Меню

Оборудование для производства батареек и аккумуляторов

Изготовление литиевых аккумуляторов на заказ

Литиевые аккумуляторы Li – химические источники постоянного тока, широко используемые в электротранспорте. Обладая большой энерговооруженностью данный тип аккумуляторов способен обеспечить длительный пробег при приемлемом весе. Литиевые аккумуляторы используются на электровелосипедах, электросамокатах, электроскутерах и прочих транспортных средствах с приставкой электро. Высокотоковые литиевые аккумуляторы являются тяговыми аккумуляторами, используемыми, в том числе и на электромобилях.

Устройство литиевого аккумулятора (Li)

Тяговые аккумуляторы производятся из цилиндрических или призматических ячеек. Цилиндрические ячейки, например литий ионная 18650 имеют диаметр 18мм и высоту 65мм. Призматические бывают в жесткой и в мягкой упаковках. Ячейки собираются по последовательно-параллельной схеме с использованием никелевой ленты и контактной сварки. Напряжение заряда и разряда ограничивает плата управления аккумулятором — БМС. Устройство любого литиевого аккумулятора практически одинаково и обычно отличается только размером, количеством компонентов и схемой соединения элементов.

Наиболее распространенные схемы батарей 18650:

  • 12v – 3.7v – 3s – 12.6v
  • 24v – 3.7v – 7s – 29.4v
  • 36v – 3.7v – 10s – 42.0v
  • 48v – 3.7v – 13s – 54.6v
  • 60v – 3.7v – 17s – 71.4v
  • 72v – 3.7v – 20s – 84.0v

Наиболее распространенные схемы батарей LiFePO4:

  • 12v – 3.2v – 4s – 14.6v
  • 24v – 3.2v – 8s – 29.2v
  • 36v – 3.2v – 12s – 43.8v
  • 48v – 3.2v – 16s – 58.4v
  • 60v – 3.2v – 17s – 71.4v
  • 72v – 3.2v – 20s – 84.0v

При этом по напряжению популярны аккумуляторы для электросамокатов на 12 и 24 Вольт, аккумуляторы для электровелосипедов на 36 и 48 Вольт и аккумуляторы для электроскутеров на 60 и 72 Вольта. Есть и продвинутые электросамокаты на 48 Вольт и некогда популярные электровелосипеды на 24 Вольта.

Изготовление литиевых аккумуляторов Li на заказ

Мастерская ВольтБайкс предлагает услуги по производству аккумуляторов под заказ, в том числе изготовление литиевых аккумуляторов. Мы обладаем исключительными компетенциями в тестировании и выборе ячеек для аккумуляторных сборок, и в самом производстве аккумуляторов. Перед сборкой li ion аккумуляторы 18650 сортируются по внутреннему сопротивлению. Для мощных аккумуляторов используются высокотоковые 18650 элементы с низким сопротивлением. Литий ионные ячейки 18650 имеют напряжение 3.7 v на ячейку и емкость от 18650 mah до 3400 mah, а в настоящее время появляются и выше. Для набора требуемой емкости они соединяются параллельно, а затем, для набора требуемого напряжения последовательно. Рассчитать и купить требуемую схему сборки можно используя наш калькулятор литиевого аккумулятора.

Примеры собранных нами аккумуляторов

Когда собирается батарея 18650 обязательно используются дополнительные изоляторы для ячеек li ion 18650. Толщина изоляторов обычно от 0,2мм до 0,5мм выбирается в зависимости от силы тока.

После сборки литиевых аккумуляторов Li на заказ они попадают на наш разрядный стенд для окончательной проверки. Окончательные испытания обычно состоят из двух/трех циклов заряда-разряда. Первый разряд осуществляется током 0,5С, второй 1С и т.д. до достижения и проверки соответствия запланированной постоянной силе тока разряда и емкости. Емкость литиевого аккумулятора нашей сборки соответствует заявленной. Только после полноценных испытаний мы можем дать год гарантии на произведенные нами аккумуляторы.

Упаковка литиево ионных аккумуляторов

Упаковка литиево ионных аккумуляторов выполняет не только эстетическую но и изоляционную функцию, защищает ячейки от внешних воздействий. Литий ионные аккумуляторы обкладываются стеклотекстолитовыми листами и усаживаются в термоусадочную трубку большого диаметра.

