивную секцию для ребенка, ориентируйтесь на его интересы, особенности темперамента и физические возможности. Активным малышам хорошо подойдут командные виды спорта и танцы, спокойным детям – плавание, фигурное катание, гимнастика, конный спорт.

Выводы

Физическое воспитание – это одно из условий гармоничного развития ребенка дошкольного возраста. По мере взросления ребенок приобретает все более сложные двигательные навыки, улучшается координация движений, развивается ловкость, выносливость, скорость. Спортивные секции для детей дошкольного возраста способствую общему физическому развитию малышей. Но следует помнить, что детский организм не готов к сильным нагрузкам, поэтому занятия профессиональным спортом в этом возрасте могут нанести вред здоровью ребенка. Помимо посещения секций, очень важно вести здоровый образ жизни: соблюдать режим дня, правильно питаться, проводить время на свежем воздухе. Дома у ребенка должна быть возможность для физической активности.

Заключение

В детском Монтессори-центре «Созвездие» для физического развития детей предусмотрены такие направления как фитнес для малышей, танцы и ритмика. В игровой форме дети учатся координировать свои движения, развивают гибкость, пластичность, ловкость и выносливость. Наши занятия способствуют укреплению основных групп мышц, опорно-двигательного аппарата, дыхательной системы, формируют правильную осанку и предупреждают развитие плоскостопия. При этом дети получают мощный заряд положительных эмоций. Мы всегда открыты для Вас!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Шутова Анастасия

Источник

Как организовать развивающую среду в яслях с учетом ФГОС ДО и СанПиН. Методические рекомендации

В каждой группе детского сада предметная среда должна соответствовать возрасту детей и быть развивающей. От того, какая среда окружает ребенка, зависит его физическое, интеллектуальное и эстетическое развитие. Среда в группах раннего возраста должна учитывать особенности детей на данном этапе развития: ситуативность, интерес к предметам, повышенная двигательная активность. Расскажем, что должно быть в группе у малышей, чтобы они чувствовали себя комфортно и безопасно.

Единые требования, которые предъявляет ФГОС ДО к развивающей среде групп детского сада, – содержательная насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность. При этом среда не должна сводиться к какому-то набору игрушек. Предметный мир раннего детства – это не только игрушки, но и вся окружающая ребенка обстановка.

Мебель и оборудование в группе располагайте так, чтобы осталось достаточное пространство для свободной двигательной активности и общения детей. У малышей должна быть возможность беспрепятственно ходить, ползать, бегать, возить за веревочку машинки, толкать перед собой тележки, а также побыть одному в уголке уединения.

Цветовая отделка. Оформление групповой комнаты должно пробуждать у детей познавательные интересы и позитивные эмоции. Поэтому выбирайте цветовую отделку помещения такую, чтобы она не была тусклой, но в то же время не перевозбуждала детей. На стенах разместите картины и репродукции, детские рисунки, фотографии. Все экспозиции должны быть на такой высоте, чтобы дети могли увидеть и рассмотреть их. Также на небольшом расстоянии от пола рекомендуется укрепить зеркало, чтобы малыши могли увидеть себя в нем в полный рост. Это важно для формирования у детей раннего возраста образа себя.

Звуковой дизайн. Оформите групповую комнату и спальню звуковым дизайном – записями колыбельных песен, плеска воды, шума моря, пения птиц, шелеста листвы. Тихие, приятные звуки успокоят детей, создадут уют, выполнят познавательную и эстетическую функции. Веселые детские песенки, танцевальные мелодии, колыбельные, фрагменты классических произведений используйте во время режимных моментов и в играх в качестве фона и дополнения.

Зонирование. В группе необходимо обеспечить детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности. Для этого зонируйте групповую комнату и спальню. Чтобы отделить некоторые зоны друг от друга, используйте перегородки с ячейками, нишами. Например, зону сюжетных игр можно отделить от зоны для подвижных игр, чтобы дети не отвлекались и не мешали друг другу. При этом каждая зона должна быть хорошо освещена. Зонирование помещения поможет каждому ребенку выбрать для себя привлекательное занятие и сохранить устойчивый интерес к нему благодаря соответствующим игрушкам, не отвлекаясь на другие виды деятельности.

Зоны располагайте так, чтобы они способствовали плавному переходу детей от одной деятельности к другой. Например, зона для игр со строительным материалом может соседствовать с зоной сюжетных игр. В процессе игры с сюжетными игрушками ребенок сможет взять расположенные рядом кубики и построить домик и дорожку для кукол.

