Меню

Оборудование для опытов с водой

Познавательные опыты с водой для любознательных детей

Проведение опытов с водой

Занятия с ребенком

  1. Почему именно вода?
  2. Опыты для детей 4-5 лет
  3. Форма воды
  4. Контраст температур
  5. Цветы лотоса
  6. Лёд тает
  7. Опыты для детей 6 лет
  8. Цвет растения
  9. Облако в банке
  10. Замерзание
  11. Опыты для детей 7 лет
  12. Оптика
  13. Плотность воды

Начиная примерно с 4-5 лет, маленькие дети активно задают вопросы, касающиеся устройства нашей планеты, живой и неживой природы, и даже в 7 лет эта жажда познания не отступает. Подрастающему ребёнку жизненно важно изучить окружающий его мир и познать все возможности этой среды.

Вода – самое распространённое на Земле вещество. Опыты с водой для детей в четыре, пять, шесть или семь лет положат начало увлекательному знакомству с элементарной «бытовой» физикой.

В ходе экспериментов дети получат все необходимые знания о физических свойствах и законах окружающего мира.

Проведение опытов с яйцом

Главное, что потребуется, так это интерес ребёнка (и родителя), а также, хорошее настроение.

Почему именно вода?

Эксперименты с водой лучше прочих манипуляций сформируют у малыша базовое представление о живой и неживой природе. Налицо сплошные плюсы:

Проведение опытов с водой

  1. Проведение опытов не отнимет много сил и не требует сложных навыков.
  2. Специальное дорогостоящее оборудование не понадобится. Для опытов подойдут подручные средства.
  3. Все опыты наглядные и простые для восприятия ребёнка.
  4. Манипуляции с водой, наблюдение за её «превращением» и получение готового результата увлекут ребёнка, позабавят и приятно удивят его.
  5. Во всех опытах используются только вода и нетоксичные вещества и материалы. Таким образом, проведение эксперимента полностью безопасно.

Детям до 7 лет объясните правила техники безопасности.

Совет родителям: перед проведением всех опытов с водой желательно поведать ребёнку о физических свойствах этой жидкости. Расскажите о трёх агрегатных состояниях вещества – твёрдом, жидком и газообразном.

Опыты для детей 4-5 лет

Пятый год жизни ребёнка подходит для того, чтобы начать знакомство с физикой.

В подобном возрасте интерес у детей велик, но пропадает он достаточно быстро, да и усидчивость ребёнка испаряется с каждой секундой. Приведённые ниже опыты адаптированы специально для детей 4-5 лет.

Форма воды

«Имеет ли вода форму?» – задайте этот вопрос ребёнку, прежде чем перейти к опыту. Вряд ли 4-летний малыш сможет дать ответ. Чтобы узнать истину, предложите маленькому экспериментатору взять стакан воды и переливать жидкость по очереди в различные сосуды: чашку, бутылку, резиновую перчатку. Мягкие сосуды (вроде перчатки или целлофанового пакета) можно завязать узелком и всячески деформировать. С изменением формы пакета будет меняться и «форма» воды.

Опыт

Таким образом, ребёнок наглядно познакомится с одним из важнейших свойств воды (да и всех жидкостей в целом) – принимать форму того сосуда, в который она налита.

Контраст температур

«Можно ли определить температуру воды на ощупь?»

Для опыта понадобится три мисочки (в них должны свободно поместиться детские ручки).

Опыт с разными температурами

  1. В первую миску налейте горячую воду (следите за температурой: она должна быть комфортной для ребёнка). Во второй миске – вода комнатной температуры. В третьей – холодная.
  2. Далее попросите вашего ребёнка погрузить одну ручку в миску с горячей водой, а вторую – в миску с холодной. По прошествии минуты дайте малышу опустить одновременно обе руки в ёмкость с водой комнатной температуры.
  3. Спросите «подопытного» о его ощущениях и задайте тот самый вопрос: «Тёплая вода или прохладная?»
  4. Руки в одной миске будут чувствовать разную температуру, что введёт ребёнка в заблуждение. В 5 лет юный учёный уже сможет самостоятельно оценить свои ощущения, поэтому опыт будет понятен каждому малышу.

Цветы лотоса

Вырежьте из бумаги цветки лотоса с длинными лепестками. С помощью карандаша или ножниц закрутите лепестки прямо к центру.

В широкий таз налейте воду, затем опустите на её поверхность цветки. «Лотос» будет распускаться прямо на глазах, что непременно удивит ребёнка. Объяснить это можно тем, что, намокая, бумага тяжелеет, и тяжёлые листики сами тянутся вниз.

Совет родителям: не делайте всё самостоятельно – включите детей в процесс творчества!

Пускай они сами вырезают и пускают на водную гладь цветки. Максимально вовлекайте своё чадо в ход каждого опыта – только тогда происходящее заинтересует и увлечёт малыша.

Лёд тает

Дети в 5 лет большую часть информации воспринимают визуально, поэтому привнесите в опыт больше яркости. Перед заморозкой налейте в формочку окрашенную воду (просто растворите в ней немного гуаши или акварели). Четыре разноцветных кубика льда поместите в разные условия:

  • 1 – в тень;
  • 2 – на солнышко;
  • 3 – присыпьте солью;
  • 4 – положите в пакет и заверните в полотенце.

