Оборудование для развития сюжетно-ролевых игр
методическая разработка
В группах раннего возраста игра как деятельность находится в периоде становления, дети еще только обучаются игровым действиям.
1.в совместной с детьми игре учить детей действовать с предметами и игрушками, учить объединять их несложным сюжетом;
2.развивать умение детей переносить с помощью воспитателя знакомые действия с игрушками в новые игровые ситуации;
3.развивать умение выполнять действия в соответствии с ролями;
4.развивать умение выполнять в игре 2-3 последовательных эпизода.
Для решения этих задач предметно-развивающая среда должна содержать готовые игровые зоны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
syuzhetno_rolevaya.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Оборудование для развития сюжетно-ролевых игр
В группах раннего возраста игра как деятельность находится в периоде становления, дети еще только обучаются игровым действиям.
- в совместной с детьми игре учить детей действовать с предметами и игрушками, учить объединять их несложным сюжетом;
- развивать умение детей переносить с помощью воспитателя знакомые действия с игрушками в новые игровые ситуации;
- развивать умение выполнять действия в соответствии с ролями;
- развивать умение выполнять в игре 2-3 последовательных эпизода.
Для решения этих задач предметно-развивающая среда должна содержать готовые игровые зоны
Вторая младшая группа:
Во второй младшей группе продолжается формирование и развитие игровых навыков.
- способствовать возникновению игр на темы наблюдений из
окружающей жизни, литературных произведений; - в совместных с детьми играх развивать у детей умение придумывать несложный сюжет, выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий (делать покупки, готовить обед, накрывать на стол), выполнять роль в совместной игре со сверстниками;
- в совместных играх с детьми учить ролевым взаимодействиям в сюжетах с 2-3 действующими лицами, в индивидуальных играх с партнерами-игрушками выполнять роль и за себя, и за игрушку;
- поощрять попытки детей самостоятельно выбирать атрибуты для игр, дополнять игровую обстановку недостающими предметами и игрушками;
учить детей использовать в играх строительный материал.
Исходя из этих задач во второй младшей группе еще остаются готовые игровые зоны, но они значительно обогащаются
- в совместных с детьми играх, содержащих несколько ролей,
совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия в соответствии с игровым замыслом; - учить детей готовить обстановку для игры — подбирать предметы и атрибуты, выбирать удобное место;
- развивать у детей умение создавать и использовать атрибуты для игры из строительного материала, пластмассовых и деревянных конструкторов
- развивать умение использовать предметы-заместители.
В соответствии с задачами педагогической работы здесь уже не нужны такие четко выраженные игровые зоны, как в младших группах. Границы игровых зон размыты, одни и те же атрибуты могут быть использованы для игр «Аптека» и «Больница».
Важно учить детей взаимопроникновению сюжетов. Например, при игре в больницу можно ввести в сюжет роль водителя «Скорой помощи». При игре «Семья» можно запланировать поход по магазинам для покупки продуктов и вещей. Содержание игровых зон значительно обогащается. Например, если во второй младшей группе у нас был продуктовый магазин, то в средней добавляются магазин одежды, обуви и др. Старшая и подготовительная группы:
- развивать умение самостоятельно выбирать тему для игры;
развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений, во время просмотра телевизионных передач;
- учить согласовывать тему для начала игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия;
- учить коллективно возводить постройки, необходимые для игры, совместно планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное;
- развивать умение использовать предметы-заместители.
В соответствии с перечисленными задачами в группах старшего дошкольного возраста необходимо отказаться от стационарных игровых зон , сковывающих игровую инициативу детей, предлагающих детям готовые сюжеты.
Все атрибуты различных сюжетных игр помешаются в яркие пластиковые, деревянные или картонные лотки, коробки, которые помечаются специальными условными обо значениями (например, красный крест на коробке с атрибутами для игр «Больница» или «Аптека»; изображение книги и глобуса на коробке с атрибутикой для игр «Школа» и «Библиотека»; изображение кастрюли на коробке с игрушечной посудой для игры «Семья» и т.д.).
Дети сами выбирают нужные им атрибуты в соответствии с замыслом игры. При этом сюжет может разворачиваться и обогащаться: дети начали играть в больницу, а затем им понадобилась посуда, для того чтобы приготовить пищу пациентам; атрибуты для игры «Библиотека» — в больнице устроили читальный зал для больных.
Желательно, чтобы в группах было много конструкторов и строительного материала, а также бросового материала — чтобы дети сами создавали игровую среду и атрибуты для своих игр. Для этой же цели в группах должны быть мягкие игровые модули.
В группах старшего дошкольного возраста необходимы так же различные макеты для развития режиссерских игр детей.
Содержание игр значительно обогащается за счет накопления личного опыта детей, обогащения их представлений об окружающей действительности. Поэтому в группах старшего возраста могут появиться такие ранее не известные игры, как «Туристическая фирма» или «Рекламное агентство», «Телевидение» и др.
По-прежнему актуальным остается наличие разнообразных предметов-заместителей
Необходимый материал для обогащения сюжетно-ролевых игр
Материал к сюжетно-ролевой игре должен быть всегда, что называется, под рукой и в то же время не должен быть постоянно на виду, т.е. воспитатель не должен использовать сюжетно-ролевую игру как элемент дизайна.
Для удовлетворения этих условий наиболее рациональным может оказаться вариант хранения атрибутов для игр в больших коробках.
Для каждой игры изготавливается, приобретается своя коробка.
На коробке с лицевой стороны обозначается символ игры (картинка, а для умеющих читать — надпись).