Принцип зонирования не означает, что предметная среда должна быть неизменной. Зоны следует менять, объединять, дополнять. Развивающая обстановка должна, с одной стороны, обеспечивать ребенку ощущение постоянства, стабильности, устойчивости, а с другой стороны, позволять взрослым и детям видоизменять ее в зависимости от потребностей и возможностей малышей и новых педагогических задач. Для этого в группе должны быть легкие материалы и специальные предметы, которые позволят создать новые зоны и уголки. К ним относятся ширмы, скамейки, мягкие модули, большие куски ткани и пр. Например, с помощью больших модулей из легких материалов дети смогут построить в центре комнаты дом, дворец, лабиринты, пещеры для игр. Эти же модули воспитатель легко преобразует в большой общий стол для игры с группой детей.

Периодически меняйте в группе отдельные элементы и привлекайте к ним внимание малышей. Если кто-то из родителей умеет хорошо рисовать или владеет художественными техниками, попросите их расписать свободную часть стены красками, сделать панно, изготовить оригами. Игры и игрушки также следует периодически менять. В каждой зоне должны своевременно появляться новые предметы, которые будут стимулировать двигательную, познавательную активность малышей, развивать их игровую деятельность. При этом игрушек в каждой зоне не должно быть много.

Рисунок-схема. Что должно быть в группе раннего возраста. Требования к игрушкам и материалам

для разных видов детской деятельности

Большое значение для развития детей раннего возраста имеют специфические виды детской деятельности. Это прежде всего познавательно-исследовательская и игровая деятельность. Поэтому в группе должны быть условия для их полноценной реализации. Каждый вид деятельности предполагает специальное материальное оснащение. Все материалы необходимо подбирать с учетом возраста детей. Остановимся на характеристике игрушек и материалов, которые должны быть в группе раннего возраста.

Игрушки для предметной и познавательно-исследовательской деятельности. Исследовательский интерес, способность и стремление экспериментировать зарождаются в раннем детстве в ходе предметной деятельности. Именно в «бесцельных», неосознанных действиях ребенка начинает формироваться познавательная активность и познавательная мотивация, которая ведет за собой познавательное развитие. Познавательно-исследовательская деятельность развивает восприятие, внимание, мышление, речь ребенка. Смысловым центром этой деятельности является интерес к игровому материалу и действиям с ним, благодаря которым ребенок становится самостоятельным, начинает осознавать свои возможности.

Возможность многократно наблюдать, самостоятельно воспроизводить, повторять – это условие исследования в любом возрасте. До 3–4 лет экспериментирование непосредственно связано с предметными действиями – оно происходит в потоке действий, которые совершает ребенок с предметами. Постепенно экспериментирование становится целенаправленным – ребенок начинает сознательно выявлять свойства предметов. Чем разнообразнее материал, который есть в распоряжении у малыша, тем более многогранным будет экспериментирование.

Материалы для исследовательских действий детей можно разделить на две группы: для предметной деятельности (составные игрушки, игрушки-каталки, игрушки-тренажеры, подручный материал) и детского экспериментирования (динамические игрушки, звучащие игрушки, наборы песка и воды, игрушки с сюрпризом).

Игрушки для предметной деятельности и экспериментирования различаются. Первые должны направлять ребенка на выделение определенного значимого признака (например, формы или размера). Вторые – отображают различный характер движения предметов, их звучания, взаимодействия между собой или с различными веществами – водой, воздухом, песком т. п. Важные качества игрушек для предметной деятельности и экспериментирования – наглядность и яркий, очевидный эффект явления, который побуждает ребенка воспроизвести действие и желание разобраться.

Познавательные действия возможны также с наглядно-образным материалом. К данному виду материала относятся наглядные пособия, которые отражают предметные, природные или социальные объекты и события. Это различные наборы карточек и картинок с разнообразными изображениями. Картинки полезны для развития речи, которое в раннем возрасте является одной из центральных задач воспитания.

Материалы для развития речи. В группе должны быть книжки с картинками (сборники потешек, стишков, прибауток, песен, сказок, рассказов); предметные и сюжетные картинки, наборы картинок для группировки по темам (одежда, посуда, мебель и др.); разрезные картинки, наборы парных картинок. Кроме того, хорошо иметь аудиоматериалы с записями детских песен, сказок и диафильмы, которые более полезны для малышей, чем мультфильмы.

Материалы для игровой деятельности. Сюжетная игра – ведущая деятельность дошкольника. Но ее начало относится к раннему возрасту, поэтому в ясельной группе обязательно должны быть игрушки и материалы для настоящей игры. Чтобы ребенок почувствовал себя в игре другим, принял роль и мог ее удержать, существует специальный игровой материал – ролевая атрибутика, которая делает роль более наглядной. Этот материал можно разделить на три группы: маркеры пространства, атрибуты роли, предметы ролевых действий.

Важнейший предмет для сюжетных игр и ролевых, и режиссерских – образная игрушка (куклы, фигурки животных и персонажи детских сказок). Такая игрушка является и атрибутом для игры, и партнером по общению. Ребенок говорит с куклой и за куклу, сам спрашивает и отвечает за нее, переносит в такое общение свой опыт и переживания.

