Меню

Оборудование для развития речи в детском саду своими руками

Логопедическое пособие своими руками. Веселая азбука. Скороговорки в картинках. Логопедические игры

Рассматривая авторские логопедические пособия, понимаешь, что многие игры для своих детей можно сделать самостоятельно. Для этого не нужно обладать какими-то особыми талантами или умениями художника. Главное — знать принцип работы с данным материалом. Картинки для него можно вырезать из старых детских книг или журналов, использовать подручный и бросовый материал.

В статье рассмотрим примеры изготовления логопедического пособия своими руками, расскажем, как работать с таким материалом, какие упражнения помогут детям произносить правильно звуки и научиться определять их место в слове.

Воспитателям детского сада также помогут логопедические игры. Их можно использовать на разных занятиях, например, по развитию речи, при ознакомлении с окружающим миром. Поиграть с детьми в словесную игру можно на прогулке или после дневного сна. Они способствуют развитию правильной артикуляции, выработке четкого произношения звуков в словах, фонематическому восприятию, умению определить место звука в слове и т. д.

Дыхательная гимнастика

Для коррекции произношения звуков логопеды практикуют дыхательную гимнастику. Упражнения позволяют усилить воздушную струю, направлять силу воздуха в нужное место, увеличить длительность выдувания. Сначала упражнения выполняют просто губами, не надувая щек. Нужно стараться, чтобы струя воздуха попала на язычок. Это необходимо при работе над шипящими и свистящими звуками — ш, ж, щ, ч, с, з.

Такие упражнения призваны увеличить вентиляцию воздуха в легких, поэтому перед началом занятий обязательно проветрите помещение или выполняйте их на свежем воздухе. При повторах от глубокого дыхания у ребенка может закружиться голова, поэтому делайте перерывы между упражнениями для отдыха. Длительность занятий дыхательной гимнастикой нужно увеличивать постепенно, начиная с коротких упражнений.

Для таких занятий логопедические пособия своими руками сделать несложно. Помимо выдувания воздуха через трубочку или надувания воздушного шарика, можно сделать ребенку яркую игрушку, используя картонную втулку от туалетной бумаги, полоски цветной бумаги или атласные ленты. Из таких материалов можно с легкостью сделать осьминога с глазами-помпонами. Для красоты оклейте трубочку цветной бумагой. При выдувании воздуха полоски бумаги или ленты будут развиваться в воздухе, что очень понравится ребенку. Прикрепить их можно обычным канцелярским степлером.

«Звуковые цепочки»

Детям очень сложно различать парные звуки (глухие и звонкие), например, с — з или ш — ж. Чтобы облегчить этот процесс, можно сделать логопедическое пособие своими руками, как на фотографии ниже. На большом листе картона изображены два зайчика разного размера. Один собирает слова, начинающиеся на звонкие звуки, другой — на глухие. Можно прикрепить необходимые пары букв кнопками или сделать прозрачный кармашек, чтобы их туда вставлять.

Детям дают набор карточек с картинками. Все предметы начинаются на данные звуки. Ребенок по очереди берет карточку и произносит вслух название изображенного предмета. Определив правильно первый звук, он ищет соответствующую букву и нанизывает картинку на шнурок, который тянется от нее. Так нужно распределить все картинки по цепочкам, выкладывая их рядом друг с другом.

Выработка артикуляции

Детям дошкольного возраста тяжело правильно произносить звуки из-за недоразвития речевого аппарата. Мышцы еще слабые, язык плохо слушается и не обладает необходимой гибкостью. Если с малышом не заниматься, закончится все плачевно. Ребенок долго не сможет правильно говорить, что в старшем дошкольном возрасте будет вызывать насмешки одноклассников. Артикуляционный аппарат можно тренировать уже с 2 или 3-летнего возраста. Сюда входит гортань, челюсть, губы и язык.

Есть масса упражнений для развития мышц данной системы. Мама или педагог показывает их ребенку, а малыш повторяет. Желательно делать их перед зеркалом, чтобы было видно расположение губ и постановка языка. При работе над определенными звуками можно сделать логопедические пособия для артикуляционной гимнастики.

Это изображение целого лица или только рта, где губы нарисованы в правильном положении при произнесении звука. Наглядность поможет ребенку повторить движение самостоятельно. Рисовать такое пособие несложно, можно использовать любимые детворой смайлики.

«Веселая азбука»

Такое пособие пригодится и для логопедической работы, и для изучения букв. На листе картона сверху напишите крупным шрифтом большую и маленькую буквы. В нашем образце это «Д». Затем подберите картинки с изображением предметов на заданный звук и наклейте их на поверхности карточки.

Можно делать пособие вместе с детьми, чтобы ребенок придумал сам слова, начинающиеся на эту букву. Если необходимую картинку не найдете, можно всегда воспользоваться интернетом и отпечатать ее контуры на принтере. Малыш поможет ее раскрасить цветными карандашами. Таким образом оформляют все буквы алфавита. Можно своими руками логопедическую игру делать не всю сразу, а по мере изучения данной буквы. Ребенку легче будет запомнить ее. На следующем занятии можно повторить предыдущую букву и проработать следующую.