Производство и замена литиевого аккумулятора

В ВольтБайкс мы можем не только изготовить литиевый аккумулятор своими руками, но и произвести тяговые аккумуляторы, также можем осуществить замену литиевого аккумулятора в электровелосипеде, электросамокате и в любом другом электротранспорте. Замена не так сложна, но главное обеспечить правильное расположение аккумулятора, его надёжное закрепление и подключение, тогда собранная батарея прослужит долгие годы.

Подводя итог: используя наш калькулятор литиевого аккумулятора можно подобрать и купить аккумулятор с требуемыми характеристиками. С нами легко купить аккумулятор максимально соответствующий вашим требованиям!

Мы предлагаем изготовление корпуса для аккумулятора велосипеда на заказ. Мы спроектируем и, при необходимости, изготовим корпус для аккумулятора по размерам вашего велосипеда.

Источник



Производство литий ионных аккумуляторов

Литий ионные аккумуляторы – самые качественные и долговечные источники питания, которые идеально подходят для бытовой техники и цифровых устройств. Они дороже аналогичных изделий из кадмия и никеля, поэтому их производство – прибыльный бизнес. Но в данной отрасли предпринимательства много нюансов, которые необходимо учитывать.

Нужно ли разрешение на открытие бизнеса

Перед открытием бизнеса по производству литий ионных аккумуляторов, необходимо зарегистрироваться как объект предпринимательства. Легальное изготовление батарей стоит начать с выбора юридической формы компании. Для массового производства продукции лучше всего сразу зарегистрировать ООО. Если планируется работа с частными лицами, можно зарегистрироваться как ФЛП, так как данное оформление требует меньше усилий и времени. Независимо от формы регистрации, каждый предприниматель должен понимать, что доход возможен только в случае зарегистрированной деятельности, которая внесена в реестр плательщиков.

После регистрации юридического лица следует зарегистрировать налог на добавленную стоимость (НДС) и открыть банковский счет. Также должны быть оформлены необходимые документы о праве собственности на здание, в котором планируется производство литий ионных аккумуляторов с перечнем обязательных требований к нему.

Особенности производства

Технологии производства литий ионных аккумуляторов довольно существенно различаются, поскольку существуют батареи различных характеристик и форм-факторов. Для аккумуляторов всех форм-факторов существует алгоритм производства, включающий в себя следующие этапы:

  • Изготовление электродов.
  • Сборка электродов в аккумуляторы.
  • Установка защиты.
  • Упаковка в пластиковый корпус.
  • Заливка электролитом.
  • Герметизация.
  • Тестирование.
  • Зарядка.

Особенности производства связаны с применением высокоактивных химикатов, которые используются в литиевых ячейках. Катоды и аноды похожих форм производятся на таком же оборудовании, их нельзя смешивать во избежание разрушения батареи. Для производства анодов и катодов нужны разные помещения. Для современного производства литий ионных аккумуляторов нужны большие помещения и высокотехнологичное оборудование, которые можно импортировать из-за границы.

Производство литий ионных аккумуляторов

Требования к помещению

Такой многостадийный процесс, как производство батареек, требует тщательного контроля качества продукции и специального оборудования, которое требуется для изготовления аккумуляторов различных типов. Процесс производства таких изделий сопровождается выделением большого количества вредных веществ, поэтому важно, чтобы производственный цех находился в промышленной зоне. Аккумуляторное помещение обычно имеет пять зон:

  • Зарядная.
  • Агрегатная.
  • Ремонтная.
  • Щелочная.
  • Кислотная.

В ремонтном отсеке устанавливают подъемные механизмы с взрывозащищенным исполнением. В щелочном отделении осуществляют зарядку и хранение аккумуляторов, размещают шкафы с вытяжками. Комната с необходимой зарядной аппаратурой должна быть отделена от других помещений противопожарной стеной.

Общеобменная вентиляция и защита от взрыва – необходимость для всех зон с химически активным фоном. В случае отключения вентиляции должна быть предусмотрена автоматическая блокировка тока для зарядки аппаратуры. Для освещения применяются взрывозащищенные светильники и лампы.

