Оборудование для аэс сертификаты
Добровольная сертификация производств предприятий-изготовителей
Система добровольной сертификации производств предприятий-изготовителей оборудования АЭС на соответствие требованиям эксплуатирующей организации АО «Концерн Росэнергоатом» (далее – Система) создана в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Система предназначена для организации и проведения независимой и квалифицированной оценки соответствия производств предприятий-изготовителей оборудования АЭС требованиям нормативной документации и в целях подтверждения результативности выполнения требований процессов системы менеджмента качества производства
Сертификация в Системе осуществляется на добровольной основе на основании обращений отечественных и зарубежных заявителей в рамках договоров безвозмездного оказания услуг, заключаемых между заявителями и Органом по сертификации. Все работы по сертификации в системе проводятся за счет средств АО «Концерн Росэнергоатом».
Наличие сертификата Системы может являться преимуществом при участии в закупках в виде дополнительных баллов при проведении оценки заявок участников закупки, если предоставление данного преимущества установлено Единым отраслевым стандартом закупок (положение о закупке) Госкорпорации «Росатом», распорядительными документами Госкорпорации «Росатом» и документацией о конкретной закупке.
При наличии у предприятия-изготовителя (его субподрядчиков) сертификата Системы с областью действия сертификата на производство оборудования по номенклатурной группе, виду и исполнению, идентичному подлежащему оценке соответствия в форме приемки и испытаний, проверка готовности производства предприятия-изготовителя (его субподрядчиков) уполномоченной организацией не проводится. Контрольная точка «Проверка готовности производства предприятия-изготовителя к началу изготовления» в Плане качества закрывается на основании сертификата Системы.
Источник
Сертификация оборудования для АЭС
Сертификация оборудования для АЭС проводится для определения соответствия продукции требованиям государственных стандартов, санитарных норм и правил. Специфичность устройств, особенность их использования и повышенная опасность определили необходимость создания отдельной системы сертификации. Подтверждение соответствия продукции проходит в «Системе сертификации оборудования, изделий и технологий ядерных установок…», утвержденной Приказом Минюста № 1546 30.06.98.
Подтверждение безопасности устройств, задействованных для АЭС
По своим функциональным особенностям, принципу работы, оборудование для атомной сферы могло бы попадать под действие технических регламентов. Но каждый из регламентов, устанавливающий требования безопасности для схожих по функциональности устройств (010/2011, 004/2011 и т.д.), относит оборудование для АЭС к исключениям.
Особенности оценки соответствия машин и устройств атомной сферы отражены в ПП РФ № 544 от 15.06.2016. Они представлены широким перечнем продукции, включая спец. трубопроводы и следующее оборудование:
- тепловой и биологической защиты;
- обслуживания ядерных реакторов;
- транспортно-технологическое;
- вспомогательное.
Оценка соответствия проводится не только для оборудования, используемого в сфере атомной энергетики. Она затрагивает сами работы, осуществляемые с целью получения атомной энергии.
Оценка соответствия может осуществляться в форме:
- контроля;
- испытаний;
- приемки;
- решения о применении импортного изделия на объекте;
- регистрации;
- экспертизы документации;
- государственного надзора;
- обязательной сертификации.
Обязательная сертификация проводится в отношении эксплуатационного оборудования для АЭС и прочих изделий, включенных в перечень продукции, сформированный на основании Приказа ФС по экологическому, технологическому и атомному надзору № 277 от 21.07.2017 г.
В частности, сертификации подлежат:
- спец. арматура;
- пневмораспределители;
- комплектующие арматуры;
- радиационно-защитное устройства;
- средства для транспортирования радиоактивных отходов;
- технические изделия из вулканизированной резины;
- канаты из черных металлов;
- насосы, применяемые на ядерных установках;
- комплектующие насосов;
- электродвигатели и генераторы;
- волоконно-оптические кабели;
- коаксиальные кабели;
- силовые кабели;
- кабели управления;
- кабельная арматура;
- стальные баллоны (пускового воздуха);
- фильтры очистки воздуха;
- дозиметрические, радиометрические системы, установки, устройства;
- системы контроля установок;
- функциональные блоки и узлы;
- радиоизотопные приборы;
- детекторы излучения;
- аппаратура и устройства спец. назначения;
- изотопная продукция;
- средства защиты;
- средства обнаружения и управления;
- составные части систем.
