Меню

Оборудование для электромашинного отделения

Проектирование ремонтного производства электромашинного отделения. Назначение электромашинного отделения

2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ РЕМОНТНОГО ПРОИЗВОДСТВА

2.1 Организация ремонта и проектирование электромашинного

2.1.1 Назначение электромашинного отделения

Электромашинное отделение предназначено для ремонта тяговых электродвигателей, тяговых генераторов и вспомогательных электрических машин тепловозов. Основная продукция электромашинного отделения это тяговые электродвигатели.

В состав отделения входят электромашинный, пропиточно-сушильный, сварочный и лакоприготовительный участки. Работа отделения согласована с работой тележечного и ряда других отделений депо. Эта согласованность обеспечена сетевым графиком текущего ремонта тепловозов, с которым увязан сетевой график ремонта электрических машин.

Работа электромашинного отделения основана на своевременной выдаче восстановленных электрических машин, для того чтобы тележечное отделение могло выдать готовые тележки к моменту подачи секций тепловоза на домкраты, а тяговые генераторы и вспомогательные машины не позже времени начала монтажа их комплексными бригадами. Ремонт электрических машин ведется согласно правилам текущего ремонта электрических машин тепловозов, технологическим картам и действующим инструкциям с соблюдением требований по охране труда.

2.1.2 Режим работы отделения и расчет фондов рабочего времени

Годовой календарный фонд времени работы явочного контингента, ч/год,

где Д п – число полных рабочих дней в году; для 2003 года;

Д п = 20 + 20 + 20 + 21 + 17 + 21 + 21 + 21 + 22 + 23 + 18 + 20 = 244 дней.

t п – продолжительность полного рабочего дня, ч; t п = 8 ч;

Д ’ – число предпраздничных дней, несовпадающих с общевыходными; для 2003 года Д ’ = 9 дней;

t ’ – продолжительность предпраздничного дня, ч; t ’ = 7 ч.

Годовой эффективный фонд времени работников списочного контингента, ч/год,

где Д о – количество дней отпуска; Д о = 30 дней;

a – коэффициент, учитывающий невыход на работу по уважительной причине; a = 0,95;

Годовой фонд работы оборудования, агрегато-ч/год,

(2.3)

где S см – число смен, составляет для электромашинного участка S см = 1;

a р – коэффициент, учитывающий простой оборудования в плановом ремонте; a р = 0,98;

2.1.3 Выбор формы организации производства электромашинного отделения и расчет такта выпуска из ремонта

Такт производственного процесса – интервал времени между двумя выпусками производственной единицы продукции. Такт производственного процесса, ч/секц.,

(2.4)

где П i – программа ремонта электромашинного отделения, секция

Программу ремонта для электромашинного отделения принимаем в соответствии с программой ремонта депо Витебск, для тепловозов серии ТЭ10 программа ремонта представлена в таблице 2.6.

Для ремонта ТР-3, тепловоза серии ТЭ10

Принимаем Т ТР-3 = 58 ч/секц.

Аналогичный расчет выполняем для всех видов ремонта и технического обслуживания, за год, результаты расчета сводим в таблицу 2.1.

Источник



Обзор производителей оборудования для изготовления электрических машин и их компонентов

Электрические машины (ЭМ) — электродвигатели и электрогенераторы находят широкое применение в различных областях современной жизни, их используют в быту и промышленности. Чтобы обеспечить современные требования по изготовлению надёжных и долговечных ЭМ и их основных компонентов — статоров, роторов, корпусов, управляющей электроники, разнообразных электрических катушек и т. д., необходимо специализированное высококачественное оборудование.

Сегодня на российских производствах реализуются обширные программы модернизации, поэтому российские промышленные предприятия активно интересуются современным и надёжным оборудованием для производства электрических машин. Процесс изготовления ЭМ является технически сложным и требует использования современных технических и технологических решений.

ЭМ состоят из множества деталей и узлов. Есть узлы, которые вращаются с высокой скоростью до нескольких тысяч и более оборотов в минуту (роторы). При их значительном весе (особенно для больших электродвигателей и генераторов (БЭМ)) и высоких скоростях вращения роторов необходимо избегать вибраций и перегрева узлов машин для обеспечения длительной и надёжной работы.

