Меню

Нормы по оборудованию морского судна

Нормы по оборудованию морского судна

СУДА МОРСКОГО ФЛОТА

НОРМЫ СНАБЖЕНИЯ ИНВЕНТАРНЫМ ИМУЩЕСТВОМ И ИНСТРУМЕНТОМ

Дата введения 1997-07-01

Разработан ЗАО «Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота (ЦНИИМФ)

Главный инженер Е.П.Афанасьев

Ответственный исполнитель С.П.Нестеренко

Утвержден и введен в действие Департаментом мореплавания Службы морского флота Минтранса России письмом N МФ-35/1127 от 16.06.97 г.

Начальник Департамента мореплавания С.В.Палехов

Взамен: РД 31.00.14.01-88 «Суда морского флота неограниченных районов плавания. Нормы снабжения инвентарным имуществом и инструментом».

РД 31.00.14.02-88 «Суда морского флота ограниченных районов плавания. Нормы снабжения инвентарным имуществом и инструментом».

РД 31.00.14.03-88 «Суда морского флота дноуглубительные. Нормы снабжения инвентарным имуществом и инструментом».

РД 31.00.14.04-88 «Суда морского флота, строящиеся за границей. Нормы снабжения инвентарным имуществом и инструментом».

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАВИЛ РОССИЙСКОГО МОРСКОГО РЕГИСТРА СУДОХОДСТВА И МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНВЕНЦИЙ И ПРАВИЛ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ПРИ РАЗРАБОТКЕ РД

1. Правила Классификации и постройки морских судов — 1995 г.* с бюллетенем N 1 1996 г.

* Конкретные ссылки в тексте на указанные документы даются в квадратных скобках по соответствующим, обозначающим их, позициям.

2. Правила по оборудованию морских судов — 1995 г.

3. Правила классификации и постройки химовозов — 1986 г. с бюллетенем N 1 1989 г.

4. Правила техники безопасности на судах морского флота РД 31.81.10-75* — 1985 г.

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует РД 31.81.10-91, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

6. Международная Конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС-74) с Протоколом 1978 г. и Поправками 1981, 1983, 1988-89, и Резолюция ИМО А.667 (16) от 19.10.1989 г.

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий руководящий документ (РД) устанавливает номенклатуру и нормы комплектации приборами, инвентарем и инструментом судов всех типов, классов и назначений, строящихся (переоборудуемых, модернизируемых) для России на внешних и внутренних верфях, и судов, находящихся в эксплуатации, и предназначен для использования:

— Заказчиком судна при составлении Спецификации на судно и приемки его от Строителя или Продавца;

— Проектантом судна для составления ведомости снабжения;

— Судовладельцем в период эксплуатации судна для доукомплектования его предметами снабжения.

Перечень инвентарного снабжения, приведенный в Приложении (справочном), регламентируется требованиями Международных Конвенций*, Правилами Российского Морского Регистра судоходства и другими контролирующими организациями**, является обязательным для комплектации судов всех типов и назначений и приведен как справочный для Судовладельца.

** Далее «Регистр» и Правила.

В номенклатуре снабжения РД не предусматриваются:

изделия, являющиеся составной частью устройств или оборудования, которые должны быть на судне согласно спецификации;

специальный инвентарь и инструменты, входящие в комплект поставок механизмов, приборов и аппаратов, а также ЗИП, поставляемые на судно в соответствии с нормальной практикой поставки этих механизмов;

мединструментарий, который должен поставляться на судно согласно спецификации.

Действие РД не распространяется:

на суда с динамическим принципом поддержания;

на несамоходные суда (кроме стоечных);

на суда вместимостью менее 80 рег.т, либо с мощностью энергетического оборудования менее 100 кВт.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

1.1. ТИПЫ СУДОВ

1.1.1. Грузовое судно — любое судно, не являющееся пассажирским (сухогрузное, наливное, транспортный рефрижератор, буксир, толкач, спасательное, технического флота, кабельное, специального назначения и другое непассажирское судно).

1.1.2. Пассажирское судно — судно, предназначенное для перевозки более 12 пассажиров.