Перечень показателей, на соответствие которым проверяется оборудование, будет отличаться в зависимости от типа исследуемого оборудования. Так, для приборов и устройств это будут:
- показатели назначения;
- конструктивные свойства;
- устойчивость к внешним воздействиям среды;
- безопасность;
- надежность;
- электромагнитная совместимость.
Необходимые документы
При оформлении требуемых бумаг необходимо собрать пакет документов.
- Копии ИНН и регистрационной документации.
- Карточка с банковскими реквизитами.
- Нормативно-технические документы на оборудование.
- Данные о предприятии.
- Чертежи, паспорта, эксплуатационные бумаги и т.д.
В зависимости от типа оборудования могут потребоваться те или иные документы. Полный перечень будет составлен после идентификации изделия.
Порядок сертификации
- Обращение в сертификационный орган с заявкой на оказание услуг.
- Предоставление документации.
- Идентификация оборудования.
- Оформление договора.
- Организацию испытаний и их проведение
- На основании полученных результатов принятие решения о возможности сертификации.
- Оформление и регистрацию сертификата, его получение клиентом.
Специалисты MosEAC готовы оказать помощь в сборе и оформлении документации. Заполните на сайте форму обратной связи и наши эксперты проконсультируют вас в ближайшее время.
Узнать условия оформления и стоимость сертификации
Источник
Сертификат Росатома
01.10.2020 в 15:22
Для продукции, используемой в области атомной энергии, законодательством предусмотрены ужесточенные требования к безопасности и качеству. Соответствие нормам, предъявляемым к объектам использования атомной энергии (далее – ОИАЭ), подтверждается посредством сертификации – процедура необходима при разработке и выпуске оборудования. Только при наличии сертификата Росатома производители и поставщики могут сотрудничать с ГК «Росатом».
Нормативно-правовая база
Процедура оценки регламентирована:
- ФЗ РФ №170;
- ФЗ РФ №184;
- ПП РФ №544;
- ПП РФ № 612;
- Приказом Ростехнадзора № 277 – содержит перечень подконтрольной продукции;
- и другими законодательными актами.
Испытания изделий проводятся согласно ГОСТ Р 50.04.08-2019 и другим стандартам (в зависимости от вида исследований). В частности, для приемочных экспертиз применяется ГОСТ Р 15.301-2016, а для квалификационных – ГОСТ Р 15.301-2016. Отдельные стандарты также предусмотрены для проведения периодических, типовых, комплексных и других видов исследований.
На что оформляется сертификат Росатома?
Согласно положениям Приказа Ростехнадзора №277, сертификат Росатома в обязательном порядке необходимо оформить на следующие устройства, используемые в области атомной энергии:
- пассивные или активные средства обнаружения;
- охранные извещатели;
- тех. средства для управления запирающего типа – в частности, различные преграждающие устройства (шлагбаумы, переходные кабины, турникеты и иное);
- специальные тех. средства запирающего типа – механизмы для преграждения (шлюзовые кабины);
- дозиметрические установки и приборы;
- радио- и спектрометрические установки/приборы;
- детекторы для обнаружения излучения ионизирующего типа;
- преобразователи информации (радиоизотопные и ядерные);
- функциональные электронно-физические узлы и блоки;
- и иные товары.
Процедура оформления
Отличается трудоемкостью и длительностью, состоит из нескольких этапов.
Для проведения оценки заявитель должен предоставить заявку и полный комплект документов. После чего предоставленные документы рассматриваются и проверяются, а затем проводится разработка программы оценки соответствия. Процесс может занимать 1-2 месяца.
Далее осуществляется отбор типовых образцов продукции, которые передаются в испытательную лабораторию для проведения исследований. При необходимости, эксперты выезжают на объект для проведения анализа производства и составления акта. Все указанные мероприятия занимают от 2-х до 4-х месяцев.
На окончательном этапе понимается решение о выдаче сертификата (либо отказе в его выдаче). Для этого анализируются результаты протоколов и других проведенных проверочных мероприятий (анализ и выдача документа могут достигать 1,5 месяца).