Особенно ответственным является процесс изготовления статоров и роторов БЭМ. Требуется сложное оборудование для обеспечения надёжной электрической изоляции роторов и статоров, для качественной сварки коллекторов и т.д. Это изолировочные машины, машины для намотки роторов и статоров, машины для сварки коллекторов, балансировочные станки, станки для прорезки пазов коллекторов и многие другие.

Еще один важный процесс – изготовление статорных катушек БЭМ. Для этого используют полуавтоматы и автоматы для изготовления статорных катушек, их изолировки, машины для окончательного формирования катушек. Здесь требуется высокая точность формовки, чтобы эти изделия точно ложились в пазы статоров при окончательной сборке БЭМ. Сейчас на многих производствах России осуществляют ручную сборку БЭМ и изготавливают статорные катушки на простых станках. При этом используется ручная подгонка для помещения катушек в пазы статоров, где приходится использовать такой «высокотехнологический» инструмент, как монтажный молоток. Сам процесс изготовления и сборки катушек занимает много времени, что недопустимо при требуемом объёме производства.

В статье будет представлен обзор единиц оборудования компаний CAM Innovation и Broomfield и компании FASP Automazioni. Они хорошо зарекомендовали себя как качественные производители специального оборудования для изготовления больших электрических машин мощностью от нескольких киловатт до мегаваттного уровня мощности. В ассортименте их продукции есть также намоточное оборудование и другое спецоборудование, например, для пропитки намотанных катушек, для изготовления специальных катушек индуктивности, заливаемых жидким гелием для компьютерных томографов в медицине и т. д.

CAM Innovation уже в течение 100 лет проектирует, изготавливает и поставляет современное оборудование для производства, ремонта и обслуживания электрических машин. Оборудованием компании оснащены электромашинные цеха более чем в 60 станах мира. Заказчики CAM Innovation: РЖД, Русэлпром, Татэлектромаш, Rem-and-Coil, General Electric, EMD, Alstom, Bombardier, ABB, Siemens, Baldor, Hitachi, Toshiba. С 1920 года компания CAM Innovation произвела тысячи станков для изготовления моторов постоянного и переменного тока.

Рассматриваемые компании поставляют свою продукцию в крупнейшие мировые энергетические концерны, предприятиям авиационного и космического комплекса, компаниям-производителям судов, в небольшие частные компании и ремонтные цеха электрооборудования.

Оборудование компании CAM Innovation

Оборудование предназначено для производства/ремонта электродвигателей (электромоторов) и электрогенераторов.

На рис 1 показан станок для «продорожки» коллектора коллекторных электромоторов для изготовления параллельных пазов в коллекторах электродвигателей. Пазы электрически изолированы друг от друга. Они разделяют ламели коллектора, которые электрически изолированы между собой. К ним привариваются выводы намотанных полюсов якорей электромоторов.

«Бандажировочный» станок (рис 2) предназначен для бандажирования в плотную упаковку выводов намотанных полюсов электромоторов.

На рис 3 показан автоматический станок для сварки выводов намотанных полюсов якорей электромоторов, а на рис 4 – автоматический станок для прорезки коллекторов в сборе.

Автоматический станок, представленный на рис 5, предназначен для термодинамической формовки коллекторов.

На рис 6 показано оборудование для ремонта якорей электродвигателей.

Также CAM Innovation является широко известным в мире производителем современной технологии изготовления статорных обмоток для асинхронных двигателей Flat Coil System. Это оборудование применяют для изготовления электрических катушек такие компании, как Hitachi, Toshiba, General Electric, General Motors, Rockwell и каждый производитель электрических обмоток в Северной Америке.

Читайте также:  Оборудование для установок газового пожаротушения

Существуют два способа изготовления статорных катушек. Первый способ – традиционный. Он применяется наиболее широко, но требует ручной изолировки головок статорных катушек:

  • На намоточном станке наматывается катушка формы «лодочка» из проводника (медная шина прямоугольного сечения).
  • Затем катушка формуется на формовочном станке для придания ей окончательной формы.
  • На изолировочном станке проводится изолировка катушки, возможна автоматическая изолировка пазовых и лобовых частей. Изолировка головки статорной катушки осуществляется вручную.

Второй способ производства статорных катушек является революционным и осуществляется по технологии FLAT COIL.

