Меню

Оборудование для нефтяного промысла



Спецтехника на службе у нефтяника

Современный специализированный транспорт круглогодично обеспечивает снабжение нефтепромыслов ресурсами, перевозит людей, грузы и оборудование и при этом, за счет своих конструктивных особенностей, не оказывает высокого давления на грунт.

Москва, 18 янв — ИА Neftegaz.RU. Нефтегазовая промышленность России в основном сосредоточена в регионах с суровым климатом. Там, где вечная мерзлота Арктики и непроходимые болота Сибири. Добыча углеводородов здесь — трудная с технологической точки зрения и дорогостоящая задача. Нефтяники работают в условиях особой экосистемы, в отношении которой государство реализует строгую экологическую политику. Климатические изменения вызывают подтаивание вечной мерзлоты за Полярным кругом, а болота Сибири не промерзают в достаточной степени, чтобы выдерживать тяжелую технику.

На помощь нефтяникам приходит современный специализированный транспорт, который круглогодично обеспечивает снабжение нефтепромыслов ресурсами, перевозит людей, грузы и оборудование и при этом, за счет своих конструктивных особенностей, не оказывает высокого давления на грунт.

К машинам обеспечения относятся:

— различные транспортеры, способные перевозить грузы массой до 20 т;

К специализированной технике относятся:

— многофункциональные буровые установки;

— самосвалы на гусеничном ходу;

— агрегаты для сбора нефти, сварочные комплексы.

Отдельную линейку составляют снегоболотоходные и понтонные экскаваторы.

Кстати, последние производятся в России только в Свердловской области: полный цикл их сборки успешно налажен на Екатеринбургском заводе самоходных машин «Континент».

Снегоболотоходная техника работает на Каспии, в условиях крайнего Севера и на полярных станциях в Антарктиде.

Выносливость и неприхотливость ‑ это главные требования к транспортному сектору нефтяной и газовой промышленности, однако, далеко не единственные.

Сегодня не менее важны экологическая составляющая и многофункциональность машин.

— Применение одной из таких новых спецмашин способно заменить целый парк узкоспециализированной устаревшей техники, до сих пор эксплуатируемой на предприятиях энергетического комплекса, — говорит маркетолог Екатеринбургского завода самоходных машин «Континент» М. Артемьев.

Например, гусеничный транспортер-снегоболотоход с экскаваторной установкой способен с легкостью доставить трубы в самые труднодоступные, заболоченные участки прохождения магистральных трубопроводов, рыть землю и расчищать местность, может сам забивать сваи, откачивать водно-грязевую пульпу, и, помимо перечисленного, перевозить на себе сварочную установку с полным комплексом оборудования.

Следовательно, для проведения сварочных работ не нужно применять дополнительную спецтехнику.

Такая многофункциональная машина обеспечивает возможность проведения спектра земляных, строительных и монтажных работ и заменяет собой 2-3 вида автотехники.

Экологические требования растут

По данным ЕЗСМ, за 15 лет его работы серьезно повысились госстандарты и экологические требования к машинам.

Сегодня вся техника, выпускаемая заводом, соответствует экологическому топливному стандарту «Евро-5» и обладает широкими и мягкими ленточными гусеницами (до 1400 мм), обеспечивающими низкое удельное давление на грунт.

В СССР машины, выпускавшиеся на автозаводах в 1970 — 1980-е гг., металлическими гусеницами буквально резали мох, а колеи от их колес со временем превращались в глубокие овраги.

Современная техника, в отличие от своих предшественников, оснащена резинометаллическими гусеницами, и работает гораздо мягче: даже мох только приминает, не нарушая природно-растительный слой и водно-экологический баланс территории.

Импортозамещение снизило цены

Отечественная нефтяная промышленность выросла, прежде всего, на канадской снегоболотоходной технике, которая в текущих условиях является излишне дорогой.

Свои модификации предлагают норвежские и японские фирмы, но их техника по многим параметрам далека от российской действительности, плюс покупается в валюте и проделывает долгий путь до клиента.

Российская снегоболотоходная техника сегодня в 2-3 раза дешевле иностранных аналогов — это факт, с которым нельзя не считаться.

Во многом именно это обуславливает ее растущую популярность в нефтегазовой сфере, особенно у средних нефтесервисных и энергетических компаний.

Потребители оценили, во-первых, возможность напрямую контактировать с производителем и индивидуально менять конфигурацию машин, а во-вторых, что немаловажно — доступность сервисного обслуживания и запчастей.

Сегодня отечественное производство покрывает практически все виды вездеходов. Можно сказать, отрасль спецтехники для нефтепромыслов не является зависимой от импорта.