По прошествии времени (полчаса-час) пронаблюдайте с ребёнком, где же лёд растаял быстрее.

Опыты со льдом

Подобный эксперимент можно предложить и деткам шести лет, в таком случае будет уместна «научная беседа». Поинтересуйтесь мнением ребёнка: почему лёд быстрее тает в одних условиях и остаётся практически целым в других. Расскажите про удивительное свойство соли растворять ледышки. Объясните маленькому учёному, какие процессы происходили со льдом на солнце, в тени и в полотенце.

Опыты для детей 6 лет

Для детей 6-ти лет предыдущие опыты могут показаться простоватыми, хотя их тоже можно провести для общего развития. Ребёнку в таком возрасте свойственна любовь к более интересным и сложным экспериментам, которые требуют большего участия и времени.

Цвет растения

Этот опыт с водой призван продемонстрировать естественный процесс питания растений.

Для проведения возьмите две-три пол-литровых баночки (или стаканы), наполните их водой. Вместе с ребёнком растворите в жидкости по пакетику пищевого красителя – вода станет яркой и насыщенной. В каждую банку аккуратно поместите белые листья свежей капусты.

Окрашивание капусты

Спустя время листья примут окраску того раствора, в котором они находились. Этот опыт – наглядный пример тому, как растение получает влагу (и растворённые в ней минералы) из почвы в естественных условиях.

На этом примере объясните детям, что важнейшее свойство воды в природе – давать жизнь всем живым организмам.

Облако в банке

«Можно ли создать своё собственное облако?»

Конечно! Для этого наполните трёхлитровую банку так, чтобы уровень жидкости в ней составил 3-4 см. Вместо крышки накройте банку блюдцем (оно должно плотно прилегать к горлышку). На блюдце положите несколько кусочков льда (чем больше – тем лучше).

Опыт облако в банке и дети

Спустя некоторое время в банке образуется облако!

Процесс объяснить нетрудно. Горячая вода испаряется, тёплый пар поднимается вверх и накапливается у блюдечка – получается маленькое облако. Соприкасаясь с холодной поверхностью, пар образует на стенках конденсат. Вскоре количество водяных капель на стенках ёмкости увеличится. Под собственной тяжестью они начнут скатываться вниз – получится импровизированный дождь.

Подобный эксперимент для детей станет возможностью создать собственное дождевое облако, а также познакомиться с природой формирования облаков.

Интересный факт о воде и человеке

Совет родителям: когда вы получите результат, задайте ребёнку несколько вопросов. Спросите, почему и как происходят эти процессы. Если юный учёный не ответит – объясните для него, что к чему. Комментируйте любой результат, и тогда обучение принесёт свои плоды.

Замерзание

Ещё один опыт, демонстрирующий интересный эффект взаимодействия воды и соли.

  1. Налейте в два стакана воду. В первом пускай жидкость будет чистой, кипячёной и без примесей. В воду второго стакана добавьте соль, хорошо размешайте её до полного растворения.
  2. Далее поместите стаканы в морозилку часа на три.
  3. По истечению времени предложите ребёнку достать и сравнить образцы. Чистая вода замёрзнет, а вот подсоленная – нет. Результаты обсудите.

Такие опыты понравятся также и деткам 7 лет.

Опыты для детей 7 лет

Эксперименты для детей в возрасте 7 лет не отличаются от предыдущих большей сложностью, но здесь объясняются те законы физики, которых детям в 5 или 6 лет не понять. Возможно, в семь лет ваше чадо уже сможет самостоятельно делать некоторые выводы из опытов. В таком случае юного знатока стоит похвалить!

Оптика

В ходе следующего опыта вода станет своеобразным увеличительным стеклом!

Возьмите трёхлитровую банку, заполните примерно половину водой. В жидкость окуните предмет с чётко фиксированной формой (лучше всего взять яйцо). Рядом с банкой положите такой же предмет. Пускай ребёнок сравнит.

Оптические эксперименты с водой и рисунком

Конечно, маленьких экспериментатор сразу задаст вопрос: «Почему яйцо в банке больше чем то, что лежит на столе?»

Совет родителям: на этом этапе расскажите ребёнку о способностях воды преломлять лучи – вспомните школьный курс физики!

Продемонстрируйте то же свойство с другой стороны, например, поставьте карандаш в стакан с водой. Он уже не будет прямой линией – прямое свидетельство преломления.

Плотность воды

Демонстрацию можно проводить с использованием инвентаря из прошлого эксперимента. Нужны банка с водой, яйцо и поваренная соль.

Опыт на плотность воды с яйцом

Налейте чуть больше воды – примерно две трети сосуда. Поместите туда яйцо, оно опустится на дно банки. Далее попросите ребёнка досыпать несколько ложек соли в воду. По мере добавления соли в жидкость яйцо начнёт всплывать к верху.

Именно здесь родители должны рассказать ребёнку о том, что такое плотность воды и как она может меняться. Для детей 7 лет эта информация будет очень интересной.

Уже в 5-7 лет дети чувствуют жажду познания. Им важно знать, как происходят природные процессы.

7-летнего ребёнка (как и детей помладше) привлекают все манипуляции, которые можно проводить с водой.