Оформление чистоговорок

Эти пособия часто используются логопедами и воспитателями детского сада для тренировки правильности произношения определенного звука. Это специальное упражнение состоит из двух частей и представляет собой короткий стишок. Первая строка состоит из трехкратного повторения слога или двух букв — первая гласная, а вторая — согласная. Это логопедическое упражнение на выработку артикуляции, автоматизации произношения звуков. Вторая часть представлена рифмованной фразой, которая содержит данный слог или сочетание букв.

Чтобы ребенку легче было запомнить чистоговорки и быстрее их произносить, можно сделать своими руками логопедическую игру в форме карточек. Они могут быть маленькими в форме таблицы, как на образце в статье, а можно разместить каждую чистоговорку отдельно на большом листе картона. Это будет демонстрационный материал для работы в группе. Снизу напишите печатными буквами ее текст, чтобы подсказать детям содержание, если кто-нибудь его забудет.

Скороговорки в картинках

Это отличные упражнения для выработки звуков речи. Они представляют собой небольшой ритмический текст, как правило, смешного содержания. С древности их использовали для забавы, а также для улучшения подвижности органов артикуляции. Помимо речи, скороговорки улучшают внимание, развивают память.

Представленный ниже образец логопедического пособия для детей позволяет не только проговаривать скороговорку, но и развивает мышление и зрительное восприятие. Такие таблицы можно нарисовать для каждой фразы. Они подойдут для детей старшего дошкольного возраста.

Каждая картинка соответствует одному слову скороговорки. Первым шагом при изучении фразы станет ее четкое проговаривание в медленном темпе. По мере запоминания фраза произносится все быстрее. Главное — следить за четкостью и внятность произношения звуков в словах. Веселые картинки помогут ребятам скорее запомнить текст, так как в этом им помогает зрительная память. Рисуют таблицы схематически. Нужно обладать талантом художника, чтобы сделать такое логопедическое пособие своими руками.

«Угадай звук в слове»

Следующий учебный материал предназначен для детей старшей группы детского сада. Ребенок, глядя на первую картинку, должен назвать букву, на которую начинается слово. Дальше следует ряд из трех изображений предметов. Проговорив их названия вслух, ребенок должен определить наличие данного звука в этих словах.

Источник



Мастер — класс «Нетрадиционное оборудование в речевом центре»
презентация к уроку (старшая, подготовительная группа)

Абубакирова Эльза Рамилевна

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка зависит успешность ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском обществе. Именно поэтому речевое развитие занимает важное место в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования.

Сегодня я расскажу вам о нетрадиционных технологиях и оборудованиях, которые способствуют развитию речи дошкольников, которые мною используются в частности коррекционно-логопедической работе в группе комбинированной направленности. Всё наглядное пособие будет представлено в виде презентации.

Скачать:

Вложение Размер
Нетрадиционное оборудование в речевом центре 1.45 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Мастер –класс «Нетрадиционное оборудование в речевом центре» Выполнила воспитатель Абубакирова Э.Р.

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка зависит успешность ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском обществе. Именно поэтому речевое развитие занимает важное место в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования. Сегодня я расскажу вам о нетрадиционных технологиях и оборудованиях , которые способствуют развитию речи дошкольников, которые мною используются в частности коррекционно-логопедической работе в группе комбинированной направленности. На современном этапе поиск новых форм и методов образовательной работы с детьми – один из актуальных вопросов педагогики. Учитывая интерес ребенка к нетрадиционным методам работы, силу их воздействия на интеллектуальное, эмоциональное, нравственное развитие дошкольника, очевидна эффективность использования нетрадиционных технологий.

Речевое дыхание это важная часть речи. Оно участвует в создании голосового звучания. Для развития правильного речевого дыхания можно использовать такие игры и упражнения, как: «Снежная метель»

«Снег идет, задувает»

«Прожорливые «Воздушный футбол» фрукты»

Тренажёры «Снежинка», «Цветок и Божья коровка», «Подсолнух и пчёлка»

Не забываем о том, что дыхательные упражнения Быстро утомляют и могут вызвать головокружение. Играем 3-5 минут с перерывами на отдых. Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать. Выдох должен быть длительным, плавным. Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями) Упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя.

Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи. Пальчиковые игры и упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов: Массажные мячики; Массажные колечки; Прищепки; Щетки, Резинки для волос; Медицинские пипетки; Шестигранный карандаш или шариковая ручка; Катушки; Камешки марблс. Счетные палочки Массажные коврики

Широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

Игры сопровождаются речью и движениями в стихотворной форме. Например: Прокачу я свой орех По ладоням снизу вверх, А потом обратно, Чтоб стало мне приятно. Я катаю мой орех, Чтобы стал круглее всех. Вокруг земли луна летает, А вот зачем – сама не знает! (Движения соответствуют тексту)

Одной из нетрадиционных технологий развития познавательной активности на речевых занятиях является Су-джок терапия («Су» – кисть, «Джок» – стопа). Массаж специальным шариком ,массаж эластичным кольцом. Эта терапия оказывает воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.