По словам М. Артемьева, российские производители готовы по техзаданию заказчика сконструировать и изготовить любую машину, провести полевые испытания и доработать ее

Уральский кластер

Завод ЕЗСМ — пример того, как на фоне санкционных рисков и реализации политики импортозамещения, российские компании, ориентированные на нефтегазовую отрасль, за последние годы значительно расширили ассортимент продукции и работают над обновлением технического обеспечения.

Развитие таких предприятий и локализация иностранных производителей поддерживается на уровне регионов.

В Свердловской области уже сложился крупный отраслевой блок производств, обеспечивающий нужды нефтегаза в оборудовании и комплектующих.

— Сегодня перспективно создавать новые проекты нефтегазового машиностроения и производства компонентов как в кооперации с действующими региональными предприятиями, которые готовы к технологическому партнерству, так и путем самостоятельного развития, — комментируют в Корпорации развития Среднего Урала.

В регионе созданы и развиваются площадки с готовой инфраструктурой (в том числе территории со статусом ОЭЗ и ТОСЭР) для размещения и быстрого запуска производств.

Производство специализированной техники завода ЕЗСМ локализовано в индустриальном парке «Про-Бизнес-Парк», крупном индустриальном парке в границах Екатеринбурга.

Кроме того, на нефтегазовую отрасль ориентирован индустриальный парк «Богословский», имеющий прямое дорожное сообщение с ХМАО-Югрой.

Создание таких территориальных промышленных кластеров — это еще один шаг к тому, чтобы политика импортозамещения стала не просто идейной необходимостью, а реальным государственным достижением.

И Свердловская область в этом направлении уже достигла значительных успехов.

Именно здесь работают ведущие российские предприятия машиностроения и трубного проката.

Каждая 4 я труба нефтяного сортамента в России сегодня выпускается в Свердловской области.

Производитель буровых — «Уралмаш НГО Холдинг» — обеспечивает свыше 60% рынка российских тяжелых установок.

Кроме того, в регионе базируются производитель компрессорного оборудования «Невьянский машиностроительный завод», производители труб «Синарский трубный завод», «Северский трубный завод» (группа ТМК) и «Первоуральский новотрубный завод» (группа ЧТПЗ).

На Урале развиваются проекты по производству емкостного оборудования и химических продуктов для разведки и добычи.

Ведутся переговоры о создании в регионе производств оборудования для заканчивания скважин и для интенсификации добычи.

Источник

Оборудование

Современная добыча нефти – это технически сложный процесс. Существует множество технологий и рекомендаций по этой теме. А потому велик и перечень используемого при этом оборудования. Как правило, все оборудование для добычи нефти принято классифицировать на несколько групп:

  • Оборудование для скважин эксплуатационных: сюда входит все, что необходимо для нормального функционирования скважины – это и колонны труб, и пакеры, и фильтры, и отсекатели. Все эти технические средства нужны для полноценного обслуживания скважины, обеспечения ее безопасности и надежности;
  • Для правильной эксплуатации любой скважины требуется специальное оборудование – насосные установки, запорные установки и прочие агрегаты, необходимые скважинам фонтанного типа;
  • Механизмы для обработки и ремонта скважин – подъемные агрегаты, вышки, стеллажи и так далее;
  • Оборудование для хранения, подготовки и перекачки нефти;
  • Агрегаты, необходимые для проведения нефтяных работ в море. К этой группе относится самое сложное оборудование – танкеры, платформы и их опоры, подводное оборудование и прочее.

Оборудование и способы добычи нефти

Современное оборудование для нефтедобычи – это многофункциональные агрегаты и механизмы, которые существенно облегчают добычу сырой нефти и делают ее более эффективной и качественной.

Обычно среди таких устройств, прежде всего, выделяют буровое оборудование необходимое для разработки скважин. Отметим также, что выбор оборудования напрямую зависит от способа добычи нефти. Сейчас основными являются три таких способа – насосный, газлифтный и фонтанный.

Насосная добыча нефти характеризуется применением внедренных электрических насосов и скважинных насосов.

При фонтанной добыче нефть поднимается наверх, благодаря энергии пласта. А при газлифтном способе добычи используется энергия сжатия газа и воды.

Рекдуктор давления

Редуктор давления РДФ3-1 (РДФЗ) – особенности применения

При необходимости на выгодных условиях и в идеальном качестве приобрести редуктор давления РДФ3-1, стоит обратить внимание на предложение интернет-магазина компании Селариус. Данная организация на протяжении нескольких лет осуществляет поставки промышленного...