Все перечисленные выше опыты для детей помогут вашему чаду познать окружающий мир и провести увлекательное знакомство со свойствами самой распространённой жидкости на Земле.

Источник



«Оборудование для игр с ветром, водой, песком. Экспериментирование дошкольников на прогулке». Консультация для воспитателей

Татьяна Погодина
«Оборудование для игр с ветром, водой, песком. Экспериментирование дошкольников на прогулке». Консультация для воспитателей

Консультация для воспитателей

На тему: «Оборудование для игр с ветром, водой, песком.

Экспериментирование дошкольников на прогулке».

И вот, наконец – то наступило долгожданное лето. И теперь мы с детьми будем все свободное время проводить на улице. А на улице можно играть в то, то нельзя в группе. Постоянное пребывание на свежем воздухе каждому ребенку даются физические и эмоциональные силы для успешного развития, а также развиваются познавательные способности.

Читайте также:  Программы для учета работы оборудования

В детском возрасте игра не является самой главной, а считается ведущим видом деятельности – экспериментирование.

В процессе эксперимента каждый ребенок получает удовольствие и любознательность,находя множество ответов на интересующие вопросы: Почему? Зачем? Как? Что будет если? Важно чтобы каждый воспитанник проводил собственный эксперимент, потому что, как бы интересно проводил и показывал воспитатель, ребенок очень быстро начинает уставать от наблюдения. Только перед началом эксперимента детям нужно объяснить, что вы собираетесь проверить в исследовании. И как можно в процессе говорить, чтобы потом сформировать вывод том, что ему удалось выяснить. В ходе эксперимента воспитанник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать и отвечать на вопросы, а также в старшем возрасте делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи и соблюдать правила безопасности.

Для организации игры с песком мы используем следующий материал на прогулке: пластмассовые ведерки разного размера, совки, лопатки, формочки, грабли, ситечки и игрушки,которые хорошо моются: машины, куклы и кукольная посуда. Детям старшего возраста для игр с песком можно предложить и мелкие игрушки, а также сделаны своими руками. Игры с песком являются прекрасным средством для познавательной активности.

Для организации с водой мы используем следующий материал на прогулке: надувной бассейн, тазик, ведро, лейку, брызгалки. Также для игры с водоймы может использовать и плавающие игрушки: кораблики, пластмассовые мягкие шарики, лодки, уточки, рыбки, крокодилы.

Для организации игр с ветром мы используем материал на прогулке: вертушки, мыльные пузыри, шары самолетики, воздушны змеи, летающие тарелки, бумеранги и сачки для ловли ветра.

А вот оборудование для экспериментирования на прогулке с песком, водой и ветроммы используем материал: увеличительное стекло, весы, песочные часы, разные сосуды из различного материала и формы (пластмассовые и металлические, бумагу, краситель.

Можно провести с детьми следующие эксперименты с песком, водой и ветром:

«эксперименты с песком»

№1 «Откуда берётся песок»

Материал: камни, листы белой бумаги, лупа.

Ход: Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге. Как вы думаете, что это сыплется? Возьмите лупы, рассмотрите это.

Как мы получили песок? Как в природе появляется песок?

Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.

№2 «Из чего состоит песок»

Материал: стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупы.

Ход: Насыпьте песок на листок бумаге, с помощью лупы рассмотрите его.

Из чего состоит песок? (зёрнышек – песчинок) Как выглядят песчинки?

Похожи ли песчинки одна на другую? Чтобы получилось большая горка песка нужно очень много песка.

Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.

№3 «Легко ли сыпется песок»

Материал: стаканчики с песком.

Ход: Предложить высыпать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой. Легко ли он сыпется?

Вывод: сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки.

№4 «Почему при сильном ветре неудобно играть с песком»

Материал: «песочница» — банка с насыпанным тонким слоем песка.

Ход: Рассматривание заготовленной «песочницы». Создаём «ураган» — резко с силой сжимаем банку. Что происходит и почему?

Вывод: Песчинки маленькие, лёгкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха.

№5 «Куда исчезла вода»

Материал: стаканчики с песком и водой.

Ход: В стаканчик с песком нальём воды. Потрогаем песок. Каким он стал?

Куда исчезла вода?

Вывод: вода быстро впитывается в песок.

№6 «Лепим из песка»

Материал: подносы с мокрым песком.

Ход: Попробуем слепить из мокрого песка шарики, колбаски. Оставить до высыхания. Что происходит с поделками из песка после высыхания?

Вывод: Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.

№7 «Мокрый песок принимает любую нужную форму»

Материал: поднос с мокрым песком, различные формочки.

Ход: Насыплем мокрый песок в формочки, сделаем фигурки. Какие фигурки получились? Из какого песка удалось сделать фигурки?

Вывод: Мокрый песок принимает любую форму.

№8 «На мокром песке остаются следы, отпечатки»

Материал: подносы с мокрым и сухим песком.

Ход: Предложить на сухом песке оставить отпечатки ладошек. Хорошо видны отпечатки? Педагог смачивает песок, перемешивает его, ровняет, предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек. Теперь получается? (Посмотрите, виден каждый пальчик)

Вывод: На мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет.

Итоговое мероприятие: «Песочная страна»

(рисование сухим песком)

Материал: сухой песок, листы бумаги с нарисованными картинками, клеящие карандаши.