Технология Flat Coil снижает трудоёмкость производства до 40-50 %, исключая ручной труд изолировки головок и одновременно обеспечивая высокое качество катушек.

Суть данной технологии в следующем:

На намоточном станке наматывается катушка формы «лодочка» из проводника (медная шина прямоугольного сечения).

На автоматизированном изолировочном станке проводится изолировка катушки «лодочка» изолирующей лентой. Изолируются зоны пазовых, лобовых частей и головки катушки.

Затем заизолированная «лодочка» подается на предформовочный станок для придания катушке формы «D» и далее на автоматизированный формовочной станок для придания катушке окончательной формы.

Особый интерес у заказчиков вызывают станки для производства катушек с намоткой на ребро. CAM Innovation производит такие станки модели EW.

Еще один станок CAM Innovation – автомат для обжатия ротора. Автомат для обжатия ротора асинхронного двигателя разработан для закрепления стержней в пазах ротора путем их обжатия для предотвращения осевого движения стержней во время работы мотора.

Оборудование компании CAM Innovation гарантирует изготовление электрических машин постоянного и переменного тока в соответствии с самыми современными технологиями и высоким качеством.

Оборудование компании Broomfield

Другим известным производителем станков и линий для производства электротехнического оборудования, включая электродвигатели и генераторы, является американская компания Broomfield.

Рассмотрим продукцию этой компании. Broomfield выпускает станки средней и большой мощности для рядовой намотки провода круглого и прямоугольного сечения. На данном оборудовании можно наматывать катушки диаметром от 200 мм (можно и меньшего диаметра) до катушек диаметром 1990 мм. При этом диаметр провода для намотки катушек может варьироваться от 0,1 мм до 2-7,3 х 29 мм. Вес катушек может достигать 13,6 т. при длине катушек до 3,6 м.

Кроме того, имеется широкий выбор моделей машин для перемотки фольги/ленты от минимальной её ширины до максимальной, составляющей 1524 мм. Есть намоточные станки для намотки тяжёлых роторов БЭМ.

Broomfield также производит намоточные станки для намотки многополюсных якорей электродвигателей. Доступен широкий выбор намоточных станков для МРТ-оборудования, различные установки капельной пропитки якорей электродвигателей.

Имеются также станки для формирования катушек с использованием CNC-управления (рис 22), механизмы натяжения проволоки, станки для обвязки якорей, расширяемые механизированные оправки и т.д.

Компания Broomfield предлагает оборудование для производства электротехнических изделий в очень широком спектре интересов наших производственников.

Компания Broomfield основана и выпускает свою продукцию с 1980 г. Ассортимент включает самые разные модели: от простых ручных намоточных установок до крупных высокопроизводительных автоматических намотчиков с устройствами натяжения.

Последние позволяют изготавливать обмотки очень больших размеров. Эти намоточные станки применяются для производства:

  • трансформаторов (с обмоткой из проволоки и из фольги);
  • генераторов;
  • электромагнитов для МРТ-оборудования;
  • сварочных станков;
  • зарядных устройств;
  • электродвигателей и прочего оборудования, в котором используются обмотки.

Оборудование компании FASP Аutomazioni (Италия)

Изготовление статоров электрических машин является ответственным и сложным процессом при производстве генераторов. Наиболее интересным европейским поставщиком оборудования для производства статоров электрических машин является компания FASP Аutomazioni (Италия).

FASP Аutomazioni это итальянская компания, которая разрабатывает и производит оборудование для производства электродвигателей и генераторов от отдельных машин до роботизированных автоматических производственных линий.

Оборудование, производимое компанией FASP

  • Станки для сборки и сварки электродвигателей 1.
  • Станки для изоляции слотов электродвигателей. Эти станки автоматически осуществляют изоляцию слотов генераторов 2.
  • Станки для намотки полюсов статоров электродвигателей 3.
  • Станки для формования головной части статоров. Эти станки используются после намотки генераторов для уплотнения намотки и придания ей определённой формы для вставки в корпус генератора 4.
  • Станки для изоляции статоров 5.
  • Автоматические центры по намотке катушек статоров и втягиванию их в пазы статоров 6.
  • Роботизированные автоматические линии для производства статоров.
  • Сборочный робот.