Читайте также:  Галтовочное оборудование что это такое

Вакуумное оборудование: бустерные насосы

Бустерные насосы используются для повышения давлениях в трубопроводах. Такая потребность возникает при перекачке жидкостей на большие расстояния, при серьезных перепадах высот, когда давления не хватает чтобы поднять жидкость. Рассматривая вакуумное...

Здание в тепловизоре

Как выбрать тепловизор для строительства?

Каждый объект капитального строительства перед вводом в эксплуатацию подвергается обследованию с помощью тепловизора. Этот прибор позволяет определить температуру различных участков кровли, стен, фундамента и монтажных стыков, предоставляя возможность выявлять даже самые...

Типы и характеристики погрузчиков для склада

пластинчатый шиберный насос

Конструкционные особенности и виды шиберных насосов

Шиберные, либо пластинчатые насосы применяются для перекачки сред, которым свойственно повышение густоты и вязкости со снижением температуры. В частности, данное оборудование используется в нефтяной промышленности. Отличительной особенностью шиберных насосов является...

Буровые растворы для бурения нефтяных и газовых скважин

Что представляют собой буровые растворы для бурения нефтяных и газовых скважин?

При бурении скважин и в процессе работы на нефтяных и газовых промыслах используются специальные буровые растворы для бурения нефтяных и газовых скважин. Их готовят на месторождении, непосредственно перед началом добычи...

Буровая установка для бурения нефтяных скважин

Состав комплекса буровой установки для бурения нефтяных скважин

Оборудование для бурения нефтяных и газовых скважин – это целый комплекс технологических устройств, инструментов и приспособлений, обеспечивающий сам процесс бурения и промывку скважины с извлечением из неё остатков разбуренных пород....

Насосы для добычи нефти

Виды насосов для добычи нефти и их характеристики

Нефтяная индустрия является важнейшей отраслью российской промышленности. Важность это природного энергоресурса для отечественной экономики трудно переоценить. Каждый год в России добывают миллионы тонн «черного золота», и этот объем не только...

Обсадные трубы для нефтяных скважин

Как выбирают обсадные трубы для нефтяных скважин?

При обустройстве скважин для добычи нефти и газа необходимо укрепление так называемой эксплуатационной трубной колонны, через которую добываемое сырье поступает на поверхность, а также максимально защитить её от коррозии и...

Куст нефтяных скважин

Как устроен куст нефтяных скважин?

В процессе разработки нефтяной скважины очень важным является равномерное перемещение добываемого продукта. Именно эта равномерность выработки нефтяных запасов обеспечивает общую технологическую безопасность работы всех участвующих в цепочке “добыча сырья –...

Принцип работы и устройство фонтанной арматуры нефтяной скважины

Фонтанный способ эксплуатации нефтяных скважин подразумевает использование специализированного оборудовании и трубной обвязки устья. Это оборудование бывает как наземного (устьевая арматура), так и подземного (скважинного) типа. Далее мы рассмотрим основные аспекты...

Теплообменник нефтепереработка

Как используется теплообменник в нефтепереработке?

Теплообменник представляет собой устройство, при помощи которого происходит теплообмен между теплоносителями с разными температурами.

Сепарация нефти

Как осуществляется сепарация нефти?

В условиях нефтепромыслов нефтяные газы и легкие нефтяные фракции необходимо разделять, перед тем, как отправить сырую нефть на дальнейшую переработку. Этот процесс называется стабилизацией сырья.

Оборудование для нефтепереработки

Необходимое оборудование для нефтепереработки

Нефтепродукты получают из сырой нефти путем её переработки. Происходит этот процесс на нефтеперерабатывающих заводах с помощью специального оборудования для нефтяного сырья и попутного газа. Переработка делится на первичную и вторичную....

Обвязка нефтяной скважины схема

Основные схемы обвязки устья нефтяной скважины

Основное назначение оборудования устья нефтяных скважин и их кустов – обвязка колонн бурильных и обсадных труб, цель которой – контроль за уровнем жидкости в самих трубах и в затрубном пространстве,...

Коллектор нефти и газа

Типы коллекторов нефти и газа

Этим термином называют горную породу, которая способна вмещать в себя (собирать) углеводородные соединения в жидком и газообразном виде, а в процессе переработки – отдавать их.

Устройство конструкции нефтяной скважины

Конструкция нефтяной скважины зависит от конкретного региона и описывается проектом. Она должна обеспечивать беспрепятственное бурение глубину, необходимую для того, чтобы вскрыть продуктивный нефтяной или газовый пласт на месторождении.

