Меню

Оборудование для получения аммиака и изучение его свойств



Оборудование для получения аммиака и изучение его свойств

I. Посмотрите следующие видео — эксперименты

Цель практической работы: на основе полученных теоретических знаний практически осуществить получение аммиака в лаборатории и исследовать его свойства.

II. Техника безопасности

При всех работах следует соблюдать осторожность, помня, что неаккуратность, невнимательность, недостаточное знание свойств веществ, с которыми проводится работа, могут повлечь за собой несчастный случай.

Нагревать жидкость в пробирке следует постепенно, направляя отверстие пробирки в сторону от себя и от работающих рядом товарищей, так как вследствие частичного перегрева может произойти выбрасывание жидкости. Кроме того, надо следить, чтобы пробирка находилась не в вертикальном, а, по возможности, в наклонном положении. Нельзя наклоняться над нагреваемой пробиркой.

III. Выполнение практической части и оформление отчета о прделанной работе

«Получение аммиака и опыты с ним»

Цель работы:

-закрепить умения собирать газы с учётом их относительной плотности по воздуху;

-изучить свойства аммиака и аммиачной воды.

Реактивы и оборудование: Запишите необходимые реактивы и оборудование

Ход работы:

Название опыта, рисунок прибора

Уравнение химической реакции в молекулярном,

полном и кратком ионном виде.

Опыт №1: “Получение аммиака из смеси хлорида аммония и гидроксида кальция”

Соберите прибор для получения аммиака и сделайте рисунок прибора (с поясняющими надписями)

Напишите уравнение реакции получения аммиака

1. Как вы обнаружили начало выделения газа – аммиака?

2. Что происходит с красной лакмусовой бумажкой (смоченной в воде) при поднесении её к газоотводной трубке?

Опыт №2: “Получение аммиачной воды”

Напишите уравнение реакции аммиака с водой

1. Наблюдайте быстрое засасывание воды в пробирку. Чем это явление вызвано?

2. Что происходит с фенолфталеином?

Вывод:

  • при взаимодействии каких веществ можно получить аммиак;
  • какими свойствами обладает аммиак?

Источник

Практическая работа «Получение аммиака и изучение его свойств»
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

Чекоданова Наталия Алексеевна

Практическая работа

«Получение аммиака и изучение его свойств»

Инструкция к практической работе, форма оформления отчета, дополнительные задания к теме.

Скачать:

Вложение Размер
prakticheskaya_rabota_pol-1_ammiaka.doc 39.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Получение аммиака и изучение его свойств»

Цель: Получить аммиак и ознакомиться со свойствами водного раствора аммиака.

Оборудование: лабораторный штатив, сухие пробирки, пробка с газоотводной трубкой, ступка, ложки для сыпучих веществ, спиртовка, спички, стакан с водой.

Реактивы: кристаллический гидроксид кальция, кристаллический хлорид аммония, раствор соляной кислоты, раствор ф – ф.

Уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде

1. Получение аммиака и исследование его физических свойств.

Получаем аммиак нагреванием смеси гидроксида кальция и хлорида аммония в пробирке

Собираем аммиак в пробирку дном .

Разрыхление реакционной массы.
Образование тумана.
Индикаторная бумага окрасилась в .

О выделении какого газа свидетельствуют наблюдения ?

Написать уравнение реакции:

Ca(OH) 2 + NH 4 Cl = . + NH 3 ↑ + .

Физические свойства аммиака: . Аммиак . воздуха, поэтому сухая пробирка – приемник находится дном. .

2. Исследование химических свойств аммиака

1 . Растворение аммиака в воде.

.Изучение кислотно-основных свойств водного раствора аммиака.

3. Взаимодействие с кислотами:

Сняв с газоотводной трубки прибора пробирку, помещаем её в химический стакан с водой.

Убираем из стакана пробирку и в образовавшийся раствор добавляем фенолфталеин .

В стакан с водным раствором аммиака в присутствии фенолфталеина вливают 1мл раствора серной кислоты

Пробирка наполняется водой.

