Меню

Оборудование для театральной деятельности детей



Консультация «Требование к оснащению театрального уголка»
учебно-методический материал на тему

Театральный уголок — это важный объект развивающей среды. В нем отводится место для различных видов театра: настольный, пальчиковый, набор кукол, масок для разыгрывания сценок, ширма и другое. Театральный уголок организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya_trebovanie.docx 23.26 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ города Тулуна «Детский сад комбинированного вида «Родничок»

«Требования к оснащению театрального уголка»

Требования к оснащению театрального уголка

Оно облагораживает, воспитывает человека.

Тот, кто любит театр по настоящему,

Всегда уносит из него запас мудрости и доброты!

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном. Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на раскрепощение ребенка, вовлечение его в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; она создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости.

Играя в сказку, дети используют различное предметное оборудование, разные виды театра. В нашем детском саду в каждой группе есть свой уголок театра. Однако, мир меняется, дети меняются, поэтому должна меняться и предметная среда. Вопрос ее своевременного обновления всегда актуален.

Театральный уголок — это важный объект развивающей среды. В нем отводится место для различных видов театра: настольный, пальчиковый, набор кукол, масок для разыгрывания сценок, ширма и другое. Театральный уголок организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.

Содержание театрального уголка определяется необходимостью ознакомления детей с различными видами театра.

В литературе можно найти разные классификации видов театра. Приведу одну из них:

Источник

Оборудование детского театрального кружка

Программа театральной студия

Для детей старшего дошкольного возраста

«В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»

С древних времен различные формы театрального действия служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Ребенок присваивает чужой опыт и приобретает собственные знания и убеждения через подражание, игру и диалог.

Театр для детей с отклонениями в здоровье — жизненно необходимая социальная среда, определяющая путь развития его личности. Самый эффективный путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению — это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Сама природа ребенка дает возможность развернуть театр, как уникальную развивающую модель.

Занятия по театрализованной деятельности разработаны в соответствии с возрастными особенностями, систематизированы, объединены единым игровым сюжетом. Они легко варьируются от настроения детей, заменяются, процесс представляет собой схему творческих игр, театральных этюдов, направленных на развитие и коррекцию психомоторных и психических свойств детей.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и этюды позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Цель программы: социальная адаптация детей с ОВЗ средствами театрального искусства.

1. Создать условия для развития творческой активности детей с ОВЗ, участвующих в театрализованной деятельности.

2. Совершенствовать артистические навыки детей с ОВЗ в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

3. Приобщить детей с ОВЗ к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

4. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

1. Театрально-игровая деятельностьнаправлена на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения, фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.

2. Музыкально-творческое направлениевключает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.

3. Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.

Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.

4. Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:

Источник

Театральный уголок в детском саду

Важно понимать, что жизнь ребенка не ограничивается занятиями, поэтому в группах создается предметная среда, отвечающая развивающим целям и учитывающая интересы и потребности ребенка-дошкольника.

Предметно-развивающая среда по развитию речи может быть представлена:

  • духовным миром, вводимым сферой общения;
  • характером речи воспитателя;
  • объектами и явлениями живой и неживой природой;
  • материальным миром предметов;
  • произведениями искусства различных видов и жанров.

Необходимо учитывать принципы активности, самостоятельности, творчества детей в речевой деятельности.

Обстановка в группе должна быть направлена на активизацию речи, речевого общения и речевого творчества, и начинается с организации предметного окружения. В начале учебного года игрушки обыгрываются, рассматриваются, решается вопрос о том, куда их «поселить».

В середине учебного года дети вместе с педагогом решают сделать перестановку в группе, и, может быть, это решение появится в коллективном разговоре, во время которого дети учатся этике речевого общения.

Организация предметно пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность

При построении предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность учитываются:

  • особенности эмоциональной личности ребенка,
  • его индивидуальные социально-психологические особенности;
  • индивидуальные предпочтения и потребности;
  • любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
  • поло-ролевые особенности.

В условиях малокомплектного детского сада учитываются также возрастные особенности детей.

Учет возрастных особенностей ребенка требует при проектировании театральной зоны в группе возрастную адресованность оборудования и материалов:

  • Так, например, в группе для детей 2-4 лет в данной зоне может быть уголок ряженья и игрушки для театрализации знакомых сказок.
  • В группе же для детей 5-7 лет более широко должны быть представлены виды театров, разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям, а также зона должна отвечать интересам как мальчиков, так и девочек.

Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а также «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один, посмотреть иллюстрации к произведению, вспомнить содержание своей роли. В целях реализации индивидуальных интересов предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть представлены разные виды кукольного театра, ширма для показа, маски, детские рисунки, природный и бросовый материал, отрезы ткани для ряженья.