Насосы для нефтепродуктов

Основные типы насосов для нефтепродуктов

Насосы для светлых нефтепродуктов и темных нефтяных фракций, а также для сырой нефти должны обеспечивать высокий уровень надежности и безопасности при проведении работ с ними, и эффективно перекачивать необходимые жидкости,...

Емкости для нефтепродуктов

Конструкция ёмкости для нефтепродуктов

С развитием нефтяной промышленности, которое повлекло за собой увеличение объема нефтедобычи, возникла потребность в организации хранения колоссальных объемов нефтепродуктов и сырой нефти. В этой статье мы расскажем о том, какие...

Шаровые краны для нефтепродуктов

Виды шаровых кранов для нефтепродуктов и их использование

Нефть и нефтепродукты выгоднее всего транспортировать по трубопроводным системами. Основными видами запорной арматуры, применяемыми на нефте- и нефтепродуктопроводах, являются задвижки и шаровые краны. Их основное отличие заключается в том, что...

  • Связаться с нами
  • Мы Вконтакте

    Источник

    Нефть, Газ и Энергетика

    Блог о добычи нефти и газа, разработка и переработка и подготовка нефти и газа, тексты, статьи и литература, все посвящено углеводородам

    Классификация оборудования для добычи нефти и газа

    КЛАССИФИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМОГО ПРИ Э КСПЛУАТАЦИИ НЕФТЯНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ

    Процесс эксплуатации нефтяных месторождений включает работы, начиная от освоения эксплуатационных скважин, законченных бурением, и кончая подготовкой, замером и выдачей продукции (нефти и газа) на транспортирование к потребителю.

    В основном это работы по освоению скважин, выводу их на заданный технологический режим эксплуатации, отбору продукции из скважин:

    • работы по поддержанию основных параметров режима эксплуатации воздействием на призабойную зону пласта и на весь пласт в целом;
    • разнообразные ремонтные работы на скважине и в промысловых мастерских;
    • сбор продукции скважин (нефть, газ, вода);
    • разделение смеси на ее составляющие;
    • доведение до товарных параметров нефти и газа и передача их на транспортирование.

    Вода должна быть подготовлена к использованию в процессе эксплуатации месторождения или к захоронению с обеспечением условий охраны окружающей среды. При всех этих многочисленных, принципиально разных работах, весьма различны и параметры каждого из отдельных процессов, будь то, например, отбор жидкости из скважин, ремонтные работы или какая-то другая работа. На выполнение некоторых из этих работ большое влияние оказывают климатические условия. Для их выполнения необходимо весьма разнообразное оборудование.

    По технологическому назначению оборудование можно разделить на пять групп. В каждую из этих групп входит универсальное оборудование:

    • трубы,
    • двигатели,
    • оборудование ствола скважины,
    • переданной в эксплуатацию после бурения, и т. д.

    Назначение этого оборудования при его использовании в разных группах различно, хотя принцип работы и основные элементы его конструкции остаются неизменными. Логично выделить это оборудование в отдельную группу. Таким образом, классификация оборудования, применяемого при эксплуатации месторождения, включает следующие группы и подгруппы:

    I. Оборудование, применяемое при различных эксплуатационных работах.

    1. Оборудование ствола и устья скважины, законченной бурением.

    4. Скважинные уплотнит ели (пакеры).

    П. Оборудование для освоения скважин.

    1. Насосные агрегаты для подачи жидкости в скважины в процессе освоения.

    2. Компрессорные агрегаты для подачи воздуха в скважины

    в процессе освоения.

    3. Оборудование для свабирования скважин.

    Ш. Оборудование для подъема продукции пластов из скважин.

    1. При фонтанировании.

    2. При компрессорной добыче.

    3. При насосной эксплуатации установками бесштанговых насосов.

    4. При насосной эксплуатации установками штанговых насосов.

    Источник

    От «нефтяного ковша» к погружному насосу

    От «нефтяного ковша» к погружному насосу

    Российские инженеры предложили немало решений, способных повысить эффективность добычи нефти, однако внедрение инноваций шло тяжело, и долгие годы основным средством добычи в дореволюционной России оставалась желонка. Консервативная отрасль с трудом отказывалась от устаревших и небезопасных технологий

    Ухтинский «нефтяной ковш»

    В доиндустриальный период в России кустарная добыча нефти, как правило, осуществлялась за счет использования естественной пластовой энергии в местах поверхностных нефтяных выходов с применением подручных средств. В книге Козьмы Молчанова «Описание Архангельской губернии, ея городов, монастырей и других достопримечательных мест» (1813 г.) наглядно описывается деятельность «нефтяного завода» Федора Прядунова на реке Ухте, действовавшего в середине XVIII века: «над самым нефтяным ключом, на средине биющем, построен четвероугольный сруб вышиной в 13 рядов, из коих шесть были загружены на дно, а прочие находились на поверхности земли. Внутри сруба поставлен узкодонный чан, который истекающую из воды нефть впускал в себя отверстием дна, от быстро текущей воды защищал его поставленный с одной стороны водорез». Летом 1746 года на промысле Федора Прядунова была собрана первая нефть с водной поверхности реки Ухты с помощью изготовленного деревянного «нефтяного ковша», с последующим наполнением «нефтяного ушата». Из имеющихся архивных документов также следует, что за четырехлетний период действия «нефтяного завода» на Ухте было собрано всего 68 пудов нефти.