Средства для пожаротушения должны быть установлены во всех функциональных пространствах цеха!

Материалы

Основы для производства анодов и катодов поставляются в виде черного порошка мелкой фракции. Частицы гладкой сферической формы имеют закругленные края. Здесь очень важно качество продукции, поскольку шелушащаяся поверхность и острые кромки особенно чувствительны к высокой электрической нагрузке. Для производства катодов применяют смесь кобальта и никеля, иногда в состав включается марганец.

Читайте также:  Инвентарь и оборудование для бега

Для призматических литий ионных аккумуляторов нужны прямоугольные электроды, укладываемые через сепаратор друг на друга. Для улучшения стабильности применяют электролитные добавки, которые предотвращают деградацию раствора. Состоят они из органических растворителей. Надежный электролит выдерживает высокие температуры и напряжение, обеспечивает подвижность ионов лития, что приводит к увеличению срока эксплуатации батареи.

Для сборки электродов необходим высококачественный фиберглассовый стеклопластик с возможностью приваривания токовывода, заливки электролитов и герметичного закрытия.

Технология изготовления

Сходные по форме аноды и катоды имеют различное содержание. Смешивать мелкие компоненты перед нанесением на аноды и катоды не допускается. Изготовление разнозаряженных лент для литий ионных аккумуляторов допускается только на отдельных производственных площадках. Технология изготовления батареи включает в себя четыре основных этапа:

  • Первый этап – активный слой подготавливается для нанесения на фольгу. Из состава делают однородную массу и нагревают ее в трубчатой печи. Сырье поступает на мельницу. Здесь слой перемалывается до состояния мелкодисперсных частиц и полной однородности. Сырье наносится на проводящие ленты и закрепляется в термопечах. Заготовку прокатывают прессом, после чего она направляется в цех сборки.
  • Второй этап – нарезка материалов на листы или ленты, сушка, сборка анодов и катодов в многослойные конструкции. Соединение анодных и катодных лепестков ультразвуковой сваркой, вывод контакта на токосъемник. Здесь аккумулятору придают нужную форму, и элемент проверяется на КЗ.
  • Третий этап – приваривание отрицательной клеммы и создание углубленного контура для последующего впаивания покрышки. Закачка порции электролитов в корпус в атмосфере инертного газа, установка, центровка и сваривание покрышки, обеспечение герметичности корпуса. Обертывание готового элемента термоусадочной пленкой. Проведение первичной зарядки литий ионного аккумулятора.
  • Четвертый этап – выполнение контроля качественных характеристик батареи, проверка емкости и замер сопротивления. Хранят батареи при оптимальной температуре 0-10 градусов.

Залог высокого качества производства литий ионных аккумуляторов – точный подбор электрохимических характеристик элементов и проведение пробных испытаний конечного продукта.

Оборудование

Такой сложный производственный процесс как изготовление аккумуляторных батарей требует соответствующего оборудования. Так, цех необходимо оборудовать следующей аппаратурой:

  • спектрометром-анализатором химического состава сырья;
  • электронными микроскопами с функцией сканирования;
  • калориметрами для определения тепловых свойств материалов и ячеек;
  • вибрационными столами и климатическими камерами для настройки производительности ячеек;
  • тестирующим оборудованием для определения срока службы батареи и циклов ее зарядки.

Сейчас подобное оборудование можно приобрести как от отечественных производителей, так и от импортных. Особенности аппаратуры могут отличаться в зависимости от типа изготовляемой продукции. Ориентировочная цена технологического оборудования для лаборатории составляет от 100 до 350 тысяч долларов США.

Производство литий ионных аккумуляторов

Сбыт продукции

Широкая область применения таких изделий как литий ионные аккумуляторы, предоставляет большие возможности для сбыта товара. Литий ионные батареи применяются в современных смартфонах и планшетах, электромобилях, гидроскутерах, ручных и садовых инструментах. Использование этого источника питания активно внедряется на рынке подъемного-транспортного оборудования. Поэтому при налаживании бизнеса предпринимателям не составит труда найти деловых партнеров для организации сбыта качественно изготовленных литий ионных аккумуляторов. При этом важно придерживаться баланса низкой себестоимости продукции и окончательной стоимости товара для привлечения потенциальных покупателей и обеспечения своего предприятия достаточным доходом для продолжения деятельности.