Сегодня в ООО «Остек-ЭТК» поступает большое количество запросов на машины и линии для изготовления больших электрических машин (БЭМ). Заказчиков интересует качественное и надежное оборудование для изготовления электродвигателей и генераторов. Большой интерес вызывают станки для производства статорных катушек: станки для изолировки статорных катушек, формования статорных катушек, катушек намотки на ребро, для производства различных типов электродвигателей коллекторного типа, асинхронных электродвигателей, электродвигателей с магнитным ротором и т.д.

Оборудование компаний CAM Innovation, Broomfield, FASP отвечает всем актуальным требованиям предприятий и отличается надежностью, качеством и высокой эффективностью.

Источник

План электромашинного цеха с расстановкой оборудования

Электромашинный цех

Электромашинный цех производит все виды ремонта тяговых электродвигателей, их сборку и испытание, полный цикл ремонта и испытания вспомогательных машин переменного тока, тяговых трансформаторов и реакторного оборудования, включая замену обмоток, также находится колёсный цех, обеспечивает полный цикл ремонта колёсных пар, в том числе полное освидетельствование с заменой элементов.

В роликовом отделении цеха ремонтируются подшипники для электромашинного, тележечного и колесного цехов.

Электромашинный цех предназначен для ремонта тяговых генераторов, двигателей, двухмашинных агрегатов и вспомогательных электрических машин тепловозов.

Ремонт электрических машин по степени износа или повреждений деталей и узлов подразделяется на I и II объемы. I объем – ремонт электрических машин без смены обмоток якоря; II объем – со сменой обмоток якоря. В электромашинном цехе ремонтируют электрические машины тепловозов, проходящих ремонт на заводе, а также для нужд депо железных дорог. Таким образом, производственная программа электромашинного цеха определяется количеством ремонтируемых машин для внутризаводского потребления и для сети.

Процесс ремонта электрических машин организуют в соответствии с сетевыми графиками, разрабатываемыми на каждый вид машины. Критический путь графика определяет простой в ремонте тягового генератора 10-12 суток, тягового двигателя – 6-7 суток, двухмашинного агрегата – 3-4 суток.

В электромашинном цехе организуют специализированные участки, предназначенные для выполнения определенной части работ производственного процесса ремонта машин: разборочно-дефектовочный, якорный, секционный, сушильно-пропиточный с катушечным отделением, механический, сборочный с испытательной станцией. Тяговые генераторы и двухмашинные агрегаты ремонтируют на участке, выполняющем весь цикл работ от разборки до сборки и сдачи готовой продукции.

Читайте также:  Радио телевизионное оборудование это

На разборочно-дефектовочном участке производится разборка машин, очистка и мойка деталей, их дефектировка и передача на специализированные участки для ремонта и монтажа. Тяговые двигатели разбирают на комплексно-механизированной поточно-конвейерной линии, работающей с заданным ритмом. Линия имеет четыре специализированные позиции. На позиции I снимают коллекторные люки, сетки, чехлы с выводов и другие защитные обустройства. На позиции II демонтируют подшипниковый щит, щеткодержатели. На позиции III разбирают соединения магнитной системы. На позиции IV на специальном кантователе демонтируют главные и добавочные полюсы (катушки с сердечниками). Разборка машин должна вестись таким образом, чтобы обеспечить сохранность деталей для их повторного использования.

Якорный участок предназначен для ремонта якоря и имеет специализированные отделения по ремонту коллектора, сердечника якоря, укладки секций обмотки, пайки и бандажировки, механической обработки после пропитки и сушки.

На секционном участке ведут работы по формовке и изолированию секций (катушек) якорной обмотки. Технология изготовления секций сложна и требует четкого ее соблюдения, так как от качества изготовления секции и укладки в пазы якоря в значительной степени зависит надежность и долговечность тягового двигателя,

В сушильно-пропиточном участке с отделением по ремонту катушек выполняют пропитку и сушку якорей и полюсных катушек. В катушечном отделении ремонтируют и изготавливают новые катушки и выводы.

Механический участок со сварочным отделением предназначен для сварки и механической обработки деталей электрических машин, в том числе и таких, как остов, вал, шайбы и втулки коллектора, щиты и крышки и т.п. На этом участке также изготавливают новые детали. Сварочное отделение может быть выделено в самостоятельный участок.

Ремонт остовов, щеткодержателей, сборку тяговых двигателей выполняют на сборочном участке. Сборка ведется на поточно-конвейерной линии, работающей с заданным ритмом. Линия имеет восемь специализированных позиций.