    Читайте также:  Договор эксплуатации производственного оборудования

    Нефтяная вышка на берегу реки Ухты, XIX век. Фото: РИА Новости

    Нефтяная вышка на берегу реки Ухты, XIX век

    Буровые работы на реке Ухте. Фото: РИА Новости

    Буровые работы на реке Ухте

    Кубанский «нефтяной станок»

    После завершения русско-турецкой войны в состав Российской империи вошли Крым и территория Кубани вместе с Таманским полуостровом. В августе 1785 года посетивший Тамань академик Санкт-Петербургской академии наук Петер Паллас в своей статье «Разные замечания касательные до острова Тамани» указал на наличие на полуострове десяти значительных «ключей нефти» и дал описание кустарных способов ее сбора. Из неглубоких «копаней» нефть извлекалась простым вычерпыванием вручную с помощью деревянных ковшей или ведер. Из более глубоких колодцев — посредством ручного ворота и бадьи.

    Реконструкция нефтяного завода Федора Прядунова. Фото: РИА Новости

    Реконструкция нефтяного завода Федора Прядунова

    В 1829 году в Санкт-Петербурге вышла книга Иосифа Дебу «О кавказской линии и присоединенном к ней Черноморском войске», где сказано: «. на острове Тамани с давних времен находятся во многих местах изобильные ключи горючего масла. В верстах шести от Тамана собирается в довольном количестве употребляемая для мазания колес нефть (земной деготь), которую просто черпают из вырытых ям ковшами и продают более 2 руб. за ведро». В тот год по инициативе атамана Черноморского казачьего войска, генерал-майора Николая Завадовского на Кубани были сделаны первые шаги по упорядочению нефтяного дела, введена должность смотрителя нефтяных колодцев, стали осуществляться и другие целенаправленные мероприятия по обустройству нефтяных промыслов. В июне—августе 1833 года с помощью двух бакинских мастеров по устройству нефтяных колодцев было проведено обследование обширной территории промыслов, на которых имелось 195 колодцев, находящихся в различном состоянии. По оценке этих специалистов, в 12 колодцах нефть была «белая», в остальных — черная. Глубина обследованных колодцев составляла от 5 до 9 аршин, а «наверху колодец был в три четверти аршина, затем расширялся в поперечине и на дне достигал полутора аршина». Кроме того, мастерами были устроены 5 новых колодцев, даны конкретные рекомендации по дальнейшему развитию промыслов, проведено обучение рабочих технике сооружения колодцев. Реализация этих предписаний позволила несколько повысить уровень нефтедобычи.

    Нефтяной колодец, Баку, 1900 год. Фото: РИА Новости

    Нефтяной колодец, Баку, 1900 год

    Схема станка для вымывания нефти. Фото: РИА Новости

    Схема станка для вымывания нефти

    Летом 1835 года Грузинская горная экспедиция направила обер-гиттенфервалтера Павла Фолледорфа на Кубань. В ходе двухмесячной командировки им было проведено обстоятельное изучение таманских нефтяных промыслов. Добываемую здесь нефть он разделил на три вида: «зеленоватую густую, зеленоватую жидковатую и зеленоватую, жидкостию воде подобной. ». Наряду с вычерпыванием нефти из колодцев обер-гиттенфервалтер Фолледорф приводит описание извлечения «зеленоватой густой» нефти из нефтеносного песка, который добывают с глубины 15 метров. На носилках этот песок доставляли на так называемый «станок», вырытое в земле углубление, стенки которого были обложены «глинистым камнем». В «станок» засыпали 150 носилок песка. В конце станка с одной стороны имелись две ямы, одна из которых, постоянно заполняемая морской водой, сообщалась канавой со «станком». В менее глубокой находился рабочий, который черпаком выливал воду на песок. Вымываемая нефть скапливалась в конце станка, где ее собирали с поверхности небольшим веником, который выжимали над ушатом. После отстаивания в полубочках, на специальной площадке, расположенной на возвышенной части берега, ее переливали в бочки.