Логопедический массаж ложками (методика О.И.Крупенчук) Задачи массажа ложками: — улучшение качества артикуляционных движений, — помощь в формировании нужного уклада артикуляционных органов, — помощь в нормализации тонуса мышц мимической и артикуляционной мускулатуры. Упражнения выполняются под чтение стихов,. Стихи, как ритмически организованная речь, способствуют формированию чувства ритма у детей и являются одним из способов коррекции нарушений слоговой структуры.

«Лоб погладили мы нежно и расслабили прилежно» ( поглаживание горками ложек вокруг лобных бугров) «Как погладить щеки нам, не сдвигая кожи там?» ( круговое поглаживание горками ложек по щекам) «Надо растереть височки надавив в последней точке» (круговые движения у виска с легким нажатием в конце движения) «Покружим между бровями, чтобы стало веселее» «Щеки можно посдвигать Вверх и вниз, и вверх опять» «Покатимся к губам носогубной складкой» «Губку в складку собираем, Вверх и вниз ее сдвигаем» (Кончики ложек смотрят на носогубные складки, собрать верхнюю губу в горку и перетирать ее вверх, вниз) «И другую собираем, Тоже вверх и вниз сдвигаем»

Применение камешков «Марблс» – это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Марблс – это созданные человеком разноцветные стеклянные шарики или плоские камешки. Они могут быть сделаны из глины, дерева, пластика или чаще всего из стекла. Камешки получили свое название от английского «marbles» (то есть мраморные). Они имеют разнообразную цветовую гамму.

Камешки Марблс являются замечательным средством развития мышления, речи, общения, воображения детей разного возраста. Это материал позволяет решать широкий спектр задач: Развивать мелкую моторику; Упражнять в согласовании прилагательных и числительных с существительными; Обогащать словарный запас, упражнять в употреблении предлогов, наречий, прилагательных, глаголов; Упражнять в звукобуквенном разборе слова, закреплять правильный образ буквы; Проводить работу по автоматизации поставленных звуков; Развивать глазомер, тактильные ощущения, эстетическое восприятие; Развивать умение сосредотачиваться, способность доводить начатое дело до конца.

Варианты игр на автоматизацию звуков с использованием камешков марблс. « Четвёртый лишний»

«Выложи по контуру»

Игры с прищепками по дифференциации и автоматизации звуков

Нетрадиционное использование предметов: стимулирует умственную деятельность; повышает у детей мотивацию к обучению; способствует хорошему эмоциональному настрою; повышает общий тонус; снижает психоэмоциональное напряжение; координирует движения пальцев рук; расширяет словарный запас; приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма

Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование педагогического процесса и организация речевых центров, основные факторы усвоения многообразия функций речи.

презентация с теоритическим материалом по теме и фотографиями.

Развивать мелкую моторику рук необходимо, если мы хотим слышать у детей четкую и правильную речь.Современные родители мало уделяют внимание играм «пальчиками» , а чаще сажают ребенка перед телевизором.

Положение смотра-конкурса «Речевой центр в группе».

Положение о смотре-конкурсе: «Лучший речевой центр группы и лучшее пособие для речевого центра» для групп дошкольного образовательного учреждения МКДОУ«Тополек»

Положение о смотре-конкурсе: «Лучший речевой центр группы и лучшее пособие для речевого центра»для групп дошкольного образовательного учреждения МКДОУ«Тополек&raquo.

ПОЛОЖЕНИЕ О СМОТРЕ — КОНКУРСЕ «ЛУЧШЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ОСНАЩЕНИЕ ЦЕНТРОВ СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫХ ИГР С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ» муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 6» г. Назарово Красноярского края

ПОЛОЖЕНИЕ О СМОТРЕ — КОНКУРСЕ «ЛУЧШЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ОСНАЩЕНИЕ ЦЕНТРОВ СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫХ ИГР С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ»муниципального автономного дошкольного образовательного уч.

СМОТР — КОНКУРС «ЛУЧШЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ОСНАЩЕНИЕ ЦЕНТРОВ СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫХ ИГР С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ»

СМОТР — КОНКУРС «ЛУЧШЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ОСНАЩЕНИЕ ЦЕНТРОВ СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫХ ИГР С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ&raquo.

Мастер – класс «Нетрадиционное оборудование в речевом центре»

Речь — как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка.От качества речи, и умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка зависи.

Источник

Дидактические пособия своими руками Копилка логопеда

Елена Зайцева
Дидактические пособия своими руками Копилка логопеда

Чтобы дети с удовольствием посещали логопедические занятия и с интересом выполняли предложенные им задания, необходимо придумывать новые, интересные дидактические игры с разными картинками, персонажами, сюжетами и материалом. Вашему вниманию я предлагаю дидактические пособия для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий на автоматизацию разных звуков, формирование интонационной выразительности, развитие зрительно-моторных координаций и так далее. Данные пособия помогают разнообразить занятие, повысить эффективность коррекционной работы.

«Волшебный куб»

-формирование фонетико-фонематических представлений и слоговой структуры слова.