Ход: Предложить клеящим карандашом обвести весь рисунок, а потом на клей насыпать сухой песок. Стряхнув лишний песок посмотреть, что получилось.

Вывод: Сухим песком можно рисовать.

«Эксперименты с водой»

№ 1. «Окрашивание воды».

Материал: Ёмкости с водой (холодной и тёплой, краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

Ход: Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой). Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная). Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды). Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная). Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может произойти с водой, если в неё добавить краску? (Вода легко окрашивается в любой цвет).

№ 2. «Вода нужна всем».

Ход: Воспитатель спрашивает детей, что будет с растением, если его не поливать (засохнет). Вода необходима растениям. Посмотрите. Возьмём 2 горошины. Одну поместим на блюдце в намоченную ватку, а вторую – на другое блюдце – в сухую ватку. Оставим горошины на несколько дней. У одной горошины, которая была в ватке с водой появился росточек, а у другой – нет. Дети наглядно убеждаются о роли воды в развитии, произрастания растений.

№ 3. «Ходит капелька по кругу».

Ход: Возьмём две мисочки с водой – большую и маленькую, поставим на подоконник и будем наблюдать, из какой мисочки вода исчезнет быстрее. Когда в одной из мисочек не станет воды, обсудить с детьми, куда исчезла вода? Что с ней могло случиться? (капельки воды постоянно путешествуют: с дождём выпадают на землю, бегут в ручейках; поят растения, под лучами солнышка снова возвращаются домой – к тучам, из которых когда – то пришли на землю в виде дождя.)

№ 4. «Тёплая и холодная вода».

Материал: Мыло,вода: холодная, горячая в тазах, тряпка.

Ход: Воспитатель предлагает детям намылить руки сухим мылом и без воды. Затем предлагает намочить руки и мыло в тазу с холодной водой.Уточняет: вода холодная, прозрачная, в ней мылится мыло, после мытья рук вода становится непрозрачной, грязной. Затем предлагает сполоснуть руки в тазу с горячей водой.

Вывод: Вода – добрый помощник человека.

№ 5. «Когда льётся, когда капает?».

Материал: Пипетка, две мензурки, полиэтиленовый пакет, губка, розетка.

Ход: Воспитатель предлагает ребятам поиграть с водой и делает отверстие в пакетике с водой. Дети поднимают его над розеткой. Что происходит? (вода капает, ударяясь о поверхность воды, капельки издают звуки). Накапать несколько капель из пипетки.Когда вода быстрее капает: из пипетки или пакета? Почему? Дети из одной мензурки переливают воду в другую. Наблюдают, когда быстрее вода наливается – когда капает или когда льётся? Дети погружают губку в мензурку с водой, вынимают её. Что происходит? (вода сначала вытекает, затем капает).

№ 6. «Откуда берётся вода?».

Материал: Ёмкость с горячей водой, охлаждённая металлическая крышка.

Ход: Взрослый накрывает ёмкость с водой холодной крышкой. Через некоторое время детям предлагается рассмотреть внутреннюю сторону крышки, потрогать её рукой. Выясняют, откуда берётся вода (это частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осели на крышке). Взрослый предлагает повторить опыт, но с тёплой крышкой. Дети наблюдают, что на тёплой крышке воды нет, и с помощью воспитателя делают вывод: процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.

В итоге у детей в дошкольном возрасте в процессе экспериментирования развиваются творческие и исследовательские способности.

Игры с водой, ветром и песком Наступило лето. Чем занять ребёнка, когда у него появилось так много свободного времени? Как заинтересовать любознательного малыша непривычной.

Картотека игр с песком и водой для детей раннего возраста ИГРЫ С ВОДОЙ Рисовальнички Цель: вызвать желание рисовать на мокром листе, выяснить, что краски смешиваются, а не имеют чёткой границы,.

Картотека игр с водой и песком для детей старшего дошкольного возраста Картотека игр с водой и песком для детей старшего дошкольного возраста. «Летние игры с водой и песком» Ура! Скоро наступит лето, самое.

Консультация для педагогов «Роль игр с песком и водой для всестороннего развития детей» Игры с песком более устойчивы и целенаправленны, чем другие виды игр, формирование из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет.

Консультация для педагогов «Роль игр с песком и водой для всестороннего развития детей» Игры с песком более устойчивы и целенаправленны, чем другие виды игр, формирование из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет.

Консультация для родителей «Играем с песком и водой» Консультация для родителей: «Играем с песком и водой» О пользе игр с песком сказано много, тут и развитие сенсорного восприятия и творческого.

Консультация для родителей «Игры с водой и песком и их влияние на адаптацию детей младшего дошкольного возраста» Игры с водой и песком – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Они обладают почти неограниченными возможностями и способствуют.

Консультация для воспитателей «Роль подвижных игр в жизни детей дошкольников» Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. В этом возрастном периоде закладываются основы здоровья,.

Читайте также:  Прокат клинингового оборудования самара

Консультация для воспитателей «Организация подвижных игр на прогулке» Здравствуйте, уважаемые коллеги. Разрешите представить вашему вниманию доклад, посвященный моему опыту работы в области организации подвижных.

