Меню

Новейшее оборудование для школьной столовой

Новейшее оборудование для школьной столовой

Виды столовых в школах

Независимо от размера образовательного учреждения, нормы для школьной столовой являются общими. Правила едины не только в школах, они применимы и в колледжах, лицеях, гимназиях, интернатах, средне-профессиональных учебных заведениях и т.д. Столовые же бывают всего четырех основных видов:

СанПиН для школьных столовых с изменениями на 2018-2019 учебный год может отличаться в зависимости от того, какой именно ее вид располагается на территории школы. В целом, хотя бы один из них обязан быть на территории школы, при этом вовсе не обязательно администрации самостоятельно заниматься подготовкой к питанию.

ЧТОБЫ НЕ ПЛАТИТЬ ШТРАФ

Читайте в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения»:

Кто может организовывать работу столовых

Над созданием места общественного питания работают сразу несколько специалистов, одни разрабатывают меню школьной столовой, СанПиН и его нормы проверяются другими специалистами, третьи отвечают за готовку и реализацию продукции. Администрация учебного заведения может самостоятельно решать, кто будет заниматься организацией школьного питания, при этом есть отличная возможность переложить все права, обязанности и ответственность на третьих лиц.

В школах Российской Федерации, согласно законодательству заниматься организацией питания учеников и педагогов могут частные лица, государственные предприятия или же само образовательное учреждение. Для привлеченных частных лиц проводится обязательный конкурс, выбранные специалисты аттестируются работодателем на знание норм готовки, проверяется, как знают привлеченные сотрудники новый СанПиП для школьных столовых и только после этого проводится конкурс для поставщиков продуктов питания, если он является индивидуальным для каждого заведения.

Как оборудовать школьную столовую по СанПиН 2019/20? Узнайте в Системе Образование Подберите оборудование, отвечающее последним требованиям СанПиН для школьной столовой, в интерактивном сервисе в Системе Образование

Так как в большинстве образовательных учреждений России распространены базовые столовые и буфеты, привлеченная организация или нанятые сотрудники обязаны обеспечивать питание и реализацию готовой к употреблению продукции.

Независимо от того, кто привлечен для обеспечения питания, специальные комиссии проверяют, соблюдены ли все правила при обустройстве места и достаточно ли оборудования на торговой точке. В целом, рекомендованное правилами и нормативными актами СЭС следующие виды и количество оборудования:

Организация полноценной столовой и кухни

СанПиН 2019 года для школьных столовых практически не изменен, поэтому администрация учебного заведения при оборудовании или плановом ремонте может руководствоваться более ранними редакциями. Для большей уверенности в правильном выполнении требования надзорных и проверяющих служб, следует первично провести полную инвентаризацию оборудования.

Рекомендованный минимальный набор оборудования для полноценной столовой и кухни образовательного учреждения

В зависимости от количества учащихся, размера пищеблока и столовой некоторые из рекомендованных параметров могут быть изменены, по усмотрению администрации и ответственного. Главное понимать, что по СанПиН школьная столовая является предметом регулярных проверок, поэтому будьте готовы доработать место приема пищи или ее готовки, при первом требовании проверяющего.

Организация места дополнительного питания

Питание в столовой школы является обязательным, согласно указу Главного педиатра РФ, при этом организация буфетов и мест добровольного питания может проводиться при желании администрации и с разрешения уполномоченных служб. Особо заострять внимание на буфете не стоит, ведь мы уже рассмотрели, какое должно быть оборудование, а правила уборки, чистки и хранения продуктов питания не отличается от базовой столовой.

По СанПиН школьная столовая (действующий дополнительный способ реализации готовых продуктов) может реализовать не все продукты питания, а лишь небольшую часть, причем в индивидуальных упаковках. В целом, рекомендации СЭС и Роспотребнадзора касательно буфетов учебных заведений выглядит следующим образом:

Учет реализуемой продукции, график поставок и свежесть ложатся на плечи уполномоченного сотрудника кухни. Выступая в роли кассира и продавая пакетированные закуски, булочки, напитки или фрукты повар обязан следить за правильностью хранения продуктов питания, сроком их годности и товарным соседством.