Написать уравнение реакции, назвать образующееся вещество:

NH 4 OH + H + + . = NH 4 + + . + .

NH 4 OH + H + = NH 4 + + H 2 O

Аммиак . растворим в воде . Продукт взаимодействия аммиака с водой называется . . Относится к классу . . Механизм образования химической связи в катионе . . Тип реакции . .

Почему исчезла первоначальная окраска раствора?

Название продукта взаимодействия гидроксида аммония с соляной кислотой . . К какому классу относится продукт реакции? .

4. Окислительно-восстановительные свойства аммиака

На основе электронного баланса написать уравнение реакции, определить окислитель и восстановитель:

а) Горение аммиак без катализатора

б) Горение аммиак в присутствии катализатора

Какие вещества образуются в процессе горения аммиака а) без катализатора; б) в присутствии катализатора?

1) Какая масса хлорида аммония получится при взаимодействии 3 моль аммиака с соляной кислотой?

2) Какой объем кислорода потребуется для сжигания 34 г аммиака?

3) Закончите уравнения химических реакций, дайте названия продуктам реакций:

б) NH 3 + H 2 SO 4 = .

в) NH 3 + H 2 SO 4 = .

г) NH 3 + H 3 PO 4 = .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа «Получение аммиака и изучение его свойств»

Практическая работа № 2 9 класс.

Практическая работа «Получение кислорода и изучение его свойств»

Практическая работа № 2 8 класс.

Практическая работа «Получение аммиака и изучение его свойств».

При проведении практической работы должны показать умения Ø составлять технологическую карту;Ø применять теоретические знания о свойствах и лабораторном способе получения аммиака, при.

Инструкционная карта к практической работе «Получение аммиака и изучение его свойств»

Инструкционная карта выдается ученикам на урок-практикум. В карте представлена схема сбора прибора для получения газа, даны подробные инструкции по работе, представлена таблица для оформления ра.

Практическая работа «Получение водорода и изучение его свойств»

УМК Н.Е. Кузнецовой.

Практическая работа » Получение водорода и изучение его свойств»

В данной работе представлена презентация и технологическая карта к уроку в 8 классе по учебнику «Химия.8» автора О.С. Габриелян.

Технологическая карта урока химии по теме «Практическая работа «Получение водорода и изучение его свойств»

Источник

Практическое занятие «Получение аммиака и опыты с ним. Знакомство со свойствами водного раствора аммиака»

Разделы: Химия

Цель: закрепить знания о свойствах соединений азота со степенью окисления — 3, добиться использования учащимися этих знаний для объяснения наблюдаемых явлений.

Образовательные: формирование у учащихся необходимых теоретических навыков и умений, необходимых для выполнения лабораторных и практических работ; осуществление контроля за приобретенными знаниями.

Развивающие: развитие умений обобщать знания по данной теме, совершенствование учебных умений, развитие интереса к предмету.

Воспитательные: воспитание осознанной потребности в знаниях.

Задачи для учащихся: учащиеся должны собрать прибор для получения аммиака, получить аммиак, используя лабораторный способ, изучить физические свойства аммиака, взаимодействие данного вещества с водой и кислотами; провести реакции, подтверждающие основной характер гидроксида аммония; рассмотреть химизм процессов с точки зрения теории электролитической диссоциации; объяснить наблюдаемые явления.

Методы проведения занятия: частично-поисковый, практические исследования, самостоятельные работы учащихся.

Формы деятельности: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Оборудование: штатив, пробирка, вата, пробка с газоотводной трубкой, ложечка или шпатель, стеклянные палочки, нагревательный прибор, концентрированные азотная и соляная кислота, вода в химическом стакане, фенолфталеин, растворы серной кислоты и хлорида железа (111).

1. Организационный момент.

— Добрый день! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начинаем наш урок.

2. Повторение ранее изученного.