    Поездка Фолледорфа на Кубань принесла еще один примечательный результат. В феврале 1836 г. появилось первое техническое руководство в отечественном нефтяном деле — «Правила для руководствования при копании нефтяных колодцев».

    Время желонки

    В начале годов XIX века широкое внедрение на российских промыслах машинного бурения и постфонтанная эксплуатация буровых скважин привели к появлению нового способа нефтедобычи — тартания. Подъем нефти из скважины на поверхность осуществлялся при помощи длинного (до 17 м) сосуда цилиндрической формы диаметром до 200 мм. Сосуд назывался желонкой. В верхней его части имелась петля для крепления к стальному канату, проходящему через тартальный шкив, другой конец каната наматывался на барабан лебедки. В нижней части желонки располагался клапан с железным стержнем, который закрывался при полном заполнении нефтью. Однако процесс тартания имел низкий коэффициент полезного действия. Исследования членов Бакинского отделения Русского технического общества показали, что только 3,3% энергии расходовалось непосредственно на добычу нефти, а остальные 96,7% приходились на непроизводительные операции, включая подъем и холостой ход каната и желонки, преодоление инерции и гидравлического сопротивления в скважине. Также тартанию был присущ ряд серьезных недостатков: при нем исключалась возможность полной герметизации скважины. Нельзя было применять этот способ в скважинах, содержащих значительный объем попутного нефтяного газа. Кроме того, конструкция тартальной установки не обеспечивала безопасных условий труда и часто приводила к смертельным травмам обслуживающего персонала. Сам процесс тартания, особенно на небольших промыслах, производил тягостное впечатление на современников. «Нефть, добываемая из скважин вычерпыванием желонками, сливалась в открытые неглубокие ямы, где стоял рабочий по колено в нефти и наполнял ею кожаные мешки и бочки», — писал Викентий Симонович в своей книге «Нефть и нефтяная промышленность в России».

    Желонка для вычерпывания нефти. Фото: РИА Новости

    Желонка для вычерпывания нефти

    В тартальной установке в качестве привода в конце XIX века в основном применялись горизонтальные одноцилиндровые паровые двигатели без конденсации пара средней мощностью л.с. с низким коэффициентом полезного действия. По оценкам экономистов, до 15% объема всей добытой нефти сгорало в топках промысловых паровых машин. Ряд крупных компаний, включая «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель», не могли смириться с подобным положением и стали заменять паровые машины более экономичными керосиновыми и газовыми двигателями. Затем пришел черед и электромоторов. В начале ХХ века на Апшеронском полуострове впервые электроэнергия была использована в промышленных целях. Однако процесс электрификации шел медленно: в 1909 году с помощью электроэнергии было добыто лишь 19,7% от общего объема нефти.

    Невостребованные инновации

    Тартание долго оставалось основным способом добычи. В 1913 году на его долю приходилось 95% всего объема добытой нефти в стране. Однако уже в последней трети XIX века появилась более производительная альтернатива — насосы. Еще в 1865 году начальник Горной части на Кавказе горный инженер Александр Иваницкий предложил использовать для извлечения нефти из глубоких копаных колодцев Апшеронского полуострова насос собственной конструкции, чтобы устранить ручной подъем колодезного ворота. Однако поскольку в то время у него не было эффективного фильтровального устройства, то насос быстро забивался песком и выходил из строя.

    В последующие годы российские инженеры неоднократно возвращались к проблеме использования насосов для эксплуатации нефтяных скважин. Инженер-механик Владимир Шухов сконструировал в 1886 году «шнуровой» («капиллярный») насос и успешно испытал его для подъема воды из артезианского колодца глубиной 26 метров. Однако консервативные нефтепромышленники не спешили внедрять новинку. Не были реализованы на практике и еще два перспективных изобретения Шухова: насос типа «эрлифт» (1886), обеспечивающий возможность добычи нефти из скважин с помощью сжатого воздуха, и инерционный высокопроизводительный поршневой насос (1891).

    Попытки предложить различные конструкции для насосной эксплуатации нефтяных скважин делали и другие российские изобретатели: Александр Эристов, Веслав Герлич, Феликс Пржецеховский. Газета «Нефтяное дело» в небольшой заметке в первом номере за 1899 год сообщила об испытаниях фирмой Максимова скважинного насоса конструкции горного инженера Николая Соколовского. На первом этапе результаты его работы впечатляли, но затем насос засорился песком и вышел из строя. Эта неудача усилила скепсис нефтепромышленников.