На позиции I на специальном стенде, оборудованном кантователем и манипулятором, производится постановка и крепление главных и добавочных полюсов. На позициях II и III ведут сборку межкатушечных соединений и выводов. На позиции IV собирают щеткодержатели и надевают чехлы на выводы. На позиции V испытывают на пробивной установке и производят внутреннюю покраску магнитной системы. На позициях VI и VII устанавливают якорь, монтируют подшипниковые щиты.

Собранный двигатель после обкатки на холостом ходу передают на испытательную станцию. После испытания, проводимого под нагрузкой по специальной программе, двигатель идет на позицию VIII, где устраняют недоделки и осуществляют доводку двигателя. Собранный тяговый двигатель принимается представителями ОТК и передается в тележечный цех (для ремонтируемых на заводе тепловозов) или отправляется в депо железных дорог.

Для выполнения сложного комплекса работ по ремонту электрических машин с изготовлением новых узлов, таких, как сердечник якоря, коллектор, полюсные катушки, секции обмотки якоря, электромашинный цех должен обладать достаточным парком технологического оборудования, такого, как обмывочные установки, гидравлические прессы, ванны, автоклавы, сушильные печи, установки для пайки и лужения, станки для корпусной изоляции секций якоря, различного рода кантователи, сборочные стенды, металлорежущие станки.

Для разборки тяговых двигателей и обмывки деталей применяют: моечные машины проходного типа и с вращающимся столом, выварочные ванны, гидравлические прессы усилием 200 тс, клиновыбивной станок, центробежную машину для удаления секций обмотки из пазов сердечника якоря, индукционный нагреватель для демонтажа подшипников и лабиринтных уплотнений.

На якорном участке необходимы; станки для обработки коллекторных пластин после штамповки; прессы для формовки изделий из миканита; пробивные установки; печи для нагрева якорей, коллекторов; стенд с механизированным приводом для укладки секций; установки для утяжки секций перед бандажировкой, для пайки петушков; клинозабивные станки; станки для наложения бандажа; мощные прессы (200—400 т.) для прессовых работ при сборке железа сердечника якоря и напрессовке коллектора на вал якоря.

В сушильно-пропиточном участке для пропитки якорей и катушек применяют: вакуум-нагнетательные печи-автоклавы; индукционные нагревательные (для сушки) печи; комплекс сложного оборудования для лакоприготовления и аварийного слива пропиточных лаков. Учитывая то, что при пропитке якорей и катушек применяются вещества (лаки, смолы, гудроны), выделяющие при сушке взрывоопасные пары и газы, все электрооборудование отделения должно быть во взрывобезопасном исполнении, а помещение отделения надежно изолировано. Большой эффект в сушильно-пропиточных отделениях достигается за счет применения полуавтоматических линий пропитки и сушки якорей тяговых двигателей и полюсных катушек. Эти линии представляют собой комплекс связанных воедино средств механизации перемещения в процессе пропитки и сушки якорей и катушек, ванн, электронагревателей воздуха, натяжных устройств цепи конвейера, приборов контроля температуры и времени.

На участках разборочном, якорном, сборочном имеются высоковольтные пробивные установки для проверки диэлектрической прочности якорей, катушек. Электрические машины, особенно тяговые двигатели, требуют повышенной эксплуатационной надежности. Поэтому особое внимание в электромашинном цехе уделяется испытательным стендам, контрольно-измерительному оборудованию и инструменту.

На каждую электрическую машину, ремонтируемую в цехе, заполняют паспорт, в котором отмечают все дефекты, требующие устранения, а также все работы, выполненные в процессе ремонта, и результаты ее испытания.

Особенность производственного процесса ремонта электрических машин (тяговых генераторов, тяговых электродвигателей, двухмашинных агрегатов) заключается в том, что все узлы и большинство деталей имеют большой вес и их перемещение в процессе ремонта и монтажа может выполняться только с помощью подъемно-транспортного оборудования. Поэтому электромашинный цех оборудуют достаточным количеством мостовых, полукозловых, консольно-поворотных, настенных кранов и приспособлений для кантовки крупногабаритных тяжелых деталей.