В коробку складываются все атрибуты для игры. Атрибуты должны быть реалистичные (т.е. уменьшенные копии реальных: штурвал, руль, канистра и т.д.). И обязательно несколько предметов, которые выполняют роль заместителей (набор предметов-заместителей не должен лежать отдельно. В каждой коробке должен быть именно свой набор. Причем чем старше дети, тем разнообразнее предметы-заместители). Например: лоскут ткани, несколько брусков, палочки от мороженого, крышки от бутылок.
При оформлении игровых уголков рекомендуется использовать детали от многосекционных ширм. Таким образом, можно отделить зону «Больницы», предварительно заменив шторку с цветной на белую, использовать секцию для игры в магазин, использовать секцию от кукольного театра как окошко в доме.
Для игр в «шоферов» можно использовать чехлы на спинки стульчиков с аппликацией: Автобус, Скорая помощь, Военный джип, Пожарная машина. Чехлы хранят на вешалках-плечиках на стойках в уголках ряжения.
Воспитатель всегда должен быть готов помочь детям развернуть игру в любом месте группы. Поэтому неплохо иметь большой кусок ткани, чтобы была возможность создать детям уголок (домик, шалаш, палатку), просто накинув ткань на стульчики, парту, мягкие модули.
Обязательно должно быть кукольное приданое. В гардеробе кукол должно быть много разносезонной одежды. Она должна легко одеваться: платья с глубокой планкой-разрезом сзади. Кукольные платья в младших группах должны иметь достаточно крупные пуговицы или липучки. Одежда должна висеть в шкафу на вешалках или лежать на полочках.
Уголки ряжения в младших группах лучше иметь сундуки, в которых будут находиться элементы ряжения в свободном доступе. Пусть дети не испытывают дискомфорта от необходимости постоянно аккуратно складывать одежду. Этот сундук будет своеобразной отдушиной, уголком «психологической разгрузки» от прилежности и аккуратности. В старших группах такой сундук необходимо сохранить, но добавить в него элементы для «барышень»: шляпки, зонты, пелеринки, веера, длинные платья. Комплекты постельного белья или просто лоскуты ткани для «стирок и глажения».
Для развития игровой деятельности необходимо выполнение нескольких условий: создание предметно-развивающей среды, наличие определенного времени в режиме дня и профессионализм педагогов. Без выполнения этих условий невозможно развитие творческой самодеятельной игры детей.
Пространство игровой комнаты необходимо организовать таким образом, чтобы оно позволяло детям свободно перемещаться, одновременно играть нескольким группам детей, чтобы в случае необходимости любой ребенок мог уединиться для индивидуальной игры.
В соответствии с требованиями зонирования группы выделяется место для кукольного уголка, оборудованного для различных игровых действий с куклой и сюжетно-ролевых игр (игрушечная мебель, посуда, кукольная одежда, игрушки, имитирующие бытовые предметы: утюг, телевизор, газовая плита, предметы для стирки). Содержание кукольного уголка соответствует разным ситуациям сюжетно-ролевых игр и постоянно дополняется, по мере освоения детьми тех или иных игровых действий.
Педагогу следует предусмотреть наличие в игровом уголке предметов, которые дети могли бы использовать в роли предметов-заменителей. Кроме того, среди игровой атрибутики значительное место занимают детские поделки, используемые в играх (деньги, кошельки из бумаги, таблетки, бланки для рецептов и многие другие). Использование самоделок повышает у детей интерес к игре.
Для развития у детей ролевых действий необходимо умение перевоплощаться. Используемые для этого костюмы и атрибуты (фартук для мамы, белый халат для врача, фуражка для милиционера) хранятся в специальном шкафчике, доступном для детей, или на вешалке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние современных условий на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников. Сюжетно-ролевая игра, как условие социализации дошкольников
Современные исследования игровой деятельности дошкольников привели к выводу, что игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. С этой це.
Конспект НОД по физкультуре во второй младшей группе с использованием нетрадиционного оборудования. Конспект игрового сюжетно-ролевого занятия по физкультуре для детей 3-4 года «Мишка в гости к нам пришел».
Конспект занятия по физической культуре с нетрадиционным оборудованием для детей второй младшей группы.
Положение о проведении смотра-конкурса «Организация предметно-пространственной развивающей среды в группах: оборудование и оснащение сюжетно-ролевых игр»
Положение о проведении смотра-конкурса «Организация предметно-пространственной развивающей среды в группах: оборудование и оснащение сюжетно-ролевых игр».
laquo;Оборудование для развития сюжетно – ролевых игр детей старшего дошкольного возраста».
laquo;Оборудование для развития сюжетно-ролевых игр в младшем возрасте».
Презентация «Оборудование для организации сюжетно — ролевой игры»
Игровые ширмы — это универсальные игровые пособия состоящие из нескольких тематических игровых зон.
«Развивающая многофункциональная напольная ширма по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста в процессе развития сюжетно — ролевых игр»
Развитие познавательных интересов и способностей, познавательных процессов, интеллектуальное развитие на основе практических действий с сенсорными эталонами.
Источник
«Оборудование для сюжетно-ролевых игр». Методические рекомендации для воспитателей.
Светлана Касаткина
«Оборудование для сюжетно-ролевых игр». Методические рекомендации для воспитателей.
Представляю вам оборудование для развития сюжетно-ролевых игр, созданных в моей группе.
Оборудование для развития сюжетно- ролевых игр.
Тема развития сюжетно — ролевой игры актуальна и в наши дни, так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Для интеллектуального развития дошкольника сюжетно-ролевая игра имеет неоценимое значение.
В игре ребёнок впервые начинает отличать реальность от фантазии. Взяв на себя определённую роль, дошкольник создает особую действительность, в которой он является социально значимым лицом.
В играх проявляется творческое воображение ребенка, который учится оперировать предметами и игрушками как заместителями реальных предметов окружающей жизни, придумывает разнообразные комбинации превращения.