    Читайте также:  Оборудование для звуковой рекламы

    Фото: РИА Новости

    Армаис Арутюнов (1893–1978), инженер, изобретатель электроцентробежного погружного насоса. Фото: РИА Новости

    Армаис Арутюнов инженер, изобретатель электроцентробежного погружного насоса

    Владимир Шухов (1853–1939), инженер, сконструировал несколько типов погружных насосов. Фото: РИА Новости

    Владимир Шухов инженер, сконструировал несколько типов погружных насосов

    Следует упомянуть и об еще одном знаковом изобретении, не получившем применения в дореволюционной России, а именно об электроцентробежном погружном насосе для добычи нефти конструкции выпускника Петербургского лесного института Армаиса Арутюнова Применением электричества в нефтепромысловом деле он заинтересовался еще в годы учебы. Затем в 1911 году в Екатеринославле создал фирму под названием «Российское электрическое динамо компании Арутюнова», где наряду с электрификацией местных предприятий начал работу над проектом погружного насоса. Разработка была завершена в 1916 году. Первый образец насоса был испытан на территории Александровского Южно-Российского завода Брянского акционерного общества в Екатеринославле, причем в экстремальных условиях. На предприятии произошел сильный пожар, с которым не могла справиться пожарная бригада, оснащенная маломощными ручными насосами. Тогда на помощь пришел опытный образец насоса Арутюнова, который позволил создать мощный напор воды и затушить огромное пламя.

    После революции 1917 года, не видя возможностей для практической реализации своего изобретения на родине, Армаис Арутюнов покинул Россию. Уже в конце годов его фирма REDA (Russian Electrical Dynamo of Arutunoff) стала ведущим производителем погружного насосного оборудования для нефтяной промышленности США и других стран.

    Эпоха качалок

    После окончания Гражданской войны и национализации нефтяной промышленности России жизненно важным было разработать и реализовать эффективную программу восстановления отрасли. Инженер Александр Серебровский направленный советским правительством на «нефтяной фронт», отметил, что в 1922 году на промыслах Апшеронского полуострова работало всего семь манжетных насосов устаревшей конструкции. После командировки в США в 1924 году в своем отчете руководству ВСНХ СССР он указывал: «Наше оборудование на бакинских промыслах сильно устарело и его надо заменить оборудованием американского типа, более простым, дешевым и гораздо более экономичным». Повышение эффективности нефтедобычи в США в начале годов он связал с применением глубинного насоса (поршневого, плунжерного), приводимого в движение через колонну штанг, которая соединена с установленным на поверхности силовым приводом — станком-качалкой.

    Станок-качалка для добычи нефти, середина XX века. Фото: РИА Новости

    Станок-качалка для добычи нефти, середина XX века

    ександр Серебровский, (1884–1938), инженер-механик, руководитель промышленных предприятий в СССР. Фото: РИА Новости

    Александр Серебровский, инженер-механик, руководитель промышленных предприятий в СССР

    Вскоре в Баку прибыли первые образцы нефтепромыслового оборудования из США, включая станки-качалки. Они были досконально изучены и разобраны до последней детали специалистами проектного бюро «Азнефти». Затем на заводе имени лейтенанта Шмидта инженерами и рабочими под руководством директора Леонида Чарноцкого по представленным чертежам были изготовлены уже отечественные установки для насосной эксплуатации скважин. В их конструкцию были внесены определенные изменения с учетом возможностей отечественного производства: все несущие конструкции и балансир были выполнены из дерева. Привод станка осуществлялся от электромотора при помощи плоского ремня и открытой зубчатой передачи. Серийный выпуск станков-качалок «СК» и групповых приводов был налажен уже на машиностроительном заводе «Бакинский рабочий». В 1925 году в Баку для производства и ремонта насосного оборудования был также построен специализированный завод им. Дзержинского.

    К 1927 году штанговыми скважинными насосами на нефтяных промыслах «Азнефти» было оборудовано 55% операционных скважин. На промыслах «Грознефти» этот показатель был еще выше — 80,2%, или 383 скважины. Впечатляющий результат по сравнению всего с 6 насосными скважинами в 1923 году! Однако еще долгое время КПД этих установок оставался невысоким. Более эффективные редукторные станки-качалки с клиноременной и закрытой зубчатой передачей, а также глубинные насосы усовершенствованной конструкции появились лишь в послевоенный период.