В целом, производство такой продукции как литий ионные аккумуляторы, является достаточно сложным делом с производственной и юридической точки зрения. Но, достигнув успеха в преодолении трудностей для открытия этого бизнеса, можно рассчитывать на стабильный доход и потребительский спрос на изготовляемые изделия.

Источник

Бизнес на производстве аккумуляторов

Учитывая популярность аккумуляторов сегодня, многие стремятся открыть свое дело, заработать на их изготовлении. Однако технология производства аккумуляторов настолько сложна, что без специального образования и опыта здесь не обойтись, это может быть просто опасно.

Аккумуляторные батареи незаменимы в современной жизни. Это дополнительные источники энергии, которые можно подвергать повторной зарядке, что очень удобно и выгодно. Аккумуляторы, как правило, состоят из нескольких источников питания, которые объединены в один, который дает большую мощность. При этом можно получить батарею, которая будет давать именно столько напряжения, сколько нужно для обеспечения работы того или иного агрегата.

В наше время существуют несколько определенных типов аккумуляторов, которые изготавливаются по специальным технологиям. Отличается не только тип работы, но и используемые материалы. В результате получаются более или менее качественные аккумуляторные батареи, которые существенно разнятся по цене.

Аккумуляторы в наше время очень востребованы. Они используются во всех сферах жизни. Это могут быть и отдельные батареи для небольших бытовых либо цифровых устройств, и для автомобилей, и для промышленного производства. Изготовление аккумуляторных батарей может быть очень выгодным бизнесом, но подобная предпринимательская деятельность требует особых знаний, сложного оборудования, надежных поставщиков продукции и хороших вложений. Только тогда можно получить высокоприбыльный бизнес, который будет приносить доход круглый год.

Виды аккумуляторных батарей

В наше время наиболее популярными вариантами являются батареи никель-кадмиевого, литий-ионного и свинцового типа. Кроме того, они отличаются и по виду используемых электролитов, которые могут быть щелочными и кислотными.

Для каждого типа устройств используются определенные разновидности аккумуляторных батарей. К примеру, для цифровых устройств и домашней бытовой техники лучше всего подходят литий-ионные. Эти батареи считаются наиболее качественными и долговечными. Но они дороже своих никель-кадмиевых аналогов. Свинцовые аккумуляторы в основном используют в автомобильной промышленности. На такой продукции можно заработать больше всего, но и вложения будут внушительными. По своему типу свинцовые аккумуляторы тоже отличаются. Они могут быть сурьмосодержащими, кальциевыми, гибридными, гелевыми.

В любом случае для каждого отдельного вида аккумуляторных батарей необходимо специального оборудование. Само по себе производство аккумуляторов является очень сложной задачей, с которой могут справиться только опытные профессионалы. Не нужно забывать и о том, что при изготовлении батарей выделяется немало вредных веществ, поэтому цех должен находиться в промышленной зоне.

Если предприниматель собирается вложиться в открытие завода по изготовлению аккумуляторных батарей, ему необходимо подготовиться к тому, что данный процесс будет сложным. Для организации бизнеса понадобятся определенные знания. Если у бизнесмена их нет, нужно будет нанять опытных специалистов на руководящие должности. Их работа будет оплачиваться дорого, но без правильной организации устроить бизнес по производству аккумуляторов будет трудно.

Технология производства аккумуляторов

Что касается производства аккумуляторных батарей, опытные предприниматели утверждают, что это очень сложный тип бизнеса, поэтому открывать свой завод с нуля без каких-либо навыков в данной области не стоит, так как это очень опасно.

Но даже тем, кто хорошо знает весь процесс и технологию производства аккумуляторов, стоит обзавестись надежными партнерами. Так можно будет проще организовать бизнес.

Без четкого плана работы тут не обойтись, уж слишком серьезное это дело и большие вложения. Кроме того, чтобы создавать батареи и выгодно их продавать, нужно наладить систему поставок и сбыта. Это очень важно, так как ненадежные поставщики могут испортить репутацию завода. Для крупных клиентов своевременное получение товара является одним из основных условий, без соблюдения которого не будет эффективного сотрудничества.