В группе могут быть созданы центры речевой активности, например, литературный уголок . Он может быть представлен в виде стеллажа или открытой витрины для книг, столика и двух стульчиков или мягкого диванчика, книгами по программе и любимыми книгами детей, портретами писателей и поэтов, экспозицией сказок.

Список книг для литературного уголка может включать в себя:

  • художественную литературу по темам, по 5-6 наименований из прочитанных книг и по 1-2 новых, незнакомых детям;
  • «говорящие книги»;
  • для малышей — книжки-малышки, книжки-игрушки;
  • книги, сделанные своими руками;
  • различные журналы, рассматривание иллюстраций в которых способствует формированию коммуникационных навыков;
  • аудиокассеты с записью литературных произведений по программе.

В групповых комнатах также отведено место для театрального уголка . Здесь находятся следующие материалы:

  • театр настольный;
  • ширма;
  • наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур, кукол-марионеток) для разыгрывания сказок;
  • театр математики;
  • театр, сделанный самими детьми и воспитателями (конусы с головками-насадками, разные маски, декорации);
  • персонажи с разным настроением;
  • материал для изготовления персонажей и декораций (цветная бумага, клей, бросовый материал, карандаши, краски, ножницы и другие материалы);
  • готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы;
  • атрибуты-заместители (круги разных цветов, полоски разной длины) для обозначения волшебных предметов и разметки пространства игры в детском саду;
  • уголок ряженья со средней группы (готовое ряженье);
  • для детей старшего возраста — элементы ряженья, парики и прочее.

Оснащение театрального уголка для 1-ой младшей группы

  1. Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски-шапочки, образные фартучки, нагрудные знаки-эмблемы.
  2. Для игр воспитателя с детьми и сюрпризных моментов: «пальчиковый» театр (вязаный на всю длину пальчика ребенка), тростевые куклы, куклы (образы людей, животных), театр бибабо.
  3. Для показа детям инсценировок по сказкам («Теремок», «Репка», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят»): театр картинок, настольный театр плоскостных игрушек.
  4. Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.

Оснащение театрального уголка для младшей группы

  1. Коврограф (фланелеграф).
  2. Различные виды театра: театр картинок («Три медведя», «Колобок», «Еж и медведь», «Заяц и гуси»), театр петрушек («Кто сказал мяу?», «Курочка Ряба»), теневой театр («Лиса и заяц»), театр игрушки и «пальчиковый» театр для обыгрывания произведений малых форм фольклора.
  3. Костюмы, маски, театрально-игровые атрибуты для разыгрывания сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок».
  4. Маленькая ширма для настольного театра.
  5. Атрибуты для ряженья — элементы костюмов (шляпы, шарфы, юбки, сумки, зонты, бусы и прочее).
  6. Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски животных диких и домашних (взрослых и детенышей), маски сказочных персонажей
  7. Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.

Для детей от двух до четырех лет необходимы наборы готовых игрушек или заготовок и полуфабрикатов для изготовления объемных или плоскостных персонажей и элементов декораций настольного театра. Фигурки могут быть мелкого и среднего размера, сделаны из бумаги, картона, резины, пластмассы, пластизолей, папье-маше, тонкой фанеры. Образ театральных игрушек условный.

Для театрализации используется ковролин голубоватого или серого тона. К нему прилагаются наборы плоскостных фигурок и декораций, выполненных также из ковролина или иных материалов с креплением из ленты-липучки.

Тематика наборов определяется образовательной программой.

Для игр-драматизаций необходимы наборы и элементы костюмов, полумаски персонажей знакомых народных сказок, выполненные из бумаги, тонкого картона, папье-маше, прореженных или нетканых материалов; персонажи литературных произведений или наборы персонажей для театра бибабо, соразмерные руке взрослого (для показа детям) или ребенка (перчаточные или пальчиковые), сделанные из легких материалов (пенопласта, папье-маше на каркасе), мелкого и среднего размера.

Также нужны фигурки, головки которых управляются тростью, а руки (лапы) мягкие, выразительные, свободно следуют движению корпуса.

Оснащение театрального уголка для средней группы

  1. Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски животных диких и домашних (взрослых и детенышей), маски театральных персонажей.
  2. Большая складная ширма, маленькая ширма для настольного театра.
  3. Стойка-вешалка для костюмов.
  4. Костюмы, маски, атрибуты для постановки двух-трех сказок.
  5. Куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра (плоскостной на фланелеграфе, стержневой, кукольный, настольный, перчаточный).
  6. Атрибуты для «Разноцветных сказок».
  7. Театр математики.
  8. Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.