Для каждой сюжетно –ролевой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль. Если ребенок не играет, то у него не сможет сформироваться социальная позиция.
Необходимо, чтобы дети любили играть, чтобы у них были сформированы умения обговаривать тему друг с другом, подбирать средства для развития замысла, распределять роли с учетом возможностей и желаний каждого участника игры, устанавливать правила и четко выполнять их самим.
В связи с развитием научно — технического прогресса появляется много нового в жизни людей — задача воспитателя создать условия для переноса этого в сюжетно-ролевые игры детей. Сюжетно-ролевую игру в дошкольном возрасте нельзя заменить никакой другой деятельностью.
Для того чтобы игра получалась полной, привлекательной для всех детей необходимо создать условия для игровой деятельности в группе с учётом места, времени в режиме дня,создать материально — игровую базу: игрушки, пособия, атрибуты, предметы — заместители, тот материал, который используется детьми во время сюжетно — ролевых игр. Предоставление оборудования для игры поможет вызвать у детей интерес и желание организовать сюжетно — ролевую игру.
«Технология развития ролевых связей и отношений у детей шестого года жизни» Одним из действенных средств развития умения строить положительные взаимоотношения с окружающими является сюжетно – ролевая игра. Но недостаточное.
Оформление сюжетно-ролевых игр В нашей группе очень мало места для хранения сюжетно-ролевых игр. Мы с моей сменщицой Батиной Татьяной Федоровной решили оформить игры вот.
Источник
Идеи использования интерактивного оборудования в сюжетно-ролевых играх детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО
Рубрика: Спецвыпуск
Дата публикации: 13.12.2017 2017-12-13
Статья просмотрена: 1141 раз
Библиографическое описание:
Черных, И. А. Идеи использования интерактивного оборудования в сюжетно-ролевых играх детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО / И. А. Черных, Е. С. Копица. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47.1 (181.1). — С. 159-163. — URL: https://moluch.ru/archive/181/46612/ (дата обращения: 27.06.2021).
Игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и подлинная социальная практика ребенка в обществе сверстников. В играх ребенок может не только отражать окружающую жизнь, но и перестраивать ее, создавать придуманное будущее. Сможет ли педагог, используя интерактивное оборудование, разнообразить сюжеты игр детей? В статье предлагаются идеи сюжетно-ролевых игр с использованием интерактивной доски.
Быстрая информатизация общества и происходящие в нем современные преобразования кардинально изменили требования к образованию. Современное общество нацелено на воспитание людей, которые способны самостоятельно принимать решения и обладают способностью принять все изменения в обществе, проявляют устойчивую социальную активность. Сегодня все чаще звучит термин «пассионарность».
«Пассионарность – термин, введенный Л. Н. Гумилевым, которому он дал следующее определение: «Пассионарность – это способность и стремление к изменению окружения, . к нарушению инерции агрегатного состояния среды» [1].
Пассионарность для дошкольников характеризуется высоким уровнемдвигательной активности, они энергичны, любознательны, подвижны, эмоциональны. Пассионарность у детей требует развития в области разных сфер: эмоциональной (от простых и неустойчивых эмоций к сложным, контролируемым), волевой (развивая настойчивость, целеустремленность), потребностной (развивая потребности от витальных к идеальным). Игровая деятельность и экспериментирование — область приложения пассионарных усилий. Недаром по активности и творчеству игровой деятельности можно прогнозировать будущую трудовую деятельность взрослого человека [2].
Игра — является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста и подлинной социальной практикой ребенка в обществе сверстников. В играх ребенок может не только отражать окружающую жизнь, но и перестраивать ее, создавать придуманное будущее.
Менджритская Д. В., в своей книге «Воспитателю о детской игре», говорит о том, что уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность, именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами [3].
Чем старше становятся дети, тем более проявляется характер ребенка, его привычки, интересы, знания об окружающем мире, различные умения. Ценность игры заключается в том, что у детей появляется возможность самим намечать сюжет и находить для этого партнеров, устанавливать взаимоотношения с товарищами. Объединяясь со сверстниками, дети учатся самостоятельно находить выход из возникающих в игре проблемных ситуаций, руководствуясь нормами и правилами поведения, или самостоятельно организовать реальную (а не воображаемую) трудовую деятельность для решения игровых задач.
В нашем детском саду в воспитательно-образовательной работе уже несколько лет используется интерактивное оборудование. Работа на интерактивной доске ведется в непосредственно-образовательной деятельности, а также в реализации программ дополнительных образовательных услуг. Дети с большим интересом работают с интерактивной доской, потому что им нравится рисовать, находить правильные ответы на вопросы педагога и создавать свои задания. В свободной совместной деятельности с педагогом детям старшего возраста предложили такие игры, как шашки, лабиринты и др. Так интерактивное оборудование в группах вошло в игровую деятельность детей, ау нас появилась идея соединить сюжетно-ролевые и интерактивные игры.
На первом этапе введения интерактивных заданий в сюжет игры проводил воспитатель. Например, при строительстве дома, он предлагал построить из геометрических фигур макет будущего дома, в салоне красоты – подобрать прическу и украшения. В дальнейшем воспитатель, по просьбе детей, только подключает интерактивную доску с необходимым файлом. Таким образом, ребенок сможет приблизиться к «реальности» взрослой жизни, расширить сюжет игры, ввести новые роли.
Предлагаем несколько идей сюжетно-ролевых игр с использованием интерактивной доски.