По статистике, проблемы с хранением товаров — самое частое нарушение в отечественных школах. Несмотря на то, что большинство продуктов реализуется в персональной упаковке, храниться они должны в отдельных емкостях или быть разделены на стеллажах. Влажность и вентиляция продуктов питания проверяется аналогично с базовыми столовыми, кухней и пищеблоком.

Обязательные исследования по требованиям СЭС

Санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации, совместно с Роспотребнадзором и уполномоченным врачом-педиатром вправе проводить любые проверки общепита в учебных заведениях страны. Поэтому будьте готовы к неожиданным проверкам, независимо от времени года и суток. Кроме внезапных и незапланированных проверок, администрация школы и старший повар должны выполнять инструкции по школьной столовой, которые затрагивают эпидемиологическую ситуацию.

График и правила проверок могут варьировать на федеральном уровне, но общероссийский список проверок выглядит следующим образом:

Списки запретов

Несмотря на то, что все приведенные выше требования являются по сути рекомендациями, СанПиН имеет строгий список правил и запретов, который ни в коем случае нельзя нарушать. Несоблюдение этих требований может повлечь за собой ряд штрафов:

К запретам можно отнести: использование некоторых видов моющих средств, неправильное хранение или готовка продуктов, неправильная уборка помещений, работа столовой без вентиляции, водоснабжения и многое другое.

В целом, ничего страшного, если при проверке представители СЭС обнаружат у вас некоторые нарушения в пищеблоке. Современное законодательство позволяет предоставить управляющему время для устранения тех или иных оплошностей, но только, если они не являются критичными. Последние годы даже практикуется привлечение специалистов СЭС для самостоятельного устранения различных нарушения в плане уборки или расстановки стеллажей, укладки продуктов и прочего.

Критические же нарушения могут повлечь за собой временное закрытие буфета и столовой в школе, увольнение сотрудников или руководителей, а также привлечение их к ответственности в суде. Причинами для столь серьезных мер могут стать массовые или систематические отравления пищей из столовой. В первую очередь администрация должна реагировать на замечания о нарушениях, тем более что их достаточно часто высказывают родители воспитанников. К строгим нарушениям относятся продукты, которые запрещены к использованию в школах, садиках, гимназиях и прочих учебных заведениях. О списке запрещенных продуктов должен знать технолог или старший повар на кухне.

Источник



Организация школьного питания: мебель и оборудование для школьной столовой

Организация рационального питания в школах не только способствует повышению трудоспособности и успеваемости детей, но является одним из основных факторов укрепления здоровья и полноценного физического развития. Питание школьников организуют с учётом:

  • калорийности рациона;
  • норм потребления основных пищевых веществ;
  • режима питания;
  • выбора оптимальных способов тепловой обработки продуктов, способствующих сохранению их биологической ценности.

оборудование для школьной столовой

Основные требования к организации производства и обслуживания

Школьные столовые — это предприятиями общественного питания закрытого типа, а их планировочные и технологические решения разрабатываются на стадии проектирования учебных заведений. Это могут быть как заготовочные предприятия с полной цеховой структурой, так и доготовочные, в которых основными производственными помещениями являются горячий, холодный и мучной цеха. Здесь предусматривается централизованное поступление полуфабрикатов высокой степени готовности с комбинатов школьного питания.

Читайте также:  Контроль качества выполнения работ по ремонту оборудования

Главной особенностью столовых в школах является максимально быстрое обслуживание многочисленного контингента учащихся, которые за 20-30 минут должны быть обеспечены полноценным горячим питанием. Обслуживание организуется по методу предварительной сервировки столов скомплектованными завтраками или обедами.

оборудование для школьной столовой

Основными требованиями организации производства и обслуживания в школьных столовых являются:

  • ритмичное снабжение сырьём и полуфабрикатами;
  • внедрение рациональных схем технологических процессов;
  • полноценное обеспечение инвентарём, кухонной и столовой посудой;
  • оснащение современным оборудованием в соответствии с требованиями производительности и организации рабочих мест.