Рис. 11. План электромашинного цеха с расстановкой оборудования

Источник

Технологическая связь электромашинного отделения со смежными отделениями и участками

Планировка и организация цехов и отделений должна предусматривать размещение их в комплексе и других цехов, отделений и участков в соответствии с принятым технологическим процессом с максимальным сокращением длины путей транспортировки ремонтируемых узлов и деталей. Кроме того, компоновка отделений, мастерских должна учитывать взаимную технологическую связь между ними и ремонтными цехами ТР-3, ТР-2, ТР-1, ПТО. Технологическая связь должна быть направлена на высококачественный ремонт узлов и агрегатов, предусматривать при этом полное использование станочного оборудования и специализированной рабочей силы.

Схема 1.Технологическая связь электромашинного отделения со смежными отделениями и участками

Из схемы видно, что ремонт тесно связан со многими участками и отделениями депо. При установлении неисправностей и невозможности ее устранения на месте, ввиду отсутствия необходимого для ремонта оборудования, неисправную деталь демонтируют и отправляют в соответствующее отделение. В свою очередь в электромашинное отделение, поступает исправная деталь, взамен негодной.

Читайте также:  Монтаж газового оборудования домов

Лаборатория, склад и инструментальный цех работают с электромашинным отделением по другой схеме. Лаборатория берет анализы смазки из узлов и агрегатов на наличие посторонних примесей и включений. По результатам анализа она делает заключение исправности данного узла, например, при наличии в смазке воды смазку

необходимо заменить, а при наличии в узле металлических включений необходимо разобрать и установить причину.

Склад поставляет в электромашинное отделение расходные (изнашиваемые, невосстановимые) запасные части.

Инструментальный цех выдает слесарный, мерительный инструмент и приспособления.

Гальваническое отделение производит меднение щеткодержателей.

Расчет годовой производственной программы отделения

Производственная программа представляет собой расчет программы ремонтов и технического обслуживания тягового подвижного состава, она входит в структуру производственно-финансового плана экономического и социального развития

Таблица 1. Годовые программы ремонтов

Серия локомотива Годовая программа ТО и ТР
ТР-1 ТР-2 ТР-3
ВЛ80с 580 лок 46лок 47лок
ЧС-4 158 лок 41лок

Зная годовую производственную программу ремонта локомотивов, а также количество узлов или агрегатов на одной секции локомотива, определяю годовую производственную программу цеха ТР-3 по формуле:

(2)

— годовая производственная программа отделения;

— годовая производственна программа ТР-3;

— количество узлов, агрегатов, деталей на секции,

ТЭД = 47 * 8 = 376 лок

Источник

Структура цеха по ремонту электрических машин и пускорегулирующей аппаратуры

Структура электроремонтного предприятия и состав его оборудования определяются в основном номенклатурой и объемом ремонтируемого оборудования. Поскольку форма организации ремонта электрических машин, трансформаторов и другого электротехнического оборудования является цеховой, то далее будем рассматривать именно эту форму организации ремонта. Следует отметить, что ремонтный цех может быть как самостоятельной производственной единицей, так и являться одним из цехов крупного отраслевого предприятия. В последнем случае на предприятии создается дополнительно центральная электротехническая лаборатория.

В ремонтном цехе производятся следующие работы:

-капитальный ремонт электрических машин, включая их реконструкцию и модернизацию;

-средний и текущий ремонт;

-ремонт и изготовление пускорегулирующей аппаратуры;

-изготовление запасных частей для электрических машин и аппаратов;

-изготовление электромонтажных узлов и заготовок;

-ремонт и изготовление технологической оснастки для ремонта.

Все работы, проводимые в этом цехе, можно разбить на восемь основных видов: предремонтные, разборочно-дефектировочные, изоляционно-обмоточные, слесарно-механические, комплектовочные, сборочные, отделочные и послеремонтные. Соответственно в состав этого цеха должны входить следующие отделения и участки:

-склады поступающей и готовой продукции (территориально они могут быть объединены в один склад);

-участок разборки, мойки и дефектации машин и аппаратов;

-отделение ремонта контактных колец, коллекторов и щеточных аппаратов электрических машин и восстановление контактов электрических аппаратов;

-участок восстановления обмоточных проводов (в ряде случаев здесь осуществляется и изготовление нового обмоточного провода);

-пропиточно-сушильный участок с отделением окраски;

-участок комплектации и сборки электрических машин и аппаратов;

Кроме указанных участков, в цехе могут быть участки гальванопластики и столярная мастерская. Типовая схема ремонта представлена на рис. 7.1. Отметим, что ремонт электрических аппаратов может быть выделен в отдельное производство (отделение).