Сюжетно-ролевая игра «Строительная компания»
Авторы: Фадина Е. А., воспитатель высшей квалификационной категории;
Закарян Э. Л., воспитатель первой квалификационной категории
Цель: закреплять знания детей о профессиях, связанных со строительством; учить детей сооружать постройку несложной конструкции по образцу, составленному на интерактивной доске; воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширять словарный запас детей: ввести понятия «архитектор», «макет дома», «строитель», «строительный материал».
Оборудование: крупные мягкие модули, доска с интерактивной приставкой, слайды с геометрическими фигурами, аналогичные элементам строительного материала, машины, игрушки для обыгрывания постройки.
Ход игры: Воспитатель (ребенок) предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке, но прежде надо создать проект будущего дома. Затем дети распределяют роли между участниками игры: один из детей – «рекламный агент», который предложит проспекты с изображением разнообразных домов; другой – «архитектор», который совместно с воспитателем составит из геометрических фигур макет дома на интерактивной доске и будет руководить строительством (рисунок 1).
Несколько детей – «строители», они строят дом; другие – «водители», они подвозят строительный материал на стройку (рисунок 2).
В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Когда дом готов, дети самостоятельно обыгрывают постройку.
Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты»
Авторы: Панкратова М. А., воспитатель первой квалификационной категории,
Сидунова В. Е., воспитатель
Цель: закреплять знания детей о профессиях (парикмахер, стилист, администратор, мастер маникюра), закреплять умение работать на интерактивном оборудовании, воспитывать культуру общения, расширять словарный запас детей.
Оборудование: доска с интерактивной приставкой, слайды с изображением кукол, причесок, украшений для волос, спецодежда для парикмахера и мастера маникюра, накидка для клиента, инструменты мастеров (расческа, ножницы, флакончики для одеколона, лаки, фен и т. д.), игрушка – ноутбук, касса, рекламная печатная продукция.
Возраст: 5 – 6 лет.
Ход игры: К празднику предлагается всех кукол сделать красивыми и сводить в салон красоты. Уточняется, что там есть несколько залов: женский, мужской, маникюрный, в них работают хорошие мастера, но сначала можно пройти к дизайнеру для выбора прически. Дети распределяют роли, кто будет мастером, а кто будет клиентом. Мастера занимают свои рабочие места. В салон идут дети с куклами. Стилист на интерактивной доске составляетдля каждой куклы портрет с новой прической, подбирает украшения и др. (рисунок 3).
Все дети и куклы остаются очень довольными. Они благодарят детей-мастеров и обещают в следующий раз прийти именно в этот салон красоты.
Сюжетно-ролевая игра «Туристическое агентство»
Авторы: Никулина Н. И., воспитатель высшей квалификационной категории;
Лобанова И. М., воспитатель высшей квалификационной категории
Цель: Расширять кругозор детей о современных профессиях: менеджер, туроператор, администратор, экскурсовод, стюардесса, пилот самолета; закреплять знания детей о разных городах, странах, воспитывать желание путешествовать.
Оборудование: доска с интерактивной приставкой, слайды с изображением достопримечательностей разных городов, стран, карта; рекламные проспекты, туристические атрибуты, самолет (корабль, автобус), сделанный из крупного строительного материала
Возраст: 6 – 7 лет.
Воспитатель предлагает посетить туристическое агентство. Там их встречает администратор и предлагает пройти к туроператору и выбрать маршрут своего путешествия. Туроператор показывает достопримечательности города (страны), помогает проложить маршрут путешествия по карте (рисунок 4)
У менеджера дети оплачивают путевки, получают необходимые документы, у врача – получают справку о своем здоровье и страховку от несчастных случаев. После этого они отправляются в путь. Если они летят на самолете, то во время полета стюардесса предлагает напитки, еду, сообщает необходимую информацию. Прилетев, экскурсовод рассказывает о городе (стране) где они находятся, дети могут зайти в сувенирную лавку за магнитами с достопримечательностями, которые были сделаны предварительно в свободное время с детьми.
В детском саду имеется такое оборудование, как Документ-камера Mimio, которое дает возможность считывать и мгновенно распространять видео в реальном масштабе времени и изображения размерных объектов и плоских предметов. Это функция помогла организовать сюжетно-ролевую игру «Киностудия», где снимались мультфильмы по знакомым сказкам с использованием настольного театра.
Сюжетно-ролевая игра «Киностудия»
Авторы: Белоконева О. В., воспитатель высшей квалификационной категории;
Златокрылец Т. Г., воспитатель высшей квалификационной категории
Цель: Расширять кругозор детей о профессиях киноиндустрии: режиссер, помощник режиссера, актеры; воспитывать дружеские взаимоотношения, расширять словарный запас детей.
Оборудование: интерактивное оборудование, Документ-камера, настольный театр по знакомым сказкам, атрибуты киностудии: хлопушка, прожектора и др.
Возраст: 6 – 7 лет.
После просмотра мультфильма, воспитатель спрашивает у детей: «Хотели ли бы они создать свой мультфильм?». После обсуждения дети распределяют роли. На столе с помощью настольного театра дети-актеры, разыгрывают сказку. Через Документ-камеру идет запись и транслирование на большой экран. Режиссер и помощник режиссера контролируют правильность действий актеров, если необходимо делают новые дубли. После игры, дети могут посмотреть результат своей работы и показать мультфильм для других детей (рисунок 5)
Какие же задачи позволит решить использование интерактивного оборудования в сюжетно-ролевых играх?
Создавать современную предметно-игровую среду;
Обогащать содержание сюжетно-ролевых игр и создать «банк идей» для их организации. Во время игры необходимо общение с взрослым, который предлагает детям новое для них и более сложное и современное содержание игры.