Тепловое оборудование для предприятий школьного питания

Основное назначение школьных столовых – обеспечение учащихся горячим питанием, для чего их оснащают оборудованием, выполняющим все виды тепловой обработки. В небольших столовых варка первых блюд, гарниров и напитков, а также жарка вторых блюд осуществляется в наплитной посуде, для чего подбирается необходимое количество электрических плит. В крупных предприятиях целесообразно устанавливать электрические пищеварочные котлы. Их число и ёмкость рассчитывается на основе производственной программы и режима работы раздаточной. Жарочное оборудование для школьной столовой включает в себя опрокидывающиеся электрические сковороды, на которых продукты обжариваются, и жарочные шкафы, где они тушатся или запекаются до полной готовности. Все виды теплового оборудования для школьных столовых размещают как самостоятельно, так и в виде технологической линии.

обрудование для школьной столовой

В последние годы наблюдается тенденция к модернизации и переоснащению школьных предприятий питания современным тепловым оборудованием, а именно, пароконвектоматами, которые выполняют обжаривание горячим воздухом, воздействуют паром, а также работают в комбинированном режиме. Такие виды тепловой обработки наиболее полезны для школьного питания, так как исключают негативное воздействие канцерогенных веществ, образующихся при нарушении режима жарки основным способом. Пароконвектоматы просты в эксплуатации отличаются высоким качеством тепловой обработки, достаточной производительностью. А их относительная дороговизна компенсируется экономным потреблением электроэнергии, сокращением доли ручного труда и временных затрат на приготовление блюд. Для выпечки мучных и кондитерских изделий в мучных цехах устанавливают пекарские шкафы, число камер которых должно соответствовать производственной программе по выпуску мучных изделий.

оборудование для школьной столовой

Электромеханическое и холодильное оборудование для предприятий школьного питания

Ежедневно школьные столовые предоставляют питание сотням учащихся, поэтому невозможно представить их работу без высокопроизводительного механического оборудования, выполняющего первичную обработку продуктов и соответствующие операции по приготовлению полуфабрикатов.

В предприятиях, работающих на сырье, овощной цех оснащают картофелечисткой, которая производит механическую очистку всех корнеплодов, и овощерезкой, которая осуществляет нарезку овощей для первых и вторых блюд. В мясном цеху устанавливают мясорубку и фаршемешалку, производительность которых рассчитывают, исходя из объёма выпускаемых мясных полуфабрикатов. Мучной цех оснащают тестомесильной машиной, а при необходимости, планетарным миксером для взбивания кремов и замешивания жидких видов теста.

В холодном цеху устанавливают овощерезку, выполняющую функции нарезки не только сырых, но и отварных овощей для разнообразных салатов. Для нарезки хлеба целесообразно установить хлеборезку, так как его ручная нарезка в условиях массового обслуживания крайне неэффективна.

В горячем цеху наиболее востребованными механическими операциями являются: протирание и перемешивание. Для этих целей здесь устанавливают универсальную кухонную машину с комплектом перемешивающих и протирочных механизмов.

оборудование для школьной столовой

К школьным предприятиям питания предъявляются жёсткие санитарно-гигиенические требования касательно сроков и условий хранения сырья и полуфабрикатов, поэтому полноценному оснащению их всем необходимым холодильным оборудованием уделяется особое внимание. Производственные цеха в достаточном объёме оснащают холодильными шкафами. Складской блок включает холодильные камеры, а при малых площадях утеплённое помещение оснащают сплит-системой и устанавливают холодильные двери, что позволяет обеспечивать как среднетемпературный, так и низкотемпературный режим, необходимый для хранения тех или иных групп товаров.

Мебель для кухни, раздаточное и моечное оборудование

Кроме механического и теплового, в производственных цехах для организации рабочих мест поваров устанавливают нейтральное оборудование для школьной столовой:

Над каждой единицей теплового оборудования устанавливается вытяжной зонт, который подключается к системе вентиляции. Это позволяет удалять избыточное тепло и не допускать его проникновения в обеденный зал, расположенный в непосредственной близости от горячего цеха.

оборудование для школьной столовой

Реализация готовых блюд в столовых школ осуществляется через линию раздачи, которая может располагаться как на площади горячего цеха, так и отделяться от него перегородкой. В комплект линии раздачи входят:

  • мармит для первых блюд;
  • мармит для вторых блюд;
  • прилавок для холодных закусок;
  • прилавок для напитков;
  • прилавок для столовых приборов;
  • нейтральный прилавок.