1.1.3. Нефтеналивное судно — судно, предназначенное для перевозки наливом сырой нефти и нефтепродуктов.

1.1.4. Химовоз — судно, предназначенное для перевозки наливом опасных химических грузов.

1.1.5. Газовоз — судно, предназначенное для перевозки наливом сжиженных газов.

1.1.6. Судно специального назначения — самоходное судно с механическим двигателем, которое в силу своего назначения имеет на борту специальный персонал более 12 чел., включая пассажиров (научно-исследовательские, экспедиционные, гидрографические, учебные и др.).

1.1.7. Ледоколы — суда, предназначенные для прокладки канала в сплошном льду, проводки, околки, буксировки судов и выполнения спасательных работ во льдах.

1.1.8. Судно технического флота — судно, предназначенное для дноуглубительных работ, добычи и (или) транспортировки грунта.

1.1.9. Суда служебно-вспомогательного флота (СВФ) — суда, предназначенные для обслуживания и обеспечения основного флота (портовые буксиры, спасательные и пожарные суда, лоцманские катера, суда-снабженцы и др.).

1.1.10. Стоечное судно — несамоходное плавучее сооружение с корпусом понтонного или судового образования, постоянно эксплуатирующееся у причальной стенки (берега). К таким судам относятся: плавучие гостиницы и общежития, плавучие мастерские, плавучие силовые установки, плавучие суда-склады.

1.2. РАЙОНЫ ПЛАВАНИЯ СУДОВ

1.2.1. Неограниченный район плавания.

1.2.2.Ограниченный район плавания I — плавание в морских районах на волнении с максимально допустимой высотой волны 3%-ной обеспеченности 8,5 м, с удалением от места убежища не более 200 миль и с допустимым расстоянием между местами убежища не более 400 миль.

1.2.3.Ограниченный район плавания II — плавание в морских районах на волнении с максимально допустимой высотой волны 3%-ной обеспеченности 7,0 м, с удалением от места убежища не более 100 миль и с допустимым расстоянием между местами убежища не более 200 миль.

1.2.4.Ограниченный район плавания IIсп — смешанное (река-море) плавание на волнении с максимально допустимой высотой волны 3%-ной обеспеченности 6,0 м, с удалением от места убежища:

— в открытых морях не более 50 миль и с допустимым расстоянием между местами убежища не более 100 миль,

— в закрытых морях не более 100 миль и с допустимым расстоянием между местами убежища не более 200 миль.

1.2.5. Ограниченный район плавания — IIIсп — смешанное (река-море) плавание на волнении с максимально допустимой высотой волны 3%-ной обеспеченности 3,5 м, с учетом конкретных ограничений по району и условиям плавания, обусловленных ветроволновыми режимами бассейнов, с установлением при этом максимально допустимого удаления от места убежища, которое не должно превышать 50 миль.

1.2.6. Ограниченный район плавания — III — прибрежное, рейдовое и портовое плавание в границах, установленных Регистром в каждом случае.

1.3. НОРМЫ СНАБЖЕНИЯ ИНВЕНТАРЕМ И СРОКИ ЕГО СЛУЖБЫ

1.3.1. Часть 2 настоящего РД при заказе судна может быть полностью включена в соответствующий раздел контрактной спецификации (контракта) или, если Заказчик судна считает необходимым исключить поставку какого-либо имущества (инструмента), должны быть сделаны ссылки об изъятии соответствующих пунктов из части 2 настоящего РД.

1.3.2. Для пассажирских судов, судов специального назначения и судов новых типов, если это обусловлено конструктивными особенностями и назначением этих судов, сверх норм, приведенных в РД, должно быть предусмотрено дополнительное снабжение по номенклатуре, согласованной с судовладельцем.

Читайте также:  Инструменты и оборудование для ремонта дома

1.3.3. Нормы дополнительного специального снабжения атомных судов и судов АТО приведены в РД 31.00.14.05-88.

1.3.4. Сроки службы предметов снабжения и инвентаря в РД не регламентированы. Фактические сроки списания имущества устанавливаются с учетом требований нормативно-технической документации на изделие, данных сертификатов, результатов периодических испытаний изделий, для которых такие предусмотрены нормативными актами, техническим состоянием и пригодностью к дальнейшей эксплуатации, определяемых судовладельцем и органами надзора.