Рекомендации педагога-психолога для воспитателей по организации игр с водой. Значение прогулки как средства воспитания Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным.

Источник

Простые опыты с водой. Домашние опыты для детей

Опыты и эксперименты в домашних условиях: занимательная физика

Зарапин ВиталийВиталий Зарапин педагог, популяризатор науки, кандидат технических наук

Один из способов занять ребенка на каникулах — предложить ему провести простые опыты, например физические опыты с водой. В книге «Опыты Тома Тита. Удивительная механика» разных опытов и экспериментов собрано целых 50, и некоторые из них дети могут и проделать, и понять совершенно самостоятельно. Предлагаем два опыта по физике, которые вполне можно показывать как настоящие фокусы — если немного потренироваться.

Как налить воду с горкой

Горку можно соорудить практически из чего угодно — из песка, соли, сахара и даже из одежды. А можно ли сделать горку из воды? На первый взгляд кажется, что пример такой горки — волна. Однако она движется и существует только в движении. А соорудить горку из воды, не создавая волны, — задача сложная, но вполне разрешимая. Выполни следующий опыт, чтобы убедиться в этом!

Физические опыты в домашних условиях

Что потребуется:

  • стеклянный стакан
  • горсть монет (например, гаек, шайб или других небольших металлических предметов)
  • вода (лучше холодная)
  • растительное масло

Опыт. Возьми хорошо вымытый сухой стакан, немного смажь края растительным маслом и наполни водой до отказа. А теперь очень аккуратно опускай в него по одной монете (гайке, шайбе).

Результат. По мере опускания монет в стакан вода из него не будет выливаться, а начнёт понемногу приподниматься, образуя горку. Это хорошо заметно, если посмотреть на стакан сбоку.

По мере увеличения в стакане количества монет горка будет становиться всё выше — поверхность воды надуется, словно воздушный шарик. Однако на какой-то монете этот шарик лопнет, и вода струйками потечёт по стенкам стакана.

Объяснение. В этом опыте горка на поверхности воды образуется в основном за счёт физического свойства воды, называемого поверхностным натяжением. Его суть состоит в том, что на поверхности любой жидкости образуется тонкая плёнка из её частиц (молекул). Эта плёнка прочнее, чем жидкость внутри объёма. Чтобы её разорвать, необходимо приложить силу. Именно благодаря плёнке и образуется горка. Однако, если давление воды под плёнкой окажется очень большим (горка поднимется слишком высоко), она разорвётся.

Вторая причина образования горки — вода плохо смачивает поверхность стакана (холодная хуже, чем горячая). Что это значит? Взаимодействуя с твёрдой поверхностью, вода плохо к ней прилипает и плохо растекается. Именно поэтому она не стекает сразу же через край стакана при образовании горки. Кроме того, для уменьшения смачивания края стакана в опыте смазаны растительным маслом. Если бы, например, вместо воды использовали бензин, который очень хорошо смачивает стекло, никакой горки бы не получилось.

Повелитель воды

Предметы, плавающие на поверхности воды, движутся в каком-либо направлении по различным причинам: их могут подгонять ветер или волны, увлекать течение. А можно ли управлять плавающими предметами? Да, их можно подгонять рукой. А можно ли управлять, ничем их не касаясь? Конечно! Только для этого надо управлять свойствами воды. Как это можно сделать, ты узнаешь, проделав следующий опыт.

Домашние опыты для детей

Что потребуется:

  • коробок спичек
  • миска с водой
  • кусочек мыла
  • кусочек сахара-рафинада

Домашние опыты с водой

Опыт. В миску, наполненную водой, аккуратно положи 10-12 спичек. Расположи их в форме лучей звезды, по возможности равномерно.

Возьми кусочек мыла и погрузи концом в воду в центре спичечной звезды. Наблюдай за тем, что произойдёт со спичками. А теперь вместо мыла опусти в центр звезды кончик кусочка сахара-рафинада и посмотри, как спички поведут себя на этот раз.

Результат. Когда ты погрузишь в воду конец кусочка мыла, спички тут же начнут плыть от него к краям миски. Если заменить мыло кусочком рафинада, спички, наоборот, поплывут в обратном направлении и соберутся возле погружённого в воду сахара.

Объяснение. Такое поведение спичек обусловлен следующим: погружая в воду разные вещества (мыло и сахар), ты тем самым изменяешь одно из важных свойств воды — силу поверхностного натяжения.

Мыло сильно уменьшает поверхностное натяжение воды. Когда ты касаешься кусочком мыла поверхности жидкости, оно растворяется и смешивается с ней. Молекулы мыла проходят между молекулами воды и снижают их взаимное притяжение. Там, где ты касаешься мылом воды, поверхностное натяжение нарушается. А поверхностное натяжение в других участках тянет спички по направлению к стенкам, прочь от мыла.

Сахар действует противоположно мылу — он увеличивает поверхностное натяжение. Именно поэтому спички стягиваются в центр миски к погружённому в воду кусочку рафинада.

Источник

Занятие-экспериментирование «Свойства воды» для детей 5–6 лет

Цель: познакомить детей с основными свойствами воды.