При подборе образных игрушек следует внимательно относиться к их характеру, образу. Такая игрушка становится объектом идентификации для ребенка – бессознательно он принимает на себя выражение лица, позу и характер кукольного персонажа. Чтобы образная игрушка стала предметом игры и реализовала свой развивающий потенциал, она должна обладать определенными качествами – гармоничное, целостное сочетание условности и реалистичности образа и характера (к куклам это относится в первую очередь). Реалистичность и узнаваемость образа становится ориентиром, который направляет игровые действия ребенка и сюжет игры.

Еще одна важная характеристика образных игрушек – техническая оснащенность. Игрушки, которые содержат механизмы движения (ходящие куклы, говорящие и поющие звери и пр.) часто становятся предметами для манипулирования и экспериментирования, но уводят ребенка от смысла игровой деятельности – создания воображаемой, условной ситуации. Наличие встроенного механизма игрушки навязывает ребенку определенный способ действия с ней и закрывают возможность настоящей игры, а значит, блокируют инициативность ребенка.

Открытость по образу и действию – основное требование к образной игрушке. Поэтому куклы лучше выбирать с обликом ребенка, а не взрослого или подростка. Они помогут ребенку воспроизвести, а значит, осознать, события своей жизни. В игре они могут быть детьми в семье, пассажирами, пациентами, учениками, играть, путешествовать. Вместе с тем важно, чтобы набор кукол в группе был разнообразным. Нужны куклы разного возраста, пола, характера, в разной одежде.

Неоформленые материалы. В группе должен быть неоформленный материал – природный, бросовый, элементы старых конструкторов для использования в сюжетно-ролевых играх в качестве предметов-заместителей. Эти предметы также нужно обновлять, чтобы стимулировать развитие воображения детей.

Создание полноценной развивающей среды не связано напрямую с финансовыми возможностями ДОО. Групповое помещение не обязательно должно быть оснащено дорогостоящими игрушками и оборудованием. Разностороннему развитию ребенка может способствовать не только игровой и дидактический материал фабричного производства, но и изготовленный педагогами и родителями. Главное – чтобы игрушки и материалы соответствовали возрасту детей, были адекватны целям развития и находились в свободном доступе.

Характеристика игрушек и материалов для разных видов деятельности детей до 3 лет.

Примерный перечень материалов и оборудования для групп раннего возраста

в соответствии с образовательными областями

Познавательное и речевое развитие

Материалы

и игрушки

для предметной деятельности

· Пирамидки и стержни для нанизывания с цветными элементами разнообразных форм для индивидуальных занятий.

· Большая напольная пирамида для совместных игр со сверстниками, матрешки.

· Наборы кубиков и объемных тел (цилиндры, бруски, шары, диски).

· Игрушки-орудия (совочки, лопатки с наборами формочек, удочки, сачки, черпачки, грабельки, молоточки, веера и др.).

· Наборы разнообразных объемных вкладышей.

· Мозаики, рамки-вкладыши с различными геометрическими формами, паззлы, конструкторы

Материалы и игрушки

· Динамические игрушки – игрушки, которые отображают различные виды движения – различные кугельбаны, кувыркунчики, волчки и юлы, клюющие курочки и пр.).

· Столы-поддоны с песком и водой; плавающие и тонущие предметы (губки, дощечки, металлические предметы, предметы из резины, пластмассы и пр.).

· Разнообразные бытовые предметы для исследования (часы, кофемолка, телефон и пр.).

· Игрушки с магнитом.

· Игрушки из разных материалов и разной плотности (из тканей, резиновые, деревянные, пластиковые и др.), мягконабивные игрушки из разных тканей, заполненные различными материалами (крупами, бумагой, лоскутками и пр.).

· Пластические материалы (глина, тесто); материалы для пересыпания и переливания (пустые пластиковые бутылки, банки, фасоль, горох, макароны и пр.); трубочки для продувания, просовывания.

· Игрушки с секретами и сюрпризами (коробочки и пеналы с подвижной крышкой, шкатулки с разными заст ѐ жками, головоломки, наборы для игр, включающих решение проблемных ситуаций); игрушки со светозвуковым эффектом; «волшебный мешочек», наполняемый мелкими предметами и игрушками

для развития речи

· Предметные и сюжетные картинки, наборы картинок для группировки (одежда, посуда, мебель, животные, транспорт, профессии, игрушки).

· Книжки с картинками (сборники потешек, стишков, прибауток, песен, сказок, рассказов).

· Разрезные картинки, наборы парных картинок; серии картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые ситуации).

· Аудионосители с записями детских песен, сказок.

Социально-коммуникативное развитие

Наглядно-образный материал (наглядные пособия, отражающие предметные, природные или социальные объекты

и события)

· Фотографии детей, семьи, семейные альбомы.