Производство литиевых батарей

Литий-ионные аккумуляторы являются наиболее популярными, поэтому данному типу батарей стоит уделить особое внимание. В данном случае необходимо осуществить покрытие металлической фольгой активных электродов.

Читайте также:  Все оборудование для нпз

Материал, который необходим для сборки аккумулятора, поступает в цех в виде порошка черного цвета. При этом отдельно должны храниться компоненты для двух основных элементов. Если они будут смешаны, то это сделает аккумулятор непригодным для использования. Чаще всего для изготовления катодов и анодов предусмотрены различные помещения.

Электронные материалы должны быть смешаны до получения однородной суспензии. Затем ее нужно нанести на пленку и высушить. Самым ответственным этапом в этом деле является нарезка готовой пленки. Если в это время произойдет какой-либо сбой либо отклонение, это приведет к замыканию элементов. Чтобы не допустить подобных неприятностей, используются исключительно высококачественные и высокоточные машины. Более того, тут многое зависит и от человеческого фактора, поэтому не стоит экономить на квалифицированном персонале.

Вся основная работа проводится на специальном оборудовании. Крупные заводы используют полностью автоматизированное оборудование для производства. Это позволяет в больших количествах производить качественную продукцию. Для создания литий-ионных аккумуляторных батарей необходимо оборудовать цех:

  • спектрометром-анализатором химсостава материалов;
  • электронным микроскопом для сканирования изделий и элементов;
  • калориметром, позволяющим определить тепловое свойство материала;
  • вибрационными столами и климатическими камерами, чтобы настроить производительность ячеек;
  • тестовое оборудование, которое позволит точно установить сроки эксплуатации аккумулятора и количество циклов зарядки.

Производство свинцовых батарей

Как уже говорилось выше, такой тип аккумуляторов в основном применяется в автомобильной промышленности. Для этого нужно специальное оборудование для производства и материалы. Все это стоит больших денег, поэтому даже на начальном этапе организация производства автомобильных аккумуляторных батарей обойдется в крупную сумму. Однако от такой деятельности вполне можно ожидать хорошей отдачи.

Дороже всего обходится оборудование для производства, но нельзя не отметить и специальные материалы, без которых невозможно изготовить свинцовые батареи. Например, понадобятся мощные пластиковые корпусы, которые смогут выдержать воздействие агрессивной среды. Такой корпус называют моноблоком.

Сами свинцовые пластины являются тоководами. Сетка может быть заполнена чистым свинцом, но такие батареи отличаются малой мощностью. Чтобы улучшить качество продукции, необходимо использовать смеси металла. Иногда свинец смешивают с сурьмой, кальцием и иными элементами, которые благоприятно влияют на свойства аккумуляторных пластин.

Наиболее часто можно встретить в продаже автомобильные аккумуляторные батареи из свинца с примесью сурьмы и кальция. Первый тип считается хуже, так как тут пластины весят больше, а служат меньше. Если для аккумуляторной батареи был использован свинец с кальцием, такая продукция будет более легкой и долговечной. Свинцово-кальциевые пластины не осыпаются со временем и являются более прочными, поэтому аккумулятор будет служить значительно дольше.

Пошаговый план открытия производства аккумуляторов

Запуск производства аккумуляторов можно разделить на этапы:

  • Составление бизнес плана, проведение маркетингового исследования.
  • Поиск инвесторов.
  • Регистрация деятельности, получение разрешительной документации.
  • Аренда и обустройство цеха в соответствии с СанПиНом 2.2.1/2.1.1.1200-03
  • Приобретение оборудования.
  • Запуск производства.
  • Реклама и реализация продукции.

Сколько можно заработать на изготовлении элементов питания

Рентабельность бизнеса составляет 30%. После составления бизнес плана и реализации идеи можно ожидать окупаемость проекта в первый год производства (при использовании механического оборудования, стоимостью 500 тыс. руб.).