Испытательный участок. Здесь проводят предремонтные испытания для выявления неисправностей электрических машин, поступивших в ремонт. Помимо внешнего осмотра здесь измеряют активные сопротивления и сопротивление изоляции обмоток, проверяют целостность подшипников (при работе машины на холостом ходу), правильность и плотность прилегания щеток к коллектору и контактным кольцам, проверяют уровень вибрации.

Участок должен быть оснащен подъемно-транспортным и электроизмерительным оборудованием, а также испытательными стендами.

Участок разборки, мойки и дефектации. Здесь производят очистку машин перед разборкой, разбирают ее на отдельные узлы и детали и производят их дефектацию (определяют их состояние и степень износа, объем необходимого ремонта), передают неисправные детали и узлы для ремонта на соответствующие участки, а исправные — на участок комплектации. По итогам дефектации составляется дефектная ведомость и определяются необходимый объем ремонта и потребность в комплектующих изделиях.

Участок должен быть оснащен подъемно-транспортным и моечным оборудованием, механическими и электрическими инструментами для разборки машин, станками для удаления обмотки, печью для выжига (нагрева) изоляции, приспособлениями для выведения ротора из статора.

Ремонтно-механический и кузнечно-сварочный участки. Здесь ремонтируют изношенные и изготавливают новые конструктивные детали электрических машин и аппаратов — валы, корпуса подшипников скольжения, крышки подшипников и др. Здесь же ремонтируют и изготавливают новые токоведущие части, такие как контактные кольца, коллекторы, щеточные механизмы, контакты. На этом участке производят ремонт и перешихтовку магнитопроводов (сердечников), а также механическую обработку и восстановление резьбовых соединений. Кроме того, на этом участке изготавливают необходимую для ремонта технологическую оснастку.

Участки оснащены соответствующим парком универсальных станков для механической обработки деталей, подъемно-транспортным оборудованием, прессами и ножницами для резки металла, универсальным сварочным и слесарным оборудованием.

Обмоточное отделение. Здесь ремонтируют старые и изготавливают новые обмотки электрических машин и аппаратов, восстанавливают поврежденный обмоточный провод, осуществляют укладку, пропитку и сушку обмоток, производят сборку рабочей схемы соединения обмоток и осуществляют контроль изоляции обмоток в процессе ее изготовления и укладки.

Участок пропитки и сушки должен иметь хорошую вытяжную вентиляцию. Подъемно-транспортное оборудование рассчитывается на узлы, имеющие максимальную массу (как правило, это статоры наиболее крупных машин).

В отделении окраски проводят отделочные работы и окраску машин и аппаратов после сборки и испытаний. Там устанавливаются станки для очистки и изолировки проводов, намотки обмоток, резки и формовки изоляции, пресса для формовки катушек из прямоугольного провода, специальные станки для бандажировки обмоток. Отделение оснащено инструментом для пайки и сварки проводов, необходимым пропиточным оборудованием и сушильными шкафами.

Участок комплектации и сборки. Сюда направляются исправные чистые узлы и детали с участка разборки и дефектации, отремонтированные узлы и детали из остальных отделений, а также недостающие комплектующие детали (крепеж, подшипники качения и т. п.). Полный машинокомплект поступает на сборку, где осуществляются поузловая и общая сборка электрических машин и аппаратов. Здесь производится и балансировка роторов электрических машин.

Участок оснащен практически тем же оборудованием, что и участок разборки (за исключением моечного оборудования и оборудования для удаления обмоток). Кроме того, здесь установлены балансировочные станки.

Испытательная станция. Здесь проводятся послеремонтные испытания электрических машин и аппаратов по соответствующим программам, а также испытания новых конструкции, узлов и деталей, изготовленных в процессе реконструкции или модернизации.

Станция оснащена подъемно-транспортным оборудованием и испытательными стендами, включая стенды для высоковольтных испытаний, а также соответствующим защитным оборудованием. Территория станции имеет ограждение для предотвращения доступа на нее постороннего персонала предприятия.

Источник