-формирование лексико-грамматического строя речи.

-формирование связной речи.

-формирование познавательных процессов.

Дидактические пособия своими руками Копилка логопеда

«Разноцветные ромашки»

Формирование фонетико-фонематических представлений;

слоговой структуры слова.

Формирование познавательных процессов.

«Веселые крышки»

-формирование навыков звукового анализа;

— формирование слоговой структуры слова;

-развитие мелкой моторики.

-закрепление знаний основных цветов

«Кто в домике живет?»

-упражнять в выделении заданного звука в слове;

-учить дифференцировать звуки;

-формировать умение делить слова на слоги;

-развивать логическое мышление, внимание;

-закреплять в речи обобщающие понятия;

-развивать мелкую моторику.

«Звуковички»

-Развитие фонематического слуха и восприятия;

-расширение знаний детей, понятия: гласные –согласные; твердые-мягкие.

Дидактическая игра «Собери бусы»

закреплять умение дифференцировать звуки [З]-[С] в словах;

развивать фонематический слух,

Это лишь малая часть тех игровых заданий, которые можно давать ребенку (детям, используя эти пособия. В зависимости от цели и задач, поставленных на занятии, можно менять и игровые задания. Дети с удовольствием занимаются с пособиями, они вызывают у них интерес, развивают любознательность, память, внимание, а главное — речь.

Дидактические игры и пособия для занятий своими рукамиДидактические игры и пособия для занятий своими руками Предлагаю Вашему вниманию подборку дидактических игр и пособий для занятий с детьми дошкольного возраста Эти игры были сделаны для итогового.

Дидактические пособия своими руками Дидактические пособия своими руками. Что такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает.

Дидактические пособия своими руками для сенсорного развития детейДидактические пособия своими руками для сенсорного развития детей Хочу поделиться с вами дидактическими играми для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. В каждом возрасте перед сенсорным.

Развивающие пособия своими рукамиРазвивающие пособия своими руками Добрый вечер коллеги! Представляю вашему вниманию две дидактические игры из бросового материала, которые не потребуют много материальных.

Использование пособия своими руками из подручного материала в развитии дошкольникаИспользование пособия своими руками из подручного материала в развитии дошкольника Использование пособия своими руками из подручного материала в развитии дошкольника. Мы хотим чтобы, наши дети росли здоровыми и счастливыми,.

Пособия по развитию мелкой моторики своими рукамиПособия по развитию мелкой моторики своими руками В. А. Сухомлинский:Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В шесть -семь лет развитие мелкой моторики у детей является неотъемлемой.

Пособия для развития мелкой моторики детей своими рукамиПособия для развития мелкой моторики детей своими руками Здравствуйте, коллеги! Предлагаю вашему вниманию продолжение обзора игр, которые сделаны своими руками из подручных материалов для развития.

Пособия своими руками для развития мелкой моторикиПособия своими руками для развития мелкой моторики Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности рук. Нормальное развитие речи ребенка очень тесно связано с развитием.

Развивающие пособия своими руками для мелкой моторикиРазвивающие пособия своими руками для мелкой моторики Миронова Елена Николаевна Развивающие пособия своими руками для мелкой моторики. Когда разговор идет о «мелкой моторике», подразумевается.

Визитная карточка пособия «Дед и Баба». Куклы своими рукамиВизитная карточка пособия «Дед и Баба». Куклы своими руками Разрешите представить вашему вниманию моих кукол Деда и Бабу. Недавно в нашем детском саду проходил конкурс «Кукла в народных костюмах».

Источник

Дидактический материал своими руками для детского сада

Дидактическое пособие по развитию речи

Время после рождения малыша и до того как он поступит в школу является наиболее благоприятным для его всестороннего развития. В это время формируется личность ребенка и его интеллектуальные качества. То, что делает ребенка человеком, во многом определяется тем, как им занимались в это время. Одним из важнейших умений является способность к связной речи. Для его развития важную роль играет использование вспомогательных дидактических пособий.

Какие дидактические пособия можно изготовить своими руками для детского сада

Развитие речи не является изолированным умением. В значительной степени оно определяется общим уровнем развития ребенка и, в частности, его интеллекта.

Большое значение в этом процессе имеют занятия, в результате которых улучшается сенсорика и мелкая моторика движений у малышей. Важно для этого использовать дидактические пособия, значительную часть которых можно изготовить самостоятельно.

Обучение детей, особенно в младших и средних группах, должно происходить в игровой обстановке, иначе они потеряют интерес к предмету и время будет потрачено зря. Чтобы обучение было эффективным, воспитателю нужно применять все доступные средства для поддержания полезной активности ребенка.

Дидактические материалы для развития сенсорики

Пособие «Лепестки цветка» выглядит следующим образом. К прямому стеблю перпендикулярно прикрепляется кружок. Края центральной части покрыты липучкой. Предлагается несколько лепестков с изображениями предметов или сказочных героев. У внутреннего края каждого из них также прикреплена эта ткань. Задача состоит в том, чтобы по букве, нарисованной на кружке, найти лепестки с соответствующими словами и прикрепить их к центральной части.