Расширять базовые знания о профессиях с целью ранней профессиональной ориентации дошкольников. Ребенок может через игру понять и усвоить основы разных профессий и приобрести полезные навыки. Он научится правильно вести себя в чрезвычайных ситуациях, оказывать первую помощь и многому другому. Выбрав роль, ребенок сможет пройти через все «реальности» взрослой жизни.
Вызывать эмоционально-положительное отношение и интерес к ситуациям, моделируемым в сюжетно-ролевых играх. Это является условием самостоятельности и активности детей в играх. В противном случае происходит резкий спад игровой динамики.
Побуждать детей более активно и творчески проявлять в игре эмоциональное отношение к людям. Используя интерактивное оборудование, воспитатель уже с раннего возраста должен ориентировать ребенка на сверстника, при этом учить его игровому взаимодействию с партнером на доступном для него уровне.
Свой первый опыт мы представили на городском семинаре-практикуме для руководителей г. Волжского, который назвали «Идеи использования интерактивного оборудования в сюжетно-ролевых играх детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО».
В первой части семинара была представлена презентация «Идеи использования интерактивного оборудования в сюжетно-ролевых играх детей дошкольного возраста» и просмотр фильма «Играют дети». В фильме показаны моменты сюжетно-ролевых игр, описанных выше.
Во второй практической части, участники семинара моделировали сюжетно-ролевые игры детей: «Строительная компания», «Салон красоты», «Киностудия», «Туристическое агентство». Для моделирования со взрослыми была добавлена сюжетно-ролевая игра «Экзамен в автошколе» с использованием электронных пультов голосования, а для детей нашей творческой группой (Архипова Е. Н., педагог-психолог, высшей квалификационной категории, Давидовская А. В., воспитатель, первой квалификационной категории) сейчас разрабатываются задания в соответствии с дошкольным возрастом.
Итоги участники семинара подвели в интерактивной гостиной, где работал открытый микрофон, и участники смогли обсудить представленный опыт.
На основе наших первых шагов, можно сделать следующие выводы и рекомендации:
Помнить, что использование интерактивного оборудования – не самоцель. Интерактивное оборудование в сюжетно-ролевой игре – «предмет оперирования», позволяющий ребёнку осуществлять действия, приближающиеся к реальному (дизайн прически, проект дома и пр.);
Постепенныйпереход от ведущей роли воспитателя к более самостоятельному использованию детьми интерактивного оборудования в игре;
Обязательное соблюдение гигиенических требований к использованию ИКТ, технических средств обучения в ДОУ.
Источник
Методические рекомендации по оснащению уголков сюжетно — ролевых игр Оборудование для группы раннего развития (2-3 года)
Оборудование
Методические рекомендации
Производство
Методы
Развивающие игры
Технологическое оснащение
Методички
Ролевые игры
Методические рекомендации по оснащению уголков сюжетно — ролевых игр
Оборудование для группы раннего развития (2-3 года)
- кроватки разных размеров (до 5 штук) для кроватки — постельные принадлежности (одеяло, простыня, наволочка, пододеяльник, матрац, подушка — до 5 наборов) коляски (до 5 штук) куклы-младенцы в конвертах (до 4 штук) шкаф для одежды, в котором хранятся запасные комплекты постельного белья, пеленки для кукол-младенцев, одежда для кукол-мальчиков и кукол-девочек, наборы зимней и летней одежды для кукол
- стол (до 2 штук) стулья (до 8 штук) кресла и диванчик наборы чайной и столовой посуды телефон со звонком Существует несколько классификаций игр по сюжетам. Достаточно подробно, они описаны в работах . Условно все сюжеты делятся на бытовые (игры в семью, парикмахерскую и т. д.), производственные (игры строительные, сельскохозяйственные и д. р., т. е. игры, отражающие профессиональный труд людей), общественно-политические (игры в войну, школу и т. д.).
- ванночка для купания кукол тазик для стирки веревка для белья и прищепки
- маленькие баночки, упаковки от готовых продуктов (йогуртов, творожков, соков и т. п.) — чисто промытые, из пластика или картона игровые наборы пластмассовых игрушек — овощей или фруктов (восковые муляжи лучше не использовать) таблички, на которых нарисованы наборы продуктов для приготовления различных блюд — супов, компотов, каш, мясных блюд возможно, кассовый аппарат сумочки, корзиночки разные
- зеркало расчески и щетки, вырезанные из мягкого пластика или линолеума
Рядом с парикмахерской обычно располагается «Уголок ряженья»
Готовые игровые зоны необходимы для того, чтобы побуждать детей к игре, подталкивать их к совершению различных игровых действий. Эти игры будут еще однообразными, дети будут вновь и вновь возвращаться к привычному сюжету.
Воспитатель показывает детям, как использовать в игре предметы-заместители: кубик — хлеб, маленький кирпичик — кусочек мыла, палочка-градусник. Поэтому нам необходим специальный короб (лоток, коробочка, небольшой ящик) с предметами-заместителями.
- большой конструктор-строитель деревянный настольные строительные наборы из дерева крупные пластмассовые конструкторы (типа «Элтик») небольшие игрушки для обыгрывания построек
Транспортные игрушки и двигатели
- автомобили грузовые (не менее 4 шт.) автомобили легковые (не менее 4 шт.) автобусы паровозы (электровозы) с вагончиками; лодочки самолеты крупные игрушки-двигатели
Игрушки-животные: наборы диких и домашних животных
Оборудование для второй младшей группы
Куклы: куклы девочки и мальчики, куклы-младенцы и конвертах, наборы кукольной одежды для разных сезонов. Кукольная одежда может помешаться уже не в отдельном шкафу, а в пластиковых или картонных лотках, поставленных на стеллажи. Каждый такой лоток имеет свое условное обозначение: например, на коробку с постельным бельем можно поместить изображение кроватки; на коробку с зимней одеждой — изображение зимней шубы или шапки и снежинку и т. п.