Сколько необходимо денег для старта

Организация цеха по производству аккумуляторов требует серьезных капиталовложений. Полностью автоматизированная линия обойдется в 10 млн. руб. Затраты на выпуск батарей зависят от объема производства и степени автоматизации цеха. Оборудование механизированного типа обойдется несколько дешевле – 500 тыс. руб. Также в расходы компании стоит включить аренду и обустройство цеха – 50 тыс. руб., получение разрешений – 200 тыс. руб., проведение рекламной кампании – 50 тыс. руб.

Расширить ваши знания о том, как эффективно вкладывать, помогут опытные инвесторы. Заходите в наш клуб Территории Инвестирования и узнавайте все секреты инвестирования в недвижимость и различные активы.

Как выбрать оборудование для производства аккумуляторов

Для производства аккумуляторных батарей необходимо приобрести специальное литейное оборудование. Также потребуются мельницы для переработки свинца, смесители, намазочные машины. Для реализации бизнес проекта следует обратиться к производителю оборудования, который и составит необходимую линию.

Какой ОКВЭД указать при регистрации деятельности

При заполнении регистрационных документов для обозначения деятельности указывается код ОКВЭД 27.20.

Какие документы потребуются для создания бизнеса

Открыть производственный цех можно как в качестве индивидуального предпринимательства, так и юридического лица. Наиболее распространенная вторая организационно-правовая форма. Для оформления ООО потребуется предоставить устав компании и решение всех учредителей организовать деятельность.

Какую систему налогообложения использовать для уплаты обязательных платежей

Целесообразно использовать УСН со ставкой 6%. Данная система налогообложения может быть применена как ИП, так и ООО. Для уплаты обязательных платежей по УСН необходимо при регистрации деятельности написать заявление.

Нужно ли разрешение на открытие бизнеса

Закон «О лицензирование отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 года №128-ФЗ предусматривает получение специального документа на производство аккумуляторных батарей. Кроме того, разрешения выдаются СЭС и пожарной инспекцией. Сам процесс оформления пакета разрешений является сложным и хлопотным. Именно поэтому рекомендуется обратиться к профессиональному юристу за помощью.

Если вы хотите хорошо зарабатывать без больших инвестиций, стоит рассмотреть, как возможность, арендный бизнес на автомобилях. Смотрите о доходных инвестициях в авто и узнавайте как можно быстро окупить вложения и получить хорошую прибыль.

Источник

Оборудование для производства батареек и аккумуляторов

Установка для приготовления активной массы

Учитывая опыт разработки подобного оборудования на самых современных предприятиях мира, и принимая во внимание требования местных производителей, мы разработали серию вакуумных миксеров для приготовления пасты.

Литьевая машина для литья аккумуляторных пластин

Предназначена для производства пластин стартерных аккумуляторных батарей
1.

Линия намазки электродов

Линия состоит из пастонамазочной машины и печи для сушки электродов.

Шаровая мельница для приготовления оксида свинца

Линейка мельниц для приготовления оксида свинца соответствует самым современным требованиям отрасли, разработана и произведена с учетом опыта мировых лидеров отрасли.

Зарядная система. Линия формирования АКБ ACS

Производительность линии – 180 шт.
Рабочее давление рециркуляции кислоты – 0,3мПа
Время заряда – 36ч (2В); 24ч.

COS (Cast on Strap) машина для пайки пакетов электродов серии AP 200

COS машина AP200 Применяется для пайки пакетов пластин в производстве стартерных аккумуляторных батарей емкостью от 36 до 200 Ач.

COS (Cast on Strap) машина для пайки пакетов электродов серии AP 120

COS машина AP 120 я является профессиональным оборудованием для производства стартерных аккумуляторных батарей.

Автомат для литья свинцовых деталей

Автоматическая установка для изготовления небольших литых деталей из свинца для автомобильных и мотоциклетных аккумуляторных батарей.

категории
    • Dresses
    • Shoes
    • Sun Glasses

    —>

  • Комплектующие АКБ
    • Индикаторы заряда аккумуляторной батареи
    • Сепараторы PE
    • Сепаратор AGM
    • Бумага для пастирования электродов
    • Пробковые смеси
    • Экспандеры для активной массы (расширители)
    • Ремни пастировочные
    • Волокно полиэстерное
    • Металлы
    • Полимеры
    • Химические компоненты
    • Оборудование для производства АКБ
    • Корпуса для АКБ из полипропилена стандарта JIS
    • Корпус полипропиленовый для АКБ стандарта DIN
  • Другие отрасли промышленности
    • Производство специальных типов бумаги и обоев
    • Кабельное производство
    • Волокно полипропиленовое
    • Электротехника
информация
  • О компании
  • Логистика
  • Политика безопасности
  • Условия пользования
  • Контакты
  • Партнеры
  • Sitemap
e-mail рассылка

Получайте последние новости и обновления на Ваш E-mail.