Заполнение заявки
Чтобы получить сертификат Росатома, заявителю необходимо заполнить заявку и собрать полный комплект документов. В заявке указывается следующая информация:
- полное и краткое наименование заявителя;
- его адрес (почтовый, фактический и юридический);
- телефоны, адреса эл. почты и другие контакты для связи;
- данные из ОГРН и ИНН;
- банковские реквизиты (номер р/с, к/сч и т.д., наименование банка, его местонахождение и т.д.);
- наименование и назначение изделий, их коды по ОКПД2 и ТН ВЭД;
- адрес производства;
- перечень нормативно-тех. документации, согласно которой производятся товары (ГОСТ, ТУ и т.д.);
- перечень прилагаемых документов;
- дополнительные сведения о товарах;
- и иная.
Схемы сертификации в системе Росатом
Схемы оценки определены в ГОСТ 53603.
В частности, схемы 5с и 3с применяются в тех случаях, когда заявителем выступает либо непосредственно производитель, либо его уполномоченное лицо.
При использовании схемы 4с проводится анализ производства, по итогам которого составляется акт (для этого эксперты выезжают на объект).
Для оценки единичной продукции (конкретного изделия) или партии товаров используются схемы 7с и 6с (заявителем может выступать не только изготовитель и его уполномоченное лицо, но и продавец).
Виды испытаний объектов использования атомной энергии (ОИАЭ)
Процедура оценки включает в себя целый комплекс испытаний, в процессе проведения которых подтверждается безопасность оборудования согласно установленным требованиям по качеству к ОИАЭ, в частности испытания могут быть:
- приемочными (первоначальный этап);
- типовыми и периодическими;
- предварительными комплексными и автономными;
- аттестационными.
Все указанные виды испытаний позволяют определить особенности разработки и производства товаров (ОИАЭ). При их проведении руководствуются таким гос. стандартами, как ГОСТ Р 15.301-2016 (относится к изделиям производственно-тех. назначения), а также ГОСТ 34.603-92 – используют при испытаниях изделий единичного и мелкосерийного производства.
Аттестационные исследования осуществляются на основании ГОСТ 50.04.01-2018.
Помимо испытаний проводится аттестация персонала, который выполняет разрушающий и/или неразрушающий контроль (в соответствии со стандартом 50.05.11-2018).
Перечень необходимых документов
Для сертификации ОИАЭ в системе Росатом заявитель должен предоставить полный комплект документов, в который входят:
- заявка;
- копии свидетельств о госрегистрации и постановке на нал. учет (ОГРН и ИНН);
- выдержка из ЕГРЮЛ;
- документы о наличии прав интеллектуальной собственности на продукцию – патенты и иные;
- лицензии на ведение деятельности в области использования атомной энергии;
- список ГОСТов или ТУ (тех. условия) на изделия;
- заключения о соответствия тех. документации (тех. условий и т.д.) установленным требованиям, если она подлежит экспертизе;
- товаросопроводительная документация и элементы маркировки – паспорта, инструкции по сборке, руководства по эксплуатации, ярлыки, формуляры, этикетки и т.д.;
- спецификации, схемы и чертежи;
- расчеты, согласно спецификации сборочного чертежа – в частности, на сейсмостойкость, влагостойкость, прочность и т.д.;
- ПОК и руководство по качеству;
- приемо-сдаточные, приемочные протоколы испытаний;
- обязательные разрешительные документы на изделия – сертификаты, декларации о соответствии;
- и иные.
Полнота и достоверность предоставленных сведений играет важнейшую роль в успешном проведении процедуры. Специалисты портала помогут собрать / разработать / доработать необходимые документы, проверят их на правильность оформления, окажут содействие при проведении сертификации.
Сертификация по ТР ТС и ГОСТ Р
До оформления сертификата Росатома на ОИАЭ необходимо провести процедуры обязательной оценки соответствия по требованиям тех.регламентов ЕАЭС. Некоторые виды оборудования (ОИАЭ) попадают под действие следующих ТР ТС:
- 004/2011 – содержит нормы безопасности НВО;
- 020/2011 – определяет совместимость тех. устройств по электромагнитным характеристикам;
- и иные.
Обязательное подтверждение безопасности по ТР ТС в форме сертификации или декларирования осуществляется по итогам проведения испытаний в лаборатории.
Обратите внимание! Отсутствие разрешительных документов может стать причиной привлечения к административной ответственности в виде штрафов (до 300 000 рублей), приостановления деятельности юр.лица или конфискации продукции.
Получить консультацию по вопросам оформления разрешительных документов, сертификата Росатома и иных вы можете по телефону или в режиме онлайн на сайте.