Порционирование и отпуск готовых блюд и напитков выполняют повара- раздатчики, а к комплектации обедов и сервировке столов привлекают школьников.

оборудование для школьной столовой

Для школьных предприятий питания, которым приходится ежедневно обслуживать многочисленный контингент посетителей, особенно актуальной является проблема мытья посуды, приборов, стаканов и подносов. Для оснащения моечной столовой посуды рекомендуются купольные посудомоечные машины. Они характеризуются достаточной производительностью, высоким качеством мойки и могут применяться для обработки всех видов посуды, включая подносы. А их периодичный режим работы как нельзя лучше соответствует графику загрузки обеденного зала. Кроме этого, моечные столовой посуды оснащают ваннами и закрытыми шкафами для хранения чистой посуды.

оборудование для школьной столовой

В настоящее время поставлена задача полного охвата школьников горячими обедами, а групп продлённого дня — двух или трёхразовым питанием. Производственная деятельность столовых контролируется местными властями, администрацией школы, родительским комитетом, санитарными и медицинскими службами. Приобретение современного оборудования для школьных столовых осуществляется за счёт бюджетных или спонсорских средств.

оборудование для школьной столовой

Специалисты компании Петрохладотехника готовы предоставить профессиональные консультации по выбору оптимальных моделей теплового, механического, холодильного и нейтрального оборудования для школьных столовых. При подборе оборудования для школьных столовых особое внимание уделяется производительности, функциональности, внешнему дизайну и доступной стоимости. Компания Петрохладотехника не только предоставляет услуги доставки, монтажа, наладки и сервисного обслуживания отдельных моделей оборудования, но также выполняет комплексное оснащение столовых школ в соответствии с современными требованиями организации здорового питания детей и подростков.

Источник

СанПиН для школьной столовой: основные требования, новые поправки

Ученики в школе должны чувствовать себя комфортно, а родителям нужно быть уверенными в полной безопасности своих детей. Это касается и организации питания в школьной столовой – весь процесс приготовления или поставки пищи строго регламентирован, а условия в помещении регулярно проверяют специалисты СЭС. Главный документ, в котором описаны все аспекты работы столовых в общеобразовательных учреждениях, – СанПиН.

Быстрый переход по разделам:

Читайте также:  Оборудование для обмотки якорей

Основные требования СанПиН.Изменения СанПиН в 2019 году.Требования к оборудованию школьной столовой.Примерное меню учащихся.Основные требования СанПиН

Требования, предъявляемые к работе школ, утверждены на государственном уровне. Они затрагивают все аспекты деятельности образовательного учреждения: обеспечение безопасности детей, формирование классов, требования к мебели, освещению, квалификации сотрудников. Работа столовой не исключение. Соответствующий СанПиН утвержден главным санитарным врачом России. Сегодня действует документ 2010 года.

Администрации школ, лицеев, гимназий, колледжей, кадетских корпусов, интернатов, а также компании, организующие питание в образовательных организациях, должны придерживаться правил, прописанных в документе. Все эти правила направлены на поддержание здоровья детей и предотвращение возникновения инфекционных заболеваний и отравлений.

В частности, из СанПиН можно узнать:

какие формы организации питания в школах могут быть (допускается как приготовление обедов на месте, так и продажа уже готовой продукции);каковы требования к помещениям для приготовления или продажи продуктов (оснащение инвентарем для нарезки продуктов, разогрева, а также мытья посуды);частоту вывоза отходов и требования к мусорным контейнерам (так, мусор нельзя сжигать, а освобождать контейнеры нужно при заполнении их на 2/3);сколько кранов с питьевой водой должно быть в столовой для приготовления пищи и мытья рук;действия в случае выхода из строя необходимого для хранения и приготовления пищи оборудования (при поломке холодильников меню должно быть скорректировано);маркировку, которая должна быть на инвентаре и оборудовании (СМ – «сырое мясо», СР – «сырая рыба»);как правильно мыть и дезинфицировать поверхности и инвентарь (посуду для приготовления и подачи блюд нужно мыть отдельно, тряпки для столов после рабочего дня нужно замачивать и кипятить или дезинфицировать, а после тщательно просушивать);принципы формирования меню (учитываются сезонность, территориальные особенности питания, период пребывания учащихся на улице, возрастная группа).