Источник

Как перерабатывают старые батарейки и аккумуляторы в России

Собирать и перерабатывать все использованные батарейки не научился пока никто. В ЕС утилизируют менее 50%, в России ситуация еще хуже — переработкой занимаются всего несколько компаний. РБК узнал, как устроен их бизнес

Переработка батареек в России

Российский рынок батареек в последние годы развивается нестабильно: в 2015 и 2016 годах аналитики Discovery Research Group зафиксировали падение объема продаж — в первом случае всего на 1%, зато во втором — почти на четверть. В 2017-м в РФ было реализовано 816 млн элементов питания — при средней цене 43,2 руб. за штуку продажи в денежном выражении превысили 35 млрд руб. Сколько батареек добирается до переработки, эксперты не уточняют, однако для утилизации всего собираемого объема по состоянию на 2019 год фактически хватает мощностей одного завода — челябинского «Мегаполисресурса». Владелец и генеральный директор предприятия Владимир Мацюк пришел к идее подобного бизнеса во время занятий научной деятельностью. Третья глава его кандидатской диссертации была посвящена переработке редких видов отходов, и первой линией «Мегаполисресурса» стало оборудование для утилизации фиксажной жидкости. В этом элементе проявки фотографий содержится много серебра — из 1 л отходов можно получить до 4 г металла.

Со временем рост популярности цифровой фотографии сделал бизнес нерентабельным и мощности завода перепрофилировались под переработку офисной техники и другой электроники. На сей раз металлы «добывались» с печатных плат — в основном речь шла о золоте, серебре и меди.

До батареек Мацюк «добрался» в 2012-м. «Я выступал с докладом на форуме в Челябинске, и меня спросили: А батарейки вы сможете переработать? — вспоминал предприниматель в интервью RecycleMag. Задавшие вопрос активисты тут же передали ему 100 кг «сырья». Батарейки оказались одним из простейших для переработки товаров. Технология умещается в два этапа: измельчение металлической оболочки и сортировка солей цветных металлов. Последние можно использовать для производства новых элементов питания.

Мацюк быстро наладил производственный процесс и принялся активно экспериментировать с материалами, которые приносили «разные люди и организации». Тогда же на фоне роста популярности у населения «зеленых» потребительских привычек раздельно собирать батарейки стали крупные торговые сети. Уже спустя несколько месяцев к «Мегаполисресурсу» обратились IKEA и MediaMarkt — обе компании готовы были собирать и доставлять на завод партии элементов питания. Вскоре к ним присоединился «Вкусвилл». Также среди партнеров завода — один из крупнейших мировых производителей батареек Duracell. В декабре 2017-го на предприятии открыли новую линию, предназначенную исключительно для батареек. В технологии производства при этом ничего кардинально не поменялось — просто раньше элементы питания перерабатывали в «перерывах» между утилизацией электротехники.

Переработка батареек в России остается в зачаточной стадии — и монополия «Мегаполисресурса» тому яркое доказательство: объемы, достаточные для загрузки мощностей других предприятий, просто не собираются, констатировал Мацюк в интервью РБК. По данным СПАРК, в 2018-м выручка завода превысила 7 млн руб., а убыток составил 1,5 млн руб.

Утилизация аккумуляторов

Еще один распространенный элемент питания — аккумуляторные батареи (АКБ). Около 99% компонентов старого аккумулятора можно использовать повторно, поэтому заводы по производству АКБ часто изначально оснащены линией для переработки. Вторсырье достигает 80% в структуре новых элементов.
Для переработки батареи свинец в виде пластин сначала отделяют от пластика, а электролит обезвреживают. В России работают несколько сборщиков свинцового лома. Крупнейший— группа МАГЛЮГ с сетью более чем из двадцати точек сбора по всей стране. Их партнерами становятся предприятия поменьше — например, московский «Энергомет». Эта компания была основана в 2005 году в Магнитогорске и начинала со сбора лома цветных металлов.