Оборудование для игр с куклами
- постельные принадлежности (до 5 комплектов) мебель для кукол (столы, стулья, кровати разных размеров) коляски, санки и качели для кукол стиральные наборы утюги телефон со звонком наборы кукольной посуды — кухонной, столовой и чайной; посуду тоже не обязательно помешать в отдельный шкаф или красиво расставлять на полках, заведите для нее отдельные
красивые коробки
Зона для игры в «Магазин»
- прилавок или витрина несколько различных наборов продуктов, которые могут храниться на полочках под прилавком; молочные продукты,
овощи и фрукты из пластика или дерева небольшого размера, бакалейные или гастрономические товары кассовый аппарат сумочки разные
Зона для игры в «Больницу»: здесь содержатся игрушечные атрибуты из пластика — банки, стетоскоп, шпатели, градусники. Во второй младшей группе не должно быть баночек или коробок от таблеток.
«Парикмахерская»: зеркало, различные флаконы из пластика или небьющегося стекла небольшого размера от духов и шампуней, расчески, щетки из пластика, игрушечные фены.
Игрушки-животные: наборы диких и домашних животных
разного размера, сделанные из разных материалов.
Транспортные игрушки: автомобили легковые и грузовые, автобусы, электровозы (паровозы) с вагонами, лодочки и катера разных размеров, самолеты, вертолеты.
Игровые строительные наборы, предметы-заместители.
Оборудование для средней группы
Куклы и все атрибуты для игры в кукол
- наборы одежды и обуви мебель для кукол — столы и стулья, диван, кресла, шкафы для одежды, кроватки коляски, сапки и качели для кукол
Посуда кухонная, столовая и чайная. Различные кухонные приборы и приспособления, например игрушечная мясорубка, кухонный комбайн, тостер и др.
Игровая зона «Магазин»
- Прилавок «Продуктовый магазин»: в корзинках или на лотках — раз личные имитаторы продуктов (пластиковые, деревянные на боры овощей и фруктов, гастрономических продуктов, бакалеи; вылепленные из соленого теста и раскрашенные хлебобулочные и кондитерские изделия, колбасы и др.) Необходимо обратить внимание па размеры атрибутов — они должны быть небольшими. Можно сделать несколько магазинов — «Булочная», «Кондитерский», «Овощи-фрукты», «Молочные продукты», «Мясо» и т. д. Это также могут быть отделы одного большого супермаркета. «Магазин одежды и обуви»: различные кукольные одежки, которые можно достать из шкафа для кукольной одежды и разложить на прилавке. «Магазин игрушек»
Игровая зона «Парикмахерская»: самодельные альбомы с образцами причесок, кукольные расчески, фены, бигуди, щипцы для завивки; небольшие небьющиеся флаконы из-под духов, шампуней (оформленные в виде фруктов, овощей, забавных фигурок людей) и др.
Игровая зона «Ателье»: «рулоны» ткани, выкройки одежды,
самодельные журналы мод. Здесь же может стоять небольшая коробка с лоскутами тканей, которые дети могут использовать для создания различных атрибутов. Например, из кубика делается стол для кукол, он накрывается лоскутком — скатертью.
Игровая зона «Больница» или «Аптека»: обратите внимание
на то, что ни в коем случае в атрибутах не должно быть баночек или коробочек от лекарственных форм, которыми мы пользуемся в повседневной жизни. Все этикетки смываются, надписи заклеиваются, пузырьки (только пластиковые) и коробки обклеиваются яркой бумагой. В качестве упаковок таблеток используйте картон, на котором нарисованы (или наклеены) поролоновые кружочки, имитирующие таблетки. Игровая зона «Транспорт»; грузовые и легковые автомобили; автомобили специального назначения; автобусы; лодочки и катера разных размеров; самолеты и вертолеты. Можно вырезать рули из картона или фанеры и сделать таблички с
изображением разных видов транспорта.
Игрушки-животные: наборы домашних животных и диких
животных средней полосы России, сделанные из разных материалов и разного размера.
Зона конструирования: большой напольный конструктор — строитель; настольный строительный материал; различные пластиковые конструкторы; мелкие игрушки для обыгрывания построек.
Игрушки для мальчиков: роботы, трансформеры, солдатики.
Важно, чтобы у детей был бросовый материал, из которого они самостоятельно могли бы создавать атрибуты для сюжетных игр. Он хранится в отдельной коробке (лотке, сундучке)
Оборудование для старшей и подготовительной групп:
- макет средневекового замка, макет корабля — парусного судна, парохода или современного теплохода, макеты различных жилых помещений и др.
Атрибуты для игры «Семья»
- куклы разные наборы кукольной мебели «Жилая комната», «Спальня», «Кухня» посуда кухонная, столовая и чайная различные кухонные приборы и техника — мясорубка, тостер, стиральная машина, плита, посудомоечная машина, холодильник
Атрибуты для игры «Магазин»:
- магазины делаются самые разные — продуктовые, одежды и обуви, «Свет», «Радиотехника», «Салон шляп» или «Головные уборы», «Магазин игрушек», «Канцтовары», «Мебель», «Спорт», «Книги» и др. Небольшие прямоугольники бумаги с написанными на них цифрами, обозначающие «деньги». кассовый аппарат, корзинки и сумочки для покупок.
Атрибуты для игры «Парикмахерская» или «Салон красоты»:
- самодельные альбомы с образцами причесок кукольные расчески, фены, бигуди, щипцы для завивки; небольшие небьющиеся флаконы из-под духов, шампуней и др.
Атрибуты для игры «Ателье»:
- «рулоны» ткани, Выкройки одежды, самодельные журналы мод. Швейные машины. Стойка для одежды и плечики. Возможно, игрушка-манекен.