Оснащение театрального уголка для старшей группы

  1. Театрально-игровое оборудование: большая и маленькая ширма, ограждения, простейшие декорации, изготовленные детьми.
  2. Стойка-вешалка для костюмов.
  3. Костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки 4-5 сказок.
  4. В группе имеется разные виды кукольного театра: театр картинок, пальчиковый, перчаточный, театр петрушек, театр марионеток, теневой театр фигур и масок, тростевые куклы, куклы с живой рукой.
  5. Для театрально-игровой деятельности имеются технические средства обучения: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, видео-фонотеки литературных произведений.

Для детей четырех-шести ле т игрушки для театрализованных игр отвечают в основном тем же требованиям, что и на предыдущем возрастном этапе. Однако здесь дополнительно рекомендуются куклы-марионетки с элементарной системой управления; мягкие, на прочных нитях, соразмерные росту ребенка.

Празднично-карнавальные игрушки

Для детей до двух лет необходимы:

  • Для участия в праздничных утренниках и развлечениях:карнавальные шапочки (зайчиков, птичек, котят, медвежат, цыплят и других персонажей).
  • Для праздничного оформления группы и участка — надувные пленочные шары (мячи), забавные образные фигурки, флажки и гирлянды среднего и крупного размера. Материалом для них могут служить бумага, пленка, легкие ткани и нетканые материалы.

Готовые елочные украшения для этой группы отбираются из небьющихся легких материалов: разноцветные, мелкого размера шары, колокольчики, снежинки.

Для детей от двух до четырех лет , кроме карнавальных шапочек, нужны готовые полумаски (зайчика, медведя, котенка, петушка), выполненные из бумаги, тонкого картона, папье-маше (с пропиткой против возгорания).

Готовые елочные игрушки могут быть разными по форме, образному решению, материалу.

Необходимы также полуфабрикаты для изготовления елочных игрушек-самоделок с применением пленки, бумаги, ткани (для флажков, гирлянд), а также природного материала (скорлупа ореха, шишки, желуди, ветки и прочее).

Детям от четырех до шести лет могут быть предложены крупные надувные куклы, фигуры животных, сказочные персонажи, удобные для переноски, всевозможные жезлы, эмблемы.

Празднично-карнавальные игрушки могут быть очень крупными, декоративными. Интересны игрушки-сюрпризы с эффектами, имитирующими фейерверк (без применения огня и воспламеняющихся материалов). Атрибуты костюмов и маски должны создаваться в соответствии с антропометрическими и эргономическими данными детей каждой группы.

В содержание работы по театрализованной деятельности входит:

  • просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  • игры-драматизации;
  • подготовка и разыгрывание разных сказок, инсценировка стихотворений;
  • упражнения по формированию выразительности исполнения (используя вербальные и невербальные средства выразительности);
  • литературные игры «Угадай название», «Угадай имя героя», «Вспомни и расскажи».

Автор — Лубенникова Юлия Александровна, методист городского методического центра города Краснодара

Источник

Оборудование для театральной деятельности детей

Автор: Литвина Наталия Анатольевна

Организация: МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 203»

Населенный пункт: г. Саратов

Театрализованная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка. Именно поэтому так важно создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности, приобщать детей к театральной культуре, поощрять исполнительское творчество.

Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности детей, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действий, развитию ассоциативного мышления, настойчивости и целеустремлённости, проявлению общего интеллекта. Выступления на сцене способствуют реализации творческих и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки. театральной деятельностью учат ребёнка точно формулировать свои мысли, чувствовать и познавать окружающий мир.

Для этого необходимы определенные условия. Одним из важных факторов реализации работы по театрализованной деятельности в группе является правильная организация предметно-развивающей среды. И сегодня мы поговорим о том, как правильно организовать театральный уголок в группе.

При организации театрального уголка важно предусмотреть следующие принципы:

— Принцип мобильности. Нужно предусмотреть возможность объединения различных уголков и зон группы детского сада, а также транспортабельность атрибутики театра.

— Принцип сменяемости материала. Как и любой элемент развивающей среды, театральный уголок нуждается в обновление репертуара, декораций и прочей атрибутики. Это будет зависеть от многих факторов, например, от времени года, возраста детей, тематики проводимых занятий и пр.

— Принцип многофункциональности. Он подразумевает, что один и тот же атрибут может выполнять множество задач.

— Принцип эстетичности. Театр должен развивать у детей чувства вкуса.

  • Принцип доступности. Оснащение театрального уголка должно подходить детям по возрасту и совпадать с их зонами актуального и ближайшего развития.

Стандартная театральная зона включает в себя:

— Игрушки для разных видов театра (театра теней, пальчикового, бибабо, куклы на прищепках, ложках, тарелках, персонажи для коврографа и т.д.)

— Реквизит (в зависимости от возраста и от сказок)

— Костюмы или элементы костюмов

— Фонотека с разнообразной музыкой

— Афиши, билеты, програмки.