Игра «Задуй насекомых на полянку» предназначена для развития речевого дыхания. Для этого используется пособие «Полянка». Оно представляет собой низкий ящик с высокими бортиками. Небольшие картонки с изображениями животных подвешены на коротких нитках снаружи. Ребенок должен их задуть внутрь, но при этом не имеет права надувать щеки.

Важно! Таким образом его обучают правильному дыханию во время разговора.

Игра «Прищепки» производится на этом же пособии. Для нее малышам дают несколько цветных прищепок и просят выстроить забор. Они ставят их на края, при этом громко называя используемый цвет.

На внешней стенке пособия «Полянка» приклеено две горизонтальных линии липучки. В каждом ряду прикреплены четыре карточки с изображениями животных, сказочных героев или предметов. Малышу говорят, что в каждом ряду одна из картинок лишняя и просят ее снять. Затем он должен рассказать, что объединяет оставшиеся изображения и почему.

Знаковые дидактические материалы

Одним из таких многофункциональных пособий является «Теремок». Он представляет собой матерчатый домик, прикрепленный к плоской твердой основе. К нему пришито большое количество карманов, в которые помещены различные картинки. На них могут быть изображены предметы окружающего мира, сказочные персонажи из одноименной сказки, изображения букв или слогов.

Возможны различные способы использования этого пособия в детском садике.

Вот один из них. Детям показывают картинки, взятые из кармашка прикрепленного к терему. Спрашивают, из какой сказки пришел этот герой, который изображен на карточке. Ребенок должен вспомнить название сказки и постараться пересказать ее содержание.

Важно! Если малышу необходима при этом помощь логопеда, то она предоставляется. Воспитатель по ходу рассказа задает ребенку несложные наводящие вопросы.

Можно использовать это пособие в ДОУ также следующим образом:

  1. Воспитатель достает карточки, где изображены обитатели теремка, но не показывает их. Он изображает звуки, которые издают эти животные. Ребенок должен их повторить и назвать героя сказки, который изображен на карточке.
  2. Пособие можно использовать для изучение предлогов, которые показывают относительное расположение карточек. Воспитатель размещает карточки с изображениями животных в различные кармашки и задает вопросы о том, кто где расположен. Ребенок должен ответить, используя предлоги «над», «под» или «между».
  3. Затем малышу предлагают сформулировать вопросы с использованием упомянутых предлогов и задать их воспитателю.

Еще одно задание состоит в следующем:

  1. Ребенку дают карточки с изображениями героев сказки и предлагают поместить их в различные кармашки.
  2. После этого малыш должен сказать о том, какой зверь на каком этаже живет и кто находится слева, справа, сверху или снизу от него.

Где применяются дидактические материалы

Использование пособий по развитию речи для дошкольников, сделанных своими руками, создает игровую основу в работе с ними, определяет сюжетную линию занятия. Ребенок, особенно в младшей и средней группе детского сада, мыслит конкретно, с помощью образов, а не абстрактных логических построений. Он может реагировать на получаемые задания от логопеда или воспитателя, будучи участником конкретной, пусть и выдуманной ситуации. Дидактические пособия каждый год служат фактической основой для их обучения.

Развитие речи по визуальным подсказкам

Когда ребенок учится выражать свои мысли, он должен следовать определенной схеме изложения мыслей. Для малыша, который почти не умеет сосредотачиваться на одном предмете, в его возрасте, это невозможно. Использование дидактических пособий в виде карточек-подсказок помогает построить линию рассказа. Для детей младшего возраста при этом речь идет о гораздо более простых вещах. Они просто должны называть предметы или кратко описывать действия с карточками-подсказками.

Например, в дидактическом пособии «Замочки-молнии» ребенок должен выбрать среди лежащих на столе открытых цветных молний те, которые соответствуют заданию воспитателя и закрыть их. При этом ребенок описывает свой выбор, его причины и действия, которые он совершает.

В более старшем возрасте каждая визуальная подсказка может применяться вместе с наводящими вопросами воспитателя и быть поводом для связного рассказа. Это можно, например видеть в занятиях, посвященных профессиям.

Каждое описание своих действий, ответ на конкретный вопрос или краткий рассказ по визуальным подсказкам помогают ребенку лучше развить свои речевые навыки. Служат подготовительными упражнениями к взрослой жизни.

Учимся пересказывать

Развитие связной речи детей — это одно из важнейших умений, которому необходимо обучить ребенка. Без его освоения он не только не сможет должным образом интеллектуально развиваться, но и не сможет в полной мере социализироваться, не умея вести диалог или излагать свои мысли.

Пересказывая, малыш должен создать связный продолжительный рассказ. Однако ему для этого потребуются подсказки, которые могут быть получены во время дидактических игр и от воспитателя.

Важную роль в этом процессе играет развитие мелкой моторики.

Важно! Занимаясь пересказом, сможет укрепить свои речевые и интеллектуальные навыки, повысит уровень развития своей личности.

Учимся мыслить

Речь человека тесно связана с мышлением. Также обстоит дело у ребенка. Общение не ограничивается изложением своих мыслей или описанием действий. Уровень владения речью в значительной части определяется степенью развития личности и мышления ребенка.