Атрибуты для игр «Больница» или «Аптека»: в старшем возрасте дети знакомятся с различными специализациями врачей, поэтому и атрибутика игры значительно обогащается.
- таблицы для проверки зрения, различные игрушечные хирургические инструменты, игрушечные шприцы, бинты. Можно сделать коробочку с «регистратурой» — в нее помешаются «амбулаторные карты». Баночки для лекарств по-прежнему без этикеток, оклеены яркой бумагой.
Атрибугы для игр «Транспорт»:
- грузовые и легковые автомобили разного размера и разных марок; автомобили специального назначения; автобусы и троллейбусы; лодочки и катера разных размеров; самолеты и вертолеты.
- Добавляется строительная и дорожная техника: бульдозер, экскаватор, трактор Можно вырезать рули и штурвал из картона или фанеры и сделать таблички с изображением разных видов транспорта.
Атрибуты для игр «Школа» и «Библиотека»:
- самодельные тетради и книги, мелки, картинки, наборы цифр и букв, для библиотеки — самодельные формуляры детские книги.
Атрибуты для игры «Почта»:
- самодельные посылки — небольшие; открытки, телеграммы, письма в самодельных конвертах, игрушечный штемпель (детская печать).
- наборы домашних животных дикие животные средней полосы России, животные жарких стран, животные доисторической эпохи (динозавры) из разных материалов и разного размера.
- большой напольный конструктор-строитель; настольный строительный материал; различные пластиковые конструкторы. Схемы для конструирования. Коробки с бросовым материалом — лоскутами ткани, кожи, бумагой и др., который дети могут использовать для изготовления атрибутов различных игр.
Так как содержание детских игр значительно обогащается, то могут появиться атрибуты для игр «Рекламное агентство», «Туристическое бюро», «Телевидение». Для «Рекламного агентства», например, нужны будут рекламные проспекты, сделанные самими детьми: вырезанные из разных журналов, наклеенные в определенном порядке образцы различных товаров. Для «Туристической фирмы» нам понадобятся туристические проспекты, «база данных» на карточках, модель компьютера и т. д. Для игры «Телевидение» — игрушечный микрофон, макет телекамеры или игрушка-телекамера, кофр для телекамеры и т. п.
Игрушки для мальчиков: роботы, трансформеры, солдатики, воины разных эпох и народов.
Важно, чтобы у детей был бросовый материал.
Куклы и все атрибуты для игры в кукол
- наборы одежды и обуви мебель для кукол — столы и стулья, диван, кресла, шкафы для одежды, кроватки коляски, сапки и качели для кукол
Посуда кухонная, столовая и чайная. Различные кухонные приборы и приспособления, например игрушечная мясорубка, кухонный комбайн, тостер и др.
Игровая зона «Магазин»
- «Продуктовый магазин»: в корзинках или на лотках — раз личные имитаторы продуктов (пластиковые, деревянные на боры овощей и фруктов, гастрономических продуктов, бакалеи; вылепленные из соленого теста и раскрашенные хлебобулочные и кондитерские изделия, колбасы и др.) Необходимо обратить внимание па размеры атрибутов — они должны быть небольшими. Можно сделать несколько магазинов — «Булочная», «Кондитерский», «Овощи-фрукты», «Молочные продукты», «Мясо» и т. д. Это также могут быть отделы одного большого супермаркета. «Магазин одежды и обуви»: различные кукольные одежки, которые можно достать из шкафа для кукольной одежды и разложить на прилавке. «Магазин игрушек»
Игровая зона «Парикмахерская»: самодельные альбомы с образцами причесок, кукольные расчески, фены, бигуди, щипцы для завивки; небольшие небьющиеся флаконы из-под духов, шампуней (оформленные в виде фруктов, овощей, забавных фигурок людей) и др.
Игровая зона «Ателье»: «рулоны» ткани, выкройки одежды,
самодельные журналы мод. Здесь же может стоять небольшая коробка с лоскутами тканей, которые дети могут использовать для создания различных атрибутов. Например, из кубика делается стол для кукол, он накрывается лоскутком — скатертью.
Игровая зона «Больница» или «Аптека»: обратите внимание
на то, что ни в коем случае в атрибутах не должно быть баночек или коробочек от лекарственных форм, которыми мы пользуемся в повседневной жизни. Все этикетки смываются, надписи заклеиваются, пузырьки (только пластиковые) и коробки обклеиваются яркой бумагой. В качестве упаковок таблеток используйте картон, на котором нарисованы (или наклеены) поролоновые кружочки, имитирующие таблетки. Также можно использовать игровые наборы «Доктор Айболит» — стетоскопы, пластиковые градусники, шприцы, банки и др.
Игровая зона «Транспорт»; грузовые и легковые автомобили; автомобили специального назначения; автобусы; лодочки и катера разных размеров; самолеты и вертолеты. Можно вырезать рули из картона или фанеры и сделать таблички с
изображением разных видов транспорта.
Источник
Презентация «Оборудование к сюжетно-ролевым играм»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Оборудование к сюжетно- ролевым играм Подготовила : Борисова Любовь Викторовна.