— Декорации (для старших дошкольников)

Содержание уголков с учетом возраста детей.

Для младшего возраста:

Задача — научиться управлять движениями собственных пальчиков, тренировать координацию, мелкую моторику.

— настольный театр (различные виды);

— театр мягкой игрушки;

— театр вязаной игрушки;

— театр игрушки из конуса.

Для среднего возраста:

Задача — согласовывать движения с сюжетом повествования, работать над развитием координации, мелкой моторикой. Осваивать азы кукловождения, знакомство с театральной ширмой.

— настольный театр (различные виды);

— куклы на ложках или тарелках;

— кукла на гапите

— плоскостной на коврографе.

Для старшего возраста:

Ребята знакомятся с куклами-марионетками. Они приводятся в движение с помощью крестовины — держателя ниток, на которые подвешена игрушка. Задача — освоение тонкостей интонации голоса, передающих разные эмоции.

Для подготовительной группы:

Задача — освоение тонкостей актерской деятельности, развитие творчества. Работа в качестве актёра костюмированного театра, где ребёнку необходимо полностью перевоплотиться в своего героя, повторяя его движения, манеру поведения, голос и прочее.

Интересный момент — наличие в группе хранителя театрального уголка. Это, своего рода, кукла-зазывалка, вызывающая у детей интерес к данной деятельности. Эта кукла должна быть любимой для детей, знакомой для них. Она зачинщица и помощница для детей в любом виде театрализованной деятельности. Она не только зазывает в сказку, но и может помочь в знакомстве детей с основами театра.

Для развития у старших воспитанников творческого воображения и искусства перевоплощения, в театральных уголках целесообразно наличие алгоритмов, по которым дети могут сами моделировать свое творчество. Алгоритм перевоплощения (карточки с последовательностью и избирательностью выбора реквизита, костюмов) помогут детям научиться создавать выбранный образ, делая его более ярким и эмоциональным. Карточки с алгоритмом перевоплощения должны быть оформлены красочно,

в доступной для детей форме

Примеры алгоритмов перевоплощения в роль.

Девочка — красная шапочка — корзинка — пирожки = Красная шапочка.

Девочка — платок — юбка/фартук — палочка = Бабушка.

Для развития у старших воспитанников творческого воображения и связной речи в театральных уголках целесообразно наличие алгоритмов, по которым дети могут самостоятельно воспроизводить сказку опираясь на модель — сюжетные картинки. Алгоритмы по развитию сказочного сюжета научат детей фантазировать, включаться в творческий процесс — придумывать новую сказку, изменяя сюжетную линию, добавляя по своему усмотрению новых героев. По содержанию эти алгоритмы могут быть предназначены для развития словотворчества детей, их самостоятельной театрализованной деятельности. Они могут быть:

Виды алгоритмов по развитию сказочного сюжета:

— По сюжетной линии знакомой сказки;

— Со свободным сюжетом. Детям предлагается набор персонажей, с которыми они должны составить собственную сказку.

Оживит театрализованную деятельность, сделает ее более интересной и привлекательной наличие в театральных уголках всех групп «Волшебных вещей»:

— Волшебные шкатулка, коробочка/мешочек (для обыгрывания появления героев, какой либо вещи, сюрпризного момента;

— Волшебный колпачок (обладатель его становится невидимым, может незаметно наблюдать за всеми);

— Волшебная палочка (используется для перевоплощения, снятия робости при исполнении роли, для изменения сюжета);

— Волшебное зеркальце (ребенок превращается и видит себя в зеркале тем, кем захочет),

Можно организовать «мастерскую» для участия детей в изготовлении театральных атрибутов, масок, афиш, билетов и т. д. Дети с радостью примут в этом участие.

Создавая театральный уголок в группе, мы пробуждаем у детей любовь к искусству, воспитываем в них самостоятельность, активность, творчество, интерес к театру, раскрываем их индивидуальные способности и стремимся к сплочению их в дружную команду. Желаю вам проявлять фантазию, выдумку и изобретательность при оформлении своих групповых театральных уголков.

Творческих успехов!

Список используемой литературы

1 Караманенко, Т.Н., Караманенко, Ю.Г. Кукольный театр — дошкольникам. — М.: Просвещение, 2005. — 191 с.

2 Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2006.

3 Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.

4 Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. — М.: ВЛАДОС, 2001.

5 Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. — СПб.: Речь, 2007.

6 Генов, Г.В. Театр для малышей. — М.: Просвещение, 2011. — 154 с.

7 Власенко О. П. Театр кукол и игрушек в детском саду: кукольные спектакли, эстрадные миниатюры для детей 3-7 лет. – Учитель, 2019

8 Минина Т.П. Музыкальный театр в детском саду. — 2016

Источник

Читайте также:  Задержка поставки оборудования в связи