Дидактические пособия, сделанные своими руками для детского сада, могут быть использованы не только для рассказов, но и для повода задать малышу вопросы о причинно-следственной связи в окружающем его мире. Например, используя карточки, связанные с сюжетами сказок, можно задавать вопросы об обстоятельствах поступков героев, о причинах и последствиях их действий.

Можно соединять рассматриваемые занятия с изучением математики.

Кроме того, важна обучающая функция занятий по развитию речи. Например, если ребенку задаются вопросы об особенностях и полезных свойствах растений, изображенных на рисунках, то постепенно эти знания у ребенка будут закрепляться. Если будут задаваться дополнительные вопросы об этом материале, то знания ребенка станут более подробными и практичными.

Подготовка к обучению грамоте

Для этого необходимо учиться не только устной речи, но и изучать буквы и слова. Дети старшего дошкольного возраста с помощью воспитателя и родителей способны освоить азбуку и начальные навыки чтения.

Для этой цели может быть использовано дидактическое пособие по развитию речи своими руками для детского сада с карточками, на которых изображены буквы, слоги или слова.

Источник

«Развитие речи детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционного оборудования (прищепки)»

«Развитие речи детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционного оборудования (прищепки)»

Мастер-класс для педагогов ДОУ

Друзья! Вашему вниманию представляется мастер-класс на тему:

«Развитие речи детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционного оборудования (прищепки)»

Цель М-К: Способствовать овладению педагогами методикой развивающих игр и упражнений с прищепками.

Речь имеет в жизни огромное значение. Развитие речи приобретает все большую актуальность в нашем обществе. В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи.

Речь – это, прежде всего инструмент общения. С развитием речи у ребенка связано формирование личности в целом, развитие основных психических процессов. От богатства словарного запаса, умения выбрать лучшее и точное слово зависит ясность и точность мышления. При недостаточно развитой речи дошкольника, а тем более при каких-либо пусть и не ярко выраженных проблемах возникают трудности в школьном возрасте с освоением процессов чтения и письма.

Ведущие специалисты уже давно пришли к выводу, что качество речи напрямую зависит от того, насколько хорошо у человека развита рука и пальцы.

«Рука – это инструмент всех инструментов», – заключал ещё Аристотель.

Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что и не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.

Некоторые предметы домашнего обихода, привлекающие внимание детей, можно легко превратить в замечательные развивающие игрушки: пробки, нитки, крышки, пуговицы, резинки для волос, бигуди, пластмассовые бутылочки, решётка для мойки, карандаши, палочки и прочее.

Для нас это просто необходимые вещи, а для ребенка они могут стать интересными игрушками, способствующими развитию мелкой моторики рук, которая ведёт за собой развитие речи. Дети занимаются играя, даже не замечая того большого смысла и огромной пользы, которую мы закладываем в самые обычные действия и предметы.

Игры с нитками (цепочками) помогают развивать точность движений рук, развивать соотносящие действия.

Ребёнку предлагается выложить контур цепочкой или цветной ниткой. Дети выбирают себе шаблоны, ведущий начинает отсчёт. Кто быстрее и аккуратнее выполнит задание, тот победит! В качестве приза можно поощрить фишкой. Далее дети меняются контурами, и игра продолжается. Возможен более сложный вариант, когда дети выкладывают изображения по памяти или придумывают свои.

Игры с палочками, ленточками и верёвочками. Например, игра «Чья черепашка быстрее доберётся?» или «Кто быстрее скрутит ленточку».

Игры с пуговицами (камушками) помогают познакомить с указательным типом хватания, развивать координационные действия обеих рук, развивать точность движений.

Ребёнку предлагается заполнить пуговицами тело неваляшки, медвежонка. После того, как ребенок научился выполнять это задание, предлагали ему выкладывать контур изображения. Затем ребёнок сможет самостоятельно придумывать изображения и выкладывать их. Выложенные изображения также сопровождаются стихотворениями:

Маму очень я люблю
Ей цветочки подарю —
Умнице, красавице
Мои цветы понравятся.

Игры с решеткой для мойки помогают развивать координационные действия обеих рук, действовать целенаправленно последовательно. Оборудование: решетка для мойки, пуговицы или камушки, игральный кубик.

1. Шел по лесу добрый гном

С разноцветным колпачком.

Шел и песню напевал,

И вразвалочку шагал.

Дети кладут решетку на колени или на стол, «ходят» указательным и средним пальцами по клеточкам решетки, делая «шаг» на каждый ударный слог, — двумя руками одновременно или поочередно.

2. Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно, то одной, то другой рукой, а можно и двумя одновременно, говоря:

«В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили,

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят».

Выигрывает тот, кто назвал большее количество животных зоопарка и, следовательно, сделал больше шагов.

3. В начале игры размещаем паучков-пуговичек с боку в самом низу (это старт). Один из игроков бросает кубик. После этого делает ход на столько клеточек, сколько выпало у него на кубике. Затем дети бросают кубик по очереди и проделывают все те же действия. Выигрывает тот, чей паучок придет первый к финишу.