  • Образовательные:
    Обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений о свойствах воды (отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – жидкость без вкуса и запаха);
    –Учить детей работать с прозрачной посудой, с незнакомыми растворами
  • Развивающие:
    Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
    – Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать.
  • Воспитательные:
    Воспитывать бережное отношение к воде;
    – Стимулировать самостоятельное формулирование выводов;
    – Воспитывать у детей интерес к экспериментированию.

Оборудование: магнитная доска, капли с загадками, иллюстрации с отгадками, пластиковые стаканы на каждого ребенка, посуда конусной, цилиндрической, шаровидной формы, резиновая перчатка, вода, сок, молоко, крупа, чайные ложечки, коктейльные трубочки, карточки с условными обозначениями, иллюстрации изображающие негативное влияние человека на воду, заготовка памятки “Как сохранить воду на Земле”, клей, кисти.

Используемые виды деятельности: экспериментирование, аппликация.

Место проведения: групповое помещение

Предварительная работа: Беседы с детьми о свойствах и значении воды, чтение стихов и отгадывание загадок по теме, чтение сказки Н.А. Рыжовой “Как люди обидели речку”, просмотр мультфильма “Чебурашка и Гена чистят реку”, знакомство с профессией лаборанта посредством просмотра презентации, знакомство с оборудованием для экспериментов, сюжетно-ролевая игра “Лаборанты”, проведение отдельных опытов с водой.

Введение в игровую ситуацию:

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. Что делают в лаборатории?

Ответы детей: Проводят опыты, исследуют, занимаются наукой.

Воспитатель: Да, вы правы. И все ученые, исследователи начинают свою работу с определения темы исследования. Нам с вами в этом помогут вот эти капельки с загадками. Ответы на них расскажут нам о теме исследования:

(Воспитатель загадывает загадки, написанные на капельках. Капли закреплены на магнитной доске, под ними перевернутые отгадки. По ходу отгадывания загадок, воспитатель переворачивает отгадки.)

Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут.
(Дождь.)

Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит.
(Река.)

Стоит корыто
Полно воды налито.
(Озеро.)

К речке-сестрице
Бежит-журчит водица.
(Ручей.)

Воспитатель: Ребята, что объединяет отгадки? Что мы с вами сегодня будем исследовать?

Ответы детей: Воду.

Воспитатель: Ребята, вы абсолютно правы, молодцы. Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Мы уже много знаем о свойствах воды, а сегодня я вам предлагаю узнать, есть ли у воды какие-то свойства, про которые мы еще не знаем.

Свойство № 1 “Вода – это жидкость без вкуса и запаха”.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у вас есть стаканчики с крупой. Давайте пересыпем ее в пустой стаканчик. Что крупа делает?

Ответы детей: Сыпется.

Воспитатель: А теперь то же самое проделаем с водой. Что вода делает? Почему?

Ответы детей: Льется, потому что вода жидкая.

Воспитатель: Если бы вода не была жидкой, то не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Вывод: Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.

Воспитатель: Ребята, все ученые записывают свои исследования, давайте мы с вами тоже будем отмечать наши результаты с помощью схем-помощников. (Закрепляю на магнитной доске первую схему, дальше после подведения итога каждого опыта закрепляю условные обозначения.)

Воспитатель: У вас на столах есть еще стаканчики с соком. Сок льется? Это жидкость?

Ответы детей: Да

Воспитатель: Ребята, для следующего опыта нам понадобятся трубочки. Попробуйте через соломинку воду, сок. Есть ли у воды вкус, а у сока?

Ответы детей: Сок сладкий, вода без вкуса.

Вывод: Вода – безвкусная жидкость.

Воспитатель: Ребята, помните, мы с вами сажали лук? Во что? (В воду, в землю.) Понюхайте, какой у нее запах. А теперь понюхайте воду в своих стаканчиках. Она пахнет? (Нет.)

Ответы детей: Чистая вода не пахнет.

Вывод: Чистая вода не имеет запаха.

Свойство № 2: Вода прозрачна и не имеет собственной формы.

Воспитатель: Ребята, посмотрите. Что у меня в стакане? (Показываю стакан с молоком.)

Ответы детей: Молоко.

Воспитатель: Оно льется?

Воспитатель: Значит, мы можем назвать молоко жидкостью?

Воспитатель: А вы любите молоко?

Воспитатель: И я люблю молоко. А когда оно горячее, мешаю его ложечкой, чтобы остыло. (опускаю ложку в стакан) Ой, что это? Куда исчезла ложка? Вы ее видите?

Воспитатель: А так? (Вытаскиваю ложку.)

Воспитатель: А теперь вы опустите ложечки в свои стаканчики с водой. Видите их? Заметили разницу?

Ответы детей: В стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает.

Вывод: Чистая вода прозрачна.

Воспитатель: А теперь мы воспользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на наших столах. Обратите внимание на их форму.

Дети отмечают, что форма у них разная (конус, цилиндр).

Воспитатель: У меня есть колба. Какая форма у ее нижней части? (Шар.) Перелейте воду в один стаканчик, а потом в другой. Какую форму приняла вода в ваших стаканчиках?

Ответы детей: конуса, цилиндра.

Воспитатель: А в моей колбе какую форму приняла вода? (Форму шара.)

(Наливаю воду в резиновую перчатку) А теперь какую форму приняла вода? (Форму перчатки.)