· Фотографии, альбомы, отражающие жизнь группы и детского сада.

· Наглядные пособия (книги, иллюстрации), отражающие разные занятия детей и взрослых.

· Картинки и фотографии, изображающие разные эмоциональные состояния людей (веселый, грустный, смеющийся, плачущий, сердитый, удивленный, испуганный и др.), их действия, различные житейские ситуации.

· Наглядный материал и игрушки, способствующие развитию толерантности (картинки, куклы, изображающие представителей разных рас и национальностей; картинки, куклы, изображающие больных детей и животных и т.п.).

· Аудио-, видеоматериалы о жизни детей и взрослых

Материалы и игрушки для процессуальных и сюжетных игр

· Игрушки-персонажи: крупные куклы в одежде, которую можно снимать и надевать, куклы-голыши, антропоморфные животные из разных материалов.

· Стационарная и настольная кукольная мебель (столики, стульчики, скамеечки, шкаф, кроватки и пр.).

· Игрушки для разыгрывания различных сюжетов: кормления кукол (посуда, столовые приборы), укладывания спать (подушечки, простынки, одеяльца), купания (ванночки, флаконы, губки, салфетки), лечения (игрушечные наборы, в которые входят градусник, шприц, трубочка для прослушивания, кусочки ваты, бинтик и пр.), прогулок (коляски с подушечкой и одеяльцем, машинки); уборки (губка, мыло, мисочка или раковина совок, веничек, салфетки).

· Строительные наборы для мебели домов, дорожек и пр.

· Машины крупные, с кузовом, кораблики, поезд, и пр.).

· Детские игрушечные телефоны.

· Предметы-заместители в коробках (кубики, палочки, шишки, желуди, шарики, детали пирамидок и конструкторов, фигурные катушки и пр.).

· Ткани разных размеров, цветов и фактур

· Крупные модули для строительства машин, поездов, домов и пр.

· Большие коробки с прорезями в виде окон, из которых также можно устраивать дома, поезда, туннели, дом

Художественно-эстетическое развитие

Материалы и оборудование общего назначения

· Книги с красочными иллюстрациями, репродукции.

· Стенд для демонстрации детских рисунков и поделок.

· Емкости для хранения материалов для изобразительной деятельности

Материалы для изобразительной деятельности

· Наборы цветных карандашей, фломастеров, разноцветных мелков; краски (гуашь, акварель, пищевые красители).

· Кисти для рисования, для клея; палитра, емкости для воды, красок, клея.

· Бумага разных форматов, цветов и фактуры, картон для рисования и аппликаций.

· Глина, пластилин (не липнущий к рукам).

· Печатки, губки, ватные тампоны для нанесения узоров; трафареты для закрашивания.

· Доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, глиной, тестом; мольберты.

· Салфетки для вытирания рук и красок; фартуки и нарукавники для детей

Материалы для музыкального развития детей

· Игрушечные музыкальные инструменты: бубны, барабаны, трещотки, треугольники, маракасы, ложки, колокольчики, дудочки, металлофоны, пианино.

· Игрушки с фиксированной мелодией (музыкальные шкатулки, шарманки, электромузыкальные игрушки с наборами мелодий, звуковые книжки, открытки).

· Аудиосредства (музыкальный центр, наборы дисков с записями музыкальных произведений)

Материалы для театрализованной деятельности

· Наборы кукол, игрушек-персонажей сказок, ширмы для кукольного спектакля, костюмы, маски, театральные атрибуты для разыгрывания сценок и спектаклей.

· Карнавальные костюмы, маски.

· Фланелеграф с набором персонажей и декораций; различные виды театров (би-ба-бо, настольный плоскостной, магнитный, теневой).

· Аудио-, видеосредства для демонстрации детских спектаклей, мультфильмов

Физическое развитие

развития двигательной активности детей (ползания, лазания, ходьбы, бега,

· Горки, лесенки, скамеечки, туннели, домики.

· Игрушки-качалки, модульные сооружения различных форм из разных материалов, веревки, дорожки для ходьбы, задающие изменение направления движения.

· Массажные дорожки и коврики с разным покрытием, «сухой бассейн», мини-маты, трехколесные велосипеды, мини-стадион

Игрушки и материалы для развития мелкой и крупной моторики

· Мячи разных размеров, в том числе массажные кегли, обручи, кольца.

· Игрушки, которые можно катать, толкать; разноцветные предметы различной формы для нанизывания; доски с пазами, крючочками, стержнями и молоточками.

· Специальные приспособления – стенды, тренажеры – предназначенные для развития разнообразных движений кисти руки и пальцев (застежки – молнии, пуговицы и петли, крючки, шнуровки).

· Коробки с разными крышками и прорезями, копилки

Источник

Читайте также:  Услуги по конструированию оборудования