Переформатировать бизнес на АКБ пришлось в кризис 2008-го — тогда предприятие привлекло в партнеры Тюменский аккумуляторный завод, вспоминает гендиректор «Энергомета» Олег Заиченко. Обороты бизнеса по утилизации элементов питания стали быстро расти, и вскоре «Энергомет» перебрался в Москву. «Мы потратили много ресурсов, чтобы выйти на столичный рынок с готовой идеей», — говорит Заиченко. В компании была выстроена цепочка от приема аккумуляторного лома у населения до производства и продажи восстановленных АКБ.

Технология переработки проста: измельчение металлической оболочки и сортировка солей цветных металлов. Последние можно использовать в производстве новых элементов питания

По оценкам Заиченко, ежегодный объем продаж на российском рынке аккумуляторов составляет до 10 млн в год в штучном выражении. При переработке вышедших из строя аккумуляторов образуется 200 тыс. т свинца в год. До 1,5 тыс. т приходится на «Энергомет». «Мы заметили, что некоторые батареи не до конца отработали ресурс», — говорит Заиченко. Так компания пришла к идее открытия цеха по восстановлению АКБ. Это именно восстановление, а не переработка: сотрудники «Энергомета» возвращают жизнь батареям, которые потеряли емкость, заряд и другие электрохимические характеристики.

В цехе площадью 400 кв. м АКБ сначала заряжают для проверки на возможность восстановления, а после отправляют на десульфатацию — очистку пластин внутри аккумулятора от сульфата свинца. Затем компания продает восстановленные аккумуляторы в собственной сети магазинов. Цена устройств со средним сроком работы около двух лет варьируется от 1,8 тыс. до 6 тыс. руб.

АКБ, которые в компании не могут восстановить, отправляют на партнерские заводы-переработчики — «Мета 5» в Щелково и «Фрегат» в Воскресенске. Полученный обратно свинец «Энергомет» отправляет на Рязанский аккумуляторный завод — тот производит для компании аккумуляторы, которые она затем продает под собственными брендами. Выручка «Энергомета» в 2017-м составила 25,1 млн руб., прибыль — около 200 тыс. руб.

Экономика батареек

  • $141 млрд составит объем мирового рынка батареек в 2022 году.
  • 35,2 млрд руб. — на такую сумму было продано батареек в России в 2017 году.
  • 7,1 млн руб. заработал завод по переработке батареек «Мегаполисресурс» в 2017 году.
  • Около $4 млрд в год составляют продажи батареек Duracell и Energizer.
  • Более 10 млрд щелочных батареек производят во всем мире каждый год.
  • 276 млн т составит объем токсичного лома в Китае к 2020 году.
  • 44% батареек из общего объема собранных переработано в странах ЕС в 2017 году.

Мировой опыт в переработке батареек

Китай: литиевый кризис

Главная угроза для Китая — резкий рост объема отработавших свой срок литийионных батарей: литий и кобальт гораздо опаснее для окружающей среды, чем магний, калий и цинк в щелочных батарейках. Этот риск связан с бумом мобильной техники и электромобилей и уже не носит теоретический характер: к 2020 году объем токсичного лома в КНР может достигнуть 276 млн т, сообщал Reuters. При планах выпуска до 2 млн машин с электродвигателями в год масштаб проблемы будет только нарастать. Власти уже сделали прозрачной систему мониторинга переработки таких аккумуляторов и обязали заниматься утилизацией гигантов автопрома.

США: контейнеры для населения

80% батареек, производимых в США, щелочные. При этом закон, требующий их обязательной переработки, действует только в Калифорнии.
В других штатах проблему населению помогают решить компании вроде Retriev Technologies. Они производят специальные контейнеры для сбора электрохимических отходов стоимостью от $65 до $800. Цена зависит от объема и типа батареек. В нее также включены расходы на транспортировку. Получив сырье, компания продает его заводам-переработчикам. Также приемом занимаются крупные ретейлеры, например Walmart.

Источник