Сюжетно-ролевая игра это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей
«Семья» Программное содержание: Закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи. Развивать интерес к игре. Учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет. Побуждать детей к творческому воспроизведению в игре быта семьи. Учить действовать в воображаемых ситуациях, использовать различные предметы – заместители. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи и их труду. Игровой материал: Мебель, посуда, атрибуты для оборудования домика, «детского сада», крупный конструктор, игрушечная машина, кукла – младенец, игрушечная коляска, сумки, различные предметы – заместители. Предварительная работа: Беседы: «Моя семья», «Как я маме помогаю», «Кто, кем работает?» «Чем мы занимаемся дома?» Рассматривание сюжетных картинок, фотографий по теме. Чтение художественной литературы: Н.Забила «Ясочкин садик», А.Барто «Машенька», Б.Заходер «Строители», «Шофёр», Д.Габе из серии «Моя семья»: «Мама», «Братик», «Работа», Е.Яниковская «Я хожу в детский сад», А.Кардашова «Большая стирка». Игровые роли: мама, папа, бабушка, дедушка, старшая дочка, дети-дошколята, кукла – младенец. Разыгрываются сюжеты: «Обед в семье» «Папа – хороший хозяин» «У нас в семье – младенец» «Мама укладывает детей спать» «В семье заболел ребенок» «К нам пришли гости» «Праздник в семье: мамин день, Новый год, день рождения»
«Поликлиника» Программное содержание: Вызвать у детей интерес к профессии врача. Формировать умение творчески развивать сюжет игры. Закрепить названия медицинских инструментов: фонендоскоп, шприц, шпатель. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения. Словарная работа: фонендоскоп, шпатель, прививка, витамины. Игровой материал: халат и шапочка врача, халаты и шапочки для медсестёр, медицинские инструменты (градусник, шприц, шпатель) бинт, зелёнка, вата, горчичники, карточки пациентов, витамины. Предварительная работа: Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Наблюдение за работой врача. Чтение художественной литературы: Я. Райнис «Кукла заболела», В. Берестов «Больная кукла». А. Барто «Мы с Тамарой», П. Образцов «Лечу куклу», А. Кардашова «Наш доктор». Инсценировка «Звери болеют». Рассматривание альбома «Мы играем во «врача». Изготовление атрибутов для игры. Беседы с детьми «Нас лечат врач и медсестра», «Как нужно вести себя в кабинете у врача?» Игровые роли: Врач, медсестра, больной. Разыгрывают сюжеты: «На приеме у врача», «Вызов врача домой» «Поранили пальчик» «Болит горлышко» «Ставим укольчик» «Делаем прививку»
«Я – водитель» Программное содержание: Расширять у детей представления о профессии шофера, автомеханика. Развивать умение строить ролевой диалог, использовать ролевую речь, творчество в игре, используя реальные предметы для создания игровой обстановки. Воспитывать доброжелательность, готовность прийти на помощь. Воспитывать культуру поведения в транспорте. Словарные слова: бензозаправочная колонка, бензин, канистра, заправщик, кондуктор, механик, жезл, инспектор, права. Игровой материал: инструменты для ремонта машин, бензозаправочная колонка, строительный материал, руль, канистра, шланг для имитации заправки машины бензином, ведерко с тряпкой, билеты, деньги, сумка для кондуктора, Предварительная работа: Подвижные игры: «Пешеходы и такси», «Светофор». Чтение и рассматривание иллюстраций по теме «Шоферы». Д/и «Внимательный водитель», «Узнай машину», «Почини машину». Чтение: В. Сутеев «Разные колеса», 3. Александрова «Грузовик», A. Кардашов «Дождевой автомобиль» Э. Мотковская «Я автомобиль» B. Степанов «Шофер», «Водитель автобуса», Б. Житков «Светофор», Н. Калинина «Как ребята переходили улицу», Н. Павлова «На машине». Игровые роли: Водитель такси, водитель автобуса, кондуктор, пассажиры, водитель грузовой машины, механик, заправщик, полицейский (инспектор ГИБДД). Разыгрываются сюжеты: «Автобус везет пассажиров» «Ремонт машин» «Едем в детский сад» «Едем в гости» «Поездка на дачу»
«Парикмахерская» Программное содержание: Познакомить со спецификой работы мужского и женского парикмахера. Формировать представление детей о том, как женщины ухаживают за ногтями Учить выполнять несколько последовательных действий, направленных на выполнение его обязанностей. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие, строить ролевой диалог. Воспитывать культуру общения с «клиентами» Словарные слова: мастер, фен, фартук, пелеринка, бритва, маникюр. Игровой материал: Зеркало, тумбочка для хранения атрибутов, разные расчески, флаконы, бигуди, лак для волос, ножницы, фен, пелерина, фартук для парикмахера, маникюрши, уборщицы, заколки, резиночки, банты, полотенце, журналы с образцами причесок, бритва, машинка для стрижки волос, полотенца, деньги, швабра, ведра, тряпочки для пыли, для пола, лак для ногтей, пилочка, баночки от крем. Предварительная работа: Беседа «Зачем нужны парикмахерские». Этическая беседа о культуре поведения в общественных местах. Чтение рассказов Б. Житкова «Что я видел», С. Михалкова «В парикмахерской». Экскурсия в парикмахерскую. Рассматривание предметов, необходимых для работы парикмахера. Дидактическая игры «Красивые прически для кукол», «Поучимся завязывать бантики», «Подбери бант для куклы», «Чудо-фен». Рассмотреть предметы для бритья. Изготовление с детьми атрибутов к игре (фартуки, пелеринка, полотенца, пилочки, чеки, деньги и др.). Изготовление альбома «Модели причесок». Игровые роли: Парикмахеры – дамский мастер и мужской мастер, мастер по маникюру, уборщица, клиенты (посетители): мамы, папы, их дети. Разыгрываются сюжеты: «Мама ведет дочку в парикмахерскую» «Папа ведет сына в парикмахерскую» «Сделаем куклам красивые прически» «Едем на автобусе в парикмахерскую» «Делаем прически к празднику» «Приведем себя в порядок» «В мужском зале» «Покупка товаров для парикмахерской» «Приглашаем парикмахера в детский сад»
Источник