Источник
Оборудование для аэс сертификаты
Обязательная сертификация продукции, поставляемой на атомные станции и другие объекты атомно-энергетического комплекса, регулируется национальным законодательством и осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-технических документов по обеспечению безопасности. Нормативно-правовые акты и нормативные документы периодически пересматриваются и обновляются и устанавливают правила проведения оценки соответствия оборудования, изделий и технологий, используемых в атомной энергетике и промышленности.
Вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 385-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании», приняты постановления Правительства от 1 декабря 2009 г. № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» и постановление Правительства от 26 июля 2010 г. № 548 «О внесении изменений в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации». МАГАТЭ опубликовало серию норм по безопасности № SF-1, № GS-G-3.1 и GS-R-3 (2008)1 и рекомендовало их для использования другим международным организациям, государствам-членам МАГАТЭ и их компетентным национальным органам.
В настоящей статье анализируется, какое влияние окажут эти документы на особенности проведения обязательной сертификации продукции и сертификацию систем управления безопасностью, качеством и охраной окружающей среды в атомной энергетике и на предприятиях атомного топливного цикла.
ОСОБЕННОСТИ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ С УЧЁТОМ ОЧЕРЕДНОГО ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
Проведена очередная реанимация Федерального закона «О техническом регулировании», принят восьмой по счёту Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 385-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании». Пользователям закона с каждым разом всё труднее улавливать нюансы его изменений, но тенденция этих изменений и поправок проясняется. Законодатель раз за разом стремится восстановить порушенную систему нормативного обеспечения российской экономики, хотя изменения в закон, как и раньше, принимаются келейно, без широкого обсуждения с профессионалами и учёта их замечаний и предложений.
В газете «Промышленные ведомости»2, многочисленных научных публикациях и на различных форумах широко обсуждался вопрос кем, когда, на чьи деньги и в чьих интересах разрабатывался закон «О техническом регулировании», какое влияние он оказал на российскую экономику. Однако с мнением профессионалов и их предложениями до сих пор никто не считается. Отсюда невероятно низкая практическая эффективность закона в части разработки технических регламентов. Федеральный закон «О техническом регулировании» войдёт в историю отечественного права как один из самых одиозных и неудачных правовых институтов.
Что же нового внесла в правоприменительную практику очередная поправка в закон «О техническом регулировании» при осуществлении оценки соответствия?
Появился ещё один фигурант, которому предоставлено право принимать технические регламенты – это Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию. В настоящее время таким органом является Минпромторг России в силу п. 1 Положения об этом министерстве. Национальному органу по стандартизации вменено в обязанность до вступления в силу технического регламента утверждать и публиковать перечень документов в области стандартизации, содержащие правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия.
Расширена номенклатура документов, на соответствие которым должна проводиться обязательная сертификация продукции. Ранее для оценки соответствия продукции и объектов, для которых установлены требования по обеспечению ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии, учитывались требования технических регламентов, сводов правил, национальных стандартов, требования, установленные государственными заказчиками (ОАО «Концерн Росэнергоатом»), федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обеспечения безопасности (Ростехнадзор), федеральными органами государственного управления использованием атомной энергии (ГК «Росатом») и государственными контрактами. Теперь к ним добавлены международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов. К ним приравнены переводы на русский язык этих документов (при условии принятия их на учёт национальным органом РФ по стандартизации).
В случае возмездного пользования документами иностранного правообладателя и (или) ограничения открытого доступа к таким документам, национальный орган РФ по стандартизации организует опубликование сведений о размере платы за документы и правила их распространения.
Кроме того, Правительство РФ до вступления в силу технических регламентов в отношении отдельных видов продукции может вводить в действие обязательные требования, содержащиеся в технических регламентах государств-участников Таможенного союза или в документах Европейского союза. При этом Правительство РФ правомочно устанавливать формы оценки соответствия таким требованиям и определять орган, уполномоченный контролировать соблюдение этих требований. Особенностью последнего нововведения является то, что заявитель вправе выбрать режим технического регулирования, в соответствии с которым будет осуществляться оценка соответствия его продукции (либо в соответствии с п. 1, либо в соответствии с п. 6.2 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании»).
Конкретизирован порядок аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (п. 3 статьи 31). Теперь он определяется Правительством РФ. Правительство РФ определяет и органы по аккредитации. В частности, на выполнение работ по подтверждению соответствия согласно п. 9 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании» органы по сертификации и испытательные лаборатории должны обратиться в орган по аккредитации за получением аттестата на соответствующую область аккредитации либо на расширение области аккредитации.
СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ В АТОМНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРЕЧНЯ ПРОДУКЦИИ, ПОДЛЕЖАЩЕЙ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ
Обязательная сертификация оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, установленная статьей 37 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» № 170-ФЗ, осуществляется Системой сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения (далее Система). Система учреждена и введена в действие совместным приказом Минатома РФ, Госстандарта РФ и Госатомнадзора РФ № 281/168/39 от 22.04.1998 г. Система не позиционирует с другими формами оценки соответствия, такими как контроль (надзор), приёмка и испытания. Она занимает своё место в общем комплексе мер по обеспечению ядерной и радиационной безопасности и выполняет свою роль. Система относится к системам обязательной сертификации. Это единственная в Российской Федерации система обязательной сертификации, которая официально уполномочена сертифицировать продукцию по требованиям ядерной и радиационной безопасности. Функционирование Системы осуществляется, исходя из принципа подтверждения соответствия продукции третьей стороной, т.е. независимости третьей стороны от изготовителя продукции и потребителя продукции.
Ранее учредителями Системы была утверждена номенклатура оборудования, изделий и технологий, подлежащих обязательной сертификации, в которую в соответствии с установленным порядком вносились дополнения и изменения. При этом при формировании перечня иногда возникали разногласия по его содержанию. Теперь в соответствии с п. 3 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании» правительством приняты постановления от 1 декабря 2009 г. № 982 и от 26 июля 2010 г. № 548. Первое постановление утвердило перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, а второе – внесло коррективы в этот перечень. В частности, из перечня продукции, для которой установлены требования по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, исключены коды 6930, 6934, 6955, а кодам 6937, 6940, 6968, и 6981 дана новая редакция. Таким образом, на государственном уровне окончательно устранена неопределённость и решён вопрос в установлении продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.
НОВЫЕ НОРМЫ МАГАТЭ И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ
В общем комплексе мер по обеспечению ядерной и радиационной безопасности предприятий атомной энергетики, промышленности и атомного энергомашиностроения особое внимание необходимо обратить на внедрение и сертификацию систем управления безопасностью.
В настоящее время МАГАТЭ выпустило новую серию норм по безопасности, которые заменили серию норм № 50-C/GS-Q (1996). Нормы № GS-G-3.1 (2006) и GS-R-3 (2008) представляют собой стандарты на системы управления деятельностью, связанной с безопасностью. Они называются системами управления для установок и деятельности. Эта серия норм вобрала в себя всё лучшее, что было наработано МАГАТЭ за последнее время. Она свела воедино и интегрировала в себе элементы, связанные с безопасностью, защитой жизни и здоровья персонала и населения, обеспечением качества, защитой окружающей среды, физической защитой и экономическими аспектами деятельности оператора, которые рассматривались раньше в отдельно взятых системах управления. Цель системы состоит в том, чтобы исключить возникновение угрозы для безопасности посредством учёта последствий всех факторов, т.е. с точки зрения безопасности в целом. К тому же эта система применима в течение всего жизненного цикла установок и на протяжении всей деятельности в нормальных, переходных и аварийных ситуациях. Здесь соображения безопасности получили первостепенное значение и приоритет над всеми остальными условиями хозяйственной деятельности.
По рекомендации МАГАТЭ нормы безопасности должны быть включены в национальные законы и нормы стран-членов МАГАТЭ и дополнены положениями международных конвенций с детальным описанием своих государственных требований. Они должны создать для каждой страны национальную основу для регулирования безопасности в атомной энергетике. По существу стандарт на Систему управления установками и деятельностью – это стандарт по управлению безопасностью.
С начала кампании по сертификации СМК наиболее подготовленные предприятия атомного энергетического комплекса России, считая, что нет «пророков в своём отечестве», устремились за сертификатами в зарубежные сертификационные центры. Так, основные производители твэльной продукции – предприятия ОАО «ТВЭЛ» предпочли получить сертификаты ТЮФ, Сибирский химический комбинат остановил свой выбор на Бюро Веритас. На Уральском электрохимическом комбинате сертификацию СМК было решено проводить по видам производства с учётом специфических требований потребителей продукции. СМК завода электрохимических преобразователей была сертифицирована в системах сертификации «Военный регистр», ГОСТ Р, Авиационный регистр, а сертификацию СМК разделительного производства в ТЮФ. СМК Электростальского машиностроительного завода, циркониевого и кальциевого производств Чепецкого механического завода сертифицированы ТЮФ. Сертификация СМК Смоленской АЭС проведено «Bureau Veritas Certifications». Только Балаковская АЭС сертифицировала СМК в национальных системах – Системе сертификации ОИТ и Системе сертификации ГОСТ Р.