Вывод: В отличие от твердых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который ее наливают.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Сегодня мы много нового узнали о воде. Давайте подведем итог нашим исследованиям. О каких свойствах воды мы с вами сегодня узнали?

При этом внимание детей обращается на доску, где закреплены карточки с условными обозначениями.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, нужна ли человеку вода? Для чего?

Воспитатель: Правильно, человек ни дня не может прожить без воды: из нее он готовит пищу, она нужна цветам, человек может обходиться без еды чуть больше месяца, а вот без воды всего несколько дней. Вода – добрый друг и помощник человека. Но чистой воды на Земле становится все меньше и меньше. Как вы думаете, почему?

Воспитатель: Да, вы правы. Заводы, фабрики потребляют много воды и одновременно загрязняют ее отходами своего производства, сбрасывая их в реки, озера. От этого гибнет рыба и вообще жизнь в воде. Как вы считаете, что нужно делать, чтобы сохранить воду?

Воспитатель: Молодцы, ребята! А чтобы никогда об этом не забывать, давайте сделаем памятку “Как сохранить воду на Земле”, я вам в этом помогу. Давайте выберем картинки, на которых изображены действия людей, ведущие к загрязнению воды.

(Дети вместе с воспитателем подходят к столу, где разложены картинки с изображениями негативного влияния человека на состояние воды. На доске прикреплен большой лист бумаги с заранее написанным названием. Дети выбирают нужные картинки и наклеивают их на лист бумаги.)

Воспитатель: (отмечает успехи детей) Благодарю вас, ребята!

  1. Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2–7 лет: метод. пособие для воспитателей / Т.И. Гризик. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 256 с. – (Радуга).
  2. Коломина Н.В..Занятия по экологии в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 144 с.
  3. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подгот. группы дет. сада: Пособие для воспитателя дошк. образоват. учреждения / С.Н. Николаева. – М.: Просвещение, 2002. – 144 с.
  4. Планирование работы в детском саду с детьми 6–7 лет: метод. рекомендации для воспитателей / [И.Г. Галянт, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др.; науч. ред. Е.В. Соловьева]. – М.: Просвещение, 2013. – 224 с.
  5. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В.Соловьева, С.Г. Якобсон; науч. рук. Е.В. Соловьева]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 111 с.

Источник

Домашние опыты с водой. Эксперименты с водой для детей. 20 опытов с водой

Трудно найти ребенка, который был бы равнодушен к воде. И именно вы можете показать своему ребенку, какие волшебные вещи можно делать с водой. В этой статье мы хотим предложить вам несколько интересных экспериментов, которые вы можете провести в домашних условиях со своими детками. Они достаточно просты, но в то же время увлекательны. Кстати, организовывая досуг таким образом для своих детей, вы можете привить им любовь к химии.

Эксперименты с холодной водой

maxresdefault

Начнем с описания самых простых экспериментов. связанных с водой:

  1. Вылейте в воду краситель, а затем в эту воду поместите листок капусты или же любой цветок с белыми лепестками. Вы увидите, что через некоторое время растение окрасится в цвет красителя, который вы добавляли в воду.
  2. Добавьте в банку с холодной водой несколько капель глицерина и блестки. Все смешайте, закройте банку, а потом переверните. Вы увидите, как красиво и плавно будут перемещаться по банке блесточки. Именно так делаются сувениры на Новый год. Можете взять этот метод себе на вооружение.

Эксперимент с температурой воды

regnum_picture_1559207393162468_normal

  • Налейте в одну пластиковую бутылку горячую воду (можно теплую), а в другую — холодную.
  • В обе добавьте любые красители.
  • После этого берем бутылку с холодной водой, перекрываем горлышко чем-то, чтобы вода не выливалась, когда вы перевернете бутылку.
  • Переверните бутылку с холодной водой, поместив ее на горлышко бутылки с теплой водой. Жидкости начнут смешиваться. Теплая вода полностью перетечет вверх, потому что она обладает меньшей плотностью, чем холодная.

Эксперимент с маслом и водой

maxresdefault-1

  • В масло добавьте воду и любой пищевой краситель.
  • Все смешиваем и добавляем таблетку аспирина.
  • Шарики воды, которая окрасилась, начнут плавать по маслу то вверх, то вниз. Это настоящая магия, которой вы поразите ребенка.

Эксперимент с водой и солью

izobrazhenie1-1024x576

  • Поставьте кастрюлю на огонь, чтобы вскипятить воду.
  • Высыпьте в горячую воду столько соли, чтобы она перестала растворяться.
  • После этого поместите в получившийся соляной раствор небольшую шерстяную нитку.
  • Оставьте нитку на некоторое время в этом растворе, и вы увидите, как на ней начнут образовываться кристаллы.

Эксперимент с холодной и горячей водой

large-preview-img_4947

Предложите ребенку проверить, какая вода замерзнет быстрее — холодная или горячая. Для этого нужно просто налить в ледницу той и другой воды, а затем поставить на несколько минут все в морозильник. Получится, что горячая вода замерзла быстрее,чем холодная.

Эксперимент с марганцовкой и водой

post_5d41938f649c7

  • Налейте воду в стакан и высыпьте в нее буквально щепотку марганцовки.
  • Вода окрасится в малиновый цвет.
  • После этого перелейте часть окрашенной жидкости в другой стакан, в раствор из марганцовки долейте обычной воды. Вы увидите, что цвет стал более светлым.