Игры с резинками для волос помогают развивать координационные действия рук, действовать целенаправленно последовательно.

Мы резинки надеваем,

Пальцы наши украшаем,

Надеваем и снимаем,

Пальцы наши упражняем.

Будь здоров, ты, пальчик мой,

И дружи всегда со мной.

Развивающих предметов домашнего обихода множество. Одному из таких предметов посвящён мой мастер-класс.

Она пальчик щиплет крепко,

И белье хватает цепко.

Знакомство моих детей с этими предметами началось с показа закрытой коробки. Я показала детям эту большую коробку и предложила им отгадать, что же там внутри. Предложила отгадать сначала по звуку. Как вы думаете, что здесь может быть? (Потрясти). У детей было очень много вариантов: кубики, пуговицы, машины, палочки, что-то деревянное, но мне не хотелось сразу открывать коробку, и я загадала детям загадку — подсказку:

На верёвке пальцы держат одеяльце. Что же это? (Прищепка, конечно!) А чтобы убедиться в правильности ответа я предложила детям угадать на ощупь этот предмет, использовав маленький «Чудесный мешочек» с прищепкой внутри.

Как же мы в своей работе можем использовать этот простой, но в то же время, такой необычный предмет? Разнообразие современных прищепок позволяет нам придумывать самые разные игры и игрушки с ними. Сегодня я познакомлю вас с тем, как использую в работе этот предмет.

Утром, когда ребёнок только приходит в детский сад, его встречают множество игрушек. Вместе с такими игрушками, есть у нас и игрушки-прищепки. Они привлекают внимание детей. Ребёнок может делать такие игрушки самостоятельно, что-то переделывая или изменяя по своему желанию.

Из картинок можно выложить сюжет и придумать небольшой рассказ.

Некоторые малыши иногда трудно расстаются с родителями. Чтобы отвлечь их и успокоить, я часто предлагаю детям поискать маленькую игрушку в коробке с прищепками или саму прищепку в сенсорной коробке, наполненной камушками. Такие действия успокаивают ребёнка, и помогают развивать тактильные ощущения и моторику.

В организованной деятельности, на занятиях прищепки можно использовать как счётный материал, как часть пособий для закрепления основных цветов, размеров. В зависимости от возраста детей задания могут изменяться и усложняться.

Не представляю возможным игры и занятия с прищепками без такого атрибута, как бельевая сушилка. Игр с ней множество: от прикрепления одежды до классификации одежды по сезонам, цветам и т.д.

Для начала мы должны научить ребёнка правильно раскрывать и закрывать прищепку. Для этого мы знакомим его с прищепкой (у прищепки есть ротик, который может открываться или закрываться). А для этого нужно нажать на «хвостики». Сначала эти действия воспитатель произносит самостоятельно, потом вместе с ребёнком, и только после этого – ребёнок самостоятельно открывает и закрывает прищепку. Когда ребёнок этому научился, мы можем приступать к другим играм, где нам могут помочь различные стихотворения.

Игровой пальцевой тренинг с прищепками

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Ротик открывает, зайчика пугает.

«Крокодил»

В зоопарке воробей пообедал у зверей,

А зубастый крокодил чуть его не проглотил.

«Га-га-га, — гогочет гусь,-

Я семьёй своей горжусь».

«Глупая ворона»

Глупая ворона клювик приоткрыла,

Глупая ворона фантик ухватила.

Но их съели детки!

Никому конфет не дам!

«Интересный разговор»

А утёнок: «Кряк-кряк!»

Всё сказали, всё спросили.

Можно применять прищепки в разыгрывании сценок.

Взрослый и ребёнок воспроизводят действия по диалогу персонажей, замещая их «говорящими прищепками».

«Волк и лиса»

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую лису.

-Как дела, зубастый?

— Ничего идут дела,

Голова пока цела.

Предлагаю устроить динамическую паузу. Превратимся в волка и гусей. А для этого нам нужно оживить прищепки. Проводится игра «Гуси-гуси». (На прищепки наклеиваются волк, хозяйка и гуси)

Таким образом можно провести любую физкультминутку с детьми.

Следующая игра называется «Подбери по цвету». Нужно прикрепить прищепки к кружочкам соответствующего цвета.

Есть ещё одна полезная игра «Собери бусины».

Игра-упражнение «Разноцветный заборчик» способствует обучение сличению предметов по цвету, называние цветов, развитие моторики рук, ориентация верх-низ. Дети должны построить заборчик, чередуя прищепки по цвету, прикрепляя их к верхней полоске картона, (другой вариант – к нижней. Одна прищепка отдельно, две вместе).

Игра «Шаль с бахромой» — закрепление понятий «большой — маленький», «большая-поменьше» прищепка. Обучение сличению предметов по цвету, называние цветов, развитие моторики рук. Детям предлагается украсить шаль бахромой, чередуя прищепки: большая – маленькая или по своему усмотрению (например, необычными красивыми прищепками).