Выбор зарубежных органов по сертификации предприятия атомной отрасли обосновывали тем, что эти органы обладают устойчивым авторитетом в своей области деятельности, их сертификаты ценятся выше и имеют мировое признание. Вот что пишет в своей статье начальник управления обеспечения качества Сибирского химического комбината. «Мы правильно поступили, что ушли от отраслевой сертификации, не стали тратить на это средства, а сразу работали с известным международным органом Бюро Веритас. Его сертификат ценится выше и имеет мировое признание». Нетрудно понять, что никакой «отраслевой сертификации» не существует, а существует российская национальная система обязательной сертификации, а сертификаты Бюро Веритас, как и ТЮФ нельзя назвать международными сертификатами в силу того, что они не имеют такого статуса, а потому и мирового признания. Зарубежные органы по сертификации выдают российским предприятиям не международные сертификаты, а сертификаты, принятые в их системах, – так что надо называть вещи своими именами. А употребляемые понятия «международный сертификат» и «мировое признание» – это только попытка выдать желаемое за действительное.
В итоге предприятия атомной индустрии России не осознали своей ответственности за ядерную и радиационную безопасность перед государством и населением страны и не озаботились приобретением отечественных сертификатов на системы менеджмента. По нашему мнению, этот факт должен стать предметом внимания Госкорпорации «Росатом».
Головной Орган Системы АНО «Атомсертифика» (генеральный директор – Анатолий Евгеньевич Юдин, тел. 8 (495) 954 3693) осуществляет сертификацию продукции, подлежащей обязательной сертификации по требованиям и нормам ядерной и радиационной безопасности в соответствии с номенклатурой продукции, утверждённой Правительством РФ.
1 Основополагающие принципы безопасности. Серия норм МАГАТЭ по безопасности, SF, Вена: МАГАТЭ, 2006; Система управления для установок и деятельности (требования безопасности). Серия норм по безопасности, № GS-R-3, Вена: МАГАТЭ, 2008; Применение системы менеджмента для установок и работ (руководство по обеспечению безопасности). Серия стандартов по безопасности, № GS-G-3.1, Вена: МАГАТЭ, 2006
2 Промышленные ведомости. Сентябрь 2006 год, № 9 (114)
А. Е. Юдин (генеральный директор), А.М. Ивашин,
А.П. Миронов, А.В. Горячев
АНО «Атомсертифика»
115191, Москва,
ул. Большая Тульская, д. 2
тел.: 8 (495) 954 3693,
тел./факс: 8 (495) 954 4206
Контактное лицо:
Анатолий Васильевич
Горячев
тел.: 8 (495) 954 5296
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Источник
Сертификация и испытания продукции в системе «Росатом»
В соответствии с Федеральным Законом от 21.11.1995 №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» Госкорпорация «Росатом» осуществляет деятельность, направленную на Оценку соответствия продукции, которая используется на объектах атомной энергии (ОИАЭ)
Участниками работ по оценке соответствия являются:
- Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного надзора в области использования атомной энергии
- Эксплуатирующие организации
- Специализированные организации
- Органы по сертификации и Испытательные лаборатории (центры), выполняющие работы по оценке соответствия
- Экспертные организации
- Разработчики, изготовители (поставщики) продукции, а также иные организации, выполняющие работы и предоставляющие услуги в области использования атомной энергии
Формы оценки соответствия в области использования атомной энергии:
- Испытания
- Контроль
- Приемка
- Решение о применении импортной продукции на объекте использования атомной энергии
- Регистрация
- Экспертиза технической документации
- Обязательная сертификация продукции Информация о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, находящейся в ведении Госкорпорации «Росатом»
- Федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии
- Иные формы, установленные в технических регламентах
Соблюдение требований в ОИАЭ обязательно для всех предприятий, осуществляющий изготовление и поставки продукции на объекты использования атомной энергии.
В соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Росатом организует аккредитацию в области использования атомной энергии (статья 7 п.28) в соответствии с Правилами аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии (ОИАЭ).