Повторите последний шаг несколько раз, пока вода полностью не станет прозрачной.

Эксперимент с водой и сахаром

dt275brvbet9hyvvl2f2mqs800

  • Возьмите 4 стакана, в каждый налейте по 3 ст.л. воды.
  • После этого насыпьте в каждый стакана сахар: в первый стакан — 1 ч.л, во второй — 2 ч.л., в третий — 3 ст.л., в четвертый — 4 ст.л.
  • Все нужно очень хорошо размешать, чтобы сахар максимально хорошо растворился.
  • После этого добавляются пищевые красители.
  • Затем в отдельный стакан с помощью чайной ложки выливаются сахарные смеси в порядке очереди (по ложке каждого цвета).Получится радуга в стакане. Сверху будет тот слой, в котором меньше всего сахара.

vkus-cvet

Эксперимент с яйцом и водой

43599d0541_880crop

  • Налейте в 2 стакана водопроводной воды.
  • В один из них насыпьте 6 ст.л. соли.
  • После этого в каждый стакан опустите яйца. Вы увидите, что в обычной воде яйцо утонуло, а в соленой осталось на поверхности, потому что плотность соленой воды больше, чем плотность яйца.

Эксперименты с водой младшая группа

1-31

  1. Предложите ребенку в прозрачный стакан с водой вставить трубочку или простой карандаш. Он увидит, что в воде изображение предметов преломляется.
  2. Можно показать ребенку, как вода взаимодействует с воздухом — ребенок может через трубочку выдувать воздух в воду, и на ней будут образовываться пузырьки.

Эксперименты с водой средняя группа

1483940053_1000

  1. Создаем облако в банке. Нужно для этого налить в стеклянную банку горячую воду, после чего накрыть ее крышкой. На крышку поместите несколько кубиков льда. Таким образом воздух от горячей воды будет подниматься, охлаждаться за счет льда, и в банке образуется облако из водяного пара.
  2. Магия цвета. Растворите в стакане воды чернила, чтобы вода приобрела светло-голубой или синий оттенок. После этого добавьте в стакан измельченный активированный уголь и взболтайте воду. Вы увидите, что вода снова стала прозрачной, потому что активированный уголь поглотит все молекулы красителя.

Эксперименты с водой старшая группа

1711570

  1. Делаем вулкан. Насыпьте в стакан 1 ст.л. соды, пищевой краситель, налейте воды и капните моющего средства. Поместите этот стакан в конус из картона, чтобы внешне конструкция напоминала вулкан. После этого капните в стакан со смешанной жидкостью столовым уксусом. Начнется настоящее извержение, которое просто покорит сердце вашего ребенка.
  2. Вырежьте квадрат из любой бумаги, накройте им стакан с водой, а затем этот стакан переверните. Вода не будет выливаться, потому что на бумагу будет с обратной стороны будет давить воздух.

Эксперименты с водой подготовительная группа

glavnaya-3

  1. Сначала нужно заморозить несколько кубиков льда. Их необходимо сделать цветными (просто добавьте в воду гуашь или пищевой краситель). После того, как кубики льда будут готовы, поместите их в стакан растительного масла. В нем льдинки начнут медленно таять, и разноцветные капельки будут красиво погружаться на дно стакана.
  2. Смажьте сито подсолнечным маслом, а затем налейте в него воду. Дети будут удивлены тому, что вода не будет вытекать. А все потому, что масляная пленка препятствует этому.

Опыт с холодной водой и теплым стаканом

egbd

Предложите ребенку в теплый стакан налить очень холодную воду. Он увидит, что вся поверхность стакана покроется конденсатом. На этом примере можно объяснить детям законы теплообмена.

Опыт с водой и краской

59f3c9fe829fa5dc5d3e5c282f7274d5

  • Наберите воду в несколько пластиковых стаканчиков.
  • Окрасьте эту воду красителем разного цвета.
  • Поместите в стаканы салфетки так, чтобы одним концом салфетка была в одном стакане, а другим — в другом.
  • Через время вы увидите радугу — салфетки впитают в себя окрашенную воду и приобретут очень красивый вид.

Глина в стакане воды опыт

foto-6-rastvor-iz-sodyi-i-perekisi-vodoroda-odno-iz-samyih-effektivnyih-narodnyih-sredstv

  • Высыпьте в стакан с водой ложку глины. Вы увидите, как глина сделает воду мутной.
  • Через время глина осядет на дно стакана, а вода снова будет чистой. Но, если перемешать глину ложкой, вода помутнеет.

Опыт кипения воды

boiling_of_water_in_vacuum-41

Если нагревать воду, то в ней постепенно начнут образовываться пузырьки, в которых содержится пар. Как только этих пузырьков будет становиться больше и больше, можно считать, что вода достигла самого высокого градуса по температуре.

Все эти опыты с научной точки зрения детям будут показывать на уроках физики и химии, но уже в школе. Возможно, проводя подобные эксперименты дома, вы сможете привить своему ребенку любовь к естественным наукам еще задолго до того, как он познакомится с такими дисциплинами, как физика и химия.

Видео: «Опыты с водой для детей»

Источник