2. ИНВЕНТАРЬ И ИНСТРУМЕНТ, НЕ РЕГЛАМЕНТИРУЕМЫЕ ПРАВИЛАМИ РЕГИСТРА, НО ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДНА

1. В разделе предусматривается инвентарь и инструмент, рекомендуемый требованиями морской практики.

2. В подразделах 2.1; 2.2; 2.5; 2.6; 2.7; 2.9; 2.10; 2.11 в отдельной графе указан инвентарь и инструмент, минимально необходимый в первоначальный (до 6-ти месяцев) период после ввода судна в эксплуатацию, и приведен рекомендуемый по категориям судов, принятый в соответствии с опытом морской практики.

В таблицах подразделов 2.3; 2.4; 2.8 в целом приведен инвентарь, минимально необходимый при эксплуатации судна.

3. По решению Заказчика номенклатура и нормы инвентаря могут быть изменены и предложены в согласованном объеме к поставке верфью-строителем судна или приняты к поставке судовладельцем.

2.1. НАВИГАЦИОННОЕ СНАБЖЕНИЕ

Морские суда по нормам комплектации навигационным снабжением подразделяются в зависимости от валовой регистровой вместимости на следующие категории:

1 — суда вместимостью 10000 рег.т

2 — суда вместимостью 500 рег.т

3 — суда вместимостью 300 рег.т

4 — суда вместимостью 150 рег.т

В нормы не включены компасы, лаги и другие навигационные приборы, которые являются оборудованием и устанавливаются согласно спецификации.

Источник



Нормы оснащения маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, эксплуатируемых во внутренних водах, минимальным набором средств безопасности

Наименование предметов средств безопас­ности

Гребные на­дувные лодки, вместимостью до 3 человек, не имеющие жесткой слани

Гребные лодки, греб­ные надувные лодки, имею­щие же­сткие слани, надув­ные лодки, вмести­мостью более 3 чело­век, не имею­щие же­сткой слани

Моторные маломер­ные суда длиной до 6 метров

Моторные маломер­ные суда длиной от 6 до 12 метров

Мотор­ные ма­ломер­ные суда длиной свыше 12 метров

Несамоход­ные мало­мерные суда вмести­мо­стью менее 80 тонн *

Индивидуальные спасательные средства (**)

Индивидуальные средства безопасности

По числу находящихся людей на борту 1

Конец Александрова (спасательный линь) длиной не менее 15 метров или спасательный круг (кольцо) с линем длиной не менее 15 метров

Спасательный круг или кольцо с линем длиной не менее 15 метров

Спасательный круг с линем длиной не менее 15 метров

Гребное устройство (весла, весло-гребок или багор-весло)

Якорь с якорь-тросом (якорь-цепью)

Один черпак или ручной насос

Оборудование для откачки воды из трюма

Ведро на 10 литров

Звукосигнальное устройство 9

Средства безопасности при ЧС: (**)

Один электрический фонарь белого света или две ракеты сигнала бедствия красного цвета 11

Ракеты сигнала бедствия красного цвета 11

Рекомендуемое дополнительное оборудование (***)

Пиротехнические сигналы бедствия

Аптечка для оказания первой медицинской помощи

Один спасательный круг с 15-ти метровым линем

Одно сигнальное полотно (флаг — отмашка)

Приспособление для поднятия человека на борт

Навигационная аппаратура ГЛОНАС

* для несамоходных судов, используемых в качестве буксируемых судов и дебаркадеров.