Прищепки удобно использовать при ознакомлении художественной литературой, в театральной деятельности при обыгрывании, инсценировках сказок, стихов, рассказов.

Я подобрала тематическое стихотворение, а Вы можете использовать прищепки при ознакомлении с любыми литературными произведениями.

Рано утром на сушилке
Завели прищепки спор,
Вы послушайте, ребята,
Их забавный разговор:

-Я важнее всех прищепка, —
Громче всех кричит одна,
Крепко-накрепко схватила
Носовой платок она!

-Нет, важнее мы, подружка, —
Две другие говорят,
-Видишь, держим мы подушку,
А на ней детишки спят!

-Ну, а мы чем не важнее, —
Справа раздается хор,
-Держим мы костюм спортивный, —
Папа в нем играл в футбол!

— Ну, а я поймала шапку, —
Слева слышится опять,
Без нее в мороз не выйдешь
В парк с ребятами гулять!

Так, проспорили все утро.
Ох, кричали, ох, галдели.
Ртов вообще не закрывали.
Вещи все и … улетели!

Очень увлекательно с помощью прищепок разучивать потешки. Предлагаю педагогам прицепить прицепки к героям потешки «Тень, тень, потетень», а затем поиграть под музыку.

Тень, тень, потетень,

Выше города плетень.

Сели звери под плетень,

Похвалялися весь день.

Всему свету я краса.

У нас шубы хороши.

И у нас не плохи.

Могу песни я петь.

Всем повыколю глаза.

Ещё одна полезная игра «Кто больше назовёт». Участники делятся на пары и называют предметы или персонажей сказок. Называя, прикрепляют прищепку на одежду друг друга. Победил тот участник, который назовёт больше предметов. Затем предложить снять прищепки с себя, кто быстрее.

Игры с цифрами научат ребёнка соотносить цифру с количеством. Предложите ребёнку прикрепить на неё такое количество прищепок, которое соответствует нарисованной цифре. Также м ожно решать примеры, прикрепив прищепку с ответом.

Игра «Кто что ест»

• Закрепить знания детей о том, чем питаются разные домашние и дикие животные;

• Развивать мышление, внимание; речь, а также развивать мелкую моторику рук;

• Воспитывать бережное отношение к диким и домашним животным.

Игра «Соберем Ёжику запасы на зиму». Берём маму-ежиху и идём в лес за грибами, яблоками, листьями для ежат. В процессе игры, собирая урожай, ребёнок считает количество грибов, яблок, листьев.

Можно предложить детям подобрать первую букву слова к каждой картинке, либо сделать звуковой анализ слова.

«Слова с прищепками»

Вы показываете ребёнку картинку, называете её, а ребенок прохлопывает слоги и прикрепляет прищепки, соотнося их с количеством услышанных слогов.

Игра «Четвертый лишний»

На карточках изображено по 4 предмета, детям необходимо среди данных предметов обнаружить «лишний» предмет и далее объяснить, почему именно он лишний.
Сначала мы выясняем, какой предмет из 4-х лишний, объясняем почему.

Далее для каждого предмета подбираем букву, с которой начинается слово и прикрепляем прищепку.

Возможен другой вариант — нужно выяснить, на какую букву заканчивается слово и подобрать соответствующую прищепку.

А также игры: «Дополни фразы», «Доскажи словечко», «Без чего», «Кому нужны эти предметы?», «Повтори и доскажи», «Продолжи историю», «Противоположности», «Слоги заблудились».

Во время игр с прищепками очень важно проговаривать, оричевлять свои движения и побуждать к этому ребёнка.

Попробуйте и вы, уважаемые коллеги, выполнить несколько заданий. (Предложить воспитателям выполнить несколько заданий). Приступайте! А пока мои коллеги выполняют задание, напомню правила работы по развитию мелкой моторики.

Впервые игры с деревянными бельевыми прищепками использовала Мария Монтессори. Педагог заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что, если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Прищепки нужно было прикреплять к корзине с тонкими краями. Большое достоинство педагогики Марии Монтессори –ориентация на практическую жизнь.

Проверим, как справились с заданием мои коллеги. Молодцы! Отлично справились!

Большие прищепки можно использовать во время подвижных игр на занятиях физической культурой и на прогулке, когда нужно прищепить прищепку на другого игрока, либо собрать как можно больше прищепок или перенести предметы при помощи прищепок, а можно использовать большую прищепку как эстафетную палочку.

В вечернее время можно предложить детям собирать конструктор из прищепок. Здесь уже фантазии детей нет предела. Из обычных прищепок можно вместе с детьми создать целый сказочный мир! Это могут быть разнообразные игрушки, а можно придумать свою сказку!

В преддверии Нового года мне бы хотелось с Вами, уважаемые коллеги, сочинить Новогоднюю сказку про Ёлочку и её друзей.

У моих малышей получилась отличная СКАЗКА! Попробуйте и Вы!)

Замечательная сказка у нас получилась!

Я желаю всем прекрасных друзей, которые в нужный момент всегда придут к вам на помощь.

Верьте в добро и волшебство и дарите их детям!

Источник

Читайте также:  В серийном производстве используют оборудование