Часть В (задания с кратким ответом)

Среди перечисленных свойств укажите те свойства, которые характерны для аммиака:

  • легче воздуха;
  • тяжелее воздуха;
  • газ желто-зеленого цвета;
  • бесцветный газ;
  • ядовитый;
  • неядовитый;
  • газ с резким запахом;
  • газ без запаха.

Ответ дайте в виде последовательности цифр в порядке их возрастания.

Ответ: 1457.

3. Подготовка к выполнению работы.

1. Фронтальное обсуждение хода практической работы.

2. Составление схемы опытов.

3. Схема записывается на доске и несколько раз “озвучивается” технологическим планом. Это необходимо, так как учащимся надо быстро выполнить большое количество действий, а их последовательность забывается.

4. Фронтальное обсуждение вопросов.

  • Как должна быть расположена в штативе пробирка для получения аммиака? Почему?
  • Иногда пробирка для получения аммиака при нагревании лопается. Почему? Каким образом нужно нагревать?
  • Как определить выделение аммиака? По каким признакам вы установите, что пробирка заполнена аммиаком?
  • Почему аммиак собирают в пробирку, держа ее вверх дном?
  • Что будем наблюдать при опускании пробирки с аммиаком в воду?

4. Повторение правил по технике безопасности.

Следует обратить внимание учащихся на то, что запах аммиака очень резок. Настолько, что может привести в чувство человека, потерявшего сознание, когда к его носу подносят ватку, смоченную нашатырным спиртом(10%-ным водным раствором аммиака). Вдыхание больших количеств аммиака сопровождается удушьем, слезотечением, головокружением и болями в желудке.

Поэтому желательно провести все опыты быстро, перенести прибор под тягу и не вдыхать аммиак.

5. Выполнение работы.

Перед началом работы целесообразно разделить класс на группы, с тем чтобы каждая группа выполняла свой вариант заданий. Если реактивов достаточное количество, можно разделить на три группы.

В ходе выполнения работы использовать инструктивную карточку.

Дифференцированные самостоятельные работы

Вариант 1 — задания этой группы необходимы умения: проводить эксперимент, правильно описывать наблюдаемые явления, анализировать результаты эксперимента, формулировать частные и общие выводы.

Вариант 2 — они должны провести теоретический анализ, экспериментально подтвердить высказанные предложения, объяснить наблюдения и сформулировать вывод.

Вариант 3 — теоретически обосновать гипотезу и экспериментально ее проверить.

Цель: познакомиться со способом получения аммиака и изучить его свойства.

1. Получить аммиак.

1) Возьмите два кристаллических вещества: хлорид аммония и гидроксид кальция. Какие вещества образуются при взаимодействии хлорида аммония и гидроксида кальция? Напишите уравнение реакции.

2) Соберите прибор для получения аммиака.

3) Получите аммиак и соберите его в пробирку. Для этого равные объемы хлорида аммония и гидроксида кальция перемешайте в ступке и поместите в сухую пробирку. Осторожно нагрейте смесь.

4) Назовите четыре физических свойства аммиака, которые вы обнаружили в этом опыте.

5) Изучите растворимость аммиака в воде.

1) Пробирку с аммиаком закройте пробкой, в которую вставлена пипетка с водой. Выдавите воду из пипетки в пробирку с аммиаком и опустите пробирку с аммиаком в сосуд с водой. Под водой снимите с пипетки колпачок. Опишите наблюдения и объясните их. Обобщите, какими физическими свойствами обладает аммиак.

2) К полученному раствору аммиака прилейте каплю раствора фенолфталеина. Объясните наблюдения. Сделайте вывод, к какому классу соединений относится продукт взаимодействия аммиака с водой. Запишите уравнение реакции.

3) Изучите взаимодействие аммиака с кислотами.

1) Нагрейте смесь хлорида аммония и гидроксида кальция, поднесите к отверстию газоотводной трубки палочку, смоченную концентрированной соляной кислотой.

2) Опишите наблюдения, объясните их.

3) Запишите уравнение реакции.

4) Изучите свойства водного раствора аммиака.

1) Нагрейте водный раствор аммиака, в который добавлен раствор фенолфталеина; опишите наблюдения и объясните их. Запишите уравнение реакции.