*** данное оборудование не является обязательным.

1 суда, эксплуатируемые в бассейнах 5 разряда, могут снабжаться спасательными нагрудниками, на гребных лодках прокатных станций допускается вместо жилетов иметь один спасательный круг;

2 специальное весло по числу гребцов;

3 согласно требованиям ГОСТ Р 51722-2001;

4 моторное маломерное судно длиной до 6 метров снабжаются огнетушителем, если на его борту установлен стационарный двигатель с фиксированным топливным баком любого размера или прибор для приготовления пищи, обогрева и т. п. работающий на сжигаемом топливе;

5 моторное маломерное судно длиной свыше 12 метров снабжаются 1 огнетушителем, а также еще одним огнетушителем, если на его борту установлен прибор для приготовления пищи, обогрева и т. п. работающий на сжигаемом топливе;

6 несамоходные маломерные суда вместимостью до 10 тонн снабжаются 1 огнетушителем, свыше 10 тонн – 2 огнетушителями;

7 при отсутствии оборудования для откачки воды;

8 несамоходные маломерные суда вместимостью до 10 тонн снабжаются ручным насосом, свыше 10 тонн – оборудованием для откачки воды из трюма;

9 согласно требованиям пункта 108 Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации (ППВВП), допускается использование электрического звукового сигнала автомобильного типа;

10 допускается замена на свисток спасательного жилета;

11 наличие пиротехнических сигналов бедствия не обязательно, если навигация осуществляется по реке, каналу или озеру, в котором судно не может находиться более чем в двух километрах от берега.

Маломерные суда, не оборудованные сигнально-отличительными огнями, соответствующими требованиям ППВВП, в условиях ограниченной видимости и от захода до восхода солнца к пользованию запрещены.

Нормы оснащения маломерных судов,

поднадзорных ГИМС МЧС России, используемых в целях мореплавания,

минимальным набором средств безопасности

Наименование предметов средств безопас­ности

Моторные маломерные суда длиной до 6 метров

Моторные маломерные суда длиной от 6 до 12метров

Моторные маломерные суда длиной свыше 12 метров

Парусные маломерные суда длиной до 6 метров

Парусные маломерные суда длиной от 6 до 12метров

Парусные маломерные суда длиной свыше 12 метров

Индивидуальные средства безопасности

По числу находящихся людей на борту

Конец Александрова (спасательный линь) длиной не менее 15 метров или спасательный круг (кольцо) с линем длиной не менее 15 метров

Источник

Нормы по оборудованию морского судна

Горячая линия: 8 800 555 49 43

О новых санитарных правилах СП 2.5.3650-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры»

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 октября 2020 года №30 утверждены санитарные правила СП 2.2.3650-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры» (Постановление). В документе указаны отдельные постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, которыми ранее были урегулированы аналогичные правоотношения и которые утрачивают свою силу с вводом нового Постановления.

Документ зарегистрирован в Минюсте России 25 декабря 2020 года (рег. № 61815).

Новые санитарные правила направлены на охрану здоровья населения, профилактику возникновения и предотвращение распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), обеспечение безопасных условий эксплуатации транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры, устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда работников транспорта и отдельных объектов транспортной инфраструктуры.

Читайте также:  Криогенное оборудование в ижевске

Утверждённые и введённые в действие с 01 января 2021 года СП 2.2.3650-20 распространяются на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с проектированием, строительством (изготовление), переоборудованием (реконструкцией, модернизацией, ремонтом), эксплуатацией:

a. морских судов, судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания, эксплуатируемых в коммерческих целях и (или) используемых наёмный экипаж;

b. судов рыбопромыслового флота, судов, используемых в целях добычи, обработки, приёма, перевозки продукции промысла по морским и внутренним водным путям Российской Федерации;

c. морских и речных портов Российской Федерации, в том числе производственно-перегрузочных комплексов, зданий и сооружений;

d. воздушных судов;

e. подвижного состава железнодорожного транспорта;

f. подвижного состава метрополитена;

g. объектов инфраструктуры транспорта.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 октября 2020 года №30 срок действия СП 2.5.3650-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры» установлен до 01 января 2027 года.

С текстом документа можно ознакомиться по ссылке.

© УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ, 2021

Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте
зайти на наш старый сайт

Разработка и продвижение сайта – FMF

Почтовый адрес:
183038, г. Мурманск, ул. Коммуны, дом 7

Телефон:
+7 (8152) 47-26-72 (приёмная)
Электронная почта:
adm@murmanpotrebnadzor.ru

© УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ, 2021

Телефон:
+7 (8152) 47-26-72 (приёмная)
Электронная почта:
adm@murmanpotrebnadzor.ru

Почтовый адрес:
183038, г. Мурманск, ул. Коммуны, дом 7

Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте
зайти на наш старый сайт

Источник

Для каждого типа судов – свои правила

ФАУ «Российский морской регистр судоходства» обеспечивает повышение стандартов безопасности человеческой жизни на море, безопасности плавания судов и надежной перевозки грузов. О проведении освидетельствований средств противопожарной защиты судов рассказывает главный специалист отдела механического оборудования и систем ФАУ Владимир Аксенов.

Для каждого типа судов – свои правила

ФАУ «Российский морской регистр судоходства» обеспечивает повышение стандартов безопасности человеческой жизни на море, безопасности плавания судов и надежной перевозки грузов. О проведении освидетельствований средств противопожарной защиты судов рассказывает главный специалист отдела механического оборудования и систем ФАУ Владимир Аксенов.

Какими документами (международными, внутригосударственными, ведомственными) руководствуется ФАУ «Российский морской регистр судоходства» при проведении освидетельствований средств противопожарной защиты судов?

Основным нормативным документом Регистра судоходства (РС) являются Правила классификации и постройки морских судов. Вопросам противопожарной защиты в них посвящена часть VI «Противопожарная защита». Ее требования применяются при проектировании и строительстве судов на класс РС, а также при освидетельствовании пожарного оборудования и систем пожаротушения на судах, эксплуатирующихся под техническим наблюдением РС. Над совершенствованием Правил Регистр работает постоянно и в последние годы переиздает их ежегодно. Основным источником для дополнения и корректировки требований РС, относящихся к противопожарной защите, на сегодняшний день являются резолюции, принимаемые в рамках деятельности Международной морской организации (ИМО), а также унифицированные требования Международной ассоциации классификационных обществ (МАКО), которые подлежат обязательному внедрению в правила всех членов ассоциации, в том числе и РС.

Наряду с освидетельствованиями, проводимыми для целей классификации, РС проводит конвенционные освидетельствования судов и морских сооружений. То есть по поручению морских администраций государств флага, в том числе и Российской Федерации, определяет и подтверждает соответствие судов под флагом государств, делегировавших РС полномочия, требованиям международных кодексов и конвенций, принятых государствами в рамках ИМО, а также выдает от имени этих государств соответствующие документы.

При конвенционных освидетельствованиях в отношении противопожарной защиты применяются требования главы II-2 «Конструкция – противопожарная защита, обнаружение и тушение пожара» международной Конвенции по охране человеческой жизни на море (МК СОЛАС), а также требования Международного кодекса по системам пожарной безопасности» (Кодекс СПБ) и Международного кодекса по применению процедур испытания на огнестойкость 2010 года. В совокупности они представляют собой достаточно объемный и подробный свод требований, постоянно корректируемых и актуализируемых в рамках деятельности рабочих органов ИМО. В случае наличия у национальных морских администраций дополнительных требований к противопожарному оборудованию и системам судов под их флагом РС особо контролирует их соответствие и подтверждает специальным комплектом документов, установленным этими администрациями.

Какие требования предъявляются к конструктивным элементам судовой противопожарной защиты на проектируемых, строящихся и реконструируемых судах?

Морское судно проектируется и строится таким образом, чтобы максимально снизить возможность возникновения пожароопасных ситуаций. Это достигается:
• пассивными средствами обеспечения пожаробезопасности, к которым можно отнести конструктивную противопожарную защиту и системы, обеспечивающие поддержание взрыво- и пожаробезопасной атмосферы в грузовых и производственных пространствах;
• наличием активных средств пожаротушения, к которым относятся стационарные системы и переносные средства для непосредственной борьбы с пожаром;
• оборудованием судов системами пожарной сигнализации;
• организационными мероприятиями.

Конструктивная противопожарная защита судна призвана обеспечить ограничение выделения теплоты в зоне горения, ограничение распространение горения, температурного воздействия, задымления на смежные помещения, устранение деформации и разрушения судовых конструкций, исключение вскипания и взрывов в грузовых и топливных емкостях и механическом оборудовании; безопасную эвакуацию людей.