    УЭЦН возвращается на родину

    В послевоенный период в связи с интенсивной разработкой нефтяных месторождений Волго-Уральской провинции и время от времени возникавшем на промыслах обводнением скважин внимание советских нефтяников было обращено и на использование в нефтедобыче установок погружных электроцентробежных насосов (УЭЦН). Впервые их применили в 1943 году, когда по ленд-лизу было получено 53 установки конструкции Армаиса Арутюнова, изготовленные американской компанией REDA. Летом 1949 года для изучения опыта конструирования, производства и применения погружных электроцентробежных установок в США отправилась группа советских инженеров во главе с Александром Богдановым Перспективы применения УЭЦН впечатлили министра нефтяной промышленности Николая Байбакова и вскоре под руководством Богданова начало работу Особое конструкторское бюро по конструированию, исследованию и внедрению глубинных бесштанговых насосов (ОКБ БН). 20 марта 1951 года первая отечественная УЭЦН была спущена для испытаний в скважину № 18/11 треста «Октябрьнефть» объединения «Грознефть». В последующие месяцы конструкция установки была доработана, и вскоре стартовало промышленное производство.

    С 1952 года применение УЭЦН началось на нефтяных промыслах Башкирской и Татарской АССР, а также в Азербайджане и Казахстане. Уже тогда нефтяники отмечали, что, несмотря на сложность конструкции погружных установок, обслуживание оборудованных ими скважин достаточно простое. Оказалось также, что УЭЦН с большим успехом работают в наклонных скважинах. Кроме того, межремонтный период работы скважин, оборудованных погружными установками, был в раза дольше, чем при применении штанговых насосов. Это сказалось и на снижении показателя себестоимости добычи нефти. В 1956 году доля нефти, добытой в стране с применением погружных установок, достигла 15%, а в 1970 году — 24,1%.

    В 1979 году в Альметьевске начал работу крупный специализированный завод по производству полнокомплектных установок электроцентробежных насосов. С 1978 по 1988 год производство отечественных установок типа УЭЦН возросло в три раза и достигло к 1988 году 17 865 шт., что примерно в три раза превосходило суммарный выпуск в США. В 1988 году в СССР с помощью УЭЦН было добыто 343,3 млн т нефти, что составило более 55% от общего объема общесоюзной добычи. УЭЦН и сегодня остается наиболее эффективным способом механизированной добычи. С его помощью добывается более 80% российской нефти.

    Источник

    Российские производители нефтегазового оборудования

    Нефтегазовое оборудование от производителя: контакты производств, описание продукции. Найдено предприятий: 85.

    ООО «ЗАВОД «НЕФТЕГАЗОБОРУДОВАНИЕ» — производитель современного нефтегазового оборудования

    Саратов (Саратовская область)

    Саратов, просп. Строителей, б/н

    ГМЗ производит оборудование, узлы и механизмы для нефтегазовой промышленности, теплоэнергетики.

    Гагарин (Смоленская область)

    Смоленская область, Гагарин, ул. Первомайская, 12

    Основная продукция: техника для нефтегазового комплекса, колесных тракторов, дорожно-строительной и коммунальной техники, автомобильных компонентов

    Елабуга, пр-кт Нефтяников, 1

    «Санкт-Петербургский Машиностроительный Завод» ведёт свою историю от Ленинградского машиностроительного завода, который с 50-ых годов прошлого столетия выпускает продукцию для нефтегазового комплекта.

    Санкт-Петербург (Санкт-Петербург и Ленинградская область)

    Санкт-Петербург, 4-й Предпортовый проезд, дом 2, литер И

    Завод имеет большой опыт в изготовлении различного оборудования для нефтеперерабатывающих и химических производств

    Колпино (Санкт-Петербург и Ленинградская область)

    Колпино, «Ижорский завод», д.43, лит.АЮ

    Один из признанных лидеров производства оборудования, запасных частей дорожно-строительной техники, комплексов для выработки и хранения материалов, используемых в дорожном строительстве, а также изготовления нестандартных металлоконструкций, конструкций для буровых установок и выпуска полуприцепов.

    Верхний Уфалей (Челябинская область)

    «НЕФТЕПРОММАШ» является одним из ключевых игроков на рынке бурового и нефтегазопромыслового оборудования России.

    Тюмень (Тюменская область)

    Тюмень, ул. 50 лет Октября, 63

    АО «Газстройдеталь» входит в число ведущих российских компаний, занимающихся разработкой и изготовлением продукции машиностроения для нефтегазовой отрасли.

    Тула (Тульская область)

    Тула, ул. Скуратовская, д.108

    Первомайский завод химического машиностроения, основанный в 1947 году, является одним из ведущих производителей химического, нефтепромыслового и сажевого оборудования.

    Мичуринск (Тамбовская область)

    Первомайский, ул. Школьная, д.9

    Уралхиммаш — один из ведущих российских производителей оборудования для газоперерабатывающей, нефтяной, химической, нефтехимической и других отраслей промышленности.

    Источник