СанПиН для школьной столовой включает и нормы, которые можно использовать еще на этапе строительства учебного заведения. Так, площадь столовой должна быть достаточной для размещения в ней всех учеников в два приема, а к складским помещениям должен быть организован подъезд транспорта.

Изменения СанПиН в 2019 году

Последние поправки к СанПиН были утверждены весной 2019 года, и коснулись они всех сфер школьной жизни. Что касается столовой, то теперь окна в пищеблоке и обеденном зале не обязательны. Разрешено и отсутствие инсоляции в административно-хозяйственных помещениях. Раньше существовало требование к ориентированию окон в классах: на восточную, южную и юго-восточную стороны. Окна столовой могли выходить на север. Однако в 2019 году это требование утратило силу.

Второе существенное изменение санитарных норм коснулось дополнительного обогащения рациона витаминами и микроэлементами. Так, сегодня в некоторые продукты и готовые блюда могут добавляться специальные витаминно-минеральные премиксы (предварительно смешанные сухие компоненты). Дополнительно учащиеся могут получать витаминизированные напитки. С начала 2020 года при приготовлении блюд будет использоваться только йодированная поваренная соль.

Йод относится к жизненно важным элементам, но в России практически нет территорий, где бы не было дефицита йода в почве, воде и местных продуктах. Как следствие, возникает дефицит йода в организме у взрослых и детей. Он приводит к ухудшению общего самочувствия, головным болям, постоянному чувству усталости, снижению концентрации, сонливости, задержке психического и физического развития, нарушениям работы ЖКТ. По этой причине было решено проводить массовую йодную профилактику, а замена обычной поваренной соли йодированной – самое простое и эффективное решение.

Требования к оборудованию школьной столовой

Посуда, тара, инвентарь, оборудование школьной столовой должны соответствовать санитарным требованиям:

стулья, столы, табуреты и другая мебель в столовой должны быть выполнены из материалов, которые можно мыть;стеллажи и другая кухонная мебель должны располагаться на 15 сантиметров выше пола, чтобы можно было проводить влажную уборку;в столовой можно использовать только фарфоровую, стеклянную и фаянсовую посуду и столовые приборы из нержавеющей стали. Также допускается использование одноразовой посуды и приборов, но материалы, из которых они изготовлены, должны быть безопасными;кухонную посуду с отбитыми краями, трещинами, сколами, поврежденной эмалью и другими дефектами использовать запрещено. Нельзя использовать и столовые приборы из алюминия, а при приготовлении блюд – разделочные доски из пластмассы и фанеры.

Не так давно в школах начали устанавливать автоматы с соками, нектарами и другими напитками. Если такое оборудование появилось в учебном заведении, оно также должно соответствовать нормам СанПиН. Так, если в таком холодильнике есть молоко, оно должно быть только стерилизованным и расфасованным в упаковки не более 350 миллилитров. Чистая вода в таких автоматах должна быть негазированной, а объем бутылок не должен превышать 500 миллилитров.

На складах и в помещениях для хранения продуктов постоянно должен поддерживаться рекомендуемый уровень влажности и температуры. Для контроля можно использовать специальные термометры (не ртутные). Проверку же всего оборудования обычно проводят ежегодно перед началом учебного года.

Примерное меню учащихся

Примерное меню школьников разрабатывает предприниматель или юридическое лицо, которое обеспечивает питание в школе. После этого меню согласовывается с директором школы и территориальным органом исполнительной власти, осуществляющим санитарно-эпидемиологический контроль.

Согласно СанПиН, меню разрабатывается на период не менее 10–14 дней. При этом нужно учитывать сезон, время пребывания в школе, суточную калорийность рациона и возрастные группы учащихся (7–11 и 12–18 лет). Одни и те же блюда не должны повторяться в течение дня или двух-трех последующих дней.

Все блюда, которые будут употреблять в пищу учащиеся, должны быть отварными, тушеными, запеченными или приготовленными на пару, что соответствует принципам здорового питания. Чистую воду разливать в стаканы в столовой нельзя, разрешено продавать ее исключительно в закрытых бутылках.