Для этой цели Правилами РС предусмотрены следующие основные меры:
• применение негорючих изоляционных материалов;
• жесткое ограничение применения для отделки и обустройства судовых помещений горючих материалов. Исключение применения для изготовления мягкой мебели, драпировок, портьер, постельных принадлежностей легковоспламеняющихся набивочных и тканевых материалов;
• применение в жилых и служебных помещениях для зашивки, палубных покрытий и настилов полов материалов с медленным распространением пламени по поверхности и отвечающих характеристикам отсутствия повышенного дымообразования и токсичности продуктов сгорания;
• подразделение всех внутренних судовых пространств и помещений по категориям пожароопасности и применение в качестве ограждающих конструкций палуб и переборок строго регламентированного класса огнестойкости. При этом двери, окна, люки, проходы труб и кабельных трасс и т. п. должны иметь класс огнестойкости не ниже основных конструкций;
• применение противопожарных и противодымных заслонок в каналах вентиляции.

Все приведенные характеристики противопожарных свойств материалов, изделий и конструкций являются однозначно определенными в МК СОЛАС (Международная конвенция по охране человеческой жизни на море). Соответствие им устанавливается по результатам огневых испытаний по методикам вышеупомянутого Международного кодекса по применению процедур испытания на огнестойкость 2010 года и подтверждается выдачей, как правило на пять лет, свидетельства о типовом одобрении, являющегося основанием для применения материалов и изделий на морских судах. Испытания проводятся в признанных РС лабораториях либо в прочих лабораториях, обладающих соответствующей технической возможностью, под наблюдением РС.

Читайте также:  Оборудование для 268 вар 4

Существуют ли особые требования к судовым системам пожаротушения и пожарной сигнализации?

Требованиям к судовым системам пожаротушения и системам пожарной сигнализации посвящены специальные разделы в части «Противопожарная защита» Правил РС.

Как и требования к конструктивной противопожарной защите, основаны они на требованиях МК СОЛАС, которые после 2000 года вошли в специальное приложение к конвенции «Международный кодекс по системам пожарной безопасности» (далее – Кодекс СПБ), имеющий такой же обязательный статус, как и основной текст конвенции. Кодекс СПБ включает главы, содержащие требования к различным системам пожаротушения, пожарной сигнализации, а также главы, посвященные системам обеспечения пожаробезопасности, огнетушителям, системам низко расположенного освещения, устройству аварийных выходов, защитным средствам персонала.

Все требования МК СОЛАС и Кодекса СПБ можно характеризовать как особые в том плане, что они являются официально признанными международным морским сообществом и контролируются на судах в эксплуатации не только классификационными обществами, но и уполномоченными портовыми властями государств – членов ИМО (Международная морская организация – International Maritime Organization, IMO). Отклонения от каких-либо конвенционных требований должно согласовываться на уровне морской администрации государства и оформляться специальным документом. При обнаружении несоответствия в иностранном порту судно может быть задержано со всеми вытекающими из этого материальными и административными последствиями.

В чем специфика требований к противопожарной защите элементов конструкции корпуса судна, механизмам и их деталям, электрическому оборудованию, общесудовым системам и трубопроводам?

Специфика противопожарной защиты морских судов прежде всего определяется автономным пребыванием судна в море, отсутствием в подавляющем большинстве случаев возможности какой-либо внешней помощи в борьбе с пожаром; осуществлением борьбы с пожаром только силами экипажа; трудностями, связанными с эвакуацией людей с горящего объекта, сложностями ликвидации последствий пожара на борту и безопасного возвращения в порт. Исходя из этого, на большинстве судов обеспечиваются следующие специфические требования:
• на судне существуют специально расположенные и оборудованные станции пожаротушения, кладовые противопожарного имущества и посты управления с соответствующими средствами связи и аварийно-предупредительной сигнализации;
• конструкция активных средств пожаротушения и систем пожарной сигнализации должна обеспечивать постоянную готовность к использованию и резервирование;
• параметры конструктивной противопожарной защиты устанавливаются исходя из необходимого времени эвакуации в специальные места убежища или в места посадки на спасательные средства;
• для общесудовых систем и оборудования в ряде случаев предусматривается применение, связанное с обеспечением пожаробезопасности и борьбы с пожаром: в качестве резервных для систем пожаротушения, для удаления применяемой для тушения воды, дымоудаления и т. п.;
• оборудование и трубопроводы систем пожаротушения должны быть работоспособны в морских условиях, когда они зачастую находятся под постоянным воздействием климатических факторов, морской воды, качки, вибрации;
• необходимый запас огнетушащих веществ должен быть четко определен и обеспечен. В частности, оборудование водяных систем пожаротушения должно быть пригодно к использованию как пресной, так и морской воды. Этому требованию должен отвечать и пенообразователь в системах пенотушения.