2) Исследуйте раствор хлорида аммония на лакмус. На основании исследования среды раствора сделайте вывод о силе гидроксида аммония как основания.

3) Проведите реакцию гидроксида аммония с раствором серной кислоты: в пробирку налейте раствор аммиака в воде объемом 4-5 мл. Добавьте в него 2-3 капли раствора фенолфталеина и прилейте к нему по каплям раствор серной кислоты до исчезновения малиновой окраски. Объясните наблюдения, запишите ионные уравнения реакций (полное и сокращенное).

4) Проведите реакцию гидроксида аммония с раствором хлорида алюминия: в пробирку налейте раствор хлорида алюминия объемом 2-3 мл и добавьте раствор аммиака в воде того же объема. Объясните наблюдения, запишите ионные уравнения реакций (полное и сокращенное).

5) Сформулируйте вывод о свойствах водного раствора аммиака.

1. Получите аммиак и изучите его свойства: растворимость в воде; химический характер продукта его взаимодействие аммиака с кислотами.

1) Выберите из стоящих на столе реактивов те, которые вам необходимы для получения аммиака и изучения его свойств.

2) Соберите прибор для получения аммиака и изучения его свойств.

3) Проведите опыты. Оформите результаты опытов. Запишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

4) Сформулируйте вывод о физических свойствах аммиака.

5) Нагрейте водный раствор аммиака, в который добавлен раствор фенолфталеина. Опишите наблюдения и объясните их. Запишите уравнение реакции. Сформулируйте вывод.

6) Исследуйте раствор хлорида аммония на лакмус. Напишите уравнение реакции гидролиза хлорида аммония.

7) С какими из предложенных веществ: хлорид натрия, хлорид алюминия, серная кислота, азотная кислота, сульфат калия – будет взаимодействовать водный раствор аммиака? Докажите правильность ваших ответов. Оформите результаты опытов. Сделайте вывод о свойствах водного раствора аммиака.

1. Получите аммиак и изучите его свойства: растворимость в воде; свойства продукта взаимодействия его с водой; взаимодействие с кислотами.

1) Выскажите обоснованные предположения о том, какие из предложенных веществ: гидроксид кальция, хлорид аммония, гидроксид натрия, серная кислота – можно использовать для получения аммиака.

2) Выберите наиболее простой способ получения аммиака. Отберите реактивы, необходимые для получения аммиака и изучения его свойств. Соберите прибор для получения аммиака. Проведите опыты.

3) Оформите результаты опытов. Уравнения реакций запишите в молекулярном и ионном виде.

4) На основании результатов опытов сформулируйте вывод о физических и химических свойствах аммиака.

5) Предложите и проведите опыт, доказывающий, что водный раствор аммиака – слабый электролит.

6) Выберите из предложенных вам реактивов те, с которыми будет реагировать водный раствор аммиака: гидроксид калия, соляная кислота, азотная кислота, сульфат натрия, хлорид алюминия. Экспериментально проверьте правильность вашего выбора. Оформите результаты опытов. Уравнения реакций запишите в молекулярном и ионном виде.

7) Сформулируйте вывод о свойствах водного раствора аммиака.

2. Оформление результатов практического занятия.

№ опыта Действия Наблюдения
(рисунки)
Объяснения,
выводы
Запись молекулярных
и ионных уравнений реакций

Установите соответствие между индикатором и окраской этого индикатора в водном растворе аммиака. Ответ дайте в виде последовательности цифр, соответствующих буквам по алфавиту.

Индикатор Окраска индикатора
А) метилоранж, 1) малиновая,
Б) лакмус, 2) синяя,
В) фенолфталеин, 3) фиолетовая,
4) желтая.

В ходе синтеза аммиака из азота и водорода было израсходовано 140 г азота. Образовавшийся аммиак полностью прореагировал с избытком соляной кислоты. Определите массу (в граммах) образовавшегося хлорида аммония.