Виды испытаний
Виды испытаний, которые проводит ГК «Серконс» для оценки соответствия продукции, предназначенной для применения в области ИАЭ (стандарты, в соответствии с которыми они проводятся, перечислены на сайте «Росатом»).
- Сертификационные испытания. Проводятся для того, чтобы установить, что характеристики продукции соответствуют требованиям НД. Образцы, предоставленные заказчи-ком, проходит испытания в объеме, который определен ПМ сертификационных испытаний (разрабатываются совместно с органом по сертификации).
- Квалификационные испытания. Образцы в данном случае берут из первой (установочной) партии изделий, выпускаемых серийно. Цель испытаний − подтвердить, что изделия изготовлены согласно ТУ, а производитель готов выпускать продукцию данного типа в запланированном объеме.
- Контрольные испытания. Проводятся, согласно названию – для осуществления контроля качества продукции.
- Периодические испытания. Это контрольные испытания, которым подвергают выборочные образцы серийно производимой продукции для того, чтобы подтвердить ее показатели качества и удостовериться в стабильности технологических процессов. Периодичность испытаний этого вида указывается в нормативнотехнической документации.
- Приемочные испытания. Это контрольные испытания опытных образцов (образца), головного образца или единичных изделий. Они необходимы для того, чтобы решить, насколько целесообразно ставить данную продукцию на производство и/или использовать по назначению.
- Приемо-сдаточные испытания. Это контрольные испытания, которые проводятся на этапе приемки продукции.
- Предварительные испытания. Их проводит производитель для того, чтобы предварительно оценить, соответствует ли образец продукции поставленному ТЗ (требованиям ТУ).
- Сравнительные испытания. Их проходят одинаковые или аналогичные по характеристикам объекты. Чтобы можно было сравнить параметры свойств объектов, испытания проводят в идентичных условиях.
- Типовые испытания. Проводятся в случае, если в конструкцию изделий или в технологический процесс их изготовления вносятся изменения, которые могут повлиять на технические характеристики изделий.
- Испытания на устойчивость. Их целью является контроль за тем, чтобы изделие исправно выполняло свои функции и сохраняло изначальные значения параметров.
Порядок оказания услуги
Для начала работы от заказчика требуется:
- Официальный запрос на оказание услуги (на бланке компании)
- Техническое описание продукции
- Программа (методика), по которой проводятся испытания
На основании полученной информации рассчитывают сроки проведения испытаний и их цену, а также определяют количество образцов, которые должен предоставить заказчик.
После проведения испытаний их результаты оформляют в виде протокола, который передают заказчику.
Возможные объекты испытаний
ГК «Серконс» в соответствии с областью аккредитации своей лаборатории проводит испытания следующих объектов:
- Продукция, применяемая в ОИАЭ
- Водонепроницаемая обувь на подошве с резиновым верхом (за исключением обуви с защитным металлическим подноском)
- Специальная обувь
- Спецодежда различных видов
- Защитные головные уборы и другие средства защиты
- Перчатки: резиновые; производственные и профессиональные
- Оборудование и установки для фильтрования или очистки газов
- Обмоточные изолированные провода
- Волоконно-оптические кабели (за исключением кабелей, составленных из волокон с индивидуальными оболочками)
- Коаксиальные кабели и прочие коаксиальные проводники электрического тока
- Силовые кабели
- Силовые гибкие кабели общего и специализированного назначения
- Кабели управления; контрольные; нагревостойкие с минеральной изоляцией
- Кабельная арматура
- Системы контроля ядерных реакторов
- Электродвигатели переменного и постоянного тока; универсальные мощностью более 37,5 Вт
- Электродвигатели постоянного тока прочие
- Однофазные электродвигатели переменного тока
- Многофазные электродвигатели переменного тока мощностью не более 750 Вт, от 750 Вт до 75 кВт, выходной мощностью более 75 кВт
- Генераторы переменного тока (синхронные)
- Оборудование для измерения, испытаний и навигации, за исключением отдельных услуг по производству оборудования для измерения/испытаний/навигации, которые оказывает субподрядчик
- Приборы и аппаратура для систем охранной сигнализации, которые используются в со-ставе систем физической защиты объектов ИАЭ
- Воздействие внешних факторов
- Электромагнитная совместимость технических средств
- Испытания на степень защиты IP (от 11 до 68)
Источник