Примерное меню в образовательных учреждениях такое:

Завтрак: закуска, горячее блюдо, горячий напиток. Рекомендуется добавить овощи и фрукты.

Обед: закуска (салат из огурцов, помидоров, моркови, свежей или квашеной капусты с зеленью), первое, второе (горячее блюдо из мяса/птицы/рыбы), сладкое блюдо.

Полдник: напиток (сок/молоко/кисломолочный продукт/кисель) с булочным изделием или пирожным без крема.

Ужин: каша/овощное/творожное блюдо, основное второе блюдо (мясо/птица/рыба), напиток (сок/чай/кисель).

По СанПиН некоторые продукты и блюда готовить и продавать в школах запрещено, в частности:

яйца водоплавающих птиц и яйца с загрязненной скорлупой;непотрошеную птицу;мясо диких животных;консервы в деформированных упаковках и упаковках без этикеток;овощи с признаками порчи;острые приправы – горчицу, хрен, уксус;остатки приготовленной накануне пищи;квас, простоквашу, творог из непастеризованного молока;пирожные и торты с кремом;газированные напитки;натуральный кофе, энергетические напитки;жевательную резинку;арахис, ядра абрикосовой косточки.

Сегодня организации питания школьников уделяется пристальное внимание. За 2019 год Роспотребнадзор проверил больше семи тысяч школьных пищеблоков. Все выявленные нарушения руководство учебных учреждений должно исправить в кратчайшие сроки.

Читайте также:  Оборудование для узи в самаре

Также в конце октября Госдума в первом чтении приняла законопроект о питании в школах, реализацию которого планируется начать уже в 2020 году. Основной посыл – обеспечение школьников горячим питанием, причем все блюда должны соответствовать СанПиН и принципам здорового рациона. Пока планируется в обязательном порядке бесплатно кормить учеников начальных классов.

Дети проводят в школе большую часть времени, и полноценное, сбалансированное питание – залог поддержки их здоровья и улучшения образовательного процесса.-

Источник

СанПиН для школьной столовой

Виды столовых в школах

Независимо от размера образовательного учреждения, нормы для школьной столовой являются общими. Правила едины не только в школах, они применимы и в колледжах, лицеях, гимназиях, интернатах, средне-профессиональных учебных заведениях и т.д. Столовые же бывают всего четырех основных видов:

СанПиН для школьных столовых с изменениями на 2018-2019 учебный год может отличаться в зависимости от того, какой именно ее вид располагается на территории школы. В целом, хотя бы один из них обязан быть на территории школы, при этом вовсе не обязательно администрации самостоятельно заниматься подготовкой к питанию.

ЧТОБЫ НЕ ПЛАТИТЬ ШТРАФ

Читайте в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения»:

Кто может организовывать работу столовых

Над созданием места общественного питания работают сразу несколько специалистов, одни разрабатывают меню школьной столовой, СанПиН и его нормы проверяются другими специалистами, третьи отвечают за готовку и реализацию продукции. Администрация учебного заведения может самостоятельно решать, кто будет заниматься организацией школьного питания, при этом есть отличная возможность переложить все права, обязанности и ответственность на третьих лиц.

В школах Российской Федерации, согласно законодательству заниматься организацией питания учеников и педагогов могут частные лица, государственные предприятия или же само образовательное учреждение. Для привлеченных частных лиц проводится обязательный конкурс, выбранные специалисты аттестируются работодателем на знание норм готовки, проверяется, как знают привлеченные сотрудники новый СанПиП для школьных столовых и только после этого проводится конкурс для поставщиков продуктов питания, если он является индивидуальным для каждого заведения.

Как оборудовать школьную столовую по СанПиН 2019/20? Узнайте в Системе Образование Подберите оборудование, отвечающее последним требованиям СанПиН для школьной столовой, в интерактивном сервисе в Системе Образование

Так как в большинстве образовательных учреждений России распространены базовые столовые и буфеты, привлеченная организация или нанятые сотрудники обязаны обеспечивать питание и реализацию готовой к употреблению продукции.