Аммиак реагирует с кислородом в присутствии металлической платины. Определите массу в граммах образовавшегося оксида азота (II), если прореагировало 1000 л (н.у) аммиака, а выход продукта реакции равен 70,9 %. Ответ дайте в виде целого числа без указания единиц измерения.

Укажите, какое суждение является правильным:

А) аммиак получают методои вытеснения воздуха, держа пробирку кверху дном; Б) в лаборатории аммиак получают, нагревая смесь сухих гидроксида кальция и хлорида аммония.

1) верно только А,

3) верны оба суждения,

2) верно только Б,

4) оба суждения неверны.

Итог урока. После заполнения таблицы учащиеся делают вывод о том, что они научились делать в результате практической работы.

Они должны записать название и химическую формулу, сделать пояснения.

Домашнее задание: закончить оформление практической работы. Подготовить сообщение: “Нитраты”.

Источник

Получение аммиака и изучение его физических и химических свойств

Получение аммиака.

Проведем все действия, описанные в учебнике. Из газоотводной трубки будет выделяться аммиак. Он растворяется в воде, пропитавшей фенолфталеиновую бумажку.
NH3 + H2O ↔ NH4OH
В результате образуется гидроксид аммония, который имеет щелочную реакцию окрашивает индикатор в малиновый цвет.

Изучение свойств аммиака

Если поднести к отверстию пробки стеклянную палочку, смоченную концентрированной соляной кислотой, то над отверстием образуется белая дымка. Происходит реакция:
NH3 + HCl ↔ NH4Cl.
NH4Cl обладает летучестью, его частички поднимаются вместе с аммиаком. Их мы и видим в виде белой дымки. Проведем растворение аммиака так как это описало в учебнике. Из — за очень хорошей растворимости аммиака вода в пробирке поднимается. Образуется NH4OH.
1. Запишем уравнение реакции между Са(ОН)2 и NH4Cl.
Са(ОН)2 + NH4Cl ↔ СаCl2 + NH3↑ + 2H2O
Как можно видеть из уравнения, в реакции образуются пары воды. Они конденсируются на более холодных стенках пробирки. Если капельки воды попадут на раскалённое дно, то пробирка может треснуть. Поэтому ее наклоняют таким образом, чтобы капельки скатывались к отверстию пробирки.
2. Аммиак легче воздуха (т.к. М(NH3) = 17 г/моль;
М(воздуха) = 29 г/моль). Он поднимается вверх, поэтому его надо собирать в перевернутую пробирку. Аналогично можно собирать
Н2 (М = 2 г/моль), СН4 — метан (М= 16 г/моль); Не (М= 4г/моль) и другие.
З. Если вместо НСl поднести к отверстию пробирки с аммиаком палочку, смоченную концентрированной азотной кислотой, то мы ничего не увидим.
NH3 + HNO3 ↔ NH4NO3
NH4NO3 — не обладает летучестью.
4. Обычно для определения оснований используют реакции с образованием нерастворимых гидроксидов, например, Mg(OH)2.
NH4OH + MgCl2 = NH4Cl + Mg(OH)2
Выпадает белый осадок.
Изучение свойств водного раствора аммиака.
1. Водный раствор аммиака имеет щелочную среду, т.е. дает малиновую окраску с фенолфталеином. При кипячении раствора гидроксид аммония разлагается, в результате чего аммиак улетучивается, а раствор становится нейтральным.

Фенолфталеин в нейтральной среде — бесцветный.
2. Фенолфталеин дает малиновую окраску в растворе гидроксида аммония, так как тот является основанием. При добавлении кислоты происходит нейтрализация раствора и цвет исчезает.
NH4OH + HCl ↔ NH4Cl + H2O,
OH – + H + ↔ H2O
3. Происходит взаимодействие между раствором АlCl3 и NH4OH.
AlCl3 3NH4OH ↔ Al(OH)3↓ + 3NH4Cl
Al 3+ + 3 OH – ↔ Al(OH)3
Выпадает белый студенистый осадок.

Источник

Читайте также:  Монтаж оборудования для общественного питания