Технические аспекты противопожарной защиты имеют свою специфику для разных типов судов и морских объектов. Этому посвящены специальные разделы соответствующих Правил РС. Состав объектов наблюдения Регистра весьма разнообразен: от малых прогулочных судов до стационарных морских добывающих платформ, от глубоководных аппаратов до экранопланов. И для всех основных типов разработаны отдельные правила РС, базирующиеся на Правилах классификации и постройки морских судов и содержащие дополнительно специфические требования, применимые к этим объектам и, в частности, к их противопожарной защите.

Существуют ли особенности в организации противопожарной защиты судов при перевозке опасных и легковоспламеняющихся грузов?
Перевозке опасных грузов посвящен специальный раздел в части VI «Противопожарная защита» Правил классификации и постройки морских судов, который определяет специальные требования к судам, перевозящим опасные грузы в упаковке и навалом. Основой для этих требований являются положения правила 19 главы II-2 МК СОЛАС, Международного морского кодекса по опасным грузам, Международного кодекса морской перевозки навалочных грузов. Соответствие этим требованиям подтверждается особым свидетельством, выдаваемым РС и дающим право на перевозку таких грузов.
Дополнительными мерами при перевозке являются:
• разделение грузового пространства и машинного отделения противопожарной переборкой максимального класса огнестойкости;
• расположение грузовых пространств таким образом, чтобы они не были смежными с жилыми и служебными помещениями, минимизация возможности проникновения опасных паров и жидкостей;
• обеспечение водопожарной системой немедленной подачи воды под требуемым давлением на четыре ствола одновременно;
• охлаждение грузового помещения системой водораспыления с установленной интенсивностью подачи; запрет применения в грузовых помещениях любого оборудования, которое может быть источником воспламенения легковоспламеняющихся газов и паров и взрывоопасной пыли;
• оборудование грузовых помещений стационарной системой сигнализации обнаружения пожара и специальной системой вентиляции;
• специальные требования к системе осушения грузовых помещений;
• наличие дополнительных комплектов защитной одежды, стойкой к химическому воздействию, и изолирующих дыхательных аппаратов.

Данные меры не исчерпывают всех требований, которые должны выполняться на судне. Применительно к конкретному перевозимому грузу грузоотправителем разрабатываются и согласовываются с РС документы, определяющие технологический режим перевозки, в которых уточняются укладка, размещение и разделение опасных грузов на борту судна, их погрузка, перевозка и выгрузка, контроль температуры, влажности и загазованности, запрещаемые и рекомендуемые огнетушащие вещества, действия в аварийных ситуациях и т. п.

Что бы вы порекомендовали учесть разработчикам и производителям систем пожаротушения?
Согласно существующей практике судно на протяжении периода постройки и эксплуатации может неоднократно менять флаг, классификационное общество, судовладельца. В этой связи в международном судоходстве и судостроении принципиально важно применять общие стандарты оборудования, так как, в отличие от национальных и региональных стандартов, они с большей вероятностью будут понятны и признаны всеми членами мирового морского сообщества, что дает конкурентные преимущества на рынке морских перевозок.
Можно рекомендовать разработчикам и производителям систем пожаротушения всегда ориентироваться на Правила РС, так как в отношении противопожарной защиты их требования соответствуют международным нормативам, регулярно актуализируются с учетом всех изменений, принимаемых ИМО, содержат все необходимые ссылки. Во всех представительствах РС можно получить подробную консультацию по всем возникающим вопросам.

Источник