Независимо от того, кто привлечен для обеспечения питания, специальные комиссии проверяют, соблюдены ли все правила при обустройстве места и достаточно ли оборудования на торговой точке. В целом, рекомендованное правилами и нормативными актами СЭС следующие виды и количество оборудования:

Организация полноценной столовой и кухни

СанПиН 2019 года для школьных столовых практически не изменен, поэтому администрация учебного заведения при оборудовании или плановом ремонте может руководствоваться более ранними редакциями. Для большей уверенности в правильном выполнении требования надзорных и проверяющих служб, следует первично провести полную инвентаризацию оборудования.

Рекомендованный минимальный набор оборудования для полноценной столовой и кухни образовательного учреждения

В зависимости от количества учащихся, размера пищеблока и столовой некоторые из рекомендованных параметров могут быть изменены, по усмотрению администрации и ответственного. Главное понимать, что по СанПиН школьная столовая является предметом регулярных проверок, поэтому будьте готовы доработать место приема пищи или ее готовки, при первом требовании проверяющего.

Организация места дополнительного питания

Питание в столовой школы является обязательным, согласно указу Главного педиатра РФ, при этом организация буфетов и мест добровольного питания может проводиться при желании администрации и с разрешения уполномоченных служб. Особо заострять внимание на буфете не стоит, ведь мы уже рассмотрели, какое должно быть оборудование, а правила уборки, чистки и хранения продуктов питания не отличается от базовой столовой.

По СанПиН школьная столовая (действующий дополнительный способ реализации готовых продуктов) может реализовать не все продукты питания, а лишь небольшую часть, причем в индивидуальных упаковках. В целом, рекомендации СЭС и Роспотребнадзора касательно буфетов учебных заведений выглядит следующим образом:

Учет реализуемой продукции, график поставок и свежесть ложатся на плечи уполномоченного сотрудника кухни. Выступая в роли кассира и продавая пакетированные закуски, булочки, напитки или фрукты повар обязан следить за правильностью хранения продуктов питания, сроком их годности и товарным соседством.

По статистике, проблемы с хранением товаров — самое частое нарушение в отечественных школах. Несмотря на то, что большинство продуктов реализуется в персональной упаковке, храниться они должны в отдельных емкостях или быть разделены на стеллажах. Влажность и вентиляция продуктов питания проверяется аналогично с базовыми столовыми, кухней и пищеблоком.

Обязательные исследования по требованиям СЭС

Санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации, совместно с Роспотребнадзором и уполномоченным врачом-педиатром вправе проводить любые проверки общепита в учебных заведениях страны. Поэтому будьте готовы к неожиданным проверкам, независимо от времени года и суток. Кроме внезапных и незапланированных проверок, администрация школы и старший повар должны выполнять инструкции по школьной столовой, которые затрагивают эпидемиологическую ситуацию.

График и правила проверок могут варьировать на федеральном уровне, но общероссийский список проверок выглядит следующим образом:

Списки запретов

Несмотря на то, что все приведенные выше требования являются по сути рекомендациями, СанПиН имеет строгий список правил и запретов, который ни в коем случае нельзя нарушать. Несоблюдение этих требований может повлечь за собой ряд штрафов:

К запретам можно отнести: использование некоторых видов моющих средств, неправильное хранение или готовка продуктов, неправильная уборка помещений, работа столовой без вентиляции, водоснабжения и многое другое.

В целом, ничего страшного, если при проверке представители СЭС обнаружат у вас некоторые нарушения в пищеблоке. Современное законодательство позволяет предоставить управляющему время для устранения тех или иных оплошностей, но только, если они не являются критичными. Последние годы даже практикуется привлечение специалистов СЭС для самостоятельного устранения различных нарушения в плане уборки или расстановки стеллажей, укладки продуктов и прочего.

Критические же нарушения могут повлечь за собой временное закрытие буфета и столовой в школе, увольнение сотрудников или руководителей, а также привлечение их к ответственности в суде. Причинами для столь серьезных мер могут стать массовые или систематические отравления пищей из столовой. В первую очередь администрация должна реагировать на замечания о нарушениях, тем более что их достаточно часто высказывают родители воспитанников. К строгим нарушениям относятся продукты, которые запрещены к использованию в школах, садиках, гимназиях и прочих учебных заведениях. О списке запрещенных продуктов должен знать технолог или старший повар на кухне.

Источник